Устройство жилища удэгейцев. Национальное блюдо удэгейцев


Удэгейская пища - Арктический многоязычный портал — Wiki

За последние 100 лет кухня нанайцев и удэгейцев не изменилась. Главное в ней – мясо, остальное – "заедка". "У белых людей организм настроен на углеводы, у нас – на белок", - поясняет Василий Дункай. Еду готовят быстро, из того, что есть под рукой. Единственная кухонная утварь – острый нож. Наталья Дункай режет им ярко-красное мясо изюбра, амурского оленя - сначала ломтями, затем полосками и кубиками. Так получается фарш для пельменей. В него добавляют капусту и лук. Вторым блюдом на ужин будет лянцзай – тонко наструганный картофель с лапшой. Вместо вина, которое у таежников не в фаворе, охотники пьют свежую кровь кабана и изюбра.

"То, что в крови зверей много микроэлементов, витаминов, белков, необходимых и человеку, научно доказано, – говорит координатор Ассоциации коренных и малочисленных народов Дальнего Востока Ольга Кончага. – У изюбра или лося охотники едят все – ноздри, уши, теплую печенку, почки, сердце, мозг. Желудок когда-то варили и ели вместе с его содержимым". Василий Дункай добавляет: "Яблоки в тайге не растут, поэтому приходится брать витамины, где удается". С ноября по март охотники живут в тайге. Тут главное – добыть зверя. К нему готовится "заедка" – лепешки на жире кабана, рисовая или кукурузная каша. Кстати, мука у удэгейцев появилась всего 100 лет назад.

Вырезка изюбра – все равно что говядина для белого человека. А вот лось и кабан имеют легкий специфический привкус. Звери эти едят только орехи, траву, листву. Никаких вредных примесей. Поэтому деликатесом считается, например, белка. Весной и летом в тайге – раздолье для вегетарианцев: черемша, дикий лук, чеснок, разные коренья, травы, папоротник, ягоды. Пока китайцы не завезли в тайгу чай, здесь пили цветочный сбор – сирень, липовый цвет, иван-чай, шиповник. Ягоды черемухи – на сладкое. Меню настоящего удэгейца выглядит так: на завтрак – тала или талахонь – свежая рыба (ленок, хариус, щука, таймень), порезанная кусочками и пересыпанная солью, и чай; на обед – рыбный или мясной суп, каша и опять тала; на ужин – то же, что и на обед. Лососевую икру удэгейцы никогда не солили, а жарили и варили.

arctic-megapedia.ru

Боузы, дюйцехазу и манэ: Дни удэгейской кухни открылись в Port Café

С 3 по 15 ноября в ресторане дальневосточной региональной кухни Port Café (ул. Комсомольская, 11) пройдут Дни удэгейской кухни.

В меню – блюда удэгейской кухни, приготовленные из продуктов, специально привезенных поварами ресторана с северных территорий Приморского края.

В течение десяти дней в Port Café также будет работать выставка изделий удэгейских народных промыслов и ремесел и выставка фотографий, сделанных на территории Национального парка Бикин.

Три недели назад повара Port Cafe отправились в экспедицию в село Красный Яр, на территорию национального парка Бикин, созданного в Пожарском муниципальном районе Приморского края в 2015 году.

Они жили в удэгейской семье, ходили на рыбалку на лодке ульмаге, слушали истории о быте и верованиях удэге. И самое главное - изучали рецепты и готовили блюда местной кухни.

Вячеслав Анзулис, шеф-повар ресторана Port Café: "Мы твердо уверены – кухня коренных народов, населяющих испокон веков наш край – настоящая, таёжная, основанная исключительно на местных продуктах - речной рыбе, диком мясе, таёжных дикоросах – является неотъемлемой частью Дальневосточной региональной кухни."

— Национальная удэгейская кухня — это блюда, приготовленные из того, что удается добыть в приморской тайге. Так было сто лет назад, так есть и сейчас — удэгейцы помнят и знают рецепты своих предков и готовят по ним до сих пор, — отмечает жительница Красного Яра Ирина Канчуга. — Кстати, блюда удэгейской кухни в большинстве своем диетические и легко усваиваются, поэтому среди нашей народности так мало полных людей.

"Кухня - это самый доступный и осязаемый элемент культуры любого народа. Быть приморцем –это значит обрести корни в этой земле, уважать ее историю, любить и сохранять ее богатство - море и тайгу, чувствовать ее вкус. Кухня коренных народов Приморья – неотъемлемая часть Дальневосточной региональной кухни, одной из самых привлекательных составляющих брэнда Владивостока и Приморского края.

Блюда из даров тайги, речной рыбы, мяса диких животных, приготовленные по рецептам коренных народов Приморья – это крупный раздел нашей региональной кухни, не уступающий нисколько по своему значению морепродуктам и морской рыбе. И кто же лучше знает, как все это добывается и готовится как не народ, живущий веками на этой земле?" - Андрей Хаустов, представитель ресторана Port Café.

МЕНЮ ДНЕЙ УДЭГЕЙСКОЙ КУХНИ:

Лянцай ( картофельный салат с обжаренной кетой и луком)

Закуска из папоротника осмунда (приготовленная из сушеного папоротника, предварительно вымоченного и обжаренного с луком и томатом)

Закуска из копченого ленка

Папоротник орляк (с печеными овощами)

Манэ из кеты (традиционная удэгейская похлебка)

Рубленые котлеты из ленка (подаются с жареными грибами)

Жареный хариус (с печеным картофелем)

Пельмени с мясом изюбря (с зелёной лобой и лимонником)

Дюйцехаза (острая приправа из цветков чеснока «дюйце» с солью и перцем)

Голубика, перетертая с сахаром

Юджанзе (масляные пампушки из дрожжевого теста)

primamedia.today

Удэгейцы

Удэгейцы

(удэге́, удэхе́йцы, удэхе́, кекари, кекары)

 

Современные источники

Удэгейцы, коренной малочисленный народ Дальнего Востока.

 

Самоназвание

С.Н. Браиловский в начале 20-го века доказал этническую самостоятельность, введя в употребление этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший общим самоназванием народа.

 

До этого каждая территориальная группа имела собственное самоназвание: хунгарийская —хунгакэ, бикинская — бикинка, анюйская —унинка и др.

В целом, самих удэгейцев русские считали частью орочей

 

Этноним

Удэге́йцы, устаревший удэге́ (до 1956 г. — удэхе́йцы, а также удэхе́).

Кекари — так называли удэгейцев орочи и маньчжуры (русское: кекары). 

 

Численность и расселение

Всего: 1 500 человек.

В том числе, в РФ по переписи 2010 года, 1 453 человека.

Из них:

- Приморский край 784 человека,

- Хабаровский край 609 человек.

 

Кроме того, в Украине, по переписи 2001 года 42 человека.

 

Удэгейцы присутствуют в КНР, но данные о их численности отсутствуют.

 

Этнические территории удэгейцев (иногда встречается такое название — страна удэге), то есть земли компактного проживания, издавна находились на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края, преимущественно в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня и вдоль правых притоков Уссури и Амура.

 

На начало ХХ века удэгейцы занимали сплошную территорию по оба склона Сихотэ-Алиня. Её предел на востоке доходил до побережья Японского моря (в междуречье Ботчи и Такема), а на западе — достигал среднего течения правых притоков Уссури (реки Хор, Бикин, Большая Уссурка).

На северо-востоке удэгейцы граничили с орочами Императорской гавани, на севере — с найхинскими нанайцами, на юге — с тазами.

Удэгейцы проживали также на севере и северо-западе от своей основной территории — по притокам Амура: Анюю, Хунгари и Урми, в окружении найхинских икур-урмийских нанайцев.

 

В связи с коллективизацией и укрупнением поселений, от которого пострадали чуть ли не все северные российские народы, в 1930-е годы ассимиляцию испытали и поселения удэгейцев.

В результате к началу 1940-х годов удэгейцы окончательно потеряли единство этнической территории и были сосредоточены в 9 укрупнённых посёлках, административно относящихся к Приморскому и Хабаровскому краям Российской Федерации.

 

Территориально-этнические группы

Примечателен тот факт, что ещё в 1960-70-е годы среди удэгейцев сохранялось распределение на субэтнические группы, анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие.

Таким образом, ранее разрушенная этническая консолидация так и не была восстановлена.

 

Этногенез

Учёные выделяют три основные составляющие, на базе которых сформировался удэгейский этнос: автохтонной палеоазиатской, представленной Янковской и близкими к ней по виду археологическими культурами Кореи и Приамурья; австронезийской в лице мигрантов с побережья Жёлтого и Восточно-Китайского морей (Кроуновская археологическая культура) и тунгусской, основу которого сперва составили пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья (Ольгинская археологическая культура).

 

В процессе взаимодействия илоу с местными племенами, в VII в. на юге  Дальнего Востока сформировалась новое тунгусское сообщество мукри, основавшее в 698 году государство Бохай.

 

Дальнейшее развитие мукри происходило в сложных этнополитических условиях и в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов — особенно значительное влияние на него оказали древнетюркские и дренемонгольские народы, что в конечном итоге привело к образованию современных этносов юго-тунгусской языковой группы, в том числе и удэгейцев.

 

Предполагаемая генеалогическая цепочка: сушэни — илоу — уцзи — мохэ (мукри)— чжурчжэни — маньчжуры — удэгейцы.

 

Вообще, на этногенез удэгейцев влияли многочисленные этнические контакты на протяжении всей их истории — особенно интенсивными они были с орочами, также нанайцами и эвенками, позднее — с маньчжурами и китайскими переселенцами.

 

Антропология

Относятся к байкальскому типу монголоидов.

 

Язык

Удэгейский язык — один из тунгусо-маньчжурских языков, условно относящихся к южной (приамурской) группе.

Точнее, удэгейский язык относится к языкам переходного (смешанного) типа, совмещая в себе особенности, характерные как для северных, так и для южных тунгусо-маньчжурских языков.

 

Наиболее схож с орочским.

 

Выделяются три диалекта: хорско-анюйский, бикинско-иманский и самаргинско-хунгарийский, о степени родства и взаимопонимания между носителями которых, единого мнения у специалистов нет.

 

Фонетическая структура слова в удэгейском языке характеризуется вокалистичностью: стечения согласных не встречаются ни в начале, ни в конце слова.

Имеют место различные стечения гласных в слове.

Без учета долгих гласных в удэгейском насчитывается 7 гласных фонем и 21 согласная.

Характерна гармония гласных, которая, впрочем, иногда может нарушаться и носить «ступенчатый» характер.

 

По своему морфологическому типу удэгейский язык является суффиксально-агглютинативным.

При соединении морфем имеют место элементы фузии.

Помимо синтетических конструкций есть аналитические.

Словоформы характеризуются определенной последовательностью морфем: корень (основа) + суф. словообразования + суф. деривационого формообразования (залог, вид, собирательность) + суф. смешанного формообразования (время/наклонение, число, принадлежность, личность/безличность причастия) + суф. реляционного формообраз. (падеж, притяжательность, лицо/число глагола) + суф.-частица.

Грамматические категории выражаются суффиксами.

 

Существительное имеет категории числа, притяжательности, падежа, субъективной оценки, лица/нелица.

Прилагательное не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Не имеет степеней сравнения.

Два основных разряда: качественные и относительные.

Числительные имеют несколько разрядов.

Не склоняются разделительные и разовые числительные.

Местоимения делятся на личные, указательные, вопросительные, определительные.

Среди личных местоимений мн.ч. различаются инклюзивные и эсклюзивные формы.

Глагол включает собственно глагольные формы, причастие, деепричастие и именные формы (супин, кондициональ, формы «одновременного» и «разновременного» действия – при обозначении односубъектного и разносубъектного действия).

Отрицательные формы глагола образуются аналитически.

Наречия делятся на разряды: качества, количества, места, времени, степени.

В служебной функции широко употребительны имена-послелоги, имеющие формы личного и безличного притяжания и изменяются по падежам.

 

Широко распространены междометия.

Структура простого предложения характеризуется номинативной конструкцией.

Основной порядок слов в предложении S-O-V.

Обстоятельство времени или места помещается в самом начале предложения, предшествуя подлежащему.

Сложные предложения встречаются редко.

Для них характерна бессоюзная связь.

 

История

В IV—VI веках на побережье Японского моря обитало Уцзи состоявшее из 7 племен.

В источниках XII столетия на этой же территории зафиксировано племя Удаха.

 

В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай».

Это первое известное упоминание об удэге.

 

Китайский документ XVII века отмечает, что на побережье Японского моря живёт и занимается рыболовством страна Удиха.

 

Традиционное жилище

У удэгейцев существовало три типа поселений-стойбищ: постоянные (зимние), сезонные и временные.

Постоянные располагались в распадках, укрытых сопками от зимних ветров, неподалеку от традиционных мест промысла и существовали десятилетиями.

К наиболее древним, насчитывающим по 100 и более лет, относятся стойбища хорских удэгейцев Джоонго и Чукен, самаргинских — Зава и Исим, бикинских — Олон и Сяин, анюйских — Бира и др.

 

Сезонные и временные поселения чаще всего устраивались на берегу реки. К наиболее распространенным жилым постоянным постройкам относится полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на землю.

 

Жилое помещение делится на мужскую и женскую половины.

В центре полуземлянки располагается очаг, сразу за очагом напротив входа мужская половины малу.

Вдоль стен полуземлянки располагаются нары, покрытые берестой или шкурами.

Некоторые хунгарийские и иманские удэгейцы жили в полуземлянке с кановым отоплением.

Среди других зимних жилищ можно отметить конический чум тоза и корьевой шалаш кава.

Удэгейский чум по своей конструкции аналогичен эвенкийскому.

Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю. Х

озяйственными постройками у удэгейцев были свайные амбары, а также вешала и помосты, установленные на четырех столбах.

 

Семья

Основой патриархального удэгейского общества была малая семья.

В семье царили родительское право и чёткое распределение мужских и женских обязанностей, и трудовой деятельности.

 

Мужчина заботится о защите и обеспечении семьи пищей, изготовления основных орудий труда и т. д., на жену же возлагались обязанности домашней хозяйки, воспитания детей, подсобные, но часто остро необходимые хозяйственные функции (изготовление одежды и обуви, домашней утвари, сбора дикоросов и т. п.).

 

Весь воспитательный процесс в удэгейской семье был направлен на быстрое формирование из ребят настоящих охотников и рыболовов как будущих кормильцев семьи с чётким и последовательным созданием, и развитием соответствующих знаний и навыков (в том числе и в игровой форме), девочку же фактически с рождения готовили к функции хранительницы семейного очага и продолжательницы рода.

Браки у удэгейцев были экзогамные — межродовые.

По «закону» (традиционному праву) девочку с малых лет назначали в жёны мальчику из другого рода, взамен же из этого рода получали девочку в будущие жёны одного из своих мальчиков.

Возраст, в котором девочка переходила в род своего будущего мужа, зависел от «сделки» между родителями, и мог варьироваться от 3-5 лет (тогда девушка сразу же начинала работать на родителей своего будущего мужа до брака) до 12 лет (обычный брачный возраст для девушек).

 

У удэгейцев практиковался покупной брак (как одна из ранних его форм) — калым (тьои) как выкуп за невесту.

Обычно такой калым включал в себя шкурки животных (на ранних этапах), посуду (особенно покупную из металла), ткани (также покупные, китайский шёлк), позже — деньги.

 

Рожали удэгейские женщины в старые времена, уходя в специальные «родильные палатки» (йатау), находящиеся в отдалённом от стойбища месте (обычно в лесной глуши).

Всё время роженица находилась там же, посещать её имела право только повивальная бабка.

Нередко пуповину перерезала также сама роженица.

 

Ещё в сер. XIX в. господствующими у удэгейцев были родовые отношения.

Каждый член рода знал свою родовую принадлежность, которая вместе с «законом» (традиционным правом) чаще всецело определяла (контролировала и ограничивала) не только его «компетенцию» (совокупность семейных и профессионально-промышленных отношений), но и личную свободу.

Во главе рода стоял старейшина (сагдимзи; иначе заньгиа — «князь»), избиравшийся из старейших и авторитетных мужчин рода.

Именно он был наделён властными полномочиями, он же следил за соблюдением «закона» (кругу), то есть традиционного права, и вёл суд в случае его нарушения.

В случае возникновения межродового конфликта (например, убийства), на суд собирались старейшины всех родов, чтобы на основе традиционного же права решить совместно, на чьей стороне «закон».

 

Традиционное хозяйство

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве. Рыбный промысел играл определяющую роль у удэгейцев, живущих в бассейне рек Японского моря, на крупных притоках Уссури и Амура.

 

У живущих в верховьях притоков Уссури основным занятием была охота.

Наиболее древний и любимый вид промысла — гоньба (преследование животного на лыжах по глубокому снегу или весеннему насту).

В этом случае чаще всего использовали копье гида или лук со стрелами. Распространенной была охота с помощью самострелов бэйсигу.

На изюбра и лося охотились с оморочек в речных заводях, куда животные приходили полакомиться водорослями.

Осенью во время гона изюбров подманивали с помощью берестяного манка буника.

Охота на пушных зверей получила широкое распространение лишь в последней четверти 19 века, когда в крае появились многочисленные скупщики пушнины.

Добывали енотов, колонков, выдр и особенно соболей с помощью различных ловушек.

Чаще всего зверя выслеживали по следу.

Основу удэгейского рыболовства составляла добыча кеты осенью и горбуши летом.

Орудиями лова служили остроги, крючковые снасти и ловушки.

На Самарге, Бикине, на речках побережья Японского моря удэгейцы добывали лососей небольшими запорами.

 

Собирательство — еще одна хозяйственная отрасль удэгейцев.

Занимались этим делом женщины.

Женьшеневый промысел носил у удэгейцев товарный характер.

Добытые корни сдавали китайским торговцам, рассчитываясь, таким образом, с ними за старые долги.

 

Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным рисунком.

Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа.

Широкое развитие получила орнаментация тканей, рыбьей кожи, бересты. При украшении предметов из этих материалов использовали такие технические приемы как роспись, аппликация, вышивка.

В скульптуре больше место занимало изображение духов.

В целом удэгейское народное искусство имеет общую основу с искусством тунгусо-манчжурских народов.

 

Основным средством передвижения в летнее время у удэгейцев были лодки-долбленки.

По конструкции носа и некоторым другим деталям они относятся к двум типам: оморочка утунгиэ и лодка с лопатообразным носом ана (бат). Оморочка по конструкции отличалась от бата овальным дном, заостренными кормой и носом.

Передвигались бат и оморочка с помощью шестов и весел.

На оморочке пользовались двухлопастным веслом.

Поднимаясь против течения, в бат иногда впрягали собак.

В последние десятилетия лодки ана строят обычно из досок.

Основным зимним средством передвижения были лыжи двух разновидностей: голицы кингилэ и с меховой подбивкой сугала.

На лыжах ходили с посохом, нижний конец которого имел костяной наконечник и ограничительное кольцо.

Верхний конец имел вид небольшой лопаточки.

Спускаясь с горы, охотник садился на лыжную палку и ловко скатывался вниз.

Для перевозки грузов зимой пользовались низкой прямокопыльной нартой без дуг.

 На ее левой стороне имелось правило, с помощью которого охотник управлял нартой.

Тянуть нарту охотнику помогала собака

 

Религия и обрядность

Анимистический Пантеизм с элементами шаманских обрядов.

В основе мировоззрения удэгейцев лежали анимистические представления о природе.

Весь окружающий мир для них был населен бесчисленным количеством добрых и злых духов.

 

Из анимистических представлений возник культ хозяев природы, тесно связанный с промысловыми обрядами.

Верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находятся в неразрывном единстве с почитанием таких животных как медведь, тигр, выдра и других, которые когда-то, видимо, были для удэгейцев тотемами.

Тотемизма сохранялся в культе удэгейцев вплоть до недавнего времени.

 

Первоначально существовало лишь семейное шаманство, которое со временем стало вытесняться профессиональным.

Каждый шаман имел своих духов-покровителей и духов-помощников, которые изображались в виде человечков, зверей, рыб, птиц и насекомых.

Шаманский дар передавался по наследству из поколения в поколение.

Шаман — не только проводил культовые действия (камлания), но и нередко выступал посредником в улаживании социальных конфликтов.

 

Действовало множество поведенческих, в том числе языковых табу (Сонда), например, жене нельзя было переступать через (существует мнение, что вообще крайне касаться) личные вещи мужчины; было запрещено класть нож в очаг, спрашивать имя покойника и тому подобное.

 

Табуизированы были все сферы жизни человека, в том числе и хозяйственная — например, делать лодку из дерева, поваленного бурей, было нельзя.

 

Погребальные традиции удэгейцев — сплав верований и практичности.

В случае смерти покойника заворачивали в материю, делали гроб (огдие), выдолбленный из ствола тополя, реже кедра, бревно накрывалась сверху меньшим; иногда в форме лодки, ведь верили, что на пути в потустороннем мире душа покойника переплывает моря и реки), далее гроб забивали досками и заворачивали берестой.

В старые времена гроб не закапывали в землю.

Если покойник был взрослым или ребёнком старше 3 лет, то его гроб относили и оставляли посередине специально возведённой (часто в лесных чащах) палатки.

Покойника снаряжали в «долгий путь» в потусторонний мир — оставляли немного еды (только крупы), одежду, копьё, топор и нож (всё с затупленными остриями), в более поздние времена — даже спички, махорку, немного металлических денег («для покупки в потустороннем мире невесты»).

Если умирал ребёнок до 3 лет, его гробик помещали в ветви дерева, потому считалось, что душа ребёнка должена вернуться в гнездо (омие), охраняющий Великая Бабка.

 

Религиозные верования существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп.

У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды — касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др.

 

Повсеместное распространение имело почитание Буа — духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу.

Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу.

 

Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя.

Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах.

Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.

 

Фольклор

Фольклор представлен историческими рассказами, преданиями, мифами, сказками и другими жанрами.

Музыкально-повествовательная традиция удэгейцев отличается большой мобильностью: один и тот же сюжет может быть представлен и как мифологическое повествование и как сказка с напевами.

В основе фольклорных произведений рассказы о действительных исторических событиях, родовые предания, мифы, шаманские легенды, различные объяснения происхождения названий гор, озер и других объектов природы.

Особое место в устном народном творчестве занимала песня.

Ее характерная особенность — печальность и монотонность.

Разнообразны способы извлечения звуков: прерывистое горловое пение с небным оттенком, ротогорловая кантилена с фальцетным оттенком и т.п. Песни исполнялись сидя, во время пения жестикулировали, покачивая головой и корпусом.

 Хореографическое искусство представлено обрядовыми и игровыми танцами.

Танцы устраивали по случаю удачной охоты на медведя или другого зверя. Танцевали вокруг костра женщины, специальную пляску устраивал шаман. Шаманская пляска — сольная импровизация, состоящая из иллюстративно-изобразительных, подражательных движений, переходящих в пантомиму. Участники танцев имитировали движение зверей

 

 

Традиционная одежда

Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа.

Одежда имела общеамурский облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя.

 

Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи.

Под халатом — штаны с ноговицами, у женщин — длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом.

Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.

 

Национальная кухня

Характер пищи удэгейцев зависел от сезона.

С конца весны и до осени преобладала рыбная и растительная пища.

С декабря и до весны, а также в сентябре важную роль играло мясо диких зверей.

Удэгейцы не делали больших запасов свежего мяса. Когда оно заканчивалось, охотник уходил за новой добычей.

От общеамурской модели питания пища удэгейцев отличалась увеличеним доли мяса. 

openarctic.info

Малочисленные народы планеты » Blog Archive » Удэгейская кухня

13167На Дальнем Востоке проживает такая народность как удэгейцы. Их родные земли – это Приморский и Хабаровский край у рек Амура и Уссури. Этот малочисленный народ имеет свою историю, язык, традиции, культуру, фольклор. И, конечно же, — национальную кухню. Блюда удэгейской кухни традиционно готовились из дикорастущих растений, их плодов, семян и грибов, а так же из речной рыбы и мяса диких животных. В теплое время года, пища в основном была растительного характера, а с наступлением зимы главным продуктом становилось мясо. Большое влияние на формирование национальной кухни удэгейцев оказали пришлые китайцы, на что прямо указывают названия блюд. Народ Удэге сохранил рецептуру традиционных блюд, которые готовили их предки много лет назад, и готовит их и по нынешнее время. Национальные блюда удэгейцы готовят, как правило, на праздники, дни рождения, годовщины. Вот несколько оригинальных рецептов, которыми славится традиционная удэгейская кухня.

Уафа, соленая домашним способом Для этого блюда нужна рыба с икрой. Икру достают, обдают кипятком, очищают от пленки и перетирают через крупное сито, чтоб разделить на отдельные икринки. Затем икру пересыпают в деревянную, стеклянную или эмалированную посуду и заливают рассолом, который у удэгейцев называется тузлуком. Солевой раствор считается подходящим в том случае, если в нем всплывает очищенный картофель. Процесс засолки длиться не более 15 минут, после чего икру отбрасывают на сито, чтоб тузлук стек. Икра готова и ее можно подавать к столу. Не сомневайтесь, уафа – вкуснейшее блюдо, но длительному хранению оно не подлежит.

Пельмени с рыбойЗамешивается крутое пресное тесто на основе муки, воды и соли. Готовится начинка, для которой берется 300 г соленого мяса кеты, предварительно вымоченное в воде. Мелко нарезается. К нему добавляется 150г кислой капусты и черный молотый перец по вкусу. Ингредиенты тщательно перемешиваются. Слепленные пельмени отвариваются в кипящей, по вкусу подсоленной воде. К столу подаются заправленные маслом или жиром.

Сугдя силени (суп из свежей рыбы с картофелем) Это блюдо готовиться в котле. В котел набирается холодная вода, солится по вкусу и в нее ложится очищенный мелко нарезанный картофель. После закипания в котел нужно положить очищенную и нарезанную кусками рыбу. Бульон варится на слабом огне до готовности рыбы. Это составляет около 30-40 минут. Перед завершением варки в суп кладутся специи: лавровый лист, лук или черемша, молотый черный перец.

www.smallnations.ru

Традиционный праздник удэгейцев «Большая рыба».

1474532932_kadr-81674_stanchik-narodnosti.mp4-1Сагди дава. Большая рыба». Так называется традиционный ежегодный праздник удэгейцев Приморья. Проводится он перед началом захода на нерест кеты в реки на севере Приморья. Уже в течение нескольких лет его организует приморская краевая общественная организации коренных малочисленных народов «Кедр».

Река Аввакумовка вблизи поселка Ольга. Один из главных фрагментов национального праздника — обряд заклинания кеты. Голову и хвост первой рыбы, вылолвенной в самом начале путины бросают в реку. По поверьям удэгейцев именно там живет душа рыбы. Ей обязательно надо объяснить, что рыбу берут только для еды. Большая рыба бывает не чаще раза в четыре года, поэтому надо ловить удачу. Ведь для коренных и малочисленных народов Приморья — это необходимый элемент питания на всю предстоящую зиму.

На такие праздники всегда собираются всей общиной. Взрослые варят уху, дети учатся бросать сети, соревнуются в ловкости.

Сегодня на территории Приморского края проживает порядка двух тысяч человек, представляющих коренные и малочисленные народы Приморья. В защиту их интересов и традицонного уклада жизни в прошлом году краевой парламент принял закон. Он позволяет более детально учитывать особенности их жизненного уклада. Благодаря тому, что в своей повседневной жизни представители старшего и среднего поколения бережно хранят вековые традиции своих предков, сегодня в Приморском крае оказывается финансовая поддержка общественным организациям, объединяющим эти народы.

Одним из самых ярких событий минувшего лета стал Международный день коренных малочисленных народов. Он состоялся в поселке Михайловка Ольгинского района. Здесь был и концерт «Вслед за солнцем!», и шаманские обряды, и демонстрация новых достижений в сохранении традиций национальной культуры.

Между тем в эти дни повседневный быт северян уже вовсю окрашен особенностями осени. Надо закупить все ингредиенты, чтобы приготовить всё необходимое для главного блюда на столе жителей севера Приморья.

Источник http://vestiprim.ru

Поделиться ссылкой:

etnic.ru

Устройство жилища удэгейцев - Арктический многоязычный портал — Wiki

Вешала, на котороых сушили сети, вялили рыбу.1-вешала дагума, 2-вешала соглихи, 3-упрощенныевешала соглихи, 4-вешала голи сугдзе. Внешний вид и планировка наземного жилища (джугди)

Раньше удэгейцы жили по берегам рек. Летом и зимой жили со своими родственниками и детьми. Жили всей семьей: старики, братья, сестра и дети. Меняли места в поисках зверей и пушнины.

Жилище – балаган (кава) делали из коры деревьев. Костер горел круглые сутки. Чтобы не погас огонь, жгли древесную губу. Она никогда не сгорает до тла. Зимой топили дровами из черной березы и ясеня, чтобы тепло было. Если костер потухнет, то выбивали искру кремнем. Дымовое отверстие было всегда открыто, и зимой и летом. Спали по краям балагана, подстилая кабаньи и медвежьи шкуры. У хорошего охотника одеяло было из медвежьей шкуры. Зимой по ночам было холодно. В сильный мороз по утру волосы и ресницы были покрыты инеем.

Внешний вид фанзы. Рисунок из монографии: Старцев А.Ф. Материальная культура удэгейцев (вторая половина XIX-XX в.). Владивосток, 1996. 160 с.

<p align="justify">Для хранения сушеной рыбы, мяса, а летом для хранения зимней одежды, имелся во дворе амбар (ӡали). На четырех столбиках, делали сруб с нетолстых бревен, крышу крыли корой елки, пихты.

Вдали от общего балагана строили конусообразный шалаш, куда женщины приходили рожать. Роженица сама заготовляла дрова, носила воду, готовила еду, и принимала роды. В родильном шалаше роженица находилась 15 дней, затем переходила в общий балаган. Ребенка клали в берестяную люльку, где был постелен барсучий мех, чтобы было тепло. А в то место, где ребенок мочится, стелили черемуховые стружки, заготовленные весной с молодого ствола черемухи. Подрастет ребенок (3-4 месяца), сажали в люльку сидячую – эмугэ. Сделана из дерева под углом 120˚, двухстворчатая. Сначала заматывают ноги кожаными веревочками, затем руки. Подвязывают к верху шалаша на поперечные жерди, чтобы ребенок раскачивался. Также люлька удобна при езде: в летнее время на бату-лодке, в зимнее время на нартах.

Любую жилую постройку, кроме промысловой, удэгейцы называют джугди. Общая терминология для жилища у большинства тунгусо-маньчжуров региона свидетельствует о древних этнокультурных контактах. Все постройки удэгейцев, нанайцев и орочей независимо от срока их использования делятся на наземные, полуподземные и свайные.

По конструкции жилища разделяются на каркасные и срубные. Основу каркасных сооружений составлял остов покрываемый деревянными плахами, корой, берестяными покрышками или ровдугой. Стены срубных построек сооружаются из бревен, уложенных друг на друга. По внешней форме и типу крыш удэгейские традиционные жилища представляют собой конические, полуцилиндрические, одно- и двускатные, а также прямоугольные домики с двускатной крышей.

Внешний вид шалаша кава. Внешний вид удэгейского шалаша еума

Внутри постоянный зимник удэгейцев делился бревнами на три части. Боковые стороны жилища засыпались наравне с бревнами землей. На этих местах устраивали нары кана для отдыха. В центре жилища располагался очаг над которым устраивали помост из тонких жердей для сушения и копчения рыбы и мяса сохатого. К этому же помосту подвешивали котел для приготовления пищи. Жилое помещение делилось на мужскую малу и женскую хутимала половины. Мужская стороны находилась напротив входа в жилище за очагом. Женская часть располагалась около стены направо и налево от входа. Здесь находилась посуда, одежда, швейные принадлежности и другая домашняя утварь. Наиболее зажиточные иманские и бикинские удэгейцы жили в XIX веке оседло в фанзах - домах с вертикальными стенками, двускатной крышей и кановой системой отопления.

Внешний вид шалаша йатау чоко для роженицы.

По мнению некоторых исследователей, такая система была заимствована удэгейцами, нанайцами и орочами от китайцев. Однако благодаря археологическим исследованиям можно сделать вывод о том, что у неолитических племен Приморья существовали жилища с подобной системой отопления. Скорее всего, кановая система отопления могла возникнуть на территории Приморья, Приамурья, части Маньчжурии и Кореи в условиях очень холодной зимы. Конструкция удэгейских и нанайских фанз (стены, сделанные техникой в плетенку, как и у ЧЖУРЧЖЭНЕЙ) также позволяет говорить о древней традиции.

Наиболее распространенными летними жилищами удэгейцев, орочей и нанайцев являлись двускатные шалаши. Такие шалаши походили на двускатную крышу, поставленную на землю. Покрывались они берестой, либо корой кедра. Самаргинские, бикинские и иманские удэгейцы строили летние жилища прямоугольного типа с вертикальными стенками и двускатной крышей. Иманские удэгейцы жили летом в шалашах полуцилиндрической формы. Некоторые виды удэгейских шалашей совпадали с подобными у нанайцев и орочей.

Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба удэгейцы и нанайцы сооружали хозяйственные постройки. В основном это свайные амбары и помосты, вешала для вяления рыбы. На месте промысла охотники и рыбаки строили зимовья, шалаши, вешала, временные навесы и заслоны от ветра и дождя. Кроме жилых, хозяйственных и промысловых построек аборигены края сооружали и ритуальные.

Шалаш йатау чоко к ним можно отнести кумирни, погребальные домики и родильные шалаши.

arctic-megapedia.ru

Удэгейцы

 

Удэгейцы

  Численность – 2 011 человек (на 2001 г.).   Язык – тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи языков.   Расселение – Приморский и Хабаровский края.

  В конце XIX в. впервые выявлено самоназвание — удэ, удээ, удэхэ. Язык делится на говоры, объединяющиеся в диалекты: самаргинско-хунгарийский, хорско-анюйский и бикинско-иманский. Письменности удэгейцы не имеют.

  Живут по притокам Уссури (Бикин, Хор и др.), в бассейне южной части Татарского пролива, по притокам Амура — рр. Анюю, Хунгари и Тунгуске. Ближайшими соседями были орочи, с которыми они до конца XIX в. считались одним народом.

  Древнейшее население со времен палеолита и мезолита жило на р. Уссури и было представлено группами, происходившими из Юго-Восточной Азии. В различные периоды их пополняли поселенцы с запада, а на более поздних этапах — и с северо-запада. В результате формировались новые культуры, включавшие реликты предшествовавших культур. Этническая история отражает влияния средневековых тунгусо-маньчжурских государств VIII—IX, XII и XVI—XVII вв. В языке, наряду с сильным эвенкийским влиянием, проявляются следы чжурчжэньского, монгольского, тюркского, айнского, нивхского, возможно, и древнекорейского языков.

Удэгейка  Удэгейка

  Основные занятия — охота и рыболовство. С луком и стрелами, копьями (гида) и самострелами (тэгэ) охотились на крупного зверя — лосей, изюбрей; применяли также пальму — нож-копье на длинной рукояти. Весной копытных загоняли по насту, зимой — по глубокому снегу. На изюбрей охотились и с трубами-манками из бересты (бунику). Панты (рога молодых особей) сбывали. На косуль и кабаргу ставили петли на тропах, приманивая их звуками бунику. Зимой добывали пушного зверя. На охоту уходили в октябре группами по 5—6 человек на лыжах и с ручными нартами. На промысле сооружали общее зимовье. Каждый член группы самостоятельно готовил давящие ловушки (дуи, кафалу) на белку, колонка, соболя, ставил самострелы (сэнми) на лисиц и выдр. Главной добычей был соболь, на которого расставляли волосяные петли (хука). Ловили его и сетью-вентерем цилиндроконической формы, предварительно загнав под пень. На белку и пернатых охотились первоначально с луком и стрелами, а с середины XIX в. — с огнестрельным оружием. Добытую пушнину обычно меняли у торговцев на ткани, муку, металлические инструменты и т.п. В конце XIX в. появились купцы, увозившие товар на ярмарки.

  Рыбу ловили в основном летом на крупных притоках Амура, Уссури, Хунгари и реках, впадающих в Татарский пролив. Большое значение имел проходной лосось, которого вялили, готовили юколу, а позднее стали засаливать. Из рыбьей кожи делали одежду и обувь. Зимой и летом рыбу добывали острогами различных видов (мэймэ, дёгбо и др.), удочками с наживкой в виде костяной рыбки, сетями (адили). Жители притоков Амура заимствовали некоторые виды сетей (чидян) у нанайцев. В узких речках, впадающих в море, ставили заграждения (ха) с ловушками (укэ), а также большие ловушки, сплетенные из прутьев.

Шапочка из камусов  Шапочку из камусов с наушниками и султаном из хвоста белки носили охотники

  Занимались собирательством. Женщины заготавливали ягоды, съедобные корни, лекарственные растения, камыш для плетения циновок, траву для стелек в обувь, мужчины — древесину, бересту. Запасали впрок и дикие травы, коренья, листья, клубни, ягоды, орехи. Огородничество, перенятое у китайцев, было распространено в основном на притоках Уссури.

  С XVI в. у китайцев на пушнину обменивали ткани, металлические изделия, муку, крупы, растительное масло и т.п. Летом передвигались на долбленных из тополя лодках двух видов. Маленькие оморочки с острыми носом и кормой (утунги, угда) предназначались для одного-двух человек. На такой лодке охотились на копытных, рыбачили с сетью или острогой. Вверх по мелкой воде продвигались с помощью небольших шестов, а во время охоты, подкрадываясь к зверю, гребли короткими, меньше метра, веслами. Вместительные, широкие и длинные (баты) с лопатообразным носом использовали для дальних поездок и перевозок грузов. Ими управляли с помощью длинных шестов и весел. Иногда при движении вверх по течению использовали собак, припряженных к лодке и бегущих по берегу. Приморские удэгейцы плавали по морю на дощатых плоскодонках. Зимой по снегу передвигались на подволоках (сугала), а по насту — на прямых лыжах-голицах (кингилэ). При ходьбе на лыжах пользовались одной палкой-посохом. Осенью, отправляясь на промысел, везли груз на ручной прямокопыльной нарте. С левой стороны привязывали длинную жердь-правило, с ее помощью направляли движение нарты или тормозили при спуске с горы. Охотник впрягался в нарту, используя лямку и подпрягая иногда двух-трех охотничьих собак. Ездовое собаководство существовало в основном по притокам Амура, но было развито слабо. Число собак в упряжке не превышало пяти — семи. Постоянные (зимние) и временные селения удэгейцев десятками лет стояли на рр. Хор, Бикин, Самарга.

Мужская башмаковидная обувь  Мужская башмаковидная обувь с отдельно выкроенной подошвой

  Постоянные жилища (туэдзя, хумала и др.) в основном имели двускатную форму. Их сооружали из толстых жердей, деревянных плах и нескольких слоев коры кедра или лиственницы. Внутри перегораживали на две или три части, средняя из которых с одним-двумя очагами была жилая, а боковые — хозяйственными. На р. Хунгари строили неглубокие полуземлянки со срубными стенками из двух-трех венцов, двускатной крышей и отапливаемыми нарами (каном). В конических чумах из плах и коры (тоза) обитали зимой немногие. Весной переезжали на промысловые места, во временные жилища двускатной и полуцилиндрической (хумала) формы или же в четырехугольные домики из коры с двускатной крышей (кава). С такой же крышей или в форме цилиндрического свода — небольшие срубные амбары на сваях (дяли), помосты на сваях для хранения различных предметов и запасов пищи, сушила для сетей и юколы в виде жердей на треногах.

  Основную утварь делали из дерева, бересты или лозы. Для приготовления пищи служили покупные металлические котлы, вмазанные в очаг или подвешенные над костром, большие глиняные корчаги и керамическая посуда.

Фрагмент одежды  Фрагмент одежды

  Одежду и обувь изготовляли из шкур и кож копытных, ровдуги, отчасти из меха, рыбьей кожи, а также из покупных тканей. Распространена была халатообразная одежда кроя кимоно (тэгэ) с запахом на правую сторону. Женские халаты были длиннее мужских, отличались большим количеством украшений (рукава, полы, подол украшали вышивкой, аппликацией и т.п.). Пользовались спросом халаты из рыбьей кожи (аану, акуми, амукта). Праздничные халаты часто шили из шелка, с равными по ширине полами, иногда отрезные по талии. Вниз надевали короткие штаны-натазники, причем женские были чаще из рыбьей кожи или ткани и с маленькими нагрудниками. Женщины также носили большие нагрудники тунгусского типа из ткани с большим количеством украшений (олэли). На ноги надевали ноговицы (женские — немного выше колен, а мужские, поддерживаемые специальным пояском, — до бедер). Обувь была двух типов: башмаковидная с отдельно выкроенной подошвой (у мужчин обычно с высокими голенищами), и поршневидная с высокой цельной головкой. Летнюю шили из ровдуги, зимнюю — из камусов и рыбьей кожи. Одежду и обувь, даже повседневную и промысловую, часто украшали орнаментом. Зимние головные уборы капорообразного кроя шили из меха. Летом иногда надевали плоскоконические берестяные шляпы. Охотники носили куртки из шкур или безрукавки со съемными рукавами из двух шкур, снятых с голов лосей. Поверх халата или куртки надевали нарукавники, фартук или юбку (бабихи) из кожи или шкур, на голову — шлемовидное покрывало (помпа) из белой ткани, защищающее шею зимой от снега, а летом — от комаров, и маленькую шапочку из камусов с наушниками и султаном из хвоста белки. К поясу подвешивали огниво, нож и др.

Удэгейцы в национальных костюмахЖители с. Красный Яр Пожарского района Приморского края в повседневной одежде

  Летом в основном питались рыбой, а зимой — мясом. Рыбу ели круглый год — вареной, жареной, сырой, в супе с дикими растениями, потребляли много рыбьего жира, в разных видах мясо оленя, изюбря, кабарги, лося, кабана, а почки, печень, костный мозг предпочитали есть сырыми. В таежных районах рацион дополняли дикорастущие растения, а в бассейне Уссури — овощи.

  Основной социальной единицей были территориально-соседские общины с непостоянным составом, не имевшие ни фиксированной территории, ни управления. Конфликты разрешали судом из представителей многих родов, приезжавших из различных селений. Существовали патрилинейные дисперсно расселенные роды, объединявшиеся иногда в экзогамные союзы (дямула) типа нанайских доха. Семья была в основном малая, но известны и расширенные или неразделенные семьи. Отношения экзогамии соблюдались строго. Роды объединялись также общими ритуалами: совместно проводили свадьбы, перед началом промысла молились верховному хозяину Вселенной Буа и др.

  Религиозные представления, основанные на анимизме и промысловом культе, различались даже у соседних групп. Повсеместно были распространены культы Буа, духа-хозяина гор и тайги, которому приносили жертвы в горах, а также его помощников — тигра и медведя. Добыв медведя, устраивали коллективную трапезу с соблюдением различных ритуальных запретов. Охота на тигра запрещалась, его следу молились, есть мясо этого животного запрещалось. Если, защищаясь, тигра убивали, то его торжественно и с почестями хоронили. Успех на охоте зависел от покровительниц зверей Самгия-мама, Тагу-мама и др. У приморских и амурских удэгейцев важную роль играл хозяин вод Ганихи, ему помогали касатка Тэму и хозяйка лососей Мамаса Давани. Почитали духа-хозяина огня Пудя Азани. Духам приносили в жертву еду, табак, кусочки ткани.

Маски шамана  Маски шамана

  Было развито шаманство. Во время камланий шаман пользовался бубном, посохом, жезлом.

  Фольклор включает сказки, мифы, главным образом космогонические, а также предания, повествующие об истории родов, песни, пословицы, поговорки и сказки — волшебные, шаманские, бытовые, о животных. Праздники сопровождались танцами, игрой на однострунной скрипке, флейте. В орнаментах на бересте, дереве, кости просматриваются древние мотивы: завитки, спирали, дуги, зооморфные сюжеты (рыбы, птицы, драконы, личины, напоминающие местные петроглифы), известна техника вышивки гладью по ткани и аппликации, роспись кожи и замши амурским криволинейным орнаментом.

  С точки зрения сохранения традиций наибольший интерес представляют погребальные обряды удэгейцев, которые отличаются большим разнообразием. Даже в пределах одной группы они были неоднородны. Так, обитатели рек, впадающих в Татарский пролив, хоронили усопших и в земле, и на земле, и в бревенчатых срубах, и на помостах, устроенных на сваях. Немало было захоронений в гробах в виде долбленой лодки, поставленной на два пня, например у жителей р. Анюя.

  Обитатели р. Сукпая, притока р. Хора, впадающей в Уссури, гроб (огдиха), покрытый берестой или тканью, ставили в двускатные сооружения (сэудэлэ). Рядом на высоком шесте помещали деревянную фигуру кукушки. Однако здесь же, на р. Сукпае, некоторые удэгейцы совершали погребения и в земле. Около могилы сооружали невысокий амбарчик на сваях, куда складывали вещи умершего, а невдалеке — под навесом на горизонтальной жерди — развешивали его одежду. Детей хоронили в долбленых гробах среди ветвей деревьев. На р. Бикине удэгейцы издавна хоронили в земле.

  На р. Сукпае погребение шамана представляло собой сруб на высоких сваях, покрытый корой, а дощатый гроб был завернут в бересту. На переднем конце крышки гроба вырезали зооморфные изображения в виде кукушек, тигров. Перед гробом на пяти шестах также изображали птиц, рыб. Вблизи мест захоронений удэгейцы никогда не охотились, не стреляли, не рубили деревьев.

  Музыка представлена несколькими местными стилями: иманским, бикинским, хорским, анюйским, самаргинским. В интонационном отношении она заметно отличается от музыки соседних народов — нанайцев, ульчей, орочей, хотя и включает родственные мелодии и жанры. Все мелодии называют дзага. Это понятие обозначает, что у каждого исполнителя имеется своя форма звукового поведения в лирических песнях, в сказаниях с песенными вставками, шаманских импровизациях, наигрышах на музыкальных инструментах и звукоподражании зверям и птицам. Свои отличительные «мелодии-знаки» (дзага) имеют люди, животные, духи, ритуальные предметы, музыкальные инструменты.

Цилиндрические коробки для хранения домашней утвариЦилиндрические коробки для хранения домашней утвари и прочих мелких вещей изготовляли из бересты прямоугольной формы. Ее свертывали в виде цилиндра. Края, заходящие друг на друга, сшивали. Снизу к полому цилиндру пришивали берестяное круглое дно. Верх и низ коробки обрамляли тонкими деревянными обручами и сухожилиями, украшали резным орнаментом, окрашенным в красный, черный и голубой цвета

  Песенную лирику обозначают общим термином йэхэй, при этом у каждой локальной группы есть своя система напевов. Песенные вставки в сказаниях самаргинских, анюйских и хорских удэгейцев называются яваний, иманских и бикинских — янгку или яйти. Напевы являются «прямой речью» героев, их самохарактеристикой, а также олицетворяют магическое действие: шаманское камлание, перемещение в иной мир, демонстрацию магической силы перед соперником, предсказание будущих событий.

  Шаманские напевы исполняли как бы голосом духа, вселившегося в шамана. При этом практиковали специфические способы звуковоспроизведения: тремолирование («клокотание в горле»), своеобразное гудение с подключением носового резонатора («замогильный голос») и др. Некоторые виды женского шаманского пения звучали без инструментального сопровождения и назывались хаундэ — «песня сумасшедшего». Это была короткая мелодия, многократно повторяемая с постепенно нарастающей силой и эмоциональностью. По традиции шаманское действо предваряли игрой на ритуальных инструментах, в которой участвовали все желающие.

  Среди музыкальных инструментов — труба из стебля какалии с резонирующей банкой, прикрывающей раструб, дуговой металлический и деревянный (или бамбуковый) пластинчатый варганы, тростниковая одноязычковая дудочка с пальцевыми отверстиями, свистковая деревянная флейта из тальника или орешника, однострунный смычковый лютневый инструмент. Наигрыши на музыкальных инструментах не сопровождают пение и не имитируют вокальные мелодии, так как традиционно считаются самостоятельными «голосами» (дзага).

  В местах традиционного проживания ныне сокращаются охотничьи и рыболовные угодья, и коренное население все реже может заниматься охотой, рыболовством и сбором дикоросов. В результате частых перемещений, снижения рождаемости, увеличения смертности, преобладания смешанных браков и других социально-экономических причин утрачивается национальная культура и забывается язык. Учебников и художественной литературы на родном языке нет. Большинство удэгейцев говорят на русском, нанайском и орочском языках.

  Устойчивость самосознания в значительной степени поддерживается национальной интеллигенцией и общественными объединениями.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   

 

Мудрый лис

  КНИГИ ОБ УДЭГЕЙЦАХ   История и культура удэгейцев. Л., 1989.   Ларькин В.Г. Удэгейцы. Историко-этнографический очерк с середины XIX века до наших дней. Владивосток, 1958.   Шейкин Ю.И. Музыкальные инструменты удэ (этимология, конструкция, наигрыши): Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986.   Арсеньев В.К. Лесные люди – удэхейцы. Л., 1926.   Дункай Н.С. Скала сокровищ: Удэгейские сказки. Владивосток, 1989.   Кялундзюга В.Т. Два солнца: Удэгейские сказки. Хабаровск, 1974.   Подмаскин В.В. Духовная культура удэгейцев. Владивосток, 1991.

arctika.info


Смотрите также