Использование дикоросов в хакасской национальной кухне. Хакасские национальные блюда


Хакасские национальные блюда Видео

ХАКАССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА

2 г. назад

Документальный фильм. Автор и ведущий Андрей Иванов. Режиссер Мария Смелкова. Оператор-постановщик Алексан...

Хакасские национальные блюда

6 г. назад

Республика Хакасия расположена в южной части Сибири, на заливных лугах Хакасско-Минусинской котловины....

День хакасской кухни в ХГУ 19 05 2016

2 г. назад

(на хакасском языке)

Талкан - Хакасское национальное блюдо

6 г. назад

Талған Ингредиенты: 350г ячменных и пшеничных зерен 150г толченой черемухи 300г топленого масла 100г сахара...

Хакасское народное блюдо Талғен

2 г. назад

Видео описывает приготовление блюда двумя способами. всё таки аналог первичен.

Потхы (каша) - Хакасское национальное блюдо

6 г. назад

Потхы (каша) Ингредиенты: 0,5кг сметаны 3 горсти муки соль *рассчитан на 4 порции; время приготовления...

Мюн (бульон) - Хакасское национальное блюдо

6 г. назад

Мюн (бульон) Ингредиенты: - 1 кг баранины (корейка) - 2 крупные луковицы - вода - соль - лавровый лист...

Крутоб: Национальное Таджикское блюдо

4 г. назад

Приготовление Крутоба.

Жаркое на камне по-крыгызски

3 г. назад

В этом выпуске программы «Путеводитель» вы узнаете, кто придумал жарить мясо на камне и рецепт вкуснейшего...

Бог (баранья нога) - Хакасское национальное блюдо

6 г. назад

Ингредиенты: 1 баранья нога (лопатка) 250г сметаны 100г томатной пасты 5 долек чеснока соль перец рассчитан...

Сусамыр (Киргизская кухня)

9 мес. назад

Когда-то я уже готовил это блюдо (http://panzer.at.ua/publ/recepty_ot_mnu/vtorye_bljuda/zakuska_susamyr/47-1-0-1084) и оно мне ужасно понравилось....

мастер класс Якутской кухни

5 г. назад

Компания Национальный Натуральный Продукт создала ролик с мастер классом по приготовлению Якутских блюд:...

Национальные традиции и кухня Чувашии

4 г. назад

Чува́шская Респу́блика — Чува́шия (чуваш. Чăва́ш Ен, Чăва́ш Республики́) — республика (субъект федерации)...

Как готовить Цуйван. Очень вкусное и сытное блюдо монгольской кухни

1 г. назад

Как готовить #Цуйван - видео рецепт пошагово в домашних условиях. Это очень сочное, вкусное и сытное монголь...

Как приготовить жаркое по-кыргызски

3 г. назад

Жарить мясо на камне и рецепт вкуснейшего таш-мангала, был придуман еще в древности, кыргызскими охотниками...

10 вкуснейших национальных блюд со всего света.

4 г. назад

Мы продолжаем знакомить вас с вкусными блюдами народов мира и, на этот раз, предлагаем узнать о самых вкусны...

Талган - национальное блюдо хакасов RTS Solban 15 08 2017 x264

11 мес. назад

Талган - традиционное блюдо коренного населения Хакасско-Минусинской котловины. Полезные свойства и эколо...

монгольское национальное блюдо хорхог

8 мес. назад

монгольское национальное блюдо хорхог.

Национальные блюда Эвенков. Эвенкия. Yakutia. GoldenAldan.Ru

5 г. назад

Национальные блюда эвенков на празднике Ысыах. Туры в эвенкийские стойбища на сайте http://www.goldenaldan.ru/. Деликат...

videohot.ru

Использование дикоросов в хакасской национальной кухне

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №18

Исследовательский проект

Использование дикоросов

в хакасской национальной кухне

Автор: Нербышева Анастасия Эдуардовна

обучающаяся 1 курса,

ГБПОУ РХ ПУ-18

Научные руководители:

Стрепетова Е.Ю.

мастер производственного обучения;

Тимовкина И.П.

мастер производственного обучения

с. Аскиз, 2017

Оглавление

Введение

Основная часть

Практическая часть

Заключение

Библиографический список

Введение

Тема исследовательского проекта «Использование дикоросов в хакасской национальной кухне» связана с выбором моей будущей профессии «Повар, кондитер».

Сегодня, как никогда, важно знать, чем жили наши предки, важно, чтобы молодые люди знали и чтили традиции и обычаи своего народа и передавали накопленный опыт будущему поколению.

В современной жизни люди затрачивают большие средства на сохранение и укрепление своего здоровья, на продукты питания. Продовольственные магазины переполнены продукцией, не приносящей пользу для организма человека, когда, как наши предки обходились без широкого ассортимента, представленных в магазинах и использовали для приготовления блюд дары природы.

Употребление дикоросов полезно для здоровья, потому что в их состав входит много витаминов, микро-макро-элементов, клетчатки. Употребление дикоросов в пищу не только снабжает организм витаминами и всем необходимым, но и помогает укрепить иммунитет, поэтому тема исследовательского проекта на сегодняшний день является актуальной, так как большинство людей заботятся о своем здоровье.

Цель работы: исследование дикоросов, используемых в хакасской национальной кухне.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу о дикоросах, используемых в хакасской национальной кухне.

  2. Систематизировать рецепты блюд из дикоросов.

  3. Изучить способы приготовления блюд из дикоросов.

  4. Проанализировать данные и создание презентации, буклета «Рецепты из дикоросов в хакасской национальной кухне».

Объект исследования: дикорастущие растения.

Предмет исследования: рецепты блюд из дикорастущих растений.

Методы исследования: поиск и сбор информации, анализ и обобщение полученного материала, классификация, описание.

Практическая значимость исследовательского проекта заключается в сохранении традиций хакасского народа, в использовании рецептов при приготовлении блюд в домашних условиях и предпринимателями в сфере общественного питания.

Основная часть

В отличие от людей, живущих в современном обществе, наши предки жили в единении с природой, употребляли в пищу разнообразные блюда из дикоросов, этим и объясняется их крепкое здоровье, сила и долголетие.

Дикоросы – это растения, которые растут без помощи человека и живут в дикой природе.

В настоящее время ученые в лабораториях синтезируют все новые яды, чтобы победить болезни, убить микробы и вирусы. Но в природной лаборатории в листьях цветах, семенах, корнях и стеблях растений накапливаются все необходимые вещества.

В связи с интересом людей к укреплению своего здоровья с каждым годом дикорастущие травы становятся все популярнее – базилик, кинза, петрушка и другие становятся обязательными ингредиентами на кухне многих современных стран. Это сейчас модное направление в кулинарии, в 21 веке использование дикоросов в тренде.

Съедобные дикорастущие травы произрастают без участия человека, они обладают силой и энергией, они наиболее полезны. Дикоросы широко применялись в кухне наших предков, но теперь, незаслуженно забыты нами.

Поварское искусство хакасского народа богато своими традициями. Хакасы еще в глубокой древности понимали, что чем разнообразнее продукты питания человека, тем более он получает нужные элементы для своей жизнедеятельности.

В осенне-летний период использовались дикорастущие растения, кедровые орехи, разнообразные ягоды и йогурты из них, различные корни съедобных трав, полевого лука, полевого чеснока, черемши и др. Блюда из диких растений и ягод для кочевника-скотовода носили вспомогательный характер.

В своем проекте мы рассмотрели только часть дикорастущих растений, которые использовались в поварском деле.

Халба (черемша). С начала мая и до конца июня в подтаёжных лесах, на болотистых местах по берегам рек появляется и быстро отрастает богатое чудо – растение – халба. По вкусу оно напоминает дикий чеснок. Русское название – черемша. Черемша содержит большое количество витаминов, необходимых нашему организму, микро и макроэлементов и других биологически активных веществ. По содержанию витамина С черемша превосходит апельсины, мандарины, лимон. Из коротких тонких стеблей готовят салаты, а из нежных свежих листьев окрошку.

Салат из халбы: 300 г. халбы, 3-4 ст. ложки сметаны,1 сваренное в крутую яйцо, соль по вкусу. Молодые листья и стебли мелко нарезать, посолить, заправить сметаной. Можно добавить сваренное рубленое яйцо. Подать как самостоятельное блюдо, а также как гарнир к мясу.

Ухсум (дикий чеснок с широкими листьями) также растет в подтаежной зоне, но в сухих местах. Заготавливают в мае и июне. Обладает прекрасным свойством повышать аппетит, способствует хорошему пищеварению.

Салат из листьев ухсума: 200 г. ухсума,  2-3 ст. ложки сметаны, 1 сваренное в крутую яйцо, соль по вкусу.Ухсум вымыть и вымочить в холодной воде около 30 мин. Затем обсушить, мелко нарезать, добавить сметану, вареное яйцо, соль.

Махурсум напоминает лук-слизун. Листья широкие. Растет по горам и на каменистых осыпях. Содержит каротин, сахарозу, природные кислоты, минеральные соли, калий, цинк и железо. Его впрок не заготавливают, употребляют в салатах, в окрошке.

Салат из махурсума. Способ приготовления такой же, как и салат из ухсума. Добавляют махурсум в супы, щи, мюн. Можно готовить окрошку.

Чазы чамазы (степная чáма) появляется вместе с зеленой травой. Листья трубчатые, слегка сизовато-зеленые, надземная часть 5-7 см. Чáму не рвут, а копают заостренной палочкой. Корни белые, короткие. Чáма – витаминный дикий чеснок.

Салат из чамы. Салат готовится так же, как и из лука, но кладут больше сметаны. Добавляют в угрé, супы, мюн. Можно готовить окрошку.

Кюбирген – дикий лук.

Салат из кюбиргена: 300 г. кюбиргена, 2-3 яйца, 3-4 ст.л. сметаны, 1-2 картофелины. Промытый и немного, выдержанный в холодной воде, лук мелко нарезать. Потолочь деревянной толкушкой. Добавить мелко нарезанное крутое яйцо, сметану, вареный картофель – и салат готов.

Окрошка из кюбергена: 1 литр абыртхы, 200 г кюбергена, 2-3 яйца, 2-3 ст. л. сметаны, соль по вкусу. Промытый кюбирген порезать очень мелко, положить в посуду и посолить. Крутое яйцо и отварное мясо мелко нарезать и смешать с кюбиргеном. Все залить процеженным айраном или квасом.

Саранка. Употребление луковиц придает бодрость, улучшает аппетит, тонизирует весь организм.

Каша из луковицы саранки (сарган потхызы): крупа саранки 220 г, вода – 500 г, молоко – 350 г, сахар – 30 г, соль по вкусу. В кипящую воду положить соль, сахар, перемешать, всыпать подготовленную крупу из луковиц саранки и варить, слегка помешивая, 20 мин. После этого налить горячее молоко и продолжить варить при слабом кипении в течение 30-40 мин.

Кандык. Растение содержит жирные кислоты. В луковицах кандыка имеются крахмал, белок, глюкоза. Хандык (ах сип) собирают с конца мая до середины июня.

Каша из кандыка (хандых потхы). Хорошо промытые корни сварить в небольшом количестве воды, затем воду слить, добавить молоко и варить до готовности. Подавать к чаю. Можно заправить маслом. Блюдо по вкусу напоминает манную кашу. Хандых потхыз готовили по праздникам.

Черемуха. В её составе калий и витамин Р. Обладает общеукрепляющим действием на организм.

Черёмуха со сметаной (часнмырт): 1 стакан черемухи,0,5 стакана сметаны,2 ст. ложки сахара. Два раза пропустить свежую черемуху через мясорубку, вложить ее в глубокую миску, добавить густую сметану и немного сахара, хорошо перемешать. Черемуху со сметаной подают на стол в пиалах или вазочках.

Лесные ягоды (брусника, смородина, малина облепиха и другие). Лесные ягоды богаты биологически активными веществами. Они содержат витамины С, РР, B1, В2, каротин. Содержат полезные вещества – танины и пектины. Есть минеральные соли и микроэлементы.

Седем (горячие напитки). Перебранную ягоду промывают холодной водой, кладут в глубокую посуду и разминают. После вливают готовый сахарный сироп и доводят до кипения. Сняв с огня, охлаждают и процеживают. На стол седем подают холодным.

Брусника. На 1л воды - 200гр ягоды, 150гр сахара.

Смородина, малина, облепиха. На 1л воды - 250гр ягоды, 150гр сахара.

Черёмуха. На один стакан кипятка - 35гр ягоды, 20гр сахара.

Душица богат такими витаминами, как: витамином А, витамином C, насыщена эфирными маслами, органическими кислотами. Душица – источник ряда антиоксидантов, которые активно поддерживают и защищают человеческую иммунную систему, а также предотвращают преждевременное старение.

Чай с душицей (ирбен или кёлей чай). Сушеные листья, цветы душицы добавляют в байховый или кирпичный чай и готовят заварку. Заваривают также одну душицу. Пьют с молоком и сливками.

Хакасы, живущие в подтаежных районах, к обычному чаю добавляют немного листьев маслины, смородины, цветы и плоды шиповника.

Обычно такие смеси кипятят в чайниках и пьют обязательно с молоком.

Практическая часть

С целью выявления информации о применении дикорастущих растений в приготовлении блюд и сохранении и почитании традиций наших предков был проведен опрос среди преподавателей и обучающихся ГБПОУ РХ «Профессиональное училище № 18». Опрошено 40 человек по следующим вопросам (приложение 1):

Вопрос 1. Какие национальные хакасские блюда и напитки, приготовленные из дикоросов вы знаете?

Вопрос 2. Какие дикоросы используете вы и ваша семья в приготовлении блюд и напитков?

Опрос, проведенный среди преподавателей и обучающихся, позволил сделать следующие выводы: по первому вопросу – 17 преподавателей знают национальные блюда из дикоросов, такие как, икра из халбы, ирбен чай, чай с душицей и молоком, окрошка с халбой на молоке, папоротник жареный, чай с чабрецом, халба со сметаной, напиток из тархуна, кёлей чай, салат из кюбиргена. 3 преподавателя не знают хакасские национальные блюда из дикоросов. 6 обучающихся знают такие блюда как, папоротник жареный, окрошка из черемша (халба), ирбен чай, салат из ухсума. 14 обучающихся не знают блюд из дикоросов. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

hello_html_m52f52f0c.gif

Рис. 1.

hello_html_m2b09dd46.gifИз 40 опрошенных респондентов назвали популярные блюда:

По второму вопросу, опрос показал, что из 20 преподавателей все используют в своей семье дикоросы для приготовления блюд: варенье из ягод (шиповник, брусника, малина, облепиха, черемуха, смородина, можжевельник), чай на травах, халба маринованная, папоротник, грибы, душица, кедровые орехи, щавель, используют в лечебных целях кору осины и ольхи. Среди обучающихся 16 человек используют для приготовления блюд сами и в своей семье такие дикоросы: грибы, крапиву, ягоды (бруснику, черемуху, смородину), папоротник, ухсум, кюбирген, халбу. 4 обучающихся не используют дикоросы для приготовления пищи. Результаты опроса представлены на рисунке 2.

hello_html_258faa63.gif

Рис. 2.

Среди 40 респондентов самыми популярными используемыми дикоросами являются:

hello_html_m2cc1c174.gif

Опрос показал, что не все респонденты владеют информацией по использованию дикоросов в хакасской национальной кухне. Молодое поколение недостаточно владеют информацией – какие дикоросы используют в приготовление блюд.

Заключение

Работая над темой исследовательского проекта, изучив множество источников, мною получено много информации о хакасской национальной кухне, в том числе по использованию дикоросов. И тогда я пришла к выводу, что наши предки были мудрыми людьми, ведь они, в отличие от людей современности, использовали в пищу только те продукты, которые приносили пользу для организма человека. И поэтому очень важно, чтобы молодые люди знали о полезности и необходимости использования в пище только полезных продуктов.

Более 50 % опрошенных владеют информацией о хакасской национальной кухне с использованием дикоросов, а 42,5 % процентов опрошенных не владеют такой информацией, причем, в число опрошенных входят, в основном, обучающиеся. Эти данные подтверждают, что молодое поколение не знает традиции своего народа, не представляют, что употребляли в пищу наши предки. Однако большинство респондентов 90 % используют дикорастущие растения в приготовлении блюд.

Исследовательский проект позволяет молодому поколению узнать виды дикорастущих растений, используемых в приготовлении национальных хакасских блюд, их рецептуру и пользу для человека, а также пробудить интерес к сохранению рецептур национальных блюд, ведь национальные блюда – это живая душа народа.

Данный исследовательский проект позволил разработать небольшую часть рецептов хакасских национальных блюд из дикорастущих растений в виде буклета. В перспективе мы планируем продолжить работу над проектом, и уже выпустить брошюру «Рецепты хакасской национальной кухни с использованием дикорастущих растений».

Хакасия – небольшая республика, но является природной сокровищницей, богатой дикоросами: лекарственными, съедобными и красиво цветущими травами, грибами, ягодами. И важно, чтобы все это богатство было сохранено и передано следующему поколению.

Библиографический список:

  1. Абдина Е.А., Идимешева У.С. Культура питания хакасов. Рецепты хакасской народной кухни. – Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2015

  2. Бутанаев В.Я. Хоорай ас – тамахтары. Национальные блюда хакасов. Абакан УПП Хакасия 1994

  3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996

  4. Махов А.А. Зеленая аптека: Лекарственные растения – Красноярск: Кн. изд-во,1986

  5. www.askizon.ru – сайт о Хакасии и коренном населении

  6. www.https://ru.wikipedia.org

Приложение 1.

Вопрос 1. Какие национальные хакасские блюда и напитки, приготовленные из дикоросов вы знаете?

Знают

17 человек

Не знают

Знают

6 человек

Не знают

1. икра из халбы,

2. ирбен чай,

3. чай с душицей и молоком, 4. 4. окрошка с халбой на молоке, 5. папоротник жареный,

6. чай с чебрецом, 7

7. халба со сметаной,

8. напиток из тархуна,

9. кёлей чай,

10. салат из кюбиргена

3 чел.

1. папоротник жареный,

2. окрошка из черемша (халба),

3. ирбен чай,

4. салат из ухсума.

14 чел

Вопрос 2. Какие дикоросы используете вы и ваша семья в приготовлении блюд?

Используют

20 человек

Не используют

Используют

16 человек

Не используют

1. варенье из ягод (шиповник, брусника, малина, облепиха, черемуха, смородина, можжевельник),

2. чай на травах,

3. халба маринованная,

4. в лечебных целях кору осины и ольхи,

5.папоротник,

6. грибы,

7. душица,

8. кедровые орехи,

9. щавель.

10. варенье из одуванчиков

11. белоголовник

12. чага (березовый гриб)

13. солодка

14. мята

15. ухсум

16. кюберген

0

1. грибы,

2. крапиву,

3. ягоды (бруснику, черемуху, смородину),

4. папоротник,

5. ухсум,

6. кюбирген,

7. халбу.

4 чел

infourok.ru

«Мероприятие-выставка «Блюда хакасской национальной кухни»

Тема «Хакасская национальная кухня» Цель: Воспитание уважения и почитания традиций и обычаев хакасского народа через знакомство и приготовление хакасских блюд. Место проведения: юрта. Время проведения: 21.05.15., 9.00-10.00 Оформление: Круглый стол с национальными блюдами, шары, книги, баннер с хакасскими национальными блюдами, ТСО, слайды с природой Хакасии звучит национальная музыка, пословицы о вкусной и здоровой пище, буклеты, кукла в национальной одежде. Подарок гостям: Подарочные упаковки с талганом.

Ход мероприятия: Звучит песня в исполнении 5Б «Аалҹылар». Встречает гостей ууҹа в национальном костюме (инсценировка). Ууҹа начинает суетиться, бегает, кричит: «О! Худай! Аалҹылар килдилер. Иртеңер, иртеңер, стол кистензер, аарлығ аалҹыларым, одырыңар! Аглона, Карина ,аалҹыларың удурланар! Аглона, хайдазың? (Заходят «дочери» - ведущие.Они приглашают гостей в юрту.) Экскурсовод (Чебокчинов Дмитрий) рассказывает о традиционном жилище хакасов- юрте. Ведущий1: Гость приехал – привечай, Как друга лучшего встречай. Зови к столу и волоки С айраном свежим бурдюки. (организаторы подают гостям айран в пиалах). Ведущий2: Из белого молока моей белой коровы Я напиток айран мастерица готовить. У порога, встречая гостей моих милых, Подношу в пиале напиток мой белый. Ведущий 1: Напиток древних наш айран, испейте, гости дорогие(угощают айраном) Ведущий 2: Изеннер, аарлыг аалчылар! Ведущий 1: Добрый день, дорогие наши гости! Ведущий 2: Мы очень рады приветствовать вас на нашей земле. Хакасия на огромной карте России такая крошечная, что её можно накрыть монеткой, но какая она прекрасная! Ведущий 1: Хакасия моя! Мой край обетованный Раздольные поля и пряный дух степной, В торжественный закат и на заре туманной Несказанной красой любуюсь я твоей. Хакасия моя! Земля в цветенье диком, Где в полыханье трав горят огнём жарки, Алмазный трепет звезд в ночном мерцанье тихом, И ветерок шальной гуляет у реки. Хакасия моя! Безоблачное небо, Могучий Енисей петляет между гор, Колышутся волной в полях колосья хлеба Блаженной красотой все радует мой взор. Ведущий 2: Хакасы всегда славились гостеприимством и добродушием. В древних героических сказаниях незнакомца вначале усаживали за золотой стол, угощали и только после этого спрашивали имя, из каких земель путь держит, какие думы думает. Гостевой этикет с обязательным подношением айрана соблюдался независимо от того, кто перед хозяином юрты. Ведущий 1: «Когда гостя встречают, весь улус сыт, бывает», - говорят в нашем народе. И это правда. Когда приезжали гости, то хозяева забивали скотину и приглашали себе родственников и соседей. Ведущий 2: пример гостеприимстова подробно описан в романе Н. Г. Доможакова «В далёком аале». Цитата:»… хозяин выложил мясо на деревянное блюдо, от каждого куска отрезал самые жирные кусочки мяса, покормил огонь и накрыл на стол. Каждому гостю были предложены разные куски мяса : детям – язык, чтобы росли говорливыми, мужчинам – с берденной части, чтобы у них было много скота и богатства, женщине – передняя часть, чтобы были трудолюбивыми. Ведущий 1: Наше знакомство мы начинаем с истории хакасской национальной кухни. Основной пищей хакасов служили зимой-мясные, а летом-молочные блюда. На протяжении 18-19 веков значительное место в хозяйстве хакасов занимали охота и рыболовство. И поэтому в хакасской кухне встречаются блюда из рыбы и блюда из мяса диких животных (мясо косули, маралятина, медвежатина). На зиму в хозяйстве забивалас

schoolfiles.net

Традиционная пища хакасов - Всем учителям

Чебодаева Лариса Александровна,

учитель хакасского языка,

первая квалификационная категория

МБОУ Лесоперевалочная СОШ-№ 2

Аскизский район

Классный час на тему:

 «Традиционная пища хакасов»

5 класс

        Цель:

- подчеркнуть значимость хакасской кухни – в жизни (используют в ритуальных целях) и быте хакасского народа

Задачи:

- продемонстрировать знания о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению;

- воспитывать у детей чувство любви к своей малой Родине и к своему народу.

       - формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные 

-проявлять любознательность, активность и заинтересованность в познании национальной кухни своего народа;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

2. Регулятивные 

- самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности, учиться высказывать предположение.

  1. Коммуникативные 

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности уметь договариваться и разрешать конфликты.

4. Познавательные

-получать информацию о пользе национальной пищи;

  -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы.

        Метод: комбинированный, игровой, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийная презентация «Традиционная пища хакасов», фотографии, схемы-рисунки, карта-путешествия

национальные блюда: мясные (хан), молочные (потхы, пызылах), мучные (порсых, халас)

Современные технологии, которые использованы в проведении классного часа:

  1. Технологии проблемного обучения, которая является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Ученик анализирует материал, чтобы самому получить из него новую информацию. Средствами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи.

  2. Технология группового обучения: задается задание для одного уч-ся, потом в задание включается второй, а затем группами работают - это работа со схемой.

  3. Технология развития критических мышлений: конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Работа с таблицей, анализирует, выдвигает свое мнение, объясняет причину, сравнивает и сопоставляет.

  4. Технология использование в обучении игровых методов:

План проведения классного часа:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Игра-путешествие по станциям «Мясная», «Молочная», «Мучная», «Стол Почитания» (выполнение заданий на станциях)

3. Физкультминутка-релаксация

  1. Подведение итогов- рефлексия.

Ход классного часа:

  1. Сообщение темы, цели, задач.

- Здравствуйте, ребята! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!

Скажите знакомы вам слова: талған, чарба ÿгре, пызылах, харты…(ответы учащихся). Сегодня мы узнаём о традиционной пище хакасского народа, переданные из поколения поколению, а также узнаем, как используют некоторые продукты в ритуальных целях в обрядах хакасского народа

Наше  путешествие будет проходить с остановками на следующих станциях: «Мясная», «Молочная», «Мучная»

Учитель: Основной пищей хакасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец.

Первая станция «Мясная» - знакомство с мясными блюдами по презентации: слайд

ХАН

Хан – непременная часть званного обеда, с него начинается угощение гостей и членов семьи. Готовится это блюдо так: кровь свежезабитого животного (чаще барана) в эмалированной посуде отстаивают в прохладном месте 2-3 часа. Хан солят (на 1 литр крови неполная чайная ложка соли), добавляют стакан свежего коровьего молока, мелко нарезанного репчатого лука или чеснока.

Хорошо перемешивают и вливают ложкой в кишку, предварительно завязав один конец ниткой. При наполнении кишки, оставляют немного свободного места, так как хан при варке расширяется. После заполнения кишки завязывают второй конец. При приготовлении хана обязательно следят за тем, чтобы лук и сало распределялись в кишке равномерно.

Хан непременно опускают в горячую воду, но не в кипяток. Время от времени осторожно переворачивают для равномерной варки. Готовность проверяют через полчаса с начала варки путем прокалывания хана тонкой заостренной палочкой. Густая серая масса, выделяющаяся с сымай хана, говорит, что продукт готов. Только что вынутый хан нарезают на кусочки толщиной примерно со средний палец и подают в отдельных тарелках. Хан употребляют в горячем виде.

СУП С ЯЧНЕВОЙ КРУПОЙ (ЧАРБА ΫГРЕ)

При подаче на стол суп наливают в большие пиалы и добавляют аарчы – продукт перегонки айрана.

задание: прочитайте текст про мясные блюда и заполните схему №1

-про какие блюда говорится в тексте? (Ответ: харта, хыйма)

«У хакасов деликатесом считается колбаса «харта», кишку хорошо промывали и выворачивали наизнанку так, чтобы наружный жир оказался внутри. Затем вовнутрь добавляли фарш и варили. Харта подавали в охлажденном виде, нарезав кольцами.

Во время забоя крупного скота обязательно делали и колбасу «хыйма» (колбаса – национальный пищевой продукт, приготовленный из рубленого мяса и сала). Начинкой служило накрошенное сечкой жирное мясо вместе с «хазы» – брюшным салом лошади. Добавив лука и перца, готовым фаршем начиняли кишку. Хыйма является угощением для почетных гостей».

Сiстеен паар

Тöс хара

?

Хаарған ит

орамыс

хан

?

тоғырамҷы

СТАНЦИЯ «МОЛОЧНАЯ»- знакомство с молочными блюдами по презентации:

- У хакасов, как и у других скотоводческих народов, была широко распространена молочная кухня. Молочные продукты носили общее название «ах тамах» – белая пища. К ним было почтительное отношение. Согласно хакасским поверьям, если молоко вылить на землю или в воду, то молочный скот не будет «держаться». Поэтому молочные продукты никогда не выливались на землю, и молоко не добавлялось в чай.

Если молочные продукты случайно прольются, то вытирали рукой и произносили: "Пусть счастье останется у меня и не уйдет в землю!" Если молоко да­вали в другой дом, от него отливали три ложки обратно и закры­вали крышкой посуду, чтобы счастье не ушло.

Самым распространенным летним напитком хакасов был айран, приготовленный из кислого коровьего молока. Значение айрана в питании хакасов трудно переоценить. Хакасы говорят: всё здоровье народа — от айрана. Им угощают любого зашедшего в юрту, его используют в ритуальных целях, он прекрасно утоляет жажду и голод.

ПОТХЫ

В чугунную посуду с округленным дном влить 1 литр жирной, слегка заквашенной сметаны. На медленном огне прокипятить минут 5, в левую горсть взять пшеничную муку и понемногу добавлять в сметану, постоянно помешивая. Затем разбить яйцо, размешать его и добавить в кипящую сметану. Посолив, непрерывно и тщательно помешивая, потхы варят до обильного выделения масла. Можно подавать с талганом. Потхы считается не только почётным, но и ритуальным блюдом.

ПЫЗЫЛАХ

Блюдо слегка напоминает свежий сыр. Цвет белый или кремоватый. Готовят его так: 2 литра свежего не снятого молока, налить в кастрюлю, довести до появления пузырьков, но не кипятить. В горячее молоко добавить литр свежей простокваши и оставить на огне до появления сыворотки. Густую однородную массу, которая собирается на верху, шумовкой убрать в другую посуду. Затем ее выложит на специальную решетку (сыы), сплетенную из ивовых прутьев, и прижать, чтобы стекла сыворотка. Через 2 часа снять груз.

пызылах

потхы

эҷiгей

öрiңме

аарчы

сатырма

айран

хаймах

Кроссворд по схеме № 2-класс делится на 3 группы.

-познакомьтесь со схемой № 2, запомните молочные блюда и разгадайте кроссворд.

1

2

3 сс

4

5

ФИЗКУЛЬТИНУТКА-РЕЛАКСАЦИЯ

Тыт ағазах-тыр-тар,

Тыт пазында тиин пар.

Палалары сыр-сар,

Пістең хузух сур турлар.

Аар-пеер, аар-пеер,

Андар-мындар, андар-мындар

Тайғада пол пар.

СТАНЦИЯ «МУЧНАЯ»

Учитель: В подтаежной зоне Хакасии население сочетало скотоводст­ во с земледелием. Поэтому в пищу широко употреблялись и мучные изделия.

Порсых:

Приготовить дрожжевое или пресное крутое тесто, после 20 – минутной расслойки раскатать на сочни, которые нарезаются кусочками по 20- 25 граммов. Затем закатать в виде шариков. Жарить в большом количестве жира. Порсых подают к чаю бульону.

Малычах:

Малычах пекли и пекут в зимнее время, когда мало работы по хозяйству.

Из ржаной муки круто замесить ржаное тесто дать немного расслойки 15 – 20 минут. Нарезать тесто на небольшие кусочки и вылепить фигурки домашних животных – лошадок, телят, овец, коров и фигурки птиц. Обычно когда лепили из теста малычах, члены семьи, соседи соревновались в искусстве лепки.

порсых

кöмечек

тертпек

малычах

халас

хурунду

кöптіргес

чалбах

СТАНЦИЯ «СТОЛ ПОЧИТАНИЯ»

Учитель: Вот и наша конечная станция. Приглашаем всех к столу Почитания. В этот день обязательно готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Попробуйте блюда ит, потхы, айран, талкан.

1 ученик:

Тілімнің тадии- іҷемнің чарба ӱгрезінде.

Ууҷамның кӧче, пуғдай талғаннында.

Тілімнің сухсунны -абыртхыда,

Аалҷылар удурлаҷаң кибірліг айраннында.

 2 ученик:

Гостям нашим: соседям и друзьям!

Все садитесь за наш стол,

Угощайтесь мясом, молоком.

Всем тем, что дарит нам Земля!

Пословицы, загадки.

Если зайдешь в рощу, будешь есть ягоду, если зайдешь в селение, будешь есть пищу (говорят, когда приглашают гостя к столу).

Целебный напиток имеет хозяина, голова человека имеет мозг (т. е. хозяин застолья должен сначала пригубить свой напиток, чтобы показать, что это не отрава).

Раньше человеческому желудку было тесно (т. е. много и сытно ели).

Если не будете есть горячую пищу, то встретите горестную жизнь (говорит хозяйка, когда молодые люди отказываются от угощения).

А пока вы пробуете наши угощения, мы с ребятами загадаем вам хакасские загадки:

1.Счесть не мог человечекЖелтых овечек. (Ячмень)

2. Норовит отара перевалить хребет,А за нею в клубах параНаскочать во след. (Кипение супа)

Учитель: Хакасы принимали пищу четыре раза в день. За столом соблюдался строгий этикет. Во главе его сидел хозяин юрты. По правую руку его, со стороны переднего угла "тор", сидели почетные гости. Женщины, особенно невестки, размещались за отдельным столом на женской половине.

Этикет гостеприимства требовал приготовления специальных яств и их символическое распределения, а религиозные верования – культовой пищи. Разнообразные блюда хакасской кухни свидетельствуют о наличии самобытной национальной культуры, имеющей глубокие традиции. Следующее занятие по традиционной пище хакасов-это будет талған.

Всем спасибо за работу!

Рефлексия.

- Ребята, если кому было все понятно на классном часе, интересно – покажите полет сокола руками;

- Если кто что-то не понял, кому нужна помощь – поставьте руку на пояс;

- Если кому-то тема классного часа совершенно непонятна – опустите руки вниз.

(Все дети выбрали 1 вариант рефлексии)

Литература:

  1. По материалам книги "Хакасская кухня: обычаи и традиции"/ Автор текстов  - Любовь Чугунекова, Фото - Юрий Кудряшов

  2. Хоорай ас-тамахтар. (Национальные блюда хакасов) Бутанаев В.Я. Абакан-1994

  3. В. Я. Бутанаев Этническая культура хакасов. Абакан, 1998г.

  4. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г.-М.: Наука. Издательская фирма Восточная литература», 1993.-378

  5. В.Я.Бутанаев «Хакасы», Москва, 1995

9

multiurok.ru

Маршруты путешествий по Хакасии - Блюда хакасской кухни

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Блюда хакасской кухни
Из молочных продуктов

Из овощей

Из рыбы

Глава из работы К.М. Патачакова "Очерки материальной культуры хакасов"
Глава 2. Пища и способы ее приготовленияВ пище отражается характер хозяйственной деятельности человеческого общества. Хакасы занимались скотоводством, земледелием и огородничеством, охотничьим промыслом и рыбо-ловством, а также собирательством. Все это отражалось в их !материальной культуре, в том числе в народной кухне. Соответственно в состав пищи хакасов входили мясо и молоко, мяс- ные и молочные продукты, хлеб, мучные и крупяные изделия, картофель и овощи, мясо диких зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения, ягоды и различные напитки. Пища является не только необходимым фактором существования человека, удовлетворения его физиологической потребности. Она также служит формой общения людей. Праздничные столы замешо отличались от обыденного обилием и разнообразием блюд. Хакасская кулинария обогащалась и за счет заимствования из русской кухни. Способы приготовления вкусной пищи как животного, так и растительного происхождения могут служить, как и у других народов, в известной степени показателем народной культуры. В постоянный рацион питания хакасов входило мясо домашних жйвотных — лошади, крупного рогатого скота и барана. Мясо козы и свиньи употреблялось меньше. Съедобным считалось, мясо диких животных — косули, лося, марала, оленя, медведя белки и зайца. Обогащало меню мясо домашних птиц — гусей, уток, индеек и кур. Кроме того, состав мясной пищи пополнялся дичью. Употребляли в пищу мясо диких уток, тетеревов, глухарей, куропаток, рябчиков и перепелов. К разряду мясных блюд следует отнести рыбу, которую добывали в достаточном количестве в местных реках и озерах. В пищу шли почти все части домашнего животного: мясо (ит), сало (чаг’), мозг (миис), кровь (хан), внутренности — сердце( чу’рек), печень (паар), легкие (о’кпе), почки (пу’рек), брюшина (харын) и кишки (iчеге). Лучшими частями считаются ребра(хабырг’а), грудинка (то’с), лопатка (чарын) и т. д. Из внутренностей предпочитаются у лошади харта, у крупного рогатого скота и у барана чочых. Харта и чочых представляют собой вывернутые кишки с внутренним салом. Вкусной признается свежая кровяная колбаса (хан), начиненная внутренним сал чесноком или луком, солью и молоком. Употребление мяса, молочных продуктов зависело от времени года. Летом, начиная с апреля месяца, когда шел отёл скота до октября месяца наряду с другими продуктами больше упготреблялись в пищу свежие молочные продукты. Зимой больше употреблялось мясо. Осенью, с началом заморозков, в основном в ноябре месяце, начинался забой скота. Намеченный на убой скот (сог’ым малы) отделялся от других и подкармливался особо. Лошадь или крупный рогатый скот кололи, предварительно оглушив сильным ударом, обычно обухом топора в лоб. Затем, уложив скотину на бок, перерезали ей горло, выпускали кровь в корыто (сара). Снимали шкуру, отделяли голову и ноги. Тщательно обрабатывали тушу животного и его внутренности. Обработка внутренностей считалась женской работой. Среди мужчин выделялись отдельные мастера по обработки туши животного. Они, например, не рубили кость, а умело разбирали тушу на части по суставам. На зиму мясо замораживали, хранили в амбарах или юртах. Чтобы сохранить вкусовые качества, замороженное мясо складывали по кускам в кадки и засыпали снегом. Летом, вначале мая, оставшееся от зимней консервации мясо, называемое у’че ит, цодвергали новой консервации, вялили. Его разрезали-длинные полосы (салыр), подсаливали, коптили в юрте на дыму от очага, сушили на солнце, на открытом воздухе. Умели консервировать мясо и другим способом. С этой целью в большом котле кипятили воду с раствором соли. В него спускали мясо большими кусками, давали ему пропитаться раствором соли и немного обвариться. Потом его резали на отдельные части на длинные полосы вместе с костями и сушили. Вяленое впрок мясо (салыглаан или хурутхан ит) приобретало новые вкусовые качества. И оно долго могло храниться не подвергаясь порче. Такое мясо ели в любое время года, бралиӀ на охоту и на покос. К числу вкусных кушаний относилась кровяная колбаса (хан), мясная колбаса (хыйма) и так называемый набор кусков мяса (ыста). Способ приготовления конского хана отлнчаея от хана крупного рогатого скота или барана. При убое лошади как упоминалось, хан спускают в деревянную посуду и дают ему остыть. Затем его руками мнут и перемешивают. Вновь дают отстояться. При этом внизу оседает черная кровь, наэываемая тирiс хан, а наверху образуется слой светлой крови (ах хан). Их больше не перемешивают. Тирiс хан и ах хан приготовляются отдельно. Причем, их приготовление имеет различия. В ах хан добавляют только соли, больше ничего, и заливают в кишки. Он, ах хан, имеет свои особые вкусовые качества. В тирiс хан добавляют мелко нарезанные кусочки внутреннего сала, соли и молокр, а также лук и чеснок. В таком составе хан содержится в кишке. Хан крупного рогатого скота и барана готовится таким же способом, как конский тирiс хан. Хан варят в отдельной от мяса посуде. Едят нарезанными кусками. Если его оставляют на зиму, то не варят, замораживают в сыром виде. Колбаса, называемая хыйма, приготовлялась из мелко нарезанных кусочков мяса. Добавлялись мелкие кусочки внутреннего сала, соль и лук. Вся эта смесь начинялась в кишку. Хыйма считалась зимней едой. Ее замораживали сырой, варили в праздничные дни, угощали ею почетных гостей. Ыста представляла собой набор разных кусков мяса и внутренностей домашнего животного. В ее состав входили: мясное ребро (хабырра), мясо со спины с позвонком (арг’а), кусок мякоти (хон’ ит), мясо с шейным позвонком (ортха со’о’к), кровяная колбаса (хан), внутренности - чурек, окпе, паар, харта, чочых и т. д. Весь этот набор замораживался вместе, в одном куске, обвернутый в брюшину. В таком виде ыста сохраняла свежие вкусовые качества. Она считалась лучшим угощением. В качестве гостинца ыста дарили лучшим знакомым и уважа-емым родственникам. В период убоя скота почти в каждой семье устраивалось угощение. Это был своеобразный праздник, приглашались родственники. Угощение называлось тамах чирге. Иначе говоря, гости приглашались на свеженину. При этом варили мясо из различных частей животного (мякоти, ребер, позвонка, шеи, спины и т. д.) в бульоне (му’н). Для лучшего навара и вкуса в бульон добавляли мелко нарезанные кусочки внутренностей, в том числе сало. Большие куски внутренностей и кровяную кол-басу варили отдельно от мяса. _Куски мяса и внутренностей раскладывались в деревянные корытца так, чтобы они всем достались. Лучшие куски давали старшим родственникам. Мясо ели c бульоном, налитым в общую чашку. Женщины и мужчины рассаживались отдельно. Здесь, кроме мясных кушаний, бульона и соли, на стол другая пища не подавалась. В этой традиции следует видеть, представляется, не только народное гостеприимство, но положительные пережитки родовой взаимопомощи.....Барана кололи другим способом, чем лошадь или крупный рогатый скот. Перерезали горло, спускали кровь, из которой делалась кровяная колбаса. Мясо и внутренности обрабатывали так же, как у крупного рогатого скота. Таким же образом варили свежий мясной бульон с мелко нарезанными внутренностями. Баранину сушили впрок. Если убой барана проводился осенью, то его мясо и внутренности замораживали. Из баранины ыста делали редко, но чаще готовили хыйма. Из мякоти и печени на костре делали шашлык (сiстеен ит), на костре же жа-рили грудинку. Голову барана палили, очищали, варили и давали старшему из мужчин в семье, обычно отцу семейства. При общественной трапезе она, как почетное угощение, давалась самому старшему из мужчин рода.Мясо употребляли в пищу в вареном или жареном виде. Преимущественно варили его крупными кусками. Затем эти куски разрезали на более мелкие, складывали в деревянное корытце, откуда доставали руками, ели с бульоном или с супом, в котором оно варилось. Чтобы сварить ребра крупных животных, их рубили поперек на части. Но кости бедра или передних ног, содержащие в себе мозг (чилин’), не рубили. Варили целиком. I Очистив мясо, кость рубили вдоль, извлекали мозг, им угощали детей. Эту расколотую мозговую кость вновь варили. Из нее получался наваристый суп. Из скотских ног варили студень (хуйга). Жарили мясо мелкими кусками в чугунной продолговатой посуде (латха) или на сковороде. Поджарка, приготрвленная в латхе, считалась более вкусной. Вкусным считалось сушеное мясо, поджарениое на масле или на сметане. Народным блюдом считался также хан с рубленными на мелкие куски внутренностями, поджаренный на внутреннем сале. Он обычно, как и поджарка, подавался к чаю. Рубленым мясом и ливером начиняли пироги, называемые кбгтргес. Их пекли на сковороде или клали прямо на под, покрыв чугунной чашей, засыпали горячей золой. Приготовление котлет, пельменей, поджарки с картофелем и других некоторых мясных блюд хакасы позаимствовали из русской народной кухни, сохранив их наименования. Свинину ели больше всего в жареном виде.Мясные блюда из домашних птиц считались лакомством. Ели курятину, индюшатину, гусятину и утятину в варенном и тушенном виде. Яйца домашних птиц ели вареными, жарили в виде омлета и яичницы, добавляли в мучную кашу, в тесто сдобного хлеба, блины и оладьи. В приготовлении мясных блюд не было особых разнообразий. Мясо замораживали и сушили, варили и жарили. У диких животных внутренностей не брали, так как они не обладали такими вкусовыми . качествами, какие имеет мясо домашних животных. Но у медведя брали подкож ный жир и желчь, которые использовались для лечения легочных и желудочных заболеваний. У охотников даже больше, чем у скотоводов, сохранялся старинный обычай при удачной добыче диких животных устраивать угощение и дарить родствен-никам мясо в качестве гостинца. На этот обычай еще в 40-х годах XIX века обратил свое внимание путешественник Н. С. Щукин. «Осенью кухня татар,-— писал он, — усиливается. Даст бог козулю, сохатого, оленя или другую дичь — и все соседи до единого собираются в юрту счастливца, и добыча съедается в один присест. Отделить кого-либо куском считается тяжким грехом»1.В меню хакасской народной кухни входили и рыбные блюда. Рыбу варили и жарили. В уху добавляли сметану. Жарили на вертеле, в сковороде — со сметаной. На зиму рыбу замораживали. «Казановские рыбаки,— рассказывает П. Н..Майнагашев,— осенью, когда начинались заморозки, ловили хариусов и замораживали в специальном котле. Затем лед вместе с рыбой оттаивали на костре, чтобы отделить от котла мерзлую часть. Рыбу варили и жарили на сметане»2. Больше всего рыба шла в пищу у кызыльских и мелетских хакасов, которые добывали ее в большом количестве3. Они на зиму рыбу не только замораживали, но и солили. Мясо диких животных и птиц, а также рыба в рационе питания хакасов были дополнительными. Основной мясной пищей оставалось мясо домашних животных. Что касается количества и качества употребляемых мясных блюд, то они зависели от состоятельности скотовладельцев.Вторым не менее важным источником питания хакасов были молоко и молочные продукты. Они больше всего употребляли коровье молоко. Но их предки, кроме коровы, доили козу и кобылу. Из кобыльего молока делали кумыс (хымыс) и молоч-ную водку (арага). Знаток хакасской этнографии Г. Спасский еще в начале XIX в. писал: «Они (речь идет о хакасских женщинах -- К. П.) ежедневно должны доить по три раза кобыл и по два раза коров; делать кумыс, айран, масло, сыр... Кумыс при-готовляется из кобыльего молока, айран из коровьего. В обоих случаях согрев молоко, вливают его в кожаный мешак (сабан), где смешав с простоквашею, на некоторое время закутывают: мешок войлоками; потом время от времени подливают свежего молока и при каждом разе тщательно перемешивают. Кумыс и айран вкусны, питательны и здоровы. Первый из них с пользою употреблялся даже к излечению застарелых любострастных болезней»4. Дальше этот же автор отметил, что кумыс и айран у хакасов можно найти только летом. «Оными утоляют они и голод, и жажду»5. «Вино, — писал Г. Спасский,— получаемое из кумыса и айрана хотя на вкус и сходно с хлебным, но несколько отзывается молоком»6.1 Щ у к и н Н. С. Народы тюркского языка, обитающие в Южной Си-бири. — Журнал Министерства внутренних дел, ч. XVIII, СПб., 1847, с. 270.2 Майнагашев П. Н., 1907 года рождения, сеок томнар. В с. Ка-зановка жил с малых лет. Сам любитель-рыбак. С 1958 года живет вг. Абакане.3 Кузнецова А. А. и Кулаков П. Е. Минусинские и Ачинскиеинородцы, Красноярск, 1898, с. 196.

travels-19rus.clan.su


Смотрите также