Сумаляк – праздничное блюдо узбекской кухни. Сумаляк узбекское блюдо


Сумаляк рецепт приготовления, праздничное блюдо узбекской кухни

Сумаляк – это праздничное блюдо узбекской кухни, которое появляется на дастарханах местных жителей в весенний праздник Навруз. Это вкусное и полезное кушанье, к приготовлению которого подходят с большой ответственностью и с огромным удовольствием. Основным ингредиентом сумаляка являются пророщенные зёрна пшеницы.

Сумаляк – история происхождения и легенды

Это традиционное узбекское блюдо имеет многолетнюю историю. Существует множество легенд и толкований возникновения чудесного сумаляка. Считается, что сумаляк наделяет людей особой жизненной силой и энергией. Это сила тела и духа.

Слово «сумаляк» (по-другому ещё называют блюдо «суманак», «сумалак», «сумелек») произошло от двух слов – «сума», что означает «запаренная пшеница» и «лакс» – пшеничная мука. Другая версия происхождения названия блюда указывает, что означает оно «30 ангелов» и придумала его женщина, которой ангелы оказали помощь в приготовлении блюда. Легенду эту читайте ниже.

Легенда №1

Одна из легенд рассказывает о женщине, которая потеряла своего мужа. На руках у неё осталось семеро детей. Когда зимние запасы в семье закончились, и детям не из чего было готовить пищу, женщина выкопала проросшие ростки пшеницы, налила в большой котёл воду и начала их варить. Когда дети спрашивали у неё, когда будет готова еда, она отвечала, что мясо ещё не сварилось, и кидала туда вместо мяса камушки. Процесс готовки был долгим, чтобы дети за это время уснули.

Наутро женщина открыла своё варево и не поверила глазам. На поверхности густой массы она увидела рисунок крыльев. Это был знак, что во время сна к ней в дом явились ангелы и наполнили её котёл.

Приготовленное варево оказалось очень питательным и вкусным. Дети были сыты, и женщина смогла поделиться едой со своими соседями, которые тоже голодали. Она рассказала свою историю, и соседи принялись повторять её. Так они, делясь своим варевом с ближними, все вместе смогли пережить голод. И по сей день в сумаляк принято добавлять камешки и делиться угощением со своими соседями.

Легенда №2

Как-то город-крепость на берегу реки Джейхан (ныне – Амударья) был осажен кочевниками. И как логичный исход осады, еда в городе закончилась. И тогда старейшина приказал принести мешки отсыревшей и проросшей пшеницы и приготовил варево, с виду совсем неприглядное. Люди съели его и через пару минут ощутили небывалый прилив сил, который позволил им яростно отбиваться от врагов. Последние, в свою очередь, удивились такой отваге жителей и отступили. Так сумаляк принёс мир и надежду народу.

Значимость блюда

Легендарное блюдо занимает почётное место в узбекской кухне. Его приготовление отнимает много времени – готовят его порядка 10 часов.

Обычно сумаляк готовят на улице в огромном котле, вымешивая деревянными приспособлениями. Причём жидкость необходимо мешать постоянно, что очень трудно сделать одному человеку. И поэтому в готовке сумаляка участвуют несколько человек. По традиции, во время помешивания у повара должны быть только позитивные мысли, процесс варки должен сопровождаться весёлыми песнями, шутками и прибаутками.

И если большинство узбекских блюд готовят только мужчины, например, плов или шашлык, то к готовке сумаляка мужчины не допускаются. Это чисто женская обязанность. А вот разведение костра и поддержание огня лежит на мужских плечах.

На дно посуды выкладывают камешки, добавляют орехи и готовят его на хлопковом масле. Готовка длится до загустения массы и появления коричневого оттенка. После загустения сумаляк оставляют настояться ещё какое-то время, плотно закрыв крышкой и накрыв чем-нибудь тёплым, чтобы масса совсем не остыла.

Затем начинается важный процесс разлива и раздачи. Наливается сумаляк в пиалы и раздаётся всем – дети обычно с охотой разносят кушанье по соседям и угощают их. При разливе в массу специально добавляют камешки со дна. Существует поверье, что тот, кому попадётся такая чаша, будет самым счастливым человеком.

Проращивание пшеницы

За 14 дней до готовки блюда начинается процесс подготовки основных ингредиентов – ростков пшеницы. Для этого берут отборную пшеницу, очищают и перебирают её. Затем промывают и замачивают на 2-3 суток. После воду сливают, а саму пшеницу рассыпают на чистой и гладкой поверхности. Слой россыпи не должен превышать двух сантиметров, должен быть равномерно распределён. Его накрывают влажной материей и оставляют на 10-12 дней, регулярно обрызгивая водой, чтобы ростки не засохли. В помещении создают все условия для прорастания. Место должно быть тёплым, без попадания прямых лучей солнца.

Когда появятся ростки, зернышки пшеницы перемалывают, мелко крошат. Можно использовать для этого мясорубку. Затем промывают в воде не менее трёх раз, процеживают через марлю или ситечко и отжимают. Выжимку снова нужно залить водой, дать настояться и повторить процедуру 3-4 раза. Готовые отжатые порции снова процедить и разделить на три части.

Приготовление сумаляка

Для приготовления сумаляка необходимо:

  • 0,5 кг зёрен пшеницы
  • 2 кг муки (пшеничной)
  • 10-20 орехов, обычно грецких
  • 1 л хлопкового масла

В горячую посуду налить масло, довести его до кипения, но не кипятить, а затем слегка остудить.

Высыпать в масло муку, хорошо перемешать и постепенно вливать первую порцию отжима, постоянно при этом помешивая, чтобы не было комочков. Когда жидкость покипит и загустеет, добавить вторую часть, не забывая мешать, а после загустения второй порции – добавить третью. Чтобы блюдо не пригорело, можно добавить грецкие орехи или положить на дно чистые камушки небольших размеров, чтобы частично закрывали дно посуды.

Если при пробе чувствуется горечь, следует продолжить варку с добавлением воды. Готовый сумаляк должен быть карамельного цвета, сладким и густым.

Готовое блюдо следует снять с огня и дать ему немного потомиться, закрыв крышкой.Для многих важное значение имеет узор, который образуется на поверхности сумаляка после открытия крышки перед раздачей. Многие верят, что сумаляк надо попробовать с семи разных котлов, что обязательно обеспечит успех и принесёт удачу в течение года.

Но что бы ни говорили, блюдо действительно заслуживает уважения. Оно очень полезное, богато витаминами и микроэлементами, которые не погибают в процессе варки. Самое удивительное, что блюдо получается сладким, хотя сахар туда совсем не добавляется. Видимо, сами ангелы придумали и дали людям рецепт этого блюда, ведь сумаляк действительно служит символом добра, он сближает людей и учит их делиться с ближними.

Спасибо, что остаётесь и путешествуете вместе с нами!

Ксюша и Слава

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

kstrip.ru

Сумаляк

Узбекская национальная кухня

 Сумаляк — праздничное блюдо узбекской кухни Средней Азии, приготавливаемое из пророщенных зёрен пшеницы. Готовится, как правило, в период празднования Навруза.

 

История блюда 

В древности сумаляк в качестве ритуального блюда готовили перед началом весенних посевных работ. Сумаляк готовят из проросших зёрен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле с добавлением муки в течение 20—24 часов. Туда также добавляются небольшого размера камни (которые, естественно, в пищу не употребляются. Они используются для уменьшения риска подгорания сумаляка на дне казана. Также существует поверье что если такой камень попадется вам во время еды, то надо загадать сокровенное желание и оно обязательно сбудется). Считается, что сумаляк нужно готовить с песнопениями, танцами и шутливыми, весёлыми припевками. После охлаждения блюдо подаётся к столу. Также считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

Узбекская национальная кухня

Легенды о появлении блюда 

Существует несколько легенд о происхождении сумаляка:

  • Однажды город-крепость на берегу Джейхуна (нынешней Амударьи) был осаждён кочевниками с Востока. Когда кончились все припасы, старейшины приказали извлечь последние мешки отсыревшей и проросшей пшеницы. Когда защитники города отведали неприглядное на вид варево, они почувствовали такой прилив сил и с такой яростью стали отбивать атаки врагов, что те пришли в замешательство и отступили. На земле снова утвердился мир.
  • Одни из первых людей, поселившиеся на территории Средней Азии, занимались земледелием. В одну из зим наступили чрезвычайно сильные холода, к которым люди не были готовы. Закончились запасы продовольствия, у людей не было тёплых вещей. Уже в самом концу зимы люди собрали проросшие пшеничные зёрна и без рецепта сварили всё, что у них осталось из запасов. Получившиеся блюдо помогло людям спастись от голода, прибавило сил.
  • Земледелец, готовясь к севу пшеницы, увлажнил зёрна. Они проросли, но в этот момент погода испортилась и земледелец попросил жену сварить кашу из этих зёрен. После долгой варки получилось блюдо, очень понравившееся земледельцу. С тех пор сумаляк готовят каждый год.
  • Учитывая, что праздник Навруз уходит своими корнями в Зороастризм, а сумаляк является его традиционным блюдом, то скорее всего имеет смысл искать происхождение сумаляка в глубокой древности. В культе зороастрийцев был напиток Хаома, (с авест., от hav — «выжимать»). В древнеиранской (до-зороастрийской) религии существовал наркотический напиток Хаума, культ которого осудил Заратустра. Сумаляк это та самая каша, которая некогда была Хаомой, а еще некогда Хаумой. Естественно все ингредиенты сумаляка отличаются от ингредиентов Хаомы и Хаумы, которые в свою очередь просто утеряны, но символика очевидна. Как и сок Хаомы, сумаляк — выжимают, только выжимают из пшеницы. Можно использовать сравнение с табаком, который производится современными табачными фабриками, с табаком, который курили древние индейцы. То что курили индейцы, можно назвать Хаомой, то, что курили шаманы индейцев — Хаума, а то, что курят сейчас — сумаляк.

Подробный рецепт

Сумаляк, проросшая пшеница

 Озимую пшеницу перебрать, вымыть и замочить на три дня в холодной воде. Затем рассыпать пшеницу слоем толщиной 1-1,5 см на листе фанеры, покрыть марлей, поставить в светлое место, чтоб не попадали прямые солнечные лучи. Каждое утро поливать пшеницу водой, пока она не прорастет. После этого проросшую пшеницу снять с фанеры кусками 15x15 см и каждый кусок толочь в ступке до образования жидкой кашицы, которую сложить в миску.Затем налить в миску воды, размешать, процедить через марлю и отжать. Сложить оставшийся жом в миску, снова налить 2 л воды и отжать в другую посуду, проделать эту операцию три раза. Все три порции сусла, каждую отдельно, процедить в разную посуду.Сильно разогреть растительное масло, снять котел с огня, дать ему остыть, налить первое сусло, хорошо перемешать с маслом и мукой, чтобы не было комочков, поставить котел на большой огонь, когда содержимое закипит, вылить вторую порцию сусла, дать снова закипеть и вылить третью порцию. Варить до образования киселевидной массы светло-коричневого цвета. Готовый сумаляк должен быть сладким. Если он недостаточно сладок, надо добавить воды и продолжать варку до нужного вкуса.Во избежание пригорания, после закладки муки положить в сумаляк неколотые грецкие орехи, предварительно хорошо обмыв их. При варке сумаляк нужно беспрерывно помешивать.Когда сумаляк готов, убрать огонь и закрыть котел крышкой. Через 2 часа разлить в пиалы и подать к столу. Орехивынуть из котла, очистить и положить в каждую пиалу поверх сумаляка, посыпав сахарной пудрой.

Ингридиенты 

0,5 кг озимой пшеницы0,5 кг растительного масла2 кг белой пшеничной муки0,5 кг грецких орехов2 столовых ложки сахарной пудры

asia-travel.uz

праздничное блюдо Навруза. Обычаи Узбекистана

 

Сумаляк - весеннее лакомство Навруза, вкусное и полезное блюдо, которое восстанавливает силы и дарит бодрость, утраченную за зиму. Сумаляк имеет многовековую историю и занимает почетное место на богатом дастархане Навруза. Существует несколько версий о том, что означает само слово «сумаляк» («сумалак», «суманак», «сумелек»). «Сума» - в древнетюрском словаре трактуется как «запаренная для солода пшеница/ячмень», а «лакс» - «пшеничная мука». По другой версии, название блюда означает «30 ангелов» и придумала его бедная женщина, которой, по легенде, помогли его приготовить сами ангелы.

На сегодняшний день доподлинно не известно, когда и кем было впервые приготовлено это удивительное ритуальное блюдо, основой для которого служат проращенные зерна пшеницы. Тем не менее, каждый год в двадцатых числах марта во всех районах Узбекистана можно наблюдать огромных размеров котлы, вокруг которых весь день и всю ночь не смолкают звуки веселья и танцев - это "Сумаляк сайли" ("Праздник сумаляка"), который призывает людей к дружбе, братству и сотрудничеству.

Процесс приготовления сумаляка - интересный ритуал, во время которого не только готовится обрядовое лакомство, но и воспитывается чувство взаимопомощи и единства. Традиционно в это время начиналась закладка в почву зерен пшеницы, часть из которых люди приберегали для приготовления главного блюда Навруза - сумаляка. И каждая семья вкладывала свою долю в общий котел, принося горсть проросших зерен туда, где люди вместе готовили сумаляк.

Перемолов и отжав проросшие зерна пшеницы, получают белую жидкость, которая впоследствии будет смешана в кипящем масле с мукой. Но до того как налить масло в казан, на дно кладут небольшие камешки, собирать которые традиционно поручают детям. Камни не позволят подгореть сумаляку, а также создадут оптимальный температурный режим. Впрочем, у них есть еще и мистическое назначение. Так, человек, которому попал при раздаче сумаляка камешек из котла, может загадать желание и оставить этот камень как талисман.

В процессе приготовления сумаляк необходимо непрестанно помешивать большой шумовкой, напоминающей лопату. Как правило, этим занимаются женщины, но мужчинам также не возбраняется прикоснуться к действу. Основное условие состоит в том, что, мешая сумаляк, человек должен освобождаться от недобрых мыслей. Мешать вязкую массу на протяжении 24 часов довольно трудно, поэтому в приготовлении блюда участвует довольно большое количество человек, сменяющих друг друга у котла. Этим и объясняется традиция готовить сумаляк всей махаллей или улицей.

Помимо обычая класть в казан камешки, есть еще несколько, делающих этот процесс веселым и увлекательным. Один из них заключается в толковании рисунка, образующегося под крышкой казана на поверхности сумаляка после того, как огонь гасится, и он в одиночестве дозревает. Каким бы ни был рисунок, его толкуют обычно в позитивном ключе.

Но самой удивительной кажется легенда о бедной женщине, жившей в маленьком поселке на берегу реки Джейхун. Муж ее погиб, оставив бедной женщине семерых детей. В один особо неурожайный год запасов еды семье не хватило на всю зиму, и они были вынуждены голодать. Маленькие дети были не в состоянии понять, почему мать их не кормит, и с плачем просили дать им покушать.Больно и горестно было женщине наблюдать, как ее дети день ото дня слабеют от голода. Когда же дети совсем обессилели и не могли даже встать, бедная женщина, чтобы хоть как-то облегчить им страдания, сказала, что как раз собирается приготовить что-нибудь вкусное. Затем она достала самый большой казан, что у них был, налила в него воды и выкопала в сарае немного проросшей пшеницы, которую также отправила в казан, - больше класть было нечего. Принявшись помешивать варево, она улыбалась детям и приговаривала, что еда варится очень вкусная, и вот-вот можно будет садиться за стол. Когда же кто-либо из детей спрашивал ее, долго ли осталось ждать, она говорила, что осталось добавить еще немного мяса и хорошенько его проварить. Говоря это, она бросала в котел камушки, чтобы дети думали, что это мясо, и продолжали ждать и бороться. Так продолжалось весь день и всю ночь, а под утро она уснула на несколько минут. Когда же она проснулась и открыла казан, он был до краев наполнен теплой коричневой массой, на поверхности которой просматривались странные узоры, напоминающие крылья. Поняла бедная женщина, что пока она спала, в их доме побывали ангелы, и за то, что она не сдавалась и не позволила детям погаснуть, наполнили ее казан необычной пищей, дарующей силы и укрепляющей дух. Женщина покормила своих детей, а затем стала раздавать сумаляк соседям, также страдающим от голода. Вскоре все стали повторять действия женщины, и у них также получался вкусный сумаляк, которым они сразу же делились друг с другом, что позволило пережить ту голодную пору.

И в наши дни сохранился обычай раздавать соседям и знакомым сумаляк сразу после его приготовления. Существует также поверье, что если за сезон попробовать сумаляк из семи котлов, обретешь счастье. А тот факт, что осуществить это удается большинству людей, говорит о том, что люди продолжают, как и прежде, охотно делиться с ближним тем, что у них есть - делиться счастьем жить, видеть своих близких, радоваться новой весне и Наврузу (Новому дню).

Фотографии:

смотреть все фото »»

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

www.centralasia-travel.com

праздничное блюдо Навруза. Обычаи Узбекистана

 

Сумаляк - весеннее лакомство Навруза, вкусное и полезное блюдо, которое восстанавливает силы и дарит бодрость, утраченную за зиму. Сумаляк имеет многовековую историю и занимает почетное место на богатом дастархане Навруза. Существует несколько версий о том, что означает само слово «сумаляк» («сумалак», «суманак», «сумелек»). «Сума» - в древнетюрском словаре трактуется как «запаренная для солода пшеница/ячмень», а «лакс» - «пшеничная мука». По другой версии, название блюда означает «30 ангелов» и придумала его бедная женщина, которой, по легенде, помогли его приготовить сами ангелы.

На сегодняшний день доподлинно не известно, когда и кем было впервые приготовлено это удивительное ритуальное блюдо, основой для которого служат проращенные зерна пшеницы. Тем не менее, каждый год в двадцатых числах марта во всех районах Узбекистана можно наблюдать огромных размеров котлы, вокруг которых весь день и всю ночь не смолкают звуки веселья и танцев - это "Сумаляк сайли" ("Праздник сумаляка"), который призывает людей к дружбе, братству и сотрудничеству.

Процесс приготовления сумаляка - интересный ритуал, во время которого не только готовится обрядовое лакомство, но и воспитывается чувство взаимопомощи и единства. Традиционно в это время начиналась закладка в почву зерен пшеницы, часть из которых люди приберегали для приготовления главного блюда Навруза - сумаляка. И каждая семья вкладывала свою долю в общий котел, принося горсть проросших зерен туда, где люди вместе готовили сумаляк.

Перемолов и отжав проросшие зерна пшеницы, получают белую жидкость, которая впоследствии будет смешана в кипящем масле с мукой. Но до того как налить масло в казан, на дно кладут небольшие камешки, собирать которые традиционно поручают детям. Камни не позволят подгореть сумаляку, а также создадут оптимальный температурный режим. Впрочем, у них есть еще и мистическое назначение. Так, человек, которому попал при раздаче сумаляка камешек из котла, может загадать желание и оставить этот камень как талисман.

В процессе приготовления сумаляк необходимо непрестанно помешивать большой шумовкой, напоминающей лопату. Как правило, этим занимаются женщины, но мужчинам также не возбраняется прикоснуться к действу. Основное условие состоит в том, что, мешая сумаляк, человек должен освобождаться от недобрых мыслей. Мешать вязкую массу на протяжении 24 часов довольно трудно, поэтому в приготовлении блюда участвует довольно большое количество человек, сменяющих друг друга у котла. Этим и объясняется традиция готовить сумаляк всей махаллей или улицей.

Помимо обычая класть в казан камешки, есть еще несколько, делающих этот процесс веселым и увлекательным. Один из них заключается в толковании рисунка, образующегося под крышкой казана на поверхности сумаляка после того, как огонь гасится, и он в одиночестве дозревает. Каким бы ни был рисунок, его толкуют обычно в позитивном ключе.

Но самой удивительной кажется легенда о бедной женщине, жившей в маленьком поселке на берегу реки Джейхун. Муж ее погиб, оставив бедной женщине семерых детей. В один особо неурожайный год запасов еды семье не хватило на всю зиму, и они были вынуждены голодать. Маленькие дети были не в состоянии понять, почему мать их не кормит, и с плачем просили дать им покушать.Больно и горестно было женщине наблюдать, как ее дети день ото дня слабеют от голода. Когда же дети совсем обессилели и не могли даже встать, бедная женщина, чтобы хоть как-то облегчить им страдания, сказала, что как раз собирается приготовить что-нибудь вкусное. Затем она достала самый большой казан, что у них был, налила в него воды и выкопала в сарае немного проросшей пшеницы, которую также отправила в казан, - больше класть было нечего. Принявшись помешивать варево, она улыбалась детям и приговаривала, что еда варится очень вкусная, и вот-вот можно будет садиться за стол. Когда же кто-либо из детей спрашивал ее, долго ли осталось ждать, она говорила, что осталось добавить еще немного мяса и хорошенько его проварить. Говоря это, она бросала в котел камушки, чтобы дети думали, что это мясо, и продолжали ждать и бороться. Так продолжалось весь день и всю ночь, а под утро она уснула на несколько минут. Когда же она проснулась и открыла казан, он был до краев наполнен теплой коричневой массой, на поверхности которой просматривались странные узоры, напоминающие крылья. Поняла бедная женщина, что пока она спала, в их доме побывали ангелы, и за то, что она не сдавалась и не позволила детям погаснуть, наполнили ее казан необычной пищей, дарующей силы и укрепляющей дух. Женщина покормила своих детей, а затем стала раздавать сумаляк соседям, также страдающим от голода. Вскоре все стали повторять действия женщины, и у них также получался вкусный сумаляк, которым они сразу же делились друг с другом, что позволило пережить ту голодную пору.

И в наши дни сохранился обычай раздавать соседям и знакомым сумаляк сразу после его приготовления. Существует также поверье, что если за сезон попробовать сумаляк из семи котлов, обретешь счастье. А тот факт, что осуществить это удается большинству людей, говорит о том, что люди продолжают, как и прежде, охотно делиться с ближним тем, что у них есть - делиться счастьем жить, видеть своих близких, радоваться новой весне и Наврузу (Новому дню).

 

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

www.centralasia-travel.com

Сумаляк (Весеннее блюдо)

Сумаляк — праздничное блюдо узбекской, таджикской, киргизской и других кухонь Средней Азии, приготавливаемое из пророщенных зёрен пшеницы. Готовится, как правило, в период празднования Навруза.

История блюда Сумаляк

iОсобое место в национальной узбекской кухне занимает сумаляк. В древности сумаляк в качестве ритуального блюда готовили перед началом весенних посевных работ. Сегодня его готовят в придвериях мусульманского праздника "Навруз" (в переводе с персидского означает новый день, то есть Новый год). О появлении сумаляка существует много легенд. Согласно одной, рецепт придумала женщина, которой нечем было кормить своих детей. Она нарвала растений, которые произрастали неподалеку (проросшая пшеница), бросила в казан их, а также камень, чтобы похлебка не пригорала, и долго варила на медленном огне. Наутро в котле образовалась густая коричневая кашица, очень питательная и вкусная. Другая легенда гласит, что сумаляк впервые приготовили жители осажденного города-крепости на берегу реки Джейхун (нынешней Амударьи), в стенах которого из еды остались только мешки отсыревшей и проросшей пшеницы. Каша, получившаяся из них, придала воинам столько сил, что они смогли отбить город у врагов. Каких-либо достоверных источников на этот счет не сохранилось.Как становится ясно из этих преданий, главный ингредиент сумаляка – пророщенные ростки пшеницы. Из них получают густое белое «молочко», которое долго варят с хлопковым маслом и пшеничной мукой, непрестанно помешивая. Целиком приготовление этого лакомства занимает целых две недели.Сначала женщины отбирают пшеницу, промывают холодной водой и замачивают на три дня. Сырую пшеницу рассыпают на чистой деревянной поверхности и накрывают влажной марлей: под ней в теплом и темном месте зерна прорастают около двух недель, хотя бывает и быстрее. Марлю периодически сбрызгивают водой. КогдаPR20100521191129 ростки достигают трех-пяти сантиметров в длину, их проворачивают через мясорубку или толкут в ступе. Эту массу снова трижды промывают, процеживают через марлю и отжимают. В результате получается мутная беловатая жидкость, которую в три этапа заливают в котел с хлопковым маслом, постоянно помешивая, добавляют туда пшеничную муку. Чтобы при долгой варке масса не пригорала, в казан кидают орехи и некрупные камни. Варят сумаляк около 12 часов. В итоге получается однородная темно-коричневая кашица, очень сытная и сладкая. Напоминает кондитерский крем, но не приторный. Если в порции сумаляка вам попался орех или камень – считайте, это к счастью!По окончанию варки котлы плотно закрывают, и блюдо доходит до нужной консистенции всю ночь, томясь под крышкой. Едят сумаляк небольшими порциями в холодном виде, «зачерпывая» лепешкой. Угощать сумаляком принято друзей и соседей, как, впрочем, всегда, если речь идет о традиционных праздниках.

 Как готовится сумаляк в домашних условиях?

Проращивают зерна пшеницы. Пропускают их через мясорубку, кладут в казан, заливают водой, добавляют муку и варят часов 10-12 ч, и при этом все время помешивают. В казан кладут гладкие камушки и грецкие орехи в скорлупе - чтобы опять таки не подгорело. Ингредиенты:- 0,5 кг пшеницы - 2 кг пшеничной муки - 15-20 орехов - 1 кг хлопкового масла. 

Приготовление:

пшеницаШаг 1. Пшеницу перебрать, промыть холодной водой и замочить на трое суток.Шаг 2. Слить воду, рассыпать на листе чистой фанеры слоем толщиной 1-1,5 см, покрыть марлей, поставить на такое место, куда не попадают прямые солнечные лучи. Каждое утро сбрызгивать водой, пока пшеница не прорастет.Шаг 3. Когда всходы достигнут высоты 3-5 см (через 3 - 4 дня), протолочь в ступе и переложить в тазик.Добавить немного воды, размешать, процедить через марлю и отжать в фарфоровую посуду.Шаг 4. Выжимки снова положить в тазик, залить водой, размешать и отжать в другую посуду. Проделать эту операцию три раза. Все три порции сусла процедить каждую в отдельности, в разную посуду - и отставить.Шаг 5. В раскаленный котел налить хлопкового масла, прокалить, дать немного остыть. В масло положить муку и налить первую порцию сусла, тщательно размешать деревянной лопаточкой, чтобы не образовались комочки.Шаг 6. Прокипятить на сильном огне, затем, когда начнет густеть, влить вторую порцию сусла, дать закипеть, постоянно помешивая. Когда масса опять начнет густеть, непрерывно размешивая её деревянной лопаточкой, влить третью порцию сусла.Шаг 7. Варить постоянно помешивая, до образования киселеобразной массы светло-коричневого цвета. Если сумаляк при пробе имеет горьковатый вкус, надо добавить немного воды и продолжать кипятить до сгущения.сумаляк 2Совет: Чтобы сумаляк не пригорел в процессе долгой варки, надо положить в котел несколько грецких орехов.Шаг 8. Когда сумаляк сварится, снять с огня, закрыть котел крышкой. Охладить в течение 2-3 часов, разлить в пиалы и подать на стол. Орехи вынуть их из котла, расколоть, очистить и положить в каждую пиалу по несколько ядрышек.

 Увлекательный гастрономический тур>>>

 Полезный витаминный тур>>>

 

travel2uzbekistan.com

Фото. Как узбеки готовят традиционное блюдо сумаляк

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA Image caption Сумаляк готовят из проросших зёрен пшеницы

Фотограф из Узбекистана Умида Ахмедова побывала в семье, где готовят традиционное национальное блюдо сумаляк.

В древности сумаляк в качестве ритуального блюда готовили перед началом весенних посевных работ. Сейчас это, как правило, происходит в период празднования весеннего праздника Навруза. Его главный ингридиент - проросшие зерна пшеницы.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

С сумаляком связано много легенд. Однажды арийский город-крепость на берегу Джейхуна (нынешней Амударьи) был осаждён кочевниками с Востока. Когда кончились все припасы, старейшины приказали извлечь последние мешки отсыревшей и проросшей пшеницы. Когда защитники города отведали неприглядное на вид варево, они почувствовали такой прилив сил и с такой яростью стали отбивать атаки врагов, что те пришли в замешательство и отступили. На земле снова утвердился мир.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA Image caption Зерна пшеницы перемалываются

По другой легенде, когда внуки пророка Мухаммеда Хасан и Хусейн проголодались, их мать Фатима бросила камни в пустой казан. Таким образом она лишь сделала вид, что готовит еду для детей. Ночью ангелы бросили в емкость проросшее зерно, и к утру сумаляк был готов.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

Среди первых людей, поселившихся на территории Средней Азии, были земледельцы. Однажды наступили чрезвычайно сильные холода, к которым люди не были готовы. Закончились запасы продовольствия, у людей не было теплых вещей. Ближе к концу зимы люди собрали проросшие пшеничные зерна и без рецепта сварили все, что у них осталось из запасов. Получившееся блюдо помогло людям спастись от голода, прибавило сил.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA Image caption Сумаляк затем варят в котле на хлопчатниковом масле с добавлением муки в течение 20-24 часов

Приготовлением блюда обычно руководит женщина, как правило, немолодая, состоявшаяся, уважаемая, у которой обязательно есть дети.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

Девочки и их мамы всю ночь мешают сумаляк, не забывая при этом загадывать желание.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

Автор фото попала в интернациональную семью, в которой муж из Турции, а жена из Узбекистана.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA Image caption Из сока зерен принято делать косметические маски Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

Семья любит путешествовать по Узбекистану, открывая для себя новые места. Четверо детей этому не помеха.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

На вопрос, почему хозяйке нравится готовить сумаляк, она ответила, что ей нравится видеть, как растет пшеница, каждый день к ней прикасаться, "разговаривать" с ней. Радоваться ее росткам. Когда первый раз его варила, было очень волнующее ощущение, говорит она. Не верилось, что получится. Сумаляк готовят в больших семьях, где все родственники приходят на подмогу. Но у нее все получилось.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

Также хозяйка говорит, что испытвает удовольствие от того, что в процессе участвуют дети. И что через годы они будут рассказывать об этих ощущениях своим детям. Ведь не каждому ребенку удается быть участником такого ритуала от начала до конца.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрации UMIDA AKHMEDOVA

*

www.bbc.com

Фото. Как узбеки готовят традиционное блюдо сумаляк

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Image captionСумаляк готовят из проросших зёрен пшеницы

Фотограф из Узбекистана Умида Ахмедова побывала в семье, где готовят традиционное национальное блюдо сумаляк.

В древности сумаляк в качестве ритуального блюда готовили перед началом весенних посевных работ. Сейчас это, как правило, происходит в период празднования весеннего праздника Навруза. Его главный ингридиент — проросшие зерна пшеницы.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

С сумаляком связано много легенд. Однажды арийский город-крепость на берегу Джейхуна (нынешней Амударьи) был осаждён кочевниками с Востока. Когда кончились все припасы, старейшины приказали извлечь последние мешки отсыревшей и проросшей пшеницы. Когда защитники города отведали неприглядное на вид варево, они почувствовали такой прилив сил и с такой яростью стали отбивать атаки врагов, что те пришли в замешательство и отступили. На земле снова утвердился мир.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Image captionЗерна пшеницы перемалываются

По другой легенде, когда внуки пророка Мухаммеда Хасан и Хусейн проголодались, их мать Фатима бросила камни в пустой казан. Таким образом она лишь сделала вид, что готовит еду для детей. Ночью ангелы бросили в емкость проросшее зерно, и к утру сумаляк был готов.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Среди первых людей, поселившихся на территории Средней Азии, были земледельцы. Однажды наступили чрезвычайно сильные холода, к которым люди не были готовы. Закончились запасы продовольствия, у людей не было теплых вещей. Ближе к концу зимы люди собрали проросшие пшеничные зерна и без рецепта сварили все, что у них осталось из запасов. Получившееся блюдо помогло людям спастись от голода, прибавило сил.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Image captionСумаляк затем варят в котле на хлопчатниковом масле с добавлением муки в течение 20-24 часов

Приготовлением блюда обычно руководит женщина, как правило, немолодая, состоявшаяся, уважаемая, у которой обязательно есть дети.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Девочки и их мамы всю ночь мешают сумаляк, не забывая при этом загадывать желание.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Автор фото попала в интернациональную семью, в которой муж из Турции, а жена из Узбекистана.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Image captionИз сока зерен принято делать косметические маски

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Семья любит путешествовать по Узбекистану, открывая для себя новые места. Четверо детей этому не помеха.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

На вопрос, почему хозяйке нравится готовить сумаляк, она ответила, что ей нравится видеть, как растет пшеница, каждый день к ней прикасаться, «разговаривать» с ней. Радоваться ее росткам. Когда первый раз его варила, было очень волнующее ощущение, говорит она. Не верилось, что получится. Сумаляк готовят в больших семьях, где все родственники приходят на подмогу. Но у нее все получилось.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

Также хозяйка говорит, что испытвает удовольствие от того, что в процессе участвуют дети. И что через годы они будут рассказывать об этих ощущениях своим детям. Ведь не каждому ребенку удается быть участником такого ритуала от начала до конца.

Блюдо сумолокПравообладатель иллюстрацииUMIDA AKHMEDOVA

*

Поделиться ссылкой:

assaultnews.com


Смотрите также