Что едят монголы. Национальное монгольское блюдо
Что едят монголы
Монголия - не та страна, которая у многих вызывает кулинарные ассоциации. Вместо этого обычно на ум приходят военные успехи Чингис-хана, кочевники и пустыня Гоби. Монголия - страна с самой низкой плотностью населения в мире, страна, в которой до сих пор значительная часть населения ведет кочевнический образ жизни. В тоже время около 65% монголов предпочли бескрайним просторам современную жизнь в городах - на столицу Улан-Батор с населением около одного миллиона жителей приходится 1/3 всего населения страны. Мир меняется, стираются границы и Монголия не стоит в стороне, в городах легко можно найти заведения, предлагающие понятные блюда и разнообразные мировые кухни, в том числе, русскую и украинскую. Но побывать в Монголии и не распробовать национальные блюда - это значит потерять значительную часть впечатлений. Конечно, кухня, сформировавшаяся под влиянием суровой природы и кочевого образа жизни лежит немного за гранью кулинарного комфорта нежных желудком, но она того стоит. Монголы - нация мясоедов. Даже сейчас, когда население распробовало кухни других народов, и на прилавках всегда полно китайских овощей и фруктов, основу рациона неизменно составляет мясо. И это совсем не удивительно, учитывая, что на 2,8 миллиона населения приходится более чем 40 миллионов голов скота.
Популярная поговорка: "Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу" имеет монгольские корни и точно описывает традиционный для монголов распорядок дня. Самыми большими и важными приемами пищи в Монголии являются завтрак и обед. Они обычно состоят из вареной баранины с большим количеством жира и муки, молочных продуктов и риса. Монголы - большие любители чая, но не простого, а с молоком и солью, а иногда еще и со сливочным маслом или бараньим жиром. Такой чай обычно заваривается в термосе утром и затем пьется на протяжении всего дня. Называется этот напиток сутэй цай, попробовать его можно практически во всех ресторанах Монголии. Этим же напитком с удовольствием угощают путников дружелюбные монголы в своих юртах, разбросанных по необъятным просторам. Из крепких алкогольных напитков наибольшей популярностью пользуется молочный самогон архи. Крепость напитка составляет сорок градусов, при этом по вкусу он напоминает молочную сыворотку и пьется легко. Это очень коварный напиток, не привыкший к нему человек может сильно опьянеть всего от нескольких пиал.
Мясо и молочные продукты являются основными компонентами монгольской кухни. Летом и осенью монголы, ведущие традиционный образ жизни, едят преимущественно молочные продукты, зимой и весной основу рациона составляет мясо. Такая модель питания возникла, как следствие образа жизни кочевников. Считается, что "белая пища", а именно так обычно называют молочные продукты, нужна для того, чтобы дать отдых желудку после нескольких месяцев переваривания мяса. Самые популярный молочный продукт - это айраг (кумыс), который готовят из кобыльего молока. Монголы убеждены, что он обладает целебными свойствами. Несмотря на то, что кумыс содержит примерно 7% алкоголя, его дают детям, конечно, не в таких количествах, как взрослым. А еще этот напиток прекрасно утоляет жажду.
Арул - второй по популярности молочный продукт, он представляет собой сушеный творог и является важным источником витаминов для кочевников. Существует также сладкий арул, который обычно подается в качестве десерта по особым случаям.
Баранина, конина, говядина, козлятина и мясо верблюда называют "красной пищей". В кулинарии используется не только мясо, но и субпродукты и кровь. Самое популярное мясо в этих краях - баранина, а одно из самых интересных блюд из баранины - хорхог: мясо, тушенное с раскаленными камнями в казане, непременно на открытом огне. В ресторане такое блюдо не попробовать, только под открытым небом в степи, в компании кочевых монгол. Похожим образом готовят и бодог, запекая с камнями козье мясо в желудке животного или мясо сурка в его собственной шкуре. Сушеное мясо борц - еще одно традиционное блюдо, дошедшее до современности в неизменном виде. Готовят борц просто - нарезают говядину полосками и развешивают в тени. В городах иногда можно увидеть полоски мяса, развешанные на балконах - вот она, сила традиций. Мясо высыхает очень быстро и становится таким жестким, что его невозможно нарезать ножом. Местные жители обладают крепкими зубами, и потому могут есть борц даже в сухом виде, но чаще окунают его в молочный чай или варят из него бульон.
Большой популярностью пользуются вареные на пару манты, которые тут называют бузы. В качестве начинки служит мясо и овощи, а также ароматный бульон. Самый удачный способ съесть бузы - это сначала откусить небольшой кусочек от верхней части и выпить жидкость, а уже затем съесть все остальное. Будьте осторожны, бузы обычно очень горячие внутри.
Хушур - еще одно популярное блюдо, представляющее вкусный союз мяса и теста. Представляет собой небольшой чебурек, соответственно, приготовленный во фритюре с начинкой из мяса. Из специй используется только соль, так что вкус мяса раскрывается в этом блюде в полной мере.
Еще одно распространенное блюдо - это цуйван: приготовленная на пару, а затем поджаренная, лапша с мясом. По одной из версий, Монголия является родиной спагетти, которые привез в Европу Марко Поло, вдохновившись именно блюдом цуйван.
Текст: Мария Комар
eda.2k.ua
Интересно заметить, что наряду с металлической, эмалированной, фарфоровой и другой покупной посудой, особенно в сельских районах, бытует традиционная деревянная и кожаная домашняя утварь. Она наиболее прочна и легко перевозима, что удобно при кочевом образе жизни. Таковы, например, деревянные ведерки (модон хувин) с обручами разной высоты. К ним для удобства переноски приделываются дужки из волосяных веревок. Ведерки используются главным образом для доения молока; употребление молочных сосудов для других хозяйственных целей в силу древних традиций воспрещается. Для воды служат высокие деревянные бочонки, имеющие в поперечном разрезе форму эллипса. К бокам приделываются деревянные ушки, сквозь которые продевается веревка. К деревянной посуде (сав) относятся различной величины корытца и плоские блюда (таваг) для вареного мяса, чашки (аяга) и кувшины (домбо) для чая, имеющие форму усеченного конуса и охваченные в нескольких местах металлическими обручами. В кувшины (домбо) и чайники (данх) переливается из чаши (того) прокипяченный чай. Для толчения чая употребляются ступы (уур), сделанные из цельного куска дерева. Для хранения масла употребляются хорошо промытые и высушенные желудки и толстые кишки животных. Этот вид «посуды» чрезвычайно архаичен и встречается у многих народов не только Азии, но и других стран. Для хранения крупы и муки нередко употребляются мешки (тулам) —шкуры, снятые целиком с телят, ягнят и жеребят. Кумыс и разных видов квашеное молоко хранят в высоких кожаных сосудах, именуемых у халха хухур, а у западной ветви монголов — архад. Необходимой принадлежностью арата являются чугунные того — чаши сферической формы; они устанавливаются на таган или в последние годы, с появлением железных печей, на круглое отверстие печки. В таких чашах варят мясо и кипятят чай. Котлы обычно чистят метелкой, сделанной из хвоста яка. Пища и напитки Основой питания монгольского сельского населения служат молочные продукты и мясо; в меньшем количестве употребляются мучные блюда. Многовековое занятие скотоводством способствовало выработке большого ассортимента молочных продуктов (цаган иде), которые потребляются не только в весенний и летний периоды максимального удоя молока, но в различных видах заготовляются на зиму, когда доение скота прекращается. Недостаток свежего молока в это время восполняется мяс- дой пищей и сушеными молочными продуктами. Наиболее любимой едой и одновременно почетным угощением служат пенки (урум или врмв), для получения которых свежее молоко кипятится длительное время на медленном огне. После остывания молока толстый слой пенок осторожно снимают лопаточкой и на широком деревянном блюде или дощечке складывают вдвое таким образом, что маслянистая сметанообразная масса остается внутри ноздреватых корочек. Далее пенки немного подсушиваются и подаются к чаю. Снятое молоко слегка подогревают и, слив в сосуды, заквашивают закваской (хорошо), в результате чего получается тараг — род простокваши, которую в летнее время едят в большом количестве. У ойратов ему соответствует айраг, он хранится в большом кожаном сосуде, называемом архат. В этот сосуд сливается молоко разных удоев, после его наполнения в него вливается химар — теплая смесь воды и молока, что ускоряет брожение. Молоко неоднократно взбалтывается специальной мутовкой (булур), благодаря чему частицы жира скопляются на поверхности и могут быть легко отделены. Их собирают в отдельный сосуд и затем перетапливают. Реже масло получают из сметаны или сливок, взбивая их руками. Острокислый айраг разливают в чашки и пьют. Из него же изготовляют архи. Закваска для тарага и для кумыса, оставленная на зиму, весной размельчается и растворяется в теплом молоке. По старинному обычаю монголов, чужим людям закваску не дают, женатые сыновья и дочери могут получить ее из родительского дома, однако в тех случаях, когда они берут закваску, они должны взамен принести молоко. Другим видом молочных продуктов является бислаг — род пресного сыра, в форме большой, квадратной булки. Для его изготовления в кипящее свежее молоко вливается тараг или айраг, благодаря чему происходит быстрое свертывание молока. Творожистую массу складывают в матерчатый мешок и помещают под пресс. Обычно для этой цели служат две деревянные доски. Хорошо спрессованный бислаг легко режется ножом на тоненькие ломтики и подается к чаю. Бислаг является летней едой. Имея отличные вкусовые качества, он, однако, может сохраняться всего лишь несколько дней. Арул — также род сыра. Он изготовляется двояко. В одном случае это творожистая масса, получаемая при кипячении квашеного молока, в другом — это творожистый осадок, остающийся после перегонки квашеного молока на водку. Хорошо отфильтрованный творог небольшими комочками раскладывают на деревянные лотки и сушат на солнце. Обычно, проходя мимо монгольской юрты в летний солнечный день, всегда можно видеть несколько лотков, размещенных на конической части юрты. В некоторых случаях творог спрессовывают, режут ломтиками, нанизывают на нитку и также сушат на солнце. В этом случае он называется хурут, или хурса. Арул и хурут в большом количестве запасают на зиму. В качестве хорошего зимнего запаса служит эзгий. При его изготовлении, так же как и при изготовлении бислага, в кипящее свежее молоко вливается тараг или айраг, но в отличие от бислага творожистую массу не отделяют от сыворотки (шар ус), а кипятят до полного ее выпаривания. В результате получается красноватая творожистая масса пресноватого вкуса, которая может сохраняться длительное время. У ойратов (байтов) при изготовлении эзгий вместо тарага в качестве закваски употребляется молозиво. В настоящее время в МНР широкое развитие получили государственные механизированные маслозаводы, куда араты продают молоко. Однако для этой цели идет только коровье молоко; овечье и козье обрабатывается домашним способом. К числу напитков, изготовляемых из молока домашним способом, относятся кумыс и водка. Кумыс, называемый у халха-монголов гуне айраг, а у ойратов чигенъ, или чиге, изготовляется в летние месяцы из молока кобылицы, в редких случаях — из молока верблюдицы. Обычно молоко сливается в большой кожаный сосуд и подквашивается айрагом. Для получения кумыса хорошего качества его необходимо часто взбалтывать, особенно в течение первых суток изготовления, для чего его взбивают мутовкой не менее часа утром, днем и вечером. Кумыс является весьма почетным и любимым напитком монголов. Его в летнее время пьют взрослые и дети, им угощают гостей, его в большом количестве заготовляют на празднество надан. С чарой кумыса в руках ульгерчи (сказители) говорят благопожелания и поют песни в честь выдающихся людей и событий. При угощении кумысом в юрте хозяина первая чашка кумыса подносится наиболее почетным людям — гостям и старикам, по принятому этикету она подносится и принимается всегда двумя руками. По существующему издавна обычаю монголов, считается неприличным не выпить до дна из поднесенной чашки; если человек не может этого сделать, он должен губами прикоснуться к жидкости и передать чашку хозяину или другому лицу. Учитывая особое почитание коня у монголов, можно думать, что обычаи почитания лошади, в частности питье кумыса, несут на себе печать очень древних традиций, связанных с первобытнообщинными отношениями. Доказательством этого является наблюдавшийся автором у монголов древний обычай, при котором чашка кумыса обходила по кругу всех присутствующих, и каждый из нее отпивал понемногу, что несомненно подчеркивало равноправное участие в питье всех присутствующих. К числу древних напитков относится и молочная архи, которая изготовляется из любого квашеного молока в специальных перегоночных аппаратах. Так же как и при питье кумыса, чашка архи передается по кругу. Мясо (махан) монголы едят главным образом в вареном виде. Разрезанное на куски мясо заливают водой в большой чаше и варят, слегка подсаливая, а чаще совсем без соли. Бульон заправляется крупой, для чего употребляется пшено (шар буда) или рис (цаган буда). Монголы любят заправлять бульон также китайской вермишелью (гоймон) или лапшой. Сваренное мясо раскладывают по чашкам и едят, иногда обмакивая в соленую воду, затем пьют бульон. Самое любимое, почетное и широко употребляемое блюдо — баранина. При закалывании барана домашним способом соблюдается ряд традиционных правил, среди которых самым существенным является строгое наблюдение, во-первых, за тем, чтобы кровь не была пролита на землю, во-вторых, чтобы мясо было разрезано только по суставам; дробить кости обычай не допускает. В старину барана убивали на войлоке. Древний способ резания животных применяется теперь лишь к мелкому скоту — баранам и козам, в отдаленные же времена он применялся и к крупным животным, особенно в тех случаях, когда они предназначались для жертвоприношения. Барана опрокидывают на землю и разрезают живот ниже грудной кости, после чего просовывают руку в надрез, ударом кулака разрывают диафрагму и зажимают аорту. После умертвления барана начинают снимать кожу. Сначала делают надрез кожи, идущий через грудь от середины передних ног, затем делают два надреза вокруг грудинки, после чего разрезают кожу вдоль живота, далее надрезаются, до половины задние ноги и шкура снимается. После удаления внутренностей кровь, скопившаяся внутри туши, переливается в ведро. Кровь и кишки (гэдэс) заколотого животного идут на изготовление домашней колбасы. Для этой цели в кровь прибавляется немного муки. Колбаски варятся вместе с мясом. По старинному обычаю, грудинку с диафрагмой должны до употребления под- 1вешивать в юрте, зацепляя ее за стропила (уни) юрты близ двери, остальное мясо подвешивают к решеткам (ханам), также у двери юрты. Печень монголы любят есть сейчас же после раздела тушки барана. Ее обычно обертывают в слой жира, снятого с желудка барана, нанизывают на вертел и жарят на костре. На вер1 теле же жарят и нижнюю часть грудинки (керсенъ), которая отделяется вместе со шкурой. Наиболее почитаемыми частями барана являются голова и ууц — спинная часть (позвоночник) с курдюком. Их подносили в старину в качестве жертвоприношений божествам и священным деревьям, ими угощают наиболее уважаемых людей. Обычно эти части размещают на большом блюде так, что голова, лежащая сверх ууц, должна быть направлена в сторону бурхана (изображения буддийского божества) или почетного лица. Первый кусок, срезанный с головы, ранее подносился всегда бурхану. При еде мяса араты не употребляют вилок; разделанные по суставам кости с мясом берут левой рукой и ножом постепенно обрезают. Иногда при обрезании мяса его придерживают зубами. Араты придают большое значение тому, каким способом едят и режут мясо. По способу употребления мяса они узнают своих соплеменников. Следует отметить некоторые старинные обычаи и поверья. Баранью лопатку (дал), которая издавна в быту монголов являлась гадательной костью, нельзя держать в зубах, как прочие кости; мясо с лопатки женщина может есть только тогда, когда она получит ее из рук мужчины. По старому обычаю, мужчина должен был делиться мясом с лопатки со всеми присутствующими мужчинами. Ранее монголы употребляли мясо, жаренное раскаленными камнями. Этот способ изготовления у халха носит название ботог, у ойратов — зум. Теперь он иногда применяется при приготовлении тарбаганьего мяса. По воспоминаниям стариков, в древние времена охотники варили мясо раскаленными камнями в коже убитых животных, для чего снятую с животного кожу подвешивали к деревьям так, чтобы налитая в нее вода но вытекала, затем бросали в воду куски мяса и раскаленные камни. В летнее время, когда мясо не может долго сохраняться, его подвяливают или сушат. Сырое мясо разрезают на тонкие полоски, развешивают на веревочках и сушат на воздухе. Затем его складывают в мешки, где оно может сохраняться длительное время. Грудным детям дают сосать кусочек вареного курдюка. Как отмечалось выше, мучные продукты потребляются монголами в меньшем количестве, чем мясные и молочные. Если теперь в городских и районных центрах имеются хлебопекарни и изготовляется квашеный хлеб (талха), то в худонах еще сохранился старый способ изготовления мучных продуктов из пресного теста. К числу широко распространенных мучных изделий относятся борцог — куски мелко нарезанного теста наподобие украинских галушек, сваренного в бараньем жиру или масле. Таким же способом жарятся, вернее варятся, пресные лепешки и другое печенье. Иногда для их изготовления употребляют деревянные, с резным орнаментом трафаретики, имеющие удлиненную форму. К числу почетных кушаний относится халъмаг, для приготовления которого в чаше предварительно растапливают пенки, затем всыпают муку, и смесь поджаривают. Широко распространенным мучным блюдом является ячменное толокно. Его употребляют не только дома, но берут в качестве запасов охотники, проводники караванов, пастухи стад и др. Одной-двух горстей толокна достаточно, чтобы сытно позавтракать, для этого в чашке горячего напитка или чая растворяют масло, затем всыпают толокно и замешивают густое тесто, которое берут руками, едят, запивая чаем. Под влиянием китайской кухни среди монгольского населения получили распространение пирожки, начиненные сырым мясом. Одни из них — хушуры — делают из пресного теста (круглой, расплющенной формы) и жарят в масле, другие — бууз — пекут на пару, они имеют по вкусу сходство с сибирскими пельменями. При их изготовлении на раскатанный кружочек из теста кладут мясо, края кружочка не защипывают, а собирают в виде розетки, за которую берут бууз руками и размещают на решетке, погруженной в чашу или другой сосуд с кипящей на дне водой, но так, чтобы решетка не соприкасалась с водой. Сверху чаша покрывается крышкой. В магазинах монголы приооретают русское и китайское сладкое печенье (бооб), а также чай, сахар и конфеты. Чай предпочитают кирпичный, чаще всего китайский, который густо заваривают и заправляют молоком, маслом или салом и солью (худжир). Чай пьют в течение всего дня; при появлении гостя в юрте первым долгом ему предлагают чашку чая. Заменители чая из дикорастущих трав в быту монголов существуют издавна. По исследованиям ботаника А. А. Юнатова, насчитывается свыше 30 видов местных растений, употребляемых в качестве чая. Из растительной пищи кочевое монгольское население в некоторых районах употребляет дикорастущие растения — сульхир, мангир, луковицы сараны и др. |
lib7.com
Национальная кухня Монголии
Долгое время про пищу монголов ходили ужасные слухи. Мол, они едят все, что можно разжевать. Монах Карпини, посетивший Монголию в XIII веке писал, что пищу монголов составляют собаки, волки, лисицы и лошади, а иногда жители этой страны едят и человеческое мясо. Последнее, кстати, утверждал и Марко Поло. Конечно же, многое из того, что в далекие времена считалось лакомством, теперь уже не пользуется популярностью, более того, вызывает отвращение. Зачем, к примеру, ловить степных мышей, если вполне хватает баранины или говядины?Традиции монгольской кухни
И все же рецепты и способы приготовления многих блюд пришли из далекого голодного Средневековья. Как и тысячу лет назад, в рацион входят всевозможные супы. Вообще, в Монголии не любят ничего жареного. И действительно, жарить было не на чем — в степи нет не то что дров, а даже веточек. Поэтому все либо варили, либо стряпали на пару. Но чаще мясо просто вялили или коптили. Или поступали следующим образом — мелко нарезанные полоски мяса клали под седло, к вечеру они просаливались, и их можно было есть.Хар-хох — традиционное монгольское блюдо
Хар-хох — это баранина, приготовленная по древнему рецепту. Свежее мясо, овощи, картофель нарезают и укладывают во флягу, установленную на открытом огне. Внутрь доливают речной воды, бросают гладкие камни, которые лишь слегка обжаривают и пропекают мясо с гарниром. Через полчаса кушанье готово.Мясо
Вообще, блюда из мяса составляют основу монгольской кухни. Их готовят по такому же принципу, как и хар-хох. Только вместо фляги чаще используют собственную шкуру жертвы. Блюда стряпают только по большим праздникам или для дорогих гостей, поскольку сам процесс очень трудоемкий.
Очень любят жители этой страны блюда из вареной несоленой баранины. Впрочем, используются и конина, и говядина, и баранина, и верблюжатина, и козлятина, и мясо яков и сайгаков.
Наиболее характерны сушка мяса на ветру и на морозе длинными, тонкими лентами без всякой предварительной обработки. Простые, без всяких гарниров и приправ (кроме сушеного лука-мангира) мясные блюда монгольской кухни требуют, тем не менее, длительного приготовления, поскольку мясо варят или сушат большими порциями.Пенки и молоко
Самое популярное кушанье монгольской народной кухни — пенки, для их приготовления молоко долгое время кипятят на слабом огне, а потом остужают. Затем толстый слой пенок осторожно снимают лопаточкой и выкладывают на деревянное блюдо, немного подсушивают и подают к чаю.
Молоко подвергают сложной и долгой обработке. При этом используются почти в равной степени, как минимум, три, а иногда и пять видов молока: кобылье, овечье, коровье, верблюжье и молоко яков. Такое разнообразие видов, а также множество вариантов заквасок расширяет ассортимент молочной кухни Монголии до невообразимых пределов.Национальные блюда Монголии
В Монголии существуют и блюда, известные только в этой стране, например, борцог (куски мелко нарезанного теста, обжаренные в бараньем жире или масле), хальмаг (смесь пенок и муки), пирожки с начинкой из сырого мяса.
turmag.com.ua
Кухня Монголии / Travel.Ru / Страны / Монголия
Монгольская национальная кухня - совершенно необычное и самобытное явления. Практически не изменившаяся за последние десять веков и слабо подверженная посторонним влияниям, она может считаться историческим явлением и национальной визитной карточкой одновременно.
Традиционная пища - мясо (в основном баранина, реже - говядина или конина, мясо яков, сайгаков и других, вплоть до грызунов), которое едят в слабопроваренном виде с соусом и почти без соли. Мясо здесь вообще самый популярный продукт - его сушат, запекают в золе, между двумя сковородами, в тесте, а также вялят, отваривают в котле и варят без котла, прямо в шкуре животного, набивая её камнями. В итоге получаются такие необычные блюда, как слабо проваренное без соли и специй мясо "хорхог", зажаренная изнутри раскаленными камнями мясная грудина "боодог", запеченный прямо в шкуре козленок "бахан", отвариваемое в огромных котлах мясо "болхойрюк" (процедура занимает много часов), вареное овечье сало, жареные бараньи гениталии, большие пельмени "бууз", мясо сурка-тарбагана во всех видах (не самый безопасный продукт, так как сурки являются разносчиками многих заболеваний), вяленое мясо "борц", мясная лапша, разнообразные мясные копчености и заготовки, и т. д.
Растительных продуктов используется очень мало. В основном это рис, горох и прочие бобовые культуры, а также различные дикорастущие травы и коренья - лук-мангир, черемша, колба, сарана и др. Для придания блюду вкуса и цвета используют различные дикорастущие ягоды (рябина, черемуха, шиповник и т. д.), а из пряностей - черный и японский перец, корицу, лавровый лист, бадьян и степные травы.
На втором месте по популярности находятся различные виды молочных продуктов, причем для приготовления повсеместно используются разные виды молока, что дает поразительное разнообразие блюд при ограниченном количестве исходного материала. Практически всегда на столе присутствуют кумыс, ряженка "тараг", сушеный творог "арул", сыр "бяслаг", традиционные молочные пенки (используются как самостоятельное блюдо, чаще всего - лакомство, так и в качестве ингредиента многих других продуктов), мягкие сыры "нойген-пыштак" и "кыскан-пыштак", кашеобразная масса из вываренных в молоке корней сарана с сахаром и медом - "мойчотой тибген" и так далее.
Мучные изделия также очень своеобразны - их готовят, в основном, из пресного теста с большим количеством жира или молока вместо воды, и выпекают на сковородах или в золе. Интересны жареные в кипящем жире или вареные на пару пирожки с начинкой из сырого мяса (часто их так и зовут - "пирожки"), жареные в масле большие пирожки с кониной "хашур", блины-лепешки на масле или жире "борцог", "хальмаг" (смесь из пенки и муки), местный хлеб "борц" (по-сути тот же "борцог", но подсушенный или подвяленный на ветру) и прочие.
Из напитков вне конкуренции кислое молоко "айран", кумыс и монгольский чай "сутей цай", который представляет собой кипяченый в котле плиточный чай, в который добавляют молоко, соль, масло, иногда - поджаренную муку или слегка обжаренное курдючное сало. При этом пьют его без сахара.
Из алкогольных продуктов популярна водка "архи" из кобыльего молока, домашний "айраг" (также из молока лошадей) или более крепкий "шимин архи" (содержание алкоголя около 12%). Повсеместно продаются алкогольные напитки импортного производства.
guide.travel.ru