Ааруул - традиционная еда монгольских кочевников. Монгольское национальное блюдо
Национальная кухня Монголии для гурманов
Монголы – прирожденные кочевники, их кухня складывалась из особенностей культуры и образа жизни населения страны. Монгольская кухня имеет яркие, специфические вкусы и сильно отличается от привычной азиатской. Монголы практически не употребляют в пищу свежие овощи и фрукты, все продукты они подвергают термической обработке, чаще всего обжаривают в животном жире или растительном масле. Таким образом они получают калорийные блюда, способные храниться долгое время. Традиционная система питания тесно связана со скотоводством – основным видом деятельности местных жителей. Среди мяса наиболее востребована баранина, козлятина, конина. Молоко также в основном употребляется коровье, кобылье, ячье. В южных регионах страны используется также верблюжье молоко. Отдых с детьми в Монголии может оказаться достаточно специфичным, однако сложности не должны пугать родителей. Экскурсии по бескрайним монгольским … Открыть Молочные продукты играют важную часть в жизни монгольских семей. Каждое утро монголы заваривают термосы с «сутэй цай» – чаем с молоком. Изначально его готовили из низкосортного зеленого чая, крепко заваренного и прокипяченного, с добавлением соли, животного жира, поджаренной муки и молока. В современной Монголии все чаще можно встретить другой рецепт – в молоко добавляется заварка и немного соли. Вода используется из родников, рек или озер. Еще один молочный напиток – кумыс, представляет собой кисломолочный напиток из кобыльего молока, которое подается в холодном виде. Кумыс обычно получается в результате брожения с помощью специальных бактерий, он имеет характерный кисловато-сладкий вкус и невысокую крепость. Другим известным блюдом монгольской кухни являются буузы, которые готовятся из теста, фаршированного рубленным фаршем из козлятины или баранины, иногда говядины. Буузы имеют отверстие сверху, и традиционно готовятся на пару, что позволяет сохранить сочность фарша и его вкусовые характеристики. Очень популярна в Монголии и соседних странах жаренная с овощами и мясом лапша цуйван. В качестве мясного ингредиента обычно используется говядина или баранина, из овощей в блюдо добавляются картофель, перец, капуста. Еще одно блюдо, связанное с кочевым образом жизни – хорхог. Оно готовится в закрытом котле на открытом огне еще с времен Чингисхана. Для приготовления используется баранина, в нее добавляются овощи и бульон. Копирайт www.orangesmile.com Монголия привлекает множество туристов не только своими необычными традициями, но и возможностью совмещения полезного отдыха с выгодными покупками. В … Открыть Монголы на протяжении веков старались готовить свои блюда так, чтобы они не максимально долго хранились и не требовали сложных условий для приготовления. Именно поэтому в стране так популярно вяленое мясо, обычно оно готовится из говядины. Называется вяленое говяжье мясо Борц, сушится оно на улице на протяжении всей зимы. Сыры также принято высушивать, чтобы сохранить их срок годности и использовать в любое время года. Называется монгольский сушенный сыр Арул, готовят его из кислого молока, он может иметь сладковатый или, напротив, кисловатый вкус в зависимости от набора ингредиентов и специй. Сырое молоко, без термической обработки, монголы в пищу не употребляют.Кухня Монголии
Традиционная пища - мясо (в основном баранина, реже - говядина или конина, мясо яков, сайгаков и других, вплоть до грызунов), которое едят в слабопроваренном виде с соусом и почти без соли. Мясо здесь вообще самый популярный продукт - его сушат, запекают в золе, между двумя сковородами, в тесте, а также вялят, отваривают в котле и варят без котла, прямо в шкуре животного, набивая её камнями.В итоге получаются такие необычные блюда, как слабо проваренное без соли и специй мясо "хорхог", зажаренная изнутри раскаленными камнями мясная грудина "боодог", запеченный прямо в шкуре козленок "бахан", отвариваемое в огромных котлах мясо "болхойрюк" (процедура занимает много часов),
вареное овечье сало, жареные бараньи гениталии, большие пельмени "бууз", мясо сурка-тарбагана во всех видах (не самый безопасный продукт, так как сурки являются разносчиками многих заболеваний), вяленое мясо "борц", мясная лапша, разнообразные мясные копчености и заготовки, и т. д.
Растительных продуктов используется очень мало. В основном это рис, горох и прочие бобовые культуры, а также различные дикорастущие травы и коренья - лук-мангир, черемша, колба, сарана и др. Для придания блюду вкуса и цвета используют различные дикорастущие ягоды (рябина, черемуха, шиповник и т. д.), а из пряностей - черный и японский перец, корицу, лавровый лист, бадьян и степные травы.
На втором месте по популярности находятся различные виды молочных продуктов, причем для приготовления повсеместно используются разные виды молока, что дает поразительное разнообразие блюд при ограниченном количестве исходного материала.
Практически всегда на столе присутствуют кумыс, ряженка "тараг", сушеный творог "арул", сыр "бяслаг", традиционные молочные пенки (используются как самостоятельное блюдо, чаще всего - лакомство, так и в качестве ингредиента многих других продуктов), мягкие сыры "нойген-пыштак" и "кыскан-пыштак", кашеобразная масса из вываренных в молоке корней сарана с сахаром и медом - "мойчотой тибген" и так далее.
Мучные изделия также очень своеобразны - их готовят, в основном, из пресного теста с большим количеством жира или молока вместо воды, и выпекают на сковородах или в золе. Интересны жареные в кипящем жире или вареные на пару пирожки с начинкой из сырого мяса (часто их так и зовут - "пирожки"),
жареные в масле большие пирожки с кониной "хашур", блины-лепешки на масле или жире "борцог", "хальмаг" (смесь из пенки и муки), местный хлеб "борц" (по-сути тот же "борцог", но подсушенный или подвяленный на ветру) и прочие.
Из напитков вне конкуренции кислое молоко "айран", кумыс и монгольский чай "сутей цай", который представляет собой кипяченый в котле плиточный чай, в который добавляют молоко, соль, масло, иногда - поджаренную муку или слегка обжаренное курдючное сало. При этом пьют его без сахара.
Из алкогольных продуктов популярна водка "архи" из кобыльего молока, домашний "айраг" (также из молока лошадей) или более крепкий "шимин архи" (содержание алкоголя около 12%). Повсеместно продаются алкогольные напитки импортного производства.
www.best-country.org
Кухня Монголии. Блюда и рецепты Монгольской кухни.
Монгольская национальная кухня - совершенно необычное и самобытное явления. Практически не изменившаяся за последние десять веков и слабо подверженная посторонним влияниям, она может считаться историческим явлением и национальной визитной карточкой одновременно.
Традиционная пища - мясо (в основном баранина, реже - говядина или конина, мясо яков, сайгаков и других, вплоть до грызунов), которое едят в слабопроваренном виде с соусом и почти без соли. Мясо здесь вообще самый популярный продукт - его сушат, запекают в золе, между двумя сковородами, в тесте, а также вялят, отваривают в котле и варят без котла, прямо в шкуре животного, набивая её камнями.
Рецепты Монгольской кухни. Блюда на праздники. Национальные Новогодние рецепты.
Основные блюда:
- Цуйван — лапша, которая готовится на пару
- Борцок — это вытянутый кусочек теста, который готовится во фритюре
- Бузы - это манты, которые готовятся на пару
- Бодог - это козье мясо, которое запекается в желудке животного
- Хорхог - это мясо, которое тушится в металлическом котле
- Хар шул — бульон
- Хоторгойн шухан - кровяная колбаса или варёная
- Ижин-хырын – бараний ливер
- Гутап
- Яглы шуле
- Хушуур
- Мясо по-монгольски
- Манты с бараниной
Национальные напитки:
- Урум - сливки, которые вытоплены в сковороде
- Архи (молочный самогон)
- Тарак — простокваша
- Сутэй цай — чай с молоком
В итоге получаются такие необычные блюда, как слабо проваренное без соли и специй мясо "хорхог", зажаренная изнутри раскаленными камнями мясная грудина "боодог", запеченный прямо в шкуре козленок "бахан", отвариваемое в огромных котлах мясо "болхойрюк" (процедура занимает много часов), вареное овечье сало, жареные бараньи гениталии, большие пельмени "бууз", мясо сурка-тарбагана во всех видах (не самый безопасный продукт, так как сурки являются разносчиками многих заболеваний), вяленое мясо "борц", мясная лапша, разнообразные мясные копчености и заготовки, и т. д.
Растительных продуктов используется очень мало. В основном это рис, горох и прочие бобовые культуры, а также различные дикорастущие травы и коренья - лук-мангир, черемша, колба, сарана и др. Для придания блюду вкуса и цвета используют различные дикорастущие ягоды (рябина, черемуха, шиповник и т. д.), а из пряностей - черный и японский перец, корицу, лавровый лист, бадьян и степные травы.
На втором месте по популярности находятся различные виды молочных продуктов, причем для приготовления повсеместно используются разные виды молока, что дает поразительное разнообразие блюд при ограниченном количестве исходного материала. Практически всегда на столе присутствуют кумыс, ряженка "тараг", сушеный творог "арул", сыр "бяслаг", традиционные молочные пенки (используются как самостоятельное блюдо, чаще всего - лакомство, так и в качестве ингредиента многих других продуктов), мягкие сыры "нойген-пыштак" и "кыскан-пыштак", кашеобразная масса из вываренных в молоке корней сарана с сахаром и медом - "мойчотой тибген" и так далее.
Мучные изделия также очень своеобразны - их готовят, в основном, из пресного теста с большим количеством жира или молока вместо воды, и выпекают на сковородах или в золе. Интересны жареные в кипящем жире или вареные на пару пирожки с начинкой из сырого мяса (часто их так и зовут - "пирожки"), жареные в масле большие пирожки с кониной "хашур", блины-лепешки на масле или жире "борцог", "хальмаг" (смесь из пенки и муки), местный хлеб "борц" (по-сути тот же "борцог", но подсушенный или подвяленный на ветру) и прочие.
Из напитков вне конкуренции кислое молоко "айран", кумыс и монгольский чай "сутей цай", который представляет собой кипяченый в котле плиточный чай, в который добавляют молоко, соль, масло, иногда - поджаренную муку или слегка обжаренное курдючное сало. При этом пьют его без сахара.
Из алкогольных продуктов популярна водка "архи" из кобыльего молока, домашний "айраг" (также из молока лошадей) или более крепкий "шимин архи" (содержание алкоголя около 12%). Повсеместно продаются алкогольные напитки импортного производства.
www.world-card.ru
Ааруул - традиционная еда монгольских кочевников
11 декабря 2015 10425
Основная монгольская еда преимущественно на основе мяса и молочных продуктов, получаемых кочевниками от домашних животных : коз, лошадей, овец, верблюдов и яков. Продукты, изготавливаемые простыми методами — айраг (айран), хорког (баранина, приготовленная на раскаленных камнях), ором (взбитые сливки).
Традиционно, монгольская кухня была подчинена природному ритму: молочные продукты использовались в основном с летнее время, когда стада размножались и кормили свое потомство, мясо же употреблялось в холодное время года, когда организму требовалось больше энергии из-за суровых погодных условий.
Один из самых известных примеров традиционной монгольской кухни – ааруул, изготавливаемый из айрана и высушиваемый на солнце.
Ааруул изготавливается из тарага (монгольский вариант йогурта), который затем высушивается на солнце. Твердость сыра можно варьировать в зависимости от степени просушки и ингредиентов, используемых при изготовлении.
Засушенный ааруул изготавливается из любого молока – овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться весь год и не теряет своих вкусовых качеств. Кусочки сушеного творога хозяйка юрты, иногда вручает гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу.
У ааруула много полезных свойств. Он содержит достаточное количество белка и кальция, что способствует укреплению костей. Поэтому до недавних пор среди монголов отсутствовали такие болезни, как остеопороз и кариес. Но, с интенсивным переходом в последние годы на оседлую жизнь и с уменьшением употребления ааруула, среди монголов резко увеличились болезни зубов.
Сушеный особым монгольским способом творог – ааруул неизменно присутствует в питании простых скотоводов, позволяя им переносить суровые степные будни, наполненные непрестанным трудом, с легкостью и без ущерба для здоровья.
Сейчас ааруул производится промышленным способом и его можно приобрести в местных супермаркетах. В супермаркетах можно найти ааруул любых форм, размеров и вкусов. Он может быть мягким, твердым, кислым, сладким, острым.
Ааруул — это традиционное блюдо, которое обязательно нужно попробовать во время посещения Монголии. Один пакетик местного деликатеса обойдется в $1,5-2,5 в среднем.
В странах Центральной Азии также есть свой вид ааруул, который, к примеру, в Кыргызстане носит название курут (каз. құрт, туркм. gurt, узб. qurt).
Готовят курут из овечьего, козьего, коровьего молока и даже из молока яка. На юге Казахстана курут делают из кобыльего молока.
asiarussia.ru
Монгольская кухня - рецепты с фото
Теги:
Отзывов — 0
Всю муку смешать и просеять. Добавить воду и замесить крутое тесто, подмешивая постепенно жир, масло и кефир (сметана или сыворотка) ...Отзывов — 0
Баранину вымочить в воде, можно поставить на ночь. Воду слить, налить свежей и варить бульон, снимая пену ...Отзывов — 0
Из муки соли и воды замесить тесто, вымесить его до эластичности и оставить на полчаса. Мелко порезать лук и чеснок, добавить в фарш вместе с солью и перцем ...Отзывов — 0
Почки замочить и подержать полчаса в воде, потом слить воду, залить крутым кипятком и тут же снова хорошо промыть холодной проточной водой. Мелко нарезать ...
Монгольская национальная кухня
Основные, исторически сложившиеся отрасли сельского хозяйства Монголии — скотоводство и земледелие. Именно это обстоятельство и определило специфику монгольской кулинарии. Основу ее составляют блюда из баранины, козлятины, конины, реже - говядина, птица.
Монголы почти совсем не употребляют свинину, рыбу и рыбные продукты. Широко используются рис, бобовые, всевозможные овощи, различные острые и ароматические коренья и зелень, особенно мята. Большое место в рационе занимают кисломолочные продукты: кислое молоко, кумыс, айран, сыр.
Любят монголы мучные блюда, хлеб употребляют преимущественно белый. Король напитков — чай, который часто пьют с молоком или сливками.
make-eat.ru
Монгольская кухня
Монгольская кухняДолгое время про пищу монголов ходили ужасные слухи. Мол, они едят все, что можно разжевать. Монах Карпини, посетивший Монголию в XIII веке писал, что пищу монголов составляют собаки, волки, лисицы и лошади, а иногда жители этой страны едят и человеческое мясо. Последнее, кстати, утверждал и Марко Поло. Конечно же, многое из того, что в далекие времена считалось лакомством, теперь уже не пользуется популярностью, более того, вызывает отвращение. Зачем, к примеру, ловить степных мышей, если вполне хватает баранины или говядины?
Традиции монгольской кухни
И все же рецепты и способы приготовления многих блюд пришли из далекого голодного Средневековья. Как и тысячу лет назад, в рацион входят всевозможные супы. Вообще, в Монголии не любят ничего жареного. И действительно, жарить было не на чем — в степи нет не то что дров, а даже веточек. Поэтому все либо варили, либо стряпали на пару. Но чаще мясо просто вялили или коптили. Или поступали следующим образом — мелко нарезанные полоски мяса клали под седло, к вечеру они просаливались, и их можно было есть.
Хар-хох — традиционное монгольское блюдо
Хар-хох — это баранина, приготовленная по древнему рецепту. Свежее мясо, овощи, картофель нарезают и укладывают во флягу, установленную на открытом огне. Внутрь доливают речной воды, бросают гладкие камни, которые лишь слегка обжаривают и пропекают мясо с гарниром. Через полчаса кушанье готово.
Мясо
Вообще, блюда из мяса составляют основу монгольской кухни. Их готовят по такому же принципу, как и хар-хох. Только вместо фляги чаще используют собственную шкуру жертвы. Блюда стряпают только по большим праздникам или для дорогих гостей, поскольку сам процесс очень трудоемкий.
Очень любят жители этой страны блюда из вареной несоленой баранины. Впрочем, используются и конина, и говядина, и баранина, и верблюжатина, и козлятина, и мясо яков и сайгаков.
Наиболее характерны сушка мяса на ветру и на морозе длинными, тонкими лентами без всякой предварительной обработки. Простые, без всяких гарниров и приправ (кроме сушеного лука-мангира) мясные блюда монгольской кухни требуют, тем не менее, длительного приготовления, поскольку мясо варят или сушат большими порциями.
Пенки и молоко
Самое популярное кушанье монгольской народной кухни — пенки, для их приготовления молоко долгое время кипятят на слабом огне, а потом остужают. Затем толстый слой пенок осторожно снимают лопаточкой и выкладывают на деревянное блюдо, немного подсушивают и подают к чаю.
Молоко подвергают сложной и долгой обработке. При этом используются почти в равной степени, как минимум, три, а иногда и пять видов молока: кобылье, овечье, коровье, верблюжье и молоко яков. Такое разнообразие видов, а также множество вариантов заквасок расширяет ассортимент молочной кухни Монголии до невообразимых пределов.
Национальные блюда Монголии
В Монголии существуют и блюда, известные только в этой стране, например, борцог (куски мелко нарезанного теста, обжаренные в бараньем жире или масле), хальмаг (смесь пенок и муки), пирожки с начинкой из сырого мяса.
Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените её или поделитесь ею с друзьями, нажав на одну из расположенных ниже кнопок. Мы будем Вам очень признательны.
www.mmenu.com
Хубсугул. О Монголии
МОНГОЛЬСКАЯ ОДЕЖДА
Одинаковый для мужчин и женщин халат (летний – «тэрлэг», зимний – стеганый «дээл»), запахивается слева направо, застегивается у ворота и подпоясывается широким многометровым оранжевым кушаком, несколько раз обертываемым вокруг тела. Кушак существенно утепляет область поясницы, что при частой верховой езде при низких температурах очень важно для защиты от радикулита. Зимние дээл шьют из овчины, мех их обращен внутрь, а наружная часть обшита материей и часто украшена цветным узором. Вместо карманов по монгольской традиции вещи, среди которых часто присутствует кисет с курительным табаком и трубка, хранятся за пазухой перепоясанного дээл. Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, тарбаган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имеет головной убор особого покроя.МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА
Традиционное жилище кочевника – мобильная легкая разборная юрта. Войлочная юрта – гэр, с давних пор служила жилищем кочевых народов. Юрта имеет деревянный остов, сборка которого производится без применения металла. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх нее наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почетная часть юрты «хоймор» находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково ориентированной в пространстве, после перекочевок позволяла точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие, скользя по решеткам стены в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча день делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «солнце осветило пол юрты» и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты. Северная сторона, прямо напротив входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь. Очаг – символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня.Не рекомендуется вплотную подъезжать к юрте на автомобиле: надо остановиться поодаль и громко попросить убрать собак. Тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте. Разговаривать через порог не принято. Обычно монголы сначала просовывают голову в дверь, а затем переступают порог, не наступая на него. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая – мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине – хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас. Обычно перед длинным разговором принято обмениваться с хозяевами табакерками и нюхать табак.
МОНГОЛЬСКИЕ ОБЫЧАИ
Главенствующая роль этнических монголов в завоевании Евразии и последующее длительное господство сохранили следы этого в культуре и обычаях. Историкам известен старомонгольский свод законов «Джасак», введенный Чингисханом – воинские правила, сохранившиеся в основном благодаря персидским летописям Рашид ад-Дина. Он гласит: «Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его». Введение свода военных и гражданских законов позволило установить на огромной территории монгольской империи твердый правопорядок, несоблюдение его законов каралось смертью. Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам и к духовным лицам, запрещала ссоры, неповиновение детей родителям, регламентировала воинскую обязанность, правила поведения в бою, распределение военной добычи и т.д.Монголы до сих пор сохраняют и свято чтят древние обычаи кочевой жизни, живут в войлочных юртах автономно и обеспечивают свое существование за счет родового ведения натурального хозяйства. В классической монографии ученого-востоковеда И. Майского «Современная Монголия», изданной в 1921 г., отмечается изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов. Выросший среди природы монгол способен замечать вещи, которые совершенно ускользают от внимания европейца. «У монгола какие-то особенные глаза и какая-то особая впечатлительность. Найти свою овцу среди нескольких сотен овец чужого стада, идти, не сбиваясь, десятки и сотни верст по следу прошедшего каравана, находить по каким-то неуловимым признакам дорогу среди безграничных степей или однообразных увалов песчаной Гоби – для монгола столь же обычная вещь, как для европейца ходить по улицам города. Один из монголов, имевший свыше 1000 верблюдов, узнавал каждого из них по следу». Степным азиатским кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Человек медлительный, степенный в их понятии – почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный достоин всякого сожаления.
Любопытство монголов и их гостеприимство как национальные черты характера отмечают многие путешественники и сегодня. Стоит встать лагерем, как ниоткуда появляется конный всадник. Окрестные монголы приходят посмотреть издалека, подолгу наблюдают за жизнью лагеря. На берегу Хубсугула нас просто осаждали любопытные, даже пытались без спроса заглядывать в палатку, чего не стал бы делать ни один европеец, но при этом всегда были дружелюбны. После вручения мелких сувениров «гости» обычно уходили, но на следующий день приходили другие.
Некоторые монгольские табу из «Ясы Чингисхана» |
Копать землю у монголов считается крайне опасным занятием, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места». Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без необходимости ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать поверхность. Перед закладкой фундамента, рытьем колодцев нужно провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» – подношения даров.
Старое монгольское общество практиковало ряд запретов, связанных с верой в духов: запрещалось купаться в реке, черпать воду золотой и серебряной посудой, перерезать горло скоту, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадь уздой. Рашид ад-Дин сообщает: «Обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит в воде, не моет рук в реке, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как, по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого очень боятся и обращаются в бегство».
У монголов существует обычай «брызгать» духам местности. Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх. Гильом де Рубрук, автор знаменитой книги «Путешествие в восточные страны», так описывает этот обычай: «Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших». Прежде чем пить, надлежит капнуть духу – хозяину местности, для этого монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву».
«Платьев они никогда не моют, так как говорят, что Бог тогда гневается и что будет гром, если их повесить сушить».
Из главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер. У источника воды «аршана» нельзя стирать. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ-коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
Особое почтение необходимо проявлять к старшим. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
От древних обычаев сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Очаг в юрте – место обитания богини огня Ут или хозяина огня – Отхангалахан. С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться его ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.
Огню приписывается магическое воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, чтобы гости не устроили или не принесли какого-либо зла.
Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками, этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И, естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками. Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.
МОНГОЛЬСКИЙ ШАМАНИЗМ
Для шаманских обрядов не нужны специальные здания и храмы, они могут быть устроены в любом месте и в любое время суток. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманским понятиям, является серединным миром, одухотворенным во всех проявлениях природы и жизни, и населенным невидимыми для большинства людей духами. Для древнего человека непрерывная связь с природой, ощущение ее ритмов и гармонии были привычным образом жизни. Вековые наблюдения за природой выработали мудрые правила, согласно которым человек должен жить в гармонии с природой и ее духами, не нарушать естественного порядка вещей в мире. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах – контактной зоне между мирами – сооружали обо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и приезжали сюда специально для проведения обрядов.
Вдоль дорог на Хубсугуле, на перевалах и возле священных мест можно встретить обо – древнее святилище в виде пирамидальной груды камней или шалаша из жердей и веток, территория духов-хозяев – место, где надлежит им поклоняться, произносить молитву и делать жертвоприношение, чтобы снискать покровительство в путешествии или для проживания. Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают их идеальную субстанцию. В обо можно только класть, что-либо забирать, т.е. отнимать у духов, не рекомендуется. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Без приношения обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает, причем сначала следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.
Черепа жертвенных животных в шаманском обо |
ИНТЕРВЬЮ С ДОСТОПОЧТИМЫМ ЕШЕ-ЛОДОЙ РИМПОЧЕ |
По древним верованиям, от духов зависит наступление болезни, удача в делах, падеж скота, все бедствия природы. Количество духов огромно: есть духи стихий, гор, водяные, земляные, духи драконов и т.д. Чествование духов, задабривание их жертвами помогает избежать несчастий. У подножия обо, как правило, есть плоский камень, выполняющий функции алтаря, на который ставится блюдце с ячменными зернами и чашка с водой, или кладутся монеты. Перед жертвенным камнем-алтарем непосредственно и произносится молитва. Чтобы духи понимали, молитву рекомендуется произносить на их языке, т.е. санскрите, бурятском, монгольском. Необходимо регулярно класть для духов еду, так как они хоть и бестелесные существа, им постоянно требуется пища. Перед подношением или возлиянием белой пищей (молоко, саламат и т.д.), тарасуном или водкой, свежезаваренным чаем или жертвенным бараном, необходимо сделать очищение огнем. Его подношений можно выполнить, сжигая в огне душистые травы: богородскую, можжевельник или кору пихты, и обкуривая дымом жертвенные вещи. Нельзя подносить, например, позеленевший сыр или пожелтевшую зелень: дары должны быть хорошими.
МОНГОЛЬСКАЯ КУХНЯ
Любимые национальные блюда – пирожки с мясом, обжаренные в бараньем жиру «хуушуур», вареные на пару позы «бууз», лапша с мясом. Традиционное монгольское блюдо – «боодог»: туша козла или тарбагана в собственной шкуре, запеченная с помощью раскаленных камней, помещаемых внутрь ее. Приготовленное таким способом мясо отличается отменным вкусом. По оригинальному рецепту, также с использованием раскаленных камней, готовят мясо барана в бидоне – «хорхог». Перед началом потребления уже приготовленного блюда, согласно традиции встав в круг, гости передают друг другу горячие камни, использованные для приготовления «хорхога».
Рыбу монголы до недавнего времени практически не ели.
При приеме гостей строго соблюдалось правило – старшему по возрасту или чтобы подчеркнуть уважение и почет, подавали баранью голову и крестец, которые как бы символизируют целого барана – в Монголии существует обычай в честь дорогих гостей забивать барана.
Монгольский чай с молоком, если он сделан по всем правилам, очень вкусен. Воду кипятят в чугунном котле, бросают в него заварку из плиточного зеленого чая, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара. К нему обычно подаются кусочки теста, обваренные в бараньем жиру «боорцог». Последние после приготовления быстро твердеют, могут храниться очень долго и, размоченные в горячем чае, вновь становятся съедобными.
Одно из самых популярных блюд в современной Монголии – сваренные на пару бозы. Вдоль автомобильных дорог встречаются юрты – «гуанзы», в которых за 15-20 минут, прямо на ваших глазах приготовят традиционные бозы. В очаг юрты подбрасывают аргал – сухой коровий навоз, который служит основным видом топлива у кочевников и дает сильный и хороший огонь. По размеру бозы меньше бурятских поз и внутри не мясной фарш, а мелко рубленое мясо.
Аруул изготавливается из любого молока – овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться целый год без потери вкусовых качеств. Кусочки сушеного творога хозяйка юрты иногда вручает гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу. Для приготовления аруула молоко подогревают до свертывания и процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения. Монголы считают, что постоянное употребление аруула придает чистоту и крепость зубам.
Традиционным в пищевом рационе монголов является употребление вяленого мяса-борца. Обычно его заготавливают в ноябре-декабре из мяса хорошо упитанного рогатого скота и верблюда. Для приготовления борца мясо освобождают от слоя жира и сухожилий и нарезают на полоски длиной 20-30 см, толщиной в 2-5 см. При сушке мяса на холоде влага постепенно улетучивается, а все питательные вещества остаются в мясе. Качество борца во многом зависит от того, как порезано мясо, при какой температуре оно вялится, сухое ли место. При правильном хранении борц можно использовать в течение целого года. Перед употреблением борц размачивают в воде, при этом он разбухивает, впитывает воду, и его объем увеличивается в 2-2,5 раза, после чего его варят.
МОНГОЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА |
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БООДОГАОТ КАПИТАНА ЧЕ БАТА | РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОРХОГ В ФЛЯГЕОТ СЕРГЕЯ ЗАВГОРОДНОГО | ||
| |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
РУССКО-МОНГОЛЬСКИЙ МИНИ-РАЗГОВОРНИК
тут были комменты. RIP!
38a.ru