Чечня. На кухне у.. На кухне у Мадины Ханмурзаевой. Национальное ногайское блюдо КАТЛАМА Подробнее ». Национальные ногайские блюда
ФЕСТИВАЛЬ НОГАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ - 20 Апреля 2016
Кулинары представили на суд взыскательного жюри более 100 традиционных блюд. Поварам удалось удивить гостей мероприятия своим кулинарным мастерством и устроить настоящий праздник вкусной и полезной пищи.
В мероприятии приняли участие помощник Главы Карачаево-Черкессии Яна Каминская, министр культуры КЧР Мадина Гогова, первый заместитель министра КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Ислам Хубиев,председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и природопользованию Народного Собрания (Парламента) КЧР Наталья Власенко, председатель Комитета Народного Собрания (Парламента) КЧР по социальной политике, охране здоровья населения и экологии Елена Червонова, главный редактор газеты «Ногай давысы» Алтынай Атуова.
«Такой фестиваль в нашем районе проходит впервые и может претендовать на звание самого «вкусного». У нас, у ногайцев, есть такая пословица: «Когда приезжает шестилетний гость, то шестидесятилетний встаёт и уступает ему место». Это еще раз подчеркивает гостеприимство, благодушие и миролюбие моего народа. А говоря о гостеприимстве, нельзя не затронуть национальную ногайскую кухню.У каждого народа тысячелетиями складывается свой жизненный уклад, язык, своя материальная культура. История ногайской национальной кухни, обычаи нашего cтола, одна из важнейших частей национальной культуры, семейного и общественного быта.
Ногайская национальная кухня всегда поражала иностранных путешественников самобытным характером, неповторимым сочетанием продуктов и ингредиентов в блюдах, способами приготовления. Каждый человек, должен знать свою историю, культуру и традиции, касается это и национальной кухни.
И я надеюсь, что этот фестиваль станет постоянным. Ведь он показывает, что все мы живем в большой дружной семье и мы с удовольствием передадим эстафету другим районам», – сказал он.
В рамках фестиваля были проведены экскурсии по национальным подворьям сельских поселений района. У каждого стола гостей встречали девушки в ярких красивых национальных костюмах. Они представляли свои блюда и рассказывали рецептуру их приготовления и историю каждого блюда.
Ногайцы – отважные воины и удалые охотники, соответственно и рацион воинственного народа должен был состоять из блюд, которые наполняли бы организм энергией и силой. Предпочтение отдавалось мясу конины, мясу верблюдов, баранине, говядине, всевозможной дичи- это и перепела, фазаны, дикие утки, и конечно же молочным блюдам и злакам. Только из молока ногайцы могли приготовить около 30 различных блюд.
Некоторые рецепты блюд передаются из поколения в поколение и не имеют срока давности. То есть эти блюда не портятся и не меняют своих вкусовых качеств даже по истечении десятков лет.
Молоко у многих народов было символом здоровья и благополучия. На Руси издавна о красивых и здоровых девушках говорили: «Кровь с молоком». Как свидетельствуют летописцы ногайская царица Суьюмбийке, ханша Нурсолтан в косметических целях использовали молоко и молочные продукты. И в то же время молоко считалось священной пищей. У ногайцев вскормленные одной женщиной – матерью, но чужие по крови дети становились молочными братьями и сестрами, им нельзя было вступать в брак. И их дети до седьмого колена не имели права связываться друг с другом узами брака.
Например, известное и любимое всеми блюдо из проса – «Соьк» Очень трудоемок процесс приготовления данного блюда: просо чистят, слегка отваривают, жарят, просеивают, запаривают в молоке, затем добавляют сметану и сливки. Заботливые матери готовили «Соьк» в большом количестве, засыпали в тканевые мешки, которые привязывались к седлу коня. В далеких походах «Соьк» был незаменим для воинов. Он придавал силу и прекрасно утолял голод. Хранится 50 лет.
Это и «Бавырсаки», лепешки из муки, которые замешиваются на сыворотке и закваске из хмеля, олицетворяющие собой солнце, без них не обходится не одно застолье и в настоящее время.
Что же касается знаменитого ногайского чая, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шамашай, зынкыйтпашай, кара шай, йолгабарсыншай. Лучшим считается боьртенкешай, чай, сваренный из кирпичного зеленого чая (шабаршай) с добавлением сливок, сливочного масла и ароматного черного перца. Этот чай проник в рацион почти всех северокавказских народов.
Также для гостей праздника обширную концертную программу представили вокальные исполнители и хореографические коллективы района.
А в завершении фестиваля всем поварам и организаторам мероприятия Глава Администрации Энвер Керейтов вручил сертификаты мастера приготовления ногайских национальных блюд, грамоты и благодарственные письма.
nogaici.ru
Ногайцы. - armuzd
Россия – многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов. Одним из самых разнообразных по этническому составу является Северо-Кавказский регион. Здесь наибольшее число так называемых этнических групп, одной из которых являются ногайцы.
Кто же такие ногайцы?Ногайцы (самоназвание — ногьайлар), являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей и относятся к тюркскоязычной группе народов. История его развития весьма непростая.Ногайский этнос имел свою государственность, сформированную в конце 14 века при эмире Эдиге. Однако, по мнению некоторых экспертов, кочевой образ жизни и непрочное государственное устройство впоследствии способствовало распаду Ногайской Орды на несколько самостоятельных и полусамостоятельных государственных субъектов.В конце 18 века, в результате активной политики России в регионе, ногайская государственность была ликвидирована. А сфера обитания ногайского этноса неуклонно стала сужаться. Более того, и во время существования Советского Союза ногайцам было отказано в своей государственности или автономном статусе.
Сегодня основная область расселения ногайцев - в пределах территории Республики Дагестан, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики. Значительная часть ногайского народа проживала в Ногайской степи, которая в 1957 году административно была разделена между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем.К сожалению, процесс ассимиляции, смешения, а также простое истребление весьма сузило численный состав ногайцев. По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: в Республике Дагестан проживает - 38 тысяч человек, в Чеченской Республике - 3,5 тысяч человек, в Карачаево–Черкесской Республике - 15 тысяч; в Ставропольском крае - 20, 6 тысяч человек; в Астраханской области - 4, 5 тысяч человек. Судя по этим данным (с 1989 по 2002 год) численность ногайцев растет.
Язык и культураГоворят ногайцы на своем родном языке, который относится к кыпчакской группе тюркских языков, имеющей два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды. И, несмотря на некоторые достижения ногаеведения, ногайский язык все еще остается малоизученным языком тюркской семьи.Первые литературные памятники на ногайском языке относятся к ХIVв.- ко времени становления ногайского государства. Отличительной чертой ногайской дореволюционной литературы была поэзия – стихи, поэмы, монологи, оды, элегии.Если говорить о возникновении ногайской советской литературы, то этот процесс неразрывно связан с просветительской деятельностью А.Х.Ш.Джанибекова и М.К.Курманалиева.В первые годы советской власти они продолжали сбор ногайского фольклора, готовили перевод письменности на латинскую графику, и вместе с тем, стали одними из создателей ногайского литературного языка. С их деятельностью связано творчество Зеида Кайбалиева, Басира Абдуллина и других писателей. Создателем ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик, считается учёный-этнограф Абдулхамид Джанибеков (1879—1955).РелигияТрадиционная религия — Ислам.
Национальная одеждаТрадиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетает в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана и национальных костюмов горцев Кавказа. Она отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запахом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.
КухняИсторически сложившаяся система питания ногайцев была построена на строгом балансе молочных и мясных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве продуктами растительного происхождения (зерно, мука, крупа, овощи, бахчевые и т.п.).В их рационе были распространены такие кушанья как вареное на воде, иногда на молоке просо - соьк. Из жареного проса, перемолотого в муку, готовили кашу талкан, которую употребляли в пищу с молоком. А из пшеницы и кукурузы, перемолотых в муку, варили суп уьйре. Из кукурузной муки готовили каши баста, мамырса, из жареной просяной крупы на воде, молоке или сыворотке - кашу - гуьй баста. Значительное место в пищевом рационе ногайцев занимали разнообразные супы (сорта). Супы имели свои названия, зависящие от состава заправки: суп с рисом - буруж сорпа; суп с лапшой - лакса сорпа и др.Из мучных крошек ногайцы готовили суп - затируху - унаш (умаш, ув-маш), сорпа. Из кукурузной или любой замешанной в кипяченой воде муки готовили суп кудыр. Бедные ногайцы часто готовили жидкую похлебку - быламык из просяной муки, заправляя ее айраном, сухим сыром или бараньим салом, и суп с пшеном - уьйре сорпа на мясном бульоне или же на воде. Если уьйре сорпа готовили на воде, в него добавляли айран.Любимым блюдо ногайцев хинкал - инъкал - блюдо из мелко нарезанного в форме ромбиков или квадратиков пресного теста, сваренного в мясном бульоне или в воде. При приготовлении хинкала предпочтенье отдается баранине. Ногайцы Терско-Сулакского междуречья и частично ачикулакские ногайцы обычно готовили тонкий хинкал кумыкского способа приготовления.Среди изделий из теста особое место у ногайцев занимали и занимают мучные изделия из нераскатанного теста без начинки, зажаренные в кипящем масле. Подобные изделия у них являются следствием влияния скотоводческой культуры. Так как обжаривание теста в масле имело и прямой практический смысл - такое изделие долго хранится, не черствея и не теряя вкусовых качеств во время длительных кочевок. В торжественных случаях ногайцы готовили баур-сак (круглые лепешки из кислого теста, зажаренные в кипящем масле). Из пресного теста в курдючном жире или масле они зажаривали лукумы (ромбики, треугольники из тонко раскатанного теста). По праздникам для лукумов тесто замешивали на молоке, яйцах, масле. Выпекали ногайцы и круглые пышные пончики, жареные в большом количестве масла. Из сдобного пресного теста жарили хворост, выпекали хлеб - май кал акай, катлама – слоеные калачики из пресного тонко раскатанного теста, замешанного на молоке, масле, яйцах. Часть ногайцев катлама жарили в кипящем масле. Молочным продуктам в своем в пищевом рационе ногайцы также отдают большее предпочтение: масло, различные сыры, творог, сметана, кислое молоко, простокваша, айран, молозиво.
Что касается напитков, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шама шай, зынкыйтпа шай, кара шай, йолга барсын шай. Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Все ногайцы пили и когьай или калмык шай (калмыцкий чай), который готовился со сливками с добавлением масла, перца и соли. Этот чай проник в рацион почти всех северокавказских народов и популярен до сих пор.Особый интерес представляют специфические виды пищи и специальные блюда, носящие семейное, гостевое, праздничное или ритуальное значение. Свято соблюдая вековые традиции, ногайцы, принимают гостей, богато и щедро накрывая стол гостю.Вообще, надо отметить, в традиционной культуре ногайцев трапеза, имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Так, например, в день свадьбы всем гостям подавали вареную баранью грудинку, пекли баурсакъ, катлама, лукумы, готовили различные национальные кушанья, свозили от родственников приготовленный ими кумыс. Родственниц невесты, которые прислали с ней в дом жениха (еньгелер), угощали медом, маслом, ногайским чаем и обязательно вареной бараньей грудинкой.Что касается похоронно-поминальной пищи, то она была достаточно скромной и состояла в основном из супа, мяса и лепешек бавырсак.Во время уразы ногайцы традиционно готовили специальное блюдо на молоке из жареного и толченого проса. За годы Советской власти система питания ногайцев подверглась значительным изменениям. Усиление торгово-экономических и этнокультурных связей с другими народами, многоотраслевое хозяйство, рост культурного уровня и материального благосостояния народа способствовали появлению в их быту новых блюд и новых способов их приготовления. Однако и в наши дни традиционная система питания ногайцев сохраняет свои этнические особенности, а национальные блюда продолжают занимать доминирующее положение в их кухне.
Ногайцы ЧечниВ Чеченской Республике уделяется большое внимание малым этносам, ногайцы, по утверждению представителей этого народа, ни в чем не ущемлены. Живут они в Шелковском районе, в основном, в 4-х населенных пунктах, в том числе Сары-Су, Мирный и других. Наряду с остальными народами республики: татарами, русскими, кумыками, турками – месхетинцами, участвуют в различных мероприятиях, устраивают выставки серебряных изделий мастеров и национальной кухни. Знакомя со своей богатой культурой, национальными костюмами, танцами, песнями. Недавно одна из таких выставок состоялась в Мемориальном комплексе Аллея Славы им. А.А. Кадырова в Грозном. Она была организована Минкультом ЧР в целях сохранения индивидуальности культуры народов, проживающих в Чеченской Республике и называлась - «Ногай Эл». Выставка длилась полтора месяца, и любой желающий мог своими глазами увидеть историю и культуру ногайского народа.Более того, для сохранения особенностей ногайского этноса, в республике создан и успешно функционирует с 2002 года Ногайский культурный центр. Он находится в Шелковском районе, руководит коллективом Амирхан Тилеков. Благодаря этому центру у ногайцев есть возможность развивать свой язык, национальную культуру, традиции и обычаи. Для нужд центра: на приобретение костюмов для самодеятельного ансамбля и прочих затрат, выделяются необходимые финансы. Кроме того, ежегодно выдаются бесплатные квоты на обучение молодых людей, которые получают образование в различных вузах страны. В селении Сары-Су также построен Дом культуры, есть своя школа, детский садик. Наряду с другими селами, это село активно развивается.Ногайцы и чеченцы живут вместе уже достаточно давно и между народами крепкие дружеские отношения.Фаиза Халимова
ИА "Грозный-информ"
armuzd.livejournal.com
5. Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы). Обычаи и традиции народов Северного Кавказа
Похожие главы из других работ:
Культура России в XVIII в.
2. Этикет, особенности быта
Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой, выраженной ориентацией на некий умозрительный идеал. К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. воспитание...
Культурная и духовная жизнь японцев
12. Традиционная одежда
До срока расцвели Цветы титибана… Апрель… Вот так же пахли рукава Любимой… Ки-но Цураюки. Костюм как элемент материальной культуры японцев подвергся наиболее сильной европеизации...
Культурная и духовная жизнь японцев
13. Традиционная кухня
Изысканное блюдо не пахнет чем-то одним, прекрасная мелодия не складывается из одного тона. Кукай. С европейской кухней Япония знакома хорошо, но более распространена национальная пища. Основу её составляет пресный вареный рис...
Культурные традиции дворянства
2.2 Этикет дворянства
Если для Петра и его сподвижников жизнь и работа были неразделимы, то в середине века ситуация меняется: служба и светская жизнь начинают резко разделяться. Елизавета Петровна умела веселиться и сделать досуг праздником...
Материальная культура кыргызов
Глава 3 Пища
Пища киргизов в XVIII - начале XIX в. характеризовалась традиционными обусловленными основным направленном хозяйства - скотоводством. Преобладал молочный и мясной рацион8...
Национально-культурный этикет Италии
2.2 Этикет общения
Чаще всего общение происходит на улицах или в барах. Каждый занимает свое, отведенное ему место, и смешение не происходит не потому, что оно невозможно, а потому, что это никому не нужно...
Национально-культурный этикет Италии
2.5 Деловой этикет
Что касается итальянских бизнесменов, они придают важное значение тому, чтобы переговоры велись между людьми, занимающими примерно равное положение в деловом мире и обществе...
Нормы культуры
4.2 Этикет
По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе -- особый культурный комплекс, называемый этикетом. Само понятие «этикет» обособилось сравнительно недавно...
Традиционная одежда вайнахов
1. Традиционная мужская одежда у чеченцев
Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту...
Традиционная одежда вайнахов
2. Традиционная мужская одежда у ингушей
Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы...
Традиционные общества и их вклад в культуру 20-го века
2. Традиционная культура и теория модернизации
Ни сам М. Вебер, ни его ближайшие современники не пытались интерпретировать приведенные типологические категории в духе односторонней эволюционно-прогрессистской схемы, например, как признаки «архаической» и «современной» культуры...
Этикетное поведение
Этикет в общении.
Трудно представить себе человека, который не хотел держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью...
Этикетное поведение
Трапеза и застольный этикет.
Трапеза является центральным эпизодом не только ритуала приема гостя, но и множества других ритуалов и праздников. Совместное принятие пищи, помимо утилитарной, имеет целый ряд иных функций; оно скрепляет социальные связи...
Япония. Особенности менталитета японцев
4. Этикет
...
Японский национальный стиль ведения переговоров
Застольный этикет
В повседневной жизни японцы носят привычную для нас европейскую одежду и, обедая, сидят на таких же точно стульях и за такими же точно столами что и мы, заходят иногда перекусить на скорую руку в МакДональдс, сидят за чашечкой кофе в кофейне...
cult.bobrodobro.ru
Чечня. На кухне у.. На кухне у Мадины Ханмурзаевой. Национальное ногайс | кухня чечни
Текст из видео:
- 00:00: спонсор программы компании эко milk эко pink каждая нация
- 00:35: несомненно отличается своими традициями и не только но и национальной кухни поэтому сегодня мы отправимся в селении старый су где проживает ногайский народ и они раскроют нам рецепт приготовления своего национального блюда добрый день medina
- 02:00: добрый день как у вас дела наша съемочная группа добиралась до вас вас половины часа вы находится очень далеко добро пожаловать очень рада вас видеть у нас сегодня такая прекрасная цель чтобы для наших уважаемых телезрителей вы раскрыли рецепт приготовления несомненно вашего национального ногайского я хочу вам показать как делается наша от лама как лама как пламя начало так как будто котлам а она
- 02:30: делается запоминается название очень интересное название думаю что получится очень вкусно но angry диеты мы будем использовать используем мы такие ингредиенты какие давайте перечислим вот это да мука пшеничная мука rush и нежная обыкновенно так и дальше что вот-вот потом соль дрожжи дрожжи это мы замешиваем
- 03:00: начали мука соль дрожжи это мы замешиваем начали ну а вот это масло а вот вот по и вот она у меня должна подняться немножко потом ей нужен вот покажу номера хорошо ну что ж давайте приступим к самому интересному процессу приготовления а национального ногайского блюда но в первую очередь я бы хотела бы спросить до того как мы начнем медина кто научил вас готовится вот это вот и национальное блюдо маму может быть
- 03:30: бабушка уме-то воспитывала бабушка я вот себе маленько помню помню как она утром например мы пока станем легли на нам эфире готовит уже горячая котла моложе его на столе но вот это является как бы пирогом или хлебом его можно отнести вот хлеба первом же делать без начинки на основе масла это не пила этот хлеб ну что ж тогда приступаем к приготовлению
- 04:00: ногайского ального блюдо котлам а плавно что давайте берем муку берем муку пшеничную муку добавляю сюда ой ну это вы уже наверно делать за по вкусу да то что я уже делала pass out дрожжи дрожжи мы используем сухие да да сухие дрожжи чтобы она быстро
- 04:30: поднялась вот замешиваем тесто на воде и по желанию можно на молоке можно насобирать и можно но мне кажется нам мало это на наводя она получать у меня лучше да вкуснее козла не получается да она 40 я же говорю она относится как хлеба у нас виден а вот помимо вот этой котлам и какие вот еще национальные блюда у вас вот только бы есть у на ваш вода народа у
- 05:00: нас есть печем разные чипа выше вот я приготовил опять на тыкве у нас наглости программ когда придут костя все это митино вот давно вы живете в этом селении я здесь живу 58 года раньше мы жили в дагестане тарумовском районе потом родители кидать или плюс все тех времен назовем здесь
- 05:31: здесь я окончила школу так и дать жизнь моя продолжилось medina я знаю что вы какое-то время работали в доме культуры то есть помимо того что вы являетесь работником а также у вас замечательный голос у нас свой коллектив был у нас был большой хор вокальная группа мы выезжали у нас была машина техпомощь была еще такая машина маленькая не мод наш коллектив выезжал в разные мы выезжали дагестану выдержишь и
- 06:01: близлежащие села выезжали ну давали концерты визе один вот спать пожалуйста что нибудь на ногайской вашем языке песню какой-нибудь моя любимая песня это четыре уколов энергии куценко барракуд железа на сельди барр солнце либо зал panda girl as a много ырлар сойер
- 06:35: лада связано c до бар солнце первой же месте про маму да да да вот перевод что-то и не взгрустнулось уже на природе вспоминай про свою маму и пою ей что как бы чтобы я не делала где бы я не была где бы я ни находилась сюда
- 07:05: помню свою мамочку конечно же мы все должны за мне напомнить своих мам уважать их и любить потому что мама это святое передавать вернемся к столу непосредственно к нашему блюду к нашим вот этому хлебушку который сегодня мы будем готовить вот вот это тесто я замесила она мне должна постоять и видос получаса чтобы оно поднялось теплое место дома можно на без теплого места
- 07:35: тоже поднимается сейчас дороже хорошая судья и так а medina давайте расскажем нашим уважаемым друзьям что нужно добавить мы да вот взяли муку я сюда положила соль дрожжи я замесила на теплой воде то на меня как на грех как нагрета но это получается что выдают по чайной ложечке значит нас дрожжей соли и соответственно
- 08:05: вот стакан воды для ряда ну что же сейчас мы это отправляем в теплое место где непосредственно наша вот тесто должно подавлять пока это наше тесто будет подходить мы займемся своей начинкой из чего оно будет состоять она будет состоять из сливочного масла топленого которые я делаю сама может туда добавить маргарин можно добавить и растительное масло но когда вот ассорти
- 08:35: делаешь масло на бывает очень вкусная для того чтобы сделать начинку нужно мне раскалить сковороду вот я беру масло подсолнечное масло беру беру топлёное масло по столовой ложечке дети вот у него нас учит вернулась уже не раскаивается беру ними могут такого масла сливочного сливочно такого масла вот она мне понял одна
- 09:05: масса получилась веке появилась есть то есть моментальному название это надо расставить по городу так далее чего мы туда добавлять внизу у меня все здесь в тесте отнести к отложению врачу своему тесту вот она у меня уже подошло беру муку так но сейчас мы будем
- 09:35: готовить значит получается нас слоеное тесто должно просто все это будем раскатывать да да да я буду быстро быстро растут кстати никогда еще в программе мы вообще не показывали нашим уважаемым зрителям любителям всего самым вкусным и полезным как готовить слоеное тесто явно себе догадывалась дочитала неоднократно рецепт приготовления но вот а мы как бы не
- 10:05: готовили на нашей программе на кухне и сегодня думаю что для наших зрителей есть уникальная возможность записать и запомните вот этот рецепт приготовления наверное все таки вот это вот тесто да вот которым сейчас вот medina готовить здесь да можно использовать и для любых таких вот добрых каких-нибудь изделий то это будет булочки такие пироги или еще что то да вот ворс какой-нибудь сладкий да тоже можно изобрести
- 10:35: это будет нарве рожки и можно его на беляши использовать наши повыше это вот такое тесто из из из этого жить если я делаю всю medina у вас есть какие-нибудь такие вот праздничные дни когда вот вы готовите вот а национальную свою кухню и вот угощайте соседи и друзей да да да вот у нас недавно вот 15 числа был курбан байрам вот у нас это действительно интересное такое мероприятие мы на
- 11:05: нему готовимся к нему готовим разные блюда ну своих ногайские и потом например вот к нам рано утром вся улица все мужчины собираются приходят читают молитвы читают отмечает потом это это у нас сладкий стол с утра у нас бывает сладкий стол вот рано утром все собираться а потом и после обеда мясное собираемся вот например наша улица
- 11:37: наша улица до собирается у нас у меня муж молится каждую себя своем доме готовит потом это все берут в тарелку кастрюлю там что они делают суп и например лапшу мясо с хлебушком приносят сюда и каждый в общей которым мы наливаем потом приглашаем и мама и монтаже сюда мужики опять собирается из женщины тоже читает могли и это и собираемся gelin вот это интересный
- 12:09: действительно нужно поддерживать своей традиции вообще не зависимо от того какой у вас нас и я думаю что это просто замечательно но вот испокон веков может быть у вас есть какие-то вот такие вот блюда которые готовили ваши бабушки может быть как они мясо соли или по вечерам да-да-да-да-да мясо мясо не ли у нас прикажут по мне тоже мы сами с людям тоже мясо нужно интересное целая церемония жанна его
- 12:39: его не всякий может солить нужно уметь надо солить его прямо вот тонким этим острым ножом прям вот так рассекает и и вот например берется вот такой кусок мяса ли его вот так разрезает она становится как вот вот это как тесто потом кололи дома заворачивают вот так это тесто оставляет там на нас сутки насколько прямо чтобы туда соль прониклась вам и вы потом кипит от кипятят воду
- 13:10: и вот прямо вот у кипяченую воду вот это мясо это баранина может назад тоже где-то 20 минут где-то полчаса потом это мясо вывешивает сушат вот конница вкусная конечно вкусно получается тесто нужно раскатывать очень тонко вот я его практически раскатала раскатала вот очень тонкой действительно
- 13:43: дождаться буквально где-то наверное пол сантиметра где-то там вот теперь у меня готовое масло на сайте и я его потихонечку вот мажу этим маслом давайте хочешь чем-нибудь я сегодня вам могу туриста остаюсь я иду по своему вот я делаю его так я его не буду так хорошо давай землю намнут его вам могу хотя бы вот
- 14:14: ложечкой is on the path распределю это уже непосредственно руками быть отделана 3 я так понимаю что вы любите делать все руками да да да да потому что это уже доказано что когда тело и от души она получается очень вкусно будем смотреть время начинаем так это все так вот быстро в произвольной форме .
- 14:44: буквально сворачивается она готова да да да вот таким вот рулетиком до тянул к себе чем тоньше тесто демону получится национальное блюдо котлам а получится вкуснее да это конечно конечно тонким слоем вот я его
- 15:20: раскатала обмазала скрутила он его начинает делать как живут лидер то есть надо вот скручивается глава города очень интересно да да да вот видите прямо так скручиваемся вниз бояться не надо ли его средства тесто нужно очень слева обращаться очень смело вот мы его свернули в жгутик переходим к нашей
- 15:50: котлами h2 а резко так переходит что буквально уже укатывать все по поскорее вот она меня немножко должно подойти вот так пусть немножко только вы начинаю раскатывать опять раскатов ты как можно такую красоту портится она еще краше будет кадр вас печется минут пять действо нас постоит почему потом же она должна успокоиться а.х. она должна вот так у меня успокоиться и
- 16:20: это она потом сама свою форму принимает а тут я его немножко скалкой опять так делаем ахо и уже сейчас мы будем выкладывать это да да сковороду что ж теперь те кто опять с не успела вовремя присоединиться к нам напомним под каким образом получилось вот такая вот красота medina давайте
- 16:50: расскажите мы использовали пшеничную муку соль и дрожжи и водичку замесили как на хлебушек к.ю. готовое тесто мы дали постоять минут двадцать-тридцать чтобы оно подошло потом его раскатали тонким тонким слоем и вот добавили на чарку состоящую из из трех масел и солнечно подсолнечное мои
- 17:21: топлёное масло и сливочное масло такое теперь я беру сковороду выкладываем опять вот да очень смело все это разминайте но я смотрю что вы не добавили сюда зачем она росла мама она вся в масле сама а врача в москве ты мне нужна и вот духовка у нас разогрета сбер мы его отправляем в духовку и оставляем на 15-20
- 17:57: минут время прошло 15 20 и мы смотрим отломал наша уже подошла до готового жира каронга вкусно аппетитная котлам она с такой хлебушек ногайские вот наша как лама готовы но в основном моего видим нашему ногайский чаем пополам и делаем со
- 18:28: сметаной с маслом с перцем ну что ж думаю вам финн до думаю что понравится но помимо этого сейчас мы накроем на стол и другие национальные важны ногайские блюда и конечно же к нам придут несомненно дегустаторы которые сегодня отведать и придадут вам уважаемые друзья любителям всего самого вкусного и полезного вкусно это или нет но думаю что получится все в
- 18:58: безумно вкусно так что ждем национальных ваших блюд едино это
- 19:30: вот и приготовили мы свои блюда этой силой все очень красиво получается самое главное все очень аппетитно выглядит так и хочется побыстрее попробуйте да вот наши национальные блюда
- 20:00: мясо это у нас говорят по-нашему тайными целями это у нас котлам а это чудо испытывает соответственно сыр который я сама делаю что же стоит и соответственно нашем госте здравствуйте присаживайтесь глава нашего семейства
- 20:31: едино подсказывает это это мой сосед новизна друг моего старшего сына ними через а моя дочка замена для верная . постойте так присаживайтесь ну а помимо нашего дегустаторов сегодня с нами а также наш с махи с нахи медийные как и зовут ахи обманочка да они
- 21:01: сегодня непосредственного помогали нам накрывать на стол и вот так вот помогаю спасибо большое добро пожаловать на дом от 5 ти наши блюда давайте попробуем всего думаю что нужно порезать наши блюда которые сегодня мы так старались готовились к одному мы не режем мы его разламываем руками побольше случае а
- 21:34: хлебушек котлам ногайская очень вкусно вот такой вот интересный вкус который видимо исходит от того чтобы добавить туда вот вот сочетание этих трех масса то есть топлёное сливочное у нас и подсолнечное очень вкусно получилось мне нравится и конечно же
- 22:05: изумительный ногайский чай в принципе он очень похож на калмыцкий да но что же наши регистраторы как вам как всегда мама очень вкусно готовить разные блюда вот и и это все кто же в общем все что на столе на все домашние и сыр и сметана мама все делает сама и заготовки отломан моего детства тоже
- 22:35: любим он очень сытный и быстро его мама делает всегда любое время все прекрасно и выглядит и аппетитно и вкусно спасибо хозяйке этого дома угощает всех гостей и своих домочадцев думаю что и наши дни телезрители последуют примеру и будут готовить у себя дома наш иском на ногайский рыба же их
- 23:05: отломан рады вам благодарен вас что уделили нам прямо не им нужно можно и дальше продолжить конечно же конечно вы попробуете это милым перемешав мягкость ласково тепло рук питаются в наш организм и соответственно 20 даже еще не знает что нужно руками готовить ногайской кухня в основном все мучное раньше наш народ много к чего
- 23:35: много работал много находился на свежем воздухе и поэтому наши блюда были не особо за деревом но очень сытными мясо в общем какие у вас сжигал наша у нас тоже мясо и соответственно мучное вот мы сели и сделали hental форме бабочек постарались очень красивая человек в главе 7 понравилось очень плохим ночь ему уже сколько стоит и года
- 24:05: нравится у нас еще говорят это что это райское наслаждение его кушаешь такое наслаждение получаешь от этого вида потому что он может сытными и приготовили на конечно с любовью в каких сразились спасибо спасти всем приятного аппетита пошлите спасибо что раскрыла рецепт приготовления ногайского национального блюда такого хлеба к котлам а
- 24:36: и спасибо за то что он накрыл вот такой красивый стол подумал что нашему дегустатор xi муки тоже понравился сага надеюсь конечно понравилось спасибо . ответ это наше блюдо рады всегда приехать и побывать вот таким шикарным столом но это еще не все друзья помимо того что здесь таз и накормили и рассказали нам все много интересного его самым вкусным и
- 25:06: полезным у нас еще ждет самое веселое сейчас для нашей программы есть небольшой сюрприз девочки споют такой с функциональную песни до этого участники вокального и танцевального коллектива ногайского национального культурного центра и споют они песню big bottle а ну что ж тогда слушаем их это
- 25:55: other а она я как
- 26:43: а я могу все а
- 27:16: я за вас а а а ясно
- 27:49: прекрасное хоровое исполнение посмотрите какие красивые национальные костюмы девочки вообще молодцы очень замечательно спели уважаемые друзья на этой прекрасной ноте хочет сказать чтобы
- 28:19: вы всегда оставались с нами на нашем ук не где бывает конечно же только все самое вкусное и полезное но сейчас продолжим зале до национальными для приготовления
- 28:52: ногайского национального блюда котлам а необходимые следующие продукты мог пшеничная вода дрожжи соль масло топленое масло сливочное масло подсолнечное
- 29:23: приятного вам аппетита с нами все самые вкусные и полезные желающие принять участие в программе на кухне у звоните по телефону 8 995 808 9260 спонсор программой компании эко milk эко milk тщательно
- 30:04: приготовилась к тому что сегодня наша программа приедет но это дар и умейте русские еще ты чего встал и на своими традициями полку но и не только но каждый нация отличается не только своими традициями
postila.ru
5. Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы)
Застольного этикета ногайцев. Рассаживание членов семьи во время застолья происходило строго по правилам этикета. Согласно этикетной проксемике во время семейной трапезы почетное место – «тоьр» – занимал глава семьи, по правую сторону от него садились сыновья, по левую – жена и дочери. Наиболее почетные лица, взрослые члены семьи сидели ближе к хозяину и хозяйке, а менее почетные и молодежь – ближе к двери. Подобный обычай рассаживания за столом имеет давние традиции и восходит к древним обычаям кочевников. Мы склонны связывать его с проявлением деликатности и скромности и, конечно, с культурой поведения и этикетом.
У ногайцев существовали и определенные этикетные позы сидения за столом. Мужчинам полагалось сидеть по-турецки, женщинам - подмять под себя одну ногу, а вторую, согнув в колене, поставить перед собой.
Участники семейной трапезы обязаны были соблюдать определенные нормы поведения. Первым к пище прикасался глава семьи. Брать пищу следовало обязательно правой рукой. Есть за столом следовало неторопливо и аккуратно, не причиняя неудобств окружающим. Брать из общей посуды полагалось те куски, что расположены ближе всего. Во время трапезы считалось неприличным выбирать себе лучший кусок, если он находился в непосредственной близости от одного из сотрапезников, откусывать от целой лепешки, макать надкушенный хлеб в общую чашу со сладостями или подливами. Неприличным было наблюдать за соседом во время еды, откусить и положить обратно в общее блюдо непонравившийся кусок хлеба, мяса. От членов семьи, не говоря уже о госте, требовалось, чтобы в случае необходимости посторонний предмет, случайно попавший в блюдо, был удален незаметно для остальных сотрапезников. Эти правила на Северном Кавказе и в Дагестане были распространены повсеместно .
Недопустимым было во время еды ковырять в зубах, носу, почесывать голову, вычищать остатки пищи под ногтями. Считалось неприличным чавкать за столом, втягивать губами пищу, долго и неаккуратно размешивать еду в пиале. Подобных правил во время трапезы придерживались и многие другие народы Кавказа, особенно строго их соблюдали тюркоязычные народы Дагестана. Однако разжевывать мягкие кости, соскабливать ножом остатки мяса с кости, выбивать или высасывать костный мозг для кочевников-скотоводов было в порядке вещей, равно как сделать отрыжку после еды в знак насыщения.
Определенные правила существовали и при распределении мясной пищи. Самыми престижными частями бараньей туши считались: голова (правая сторона ее), лопатки или тазовые кости – их выделяли для главы семьи и старших участников застолья, часть грудинки и мякоть от ножки – для главной хозяйки. Существовали и определенные куски мяса, которые предназначались отдельно мужчинам и отдельно женщинам. Так, например, бедренные части – «орта сан», часть ножек – «ер басар», «бут», ребра – «кабырга» полагались сыновьям, а грудинка – «тоьс», сердце – «юрек», почки – «буйрек» – дочерям. Остальные, куски (шейная часть, самые нижние части ножек) считались менее престижными и предназначались для снох и младших участников трапезы. В результате этнокультурного взаимодействия с ногайцами эти правила распределения мяса были переняты адыгами.
Национальная пища ногайцев — мясо-молочные, мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), кувырдак (жареное мясо с луком), казы и толтырма (колбасы), шашлык, казан борек (пельмени), инкал (род галушек), балык сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляются напитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и многие другие.
Заключение
Проводится итог проведенного исследования. В данной контрольной работе представлены предмет и проблемы этнологии, этнологические школы и направления, этногенез адыго-абхазских народов, свадьбы, свадебные обряды и ритуалы, застольный этикет и традиционная пища.
Анализ материала обнаружил, что этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.
Как показывают материалы исследования, у ногайцев в исследуемый период в семье довольно строго придерживались этикетной проксемики. Существовали и этикетные нормы в подаче и распределении пищи между участниками трапезы. Благодаря этнокультурному взаимодействию и взаимовлиянию правила рассаживания и распределения пищи за столом, характерные для кочевников-скотоводов, стали известны многим тюркоязычным народам Северного Кавказа и Дагестана, а также адыгским народам.
Этикетное поведение участников семейных мероприятий заключалось в произнесении тостов, здравиц, благопожеланий, связанных с различными семейными событиями, которые у разных групп имели свои специфические особенности. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что этикет семейной жизни народов Северного Кавказа, много общего.
А так же выяснили, что антропологически адыго-абхазские народы относятся к западнокавказскому подтипу балкано-кавказского типа европеоидной расы. Особенности: высокая переносица, прямые брови, узкое лицо, высокий рост.
Северный Кавказ - это Россия в миниатюре. Многочисленное население со
своими обычаями, традициями, верованиями, языками, со своей культурой и историей. В общественном быте, традициях и обычаях народов Северного Кавказа есть много общего, хотя, безусловно, у каждого народа есть и свои различия.
Горские народы находились на разных уровнях исторической эволюции
studfiles.net
Культура ногайского народа
Астраханское училище культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ
НА ТЕМУ:
"ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НОГАЙСКОГО НАРОДА"
Работу выполнил:
студент 3 оркестрового отделения
Джамалов Б.Я.
Работу проверила:
Смирнова О.Я.
АСТРАХАНЬ 2006
Содержание
Введение. 3
1. Происхождение. 4
2. Жилище. 6
3. Производство войлока. 8
4. Одежда. 9
5. Свадебные обряды.. 11
6. Обряды, связанные с рождением ребенка. 13
7. Аталычество. 17
8. Кровная месть. 18
9. Погребальные обычаи и обряды.. 19
10. Украшения. 20
11. Фольклор. 22
Литература. 26
Паши сорок лет – Дойдешь до золота
(Ногайская пословица)
Данная работа является попыткой систематизировать, обобщить, закрепить знания об истории культуры ногайского народа. "Паши сорок лет – до золота дойдешь".
Об истории и культуре ногайцев написано очень мало, поэтому исследования широкого спектра культуры ногайского народа весьма актуально.
В работе рассматриваются и подробно изучаются следующие вопросы:
Происхождение ногайского народа;
Жилище;
Производство войлока;
Одежда;
Свадебные обряды;
Обряды, связанные с рождением ребенка;
Аталычество;
Кровная месть;
Погребальные обычаи и обряды;
Украшения;
Фольклор.
Ногайцы – одна из малочисленных тюрко-язычных народностей Северного Кавказа. "Ногайцы как народность оформилась во второй половине 15 века, на землях между Волгой и рекой Урал. До этого отдельные племена, вошедшие позже в их состав, кочевали и на Предкавказской равнине"[1] . Известно, что часть ногайцев постоянно селилась на правый берег Волги и широко расселились по Предкавказью и Причерноморью. "После убийства в конце 17 века последнего предводителя ногайцев началась междоусобица. Спасаясь от нее 4 ногайских "куба" откочевали на левый берег Терека"[2] .
Сейчас ногайцы живут преимущественно в Дагестане (в северо-восточной части) и в Ставропольском крае не занимая единой этнической территории. В пределах Дагестана ногайцы населяют в основном Ногайский, частично Бабаюртовский, Тарумовский, Кизлярский районы и рыболовецкие поселки Главсулака и Главлопатина. В Ставропольском крае они живут в Нефтекумском, Минераловодском, Кочебуеевском районах, а также в Карачаева-Черкесской автономной области АССР. Ногайцы же северочерноморской, а также северокрымской, а также северокрымской и астраханской степени живет вместе с татарами. Часть переселившихся в разные годы 19 века за пределы наше страны можно встретить в Турции, Румынии и других странах Азии и Восточной Европы. "Общая численность в СССР по переписи 1970г. – 52 000 человек, из них в пределах Дагестана проживают лишь 21800 человек"[3] .
Ногайцы как и многие тюркоязычные народы имеют сложный этногенез. Они сформировались процессе длительного исторического развития. Как свидетельствуют источники, история ногайцев связана с историей целого ряда племен и народов, некогда входивших в состав Тюркского каганата, империи монголов, государства Золотой Орды, а также с историей более древних племенных объединений таких, как болгары, хазары, печенеги. Одним из древних племенных объединений, сыгравших важную роль в этническом формировании ногайского народа были кыпчаки, уйгуры, кенегесы, найманы, мангыты и другие. Все же, надо полагать, что первостепенная роль в этническом процессе принадлежит кыпчакам. Об этом свидетельствует данные языка, которые относятся к кыпчаковской группе тюркских языков. "Ногайцы на определенных этапах своего исторического развития имеют тесные этнокультурные связи с монгольскими племенами, совершали с ними кочевия. После распада Золотой Орды значительная часть ногайцев, оторвавшись от кочевников Азии и Восточной Европы и переместившись в 17 веке в степи Предкавказья и Северного Кавказа, вступает в экономические и Северного Кавказа, вступает в экономические и культурные отношения с местным население. С этого времени история ногайцев связана с историей кавказских народов.
В 19 веке ногайцы подразделялись на ряд обособленных этнических групп: караногайцев, населявших основную часть современной ногайской степи; кумыкских ногайцев делившихся на 3 группы - таръуногай, яхсай ноъгай, костек ноъгай, живущих в пределах Терского-Сулакского междуречья, джембойлуковцев (а Биссей, Иргакли), едисанцев (а Кара-тюбе, Никус), кубанских ногайцев (долина рек Кубани, малого Зеленчука). "В пределах 3 уездов Таврической губернии жили кубанские ногайцы в астраханских степях, располагались аулы астраханских ногайцев, которые делились на 2 подгруппы: кундровских и юртовских. Наконец, самая западная группа ногайцев в целом рассматривалась как части былой мощной Ногайской Орды, разделенной и на множество едва связанных между собой усулов"[4] .
Образ жизни ногайцев отразился на типах их жилищ. Их можно разделить на 2 типа: юрты "термэ", "отав", "уъй".
Юрты были приспособлены к кочевому быту народа. Юрты типа "термэ" была разборной, а типа "отав" - неразобной. "Термэ" состояло из решеток их разных видов дерева, войлока, досок, веревок. "Юрту" обычно устанавливали женщины. Богатые накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, а бедняки – серым войлоком. Внутри юрты стены обтягивали камышовым циновками (шипта), а богачи и коврами"[5] .
Пол устилали войлоком и ковром. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева и приготовления пищи. Здесь непременно стоял треножик. На верху было отверстие, откуда выходил дым (рис.1).
Вторым типом кочевого жилища ногайцев было юрта отав. "Кибитка отау состоит из нижнего и среднего обручей (эрге), верхнего – ешгаракръ, меньших - шиктал, находящихся между верхним и средним, продольных прутьев – ашямай, двух дверных половинок, порога и перекладины - босача и шеста – крок, на котором утверждается верхняя стеганная закрышка - тунунукъ. К двери привязывается занавеска - эсик"[6] .
Во второй половине 19 века юрта-отав использовались только как свадебная юрта молодоженов. Она украшалась специальным войлоком. Такая юрта ставилась рядом с терме (рис.2).
Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.
Распределения мест в юрте было половозрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Эта древняя традиция было зафиксирована Г.Д. Рубруком уже в 13 веке. Он писал: "Помещают послеь господина на северную сторону, а место женщины с восточной стороны, место мужчины с западной стороны. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне"[7] .
Почетное место главы семьи называлось "тоър". На это место ни кто не не имел право сесть даже в отсутствии главы семьи. На правую сторону рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. "Если среди гостей находился старик, старше главы семьи, то почетное место занимал он. По левую сторону от него садились жену по старшинству, ближе к дверям невестки. Между невестками и женами садились дочери главы семьи"[8] . Если они раздельно. Сначала ели мужчину, затем жены и дочери, а в последнюю очередь – невестки.
Внутреннее убранство юрты описал подробно Е. Ананьев: "Переступив порог кибитки, на северной стороне ее можно увидеть зеркало (бияла) с пестрой рамкой, набитые разным платьем сумки (ярган-торба) по правую сторону находится кровать (орындык). На кровати бывает несколько подушек (ястык) с пестрыми наволочками (ястык тыс), тюфяк (миндир) и одеяла (юркан). Около кровати есть полка (ундрук), на которой ставятся чашки (аяк), ложки (кашык), ковши (чумык), сито (ситлык)"[9] . Рядом с орындык всегда столя сундук (рис.3).
Каждая семья старалась нарядно убрать юрту. Деревянные изделия украшались резьбой, войлочные – орнаментом.
Особенно украшалась юрта-отав. Ковры и другие предметы интерьера изготовляла сама невеста. Отличительным признаком молодоженов был войлочный флаг.
Юрты-термэ, отав были типичны для ногайцев степных районы до первых лет Советской власти.
Переход к оседлости привел к строительству постоянных жилых домов (уъй). Дом имел кухню-сени (аятюй) и спальни (ичюй). Дома были многокамерными. По мере женитьбы сыновей к дому пристраивались новые комнаты. "Основным строительным материалом для дома был глина, входящая в стостав кирпича. Двери и окна выходили на юг. При строительстве широко использовалась родовая и соседская взаимопомощь"[10] . Из леса изготовляли рамы (терезе), косяки окон и дверей (энеге), двери (эсик), (капы). Большинство домом было из двух комнат с одной прихожей. У степных ногайцев в период перехода к оседлости сохранялась юрта, используемая как кунадская. Топили по большой части кизяком (тезек). Для освещения служил жировой светильник, который ставили около печи. "С конца 19 века стали использовать керосиновые лампы (майширак). Во дворе строили помещения доя овец (къотан), крупного рогато скота (аран). По традиции во дворах стоят печи для выпечки хлеба"[11] . С ростом благосостояния и культуры ногайцев, их жилища приобрели совершенно новый облик.
Немаловажную роль в изготовлении материалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. В этом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайском костюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар, отмечая, что они издерживают много шерсти[12] . На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от их назначения. "Техника изготовления войлока для одежды в основном была та же, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производство ногайцев имело и свои особенности"[13] (рис.4).
mirznanii.com