Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде. Любимое блюдо есенина


Любимые блюда великих людей - С любимыми не расставайтесь...

Согласитесь, интересно было бы узнать, какими были любимые блюда великих людей. Оказывается, Толстой был ужасным сладкоежкой, а Пушкин спал и видел печёную картошку. Чем угощал гостей Сталин и как приготовить шоколадный кисель по рецепту Софьи Андреевны Толстой.

ВОВ, милиция 001

Как ни странно, несмотря на европейские ориентиры, одним из приверженцев русской кухни всегда оставался Пётр Великий.

По воспоминаниям его современника, механика Андрея Нартова, обычными «кушаньями» императора были студень, разносолы, квашеная капуста, кислые щи, каши и жаркое с огурцами и солеными лимонами. Перед тем, как есть, Пётр выпивал анисовую водку, а во время трапезы — квас. Публичные обеды с европейскими блюдами для иностранных гостей император предпочитал давать у Меншикова.

Картошечка для Пушкина

Больше всего Александр Сергеевич любил простые деревенские блюда: щи и зеленый суп с вареными яйцами, каши, рубленые котлеты с щавелем и шпинатом и др. Но, по воспоминаниям современников, наибольшее удовольствие ему доставляла запечённая картошка, которую он мог поедать в огромных количествах. Готовили её по традиционному рецепту: обваливали в кожуре в крупной соли и запекали в печи, поглубже закопав в золу. А на десерт поэт любил полакомиться вареньем из белого крыжовника.

Сладкоежка Лев Николаевич

Известный факт, что Лев Толстой не ел мяса. Все блюда, приготовленные в его доме, были из продуктов растительного происхождения, молока и яиц. Каждый день на завтрак он ел овсянку, простоквашу и яйца. Писатель не задумывался о количестве съеденного и мог легко выпить за один день до трех бутылок кефира, несколько чашек кофе, съесть рисовое пюре, пироги. Супруга, Софья Андреевна, очень переживала за желудок мужа. «Сегодня за обедом, — писала она в дневниках, — я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди соленые… потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб черный. И все это в большом количестве».

Ещё Лев Николаевич очень любил сладкое. В доме всегда были орехи, финики и сухофрукты, а также варенье, в том числе «яснополянское». Скорее, это даже было ассорти из фруктов и ягод, так как в его состав входили дыня, вишня, яблоки, персики, сливы, крыжовник и абрикосы.

Сама Софья Андреевна вела «Поваренную книгу», в которой в конце концов собрала свыше 160 рецептов. Один из них, — шоколадный… кисель. Так, следует взять одну «дощечку» шоколада (две стандартные плитки), две чашки картофельной муки, чашку сахара и две бутылки молока (одна бутылка в те годы — около 0,75 литра). Шоколад натирался на тёрке, смешивался с крахмалом и сахаром и небольшим количеством молока. Остальное молоко кипятят и вливают туда получившуюся смесь. Напиток стоит мешать до густоты.

Шведский стол Сталина

К застольям у Сталина было довольно странное отношение: они начинались поздно вечером, длились долго, а столы буквально ломились от блюд, при этом сам вождь ел мало, предпочитая до отвала угощать приглашённых. Обычно на столы ставились буженина, рулеты из баранины или птицы, осетрина, пироги, рыба и, естественно, настоящие грузинские блюда — шашлык, лобио, пхали и др.

Анастас Микоян в своё время вспоминал, что в число любимых блюд Сталина входила рыба (замороженная нельма, дунайская сельдь, отварная). «Птицу любил: цесарок, уток, цыплят. Любил тонкие ребра барашка, сделанные на вертеле. Очень вкусная вещь. Тонкие ребра, мало мяса, сухо зажаренные. Это блюдо всем всегда нравилось. И перепела отварные. Это были самые лучшие блюда», — говорил он.

А генерал С. М. Штеменко, начальник оперативного управления Генштаба, который не раз трапезничал у Сталина на Ближней даче, в книге «Генеральный штаб в годы войны» рассказывал, что «обед у Сталина, даже очень большой, всегда проходил без услуг официантов. Они только приносили в столовую все необходимое и молча удалялись. На стол заблаговременно выставлялись и приборы, хлеб, коньяк, водка, сухие вина, пряности, овощи и грибы. Колбас, ветчин и других закусок, как правило, не бывало. Консервов он не терпел».

Сытная ссылка Ленина

В семье будущего вождя распорядок дня был достаточно строгим: завтрак — в восемь утра (в праздники — в полдень). Обед в обычные дни — в два часа дня, а в праздники — в четыре. Ужин ежедневно накрывали в восемь-девять часов вечера. На столе регулярно появлялись овощные, крупяные и молочные супы, реже — щи и уха. Мясо обычно ели в варёном виде, рыбу — также варёной или копчёной. Кроме того, в ходу были молоко и куриные яйца, которые ели часто и в любом виде (яичница, омлет, вареные и т. д.). Культа хлеба в семье не было: в будние дни на обед ели только чёрный, а белый подавали к чаю или ужину.

Такой режим питания в целом благотворно сказывался на росших в семье детях, но как только будущий вождь лишился привычной домашней еды, поступив в Казанский университет, то практически моментально обзавёлся гастритом, из-за которого мучился впоследствии всю жизнь.

Как рассказывает известный исследователь разных видов кухни Вильям Похлебкин, «в конце 1895 года следует первый арест. В тюрьме гастрит Ленина вначале обостряется. Но регулярное русское тюремное питание (щи, каша) постепенно стабилизирует положение. И еще более благоприятные условия складываются для Ленина в ссылке.

Попав в Красноярске на частную квартиру с полным пансионом, т. е. с обильной русской кормежкой по четыре-пять раз в день и настоящим сибирским меню (щи грибные, телятина, рыба отварная, пироги, пельмени, шанежки, баранина с кашей и др.), Ленин восторженно пишет родным: „Живу хорошо, столом вполне доволен. О минеральной желудочной воде забыл и думать и, надеюсь, скоро забуду и ее название!“ Находясь в ссылке, почувствовал себя хорошо».

А из напитков Ленин больше всего любил чай, порой очень крепкий. В эмиграции иногда пил пиво, а по возвращении в Россию, по свидетельству Вячеслава Молотова, вино, но не увлекался этим.

(с)

otevalm.livejournal.com

60 интересных фактов из жизни Сергея Есенина

Важные факты из жизни Есенина не рассказывают в школе. Несмотря на недолгую жизнь, этот писатель многое успел сделать для народа и завоевал популярность. Сергей Александрович Есенин был талантливым литературным деятелем 20-го века. Что же поторопило к смерти этого человека до сегодняшнего момента не всем известно.

1.Сергей Александрович Есенин был крестьянским бунтарем.

2.У Есенина было 2 сестры: Шура и Катя. Особенно трепетно он относился именно к Шуре, разница с которой была в 16 лет. Он называл ее Шуренком и Шуревной.

3.Есенин мог закончить церковную школу и стать учителем, но такие перспективы его не устраивали.

4.Есенин занимался самообразованием.

5.Стих с названием «Березка» Сергей Александрович Есенин издал под псевдонимом «Арестон».

6.Сергею Есенину нравилось выпивать.

7.У Есенина был внебрачный сын.

8.В момент смерти Есенина его тело нашли повешенным в гостинице. И до сегодняшнего момента непонятно, он был убит или сам покончил с жизнью.

9.Первые стихи Есенина опубликовали в 1914 году в журнале с названием «Мирок».

10.Первым сборником стихотворений этого человека назывался «Радуница».

11.Сергей Александрович Есенин женат был трижды.

12.После того, как окончил школу, он пошел работать в мясную лавку.

13.Последней супругой Есенина была внучка Льва Толстого — Софья.

14.Вторая супруга Сергея Александровича Есенина по-русски не умела говорить, а сам писатель английского тоже не знал. Брак распался спустя год.

15.На стихотворения Есенина создавались песни.

16.Есенин, будучи женатым, имел любовные связи на стороне.

17.Когда Есенина нашли повешенным, возле него была записка, написанная кровью.

18.Сергей Есенин имел собственного литературного секретаря Галину Артуровну Бениславскую, которая на протяжении 5 лет вела все литературные дела писателя.

19.Спустя год после смерти Есенина на его могиле застрелилась и Бениславская.

20.К высокому искусству писателя подтолкнул его дедушка – Федор Андреевич.

21.Сочинять стихи впервые Есенин начал в 5-ти летнем возрасте.

22.Сам поэт говорил, что в его жизни было больше 3000 женщин.

23.Церковно-приходскую школу, в которой начинал учиться поэт, назвали именем Есенина.

24.Во времена первой мировой войны Есенин служил в полевом военном поезде санитаром.

25.Сложными были отношения Есенина и Маяковского, потому что каждый из них критиковали друг друга и не стеснялись выражений.

26.Некоторый период времени Сергей Александрович Есенин был вегетарианцем.

27.Есенин боялся заразиться сифилисом и милиционеров.

28.До смерти поэт пролежал в психоневрологическом диспансере.

29.Больше всех из своих супруг Есенин любил Зинаиду Райх. Именно ее с детьми он навещал незадолго до собственной смерти.

30.Жена Есенина Айседора Дункан была старшей Есенина на 18 лет.

31.Похороны Сергея Александровича Есенина были грандиозными. Ни одного русского литератора так не хоронили, как его.

32.Имя Есенина в 2016-ом году стало самым популярным среди молодежи.

33.Когда Есенину исполнилось 2 года, его мать бросила отца и уехала работать в Рязань.

34.Впервые стихи Есенина публиковались в детском журнале.

35.Есенин часто ввязывался в драки.

36.Через 2 года после смерти Есенина его вторая жена Айседора Дункан задушилась шарфом.

37.Софья Толстая – третья жена Есенина так и не смогла стать его музой.

38.Есенин родился в крестьянской семье.

39.Захоронен великий писатель на Ваганьковском кладбище.

40.Есенин постоянно носил с собой револьвер. Поводом для этого стало следующее: во время вояжа на юг России в ходе словесного разбирательства его чуть не застрелил сотрудник ГПУ Блюмкин.

41.Попав в дисциплинарный батальон Сергей Александрович Есенин отказался писать стихотворения на заказ императора.

42.С Зинаидой Райх Сергей Александрович Есенин познакомился в редакции газеты «Дело народа».

43.Есенин был достаточно ревнивым человеком.

44.В Галине Бениславской Есенин видел только друга, но никак не женщину.

45.В первых своих поэтических сборниках Сергей Александрович Есенин выступал в качестве тонкого лирика.

46.Считается, что именно алкоголизм Есенина стал основой его ухода их жизни.

47.Есенин враждебно относился к большевикам.

48.В 1924-1925 годах Есенина приходилось жить в Азербайджане. На сегодня в селении Мардакян, где он проживал, висит мемориальная доска и находится его дом-музей.

49.В газетах появлялись критические статьи о Есенине и его пьянстве.

50.С детских лет Есенин не рвался быть рабочим человеком, чем и отличался от собственных сверстников.

51.Бабушка в детстве постоянно рассказывала Есенину народные сказки.

52.С детских лет Сергей Александрович Есенин знал, что будет русским писателем.

53.Владимир Маяковский называл Есенина «декоративным мужиком», а его стихи «ожившим лампадным маслом».

54.Сына Есенина с именем Юрий расстреляли по обвинению в покушении на Сталина.

55.В 1915 году Сергей Александрович Есенин решил уехать из Москвы, чтобы покорить Петроград.

56.Спасаясь от московского голода в 1918 году, великий поэт проводил время в Туле.

57.Есенин всегда легко относился к случайным любовным связям.

58.Матерные стихи у Есенина рождались под воздействием алкоголя и достаточно спонтанно.

59.Несколько уголовных дел было возбуждено против Есенина.

60.Погиб Сергей Александрович Есенин в 30-ти летнем возрасте.

100-faktov.ru

Алкогений №11: Сергей Есенин

Сергей Есенин (1895–1925) был, видимо, первым русским поэтом, павшим жертвой такой современной вещи, как имидж. Именно имидж гуляки и хулигана к концу жизни поэта полностью подчинил себе его волю и стал главной причиной ранней смерти.

Когда юный уроженец села Константиново Рязанского уезда только приехал в Петербург, он предстал столичной публике в образе деревенского простачка. Однако вскоре, когда стараниями прессы визитной карточкой поэта стало стихотворение «Хулиган», поэт, хорошо разбиравшийся в том, что теперь называется пиаром, решил и дальше разрабатывать дебоширскую тему («Исповедь хулигана», «Москва кабацкая» и т.д.). Он эпатировал публику, на выступлениях свистел в два пальца, как соловей-разбойник, матерился со сцены и ввязывался в драки. Долгое время Есенин не пил, а выпивал, притворяясь более пьяным, чем был на самом деле — таких розыгрышей требовал имидж «озорного гуляки».

Освоившись в столицах, Есенин еще раз сменил имидж, из крестьянского поэта превратившись во франта в цилиндре и лаковых штиблетах. Знавший нищету, он с удовольствием играл роль богатого пижона, привлекая кабацкую голь, которая пила на его деньги. Как раз в этот период полного отрыва от корней он стал пить по-черному — наследственный алкоголизм начал брать свое.

Сергей Есенин

В эти последние годы Есенин падал все ниже, как будто нарочно стремясь удариться о самое дно, прикоснуться к последней грязи тогдашней Москвы. В тот же период он написал свои самые сильные произведения. Его несколько раз клали в больницу — пьянство стало настоящей болезнью. Поэт сильно изменился внешне — похудел, глаза воспалились, волосы свалялись: «Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли —Были синие глаза, а теперь поблекли»

Сыпь, гармоника

Легкий хмель обернулся под конец жизни таким невыносимым похмельем, что он отказался от него в пользу смерти.

После гибели Есенина его стихи последнего периода зазвучали с новой силой. Самоубийство позволило Есенину избежать 37-го года и десятилетий запрета на его «кабацкое» творчество, не увидел он и всесоюзного признания, став через 20 лет после смерти самым любимым в народе поэтом, не считая Пушкина.

Есенин на пляже Гений против употребления

1915Есенин уезжает в Петербург. Печатается в журналах. Во время Февральской революции дезертирует с фронта. Женится на Зинаиде Райх. Выход первой книги «Радуница».

1919Бросает жену, после развода она рожает второго ребенка. Спьяну решает, что болен сифилисом: у него кровоточат десны. Ночью идет к врачу и чуть не выламывает дверь. В кафе «Домино», напившись, заявляет сидящим в зале чекистам: «Вы думаете, я вышел читать стихи? Нет, я вышел затем, чтобы послать вас к...!» С поэтами Шершеневичем и Мариенгофом ночью расписывает Спасский монастырь своими стихами («Господи, отелись!»).

19222 мая женится на 45-летней американской танцовщице Айседоре Дункан. В кровать ложится только во хмелю. Ruska lubov! — говорит Дункан. Пишет поэму «Пугачев». 10 мая пара покидает Россию и отправляется в Германию, Бельгию, Францию, Америку. Все «заграничное турне» Есенин пьет. В Штатах из-за сухого закона пьет ядовитые суррогаты. В Берлине держит под кроватью ведро с пивом и угощает друзей.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

1924Выпускает книгу «Москва кабацкая». Берет авансы, обещая принести стихи, и не исполняет обещаний. Московские редакторы уславливаются, что не будут его печатать, пока он не образумится. Милиция получает приказ — доставлять Есенина в участок для вытрезвления и потом отпускать. 1925. Время самой плодотворной творческой работы. Пишет поэму «Черный человек».

К концу 1925 года алкогольная депрессия достигает пика. Он ложится под колеса дачного поезда, пытается выброситься из окна, заколоть себя кухонным ножом. 27 декабря, не найдя в номере «Англетера» чернил, разрезает руку и пишет последнее стихотворение кровью. 28 декабря 1925 года поэта нашли повесившимся.

Творчество и пьянство Сергея Есенина

Собутыльники

Лев Троцкий Лев Троцкий

Однажды во время пьяной беседы Троцкий, незамеченный в любви к Есенину (в отличие от Луначарского и Калинина), сказал ему: «Жалкий вы человек, националист». Есенин ответил одному из вождей: «И вы такой же!»

Айседора Дункан Айседора Дункан

Жeнa научила Есенина мешать водку с шампанским, а в чайнике держала коньяк. Как-то гость попросил у нее воды.— Qu'est се que c’est «vodi»?— L’eau. — L'eau?..Она забыла, что это.

Проститутки Проститутки

На чтение стихов в кафе «Стойло Пегаса» приходили проститутки. Друзья Есенина спросили у одной:— Вам какие поэты нравятся?— Пушкин... Сергей Александрович тоже хорошо пишут, только уж очень неприлично.

Капли творчества

Жаль мне себя немного,Жалко бездомных собак.Эта прямая дорогаМеня привела в кабак.

Что ж вы ругаетесь, дьяволы?Иль я не сын страны?Каждый из нас закладывалЗа рюмку свои штаны.

Я уж готов... Я робкий...Глянь на бутылок рать!Я собираю пробки —Душу мою затыкать.

(«Без названия», 1923)

PS. Наша книга «100 алкогениев» — лучший подарок для тех, кто не прочь помериться с гениями если не талантами, то хотя бы пороками!

Рекомендуем книжные магазины «Москва», My-Shop и Ozon.

www.maximonline.ru

Викторина «Творчество Есенина» (с ответами)

Викторина «Творчество Есенина»«Законченно русский поэт», по меткому выражению М.Горького, — Сергей Есенин – тонкий мастер, лирик, всё своё творчество посвятил родине — России.

Викторина «Творчество Есенина» содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие строки принадлежат перу Есенина?

«Бегут часы и дни…ещё удел изгнаньяМеня, как узника темница, тяготит,Но мне уж грезится блаженный миг свиданья,И голос ласковый о радостях твердит…»

«Солнце грустно в тучи опустилосьНе дрожит печальная осина,В мутной луже небо отразилось,И на всём знакомая кручина…»

«Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и мёдом от ос» +

2. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?ИваЧерёмухаБерёза +

3. Какая главная стихия творчества Есенина?Природа +ФилософияКавказ

4. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?«Радуница» +«Трерядница»«Преображение»

5. Кто автор этих слов?«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия.»Ответ: А.М. Горький

6. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?В 1919–1923 +В 1916-1918В 1920-1923

7. Какие излюбленные деревья поэта?Рябина, липа, черемуха +Верба, клен, соснаДуб, ольха, ель

8. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?Ответ: В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые увидели свет стихотворения Есенина.

9. Был ли присущ Есенину «антропоморфизм» (наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений)Ответ: У Есенина складывался свой, особый, есенинский «антропоморфизм»:

10. Приведите стихотворения Есенина, в названии которых присутствует слово «Русь»?

Ответ: «О, Русь, взмахни крылами»«Русь советская»«Гой ты, Русь, моя родная»«Русь уходящая»

11. Есенин с воодушевлением встретил революцию. Какие произведения, проникнутые радостным предчувствием «преображения» жизни, появляются у него в этот период?

Ответ: «Иорданская голубица»«Инония»«Небесный барабанщик»

12. Каковы основные направления лирики Есенина?Ответ: природа, Родина, деревня; фольклорные, общечеловеческие, философские, евангельские мотивы

detskiychas.ru

Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде сочинения и текст



Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде»

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде»

Картинка Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде № 1

Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий Оксенов писал, что предчувствие собственного голоса у Сергея Александровича появляется не ранее 1913-14 гг. По его мнению, произведения «Ямщик», «Что это такое?», «На небесном синем блюде…» помогают увидеть будущее лицо лирика, обозначают его грядущий путь в литературе.

Рассматриваемое стихотворение начинается с любимого цвета Есенина, часто встречающегося в его творчестве, — синего. Он соответствует весне, а иногда ассоциируется и с Русью. Кроме того, в лирике Сергея Александровича синий цвет олицетворяет душевное равновесие, покой и тишину, голубой — радостное ощущение свободы и безграничного простора. В финале стихотворения появляется еще один характерный для есенинской поэзии цвет — красный. Правда, впрямую он не называется, а используется через упоминание зарницы и глагола «поджечь».

Есенин, чья лирика близка к русскому фольклору, часто прибегал к принципу психологического параллелизма, поэтому природа в его стихотворениях тесно связана с чувствами и мыслями людей. К ней нередко обращаются лирические герои, рассказывая о своих сомнениях, горестях и радостях. Важный момент — природа у Сергея Александровича одушевлена. Это обусловлено мировосприятием поэта. Согласно его воззрениям, люди, стихии, животные и растения имеют единый источник происхождения. Все они дети матери-природы. Соответственно, для них действуют одинаковые законы. Одушевленность природы выражается в частом употреблении олицетворений. В стихотворении «На небесном синем блюде…» читаем: «тянет пальцы косогор», глядит одинокая звезда, «сладкий дым вдыхает бор», «грезит ночь».

Произведения Есенина отличаются богатой яркой образностью. Они наполнены красками, запахами, звуками, что позволяет читателям легко представить нарисованную поэтом картину во всех подробностях. В пейзажной зарисовке «На небесном синем блюде…» крячет цапля и хлюпает вода, в воздухе разлит медовый сладкий дым, синее небо украшено зарницей. В каждой строчке стихотворения чувствует безграничная любовь Сергея Александровича к природе средней полосы России, недаром тема Родины на протяжении всего творческого пути поэта была основной.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари» Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом» Стихотворение «Сыплет черемуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина —.
  6. Анализ стихотворения Есенина «К покойнику» В 1909 году Есенин приступил к обучению в церковно-приходской школе, находившейся в селе Спас-Клепики. Там он стал членом маленького дружеского.
  7. Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде»

«На небесном синем блюде…» С.Есенин

Картинка Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде № 2

«На небесном синем блюде…» Сергей Есенин

На небесном синем блюдеЖелтых туч медовый дым.Грезит ночь. Уснули люди.Только я тоской томим.

Облаками перекрещен,Сладкий дым вдыхает бор.За кольцо небесных трещинТянет пальцы косогор.

На болоте крячет цапля,Четко хлюпает вода,А из туч глядит, как капля,Одинокая звезда.

Я хотел бы в мутном дымеТой звездой поджечь лесаИ погинуть вместе с ними,Как зарница — в небеса.

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…»

Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий Оксенов писал, что предчувствие собственного голоса у Сергея Александровича появляется не ранее 1913-14 гг. По его мнению, произведения «Ямщик», «Что это такое?», «На небесном синем блюде…» помогают увидеть будущее лицо лирика, обозначают его грядущий путь в литературе.

Рассматриваемое стихотворение начинается с любимого цвета Есенина, часто встречающегося в его творчестве, — синего. Он соответствует весне, а иногда ассоциируется и с Русью. Кроме того, в лирике Сергея Александровича синий цвет олицетворяет душевное равновесие, покой и тишину, голубой — радостное ощущение свободы и безграничного простора. В финале стихотворения появляется еще один характерный для есенинской поэзии цвет — красный. Правда, впрямую он не называется, а используется через упоминание зарницы и глагола «поджечь».

Есенин, чья лирика близка к русскому фольклору, часто прибегал к принципу психологического параллелизма, поэтому природа в его стихотворениях тесно связана с чувствами и мыслями людей. К ней нередко обращаются лирические герои, рассказывая о своих сомнениях, горестях и радостях. Важный момент — природа у Сергея Александровича одушевлена. Это обусловлено мировосприятием поэта. Согласно его воззрениям, люди, стихии, животные и растения имеют единый источник происхождения. Все они дети матери-природы. Соответственно, для них действуют одинаковые законы. Одушевленность природы выражается в частом употреблении олицетворений. В стихотворении «На небесном синем блюде…» читаем: «тянет пальцы косогор», глядит одинокая звезда, «сладкий дым вдыхает бор», «грезит ночь».

Произведения Есенина отличаются богатой яркой образностью. Они наполнены красками, запахами, звуками, что позволяет читателям легко представить нарисованную поэтом картину во всех подробностях. В пейзажной зарисовке «На небесном синем блюде…» крячет цапля и хлюпает вода, в воздухе разлит медовый сладкий дым, синее небо украшено зарницей. В каждой строчке стихотворения чувствует безграничная любовь Сергея Александровича к природе средней полосы России, недаром тема Родины на протяжении всего творческого пути поэта была основной.

Сергей Есенин — На небесном синем блюде

Картинка Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде № 3

Na nebesnom sinem blyudeZheltykh tuch medovy dym.Grezit noch. Usnuli lyudi,Tolko ya toskoy tomim.

Oblakami perekreshchen,Sladky dym vdykhayet bor.Za koltso nebesnykh treshchinTyanet paltsy kosogor.

Na bolote kryachet tsaplya;Chetko khlyupayet voda,A iz tuch glyadit, kak kaplya,Odinokaya zvezda.

Ya khotel by v mutnom dymeToy zvezdoy podzhech lesaI poginut vmeste s nimi,Kak zarnitsa v nebesa.

Yf yt,tcyjv cbytv ,k/lt;tkns[ nex vtljdsq lsv/Uhtpbn yjxm/ Ecyekb k/lb,Njkmrj z njcrjq njvbv/

J,kfrfvb gthtrhtoty,Ckflrbq lsv dls[ftn ,jh/Pf rjkmwj yt,tcys[ nhtobyNzytn gfkmws rjcjujh/

Yf ,jkjnt rhzxtn wfgkz;Xtnrj [k/gftn djlf,F bp nex ukzlbn, rfr rfgkz,Jlbyjrfz pdtplf/

Z [jntk ,s d venyjv lsvtNjq pdtpljq gjl;txm ktcfB gjubyenm dvtcnt c ybvb,Rfr pfhybwf d yt,tcf/

Сергей Есенин

Картинка Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде № 4

Анализ стихотворения Сергея Есенина «На небесном синем блюде»

Картинка Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде № 5

Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий Оксенов писал, что предчувствие собственного голоса у Сергея Александровича появляется не ранее 1913-14 гг. По его мнению, произведения «Ямщик», «Что это такое?», «На небесном синем блюде…» помогают увидеть будущее лицо лирика, обозначают его грядущий путь в литературе.

Рассматриваемое стихотворение начинается с любимого цвета Есенина, часто встречающегося в его творчестве, — синего. Он соответствует весне, а иногда ассоциируется и с Русью. Кроме того, в лирике Сергея Александровича синий цвет олицетворяет душевное равновесие, покой и тишину, голубой — радостное ощущение свободы и безграничного простора. В финале стихотворения появляется еще один характерный для есенинской поэзии цвет — красный. Правда, впрямую он не называется, а используется через упоминание зарницы и глагола «поджечь».

Есенин, чья лирика близка к русскому фольклору, часто прибегал к принципу психологического параллелизма, поэтому природа в его стихотворениях тесно связана с чувствами и мыслями людей. К ней нередко обращаются лирические герои, рассказывая о своих сомнениях, горестях и радостях. Важный момент — природа у Сергея Александровича одушевлена. Это обусловлено мировосприятием поэта. Согласно его воззрениям, люди, стихии, животные и растения имеют единый источник происхождения. Все они дети матери-природы. Соответственно, для них действуют одинаковые законы. Одушевленность природы выражается в частом употреблении олицетворений. В стихотворении «На небесном синем блюде…» читаем: «тянет пальцы косогор», глядит одинокая звезда, «сладкий дым вдыхает бор», «грезит ночь».

Произведения Есенина отличаются богатой яркой образностью. Они наполнены красками, запахами, звуками, что позволяет читателям легко представить нарисованную поэтом картину во всех подробностях. В пейзажной зарисовке «На небесном синем блюде…» крячет цапля и хлюпает вода, в воздухе разлит медовый сладкий дым, синее небо украшено зарницей. В каждой строчке стихотворения чувствует безграничная любовь Сергея Александровича к природе средней полосы России, недаром тема Родины на протяжении всего творческого пути поэта была основной.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Некрасова «Свобода»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Песня Офелии»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «К другу стихотворцу»

На небесном синем блюдеЖелтых туч медовый дым.Грезит ночь. Уснули люди.Только я тоской томим.

Облаками перекрещен,Сладкий дым вдыхает бор.За кольцо небесных трещинТянет пальцы косогор.

На болоте крячет цапля,Четко хлюпает вода,А из туч глядит, как капля,Одинокая звезда.

Я хотел бы в мутном дымеТой звездой поджечь лесаИ погинуть вместе с ними,Как зарница — в небеса.

Стихотворение Есенина С.А. «На небесном синем блюде»

"На небесном синем блюде"

На небесном синем блюдеЖелтых туч медовый дым.Грезит ночь. Уснули люди,Только я тоской томим.

Облаками перекрещен,Сладкий дым вдыхает бор.За кольцо небесных трещинТянет пальцы косогор.

На болоте крячет цапля;Четко хлюпает вода,А из туч глядит, как капля,Одинокая звезда.

Я хотел бы в мутном дымеТой звездой поджечь лесаИ погинуть вместе с ними,Как зарница в небеса.

Стихотворение Есенина С.А. - На небесном синем блюде

См. также Сергей Есенин - стихи (Есенин С. А.) :

На память Мише МурашевуСегодня синели лужи И легкий шептал ветерок. Знай, никому не нужен Не.

На плетнях висят баранки.На плетнях висят баранки, Хлебной брагой льет теплынь. Солнца струган.

Послушать стихотворение Есенина На небесном синем блюде

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения На небесном синем блюде

Анализ стихотворения Есенина На небесном синем блюде

ostihe.ru

Вегетарианство: 1001 факт - Сергей Есенин

 

«Новомодное сейчас увлечение вегетарианством не новая, а хорошо забытая старая российская идея, - читаем на страницах газеты «Звезда». - Само понятие «безубойного питания» появилось в России довольно давно. В 1860 году в Санкт-Петербурге организовалось первое вегетарианское общество, которое в шутку в народе тут же прозвали «Ни рыба ни мясо». Его организовал хирург Александр Петрович Зеленков. Сам он стал вегетарианцем по состоянию здоровья: все другие методы борьбы с его заболеваниями были уже исчерпаны. И он был просто потрясен результатами вегетарианской диеты. То есть в тот период времени вегетарианство рассматривалось лишь как способ оздоровления организма. Без всяких нравственных подоплек. А вот когда Лев Николаевич Толстой подвел под такой способ питания идеологическую базу, издав свой трактат «Первая ступень», начался настоящий вегетарианский бум среди российской интеллигенции. Во главу угла поставили нравственную сторону вопроса. Одним из основных постулатов каждого вегетарианца стала фраза-заклинание: «Я никого не ем». Многие прогрессивные деятели вслед за великим писателем стали отказываться употреблять в пищу мясо и рыбу. В рядах вегетарианцев в разное время были замечены известный художник Илья Репин, профессор Санкт-Петербуржского университета, основоположник климатологии в России Александр Воейков, русский живописец Николай Ге, поэт Сергей Есенин...» [3]. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895 г. — 28 декабря 1925 г.) — знаменитый русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма [4].

 

Увлечение идеями Л. Н. Толстого началось у Есенина еще во время учебы в Спас-Клепиковской учительской школе. Его соученик Г. Л. Черняев вспоминал: «Наш кружок у Панфилова образовался почти стихийно... Потом, когда ближе узнали друг друга, мы в наших беседах и спорах стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни. Читали и обсуждали роман Л. Толстого «Воскресение», его трактат «В чем моя вера?» и другие книги писателя. Мечтали побывать в Ясной Поляне (поездка не состоялась из-за денежных затруднений). Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина» [8].

 

Из есенинского письма Г.А. Панфилову 23 апреля 1913 года: «Итак, я бросил есть мясо, рыбы тоже не кушаю, сахар не употребляю, хочу скидавать с себя все кожаное, но не хочу носить названия «Вегетарианец». К чему это? Зачем? Я человек, познавший Истину, я не хочу более носить клички... Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды... Истина должна быть истиной, у нее нет доказательств, и за ней нет границ, ибо она сама альфа и омега. В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение. Нельзя человеку познать Истину, не переходя в условия и не переживая некоторые ступени, в которых является личное единичное сомнение... Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны. Жизнь в обратной колее. Свет Истины заманил меня к своему Очагу. Там лучше. Там дышится вольней и свободней, там не чувствуется того мучения и угрызений совести, которые окружают всех во мраке злобы и разврата. Хоть поговоришь-то о ней (об истине), и то облегчишь свою душу, а сделаешь если что, то счастлив безмерно» [6].

 

«Словно многоголосый орган, дружба с Гришей Панфиловым в плане творческого развития звучит полифонией функций, - пишет Р.В. Комаров. - По второму закону Шарля Бодуэна, Панфилов — источник вспомогательной эмоции: стихи Есенина этого периода хоть и крайне подражательны, зато вдохновенны. В экзистенциальном смысле, Гриша — единомышленник; безоговорочно в творчестве поддерживает. С ним Сергей решает извечные экзистенциальные вопросы: в чем смысл жизни? что есть гений? что значит жить полноценно? какой образ жизни вести? Гриша наделяется наставнической функцией. Панфилов — прообраз наставника творческого. С ним выверяются стихи, с ним оттачивается тактика и стратегия творческой карьеры. По согласованию с Панфиловым принято решение «держать» образ жизни, вплоть до ухода в «вегетарианство» [9].

 

«Теперь у меня есть еще новый друг, некто Исай Павлов, по убеждениям сходен с нами (с Панфиловым и мною), последователь и ярый поклонник Толстого, тоже вегетарианец», - сообщает Есенин в письме М.П. Бальзамовой 9 февраля 1913 года [7]. В это время поэт (судя по его письмам) «читает литературу по вегетарианству и знакомится с журналом «Вегетарианское обозрение», в котором регулярно публиковались толстовские материалы, связанные с темой «безубойного питания», в том числе его письма (см., напр., «Вегетарианское обозрение», Киев, 1912, № 1, янв., с. 33—34 и др.). В этом журнале участвовали люди теософской направленности; из рекламных объявлений можно было почерпнуть сведения о соответствующих журналах и книгах. По-видимому, именно на страницах «Вегетарианского обозрения» (см. его №№ 1, 3/4, 6 за 1912 г.) Есенин обратил внимание и на книгу С. Вивекананды «Практическая Веданта» (М., 1912), и на журналы «Вестник теософии» и «Бюллетени литературы и жизни» — следы чтения этих изданий можно обнаружить в целом ряде его писем (причем не только 1912—1913 гг., но и более поздних» [8]. «Я бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи, как-то вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю» - есенинские слова данного периода [4, с. 38].

 

Вместе с М. Арцыбашевым, Д. Григоровичем, Л. Украинкой, Н. Рерихом, М. Коцюбинским, И. Тургеневым, А. Чеховым, Л. Толстым, А. Добролюбовым, В.Маяковским, другими русскими и украинскими писателями конца 19 - начала 20 столетия - ряд произведений, имевших «явный экоэтический контекст» создает и Сергей Есенин («Песнь о собаке», «Лисица», «Корова» и др.) [1, с. 10].

 

Поэт сожалеет в стихотворении «Песнь о хлебе» (1921), что «сохранение собственной жизни предполагает уничтожение другой. Серп, движимый рукой человека, режет колосья, как под горло режут лебедей» [2].

 

Есенин - автор крылатого выражения, вобравшего суть любви и уважения к животному миру: «братья наши меньшие» [11].

 

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…» - проект Московского государственного музея С.А. Есенина по защите животных, в рамках которого запланированы «российские и международные выставочные, культурно-образовательные мероприятия, мастер-классы и интерактивные занятия, цель которых состоит в воспитании гуманного, ответственного отношения к животному миру с помощью поэтического слова С.А. Есенина... Первое анонсированное мероприятие проекта состоялось 5 октября 2013 в Центральном Парке Культуры и Отдыха имени Горького с презентацией выставки по теме мероприятия и поэтического сборника С.А. Есенина «Братья наши меньшие» [5].

 

 «Мы живём в эпоху жестоких испытаний, мы – пленники современной цивилизации, - смотрит правде в глаза ученица 8 класса Екатерина Хазова. - Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и бензинового дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рёв автомобилей. Современный ребёнок с удивлением разглядывает птичку, цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе, а животных может посмотреть на картинках детских книжек... Исчезает многовековая связь человека с природой, поэтому всё больше в нашем мире жестокости и насилия. Чтобы остановить противостояние природы и человека, следует задуматься над вопросами: «Что мы делаем? Как мы живём?» и обратиться к русской классической литературе, которая всегда служила подлинным источником гуманизма, формировала в человеке любовь ко всему живому на земле. Животный мир у Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это, действительно, «меньшие братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. В поэзии Сергея Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром:

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

                        («Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)

 

В его стихотворениях мы находим образы не только домашних животных, но и представителей дикой природы. Из 267 рассмотренных стихотворений в 111 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы... подчёркнуто поэтом единство всего живого, и в этом единстве всего сущего – смысл нашей жизни... Поэт делает «нечеловеческую» боль достоянием человеческой души... Есенин не только любил по-настоящему «разумную плоть», но и понимал «неизречённые души» зверей – дар редкостный, уникальный, почти начисто утраченный современным человеком... Пора почувствовать и в животном личность – сознающую, думающую, радующуюся и страдающую. Стараясь понять психику животных, мы лучше будем понимать психику людей. А это сулит человечеству одно только добро» [10].

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978–966–

2. Бранг П. Россия неизвестная: история культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней / Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 568 с. ISBN 5-9551-0138-1

3. Вегетарианство / Звезда, № 6 (32319), 22 января 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://zwezda.perm.ru/newspaper/?pub=15296

4. Гусляров Е.Н. Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 768 с. (Серия: Биографические хроники) ISBN 5-94850-190-6

5. «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» / Московский государственный музей С.А. Есенина, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://esenin-museum.ru/portfolios/bratia_nashi_menshie

6. Есенин С.А. Письмо Панфилову Г.А., 23 апреля 1913 г. Москва / Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 6. Письма. — 1999. — С. 35—38.

7. Есенин С. А. Письмо Бальзамовой М.П., 9 февраля 1913 г. Москва / Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 6. Письма. — 1999. — С. 30—32.

8. Есенин - Бальзамовой М.П., 9 февраля 1913 / Сергей Есенин / Наследие. Искусство. Величие. Материалы по культуре, искусству и другим областям знаний, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://esenin.niv.ru/esenin/pisma/16.htm

9. Комаров Р.В. Сергей Есенин: судьба таланта в контексте психологии творчества / Современное есениноведение, научно-методический журнал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», № 16, 2011. - С. 34-39.

10. Образы животных в лирике Сергея Есенина. Исследовательская работа Хазовой Екатерины Юрьевны, ученицы 8 класса, МОУ СОШ № 11 города Жуковский Московская область. Руководитель проекта Коробова Ольга Викторовна / Издательский дом «Паганель», 2012. Электронный ресурс.

Режим доступа: http://паганель.рф/arhiv/arccpyp/comyp_xaz_www.pdf

11. Щавелев С.П. Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории и философии науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени к экзамену кандидатского минимума. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 308 с. ISBN 978-5-9765-1153-8 Прим.: рецензенты - докт. филос. н., член-корр. РАН И.Т. Красавин (Институт философии РАН), канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов (Курский гос. мед. ун-т), докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ А.Т. Хроленко (Курский гос. ун-т).

Источник иллюстрации

v.is81.ru

Сергей Есенин - императрице Александре Федоровне: Стихи мои грустные? Но такова вся Россия!

Большинство людей, знающих Есенина поверхностно, воспринимают его в лирико-ботаническом контексте: "клен-березка-василек-белых яблонь дым". Еще у него есть собаки – причем речь не о потрясающей "Песни о собаке", не так уж широко известной, а о тех московских собаках, которые знают озорного гуляку (плюс, конечно, Джим, с которым можно полаять на луну). Дмитрий Быков сокрушался, что Есенина полюбила криминальная Россия, "которая увидела в нем выражение своей заветной сути" – и, надо сказать, песни в жанре шансон очень многим ему обязаны. Сегодня его стоит перечитывать, и внимательно вчитываться в него, чтобы обнаружить в нем подлинно великого поэта.

Вот несколько историй о том, каким он был человеком.

Есенин и бумажный василек

Стихи Есенин начал писать в 13 лет. Когда ему было около 20, он сошелся с деревенским поэтом Николаем Клюевым, уже довольно известным в Москве и Петербурге. Клюев (ходивший в косоворотке, мазавший волосы растительным маслом и говоривший о себе "Я не поэт, я мужик") буквально в него влюбился - и начал раскручивать.

Это было очень похоже на раскрутку современного эстрадного певца. Есенин появлялся всюду в типично русской одежде. "Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напомнил слащавенькие открытки" – писал Горький; голос у него был такой, "каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло" – вспоминал Маяковский. Кому-то запомнился бумажный василек в петлице. В дарственных надписях Есенин представлялся: "бояшник соломенных суемов славомолитвенный рязанец"...

На самом деле у юноши было довольно приличное образование (его готовили к карьере сельского учителя). "Деревенский мальчик" еле держался на лошади, и однажды, выступая в поэтической программе в цирке, едва не убился, упав с коня (после этого он сказал своему другу Мариенгофу: «Толя, пусть лучше убьют на фронтах Гражданской войны, чем в манеже!»)

Все это было шоу – и прозорливый Маяковский, увидев Есенина, сразу не поверил его игре: знал, "с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак". Он с ним даже поспорил – сказал, что через год Есенин сменит театральный наряд на нормальную городскую одежду. Через год, увидев Есенина в пиджаке и галстуке, Маяковский потребовал отдавать долг – в итоге два поэта чуть не подрались. А еще через какое-то время Есенина невозможно было представить без цилиндра.

Впрочем, Есенин всегда любил переодеваться, играть, менять имиджи, создавая все новые мифы о себе самом. Носил в петлице цветы, заботливо их оглаживая. Из письма: "Лакированные ботинки, трость, перчатки — это все у меня есть. Я купил уже. Я буду болтать тросточкой и говорить, закатывая глаза: «Какая прекрасная погода!» Я обязательно научусь этому перед зеркалом. Мне интересно, как это выглядит".

Есенин и императрица

В 1916 году Есенина призвали на военную службу. Он мог бы отправиться на фронт и погибнуть, но помогло вмешательство Григория Распутина. Тот (как рассказывает в своей статье Б. Стырикович) написал записку полковнику Ломану, близкому к царской семье: «Милой, дорогой, присылаю тебе двух парашков. Будь отцом родным, обогрей. Ребята славные, особливо этот белобрысый. Ей богу, он далеко пойдет». (Вторым "парашком" был Николай Клюев).

Во многом благодаря записке Есенин оказался не пехотинцем, а санитаром в лазарет Великих княжон Марии и Анастасии. Есенин вскоре сблизился с царской семьей – встречался и с сестрой императрицы Елизаветой Федоровной, и с матерью императора Марией Федоровной. И с самой императрицей Александрой Федоровной тоже. В автобиографии Есенин вспоминал: "Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия".

Многим "прогрессивным" интеллигентам, однако, не понравилось, что Есенин вдруг оказался близок к царю: одна дама кричала на приеме: "Отогрели змею!" и демонстративно рвала письма и рукописи Есенина.

В 1916 году Есенин написал стихотворение "Царевнам", посвященное дочерям Николая II и солдатам, за которыми те ухаживали. Оно неожиданно заканчивалось пророческими словами:

"Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладет печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу".

Потом Есенин еще рассказывал подруге историю, как целовался с великой княжной Анастасией Романовой (той самой Анастасией) на лестнице дворца. А она кормила его сметаной. Выдумка, конечно – но чего еще ждать от склонного к актерству выдумщика Есенина?

Есенин и Айседора

Знаменитая танцовщица Айседора Дункан приехала в Россию в поисках "нового мира", где можно создать "новое искусство", не пошлое, не буржуазное, не коммерциализированное. (С собой в нищую страну она предусмотрительно привезла три огромные корзины диетических хлебцев и деликатесов). Успех был колоссальный: на выступлениях зрители чуть ли не разносили залы, ей кричал "Браво!" Ленин, с ней мечтали познакомиться очень многие. Вот и Есенин, узнав о том, что Дункан будет присутствовать на вечере в студии театрального художника Георгия Якулова, метнулся туда как сумасшедший.

Прекрасная Айседора Дункан воспевала красоту человеческого тела, позируя и танцуя обнаженной. Ей было 44 года, когда ее увидел и полюбил 26-летний Есенин. Фото: wikimedia.org

Прекрасная Айседора Дункан воспевала красоту человеческого тела, позируя и танцуя обнаженной. Ей было 44 года, когда ее увидел и полюбил 26-летний Есенин.Фото: wikimedia.org

По воспоминаниям Ильи Шнейдера, близкого друга Дункан и Есенина, вскоре "она полулежала на софе. Есенин стоял возле нее на коленях, она гладила его по волосам, скандируя по-русски: "За-ла-тая га-ла-ва…" Трудно было поверить, что это первая их встреча, — казалось, они знают друг друга давным-давно, так непосредственно вели они себя в тот вечер". Хотя Есенин не говорил на других языках, а Дункан практически не знала русского, они умудрились проговорить целый вечер.

Потом Шнейдер, Дункан и Есенин уехали с вечера. Задремавший извозчик случайно трижды обвез их около церкви по кругу. "Ты что, венчаешь нас, что ли? – спросил Шнейдер. – "Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз..." И Есенина, и Дункан это привело в полный восторг.

Их отношения, как всем прекрасно известно, были крайне сложными. Нервный Есенин запросто мог закатить Айседоре скандал (вспышки гнева с ним случались часто). Однажды она подарила ему красивые золотые часы со своей фотографией внутри. Есенин был счастлив, как ребенок. Но спустя несколько дней он их с силой шваркнул об пол у нее на глазах. Шнейдер, вошедший в комнату как раз в тот момент, когда часы разлетались вдребезги, потащил Есенина в ванную и держал его голову под холодной водой, после чего поэт пришел в себя, улыбнулся и сказал "Вот какая чертовщина..." Он вернулся к Айседоре – та прежде всего испугалась, что Есенин простудится.

Но вряд ли роман и брак между очень эмоциональными и очень разными людьми мог продлиться долго. Он и продлился считанные месяцы.

Айседора пережила Есенина меньше чем на два года. Через всю ее жизнь (как выразился бы Набоков) проходила тема несчастий, связанных с автомобилями. В 1913 году двое ее детей погибли, когда машина в результате столкновения упала в Сену (дети и их няня утонули). Сама она бесконечно попадала в большие и маленькие автокатастрофы (только Шнейдер в своих воспоминаниях перечисляет их шесть). И наконец, в сентябре 1927-го слишком длинный шарф, конец которого намотался на колесо автомобиля, сломал ей шею.

Есенин и самоубийство

Главная легенда о Есенине – что его якобы убили. Мнений на этот счет существует множество. Так, Станислав Куняев, автор биографии из серии ЖЗЛ, утверждает, что поэт неосторожно похвастался кому-то: мол, у него хранится телеграмма, компрометирующая Льва Каменева (тогдашнего председателя Моссовета). Вот за этой телеграммой и пришли, в стычке убили Есенина, а потом неловко сымитировали самоубийство путем повешения.

Но стоит почитать воспоминания о Есенине, чтобы понять: поэту буквально ничто не мешало, как позже выражался Высоцкий, "слазить в петлю". Его описывают как человека чрезвычайно нервного, легко возбудимого, впадающего в уныние. Меланхолия им владела необыкновенная. Фразу "Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым" он написал в 26 лет, а в 29 говорил о себе: "Я отцветший, я ворон осенний"... (Кстати, благодаря песне Высоцкого о поэтах, которые ходят пятками по лезвию ножа, многие уверены, что Есенин покончил с собой в 27 лет. На самом деле ему на момент смерти было 30).

Однажды Дзержинский спросил поэта:

– Как вы можете так жить?

– Как? – удивился Есенин.

– Незащищенным...

Маяковский писал о последней встрече с Есениным:

"Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь. От него и двух его темных (для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина. (...) Конец показался совершенно естественным и логичным".

А еще один знакомый поэта приводит его слова, сказанные незадолго до трагедии в гостинице "Англетер":

– У меня ничего не осталось. Мне страшно. Нет ни друзей, ни близких. Я никого и ничего не люблю. Остались одни лишь стихи. Я все отдал им, понимаешь, все. Вон церковь, село, даль, поля, лес. И это отступилось от меня.

Кстати говоря, Есенин покончил с собой в том самом номере "Англетера", где за несколько лет до того жил с Айседорой Дункан. Илья Шнейдер вспоминает, что тогда в номере не топили. Есенин все проверял трубу отопления – она была еле теплой. В 1925 году топили уже хорошо – та самая труба обожгла лицо поэта, который на ней повесился.

Номера 5, в котором повесился Есенин, больше не существует. Гостиница "Англетер" была снесена в 1987 году вопреки многочисленным протестам ленинградцев. То, что сейчас стоит на ее месте и под ее именем – новодел начала 90-х.

Есенин и Курехин

Благодаря легенде об убийстве Есенина много лет спустя появился знаменитый скетч Сергея Курехина и Сергея Шолохова "Ленин - гриб". Как вспоминала в интервью "КП" вдова Курехина Анастасия, "идея программы родилась так: однажды Сергей увидел передачу о смерти Сергея Есенина. Автор программы выстраивал доказательство того, что поэта убили на совершенно абсурдных вещах. Показывали фотографии похорон Есенина, и за кадром говорили: «Посмотрите, куда смотрит этот человек, а вот этот смотрит в другую сторону, и это означает, что Есенина убили...» Сергей посмотрел программу и сказал мне: «Так можно доказать все что угодно». В результате родился разыгранный на полном серьезе диалог, в котором Курехин приводил множество доказательств того, что Ленин на самом деле был галлюциногенным грибом.

ОДНО ИЗ СОТЕН СТИХОТВОРЕНИЙ

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою

теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

1925.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

120-летие Сергея Есенина рязанцы отметили вместе с ветром-хулиганом и знаменитым тезкой поэта

Начинали праздник народные забавы, а завершал спектакль Сергея Безрукова

«Плюйся, ветер, охапками листьев, - я такой же, как ты, хулиган». И плевался он порывами, и срывал золото с деревьев, и гнул гибкие березы, но все же как-то бережно, не зло, добавляя лишь характера и новых красок этому дню. А день шел особенный - 3 октября, когда ровно 120 лет назад появился на свет в рязанском селе Константиново будущий великий поэт Сергей Есенин. (подробности)

www.yar.kp.ru


Смотрите также