Кумыки. Национальное блюдо кумыков


Кумыкская кухня

Кумыкская кухня

Из всех элементов материальной культуры этническая специфика наиболее ярко проявляется в пище. Питание, будучи одним из наиболее консервативных элементов культуры, и по сей день сохраняет особенности, возникшие в далёком прошлом. Этнографы отмечают, что каждая национальная кухня обладает своим пищевым сырьем, которое делает эту кухню примечательной и отличает от кухни других народов. Такими национальными продуктами для древних тюрков являлись баранина, пшеница, ячмень, просо, горох, лук, чеснок, виноград, яблоко, дикорастущие пряности и ароматическая зелень, а также молоко, творог, къаймак, йогурт, къатык, къурут и, конечно же, май (масло). Еще Гиппократ писал, что скифы (тюркское племя) ели варёное мясо, иппак (экмек - хлеб) и пили кобылье молоко. По словам Страбона, "вокруг их жилищ пасётся скот, обеспечивающий их мясом, сыром и молоком". Интересные сведения о пище средневековых тюрков мы находим и в дневнике путешественника XV в. испанца Руи де Клавихо. В 1403 году, находясь в составе свиты кастильского короля Генриха III, он писал, что они имели возможность познакомиться с народом, который он называет "тюркоманы". Он пишет: "Нам выносили из каждого селения угощение. А обычай у них был такой: когда к ним приезжали гости и, спешившись, усаживались на ковры, которые стелили им прямо в поле, в тени деревьев, то из каждого дома несли еду - хлеб и кринки с кислым молоком, или другие кушанья. А если гости хотели остаться там на несколько дней, то им предлагали много мяса. А скота у них много, они народ трудолюбивый и хорошие наездники, стрелки из лука и храбрые воины". В словаре Махмуда Кашгари зафиксированы названия многих пищевых продуктов и блюд, которые сохранились до сих пор в языке большинства тюркских народов. Сют - молоко, увуз - молозиво,айран - разбавленное водой кислое молоко, къатык - кислое молоко, бекмез - виноградный сироп, чагъыр - вино, сирке - уксус, чёрек и экмек - хлеб, къалач - лепёшка, выпекаемая в золе, долма - фаршированное мясо, обёрнутое в виноградные листья, арпа - ячмень,дюгю - рис, ун - мука, дюрмек или чуду - масло с сыром, завернутые в тонкую лепешку, къаурмак - жареная пшеница, къуурма - жареное мясо баранины,къыйма - мелко нарезанное жареное мясо, бугълама - мясо, сваренное на пару, кулпели - мясо, запечённое в золе, тутмач, или же, как по-другому его сейчас называют, хинкал - нашим предкам были известны еще тысячи лет тому назад. Письменные данные позволяют более или менее детально восстановить основные особенности пищи предков древних тюрков. В их рационе преобладало овечье, кобылье и верблюжье молоко, из которого они готовили различные яства и напитки. Масло сбивали в кожаных мешках и глиняной посуде из разбавленного водойкъатыка. Остаток в виде айрана употребляли в качестве налитка. Свежий къатык, высушенный на солнце, назывался къурут. Мясо приготовлялось в отварном и жареном виде, причём на мясном бульоне варили суп под названием шорпа. Лакомым блюдом считался готовившийся на вертеле (шиш) шашлык. Был еще вид шашлыка из кусков баранины, завёрнутых в шкуру и испеченных на горячей золе (кюллеме). Хлеб, называвшийся чёрек, выпекался в глиняных печах - тандырах, или кёрюках, а лепешки - къалач - под слоем горячей золы. Готовили также суп-похлёбку из толченой пшеницы - булкъа шорпа, заправленную къатыком, чесноком и сушеной мятой. Одним из популярных блюд тюрков были разные виды курзе - из крапивы, сыра, мяса, требухи, яиц. В их рацион также входили фрукты и овощи. Фрукты употреблялись в основном в свежем виде, из них также готовились различные сладости. В частности, виноградный сироп использовался для приготовления патоки под названием бекмез. Надо отметить, что кумыки на десерт также подавали различные виды халвы (гьалива) - ун гьалива, къоз гьалива, тушап гьалива,илашгъы гьалива, кеннираш гьалива, къурмач гьалива. Широко пользовались тюрки дарами рек, озер и морей. В 1639 году европейского путешественника Адама Олеария удивило блюдо, которое подали ему гостеприимные эндиреевцы во главе с их владетелем Солтан-мутом - это был бульон, шорпа, приготовленная из осетрины с добавлением различных трав и пряностей. Как упоминает Олеарий, он в своей Голштинии никогда не пробовал такого чудесного блюда. Древние тюрки прекрасно владели секретами консервирования как молочных, так и мясных продуктов (бастурма, долдурма, къолбас). По мнению этнографов, наиболее древним молочным продуктом, заготавливаемым на зиму, был къурут.Сюзме (сцеженный къатык) и соль размешивали, формировали небольшие шарики и раскладывали их, накрыв марлей, на солнце. В зимнее время къурут растворяли в горячей воде и использовали для приготовления различных блюд. Наши предки оставили нам не только богатейшую культуру и невообразимо красивый язык, но и прекрасную кухню. Пользуйтесь рецептами своих предков - и проживете долгую-долгую жизнь. Приятного вам аппетита.

mt-smi.ru

Кумыки

Динислам Бамматов(Нижнее-Казанище) - 3 призер спартакиады России по греко-римской борьбе. Спартакиада проходила в г. Ростов-на-Дону
Тагир Аманатов (в синем на второй фотографии) бронзовый призёр Спартакиады учащихся России (юноши) по вольной борьбе в...

Динислам Бамматов(Нижнее-Казанище) - 3 призер спартакиады России по греко-римской борьбе. Спартакиада проходила в г. Ростов-на-Дону

Тагир Аманатов (в синем на второй фотографии) бронзовый призёр Спартакиады учащихся России (юноши) по вольной борьбе в весе 58 кг. Краснодар. @kumuksport

июл 23 2017 - Заметок: 0

Муслим Салихов и Бозигид Атаев на сборах в легендарной школе “Пять сторон Света”

Муслим Салихов и Бозигид Атаев на сборах в легендарной школе “Пять сторон Света”

июл 23 2017 - Заметок: 0

Король КунФу, скоро на больших экранах планеты.
© Ризван Магомедов

Король КунФу, скоро на больших экранах планеты.

© Ризван Магомедов

июл 23 2017 - Заметок: 0

С Благословенной Пятницей Вас дорогие мусульмане!!! #Религия #Ислам

С Благословенной Пятницей Вас дорогие мусульмане!!! #Религия #Ислам

ислам   религия   июл 21 2017 - Заметок: 0

Айнутдин Зайналханов:
- Чемпион Дагестана по грепплингу 2016
- Чемпион Дагестана по джиу-джицу 2016
- Чемпион СКФО по грепплингу 2016
- Чемпион Дагестана 2013 по греплингу
- Бронзовый призер Дагестана 2015 по греплингу
- Серебрянный призер Дагестана...

Айнутдин Зайналханов:

- Чемпион Дагестана по грепплингу 2016 - Чемпион Дагестана по джиу-джицу 2016 - Чемпион СКФО по грепплингу 2016 - Чемпион Дагестана 2013 по греплингу - Бронзовый призер Дагестана 2015 по греплингу - Серебрянный призер Дагестана по джиу-джицу - Бронзовый призер Кубка Европы 2012 по греплингу - Обладатель кубка Европы по джиу-джицу 2012 -Чемпион России по греплингу 2013 - Чемпион России по джиу-джицу 2013 - Чемпион России по греплингу 2014 - Серебрянный призер России 2014 - Чемпион мира по греплингу 2013 - Чемпион мира по джиу-джицу 2013 - Чемпион мира по греплингу 2014 - Бронзовый призер Чемпионата мира по джиу-джицу 2014 - Бронзовый призер Чемпионата СКФО 2013 - Победитель Всероссийского турнира по греплингу 2012 - Серебрянный призер всероссийского турнира по джиу-джицу 2012г. Также победитель и призер многих республиканских, всероссийских турниров по греплингу , джиу-джицу и вольной борьбе.

июл 20 2017 - Заметок: 0

Иманмурза Алиев. Мастер спорта во вольной борьбе.
Родом с села Капир-Кумук, Буйнакского района.
Заслуженный тренер РФ по вольной борьбе, Заслуженный работник физической культуры РД. Воспитал многих борцов таких как Сайгид Муртазалиев, Ширвани...

Иманмурза Алиев. Мастер спорта во вольной борьбе.

Родом с села Капир-Кумук, Буйнакского района.

Заслуженный тренер РФ по вольной борьбе, Заслуженный работник физической культуры РД. Воспитал многих борцов таких как Сайгид Муртазалиев, Ширвани Мурадов, Бахтияр Ахмедов, Абдусалам Гадисов и т.д. @kumuksport http://kumyki.ru - Кумыкский национальный портал #Кумыки

кумыки   июл 19 2017 - Заметок: 0

Коркмаскалинские борцы http://kumyki.ru - Кумыкский национальный портал #Кумыки

Коркмаскалинские борцы http://kumyki.ru - Кумыкский национальный портал #Кумыки

кумыки   июл 19 2017 - Заметок: 0

Джамал Касумов
Двукратный чемпион мира по кикбоксингу
Чемпион Ближнего Востока по муай-тай WBL среди профессионалов.
Чемпион Мира по кик-тай-боксингу
Чемпион Европы по кик-тайбоксингу среди любителей
Пятикратный чемпион России по кикбоксингу. #Кумыки

Джамал Касумов

Двукратный чемпион мира по кикбоксингу Чемпион Ближнего Востока по муай-тай WBL среди профессионалов. Чемпион Мира по кик-тай-боксингу Чемпион Европы по кик-тайбоксингу среди любителей Пятикратный чемпион России по кикбоксингу. #Кумыки

кумыки   июл 19 2017 - Заметок: 0

Меджид Бектемиров (Рекорд (19-1-0, 12 КО):
Обладатель титула чемпиона США по боксу в версии WBC среди профессионалов.Чемпион мира среди профессионалов по панкратиону 2008г, чемпион России по боям без правил по версии “Драка” 2007г, чемпион...

Меджид Бектемиров (Рекорд (19-1-0, 12 КО):

Обладатель титула чемпиона США по боксу в версии WBC среди профессионалов.Чемпион мира среди профессионалов по панкратиону 2008г, чемпион России по боям без правил по версии “Драка” 2007г, чемпион профессионально ежегодного турнира Битва чемпионов по версии К-1, неоднократный чемпион Всероссийских турниров по ушу-саньда, неоднократный чемпион Международных турниров по ушу-саньда. #Кумыки

кумыки   июл 19 2017 - Заметок: 0

Рустам Хабилов vs Дезмонд Грин на UFC Fight Night 115, 2-го сентября в Роттердаме. http://kumyki.ru - Кумыкский национальный портал #Кумыки

Рустам Хабилов vs Дезмонд Грин на UFC Fight Night 115, 2-го сентября в Роттердаме. http://kumyki.ru - Кумыкский национальный портал #Кумыки

кумыки   июл 19 2017 - Заметок: 0

Кумыкская кухня #qumuq_ashhana
Приглашаю Вас окунуться в историю кулинарной культуры кумыков и стать дорогими гостями на моей любимой кумыкской кухне.
Умма#Umma Национальные блюда кумыков разнообразны и обладают насыщенным вкусом и ароматом,...

Кумыкская кухня #qumuq_ashhana Приглашаю Вас окунуться в историю кулинарной культуры кумыков и стать дорогими гостями на моей любимой кумыкской кухне.Умма#Umma Национальные блюда кумыков разнообразны и обладают насыщенным вкусом и ароматом, благодаря чему они получили большую популярность у горного Дагестанского населения. На протяжении многовековой истории кумыки выработали своеобразный и богатый ассортимент национальных блюд, правила приготовления и приёма пищи.Кумыки издревле занимались скотоводством, птицеводством, рыболовством, земледелием и это отразилось на составе и особенностях народных блюд из говядины, баранины, птицы, рыбы, молочных и овощных продуктов. Также кухня кумыков богата и рецептами мучных блюд. В основном блюда готовят из пшеничной и кукурузной муки. Особое место отделено и рису. Следует отметить, что блюда кумыкской кухни используют продукты и готовятся в соответствии с нормами Ислама.Традиционными блюдами кумыкской кухни считаются: кюрзе (с разными начинками), гьинкал, чуду с мясом, крапивой, тыквой, творогом, требухой; “чий чуду” из пшеничной и кукурузной муки, долма, пилав, чилав (аналог плова с добавлением фасоли), шорпа, бурчакъ шорпа, (домашняя лапша), зыр-зыр хинкал, къувурма-пилав, гьалтама, мичари (хлеб из кукурузной муки,слоеный хлеб (майлы экмек,)къабакъ аш(блюдо из тыквы).Кумыкские национальные блюда имеют схожесть и с турецкой кухней, (например “чуду” - это кутабы), что показывает схожесть кухни тюркских народов.Рецептура приготовления блюд среди южных, северных и терских кумыков может незначительно отличаться.Кумыкская кухня славится и многочисленными видами сладостей. Среди традиционных сладостей можно назвать: гьаливу - тушап гьалива (с добавлением арбузного мёда), ун гьалива (из пшеничной муки), къоз гьалива (используются только орехи), пахлава, илав гьалива (илашгъы гьалива, пироги -ореховые, с курагой.Кулинарная культура кумыков неразрывно связана с образом жизни народа. Национальная кухня отражает традиции и обычаи народа. Кулинарные пристрастия развиваются и видоизменяются вместе с развитием общества.. @qumuq_ashhana

umma   qumuq_ashhana   июл 19 2017 - Заметок: 0

Къумукъ тюзню межиитлери #Кумыки #Мечеть

Къумукъ тюзню межиитлери #Кумыки #Мечеть

кумыки   мечеть   июл 18 2017 - Заметок: 0

НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ФУТБОЛОК И СПОРТИВНЫХ ШОРТ
СКИДКА 30% НА ВЕСЬ ТОВАР 🔰
💶Цена со скидкой футболка 999 руб. шорты 1990 руб.
Заказать ⬇️
✔️ http://dag-shop.ru ✔️
(Прямая ссылка в описании страницы) «Dag Shop» - Интернет магазин одежды с дагестанской и...

НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ФУТБОЛОК И СПОРТИВНЫХ ШОРТ

СКИДКА 30% НА ВЕСЬ ТОВАР 🔰💶Цена со скидкой футболка 999 руб. шорты 1990 руб.

Заказать ⬇️✔️ http://dag-shop.ru ✔️(Прямая ссылка в описании страницы) «Dag Shop» - Интернет магазин одежды с дагестанской и спортивной символикой. #dag_shop

dag_shop   июл 18 2017 - Заметок: 0

Чемпион Франции по боксу, Многократный чемпион Франции по грэпплингу, чемпион Мира по грэпплингу по версии NAGA, боец ММА (10-1) - Шамиль Исмаилов. Мне кажется он один из самых недооцененных наших бойцов, спокойно мог бы выступать в UFC. @KumukSport...

Чемпион Франции по боксу, Многократный чемпион Франции по грэпплингу, чемпион Мира по грэпплингу по версии NAGA, боец ММА (10-1) - Шамиль Исмаилов. Мне кажется он один из самых недооцененных наших бойцов, спокойно мог бы выступать в UFC. @KumukSport http://vk.com/kumyki - #Кумыки сообщество кумыков

кумыки   июл 18 2017 - Заметок: 0

Тулпар Мусалаев герой России http://kumyki.ru - Кумыкский национальный портал #Кумыки

Тулпар Мусалаев герой России http://kumyki.ru - Кумыкский национальный портал #Кумыки

кумыки   июл 18 2017 - Заметок: 0

kumyki.tumblr.com

Территория Дагестана

Автор: АДЖИЕВ М. Кандидат экономических наук

С чьей-то легкой руки Дагестан теперь зовется страной гop, однако это утверждение явно ошибочное. Горные птицы летают лишь над половиной территории республики. Над другой же половиной — к северу и востоку от гор, особенно над Кумыкской равниной — в небе парят степные орлы. Конечно, это — географическая аллегория, но она весьма точно определяет ареал проживания кумыков-северные предгорья республики и весь степной Дагестан. Кумыки — тюркоязычный народ, история которого, к сожалению, до сих пор сохраняет немало белых пятен. Что, впрочем, характерно и для других народов, издревле обитавших в степной зоне Европы и Азии: крайне мало следов материальной культуры степняков известно историкам и археологам. По одной из версий, кумыки — зто сохранившиеся половцы.

Однако подобное утверждение относится не ко всем кумыкам. Дело в том, что кумыкское общество в о Дагестане традиционно подразделяется надвое, и водораздел издавна проходит по реке Сулак. Отличия наблюдаются не только в языке, но и во внешности северных и южных кумыков. Северные кумыки, те, что идут от половцев, как правило, светловолосые и голубоглазые (синеглазые). Их внешность вполне соответствует первоначальному смыслу древнерусского слова "половец" желтый, соломенный, цвет половы. Южные кумыки похожи скорее на кипчаков, в их лицах больше характерных азиатских черт, они обычно темноволосые и темноглазые, причем глаза «монгольского» разреза. История кумыков — это история юга нашей страны. Как отмечали еще в далекие времена арабские путешественники: «Дешт-и-Кипчак была страна, которая простиралась в длину на 8 месяцев пути, а в ширину — на 6 месяцев пути. Аллаху это известно лучше!»

«Дешт» значит «степь». «Дешт-и-Кипчак» — земля тюркоязычных. Или «Половецкое Поле», как потом о нем говорили на Руси. Так сложилось, что степняки, половцы, вошли в историю России с репутацией «диких кочевников», «отсталого народа». Заслуженна ли она? В арабских и византийских источниках о половцах говорится как о развитом и культурном народе.

Самый распространенный строительный материал в степи — саман. Для его изготовления нужны глина, солома и терпение

Зайнаб Аджиева — хранительница традиций, она хорошо помнит прежнюю жизнь кумыков

Опрометчивым было бы и сводить к одному лишь насилию и противостоянию взаимодействие древнерусской и половецкой культур. О глубине и сложности древних связей свидетельствует хотя бы то, что более 300 привычных слуху русских фамилий имеют тюркоязычное происхождение. В том числе и такие: Суворов, Кутузов, Тургенев, Чаадаев, Аксаков... Нынешние кумыки — мусульмане, сунниты. Но так было не всегда. До завоевания Россией Кавказа среди народов Дагестана господствовало христианство. Было время, когда из Рима назначался католический епископ в Прикаспийский край. До сих пор сохранились остатки храмов, на местах старинных кладбищ находят кресты. Христианство начало распространяться на Кавказе примерно с Ill века, а у народов Дешт-и-Кипчака — немного позже. Особенно этому способствовало иконоборчество, которое в VIII веке всколыхнуло Византию и привело к потокам иконопочитателей в соседние государства, главным образом на север. Религиозная ситуация у тюркоязычных народов на протяжении их истории менялась не раз. Под натиском арабского халифата в середине VIII века начало было распространяться мусульманство (шиитская ветвь), но оно не прижилось в христианской среде. Через половцев в Х веке христианство, видимо, пришло в языческую Русь. XIII век был роковым для предков кумыков — тогда началось монгольское нашествие. Государство Дешт-и-Кипчак, не связанное единством духа и веры, раскололось: католики и православные, старообрядцы и духоборы, шииты и язычники объединялись вокруг своих богов перед лицом нависшей опасности. Именно в XIII веке, как утверждает традиционная наука, "исчез" народ половцы, и — что она еще никак не объясняет! — появились другие народы. В Крыму — крымские татары; в придунайской степи — куманы, кумаки, гагаузы, куны; на Северном Кавказе—карачаевцы, балкарцы, кумыки. В Энциклопедии XIX века писали следующее: «В кумыкских песнях отражается нравственный облик кумыка-рассудительного и наблюдательного, со строгим понятием о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край, склонного к созерцанию и философским рассуждениям, но умеющему повеселиться с товарищами. Как народ более культурный, кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседние племена». Вряд ли такая характеристика могла быть дана потомкам дикого, отсталого народа.

Кумыкский быт по сей день хранит черты, напоминающие о традициях предков. Например, любопытно описание приготовления пищи у половцев (о нем поведали арабские путешественники). Любой кумык и сегодня узнает в этих рецептах свои национальные блюда. Например, тесто тонко раскатать, порезать на мелкие квадраты, а потом сварить в бульоне и съесть, предварительно сдобрив кислым молоком с чесноком. Это блюдо у кумыков называется хинкал. И его готовят точно так же, как и тысячу лет назад. Хлеб кумыки пекут тоже как половцы — в печи, из кислого теста. Никто из народов Дагестана такой хлеб не делает. Еще тысячи лет назад степняки готовили чуду — так до сих пор называется особый кумыкский пирог с творогом до сих пор называется особый кумыкский пирог с творогом или с сыром, или с травой. Для его изготовления по-прежнему «ничего не надо, кроме воды, соли и теста». Кумыкская национальная кухня очень простая и сытная, образ жизни в степи требовал от людей именно такой спартанской кухни. Кумыкские селения имеют строгую «квартальную» планировку. В каждом квартале живет либо один род, либо люди одного сословия, либо одной национальности. По крайней мере так было до недавнего времени. У северных кумыков селения назывались «юрт», а у южных-«кент» (на картах Дагестана еще сохранилась прежняя история: Хасавюрт, Бабаюрт, Каякент, Янгикент...). В них были еврейские и талышские кварталы. Евреи занимались торговлей и мелким ремесленничеством, а талыши всегда считались лучшими мастерами-огородниками на Кавказе. Преобладала так называемая односторонняя застройка, улицы закладывались прямыми и ровными. Хозяйственные постройки принято было размещать в глубине двора, а на первый план выходил либо сам дом, либо сад. Кумыкские селения выглядели исключительно опрятно.

Работа, работа, всю жизнь работа...Настоящий аксакал-тот, которому есть что завещать потомкам.

Правда, изысканностью в архитектуре кумыки не отличались никогда. Основным строительным материалом у северных кумыков был саман — необожженный кирпич из глины и соломы. У южных кумыков в ходу был природный камень, который обычно использовали необработанным. Исключение, пожалуй, составляло только селение Тарки — столица! — где жил прежде кумыкский шамхал, верховный правитель. К сожалению, современные варвары разрушили все прекрасные здания, которые еще недавно приводили в восхищение людей. О таких постройках XVII- XIX веков, как дворец Шамхал-Шаха-Вики, ханский дворец и других произведениях зодчих можно судить лишь по восторженным отзывам современников. Внутреннее убранство кумыкского двора и прежде и теперь говорит о том, что на первом месте в быту стоит практичность и удобство, а лишь затем — красота. Дом принято было делить на две части. Первая, рабочая, называлась «тавчу», она убиралась без затей. Над очагом висел медный котел, топили по-черному, поэтому в потолке дома полагалась дыра — дымоход. И под эту дыру принято было на ночь ставить таз с водой, чтобы злоумышленник не бросил горящую головню или не проник в дом. Сейчас в кумыкских домах тавчу совершенно другая— современная, однако привычка на ночь ставить таз с водой или оставлять включенным свет кое-где, говорят, сохранилась. На всякий случай! Печи для выпечки хлеба принято было ставить во дворе. Такие "уьй печ" в селениях выкладывали одну на несколько семей, но семей обязательно только из своего квартала. Другая половина дома отводилась под жилье. И чем больше был дом, тем больше была эта половина, в которой самая лучшая комната называлась кунацкой. Такова вековая традиция, на которую обратили внимание еще арабские путешественники в средневековье. Прежде на полу выстилали ковры, обычно тонкие, безворсовые, которые в Дагестане делали только кумыкские мастерицы. На полу кумыки и ели, и спали. В каждом доме существовал целый ритуал раскладывания постелей, укладывания матрацев, одеял и подушек. Этим занимались только женщины. Вообще обязанности по дому всегда делились очень строго. На мужчину ложилось, как правило, все то, что делается вне дома и вне двора. Все, что внутри дома, это удел женщины. Особенно посуда, которой прежде придавалось почти культовое значение. В доме крепились специальные полки для посуды.

Так готовят хинкал - национальное блюдо кумыков. Рецепту - тысячи лет.

Отдельно для фарфоровой праздничной и повседневной и для медной. B простых семьях символом богатства считалась именно медная посуда, порой она заменяла деньги: чем больше ее было, тем уважаемее становилась емья. По количеству медной посуды судили о невесте. На стене в доме иногда от пола до потолка висели всевозможные изделия из меди. Украшать жилища принято было оружием... Лишь к концу ХIХ века в быт кумыков начапа проникать европейская культура и до неузнаваемости изменила прежнюю жизнь. Бесполезно искать сейчас, например, даже элементы национальной одежды у кумыков. Разве что женщины, особенно немолодые, еще кое-что сохранили в одежде от прежних времен. Например, платки. Кумыкский национальный платок — это тончайшее произведение искусства. Так же, как папаха, форма которой, отделка могли многое рассказать посвященному человеку о хозяине... Теперь все это — история, как и неброские украшения, как и кинжалы, прежде обязательные для любого уважающего себя мужчины. Дешт-и-Кипчак — Половецкое Поле — окончательно перестал существовать после азовских походов Петра I. Тогда началось массовое обрусение половцев, болезненное, как все процессы такого рода. Что половцы! Нет смысла искать сходства нынешних кумыков даже с отцами и дедами. Народ неудержимо теряет свою самобытность. Потомки древних кипчаков — то есть значительная часть современного населения Центральной России — живут, не подозревая о своей недавней истории (всего-то два века!), о своих культурных и генетических корнях, которые питали и всегда питают любой народ.

turkology.tk

Кумыки

История и расселение кумыков

Кумыки (самоназвание – къумукъ) — народ в Российской Федерации — 277,2 тысяч человек, из них в Дагестане 231,8 тысяч, в Чечне- 9,9 тысяч, в Северной Осетии -9,5 тысяч. Кумыки — народ тюркского племени, принадлежащий к понтийской его ветви, проживающий в Дагестане, к северу от Дербента, вдоль берега Каспийского моря, между рекой Тереком и Сулаком.

Некоторые полагают, что кумаки издревле занимали побережье Каспийского моря и были известны Птолемею под именем ками, камаки, Клапрот видит в них потомков хазар, а Вамбери допускает, что они поселились в занимаемых ими теперь местах еще во время процветания хазарского царства, т. е. в VIII веке.

В отношении языка и образа жизни все кумыки представляют в настоящее время одно этнографическое целое, но едва ли это можно сказать относительно их происхождения. Местные сказания, в связи с множеством сохранившихся этнографических терминов, приводят к заключению, что по крайней мере часть кумыков сложилась из весьма разнообразных элементов, что отчасти подтверждается и физическим обликом обитателей этой плоскости.

О том, что в состав кумыков, занимающих Кумыкскую плоскость, вошли кабардинцы, свидетельствует их история. Хотя еще в 1559 г. Агим, князь тюменских кумыков, принял подданство России, а при царях Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове здесь построены были крепости для защиты от чеченцев, тем не менее местные сказания утверждают, что лет 300 тому назад кумыки управлялись шамхалом города Тарки. По смерти шамхала Андия, старшие его сыновья не допустили к участию в наследовании третьего его сына Султан-Мута, рожденного от кабардинки, не принадлежавшей к княжескому роду. Султан-Мут бежал в Кабарду, набрал там отряд в несколько сот человек и принудил братьев уступить ему часть отцовских владений. Со своими кабардинцами Султан-Мут поселился в Эндрее, который быстро разросся до размеров большого восточного города.

Расположенный близ пути из Персии в Крым, он получил значение торгового центра, главным образом, по торговле рабами-детьми. В 1604 г. кумыки возмутились и заставили русский гарнизон удалиться за Терек. Во время этого возмущения пал, по преданию, Султан-Мут. В 1722 г., во время похода Петра I в Персию, русские разрушили Эндрей, который уже не мог оправиться от этого удара, в 1725 г. опустошен был русскими город Тарки. Тогда же заложена была на Сулаке крепость святого Креста.

В XIX столетии кумыки вообще принадлежали к числу мирных горцев, оставаясь верными России. Прежде кумыки делились на множество сословий. Во главе их стояли бии или князья, за ними шли чанка или княжеские дети от неравных браков, далее сала-уздени или независимые дворяне, уздени или дворяне, находившиеся в вассальных отношениях к князьям, чагары или землепашцы, из которых одни были вольными, другие находились в зависимости от князей и узденей и платили им оброк или обрабатывали их земли, наконец, кули или рабы.

История и расселение кумыков

Культура кумыков

В 1860-х годах уничтожена была зависимость одних сословий от других, а представители непривилегированных сословий наделены землей на общинном праве. Кумыки разделились на класс землевладельцев — собственников и народ. Кумыки — все мусульмане-сунниты, ведут оседлый образ жизни.

Традиционные занятия: пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, рис, кукуруза), скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, кони), а также садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство, пчеловодство, торговля, добыча соли, нефти, охота. Домашние промыслы и ремёсла: сукноделие, хлопчато-бумажное ткачество, ковроделие (традиционные жен. занятия), обработка кожи, металла, дерева, камня (мужские занятия)

Обычаи и нравы кумыков в общем сходны с обычаями и нравами других кавказских горцев, но они не смотрят на обычаи, как на неприкосновенную святыню и легко допускают отступления от них. Примирение по кровным делам устраивается довольно просто и легко. Куначества у кумыков почти не существует, влияние родства ограничивается пределами двух-трех поколений. Традиционные взгляды кавказских горцев на хищничество, как на акт молодечества, не пользуются среди кумыков непоколебимым авторитетом. Основной тип семьи — малая с подчинённостью старшему по возрасту (мужчине, реже — женщине), хотя в решении важных вопросов большую роль играет семейный совет.

Традиционное жилище: наземное турлучное, саманное с пологой двухскатной крышей и каменное с плоской крышей (одноэтажное, полутораэтажное, двухэтажное).Пища: мучные, мясо-молочные блюда — шорпа (суп), хинкал (род галушек), кюрзе (пельмени), долма, плов, шашлык, соус, каши, многочисленные разновидности халвы, пирогов, яичниц, хлеба, а также напитков (айран, шербет, чай).Традиционная горская одежда местами вытесняется платьем европейского покроя.

Говорят на кумыкском языке. Диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хаса-вюртовский. Письменность на основе русского алфавита.В кумыкской песне отражается нравственный облик кумыка — рассудительного и наблюдательного, со строгими понятиями о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край, склонного к созерцанию и философским размышлениям, но умеющего и повеселиться с товарищами. Как народ более культурный, кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседние племена.

Культура кумыков

geographyofrussia.com


Смотрите также