Детский сад общеразвивающего вида №13 "Звёздочка". Контрольное блюдо


Наиболее частые нарушения в организации питания детей в ДОУ

Наиболее частые нарушения

в организации питания детей в ДОУ

  • Использование разделочных досок и ножей не по назначению.

cheese and crackersДля разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные ножи и доски из деревьев твёрдых пород, не впитывающие сок мяса, рыбы и овощей, без щелей и зазоров, гладко выструганные. Разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры к использованию не допускаются. Разделочные доски и ножи закрепляются за рабочими местами и маркируют – например «СМ» - сырое мясо, «ВМ» - варёное мясо, «Сельдь» и т.д. Для варёных продуктов и гастрономии доски и ножи находятся в горячем цеху, а для разделки сырых мясных, рыбных продуктов и сырых овощей находятся в мясо-рыбном – заготовочном цеху. (СанПиН 2.4.1.1249-03.приложение7)

  • Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья в продуктовой кладовой с истёкшим сроком годности не допускается.

При приёмке пищевых продуктов и продовольственного сырья кладовщик обязательно проверяет сроки их предельной реализации («Входной контроль»). Если срок годности истекает через 2-3 дня ( например у круп, яиц и т.д.) составляется сразу акт ( в 3-х экземплярах: для ДОУ, поставщика, плательщика и продукт отправляется обратно поставщику. Соответственно делается запись в журнале «Входного контроля пищевых продуктов, продовольственного сырья» в графе «Примечания». Не рекомендуется заказывать продукты большими партиями. СанПиН 2.4.1.1249-03.

  • Неправильное хранение пищевых продуктов в продуктовой кладовой на стеллажах.

Крупу, муку, макаронные изделия хранят в сухом помещении на стеллажах

( желательно из нержавеющей стали, так как они постоянно подвергаются воздействию моющих и дезинфицирующих средств) в таре учреждения: эмалированных баках (отсутствие сколов), пластмассовых ящиках (наличие маркировки для пищевых продуктов), на расстоянии от пола не менее 15см. Расстояние между стеной и продуктами должно быть не менее 20см, стеклянные и железные баки хранятся на стеллаже, освобождённые от тарной упаковки, недопустимо здесь же хранение продуктов других видов (сельди, овощи и т.д.).

СанПиН 2.4.1.1249-03.приложение15.

  • Товарное соседство.

Food003bread loaf half slicedПри хранении пищевых продуктов обязательно соблюдение правила товарного соседства. Продукты, поступающие из магазина, освобождаются от заводской упаковки, перекладываются в тару учреждения и хранятся в предназначенном для них холодильнике. Масло сливочное, творог, творожок, сыр, кисломолочные продукты хранятся в холодильнике с маркировкой «Молочные продукты»; мясо, рыба, куры, филе индейки хранятся в холодильнике с маркировкой «Мясо»; яйцо хранится в отдельном холодильнике, в специально выделенной таре или в холодильнике с маркировкой «Мясо». Специи, сельдь хранят отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи.

  • Незнание условий хранение хлеба.

Ржаной и пшеничный хлеб хранят раздельно на стеллажах и в шкафах; при расстоянии нижней полки от пола не менее 35см. дверки в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции. При уборке места хранения хлеба крошки сметают специальными щётками, полки протирают тканью, смоченной 1%-м раствором столового уксуса.

СанПиН 2.4.1.1249-03.приложение15

  • Нарушение температурного режима хранения пищевых продуктов.

Пищевые продукты, особенно: крупы (гречка, рис и т.п.), консервы (рыбные, молоко сгущённое цельное с сахаром) и др. хранятся в соответствии с их этикеточными ярлыками (они обязательно должны быть наклеены или выбиты на продукте).

  • holodil'nikИспользование холодильников на пищеблоках для хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья из продуктовой кладовой.

В помещениях пищеблока должны храниться только те пищевые продукты и пищевое сырьё, которые выписаны по меню-требованию, и хранятся они в холодильном оборудовании с маркировкой «Суточный набор продуктов». Если в продуктовой кладовой не хватает места для хранения продовольственного сырья, то допускается его хранение в помещениях пищеблока в холодильном оборудовании с маркировкой

« Продукты из кладовой», и не должен быть свободный доступ в него. В противном случае в ходе финансово-ревизионной проверки хранящихся продуктов на пищеблоке и в продуктовой кладовой, у вас может возникнуть « недостача» продуктов в продуктовой кладовой и «излишки» - на пищеблоке.

  • Суточная проба.

Ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции. Суточная проба отбирается в объёме: порционные - в полном объёме;

первые и третьи блюда и гарниры – не менее 100гр. с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемической ситуации. Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течение 48часов ( не считая выходных и праздничных дней) в специальном холодильнике с маркировкой «суточная проба», или на специальной отведённой полке для хранения кисломолочных продуктов при температуре + 2…+6С. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник. СанПиН 2.4.1.1249-03, п.2.10.24; СанПиН 2.4.5.2409-08. Приложение11.

  • Место хранения «суточного набора пищевых продуктов», выданных на пищеблок.

Все скоропортящиеся продукты (сыр, масло сливочное, сметана, кисломолочные продукты, творог, творожок) хранятся в бытовом холодильнике, находящемся на пищеблоке с маркировкой «Молочные продукты» (суточный набор). Хлеб хранится в горячем цеху в специально предназначенной для хранения таре (раздельно «чёрный», «белый»). Банки хранятся в мясо–рыбном (заготовочном) цеху на столе. Мясо, рыба, куры, филе индейки хранятся в бытовом холодильнике, находящемся на пищеблоке с маркировкой «Мясо» («Рыба», «Куры»).

  • Не выделено место для обработки яйца, куда ставится яйцо, выданное из продуктовой кладовой?

carton of eggsРекомендуется выделить место в мясо - рыбном цехе (заготовочном). Яйцо, выданное из продуктовой кладовой на пищеблок, ставится на стол, предназначенный для обработки яиц.

  • Несоблюдение сроков хранения пищевых отходов.

Пищевые отходы на пищеблоке собирают в промаркированные металлические вёдра с крышками, которые освобождаются по мере их заполнения, но не более чем на 2/3 объёма. Ежедневно в конце дня вёдра независимо от объёма заполнения, очищаются и тщательно промываются 2%-м горячим раствором кальцинированной соды, затем их ополаскивают горячей водой и просушивают. СанПиН 2.4.1.1249-03.П.2.10.11.

  • Для чего необходима полочка с контрольным блюдом?

Для того, чтобы сотрудникам наглядно был виден положенный объём порций для детей ясельного и дошкольного возраста (по наличии маркировки на посуде).

  • Отсутствие литража на котлах, кастрюлях на пищеблоке.

Рекомендуется проставлять на котлах и кастрюлях литраж для того, чтобы пища готовилась строго по весу и объёму, а также для того, чтобы медицинский работник и бракеражная комиссия могли проконтролировать объём готового продукта.

  • Незнание поварами технологии приготовления блюда.

Рекомендуется поварам перед приготовлением блюда открыть технологическую карту, прочитать, вникнуть в способ приготовления и, строго соблюдая последовательность технологии, приступить к приготовлению. Технологические карты необходимо разместить в файлы и держать их всегда открытыми в процессе работы.

  • Уборочный инвентарь.

Уборочный инвентарь маркируется масляной краской красного цвета, используется строго по назначению и хранится в специально выделенном помещении, оборудованном душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения хранение уборочного инвентаря допускается в специально отведённом месте (это может быть специально изготовленный шкаф с определённым количеством делений на каждый цех). Хранение уборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается. По окончании уборки, в конце смены весь уборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушиваться и храниться в чистом виде.

СанПиН 2.4.5.1249-08,.П.5.21; 5.22.

  • Нарушение сроков и условий хранения овощей и фруктов.

Очень важно соблюдать требования к срокам и условиям хранения овощей и фруктов. Так, картофель при нормальном хранении уже через 3 месяца теряет треть витамина С.

В не переработанных листовых овощах витамин С разрушается уже через 2-3 дня. Разрушению подвержены и витамины группы В, особенно фолиевая кислота.

parsley 2basket of vegetables

Картофель и овощи хранят в сухом тёмном, хорошо проветриваемом помещении в закромах слоем не более 1,5м, в ларях или на стеллажах, отстоящих от пола на 15см, свежие плоды – в затаренном виде на подтоварниках. Плоды и овощи хранят в зависимости от их вида при температуре от +3 до +12С и относительной влажности воздуха от 70 до 95%. Хранить овощи в ДОУ следует не более 2-5 дней. Завозить плодоовощную продукцию целесообразно небольшими партиями, чтобы избежать порчи при длительном хранении. Для уменьшения потерь витаминов кратковременное хранение лиственных (зелени) и других свежих овощей нужно производить в холодильнике при температуре 0…+3С. МУ «Организация питания в ДОУ», 2007 год – п.9.9.2.,9.9.3.

  • Незнание температуры подачи горячих блюд и т.д., используемых в питании детей.

Для всех горячих блюд, кулинарных изделий и горячих напитков, используемых в питании детей и подростков дошкольного возраста, температура подачи составляет

+ 45…+ 50 С. Готовые горячие блюда и кулинарные изделия следует использовать в пищу в течение 2 часов с момента окончания технологического процесса (при условии хранения в изометрической таре или на мармите). По возможности, рекомендуется использовать кулинарную продукцию в пищу немедленно после приготовления (после охлаждения до указанной температуры подачи). МУ «Организация питания в ДОУ», 2007 год – п.9.10.

  • Где осуществляется приготовление салатов?

Овощи, предназначенные для приготовления салатов, нарезаются и смешиваются в горячем цехе на столе для вареной продукции. СанПиН 2.4.1.1249-03,.П.2.10.31.

Используются доски и ножи для вареной продукции.

  • Где обрабатывается и нарезается сельдь?

Сельдь обрабатывается и нарезается на доске «Сельдь» в горячем цехе на столе для вареной продукции.

sch2010uv.mskobr.ru

Порядок проведения контрольных проработок блюд технологическая карта

Поделись в соцсетях:

Порядок проведения контрольных проработок блюд

Порядок проведения контрольных проработок и проработок  новых блюд. 

Правила составления «Акта контрольной проработки». 

Акт контрольной проработки является нормативным документом. Он является основанием для составления технологической карты и формирования цены блюда, изделия.

Путем контрольных проработок проводится проверка уже действующих технологических карт, также разработка новых, фирменных блюд и  изделий. При этом определяется рациональность закладки продуктов, уточняются технология приготовления блюда, правила его оформления, подачи, дается характеристика блюда по органолептическим показателям (внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция). А также в случае использования для приготовления блюд, кулинарных изделий новых видов продуктов, в т.ч. импортного производства, нормы отходов и потерь при технологической  обработке (холодной, тепловой) определяются путем контрольных проработок.

Контрольные проработки для определения норм отходов и потерь при технологической обработке проводятся на партию сырья, как правило, однократно в количествах по усмотрению производителя и с учетом возможности реализации продукции.

Контрольные проработки проводятся комиссией в составе не менее трех человек (зав. производством, шеф-повара и учетчика предприятия). Результаты контрольной отработки оформляются актом установленной формы, который подписывается членами комиссии. Акт контрольной отработки утверждает руководитель предприятия.При возникновении спорных вопросов между автором и членами комиссии по содержанию рецептур фирменных блюд, новых кулинарных и ли кондитерских (хлебо-булочных) изделий, право окончательного решения предоставляется руководителю предприятия.

Затраты на разработку и утверждение рецептур на новые фирменные блюда, изделия и полуфабрикаты, включая расходы на проведение дегустации продукции, относятся на издержки производства.

Порядок проведения контрольных проработок блюд

Акт контрольной проработки оформляется в установленном порядке, и состоит из таких разделов:

Наименование предприятия, на котором составляется акт, регистрационный номер акта контрольной проработки, состав комиссии, название изделия или полуфабриката.

Перечень сырья, применяемого для изготовления блюда или полуфабриката. Здесь перечисляются все виды продуктов, необходимых для изготовления данного блюда (изделия).Нормы закладки сырья массой брутто и нетто, выхода полуфабриката и готового изделия. Здесь указываются реальные нормы закладки продуктов массой брутто и нетто на 1, 10 и более порций, килограммов или штук, выход полуфабрикатов и готовой продукции.

Описание технологического процесса приготовления. В этом разделе должно содержаться подробное описание технологического процесса приготовления блюда (изделия), степень зачистки и вид нарезки сырья, с указанием размера в мм, при подготовке к приготовлению блюда. В том числе полностью описываются режимы холодной и тепловой обработки. Технология приготовления блюд и кулинарных изделий должна обеспечивать соблюдение показателей и требований безопасности, установленных действующими нормативными актами.

Требования к оформлению, подаче, реализации и хранению, предусматривающие особенности оформления и правила подачи блюда (изделия), требования и порядок реализации кулинарной продукции, условия, сроки реализации и хранения, а при необходимости – и условия транспортировки.Органолептические показатели блюда или полуфабриката: вкус, цвет, запах, консистенция

Порядок проведения контрольных проработок блюд

 

Поделись в соцсетях:

tekhnolog.com

МБОУ ООШ с.Урман-Бишкадак - Школьное питание

Для обучающихся в МБОУ СОШ с. Урман-Бишкадак организовано одноразовое питание - горячий завтрак. В здании школы имеется школьная столовая на 55 посадочных мест  площадью 43,0 кв.м, кухня – 33,1 кв.м, склад – 24,7 кв.м. В столовой работают 1 повар, 1 подсобный рабочий, 1 кладовщик.  

Охват горячим питанием составляет -100%. Меню на день составляет ответственный за питание исходя из примерного перспективного меню и наличия продуктов питания. Ежедневное меню составляется с указанием  наименования блюда, указанием выхода блюда, пищевой ценностью, % соотношением, за подписью директора ОУ, вывешивается для ознакомления в столовой.

Контрольное блюдо выставляется ежедневно. В меню ежедневно включают салаты, овощные, мясные, молочные, макаронные, крупяные блюда. Витаминизация проводится витаминным комплексом «Золотой шар», кисели и напитки на фруктозе. 

В столовой имеется  «Уголок потребителя», где размещены следующие документы:

-сертификат соответствия (разрешение на услугу питания)

-акт приемки учреждения (столовой) на новый  учебный год, подписан всеми необходимыми контрольно-надзорными органами МР Ишимбайский район.

-примерное десятидневное меню с указанием возраста ребенка, физиологический потребности, норм выхода готового блюда, которые в свою очередь согласованны с ТО ТУ Роспотребнадзора

-ассортиментный перечень разрешенных блюд

-перечень запрещенных блюд

-приказы по организации горячего питания

-приказ «О составе бракеражной комиссии».

Положение по обеспечению  питанием

План работы по организации питания

Программа производственного контроля

Перспективное двухнедельное меню 7-10 лет

Перспективное двухнедельное меню 11-18 лет

Перспективное меню для ДОУ

 

 

 

 

urmanschool.narod.ru

Контроль качества готовых блюд и напитков

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 13Следующая ⇒

Контроль качества готовых блюд и напитков

Порядок отбора проб для лабораторного исследования

Отбор проб производится при обследовании предприятия. Отбирают блюда, подготовленные к отпуску, на раздаче (или у посетителей). На производстве взвешивают с целью проверки выхода. При этом проводят их внешний осмотр с одновременным органолептическим анализом плотной и жидкой части супа, основного изделия, гарнира, соуса и т.д., взятых отдельно на производстве в качестве контрольной пробы. По результатам этого анализа делается заключение о необходимости доставки проб в лабораторию.

Затем проводят органолептическую оценку качества блюд и изделий. Не исключается проведение органолептического анализа отобранных образцов в лаборатории.

Среднюю массу штучных и порционных кулинарных изделий определяют взвешиванием каждого их вида по 10 шт., отобранных из разных упаковок. Преднамеренный выбор изделий не допускается. При получении заниженных результатов взвешивают еще 10 изделий. Затем производят поштучное взвешивание не менее 10 изделий.

Отклонение массы 10 изделий от установленной нормы их выхода по рецептуре не допускается. Отклонение массы при взвешивании одного изделия не должно превышать ±3%.

С целью установления правильности отпуска, к блюдам дополнительно отбирают сливочное масло, сметану, порционируемых с помощью мерников или ложек, проверяют массу указанных продуктов в объеме этого инвентаря одновременным взвешиванием 10…20 порций.

Объем отпускаемых горячих и холодных напитков замеряют при установленной для них температуре отпуска, используя мерную посуду (цилиндры или мензурки).

Колебание температуры при взвешивании горячих блюд и кулинарных изделий допускается в пределах ±10 оС.

В акте отбора проб производят запись результатов органолептического анализа продукции и результаты взвешивания.

В лабораторию направляются блюда и изделия, которые при органолептическом анализе вызывают сомнение в отношении свежести или соблюдения рецептуры.

При отборе контрольных проб соблюдают следующие правила: супы отбирают без мяса и сметаны; при отборе вторых блюд из мяса, птицы, рыбы дополнительно отбирают только гарнир и соус.

При отборе проб молочных супов и горячих напитков с молоком берут контрольные пробы молока.

Перед отборе контрольной пробы супов содержимое котла тщательно перемешивают, переносят из него не менее пяти порций в отдельную посуду и разливают по тарелкам, после чего отбирают одну порцию.

Пробу гарнира (после тщательного перемешивания) берут из центра котла и на расстоянии 3 см от стенок.

Соус тщательно перемешивают шумовкой, перемещая ее вверх и вниз 6…7 раз, после чего отбирают среднюю пробу массой 100 г.

Отобранные для анализа пробы упаковывают в сухую чистую тару с плотно закрывающимися крышками и пломбируют.

При отборе проб составляется акт в двух экземплярах.

Отобранные пробы должны быть доставлены в лабораторию не позднее 4…6 ч с момента их отбора.

Поступившие в лабораторию пробы регистрируются в специальном журнале.

Доставленные пробы должны обязательно подготавливаться для анализа и исследоваться в день поступления в лабораторию.

При исследовании блюд (изделий) на доброкачественность, физико-химический анализ должен быть проведен в течение 1 ч.

Остатки проб сохраняются в холодильнике при температуре 4…6 оС до окончания испытания и выдачи результатов, после чего с разрешения зав. лаборатории уничтожаются.

Органолептическая оценка готовых блюд и изделий

Органолептическая оценка кулинарной продукции проводится по 25-балльной системе. На предприятиях питания этот анализ проводят с целью проверки соответствия качества вырабатываемой продукции и поступающего сырья требованиям, установленным НТД, рецептурами. Органолептический анализ предшествует физико-химическому, что позволяет более полно оценить качество продукции и повысить оперативность контроля.

Органолептическая оценка качества кулинарной продукции проводится по 5 основным взаимосвязанным показателям: внешнему виду, цвету, запаху, вкусу и консистенции.

Для повышения объективности метода разработаны шкалы органолептической оценки блюд при их массовом производстве.

При наличии дефектов снижение баллов производится в соответствии со шкалой (приложение Б).

С реализации снижаются блюда, получившие при органолептической оценке хотя бы одну неудовлетворительную оценку показателей качества. Сумму баллов для таких блюд не подсчитывают.

Если запах и вкус блюда оцениваются в 3 балла каждый, то независимо от оценок по остальным показателям блюда оценивают не выше, чем на «удовлетворительно».

С суммы баллов снимают: за более низкую (по сравнению с рекомендуемой) температуру отпуска горячих блюд – 1 балл на каждые 10 оС.

Результаты органолептической оценки заносят в таблицу

Таблица – Органолептическая оценка.

Наименование блюда Кол-во, кг(л), порции Количество баллов по показателям Сумма баллов Оценка в баллах
цвет внешний вид консистенция запах вкус по показа­телям после снижения за дефек­ты
                   

Для перевода суммы баллов в соответствующую оценку пользуются таблицей 5.

Таблица – Шкала перевода суммы баллов в оценку.

Сумма баллов Оценка
При пяти показателях качества При шести показателях качества
25…22 30…27 Отлично
Ниже 22 (до 18) Ниже 27 (до 22) Хорошо
Ниже 18 (до 15) Ниже 22 (до 18) Удовлетворительно
Ниже 15 Ниже 18 Брак

Качество продукции предприятий питания определяется по результатам комплексной оценки, проведенной путем органолептического и физико-химического анализов.

Контроль качества горячих напитков

Цель: Исследовать качество напитков по органолептическим и физико-химическим показателям, проверить полноту вложения сырья.

Чай

Отбор проб производят методом контрольной закупки. Качество чая контролируют по органолептическим (аромат, цвет, прозрачность, вкус) и физико-химическим (массовая доля экстрактивных веществ, определение свежести настоя чая, проба на присутствие жженого сахара, питьевой соды) показателям.

Органолептическую оценку проводят при температуре настоя чая – 65 оС, сравнивая с контрольным образцом. Контрольный образец готовят по рецептуре №627-629. Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания в количестве 5-10 порц, настаивают и фильтруют.

Определяют интенсивность цвета, прозрачность настоя. Затем устанавливают качество чая по вкус и аромату, отмечая полному, степень выраженности, а также наличие посторонних привкусов и запахов, не свойственных чаю.

Подготовка проб горячих напитков

Порцию напитка доводят до комнатной температуры, замеряют по объему, фильтруют через вату или фильтровальную бумагу для освобождения от возможных взвешенных частиц.

Определение свежести настоя чая

Кипячение настоя чая приводит к потере аромата, прозрачности, ухудшению цвета. Чай, подвергшийся кипячению, снимается с реализации и дальнейшему исследованию не подлежит.

Для определения свежести настоя чая используют железосинеродистый калий, который окрашивает его в различные цвета, в зависимости от свежести и полноты вложения сухого чая.

Проведение анализа

Пипеткой отбирают из подготовленных проб по 1 см3 фильтрата в две пробирки, вводят по 2 см3 1-процентного раствора железосинеродистого калия и по 20 см3 40-процентного раствора едкого натра. Содержимое пробирок перемешивают и отстаивают в течение 10 минут.

Качество исследуемого настоя чая определяют по цвету, сопоставляя с контрольным образцом (табл. 7).

Таблица – Цвет жидкости в пробирке.

Читайте также:

lektsia.com

Контроль руководителя за организацией питания в ДОУ

Контроль руководителя за организацией питания в ДОУ.

Организация рационального питания – задача многоплановая, требующая от руководителя знания нормативных документов, основ диетологии и разнообразных процедур контроля. От того как организовано питание в ДОУ, во многом зависит физическое и нервно-психическое развитие детей, а так же их заболеваемость. Поэтому контролем правильной организации питании детей в ДОУ занимается несколько подразделений: административное, медицинское, хозяйственное, но отвечает за все руководитель. (см. ФЗ «Об образовании» п.5, ст.51; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 г. №666 раздел II п. 24 – «Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение»).

Организация питания детей начинается задолго до поступления продук­тов на пищеблок. В начале учебного года руководитель издает приказы «Об организации питания детей в ДОУ» (Приложение №1), в котором утверждается ответственный за организацию питания в ДОУ, приказ «О создании совета по питанию» (Приложение №2), «О создании комиссии по питанию» (Приложение №3), «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб» (Приложение №4). Составляется план мероприятий по контролю за организацией питания в ДОУ на учебный год (Приложение №5), в котором прописывается организационная работа, работа с родителями, кадрами, детьми,поставщиками, контроль за организацией питания. Утверждается план работы совета по питанию на учебный год (Приложение №6). Заключаются договоры с поставщиками продуктов.

Руководитель несет ответственность за выполнение договоров на поставки продуктов питания. Копии договоров обязательно должны быть в детском саду и регистрироваться в соответствующем журнале. Необходимо следить, чтобы в договорах указывались условия хранения и сроки реализации скоропортящихся продуктов, четко прописывались требования к качеству продукции и его поставки, а так же ответственность поставщика за нарушение условий договора. Руководитель должен документировать все претензии по каждому факту нарушения условий договора поставок, требовать обмена некачественного товара в сроки указанные в договоре. Заявки на продукты подаются каждую неделю и оформляются в письменном виде за подписью заведующей.

С целью проверки организации процесса питания руководитель учреждения контролирует: санитарное состояние пищеблока, наличие условий в группах для приема пищи; качество продуктов и приготовленной пищи; разнообразие меню; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Для этого разрабатывается циклограмма контроля за организацией питания на месяц (Приложение №7). Руководитель обязан провести в течение учеб­ного года не менее двух плановых проверок организации питания. Содержание проверки может быть как комплексным, так и выборочным. Например, тематическая проверка на тему «Контроль за организацией питания в ДОУ» (Приложение №8) и оперативная проверка «Состояние охраны труда на пищеблоке» (Приложение №9).

Заведующей необходимо производить входной контроль за получаемыми продуктами в ДОУ. А именно проверить, как доставляются продукты в учреждение: имеется ли специальная тара, как она маркируется и обрабатывается (в том случае, если она используется повторно), как складируются продукты в машине (напри­мер, не перевозят ли продукты, подлежащие тепловой обработке, вместе с продуктами, употребляемыми без обработки) (см. СанПиН, приложение № 13, 14), имеется ли санитарный паспорт на машину, поставляющую продукты в ДОУ.

Руководитель обязан контролировать сопроводительную документацию, поступаю­щую на склад с продуктами, и убедиться в наличии всех документов, подтверждающих качество и безопасность по­ступающих продуктов, помнить, что удостоверение качества и ветеринарное заключение должно быть на каждую партию продуктов, а сертификат соответствия дается на каждый вид продукции, например, молочную продукцию, кондитерские изделия и т.д., и действует в течение года. Следует проверять качество поступающей продукции по Журналу бракеража скоропортящихся продуктов, который ведется по категориям продукции (мясо, масло сливочное, молоко, сметана и т. п.). В нем должны быть ежедневные отметки заведующей хозяйством, ответственного за качество получаемых продуктов, об условиях хранения, сроках реализа­ции в соответствии с СанПиН. Бракераж предполагает контроль целостности упаковки и органолептическую оценку поступивших продуктов (внешний вид, цвет, консистенция, запах и вкус продук­та) (Приложение №10). В целях предупреждения возможности пищевых отравлений следует обращать особое внимание на изолированное хранение таких продуктов, как мясо, рыба, молоко и молочные продукты. Необходимо проверять соблюдение условий хранения продуктов – недопустимо, когда сырое мясо или рыба хранятся рядом с молочными продуктами или продуктами, которые идут в питание детей без тепловой обработки. Все продукты должны храниться в контейнерах, имею­щих соответствующую маркировку. Грубым нарушением является, напри­мер, хранение продуктов, подлежащих тепловой обработке, в емкостях для продуктов, не подлежащих тепловой обработке, или использование промаркированного инвентаря не по назначению. В холодильниках необходимы термометры для контроля за температурным режимом, температуру должен фиксировать ответственный в специальном журнале ежедневно.

В контроль руководителя за организацией питания входит оценка качества питания. Это можно сделать на основании нескольких выборок из меню-требований. Набор используемых продуктов позволяет судить о соответствии еды утвержденным натуральным нормам питания детей (см. СанПиН, приложение №10). Нормы питания детей зависят от их возраста и режима работы учреждения. Поэтому в ДОУ ведется 2 меню: для детей дошкольного возраста и ясельного возраста. Проверяя меню необходимо учитывать, что некоторые продукты должны входить в меню ежедневно в полном суточном объеме, а некоторые (такие как рыба, творог, яйца) включаются в рацион через 1-2 дня. При этом необходимо в течение недели израсходовать их полную норму. Меню-требование составляется с учетом норм питания и примерного 10-дневного меню, утверждается руководителем (или лицом, назначенным приказом руководителя) ежедневно, надень вперед. В меню-требовании должны быть четко указаны: наименование блюд и изделий, их выход, количество используемого продукта по каждому блюду в расчете на одного ребенка и (через косую черту) на всех детей.

Вносить какие-либо изменения в меню-требование без уведомления руководителя запрещается (см. памятку Приложение №11). Если по каким-либо причинам возникает необходи­мость замены блюд (например, из-за недопоставки продуктов или их пло­хого качества), в меню-требовании отмечаются изменения и составляется акт, который визирует заведующая. Ис­правления и зачеркивания в меню-требовании не допускаются. Если про­изводится возврат невостребованных продуктов или вносится дополнение к меню-требованию, то составляется накладная-требование на возврат (дополнение) невос­требованных (прибавленных) продуктов питания.

Контроль за качеством пищи ежедневно проводит медицинская сестра, она присутствует при закладке продуктов в котел. Качество пищи во многом зависит от точности соблюдения норм закладки продуктов и сырья, т. е. от их массы. Периодически в целях проверки правильности закладки основных про­дуктов (масло, мясо, рыба и др.) членами Совета по питанию проводится контрольное взвешивание про­дуктов, выделенных на приготовление указанных в меню блюд с составлением акта (Приложение №12). Полученные данные сопоставляют с меню-требованием, где эти продукты расписаны на каждое блюдо с указанием их количества на одного ребенка и на всех детей.

Выход блюд контролируется путем определения общего объема приготовленной пищи количеству детей и объему разовых порций, не допуская приготовления лишнего количества пищи, особенно I блюда. Это приводит к снижению ка­лорийности питания, понижению его биологической ценности и увеличению остатков пищи.

Для удобства контроля выхода блюд посуда на кухне должна быть вы­мерена. Выход II блюд проверяется взвешиванием нескольких порций и срав­нением среднего веса порции по меню.

Поэтому весы на пищеблоке должны соответствовать метрологическим и эксплуатационным требовани­ям: быть точными, устойчивыми, чувствительными, надежными. Проверяют весы сотрудники органов Государственной метроло­гической службы не реже одного раза в год. Руководитель ДОУ отвечает за исправность весов и поэтому должен осуществлять внутреннюю поверку весов не реже одного раза в три месяца.

Нормы расхода продуктов на одного ребенка для меню-требования должны соответствовать технологическим картам, из которых составляется картотека блюд, обязательная для ДОУ. В технологических картах обычно указывается рецептура приготовления блюда и обязательно содержатся сведения следующих граф:

· масса "брутто" - масса продукта до его холодной обработки;

· масса "нетто" - масса продукта с учетом тепловых потерь при хо­лодной обработке;

· выход порций;

· состав и энергетическая ценность (калорийность) продукта "нетто";

· технология приготовления блюда.

Картотека блюд утверждается приказом руководителя ДОУ и корректи­руется по мере необходимости. В учреждении должно быть два рабочих экземпляра картотеки блюд: один - для медицинской сестры, составляющей меню-требование, другой - для поваров, с описанием технологического процесса приготовления блюд.

Руководитель ДОУ обязан контролировать правильность оформления меню и его размещение в удобном для чтения месте. Меню обязательно должно содержать выход блюд и быть заверено руководителем.

Контроль за готовой продукцией осуществляет медсестра вместе с руководителем учреждения. Качество готовой продукции контролируют по Журналу бракеража го­товой продукции и по наличию взятых суточных проб.

Бракеражу подлежат все блюда, готовые к раздаче, в т. ч. соки и кисло­молочные продукты. В журнале необходимо отражать их точное название, например, «Бифилайф», «Бифидок», «Кефир», сок «Яблочный витаминизированный», сок «Яблочный прямого отжима» и т.д. В журнале фиксируется органолептическая оценка готового блюда (внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция) (Приложение №13). Пробы отбирают в стерильную посуду с крышкой и хранят в холодильнике 48 ч при температуре от +2 до +6 °С (см. СанПиН п 2.10.24), (приложение №14).

Очень важно постоянно держать на контроле организацию питания детей в группах. При проверке необходимо обращать внимание на соблюдение режима питания, доведение пищи до детей (при необходимости производится взвешивание порций, взятых со стола), на организацию процесса кормления, аппетит детей, отношение их к новым блюдам, на слаженность работы персонала, наличие остатков пищи. Во время еды в группе должна быть создана спокойная обстановка, без шума, громких разговоров, отвлечений. Важно следить за эстетикой питания, сервировкой столов, привитием детям необходимых гигиенических навыков. В этом вопросе большую помощь оказывает комиссия по питанию, которая ежедневно в разные отрезки времени контролирует питание детей и свою оценку фиксирует в специальном журнале (Приложение №15).

Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключается в ежедневной проверке качества уборки кухни и всех подсобных помещений (Приложение №16), соблюдения правил мытья посуды (Приложение №17), оборудования (только с использованием разрешенных моющих средств, имеющих сертификат), активности применяемых дезинфицирующих растворов. Следует обратить внимание на наличие достаточного количества промаркированных разделочных досок, правильное их использование и хранение, четкое выполнение требований кулинарной обработки продуктов, особенно тех, которые идут в пищу без термической обработки. Руководитель следит за соблюдением охраны труда на пищеблоке, исправностью электропроводки и всего оборудования, за соблюдением правил личной гигиены сотрудников.По результатам проверок санитарного состояния пищеблока членами Совета по питанию составляются акты, которые хранятся в специальной папке.

Кроме вышеотмеченного, руководитель ДОУ обязан контролировать работу завхоза по ведению учета полученных и расходуемых продуктов, а так же их остатков, контролировать рациональ­ное расходование выделенных по смете денежных средств на питание, вести их учет, рассчитывать стоимость питания за месяц, знать стоимость детодня, сверять по меню-требованию реальное число питающихся детей с данными их фактической посещаемости. Возможен учет как в письменной форме, так и в электронном виде. Это позволяет значительно упростить работу завхоза, медсестры, избежать рутинных расчетов и переписываний.

Основа эффективного производственного контроля питания детей в ДОУ – правильное, полное и своевременное ведение учетно-отчетной документации, а именно журналов в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08. Все формы учетной документации (журналов) даны в приложении №18.

В завершении следует отметить, что рассмотрение вопросов организации питания должно быть на разных уровнях: родительские собрания, педсоветы, производственные совещания, заседания Совета по питанию, но все эти мероприятия должны подтверждаться документально (протокол, справка, акт и т.д.) (Приложение №19).

 

Планмероприятий

по контролю за организацией питания

МДОУ«Детский сад общеразвивающего вида №13 «Звёздочка»

 

Мероприятия

Дата

Ответственные

Организационнаяработа

1.     

Издание приказовпоорганизации питанияна2014-2015 учебныйгод

январь

В.Н.Морозова

2.     

Разработкапланаработы по организации питанияМДОУ   № 13на2014-2015 учебныйгод

январь

В.Н.Морозова

3.     

Заседание советапопитанию

1разв месяц

В.Н.Морозова

4.     

Контроль за состоянием и функционированием технологического оборудования

ежедневно

Повар

Саморукова А.А.

5.     

Приобретениеспецодежды для поваров

май 2014г.

Романчук Е.М.

6.     

Разработка нормативно-методической документации для организации контроля за питанием детей в ДОУ

сентябрь

Совет по питанию

7.     

Замена посуды для пищеблока: кастрюли, тазы, ножи, доски.

Приобретение ведер для отходов.

В течение года

Романчук Е.М.

8.     

Своевременная замена колотой посуды.

По мере необходимости

Романчук Е.М.

9.     

Утверждение и апробирование новых технологических карт

по мере необходимости

Мед.сестра

10.

Приобретение скатертей для групп

сентябрь

Романчук Е.М.

       
       

Работа   сродителями

1.

Информированиеродителейобассортиментепитаниядетей (меню на сегодня).

ежедневно

Галкина И.А., Иванова С.А.

2.

Индивидуальноеконсультирование родителейдетей сплохимаппетитом.

по меренеобходимости

Галкина И.А., Иванова С.А.

3.

Консультированиеповопросаморганизации питания детей всемье черезуголки для родителей  

 

1 раз в месяц

 

воспитателигрупп

4.

Оформление    стенда«Приятногоаппетита»

сентябрь

Сизова Н.И.

5.

Групповые родительские собрания «Питание – основа здоровья детей»

октябрь

Воспитатели групп

       
       
       
       
       

Работа с кадрами

1.     

Проверка знаний СанПиН поваров.

Январь

В.Н.Морозова

2.     

Консультациядлямладшихвоспитателей на тему: «Организацияпроцессапитания».

 

март

 

В.Н. Морозова

3.     

Проверка «Состояние работы по организации питания»

апрель

Комиссия по питанию

4.     

Рабочее совещание по итогам работы групп

июнь

 
       
       
       

Работа с детьми

1.

Разработка программы «Обучение детей основам здорового питания»

сентябрь

Галкина И.А.

Иванова С.А.

2.

Выставка детского творчества из соленого теста «Мы лепили и катали, в печке русской выпекали».

ноябрь

Иванова С.А.

3.

Изготовление макета «Живые витаминки»

январь

 

4.

Экскурсия детей на пищеблок.

март

воспитатели групп

5.

Выставка детского творчества из круп «Мы фантазёры»

май

Иванова С.А.

6.

Изготовление атрибутов из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин продуктов»

июль

Сизова Н.И.

       
       
       
       

Контроль за организациейпитания

1.

Осуществлениеосмотра   припоступлениикаждойпартии продукции

ежедневно

Морозова В.Н.

2.

Соблюдениеправилхраненияитоварного соседства

ежедневно

Морозова В.Н.

3.

Контроль за санитарнымсостояниемрабочего места

ежедневно

Морозова В.Н.

4.

Соблюдениесанитарныхтребованийк отпуску готовойпродукции

ежедневно

Морозова В.Н.

5.

Соблюдение ивыполнениесанитарно-эпидемиологическихтребованийк организации питания

 

ежедневно

Морозова В.Н.

6.

Соблюдениетехнологических инструкций

ежедневно

Морозова В.Н.

7.

Снятиесуточнойпробы и отбордля хранения

ежедневно

Саморукова А.А.

8.

Обеспечение С-витаминизации и   рационапитания.

Ежедневно

Морозова В.Н.

9.

Осуществление контролякачествапродукции,наличия товаросопроводительных документов, ведениеучётно-отчётной   документации

 

постоянно

 

Романчук Е.М.

10.

Контрользазакладкойпродуктовнапищеблоке

ежедневно

Морозова В.Н.

11.

Осуществление входного контроля за условиямитранспортировки продуктовпитанияотпоставщиков

 

по мере привоза продуктов

 

Морозова В.Н.

 

12.

Контроль за организациейпроцессакормления в   группах

систематически

комиссияпопитанию,

родители

13.

Контрольныевзвешиванияпорцийнагруппах

по мере необходимости

комиссия попитанию,

родители

14.

Снятие остатков продуктов питания на складе

1 раз в месяц

 

Комиссия по питанию

15.

Соблюдение графикавыдачиготовойпродукциинагруппе

ежедневно

комиссияпопитанию

16.

Контроль за состоянием уборочного и разделочного инвентаря на пищеблоке.

1 раз в месяц

Комиссия по питанию

17.

Контроль за температурным режимом в холодильных установках.

ежедневно

завхоз

Романчук Е.М.

18.

Снятие остатков продуктов питания на складе

1 раз в месяц

Комиссия по питанию

19.

Анализ выполнения натуральных норм питания

1 раз в месяц

Совет по питанию

Работа с поставщиками

1.

Заключение договора на поставку продуктов.

1 раз в год

Завхоз

Романчук Е.М.

2.

Подача заявок на продукты.

1 раза в неделю

Завхоз

Романчук Е.М.

3.

Постоянный контроль за качеством поставляемых продуктов.

По мере поступления

Совет по питанию

 

Советом по питанию                                                                      Заведующая МДОУ№ 13

МДОУ№13                                                                         _________В.Н.Морозова

Протокол № ___ от «___» ___2014 г.                               «__» ________ 2014 г.

 

План работы совета по питанию

 

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.     

Утверждение плана работы на год и графиков контроля.

Январь

Председатель Совета по питанию

 

2.     

Ведение документации на пищеблоке

Февраль

Повар

3.     

Отчет о работе с поставщиками продуктов питания.

 

 

Завхоз

Романчук Е.М.

4.     

Отчет комиссии по питанию.

 

              Март

Заведующий

5.     

Отчет об освоении денежных средств, выделяемых на питание.

 

апрель

Заведующий

 

6.     

Ведение документации на пищеблоке.

Выполнение натуральных норм питания.

                май

повар

7.     

Контроль за качеством полученных продуктов, условиями их хранения и сроками реализации.

 

июнь

Завхоз

 

8.     

Выполнение режима питания в летний период

июль

Заведующий

 

9.     

Осуществление входного контроля за условиями транспортировки продуктов питания от поставщиков.

Выполнение натуральных норм питания.

август

Завхоз

Романчук Е.М.

10.

Подведение итогов работы совета

сентябрь

Председатель совета по питанию

 

.

   
 

.

   

 

  

sprds13.edumsko.ru

"Контрольное блюдо" 1703(09)

Данный информационный стенд изготовлен из пластика, на который кашируется ПВХ пленка с изображением. Карманы изготовлены из прозрачного пластика. Стенд состоит из нескольких частей, которые скреплены кольцами. Данный стенд, как правило, ставится на шкафчики. Наши стенды, вы можете смело протирать влажной тряпкой - на изображение это никак не повлияет. Мы можем внести небольшие изменения в стенд, на ваше усмотрение.

Вариант 1: Доставка курьером в пределах Вашего города
Стоимость доставки зависит от суммы заказа

Для заказов больше 0 рублей - доставка 430 рублей

Для заказов меньше 0 рублей - доставка 430 рублей

0-5км от МКАД, КАД
Стоимость доставки: 450 рублей
5-10км от МКАД, КАД
Стоимость доставки: 500 рублей
10-15км от МКАД, КАД
Стоимость доставки: 550 рублей
15-20км от МКАД, КАД
Стоимость доставки: 600 рублей
20-25км от МКАД, КАД
Стоимость доставки: 650 рублей
25-30км от МКАД, КАД
Стоимость доставки: 700 рублей
30-35км от МКАД
Стоимость доставки: 750 рублей
35-40км от МКАД
Стоимость доставки: 800 рублей
40-45км от МКАД
Стоимость доставки: 850 рублей
45-50км от МКАД
Стоимость доставки: 900 рублей
Вариант 2: Самим забрать из нашего Пункта Выдачи Заказов в Вашем городе
Стоимость доставки: 200 рублей
Анапа
Стоимость доставки: 300 рублей
Архангельск
Стоимость доставки: 360 рублей
Архангельск
Стоимость доставки: 360 рублей
Барнаул
Стоимость доставки: 510 рублей
Белгород
Стоимость доставки: 300 рублей
Белоярский
Стоимость доставки: 200 рублей
Брянск
Стоимость доставки: 245 рублей
Великий Новгород
Стоимость доставки: 245 рублей
Владивосток
Стоимость доставки: 950 рублей
Владикавказ
Стоимость доставки: 400 рублей
Владимир
Стоимость доставки: 445 рублей
Волгоград
Стоимость доставки: 300 рублей
Вологда
Стоимость доставки: 245 рублей
Воронеж
Стоимость доставки: 245 рублей
Екатеринбург
Стоимость доставки: 360 рублей
Иваново
Стоимость доставки: 245 рублей
Ижевск
Стоимость доставки: 360 рублей
Иркутск
Стоимость доставки: 550 рублей
Йошкар - Ола
Стоимость доставки: 300 рублей
Казань
Стоимость доставки: 300 рублей
Калуга
Стоимость доставки: 245 рублей
Кемерово
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Киров (Кировск. обл.)
Стоимость доставки: 300 рублей
Кострома
Стоимость доставки: 245 рублей
Краснодар
Стоимость доставки: 300 рублей
Красноярск
Стоимость доставки: 510 рублей
Курск
Стоимость доставки: 245 рублей
Липецк
Стоимость доставки: 300 рублей
Магнитогорск
Стоимость доставки: 400 рублей
Москва
Стоимость доставки: 200 рублей
Набережные Челны
Стоимость доставки: 360 рублей
Надым
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Нижневартовск
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Нижний Новгород
Стоимость доставки: 245 рублей
Новокузнецк
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Новокузнецк
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Новороссийск
Стоимость доставки: 360 рублей
Новосибирск
Стоимость доставки: 440 рублей
Новый Уренгой
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Нягань
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Обнинск
Стоимость доставки: 295 рублей
Омск
Стоимость доставки: 440 рублей
Оренбург
Стоимость доставки: 360 рублей
Орёл
Стоимость доставки: 245 рублей
Пенза
Стоимость доставки: 300 рублей
Пермь
Стоимость доставки: 360 рублей
Подмосковье
Стоимость доставки: 300 рублей
Псков
Стоимость доставки: 300 рублей
Ростов на Дону
Стоимость доставки: 300 рублей
Рыбинск
Стоимость доставки: 295 рублей
Рязань
Стоимость доставки: 245 рублей
Самара
Стоимость доставки: 300 рублей
Санкт-Петербург
Стоимость доставки: 200 рублей
Саранск
Стоимость доставки: 360 рублей
Саратов
Стоимость доставки: 300 рублей
Смоленск
Стоимость доставки: 245 рублей
Сургут
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Таганрог
Стоимость доставки: 379 рублей
Тверь
Стоимость доставки: 245 рублей
Томск
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Тула
Стоимость доставки: 245 рублей
Тюмень
Стоимость доставки: 400 рублей
Улан Удэ
Стоимость доставки: 200 рублей
Ульяновск
Стоимость доставки: 300 рублей
Уфа
Стоимость доставки: 360 рублей
Челябинск
Стоимость доставки: 360 рублей
Энгельс
Стоимость доставки: 300 рублей
Югорск
Стоимость доставки: 1 295 рублей
Вариант 3: Доставка почтой России
Стоимость доставки: 300 рублей

89164645990.ru

Правила проведения бракеража готовых блюд и кулинарных изделий

Бракераж – это ежедневная проверка блюд на предприятии общественного питания, во время которой производится контроль качества блюд, соблюдение нормативно-технических норм. Правила бракеража пищи

В результате его проведения блюдо разрешено реализовывать.

Правила бракеража пищи

Общие положения

  • На любом предприятии общественно питания обязательно должен проводиться ежедневный бракераж продукции, как только она достигает готовности.
  • Бракераж производится сразу же перед тем, как выпускается готовая партия.
  • Бракераж готовых блюд должен проводить медицинский работник. Если он отсутствует, тогда функция проведения бракеража переходит другому члену бракеражной комиссии, которого назначает её председатель.
  • Бракеражный журнал должен вестись в соответствии с нормами. Он храниться у шеф-повара либо у медицинского работника. Журнал может заполняться только членами комиссии в соответствии с нормами.
  • Оценка по качеству для каждого проверяемого блюда заносится в журнал ещё до её полной реализации. Если были выявлены нарушения – технология приготовления, рецептура, тогда бракеражная комиссия обязана снять блюдо с производства и отправить на более детальный анализ в лабораторию.
  • За проверку и её результаты несут ответственность лица, которые непосредственно проводили эту проверку.

Критерии оценки

Качество проверяемых продуктов определяются по нескольким признакам – общий внешний вид, вкус, запах, консистенция.

Каждый из показателей должен соответствовать нормам:

  • Внешний вид приготовленного блюда должен быть соответствующим требованиям к нему. Блюдо не должно быть деформировано, также должен быть «здоровый» цвет. Внешний вид приготовленного блюда играет очень большую роль, так как это первое, что воспринимается, и после этого человек решает, будет он есть это блюдо или нет.
  • Далее, внимание уделяется запаху. По запаху можно определить свежесть продуктов, качество обработки. Запах должен вызывать аппетит, быть привлекательным.
  • Вкус определяется уже непосредственно при приёме пищи. Вкус должен быть приятным, таким, каким подобает быть этому блюду, его консистенции и вкусовым качествам.
  • Консистенция должна быть ненарушенной и не испорченной. К примеру, хлебобулочное изделие может быть рассыпчатым, а крем – однородным.

Правила проведения анализа

  • Если проводить бракераж правильно, в соответствии с правилами, тогда оценка, поставленная блюдам, будет максимально точной.
  • Количество блюд, которые подвергаются проверке, не должно быть большим. Это объясняется тем, что при проверке многих блюд восприимчивость органов чувств меняется и адаптируется, что может привести к неправильной проверке последних блюд.
  • Температура в помещении должна варьироваться между 15 °С и 36 °С , так как если будет меньше или больше, изменится восприимчивость органов вкуса, на которые влияет температура воздуха.
  • Также меняется восприимчивость органов вкуса, если поверхность языка охладится до О °С или, наоборот, нагреется до 45 °С.
  • Помещение, в котором производится проверка, должно быть оснащено достаточной вентиляцией, и должен быть доступ естественного освещения.
  • В помещении не должно быть никаких посторонних запахов, так как это влияет на оценку запаха у блюд.
  • При проведении органолептической проверки большая ответственность лежит на комиссии, от профессиональных способностей которой зависит качество проверки. Из-за этого фактора ценятся сотрудники, обладающие чрезвычайными зрительными, вкусовыми качествами, восприимчивости к запаху.
  • Прежде чем приступать к процедуре бракеража, комиссия должна быть знакома с меню, рецептурой блюд, технологией приготовления и пр.
  • Для проведения проверки должны быть заранее приготовлены все необходимые предметы.
  • Бракеражная комиссия при проверке должна быть в сан одежде, руки должны быть тщательно продезинфицированы.
  • Процедура бракеража всегда начинается с определения массы изделий, отдельных порций.
  • Если изделия исчисляются поштучно, тогда сразу взвешивают 10 шт. и затем определяют массу 1 шт.
  • Проверяется соответствие настоящей массы, и указанной в калькуляционной карте.
  • Проверяется также температура блюд, которая должна соответствовать своей норме.
  • Сладкие блюда дегустируют в последнюю очередь.

По итогам проверки каждому из блюд присваивается заслуженная оценка. При необходимости блюда, получившие плохую оценку, отправляются на доработку, либо снимаются с производства и отправляются в лабораторию для более подробного исследования.

Методика органолептической оценки пищи

  • Органолептическая оценка пищи начинается непосредственно с осмотра и изучения внешнего вида проверяемого блюда. Осмотр проводится при качественном, желательно естественном освещении.
  • Затем внимание уделяется запаху проверяемого блюда. Запах может быть свежим или спецфическим.
  • Определять вкус и запах блюда необходимо только при нормальной температуре.
  • Если появляются подозрения по поводу качества и свежести определённых продуктов, необходимо проводить проверку с предосторожностью.

Органолептическая оценка первых блюд

  • Правила бракеража пищиДля совершения органолептической проверки первого блюда оно для начала перемешивается в общем котле, затем оттуда берётся маленькая порция на пробу. Проверяется внешний вид, цвет, консистенция.
  • Большое внимание уделяется тому, в каком состоянии овощи (как тщательно очищены, порезаны, в каком состоянии). Также они не должны быть сырыми, или, наоборот, слишком разваренными.
  • Оценивается прозрачность, так как испорченное мясо или другие продукты делают суп или бульон достаточно мутным.
  • Проверке поддаётся консистенция. Для этого блюдо переливают из ложки в тарелку, ведь у бульона своя консистенция у супа-пюре – своя.
  • Проверяется запах всего блюда, и его ингредиентов по отдельности.Органолептическая оценка вторых блюд
  • Если блюдо идёт с гарниром или соусом, каждая составляющая проверяется по отдельности.
  • Овощные и крупяные гарниры особенно проверяются на порядок правильной консистенции и наличии посторонних мелких комков, зёрен, примесей.
  • Мясо птицы должно быть сочное и мягкое, легко отделяющееся от костей.
  • Овощные гарниры проверяются на предмет качества используемых овощей, их внешний вид, консистенцию, цвет.
  • Консистенция соуса определяется также как первых блюд – соус сливают тонкой струёй из ложки в тарелку. Соус должен быть однородным, с приятным цветом, вкусом.
  • Многие вторые блюда имеют свойство впитывать в себя посторонние запахи, поэтому этому уделяется особое внимание.

Критерии оценки качества блюд

  1. Оценка «отлично» присваивается блюдам, соответствующим своей рецептуре, технологии приготовления, у которых все показатели в норме. Это идеально приготовленное блюдо, у которого все показатели в норме.
  2. Оценка «хорошо» означает, что были небольшие изменения, внесённые в рецептуру или технологию приготовления, но весомых нарушений нет. Причиной для получения этой оценки может быть пересоленное или недосоленное блюдо и пр.
  3. Оценка «удовлетворительно» говорит о том, что в проверяемом блюде определены изменения во вкусе, запахе, которые возможно исправить, отправив это блюдо на доработку. Возможно, оно не дошло до стадии готовности, или в нем что то упущено.
  4. Оценка «неудовлетворительно» означает брак этого блюда, так как были обнаружены серьёзные нарушения при проведении проверки. Вследствие этого комиссия должна оформить его на дополнительное исследование в лабораторию и снять с производства.

Можно сделать вывод, что входить в бракеражную комиссию должны высококвалифицированные люди, владеющие необходимыми знаниями и навыками.

Также проверка должна проводиться в соответствии с установленными правилами, которым нужно непреложно следовать. Кроме этого, необходимо следовать методике проведения бракеража, в которой указано, как именно проверяется то или иное блюдо, какие у него должны быть характеристики.

Проверка производится как для первых, так и для вторых блюд, в результате которой в бракеражный журнал выставляется оценка качества каждого продукта. Поставленная оценка полностью зависит от полученных результатов. После этого проверенное блюдо может либо идти на реализацию, либо на доработку или в лабораторию.

Бесплатная консультация юриста

pozvoniuristu.ru


Смотрите также