«Сергиев канон» - отличное решение для здорового питания. Канон блюдо
Каноны китайской кулинарии: klyos
Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. (Конфуций)
Инь и Янь
Основные правила китайской кулинарии.
Первое правило: блюдо должно являть собой гармонию цвета, аромата и вкуса.Второе правило: в пище должны присутствовать восемь основополагающих вкусов - соленый, сладкий, кислый, острый, горький, ароматный, пресный и золотой.Третье правило: придать исходному продукту несвойственных ему вкусовые качества: так, правильно, по китайским понятиям, приготовленная рыба ни в коем случае не должна иметь вкус рыбы...Рыба должна напоминать по вкусу мясо или даже фрукты!Четвёртое правило: каждый ингредиент блюда должен быть порезан на маленькие кусочки, чтобы его было удобно брать палочками без трудоёмкой разделки.
Почему же столь пристальное внимание именно к китайской кухне?
Да потому, что это одна из древнейших кулинарных традиций на планете. Ещё 1500 лет назад именно в Китае была написана первая в мире кулинарная книга.
Китайская утка, не по-пекински..
Я буду не далёк от истины, если скажу, что основой основ в кулинарных традициях многих стран Восточной и Юго-Восточной Азии была и остаётся китайская школа. В кулинарии любой страны Юго-Восточной Азии вы встретите вездесущий рис, лапшу (другие мучные изделия), множество ароматных специй и традиционных азиатских соусов (соевых или рыбных). Набор продуктов самый разнообразный, что, прежде всего, определяется географией. Стоит заметить, что и единой китайской кухни нет как таковой. Здесь вы повстречаетесь с кантонской, сучуанской, пекинской и другими специфическими кухнями этой страны. Каждая провинция поднебесной отличается своим особым продуктовым набор и даже способами приготовления. Тоже можно сказать и о странах Юго-Восточной Азии: китайские мигранты, как и сама кухня, обосновались здесь давно и на долго. Что в Малайзии, что в Индонезии или Сингапуре, вы столкнётесь с таким местным кулинарным понятием, как нионья - китайско-малайская кухня. Так как разобраться, к какой традиции принадлежит то или иное блюдо, сейчас достаточно сложно даже местным жителям.На кухне царство "вока", неповторимых и порой несовместимых вкусов и ароматов.
Блюдо из змеи
Местные кулинарные каноны утверждают, что пища должна быть не только вкусной, но и полезной и даже лечебной. Причём, соответствовать метафизическим законам китайской философии - гармонии между инь и янь. Мясное блюдо обязательно должно включать овощи, а овощное немного мяса. И всё это в определённых пропорциях: соотношение главного и сопутствующих компонентов должно составлять, как правило, 2 к 1, то есть 2/3 мяса, а остальное - овощные компоненты, соответственно для овощных блюд - обратное соотношение.
Некоторые кантонские блюда отличаются специфичной остротой и рассматриваются как сильные афродизиаки, улучшающие настроение. Как в Китае, так и в Индонезии, или Малайзии, любят блюда из змеиного мяса, которое считают чудодейственным средством. Местная медицина (кулинария) утверждает, что мясо змей облегчает ревматические боли, а змеиная желчь заставляет кровь бежать быстрее, возбуждая страсть.
Один из известных кулинарных брендов китайской кухни, создаваемый исключительно по принципам китайской метафизики, - блюдо под названием Битва тигра с драконом. Дракон - обычно кобра, а тигр - кошка. Предварительно приготовленное мясо змеи и кошки тушат в соусе, а само блюдо украшают кожурой лимона и лепестками хризантем.
Утка по-пекински
Шедевром китайской кулинарии является жареная утка по-пекински, отведать которую вы можете не только в Пекине, но и в Джакарте, Сингапуре, Бангкоке. Приготовление этого деликатеса - процесс трудоёмкий и долговременный. Предварительно специально выращенную жирную утку маринуют в вине и обмазывают медом, благодаря чему кожа ее при термической обработке становится глянцевой и хрустящей. Жарят утку на жаровне с углями из фруктовых деревьев: используются персиковое дерево и китайский финик - ююба. Появилось это изысканное яство ещё в период правления династии Мин (1368-1644).
Но лучше, как говорится один раз увидеть и попробовать, чем сто раз услышать! А познакомиться с этими и многими другими изысканными азиатскими блюдами вы сможете в ставших теперь многочисленными во многих уголках планеты паназиатских и китайских ресторанах.
И помните, чтобы утку подали к столу вовремя, заказ надо сделать за 10 часов до трапезы.
klyos.livejournal.com
Яства, имеющие сходство с лекарствами (Сладкое блюдо) - Признаки натур семенных органов - Канон врачебной науки
Сладкое блюдо: сгущают мед путем варки и бросают туда орешков большой пинии, семян моркови, а также длинного перца, дикой моркови, китайской корицы и семян индау, и приготовляют из этого нечто вроде джуваришна. Если больному противны семена моркови и индау, то вместо них кладут «зеленые семечки» и немного мускуса.
А вина для них это сладкие напитки и изюмное питье, приготовленное из действительно сладкого изюма. Все гладкие напитки, в которых есть известная густота, подходят для таких больных. Описание полезного для них вина: берут индау, репы и инжира, варят в воде и отцеживают отвар. Затем берут отцеженную настойку вареного изюма, смешивают все это в равных количествах, увеличивают сладость фанизом и готовят набиз, пока он не дойдет.
Другое наше вино: берут якорцев, индау и репу и сильно варят в воде. Потом отвар отцеживают и кладут на каждую часть воды четверть шестой части фаниза или красного сахара, четверть шестой части бустского инжира, половину части сладкого, хорошего таифанского изюма и одну шестую седьмой части толченых кокосовых орехов. Из всего этого готовят набиз, пока он не дойдет.
Другое наше вино: взять выжатого сока винограда и на каждые десять манное его положить три манна такого лекарства: семян индау, семян репы, бузайдана, семян спаржи, семян ясеня, семян дикой кассии, Лад барбарийи, семян моркови и обоих бахманов равными частями, растереть и положить в мешочек, который затягивают слабо. Мешочек кладут в кувшин вместе с соком и постоянно помешивают сок, пока он не дойдет.
Другое вино: варят морковь и инжир в большом количестве воды, процеживают и варят в отваре изюм, из которого вынуты косточки. Отвар опять процеживают, кладут в него фаниза и оставляют бродить. Железистая вода и вода, в которой гасили раскаленное железо, укрепляют половую способность.
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)
Популярные статьи разделаwww.medchitalka.ru
«Сергиев канон» – еда в духе лучших русских традиций!
В последнее время большое внимание уделяется не только вкусной, но и полезной пище, не содержащей добавок и красителей. Торговая марка «Сергиев канон» – это здоровое питание в духе лучших русских традиций! На официальном сайте представлена разнообразная продукция, выпускаемая в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: пельмени и вареники (с картошкой, рыбные, мясные), кондитерские и хлебные изделия без содержания дрожжей, а также безалкогольные квасы и другие прохладительные напитки, приготовленные на основе из натуральных ингредиентов.
Ассортимент продуктов, реализуемых торговой маркой «Сергиев канон» поражает разнообразием: монастырский квас из ржаного хлеба, морс с плодами шиповника и клюквы, чай с имбирем, медовый газированный сбитень, приготовленный из сбора целебных трав и др.
Где и как заказать?
Продукцию торговой марки «Сергиев канон» можно приобрести в монастырских и приходских лавках Москвы и области, а также на официальном сайте www.sergiev-kanon.ru. Заказать настоящие русские напитки можно, оставив заявку по телефону +7 (495) 199-78-78 или же отправив письмо на электронную почту [email protected]. Стать дилером в регионе и развить торговую сеть, реализующую здоровое питание в духе лучших русских традиций не сложно: достаточно связаться с отделом продаж через обратную форму связи на сайте.
Где попробовать?
Продегустировать продукцию можно в ресторане «Гостевая изба», который находится прямо под стенами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Забронировать место не составит труда, но лучше это сделать заранее: необходимо позвонить по номеру +7-496-541-43-43 и заказать столик на свободное время (часы работы: с 10:00 до 23:00). Одним словом, приятного аппетита и будьте здоровы!
www.sergiev-kanon.ru
www.prohandmade.ru
«Сергиев канон» - отличное решение для здорового питания
Любой квалифицированный диетолог подтвердит, что качественные продукты являются залогом хорошего самочувствия и долголетия. Понимая это, создатели торгово-производственной марки «Сергиев канон» предлагают своим клиентам только высококлассные продукты, с помощью которых очень легко организовать полноценное здоровое питание на каждый день. Но обо всем по порядку.
Каталог продукции
«Сергиев канон» предлагает следующие продукты высокого качества:
- Хлеб. В наличии есть несколько сортов, среди которых пшеничный, ржаной и с отрубями. Все изделия выпекаются из бездрожжевого теста. В качестве добавок могут использоваться орехи, изюм и чернослив.
- Безалкогольные напитки. Компания предлагает целую линейку неповторимых вкусов. Можно заказать полезнейшие морсы, квасы, сбитни и другие исконно русские напитки.
- Пельмени и вареники. Многообразие начинок удовлетворят вкусовые притязания даже самого требовательного гурмана.
- Кондитерские изделия. Булки, пряники, бабы и пирожные - это неполный перечень превосходных десертов.
Особенности
Изделия торговой марки «Сергиев канон» выгодно отличаются от традиционных продуктов, ниже будут указаны ключевые достоинства:
- Использование только натуральных продуктов. Производство принципиально игнорирует вкусовые добавки, консерванты и красители, делая акцент на пользе здорового питания.
- Традиции. Продукты и напитки производятся по древнерусским рецептам, которые сохранились в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
- Адекватная стоимость. Производитель считает, что качественная пища не должна быть роскошью, поэтому проводит демократичную ценовую политику.
Преимущества очевидны! «Сергиев канон» - верный выбор для здорового питания.
www.sergiev-kanon.ru
№ |
Содержание правила |
Параллели |
Толкования |
1 |
О том, что епископа да поставляют два или три епископа. |
I Всел. Соб. правило 4; VII Всел. 3; Антиох. Соб. 12, 23; Лаодик. 12; Сердик. 6; Конст. 1; Карф. 13, 49, 50 |
Сборник Милаш
|
2 |
О том, что пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ. |
Ап. пр. 26, 70; I Всел. 19; Трул. 33; VII Всел. 14; Гангр. 6; Лаодик. 24, 26, 30; Василия Вел. 51, 89 |
Сборник Милаш
|
3 |
О том, что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад. |
Ап. 4; Трул. 28, 32, 57, 99; Карф. 57 |
Сборник Милаш
|
4 |
О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. |
Ап. 3, 38, 41; Гангр. 7, 8; Карф. 37; Феофила Алекс. 8 |
Сборник Милаш
|
5 |
О недопустимости для клириков изгонять свою жену под видом благочестия. |
Трул. 12, 13, 48; I Всел. 3; Гангр. 1, 4, 9, 10; Карф. 4 |
Сборник Милаш
|
6 |
О недопустимости для клириков «мирских попечений». |
Ап. 20, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11 |
Сборник Милаш
|
7 |
О недопустимости для клириков праздновать Пасху прежде весеннего равноденствия с иудеями. |
Ап. 64, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 37, 38; Карф. 51, 73, 106 |
Сборник Милаш
|
8 |
О необходимости причащения клирикам, совершающим Евхаристию. |
Анкир. 1, 2; Петра Алекс. 10 |
Сборник Милаш
|
9 |
О недопустимости верным покидать Литургию, не участвуя в молитве и причащении. |
Трул. 66, 80; Антиох. 2; Сердик. 11 |
Сборник Милаш
|
10 |
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно. |
Ап. 11, 12, 32, 45, 48, 65; I Всел. 5; Антиох. 2; Карф. 9 |
Сборник Милаш
|
11 |
О запрете клирикам молиться вместе с изверженными из сана. |
Ап. 28; Антиох. 4; Карф. 10 |
Сборник Милаш
|
12 |
О епитимии для принявших и принятых в клир без представительной грамоты. |
Ап. 13, 32, 33; IV Всел. 11, 13; Трул. 17; Антиох. 6, 7, 8, 11; Лаод. 41, 42; Сердик. 9; Карф. 23, 106 |
Сборник Милаш
|
13 |
О епитимии для утаивших от епископа об отлучении. |
Ап. 12, 83; Трул. 17 |
Сборник Милаш
|
14 |
О непозволительности епископу покидать свою епархию. |
Ап. 33; I Всел. 15; IV Всел. 5; Трул, 20; Антиох. 13, 16, 18, 21; Сердик. 1, 2, 17; Карф. 48 |
Сборник Милаш
|
15 |
О недопустимости клирикам оставлять свою епархию. |
I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20, 23; Трул. 17, 18; Антиох. 3; Сердик. 15, 16; Карф. 54, 90 |
Сборник Милаш
|
16 |
Об отлучении епископа, принявшего клирика без увольнительного письма. |
Ап. 15; I Всел. 15; Трул. 17; Антиох. 3 |
Сборник Милаш
|
17 |
О том, что не могут быть клириками двоеженцы и блудники. |
Ап. 18; Трул. 3; Василия Вел. 12 |
Сборник Милаш
|
18 |
О том, что не могут быть клириками взявшие в жены не девственницу. |
Ап. 17; Трул. 3, 26; Василия Вел. 27 |
Сборник Милаш
|
19 |
О том, что не могут быть клириками женатые на двух сестрах или племяннице. |
Трул. 26, 54; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 78, 87; Феофила Алекс. 5 |
Сборник Милаш
|
20 |
О запрещении клирикам быть поручителями. |
Ап. 6, 81; IV Всел. 3, 30; Сердик. 7; Карф. 75 |
Сборник Милаш
|
21 |
О том, что скопец, ставший таковым по независящим от него причинам, может быть епископом. |
Ап. 22, 23, 24; I Всел. 1; Двукр. 8 |
Сборник Милаш
|
22 |
О том, что не может быть принят в клир оскопивший себя. |
Ап. 21, 23, 24; I Всел. 1; Двукр. 8 |
Сборник Милаш
|
23 |
О том, что клирик, оскопивший себя, должен быть извержен из клира. |
Ап. 21, 22, 24; I Всел. 1; Двукр. 8 |
Сборник Милаш
|
24 |
О том, что мирянин, оскопивший себя, отлучается от Святых Таин на три года. |
Ап. 21, 22, 23; I Всел. 1; Двукр. 8 |
Сборник Милаш
|
25 |
О том, что изобличенный в блуде, или в клятвопреступлении, или в краже извергается из сана, но не отлучается, как уже наказанный. |
Ап. 29, 30; I Всел. 9; Трул. 4, 21; Неокес. 1, 8; Карф. 27; Василия Вел. 3, 32, 51, 70, 82 |
Сборник Милаш
|
26 |
О том, что из вступивших в клир безбрачными, могут жениться только чтецы и певцы. |
Ап. 5, 51; IV Всел. 14; Трул. 3, 6, 13, 30; Анк. 10; Неокес. 1; Карф. 16; Василия Вел. 69 |
Сборник Милаш
|
27 |
Об извержении клириков, бивших своих обидчиков из верных или и неверных. |
Двукр. 9 |
Сборник Милаш
|
28 |
Об отлучении запрещённых клириков, дерзнувших самовольно совершать богослужения. |
I Всел. 5; II Всел. 6; IV Всел. 29; Сердик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29, 65; Василия Вел. 88 |
Сборник Милаш
|
29 |
О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных в священный сан за деньги. |
IV Всел. 2; Трул. 22, 23; V?? Всел. 4, 5, 15, 19; Сердик. 2; Василия Вел. 90; Геннадия посл.; Тарасия посл. |
Сборник Милаш
|
30 |
О симонии: извержении и отлучении клириков, поставленных и поставивших в священный сан под давлением светской власти. |
I Всел. 4; VII Всел. 3; Лаодик. 13 |
Сборник Милаш
|
31 |
О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его. |
II Всел. 6; III Всел. 3; IV Всел. 18; Трул. 31, 34; Гангр. 6; Сердик, 14; Антиох. 5; Карф. 10, 11; Двукр. 13, 14, 15 |
Сборник Милаш
|
32 |
О том, чтобы отлученных их собственными епископами не принимать или не разрешать от епитимии другим епископам. |
Ап. 12, 13, 16; I Всел. 5; II Всел. 6; Антиох. 6; Сердик. 13; Карф. 11, 29, 133; Соф. 1 |
Сборник Милаш
|
33 |
О необходимости подвергать испытанию в вере клириков, переходящих из других епархий. |
Ап. 12, 13; IV Всел. 11, 13; Антиох. 7, 8; Лаод. 42; Карф. 23, 106 |
Сборник Милаш
|
34 |
О субординации епископов. |
I Всел. 4, 6, 7; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; Трул. 36, 39; Антиох. 9 |
Сборник Милаш
|
35 |
О том, что епископ должен рукополагать клириков только в пределах своей епархии. |
I Всел. 15; II Всел, 2; III Всел. 8; IV Всел. 5; Трул. 17; Анк. 13 Антиох. 13, 22; Сердик. 3, 15; Карф. 48, 54 |
Сборник Милаш
|
36 |
О епитимии клирикам, не принявшим порученное им служение. |
I Всел. 16; IV Всел. 29; Трул. 37; Анкир. 18; Антиох. 17, 18; Двукр. 17; Кирилла Алекс. 1, 2, 3 |
Сборник Милаш
|
37 |
О том, что собрания епископов каждой епархии должны проходить дважды в год: в четвертую неделю пятидесятницы и 12 октября. |
Ап. 34; I Всел. 5; II Всел. 2; ?V Всел. 19; Трул. 8; V?? Всел. 6; Антиох. 20; Лаод. 40; Карф. 18, 73 |
Сборник Милаш
|
38 |
О том, что епископы не обязаны давать отчета в управлении церковными вещами, при этом епископ и не имеет права раздавать сии вещи в дар своим родственникам или продавать. |
Ап. 41; IV Всел. 26; Трул. 35; V?? Всел. 11, 12; Анкир. 15; Гангр. 7, 8; Антиох. 24, 25; Карф. 26, 33; Двукр. 7; Феофила Алекс. 10; Кирилла Алекс. 2 |
Сборник Милаш
|
39 |
О непозволительности пресвитеру, или диакону без воли своего епископа совершать то, что поручено епископу. |
Ап. 38, 40, 41; VII Всел. 12; Лаод. 57; Карф. 6, 7, 33 |
Сборник Милаш
|
40 |
О том, что епископ не должен смешивать своего личного имущества с церковным. |
Ап. 38, 41; IV Всел. 22; Трул. 35; Антиох. 24; Карф. 22, 26, 81 |
Сборник Милаш
|
41 |
О том, что епископ должен блюсти церковное имущество, а подаяния производить через пресвитеров и диаконов. |
Ап. 38, 39; IV Всел. 26; VII Всел. 12; Антиох. 24, 25; Феофила Алекс. 10, 11; Кирилла Алекс. 2 |
Сборник Милаш
|
42 |
Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх. |
Ап. 43, 54; Трул. 9, 50; VII Всел. 22; Лаод. 24, 55; Карф. 40, 60 |
Сборник Милаш
|
43 |
Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх. |
Ап. 42, 54; Трул. 9, 50; VII Всел. 22; Лаод. 24, 55; Карф. 40, 60 |
Сборник Милаш
|
44 |
О том, что клирик, требующий процентов за долг, если не перестанет, извергается. |
I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 14; Григория Нис. 6 |
Сборник Милаш
|
45 |
О том, что клирик, молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается. |
Ап. 10, 11, 46, 64; III Всел. 2, 4; Лаод. 6, 9, 32, 33, 34, 37; Тимофея Алекс. 9 |
Сборник Милаш
|
46 |
Об извержении тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков. |
Ап. 47, 68; I Всел. 19; II Всел. 7; Трул. 95; Лаод. 7, 8; Василия Вел. 1, 47 |
Сборник Милаш
|
47 |
Об извержении тех епископов и священников, которые повторно крестят истинно крещёных, и которые не перекрещивают крещёных еретиками. |
Ап. 46, 49, 50; I Всел. 8, 19; II Всел. 7; Трул. 84, 95; Лаод. 32; Карф. 48, 72; Василия Вел. 1, 47, 91 |
Сборник Милаш
|
48 |
Об отлучении мирянина, изгнавшего свою жену без какой либо узаконенной причины, или женившегося на разведённой. |
Трул. 87, 93; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 35, 48, 77 |
Сборник Милаш
|
49 |
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не во имя Отца и Сына и Святого Духа, лишается священства. |
Ап. 46, 47, 50, 68; II Всел. 7; Трул. 78, 84, 95, 96; Неокес. 12; Лаод. 47, 48; Карф. 45, 48, 72, 110; Василия Вел. 1,91 |
Сборник Милаш
|
50 |
О том, что епископ или пресвитер, совершающий таинство Крещения не тремя погружениями, но одним в смерть Господа, лишается священства. |
Ап. 46, 47, 49; II Всел. 7; Трул. 95; Неокес. 12; Лаод. 47; Карф. 47; Василия Вел. 1,91 |
Сборник Милаш
|
51 |
Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига. |
Ап. 53, 66; IV Всел. 16; Трул. 13; Анкир. 14; Гангр. 1, 2, 4, 14, 21 |
Сборник Милаш
|
52 |
Об извержении клириков, которые не принимают покаяния обратившихся грешников. |
I Всел. 8; Трул. 43, 102; Василия Вел. 74 |
Сборник Милаш
|
53 |
Об извержении клириков не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания. |
Ап. 51, 66; Анкир. 14; Гангр. 2, 21 |
Сборник Милаш
|
54 |
Об отлучении клириков, посещающих питейные дома. |
Трул. 9; Лаод. 24; Карф. 40 |
Сборник Милаш
|
55 |
Об извержении клириков, причиняющих обиду епископу. |
Ап. 31, 39; IV Всел. 8; Трул. 34; Лаод. 57; Карф. 7 |
Сборник Милаш
|
56 |
Об отлучении причетников, причиняющих обиду пресвитеру или диакону. |
I Всел. 18; Трул. 7; Лаод. 20; Василия Вел. 88 |
Сборник Милаш
|
57 |
Об отлучении смеющихся над слепыми, глухими, и хромыми. |
- |
Сборник Милаш
|
58 |
О том, что епископ должен учить благочестию клир и народ. В противном случае отлучается; а если и по отлучении не исполняет сего, то подлежит и извержению. |
Трул. 19; Сердик. 11; Лаод. 19; Карф. 71, 121, 123 |
Сборник Милаш
|
59 |
Об отлучении и извержении немилосердных клириков. |
Ап. 4, 38, 41; Гангр. 7, 8; Карф. 37; Феофила Алекс. 8 |
Сборник Милаш
|
60 |
Об извержении клириков, читающих в храме апокрифические книги под видом истинных. |
Ап. 85; Трул. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59, 60; Карф. 24; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св. Писания; Амфилохия о книгах Св. Писания |
Сборник Милаш
|
61 |
О невозможности входить в состав причта блудникам и прелюбодейцам. |
Ап. 25; I Всел. 2, 9, 10; II Всел. 6; Трул. 33; Анк. 12; Неок. 1, 9, 12; Карф. 128, 129, 130; Василия Вел. 89; Григория Нис. 5, 6; Феофила Алекс. 3, 6 |
Сборник Милаш
|
62 |
О том, что отрекшийся Христа подлежит и отлучению; а кто отречется от клира, тот, в случае обращения, принимается как мирянин. |
I Всел. 10; Анкир. 1, 2, 3, 12; Петра Алекс. 10, 14; Афанасия Вел. послание к Руфиниану; Феофила Алекс. 2 |
Сборник Милаш
|
63 |
О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается. |
Трул. 67, Гангр. 2 |
Сборник Милаш
|
64 |
О том, что постящийся в воскресенье или субботу (кроме Великой) клирик извергается, а мирянин отлучается. |
Ап. 51, 53; IV Всел. 16; Трул. 13, 55; Анкир. 14; Гангр. 18, 21; Лаод. 29, 49, 51 |
Сборник Милаш
|
65 |
О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается. |
Ап. 7, 45, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 6, 29, 33, 37, 38 |
Сборник Милаш
|
66 |
О том, что клирик-убийца извергается; мирянин отлучается. |
Ап. 27; Двукр. 9; Анк. 22, 23; Василия Вел. 8, 54, 55, 56, 57; Григория, Нис. 5 |
Сборник Милаш
|
67 |
Об отлучении насильников. |
IV Всел. 27; Трул. 92, 98; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 25, 26, 30, 69 |
Сборник Милаш
|
68 |
О том, что клирик дважды рукоположенный извергается вместе с рукополагающим, если первая рука не была еретическая. |
Ап. 46, 47; I Всел. 8, 19; II Всел. 4; III Всел. 5; Лаод. 8, 32; Карф. 36, 48, 57, 68; Василия Вел. 1, 3 |
Сборник Милаш
|
69 |
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной). |
Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10 |
Сборник Милаш
|
70 |
О том, что постящийся или празднующий с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается. |
Ап. 7, 64, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 29, 37, 38; Карф. 51, 73, 106 |
Сборник Милаш
|
71 |
О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении. |
Ап. 7, 64, 70; Трул. 11, 94; Анкир. 7, 24; Антиох. 1; Лаодик. 29, 37, 38, 39; Карф. 21 |
Сборник Милаш
|
72 |
О том, что похищающий воск, или елей церковный отлучается, с возвращением похищенного в пятикратном размере. |
Ап. 25, 38, 73; Антиох. 25; Двукр. 10; Григория Нис. 8 |
Сборник Милаш
|
73 |
Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань. |
Ап. 25, 38, 72; Двукр. 10; Григория Нис. 8; Кирилла Алекс. 2 |
Сборник Милаш
|
74 |
О вызове обвиняемого епископа на собор епископов. |
Ап. 34, 37, 75; II Всел. 6; IV Всел. 9, 17, 19, 21; Трул. 8; Антиох. 14, 15, 20; Лаод. 40; Сердик. 4; Карф. 8, 10, 11, 12, 15, 18, 19, 59, 104, 107, 128, 129, 130, 132; Двукр. 13; Феофила Алекс. 9 |
Сборник Милаш
|
75 |
О том, что обвинение на епископа принимать только от двух или трёх свидетелей из верных. |
I Всел. 2; II Всел. 6; Карф. 59, 131, 132; Феофила Алекс. 9 |
Сборник Милаш
|
76 |
О том, что епископ сам не должен назначать себе наследника. |
Ап. 1, 30; I Всел. 4; VII Всел. 3; Антиох. 19, 23; Карф. 22, 49 |
Сборник Милаш
|
77 |
О том, что имеющий телесный недостаток (хромота, отсутствие глаза), может быть епископом, если достоин. |
Ап. 22, 23, 25, 29, 78, 80; I Всел. 2, 9, 10; IV Всел. 2; Трул. 10, 22, 23; VII Всел. 4, 5, 15, 19; Неокес. 1, 9; Лаодик. 4, 12; Карф. 5, 15, 16, 45. 63; Двукр. 8; Василия Вел. 61, 64, 82, 90; Григория Нис. 5, 6 |
Сборник Милаш
|
78 |
О том, что глухой или слепой не может быть епископом. |
Ап. 22, 23, 25, 29, 77, 80; I Всел. 2, 9, 10; IV Всел. 2; Трул. 10, 22, 23; VII Всел. 4, 5, 15, 19; Лаодик. 4, 12; Карф. 5, 15, 16, 45, 63; Двукр. 8; Василия Вел. 61, 64, 82, 90; Григория Нис. 5, 6 |
Сборник Милаш
|
79 |
О том, что бесноватый не приемлется в клир и не допускается до молитвы с верными. |
Трул. 60; Тимофея Алекс. 2, 3, 4, 14 |
Сборник Милаш
|
80 |
О непозволительности поставлять в епископы новокрещённого или недавно оставившего порочный образ жизни. |
I Всел. 2; VII Всел. 2; Неокес. 12; Лаод. 3, 12; Сердик. 10; Двукр. 17; Кирилла Алекс. 4 |
Сборник Милаш
|
81 |
О непозволительности епископу или пресвитеру участвовать в публичных светских делах. |
Ап. 6, 20, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11 |
Сборник Милаш
|
82 |
О непозволительности производить в клир рабов без согласия их господ. |
Ап. 6, 81, 83; IV Всел. 4; Трул. 85; Гангр. 8; Карф. 64, 82 |
Сборник Милаш
|
83 |
Об извержении клириков, совмещающих священническое и воинское служение. |
Ап. 6, 81; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11; Василия Вел. 55 |
Сборник Милаш
|
84 |
О том, что князю и царю не по правде досаждающий клирик подлежит извержению, мирянин – отлучению. |
Ап. 55, 56 |
Сборник Милаш
|
85 |
Об утверждении канона книг Священного Писания. |
Ап. 60; Трул. 2; Лаодик. 60; Карф. 24; Афанасия Вел. о праздниках; Григория Богослова о книгах Св. Писания; Амфилохия о книгах Св. Писания |
Сборник Милаш
|
azbyka.ru
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
Прослушать:
Глас 6-й
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не приступи́х а́з гре́шный и обремене́нный к Тебе́, Влады́це и Бо́гу моему́; не сме́ю же взира́ти на не́бо, то́кмо молю́ся, глаго́ля: да́ждь ми́, Го́споди, у́м, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
О, го́ре мне́ гре́шному! Па́че все́х челове́к окая́нен е́смь, покая́ния не́сть во мне́; да́ждь ми́, Го́споди, сле́зы, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Безу́мне, окая́нне челове́че, в ле́ности вре́мя губи́ши; помы́сли житие́ твое́, и обрати́ся ко Го́споду Бо́гу, и пла́чися о де́лех твои́х го́рько.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, воззри́ на мя́ гре́шнаго, и от се́ти диа́воли изба́ви мя́, и на пу́ть покая́ния наста́ви мя́, да пла́чуся де́л мои́х го́рько.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Внегда́ поста́влени бу́дут престо́ли на суди́щи стра́шнем, тогда́ все́х челове́к дела́ облича́тся; го́ре та́мо бу́дет гре́шным, в му́ку отсыла́емым; и то́ ве́дущи, душе́ моя́, пока́йся от злы́х де́л твои́х.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Пра́ведницы возра́дуются, а гре́шнии воспла́чутся, тогда́ никто́же возмо́жет помощи́ на́м, но дела́ на́ша осу́дят на́с, те́мже пре́жде конца́ пока́йся от злы́х де́л твои́х.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Увы́ мне́ великогре́шному, и́же де́лы и мы́сльми оскверни́вся, ни ка́пли сле́з име́ю от жестосе́рдия; ны́не возни́кни от земли́, душе́ моя́, и пока́йся от злы́х де́л твои́х.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Се́, взыва́ет, Госпоже́, Сы́н Тво́й, и поуча́ет на́с на до́брое, а́з же гре́шный добра́ всегда́ бе́гаю; но Ты́, Ми́лостивая, поми́луй мя́, да пока́юся от злы́х мои́х де́л.
Седа́лен, гла́с 6-й.
Помышля́ю де́нь стра́шный и пла́чуся дея́ний мои́х лука́вых: ка́ко отвеща́ю Безсме́ртному Царю́, или́ ко́им дерзнове́нием воззрю́ на Судию́, блу́дный а́з? Благоутро́бный О́тче, Сы́не Единоро́дный и Ду́ше Святы́й, поми́луй мя́.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Богоро́дичен
Свя́зан мно́гими ны́не плени́цами грехо́в и содержи́м лю́тыми страстьми́ и беда́ми, к Тебе́ прибега́ю, моему́ спасе́нию, и вопию́: помози́ ми́, Де́во, Ма́ти Бо́жия.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Широ́к пу́ть зде́ и уго́дный сла́сти твори́ти, но го́рько бу́дет в после́дний де́нь, егда́ душа́ от те́ла разлуча́тися бу́дет: блюди́ся от си́х, челове́че, Ца́рствия ра́ди Бо́жия.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Почто́ убо́гаго оби́диши, мзду́ нае́мничу уде́ржуеши, бра́та твоего́ не лю́биши, блу́д и го́рдость го́ниши? Оста́ви у́бо сия́, душе́ моя́, и пока́йся Ца́рствия ра́ди Бо́жия.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. О, безу́мный челове́че, доко́ле углеба́еши, я́ко пчела́, собира́ющи бога́тство твое́? Вско́ре бо поги́бнет, я́ко пра́х и пе́пел: но бо́лее взыщи́ Ца́рствия Бо́жия.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Госпоже́ Богоро́дице, поми́луй мя́ гре́шнаго, и в доброде́тели укрепи́, и соблюди́ мя́, да на́глая сме́рть не похи́тит мя́ негото́ваго, и доведи́ мя́, Де́во, Ца́рствия Бо́жия.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Воспомяни́, окая́нный челове́че, ка́ко лжа́м, клевета́м, разбо́ю, не́мощем, лю́тым звере́м, грехо́в ра́ди порабоще́н еси́; душе́ моя́ гре́шная, того́ ли восхоте́ла еси́?
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Трепе́щут ми́ у́ди, все́ми бо сотвори́х вину́: очи́ма взира́яй, уши́ма слы́шай, язы́ком зла́я глаго́ляй, всего́ себе́ гее́нне предая́й; душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Блудника́ и разбо́йника ка́ющася прия́л еси́, Спа́се, а́з же еди́н ле́ностию грехо́вною отягчи́хся и злы́м дело́м порабо́тихся, душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ди́вная и ско́рая помо́щнице все́м челове́ком, Ма́ти Бо́жия, помози́ мне́ недосто́йному, душе́ бо моя́ гре́шная того́ восхоте́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Житие́ на земли́ блу́дно пожи́х и ду́шу во тьму́ преда́х, ны́не у́бо молю́ Тя́, Ми́лостивый Влады́ко: свободи́ мя́ от рабо́ты сея́ вра́жия, и да́ждь ми́ ра́зум твори́ти во́лю Твою́.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Кто́ твори́т такова́я, я́коже а́з? Я́коже бо свиния́ лежи́т в калу́, та́ко и а́з греху́ служу́. Но Ты́, Го́споди, исто́ргни мя́ от гну́са сего́ и да́ждь ми́ се́рдце твори́ти за́поведи Твоя́.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Воспряни́, окая́нный челове́че, к Бо́гу, воспомяну́в своя́ согреше́ния, припа́дая ко Творцу́, слезя́ и стеня́; То́й же, я́ко милосе́рд, да́ст ти́ у́м зна́ти во́лю Свою́.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Богоро́дице Де́во, от ви́димаго и неви́димаго зла́ сохрани́ мя́, Пречи́стая, и приими́ моли́твы моя́, и донеси́ я́ Сы́ну Твоему́, да да́ст ми́ у́м твори́ти во́лю Его́.
Конда́к.
Душе́ моя́, почто́ греха́ми богате́еши, почто́ во́лю диа́волю твори́ши, в чесо́м наде́жду полага́еши? Преста́ни от си́х и обрати́ся к Бо́гу с пла́чем, зову́щи: милосе́рде Го́споди, поми́луй мя́ гре́шнаго.
И́кос.
Помы́сли, душе́ моя́, го́рький ча́с сме́рти и стра́шный су́д Творца́ твоего́ и Бо́га: А́нгели бо гро́знии по́ймут тя́, душе́, и в ве́чный о́гнь введу́т: у́бо пре́жде сме́рти пока́йся, вопию́щи: Го́споди, поми́луй мя́ гре́шнаго.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Не наде́йся, душе́ моя́, на тле́нное бога́тство и на непра́ведное собра́ние, вся́ бо сия́ не ве́си кому́ оста́виши, но возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Не упова́й, душе́ моя́, на теле́сное здра́вие и на скоромимоходя́щую красоту́, ви́диши бо, я́ко си́льнии и млади́и умира́ют; но возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Воспомяни́, душе́ моя́, ве́чное житие́, Ца́рство Небе́сное, угото́ванное святы́м, и тьму́ кроме́шную и гне́в Бо́жий злы́м, и возопи́й: поми́луй мя́, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Припади́, душе́ моя́, к Бо́жией Ма́тери и помоли́ся То́й, е́сть бо ско́рая помо́щница ка́ющимся, умо́лит Сы́на Христа́ Бо́га, и поми́лует мя́ недосто́йнаго.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ка́ко не и́мам пла́катися, егда́ помышля́ю сме́рть, ви́дех бо во гро́бе лежа́ща бра́та моего́, безсла́вна и безобра́зна? Что́ у́бо ча́ю, и на что́ наде́юся? То́кмо да́ждь ми́, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние. (Два́жды)
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ве́рую, я́ко прии́деши суди́ти живы́х и ме́ртвых, и вси́ во свое́м чи́ну ста́нут, ста́рии и млади́и, влады́ки и кня́зи, де́вы и свяще́нницы; где́ обря́щуся а́з? Сего́ ра́ди вопию́: да́ждь ми́, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Пречи́стая Богоро́дице, приими́ недосто́йную моли́тву мою́ и сохрани́ мя́ от на́глыя сме́рти, и да́руй ми́ пре́жде конца́ покая́ние.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во Воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и Тя́ ублажа́ем.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не к ва́м прибега́ю, А́нгели, Арха́нгели и вся́ небе́сныя си́лы, у Престо́ла Бо́жия стоя́щии, моли́теся ко Творцу́ своему́, да изба́вит ду́шу мою́ от му́ки ве́чныя.
Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.
Ны́не пла́чуся к ва́м, святи́и патриа́рси, ца́рие и проро́цы, апо́столи и святи́телие и вси́ избра́ннии Христо́вы: помози́те ми́ на суде́, да спасе́т ду́шу мою́ от си́лы вра́жия.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Ны́не к ва́м воздежу́ ру́це, святи́и му́ченицы, пусты́нницы, де́вственницы, пра́ведницы и вси́ святи́и, моля́щиися ко Го́споду за ве́сь ми́р, да поми́лует мя́ в ча́с сме́рти моея́.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Ма́ти Бо́жия, помози́ ми́, на Тя́ си́льне наде́ющемуся, умоли́ Сы́на Своего́, да поста́вит мя́ недосто́йнаго одесну́ю Себе́, егда́ ся́дет судя́й живы́х и ме́ртвых, ами́нь.
Моли́тва.
Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне́, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щаго Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя́ сопроти́вник напои́; возвы́си мо́й у́м к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам сле́зы уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне́ покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне́ благода́ть Твою́ и обнови́ во мне́ зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя́, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя́ овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя́ с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х. Ами́нь.
В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Самое популярное (просмотров):
azbyka.ru
это молитва. Канон как гимнографический жанр в православной традиции :: SYL.ru
Канон - это очень многоплановое понятие в православии. С греческого языка его можно перевести как «правило» или «закон». В первую очередь, оно относится, конечно же, к области церковного права, обозначая постановления Вселенских или Поместных Соборов, а также ряд других нормативных определений. Но это еще не все.
Каноны в православии
Также этим термином зачастую называют устоявшиеся и освященные временем те или иные традиции православной веры и культуры. Например, существует иконописный канон. Это свод правил, хотя и нигде не прописанных и не утвержденных ничьим авторитетом, о том, как следует писать православную икону. Таким же образом можно говорить о канонах, применительно к архитектурной, библейской или, к примеру, песенной традициям.
Но существует и более важное, в силу своего частого употребления, определение данного термина. Согласно ему, канон - это особая форма богослужебного текста.
Канон как формат молитвословия
Богослужебный канон представляет собой молитву, довольно пространную и обширную, строящуюся по строго определенной схеме. Заключается этот план в своеобразном делении канона. Согласно ему, весь текст дробится на девять так называемых песней. Связано это с тем, что каноны по изначальной греческой традиции в храмах непременно пели. В принципе, богослужебный устав православной церкви и сейчас предписывает петь эти молитвы, однако давно уже сложившаяся практика чтения вытеснила эту раннюю традицию. Единственное исключение составляет канон, посвященный Воскресению Христову, который поется во время Пасхального богослужения. Но это, скорее, потому, что данная служба вообще не предполагает чтений – ради торжественности и праздничности предписывается петь все ее части.
Итак, канон - это девять песней. Каждая песнь при этом делится на несколько так называемых тропарей – коротких молитвенных обращений. По уставу, в каждой песне должно быть шестнадцать тропарей. Но по факту их может быть и значительно меньше, чаще всего четыре или шесть. Поэтому, для того чтобы выполнить букву устава, их приходится повторять. Важно при этом то, что к кому бы ни был обращен канон, заключительный тропарь каждой песни всегда посвящен Богородице.
Первая песнь предваряется коротким песнопением, называемым «ирмос». Последний обычно поется. Всего существует несколько типов ирмосов – это стандартные тексты, которые дублируются в разных канонах по особой системе.
Далее каждому тропарю по уставу предшествует определенный стих из Священного Писания. Они также стандартны и называются Библейскими песнями. Но их на сегодняшний день употребляют только во время Великого поста. В остальное же время библейские песни заменяют более короткими воззваниями к тому, кому обращена молитва. Например, покаянный канон содержит следующее воззвание: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Два последних тропаря предваряются не воззваниями, а «Славой» и «И ныне». Это стандартное обозначение формул: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Также надо учесть, что, хотя формально песней в каноне девять, второй для большинства из них не существует, а после первой сразу идет третья. Так что по факту песней чаще всего восемь.
Есть также постный вариант канонов, состоящих из трех песней. Но их не читают сами по себе, так как на богослужениях каноны совмещают друг с другом. В итоге песней всегда получается восемь или девять.
История канона как гимнографического жанра
Появились такого рода каноны в Византии около VII века и достаточно быстро распространились, вытеснив собою еще более пространный жанр кондака. Изначально каноны состояли из переплетения девяти гимнов, заимствованных из Священного Писания, с христианскими молитвословиями. Однако постепенно последние стали преобладать, а библейские песни – сокращаться, пока их вовсе не вытеснили в литургической практике краткие стихи-воззвания.
Евхаристический канон
Евхаристический канон - это важнейшая литургическая последовательность молитвословий. Вообще-то она не имеет никакого отношения к гимнографическому жанру, о котором шла речь выше, но тем не менее называется тем же термином.
По сути, евхаристический канон - это ряд важнейших молитв литургии, связанных общей структурой, темой и предназначением. Эта последовательность вербально оформляет совершение таинства евхаристии – претворения хлеба и вина в плоть и кровь Христа.
Канон покаянный Андрея Критского
Если вернуться к основному богослужебному формату канона, то нельзя не вспомнить и еще об одном шедевре. Речь идет о произведении, написанном преподобным Андреем Критским, которое имеет название «Великий канон». По своей структуре он подчиняется стандартному порядку, но при этом содержит гораздо больше тропарей для каждой песни – порядка тридцати.
В Богослужении Великий канон употребляется только дважды в год. Один раз его читают полностью и один раз делят на четыре части, которые последовательно прочитывают за четыре дня. Оба этих раза выпадают на время Великого поста.
www.syl.ru