Конспект урока по СБО на тему: "Приготовление блюд из круп". Конспект урока блюда из круп


Конспект урока "Блюда из круп" 5 класс

Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» Класс: 5

раздел «Кулинария»

учитель технологии Соболева Ю.В.

УМК под редакцией В.Д.Симоненко

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Цели урока:

  1. Предметные цели:

    1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

    2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

    3. Способствовать осознанию основного технологического материала.

    4. Способствовать формированию представления о правильном питании.

  1. Личностные цели:

    1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков) при изучении новых терминов и понятий: ядрица, продел.

    2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать полученные сведения, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, применять полученные знания на практике.

    3. Способность к самооценке своих интеллектуальных способностей для труда в сфере общественного питания.

    4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету технологии.

    5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся в процессе приготовления пищи.

  1. Метапредметные цели:

    1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.

    2. Способствовать воспитанию правильного отношения к здоровому образу жизни.

    3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  1. Профориентационные цели:

    1. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере: предприятия общественного питания.

    2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

  1. кабинет технологии;

  2. мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации;

  3. материалы: продукты.

  1. Дидактическое обеспечение:

  1. учебник: (Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технология 5 класс. Технологии ведения дома», Вентана-Граф, 2012)

  2. рабочая тетрадь

  3. Дополнительная литература

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;

  • по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):

  • а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

  • б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

  • в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать правильное представление о здоровом питании.

  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  • Личностные: уметь сотрудничать, понимать и осознавать важность изучаемой темы.

План:

Деятельность учителя

Изложение нового материала.

Сегодня на уроке мы поговорим о крупах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.

Объяснение учителя.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.

Слайд _______________________

Работа в рабочей тетради

Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

-Гречневая крупа очень ценная. Пчелы очень любят собирать с гречихи нектар. Почему?

-По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.

Рассмотреть образцы в стаканчиках!!!

Слайд _______________________

Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время.

-Для приготовления каких блюд используют крупы?

-Кашу варят разной консистенции.

(Под запись в тетрадь).

Слайд _______________________

- Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:

• Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.

• Каша – кормилица наша.

Продолжите…

Слайд _______________________

Хореоминутка. Девочки поют частушки про кашу и выполняют танцевальные движения:

Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споём!

Я плясала бы и пела б

Только нету больше сил,

Полведёрка каши съела б

Если б кто-нибудь сварил

Слайд _______________________

Блюда из бобовых

К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%.

Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.

Слайды ________________

Макаронные изделия - питательный и ценный продукт. Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.

Слайд _____________

Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:

1. иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;

2. правильную форму;

3. вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и

других посторонних привкусов и запахов.

Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.)

I способ варки применяют для гарниров;

II способ - для запеканок и макаронников.

К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:

1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков;

2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные

изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;

3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.

Домашнее задание

- изучить параграф ____ в учебнике

- найти оригинальный рецепт блюда по данной теме и составить технологическую карту

Формирование логических действий анализа, сравнения, причинно-следственных связей

Формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Формирование способности использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности;

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Приложение 1. Сообщения по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

  • Гречиха — важнейшая крупяная и медоносная культура. Цветки мелкие, белые с розоватым оттенком, очень ароматные, собраны в кисти. Цветение начинается с нижних соцветий. Пчелы берут с гречихи нектар и зеленовато-желтую пыльцу главным образом в утренние часы и под вечер. Нектаровыделение гораздо интенсивнее в начале цветения и в теплую, влажную и тихую погоду. Зацветает гречиха в среднем через 30—35 дней после посева (обычно в конце июня — начале июля), цветет 20—30 дней. Чтобы удлинить взяток с гречихи, ее высевают в два-три срока. На многих пасеках Белоруссии гречиха является единственной культурой главного взятка. Контрольный улей во время ее цветения дает привес до 4—6 кг и больше. При нормальных погодных условиях и хорошей агротехнике возделывания с 1 га посевов гречихи пчелы могут собрать до 70 кг меда.

  • Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее несушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в литературе в X—XII вв. Употребление в пищу начинается с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.

  • Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири.

  • Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом. Слайд 13. С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе. Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.

Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споём!

Я плясала бы и пела б

Только нету больше сил,

Полведёрка каши съела б

Если б кто-нибудь сварил

Приложение 2

Работа в группах

Технологическая карта приготовления рассыпчатой каши

  1. Посоветуйся с группой и выбери из какой крупы будете варить кашу.

  2. Налей в кастрюлю отмеренное количество жидкости и доведи на огне до кипения, посоли.

  3. Засыпь подготовленную и отмеренную крупу, помешай и доведи до кипения на сильном огне.

  4. Закрой кастрюлю плотно крышкой и вари до готовности на слабом огне, не открывая крышку, чтобы не выпускать пар.

  5. Усиль огонь, если каша сварилась, а вода еще не выкипела. Выпарь воду, не закрывая крышку.

Технологическая карта приготовления вязкой каши

  1. Посоветуйся с группой и выбери из какой крупы будете варить кашу.

  2. Свари на воде крупу до полуготовности.

  3. Слей оставшуюся воду.

  4. Добавь горячее молоко и вари до готовности, постоянно помешивая, чтобы каша не пригорела.

  5. В конце варки добавь соль и сахар по вкусу.

Приложение 3

Инструкция для учащихся «Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии»

При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

полностью усвоил учебный материал;

умеет изложить учебный материал своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

в основном усвоил учебный материал;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить учебный материал своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

полностью не усвоил учебный материал;

не может изложить учебный материал своими словами;

не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

 Оценка «3» ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании  выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знаний программного материала;

допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

не может спланировать выполнение работы;

не может использовать знаний программного материала;

отказывается выполнять задания.

Образец листа контроля

Оценочный лист Ф.И. учащегося___________________________класс______ Дата__________

Этапы урока

оценка

конкурс «Золушка»

Работа в рабочей тетради с. 26 задание 8№1

Работа с дополнительной информацией (доклад, реферат, устное сообщение)

Работа в рабочей тетради задание 8 №3

Практическая работа (оценивает дежурный в группе)

Итоговая оценка

Проверочные тесты

1 вариант

  1. Дайте определение понятию «ядрица»

  2. Найди соответствие и соедини стрелками

пшеница овсяные хлопья

овес манная крупа

  1. Найди лишнее и зачеркни:

зерновые, пшеница, просо, рис, чечевица

2 вариант

  1. Дайте определение понятию «продел»

  2. Найди соответствие и соедини стрелками

ячмень пшенная крупа

просо перловая крупа

  1. Найди лишнее и зачеркни:

бобовые, фасоль, гречиха, овес, горох

Ответы:

1 вариант 2 вариант

  1. Ядрица – цельные зерна, полученные путем специальной обработки 1. Продел – дробленая крупа

  2. пшеница овсяные хлопья 2. ячмень пшенная крупа

овес манная крупа просо перловая крупа

  1. Чечевица 3. Гречиха, овес

Приложение 4.

Рефлексия

На столе три горшочка, разноцветные крышки. Дети выбирают горшочек соответствующий их настроению:

- желтая (от проделанной работы остались яркие впечатления, на уроке много интересного узнал для себя)

- зеленая (остались некоторые сомнения)

- красная (материал полностью не усвоил)

compedu.ru

Конспект урока по технологии в 6 классе "Блюда из круп"

Обоянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

по СБО в

6 классе

Блюда из круп

Подготовила:

учитель СБО

Скабёлкина Ирина Васильевна

Тип урока. Комбинированный.

Цель: Сформировать знания и умения обучающихся по технологии приготовления блюд из круп.

Задачи:

Образовательные:

- учить правилам первичной обработки и закладки круп,

- правильно читать рецепт блюда,

-подбирать продукты для его приготовления.

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельной работы;

-коррекция внимания, памяти, мышления.

Воспитывающие:

-воспитывать взаимодействие в коллективе.

Основные понятия: продел, крупы-овсяная «геркулес», гречневая, перловая, манная, рисовая, каша, каши-жидкая, вязкая, рассыпчатая, привар, гарнир.

Ресурсы:

-таблицы «Крупы из различных зерновых культур», «Первичная обработка круп», «Закладка круп», задания на карточках,

-плакат «Пословицы запутались»,

-иллюстрации злаковых растений,

-иллюстрации к сказке «Как крупа на стол попала»,

-рецепт блюда,

-технологические карты,

-виды круп (натур.),

-виды каш (натур.),

-спец. одежда,

-столовое белье,

-кухонный инвентарь,

-столовая посуда,

-набор продуктов.

План урока:

Организация начала занятия. Психологический настрой на урок.

Сообщение темы и задач занятия.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Подробный конспект урока (90 минут).

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

- Доброе утро, дорогие ребята! Начнем наш урок, я уверена, что он пройдет хорошо.

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

II. Введение в тему.

-Послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Мала крошка, а пользы в ней много.

В вводе поварят, кто ест, похвалит. (крупа)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

III. Сообщение темы и целей урока.

-Тема урока «Блюда из круп».

- Определите задачи, которые будем решать на уроке.

-Мы изучим виды круп, значение их в питании человека, познакомимся с первичной обработкой круп, тепловой обработкой, освоим технологию приготовления каш, научимся готовить кашу, красиво оформлять готовые блюда и красиво подавать их к столу.

IV. Актуализация знаний

1. Рассказ о приключении зернышка.

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят:

«Он мало каши ел?»

(Это говорят о слабеньких)

- Правильно. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

- А вы знаете из чего варят каши? (из крупы)

- Что такое крупа?

- Я вам расскажу о приключениях зернышка.

(Рассказ сопровождается показом рисунков и иллюстраций)

1. Посадим весной в землю маленькое зернышко (иллюстр.).

2. Вскоре из зернышка пробился росточек и поле зазеленело. Заботливые агрономы, обрабатывали свои поля, чтобы насекомые не уничтожали их посев (иллюстр.).

3. Земля, солнце, вода помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен (иллюстр.).

4. Осенью колоски собрали, обмолотили, достали зерна (иллюстр.).

5. Из зерна сделали крупу.

6. Из крупы сварили вкусную кашу (иллюстр.).

- Вот так зернышко попало к нам на стол.

2. Игра «Знаток»

- А сейчас поиграем в игру «Знаток».

- Я предлагаю вам по виду колоска определить название растения, а затем найти в баночках соответствующую крупу и тоже назвать ее. Обратите внимание на форму крупы, ее размеры, цвет. (Показать пшеницу, гречиху, овес, рис, просо, ячмень.)

3. Работа по таблице «Крупы из различных зерновых культур»

- А сейчас давайте по подробнее какие крупы вырабатывают из различных зерновых культур. Обратите внимание на таблицу «Крупы из различных зерновых культур»

Крупы из различных зерновых культур

зерновые

пшеница

рис

ячмень

просо

овес

гречиха

крупы

манная

рисо-

вые хлопья

перло-

вая

пшено

пшен-

ные хлопья

овся-

ная «Геркулес»

Гречне-

вая, гречневый продел

Хлопья – продукт питания, представляющий собой расплющенные зерна. Гречневый продел – продукт питания, состоящий из дробленных зерен.

4. Беседа с учащимися

Крупы обладают большой питательной ценностью. В них много углеводов, имеются белки, жиры, минеральные вещества. Наиболее питательны – овсяная, гречневая, манные крупы. Они легко перевариваются и хорошо усваиваются организмом.

- Какие блюда можно приготовить из круп?

- Из круп можно приготовить закуски – различные салаты.

(иллюстр.).

Широко используются крупы в первых блюдах

Также широко используются и во вторых блюдах. Это – каши, запеканки, котлеты, плов, фаршированные блюда, тефтели и конечно гарниры (добавки к мясным блюдам).

Но основой для большинства блюд являются каши.

- Что такое каша?

- Каша – кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.

Каша, как самостоятельное блюдо, всегда занимала почетное место на русском столе. Ели кашу не только в будни, ею угощали гостей, ставили на стол в торжественном случае. В Древней Руси «Кашей» - называли свадебный пир. Она была символом мира, дружбы. Заключая мировой договор, наши предки варили кашу и ели ее вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договоренность не достигалась, говорили: «С ним каши не сваришь». Отголоски этих событий дошли до нас в пословицах.

5. Игра «Пословицы запутались»

- А сейчас мы с вами вспомним некоторые пословицы и поговорки.

6. Работа по таблице «Первичная обработка круп»

- Я прочитаю вам стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика.

Я насыпал в миску риса

И залил его водой

Рис поднялся, разварился

Дышит, пышет, как живой.

Из-под крышки пар клубится

Крышка прыгает звеня

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

(- Мальчик забыл помыть крупу)

- А какую еще первичную обработку проходят крупы?

- Давайте узнаем, заполнив эту таблицу «Первичная обработка круп».

В процессе заполнения мы выяснили, что:

А) перебирают: все, кроме манной;

Б) просеивают: только манную;

В) моют: все, кроме манной и гречневой, «Геркулеса»;

Д) замачивают: перловую, рисовую на 2-3 часа.

7. Беседа (технология приготовления каш)

- От чего зависит густота каши, рассыпчатость?

Каши варят жидкими, вязкими и рассыпчатыми.

Степень густоты зависит от соотношения взятого количества крупы и жидкости.

Жидкие каши готовят на цельном молоке или разведенном молоке из различных круп. Подают эти каши на завтрак и ужин.

Вязкие каши готовят из любого вида крупы на воде или молоке. Для их варки требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш. Используют как самостоятельное блюдо – с маслом, сахаром, изюмом, а также для приготовления запеканок, котлет.

Рассыпчатые каши варят из целой недробленой крупы, чаще всего на воде, иногда на молоке, разбавляют водой и на бульоне. Воды берут столько, сколько поглощают набухшие зерна до полного размягчения. Подают как самостоятельное блюдо или как гарнир.

Для приготовления каш используют воду, молоко, молоко, разбавленное водой; а также мясные бульоны и овощные отвары. Соль и сахар кладут в жидкость до закладки крупы. Крупу после первичной обработки засыпают в кипящую жидкость, затем кастрюлю закрывают крышкой и варят до готовности. Продолжительность варки зависит от вида крупы, степени е измельчения. При выборе кастрюли нужно учитывать привар (увеличение крупы при варке), который образуется при разбухании крупы (в 2,5-3 раза). Варить каши лучше всего в алюминиевой кастрюле.

Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленные из круп:

1. Жидкая или вязкая каша должна представлять собой однородную массу из хорошо разваренной крупы без комков.

2. Рассыпчатая каша должна состоять из легких, не склеенных между собой крупинок.

3. Цвет, вкус и запах готовых блюд должны быть характерными для данного вида каши, без посторонних привкуса и запаха.

V. Практическая часть.

- Сегодня мы будем готовить вязкую кашу из пшенных хлопьев.

1. Знакомство с рецептом.

Вязкая каша из пшенных хлопьев.

Норма продуктов:

Молоко – 2 стакана

Хлопья (пшенные) – 1 стакан

Соль – 10 грамм

Сахар – 1 столовая ложка

Масло – 1 столовая ложка

Способ приготовления.

1. Налить молоко в кастрюлю, добавить соль и сахар, довести молоко до кипения.

2. Всыпать хлопья, перемешать. Прокипятить 1-2 минуты.

3. Заправить сливочным маслом, перемешать, накрыть крышкой.

4. Дать постоять 1-2 минуты.

- Из каких продуктов состоит блюдо?

- Расскажите последовательность действий при приготовлении каши.

2. Инструктаж по технике безопасности, гигиенические процедуры.

- Перед тем как приступить к приготовлению каши, давайте с вами вспомним правила по технике безопасности и гигиену приготовления пищи. (Обучающиеся читают правила, моют руки)

3. Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.

(Индивидуальная работа с учащимися)

1) деление детей на бригады;

2) распределение обязанностей;

3) выполнение работы;

4) сервировка стола.

- Пока закипает молоко, давайте вспомним, что такое первичная обработка?

- Что входит в первичную обработку круп?

- Какую первичную обработку прошла наша крупа?

- Почему?

- Что такое тепловая обработка?

- Какие еще каши можно приготовить тем же способом?

Полезный совет!

Кастрюлю, в который собираются кипятить молоко, рекомендуется сначала сполоснуть холодной водой, тогда молоко не пригорит.

4. Анализ работы.

(По требованию к качеству)

Каша хорошо разварилась, без комочков, имеет правильный цвет и запах, приятная на вкус.

5. Подача блюда на стол.

- Ребята, вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?

(Кашу маслом не испортить)

- Правильно, в кашу можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, а кто не любит сладкие каши может положить орешки.

- А сейчас мы проведем конкурс «Самая вкусная и красивая каша».

Вы должны при помощи этих добавок украсить свою кашу и дать ей название.

VI. Рефлексия

-Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень

интересно было общаться с вами.

-Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из тарелочек из сервиза на вашем столе: зеленую – очень интересно, синюю – интересно, красную – было неинтересно. Вместе соберем сервиз.

VII. Итог урока.

Выставление отметок.

-Молодцы, ребята, какие аппетитные блюда у вас получились.

globuss24.ru

Конспект урока по СБО на тему: "Приготовление блюд из круп".

28.10.15

Тема: Приготовление блюд из круп.

Цель: Познакомить обучающихся с видами круп и многообразием блюд из них.

Задачи:

Образовательная

  1. Способствовать формированию у обучающихся представления о видах круп, их первичной и тепловой обработки, многообразии блюд.

  2. Способствовать формированию представления о способах приготовления блюд из круп.

Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию зрительной и механической памяти через выполнение практических упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать осторожность, внимательность, аккуратность при работе на кухне.

  2. Воспитывать культуру труда, соблюдать навыки санитарии и гигиены.

Оборудование: электроплита, кастрюля, стакан, чайная ложка, глубокая тарелка.

Продукты: гречневая крупа, соль, сахар, сливочное масло, образцы круп.

Средства обучения: ПК, проектор.

Методы:

словесный (рассказ, беседа)

наглядный (демонстрация презентации, натуральных предметов)

практический (работа с инструкционной картой, приготовление каши, уборка рабочего места)

Ход урока

1. Организация начала урока

Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.

2. Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить новую тему, поставить перед обучающимися цель.

- Тема сегодняшнего урока «Приготовление блюд из круп». (Запись темы урока в тетрадь).

- Сегодня мы с вами познакомимся с основами видами круп, способами их первичной и тепловой обработки, многообразием блюд из круп. На практическом занятии вы будете учиться варить гречневую кашу на воде, стараясь соблюдать при этом все правила безопасной работы на кухне.

3. Повторение пройденного материала

Цель: повторить материал, изученный на прошлом уроке.

- Из какого основного продукта готовят макаронные изделия?

- Назовите блюда, которые можно приготовить из макаронных изделий.

- Какое блюдо мы учились готовить на прошлом уроке.

- Расскажите рецепт приготовления макарон с сыром.

4. Изложение нового материала

Цель: изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания.

- Ребята, скажите, что вы предпочитаете кушать на завтрак? А что следует употреблять на завтрак?

- Да, действительно, многие предпочитают есть на завтрак бутерброды. Вместо того чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши уходит не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши человек получает на целый день, ведь любая каша – питательная и ценная пища. Совершенно верно по этому поводу гласит русская пословица: «Русского мужика без каши не накормишь».

- Скажите, какой продукт является основным для приготовления каши? (Крупа)

- Какие виды круп вы знаете?

(Демонстрация изображений круп на слайде, натуральных образцов)

Манная крупа производится из пшеницы.

Перловую крупу готовят из ячменя. Эта крупа варится долго и требует предварительного замачивания в воде.

Овсяная крупа.

Рисовая крупа.

Пшенная крупа – из проса.

Первичная обработка крупы.

- Внимательно посмотрите образцы круп. Есть ли в них примеси? В каких видах круп наибольшее количество примесей? Можно ли крупы в таком виде использовать для приготовления блюд?

- Что вы можете сказать о первичной обработке круп?

- Крупы перед приготовлением перебирают, просеивают, некоторые крупы моют, подсушивают. Выбор способов первичной обработки зависит от вида крупы.

Таблица «Первичная обработка круп»

Крупа

Переборка

Просеивание

Мытье

Подсушивание

Замачивание

Гречневая

+

+

+

Рисовая

+

+

Овсяная

Пшенная

+

+

Манная

+

Перловая

+

+

+

(2-3 часа)

- Самое известное блюдо из круп – это каша. Но и каша бывает разной: жидкой, вязкой, рассыпчатой.

- Как вы думаете, от чего зависит густота каши? (От количества жидкости).

- Рассыпчатые каши готовят из риса, гречневой, пшенной, перловой круп. Их варят на воде или бульоне. Крупу засыпают в кипящую жидкость, помешивают. Когда крупа впитает всю жидкость, поверхность каши выравнивают, кастрюлю закрывают крышкой, уменьшают нагрев и доводят до готовности. Рассыпчатая каша должна состоять из мягких крупинок, не склеенных между собой.

Вязкие каши сначала варят на воде, так как рис, перловая, пшенная крупы в молоке развариваются труднее, чем в воде, поэтому их крупу варят 5-7 минут, затем заливают горячим молоком и доводят до кипения.

Жидкие каши варят, как и вязкие, но жидкости берут больше. Их готовят из манной крупы, овсяной крупы, риса, пшена.

Жидкие и вязкие каши должны быть без комочков.

- Как вы думаете, какие блюда, кроме каш, можно приготовить из круп?

- Это первые блюда (супы), вторые блюда (запеканки, гарниры, котлеты), сладкие блюда (пудинги, муссы, биточки), закусочные блюда (салаты).

Запеканки готовят из рисовой, пшенной, манной, овсяной вязких каш. В них добавляют яйца, сахар, масло, ванилин и, кроме того, изюм, цукаты или курагу.

Пудинги отличаются от запеканок тем, что в их состав входят взбитые в густую пену белки. Они придают готовым изделиям пышность и пористость.

Запеканки и пудинги должны иметь слегка подрумяненную, не подгоревшую корочку.

Котлеты и биточки готовят из охлажденной вязкой каши, в которую добавляют сахар, сырые яйца и хорошо перемешивают. Формируют в виде котлет или биточков, панируют в сухарях и обжаривают с обеих сторон.

  1. Практическая работа «Приготовление гречневой каши на воде»

Цель: Учить обучающихся готовить гречневую кашу на воде.

  1. Сообщение темы практического занятия.

Гречневая каша с давних времен в России считалась исконно русским блюдом. Один из русских агрономов пишет: «Гороховый суп или гороховый кисель с охотки едят, как лакомство, но его нельзя есть ежедневно, он скоро надоедает. Между тем гречневая крупа не надоедает никогда. Из всех круп она выделяется своей питательностью». Ведь недаром русские пословицы гласят: «Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной отец родной», «Не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша в печи стоит».

(Демонстрация изображений блюд на слайде).

  1. Ознакомление с инструкционными картами.

  2. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с кухонной электроплитой, горячей жидкостью, моющими средствами.

  3. Организация обучающихся. (Обучающиеся моют руки с мылом, надевают фартуки, убирают волосы под косынку).

  4. Распределение обязанностей между обучающимися.

  5. Практическое выполнение заданий. (Учитель контролирует соблюдение обучающимися трудовой дисциплины, санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности; демонстрирует правильные приемы работы; следит за выполнением заданий).

  6. Сервировка стола.

  7. Дегустация приготовленного блюда.

  8. Уборка рабочего места.

  9. Подведение итогов практического занятия.

  1. Закрепление нового материала

Цель: закрепить в памяти обучающихся полученные знания.

Работа с карточками

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3.

Задание: Составь последовательность приготовления гречневой каши.

Действие

Засыпать крупу

Добавить масло

Налить воду, вскипятить

Добавить соль

Варка каши

Накрыть крышкой и довести кашу до готовности

Подать на стол

6. Подведение итогов урока

Анализ работы на уроке, оценивание.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему " Блюда из круп и макаронных изделий" 6 класс

Тема: Блюда из круп и макаронных изделий.

Цель: ознакомление учеников с разнообразием видов и пищевой ценностью круп, макаронных изделий и блюд из них.

Задачи:

Задачи воспитательные:

-воспитание трудолюбия, самостоятельности, аккуратности и ответственности.

Задачи развивающие:

-развитие познавательных интересов, коммуникативных, организаторских способностей.

Задачи обучающие:

-освоение необходимых знаний о макаронных изделиях и крупах, об их полезных свойствах, о способах приготовления различных блюд из этих продуктов, о критериях оценивания приготовленного блюда.

Оборудование: Технология: 6 класс: учебник, для учащихся общеобразовательных организаций / Под ред. Н.В.Синица, П.С. Самородский,В.Д. Симоненко, О.В.Яковенко- 3-е изд., перераб. - М.: вентана — Граф, 2014, рабочая тетрадь, кухонный инвентарь, коллекция макаронных изделий, круп, продукты для приготовления блюд, таблица «Приготовление каши», технологические карты, плакаты по технике безопасности, пословицы по теме урока.

Методы обучения: рассказ, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, практическая работа.

Ход урока

  1. Организация урока

Проверка готовности учащихся к уроку

Ребята вы можете мне ответить на следующие вопросы:

Что такое крупа? Из чего ее получают?

Из каких злаков можно получить пшено? Геркулес?

Какие крупы вы еще знаете?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята сегодня нам предстоит поближе познакомиться с очень ценными и полезными продуктами. Запишите тему урока «Блюда из круп и макаронных изделий». Мы не только познакомимся, но и научимся готовить вкусные и полезные блюда.

Какие блюда можно приготовить из крупы? (ответы детей: каша и др)

Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:

1.Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.

2.Каша – кормилица наша.

3.Русского мужика без каши не накормишь.

4.Кашу маслом не испортишь.

5.Щи да каша – радость наша.

6.Каша-то густа, да чашка пуста.

7.Где щи да каша – там и наши.

  1. Изучение новой темы.

Ребята давайте с вами вспомним пищевую пирамиду. ( на доске) обратите внимание, что на первом ярусе, кроме уже изученных в 5 классе хлебобулочных изделий, находятся крупы и макаронные изделия.

Крупы – это ценные питательные продукты, состоящие из цельных или дробленых зёрен различных культур (гречихи, пшеницы, риса и тд)

Показ презентации: Виды круп. Какие зерновые культуры служат источником получения круп.

А теперь найдите образцы названных круп на столе.

Крупы богаты углеводами (в основном крахмалом), содержат белки и витамины. Хранят крупы в полотняных мешочках, стеклянных или металлических банках в сухом затемненном месте при комнатной температуре. Запасы круп не должны быть слишком большими, ведь крупы, как и другие продукты, имеют ограниченный срок годности. Самые полезные каши – гречневые и геркулесовые. Они богаты белком, который близок к белку животных продуктов.

Перед приготовлением все крупы проходят первичную обработку. Их перебирают, просеивают(манную крупу), промывают (кроме дробленных круп) 2-3 раза в теплой воде, последний раз в более горячей.

infourok.ru

Конспект урока по технологии в 6 классе "Блюда из круп"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по технологии в 6 классе "Блюда из круп" для предмета : Технология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Обоянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

по СБО в

6 классе

Блюда из круп

Подготовила:

учитель СБО

Скабёлкина Ирина Васильевна

Тип урока. Комбинированный.

Цель: Сформировать знания и умения обучающихся по технологии приготовления блюд из круп.

Задачи:

Образовательные:

- учить правилам первичной обработки и закладки круп,

- правильно читать рецепт блюда,

-подбирать продукты для его приготовления.

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельной работы;

-коррекция внимания, памяти, мышления.

Воспитывающие:

-воспитывать взаимодействие в коллективе.

Основные понятия: продел, крупы-овсяная «геркулес», гречневая, перловая, манная, рисовая, каша, каши-жидкая, вязкая, рассыпчатая, привар, гарнир.

Ресурсы:

-таблицы «Крупы из различных зерновых культур», «Первичная обработка круп», «Закладка круп», задания на карточках,

-плакат «Пословицы запутались»,

-иллюстрации злаковых растений,

-иллюстрации к сказке «Как крупа на стол попала»,

-рецепт блюда,

-технологические карты,

-виды круп (натур.),

-виды каш (натур.),

-спец. одежда,

-столовое белье,

-кухонный инвентарь,

-столовая посуда,

-набор продуктов.

План урока:

Организация начала занятия. Психологический настрой на урок.

Сообщение темы и задач занятия.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Подробный конспект урока (90 минут).

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

- Доброе утро, дорогие ребята! Начнем наш урок, я уверена, что он пройдет хорошо.

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

II. Введение в тему.

-Послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Мала крошка, а пользы в ней много.

В вводе поварят, кто ест, похвалит. (крупа)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

III. Сообщение темы и целей урока.

-Тема урока «Блюда из круп».

- Определите задачи, которые будем решать на уроке.

-Мы изучим виды круп, значение их в питании человека, познакомимся с первичной обработкой круп, тепловой обработкой, освоим технологию приготовления каш, научимся готовить кашу, красиво оформлять готовые блюда и красиво подавать их к столу.

IV. Актуализация знаний

1. Рассказ о приключении зернышка.

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят:

«Он мало каши ел?»

(Это говорят о слабеньких)

- Правильно. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

- А вы знаете из чего варят каши? (из крупы)

- Что такое крупа?

- Я вам расскажу о приключениях зернышка.

(Рассказ сопровождается показом рисунков и иллюстраций)

1. Посадим весной в землю маленькое зернышко (иллюстр.).

2. Вскоре из зернышка пробился росточек и поле зазеленело. Заботливые агрономы, обрабатывали свои поля, чтобы насекомые не уничтожали их посев (иллюстр.).

3. Земля, солнце, вода помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен (иллюстр.).

4. Осенью колоски собрали, обмолотили, достали зерна (иллюстр.).

5. Из зерна сделали крупу.

6. Из крупы сварили вкусную кашу (иллюстр.).

- Вот так зернышко попало к нам на стол.

2. Игра «Знаток»

- А сейчас поиграем в игру «Знаток».

- Я предлагаю вам по виду колоска определить название растения, а затем найти в баночках соответствующую крупу и тоже назвать ее. Обратите внимание на форму крупы, ее размеры, цвет. (Показать пшеницу, гречиху, овес, рис, просо, ячмень.)

3. Работа по таблице «Крупы из различных зерновых культур»

- А сейчас давайте по подробнее какие крупы вырабатывают из различных зерновых культур. Обратите внимание на таблицу «Крупы из различных зерновых культур»

Крупы из различных зерновых культур

зерновые

пшеница

рис

ячмень

просо

овес

гречиха

крупы

манная

рисо-

вые хлопья

перло-

вая

пшено

пшен-

ные хлопья

овся-

ная «Геркулес»

Гречне-

вая, гречневый продел

Хлопья – продукт питания, представляющий собой расплющенные зерна. Гречневый продел – продукт питания, состоящий из дробленных зерен.

4. Беседа с учащимися

Крупы обладают большой питательной ценностью. В них много углеводов, имеются белки, жиры, минеральные вещества. Наиболее питательны – овсяная, гречневая, манные крупы. Они легко перевариваются и хорошо усваиваются организмом.

- Какие блюда можно приготовить из круп?

- Из круп можно приготовить закуски – различные салаты.

(иллюстр.).

Широко используются крупы в первых блюдах

Также широко используются и во вторых блюдах. Это – каши, запеканки, котлеты, плов, фаршированные блюда, тефтели и конечно гарниры (добавки к мясным блюдам).

Но основой для большинства блюд являются каши.

- Что такое каша?

- Каша – кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.

Каша, как самостоятельное блюдо, всегда занимала почетное место на русском столе. Ели кашу не только в будни, ею угощали гостей, ставили на стол в торжественном случае. В Древней Руси «Кашей» - называли свадебный пир. Она была символом мира, дружбы. Заключая мировой договор, наши предки варили кашу и ели ее вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договоренность не достигалась, говорили: «С ним каши не сваришь». Отголоски этих событий дошли до нас в пословицах.

5. Игра «Пословицы запутались»

- А сейчас мы с вами вспомним некоторые пословицы и поговорки.

6. Работа по таблице «Первичная обработка круп»

- Я прочитаю вам стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика.

Я насыпал в миску риса

И залил его водой

Рис поднялся, разварился

Дышит, пышет, как живой.

Из-под крышки пар клубится

Крышка прыгает звеня

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

(- Мальчик забыл помыть крупу)

- А какую еще первичную обработку проходят крупы?

- Давайте узнаем, заполнив эту таблицу «Первичная обработка круп».

В процессе заполнения мы выяснили, что:

А) перебирают: все, кроме манной;

Б) просеивают: только манную;

В) моют: все, кроме манной и гречневой, «Геркулеса»;

Д) замачивают: перловую, рисовую на 2-3 часа.

7. Беседа (технология приготовления каш)

- От чего зависит густота каши, рассыпчатость?

Каши варят жидкими, вязкими и рассыпчатыми.

Степень густоты зависит от соотношения взятого количества крупы и жидкости.

Жидкие каши готовят на цельном молоке или разведенном молоке из различных круп. Подают эти каши на завтрак и ужин.

Вязкие каши готовят из любого вида крупы на воде или молоке. Для их варки требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш. Используют как самостоятельное блюдо – с маслом, сахаром, изюмом, а также для приготовления запеканок, котлет.

Рассыпчатые каши варят из целой недробленой крупы, чаще всего на воде, иногда на молоке, разбавляют водой и на бульоне. Воды берут столько, сколько поглощают набухшие зерна до полного размягчения. Подают как самостоятельное блюдо или как гарнир.

Для приготовления каш используют воду, молоко, молоко, разбавленное водой; а также мясные бульоны и овощные отвары. Соль и сахар кладут в жидкость до закладки крупы. Крупу после первичной обработки засыпают в кипящую жидкость, затем кастрюлю закрывают крышкой и варят до готовности. Продолжительность варки зависит от вида крупы, степени е измельчения. При выборе кастрюли нужно учитывать привар (увеличение крупы при варке), который образуется при разбухании крупы (в 2,5-3 раза). Варить каши лучше всего в алюминиевой кастрюле.

Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленные из круп:

1. Жидкая или вязкая каша должна представлять собой однородную массу из хорошо разваренной крупы без комков.

2. Рассыпчатая каша должна состоять из легких, не склеенных между собой крупинок.

3. Цвет, вкус и запах готовых блюд должны быть характерными для данного вида каши, без посторонних привкуса и запаха.

V. Практическая часть.

- Сегодня мы будем готовить вязкую кашу из пшенных хлопьев.

1. Знакомство с рецептом.

Вязкая каша из пшенных хлопьев.

Норма продуктов:

Молоко – 2 стакана

Хлопья (пшенные) – 1 стакан

Соль – 10 грамм

Сахар – 1 столовая ложка

Масло – 1 столовая ложка

Способ приготовления.

1. Налить молоко в кастрюлю, добавить соль и сахар, довести молоко до кипения.

2. Всыпать хлопья, перемешать. Прокипятить 1-2 минуты.

3. Заправить сливочным маслом, перемешать, накрыть крышкой.

4. Дать постоять 1-2 минуты.

- Из каких продуктов состоит блюдо?

- Расскажите последовательность действий при приготовлении каши.

2. Инструктаж по технике безопасности, гигиенические процедуры.

- Перед тем как приступить к приготовлению каши, давайте с вами вспомним правила по технике безопасности и гигиену приготовления пищи. (Обучающиеся читают правила, моют руки)

3. Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.

(Индивидуальная работа с учащимися)

1) деление детей на бригады;

2) распределение обязанностей;

3) выполнение работы;

4) сервировка стола.

- Пока закипает молоко, давайте вспомним, что такое первичная обработка?

- Что входит в первичную обработку круп?

- Какую первичную обработку прошла наша крупа?

- Почему?

- Что такое тепловая обработка?

- Какие еще каши можно приготовить тем же способом?

Полезный совет!

Кастрюлю, в который собираются кипятить молоко, рекомендуется сначала сполоснуть холодной водой, тогда молоко не пригорит.

4. Анализ работы.

(По требованию к качеству)

Каша хорошо разварилась, без комочков, имеет правильный цвет и запах, приятная на вкус.

5. Подача блюда на стол.

- Ребята, вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?

(Кашу маслом не испортить)

- Правильно, в кашу можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, а кто не любит сладкие каши может положить орешки.

- А сейчас мы проведем конкурс «Самая вкусная и красивая каша».

Вы должны при помощи этих добавок украсить свою кашу и дать ей название.

VI. Рефлексия

-Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень

интересно было общаться с вами.

-Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из тарелочек из сервиза на вашем столе: зеленую – очень интересно, синюю – интересно, красную – было неинтересно. Вместе соберем сервиз.

VII. Итог урока.

Выставление отметок.

-Молодцы, ребята, какие аппетитные блюда у вас получились.

docbase.org

Урок ,,Блюда из круп ''

Урок технологии в 6-м классе по теме "Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Приготовление гречневой каши"

Цель: Систематизировать и дополнить знания учащихся, полученных при изучении темы «Кулинария», сформировать представление о разнообразии круп, бобовых и макаронных изделий, определить способы их приготовления.

Задачи:

1.Способствовать формированию представлений о разнообразии круп, бобовых и макаронных изделий.

2.Способствовать формированию и развитию навыков самостоятельной практической деятельности, самоанализа учащихся при выполнении проектной работы.

3.Способствовать формированию и развитию умений и навыков в приготовлении блюд из круп и макаронных изделий.

4.Способствовать формированию и развитию эстетического вкуса, внимательности.

Средства обучения:

1.Кожина О.А., Кудакова Е.Н.., Маркуцкая С.Е. Технология.(вариант для девочек). 6класс, учебник. М.: «Дрофа», 2010 г.

2. Презентации.

3. Коллекция макаронных изделий, круп и злаковых культур.

4.Раздаточный материал - в одноразовых стаканах виды макаронных изделий, круп и злаковых культур, инструкционные карты.

5. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Тип урока – комбинированный.

Планируемые результаты.

1.Личностные – осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мативировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.

2.Метапредметные – умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источником информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку.

3. Предметные- умение установить взаимосвязь между теоретическими и практическими знаниями, умениями, применять теоретические знания в практической деятельности.

Ход урока

I. Организация урока.

а) Приветствие;б) Выявление отсутствующих.в) Повторение пройденного материала.г) Объявление темы урока (слайд 1). Запись темы урока в тетрадях.д) Доведение до учащихся целей и плана урока.

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос. Вопросы для повторения:

1. В чём ценность рыбы для питания человека? (важнейший источник питательных веществ высокой биологической активности. Рыбий жир содержит витамин А и D, богата и йодом в 20-30 р. Больше, чем в говядине.)

2. Для кулинарной обработки какая используются рыба? (Живая рыба, охлаждённая, мороженая, солёная, вяленая, копчёная, консервированная).

3. Каким образом можно определить доброкачественность рыбы? (после размораживания: сохранена целостность рыбы, чешуя гладкая, чистая, глаза выпуклые, прозрачные, жабры ярко красные, мякоть с трудом отделяется от костей, свежий характерный рыбный запах)

4. Перечислите этапы первичной обработки рыбы? (Оттаивание, очистка рыбы от чешуи, разрезание брюшка – удаление внутренностей, головы, плавников, хвоста, пластование, нарезание на порционные куски.)

5. Какие виды тепловой обработки применяются при приго­товлении блюд из рыбы? (отваривают, припускают, жарят, запекают)

6. Что общего между варкой и припусканием? (Припускание – в воде на одну треть и нагревают при закрытой крышке.)

7. Какие виды панировки вы знаете? (мучная -просеянная пшеничная мука, белая – измельчённый черствый пшеничный хлеб, и панировочные сухари).

8. Что такое кляр? – (жидкое тесто: мука, яйца, молоко, соль).

III . Изучение нового материала. (Презинтация№1 Блюда из бобовых, круп, макаронных изделий)

Сегодня на уроке мы поговорим о кашах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.

Объяснение учителя.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис , просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.

Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлен­ы в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.

Рассмотреть образцы в стаканчиках!!!

Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом по­мещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время, чтобы они не прогоркли.

Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каши, запеканки и т. д.). Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие, а также готовят из крупяных каш пудинги, котлеты и биточки.

(Под запись в тетрадь). (Презинтация№2 Изделия из круп)

Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:

· Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.

· Каша – кормилица наша.

· Русского мужика без каши не накормишь.

· Кашу маслом не испортишь.

· Щи да каша – радость наша.

· Каша-то густа, да чашка пуста.

· Где щи да каша – там и наши.

БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ БОБОВЫХ Презинтация№1 Блюда из бобовых, круп, макаронных изделий)

К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох луще­ный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бо­бовых определяется содержанием в них большого количества бел­ков — до 25%.

Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее несушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в лите­ратуре в X—XII вв. Употребление в пищу начинает­ся с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.

Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири.

Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набу­хания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятст­вующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.

При приготовлении блюд из бобовых, в состав которых входит томат, его добавляют только в пассерованном виде после полного размягчения бобовых.

Презинтация№3 Производство макаронных изделий.

Макаронные изделия - питательный и ценный продукт Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.

Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом.

С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.

Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.

Презинтация№4 Виды макаронных изделий.

Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:

1. иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;

2. правильную форму;

3. вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса идругих посторонних привкусов и запахов.

Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.)

I способ варки применяют для гарниров;

II способ - для запеканок и макаронников.

К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:

1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков;

2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронныеизделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;

3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отвар­ным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.

IV. Практическая работа. (Учебник, практическая работа «Блюда из круп и макаронных изделий», с. 28-36.). Перед началом практической работы напоминаю правила ТБ:

1. с электронагревательными приборами – включать и выключать сухими руками, по окончании работы выключать электроплиту.

2. с горячей жидкостью: пользоваться прихватками, снимать, приподнимать крышку от себя.

3. засыпать крупу в кипящую жидкость осторожно, чтобы не разбрызгивалась вода.

Учащиеся закрепляют изученный материал практической работой.

Для выполнения практической работы класс раздел на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике готовят греченвую кашу.

Во время работы я концентрирую внимание учащихся на технике безопасности при обращении с электрической плитой, проверяет наличие прихваток.

Когда все блюда будут готовы, приступают к дегустации. После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды, сухой горчицы, хозяйственного мыла или специальных моющих средств.

V. Итог урока.

Анализ урока, отмечает типичные ошибки. Выставляет оценки всем учащимся.

1. Дегустация блюд, приготовленных учащимися.

2. Заключительное слово учителя.

Выставление оценок. Объявление итогов урока.

Домашнее задание. § 6. В рабочей тетради описать технологию приготовления блюда, приготовленного на уроке.

VI. Рефлексия.

1. Какое значение имеют блюда из круп и бобовых в питании человека?

2. Какие блюда можно приготовить из круп?

3. Какова питательная ценность макаронных изделий?

4. Почему крупы, бобовые, макаронные изделия увеличиваются в объёме во время варки?

5. Из каких круп можно приготовить кашу на молоке?

6. Почему при варке макароны следует опускать в кипящую воду?

Литература:

1. Кожина О.А., Кудакова Е.Н.., Маркуцкая С.Е. Технология. (вариант для девочек). 6класс, учебник. М.: «Дрофа», 2008 г.

2.Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред. Кожина О.А. Журнал «Школа и производство» №4 2007 г. (занимательный урок «Горшочек каши» - авт. Мятина Н.П.).

Автор: Тамарчук Татьяна Александровна

pedportal.net

Конспект урока по технологии в 6 классе "Блюда из круп"

Обоянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

по СБО в

6 классе

Блюда из круп

Подготовила:

учитель СБО

Скабёлкина Ирина Васильевна

Тип урока. Комбинированный.

Цель: Сформировать знания и умения обучающихся по технологии приготовления блюд из круп.

Задачи:

Образовательные:

- учить правилам первичной обработки и закладки круп,

- правильно читать рецепт блюда,

-подбирать продукты для его приготовления.

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельной работы;

-коррекция внимания, памяти, мышления.

Воспитывающие:

-воспитывать взаимодействие в коллективе.

Основные понятия: продел, крупы-овсяная «геркулес», гречневая, перловая, манная, рисовая, каша, каши-жидкая, вязкая, рассыпчатая, привар, гарнир.

Ресурсы:

-таблицы «Крупы из различных зерновых культур», «Первичная обработка круп», «Закладка круп», задания на карточках,

-плакат «Пословицы запутались»,

-иллюстрации злаковых растений,

-иллюстрации к сказке «Как крупа на стол попала»,

-рецепт блюда,

-технологические карты,

-виды круп (натур.),

-виды каш (натур.),

-спец. одежда,

-столовое белье,

-кухонный инвентарь,

-столовая посуда,

-набор продуктов.

План урока:

Организация начала занятия. Психологический настрой на урок.

Сообщение темы и задач занятия.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Подробный конспект урока (90 минут).

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

- Доброе утро, дорогие ребята! Начнем наш урок, я уверена, что он пройдет хорошо.

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

II. Введение в тему.

-Послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Мала крошка, а пользы в ней много.

В вводе поварят, кто ест, похвалит. (крупа)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

III. Сообщение темы и целей урока.

-Тема урока «Блюда из круп».

- Определите задачи, которые будем решать на уроке.

-Мы изучим виды круп, значение их в питании человека, познакомимся с первичной обработкой круп, тепловой обработкой, освоим технологию приготовления каш, научимся готовить кашу, красиво оформлять готовые блюда и красиво подавать их к столу.

IV. Актуализация знаний

1. Рассказ о приключении зернышка.

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят:

«Он мало каши ел?»

(Это говорят о слабеньких)

- Правильно. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

- А вы знаете из чего варят каши? (из крупы)

- Что такое крупа?

- Я вам расскажу о приключениях зернышка.

(Рассказ сопровождается показом рисунков и иллюстраций)

1. Посадим весной в землю маленькое зернышко (иллюстр.).

2. Вскоре из зернышка пробился росточек и поле зазеленело. Заботливые агрономы, обрабатывали свои поля, чтобы насекомые не уничтожали их посев (иллюстр.).

3. Земля, солнце, вода помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен (иллюстр.).

4. Осенью колоски собрали, обмолотили, достали зерна (иллюстр.).

5. Из зерна сделали крупу.

6. Из крупы сварили вкусную кашу (иллюстр.).

- Вот так зернышко попало к нам на стол.

2. Игра «Знаток»

- А сейчас поиграем в игру «Знаток».

- Я предлагаю вам по виду колоска определить название растения, а затем найти в баночках соответствующую крупу и тоже назвать ее. Обратите внимание на форму крупы, ее размеры, цвет. (Показать пшеницу, гречиху, овес, рис, просо, ячмень.)

3. Работа по таблице «Крупы из различных зерновых культур»

- А сейчас давайте по подробнее какие крупы вырабатывают из различных зерновых культур. Обратите внимание на таблицу «Крупы из различных зерновых культур»

Крупы из различных зерновых культур

зерновые

Хлопья – продукт питания, представляющий собой расплющенные зерна. Гречневый продел – продукт питания, состоящий из дробленных зерен.

4. Беседа с учащимися

Крупы обладают большой питательной ценностью. В них много углеводов, имеются белки, жиры, минеральные вещества. Наиболее питательны – овсяная, гречневая, манные крупы. Они легко перевариваются и хорошо усваиваются организмом.

- Какие блюда можно приготовить из круп?

- Из круп можно приготовить закуски – различные салаты.

(иллюстр.).

Широко используются крупы в первых блюдах

Также широко используются и во вторых блюдах. Это – каши, запеканки, котлеты, плов, фаршированные блюда, тефтели и конечно гарниры (добавки к мясным блюдам).

Но основой для большинства блюд являются каши.

- Что такое каша?

- Каша – кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.

Каша, как самостоятельное блюдо, всегда занимала почетное место на русском столе. Ели кашу не только в будни, ею угощали гостей, ставили на стол в торжественном случае. В Древней Руси «Кашей» - называли свадебный пир. Она была символом мира, дружбы. Заключая мировой договор, наши предки варили кашу и ели ее вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договоренность не достигалась, говорили: «С ним каши не сваришь». Отголоски этих событий дошли до нас в пословицах.

5. Игра «Пословицы запутались»

- А сейчас мы с вами вспомним некоторые пословицы и поговорки.

6. Работа по таблице «Первичная обработка круп»

- Я прочитаю вам стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика.

Я насыпал в миску риса

И залил его водой

Рис поднялся, разварился

Дышит, пышет, как живой.

Из-под крышки пар клубится

Крышка прыгает звеня

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

(- Мальчик забыл помыть крупу)

- А какую еще первичную обработку проходят крупы?

- Давайте узнаем, заполнив эту таблицу «Первичная обработка круп».

В процессе заполнения мы выяснили, что:

А) перебирают: все, кроме манной;

Б) просеивают: только манную;

В) моют: все, кроме манной и гречневой, «Геркулеса»;

Д) замачивают: перловую, рисовую на 2-3 часа.

7. Беседа (технология приготовления каш)

- От чего зависит густота каши, рассыпчатость?

Каши варят жидкими, вязкими и рассыпчатыми.

Степень густоты зависит от соотношения взятого количества крупы и жидкости.

Жидкие каши готовят на цельном молоке или разведенном молоке из различных круп. Подают эти каши на завтрак и ужин.

Вязкие каши готовят из любого вида крупы на воде или молоке. Для их варки требуется меньше жидкости, чем для приготовления жидких каш. Используют как самостоятельное блюдо – с маслом, сахаром, изюмом, а также для приготовления запеканок, котлет.

Рассыпчатые каши варят из целой недробленой крупы, чаще всего на воде, иногда на молоке, разбавляют водой и на бульоне. Воды берут столько, сколько поглощают набухшие зерна до полного размягчения. Подают как самостоятельное блюдо или как гарнир.

Для приготовления каш используют воду, молоко, молоко, разбавленное водой; а также мясные бульоны и овощные отвары. Соль и сахар кладут в жидкость до закладки крупы. Крупу после первичной обработки засыпают в кипящую жидкость, затем кастрюлю закрывают крышкой и варят до готовности. Продолжительность варки зависит от вида крупы, степени е измельчения. При выборе кастрюли нужно учитывать привар (увеличение крупы при варке), который образуется при разбухании крупы (в 2,5-3 раза). Варить каши лучше всего в алюминиевой кастрюле.

Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленные из круп:

1. Жидкая или вязкая каша должна представлять собой однородную массу из хорошо разваренной крупы без комков.

2. Рассыпчатая каша должна состоять из легких, не склеенных между собой крупинок.

3. Цвет, вкус и запах готовых блюд должны быть характерными для данного вида каши, без посторонних привкуса и запаха.

V. Практическая часть.

- Сегодня мы будем готовить вязкую кашу из пшенных хлопьев.

1. Знакомство с рецептом.

Вязкая каша из пшенных хлопьев.

Норма продуктов:

Молоко – 2 стакана

Хлопья (пшенные) – 1 стакан

Соль – 10 грамм

Сахар – 1 столовая ложка

Масло – 1 столовая ложка

Способ приготовления.

1. Налить молоко в кастрюлю, добавить соль и сахар, довести молоко до кипения.

2. Всыпать хлопья, перемешать. Прокипятить 1-2 минуты.

3. Заправить сливочным маслом, перемешать, накрыть крышкой.

4. Дать постоять 1-2 минуты.

- Из каких продуктов состоит блюдо?

- Расскажите последовательность действий при приготовлении каши.

2. Инструктаж по технике безопасности, гигиенические процедуры.

- Перед тем как приступить к приготовлению каши, давайте с вами вспомним правила по технике безопасности и гигиену приготовления пищи. (Обучающиеся читают правила, моют руки)

3. Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.

(Индивидуальная работа с учащимися)

1) деление детей на бригады;

2) распределение обязанностей;

3) выполнение работы;

4) сервировка стола.

- Пока закипает молоко, давайте вспомним, что такое первичная обработка?

- Что входит в первичную обработку круп?

- Какую первичную обработку прошла наша крупа?

- Почему?

- Что такое тепловая обработка?

- Какие еще каши можно приготовить тем же способом?

Полезный совет!

Кастрюлю, в который собираются кипятить молоко, рекомендуется сначала сполоснуть холодной водой, тогда молоко не пригорит.

4. Анализ работы.

(По требованию к качеству)

Каша хорошо разварилась, без комочков, имеет правильный цвет и запах, приятная на вкус.

5. Подача блюда на стол.

- Ребята, вы знаете, что любую кашу можно сделать вкусной?

(Кашу маслом не испортить)

- Правильно, в кашу можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, а кто не любит сладкие каши может положить орешки.

- А сейчас мы проведем конкурс «Самая вкусная и красивая каша».

Вы должны при помощи этих добавок украсить свою кашу и дать ей название.

VI. Рефлексия

-Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень

интересно было общаться с вами.

-Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из тарелочек из сервиза на вашем столе: зеленую – очень интересно, синюю – интересно, красную – было неинтересно. Вместе соберем сервиз.

VII. Итог урока.

Выставление отметок.

-Молодцы, ребята, какие аппетитные блюда у вас получились.

пшеница

рис

ячмень

просо

овес

гречиха

крупы

манная

рисо-

вые хлопья

перло-

вая

пшено

пшен-

ные хлопья

овся-

ная «Геркулес»

Гречне-

вая, гречневый продел

doc4web.ru