Ашура 2018 - день поста и поминовения мучеников в исламе. Блюдо в день ашура
Употребление в пищу еды, приготовленной в честь дня ‘Ашура
Ответ.
Хвала Аллаху.
Действия, которые совершают шииты в день ‘Ашура, а именно бьют себя по лицу и другим частям тела, делают раны на голове, проливают кровь, приготавливают (специальные) виды пищи – всё это является порицаемыми видами нововведения. Подробнее от этом в ответе на вопрос № 4033 и № 9438. Не дозволено ни участвовать в этом, ни помогать им в этом, так как это и есть оказание помощи в распространении греха и вражды.
Также запрещено употреблять в пищу то, что они приготовили в этот день, так как это делается это из заблуждения и следования нововведению.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Это отвратительный грех и порицаемое нововведение. Необходимо оставить это и не участвовать в этом. Нельзя употреблять в пищу еду, которую они преподносят в этот день».
Он также сказал: «Нельзя участвовать в этом, нельзя есть мясо, заколотое для этого дня, нельзя употреблять напитки, приготовленные для этого дня. А если человек заколол в этот день животное не ради Аллаха, а ради обитателей дома (Пророка) или иных, то это является большим многобожием. Сказал Всевышний Аллах:
قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ * لا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
„Скажи: „Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. Нет у Него со
islamqa.info
10 милостей дня Ашура
10 милостей дня АшураПосле того, как пост месяца Рамадан стал фардом, пост в день Ашура, стал мустахабом
Ответ:
В арабском языке слово «ашара» означает «десять», слово «ашир» означает «десятый». Днем Ашура называют десятый день месяца Мухаррам. Этот месяц важен тем, что является первым месяцем лунного года. Кроме того, он имеет особое значение ввиду исторических событий, произошедших в этот месяц. Помимо этого, мухаррам является первым из четырех запретных месяцев.
Что же касается мудрости, заключенной в названии этого дня, то сообщается, что в этот день Аллах Всевышний даровал своим десяти пророкам десять разных милостей:
1. В день Ашура Аллах Всевышний даровал Мусе (алейхи салям) чудо разделения моря, и потопил преследовавшее его войско Фараона.
2. В этот день ковчег Нуха (алейхи салям) пристал к горе Джуди.
3. В этот день пророк Юнус (алейхи салям) был извлечен из чрева проглотившей его рыбы.
4. В этот день было принято покаяние Адама (алейхи салям).
5. В этот день пророк Юсуф (алейхи салям) был спасен из колодца, куда его бросили братья.
6. В этот день родился Иса (алейхи салям), и в этот день он был вознесен на небо.
7. В это день было принято покаяние пророка Давуда (алейхи салям).
8. В этот день у Ибрагима (алейхи салям) родился сын Исмаил (алейхи салям).
9. В этот день к Якубу (алейхи салям) вернулось зрение, которое он потерял от тоски по своему сыну Юсуфу (алейхи салям).
10. В этот день пророк Аййуб (алейхи салям) излечился от своей болезни (Дийарбакри, Тарихуль-Хамис, 1/360).
По этой причине во многих мусульманских странах к этому дню готовят специальное сладкое блюдо из различных злаков, которое так и называется – «ашура». И обычай угощать этим блюдом родных и близких соблюдается до сих пор. Приготовление этого блюда не является ни фардом, ни сунной, это является хорошим обычаем.
Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) переселился в Медину, то он увидел, что жившие там иудеи, соблюдают пост в день Ашура. На его вопрос о том, что это за пост, они ответили:
«Сегодня хороший день. В этот день Аллах Всевышний спас сынов Исраилевых от зла Фараона. Муса (алейхи салям) постился в этот день, в знак благодарности Аллаху. Поэтому и мы постимся в этот день» (Бухари, Саум, 69).
Из риваята, переданного Аишой (радыйаллаху анху) следует, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и в Мекканский период соблюдал этот пост:
«Во времена джахилийи, курайшиты соблюдали пост в день Ашура. И посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) соблюдал этот пост еще до переселения. Когда же он переселился в Медину, то продолжил соблюдение этого поста, и повелел это своим сподвижникам. Когда же во втором году хиджры был вменен в обязанность пост в месяц Рамадан, он перестал соблюдать пост в день Ашура. Те, кто желал, продолжили соблюдение этого поста, а те, кто не желал, перестали соблюдать его» (Бухари, Саум, 69).
Исламские алимы единодушны в том, что пост в день Ашура не является ваджибом, а является сунной. После того, как пост месяца Рамадан стал фардом, пост в день Ашура стал мустахабом. Кроме того, чтобы не уподобляться иудеям, желательно соблюдать этот пост 9 и 10, или 10 и 11 числа месяца Мухаррам.
Но этот день омрачает страшная трагедия. В этот день, 10 числа месяца Мухаррам, в 61 году по хиджре, в местечке под названием Кербела был жестоко убит внук посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) – Хусейн. Ему было 55 лет.
islam-today.ru
20 сентября 2018 – День Ашура в исламе. Пост в День Ашура
День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.
Когда начинается праздник День Ашура в 2018 году?
Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2018 году День Ашура в исламе отмечается 20 сентября.
История и традиции праздника День Ашура
Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626—680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.
В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.
Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.
Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.
В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.
Пост в День Ашура
Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).
Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.
Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).
Что нельзя делать в День Ашура?
В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.
Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.
Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.
vstretim-prazdnik.com
Ашура 2018 - день поста и поминовения мучеников в исламе
Само название "Ашура" происходит от арабского слова ашара, что означает "десять". В 2018 году по грегорианскому календарю он приходится на 20 сентября.
Согласно Корану, на этот день приходится сотворение небес и первого человека на земле. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. А еще в этот день поминают посланников и пророков.
Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты по-разному отмечают десятый день месяца мухаррам.
Сотворение небес
Согласно Корану, на этот день приходятся сотворение небес, земли, ангелов, первого человека — Адама, который являлся и первым пророком. В этот же день Всевышний также принял покаяние Адама.
В День Ашура Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву своего сына Исмаиля, и вознес пророка Ису на небеса.
Этот день является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ной) — Аллах даровал Нуху и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах великого потопа.
Нух и находившиеся с ним во время великого потопа мусульмане ступили на землю в День Ашура.
В День Ашура Аллах даровал спасение и другому своему великому пророку и его общине — пророку Мусе (Моисей), от фараона, правителя Египта.
День Ашура имеет большое историческое значение и для общины пророка Мухаммада. Десятого числа месяца Мухаррам, в четвертом году Хиджры, должно было произойти сражение, называемое Зат Ар-рика, но оно не состоялось, потому что враг убежал с поля боя, бросив имущество и семьи.
Мусульмане считают, что Всевышний оградил своего пророка и его последователей от вреда неверующих.
Соблюдать пост в день Ашура начал еще пророк Мухаммед после переезда из Мекки в Медину в 622 году.
Но, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.
Шахсей-вахсей
У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али, который в этот день пал смертью шахида — борца за веру.
Чтобы избежать междоусобного раздора, Хасан, старший внук Пророка, заключил соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа.
Однако, Язид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, приступил к его осуществлению, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками.
Язид и его 30-ти тысячное войско окружили Хусейна и его сподвижников недалеко от реки Ефрат. Битва, исход которой был предрешен, началась десятого месяца мухаррам. Самому имаму Хусейну нанесли 29 колотых и 27 резаных ран, а потом отрубили голову.
С тех пор шииты первые десять дней месяца оплакивают мученическую смерть Хусейна, соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама.
На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления — траур, поминки, оплакивание и так далее. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.
По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" (отсюда произошло европейское название этого обычая — "шахсей-вахсей").
Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в День Ашуры для них не являются обязательными.
Традиции
В День Ашура, а также в девятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам желательно соблюдать пост и раздавать милостыню.
Согласно одному из хадисов, пост в День Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в День Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд.
Так что, в День Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран и совершают другие богоугодные дела.
Пост соблюдается только до вечера, а с заходом солнца начинается праздничная трапеза. На стол обязательно ставят ашуре — подобие пудинга из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов.
Вообще в этот день нужно приготовить что-нибудь из гороха и сухофруктов, так как эти продукты символизируют изобилие.
Ашуре — главное блюдо первого месяца мусульманского года, в магазинах даже продаются специальные наборы для приготовления этого пудинга. А день Ашура его принято раздавать бедным.
Кроме традиционного ашуре, на стол подают блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Для детей делают сладкие печенья — чареки — и готовят шербет.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
sputnik-georgia.ru
Месяц Мухаррам - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал
Мухаррам
С месяца Мухаррама начинается исламский лунный календарь. Это один из четырех священных месяцев, о которых в Благородном Коране говорится:
ان عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهرا في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها اربعة حرم
Перевод смысла: «Число месяцев, согласно Аллаху, – двенадцать месяцев, [упомянутых] в Книге Аллаха в день, в который Он создал небеса и землю. Среди них (двенадцати месяцев) есть четыре священных».
Эти четыре месяца, согласно достоверным хадисам, – Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Все толкователи Благородного Корана единодушны в этом, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) в проповеди, прочитанной в последнем хадже, сказал:
السنة اثنا عشر شهرا أربعة حرم، ثلاث متواليات ذوالقعدة، وذوالحجة، والمحرم، ورجب.
«Год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре – священные месяцы, три из них идут друг за другом: Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам, – а четвертый – Раджаб».
Выделение этих четырех месяцев не означает, что другие месяцы лишены какой бы то ни было священности, ведь месяц Рамадан признается наиболее священным месяцем года. Однако эти четыре месяца указаны особо, поскольку их священность признавали даже мекканские язычники.
На самом деле, все месяцы изначально равны, и нет святости, которая была бы им внутренне присуща. Когда же Всемогущий Аллах выбирает некое время для Своего особого благословения, это время приобретает святость по Его Милости.
Таким образом, святость этих четырех месяцев признавалась с времен нашего господина Ибрахима (мир ему). Так как язычники Мекки возводили свой род к нашему господину Ибрахиму (мир ему), они чтили святость этих месяцев и, несмотря на многочисленные войны между племенами, считали недозволенным сражаться в это время.
В Шариате нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) сохраняется святость этих месяцев, и в Благородном Коране они названы (перевод смысла) «священными месяцами».
У месяца Мухаррам есть свои особые достоинства, о которых будет сказано ниже.
1. Пост в течение этого месяца.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
أفضل الصيام بعد شهر رمضان شهر الله المحرم
«Лучшие посты после постов Рамадан – посты в месяц Мухаррам».
Хотя поститься в течение месяца Мухаррам не обязательно, тем не менее, тот, кто постится в этом месяце по своему желанию и выбору, получит великую награду от Всемогущего Аллаха. В вышеприведенном хадисе указано, что из всех желательных (нафль) постов (то есть таких постов, которые не обязательно держать, но которые человек соблюдает по своему выбору) за посты в течение Мухаррама полагается наибольшая награда.
Из этого хадиса не следует, что такую награду получит лишь тот, кто постится весь месяц без перерыва. Напротив, вознаграждается каждый день поста. Поэтому нам следует постараться не упустить эту возможность.
2. День Ашура.
Хотя все дни месяца Мухаррам священны, 10-е число этого месяца выделяется особо. Этот день называется днем Ашура.
Согласно сподвижнику Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах), наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), переселившись в Медину, обнаружил, что мединские евреи постились 10-го Мухаррама. Они говорили, что в этот день пророк Муса (мир ему) и его последователи чудесным образом пересекли Красное море, а Фараон утонул в его водах. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы», – и велел мусульманам поститься в день Ашура (Абу Дауд).
Также во многих достоверных хадисах говорится, что вначале мусульмае были обязаны поститься в день Ашура. А затем, когда был установлен обязательный пост в месяц Рамадан, пост в день Ашура стал желательным. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) сказала:
فلما قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة صامه وأمر بصيامه. فلما فرض رمضان كان هو الفريضة وترك عاشوراء، من شاء صامه ومن شاء تركه ([1])
«Когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) прибыл в Медину, он постился в день Ашура и велел людям поститься в этот день. Однако, когда посты в Рамадан были вменены в обязанность, обязательность поста была ограничена Рамаданом и обязательность поста в день Ашура была отменена. Человек может поститься в этот день, если пожелает, а может не поститься, если хочет».
Тем не менее, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постился в день Ашура даже после того, как пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность. Абдуллах ибн Маʼуд передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в Рамадан посту в день Ашура (Бухари и Муслим).
Говоря вкратце, из достоверных хадисов следует, что пост в день Ашура – это Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и за него полагается великая награда.
Согласно другому хадису, рекомендуется, чтобы пост в день Ашура либо следовал за другим днем поста, либо предшествовал ему. Это означает, что нужно поститься два дня: либо 9-е и 10-е Мухаррама, либо 10-е и 11-е Мухаррама. Смысл еще одного дополнительного поста заключается в том, что, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), евреи постились в день Ашура и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) хотел, чтобы пост мусульман отличался от поста иудеев. Поэтому он советовал мусульманам добавить еще один день поста.
Некоторые источники указывают на еще одну особенность дня Ашура: согласно этим источникам, в этот день следует быть более щедрым со своей семьей, принести домой больше еды, чем в другие дни. Эти хадисы не очень достоверны, как указывают знатоки хадисов. Однако некоторые ученые, такие как Байхакы и Ибн Хиббан, сочли их достойными доверия.
То, что сказано выше о дне Ашура, основано на достоверных хадисах. Однако об этом дне ходят легенды, и некоторые заблуждения касательно дня Ашура пробрались в умы невежественных людей, хотя не имеют под собой никакой достоверной базы. Наиболее распространенные из этих заблуждений таковы:
- Это день, в который был создан Адам (мир ему).
- Это день, в который родился Ибрахим (мир ему).
- Это день, в который Аллах принял покаяние нашего господина Адама (мир ему).
- Это день, когда наступит конец света.
- Кто искупается в день Ашура, тот никогда не заболеет.
Все эти и другие подобные измышления и фантазии не имеют никакой основы, а все хадисы в поддержку этих мнений не выдерживают критики.
Некоторые люди считают Сунной готовить в день Ашура специальное блюдо. Это также не имеет никакой основы в исламских источниках.
Другие связывают святость дня Ашура с мученической смертью нашего господина Хусайна во время битвы с сирийским войском. Вне сомнений, смерть нашего господина Хусайна – один из самых трагических эпизодов нашей истории. Однако святость дня Ашура не может быть связана с этой смертью просто потому, что эта святость была установлена задолго до рождения нашего господина Хусайна.
Наоборот, то, что наш господин Хусайн погиб в день Ашура, указывает на достоинство этого человека.
Еще одно заблуждение о месяце Мухаррам заключается в том, что это плохой или несчастливый месяц, поскольку в Мухарраме убили нашего господина Хусайна. По этой причине люди не заключают браки в этом месяце. Это опять же безосновательное измышление, противоречащее Благородному Корану и Сунне. Такого рода предрассудки опровергал наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Если бы смерть какого-то выдающегося человека делала день его смерти несчастливым во веки веков, то осталось бы ни одного счастливого дня в году, потому что каждый день из 365-ти дней в году будет днем смерти какой-либо выдающейся личности. Благородный Коран и Сунна освобождают нас от этих суеверий, на которые не следует обращать никакого внимания.
Следующая дурная практика, связанная с этим месяцем, – причитания и траурные церемонии в память о мученической смерти нашего господина Хусайна. Как мы уже сказали, битва при Кербеле – один из самых трагических эпизодов в нашей истории, но Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил нам устраивать подобные церемонии, вне зависимости от того, кто погиб. Люди эпохи джахилийи громко оплакивали своих погибших родственников и друзей, разрывали на себе одежду и били себя по щекам и по груди. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил мусульманам так вести себя и велел сохранять терпение, произнося:
إنا لله وإنا إليه راجعون .
Об этом до нас дошло множество достоверных хадисов. Вот один из них:
ليس منا من ضرب الخدود، وشق الجيوب، ودعا بدعوة الجاهلية([2])
«Тот не из нас, кто бьет себя по щекам, разрывает на себе одежду и завывает, как люди джахилийи».
Факихи единогласно постановили, что выражение скорби таким образом не дозволено. Сам господин Хусайн незадолго до своей смерти посоветовал своей любимой сестре, нашей госпоже Зайнаб (да будет доволен ей Аллах), не оплакивать его так, если он погибнет. Он сказал:
يا أخيه إني أقسم عليك، لا تشقى على جيبا، ولا تخمشي على وجها ولا تدعى بالويل والثبور إن هلكت ([3])
«Моя дорогая сестра, я заклинаю тебя, если я умру, не рвать на себе одежду, не царапать свое лицо, никого не проклинать или не молиться о скорой смерти».
Из этих слов нашего господин Хусайна становится ясно, что такого рода оплакивание осуждается даже тем благословенным человеком, которого эти люди оплакивают. Все мусульмане должны сторониться этой практики и держаться учения Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его любимого внука – нашего господина Хусайна.
Муфтий Таки Усмани
([1]) سنن ابو داؤد([2]) ( صحيح البخاري كتاب الجنائز([3]) ( الكامل، ابن أثير، جلد ٤ صفحه ٢٤
4838
annisa-today.ru
Марина Петрова-Ришняк Блюдо, которое ел Ной Продолжение.…
Нельзя сказать, что современные ортодоксальные мусульмане с пиететом относятся к Наврузу.Полагая этот праздник скорее языческим, они всячески восстают против его отмечания.
И если кое-где этот праздник и удавалось искоренить, то блюдо Ноя оказалось неискоренимым!
Вспомним опять десятый день десятого месяца, когда, согласно каноническим текстам, Ноев ковчег пристал к суше.Согласно хиджре - первый мусульманский месяц - это мухаррам, десятый день первого месяца - 10-е мухаррама. Вы не поверите сейчас, как это число называется!- Праздник АШУРЕ! В этот день, по поверьям мусульман, произошло... все!
Правоверные уверены, что именно сегодня Адам был прощен и обрел рай, именно сегодня родился пророк Ибрагим (Авраам) а много лет спустя пророк Юнус (Иона) восстал из чрева кита, что именно в десятое мухаррама фараон перестал преследовать Мусу (Моисея), и что в Ашуру был взят на небо пророк Иса(Иисус), и конечно же, что ковчег Нуха (Ноя) именно в этот день нашел сушу!
Согласно хиджре, 10-е мухаррама не обязательно приходится на весну - оно может состояться в любой день года, да это и неважно.
Важно, что до сих пор многие мусульмане сохранили обычай поститься перед этим днем.Они утверждают, что так делали еще арабы-язычники. Почему- никто не знает.Не память ли это о голодном путешествии Ноя?
Хочется утверждать ,что память, потому что в день Ашуре турки ходят с полными пиалами из дома в дом и угощают соседей блюдом под названием... "ашуре"!
А вот родственные им крымские татары, вообще называют это блюдо" ашир аш"!
В последнее время, общемусульманское предание о Ное несколько заслонило событие новых времен - битва ,произшедшая в 7 веке н.э., в которой погибли внуки пророка Магомета. весьма почитаемые мусульманами-шиитами. Потому вам могут рассказать, что ашуре - это всё, что эти воины, попавшие в окружение, нашли у себя в котомках... А что там было, как вы думаете?
Правильно: фасоль, горох, сухофрукты, орехи и мед...
А вот ашуре, или аш готовили все же задолго до 7 века!Некоторые производят слово"ашура" от древнего арабского "гашара", что значит "десять".Но может быть, арабское "десять", как раз произошло от названия ноева блюда?Ведь количество ингридиентов в нем тяготеет к десяти...
Возможно, кое-что уже и подзабылось со времен потопа!
А вот и оригинальный рецепт турецкого ашуре
Ашуре (Aşure)
Итак, берем - нут, фасоль, зерна пшеницы и сухофрукты ( к ним относятся инжир, курага, изюм и чернослив) - и каждый продукт на ночь замачиваем в отдельной кастрюльке (сухофрукты можно замочить с утра пораньше).
Затем начинаем варить все, кроме сухофруктов. Когда крупы разварятся (пройдет в среднем часа 2,5., смешиваем их все вместе, добавляем нарезанные сухофрукты и довольно много - не менее 300 грамм меда (лучше брать мед не слишком сладких сортов) - и увариваем все в густую разваренную до состояния пюре, кашу. Кашу посыпаем молотыми орехами и подаем.
Это, что называется классический рецепт. Неклассические его варианты допускают использование риса вместо и вместе с пшеницей, добавление вместо меда сахара, а также разных фруктов и их цедры. Фрукты применяют и в качестве украшения - особым успехом польуются зерна граната!
Старые приметы нового времени.
После того как Османская империя захватила полсвета, рецепт ашуре стал известен в Византии и на Балканах.
Болгары, которые практически не едят каш, все же до сих времен держат на столе блюдо под названием "Пшеница ашуре".
Отварная пшеница «Ашуре» .
конецформыначалоформыСварить пшеничные зерна без шелухи, отсоединить примерно одну четверть и промыть. Остальную часть протереть через сито.
Смешать протертую массу с отцеженной, добавить изюма и сахара, вскипятить и проварить минуту-две. Развести 1-2 ст.лож. крахмала в чашке холодной воды. Довести до кипения и ввести его в пшеницу тонкой струйкой, постоянно помешивая, пока смесь не загустеет.
Снять кашу с огня и размешать в ней полстакана крупно растолченных ореховых , отделив часть.
Вылить ашуре в вазочки для компота. Перед подачей посыпать блюдо остальными рублеными орехами и сбрызнуть розовой водой.
...Каждый из нас знаком с "пшеницей ашуре" не понаслышке: нет человека, который не видел бы ее на поминках - эту вазочку с рисом, изюмом, курагой и медом...Кутья!
Эта каша не всегда была "похоронной". Ее варили и ели при любых важных событиях - рождении, свадьбах, да и просто на праздниках.
Это она кажется таким русским блюдом, ведь это ее делали раньше не из риса, а из пшеницы с горохом!
Это ее рецепт был привезен к нам из Византии, из Малой Азии, оттуда, где реки Тигр и Евфрат текут с гор в моря...
Это ее мы несем в плошке утром в храм, чтобы поставить на канун, где ее освятят , потому что кутья - это символ новой жизни, символ воскресения.
Но никто из нас до сих пор не знал, почему именно она!
marinalissner.livejournal.com
Употребление в пищу еды, приготовленной в честь дня ‘Ашура
0
Вопрос: Можно ли есть пищу, которую приготавливают шииты в день ‘Ашура? Они говорят, что эту пищу приготовили ради Аллаха, но награду за пищу они посвящают Хусайну, да будет доволен им Аллах. Если я не возьму эту пищу, то это доставит мне неудобства или даже подвергнет меня опасности, вы и сами знаете, как в Ираке относятся к последователям Сунны и единой общины.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Действия, которые совершают шииты в день ‘Ашура, а именно бьют себя по лицу и другим частям тела, делают раны на голове, проливают кровь, приготавливают (специальные) виды пищи – всё это является порицаемыми видами нововведения. Подробнее от этом в ответе на вопрос № 4033 и № 9438. Не дозволено ни участвовать в этом, ни помогать им в этом, так как это и есть оказание помощи в распространении греха и вражды.
Также запрещено употреблять в пищу то, что они приготовили в этот день, так как это делается это из заблуждения и следования нововведению.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Это отвратительный грех и порицаемое нововведение. Необходимо оставить это и не участвовать в этом. Нельзя употреблять в пищу еду, которую они преподносят в этот день».
Он также сказал: «Нельзя участвовать в этом, нельзя есть мясо, заколотое для этого дня, нельзя употреблять напитки, приготовленные для этого дня. А если человек заколол в этот день животное не ради Аллаха, а ради обитателей дома (Пророка) или иных, то это является большим многобожием. Сказал Всевышний Аллах:
قُلْ إِنَّ صَلاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ * لا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
„Скажи: „Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. Нет у Него сотоварищей. Это мне велено, и я — первый из мусульман““[1],
إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ * فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
„Мы даровали тебе аль-Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю). Посему совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву“[2]»[3].
Однако если отказ от принятия пищи подвергнет Вас опасности, то в этом случае нет ничего плохого в том, чтобы Вы взяли ее для отведения от себя вреда.
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Коран. Сура «Скот» 6:162-163.
[2] Коран. Сура «Изобилие» 108:1-2.
[3] Ибн Баз. Фатауа-ш-шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз. Т. 8. С. 320.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 102885
www.sawab.org