Блюдо Пахта глубокое (ляган) 25 см. Блюдо ляган


Бухара. Узбекская керамика : ляганы, касы, пиалы. Гиждуван. Риштан. Самарканд. Хоразм.

       Бухара – керамический рай. В лавках, на выносных лотках, на ступенях домов, вдоль стен древних медресе - везде море разливанное керамической посуды. Открытием в Бухаре для меня стала гиждуванская и бухарская керамика. И еще, удивительные работы Хорезмских мастеров.        Самая популярная и массовая - керамика из Риштана. Тонкие, звенящие, покрытые изысканным орнаментом изделия продают в Узбекистане всюду. Они очень хрупки и менять такую посуду приходится часто – благо не дорого. Вот они, на переднем плане на фотографии :

 

      Начну повествование с полюбившейся мне лавке, в которой торговали посудой из всех регионов Узбекистана.  Причем посуда была как фабричная «штамповка», так  и ручной работы от известных, и от безымянных мастеров. Единственно, что проблемно – лавка находится в древнем Токи, а там царит сумрак. Оттого снимки не такие, как хотелось бы. То, что вы выбираете, вам продавцы выносят на улицу, под солнечные лучи.     В лавке работает узбекская семья, каждый член которой расскажет вам подробно о любом изделии. Особенно хорош в этой семье папа, а довелось мне послушать и сына, и маму. Академический час- 45 минут я провела в лавке. И даже не беседа то была, а скорее урок,  или индивидуальная консультация. Продавец-папа знал все местные стили, фамилии мастеров, состав и технологию изготовления красок, названия узоров и множество удивительных фактов о керамике. А у меня было так много вопросов. В общем, мы нашли друг друга.      Лавка находится в Токи Саррафон. Вот как идете от Ляби Хауза в сторону Пои Калян, так сразу и попадаете под купола Токи Саррафон. Под куполами сразу налево и будет та удивительная лавка. Обязательно  нужно сначала зайти туда, чтобы потом на протяжении всего пути вдоль рядов керамики чувствовать себя почти специалистом.

    Итак, голубая керамика Риштана.Риштан – город между Кокандом и Ферганой. Самый известный керамический промысел в Ферганской долине, которому много сотен лет. (В Долине есть и другие центры керамики, помимо Риштана). Было время, когда все мужское население Риштана составляли только гончары. Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей.  У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок. Но цветовая гамма в основном не измена – все оттенки синего и бирюзового цветов. Узор очень мелкий, тонкий орнамент из огромного числа элементов. Иногда в Риштане применяется не прозрачная, а темная синяя глазурь, тогда все узоры как бы «проявляются» из-под густо-синего цвета. Посуда приятно звенит от щелчка по её краю. 

Большинство из того, что продается массово – это продукция Риштанского завода. Хотя она очень не плоха и красива, все же фабрично – это вам не вручную. Покупать и использовать повседневно такую посуду можем позволить себе только мы, в Узбекистане. Отколупался край пиалы – выбросил, пошел купил новую. Красиво и не дорого.       Ручная работа определяется легко. Переверните посуду и посмотрите на донышко. Вот на фотографии явно видно, что ляган сделан вручную, на гончарном круге. Даже если дно покрыто глазурью, следы от круга заметны, если направить свет сбоку.

 

И еще легко заметить фабричные признаки по стопке пиал или касушек -  они входят друг в друга идеально. Потому что одинаковые. На предыдущем снимке это видно. Пиалы ручной работы в ровную стопочку не составить – каждая из них уникальна, и несколько отличается от своих посудных собратьев.

Тёплая керамика Гиждувана

Легкая, пористая, толстостенная. В ней все оттенки желтого и коричневого, немного разбавленные зеленым и синим. Особый изыск - посуда одноцветная. Её на прилавках не много. Там используется темная цветная глазурь поверх тончайшего темного узора. Основной цвет «поглощает» все остальные и создается «мраморный» эффект. Эта посуда впечатлила меня более всего. (На снимке  темно-зеленая пиалушка)  

Гиждуван – город в сорока километрах от Бухары. Древний гончарный центр, где мастера передают свое ремесло из поколения в поколения. Сейчас там работает уже 60-е поколение гончаров семьи Насруллаевых. Насруллаевы знамениты в Узбекистане, имеют большой комплекс, где можно не только купить посуду, но и посмотреть процесс её изготовления, а если вы располагаете несколькими свободными днями, даже поучиться работе на гончарном круге. А еще Гиждуван славится своим шашлыком и особым способом приготовления рыбы. Съездить туда не успела, но еще не вечер.

      Вся гиждуванская посуда, которую мне довелось увидеть – ручной работы. (Видно по стопке пиалушек, что они разные. А перевернув каждую, видим все те же следы от гончарного круга.) Кстати пиалы гиждуванские гораздо крупнее, чем те, из которых мы пьем в Ташкенте и имеют другую форму. 

Ляган зеленый какой замечательный! Вот если на него золотистого плова много положить … А в ту, верхнюю приземистую коричневую пиалу терпкого зеленого чай налить … А из зеленой кумыс пить – красиво будет.       Цены на всё это великолепие приемлемы : пиалы $3,  касы $5  ляганы $7-8 . Так же в Ташкенте стоит посуда из небьющегося стекла. Так то – Китай, а то Гиждуван! Это и сравнивать нельзя.

 

Гиждуванские мастера используют особые краски из природных материалов, которые до сих пор составляют и готовят вручную.  В их состав входит даже зола от сухой верблюжьей колючки.

 

Особенно вожделела я горшочки. Как опытный «горшковед», скажу, что в таких толстых, да такой формы, да с пористыми стенками и качественной глазурью  горшочках, блюда будут получаться особенными.  Горшочек объемом чуть меньше литра стоит около $8. Все цены продавцами озвучиваются в сумах, я лишь для удобства перевела в доллары.     И еще я вожделела рыбное блюдо гиждуванской керамики, но большого не нашла, а маленькое не устраивало. А уж как представила … как я на оном блюде фаршированную рыбу подавать буду, так и поняла, что придется мне в Гиждуван ехать.

 

Здесь, над прилавком с гиждуванской керамикой – полочка со знаменитым ташкентским фаянсом «Пахта»...

     Теперь эксперимент. Вот перед нами два блюда. Справа – риштан ручной работы. Слева – особый вид бухарской керамики – глина и глазурь на вид и вес не сильно отличаются от Гиждувана. Но орнамент имеет совершенно другой характер. А главное – краски!! Они также природные, но цвета подобраны особо. Это цвета древних мозаичных панно на каждом Бухарском медресе и мечети. Можете купить, отнести к ближайшему медресе, и, задрав голову на фронтон, сравнивать.

 

     И есть еще одна особенность в росписи гиждуванской и бухарской керамики. Если на изделиях из Риштана каждая линия узора необычайно тонка и четко очерчена, то линии и узоры в изделиях риштанской или бухарской школы расплывчаты. Свойства их особой краски в узорах таковы, что они слегка расплываются при нанесении, и взаимодействуют с глазурью. Эта расплывчатость создает удивительный эффект.     Продавец взял в руки бухарский и риштанский ляганы. Мы вышли на улицу и он начал медленно удаляться от меня.     - Смотрите! Что-нибудь замечаете?    - Стереоэффект!! Рисунок становится объемным!!!  - воскликнула я, указывая на бухарский ляган. С риштанским этого не происходило.      Да, да, да! Вы поняли!!! – радуется продавец.Когда ляган отдалялся от меня, создавалось впечатление, что каждый круг узора несколько отделялся от предыдущего, и вся картина в целом казалось совершенно иной, объемной и рельефной. Когда продавец вернулся ко мне с ляганами, я даже провела пальцами по поверхности бухарского, чтобы удостовериться, что он идеально ровный.- Вот этот ляган, риштанский, знаете, не природными красками расписывают – доверительно сказал мне продавец, и , понизив голос, с осуждением продолжил – они там из Киева краску заказывают. Химия! Ну что ж всяк кулик…   Многие ляганы имеют в донышке три неглубоких отверстия, соединенные между собой под слоем керамики – для веревочки - это чтобы красивый ляган можно было вешать на стену, снимая в торжественных случаях. И посуда, и элемент декора получается.

Керамика. Загадочный Хорезм.

Хорезмская керамика стояла в совершенно неудобном для съемки, темном углу лавки. А она очень стоит того, чтобы её разглядывать долго и с наслаждением.

 

Хорезмскую роспись не спутать ни с чем.  Удивительной красоты и изящества витиеватый узор с широкими горизонтальными узорными каймами по краям. Те же, традиционные для среднеазиатского средневековья синие тона. Прекрасная, плотная, звенящая глина. Широко открытые чашки невысоких пиал и касы. Ровные, большие плоскости ляганов с приподнятыми над ними под углом бортиками. Хорезм - моя неразделённая любовь.

 

    Эти ляганы висели высоко, и от острого угла съемки и недостатка освещения, цвета смещены  в фиолетовую часть спектра.  Рядом с ляганами висят реальные фрагменты керамики 15-16 века, которые были найдены а различных раскопках в Бухаре. Это для того, чтобы мы смогли оценить, что краски в узорах хорезмских ляганов ничем не отличаются  от тех, которые использовали много столетий назад.     Лучше сравнить эти куски древней керамики с касами на предыдущей фотографиии – там  удалось «поймать цвет».

Ну а теперь, как на уроке – этап закрепления. Учимся определять керамическую школу, гуляя по улицам Бухары :

 

На переднем плане определенно Риштан. Сочно-голубой ляган – бухарская школа (помните, из тех, что дают стереоэффект) А вот, про зеленый ляган, я вам ничего не говорила. Это самаркандская школа.  На темно-зеленом или темно-коричневом фоне наносятся белые или золотые узоры тончайшим, словно игла инструментом.. 

Самарканд, Риштан, Хорезм

 Риштан с  синей глазурью, Самарканд, классический Риштан, Самарканд,  Бухара

     Есть в Бухаре и  хорошая декоративная керамика. (Веселых китчевых «бабайчиков» в расчет не берем – их делают везде, да и в Ташкенте они дешевле) Кстати, среди керамических магнитов на холодильник увидела работы знакомой ташкентской художницы, правда цена уже была двойная супротив ташкентской.   А речь веду я, вот о каких вещах. Бухарские художники-керамисты делают великолепные авторские копии с фигурок, найденных в археологических раскопах.

 

  Эти четыре фигурки сразу привлекают взгляд

  Здесь статуэтка женщины, (по-моему кипчакская одежда) еще более раннего периода.

 Рядом с фигуркой – донышко от лягана, большие и маленькие кувшины со сколами. Целая серия старинной керамики из раскопов. Нет! Нет! Из раскопок и музеев это никто не крал.     Просто в старой части Бухары нет толковой канализации. И существуют строжайшие ограничения на подобные работы. Но местным жителям все же как-то свой быт обустраивать надо. И от того-то, если кто задумал пристроить к своему старому дому современный ватер-клозет или ванную, он получает специальное разрешение. И согласно разрешению, может вырыть в своем дворе колодец  до 15 метров глубиной. Вот и роет народ, по ходу, проходя культурные слои и находя старинные кувшины, обломки посуды, фрагменты глазурованной облицовки  и мозаики. Продают все это продавцам-перекупщикам, а те уж в свою очередь продают нам. Потому в лавках Бухары можно найти удивительные вещи.      Очень понравилась чеканка на латуни, украшенная эмалью и бирюзой. Но даже придумать не могла, что можно подавать на таком роскошном блюде.  

       Я очень мало купила керамики в Бухаре, решив, что Риштанскую керамику лучше брать в Риштане, гиждуванскую в Гиждуване, а Хорезмскую – в Хорезме. Автобусы-поезда ходят, самолёты летают.  И все же, один из самых больших даров Бухары - это общение  с продавцом керамики из лавки в Токи Саррафоне. То, что знает и рассказывает он, в Сети не прочтёшь.  А еще возможность увидеть в одном месте такое огромное количество изделий различных школ узбекской керамики дорогого стоит.    Вот так вот идешь вдоль стены мечети Калян к одноименному минарету и а там… :

 (2400px × 300px)Можно считать эту полосу домашним заданием. Узнали ли? Где Риштан, Гиждуван, Самарканд или Хоразм?

iqmena.livejournal.com

Казаны, печи под казан и аксессуары

Обращаем ваше внимание, что  Ляган это ручная работа, в т.ч. и ручная роспись, и по рисунку двух одинаковых не найти. А основное отличие в представленных ниже сериях.

Шахерезада

Самарканд

Восточный

Ришта́н (узб. Rishton) - город в Ферганской области Узбекистана, находится в 50 км от Ферганы и является административным центром Риштанского района Ферганской области. Население города составляет 22 580 человек. Знаменит местным традиционным искусством керамики. В 12 километрах от города располагается железнодорожная станция.Небольшой в прошлом поселок Куйбышево (до 1977 года) на юге Ферганской долины у границы современного Узбекистана и Киргизстана, Риштан известен сегодня как город мастеров, один из крупнейших в Средней Азии центров производства уникальной глазурованной керамики. Исследователи считают его древнейшим центром керамического искусства Ферганской долины.

Риштан, вернее Рошидон, являлся в IX-Х веке крупным перевалочным пунктом караванов Великого Шелкового Пути. Гончарство в Рошидоне имело немыслимую знаменитость на всем пространстве Великого Шёлкового Пути, от Китая до Европы, включая весь Ближневосточный регион. Один из самых древних городов в Ферганской долине, если не один из первых, первые ремесленники-гончары появились здесь в первом тысячелетии. Местная «Каландархана» являлась в то время крупнейшим местом сбора Великих ученых и мыслителей Востока на пути Великого Шёлкового Пути.В этом городе родился и получил образование Великий мыслитель, один из основателей исламской культуры Бурхониддин Маргиноний ар-Рошидоний.К концу XIX в. Риштан оформился в один из крупнейших в Средней Азии центров по выпуску глазурованной посуды. Как свидетельствуют этнографы, в конце XIX - начале ХХ вв. в Риштане насчитывалось 80 гончарных мастерских, в которых работало 300 человек.

Риштан сегодня - один из наиболее крупных центров по изготовлению художественной керамики, оформленной в национальном стиле и традициях.

Обычно профессия гончарного мастера передается из поколения в поколение. В Риштане и сегодня можно увидеть работу керамистов в маленьких мастерских с использованием древней технологии. Вместе с этим в городе работает и крупная мастерская по производству керамических изделий. На многочисленных международных выставках и ярмарка можно увидеть риштанскую керамику.

Риштанские мастера, чью красочную продукцию хорошо знают за пределами Ферганы, работают в объединенном промышленном комбинате, выпускающем десятки видов бытовой посуды и мелких художественных керамических изделий: пиалы, ляганы, миски и блюда различных форм и размеров, чайники, чаши, фигурные кувшины, детские игрушки и многое другое. Редко кто, побывав в Риштане, не увез с собой сувенир на память.Риштанскую керамику нельзя рассматривать в отрыве от ферганской и общеузбекистанской. Многое говорит о ее связях с традициями других центров гончарного ремесла Ферганской долины - Коканда, Намангана, Гурумсарая, Андижана, о близком родстве с гончарными промыслами таджикской части Ферганы - Ходжентом, Канибадамом, Ура-Тюбе, Чорку, а также некотором сходстве с керамикой старого Ташкента, Бухары, с технологическими приемами гончаров Хорезма.

xn----7sbodvrda4ak7l.xn--p1ai

Новая коллекция андижанских ляганов Усто Мирзобахрома Абдувахобова

Андижанский мастер Усто Мирзобахром Абдувахобов - великий лягансоз. Лягансоз - так в Узбекистане называют гончаров, создающих ляганы.

В производстве ляган - одна из самых сложных керамических форм. Сложна она как при создании её на гончарном круге, так и при обжиге. Малейшая неравномерность прогрева - и звонкий ляган лопнет в печи.

Роспись ляганов - это особая ипостась. Правильный ляган должен быть украшен не просто цветочами-завиточками, а специальными символами, знаками, каждый из которых несет особый смысл.

Усто Мирзобахром знает сотни древних знаков и до сих пор, украшает ими свои ляганы.

1

Знаменитый завиток, разворачивающаяся спираль, зародыш,вечное развитие и движение, зарождение жизни и микрокосмос.

Руководителю нужно дарить андижанский ляган вот с такими тайными знаками.

Здесь написано: развитие-процветание, богатство и "Враг не пройдет"

То есть фирма будет развиваться, богатеть и не навредит ей никакой недоброжелатель.

2

Мощный оберег - тумор в форме треугольника.

Вот этот ляган оберегает от 19-ти бед. Его нужно вешать на стену дома, и снимать для плова по мере необходимости. 3Характерный для Ферганской долины знак "пилляк". Это кокон шелкопряда, символ достатка и плодородия. Напоминает "восьмерку". На этом лягане многочисленные пилляк украшают широкий обод лягана: 4Анор - гранат. Семейный оберег, знак плодородия и чад многочисленных 5Знак, притягивающий богатство - "кучкарак", рожки барана 6Наклонная "восьмерка" по ободу - это два оберега, сложенных вместе, называется "бельбок", напоминает завязанный поясной платок. 7Бельбок: 8Четырехлепестковый цветок - по острому лепестку на каждуюсторону света. "Откуда бы не взглянули враги.."И вновь пилляк по ободу 9Крупно - анор, гранат. Несущий потомков множество и род долгий. Сильный талисман для женщин, желающих родить ребенка. 10На маленькой крепкой ножке каждого лягана или тарелки, Усто Мирзобахром делает перед обжиге специальные отверстия. Через нех продевается проволочка или бечевка. Такие роскошные ляганы в будни должны украшать стены. И лишь по праздникам сходить на дастархан.Отверстия сделаны так искусно, что проволочка не мешает ставить ляган на стол. 11Лепесток-глаз. "Кузминчок", оберег. 12Очень редкая пятилепестковая композиция с куполами. Очень древний узор. 13Невероятная композиция из четырех кучкарак в центре. Кажется, что загнутые рога "ощерились" во все четыре стороны. 14

Усто Мирзобахром украшает традиционным символами не только ляганы, но и тарелки привычного размера:

15Целая коллекция тарелок в бело-зеленой гамме:

Неожиданно без геометрических форм и прямых линий. Только растительный затейливый узор:

16

Если вы хотите, чтобы ваша жена родила вам ребенка, то подарите ей вот такой ляган Усто Мирзобахрома. А перед пайшанбой подайте ей в нем плов.

Ляган весь оплетен анорами - мощно заряжен на деторождение.

Если хотите начальницу в декрет отправить - тоже можете подарить.

17Трехлепестковая композиция с диковинными цветами. Цветы - это как и положено, символ красоты. 18Завитки "ислими" 19Этот ляган несет многочисленные знаки богатства и достатка - рожки барана, кучкарак: 20Вновь оберег от злых сил - бельбок. В некоторых регионах Узбекистана на керамике и вышивке такой символ несет значение ножа. Да и не удивительно. Именно на бельбок, поясной платок нож и прикрепляли. 21Богатый на символы ляган. Здесь и глаз, и бельбок, и анор и завиток,и острые лепестуи в четыре стороны света. 22Всю эту коллекцию расписных ляганов и тарелок можно будет увидеть в ташкентском Музее декоративно-прикладного искусства уже в пятницу.

Не только увидеть, но и купить.

Я буду там в дни выставки. Так что могу проконсультировать на предмет значения символов на выбранных вами ляганах. С чем не справлюсь - у самого Усто спросим.

23Мои поездки в Андижан к Усто Мирзобахрому организованы компанией Charming Orient,  в рамках подготовки специального "Керамического тура".

iqmena.livejournal.com

Сколько килограмм плова поместится на ляган, диаметром 1 метр?

Да, да именно об этом я размышляла, глядя на гигантский ляган на выставке. Но даже представить себе не смогла. А хотелось бы увидеть такую гору плова.  1Таких ляганов было два. Я просто представила себе такой ляган, принесенный кому-нибудь в подарок. Это ж восторг!  2Мастер, заметив мое любопытство, сказал, что у него в мастерской есть ляган еще больше. Мой мозг взорвался в попытке представить себе его.Это добрая советская классика - ляган по имени "Ташкент" Лучшего сувенира на память о городе хлебном и не придумать.  3Классический ташкентский ляган в желто-коричневой гамме. 4Я не являюсь поклонницей ташкентской керамики, но работы Усто Абдурахима Гафурова очень люблю.Еще один классический вид росписи ташкентского лягана  5Бело- голубые ляганы с очень рельефным рисунком ангобными красками. 6Большой ляган из бело-голубой серии. Ташкентские ляганы имеют характерную округлую форму бортов и сглаженный переход от дна к бортику. 7Касы - узбекские суповые чаши.  8Касы по форме похожи на пиалы. 9А вот и пиалы всех форм и размеров:  10Усто Абдурахим Гафуров очень эффектно, с подтеками, расписывает внутренние части пиал: 11Вся керамическая россыпь на фотографиях - работы известного ташкентского мастера Усто Абдурахима Гафурова.

Мы еще обязательно встретимся с мастером, поедем к нему в мастерскую, в старогородской район Гунча, и обязательно посмотрим гигантский ляган!

iqmena.livejournal.com

Ляган - керамическое блюдо | Быстрова Татьяна об имидже, философии дизайна, архитектуре

Автор: Герасимова Нина

Содержание

  1. Эмоциональное впечатление
  2. Смысловая структура вещи
    1. Бытийный смысл
    2. Функциональный смысл
    3. Знаковый смысл
    4. Культурно-символический смысл
    5. Культурно-исторический смысл
    6. Духовно-ценностный смысл
    7. Ассоциативный смысл
    8. Художественно-образный смысл
    9. Актуальный смысл
  3. Вывод
  4. Литература

ляган

1. Эмоциональное впечатление

Первое, что сразу притянуло мой взгляд - цвет. Причем, из-за глубины и чистоты цвета (насколько позволяет оценить монитор) хотелось смотреть на блюдо бесконечно, не отрываясь. Почему-то появилось ощущение глотка чистой свежей воды в жаркий день. Вызывает ассоциацию лета и сумерек.

"Почему-то появилось ощущение глотка чистой свежей воды в жаркий день".

Рисунок, нанесенный на плоскость лягана. Сочетаются четкие контуры листьев с размытыми пятнами других элементов цветов, не давая глазу устать, и внося разнообразие в изображение. Темные массы цветов сочетаются со светлым фоном, покрытым ажурной сеткой из листьев. На мой взгляд, обращает на себя внимание, с одной стороны замысловатость и вычурность изображения, с другой - легкость, свежесть и в некоторой степени стихийность. Я думаю, что у художника не было четкого, "один в один", эскиза.

Изображение делалось "по мотивам", согласно традициям техники. Автор этого блюда известный в своем роде деятельности художник, и скорее всего видимая легкость - признак высокого уровня мастерства. Я думаю, как раз эта легкость так привлекает и притягивает.

Видно, что вещь рукотворная, и поэтому в ней присутствует некоторый элемент случайности. "Немашинность" исполнения очень радует, особенно сейчас, когда все стараются механизировать.

По краю тарелки нанесен орнамент, состоящий из повторяющихся ритмов. Напоминает закрученный шнур, поэтому увлекает взгляд по кругу. В сочетании с изображением в центре, в целом впечатление завораживающее. Взгляд с орнамента переходит на изображение, потом опять на орнамент. Ощущение движения по кругу, в некоторой степени вращения.

Блеск. Ляган глазурованный, а следовательно блестит. Блеск сразу наводит мысль о гладкости. Хочется взять тарелку и ощутить ее. Провести по поверхности рукой. Глядя на нее, возникают почти реальные тактильные ощущения гладкости и небольшого, невыраженного рельефа на поверхности.

Форма. Круглая форма блюда также наводит мысль о вращении, бесконечности движения. На мой взгляд, здесь удачное сочетание изображения и формы, на которую оно нанесено.

2. Смысловая структура вещи

1. Бытийный смысл

Рассматриваемый предмет имеет форму круга. Это архетипическая форма, легко считываемая и воспринимаемая человеком. Она не усложнена никакими другими элементами, что делает ее наиболее доступной для восприятия.

Круг - универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность.[3] По краю тарелки, а соответственно по кругу, изображен витой шнур. Шнур символизирует жизнь человека, прерванную смертью, он может вести человека вперед, и привязать к своей судьбе[3]. Соответственно, шнур, идущий по кругу можно трактовать как бесконечность жизни, или вечность.

"Шнур символизирует жизнь человека, прерванную смерть, он может вести человека вперед, и привязать к своей судьбе".

Таким образом, приходит состояние покоя, умиротворенности. На поверхности тарелки также находится роспись, изображающая растения с цветами. Они заключены в кольцо из шнура. Растения символизируют смерть и воскресение, жизненную силу, жизненный цикл. Символически растение и цветок тесно связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь, полное соков растение - это материнство[3]. Заключенные в непрерывный шнур, они являются символом постоянного умирания и возрождения, непрерывности и бесконечности жизни во вселенной.

Таким образом, ляган в образном плане являет собой достаточно четкий и ясный символ. Выполнен он в синей цветовой гамме. И поскольку именно цвет первым обратил на себя мое внимание, хотелось бы немного поподробнее рассмотреть его символику.

Во-первых, согласно Иттену, "непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет"[1]. Таким образом, несоответствия формы и цвета, ее наполняющего не наблюдается. Кроме того, синий цвет легко понятен. Он отражает физиологическую и психическую потребность, а именно покой[2]. Кандинский говорит о синем: "чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя", "насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой"[2].

Эти характеристики еще более усиливают ощущение вечности и покоя, созданное совокупностью формальных символов вещи, и лишний раз доказывают гармоничность ее. Темно-синий - это тесная связь с праматерью, преданность и доверие, любовь и самопожертвование[2]. Этот цвет, положен на формы растений, цветов, символика которых очень тесно переплетается с символикой синего. Не происходит диссонанса в восприятии формы и цвета. Образный смысл вещи не распадается, а разные элементы, его составляющие, дополняют и раскрывают друг друга.

Кроме синего в лягане также используется светло-бирюзовый цвет, в качестве фона. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих фабричных цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом[2]. Неудивителен выбор этого цвета исторически сложившийся, так как родина рассматриваемого предмета - жаркий Узбекистан. На подсознательном уровне люди на протяжении многих веков выбирали именно этот цвет для своих изделий, стремясь внести немного прохлады в свою повседневную жизнь, и тем самым немного облегчит ее. Ощущение прохлады и холода не противоречит ощущению покоя и вечности, которое я обнаружила в символике блюда ранее, и даже еще усиливает его.

Таким образом можно сказать, что в целом предмет является гармоничным, не вызывает чувства дискомфорта ни от какого несоответствия. Символические свойства формы как самого предмета, так и изображения на нем находятся в тесной связи между собой. Их дополняет цветовое решение тарелки, усиливая впечатление, уже созданное формой. Таким образом, выяснилось, что притягательность блюда заключается, прежде всего, в исключительной гармоничности всех его компонентов, в их перекликании и взаимосвязи между собой.

2. Функциональный смысл

Сам по себе ляган является предметом быта, то есть должен использоваться по назначению. Функционально он удобен в использовании. Форма достаточно простая, нет элементов, препятствующих ее эксплуатации. Поверхность блюда глазурованная, что в значительной мере облегчает ее чистку.

Поверхность лягана покрыта росписью, это значит, что он становится не просто обыденным домашним предметом, а источником эстетического удовольствия. Кроме того, роспись выполнена вручную, следовательно, тарелка уникальна.

Я думаю, что можно также говорить о символической (знаковой) функции вещи. Она несет информацию о принадлежности ее владельца к искусству, некотором его художественном вкусе (или желание казаться таковым).

Ляган выполнен согласно традициям риштанской школы керамики, следовательно, она несет в себе также просветительскую функцию. Позволяет изучить традиции конкретного народа в изобразительном искусстве.

3. Знаковый смысл

Это произведение современного автора, получившего художественное образование и решившего продолжить художественные традиции своего города. Таким образом, как вещь авторская и рукотворная, она будет стоить дороже фабричной посуды, а учитывая известность автора - значительно. То есть, скорее всего, хотя совсем не обязательно, она по назначению (то есть для употребления пищи) использоваться не будет. Хотя в бытовом плане она удобна, практична. Ее достаточно легко, насколько можно судить по изображению, мыть. Я думаю, что блюдом может обладать либо человек, увлекающийся историей и художественными традициями узбекского народа, или даже, скорее всего, именно знаток и ценитель именно риштанской керамики, так как оно является достаточно ярким ее представителем.

Обычным, "праздным" туристам, я думаю, тарелка была бы не слишком интересна, так как скорее всего существуют более доступные аналоги фабричного или может быть хотя бы частично механизированного производства. Так что, мне кажется, речь о блюде, как о простом, случайном сувенире, идти не может. Авторскую вещь мог бы так же приобрести человек для придания себе статусности. Знающий, что авторская работа ценится, и это престижно, но не слишком интересующийся художественной стороной предмета.

Я думаю, что, скорее всего, обладатель анализируемой вещи - человек среднего или зрелого возраста, так как цвет и рисунок на тарелке не слишком динамичны, выдержанны в традициях ремесла, а следовательно - классические и достаточно консервативные. А классика, как правило, не свойственна молодости. Если это осознанный выбор, то, скорее всего, это человек со сложившейся и устоявшейся системой ценностей. Ценящий и уважающий традиции других народов (если он не принадлежит к этому народу). Или узбек или риштанец, знающий и чтящий свои корни и традиции.

4. Культурно-символический смысл

В лягане наиболее четко считывается символ круга. Это непосредственно форма самой вещи, а также и все ее элементы подчинены этому символу. Круг, как уже говорилось ранее, символ целостности, непрерывности, цикличности. Именно это считывается на подсознательном уровне в первую очередь, и именно это является основным мотивом всего данного художественного произведения.

5. Культурно-исторический смысл

Блюдо сделано современным автором и само по себе исторической ценностью не является. Однако автор, являясь представителем узбекского народа, интересуется и воспроизводит традиции старых мастеров, и делает произведения, не отступая от них. Блюдо является представителем риштанской керамики.

Риштан - область Узбекистана. В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. В существующее издревле искусство обоженной глины риштанцы внесли свои яркие и самобытные черты, отличающие их произведения. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза). Гончар-косагарлик производил коса, шокоса, пиалы, ляганы, и так далее. Мастера Риштана разрабатывали собственный стиль росписи, проникнутой лиризмом. Орнаментика включает небольшой круг мотивов - кувшин, четырехлистник, крестообразный крупный узор, звездчатые фигуры. Не очень разнообразна, но самобытна пластика форм изделий, представленных огромными ляганами (диаметр 0,5м.), средними и плоскими блюдами хозяйственно - бытового назначения, блюдами с парными ушками. Современный риштанский керамический промысел являет собой определенный феномен стабильности развития традиционного ремесла, на протяжении многих столетий практически без изменений сохранившего свою стилистическую ценность[4].

6. Духовно-ценностный смысл

Рассматриваемый ляган выполнен в соответствии с древними традициями. Он несет в себе информацию о миропонимании и мироощущении людей, живших несколько столетий назад, устанавливая, таким образом, незримую связь между ними и современными людьми. Не дает забыть свою историю, свои корни, духовно обогащая, таким образом, своего обладателя.

Кроме того, традиции сложенные веками, и выдержавшие испытание временем, можно смело называть классикой в своем виде искусства. Все моменты продуманны, нет ничего лишнего, что доставляет дополнительное эстетическое удовольствие. В данном случае можно говорить о владельце, как о человеке с устоявшимся не только художественным вкусом, но и основными моральными принципами.

7. Ассоциативный смысл

Смысл возникает у каждого свой. Он появляется на основе личного жизненного опыта каждого. Думаю, что изначально мотив выбирался на основании окружающего мира художника, он не абстрагируется им, и этот образ легко считывается. На основании этого может прийти мысль о саде, цветнике. Одновременно возникает ассоциация с сумерками и листвой на фоне темнеющего неба. Вещь, на мой взгляд, довольно интересная в образном плане, и может вызывать у обладателя массу разных ассоциаций, еще более увлекая собой его.

8. Художественно-образный смысл

Вещь сама по себе довольно простая по формообразованию. Использование росписи усложняет и обогащает ее. В качестве изображения выбран мотив цветка. Техника исполнения наиболее оптимально подобранна. Она подчеркивает природность и живость изображения, не имея четко выверенной ритмической структуры, но и не совсем отвергая ее. Размытость и нечеткость кое-где по краю росписи также играют на образ изображения.

9. Актуальный смысл

Любой интерьер всегда будет выгодно дополнять авторская вещь. Она будет выделять его среди остальных и запоминаться. Особенно сейчас, когда очень развито массовое производство, каких бы то ни было вещей.

В частности авторская керамика придает особый характер интерьеру, почти очеловечивает его, делая его уникальным и неповторимым. Ценно почувствовать диалог с автором - тоже человеком, особенно сейчас, когда нас в основном окружают машины и автоматы, и наштампованные безликие вещи.

Я думаю, что ручная работа теперь будет актуальна всегда (ну или по крайней мере еще очень долго) в связи с тем, что люди узнали и почувствовали массовость машинного производства и получили возможность сравнить его с ручным изготовлением. И если возможности (в основном финансовые) человека позволяют выбирать, то, по-моему, результат очевиден.

3. Вывод

Итак, проведя анализ смысловых уровней вещи, я пришла к выводу, что, во-первых, первое впечатление во многом совпало с действительным, непосредственно заложенным в вещь смыслом. Совпало и цветовое ощущение, и чувства, возникающие при взаимодействии с формой. Данный момент обусловлен архетипичностью блюда. Он возникает на уровне подсознания независимо от каких бы то ни было мыслей человека об этом предмете. Что касается цвета, то согласно Люшеру, все люди реагируют примерно одинаково на те или иные цвета, и поэтому что сам художник чувствовал при создании лягана, то чувствует и зритель, оценивающий произведение. В процессе исследования первоначальное впечатление также дополнилось дополнительными смысловыми уровнями, что позволит в дальнейшем точнее определить возможного обладателя, или скорее потребителя такого рода вещей.

4. Литература

  1. http://www.bookz.ru/authors/iohanes-itten/
  2. http://www.koob.ru/dragunskij/dragunskij_cvetovoj_lichnostnij_test
  3. http://www.mirslovarei.com/sim_A/
  4. http://www.uz-ker.narod.ru

08.08.2008

www.taby27.ru

Блюдо Пахта глубокое (ляган) 25 см

Блюдо глубокое Пахта 25 см – относится к столовым приборам высшего качества, изготовлена на узбекском фарфоровом заводе по оригинальной технологии из высококачественного фарфора.

Оригинальный рисунок на лягане – отличительная черта фарфоровой посуды Пахта, которую традиционно изготавливают в Узбекистане на протяжении уже более 50 лет.

Оригинальный орнамент хлопка, который наносится только вручную, появился на посуде ещё во времена Советского Союза, когда Узбекистан был основным поставщиком хлопкового сырья. Появление рисунка хлопкового растения на фарфоровой посуде образовало в последствии целую индустрию. Фарфоровая посуда Пахта практически сразу получила высокое признание и поставлялась даже за рубеж.

Орнамент хлопка на посуде обычно выполнен в белых и синих тонах, для придания дополнительной красоты и ценности часто в узоре присутствуют и золотая краска, аккуратно обрамляющая основные линии орнамента и каёмку лягана.

Восточный колорит прослеживается в каждом отдельном узоре на посуде, который надёжно защищён отличной эмалью.

Блюдо-ляган Пахта 25 см с золотой огранкой – оригинальная и высококачественная посуда достойная любого стола для ежедневной трапезы или для большого празднества. В ней можно подавать не только горячие блюда, но и закуски, десерты, фрукты и многое другое.

В нашем магазине вы можете купить только оригинальную узбекскую посуду Пахта высшего качества.

Заводская гарантия, низкая цена и огромный выбор прилагается, мы ждём вас.

 

Мы предоставим вам дополнительную скидку при покупке посуды:

от 50 000 рублей — до 4 % от крупнооптовой цены;

от 100 000 рублей — до 8 % от крупнооптовой цены;

от 200 000 рублей — до 12 % от крупнооптовой цены.

 

УСЛОВИЯ ДОСТАВКИ:

Стоимость доставки по Москве (в пределах МКАД) — 500 руб. 

Экспресс-доставка по Москве (в пределах МКАД) — 1500 руб. (Срочной называется доставка товара в день заказа (при условии, что заказ поступил не позднее 15:00 часов). 

Доставка за пределы МКАД выполняется не далее 50 км от МКАД. 

Стоимость доставки рассчитывается, исходя из тарифа 25 рублей за каждый километр, в обе стороны! 

Срок доставки по Москве и МО — 2-5 дней. Мы доставляем заказы 7 дней в неделю, без выходных и праздников с 10:00 утра до 23:00 вечера. Диапазон времени доставки конкретного заказа не менее четырех часов.Водитель-экспедитор совершит вам 2 телефонных звонка - за 30-60 минут до расчетного времени прибытия и по прибытию. 

Важно: если курьер не сможет дозвониться до клиента - доставка не будет выполнена. При покупке на сумму более 25.000 рублей доставка будет осуществлена бесплатно.

По России доставку осуществляем транспортной компанией (Деловые Линии, ПЭК, VOZOVOZ или другими компаниями по желанию клиента). Доставка товара до транспортной компании по городу Москва - 500 руб. При заказе товаров на сумму от 8 000 руб. доставка до транспортной компании - бесплатно.

Более подробную информацию по доставке товара можно получить в разделе "Доставка и оплата".

vos-bazar.ru

Узбекские ляганы. Первая социальная реклама.

     Давным-давно это было, когда еще шумел по городам и караванным тропам Великий Шелковый путь.  Бывало, собирались люди по великим  праздникам на большой плов.  Тогда перекладывал ошпоз золотистый плов из кзана на большое плоское блюдо – ляган. Ляган был красивым и расписным. Но скрывала всю красоту его росписи гора плова.  Не увидеть едокам красоту лягана, пока плов съеден не будет. 

     Отнесут быстроногие мальчишки ляган с пловом на супу. Поставят его в центр дастархана.  Ляган – блюдо общее. Каждый трапезничающий будет брать плов со своего края, горстку за горсткой. По мере того, как будет исчезать плов с блюда, и все более сытыми и довольными станут  едоки, будет открываться перед ними край, обод, расписного лягана. 

    1

Перед взором сотрапезников откроются строки, в узор свитые. В строках – то священный текст, то фраза поучительная, то слова благословления, баракат.  Человек сытый, как правило, к размышленьям и философствованию склонен.  Будет глядеть он с удовольствием на благостный текст на опустевшем лягане, и размышлять над его сутью с приязнью.  

 2

Те надписи на дисках старинных ляганов и были первой социальной рекламой. Не имея коммерческого смысла, имели они цель благую, воспитательную и нравоучительную.

  

 3

В наше время живет в Бухаре мастер-гончар, который продолжает старинные традиции эпиграфики на бытовой керамике. Мастер Абдувахид.  В этом году он представил Ташкенту новую коллекцию своих замечательных  работ.   

 4

Другие работы мастера Аббдулвахида в статьях: 

   5

iqmena.livejournal.com


Смотрите также