Йом Кипур — День Искупления. Блюда на йом кипур


Йом Кипур — День Искупления

Оглавление

Что такое Йом Кипур [↑]

Йом-Кипур — день Искупления и прощения, от ивр. слова «Кипур» — искупление, прощение, выкуп. Йом Кипур выпадает на 10-е число еврейского месяца Тишрей. Согласно еврейской традиции, в Йом Кипур Всевышний взвешивает все поступки человека за прошедший год и выносит ему окончательный приговор, предназначение на следующий год. Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, который длится чуть болньше суток и в который обязаны поститься все евреи (за исключением детей, рожениц и больных по указанию врача), он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудазиме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов, день полного единения между Творцом и еврейским народом.

Канун Йом Кипура [↑]

Обычай Капарот, обряд искупления [↑]

Издревле капарот перед Йом кипуром делали, вращая над головой человека петуха или курицу

Несмотря на то что вековая традиция предписывает делать капарот при помощи петуха (или курицы), в последнее время распространен обычай делать капарот при помощи денег, и особенно в случае, когда нет резника (чтобы сделать шхиту петуху). Поэтому берут деньги и произносят: «Элу амаот тейе-на лецдака и т. д. », «Эти деньги будут цдакой». После чего деньги отдают бедным людям.

Деньги для капарот не берут из «денег десятины».

Капарот можно сделать онлайн — мы передадим деньги бедным!Сделать капарот

Шахрит (утренняя молитва) [↑]

Канун Йом Кипура подобен празднику — в том смысле, что в этот день не произносят «Мизмор летода», Таханун и «Ламнацэах».

Также не произносят «Авину Малкэну» (но произносят утром в пятницу, если Йом Кипур выпал на субботу).

После Шахрита [↑]

Стараются расплатиться со всеми долгами, а также исполнить все данные обеты.

Дают цдаку больше обычного. Также дают цдаку в память об умерших родственниках, имена которых будут упомянуты в Изкоре. Поэтому назавтра в Изкоре говорят: «Ради того, что я дал цдаку и т. д. »

Кроме этого, больше обычного «дают цдаку» в духовном плане, а именно: приветствуют окружающих при встрече, помогают им, обращаются к ним с приветливым лицом.

В Мишне говорится, что накануне Йом Кипура во время утренней молитвы перед первосвященником Храма проводили жертвенных животных — чтобы привык к их виду, поскольку в Йом Кипур он будет приносить их в жертву. Поэтому и нам накануне Йом Кипура следует старательно подготовиться к правильному и сосредоточенному произнесению молитв наступающего святого дня.

Первая трапеза [↑]

Застилают стол праздничной скатертью. В день, предшествующий Йом Кипуру, запрещено поститься, поскольку в этот день положено есть. И тот, кто ест девятого числа месяца тишре и постится десятого числа (т. е. в Йом Кипур), заслуживает награду — как если бы он постился два дня.

Торой заповедано за этой трапезой съесть больше того, что человек ест обычно. Некоторые едят много раз понемногу, поскольку каждый такой раз засчитывается как исполнение отдельной заповеди.

Причина заповеди: (1) подготовиться к посту, заранее подкрепив свой организм, чтобы сделать полную тшуву и произносить молитвы Йом Кипур с большей самоотдачей; (2) выразить свою радость по поводу наступающего искупления и тем самым показать свое небезразличное отношение к совершенным проступкам.

В утреннюю трапезу кануна Йом кипура принято есть круглые халы

Принято есть халы круглой формы. Кусок хлеба после благословения «Амоци» макают в мед.

Миква [↑]

В канун Йом кипура необходимо окунуться в микву

Древний обычай предписывает каждому для духовного очищения окунуться в воду миквы; как написано: «Перед Всевышним очиститесь». Окунуться следует после полудня или, по крайней мере, после того как пройдет треть светлой части суток.

Минха (дневная молитва) [↑]

Принято произносить дневную молитву Минха, надев субботнюю одежду, вместе с общиной в синагоге. Обычно произносят Большую Минху (т. е. задолго до наступления вечера).

Произносят молитву Шмонэ-Эсрэ будних дней. В конце, перед «Элокай нецор», произносят Видуй.

Видуй [↑]

Видуй произносят только стоя и ни в коем случае не облокотившись на какой-либо предмет (такой, что, если этот предмет отодвинуть, человек потеряет равновесие). Видуй произносят, наклонившись вперед, и при назывании каждого греха стучат себя в грудь в области сердца, как человек, который обращается к своему сердцу: «это ты склонил меня к греху».

Не стоит говорить «Йею лерацон и т. д. » перед Видуем. Но если, когда человек произносит Видуй, община уже говорит Кадиш или Кдушу, — тогда надо сказать «Йею лерацон» и отвечать вместе со всеми на Кадиш или Кдушу.

Перед произнесением Видуя положено выполнить предписывающую заповедь Торы: «Раскайтесь в своих грехах, которые совершили». Надо назвать вслух (шепотом) каждый свой совершенный грех, раскаяться в нем (т. е. решить больше его не повторять), внутренне отказаться от него (т. е. почувствовать к нему отвращение) и вслух принять на себя обещание — начиная с этого дня больше этого греха не совершать. Такое раскаяние — основа тшувы. И если его нет — нет тшувы.

Отношения между людьми [↑]

Йом Кипур искупает грех по отношению к другому человеку — только если этот человек простил нарушителя и примирился с ним

Йом Кипур искупает грех по отношению к другому человеку — только если этот человек простил нарушителя и примирился с ним, даже если грех совершен только словами. Для этого надо самому пойти к тому человеку для примирения. Но если считает, что примирения легче достичь при помощи посредника, пусть пошлет посредника. В свою очередь тот, у кого он просит прощения, не должен быть жестоким, но обязан простить нарушителя всем сердцем, ибо тем самым он проявит хорошее качество еврейского народа. Более того, большая заслуга — полностью простить того, кто доставил тебе страдание.

«Прерывающая» трапеза (сеуда мафсэкет) [↑]

До вечера едят «прерывающую» трапезу, макая хлеб после благословения «Амоци» в мед.

Едят куриное мясо и легкие блюда.

После трапезы надо сполоснуть рот и почистить зубы (например, зубочисткой).

«Принятие поста» и прочих запретов [↑]

Надо прекратить есть и пить (включая выполнение всех остальных запретов поста), а также оставить работу — по крайней мере, начиная с момента зажигания свечей. Но правильным будет оставить все это до указанного времени, чтобы можно было успеть неспешно пойти в синагогу и произнести там молитву «Зака».

В Йом Кипур запрещены все работы, запрещенные в субботу, включая такие, как любой вид приготовления пищи (охель нэфэш) и переноска предметов по общественной территории (тилтуль).

Благословение детей [↑]

Принято, чтобы отец благословлял сыновей и дочерей перед тем, как идти в синагогу, — так написано в махзорах. Но это можно сделать в течение всего дня — и даже по телефону.

Йом Кипур [↑]

Зажигание свечей [↑]

Тот, кто зажигает свечи (женщина или мужчина), произносит после зажигания два благословения: «Леадлик нэр шель йом акипурим» и «Шеэхияну», поскольку, зажигая их, человек принимает на себя святость Йом Кипура.

Каждый женатый мужчина зажигает дома «свечу жизни» («нэр хайим»), которая будет гореть до исхода праздника. Тот, у кого нет отца или матери, добавляет к этому еще одну свечу, которая называется «нэр нешама» (и горит в синагоге).

Тот, кто зажег свечи перед наступлением праздника и сказал «Шеэхияну», не говорит амэн на благословение «Шеэхияну», которую говорит хазан в синагоге после молитвы «Коль Нидрэ».

Надевание талита [↑]

В синагоге закутываются в талит, и надо постараться сделать это с благословением еще засветло. Если солнце уже зашло, закутывается в талит без благословения.

Принято на все молитвы этого святого дня облачаться в белый «китель».

Запрет на еду и питье [↑]

Запрещено есть или пить любое количество еды или питья (каким бы мизерным оно ни было).

Детям до 9 лет запрещено поститься. После 9 лет их приучают к посту: например, дают им еду на час позже обычного.

Если человек болеет, то ему можно есть исключительно после раввинского запроса. Ограничение на объем еды для больного: меньше 30 куб. см. еды. Ограничение на объем питья: меньше 40 куб. см. воды. Эти объемы надо точно отмерить еще до наступления праздника.

Больному можно есть и пить одновременно, поскольку еда и питье «не присоединяются» друг к другу для ограничения общего объема. В случае необходимости через 9 минут после того, как закончил есть и пить, может снова есть и пить — в том же количестве, и т. д.

Ребенок и больной, которым можно есть в Йом Кипур, после еды произносят «Биркат Амазон» с вставкой «Яалэ веяво».

Запрет на умывание и натирание [↑]

Запрещено мыть любую часть тела, но можно смыть видимую грязь, а также можно сделать «нетилат ядайим». Омовение рук делают утром после сна, а также в течение дня после туалета, причем омывают только пальцы.

Натирание любым маслом (а также мазью и т. п. ) запрещено — даже с целью убрать грязь.

Запрет носить кожаную обувь [↑]

Обувь из кожи запрещена, даже если кожа в ней присутствует только выше подошвы.

Вечер Йом Кипура [↑]

Молитва «Зака» [↑]

Принято произносить молитву «Зака» до молитвы «Коль Нидрэ», а также говорить Большой Видуй рабену Нисима-гаона. При этом надо сознавать, что выполняешь предписывающую заповедь Торы: «Покайтесь в своих грехах». Но если не успел произнести молитву «Зака» вовремя, можно сказать ее после «Коль Нидрэ».

«Коль Нидрэ» [↑]

Принято перед «Коль Нидрэ» доставать свиток Торы (из святого ящика) и обходить с ним вокруг стола, на котором читают Тору, — чтобы все присутствующие смогли поцеловать свиток.

К тому времени, когда хазан произносит благословение «Шеэхияну», общине надо успеть ее закончить, чтобы можно было ответить хазану амэн.

Аравит (вечерняя молитва) [↑]

При произнесении молитвы Шма хазан говорит в полный голос: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», и вся община произносит эти слова вместе с ним — и тоже громко.

Утро Йом Кипура [↑]

Утром омовение рук делают только на пальцы, чтобы убрать духовную нечистоту.

Не моют лицо и рот. Но если глаза загрязнены, можно их слегка смочить, чтобы снять с них грязь.

Шахрит (утренняя молитва) [↑]

Укутываясь утром в талит, стоит иметь в виду, что благословение на талит действует только до времени между молитвами Мусаф и Минха — с тем, чтобы можно было без сомнения произнести то же самое благословение перед Минхой. Но если забыл о таком намерении, надо спросить раввина, как поступить.

Изкор [↑]

Тот, кто молится вне общины, тоже может сказать Изкор.

Если загодя не дал цдаку в память об умершем, душу которого упоминает в Изкоре, то должен сказать: «Ради того, что дам цдаку и т. д. ». После Йом Кипура должен немедленно выполнить обещание.

Молитва Мусаф [↑]

Когда хазан повторяет молитву, все вместе с ним произносят «Сэдер Аавода» — медленно и сосредоточившись.

Опускаются на колени и склоняют лицо до пола, чтобы произнести: «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд». Перед этим следует положить между лицом и полом платок или лист бумаги (а некоторые авторитеты говорят, что также под колени).

Дневное время и исход Йом Кипура [↑]

Молитва Минха [↑]

Эту молитву произносят с глубокой сосредоточенностью, поскольку пророку Элияу с небес ответили именно на молитву Минха.

Третий вызванный к Торе читает мафтир на книгу Йоны.

Молитва Неила [↑]

Время молитвы Неила — когда подписывают постановление Небесного суда и закрывают Небесные ворота милосердия (через которые молитва попадает на небо). Это самая последняя возможность получить прощение. Поэтому в молитву Неила евреи вкладывают весь жар своей души, чтобы вернуться к Всевышнему с полной тшувой (особенно раскаиваясь по поводу незаконного присвоения чужого имущества).

В «Авину Малкену», а также в молитве «Шмонэ Эсрэ» вместо катвэну («запиши нас») говорят хотмэну («подпиши нам»).

После Неилы хазан, а за ним вся община произносят: «Шма, Исраэль», «Барух шэм кевод малхуто леолам ваэд», «Ашем у аэлоким».

На исходе поста трубят в шофар.

Аравит [↑]

Если ошибся в молитве и произнес «Амэлех Акадош» или «Амэлех Амишпат», — в этом случае, если сразу увидел, что ошибся, пусть тут же исправится и скажет, как надо, а если не увидел, что ошибся, — все равно не надо возвращаться к началу молитвы.

Надо произнести «Ата хонантану» — как на исходе субботы.

После вечерней молитвы читают в радости весь цикл «Кидуш Левана» («Освящение луны»).

Авдала [↑]

Авдалу произносят над бокалом.

Для благословения «Боре меорей аэш» («Творец сияния огня») используют свечу, горящую с кануна Йом Кипура, или другую, зажженную от такой свечи.

Женщины, находящиеся в доме, мужья которых еще не вернулись из синагоги, могут сделать Авдалу, выпить из бокала, после чего им разрешено есть. Но пить просто воду и содовую воду они могут без Авдалы.

На исходе Йом Кипура раздается Голос с небес: «Иди, ешь в радости свой хлеб, пей с веселым сердцем свое вино, ибо уже благоволит Всевышний к твоим делам» (Коэлет 9:7).

toldot.ru

Московский Еврейский Общинный Центр. Евреи Москвы. Евреи в России

Вкусный праздничный обед перед Йом Кипур не менее важен, чем соблюдение самого поста.   Так как же должен выглядеть праздничный стол?

Конечно, в первую очередь, питательным и вкусным. В этот день можно позволить себе некий дисбаланс белков, жиров и углеводов, но умеренным отношением к каждому блюду это легко станет урегулировать. Праздничный стол должен быть красив, обязан радовать глаз, вызывать эстетическое удовольствие аппетит и праздничное настроение. Цель Трапезы, Седера, — получить удовольствие не только от вкусной еды, но и от радости общения с близкими, Богом, друзьями.   Чтобы этот день не стал для Вас днем борьбы с голодом и жаждой, лучше сделать трапезу сытной, но мягкой. На столе должно быть много жидкого. Не рекомендуется подача жареных, очень соленых и сладких блюд. В этот день принято есть куриный бульон с креплах, начиненными куриным мясом, курицу с гарниром, картофельным пюре, салаты из свежих, вареных овощей, сладкие цимесы, компоты, соки, чай с кексом или печеньем.   Знаете, как приготовить жареного цыпленка или компот из фиников? Рецепты приготовления этих замечательных блюд вы найдете дальше.    

 
Цыпленок жареный (капара)

Для приготовления этого традиционного блюда вам потребуется:  

  • цыпленок весом в 1,1 кг
  • 2 стол. ложки оливкового масла
  • 500 г лука
  • 8-9 штук грибов
  • 700 г красного вина
  • 2 чайн. ложки муки
  • 1 чайн. ложка сахара
  • 50 г орехов телячий язык
  • 3 веточки тимьяна
  • 1 лавровый лист
  • 1 зубчик чеснока соль перец  

Отварить и порезать язык. Цыпленка разрезать на 8 частей, обжарить в масле и вынуть. Количество лука разделить пополам, каждую луковицу разрезать на 4 части – обжарить и положить в кастрюлю, где обжаривался цыпленок. Добавить порезанные грибы и нарезанный чеснок. Сверху положить части цыпленка, посыпать мукой, пряностями, оставшимся луком, перемешать и тушить на маленьком огне 10 минут. Затем добавить вино, соль, перец, сахар и тушить еще 45 минут. После вынуть части цыпленка и положить на нарезанные ломти языка. Соус выпарить наполовину и залить им цыпленка на языке.    

 
Креплах с куриным мясом
Тесто:
  • 2 ст. муки
  • 2 желтка,
  • 1/2 ч. ложки соли,
  • 1/2 ст. воды

Начинка:

  • отварная курица
  • гусиный или куриный жир
  • небольшая луковица
  • растительное масло
  • щепотка соли
  • немного куриного бульона.  

Замесить тесто, постепенно вмешивая в подсоленную муку взбитые желтки и воду. Когда тесто станет гладким (перестанет прилипать к рукам), тонко раскатать на присыпанной мукой поверхности. Вырежьте стаканом кружки (можно просто нарезать тесто на ромбы или квадраты). Для приготовления начинки провернуть отварную курицу через мясорубку или блендер, растопить мелко нарезанный жир на сковородке и обжарить в нем мелко нарезанную луковицу до золотистого цвета. Смешать с размолотым куриным мясом, подсолить. Выложить начинку в середину подготовленных из теста форм и тщательно защипать края. Положить креплах в кипящий куриный бульон или воду. Можно предварительно слегка обжарить. После того, как они всплывут поварить несколько минут.    

 
Вареная курица с овощами (4 порции)
  • 5 стаканов куриного бульона
  • 8 мелких молодых неочищенных картофелин (общий вес 500 г)
  • 2 стакана воды
  • 1/2 чайной ложки тимьяна
  • 1 средняя сладкая луковица
  • 1 банка кукурузы
  • курица, нарезанная крупными кусками; общий вес 1 кг
  • 3 средние моркови  

Налейте в большую кастрюлю, обычную или жаропрочную, куриный бульон и воду, добавьте тимьян и на сильном огне доведите бульон до кипения. Положите в кипящий бульон куски курицы. Убавьте огонь, накройте кастрюлю крышкой и 25 мин варите курицу на слабом огне, периодически помешивая. Пока курица варится, нарежьте картофелины на половинки, морковь — кусочками длиной 5 см, а лук — дольками толщиной 1,5 см. Прибавьте огонь до сильного и снова доведите бульон до кипения. Положите в кастрюлю картофель, морковь и лук, убавьте огонь, накройте кастрюлю крышкой и 15 мин варите овощи на слабом огне, пока картофель не станет мягким. Засыпьте в бульон кукурузу и варите 1-2 мин, пока она полностью не прогреется. Подавая блюдо на стол, разложите курицу и овощи в неглубокие суповые тарелки и разлейте в них по 1/2 стакана бульона. Как сэкономить время: Используйте микроволновую печь: чтобы согреть кукурузу, положите ее на тарелку и 3 мин держите в печи, включенной на полную мощность. Нарежьте картофелины на четыре части. Возьмите 4-литровую кастрюлю для микроволновой печи, налейте в нее 2 стакана куриного бульона и положите картофель и морковь. Варите овощи 10 мин при полной мощности. За время варки один раз помешайте овощи. Добавьте лук и варите овощи еще 5 мин. Положите в кастрюлю курицу и тимьян, варите курицу 20 мин. Добавьте 3 стакана бульона, 1 стакан воды и кукурузу и варите суп еще 7 мин или до тех пор, пока бульон не закипит. Что можно сделать заранее: нарезать картофель, морковь и лук. Суп вообще можно сварить заблаговременно и перед подачей на стол разогреть на плите или в микроволновой печи.    

 
Жареные овощи с курицей
  • 4 порции   курица, нарезанная крупными кусками; общий вес 1 кг,
  • 1 столовая ложка сушеного укропа,
  • 700 г картофеля,
  • 1/2 чайной ложки молотого черного перца,
  • 2 большие моркови,
  • 1 средняя луковица,
  • 2 столовые ложки муки,
  • 2 зубчика чеснока, мелко нарезанного или выдавленного через чесночницу,
  • 2/3 стакана куриного бульона,
  • 2 столовые ложки нарезанного свежего укропа (по желанию),
  • 1 чайная ложка соли  

Поставьте на сильный огонь большую жаропрочную кастрюлю или жаровню, уложите в нее куски курицы кожей вниз и обжаривайте 5 мин, чтобы вытопить лишний жир. Прибавьте огонь до сильного и жарьте курицу еще 5 мин, пока куски не подрумянятся со всех сторон. Пока курица жарится, почистите картофель и нарежьте кубиками со стороной 3,5 см. Нарежьте морковь кусочками длиной 3,5 см, а лук — дольками толщиной 1,5 см. Переложите курицу на тарелку и накройте, чтобы не остывала. Разогрейте сок, натекший на дно кастрюли, положите в кастрюлю лук и чеснок и жарьте 3 мин, пока они не станут золотистыми. Положите в кастрюлю картофель и морковь и жарьте, помешивая, 1 мин, пока овощи не покроются жиром. Снова положите курицу в кастрюлю (и слейте туда же натекший на тарелку сок) и снимите кастрюлю с огня. Добавьте сушеный укроп, соль и черный перец и все перемешайте. Накройте кастрюлю крышкой и на 10 мин поставьте в духовку. Достаньте кастрюлю из духовки, хорошенько перемешайте курицу и овощи и поставьте кастрюлю в духовку еще на 15 мин, до готовности курицы и до тех пор, пока овощи не станут мягкими. При помощи ложки с прорезями разложите ингредиенты по тарелкам. Поставьте кастрюлю на сильный огонь, добавьте в кастрюлю муку и размешивайте 30 сек, пока мука не разойдется. Налейте в кастрюлю куриный бульон и кипятите, помешивая, 1 — 2 мин, пока соус слегка не загустеет. Подавайте курицу и овощи, посыпав их свежим укропом и полив соусом.    

 
Кугл (запеканка) картофельный
  • 1 кг картофеля,
  • 1 средняя луковица,
  • 1 большая морковь,
  • 1/4 стакана муки из мацы (или муки),
  • 1 чайная ложка соли,
  • 1/8 чайной ложки перца,
  • 2 яйца,
  • 3 столовых ложки куриного жира.  

Очищенные овощи натрите на мелкой терке или пропустите через мясорубку, добавьте сбитые яйца и все остальные продукты, хорошо перемешайте, смажьте форму или глубокую сковороду, выложите в нее смесь и запекайте в духовке на среднем огне, пока не подрумянится. Кугл можно приготовить и из вареной картошки. Все соотношения продуктов остаются те же, но вместо сырой картошки возьмите вареную, разомните ее или пропустите через мясорубку.    

 
Струдень яблочный
  • 1 яйцо
  • 1 стакан холодной воды
  • 10 гр. ложка подсолнечного масла,
  • 1ч.л. соды ( погасить в уксусе)
  • мука

Для начинки:

  • 1 кг. зеленых яблок ( чем кислее, тем лучше)
  • 1 стакан сахара, смешанного с корицей

На форму для выпекания: 1,5 стакана растительного масла   Яйцо, воду и масло размешиваем, добавляем соду. В полученную смесь добавляем муку  ( чтобы получилось крутое тесто, покруче, чем на халы). Готовое тесто делим на 4 части и оставляем на 30 мин. в тепле. Яблоки моем, очищаем от кожуры, режем соломкой, тоже делим на 4 части. Каждую часть теста раскатываем на большие тонкие листы, фаршируем яблоками, сверху посыпаем сахаром с корицей, сворачиваем в рулет. На форму для запекания наливаем масло, в него опускаем готовые рулеты, ставим в духовку при t =200 град. В процессе выпечки рулеты пару раз поливаем маслом с формы. Готовые изделия кладем на пекарскую бумагу, чтобы удалить лишний жир. Готово.    

 
Компот из фиников (Арба Миним)
  • Черника
  • финики
  • лимон
  • сахар
  • вода.  

Финики (как правило – сушеные) опускаются в холодную воду, доводятся до кипения и держатся на небольшом огне до размягчения, затем опускается нарезанный кубиками лимон и добавляется сахар (приблизительно 0,25 кг на литр воды). Минут через 5 добавляется черника (если черника сушеная, то она кладется чуть позже фиников). Держать на огне еще минут 5 (добавляя, если надо, сахар и воду).   Компот должен быть насыщенным, а не водянистым.

Оставить комментарий

Читайте также

mjcc.ru

Йом Кипур. Еврейские праздники. Рецепты национальной кухни для праздничного стола

По еврейскому календарю праздник наступает 10-го числа месяца тишрей. Йом Кипур буквально означает «день очищения», это праздник отпущения грехов, покаяния. Считается, что в Рош ха-Шана Бог записывает каждого еврея в одну из трех книг: книгу праведников, книгу грешников и книгу средних, а в Йом Кипур ставит печать.

Период между Рош ха-Шана и Йом Кипур именуют днями трепета; в эти дни у человека еще есть возможность повлиять на приговор, который выносит Бог. Следует раскаяться в своих грехах и исправить то, что возможно, например попросить прощения у людей и у Бога за совершенные против них проступки. Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Бога, ибо человек не может быть прощен Богом, пока он не прощен людьми. Кто говорит: «согрешу и покаюсь, а в Судный день мне простят», тому в Судный день не прощают.

Накануне праздника принято совершать обряд капарот. Он заключается в том, что живую курицу крутят над головой. В эти мгновения человек должен осознать, что, если бы Бог был строг к нему, на месте этой курицы оказался бы он. Потом курицу режут и отдают бедным. Если живую курицу достать невозможно, то над головой крутят деньги и затем отдают их бедным. В канун Йом Кипура принято также просить и дарить кусочки пирога из ржаной муки с медом – леках. Это чудесный символ: «Если предстоит мне получать еду из милости, то пусть это произойдет сегодня, сейчас, чтобы не пришлось мне впредь протягивать руку за подаянием».

Накануне праздника, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом и обильную трапезу, называемую «сеуда мафсекет» – разделительная трапеза. За 18 минут до захода солнца, в точно указанное в календаре время, женщины зажигают свечи, произнося благословения.

Перед посещением синагоги отец (или мать, если нет отца) благословляет детей, возлагая с молитвой руки на голову ребенка.

Йом Кипур – день строгого поста, в этот день запрещено мыться и пользоваться косметикой, а также носить кожаную обувь, поскольку она является символом роскоши. В праздник надевают одежду белого цвета, она символизирует чистоту от грехов. Евреи как бы уподобляются безгрешным ангелам, которым не надо ни есть, ни пить, ни заботиться о своем теле.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

eda.wikireading.ru

Что бы съесть, чтобы… стать святей?

О том, какие блюда принято готовить и есть до и после поста Йом Кипур, рассказывает Хана Ериш

Есть старая присказка о сути еврейских праздников: «Враги пытались нас уничтожить, но у них ничего не вышло. Давайте же поедим и выпьем в знак благодарности Творцу!»

Йом Кипур – строгий пост – в этом смысле очень не похож на остальные знаменательные даты нашего календаря. Но это только на первый взгляд. На самом деле он, подобно другим праздникам, длится два дня и не обходится без застолья и традиционных блюд.

Праздничная трапеза накануне Йом Кипура

Сказано: кто устраивает обильную трапезу в канун Йом Кипур, тому засчитывается, как будто он постился два дня. Говорят, все дни года Любавичский Ребе ел, пользуясь только одной рукой. Ведь праведнику не пристало выказывать пристрастие к столь материальным явлениям, как прием пищи. Однако, во время праздничной трапезы накануне Йом Кипура – Субботы Суббот – Ребе задействовал обе руки, дабы подчеркнуть, сколь важной, значимой и святой является еда в это время.

Праздничную трапезу устраивают до полудня. После благословения на хлеб окунают халу в мед, хотя соль при этом присутствует на столе.

Разделительная трапеза перед постом

Разделительную трапезу устраивают так, чтобы успеть начать пост с зажиганием свечей, до захода солнца.

Праздничная трапеза после Йом Кипура – залог материального благополучия

После исхода Йом Кипура принято участвовать в большой праздничной трапезе, которая, согласно обычаю, считается приносящей благословение на материальное благополучие в новом году.

Леках – страховка от нищеты

Медовый пирог – традиционное блюдо, связанное с Йом Кипуром. Его едят утром накануне поста. Причем важно не просто взять и съесть, а попросить леках у другого человека (как правило, в роли дающего выступает раввин общины, а дома – глава семьи). Обычай просить леках объясняется так: если, не дай Б-г, нам суждено в новом году просить пропитание, так пусть это будет кусок сладкого пирога из рук уважаемого человека. И пусть мы таким способом исполним эту обязанность и более ни в чем не будем нуждаться.

Креплах – символ прощения грехов

Умение евреев наделять высоким смыслом самые будничные явления поистине неисчерпаемо. Об этом есть хасидская история на грани анекдота.

Однажды Шмуэль Мункес (известный хасид и большой шутник) повстречал человека, ехавшего «посмотреть» на Алтер Ребе: настолько ли он праведен, как о нем ходят легенды; так ли мудр и проницателен.

Не в силах упустить возможность подшутить над «разведчиком», Шмуэль Мункес попросил его передать Ребе следующую загадку:

Есть сущность, начало которой заключено в конце, и внутри хаоса и бурления этой сущности формируется и рождается много новых сущностей.

Алтер Ребе спросил: «Автор загадки – Шмуэль Мункес? Передайте ему, что это кастрюля с пельменями!»

Так вот, о пельменях. Креплах – это разновидность пельменей с начинкой из вареного куриного мяса. Едят креплах во время обеих праздничных трапез – до и после поста.

Символика блюда такова: красное мясо заворачиваем в белое тесто с просьбой, чтобы гнев Всевышнего был для нас всегда «окутан» Его добротой.

Как тут не вспомнить известные слова пророка Йешайи: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю.

И здесь меня, как того Шмуэля Мункеса, всегда мучил философский вопрос: почему мясо должно быть именно вареным? Мясо в креплах символизирует гнев; но вареное мясо – разве красное?

Ответ кроется в самом вопросе. Такой, значит, на самом деле, Его гнев на нас: вареный, серый, обесцвеченный и обезжизненный. Так, для видимости и порядка. Чтоб мы тут не распустились, понимаешь ли, как цветы весной.

Сладкого года, легкого поста и – гмар хатима това, хорошей записи в книге Судеб!

Хана Ериш

news.jeps.ru

Накануне Йом Кипура — читать онлайн | Рав Элияу Ки-Тов

Молитва накануне Йом Кипура • Еда накануне Йом Кипура • Окунуться в «микву» • Разделяющая трапеза

Молитва накануне Йом Кипура

В утреннюю молитву не включается псалом Мизмор Летода, потому что обычно мы читаем его как бы вместо благодарственной жертвы, которая накануне Йом Кипура не приносилась. Дело в том, что мясо этой жертвы можно было есть до полуночи, а пост, наступающий с началом Йом Кипура, — после захода солнца — сокращал этот период настолько, что возникало серьезное опасение, что мясо останется несъеденным.

Накануне Йом Кипура не читают Слихот, не постятся (даже после дурного сна), не читают Таханун, Авину Малкейну и некоторые Псалмы, поскольку Йом Кипур — один из самым больших праздников года.

Те, кто не совершил расторжение данных им за год обетов накануне Рош Гашана в присутствии бейт-дина, делает это накануне Йом Кипура, после утренней молитвы.

К молитве Минха добавляют Седер Видуй (исповедь).

Этот обычай был установлен ввиду того, что Вс-вышний прощает в Йом Кипур грехи лишь тех, кто раскаялся в своих проступках, а исповедь является одним необходимым условием раскаяния. Поэтому принято исповедоваться уже в Минхе — на случай, если состояние здоровья помешает человеку исповедаться непосредственно в Йом Кипур.

В Дни Трепета принято раздавать больше денег, чем обычно, а накануне Йом Кипура — еще больше. Благотворительность может спасти человека от сурового приговора. Талмуд и другие книги приводят много таких примеров.

Еда накануне Йом Кипура

Существует заповедь есть и пить накануне Йом Кипура. В Торе сказано: «Изнуряйте себя вечером девятого [Тишрей]». Но ведь пост наступает десятого, а не девятого числа!

Наши мудрецы объясняют: тому, кто ест девятого и постится десятого Тишрей, это вменяется в заслугу так же, как если бы он постился в течение обоих дней.

Кроме того, поскольку с Йом Кипуром связано множество заповедей, необходимо устроить в их честь праздничную трапезу. Устроить ее в Йом Кипур невозможно, поэтому ее устраивают накануне.

Не следует забывать и о том, что в Йом Кипур нам предстоит сосредоточенно молиться в течение многих часов подряд и перед этим необходимо набраться сил.

«Вс-вышний в своей любви к Израилю заповедал ему поститься один день в году, чтобы он мог искупить свои грехи, а перед этим пить и есть досыта, чтобы пост не был ему во вред.» (Тур, Гилхот Йом Кипур, 604)

Утром накануне Йом Кипура принято есть рыбные блюда.

Рабби Танхума рассказывал: «Некий еврей-портной, живший в Риме, отправился накануне Йом Кипура в лавку за рыбой. В лавке была только одна, последняя, рыба, и ее хотел купить слуга одного знатного римлянина для своего господина.

После длительной торговли еврей добился своего и купил рыбу за баснословную цену — 12 динаров.

За завтраком вельможа спросил своего слугу: “Почему на столе нет рыбы?”

Слуга ответил: “В лавке была лишь одна рыба, и я хотел ее купить. Но один еврей готов был заплатить за нее невероятную цену. Мы долго торговались, и в конце концов он купил ее за 12 динаров — я не решился предложить больше.”

Римлянин пригласил к себе портного и спросил: “Почему ты, простой портной, не уступил мне эту рыбу и заплатил за нее столько денег только для того, чтобы она не досталась моему слуге?”

Еврей ответил: “У нас есть один день в году, когда искупаются все наши грехи. Разве мы не обязаны чтить его?”

“Разумеется, обязаны” — ответил римлянин и отпустил еврея с миром.

Когда он пришел домой и разрезал столь дорого доставшуюся ему рыбу, он нашел в ее внутренностях драгоценный перстень, стоивший целое состояние. Он продал его и жил на вырученные деньги до конца своих дней».

Наши мудрецы учат: накануне Йом Кипура следует есть только легкие блюда, чтобы хорошо чувствовать себя в течение долгого поста.

Окунуться в «микву»

Каждый человек должен очиститься, совершив погружение в микву накануне Йом Кипура. Этот обычай установлен еще пророками.

Многие мудрецы считают, что обычай совершать погружение в микву накануне Йом Кипура — заповедь, требующая специального благословения, но, согласно мнению большинства наших учителей, произносить благословение не следует, во всяком случае, в наше время.

Разделяющая трапеза

После молитвы Минха принято устраивать Сеуда Мафсекет — разделяющую трапезу. Ее надо закончить по крайней мере за полчаса до захода солнца, чтобы успеть прочитать биркат гамазон (благословение после трапезы), а также дойти до синагоги до начала чтения Кол Нидрей, к которому приступают непосредственно перед заходом солнца.

Эта трапеза должна состоять только из легких блюд. В нее не включают рыбу, чеснок и опьяняющие напитки.

Перед биркат гамазон, завершающим Сеуда Мафсекет, читают Псалом «Шир Гамаалот (“Песнь ступеней”) — когда вернул Г-сподь пленников Пиона». При этом следует думать о том, что до сих пор не наступило полное спасение, весь еврейский народ еще не вернулся с песней в Цион, еще не отстроен Храм и не пришел Машиах. Необходимо еще раз задуматься о значении наступающего дня.

В честь наступающего праздника надевают чистые одежды и зажигают свечи. При этом произносятся два благословения: «Благословен Ты… заповедавший зажигать свечи в Йом Кипур», и «Благословен Ты… давший нам дожить… до этого дня» — Шегехеяну.

Родители благословляют своих детей — чаще всего следующими словами: «Да удостоит тебя Б-г стать таким, как Эфраим и Менаше» (мальчиков) или «…как Ривка, Рахель и Лея» (девочек).

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Для Тебя: Портал для еврейских женщин

Это самый святой день в году. Он полностью посвящён молитве Б-гу о прощении и о даровании нам счастливой и долгой жизни.

 

В этот день нельзя делать пять вещей (кроме прочих субботних запретов):

1. есть

2. пить

3. мыться и умываться

4. носить кожаную обувь

5. вступать в половые отношения

 

Даже в самые тяжёлые для еврейского народа времена евреи самоотверженно  соблюдали этот день.

Постятся девочки с 12 лет, мальчики – с 13 лет.

Исключение – больные, которым опасно поститься. В таких случаях необходимо проконсультироваться с раввином.

 

Вечером 9 тишрея начинается Йом-Кипур. Уже начиная с вечера вступают в силу все запреты этого дня. Поэтому праздничную трапезу устраивают днём, до начала праздника.

 

Раздача лекаха

Накануне Йом-Кипура после утренней молитвы габай (староста) синагоги раздаёт всем прихожанам по куску медового пирога (лекаха). Обычай требует просить леках у габая. У Любавичского Ребе был обычай раздавать хасидам леках у двери своего кабинета и желать каждому “хорошего и сладкого года”.

 

Праздничная трапеза

“Каждому, кто ест и пьёт девятого тишрея и постится десятого тишрея, засчитывается, как будто он постился два дня”. (Талмуд, Рош-Ашана)

 

Принято устраивать накануне Йом-Кипура раннюю трапезу, а затем, уже перед самым началом праздника, ещё одну, «разделительную трапезу». Хлеб перед началом еды обмакивают в мёд. На первую трапезу принято есть рыбные блюда, а на вторую – так называемые креплах, пельмени, начиненные фаршем из вареного куриного мяса. Мясо символизирует строгий суд, а тесто – милость, и, таким образом, пельмени символизируют строгость Б-жьего суда, “смягчённую” милостью. На вторую трапезу не принято есть чеснок, яйца и кунжут. Едят пищу, легкую для переваривания, чтобы не начинать молитву этого святого дня с набитым желудком и огрубевшим сердцем.

 

Разделительная трапеза

- стараются начать её заранее, чтобы не торопиться.

- начинают ее, обмакивая ломоть хлеба в мёд

- едят пищу, лёгкую для переваривания

- не едят рыбу

Трапезу необходимо закончить до захода солнца. Постятся 26 часов (25 часов и несколько минут 26-го часа), поэтому необходимо закончить разделяющую трапезу за 26 часов до выхода звёзд, когда заканчивается Йом-Кипур.

 

Праздничная одежда

В этот день мужчины (женатые не менее года) надевают поверх субботней одежды  китл (особое белое одеяние, которое носят только в Йом-Кипур) и талит ещё до захода солнца и снимают кожаную обувь. Женщины надевают обычную праздничную (субботнюю) одежду и тоже снимают кожаную обувь.

 

Благословение детей

Перед уходом в синагогу глава семьи благословляет каждого из своих потомков, произнося благословение коэнов. У Ребе был обычай перед началом Йом Кипура благословлять студентов своей ешивы.

 

Коль нидрей

Начинают Йом Кипур с молитвы Коль Нидрей – “Все обеты”. Содержание этой молитвы – отмена забытых обетов, данных в ушедшем году.

 

Поскольку Йом-Кипур – день раскаяния и прощения, в этот день каждый должен очиститься от прегрешений. Если он дал обет в течение прошлого года и помнит о нём – обязан выполнить его. Йом-Кипур не искупает грех неисполненного обета и не освобождает от его выполнения. Если же человек забыл об обете или если должен исполнить его после Йом-Кипура и может забыть об этом, момент дачи обета считается моментом совершения прегрешения, и, таким образом, получается, что в Йом-Кипур на человеке был грех неисполненного обета, который этот день не искупает. Поэтому уже в самом начале этого святого дня евреи совершают церемонию освобождения от забытых обетов.

 

Перед началом Коль Нидрей вынимают из Ковчега свитки Торы и держат их рядом с хазаном (ведущим молитву). Вынуть из Ковчега первый свиток Торы – одна из самых почетных обязанностей этого дня, и поэтому между желающими исполнить ее устраивается аукцион. Разумеется, во время праздника участники аукциона только дают устное обязательство пожертвовать определенную сумму на нужды общины, а выполняют его лишь после окончания праздника.  Когда свитки Торы вынимают из ковчега или возвращают в ковчег, молящиеся целуют их.

 

Чтение “Шма”

Весь год вторую фразу молитвы Шма – «Благословенно имя славы царства Его во веки веков» - произносят шепотом. Йом-Кипур – это единственный день, когда ее произносят в полный голос, а не шёпотом, как обычно.

 

Мафтир Йона

Мафтир – отрывок из Пророков, который читается после чтения Торы в синагоге – в Йом Кипур, как и в другие праздники, связан с содержанием этого дня. Во время дневной молитвы минха после чтения Торы читают мафтир Йона – историю пророка Йоны, которого Всевышний послал в Ниневию с предупреждением, что если ее жители не раскаются, город будет разрушен. Быть вызванным на чтение этого мафтира считается средством удостоиться в новом году хорошего заработка. Поэтому желающих быть вызванными обычно немало, и между ними устраивается аукцион.

 

Молитва “Неила”

Ежедневных молитв в будние дни три – вечерняя, утренняя и дневная. В субботы, новомесячья и праздники к ним прибавляется еще четвертая молитва – дополнительная, а в Йом Кипур – еще и пятая – заключительная, Неила.

 

Перед заходом солнца в конце праздника начинают читать молитву Неила – “Запирание ворот” и читают её до окончания праздника. В течение всей молитвы ковчег со свитками Торы держат открытым.

 

После молитвы Неила произносят первую фразу молитвы Шма: «Слушай, Израиль, Б-г – наш Г-сподь, Б-г един» (один раз), потом вторую фразу: «Благословенно имя славы его царства во веки веков» (три раза), а затем «Б-г – это Г-сподь» (семь раз)

Во время последнего кадиша молитвы Неила трубят в шофар один раз и говорят: “В будущем году – в отстроенном Иерусалиме”.

После окончания поста, прежде чем начать есть, совершают авдалу – церемонию отделения праздника от будней.

sinagoga.kz

19 сентября 2018 – Судный день Йом Кипур

Судный день Йом Кипур – один из самых важных праздников в иудаизме.

Когда будет Йом Кипур в 2018 году?

Его дата приходится на 10-й день месяца тишрей (в 2018 году он начнется с вечера вторника 18 сентября и закончится ночью в среду 19 сентября).

История и традиции Йом Кипур

Мы расскажем об истории, особенностях и традициях этого праздника. Считается, что он появился в древности во время пребывания колен Израилевых в пустыне. Его обряды подробно описаны в Пятикнижии.

Название праздника переводится на русский язык как «День очищения» или «День всепрощения», его также называют «Суббота из суббот», «Пост» и «Тот самый день».

Судный день Йом-Киппур завершает Десять дней покаяния. Согласно Талмуду, именно в Йом Кипур Бог, оценивая деятельность человека за прошедший год, выносит свое решение. В этот праздник нельзя работать, также запрещено умывание, нанесение макияжа, ношение кожаной обуви и интимная близость.

В праздник верующие молятся об отпущении грехов и в течение 25 часов соблюдают пост, отказываясь не только от употребления пищи, но и жидкостей. Постятся все, кроме детей в возрасте до 12 лет, беременных женщин и больных людей. 

Когда начало поста на Йом Кипур?

Последняя трапеза перед праздником состоит из легкого обеда с куриным бульоном. Как правило, пост начинается незадолго (за полчаса) до захода солнца в день накануне праздника, а заканчивается вечером в Йом Кипур, после появления на небе третьей звезды.

Для проведения обряда искупления накануне Судного дня Йом Кипур женщины берут курицу, мужчины – петуха и относят к резнику, а затем жертвуют бедным сумму, равную стоимости птицы. Она является своеобразным выкупом за грехи.

В Йом Кипур евреи посещают синагогу, где проводятся торжественные богослужения. «Открывающая молитва» Кол-Нидрей, которая произносится трижды и поется вслух, стала символом этого праздника. 

Также читается поминальная молитва, к которой в наши дни добавилось поминовение жертв катастроф и людей, погибших в войнах за независимость Израиля. На заходе солнце произносится «закрывающая молитва». По итогам дня поступки и помыслы евреев оцениваются как положительные либо отрицательные. 

Верующие соблюдают множество обычаев: после утренней молитвы Шахрита принято отдавать долги, а после полудня – окунаться в воду миквы. Вечером все одеваются в одежды белого цвета и зажигают свечи. Также устраиваются уличные гуляния.

В Судный день Йом Кипур принято желать «хорошей записи» (в Книге Жизни) – «гмар хатима това», а также «легкого поста» и просить прощения у окружающих.

Какие блюда готовят на Йом Кипур?

Все праздничные кушанья готовят накануне, за день до праздника. В Судный день Йом Кипур после окончания поста к столу подают салаты из овощей, жаркое из мяса или домашней птицы, яйца, цимес (десерт), из напитков – компот. Также пекут медовые пряники, которыми угощают родственников, друзей и соседей.

vstretim-prazdnik.com