Традиции и праздники чувашского народа. Блюда чувашии


национальная еда у чуваш - Полезная информация для всех

Описание и особенности

Чувашская кухня испытала влияние русской, татарской, удмуртской, марийской, но несмотря на это она сохранила национальные черты. В блюдах чувашской кухни одним из основных продуктов являются овощи. Чуваши издавна занимались земледелием и животноводством, поэтому в кухне большая доля зерновых продуктов и мяса. Но мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. С конца XIX века появляется картофель. Супы

Супы отличаются разнообразием: мясной или рыбный бульон с приправами (яшка) , наваристый мясный суп (шурпе) , зелные щи, окрошка по-чувашски, молочный суп, турах яшки (холодный суп) . Любопытно, что для приготовления первых блюд чуваши используют овощи исключительно в сыром, а не в варном или жареном виде. Хлеб

Без хлеба не проходит ни одна трапеза чувашей. В языческие времена хлеб считался священным, его могли резать только глава или старшие члены семьи. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки. Мучные изделия

Чуваши издавна пекли пироги с крупами, с ягодами (кукаль) , овощами, творогом (пуремеч) , мясом или рыбой (хупла) . Последнюю готовили в основном в праздничные дни. С появлением картофеля в кухне из него стали делать лепшки и ватрушки. Чуваши пекли блины и оладьи, куда добавляли овощи. Мясные блюда

Чуваши в основном ели баранину, свинину, говядину. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. Мясные блюда в основном готовились к праздникам. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начиннного мясом и салом (шартан) или, к примеру, варная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармаш) . Из дичи ели, в основном, зайчатину. Чуваши, жившие на берегах рек, промышляли рыболовством. Молочные изделия

В основном использовалось коровье молоко. Его пили в чистом виде (сет) , а также кислым (турах) . Делали из него творог (тапарча) и творожный сыр (чакат) . Среди низовых чувашей был распространен и кумыс. Готовили сливочное масло. Однако сами его ели мало больше продавали. Нередко в изделия из творога добавляли картофель. Десерты и сладости

Мд был основной сладостью. Из него делали корчаму (медовуху) , добавляли в салат. Напитки

Считается, что у чувашей пиво появилось во второй половине XIX века. Чувашское пиво варили из ячменного или ржаного солода. В Чебоксарах есть музей чувашского пива. Также был распространн чай и квас.

Вот один рецепт :

Окрошка по-чувашски

200 г простокваши, 150 г воды, 50 г отварной говядины, 100 г свежих огурцов, зеленый лук, укроп, сахар, соль.

Простоквашу разбавьте холодной кипяченой водой. Добавьте нарезанные соломкой огурцы, нашинкованный лук (можно оставить немного, чтоб потом посыпать готовую окрошку) , сахар, соль. Все перемешайте, добавьте мелко нарезанную отварную говядину. Опять перемешайте, посыпьте укропом, луком и подавайте.

Окрошка по-чувашски

200 г простокваши, 150 г воды, 50 г отварной говядины, 100 г свежих огурцов, зеленый лук, укроп, сахар, соль.

Простоквашу разбавьте холодной кипяченой водой. Добавьте нарезанные соломкой огурцы, нашинкованный лук (можно оставить немного, чтоб потом посыпать готовую окрошку) , сахар, соль. Все перемешайте, добавьте мелко нарезанную отварную говядину. Опять перемешайте, посыпьте укропом, луком и подавайте.

info-4all.ru

Особенная кухня чувашского народа | Экзотические рецепты

Чувашская кухня имеет, как составляющие кулинарии соседних народов (татары ,марийцы ,мордовцы), так и не лишены собственного национального колорита. Кухня чувашского народа отражает, свойственный их территории, продуктовый набор.

Еда на столе чувашского народа всегда была очень питательной и калорийной, ведь это пища крестьян и земледельцев, однако ее не назовешь разнообразной, а, пожалуй, даже, скудной на ассортимент продуктов. Это и понятно-ведь несмотря на земледелие, количество выращиваемых и используемых в еде овощей было очень скромным : тыква, репа и другие, известные всем, продукты.

Чуть позже, в конце девятнадцатого века, появились картофеле продукты. Можно также отметить птицеводство. Почти в каждом дворе разводили кур, уток, гусей и изредка индюков. Не брезговали чуваши и собирательством, в связи с чем сохранилось много рецептов с использованием разнообразных трав ,корений, ягод и дикорастущих орехов .

Поскольку набор выращиваемых чувашским народом овощей был скромен, основной упор чуваши делали не на обилие продуктов, а на способы их приготовления. Помимо традиционных жарения, парения, варения и тушения, чуваши их нередко комбинировали, тем самым внося разнообразие в свое меню. Например, при изготовлении национального чувашского блюда - пирожков Хуранкукли, их сначала запекают, а потом отваривают. Основной сладостью чувашского народа был мед.

Помимо еды, особо гордились чуваши своим пивом. Его делали из ржаного и ячменного солода. Простое и легкое-для повседневного употребления, крепче и горче – для застолий.

Рецепты многих национальных блюд дошли и до наших дней, хотя появляются на столах современных чувашей гораздо реже, в основном по чувашским праздникам.

И если в сельской местности еще помнят и чтят традиции, свою культуру и кухню, то городское население, урбанизировалось до уровня среднестатистического города России. С появлением интернета стало возможным найти любой рецепт любой кухни, заказать разнообразные продукты и даже готовые блюда привезут Вам домой, работает как доставка в красногорске так и в Чувашии. Поэтому современные люди имеют возможность пробовать не только свои национальные блюда, но и, например, японскую или китайскую кухню. Национальные кухни становятся интернациональными, поскольку рецепты дополняются и модернизируются с учетом нового опыта.

exoticpovar.ru

Национальное чувашское блюдо. Рецепты чувашской кухни

В состав Российской Федерации входит множество субъектов, некоторые из них являются национальными республиками. Одна из них — Чувашская Республика, столица — город Чебоксары.

Как все национальные республики, Чувашия имеет свой национальный язык — чувашский - и традиционную народную кухню. Её исторические соседи — Республика Марий Эл и Татарстан — оказали очень сильное влияние на местную кухню. Но несмотря на это, местные блюда сохранили присущие только ей характерные черты.

Особенности чувашской кухни

Чувашская национальная кухня имеет много общего с башкирской и татарской, а также кое-что переняла из русской. Да и как иначе, ведь данные народы издревле соседствуют друг с другом. Блюда этой небольшой республики весьма разнообразны и отличаются высокой калорийностью.

чувашская национальная кухня

В Чувашии предпочитают употреблять мясные блюда, преимущественно из баранины или свинины, которые готовят с овощами, а наибольшей популярностью пользуется картофель. Самое известное национальное чувашское блюдо из мяса — шартан. Часто в меню бывают и рыбные блюда, такие как рыбный пирог, пельмени. Пользуется спросом и рыба в молоке. Местные жители любят побаловать себя и мучными изделиями, в первую очередь это ватрушки с картофелем, пуремеч — разновидность ватрушки с творогом, хуллу — дрожжевой пирог с картофельно-мясной начинкой.

С древности чуваши варят своё национальное пиво, для изготовления которого используется ячменный или ржаной солод. Этот напиток бывает не только крепким, но и безалкогольным, последний употребляют женщины и даже дети. А под пиво неплохо пойдет рыбка. В Чебоксарах можно посетить музей чувашского пива. Помимо этого, к национальным хмельным напиткам относят медовое вино — симпыл, вино из берёзового сока — эрех.

Если вы придёте в гости к чувашам, они всегда накроют стол, уставив его лучшими национальными блюдами, и обязательно подадут ковш пива. Праздничным угощением считаются шартан, тавара (сырки), мёд, капартма (лепёшки из пресного теста).

Чтобы отведать национальные блюда этой гостеприимной республики, необязательно отправляться в гастрономический тур по Чувашии. Их несложно приготовить дома, тем более что в рецептуру входят общедоступные продукты.

Какай-шурпи

Это национальное чувашское блюдо готовится из субпродуктов. В его состав входят говяжьи или свиные ноги, сердце, лёгкие, печень, рубец, которые нарезают на небольшие кусочки и закладывают в холодную воду. После закипания субпродукты варят вместе с луковицей в течение часа, готовое блюдо посыпают нарезанным зелёным луком. На стол подаётся горячим в глубокой тарелке.

Окрошка по-чувашски

В жаркий день нет ничего лучше окрошки. Попробуйте её приготовить по чувашскому рецепту.

Перечень ингредиентов:

  • простокваша или кефир — 200 миллилитров;
  • говядина отварная — 50 грамм;
  • огурцы свежие — 100 грамм;
  • вода — 1 стакан;
  • зелёный лук — 1 пучок;
  • укроп — 2 веточки;
  • соль поваренная — 2 чайные ложки;
  • сахар-песок — 1 чайная ложка.

Приготовление

Огурцы нарезать соломкой, говядину и лук - маленькими кубиками. Простоквашу разбавить охлаждённой кипячёной водой, добавить подготовленные ингредиенты, сахар и соль. Окрошку тщательно перемешать, посыпать сверху зеленью укропа - и можно подавать на стол.

Шартан по-чувашски

Для приготовления этого своеобразного мясного блюда понадобятся:

  • бараний желудок — 500 грамм;
  • мякоть баранины — 2 килограмма;
  • чеснок — 2 зубчика;
  • перец чёрный молотый — 1 чайная ложка;
  • соль поваренная — 2 столовые ложки;
  • лавровый лист — 1 штука.

шартан по чувашски

Процесс приготовления

Баранину нужно нарезать небольшими кусочками (примерно 2 х 2 см). Желудок тщательно промыть, посыпать снаружи солью и заполнить подготовленным мясом, посолить, выдавить чеснок, добавить лавровый лист, а затем отверстие нужно зашить нитками, положить на промасленный противень и поставить запекаться в русской печи примерно на 4 часа. Подаётся шартан по-чувашски на стол горячим.

Рулет из желудка

Это национальное чувашское блюдо готовят в основном из говядины.

Ингредиенты:

  • желудок говяжий — 300 грамм;
  • сердце — 400 грамм;
  • лёгкое — 400 грамм;
  • рубец — 1 килограмм;
  • чеснок — 2 зубчика;
  • соль поваренная крупная — 2 десертные ложки;
  • перец чёрный молотый — 2 чайные ложки.

национальное чувашское блюдо

Алгоритм действий

Вначале нужно приготовить фарш: лёгкое, сердце и рубец перекрутить через мясорубку, посолить, посыпать перцем и измельчённым чесноком. Хорошо очищенный и вымытый желудок наполнить полученным фаршем, сложить в виде рулета и перевязать прочными нитками. Сформированный рулет нужно отваривать в подсоленной воде до готовности. Подавать в горячем виде, предварительно убрав нитки и нарезав блюдо порционными кусками.

Домашние колбаски по-чувашски

Удивительно, но для их приготовления совершенно не требуется мясо.

Состав продуктов:

  • крупа пшеничная — 250 грамм;
  • сало баранье или свиное — 200 грамм;
  • кишки — 350 грамм;
  • вода — 300 миллилитров;
  • лук репчатый — 1 луковица большого размера;
  • соль поваренная — 1/2 столовой ложки.

Процесс приготовления

Сало и луковицу мелко нарезать. Вскипятить воду, добавить сало, лук и пшеничную крупу (можно заменить рисом) и посолить. Отварить всё до полуготовности, а затем полученной массой заполнить предварительно очищенные и промытые кишки, концы перевязать плотной нитью. Колбаски довести до полной готовности в кипящей воде. На стол подавать горячими.

Рыбные блюда

В Чувашии водится немало речной рыбы, поэтому местные жители любят готовить из неё различные супы и пироги.

Рыба в молоке — традиционное национальное чувашское блюдо. Кого-то удивит такое необычное сочетание продуктов, но стоит его попробовать, и все сомнения по поводу съедобности исчезают.

рыба в молоке

Итак, для этого блюда понадобятся:

  • любая речная рыба — 350 грамм;
  • картофель — 450 грамм;
  • молоко — пол-литра;
  • вода — 1 стакан;
  • масло сливочное — 1 десертная ложка;
  • соль поваренная — 1,5 десертной ложки.

Способ приготовления

Рыбу очистить от чешуи и внутренностей, хорошо вымыть, нарезать на небольшие куски и посыпать солью. Молоко развести водой и довести полученный раствор до кипения. Опустить туда очищенный сырой картофель, нарезанный небольшими кусочками, и варить 5 минут. Затем добавить рыбу, посолить и довести суп до готовности. Заправить сливочным маслом.

Хуплу: рецепт приготовления

Это чувашское блюдо представляет собой дрожжевой пирог с начинкой из картофеля, свинины и лука.

хуплу рецепт приготовления

Чтобы его испечь, нужно подготовить следующие ингредиенты:

  • мука пшеничная — 350 грамм;
  • мякоть свинины — 350 грамм;
  • лук репчатый — 250 грамм;
  • картофель — 450 грамм;
  • яйца куриные — 2 штуки;
  • дрожжи сухие — 1,5 десертные ложки;
  • сахарный песок — 1 десертная ложка;
  • соль поваренная — 2 десертные ложки;
  • перец чёрный молотый — 1 чайная ложка.

Процесс приготовления

Для начала нужно замесить тесто: в небольшом количестве тёплой воды распустить дрожжи, добавить 1 десертную ложку соли, сахар, вбить яйца, всё тщательно перемешать и всыпать муку. Полученную массу хорошенько вымесить.

Подготовить начинку: свинину разделать на маленькие кусочки, лук измельчить, а картофель нарезать небольшими кубиками. Все эти ингредиенты тщательно перемешать, посолить и поперчить.

Из теста раскатать 2 круглых сочня, разместить на одном начинку, накрыть вторым и защипать. Полученный дрожжевой пирог нужно оставить на расстойку примерно на полчаса. Затем хуплу смазывается яичным желтком и запекается в духовке до появления румяной корочки.

Это блюдо можно также приготовить с начинкой из гусятины или утятины.

Ватрушка с картофелем

Те, кто предпочитает выпечку без мяса, могут освоить рецепт ватрушек с картофелем или творогом.

рецепт ватрушек

Чувашская ватрушка обычно имеет довольно большой размер и готовится из дрожжевого теста, которое раскатывается в виде круга, а сверху выкладывается начинка из картофельного пюре с добавлением молока и специй. Перед запеканием ватрушку смазывают яичным желтком.

Пуремеч — ватрушка с творогом

Пуремеч — чувашское блюдо, которое представляет собой ещё один вид ватрушки, но приготовленной с творожной начинкой.

пуремеч чувашское блюдо

Из дрожжевого теста сформировать лепёшку, разложить на ней начинку из творога, затем пуремеч смазать взбитым яйцом, разместить на промасленный противень и запекать до золотистой корочки.

Во многих семьях есть свой рецепт ватрушек, например с добавлением толчёных семян конопли.

Чувашская сладость

Это национальное чувашское блюдо обычно подают в качестве десерта. Для его приготовления понадобятся:

  • калина красная — 100 грамм;
  • солод (можно заменить мёдом с сахаром) — 100 грамм;
  • вода — 3 столовые ложки.

Приготовление

Для начала из калины нужно выжать сок. Сами ягоды перемешать с солодом, полученную массу поместить в казанок, влить воду и томить в духовке до образования густого пюре. Готовую сладость охладить, перед подачей полить выжатым соком.

Апаче тутла пултар! В переводе с чувашского языка — приятного аппетита!

загрузка...

aikido-mariel.ru

Традиции и праздники чувашского народа: Национальная кухня

В питании чувашей выявлена преемственная связь с пищей народов, проживающих в разных географических зонах. Одна группа кушаний и блюд чувашей, в том числе салма, çăмах, аш-какай шÿрпи, шăрттан, тултармăш и другие, имеют сходство с традициями питания тюркских и ираноязычных народов. Другая группа блюд: мучные печенья и каши, кисели, соленья, копченья сформировалась в результате этнокультурных контактов с финно-уграми и русскими.

В пище чувашей преобладали продукты растительного происхождения. Основными хлебными растениями издавна являлись рожь, ячмень, полба, овес, просо, гречиха, Согласно арабским источникам и археологическим данным, эти же культуры возделывались в Волжской Болгарии. Зерновые хлеба шли на изготовление муки и различных круп. На муку размалывалась главным образом рожь. Из ржи пекли хлеб. Пшеницу сеяли немного, она была редким и дорогим злаком. Хлеб из пшеничной муки был в употреблении у чувашей Закамья и Приуралья, где условия для выращивания пшеницы были хорошие. Овес и ячмень являлись широко распространенными культурами. Из овса изготовляли крупы, толокно, муку. Из ячменя - перловую крупу, пиво. О ячмене говорили, что он "мягчит и прохлаждает". Из полбы делали крупу, а также толокно и муку, которая шла главным образом на ритуальные печения по тому или иному случаю.

Важное место в питании занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений.

Гречиха и просо являются крупяными культурами. Из гречневой и просяной муки пекли также блины и лепешки. Блюда из проса входили в обрядовую трапезу - это вир пăтти (пшенная каша), мясной бульон, приправленный просом, икерчĕ (лепешки) и хуплу (вид пирога) из теста просяной муки.

Самое важное место среди печений из муки занимал ржаной хлеб - хура çăкăр, являвшийся нередко и единственной едой. Каждая женщина умела печь хлеб. По вкусовым качествам хлеба ценились достоинства хозяйки. Любопытно отметить, что чувашский хлеб в литературе получил лестную оценку. Князь Курбский в XVI в. писал, например, что чувашский хлеб "сладостнейший, паче драгоценных калачей".

Заслуживает внимания способ изготовления теста и печения хлеба, применявшийся чувашскими женщинами. Накануне вечером замешивалось тесто. Вначале в теплой воде готовилась закваска (кăвас тĕпĕ) из теста предыдущей выпечки. В квашню (кăвас чĕрес) с закваской постепенно сыпалась мука, которую замешивали лопаточкой (калек). По обычаю при этом произносились, такие слова: "Кăвас, часрах йÿç, ачасем çăкăр çиес килет теççĕ" ("Тесто, скорее поднимись, дети хотят есть хлеб"). После тщательного замешивания квашню плотно закрывалн покрывалом и ставили в теплое место для брожения. В 3-4 часа утра тесто вновь замешивалось с добавлением воды, соли и муки. Затем тесто поспевало. Тем временем печь тщательно готовили к выпечке хлеба. Под (кăмака тĕпĕ) жарко натопленной печи чисто выметали мокрым мочалом, привязанным на длинном шесте.

Хлебопек формовал из теста караваи, используя при этом деревянные хлебные чаши (çăкăр тирĕкĕ). Перед укладкой караваев в печь их сверху смачивали водой, делали несколько проколов, чтобы хлеб не потрескался. Караваи клали в печь с помощью деревянной лопаты (çăкăр кĕреçи).

Вынутые из печи караваи укладывали на время (2 часа) на бок лицевой стороной к стене. Чтобы хлеб не терял при охлаждении вкусовых качеств, его укрывали.

Хлеб часто пекли с добавками (картофелем, другими сортами муки), а в неурожайные годы - с суррогатами. В качестве суррогатов употреблялись отруби, мякина, желудевая мука, семена лебеды, листья трав, кора. После просушки и размельчения эти суррогаты мололи с рожью, овсом и картофелем. В голодные годы, например, к трем частям лебеды добавляли всего одну часть ржаной муки. Хлеб из лебеды (мăян çăкăрĕ) напоминал по внешнему виду ком земли, имел тяжелый запах и горький вкус, вызывающие отвращение. Люди, питавшиеся таким "хлебом", сильно истощались, становились неспособными к труду.

Из кислого хлебного теста готовили çÿхÿ и кăвас икерчи. Такие печения пекли на сковороде, пока горели дрова. Лепешки (капăртма) и колобашки (хăпарту) также готовили из кислого теста, замешанного из полбенной (позднее пшеничной) муки. Их пекли либо на сковороде, либо на золе.

Йăва (колобок) - являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой: "Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултар" ("Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва"). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе.

Праздничное печенье пÿремеч (ватрушки) готовили из кислого теста с творожной или картофельной начинкой с добавлением масла, молока или сметаны, толченых семян конопли.

Разнообразные начинки использовали для пирогов. Их пекли с капустой, морковью, свеклой, брюквой, калиной; зимой - с мясом, картофелем, горохом, крупой, творогом; летом - яйцами, луком, творогом, ягодами, яблоками. В начинку обычно добавляли пшеницу, полбенную кашу либо толченые конопляные семена. Название пирога, как и ватрушки, определялось ее начинкой.

Самым вкусным и лакомым и, конечно, праздничным кушаньем являлся хуплу - круглый большой пирог из пресного сдобного теста. Начинка хуплу была сложной, составной: первый слой - из каши или мелко накрошенного картофеля, второй - мелкорубленного мяса, третий - тонкого слоя жирного мяса или сала. Хуплу для гостей готовили из теста, замешанного на молоке с добавлением яиц. Его пекли в русской печи на сковороде. Разделка хуплу и способ его приема составляли своеобразный обряд. Хуплу разрезал самый уважаемый гость. На новогоднем молодежном празднике хĕр сăри (девичье пиво) девушки угощали парней специально испеченным по этому случаю хуплу и другими яствами. Существовала поговорка, что если девушка не будет участвовать в приготовлении хуплу, она не выйдет замуж, либо ее избранник перестанет с ней дружить.

У всех групп чувашей были в употреблении хуран кукли - вареники. Начинкой для них являлись творог с сырыми яйцами и маслом либо толченый картофель с маслом и только изредка мясо. Хуран кукли варили в котле, ели с коровьим маслом, растопленным в маленькой глиняной чашке. Из общей деревянной чашки их брали деревянными спицами.

Супы (яшка, шÿрпе) готовили различного типа с приправами. Повседневным блюдом являлся суп (яшка), а шÿрпе - бульон из мяса или рыбы варили в основном по праздникам.

Свое название суп получил от приправы, которая была использована, например: серте яшки - суп со снытью, пултăран яшки - суп с борщовником, вĕлтрен яшки - суп с крапивой, çăмах яшки - суп с клецками, салма яшки - суп с салмой. В суп клали муку, крупы, картофель, из овощей - свежую и квашеную капусту, морковь, лук, реже свеклу, а также дикорастущие травы. Предпочтением пользовались супы с мучным полуфабрикатом. Из кислого или пресного раскатанного теста готовили салму, нарезая его на квадратики, ленточки или просто разрывая, и пускали в кипящий бульон. Căмах (клецки) делали из пресного теста в виде кусочков или шариков размером до 3-5 см в диаметре. При забое гусей было в традиции замешивать тесто на крови, из которого готовили клецки.

Важное значение в питании имели каши. Их варили из пшенной, полбенной, гречневой круп. Рисовая крупа в питании чувашей появилась поздно - в конце ХІХ в. Разновидности каш: кашица - кĕрпе шÿрпи или кĕрпе пăтти, обычная крутая каша, каша на мясном бульоне и каша с добавлением картофеля. Вероятно, кашица или похлебка с истолченными в ступе или крупномолотыми зернами - это древнейший и наиболее примитивный способ приготовления хлеба. Кашицу готовили чаще всего при отсутствии муки. Кашу на мясном бульоне во многих семьях ели только по праздникам и, как правило, во время совершения обрядов. Кашу в мясном бульоне варили после того, как из котла вынималось сваренное мясо и собран жир с поверхности кипящего бульона. Кашу подавали на стол в большой деревянной чаше, а выливая в лунку жир, хозяйка произносила по обычаю: "Пăри (вир) пуçĕ шултра пулать" ("Колосья полбы (проса) будут крупные"). Ритуальные каши предназначались для совершения разных обрядов-молений: ака пăтти (по завершении сева), карта пăтти (скотоводческие), никĕс пăтти (строительные) и многие другие. По верованиям чувашей, если обряд не будет совершен, то не будет урожая и прочих благ. Каша является ритуальным блюдом в обряде вызывания дождя у чувашей и по сей день. Ритуальное угощение кашей совершается перед отъездом гостей, при проводах парня в армию и т. д.

В рационе питания широко были представлены мучные кисели и толокно, нередко заменявшие хлеб. Кислые кисели (кĕсел) готовили из овсяной муки или ржаного хлебного теста, пресные кисели (нимĕр) - из гороховой либо чечевичной муки. Кĕсел ели, запивая кислым молоком или пахтаньем, нимĕр было принято есть с медовой сытой и особенно с конопляным "молоком" (эмульсией). Нимĕр считают древним блюдом чувашей.

Толокно (тинкĕле) - одно из употребительных вторых блюд. На приготовление толокна шли овес, полба, гречиха. В летний день в котле под открытым небом варили три-четыре ведра зерен этих культур. Сваренные зерна сушили на солнце, поджаривали, затем размалывали. Заготовленная мука толокна потреблялась чаще всего летом как еда на скорую руку, на приготовление которой требовалось немного времени. Толокняную муку размешивали в кипяченой воде, добавляя соль и масло; 1-2 минуты кипятили, и готовое тинкĕле подавалось на стол. Его ели с молоком или подслащенной водой, иногда с пахтаньем (жидкий продукт, остающийся в маслобойне после сбивания масла).

С ХІХ в. в чувашской кухне распространился картофель. Предпочтение отдавалось вареному "в мундире" картофелю. Он подавался вместе с растительным маслом и с приправами - квашеной капустой, солеными огурцами. луком, уйраном (кисломолочный напиток), кислым молоком. Для детей готовилось картофельное пюре на молоке, в зажиточных семьях - жаркое.

Из овощей чаще всего потреблялись лук, чеснок, репа, капуста, морковь, огурцы, тыква. Для возбуждения аппетита, а также в лечебных целях употребляли редьку и хрен.

Плоды и ягоды культивировали мало. На приусадебных участках встречались яблоня, смородина, малина, вишня, рябина, черемуха, калина; ягоды и плоды собирали также в лесу. Употребляли их в свежем виде, использовали в качестве начинок к пирогам. Рябину и калину собирали на зиму.

Растительные жиры получали из семян конопли (кантăр çу) и льна (йĕтĕн çу). Из размятых семян конопли делали конопляное "молоко" - эмульсию. Она являлась прекрасной приправой к кашам и мучному киселю. Из жмыха конопли готовили лакомство - поджаренные шарики с добавлением хлеба.

Мясные продукты в питании не были постоянными. Но они являлись обязательными компонентами праздничной и обрядовой трапезы. Национальные кушанья из мяса и с его применением имеют древнее происхождение. Об этом говорит их ритуальный характер: мясо поедалось на жертвоприношениях в честь языческих богов и духов при совершении многих обрядов. Жертвенных животных (в основном это были конь, бык или баран) кололи с соблюдением особых ритуальных действий. Например, прежде чем заколоть барана, выливали на его голову холодную воду при словах: "Cырлах, аминь" ("Помилуй, аминь"). Встряхивание барана означало, что жертва принята, то есть его можно было колоть. Мясо варили в больших котлах. Перед его употреблением читалась молитва, участникам трапезы раздавали по кусочку от сердца барана, от легких и так далее. После молитвы поедалось остальное мясо. Сваренную голову преподносили старшему члену семьи, а если были гости - то самому почетному гостю. Конину ели, как правило, при совершении жертвоприношений. Свинину в качестве жертвенной пищи не потребляли, хотя чуваши и даже их предки волжские болгары держали свиней. Тем не менее, как показывают источники, свинина широко вошла в пищу чувашей только в ХІХ в.

Издревле в хозяйстве имелась домашняя птица: куры, гуси, утки. Яйца кур использовались не столько в повседневном питании, сколько в гостевой, праздничной и жертвенной трапезе. Яйца были незаменимы для сдабривания теста и в качестве начинки к различным кушаньям. Из яиц готовились различные блюда: çăмарта ăшалани - яичница, çăмарта хăпартни - омлет на молоке, чăмăрла çăмарта - яйца вкрутую, месерле çăмарта - поджаренные на сковороде яйца, которые вначале варили вкрутую, а затем, разрезав на половинки, поджаривали. Эти блюда готовятся и по сей день. В прошлом был распространен обычай закалывать петуха для совершения ряда обрядов и гостевой трапезы: по случаю рождения ребенка, для свадебного стола, по случаю поминовения усопших, для угощения помочан и т. д.

У чувашей известны такие национальные блюда из мяса и мясопродуктов, как шăрттан, тултармăш, сукта, сÿрме, юн, шÿрпе. Самое престижное кушанье – шăрттан. Его готовят и летом, и зимой после закалывания барана (овцы). Желудок зарезанного животного тщательно промывался и начинялся нарезанной жирной бараниной без костей. Во избежание порчи мясо для начинки солили. Наполненный желудок зашивали суровыми нитками, после чего он по своему внешнему виду напоминал каравай хлеба. Шăрттан клали на сковороду и ставили в печь, где его держали в течение 3-4 дней. На сковороду в первые два дня стекала жидкость, ее сливали и поедали, макая в нее хлеб. Готовый шăрттан хранили в прохладном месте. Шăрттан подавали на стол при угощении гостей. Летом в страдную пору кусочки шăрттана клали в суп. Тултармăш (в некоторых местностях его называют сут, хас) готовили из кишок заколотого животного. Кишки начиняли салом или мелкими кусочками жирного мяса и крупой, концы кишок завязывали суровыми нитками. Тултармăш вначале опускали в котел с кипящей водой, затем ставили на сковороде в печь для поджаривания. Тултармăш ели в горячем виде, часто вместе с шурпе. По этому случаю приглашали близких родственников. Так же, как и тултармăш, делали юн тултармăш - кровяную колбасу. Ее компонентами являлись: свежая кровь, сало, крупа.

Юн - кровь используется в приготовлении ряда других кушаний. Так, под названием юн (юн ăшалани) известно блюдо, которое готовится на сковороде из свежей крови с крупой и кусочками сала. Это было любимое кушанье для детей.

Сÿрме - сплетенные из кишок и других внутренностей животного кушанье длиной около 0,5 м. Сÿрме варится вместе с шÿрпе. Это блюдо известно главным образом у средненизовых чувашей.

Шÿрпе - популярное мясное блюдо чувашей. Мясной бульон шÿрпе варили при забое скота и готовили из субпродуктов - головы, ног, внутренностей, Шÿрпе, как и шăрттан, тултармăш, юн ăшалани, является желанным кушаньем. В частности, в Петров день обязательно принято закалывать барана. В этот день отведать шÿрпе созывают гостей - родственников и соседей.

Из бараньих, говяжьих или свиных голов и ног делали (и сейчас делают) студень с добавлением лука и чеснока. В прошлом лесным жителям была доступна дичь. Чувашские охотники ловили диких уток, рябчиков, тетеревов, глухарей, зайцев, а иногда добычей специальных капканов и стрелков становились медведи. Мясо этих птиц и зверей, особенно утятина и зайчатина, использовалось для приготовления хуплу и других мясных кушаний. Дичину, например, мясо рябчиков, продавали на базаре.

Рыба использовалась в основном на уху - пулă шÿрпи.

Кислое молоко (турăх) низовые и средненизовые чуваши получали из цельного, а верховые - из снятого молока. Молоко кипятили в котле или в горшке. После остывания в кипяченое молоко клали закваску кĕвелĕк - чашечку кислого молока, ломоть хлеба или дрожжи. Посуда для образования кислого молока ставилась в полутеплое место. Турăх принято было добавлять в суп. Желанным кушаньем как у детей, так и у взрослых являлось хăймаллă турăх - кислое молоко с добавлением нескольких ложек сметаны. Кислое молоко, разведенное водой, так называемое турăх уйранĕ, в летнюю пору служило прекрасным жаждоутоляющим напитком.

Лакомые блюда готовили из творога. Свернувшееся после скисания снятое молоко переливали в мешочек из холста-редины и подвешивали для стекания жидкости. После стока последней мешочек клали под камень для выдавливания оставшейся жидкости. Полученный творог (тăпăрч) смешивали с солью и сырыми яйцами и набивали в формы - обручи из липовой коры диаметром 10-15 см и высотой 2-4 см. Сырки (чăкăт) пекли в нежарко натопленной печи, хранили в прохладном месте. Угощение сыром считалось знаком уважения. Чăкăт являлся ритуальным блюдом.

Из творога готовили также тавара - мелкие сырки в форме полушариков. После поджаривания в печи сырки накладывали в горшок с маслом. Тавара известны как холодная закуска.

Воду для питья в прошлом брали из чистых естественных водоемов - реки, речки, родника и из колодцев. Сырая вода была основным напитком. Чай готовили разными способами: из поджаренной муки, липового цвета, листьев плодовых кустарников, а также огородных и лесных трав - мяты, зверобоя, душицы и других. Настоящий чай ("фамильный") пили редко, однако в начале ХХ в., когда стало престижным иметь самовар, его употребление стало для семей состоятельных и средней зажиточности обычным. В районах Закамья, Приуралья и Сибири чаепитие укоренилось раньше, этому способствовали контакты с другими этносами - русскими, татарами и т. д. Кофе и какао были большой редкостью

Для приготовления окрошки (из черного хлеба и зеленого лука), запивания киселя, толокна, картофеля готовился квас (кăвас). Его делали из ржаного солода, ржаной муки и ячменного солода (в пропорции 3:1:3). Эту смесь заливали в кадку. Полученную тестообразную смесь (салат пăтти) ставили в большом чугуне в печь. Сваренный солод и 2-3 ведра кипяченой воды переливали в кадку с дыркой на дне. Сусло через постланную на дно кадки солому стекало по корытцу в кадку (квашню). Здесь сусло держали одну ночь, а затем его переливали в другую посуду.

У чувашей бытовал древний ритуальный напиток шерпет - медовая сыта. Способ его приготовления был прост: в 5-6 частях кипяченой воды растворяли мед. Шерпет употреблялся с киселем во время жертвоприношений, в обычное время его пили редко. Приятный вкус воды какого-либо источника часто сравнивают с медовой сытой.

Весьма популярным народным напитком являлось пиво (сăра). без которого обходился редкий обряд. Солода (ячменного или ржаного) для пива старались готовить как можно больше, для его каждое селение имело одно или несколько солодовых овинов (салат авăнĕ). Вначале зерно ссыпалось для разбухания в корыто с водой. Через трое суток его высыпали в кучу, и зерно проращивалось. Время от времени кучу разбрасывали и вновь собирали. Затем его долго сушили на лавках жарко натопленного овина. Всего на приготовление солода уходило 9-12 дней. Сухой солод размалывался на мельнице.

Не менее трудоемким был процесс пивоварения. Для этого почти каждый крестьянский двор имел лачугу (лаç), в летнюю пору пиво нередко варилось на берегу речки. При соотношении один пуд солода на шесть ведер кипяченой воды солод тщательно перемешивался в кадке. Потом кадку закрывали пологом, чтобы солод подластился. Через пять-шесть часов в кадку снова наливали кипяченую воду, и после этого сусло (асла) в кадке настаивалось. Чистую часть сусла отливали в другую кадку, а гущу процеживали через солому в корыте. С корыта процеженное сусло вытекало в кадку. Его кипятили в котле и снова процеживали. Закваска (кулавкка) делалась из хорошего солода, дрожжей и муки. Все это перемешивалось, затем смесь кисла. Когда начиналось активное брожение, закваску отливали в кадку с суслом, приговаривая при этом: "Час йус, сурхи шыв епле шавлать, саван пек шавла. Чыслă, чыслă хăнасем килнĕ, ĕçес теççĕ, час йÿç. Шур кайăка хăвалаççĕ, шурă лаша утланса, шурă кĕççе хурса, саван сикки сик" ("Скорей броди, шуми, как шумит весенняя вода. Почетные гости приехали, пить хотят, скорее броди. За белым зайцем гонятся, оседлав белого коня, постелив на него белый войлок, так же поспешай"). Вместе с закваской в сусло выливали отвар хмеля. Все компоненты перемешивались, кадка тщательно закрывалась пологом. Сусло бродило сутки. Затем готовое к употреблению пиво процеживалось через сито. Для повседневного потребления готовилось некрепкое пиво, а для праздников - густое, крепкое. Употребление пива как обязательного ритуального напитка на всех праздниках и угощениях нашло отражение в названиях некоторых из них, в том числе: автан сари - петушиное пиво (по завершении полевых работ), кантăр сăри (после уборки конопли - угощение помочан), хĕр сăри - девичье пиво и т. п.

Из хмельных напитков известны также симпыл - медовое вино, кăрчама - медовая брага, эрех - вино из березового сока, камăс - кумыс. Употребление самогона вошло в быт чувашей довольно поздно - в конце ХІХ - начале ХХ вв. Пьянства в современном его понимании не существовало.

Обрядовая трапеза (йăла-йĕрке тумалли апат) - это блюда праздничного или ритуального назначения - свадебные, похоронно-поминальные, жертвенные, а также способ их подачи, оформления, потребления, ритуал и этика поведения участников трапезы. Трапезы бывают домашние и общественные. При приходе гостей чуваши показывали свое гостеприимство, выставляли на стол наиболее ценные припасы, имевшиеся дома или заранее приготовленные для гостей. Гостевыми блюдами являлись шăрттан, чăкăт или тавара (сырки), масло, мед; не требовавшие много времени на приготовление горячие лакомые блюда месерле çăмарта (сваренные вкрутую и поджаренные яйца), капартма (пресные лепешки).

Угощение начиналось с подачи ковша пива. Гостю предлагалось выпить подряд три раза - это предписывалось традицией. В то же время этикет требовал, чтобы гость, особенно женского пола, вел себя скромно, выпивал только небольшими глотками. Пиво преподносилось с пожеланием здоровья и выражением благодарности: "Тав сана!". Гости приносили с собой кучченеç (гостинцы) - это бочонок пива (3-5 л), каравай хлеба, сыр. Характер гостинцев зависел от обстоятельств - праздника, обряда, торжества. Так, у низовых чувашей по настоящее время сохранился обычай приносить на свадьбу по целому вареному гусю и хуплу. Гостинцы облегчали расходы хозяев. Ритуальная трапеза состояла из принятого для определенного обряда комплекса блюд. По основным обрядам различались названия трапез: ача чăкачĕ (сыр на родинах), çĕнĕ çын яшки (обрядовый суп на свадьбе, букв. суп молодой) или сене сын икерчи (обрядовая лепешка на свадьбе), никĕс пăтти (обрядовая каша при закладке дома), кĕр сăри (пиво на осенних поминках в честь нового урожая) и др.

Общественные трапезы совершались с большим числом участников. Характер всенародных пиров имели трапезы на свадьбе, при проведении древних праздников и молений акатуй (по окончании сева), çимĕк (семик, троица), уй чÿк (моление об урожае в поле) çумăр чÿк (моление о дожде), сăра чÿклени пли кĕр сăри, хĕр сăри и т. д. Кушанья и напитки участвовавшие в празднике и молении приносили с собой. На месте проведения обряда уй чук закалывалось купленное на общие средства жертвенное животное и варилось шÿрпе и каша. Общественные пиршества, в частности акатуй, хĕр сăри, совершались из продуктов, принесенных участниками обряда.

ilinova.blogspot.com

Традиции чувашской кухни | Традиции чувашской кухни

Чувашская кухня и трапеза представляют собой один из вариантов модели питания Волго-Уральской историко-этнографической области. Основу хозяйственной деятельности этого народа издавна составляло земледелие, в качестве подсобного следует назвать овощеводство и в меньшей степени садоводство. Соответственно основные исходные продукты были растительного происхождения.

Чуваши, как и любой другой народ, имеют определенный набор пищевых продуктов, тесно связанных с особенностями природы и хозяйства. На характере питания сказывалось соотношение отраслей традиционного хозяйства, которое у разных этнотерриториальных групп имело некоторые признаки отличия в зависимости от природных и экономических условий.В лесостепной зоне удельный вес продуктов животноводства был выше. В традиционной пище находило отражение наличие промыслов, прежде всего охоты, рыболовства, бортничества-пчеловодства.

Разнообразие блюд и способы их обработки сопряжены также этническими традициями. В наши дни национальная кухня чувашей обогатилась новыми блюдами. Однако основой питания - по-прежнему остается пища растительного происхождения, хотя и она не оставалась неизменной. Рожь и полба, являлись основными хлебными злаками. Но постепенно рожь уступает место пшенице, а полба вытеснена полностью.

Ржаной хлеб по-прежнему популярен и входит в основной компонент питания, однако домашние выпечки ныне в основном из пшеничной муки, в том числе круглый хлеб хапарту, который, особенно у низовых чувашей, является важным атрибутом многих обрядов. Каравай хлеба выставляется на стол при проведении родильного обряда, на свадьбе с хапарту и солью встречают свадебный поезд, а хлеб с сыром чакат являются основными обрядовыми угощениями.

До настоящего времени сохраняются и популярны национальные блюда из мяса — шарттан, тултармаш, жареная кровь, сутта (колбаса из крови, сала и крупы). Однако ныне сократилось число умельцев изготовлять шыртан. Как и в прошлом, шыртан — гостевое блюдо для пирушек, за исключением свадебного стола.

В годы войны его отсылали в качестве посылки солдату на фронт. Домашняя колбаса тултармаш в отличие от шыртана, готовится чаще, она не является блюдом, требующим больших расходов, и трудоемким.

Средненизовые чуваши традиционно готовят после забоя живности фурме (из внутренностей животного), низовые — типётнё хур (вяленый гусь). Традиционными являются мясные бульоны из свежего, только заколотого животного — аш (какай) шурпи в качестве обрядового блюда употребляют бульон из баранины. Шюрьбе известно и как свадебное блюдо.

В традиционных способах подачи ряда мясных блюд наблюдаются локальные особенности. Так, в Приуралье сушеная гусятина гостям подается с чаем, кроме того, гусятина — одно из обязательных свадебных блюд. Кое-где сохранился старинный обычай разделки головы барана.По традиции ее совершает самый старший из мужчин присутствующих на трапезе.

Более широко распространен обычай разделки гуся, которую также поручают мужчине. В этноконтактных (с татарами) зонах (в юго-восточных районах Чувашии и в ряде этнотерриториальных группах) на семейные торжества, в частности на свадьбу, гости приносят по целому вареному гусю и хуплу.Мясные блюда — ветчина, шыртан, гусятина (утятина) — обязательно готовятся для свадебного стола.

Из традиционных блюд, основными компонентами которых являются яйца и молоко, бытуют, в том числе с местной спецификой, приготовление омлета рамарта хапартни вместе с пшенной кашей; яичницы жарят для жениха и невесты на свадьбе — символический знак этого блюда очевиден так же, как и молочный суп молодухи на второй день свадьбы.

Весьма употребителен домашний сыр, известный в двух видах — круглый (чакат) и шарикообразный (таварала ру). Чакат — такое же универсальное ритуальное блюдо, как и круглый хлеб, хуплу, каша или пиво.

Обрядовым блюдом является молозиво ёне ырри, на трапезу приглашаются родственники, дети, совершаемые обряды связаны с пожеланиями хорошего удоя. В употреблении традиционные мо-лочные напитки уйран (пахта), тутла турах (варенец). Сельские и городские жители готовят традиционные супы из сныти, борщовника, молодой крапивы и другой зелени, суп-салму, шурпе — мясной бульон — по случаю забоя скота и др.

Частота бытования традиционных блюд зависит от ряда факторов, таких, как степень сложности приготовления блюд, наличие соответствующих продуктов, приверженность традициям, вхождение в состав ритуальной трапезы и т.д. В частности, шыртан для приготовления которого требуется большое умение и значительные затраты времени, во многих семьях бывает не более 1—2 раз в год, тултармаш, сутта и шурпе — по случаю забоя скота.

В сельской местности бытование тех или иных продуктов и блюд имеет сезонный характер, хотя он в связи с подключением сельских жителей к городской торговой сети выражен менее резко, чем в прошлом. В городских условиях набор приготовляемых традиционных блюд не столь широк, как в сельских.

Ритуал угощения и трапезы основывается на собственных традициях, хотя они и существенно дополнены привнесенными элементами. Традиционные блюда составляют основу обрядовой пищи. Конечно, по сравнению с прошлым, в частности началом XX в., функция санкционирования основных событий и праздников в жизни семьи и общественной группы с помощью обрядов значительно ослабла.

Это отразилось и на степени бытования обрядовой пищи. Лучше она сохранилась в свадебной и поминальной обрядности. Особенно популярны те блюда, которые готовятся в большом количестве — выпечки, суп, каша, пиво.

Ритуальная трапеза, как правило, состоит из характерного для того или иного случая (родины, свадьба, поминки, новоселье и др.) традиционного кушанья или набора определенных блюд, подаваемых в соответствии с требованиями традиции.

На современном этапе происходит сокращение употребления, а иногда и полный отказ от некоторых видов блюд, изменение традиционной культуры питания, появление новых блюд, новых видов заготовки и переработки продуктов.

Исчезновение или сокращение отдельных видов блюд объясняется тем, что они либо не соответствуют современным требованиям и вкусам, либо перестали готовиться из-за эрозии обрядовой культуры. Однако нет достаточного обоснования для утверждения, что произошло качественное изменение традиционной пищи вследствие достаточного потребления высококалорийных продуктов — пшеничной муки, разнообразных круп, яиц, молока, мяса, достаточного количества жиров, хотя повышение калорийности пищи значительно улучшило ее вкусовые качества.

Новое в питании чувашей появилось в результате постепенного улучшения их благосостояния, культурно-бытовых связей с другими национальностями страны, распространения кулинарной литературы и т.д. В 1990-е гг. сокращение денежных расходов привело к снижению потребления ряда основных продуктов питания — мяса, молока, рыбы, яиц.

Сохраняются различия в питании горожан и сельского населения, хотя тенденция к сближению усиливается и в этой сфере, чему способствуют транспортные связи, маятниковая миграция, поездки к родственникам, кулинарная литература и т.д.

Этнические особенности проявляются в частоте употребления и ассортименте национальных блюд, характере праздничной трапезы. Тесная связь деревни с городом и наличие подсобного хозяйства являются важными стимулами, поддерживающими этнические традиции. Сельхозпродукция, производимая чувашскими крестьянами, пользуется большим спросом в Чувашии и России.

В этот сайт наряду с рецептами исконно чувашских блюд, которые выдержали испытание временем, включены рецепты современной кухни. А также рецепты кушаний, заимствованных у соседних народов, но длительное время используемых у нас.

Но некоторые «архаичные» блюда, такие, как юсман, тинкёле, йава и т.д., остались в стороне, поскольку они не отражают характер современного питания (изменились вкусовые пристрастия, ушли в небытие способы обработки сырья, отсутствуют инструменты и оборудование и т.д.).

Использование местных продуктов в оригинальных сочетаниях и пропорциях, применение свойственных для нашей местности добавок и приправ позволяют занять современной чувашской кухне свое прочное место среди огромного разнообразия традиционных и экзотических кушаний.

pokushaem.blogspot.com


Смотрите также