Баранина. Главное блюдо мусульманской кухни и не только. Блюдо мусульманское
Кулинарные традиции мусульман | Islam Global
Существует ли особая кулинарная традиция у мусульман? На этот вопрос одновременно можно ответить как утвердительно, так и отрицательно.
Понимание исламской кулинарной традиции зачастую путают с этнической кухней народов, исповедующих ислам уже многие поколения. Например, на постсоветском пространстве это будет узбекская, азербайджанская, казахская, татарская, башкирская и т.п. национальная кухня, за пределами СНГ – турецкая, арабская, персидская.
Каждая нация имеет свои корни, условия жизни и уникальный ход исторического и культурного развития, которые, несомненно, наложили отпечаток на кулинарные предпочтения тех или иных народов. Географическое положение тоже играет немаловажную роль в данном вопросе. Поэтому говорить о чисто исламских традициях в кулинарии было бы некорректно. Ведь народов, исповедующих религию Творца, много, и у каждого есть свои особенности. С другой стороны, исламские каноны предписывают определённые требования к употребляемой пище, выделяя запретные и разрешённые продукты, а ахляк (нравственность) регулирует, к примеру, правила приёма пищи.
Мусульманская кулинарная традиция, если говорить о ней как об обобщённом явлении, легко впитывала гастрономические устои других народов и религий. Яркий тому пример – любимое блюдо Посланника Аллаха (с.г.в.) сарид – похлёбка из мяса и хлеба. Это яство не является чисто исламским, потому что на тот период оно также было ритуальным блюдом христиан и иудеев.
Отметим, что кулинарные традиции мусульман впитали в себя национальные особенности не только арабской кухни, но и персидской, тюркской, греческой, римской, индийской и африканской. Некоторые блюда восходят к китайской культуре. Так сложилось, что в ходе завоеваний и расширения территории арабского халифата происходила ассимиляция традиций присоединённых регионов, в том числе и гастрономических. Поэтому практически все страны, как граничащие с мусульманскими государствами, так и ставшие позднее таковыми, оставили отпечаток на исламской кулинарии. Взять, к примеру, татарскую национальную кухню. На неё не столько повлияли арабские традиции (в силу географической отдалённости), сколько русские и финно-угорские народы.
Как итог – современная кулинария в исламе обладает множеством региональных особенностей и очень разнородна. И поскольку исторически мусульмане преимущественно проживали на Ближнем и Среднем Востоке с жарким климатом, кухни этих народов объединяет тяга к пряностям.
Известно, что мусульмане отдают предпочтение баранине. Дело в том, что у тюрков и арабов было распространено кочевое овцеводство. На втором по популярности месте у мусульман в России и территории СНГ стоит говядина, а на Ближнем Востоке – верблюжье мясо.
При выборе ингридиентов для приготовлении пищи действует принцип дозволенности – халяль. Это не только правильно забитое согласно Шариату животное или продукты, которые не содержат запрещённых веществ, но и упор на полезную для здоровья человека еду, которая не наносит ему вреда. Именно стремлением обезопасить жизнь человека обусловлены многие запреты и правила в исламе.
www.islam.global
Правила приема пищи у мусульман. Секреты мусульманской кухни
Правила приема пищи у мусульман
Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).
Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.
Потом в период становления ислама этот обычай был освящен пророком Мухаммедом: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, — все это запрещено…».
И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.
Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином.
Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.
Ислам настоятельно рекомендует при сервировке стола обращать внимание на 3 основных качества: чистоту, аккуратность и умеренность. Последнее относится главным образом к количеству блюд и используемых для их приготовления продуктов. Кроме того, сервировать стол желательно красиво, но не за счет больших энергетических, временных и материальных затрат, поскольку еда для мусульманина — не самоцель, а жизненная необходимость. С этим связан запрет на использование посуды из золота и серебра.
Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.
Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).
Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.
Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).
Перед тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).
До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.
По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.
Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».
Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.
Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, бог урежет пищу.
К хлебу мусульмане относятся с большим уважением. Если вдруг кусок хлеба упадет на землю, то его надо обязательно поднять и положить в такое место, где его найдет и съест животное или птица. Даже крошки, нечаянно выпавшие изо рта во время еды, надо аккуратно подобрать и положить обратно в рот — это принесет счастье. А выбросить крошки — значит выказать свою гордость и неуважением к присутствующим.
Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).
Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.
Нельзя пить воду из горлышка бутылки или кувшина. Пиалу, бокал или любой другой сосуд для питья следует держать правой рукой. Неприлично пить воду залпом, шумно втягивая ее в себя. Правильно пить ее в 3 приема: 1-й раз сделать 1 глоток, 2-й раз — 3, 3-й раз — 5, всякий раз отрываясь от края сосуда. Однако если количество приемов будет больше или меньше, количество глотков обязательно должно быть нечетным. Перед тем как сделать первый глоток, надо сказать: «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), а после последнего: «Альхамду лиллах» (Слава Аллаху).
Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.
И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.
Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.
Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.
Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.
Особое внимание шариатом уделяется совместимости продуктов. Например, нельзя после рыбы пить молоко и наоборот. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое — от свежего. Запрещено употреблять подряд 2 горячих (или возбуждающих), 2 холодных (или охлаждающих), 2 мягких (или нежных) либо 2 твердых (или грубых) блюда. Это ограничение относится и к напиткам. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих, 2 послабляющих блюда или 1 закрепляющее и 1 послабляющее. Однако на фрукты последнее ограничение не распространяется.
После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено.
Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.
Уважение к пище мусульманин должен показывать самой позой, которую он принимает за столом (или у скатерти — про стол и стулья в шариате ничего не сказано). Нельзя есть лежа, на спине или на животе, а также принимать пищу стоя или на ходу. Во время еды следует сидеть прямо, не опираясь ни на подушку, ни на свою руку.
Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени.
Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.
Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».
Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме.
Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.
Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.
После того как стол накрыт, хозяин приглашает гостя начать трапезу. Однако первым протянуть руку к еде должен хозяин. А вот руки после еды первым вытирает гость, и только после него — хозяин. Назойливое угощение гостя шариатом не приветствуется — достаточно повторить приглашение 3 раза.
За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился.
Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью».
Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу. Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.
Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки.
Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения. Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.
Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить. Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих.
Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему». Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.
Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.
librolife.ru
Баранина. Главное блюдо мусульманской кухни и не только
Баранье мясо употребляли в пищу испокон веков. И если свинину принято считать самой жирной и тяжелой пищей, говядину легкоусвояемой и более постной, то баранина занимает промежуточное место вышеупомянутыми продуктами.
28 июля мусульмане всего мира отметили главный религиозный праздник годичного цикла — Ураза Байрам или, как его еще называют, Рамадан Байрам. Это светлое торжество, символизирующее духовное и телесное очищение после месячного поста.
После коллективной молитвы все верующие обмениваются поздравлениями, и приглашают на праздничное пиршество своих родственников, друзей, соседей, а также случайных прохожих, которые оказываются на улицах селения. Столы просто ломятся от всякой снеди, однако центральное место всегда занимают блюда из баранины. Мусульмане полагают, что это мясо предпочтительнее говядине и птице. Баранье мясо употребляли в пищу испокон веков. И если свинину принято считать самой жирной и тяжелой пищей, говядину легкоусвояемой и более постной, то баранина занимает промежуточное место вышеупомянутыми продуктами.
Диетический продукт
Наиболее высоко ценится мясо молодых барашков, которым еще не исполнилось 18 месяцев. Вырезка молодого барашка богато легкоусвояемыми белками и железом, витаминами группы В, солями магния, калия, кальция, фтора, цинка, йода, а также такими редкими металлами как кобальт и молибден. Это мясо достаточно низкокалорийное, поэтому медиками занесено в список диетических и легкоусвояемых продуктов.
Вареная или тушеная баранина – незаменимый продукт для людей, страдающих анемией. Кроме того, баранье мясо также полезно и для восстановления состава крови, содержащийся в нем лецитин регулирует уровень холестерина в крови, тем самым, препятствуя закупориванию и образованию тромбов.
Предостережения
Несмотря на многочисленные восторженные отклики, звучащие в поддержку этого продукта, не стоит забывать, что баранина не является абсолютной панацеей и имеет противопоказания. Так, это мясо не рекомендуют употреблять людям пожилого возраста, так как в нем могут накапливать вещества, способствующие развитию артрита. Хоть это диетический продукт, его преизбыток в пищевом рационе может вызвать ожирение и атеросклероз.
Диетологи и гастроэнтерологи не рекомендуют это мясо маленьким детям, кишечный тракт которых еще формируется и не готов принимать столь тяжелую пищу.
Как выбрать свежее мясо?
Чтобы из мяса извлечь максимальную пользу, необходимо уметь правильно его выбирать. Многие отказываются от баранины из-за ее специфического запаха. И очень зря – для того, что бы убить это амбре, нужно на ночь поставить мясо вымачиваться в томатном или гранатовым соке с добавлением специй и чеснока. Не забывайте, что характерный запах дает филе старого барана. Его можно определить визуально: свежее молодое мясо, как правило, имеет ярко-красный цвет, а преобладание темных оттенков говорит о его старости. Если от мяса разит резким неприятным запахом уже при покупке, откажитесь от его приобретения. Если вы планируете приготовить жаркое или рагу из баранины, выбирайте заднюю ногу, для варки идеально подойдет грудинка и шея. Для плова из бараньего мяса или рагу берут лопаточную часть. Она также подойдет и для котлет.
В кулинарии
Баранина, как и любой другой вид мяса парнокопытных, отлично сочетается с овощами и рисом. Она гармонирует с такими специями как чабрец, орегано, майоран, зира. На Востоке особенно ценятся такие блюда как баранья шурпа, шашлык, плов, бешбармак, лагман.
Баранину часто запекают с финиками и абрикосами, в качестве гарнира подают овощи и бобовые.Запивать такие блюда на востоке принято зеленым чаем, европейцы могут подчеркнуть богатый вкус бараньего мяса бокальчиком красного вина.
magmens.com
мусульманская кухня
Курбан-байрам, или Праздник жертвоприношения
Этот праздник, который совпадает с днем завершения паломничества в Мекку, начинается 10-го числа месяца зул-хиджа, через 70 дней после окончания поста.
Курбан-байрам — это главный исламский праздник, который широко отмечается во всем мусульманском мире. Его главный обряд совершается в долине Мина, в Мекке. Именно там Ибрахим, покорившись воле Аллаха, готовился принести в жертву своего сына. Но Аллах, оценив его смирение, в последний момент позволил заменить юношу ягненком.
Приготовление к празднику длится несколько недель, в течение которых верующим запрещается веселиться, надевать новую одежду, стричься и т. д.
Сам же праздник начинается с раннего утра. Мусульмане совершают омовение, надевают праздничную одежду и отправляются в мечеть, где совершают молитву и слушают проповедь.
После коллективной молитвы наступает кульминация праздника — жертвоприношение. В качестве жертвы используют любое домашнее животное — барана, овцу, козу, корову или даже верблюда. Животное кладут на землю так, чтобы его голова была направлена в сторону Мекки, а затем его хозяин или нанятый им для этого дела человек перерезает ему горло.
Согласно преданиям, на спине жертвенного животного правоверный может легко попасть в рай, минуя главное препятствие на этом пути — мост Сират, «тонкий, как волос, острый, как лезвие меча, горячий, как пламя», перекинутый над адом.
Обряд жертвоприношения совершается во все дни праздника, причем мясо принесенного в жертву животного должно быть обязательно съедено в праздничные дни, оставлять его для будней категорически запрещено. Из мяса жертвенного животного готовят традиционные блюда. В 1-й день это угощения из сердца и печени, во 2-й день — суп из бараньей головы и ножек, а также жареное или тушеное мясо с гарниром из бобов, овощей и риса, на 3-й и 4-й дни — суп из костей и жареные бараньи ребрышки. Эти блюда принято не только есть всем членам семьи, но и угощать ими соседей, друзей и малоимущих.
Помимо мясных блюд, в этот день принято подавать на стол хлеб, лепешки, пироги, бисквиты и всевозможные сладкие блюда из изюма и миндаля.
1.2.Некоторые особенности мусульманской кулинарии
Мусульманская кухня настолько разнообразна и содержит в себе такое количество традиций, что уже со Средневековья кулинарные пристрастия мусульман, проживающих в разных концах света, сильно отличались друг от друга. Если сравнить трапезу жителей испанской Андалусии и кочевников Аравийского полуострова того времени, то найти в ней что-то общее будет очень сложно.
В настоящее время кулинария Среднего Востока значительно отличается от кулинарии мусульман, проживающих на Западе, так называемых стран Магриба, которые расположены к западу от Аравийского полуострова и Египта. Причина этого в том, что кулинарные традиции мусульман впитали в себя характерные особенности не только арабской кухни, но и греческой, римской, индийской, африканской, персидской и тюркской. В этой кухне можно найти даже такие блюда, которые восходят к китайской традиции. История приверженцев ислама очень богата завоевательными войнами, в результате которых происходила ассимиляция культурных традиций побежденных стран, в том числе и кулинарных. Помимо этого, практически все страны, граничащие с мусульманскими государствами, оставили отпечаток на исламских кулинарных привычках.
Единства в кулинарных традициях и правилах поведения за столом у сторонников ислама не было с самого начала. Так, персы презирали своих собратьев по вере - арабов - только лишь за то, что они, живя в пустыне, употребляли в пищу все, что находили в ней съестного: собак, дикобразов, ослов, скорпионов, ящериц и т. д. Даже арабский проповедник единобожия, пророк Мухаммед, с осуждением отзывался о некоторых блюдах кочевых племен, которые они готовили, например, из саранчи. Арабы, в свою очередь говорили, что их мутит от рыбы и риса, которые входили в основу персидской кулинарии, и, ничуть не смущаясь, превозносили свои любимые лакомства: грубый хлеб, финики и ослиное сало.
Несмотря на такое отличие вкусов и непримиримость кулинарных взглядов уже в то далекое время в мусульманской кулинарии было немало черт, объединяющих все ее разновидности. Одна из этих черт - это широкое применение многочисленных пряностей. Исследователи нашли более сорока натуральных ароматов, источниками которых были местные и привозные травы, листья деревьев, коренья, смолы, семена, ягоды, кожура и бутоны розы. Исламская кулинария наших времен сохранила это пристрастие к различным пряностям, хотя и с поправкой на специализацию различных регионов. Например, очень редкое блюдо на Среднем Востоке готовят без имбиря и кардамона, а вот в странах Магриба к этим специям совершенно безразличны. И в наше время мусульмане всего мира любят приправлять блюда кумином, куркумой, корицей, гвоздикой, сумахом, шафраном, кориандром и тмином. Однако из-за большой стоимости шафрана вместо него часто стали использовать более дешевый сафлор.
Халифы средневековья по традиции начинали свою трапезу с фруктов, самыми главными из которых считались финики. На закуску они любили холодные соленые блюда. Затем подавались теплые блюда из баранины, мяса молодого ягненка, домашней птицы или рыбы с гарниром из маринованных или соленых овощей. Обязательным атрибутом кухни мусульман являлись лепешки, способов приготовления которых было огромное количество. Лепешками зачастую пользовались в качестве столовых приборов и брали еду с тарелок. А заканчивалось застолье сладкими блюдами и различными сиропами.
К большому сожалению, рецепты очень многих блюд история не сохранила. Однако отголоски древних традиций легко угадываются в современной мусульманской кулинарии, даже в самых экзотических ее проявлениях. Например, если взять характерное для средневековой кухни сочетание меда и соленых продуктов, оно до сих пор сохранилось в начинках сладких пирогов, которые, наряду с сухофруктами и орехами, содержат в себе мясо и рыбу. Кулинарная мусульманская традиция очень легко впитывала и быстро ассимилировала кулинарные традиции других народов. Очень ярким примером может послужить тот факт, что самым любимым блюдом пророка Мухаммеда считается сарид - похлебка из мяса и хлеба, которая одновременно считается ритуальным блюдом иудеев и христиан.
1.3Секреты мусульманской кухни
Из глубины веков
Мусульманская кухня настолько разнообразна и включает в себя столько традиций, что уже со Средневековья гастрономические пристрастия мусульман, проживающих в разных концах света, значительно отличались друг от друга. Если сравнивать трапезу жителей испанской Андалусии и кочевников Аравийского полуострова того времени, то найти в ней что-то общее будет очень трудно. В настоящее время кухня Среднего Востока очень отличается от кухни мусульманского Запада, так называемых стран Магриба, расположенных к западу от Египта и Аравийского полуострова.
Происходит это из-за того, что кулинарные традиции мусульман впитали в себя национальные особенности не только арабской кухни, но и персидской, тюркской, греческой, римской, индийской и африканской. В ней можно найти даже такие блюда, которые восходят к китайской традиции. История приверженцев ислама богата завоевательными войнами, в процессе которых происходила ассимиляция культурных традиций покоренных стран, в том числе и гастрономических. Более того, практически все страны, граничащие с мусульманскими государствами, оставили отпечаток на исламских кулинарных привычках.
Единства в кулинарных пристрастиях и правилах поведения за столом у приверженцев ислама не было с самого начала. Так, персы презирали своих собратьев по вере — арабов — за то, что они, живя в пустыне, употребляли в пищу все, что можно было найти в ней съедобного: скорпионов, ящериц, собак, дикобразов, ослов и т. д. Даже арабский проповедник единобожия, пророк Мухаммед, с неодобрением отзывался о некоторых блюдах кочевых племен, которые они готовили, например, из саранчи.
Арабы в свою очередь говорили, что их тошнит от риса и рыбы, которые составляли основу персидской кухни, и, ничуть не смущаясь, превозносили свои любимые лакомства: грубый хлеб, ослиное сало и финики. А аравийский поэт Абу аль-Хинди в одном их своих произведений даже восклицал: «Ничто не сравнится со старой ящерицей!» — потому что, по его мнению, ее яйца — это пища настоящих арабов.
Несмотря на такое разнообразие вкусов и непримиримость взглядов уже в то время в мусульманской кухне было немало черт, объединяющих все ее разновидности. И одна из них — это широкое применение многочисленных пряностей. Исследователи обнаружили более 40 натуральных ароматов, источниками которых были местные и привозные травы, листья деревьев, семена, ягоды, коренья, смолы, кожура и бутоны розы. Современная исламская кухня сохранила это пристрастие к пряностям, хотя и с поправкой на региональную специализацию. Например, редкое блюдо на Среднем Востоке готовится без кардамона и имбиря, а вот в странах Магриба к ним совершенно равнодушны.
До сих пор мусульмане всего мира любят приправлять свои блюда кориандром, тмином, кумином (римским тмином), куркумой, корицей, гвоздикой, сумахом и шафраном. Однако из-за дороговизны последнего вместо него все чаще стали использовать более дешевый сафлор. Что касается мускатного ореха, мускатного цвета и аравийской камеди, их популярность со временем уменьшилась. Перцы длинный и сычуаньский, которые так любили добавлять в пищу в Средние века, уступили место перцу горошком.
Средневековые халифы традиционно начинали трапезу с фруктов, главными из которых считались финики. На закуску они предпочитали холодные соленые блюда. Затем подавались горячие (а точнее теплые) блюда из баранины, мяса ягненка, домашней птицы или рыбы с гарниром из маринованных или соленых овощей. Неизменным атрибутом мусульманского стола являлись лепешки, рецептов выпечки которых было великое множество. Ими зачастую пользовались в качестве столовых приборов и брали еду с тарелки. А заканчивалось застолье сладкими блюдами и сиропами.
К сожалению, рецепты многих блюд история не сохранила. Так, были безвозвратно утеряны секреты приготовления таких соусов как, мурри и камак, приготовление которых длилось несколько месяцев. Однако отголоски древнейших традиций легко угадываются в современной мусульманской кухне, даже в самых экзотических ее проявлениях. Если взять, например, характерное для средневековой кухни сочетание меда и соленых продуктов, оно до сих пор сохранилось в начинках сладких пирогов, которые, наряду с сухофруктами и орехами, включают в себя мясо и рыбу. А соус шикку (рассол из рыбы и раков) легко идентифицируется со средневековым соусом под названием «гарум», который получался в результате брожения рыбьих потрохов. Супы из сушеных овощей или злаков практически не изменились, а современные арабы вручную, как и их далекие предки, готовят ароматические эссенции из роз, флердоранжа, мяты и шиповника.
Мусульманская кулинарная традиция легко впитывала и быстро ассимилировала гастрономические традиции других народов. Ярким примером может послужить тот факт, что любимым блюдом пророка Мухаммеда считается сарид — похлебка из мяса и хлеба, которая в то же время является ритуальным блюдом христиан и иудеев.
Основными продуктами в мусульманской пище считаются баранина и рис, а главными блюдами — плов и шурпа. Шурпа — это суп, однако назвать его таковым с точки зрения европейца довольно трудно, поскольку он скорее напоминает подливку.
Что же касается баранины, то ее предпочтение, например, говядине, которую ислам также не запрещает принимать в пищу, объясняется тем фактом, что тюрки, игравшие главную историческую роль в жизни многих средневековых государств западной Азии, были кочевыми овцеводами. Именно из нее готовятся основные ритуальные блюда мусульман, которые принято есть, например, в день празднования жертвоприношения. Кроме того, баранина традиционно входит в состав таких популярных на Востоке блюд, как долма и шаурма (шаверма).
Ислам запрещает мусульманам есть свинину и употреблять алкогольные напитки. Нехарактерными для мусульманской кухни являются также такие продукты, как рыба, сыр и яйца.
Популярными напитками считаются чай и кофе, а также кисломолочные, например айран. К кофе или чаю принято подавать всевозможные сладости, приготовленные из фруктов и орехов: шербет, рахат-лукум, халву и пахлаву.
Жаркий климат, царящий в большинстве мусульманских стран, стал причиной возникновения множества охлаждающих десертов на основе фруктов. Та же жара, которая вызывает порчу продуктов, привела к широкому использованию в пище острых приправ.
Традиционным хлебом у мусульман является лаваш или лепешки, которые, помимо своей основной роли продукта питания, играют еще и дополнительную: служат салфеткой и столовым прибором.
1.4.Особенности мусульманской кухни
Рецепты восточной кухни изобретали даже представители знатного рода, например, принц Багдада Ибрахим ибн аль-Махди. На сотворение настоящих произведений искусства его вдохновила возлюбленная, наложница Бада.
Однажды Бада придумала оригинальное блюдо, за что в подарок девушка получила не просто дорогостоящее ожерелье, но бесценное. Но для Бады не это было самым главным подарком, им стала поэма, которую принц посвятил своей музе. Блюда, которые создавала пара, были не просо едой, но настоящими кулинарными шедеврами. Одной из причин чего были требования, которые предъявлялись к еде мусульманами. Основными составляющими мусульманских блюд являются три характеристики: аромат, восхитительный, поражающий вкус и необычный вид.
Творческое самовыражение
Самое удивительное в приготовлении мусульманских кушаний – это то, что женщины не допускаются к приготовлению блюд. Бада была исключением, возможно, по причине того, что принц ее очень сильно любил. Рецепты восточной кухни носят мужской характер, их создатели только мужчины. Запрет на приготовление еды - парадокс, если учесть тот факт, что женщина занимает зависимое положение в мусульманском мире. Когда мужчины стоят у плиты, то в отличие от женщин, цель приготовления еды для которых накормить досыта мужа, мужчины творят, чтобы удивить, прежде всего. Кухня для мужчины – это творческое самовыражение.
Восхваление и преклонение перед едой
Традиционным для исламского мира считается готовка на огне, причем на открытом. Другими словами, на улице. Так существовало когда-то, так и продолжается и посей день в ряде мусульманских стран. Есть такие уголки, в которых еда не просто продается в лавках, а готовится тут же. На работу в такие лавки, понятное дело, допускается только мужской пол, женщине разрешено готовить для своей семьи для своего мужа, но не для чужого мужчины. Первоначально такие лавочки создавались исключительно для тех, у кого не было своей семьи, и человек не мог покушать дома, т.е. для холостых мужчин или для бедных людей. В доказательство того, факта, что вкусные рецепты восточной кухни имели и имеют важное значение для мусульманского мира, явились множество книг с хвалебными названиями.
Богатый стол – щедрость хозяина
Мужчины не только готовят, но и составляют кулинарные книги рецептов. Примерными названиями книг могут служить такие книги, как Роскошная трапеза, состоящая из лучших продуктов и лучших блюд или, например, Лучшие блюда и приправы, как путь к сердцу мужчины. Рецепты были везде в прямом смысле этого слова. Это своего рода молитва, место которой уделяется в художественной литературе, например, в таком произведении, как Тысяча и одна ночь. Есть упоминание о пище также и в религиозных текстах о жизни Пророка. Желание вкусно питаться и не отказывать себе ни в чем – это не синоним чревоугодия в мусульманском мире, но признак щедрости души.
Отказ от пищи - грех
Итак, мусульманская еда, как и многие блюда Востока, создается по определенным правилам, нарушение которых может не просто привести к неправильному вкусу, но быть наказуемым. В исламской культуре питания есть ограничения в еде, к которым можно отнести употребление свинины, кровяной колбасы, не прожаренного стейка. Мусульманские законы гласят, что животное не должно быть умерщвлено насильно, но может быть принесено в жертву. Не приветствуется также и ведение аскетического образа жизни. Так, например, в XI веке один пророк захотел отказаться от прелестей земной жизни и стал вегетарианцем. Результатом такого поведения стало обвинение в ереси.
Ислам и алкоголь
Приемы пищи и продукты питания у мусульман четко регламентированы. Один из запретов, которые налагает харам (список грехов), касается употребления алкогольных напитков. В Коране, священной книге мусульман, об этом сказано следующее: «О вы, которые уверовали! Вино, майсир — мерзость из деяний Сатаны. Сторонитесь же этого, может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы». За неисполнение этой заповеди мусульманина ждет суровое наказание — запрещение молиться: «Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите…».
Причина такого категорического неприятия спиртных напитков кроется в том, что вино, согласно Корану, является одним из орудий Сатаны, с помощью которого он возбуждает в людях ненависть и вражду. Вот почему во многих странах, где ислам является государственной религией, до сих пор существуют законы, по которым не только пьяницы, но и люди, редко употребляющие алкогольные напитки, подвергаются серьезному наказанию, вплоть до тюремного заключения.
Однако, несмотря на запреты, современная мусульманская кухня допускает использование небольшого количества белого или красного вина для приготовления некоторых блюд и напитков.
1.5.Правила приема пищи у мусульман
Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).
Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.
Потом в период становления ислама этот обычай был освящен пророком Мухаммедом: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, — все это запрещено…».
И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.
Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином.
Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.
Ислам настоятельно рекомендует при сервировке стола обращать внимание на 3 основных качества: чистоту, аккуратность и умеренность. Последнее относится главным образом к количеству блюд и используемых для их приготовления продуктов. Кроме того, сервировать стол желательно красиво, но не за счет больших энергетических, временных и материальных затрат, поскольку еда для мусульманина — не самоцель, а жизненная необходимость. С этим связан запрет на использование посуды из золота и серебра.
Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.
Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).
Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.
Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).
Перед тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).
До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.
По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.
Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».
Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.
Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, бог урежет пищу.
К хлебу мусульмане относятся с большим уважением. Если вдруг кусок хлеба упадет на землю, то его надо обязательно поднять и положить в такое место, где его найдет и съест животное или птица. Даже крошки, нечаянно выпавшие изо рта во время еды, надо аккуратно подобрать и положить обратно в рот — это принесет счастье. А выбросить крошки — значит выказать свою гордость и неуважением к присутствующим.
Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф). Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.
Нельзя пить воду из горлышка бутылки или кувшина. Пиалу, бокал или любой другой сосуд для питья следует держать правой рукой. Неприлично пить воду залпом, шумно втягивая ее в себя. Правильно пить ее в 3 приема: 1-й раз сделать 1 глоток, 2-й раз — 3, 3-й раз — 5, всякий раз отрываясь от края сосуда. Однако если количество приемов будет больше или меньше, количество глотков обязательно должно быть нечетным. Перед тем как сделать первый глоток, надо сказать: «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), а после последнего: «Альхамду лиллах» (Слава Аллаху).
Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.
И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи. Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению. Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.
Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется. Особое внимание шариатом уделяется совместимости продуктов. Например, нельзя после рыбы пить молоко и наоборот. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое — от свежего. Запрещено употреблять подряд 2 горячих (или возбуждающих), 2 холодных (или охлаждающих), 2 мягких (или нежных) либо 2 твердых (или грубых) блюда. Это ограничение относится и к напиткам. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих, 2 послабляющих блюда или 1 закрепляющее и 1 послабляющее. Однако на фрукты последнее ограничение не распространяется.
После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено.
Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.
Уважение к пище мусульманин должен показывать самой позой, которую он принимает за столом (или у скатерти — про стол и стулья в шариате ничего не сказано). Нельзя есть лежа, на спине или на животе, а также принимать пищу стоя или на ходу. Во время еды следует сидеть прямо, не опираясь ни на подушку, ни на свою руку.
Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени.
Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.
Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».
Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме.
Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.
studfiles.net
Sc. навруз. мусульманские вторые блюда. мусульманская кухня
Раздел: МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ Во имя Аллаха Всемилостливого, Милосердного!20-я страница раздела
НаврузМусульманскиеВТОРЫЕ БЛЮДА
Каша из проращенного зерна (сумаляк)
Ингредиенты:
— 200 г пророщенных зерен пшеницы — 20 г сливочного масла— 1-2 ч. л. меда— 1 апельсин— 1/2 граната— молотый имбирь на кончике ножа— соль и сахар по вкусуПриготовлениеПророщенные зерна пшеницы замочить в теплой воде на 1 час. Слить воду, положить зерна в кастрюлю, залить водой, довести до кипения, добавить соль, сахар, имбирь и варить на слабом огне до готовности. Заправить сумаляк сливочным маслом, полить медом и подать к столу, украсив зернами граната и кружочками апельсина.
Оджа традиционная
Ингредиенты:
— 4 яйца— 4 ст. л. томатной пасты— 2 дольки чеснока— 1 ч. л. аджики— 1/2 стакана оливкового масла — 1/2 ч. л. молотого тмина— соль по вкусу
ПриготовлениеТоматную пасту развести 1 стаканом воды, вылить в глубокую сковороду, добавить оливковое масло, аджику, тмин, измельченный чеснок и соль. Варить 15 минут, затем вбить в горячую смесь яйца, размешать и подать к столу.
Оджа с острым соусом
Ингредиенты:
— 4 яйца— 4 дольки чеснока— 2 ч. л. аджики— 1 ст. л. томатной пасты— 1/2 стакана оливкового масла — 1/2 ч. л. молотого кориандра— 1/2 ч. л. красного молотого перца— соль по вкусуПриготовлениеОливковое масло нагреть в глубокой сковороде, добавить толченый чеснок, разведенные в 1/2 стакана воды томатную пасту и аджику, кориандр, перец, соль и тушить в течение 5 минут на слабом огне. Яйца взбить, вылить в сковороду с соусом и тушить на слабом огне, помешивая, в течение 1-2 минут.
Лагман традиционный
Ингредиенты:
— 500 г говядины— 400 г пшеничной муки— 100 мл молока— 30 г гороха . — 5 луковиц— 5 ст. л. растительного масла — 3 яичных желтка— 3 клубня картофеля— 2-3 стакана говяжьего бульона — 2 моркови— 2 ст. л. томатной пасты — 1 долька чеснока— 1/2 репы— 1/2 ч. л. зиры— соль и черный молотый перец по вкусуПриготовлениеПросеянную муку высыпать горкой в глубокую миску, сделать вверху углубление в форме воронки, влить в него молоко и яичные желтки. Замесить тесто и оставить его на 1,5 часа. Затем раскатать тесто в пласт толщиной не более 3,5 мм, нарезать лагман (длинная лапша) шириной 3 мм и немного растянуть его. Лагман опустить в кипящую подсоленную воду и варить в течение 10 минут, после чего откинуть на дуршлаг и смазать перекаленным растительным маслом. Горох отварить до полу готовности.
Для приготовления кайлы лук нарезать кольтами, картофель, морковь и репу — соломкой, мясо — небольшими кусочками. Обжарить мясо и лук на растительном масле в течение 3 минут, добавить томатную пасту, убавить огонь до минимума и через 10 минут положить морковь, репу и толченый чеснок. По прошествии 10 минут влить немного бульона, добавить картофель, горох, перец, зиру, соль и тушить до готовности. Лагман разогреть в разведенном водой кипящем бульоне, уложить на блюдо, сверху поместить кайлу.
Тастира с жареной рыбой
Ингредиенты:
— 1 кг филе рыбы— 3 клубня картофеля— 3 болгарских перца— 3 помидора— 2 стручка острого перца— 2 дольки чеснока— 2 яйца— 2 ст. л. топленого масла— 1 стакан растительного масла— 1 лимон— 1/2 пучка зелени укропа— 1/2 пучка зелени петрушки— 1/2 ч. л. черного молотого перца— 1/2 ч. л. молотого тмина— соль по вкусуПриготовлениеФиле рыбы посолить, посыпать тмином, измельченным чесноком (1 долька) и обжарить в раскаленном растительном масле.
Картофель нарезать соломкой, посолить, поперчить и обжарить в смеси топленого и растительного масла.
Для приготовления тастиры очищенный от семян болгарский и острый перец обжарить в масле, после чего снять кожицу и мелко нарезать перец.
Помидоры опустить на несколько секунд в кипящую воду, очистить от кожицы, разрезать пополам и выложить на сковороду. Добавить толченый чеснок, соль, растительное масло и жарить в течение 3 минут, затем протереть смесь через сито, смешать с приготовленным перцем, довести до кипения, добавить яйца, тмин, немного воды, перемешать и тушить в течение 3-4 минут.
Жареную рыбу, тастиру, посыпанный измельченной зеленью укропа и петрушки жареный картофель и дольки лимона подать к столу на большом блюде.
Цыпленок в медовом соусе
Ингредиенты:
— цыпленок весом 700-800 г— 250 г чернослива— 100 г миндаля— 100 г топленого масла— 50 г зеленого горошка— 2 луковицы— 2 ст. л. меда .— 2 ч. л. кунжутного семени— 1 ст. л. оливкового масла— 1 ч. л. лимонного сока— 1/2 граната— 1/2 ч. л. молотого черного перца — 1/2 ч. л. корицы— 1/2 ч. л. молотого шафрана— молотый имбирь на кончике ножа— соль по вкусу
ПриготовлениеПодготовленную тушку цыпленка положить в кастрюлю, посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком, посыпать шафраном, имбирем, корицей, измельченным луком, добавить топленое масло, влить 1 стакан воды и тушить на среднем огне до готовности.
Цыпленка вынуть из кастрюли, положить туда предварительно замоченный чернослив, тушить в течение 15-20 минут.Чернослив переложить в отдельную посуду. В кастрюлю добавить мед и, помешивая, варить до консистенции густого соуса, после чего положить в кастрюлю вареного цыпленка. Тушить в течение 5 минут и снять кастрюлю с огня.
Миндаль перемешать с кунжутным семенем и обжарить в оливковом масле до золотистого цвета.
Цыпленка уложить на блюдо, украсить черносливом, зернами граната и зеленым горошком, полить медовым соусом, посыпать смесью миндаля и кунжута и подать к столу.
Ясса
Ингредиенты:
— 800 г мяса курицы— 4–5 ст. л. оливкового масла— 4 луковицы— сок 3 лимонов— 1/2 стручка острого перца— 1/2 ч. л. черного молотого перца— соль по вкусу
ПриготовлениеМясо курицы нарубить кусками, посолить, поперчить, посыпать мелко нарезанным острым перцем и кольцами лука, полить лимонным соком, 2 ст. л. оливкового масла и положить в прохладное место на сутки.
Куски мяса обсушить салфеткой, уложить на противень и жарить в разогретой до 200-230°С духовке в течение 15 минут, периодически сбрызгивая маринадом. Маринованный лук обжарить на оливковом масле до золотистого цвета, затем добавить маринад и 1/2 стакана воды, довести до кипения, положить куски курицы и тушить до готовности.
Курица с морковью
Ингредиенты:
— 800 г мяса курицы— 3 ст. л. растительного масла— 1,5 кг моркови— 1 долька чеснока— 1/2 стакана лимонного сока— кожура 1/2 лимона— соль по вкусуПриготовлениеМясо курицы нарубить небольшими кусками, уложить в кастрюлю, посолить, добавить толченый чеснок, растительное масло, 1 стакан воды и довести до кипения на среднем огне. Затем перемешать, положить нарезанную соломкой морковь и тушить до готовности, влив при необходимости немного воды. Затем добавить разрезанную на несколько частей кожуру лимона, лимонный сок, довести до кипения и варить 10 минут. Поместить куски мяса на блюдо, а сверху выложить морковь.
Куырдак
Ингредиенты:
— 300 г бараньего легкого— 250 г бараньей печени— 150 г курдючного сала— 100 г бараньего сердца — 2 луковицы— соль и черный молотый перец по вкусуПриготовлениеКурдючное сало нарезать мелкими кусочками и обжарить до вытапливания жира. Добавить нарезанные кубиками сердце и легкое, а через 15 минут — печень, измельченный лук, соль и перец. Обжарить на сильном огне в течение 5 минут, затем влить немного воды и тушить до готовности.
Плов по-шадыбекски
Ингредиенты:
— 400 г риса— 300 г баранины— 100 г бараньего жира— 3-4 моркови— 3-4 луковицы— 3-4 айвы— соль и черный молотый перец по вкусу
ПриготовлениеМясо нарезать ломтиками, морковь и айву — кубиками, лук — кольцами. Бараний жир растопить в кастрюле, обжарить в нем лук до темно-коричневого цвета, добавить мясо и обжарить его до золотистого цвета. Затем положить морковь, обжарить в течение 5 минут, после чего добавить соль, перец, немного воды и тушить в течение 1 часа. Айву смешать с рисом и уложить ровным слоем в кастрюлю, влить 0,8 л воды и варить до ее полного испарения. Накрыть кастрюлю с рисом крышкой и оставить на 20 минут. Готовые рис с айвой и мясо с морковью и луком смешать и выложить горкой на блюдо.
Печень, жаренная на решетке
Ингредиенты:
— 400 г говяжьей или бараньей печени— 50 г сливочного масла— 2 дольки чеснока— 1-2 ст. л. жира— соль и черный молотый перец по вкусуПриготовлениеПечень нарезать порционными кусочками, посолить, поперчить и жарить на решетке, смазанной жиром, до готовности. Для приготовления соуса растопленное сливочное масло смешать с толченым чесноком. Кусочки печени выложить на блюдо и полить приготовленным соусом.
www.recippes.ru