Кумыкские свадьбы: традиции и обычаи. Традиционные блюда кумыков
Праздники кумыков. Кумыки. История, культура, традиции
Праздники кумыков
Традиционные праздники народов Дагестана представляют собой важную часть их духовной культуры. Первый годовой праздник и связанный с ним обряд у кумыков был посвящён проводам зимы и встрече весны – Навруз-Байрам или Янгъы йылны байрамы, который обычно отмечается в День весеннего равноденствия 21 марта.
Перед праздником в домах делали уборку, белили стены, устраивали большую стирку, одевались во всё чистое, выносили из дома, со дворов всё пришедшее в негодность и сжигали.
Устраивали костры во дворах домов, на улицах, за аулом. Все участники праздника, особенно юноши и подростки, прыгали через костры. Этот обычай назывался «сжиганием зимы» – къыш гюйдюрюв.
Другим не менее важным и самым радостным праздником для нас, детворы, был праздник Ураза-Байрам, знаменующий завершение поста – воздержания от пищи и питья, который длился в течение священного месяца Рамазан.
Традиция празднования дня разговения берёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года. Это праздник для всех мусульман. Наши бабушки и мамы за три дня до праздника начинали готовить всякие вкусности, покупать подарки для ближайших родственников. А отцы выбирали упитанных животных, чтобы принести их в жертву.
В день праздника мусульмане посещают могилы умерших и раздают садака, совершают праздничную ритуальную молитву, надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные визиты с подарками, радуются и веселятся.
А мы, дети, встав спозаранку, объединившись в шумные ватаги и закинув за спину холщовые мешочки, отправлялись поздравлять соседей по улице. Бойко стучались в двери, и, когда нам отворяли, мы наперебой поздравляли хозяев дома словами:
– Туткан оразаны Аллах кабул этсин! – Сенеки да этсин, – отвечали нам и заполняли наши мешочки всякими сладостями: конфетами и выпечкой…И вот уже мои внуки стучатся в двери своих соседей со знакомыми с моего детства словами: «…Аллах кабул этсин»…
Праздник Курбан-Байрам, отмечается после окончания хаджа и через 70 дней после праздника Ураза-Байрам в память о жертвоприношении пророка Ибрахима.
Согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление Аллаха – принести в жертву сына.
Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.
Курбан-Байрам начинают праздновать с самого утра. Совершив омовение и надев новую одежду, мусульманин отправляется в мечеть на утреннюю молитву. После завершения намаза верующие возвращаются к себе, где хором поют славословие Аллаху. Затем отправляются в мечеть, где мулла произносит проповедь. По завершении проповеди участники посещают кладбище, молятся за усопших. Вернувшись домой, приступают к обряду жертвоприношения.
Для почитающих Коран,
Приходит праздник этот важный!
Имя ему – Курбан-Байрам,
Его прими в душе отважно!
Барашка в жертву принеси,
Молитвы проповеди будут,
О бедных забывать нельзя,
Аллах тебя не позабудет!
Будь милосердным, как Аллах,
Его величье прославляя!
Душой и телом чистым будь,
Такбир усердно повторяя.
Правила праздника предписывают угощать всех, в первую очередь бедных. В следующие после праздника дни необходимо посещать родственников и друзей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Традиции и обычаи кумыков - путеводитель
Традиции и обычаи кумыков
Кумыки - один из крупных народов Дагестана.Испокон веку кумыки - равнинные жители. Вернее - жители низменности, причем приморской, традиционно именуемой Кумыкской. Узкой полосой протянулась она вдоль Каспийского моря. Но по культуре и старинным традициям кумыки остаются кавказскими горцами. От других дагестанских народов, большинство которых говорят на нахско-дагестанских языках, кумыки отличаются тем, что они - тюрки. Кумыки — народ оседлой земледельческой культуры. Традиционными для них являются хлебопашество, садоводство, виноградарство, культивируемые ещё с 8-9 веков. Исторически они занимались и скотоводством.
Мужчины носили тонкие туникообразные рубахи, штаны, черкесску, бешмет и овчинные шубы, а женщины — платья, кожаные башмаки, галоши и носки, причём одежда украшалась серебряными пряжками, пуговицами, поясом. Платья «полша», состоящее из нижнего платья из тонкого однотонного шелка и верхнего платья из плотной ткани с вышивкой, вышитые платки из тонкой шерсти и шелковые платки — «гульмельды» с характерным рисунком. Современная одежда в основном городского типа.
Культура
У кумыков существует система народных правил и установлений повседневной жизни - адатов. "Не придерживающиеся адатов, обществом не признаются" - таково распространенное мнение местных жителей. Для кого-то адат - это в большей степени этикет. Но у кумыков - юридическая норма, которая действовала в повседневной жизни еще и в 1940-е годы, а кое-где и позднее. Печатные сборники адатов в начале ХХ в. служили основой даже для разбирательств уголовных дел. Помимо юридических определений в адрес таких преступлений, как убийство, воровство, не менее важными считались нормы "по оказанию уважения и почета друг другу", нормы в ситуациях, "когда прибыл гость". Целая серия норм посвящена семейным отношениям: жены не вмешиваются в дела мужей; родственников со стороны мужа жена называет почетными именами, не называя настоящим именем; с отцом мужа никогда не говорит.
По кумыкской традиции, отношение к детям - по истине спартанское. Даже мать после рождения ребенка должна прилюдно делает вид, что ничего общего с ним не имеет. А отец вообще многие годы обязан скрывать свою отцовскую привязанность. Только бабушки и дедушки в полной мере могут реализовать свою потребность в ухаживании за малолетними. Причины тому разные. Одна из них - запрет старикам заниматься тяжелым физическим трудом. Пожилым только и остается, что малолетних нянчить. В прошлые времена ухаживать за детьми считалось не трудом, а удовольствием. У кумыков традиция детского обожания сохраняется.
Кумыки строго соблюдали обычаи гостеприимства, свято почитаемые и в наши дни. Гость окружался особым вниманием и заботой. Правом гостя мог воспользоваться даже кровный враг. Отказ в гостеприимстве считался безнравственным поступком и строго осуждался. Спрашивать гостя о цели визита считалось неприличным. Гость, со своей стороны, должен был держаться скромно, умеренно есть и пить. У кумыков было развито куначество – постоянные дружеские отношения между чужими людьми. Кунаки оказывали друг другу всяческую помощь и поддержку. Часто они заменяли детям умерших родителей. В каждом, даже небогатом, доме устраивалась особая кунацкая комната. Ее обставляли лучшей мебелью, украшали коврами и оружием. На протяжении веков соблюдался и обычай кровной мести. Позднее он был заменен уплатой алыма: родственники убийцы должны били уплатить семье погибшего выкуп. Если пострадавшая сторона принимала выкуп, это означало начало примирения. Посредниками в переговорах выступали самые уважаемые жители селения.
Юноши и девушки знакомились во время коллективных работ или на свадьбах. Но решающее слово при выборе невесты или жениха принадлежало родителям. Учитывались происхождение невесты и жениха, их имущественное положение. От невесты требовалось, чтобы она была здорова и трудолюбива. Иногда брак осуществлялся путем побега юноши и девушки или похищения невесты.
Родители жениха сами не могли сватать невесту. Для этого ими выбирался кто-то из уважаемых знакомых. По обычаю, сват посещал дом невесты несколько раз. Иногда сосватывали маленьких детей. Обязательна была уплата калыма (выкупа за невесту). Девушке, кроме того, полагалось приданое, состоявшее из домашней утвари и скота. До свадьбы жених и невеста избегали встреч друг с другом на глазах односельчан, встречаться они могли только тайно.
Свадьба длилась три дня. Угощение готовилось отдельно для мужчин и женщин. Все гости приносили подарки. Невесте дарили необходимое в хозяйстве, жениху – продукты и деньги. Обязательными были танцы и песни. На второй день свадьбы совершался торжественный перевоз невесты в дом жениха. Невесту одевали в присланную женихом новую одежду, закутывали в покрывало. С наступлением сумерек в специальной арбе с плетеным из орешника высоким верхом, покрытым узорным ковром, ее перевозили в дом мужа. Девушку провожали подруги и мужчины – ее соседи, почетные гости.
Спустя месяц после свадьбы невестку вводили в большую комнату дома мужа. По этому поводу устраивалась пышная церемония. Затем она возвращалась в свою комнату, где проходило угощение подруг.
Невестку не сразу допускали к участию в хозяйственной жизни семьи.
Одним из самых радостных событий было рождение детей. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия. Особенно торжественно отмечалось рождение мальчиков. Через неделю после рождения младенца укладывали в люльку и давали ему имя. На этой церемонии присутствовали только женщины. Обычно младенца нарекали именем умершего родственника или кунака. Первой имя называла бабушка. До определенного возраста детей отцы участия в их воспитании не принимали, не принято было проявлять и свои родительские чувства. Даже мать при посторонних не должна была ласкать детей.
Согласно традиционным древним верованиям, душа умершего постоянно наблюдает за жизнью живых родственников. После того как могилу зарывали, на нее лили воду, чтобы «разбудить» душу для новой загробной жизни. Принято было в течение нескольких часов оставаться у свежей могилы, чтобы охранять ее от злых духов и для того, чтобы, «проснувшись», покойник не испугался своего нового обиталища. Оплакивание умершего длилось пять дней. Родственники покойного должны были всех приходящих угощать мясом и до сорока дней раздавать кусочки мяса с хлебом.
В сельскохозяйственном календаре кумыков, основанном на солнечном цикле, время делилось на четыре сезона. Если весной бывали заморозки, это объяснялось войной зимы и лета. Начало осени связывали с появлением звезды Туршу, которая рождается примерно 20 – 25 августа, выходит из моря в виде горящего полена и со свистом уходит на север. Нельзя было смотреть на Туршу – по поверьям, увидевший эту звезду вскоре умрет. Поэтому в конце августа старались не выходить ночью из дома. Сохранялся и культ огня. Самыми серьезными считались клятвы и проклятия, связанные с огнем домашнего очага. Начало полевых работ отмечали ритуалом «сжигания зимы». Он проводится в двадцатых числах марта. В поле, за селением, зажигали большие костры, вокруг них собиралась молодежь, устраивались игры, танцы, прыжки через огонь.
Обряд «Земире» был посвящен богине дождя. Ее описывали как женщину большого роста и силы. Обряд совершался девушками во время засухи. Неся на руках изображение женщины, нарисованное на деревянной лопате углем или белой глиной, девушки пели песню-моление о дожде. Песня исполнялась у ворот каждого дома. Хозяева домов обильно поливали девушек водой и одаривали продуктами.
Обряд «Гудурбай» первоначально был связан с божеством урожая. Совершался он только осенью, во время уборки хлеба, исключительно юношами. Они подходили к воротам домов и пели ритуальную песню, в которой просили о богатом урожае, благополучии, счастливой жизни. Хозяева дарили участникам обряда сладости. В XIX в. обряд уже не имел магического значения и проводился юношами с целью сбора подарков, которые они подносили девушкам во время коллективных работ по уборке урожая. Первый хлеб из муки нового помола давали младшему ребенку, считая, что, как он его съест, так же будет питаться в течение года и вся семья.
К большим торжествам – свадьбам, религиозным праздникам приурочены конно-спортивные игры. Скачки, джигитовка, а также стрельба из лука – самые популярные виды спорта. В них принимают участие в основном юноши.
С VIII-XII веков среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка со всеми присущими ему особенностями. Есть сведения о том, что до этого периода определенное распространение получило христианство, а среди верхушки Хазарии - и иудаизм.
Фольклорно-этнографический материал позволяет говорить о поклонении кумыкских племен верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли и Воды и другим. Сохранились побывальщины, устные рассказы, обрядовые песни о демонологических существах - Ал-баслы (безобразная женщина), Сув-анасы (Мать Воды, она может утопить купающихся), Темиртёш, Балтатёш, Къылычтёш (у них из груди торчит лезвие топора или сабли), Сюткъатын (очевидно, богиня, дух дождя и плодородия), Басды-рыкъ (во сне может удушить людей), Сулагь (прожорливое существо). Широкое распространение среди кумыков, получила мусульманская мифология, которая частично напластовалась на языческие верования .
В народной памяти кумыков сохранились образцы эпической поэзии: героические, исторические и бытовые песни, песни дидактического содержания (йыр’ы), сказки, пословицы, загадки, а так же лирической поэзии: четверостишная песня («сарын») и «яс» (оплакивание, причитание) или «яс-йыр»). В кумыкском фольклоре самое значительное место занимают эпические песни, сказки, сатирические рассказы и анекдоты, загадки, пословицы и поговорки. Обрядовая поэзия включает свадебные, похоронные, колыбельные, урожайные и ритуальные песни. Кумыкский танец, разновидность лезгинки, имеет более двадцати вариантов. Танцы и песни сопровождаются аккомпанементом на традиционных музыкальных инструментах: органе (гармоника), зурне и сыбызгы (духовые), барабанах и бубнах.
Значительного уровня у кумыков достигло орнаментальное искусство. Так, в домах старого типа большое значение придавалось резному орнаменту, которым украшались деревянные части дома и ворот.
Оригинальностью и высокими художественными качествами отличались кумыкские ворсовые и безворсовые ковры, войлочные ковры, циновки, переметные сумки. Кумыкский народ создал высокохудожественные образцы фольклора. В героический эпос входят “Йыр (песня) о Минкюллю”, восходящий к глубокой древности и в ряде характеристик сходный с “Эпосом о Гильгамеше”, “Йыр о Карт-Кожаке и Максуман”- памятник кумыкского нартского эпоса, “Йыр о Джаватбие”, в котором, как и в огузском эпосе о Деде Коркуте, повествуется о борьбе героя с ангелом смерти Азраилом. Значительное распространение получил и нартский эпос. В “Сказании о битве при Анжи” отражен период арабо-хазарских войн.
Календарно-обрядовая поэзия представлена песнями вызова дождя (Земире, Сюткъатын и др.), осенними песнями (Гюдюрбай, Гьюссемей и другие), песнями встречи весны (Навруз) и другие.
Кумыкский танец, имевший около 20 вариантов, относится к типу лезгинки, он отличается рядом особенностей, характерных развитой хореографии.
АНОНС НОВОСТЕЙ
22 января Британское издание The Daily Telegraph выпустило список из двенадцати городов мира, в которых должен побывать каждый уважающий себя путешественник.
Двенадцать городов – число не случайное - по количеству месяцев в году. Каждый месяц в новом городе - чем не мечта путешественника? Начиная с января, вниманию туристов предлагаются такие мировые жемчужины, как Венеция, Лондон, Севилья, Брюссель, Осло. А вот в июне, следуя рекомендациям, нужно отправиться в Санкт-Петербург. Из всей России выбор пал именно на Северную столицу с ее белыми ночами, разводными мостами, музеями и театрами. Также издание рекомендует посетить места съемок новой экранизации бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир» производства ВВС.
После Санкт-Петербурга следует посетить Берлин, Сиену, Бордо, Нью-Йорк и Марракеш. Ну а завершить, путешествие протяженностью в год, можно в Вене.
В текущем году Петербург ожидает бум туризма. Если в 2015 году Северную столицу уже посетило рекордное количество туристов - шесть с половиной миллионов человек, то в 2016 году ожидается увеличение этой цифры на треть.
19 октября стартовал новый фотоконкурс, организованный журналом Russian foto clab совместно с компанией Fujifilm «Чудеса природы». К участию принимаются фотографии, соответствующие теме конкурса: любые фотографии природы и природных явлений. Предпочтение отдается работам, где показаны необычные и удивительные природные явления и природные красоты.
С удовольствием разместим Ваши фотографии и другие материалы о заповедных местах России.
Мы уже получаем материалы от наших читателей и с ними можно ознакомиться здесь:
Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com
worldunique.ru
традиции и обычаи :: SYL.ru
Торжества горских народов, в том числе и кумыкские свадьбы, имеют особую атмосферу. В эти дни в селе царит праздник: со всех сторон доносятся звуки песен и веселья. Кумыкские свадьбы чрезвычайно гостеприимны: на них в обязательном порядке приходят все жители поселка. Здесь же выбираются доверенные лица, имеющие полномочия приглашать гостей на свадьбу. Женщины зовут других представительниц своего пола, мужчины приглашают исключительно сильный пол. Особенность проведения кумыкских свадеб в том, что все традиции соблюдают в течение нескольких месяцев.
Основные обычаи
Основная часть церемонии происходит в доме родителей жениха. Молодой несколько дней до торжества проводит у близких или друзей. Тем временем в доме его родителей проводятся приготовления к свадьбе, а именно стряпание угощений и оформление жилища. После приводится сама сноха, которой родители жениха распускают косы и развязывают платок. Это символизирует прощание с девичьей беззаботной жизнью. До бракосочетания молодые не должны видеться друг с другом на глазах односельчан. Встречаться они могут только тайно.
Проведение свадьбы
Кумыкские свадьбы длятся три дня. В эти дни гости приносят дары. Невесте презентуют то, что пригодится молодой хозяйке в быту. А жениху, как будущему главе семьи, дарят деньги. Утром первого дня на свадьбу приходят только самые близкие родственники и соседи. Также обязательно приглашают музыкантов: без них не обходятся кумыкские свадьбы. Музыкантов встречают женщины, которые присутствуют на торжестве. Выходя за двор, они поют традиционные свадебные песни.
К концу дня молодожены встречают гостей из соседних поселков. Считается очень почетным, если приезжие из других населенных пунктов останавливаются у соседей влюбленной пары. В противном случае они обижаются и просят у родственников разместить к ним хотя бы одного постояльца.
Приезжим родственникам создаются все условия для удобства и приятного времяпрепровождения вне дома. На второй день свадьбы невесту привозят в дом к жениху. С самого утра его жилище заполнено гостями, которые пришли с поздравлениями и подарками для них.
Жених на свадьбе
Кумыкские свадьбы в Хасавюрте отличаются определенными традициями. Жених во время помолвки и в день торжества не живет дома. Это отличный повод навестить друзей или родственников, ведь теперь он не скоро сможет почтить их своим визитом: все время будет уходить на молодую жену.
Жених живет в этом доме со времени помолвки и до конца свадьбы. Вследствие чего с этой семьей у молодого появляются очень близкие (похожие на родственные) отношения, которые предполагают дальнейшую помощь друг другу в разных жизненных ситуациях. В день, когда невеста открывает лицо, она преподносит семье, в которой находился жених, дорогой подарок.
Невеста на свадьбе
Невеста, в свою очередь, тоже не живет дома, но только несколько дней, на время подготовки к свадьбе. Молодую в ее временном убежище, так же как и жениха, окружают заботой и вниманием, угощают праздничной и любимой едой, делают нужные и приятные подарки. Брак заключается до того, как невеста попадает первый раз в дом жениха. Лишь после этого ее на второй день, ближе к вечеру, отвозят в дом к жениху. Везут ее на арбе.
Провожает невесту множество ее подруг, а также несколько мужчин, которые следят за тем, чтобы девушку не обидели, хорошо приняли. В случае непредвиденных ситуаций они намерены ее охранять. Еще в качестве наставницы с невестой едет пожилая женщина. Чаще всего это жена дяди по отцу или супруга старшего брата.
Когда невеста и ее подруги заходят во двор, на них со всех сторон высыпают муку, крупу, орехи и сладости. Считается, что это приносит в дом молодоженов благополучие и пророчит рождение детей. После этих обрядов невесту провожают в комнату, перед входом в которую она обязательно пробует мед. Макая в него руку, она оставляет след над дверью.
На пороге, перед комнатой невесты, должно лежать шелковое полотно. Мед, шелк, полотно – это символ мира и благополучия у кумыков. Невеста в дом к жениху приносит ягодное лакомство, которое вначале дают попробовать самой зажиточной родственнице, а затем остальным.
Свадьбы на Кавказе
Кумыкские свадьбы в Хасавюрте чаще принято было справлять осенью. Причина тому была экономическая. Осенью завершался сбор урожая и определялся его объем. За несколько дней до свадьбы родители жениха и невесты распределяли обязанности на время торжества среди родственников.
Кумыкские свадьбы в Махачкале отличались тем, что родители жениха и его ближайшие родственники не принимали участие в организации торжества. Они только слушали поздравления.
На свадьбе в Дагестане все жители села хотят участвовать в организации торжества. Если соседу не доставалась роль в проведении мероприятия, то он мог затаить глубокую обиду на родителей молодоженов. Кумыкские свадьбы в Дагестане могут играть в трех распространенных случаях: по договору родителей жениха и невесты; девушку могут просто украсть; или же по согласию родителей помолвка происходит еще в период младенчества детей.
www.syl.ru
"Обычаи и традиции кумыков". - русский язык, мероприятия
Содержание.
1.Введение.
Основная часть.
2. Обряды и обычаи моих предков.
2.1. Религиозные празднования кумыков.
2.2 Обряды, совершаемые при рождении ребенка.
2.3. Обряд сватовства и свадьбы.
2.4. Обряды, дошедшие до наших дней.
3. Заключение.
Список литературы.
Приложение 1. Анкетирование.
Введение.
Когда я вижу полные энергии кумыкские танцы, слышу красивые, протяжные напевы, то испытываю гордость за свой народ, сумевший, несмотря на непростую Судьбу, сохранить традиции, в которых воплощено все то, чем испокон веков дорожили кумыки - это труд, радость созидания, глубокое чувство помощи и поддержки друг друга.
У каждого народа есть свои обычаи, традиции и праздники. Многие из них родились еще в древности, несколько столетий и даже тысячелетий назад. Все вокруг: деревни, вещи, города, люди меняются, а традиции продолжают жить. Ведь они - это сердце и душа народа.
Каждый народ, как могучее дерево, должен быть силен корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю, тем устойчивее чувствует себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свою уникальность. А чем тоньше нити, связывающие народ с его прошлым, тем легче он теряет свое лицо.
Старые люди говорили: « Человек, незнающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» У моих родителей пять дочерей: Нурьяна, Папуханум, Амина, Бикеханум и я. Несмотря на то, что мы живем в Калмыкии и большую часть времени говорим на русском языке, все мы прекрасно знаем свой родной язык, даже наша самая маленькая сестричка, которой два года.
Актуальность исследования: в настоящее время теряются основы воспитания подрастающего поколения на народных традициях. А это, я считаю, недопустимо. Моя исследовательская работа посвящена изучению прошлого и настоящего кумыкского народа, проживающего в селе Красный Партизан.
Наше село очень многонациональное. Здесь проживают русские, кумыки, даргинцы, аварцы. А так же- татары, казахи, табасаранцы, украинцы, немцы, белорусы.
Кумыкских семей в селе. В том числе и наша дружная, многодетная семья Даудовых.
Мы с руководителем работы провели анкетированный опрос среди представителей кумыкской национальности разных возрастов. Это были и школьники, и взрослые люди. Выяснилось, что знают обычаи на бытовом уровне почти все опрошенные, знает значение религиозных праздников тоже большая часть анкетируемых.
Предмет изучения: обряды и традиции кумыкского народа .
Цели работы:
1 Сохранение и развитие народных традиций и обычаев.
2 Углубление знаний об истории и культуре кумыкского народа.
3 Укрепление дружбы между народами, проживающими в селе Красный Партизан.
Методы:
1 Поиск и сбор информации.
2 Исследование информации.
3 Анализ материала.
4 Беседы со старожилами села.
5 Анкетирование.
Ожидаемые результаты:
1 Зарождение чувства гордости и патриотизма за культуру своего народа.
2 Уважение к культуре другого народа.
Для изучения обычаев и традиций потребовалось исследование литературы, анализ взаимодействия традиций народов, населяющих село Красный Партизан.
2.Обряды и обычаи моих предков.
Опрашивая жителей , мы воссоздали жизнь и быт кумыков, проживающих в селе Красный Партизан.
На жизненный уклад, народные традиции и культуру моего народа оказало влияние верование в ислам. Мой отец, Даудов Заур Даудович, объяснил нам, что у человека по закону четыре вида обязанностей:
1 Обязанности перед Аллахом.
2 Обязанности перед собой.
3 Обязанности перед рабами Аллаха, иначе говоря, своими близкими и родными.
4 Обязанности перед тем, что принадлежит человеку в этом мире.
Верования кумыков направляют к тому, чтобы человек жил праведной жизнью, почитал родителей своих, близких и друзей.
Особое место у кумыков отведено женщине. Ведь она в первую очередь- Мать, она дает начало новой жизни. Женщина должна быть скромна, добродетельна, знать и чтить традиции и научить им своих детей.
Моя мама Аида, учит нас всему, что знает сама: языку, обрядам, традициям. Мы обязательно празднуем религиозные праздники
2.1.Религиозные праздники кумыков.
Религиозные праздники называют словом Байрам. Самый большой и почитаемый праздник кумыков- Курбан Байрам. Это праздник жертвоприношения. Утром, когда празднуют Курбан Байрам, проводят коллективную молитву, в которой учавствуют все мужчины и мальчики. Потом полагается сходить на кладбище и помолиться у могил близких. Женщины в этом участия не принимают. Они вместе с девочками готовят дома угощение. В праздники ( раньше Курбан Байрам праздновали не один день) с посещениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома.
В дни Курбан Байрама- праздника жертвоприношения, старались угостить как можно больше людей, столы оставались накрытыми два, три дня и каждый входящий имел право угощаться.
Обязательным условием празднования был жертвенный обряд, в знак готовности служить Богу. Для принесения жертвы мусульмане откармливают барана. Совершив заклание, нужно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение устраивается для того, чтобы избежать болезней, бед.
Стол на Курбан Байрам накрывали богатый, обильный. Чтобы весь год в семье был достаток и процветание. Обязательно готовили блюда из жертвенного барана: плов, бульон, варили мясо в больших количествах. Однако не только мясными блюдами славился стол в этот день. Искусные хозяйки пекут хлеб, пироги, лепешки, торты, готовят сладкое национальное блюдо чак - чак. На столе бывает много фруктов, десертов, конфет. Здесь найдется угощение на любой вкус
Близким, друзьям, родственникам в дни праздника дарят подарки. Все кумыки, проживающие в Красном Партизане, придерживаются ритуальных празднований.
Еще одним религиозным праздником моего народа является праздник по случаю завершения поста. И называется он Ураза. Пост длится тридцать дней, его придерживаются и взрослые, и дети. Назначение Уразы - духовное очищение человека. С восхода до заката постящиеся не должны есть и даже пить воду. Не держат Уразу больные, очень пожилые люди и женщины, ждущие ребенка.
В день Уразы тоже приносят в жертву двух баранов. Выбирают так, чтобы не были поранены ноги и рога. Первого барана режут себе, а второго - раздают бедным. Кровь жертвенного животного пускают в землю, шкуру и мясо раздают после молитвы, а кости закапывают в яму.
Праздник Ураза тоже начинается с большой утренней молитвы, в которой принимает участие все мужское население. Если позволяет погода, богослужение проводят под открытым небом, в непогоду-в мечетях. Затем идут на кладбище, где каждый мужчина совершает намаз- молитву возле могил родственников. Дома женщины готовят угощение, к завтраку приступают только тогда, когда мужчины возвращаются домой.
Каждый мусульманин должен совершать намаз пять раз в день, где бы он не находился, это его обязанность перед Аллахом.
2.2.Обряды, совершаемые при рождении ребенка.
В кумыкской семье рождение ребенка всегда отмечалось как большое и радостное событие, но рождение сына праздновали особенно торжественно. Крепкими считались многодетные семьи, хотя кумыки не любили говорить посторонним, сколько у них детей, опасаясь сглаза.
Еще перед тем, как отправить невесту в дом жениха, самый почетный гость желал новобрачной иметь много сыновей и одну дочь. В ответ на услугу говорили: « Чтобы твоя жена родила тебе сына». А женщине желали: « Чтобы ты всегда была сыта и рожала сыновей»
Раньше роды проходили дома при помощи повитухи, которую называли аначи къатын
Муж в это время не должен был находиться дома. В воду для купания новорожденного добавляли соль и серебряную монету. После первого купания новорожденного заворачивали в отцовскую рубашку, чтобы был близким и любимым ему, или в подол бабушкиного платья, чтобы дожил до ее лет.
Почетной гостьей в день родов была мать роженицы, она приносила для внука детское приданое: одеяло, подушку, пеленки
Чтобы защитить молодую мать и ребенка от сглаза, на пороге их комнаты ставили что- нибудь железное: лемех от плуга или топор.
После рождения ребенка радостную новость сообщали свекрови, а затем всем остальным. За это она добрым вестникам дарила заранее припасенные подарки.
С появлением ребенка у отца забирали шапку- папаху и он должен был ее выкупить у того, кто принес ему счастливую весть.
На следующий день устраивали торжество. Готовили плов, варили мясо, бозбаш, халву, приглашали всей родственников, друзей и соседей
В народе верили, что первые сорок дней жизни младенца очень опасны. Его нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. К шапочке малыша пришивали яркую ленту, мазали лоб сажей, к руке привязывали красную нитку. Каждому мальчику делали обрезание. Эта процедура проводится от седьмого дня жизни до двадцати лет. В этот день мальчику дарили деньги и подарки, одевали его во все новое.
Примерно через неделю ребенка укладывали в люльку и проводили обряд имянаречения. Мужчины на этой церемонии не присутствовали, рождение ребенка, особенно сына, они отмечали отдельно.
Имя выбирал семейный совет, принималось то, которое получило одобрение старших в семье, причем согласие матери не спрашивали. По традиции давали имена умерших предков. Меня назвали Сакинат, в честь папиной бабушки, мою сестру Папуханум в честь умершей прабабушки.
Ребенка клали на подушку, лицом к Мекке. В правое ухо произносили слова молитвы - азана. В левое нашептывали имя ребенка и его отца .Право имянаречения старшему ребенку принадлежало бабушке по линии отца.
После всех действий следовало застолье .Счастливые родители должны были выставить на угощение одного барана, если родилась дочка, или двух, если родился сын.
Так делали наши предки, так делаем и мы.
2.3.Обряд сватовства и свадьбы.
Кумыки считали, что у каждого человека должна быть крепкая и дружная семья, дети, внуки. Каждый должен оставить на земле потомство, которое прославит его имя.
Поэтому очень ответственно относились к заключению брака, свадьбе. Брак совершался по согласию родителей жениха и невесты, раньше молодых не спрашивали, любят ли они друг друга, зачастую новобрачные виделись накануне свадьбы. Но это не вызывало обиды на родителей, считалось, что они лучше знают, кто подойдет в спутники жизни их сыну или дочери.
Сватовство сопровождалось проведением обряда никах. На нем присутствовал мулла, родители молодых обговаривали детали свадьбы, мулла читал специальные молитвы, благославляющие на счастливый брак.
После обряда никах родители жениха посылали невесте подарки альгаш, которые передавались ей при свидетелях, в их числе был мулла. Альгаш делали в зависимости от благосостояния семьи. Обычно дарили чай, сахар, платки, отрезы ткани.
Ковры, золото, украшения, иногда даже лошадь.
Часть подарков невеста оставляла себе, а другую часть дарила сестрам, братьям, родственникам.
После принятия подарков, жених, если еще не видел невесту, имел право увидеть ее. Его вводили к невесте, но наедине их не оставляли. Они виделись в присутствии родственников. Жених мог задать своей будущей жене несколько вопросов.
Очень интересным был обряд бракосочетания. В назначенный день мулла приходил в дом невесты с двумя свидетелями со стороны жениха и спрашивал ее о согласии на брак.
Часто за невесту отвечали ее родители. Мулла читал установленную молитву. Затем невесту сажали в убранную коврами арбу и в сопровождении гостей везли в дом жениха.
Возница, подъехав к дому жениха, требовал подарок для себя, потом только въезжал во двор. Брат жениха должен был взять невесту на руки и внести в родительский дом, в специальную комнату, где женщина- распорядительница мазала новобрачной губы медом, на счастливое супружество.
В этой комнате невеста должна была сидеть на протяжении всего свадебного пира, ее видели лишь женщины.
В первую ночь товарищи с песнями ведут жениха к молодой. Девушки, находящиеся в ее комнате, не пускают их, пока им не подарят подарки. Только после этого все уходят и оставляют молодых наедине.
На второй день свадьбы сестра жениха выводила невесту к гостям. И все впервые видели ее без свадебного покрывала. Гости дарили невесте подарки, давали деньги за танец новобрачной.
На третий день свадебного пира гости разъезжались, им устраивали почетные проводы.
2.4. Обряды, дошедшие до наших дней
Жизнь не стоит на месте, все меняется, уходят в небытие многие обычаи и традиции. Но приятно осознавать, что большая их часть сохранилась и соблюдается до сих пор.
Конечно, это празднование религиозных праздников - Курбан Байрам и Ураза. В жертву приносятся бараны, мясо раздают неимущим. Все мужчины совершают большую утреннюю молитву, слушают проповедь муллы, посещают кладбище, где чтят память усопших предков, совершая намаз у их могил. На праздник, как и раньше, готовятся национальные блюда и выпечка, дарятся подарки родственникам и друзьям.
Конечно, немного изменились обряды, связанные с рождением ребенка. Дети сейчас появляются на свет в родильных домах, при помощи квалифицированных врачей. Редко теперь можно увидеть у порога комнаты новорожденного железный предмет, оберегающий от сглаза. Но до сих пор остается в силе обряд имянаречения. Имена выбирают по- прежнему старшие представители рода, родители, таким образом, выказывают свое почтение к старшим
Завершает церемонию, как и прежде угощение для всех близких и родных.
Свадебные обряды и обычаи претерпели изменения, остались их элементы. До сих пор совершается обряд никах, подношение подарков невесте от родителей жениха. Но свадьба теперь немного отличается от прежнего канона. Редко сейчас новобрачная все торжество проводит в комнате одна, она присутствует на общем застолье, ее лицо закрыто фатой или свадебным покрывалом. Невеста должна вести себя скромно и почтительно, не поднимать глаз, не есть, не вставать из-за стола, не веселиться.
3.Заключение
Проведя исследовательскую работу, анкетирование и беседу с жителями села Красный Партизан, мы пришли к выводу: кумыки, проживающие на данной территории, не потеряли свой язык, культуру, традиции, хотя все эти годы общались и учились на русском языке. Проживая в одном селе с русскими, эти два народа оказали друг на друга большое влияние, стерли национальные грани. Русские жители с радостью гуляют на кумыкских свадьбах и приглашают кумыков на свои свадебные торжества. Русские соседи приходят к нам на праздник Курбан Байрам, а соседская бабушка Надя всегда угощает меня и моих сестер в канун православного Рождества сладостями.
Проанализировав работу, я пришла к выводу, что кумыкский народ имеет богатое культурное наследие. Молодые кумыкские семьи устраивают жизнь у себя в доме так же, как их родители. Они уверены, если не соблюдать традиции, можно навлечь беду на свою семью. Задача молодых родителей - привить нам, детям, наши обычаи. Мы уже начали познавать этот мир, понимать, что мы относимся к малочисленному, но дружному народу. Я выражаю благодарность жителям села Красный Партизан за помощь и предоставление ценной информации.
.
Список литературы:
Аджиев М. «Мы из рода половецкого».
Алиев К. «Кумыки в истории России».
Гаджиев С. Ш. « Верования и культы в современной практике кумыков».
Матиев Ш. «Хлебосольные обычаи моих предков».
Шихалиев Д.М. «Рассказ кумыка о кумыках».
Приложение 1.
kopilkaurokov.ru
Читать книгу Кумыки. История, культура, традиции Магомеда Атабаева : онлайн чтение
Текущая страница: 2 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Как жили и чем занимались кумыки
Благоприятные природные и климатические условия Кумыкской плоскости способствовали развитию земледелия и животноводства. Земледелие было основным занятием. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, кукурузу.
Весною все жители селений дружно выходили в поле для начала пахотных работ. День первой борозды отмечался с особой торжественностью. Первую борозду проводил берекетли – крестьянин, который был опытным, удачливым, получающим хороший урожай.
Трудовой обычай кумыков – приглашать на трудную работу родственников или соседей. Этот обычай называется булкъа. Бедняки – крестьяне объединялись на время пахоты по два-три хозяйства, сообща пользовались быками и сельскохозяйственными орудиями. Такой способ взаимопомощи назывался ортакъ.
Кумыки весной сажали тыкву, арбузы, дыни, фасоль, огурцы.
После посева семян обязательно поливали всё поле. Самым ценным считался осенний полив. Недаром кумыки сложили пословицу: «Гюз сув – юз сув» (Осенний полив – стократный полив). Для орошения полей крестьяне использовали источники, расположенные рядом: речки, родники, проводили от них каналы и канавы к полям.
Почву тарлава посевного поля земледельцы орошали по канавам, прорытым къумукъ бель железной, штыковой лопатой с ножной педалью. Канава называлась татавул. Бывали эль татавул – общий для всех канал, баш татавул – головная канава, айрыкъ татавул – водоотводная канава.
По распаханному полю-тарлав с самого начала до его конца железным плугом проводили глубокую прорезь – къарамукъ. Она служила для стока воды между грядами пашни.
Применялось поверхностное и глубокое орошение в зависимости от времени года и той культуры, которая посеяна на данном участке поля. В первом случае поливальщик воду пропускал по бороздам быстро, не давая ей впитаться в почву, во втором случае в нужном месте къарамукъа (прорези) он делал бувган (запруду), чтобы вода приостановилась и глубоко просочилась в почву. При этом поливальщик – сувчу своей неразлучной лопатой къумукъ бель с педалью выравнивал выпуклости и низины, возникавшие на данном участке поля, которые могли бы привести к образованию луж или недополиву.
Время полива растущей кукурузы крестьянин определял по её стеблям: если они почернели, то нужна им влага, а если пожелтели – значит, они переувлажнились и не нуждаются в воде.
В последних числах мая проводился сенокос. Косили только мужчины. Жали повсюду серпами, а редкие травы убирали косой. Сушили сено тут же в поле.
После окончания жатвы хлеб возили на гумно-индир. Одновременно готовили ток для молотьбы. Молотьба проводилась очень тщательно с помощью молотильных досок – балбулар, усаженных кремнёвыми камешками. Быки или буйволы почти целый день ходили с молотильными досками по снопам, разостланным по всему току, чтобы зерно отделялось от соломы. Тут же на току, по мусульманскому обычаю, крестьяне выделяли десятую часть урожая – закат – для мечети в пользу нуждающихся.
Земельные угодья и поливная вода являлись основным, наиболее ценным достоянием крестьян – сабанчы. Земли, примыкающие к воде, обладали большим плодородием и позволяли их обитателям успешно заниматься землепашеством. Умеренный климат региона вполне благоприятствовал этому.
Крестьяне – хлеборобы выращивали несколько сортов пшеницы: акъ будай – белая пшеница, сари будай — половая (жёлтая) пшеница, арыш будай – рожь. Сеяли также: арпа – ячмень, сулу – овёс, тари – пшено, гьабижай – кукурузу, выращивали сады и виноградники, занимались бахчеводством, выращивали марену-растение, дающее красители, – бояв тамур.
Садоводы культивировали разные сорта яблок, груш, слив, абрикосов, персиков, айвы. Были известны местные груши: тавукъбут гьармут – куриная ножка, гюльгьан – цветочная, гюзлюк гьармут – осенняя. Яблоки назывались: сют алма – молочное, кийиз алма – войлочное, кызыл алма — красное, туршлу алма – кисло-сладкое. Было два сорта абрикосов: къайсын кюреге – сладкокостные абрикосы и бурчун кюреге – горькокостные, курага. Язлыкъ кокан, гюзлюк кокан, алча кокан – сорта местной сливы.
Крестьяне высевали местные сорта кукурузы: къыркъ гюнлюк – сорокадневка, сари гьабижай – жёлтая кукуруза, акъ гьабижай – белая кукуруза.
Тучные, сочные пастбища Кумыкской плоскости благоприятствовали разведению коров, быков, буйвлов, лошадей и даже верблюдов. Молоко буйволиц особенно ценилось за высокую жирность и большую питательность. Особенно вкусна была сметана, приготовленная из молока буйволицы.
У нас дома тоже были буйволы гамуш. Они в полтора раза больше коров, у них большие полукруглые рога и очень добрые, внимательные глаза. Маленьких буйволят мы называли гёдек. Взрослые поручали нам ухаживать за нашими животными: убирать за ними, кормить и поить, скрести их специальной щёткой, это они очень любили.
Мама с бабушкой разводили кур, уток и индюшек. В нашей семье всё было своё – хлеб, мясо, молоко, сметана, творог, яички, овощи и фрукты.
Традиционное жильё
Жилище кумыков – уьй было трёх видов: одноэтажные – ерден уьй, полутораэтажные – курчи уьй и двухэтажные – эки къат уьй. В предгорной полосе преобладало двухэтажное жилище. Основным строительным материалом служили солома, камыш, глина, галечник.
В местах с лесами и горами кумыки строили здания с использованием камня и дерева: мечети, купеческие дома, административные здания до сих пор сохранись в Эндирее. В прошлом в жилищах бедняков комнаты не имели окон. Их заменяло небольшое отверстие в крыше или над дверью.
В богатых домах делались окна, причём выходили они, как правило, во двор. На улицу выходили только глухие стены домов.
Дома ориентировали окнами на юг. Это помогало летом защититься от прямых лучей солнца, а зимой – от холодных ветров, предохраняя жителей от сквозняков.
При Советской власти кумыкское жильё существенно изменилось. Вместо плоской глинобитной крыши теперь двускатная черепичная. Изменилось и внутреннее убранство дома. Вместо пристенного очага, который почти не давал тепла, ставятся печи особой конструкции с духовкой и чугунной плитой.
Топили печки собранным в лесу хворостом и дровами. Это было нелёгкое, трудное занятие – ежедневно отправляться в лес на заготовку дров, в любую погоду. Сначала рубить, потом грузить на арбу, затем, привезя домой, снова ломать, рубить на мелкие поленья, складывать на запас.
При Советской власти на территории России стала развиваться газификация, и стараниями Героя Социалистического Труда Ильмутдина Насрутдинова и его сына Насрутдина Ильмутдиновича жители Дагестана одними из первых в стране стали пользоваться газом, чудесным голубым топливом.
Что ели и пили кумыки
Основными продуктами питания у кумыков были продукты земледелия: мука – пшеничная, ячменная, кукурузная, крупа – пшеничная, кукурузная, просяная, а также фасоль, рис и продукты животноводства – мясо, жир, масло, молоко, сметана, творог, сыр. Употребляли и мясо домашней птицы, охотились на дичь, ловили рыбу – балыкъ: бекра (осётр), яйын (сом), иргъай (лосось), чорпан (щука), сазан (сазан). Рыбу ели в варёном, жареном, вяленом виде. Старики рассказывают, что сушёная рыба шла даже на приготовление хинкала.
Кукурузная мука являлась тогда основным продуктом питания в семье крестьянина. Пшеничную муку употребляли только богатые кумыки.
Из кукурузной муки женщины приготавливали круглую и плоскую лепёшку, называемую мичари, а также халтаму – галушки и буламукъ – мамалыгу. Кукурузное тесто пекли в маломощной хлебопекарне – кёрюк, растапливаемой дровами.
Кёрюк – это собственно кумыкское изобретение, оно отличается от среднеазиатского или закавказского тандыра, углублённого в землю. Кёрюк строится в специально отведённом хозяином помещении во дворе, чаще под навесом у ворот. Это делается для того, чтобы им могли пользоваться и соседские женщины, у которых нет возможности построить кёрюк и обеспечить его дровами. По клубящемуся дыму соседи узнавали, что кёрюк натоплен, и спешили туда со своим тестом – у кого из кукурузной, а у кого из пшеничной муки.
Из кукурузной муки женщины мастерски приготавливали мичари – чурек. Он имел округлую форму диаметром 20–25 сантиметров, толщиной около двух сантиметров, вес – более килограмма. Ярты мичари, сав согъан, что значит: «Половина мичари и целая головка лука – норма для мужчины», – такой поговоркой подшучивали люди, подчеркивая «достоинства» кукурузного чурека, вызывающего изжогу и недолго поддерживающего чувство сытости.
Из пшеничной же муки пекли хлеб насущный, называемый этмеком. Были разные сорта этмека. Они именовались так: къысыр этмек – изделие из пресного теста, хамур этмек – изделие из квашеного теста, майлы этмек – слоёнка, начинённая топлёным маслом, къалач – калачик, допуйна – булка без начинки, чапилек – изделие, испечённое в виде плоского кружка из пресного или квашеного теста. Чапилек может быть изготовлен и из кукурузной муки. Маварик, къатланчыкь, локъум, минав, солакъ, йымышакълар также являются хлебными изделиями, приготовляемыми из пшеничной муки.
Кумыкские женщины умеют приготавливать разные супы – шор-палар. Они в основном следующие: бурчакъ шорпа – фасолевый суп с сушёным мясом, илашгъы – лапша с куриным мясом, дюгю шорпа – рисово – молочный суп, къабакъ шорпа – суп из мякоти черной тыквы с молоком, сыр – сыр гьинкал – суп с клецками, увмач шорпа, чай шорпа – мучные супы без мяса, балыкъ шорпа – рыбный суп наподобие русской ухи, къозукъкъулакъ шорпа – суп из щавеля наподобие зелёного борща, кюрзе – род пельменей, начинённых мясным фаршем, выдержанным в уксусе – ханце, тавукъ шорпа – куриный суп с разварными луковицами.
Чуду – любимое блюдо кумыков, изготовленное из пресного теста пшеничной муки в виде тонкого, плоского, величиной с тарелку кружка с разными начинками. Бывают: эт чуду – чуду с мясом, къарын чуду – чуду с требухой, бишлакъ чуду – чуду с творогом, къабакъ чуду – чуду с тыквой, чий чуду – с квашеным молоком, согъан чуду – чуду с луком, из дикого лука – халияр чуду, къычытгъан чуду – чуду с крапивой, алабота чуду – чуду с лебедой, с начинкой из конского щавеля – аткъулакъ чуду и еще много разновидностей.
Из сладких кушаний кумыки предпочитали халву – гьалива. Её готовят разных сортов: дуги-гьалива – халва из рисовой муки, унгьалива – из пшеничной муки, къоз-гьалива – из орехов, увмач-гьалива – из крупинок теста, заправленных медом – бал, тушап.
Самым большим лакомством для сельской детворы было арбузное варенье или сироп – тушап. Его делали из мякоти арбузов. День, когда варили тушап, был праздником для сельской детворы. Они вдоволь наедались арбузами, придя в тот двор, где женщины на жарком огне отагьа – очаге, вырытом в земле, в большом сосуде сылапчы, сходном с неглубоким круглым корытом, кипятили арбузный сок до становления его сиропом, а далее арбузным мёдом – тушап.
Для получения необходимого для одной семьи тушапа надо было разрезать сотни арбузов. Разрезанные арбузы становились лакомым куском для ребятишек, собравшихся во дворе того, кто варил в этот день тушап.
Художественные промыслы и ремёсла
Обладая многовековыми знаниями своих предков и хорошей сырьевой базой, кумыки владели всеми премудростями обработки сырья и изготовления готовой продукции. Так, шерсть использовалась для изготовления сукна, узорчатых войлочных паласов, ковров, хлопок шёл на изготовление тканей для одежды, шёлк – на платки, пояса, нитки; овчина – на одежду, головные уборы.
Швеи из Яхсая были известными на весь Кавказ мастерицами по вязанию платков из шёлка чилле тастар и ковров из верблюжьей шерсти. Состоятельная часть из них славилась вышивками из золотых и серебряных нитей.
Большое значение для изготовления одежды имели шкуры животных. Из шкур барана и овец – овчин кумыки делали мужские шапки, шубы, из кожи крупного рогатого скота и коз – обувь.
Ковроткачество
Среди домашних промыслов большое место занимало ковроделие. Кумычки ткали как ворсовые ковры – хали, так и безворсовые – гладкие двусторонние ковры, известные под названием дум, узорные войлочные ковры – арбабаш. Кроме того, изготовляли шерстяные мешки – дорбалар, къаплар, перемётные сумки – хуржун, попоны – чул, коврики для седла, а также валяные войлоки – кийиз, потники – терлик, молитвенные коврики – намазлыкъ, простые бурки – ямчулар, а также циновки – чипта и др.
Центрами коврового производства были Тарки, Кумторкала, Эндирей, Нижнее Казанище, Верхнее Казанище, Каякент. Войлочное производство особенно большое развитие получило у северных кумыков.
Из ковровых изделий кумыков особенно славятся безворсовые односторонние ковры, известные под названием сумакъ. Орнамент ковров в основном геометрический, отличается оригинальностью рисунка и расцветки. Северные кумыки изготовляют, кроме того, войлочные паласы, украшенные геометрическим и растительным орнаментом.
Наряду с гладкими коврами, изготовлялись полосатые, так называемые каякентские паласы. Их вырабатывали и сейчас изготавливают главным образом в сел. Каякент. Так же, как и думы, они двусторонние, плотные и покрыты орнаментом. По мнению специалистов, каякентские ковры-паласы прежде признавались подлинными шедеврами коврового искусства.
Наиболее типичным для кумыкского ковроделия можно считать своеобразный войлочный ковёр – арбабаш с врезным узором. Арбабаши были 1,5–2 метра шириной и от 2 до 5 метров длиной. Они делались обычно из двух войлоков одинакового размера, предварительно окрашенных в разные цвета. Для хуржун, къап и дорба использовалась такая же шерстяная пряжа, что и на ковры.
Деревообработка
Произрастающие на Кумыкской равнине и в предгорьях деревья ореха и абрикоса шли на изготовление предметов домашней утвари: корыта, предназначенные для того, чтобы месить тесто, – кершен, чара, подносы – теп-си, вёдра – челек, бочки – черме, ложки – къашыкъ, ступки – аякъ; предметы обстановки: небольшие стулья и табуретки на четырёх ножках, нары – тахтемек, занимавшие почти треть комнаты.
Большое применение в хозяйстве имели плетёные амбары для хранения зерна и муки – бежен, большие корзины без дна, которые ставились на арбу для перевозки початков кукурузы и мякины – чалы, корзины небольшого размера с плетёным дном – четен.
Обработка металлов. Оружейное производство
Ещё в стародавние времена кумыки умели добывать железную руду и получать из неё железо. Для нужд сельского хозяйства кузнецы изготовляли серпы – оракъ, косы – чалгьы, топоры – банта, лемехи – сабан темир, подковы – нал, ножи – бичакъ, лопаты с узким концом – бел, позднее – обручи на колёса арб.
Сталекузнечная мастерская кумыка была оборудована почти так же, как аналогичная мастерская кубачинца или амузгинца. Оружейное производство у кумыков имело свои центры, в то время как сталекузнечные мастерские были почти в каждом селении. Центрами оружейного дела в пределах Кумыкии были Верхнее Казанище, Тарки, Эндирей. «Андреева деревня ныне мирный аул, славящийся выделкою азиатского оружия», – писал П. Хицунов об Эндирее в газете «Кавказ» (1846, № 16).
Мужская и женская одежда
Лёгкой нательной мужской одеждой кумыков были длинная рубаха – гёйлек и штаны – иштан. Их шили из простых хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи – бешмет – къаптал. Бешмет шили из тёмной материи – хлопчатобумажной, шерстяной или шёлковой. Постепенно бешмет заменила кавказская рубаха с застёжкой спереди и стоячим воротником. На бешмет или рубаху надевалась черкеска – чопкен, которую шили из полусуконных материй. Зимой поверх бешмета или черкески надевалась овчинная шуба—тон. Отправляясь в путь в непогоду, кумыки, как и многие другие народы Кавказа, поверх шапки надевали плотный матерчатый башлык – башлыкъ, остроконечный капюшон с длинными полосами-лопастями с двух сторон для завязывания у шеи. Головным убором кумыков была овчинная шапка– папаха.
Обувь: сафьяновые лёгкие сапоги, чарыки, башмаки на толстой подошве. Мальчики, начиная с пяти – семи лет, носили такую же одежду, за исключением бурки и башлыка. В холодное время года мальчики надевали тошлук – вид телогрейки или куртки без рукавов из шёлка или шерсти.
Женская одежда кумычек была более разнообразна. Нательная одежда: ич гёлек и бюрюшме гёлек – длинные рубахи; поясная одежда – шаровары или широкие штаны. Верхнее платье нескольких видов: распашное платье, арсар, нераспашное платье, полша, нарядное платье типа арсара, къабалай.
На голове кумычки носили повязку чуткъу. Поверх неё – шёлковый, шерстяной, тюлевый или ситцевый платок – явлукъ.
Обувью женщины были шерстяные носки жораб домашней вязки и сафьяновые чувяки – мачийлер. Поверх чувяк женщины зимой и в непогоду, выходя на улицу, надевали кожаные галоши калушлар или башмаки – башмакълар. Девочки с пяти – семи лет носили такую же одежду, что и молодые женщины. В отличие от женщин, которые любили строгие тона, им шили одежду более ярких расцветок и покупали пёстрые платки. Чуткъу девочки могли не надевать до 10–11 лет.
Косметические средства: белила – оба и румяна – энгилик. Особенно любили подводить глаза, брови и ресницы сурьмой – сюрме, которой лечили и болезни глаз. Многие женщины, особенно старшего возраста, красили волосы хной. Это делалось как для красоты, так и для укрепления корней волос. Считалось, что хна помогает и от головной боли.
Семья
Издавна кумыки строили семейную жизнь на основе Корана и шариата. Религия обязывает человека быть культурным по отношению к своим близким и соседям, к людям другой национальности. Человек, который молится, не должен говорить плохие слова, плохо себя вести дома и на людях, пить спиртные напитки, пробовать наркотики и курить. Должен быть чистоплотным, хорошо учиться, заниматься спортом, уважать и помогать старшим, не обижать младших и домашних животных, не ломать деревья.
Семья всегда высоко ценилась и ценится кумыками, а вступление в брак было необходимостью.
Семья – основа любого тухума (рода) и гарантия обеспеченной старости. Среди кумыков, как и среди других народов, исповедующих ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком».
Свободное общение молодёжи у кумыков было несколько стеснено нормами адатов. Но, несмотря на это, юноши и девушки всегда находили возможность встретиться – в пору уборки урожая или сенокоса, во время выделки шкур, у родника, куда девушки ходили за водой. У родника часто происходил своего рода смотр невест молодыми людьми. Самые нарядные платья девушки надевали, когда шли за водой. Утром и вечером это был своеобразный парад принаряженных девушек. Молодые люди могли переброситься с ними тут несколькими словами, обменяться взглядами. Более смелые юноши могли попросить у девушки напиться.
Общение молодёжи у родника, а также на различных увеселительных мероприятиях, праздниках способствовало определённой свободе в выборе жениха и невесты. Брачный возраст для девушек был 16–17, иногда 14–15 или даже 12–13 лет. Для юношей нормальным возрастом для брака считались 16–18 лет. Мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.
Большое значение имела и имеет социальная и национальная принадлежность жениха и невесты. При заключении брака обязательно обращали внимание на происхождение и родословную будущего семейного партнёра. Такое же значение придавали здоровью: нет ли в роду хронических заболеваний. Жена должна была иметь чистое, хорошее происхождение – чтобы не была незаконнорождённой или дурного поведения; чтобы исполняла обряды мусульманской веры; сохранила девственность; если вдова и неразведённая жена, чтобы была в состоянии иметь детей.
Обязательно учитывался социальный статус родителей невесты: бедняки, середняки или богачи они. Обычно к этому вопросу подходили так: у меня два быка, и у них два быка – значит, подходит. Старались просить дочь у того, у кого два быка, а не четыре. Тот, у кого четыре быка, будет искать жениха равного. Так что разговор начинали с равными во всех отношениях людьми.
Если кто-то из бедняков по определённой причине женился на дочери представителя высшего сословия, то он должен был во всём подчиняться жене. Она и её родные часто упрекали его в бедном происхождении. Всё это приводило к частым семейным ссорам. Женщина из бедного сословия, вышедшая замуж за богатого, терпела упрёки, ругань, унижения, оскорбления и издевательства мужа и его родственников.
Но решающее слово при выборе невесты или жениха принадлежало родителям. Девушка должна обладать добрым характером и трудолюбием, с глубоким почтением относиться к родителям мужа. При выборе невесты обязательно обращали внимание на её трудовые навыки, за которыми наблюдали во время участия девушки в разных работах.
Родители будущего жениха и его родственники присматривались к девочкам ещё задолго до сватовства. Во время коллективных работ женщины, особенно те, кто имел намерение посвататься, наблюдали за девушками, их трудолюбием. Рассказывали такой случай. Одна очень бедная женщина хотела найти для своего единственного сына хорошую невесту, которая бы знала цену трудом заработанного хлеба. Переодевшись нищенкой, она входила в каждый дом, где была на выданье дочь, и просила подать ей остатки после замеса теста. Несколько девушек вынесли ей целые корыта таких остатков. А одна девушка извинилась и сказала, что у неё не бывает таких остатков, но она может дать ей муку. Женщина поблагодарила её и послала в этот дом сватов.
Иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству считалось недостойным для свекрови делом. Недопустимым считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. Она не могла сидеть без дела, в то время как свекровь занималась хозяйством. Главной заботой свекрови было соблюдение обычаев и традиций в семье, присмотр за детьми.
Иногда брак осуществлялся путём побега юноши и девушки или похищения невесты.
Родители жениха сами не могли сватать невесту. Для этого ими выбирался кто-то из уважаемых знакомых. По обычаю, сват посещал дом невесты несколько раз. Иногда сосватывали маленьких детей.
Обязательна была уплата калыма (выкупа за невесту). Калым делился на две примерно равные части. Половина шла на «возмещение» семье невесты, другая предназначалась ей самой на обзаведение необходимым хозяйством. Девушке, кроме того, полагалось приданое, состоявшее из домашней утвари и скота. После всех имущественных договоров назначался день официального обручения невесты – гелешмек.
Обручение по своей форме носило характер торжественного акта уведомления родственников, близких, односельчан о намерении двух семей породниться, поэтому приглашались не только родственники, но и многие односельчане. После него отказаться от брака без веских на то причин не могла ни одна из сторон. Родителям невесты на празднике обручения вручался дорогой подарок.
Иногда обручение проходило и в более узком кругу. Процедура обручения зависела от положения семьи (экономического, сословного). Могли быть и некоторые другие причины, например, недавняя смерть родственника, тяжёлая болезнь близкого и т. д.
На обручение обычно приносили кольцо, платок. Наутро подруги или двоюродные сёстры невесты шли за водой, надев платок, кольцо, принесённые сватами. Этим оповещалось об обручении и обнародовались подарки.
У северных кумыков имел широкое распространение обычай хинжал байлав (надеть кинжал). По этому обычаю какой-нибудь молодой родственник юноши на чьей-либо свадьбе завязывал кинжал такому же молодому родственнику девушки. Это означало, что девушка с этого дня засватана. Это практиковалось обычно между близкими друзьями. Случалось, что родителей девушки жених не устраивал и кинжал возвращали. Но чаще, если кинжал принял родной или двоюродный брат девушки, чтобы не задеть его самолюбие, соглашались выдать дочь замуж.
В отличие от северных, у южных кумыков этого обычая не было, а был другой, который назывался кIана байлав (завязать платок). Если обычай хинжал байлав практиковался среди близких друзей, то обычай кIана байлав – среди близких родственников. В последнем случае на свадьбе кого-то из их близких родственников по обоюдному соглашению сторон девушку приглашали на танец и во время танца на её голову накидывали белый шёлковый платок и одаривали деньгами. Это делалось в тех случаях, когда не было возможности по каким-либо причинам совершить обряд сватовства и обручения.
После обручения невеста находилась дома до двадцати дней, пока не получала от жениха разрешения выходить на улицу.
До свадьбы жених и невеста друг с другом на глазах односельчан не встречались, видиться они могли лишь тайно.
Свадьба – той длилась три дня. Помощниками на свадьбе были те, у кого болит душа за хозяев дома свадьбы – жаны авруйгъан адамлар болма герек. Им полностью доверяли все хозяйственные функции. Ни отец, ни мать, ни сёстры и братья жениха не участвовали в организации застолья. Они только принимали поздравления. Получить «должность» на свадьбе считалось большой честью для любого из односельчан. Многие из тех, кого не удостаивали такой чести, обижались, считая себя обойдёнными.
После свадьбы все организаторы торжества получали хорошие подарки.
В первый день утром на свадьбу приходили преимущественно близкие родственники и соседи, а также музыканты. Присутствующие женщины выходили встречать музыкантов на улицу. При этом они пели по этому поводу обрядовые песни – гьалалайлар (у всех кумыков).
Угощение готовилось отдельно для мужчин и женщин. Все гости приносили подарки. Невесте дарили необходимое в хозяйстве, жениху – продукты и деньги. Обязательными были танцы и песни. К концу первого дня свадьбы съезжались гости из соседних селений. Их на ночь размещали у соседей, которые добровольно предлагали свои услуги. Соседи, которым «не достались» гости, обижались на это и просили хотя бы одного из них отправить к ним. Гостям создавались все условия для отдыха и приятного времяпрепровождения.
Перед тем, как невесту уведут в дом жениха, совершалось бракосочетание – гебин къыйыв.
На второй день свадьбы торжественно забирали невесту в дом жениха. Невесту одевали в присланную женихом новую одежду, закутывали в покрывало. За невестой отправлялись или в полдень (у северных кумыков), или с наступлением сумерек (у южных кумыков) второго дня свадьбы. Перевозили её на арбе. Сопровождали невесту многочисленная свита её подруг – къудагьыз-лар и несколько мужчин – къудалар, в обязанности которых входило проследить, чтобы девушке был оказан хороший приём, и защитить её при необходимости.
Невесту в специальной арбе с плетёным из орешника высоким верхом, покрытым узорным ковром, перевозили в дом мужа. Девушку провожали подруги и мужчины – её соседи, почётные гости. Среди них самой главной была распорядительница и охранительница невесты пожилая женщина, чаще всего жена дяди по отцу или жена старшего брата. Северные кумыки такую женщину называли абай къатын или къуда къатын, южные – элтген къатун, алып бараган къатун, элтеген къатун (сопровождающая женщина).
Во время переезда невесты къудагъызлар исполняли обрядовые песни, восхваляющие девушку, её семью, жениха, его семью. Друзья жениха в это время открывали стрельбу, которая практиковалась у многих народов Кавказа и обычно осмысливалась как магическое защитное действие. С течением времени этот обычай утратил и символическое, и магическое значение и рассматривался как демонстрация смелости, ловкости, проявление радости.
Сопровождавшие невесту требовали вознаграждения за разрешение ввести её в дом. Обычно это был кинжал, который получал подросток, ведший на поводу волов, запряжённых в свадебную арбу.
Когда невеста со своей свитой входила во двор, её осыпали мукой, рисом, орехами, конфетами, чтобы она жила в этом доме в достатке и имела много детей.
Её родственница или многодетная соседка опускала палец в миску с мёдом и давала облизнуть невесте. Затем, обмакнув руку невесты в мёд, она ставила отпечаток на стене. Всё это, по повериям, должно было способствовать счастливой жизни.
У входа в комнату обязательно стелили шёлковое полотно или коврик. Назывался этот обряд эн яя (расстилать материю). Полотно, коврик отдавали затем къуда къатын. Мёд, шёлк, коврик, полотно, по представлениям кумыков, должны были символизировать изобилие, благополучие, мир в этом доме. В свою очередь невеста с собой приносила шербет, который вначале пробовала самая благополучная родственница жениха, затем остальные.
У кумыков Карабудахкентского района с момента, когда свадебный поезд с невестой въезжал во двор дома жениха, свекровь не вставала с места до тех пор, пока невеста не войдёт в комнату. Кроме того, она, скрестив руки, держала их под мышками. Это символизировало намерение свекрови с приходом невестки в дом отдыхать. Если в этот момент свекровь будет на ногах, то она, мол, может оказаться в дальнейшем на побегушках у невестки.
В доме жениха невесту помещали в углу за ширмой – чибылдырыкъ. Подруги невесты садились рядом с ней.
Сопровождавшие невесту мужчины находились в комнате до прихода жениха. Они давали родственникам жениха трудновыполнимые задания, например, принести зимой арбуз или летом – лёд. Требования бывали самыми неожиданными, и весь этот ритуал вносил необыкновенное оживление и веселье в свадебное торжество.
Чтобы войти в комнату невесты, жених должен был сделать ей подарок и отгадать загадку. Загадки отгадывала и невеста. Новобрачные в торжестве не участвовали. Невеста сидела в углу комнаты, за занавеской, а жених уходил к родственникам и появлялся в доме только после того, как разойдутся все гости.
Утром на второй день совершался обряд бет ачыв (открывание лица). Лицо невесты обычно открывала девочка. Ей вручали самый лучший подарок, чаще тот же шёлковый платок, которым было закрыто лицо новобрачной. В это же утро молодая одаривала всех родственниц жениха подарками – берне (у южных кумыков), сандыкъ сеп (у северных). Подарки раздавались сначала свекрови, затем золовкам, тётям, потом остальным. Кроме того, къуда къатын всех приходящих угощала сладостями.
На второй день свадьбы устраивались конно-спортивные состязания. О них оповещали заранее, чтобы смогли приехать участники из других сёл. В качестве приза хозяин свадьбы выставлял корову или телёнка. Нередко призами были серебряный кинжал, жеребёнок, серебряные деньги.
Большую роль на свадьбе играл хан (у северных кумыков) или шах (у южных), в качестве которого выступал обычно человек весёлый, остроумный, умеющий поддерживать порядок, хорошо знающий местные обычаи, нравы жителей селения и даже вкусы отдельных лиц. Свадебные шахи и ханы выбирали себе помощников – джаллатов (палачи) и с их участием разыгрывали представления, демонстрирующие их «неограниченную власть», которая самым неожиданным образом могла коснуться любого гостя свадьбы.
iknigi.net