Рождественский Сочельник: Что должно быть на праздничном столе. Праздничное блюдо у христиан


ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПИТАНИЯ — Мегаобучалка

ВВЕДЕНИЕ

Немногим более чем тысячу лет назад состоялось крещение Киевской Руси. Это произошло в 989 г. Вслед за принятием хрис­тианства на Руси стали возникать монастыри. В те смутные годы они были не просто местом служения Богу и обителью для мона­хов, но культурным и торговым центром. А во время войн и набе­гов их высокие стены служили надежной защитой для окрестных жителей. В монастырях переписывались книги, собирались библиотеки, создавались иконы и летописи. Монахи лечили больных и раненых, собирали лекарственные травы. В монастырях выпекали хлеб, уме­ли варить квас, пиво, готовили щи, кулебяки, каши, пекли блины и пироги, заготавливали съестные различные припасы на случай длительной осады.

В начале XX века в России насчитывалось более тысячи монасты­рей, большая часть которых располагалась вокруг первопрестольной столицы Москвы и наиболее древних городов: Новгорода, Пскова, Смоленска, Суздаля, Ярославля. Наиболее известные монастыри — Свято-Данилов, Чудов монастырь, Спасо-Андронников, Богоявлен­ский; Псково-Печерский, Новодевичий, Вознесенский, Кремлевский и другие.

Со времени принятия христианства на Руси в монастырях вы­рабатывались основные принципы здорового питания, благодаря которым монахи в течение всей своей жизни сохраняли отменное здоровье. К сожалению, теперь эти принципы в большинстве сво­ем утеряны безвозвратно. О том, насколько они были эффектив­ны, позволяют судить сведения из некоторых литературных ис­точников, в которых воспевается сила духа и тела монахов, их долголетие.

Ценность монастырской кухни состоит прежде всего в простоте и доступности кушаний, их полезности и дешевизне. Основной ее принцип — наиболее полное использование натуральных продук­тов: больше свежей зелени, овощей, фруктов; минимум мяса, соли, сахара, специй; минимум жарения и тепловой обработки продук­тов. Особую роль в формировании здорового рационального пита­ния диктовал строгий монастырский устав, ограничивающий по­требление животных продуктов, а также специальные постные дни и многодневные посты. Так, например, в постные дни — в среду и пятницу — запрещалось употреблять мясо и молочные продук­ты, рыбу и даже растительное масло. Весьма строгие были много­дневные посты, особенно Великий — перед Пасхой. В православии существует четыре поста: весенний — Великий, накануне Пасхи (17 недель), летний — Петров; осенний — Успенский; зимний — Рождественский. В общей сложности более 200 дней в году соблю­дались посты. К постам готовились заранее. Летом и осенью сушили, мочили, квасили, заготавливали овощи, плоды, ягоды, грибы, травы, коре­нья, стебли, листья.

В христианском году было совсем немного дней, когда дозволя­лось есть без всяких ограничений, в разговенье — на великий праздник.

У каждого монастыря, имеющего многовековую историю, были свои рукописные поваренные книги. Как правило, они состояли из старорусских блюд. Монастырские поваренные книги хранили не­мало «фирменных» блюд. Зачастую невозможно установить место рождения этих рецептов — настолько они древние и редко упо­требляемые.

На протяжении веков монастырская кухня впитывала в себя все лучшее, полезное и доступное в питании. Ее рецепты с честью вы­держали проверку времени и дошли до наших дней.

 

ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПИТАНИЯ

Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов ("вариво с зелием" и "сочиво", по термино­логии славянских уставов), иногда сыр. Приправу состав­ляли соль и оливковое ("деревянное") масло. Ели один раз в день. Только в субботу и воскресенье полагалась еще вто­рая - вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием. Монахи проводили время в молитвах и труде. Но несмотря на это, стремление к мона­шеской жизни было столь велико, что число монахов в пер­вых монастырях достигало пятидесяти тысяч.

Монастыри IV-V веков приняли преемство нравст­венной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах.

В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голод­ным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся.

В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображе­ния всей жизни человека. Полностью исключалось упо­требление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже по­мещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем са­мым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи под­нималась до проникнутого светом Преображения чина ее вкушения.

В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало ис­пользованию в пищу богатых даров природы - рыбы, гри­бов, ягод, орехов, меда.

Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследст­вии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнооб­разные вина и многое-многое другое.

Распространение в обществе аскетического идеала привело к тому, что пост стал нормой христианского бы­та. В последующее время особое внимание Церкви к по­сту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязан­ностями христианина, а дру­гие отрицали всякое значение постов. Учение Церкви о посте суммировалось Гангрским собором, который запретил нарушение уста­новленных постов, но в то же время запретил осуждать собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволен­ное время. Окончательно сроки православных постов бы­ли установлены только на Константинопольском соборе в 1166 году.

 

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Христово — один из самых проникновенных и торже­ственных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым бла­гоговением. Как и все религиозные праздники, оно сопровождается только ему присущими традициями, обрядами, в том числе кули­нарными.

Канун Рождества именуется навечерием или «сочельником». Ве­чер 6 января называют также «колядами». Сочельник — это заклю­чительный день Рождественского поста. Во всех православных монастырях в навечерие, если только оно не случится на субботу и воскресение, совершаются Царские Ча­сы и около полудня Литургия Василия Великого с Вечернею. В сам праздник совершается литургия Златоустого. Если же наве­черие бывает в субботу и воскресенье, то Царские Часы читаются в пятницу.

Многие блюда готовились только одни раз в году и толь­ко к Рождеству (кутья, пряники, медовики, изделия с маком, медом).

 

КРЕЩЕНИЕ

Накануне Крещения не едят до пер­вой звезды, а на постную вечернюю трапезу подают особое блюдо - сочиво, откуда происходит название и самого со­чельника. Сочиво представляет собой вареную пшеницу, ячмень, рожь, гречиху или горох с ореховым и маковым "соком" - молочком - и медом.

Существовала русская традиция готовить для крес­тин особую крестильную кашу. Такую кашу старались сде­лать как можно вкуснее - на молоке и сливках, даже кру­пу порой замачивали в молоке, ее обильно сдабривали мас­лом, вареньем и сахаром, украшали половинками вареных яиц. В нее запекали курицу или петуха, смотря по тому, кто родился: девочка или мальчик.

Присутствующей на крестинах детворе раздавали орехи, горох, печенье и пряники.

Мелкая выпечка из сдобного дрожжевого теста: плюшки, бублики, крендельки, булочки - называлась бабкиными пирогами и также являлась традиционным крестильным блюдом. Всеми этими маленькими подарка­ми радовали многочисленных ребятишек, чтобы и для них рождение малыша стало радостью.

Глава 2. 1. КАША

Каша является одним из древнейших блюд человече­ства. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб.

На Руси каша была одним из главнейших блюд. "Рус­ского мужика без каши не накормишь", - говорили в на­роде. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из из­мельченных продуктов. В старинных источниках упоми­наются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные ка­ши и т. п. Да и сейчас еще густой суп называют кашицей.

Каша составляла основу трапезы, как бедных, так и богатых людей в будни и праздники. Без каши не обходи­лось ни одно сколько-нибудь значительное событие в жизни русской семьи: крестины, свадьба, похороны.

Крестины и свадьбы иногда так и назывались "каша". Соответственно "звать на кашу" означало приглашать к уча­стию в семейном торжестве. Новгородская летопись 1239 го­да, сообщая о браке Александра Невского, говорит, что князь "венчался в Троице, ту (там) кашу чинили, а в Новго­роде другую". На свадьбе кашу подавали, как правило, на второй день в доме молодых на новом хозяйстве, чтобы в до­ме был достаток. За эту кашу гости платили монетой, а по­том пустой горшок весело разбивали на счастье молодых. От­сюда и первый обед после свадьбы получил название "каша".

На похоронах и в дни поминовения усопших подава­лась особая каша - кутия.

Кашей угощали на общих деревенских работах - по­мочах. У В. Даля приводится такое значение слова "каша" - "помочь на жатве", "пожинки (начало жатвы), пируют, толпа кашниц ходит с песнями".

Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречи и других круп. Самой почитаемой в России кашей являлась гречне­вая: "Мать наша, гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота". Из вареного, высушенного и истолченного овса получали толокно, которое являлось прекрасным продук­том и из которого повсеместно варили толокняные каши. Об овсяной говорили: "Овсяная каша хвалилась, что с мас­лом коровьим родилась". Конечно же, масло необходимо для любой каши - "заварил кашу, так не жалей масла".

Готовили каши из смеси разных круп. Каждая крупа, в зависимости от вида обработки, подразделяется на виды. Из гречки делают ядрицу и продел, из ячменя - перловую (крупяное зерно), голландку (зерна помельче) и ячневую (совсем мелкие зерна). Из проса варили пшенную кашу, из твердой пшеничной крупы - манную, из цельного дроб­леного овса - овсяную.

Каша - одно из питательных блюд. Приготовить ка­шу не сложно. Главное, правильно определить соотноше­ние круп и воды.

 

Пасха

В первое воскресение после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия, Православная Церковь отмечает главный праздник - Светлое Христово Воскре­сение, Пасху. Ему предшествует подготовительный пост.

Поскольку поститься семь недель подряд без подго­товки тяжело, то для того, чтобы постепенно войти в состо­яние поста, в течение нескольких предшествующих не­дель верующие готовятся к нему духовно и физически.

Воскресение за пять недель до начала поста посвяще­но мытарю Закхею. В Римской империи богатые люди за известную плату получали у римского правительства пра­во на сбор податей в какой-либо провинции. Эти откупщи­ки назывались мытарями. При отсутствии должной ответ­ственности мытари употребляли все средства насилия для собственного обогащения. Имя мытаря выражало челове­ка без чувств, без правил, способного ко всякому злодея­нию.

За воскресеньем о мытаре и фарисее идет сплошная седмица, то есть отменяется еженедельный пост в среду и пятницу, как предостережение христианам не уподоблять­ся фарисею, превозносящему себя за соблюдение двух­дневного поста. Пищевые ограничения снимаются еще и потому, что людям необходимо набраться сил перед при­ближающимся Великим, постом.

Следующее воскресение - о блудном сыне. В образе блудного сына подразумевается как отдель­ный человек, так и все человечество.

Седмица, наступающая затем, обычная: разрешается любая пища, но в среду и пятницу - строгий пост, являю­щийся первым провозвестием Великого поста.

В завершающую ее субботу, которая называется родительской субботой, совершается поминове­ние всех, "от века усопших православных христиан". На­поминание о смерти усиливает желание изменить жизнь в нравственном плане к лучшему.

Предпоследнее воскресенье перед постом, следующее за вселенской родительской субботой, называется мясопу­стным. Это последний день, когда разрешается, есть мясо, мясное заговенье.

Глава 3. 2.МАСЛЕНИЦА

Последняя неделя перед Великим постом называется сырной, масляной, или масленицей. В течение ее уже за­прещается употребление мяса, но можно есть молочные (сырные) продукты, яйца, рыбу. Неделя эта сплошная, от­меняется пост в среду и пятницу.

Каждый день масленицы имел свое название, и с ним были связаны свои обычаи. Так, среда называлась "лаком­ки". На "лакомки" теща приглашала к себе молодых. Отсю­да происходит выражение "пойти к теще на блины". В пят­ницу устраивались "тещины вечерки" - молодожены встре­чали в своем доме родителей жены.

Прекрасной традицией масленицы является посеще­ние друзей и близких для того, чтобы "проститься" перед постом, то есть попросить прощения за все вольные и не­вольные обиды, примириться. Последнее воскресенье так и называется - "проще­ное".

Прощеное воскресенье - день взаимного прощения обид. Это про­щение необходимо перед великопостной жертвой воздер­жания, о чем говорит Евангелие: "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвен­ником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой". Без обид на серд­це, с миром в душе вступают христиане в Великий пост.

 

Глава 4. ВЕЛИКИЙ ПОСТ

За 49 дней до Пасхи начинается Великий пост. Он длится семь недель. Его целью является духовная подго­товка верующих к встрече великого праздника - Светло­го Христова Воскресения.

Во время Великого поста по церковному уставу за­прещается употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не прихо­дится какой-либо праздник, не употребляется и расти­тельное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза - на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Вели­кий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников - 22 марта, святителя Григория Двоеслова - 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста - Чистый понедельник - и предпоследний - Великий Пяток (Страстную Пятницу) - рекомендует­ся проводить вообще без пищи.

Чтобы пост служил укреплению здоровья, мало лишь отказа от "тяжелой" для пищеварения пищи - мяса, жи­ров. Нужно исключить любые злоупотребления - прянос­тями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Здесь важна сбалансированность питания и разнообраз­ность его, употребление достаточного количества витами­нов, в первую очередь, в свежих овощах и фруктах. Не должно быть перееданий. В России издавна существовала богатая традиция по­стного стола. "Домострой" (XVI век) дает следующий пере­чень великопостных блюд: "Лапша гороховая, пшено с ма­ковым маслом, целый горох да горох лущенный, двойные щи, блины да луковники, да левашники, да пироги подо­вые с маком, да кисели, и сладкие и пресные.

А сладкое, - в какие дни доведется: ломти арбуза и дынь в патоке, яблоки в патоке, груши в патоке, вишни, мазуни с имбирем, с шафраном, с перцем, патока с имби­рем, с шафраном, с перцем, напитки медовые и квасные, простые с изюмом да с пшеном, шишки, пастила из раз­личных ягод, редька в патоке.

По субботам и по воскресеньям на Великий пост пода­ются: мучное - кбаники, сушеные рыжики, рыжики в масле, жареные пироги с пшеном, с вязигой и с горохом, блины с маковым молочком да с маслом".

В 1667 году Святейшему патриарху в среду первой сед­мицы Великого поста было подано: "хлебца чет, папошник, взвар сладкий с тмином и с ягоды, перцем да с шафраном, хрен, грибочки, капуста топтаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюковный с медом, кашка терта с маковым сочком и проч. Того же дня было к патриарху при­слано: кубок романеи, кубок ренского, кубок малвазии, хлебец крупичатый, полоса арбузная, горшечек патоки с имбирем, горшечек мазуни с имбирем, три шишки ядер".

Получить представление о постном столе жителей российских городов начала XX века можно по воспомина­ниям героя романа И. Шмелева "Лето Господне": «В ком­натах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В пе­редней, перед красноватой иконой Распятия, очень ста­рой, от покойной прабабушки... зажгли постную, голого стекла лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажига­ет все лампадки, - всегда напевает приятно грустно: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыка" - и я напеваю за ним чудесное: "И святое-е воскресение Твое сла-а-вим!" Радостное до слез бьется в моей душе и светит в эти груст­ные дни поста...

В передней стоят миски с желтыми солеными огур­цами с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом... Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое гу­бит душу, если и без того все вкусно. Будут варить ком­пот, делать картофельные котлеты с черносливом и шеп­талой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопо­клонной... будет мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внут­ри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в пер­вую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с "белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... ве­ликая кулебяка на Благовещенье, с вязигой, с осетрин­кой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голу­бой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яб­локи по воскресеньям, а талая, сладка-сладка "рязань"... а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей короч­кой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! Почему все та­кие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радо­стного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на "постный ры­нок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я ни­когда не был.,.»

Неторопливое, тихое шествие Великого поста начи­нается с Чистого понедельника. На Руси отношение к по­сту было благоговейно-умилительное, его рассматривали как духовное благо. Русский человек с радостью был готов принести Христу жертву воздержания.

В субботу первой седмицы поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг святому была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над хри­стианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить хрис­тианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью). В память об этом событии первая суббота поста посвящена св. Феодору, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон св. Феодору Тирону и благословляется коливо. Коливо пред­ставляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень с изю­мом, медом, маком. Оно является не только постным блю­дом, которое едят в дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших.

Напоминание о смерти, о тленности земного сущест­вования усиливает поиски человеком истинной Жизни. Та­кими напоминаниями являются родительские дни, кото­рые приходятся на вторую, третью и четвертую субботы Ве­ликого поста. Поскольку во время богослужений Великого поста не совершается обычного поминовения усопших, то оно переносится на три указанные субботы. Молясь за умерших, "зряще их гроб", человек думает и о своем неиз­бежном конце, когда он один на один предстанет перед пре­столом Всевышнего. Что скажет он тогда? Изыдет ли в "воскресение жизни" или в "воскресение осуждения"? Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господ­ню. В этот день совершается поклонение ему, «В субботу третьей недели Великого поста у нас выпе­каются "кресты": подходит "Крестопоклонная".

"Кресты" - особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое, где лежат попереченки "креста" - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками приби­то. Так спокон веку выпекали еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: - Православная наша вера, русская, она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние про­светляет и малым в радость.

И это сущая, правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, "кресты-то"». И. А. Шмелев. ("Лето Господне".)

В разных местах России печенье "кресты" приготов­ляли по-разному. Оно могло быть круглым, с рисунком креста на поверхности, или в виде четырехконечного "Корсунского" крестика. Его украшали изюмом и цукатами, а иногда на радость детворе в одно из таких печений запека­ли денежку.

Был еще один праздник Великого поста, на который приготовляли затейливое печенье. Это день сорока Севастийских мучеников (22 марта). С незапамятных времен в России его считали днем прилета жаворонков. И печенье напоминало по форме маленьких птичек. Наиболее широ­ко известны две формы "жаворонков". В первом случае приготовляли небольшую лепешку из теста толщиной 0,5-1 см, защипывали один край, чтобы образовался носик, а другой край надрезали, чтобы получились крылья и рас­правленный хвост. Около носика помещали две изюминки - глазки. Во втором случае из теста скатывали жгутик, завязывали его узлом, один конец надрезали, как будто расправленный хвост, а с другого прищипывали "носик" и украшали изюминками-глазками.

На пятой седмице, на утрени четверга снова читается Великий канон св. Андрея Критского, на этот раз полно­стью. Чтение его соединяется с чтением жития преподоб­ной Марии Египетской. Эта служба называется Великим стоянием. Мария Египетская, бывшая поначалу великой грешницей, а затем ставшая великой подвижницей, явля­ет образец человеческого покаяния и пример неисчерпае­мого милосердия Божия. Ей посвящается пятое воскресе­нье поста.

На утрени пятой субботы поста читается Акафист Божией Матери (Похвала Богородице). Празднование пятой субботы в честь Божией Матери возникло в древности, ког­да еще в будние дни поста отменялись любые праздники. Поскольку Благовещение, приходящееся всегда на 7 апре­ля, невозможно было достойно отметить, то это празднова­ние переносилось на пятую субботу поста. Со временем день Благовещения стали отмечать, не перенося, на какой бы день недели он ни пришелся, а обычай прославлять Бо­городицу на пятой седмице остался.

В пятницу на шестой седмице кончается собственно Великий пост. В следующий день вспоминается воскресе­ние праведного Лазаря, и хотя это - суббота, но вся служ­ба бывает воскресной. "Общее воскресение прежде твоею страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже" (т.е. "Прежде твоих страданий желая убедить всех в общем, воскресении, Ты из мертвых воздвиг Лазаря, Хри­сте Боже"), - так поется в тропаре праздника. Это предве­стие воскресения находит отражение и в праздничной тра­пезе - на ней разрешается вкушение икры. Как из ма­ленькой икринки, по виду более похожей на мертвую землю, развивается рыба, так и история Лазаря, по воле Хри­ста вышедшего из гроба на четвертый день после смерти, является залогом того, что воскреснет каждый человек. Воскресение Лазаря увенчивает Великую четыредесятни-цу, воскресение Лазаря служит прологом к Воскресению Христову. В отверстые врата Иерусалима торжественно въезжает Господь, чтобы принести Себя в жертву, явив тем самым высшую совершенную любовь, побеждающую смерть. В шестое воскресенье поста отмечается двунадеся­тый праздник - Вход Господень в Иерусалим. По примеру иерусалимских жителей, срезавших ветви деревьев и встречавших Христа с пальмовыми листьями в руках, православные христиане встречают Своего Господа с вет­ками вербы. Первые распускающиеся цветы, белые и пу­шистые, возвещают о воскресении природы, о расцвете любви в человеческих душах, о Воскресении Спасителя и грядущем воскресении мертвых, но красный цвет ветвей напоминает, что чудо воскресения совершается Кровью Господней через великие скорби, страдания и смерть. В честь великого праздника на трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.

Со следующего дня начинается Страстная седмица - воспоминание о Страстях Господних. В Страстной Четверг Церковь вспоминает Тайную ве­черю Иисуса Христа, когда Он со своими учениками вку­сил пасхальную трапезу. Эта последняя трапеза Христа накануне Его стра­даний имеет огромнейшее значение для христианского вероучения, является центральным моментом, вокруг которого впоследствии сформировалось все христиан­ское богослужение.

Ежегодный праздник ветхозаветной Пасхи, которую, подобно всем иудеям, отмечал Христос, был посвящен зна­менательному событию из древней истории евреев - исхо­ду из Египта. Согласно Библии, девять страшных бедствий посылал Бог на египтян, чтобы заставить их отпустить на свободу томящихся в рабстве евреев. Но египетский царь - фараон - оставался непреклонен. Тогда свершилась последняя десятая кара - ангел смерти прошел в одну ночь по земле египетской и поразил первенцев во всех домах - от дворца фараона до жилища раба.

По велению Бога в ту ночь каждая еврейская семья заколола по ягненку и помазала его кровью косяки дверей, - и смерть, карающая египтян, миновала еврейские дома. Отсюда происходит само слово "пасха", что на древнеев­рейском языке означает "прохождение мимо" или "поща­да". После этого устрашенный фараон разрешил евреям покинуть Египет. С тех пор каждый год к вечеру 14-го дня весеннего ме­сяца нисана (авива) каждый израильтянин обязан был ис­полнить пасхальный обряд, иначе он отлучался от народа Божия. В жертву приносился ягненок, после чего вечером в кругу семьи совершалась пасхальная трапеза. Она открыва­лась чашею вина, перед которой отец семейства возглашал благодарение Богу, говоря: "Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивший плод лозы виноградной". Сказав это, он отпивал из чаши, что делали затем и все прочие. По­том вкушали горькие травы, символизирующие горькие времена рабства. Тут кто-либо из младших спрашивал: "Что значит все это?" И тогда глава семейства объяснял обряды Пасхи и историю исхода. При этом пели 113 и 114 псалмы. Затем шла по рукам вторая пасхальная чаша, и наступал че­ред пресного хлеба. Пресный хлеб напоминал, что евреи, спешно покидая Египет, не имели времени даже для приго­товления дрожжевого теста и взяли на дорогу лишь пресные лепешки - опресноки. Праздник Пасхи имел, поэтому еще второе название - праздник опресноков. Начиная с 14 ниса­на, ни в одном еврейском доме не должно было быть квасно­го (дрожжевого) хлеба, его остатки сжигались, и в течение последующей недели можно было, есть лишь пресный хлеб. Начальствующий на пасхальной трапезе брал один из пресных хлебов, разламывал его на две половины и, поло­жив их на другой хлеб, произносил: "Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб".

Потом хлеб разделялся между присутствующими. Наконец приступали к самому агнцу (ягненку), испеченному на углях. Этот агнец также назывался пасхой. Его съедали, не ломая костей. За пасхой подавали другие ку­шанья, среди которых была третья общая чаша вина, на­зывавшаяся "чашею благословения", вслед за нею пели че­тыре псалма: с 114 по 117. В заключение испивали послед­нюю, четвертую чашу. Во всех этих чашах вино было смешано с водой.

Подробное описание пасхальных обычаев позволяет лучше представить обстановку Тайной вечери Господней. Враги Христа тщательно следили, чтобы схватить Его, когда Он будет наедине с учениками. Пасхальная ночь бы­ла для этого очень удобным моментом. Поэтому даже апо­столам, среди которых был предатель, Господь не назвал места, где Он будет, есть Пасху. По Его велению апостолы Петр и Иоанн нашли комнату у неизвестного человека и там приготовили все, что требовалось по закону. Отсюда сама трапеза получила название Тайной вечери.

Во время Тайной вечери исполнялись положенные обряды. Ученики благоговейно слушали последние на­ставления Спасителя. Только Иуда, задумавший предать Его, удалился, чтобы донести первосвященникам, где удобнее схватить Христа.

Когда трапеза подходила к концу, Христос, взяв хлеб, благословил, преломил и дал ученикам со словами: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". Наступила очередь последней чаши вина. Христос, взяв чашу, произнес бла­годарение Богу и подал ученикам, сказав: "Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая в оставление грехов". И пили от нее все. При этом Христос заповедал творить все то же в память о Нем. По завершении трапезы все с пением псалмов двину­лись к Гефсиманскому саду. Христос шел навстречу чаше страданий, ужасу предательства, издевательств, клеветы и позорной смертной казни...

От Тайной вечери берет начало главное христианское Таинство - Таинство Евхаристии (благодарения) - цент­ральная часть христианского богослужения. Памятуя сло­ва Христа, первые христиане, подобно апостолам, ежедневно собирались под вечер на общую трапезу. Они при­носили с собой еду, какую кто имел, чтобы разделить на всех. Эти общие трапезы получили название вечери любви (или агапы). В общих чертах они напоминали Тайную ве­черю Христа с апостолами. Во время трапезы произноси­лась молитва благодарения, во время которой, по учению Православной Церкви, хлеб и вино таинственно станови­лись Телом и Кровью Господней. Трапеза соединялась с об­щим причащением - вкушением Тела и Крови. Порядок агап описан во многих произведениях ран­ней христианской литературы. Одно из древнейших изоб­ражений их приведено на фреске III века в римских ката­комбах Прискиллы. Долгое время эти трапезы являлись единственным, собственно христианским богослужением. Впоследствии агапы были утрачены, а Таинство Евхарис­тии вошло в современную литургию. Хотя каждая литургия напоминает христианам о Тайной вечере, но литургия Страстного Четверга - осо­бенно. В этот день все православные по возможности стре­мятся причаститься. Даже строгость поста несколько ос­лабляется - разрешается вкушение вина и растительного масла. Радость общения с Господом дает возможность быть соучастником Его страданий в Страстную Пятницу и Его торжества в Светлое Христово Воскресенье. Вечером в Великий Четверг читаются так называе­мые «Двенадцать Евангелий», в которых рассказывается вся история страданий Христовых: предания Его в руки пер, восвященников и фарисеев, суда прокуратора Пилата, рас­пятия, смерти и погребения. В течение этой службы веру­ющие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой и по старому обычаю делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В благочестивых семь­ях существует обычай сберегать четверговый огонь в лам­падах до Пасхи.

В Великую Пятницу в церкви выносится плащаница. Слово "плащаница" означает "плат", т. е. кусок материи. Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово. На пла­щанице, которую выносят в церкви, изображен образ Спасителя, положенного во гроб. По случаю великой скорби, связанной с воспоминанием смерти Христовой, в Великую Пятницу не полагается ничего есть.

Вечером совершается чин погребения Христа. В кон­це его под печальное пение хора "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" плащаница обносится вокруг церкви, что является символом схожде­ния Христа в ад.

Наконец наступает Страстная Суббота - преддверие великого праздника Воскресения Христова. Христос еще покоится в гробе, но недалек час его победы над смертью.

В древнее время христиане так и не расходились из церкви после субботней литургии. В память об этом сохра­нился обычай освящать хлеб и вино, которыми христиане питались в этот день. Во, время службы священники меня­ют черные великопостные облачения на белые, пасхаль­ные. В домах заканчивается последняя подготовка - пе­кутся куличи, красятся яйца. Все наполнено трепетным ожиданием Праздника.

 

Утверждаю

Директор Гладков Р.А.

«24» января 2007г

 

Технологическая карта

Помидоры, фаршированные треской.

рецептура № - колонка -

 

Наименование блюда Закладная
на 1 порцию на __ порций
брутто нетто брутто нетто
Помидоры    
Треска (филе)    
Яблоко    
Яйца 0,25шт.    
Сметана    
Зелень    

Выход блюда 110

Калькулятор ____________

 

Краткая технология приготовления блюда

Плотные помидоры промыть, срезать верхушки, удалить из сердцевины часть мякоти, зерна и отжать сок. Крутые яйца, вареную треску, мякоть помидоров, очищенное яблоко мелко нарезать. Укроп нашинковать. Продукты соединить, заправить сметаной, солью. Полученным заполнить помидоры и посыпать сверху рубленой зеленью. Вместо сметаны можно положить майонез, а вместо яблок – груши или свежие абрикосы.

 

Зав. производством Петров А.А.

 

 

Утверждаю

Директор Гладков Р.А.

«24» января 2007г

 

Технологическая карта

Уха раковая

рецептура № - колонка-

Наименование блюда Закладная
на 1 порцию на __ порций
брутто нетто брутто нетто
Рыбный бульон    
Раки    
Рыбное филе    
Пшеничный хлеб    
Сливки    
Яйца 0,4шт.    
Сливочное масло    

Выход блюда 500

Калькулятор ____________

 

Краткая технология приготовления блюда

megaobuchalka.ru

Что приготовить на католическое Рождество?

Рождество – это великий христианский праздник, который празднуется в 145 странах мира. Его празднуют католики и православные, лютеране и протестанты многих конфессий. Так как праздник этот является днем рождения Иисуса Христа, то принято его встречать в семейном кругу, собрав всех родных за одним столом. И хотя рождественские мессы в католических церквях мира практически одинаковы и различаются только языком проповеди, само празднование в каждой стране имеет свои традиции, свои обязательные символы и праздничные блюда.Католическое РождествоРождество – самый большой праздник у католиков и празднуется оно соответственно.

Что приготовить на католическое Рождество?

Праздничные столы католических стран также отличаются, везде свои обязательные блюда и свои особые кулинарные рецепты. За праздничный стол всей семьей впервые садятся в Сочельник после восхода первой звезды. До этого держат строгий пост. Самый старший в семье читает молитву и преломляет облатку (плоский кусочек пресного теста с изображением рождения Иисуса Христа). Все ужинают разнообразными, но постными блюдами и идут на всенощную службу в костел. А уже после наступления 25 декабря начинается настоящее пиршество с изобилием традиционных и новых блюд.

Например, польский рождественский стол без борща с ушками и макувца даже невозможно представить. В Великобритании обязательным является рождественский пудинг, а в Америке индейка, запеченная в клюквенном соусе. Зато в Венгрии и Австрии птица на рождественском столе запрещена – иначе удача и счастье улетят от хозяев дома. Германия отмечает Рождество изобилием выпечки с корицей, а Португалия объедается сушеной треской, запивая ее портвейном. В Италии на рождественском столе обязательно должны присутствовать блюда с морепродуктами, а в Дании – сладкий, поджаренный с сахаром картофель и утка, фаршированная черносливом.

Рождественский гусь с яблоками и черносливом (Германия)

Ингредиенты
Продукт Количество
Гусь 3 кг
Яблоки 3 шт.
Соль 1 ч. л.
Чернослив 200 г
Вода 1 л
Для соуса
Гусиный жир 200 г
Мука 2 ст. л.
Мясной сок сколько будет
Соль, перец, приправы по вкусу
Гуся помыть, отрезать шею, натереть солью. Яблоки нарезать дольками, чернослив разрезать на 2 половины. Нашпиговать гуся дольками яблок и черносливом, защепить деревянными зубочистками и поместить на решетку спинкой кверху над поддоном. Положите под него на поддон потроха и шею, чтобы жир из гуся стекал на них.

Первые 45 минут гусь жарится спинкой кверху, потом его следует перевернуть и понемногу доливать внутрь воду. Готовится гусь в общей сложности 3 часа при температуре 160° С. Через 3 часа, когда духовка выключится, оставьте гуся на 20 минут в еще горячей духовке. Если шкурка не достаточно хрустящая, то включите духовку на 10 минут, выставив температуру 220° С.

Приготовьте соус, для чего растопите в сковороде гусиный жир, который собрался на поддоне, слейте туда же мясной сок. Постепенно добавляя муку, хорошо все смешайте. Поварите соус 3-5 минут, заправьте солью, пряными травами и перцем.

Рождественская мусака по-балкански (Хорватия, Далмация)

Ингредиенты
Продукт Количество
Тушки кальмара отварные 400 г
Лук репчатый 2 шт.
Баклажаны 500 г
Перец болгарский 2 шт.
Морковь 2 шт.
Помидоры 3 шт.
Картофель 5 шт.
Сыр Фета 250 г
Йогурт натуральный 400 г
Йогурт натуральный 2 зубчика
Масло оливковое 3 ст. л.

Рецепт мусаки по-балкански

Картофель почистить и отварить до полуготовности, порезать кружочками 1 см. Баклажаны порезать кружочками по 1 см, перец разрезать на 4 части, все сбрызнуть оливковым маслом и запекать в предварительно нагретой до 200° С духовке 10 минут. Морковь натереть на крупной терке. Лук и кальмаров порезать кольцами. Фету размешать с йогуртом до однородной массы, добавить мелкодробленый чеснок. Форму для запекания смазать маслом.

Выложить слой кружочков картофеля, густо залить сырным соусом и выложить на него слой помидоров, порезанных кружочками. Опять залить соусом и выложить слой печеных баклажанов, а сверху слой кальмаров и лука. Опять полить соусом и выложить печеный перец. Присыпать тертой морковью и выложить остатки картофеля. Посыпать травами и специями для овощных блюд. Сверху вылить оставшийся соус. Поставить в разогретую до 160° С духовку на 1 час.

Рождественский лосось в соленом тесте (Дания)

Ингредиенты
Продукт Количество
Тушка лосося без головы и хребта 1 кг
Соль 600 г
Мука 600 г
Яйца 3 шт. + 1 шт. (для смазывания теста)
Вода 220 мл
Укроп 100 г
Лимон 1 шт.
Смешать миксером соль, муку, 3 яйца и воду. Скатать тесто в шар, завернуть в пищевую пленку и положить на 1 час в холодильник. Через 1 час тесто раскатать на столе, посыпанном мукой, до толщины 1.5 см. Лосось посолить, поперчить и плотно накрыть кружочками лимона. Выложить рыбу на тесто по центру и посыпать мелко нарезанным укропом. Соединить тесто и защепить, чтобы «шов» был сверху, смазать тесто яйцом. Переложить на противень и запекать 40 минут при температуре духовки 230° С.

Вытащить из духовки и переложить на блюдо. Снять ножом верхнюю часть теста, по желанию снять кожу с лосося, разделить рыбу на порции.

Рыба вкусна как в горячем, так и в холодном виде. Хранится в холодильнике 2-3 дня.

Пирог “Рождественское полено” (Франция)

Ингредиенты
Продукт Количество
Яйца 6 шт.
Сахар 200 г
Кокосовая стружка 100 г
Мука 100 г
Масло сливочное 100 г
Сливки 20% 100 г
Горький шоколад 600 г
Лимонный сок с 1 лимона
Бисквит: миксером взбить белки яиц с сахаром в крепкую пену, по одному вмешивая желтки. По чуть-чуть добавлять муку, кокосовую стружку, сок лимона, постоянно взбивая. Выложить на противень и поставить в заранее разогретую до 180° С духовку. Печь 10 минут. Затем корж выложить на влажное полотенце и свернуть в рулет.

Крем: на водяной бане вскипятить сливки, добавить туда поломанный кусками шоколад и сливочное масло. Взбивать лопаткой до однородной гладкой массы.

Рулет развернуть, намазать кремом и свернуть опять. Поставить в холодильник на 30 минут. Затем вынуть и оставшимся кремом смазать рулет сверху толстым слоем. Вилкой сделать бороздки, имитирующие древесную кору – это же полено!

Поставить в холодильник на 12 часов.

Рождественский коктейль Эгг-Ног (Шотландия)

Ингредиенты
Продукт Количество
Желтки яиц 3 шт.
Сахар 75 г
Бренди (бурбон) 70 мл
Сливки 20% 100 мл
Тертый мускатный орех 1 ч. л.
Корица, ваниль по желанию
Этот сакральный напиток, алкогольно-яичный коктейль, пьют утром в первый день Рождества. Миксером взбить желтки с сахаром в густую пену до светлого лимонного оттенка. Крепкий алкоголь (бренди, бурбон) вливать по чуть-чуть, продолжая взбивать. Соединить с густыми холодными сливками, тоже взбитыми до состояния крема. Добавить ваниль, корицу, посыпать тертым мускатным орехом. Если заменить сливки нагретым молоком, то напиток можно пить в теплом виде.

Марципан – рождественский символ Испании

Ингредиенты
Продукт Количество
Миндаль (нежареный) 1 стакан
Сахар 1 стакан
Вода 70 мл
Миндальная эссенция 2-3 капли
Цедра 1 лимона (апельсина) по вкусу
Для начала нужно очистить миндаль от шелухи. Чтобы очистить миндаль, опустите его в кипяток и варите 2 минуты. Дать остыть и легко снять верхнюю шелуху. Ядра промыть, подсушить на сковороде, но не обжаривать. Затем смолоть в блендере до состояния пюре. Из сахара сварить густой сироп, до состояния, когда из капли сиропа можно свернуть шарик.

Выложить в сироп пюре из миндаля, добавить миндальной эссенции и цедры. Варить на самом маленьком огне, постоянно помешивая, 2-3 минуты. Если марципановая масса рассыпается, то следует добавить чуть-чуть воды. Выложить на стол, придать любую форму. Марципан хранить только завернутым в пищевую пленку.

Рождественский ростбиф с овощами и соусом из хрена (Англия)

Ингредиенты
Продукт Количество
Говядина (вырезка или толстый край) 3 кг
Лук репчатый 3 шт.
Морковь 3 шт.
Картофель 6 шт.
Чеснок 1 головка
Смалец 2 ст. л.
Тимьян, розмарин, петрушка по 1 пучку
Соль, перец по вкусу
Соус
Свежий хрен 200 г
Сливки 20% 400 мл
Соль, перец по вкусу
Мясо помыть, хорошо натереть солью, перцем, обсыпать порезанными листочками тимьяна, обвязать шпагатом, чтобы не распадалось. Положить на противень и поставить в предварительно разогретую до 250° духовку на 15 минут. Затем снизить температуру до 175° и запекать еще 35-40 минут. Когда мясо испечется, не нужно его сразу доставать, пусть постоит в остывающей духовке 25-30 минут.

Приготовить овощи: порезать крупными кусками, посыпать солью, перцем и розмарином. Выложить на противень, полить смальцем и поставить запекаться в предварительно разогретую до 220° С духовку, через 5 минут температуру снизить до 175° С и печь до готовности. Проверить ножом на картофеле – если нож входит легко, значит, овощи готовы.

Соус: свежий хрен очистить и натереть на мелкой терке. Сливки хорошо взбить, добавить соль, перец. Все хорошо перемешать.

Достать мясо, снять шпагат, порезать на порции. Подавать с овощами, обильно полив соусом и посыпав петрушкой.

Рождественские фаршированные кальмары на гриле (Италия)

Ингредиенты
Продукт Количество
Тушки кальмаров отварные 6 шт.
Помидоры 3 шт.
Перец болгарский 2 шт.
Сыр Пекорино 200 г
Базилик, руккола, укроп, петрушка 1 пучок
Соль, смесь перцев по вкусу
Тушки кальмаров промыть, обсушить бумажным полотенцем и посыпать внутри и снаружи солью и смесью перцев. Помидоры нарезать кружочками, перец полосками, сыр брусочками (1х1 см). Зелень мелко нашинковать.

В каждую тушку кальмара вложить по 2 кружка помидора, 2 бруска сыра и 2 полоски перца, обильно присыпав зеленью. Защепить кальмаров деревянными шпажками и выложить на решетку для гриля. Жарить 15-20 минут, постоянно переворачивая, чтобы кальмары прожарились с двух сторон.

Рождественский пирог Перник (Польша)

Ингредиенты
Продукт Количество
Молотая корица 50 г
Молотый имбирь 15 г
Кардамон 15 г
Гвоздика 15 г
Мускатный орех 10 г
Душистый перец 10 г
Бадьян 10 г
Черный перец 10 г
Тесто
Мука 210 г
Смесь специй 3 ч. л.
Сахар 100 г
Мед 200 г
Масло сливочное 125 г
Яйца 2 шт.
Сметана 50 мл
Разрыхлитель для теста 2 ч. л.
Какао 1 ст. л.
Шоколадная глазурь
Шоколад черный 200 г
Масло сливочное 25 г
Мед 40 г
Сливки 20% 80 мл
Смесь специй: все специи смешать и измельчить в кофемолке в порошок, при необходимости просеять.

Для теста: сливочное масло размягчить и взбить с сахаром. Отделить белки от желтков, желтки смешать с медом и сметаной. Чтобы легче смешивались, чуть-чуть подогреть. Затем соединить с маслом и хорошо перемешать. Муку, какао, разрыхлитель и смесь специй смешать, а потом перемешать с масляной смесью. Должно получиться густое тесто.

Белки круто взбить и соединить с тестом. Форму смазать сливочным маслом, посыпать мукой и вылить тесто. Выпекать при температуре 175° от 40 до 50 минут. Проверять готовность зубочисткой.

Затем остудить, разрезать вдоль на 2 коржа и перемазать сливовым повидлом. Можно обойтись и без повидла – Перник вкусен и так! С повидлом поставить в холодильник на 8 часов, чтобы настоялся. Затем вынуть и покрыть толстым слоем шоколадной глазури. Убрать в холодильник, чтобы глазурь застыла.

Для глазури: шоколад поломать на куски и растопить на водяной бане. Добавить сливки, мед, масло и размешать до однородной массы.

Рождественский барашек с соусом из портвейна (Португалия)

Ингредиенты
Продукт Количество
Баранина 8 отбивных из вырезки
Лук-шалот (любой сладкий лук) 2 шт.
Чеснок 4 зубчика
Горчица 2 ч. л.
Томатная паста 1 ч. л.
Мед 1 ч. л.
Масло сливочное 1 ст. л.
Масло оливковое 1 ст. л.
Бульон мясной 250 мл
Портвейн 500 мл
Соус «Табаско» несколько капель
Соль, перец по вкусу
Надрезать края отбивных в нескольких местах, чтобы они не заворачивались. Обильно посыпать солью и перцем. Нагреть сковороду, смазанную оливковым маслом, на среднем огне. Когда масло начнет дымить, положить отбивные и обжаривать 2 минуты с каждой стороны до золотистого цвета с обеих сторон.

Важно! Отбивные должны лежать свободно, а не касаться друг друга, лучше обжаривать на 2-х сковородах, чтобы они были готовы одновременно.

Если возможно, переставить сковороды в духовку 250°и запекать 8 минут до полуготовности, затем снизить температуру до 175° и печь еще 15 минут. Если нет – переложить в глубокий противень и запекать. Переложить отбивные на блюдо и обернуть фольгой, пока будет делаться соус.

Для соуса слить в кастрюлю со сковородок весь мясной сок. Добавить туда мелко нарезанный лук-шалот, чеснок и тушить, помешивая, 4 минуты. Затем влить портвейн и мясной бульон, довести до кипения на сильном огне и кипятить 5 минут. Потом сделать средний огонь, добавить горчицу, томатную пасту, мед и порезанное сливочное масло. Мешать, пока соус не станет однородным, приправить по вкусу солью, перцем и соусом «Табаско». Выложить отбивные на тарелки, щедро полить соусом и сразу подавать.

Для гарнира лучше всего подойдут овощи, жареные на гриле, или рис с овощами.

Английский классический рождественский пудинг

Этот десерт делают за несколько недель до Рождества, чтобы он настоялся. Чем дольше он стоит, чем изысканнее его вкус. Пудинг может храниться в холодильнике больше года, приобретая все более тонкий и необычный вкус. Ингредиенты
Продукт Количество
Мука 200 г
Крошки белого хлеба 150 г
Яйца 4 шт.
Смесь молотых специй (имбирь, гвоздика, душистый перец) 1 ч. л.
Корица 1 ч. л.
Тертый мускатный орех 0.5 ч. л.
Соль 0.5 ч. л.
Сливочное масло 125 г
Сахар коричневый 100 г
Изюм темный и кишмиш 300 г
Любая цукатная смесь 200 г
Засахаренные вишни 50 г
Миндаль бланшированный 50 г
Цедра с 1 лимона
Темное пиво 100 мл
Коньяк 75 мл
Соус «Коньячное масло»
Яичные желтки 4 шт.
Крахмал 1 десертная ложка
Сахар 100 г
Сливки 20% 500 мл
Коньяк 70 мл
Ваниль по желанию
В большой миске смешать муку, мускатный орех, корицу, специи, соль, сахар, хлебные крошки и сливочное масло. Добавить цедру, изюм, цукатную смесь, вишни, миндаль и хорошо перемешать. Добавить яйца, пиво и коньяк, накрыть миску пищевой пленкой и оставить на ночь в комнатной температуре. На следующий день выложить тесто в форму, смазанную любым маслом без запаха, плотно утрамбовать, прикрыть бумагой для выпечки, также смазанной маслом, и накрыть крышкой. Если у формы нет крышки, то ее можно закрыть фольгой с расчетом, что пудинг будет «подходить».

Поставить форму с тестом в большую кастрюлю с водой так, чтобы форма была погружена наполовину. Довести до кипения и варить на маленьком огне 6 часов, время от времени подливая воду.

Вынуть, остудить пудинг в форме, затем бумагу с маслом заменить бумагой без масла, опять накрыть крышкой и оставить в темном холодном месте «созревать» до Рождества.

Перед подачей на стол пудинг разогреть в течение 2 часов на водяной бане, Пока разогревается пудинг, готовим соус «Коньячное масло»: взбить желтки с сахаром, крахмалом и ванилью. Доведенные до кипения сливки медленно влить в смесь, продолжая взбивать. Кастрюльку с кремом поставить на маленький огонь и, постоянно помешивая, нагреть почти до кипения. Остудить до комнатной температуры и влить коньяк.

Пудинг перед подачей обязательно нужно украсить веточкой остролиста, полить смесью коньяка и сахара и поджечь. Восхитительный десерт готов!

easydine.ru

Русское застолье: 12 блюд на православное Рождество | Что и как дарить

Один из 12 главных христианских праздников — Рождество Христово. В православном мире Рождество приходится на 7 января. Это один из самых долгожданных праздников на Руси. Праздник претворяет Филиппов пост, или Четыредесятница. 6 января Сочельник, в день строгого поста разрешается употреблять пищу только после первой звезды. А ночью совершается торжественное богослужение, после которого в некоторых храмах прихожан угощают сочивом. Разговляться (переходить на скоромную, непостную пищу) принято лишь праздничным утром.

На рождественском обеде начинается настоящий пир, обильное застолье, по традиции состоящее из двенадцати блюд по числу Апостолов, первых учеников Иисуса, и по количеству святочных дней, предшествующих Крещению Господню. Накрывали щедрый, разнообразный стол, приглашали гостей и одиноких людей, были рады пустить в дом странствующих путников. О том, какими кушаньями принято угощать гостей и домашних на православное Рождество, в нашей статье.

Сочиво и узвар

Исключительно рождественское блюдо, которое должно присутствовать на столе, это сочиво (отсюда происходит слово Сочельник). На протяжении нескольких веков сочивом называли чечевицу, из которой и готовилось ритуальное кушанье. Но затем для блюда стали использовать цельнозерновую пшеницу, рис или ячмень, их разваривали, добавляли мед, сухофрукты, орехи, варенье и молоко.

Традиционный напиток для Рождества — это узвар (взвар), или в современном понимании компот. Узвар настаивается на сушеных яблоках, изюме, урюке, груше, черносливе. Вместо сахара можно положить мед.

Узвар и сочиво имеют особое символическое значение: сладкую крупу едят на трапезе после похорон усопшего (при поминках она называется кутьей), а фруктовый напиток варят на обед по случаю рождения ребенка. Узвар и сочиво указывают на рождение Спасителя и его смерть.

Горячие мясные блюда

Основное горячее блюдо на столе — это зажаренная целиком птица (индейка, курица, гусь с яблоками или утка).

Особое и, пожалуй, главное место на столе занимала свинина. «Кучер говорил: «Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать младенцу, все хрюкала. Потому и называется свинья!» (Шмелев И. С. «Лето Господне».) И на крестьянский, и на господских столах присутствовали блюда из замороженного мяса этого животного: фаршированный молочный поросенок, сочная буженина, запеченный окорок, жаркое в глиняных горшочках из печи, соленое сало.

По обычаю глава семьи собственноручно разрезает мясо и делит его между собравшимися за трапезой, а первый кусок положено отдать старшему сыну.

Запеченная рыба

Блюда из рыбы также занимают почетное положение среди горячих рождественских угощений. Замечательны запеченные осетры, лосось, судак, щука, тушеные пескари, лещи, треска.

Гарниры

В качестве дополнения к мясному или рыбному блюду отварите картофель с укропом. Вторым гарниром пусть что-нибудь крупяное. Злаки в доме издавна являются признаком достатка хозяев, к зерну относились с особым почтением. Приготовьте рассыпчатую гречневую кашу, запаренную с луком и морковью, или белый рис. Выбрать праздничную посуду>>

Овощные салаты

Поскольку в кругу собравшихся вместе с вами отмечать Рождество могут присутствовать постящиеся гости, им необходимо переходить на скоромную пищу постепенно. Поэтому включите в меню легкие блюда, лучше салаты из свежих овощей без майонеза и жирных соусов. Сделайте несколько несложных салатиков из минимума ингредиентов: например, редька с жареным луком и морковью, редис с помидорами, свекла с мягким сыром, свежая капуста с огурцом и зеленым луком. В качестве заправки пусть будет оливковое масло или нежирная сметана.

Пироги

Традиция печь пироги к Рождеству уходит корнями в глубокую древность. Происходит слово пирог от древнерусского «пир». Поэтому ни одна трапеза не обходилась без ароматного румяного пирога. Хорошая хозяйка должна уметь печь из теста различные кушанья.

Русские пироги из печи славятся разнообразием начинок. Вкусны пироги, кулебяки, расстегаи с начинкой из грибов, рыбы и квашеной капусты, ливера, яиц и соленых огурцов, моркови и творога. Помимо несладких пирогов, обязательно должны присутствовать пироги с начинкой с добавлением сахара. Обычно пекли закрытые или открытые пироги и пирожки с мороженой клюквой, брусникой, облепихой, смородиновым и малиновым вареньем, с яблоками и медом. А к чаю, который повсеместно полюбился к началу XVIII в., пекут баранки, сахарные бублики, калачи, крендели, а к ним вазочки с вареньем, медом с орехами.

Соления

С мясными блюдами и отварными овощами очень хорошо сочетаются соленые огурцы и помидоры, квашеная капуста с клюквой, соленые грузди в сметане и маринованные опята с маслом. Выставьте на стол эти исконно русские закуски из своего домашнего погребка.

Холодные закуски

Продумайте холодные закуски. Выберите что-нибудь из следующего: слабосоленая сельдь со сладким луком, красная рыба — семга, лосось или кета, бутерброды с красной икрой, печеночный паштет, фаршированные рыбой или грибами яйца, холодец, заливная курица или рыба, смалец (украинская закуска из перекрученного сала с чесноком).

Блины

За время поста многие успевают соскучиться по русским блинам. На Руси не ждали Масленицы, пекли блины на рождественское застолье. Их ели и просто с маслом, и фаршировали сладкими и несладкими начинками: вареньем, размоченной черникой и земляникой, творогом, мясом, потрошками, солеными груздями, рыбой отварной или соленой, икрой.

Рождественские пряники

Традиция печь пряники на новогодние праздники на Руси идет еще с XII веку. Из ржаного теста вырезались фигурки разных животных (коров, овец, коз), они мели общее название «козули» (от слова «коза»). Козули дарили родственникам и за колядки. Козули было принято ставить в красный угол и съедать только на следующее Рождество. Поскольку они получались суховатыми, хранились они очень хорошо, а со временем становились только мягче. Сейчас в пряники добавляют имбирь, корицу, мед, украшают глазурью.

Вместе с детьми напеките пряников, вырезанных формочками, упакуйте в красивые коробочки и вручайте друзьям!

Десерты

На десерт готовят зимние печеные яблоки с корицей, орехами и медом и рождественский кекс с цукатами.

Напитки

Помимо узвара, порадуйте гостей и другими праздничными напитками в традиционном ключе: это могут быть кисели, полезные морсы, хмельная медовуха, сбитень на травах и пряностях, иван-чай, (высушенные листья кипрея), липовый чай из русского самовара, малиновый, брусничный. Выбрать праздничные бокалы>>

Как видите, блюд на православное Рождество можно придумать гораздо больше двенадцати, и все они будут очень вкусные и нарядные. Если вы решили справить аутентичное Рождество, смело готовьте те блюда, которые были на столах наших предков столетия назад. Продукты, составлявшие праздничную трапезу на Руси, в большинстве своем доступны нам и в нынешнее время. Мы будем рады, если вы воспользуетесь нашими подсказками, и выберите из предложенных любимые вами 12 традиционных угощений.

Светлого вам Рождества, здоровья и благополучия!

Выбрать рождественские подарки.

ideipodarkov.net

Какие блюда готовят православные христиане на Пасху

На Пасху православные красят куриные яйца и пекут куличи. Эта статья для тех, кто хочет узнать, какие блюда готовят православные христиане на Пасху. Также здесь вы найдете информацию о том, какие традиции с этим праздником связаны и когда следует отмечать его.

Светлый праздник | Пасха: Что это за праздник? | Когда отмечается? |Меню на Пасху |Молитва для Пасхи

Пасха: Что это за праздник?

  • Пасха - Великий Светлый день у православного народа.
  • Означает он, что Иисус, после распятия на кресте, все же воскрес.
  • Но не стал он на грешной земле жить, а теперь на небесах правит.
  • Он нам помогает, указывает путь правильный, но мы его не видим.
  • В этот день не зря "чокаются" яйцами крашенными и говорят: "Христос Воскрес!", а тот с кем "чокаются" говорит: "Воистину Воскрес!".
  • Едят куличи, яйца, мясо, блюда из творога в этот день и пьют кагор.

Когда отмечается?

  • Каждый год Пасху отмечают в разные дни календаря.
  • Она следует сразу за Великим постом и отмечается всегда в воскресенье.
  • В этом, 2017 году Пасху будем отмечать 16 апреля.

Меню на Пасху

  • На Пасху обязательно красят яйца куриные. Они символизируют победу жизни над смертью и победу добра над злом.Пасха - это Великий и Светлый праздник.
  • Ведь Христос после того, как распяли его на кресте, умер, чтоб в Ад спуститься и одержать там победу над Дьяволом.
  • Потом он снова воскрес и яйца в Пасху все это олицетворяют.
  • Яйца издревле красили луковой шелухой, просто чистили от кожуры лук репчатый, бросали ее в кастрюльку с водой.
  • Затем кипятили это все дело и опускали в эту воду, когда она остынет, яйца.
  • Варили в этой воде яйца не менее 15 минут, вместе с шелухой.
  • После такой варки яйца приобретали багряный оттенок.
  • Пекут и куличи на Пасху. Если вы особым талантом пекаря не отличаетесь и боитесь испортить выпечку, то можете и в магазине купить кулич.
  • Такая выпечка олицетворяет тело Христа. Он себя в жертву принес во имя народа православного. Он лишился жизни на земле, но в наших сердцах он всегда живым остается.
  • Куличи пекут с хорошим настроением и легким сердцем. Ни о чем плохом в этот момент хозяюшка думать не должна, тогда выпечка удастся.
  • Это два основных блюда на Пасху. Они в каждой верующей семье в этот день на столе имеются.
  • Кроме этих блюд пекут еще и пироги с творогом, сало домашнее делают, мясо отваривают.
  • А еще дозволено немного кагора выпить. Он символизирует кровь Христову.
  • Все продукты Пасхального стола следует в церкви освятить перед трапезой праздничной.
  • Кроме всего прочего, на столе в этот праздник соль должна стоять в красивой солонке. Она олицетворяет крепкую связь человека с Господом.

Молитва для Пасхи

  • Пасха - это седьмой день, на который воскрес Иисус Христос.В этот Светлый день надо не забыть поблагодарить Бога за хлеб и соль, что дает он нам.
  • Также можно попросить мира и согласия в доме своем.
  • Вот что можно произнести перед иконой Христа Спасителя: "Милостивый Иисус Христос, спасибо Тебе за то, что даешь мне пищу каждый день и возможность жить на этом свете. Дай моим родным и мне здоровья крепкого. Стараюсь жить я по совести и Заповедям Твоим, а коль нагрешил где, то прошу простить меня. Не допусти гибели детей моих и отведи от них горести и болезни. Во имя всего Святого, аминь!"

Теперь вам известно какие блюда готовят православные христиане на Пасху.

nasheptala.org

Рецепты на Рождество 2018: что приготовить просто

   12 постных рождественских блюд © Shutterstock

Что приготовить в Святой вечер? Специально для тебя tochka.net публикует обзор традиционных рецептов 12 постных рождественских блюд.

Один из самых главных и торжественных праздников православных христиан – Рождество Христово, которое отмечается 7 января. Именно накануне, в Святой вечер заканчивается 40-дневный рождественский пост, который длился с 28 ноября.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

В канун Рождества, в Святой вечер, с появлением на небе первой звезды, семья, друзья и самые близкие люди собираются за праздничным столом, на котором, согласно христианским традициям, должны быть постные рождественские блюда. Почему на Рождество готовят 12 блюд? Это число соответствует количеству апостолов Иисуса Христа, их тоже было 12.

Какие же 12 постных рождественских блюд ты можешь приготовить в этот вечер, чтобы соблюсти давние христианские правила?

Главное блюдо и украшение Рождественского праздника – это кутья. И у каждой хозяйки свой рецепт. Можно скромно ограничиться одной только сваренной крупой с медом или сахаром. А можно разнообразить рецепт кутьи, добавив в нее мак и различные орехи, а в качестве подсластителя использовать еще и сухофрукты, мармелад, варенье - вкус от этого станет более насыщенным, ярким и богатым.

Рядом с кутьей на праздничном столе красуются выпечка, которая может быть необыкновенно вкусной и воздушной, несмотря на то, что она готовится без яиц и молочных продуктов. Тесто поднимается благодаря тому, что разрыхлитель попадает в кислую среду яблочного сока. Кстати, вместо яблочного можно использовать и другой сок, главное, чтобы он был кислым.

  • 12 постных рождественских блюд. Узвар

Неизменным украинским напитком является узвар – компот из сушеных ягод и фруктов. Рецепт узвара очень прост в приготовлении, а напиток получается необыкновенно вкусным, насыщенным, душистым и главное – богатым витаминами.

В качестве первого блюда рекомендуем подать горячий насыщенный суп-пюре из привычных корнеплодов и овощей – он согреет тело и пробудит аппетит.

К первым блюдам подавай незаменимые пушистые нежные украинские пампушки с чесноком.

Нежное, красивое, прозрачное заливное из рыбы - популярная холодная постная закуска на праздничном столе.

Даже за постным столом можно побаловать себя необычной, оригинальной и вкусной выпечкой с грибами.Пирог получаетсяочень аппетитным и нарядным.

Попробуй блюдо, которое по вкусу и питательности ничуть не уступает мясу. Такой паштет практически невозможно отличить от мясного, и даже сложно предположить, что он приготовлен из обычной чечевицы.

Блюдо из рыбы и риса - полезных, легких для пищеварения, питательных и вкусных продуктов – придутся по душе многим постящимся людям.

Для разнообразия вместо обычной белокочанной возьми красную капусту. Это очень красивый овощ с насыщенными красно-фиолетовыми листьями, к тому же не менее полезный, чем его белая родственница. А вот на праздничном столе такой салатик, особенно в сочетании с другими овощами, будет отличаться нарядностью и ярким видом.

Необычный рецепт салата, который не так часто бывает на праздничном столе. Многие хозяйки незаслуженно забывают о таком популярном зимнем плоде как хурма, а между тем, ее можно включать в праздничные рецепты - ведь помимо своих, безусловно, полезных свойств, эта ягода еще и очень нарядно, оригинально и вкусно смотрится в салатах.

В качестве замечательного десерта предлагаем твоему вниманию постный торт. Готовится такой десерт очень просто, а на вкус практически не ощутимо, что в нем нет ни яиц, ни молока, ни масла. За счет фруктов и желе такой постный торт получается очень нарядным и ярким.

Приятного аппетита!

Напомним, ранее мы публиковали календарь православных постов и трапез на 2018 год. Подробнее читай по ссылке.

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net tochka.net

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

lady.tochka.net

Блюда Рождественского стола ⋆ Готовим вкусно, красиво и по-домашнему!

Рождество Христово — один из самых главных праздников Христиан. Установили празднование Рождества в честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии. По древним традициям Рождество праздновали как и Пасху в течении 40 дней. Мы отмечаем Рождество 7 января, сразу после празднования Нового года. Во многих семьях принято в Рождественскую ночь с 6 на 7 января собираться семьями и отмечать этот день почти также как и Новый год. Многие хозяюшки также накрывают большие, богатые столы и обязательно делают незабываемое горячее, центральное блюдо блюдо: гусь, утка, курица, индейка или запечённая целиком рыба.

Принято на Рождественский стол подавать сладкую кутью, с которой и начинается приём пищи, естественно, с появлением первой звезды на небе, возвестившей о рождении Христа. Сидящие за столом люди должны обязательно отведать все блюда, хотя бы по одной ложке — это традиция. На Рождественском столе может быть даже борщ, грибной или рыбный суп, обязательно закусочные салаты, различные заливные блюда и конечно, сладкая выпечка, к примеру: Сочни или Рождественские пряники, которые можно приготовить вырезав формочками или в виде пряничного домика в котором можно зажечь свечу…

Если Вы ищите подходящие рецепты для Рождественского стола, могу Вам предложить в качестве одного из самых главных блюд на праздничный Рождественский стол приготовить сладкую кутью. Её можно сделать из риса, пшена или перловой крупы. Для этого нам ещё потребуются любимые орехи и сухофрукты, которые мы будем добавлять непосредственно в кутью.

Конечно, можно сделать традиционную кутью, которую мы делаем на Пасхальный стол из риса, изюма и мёда. Такая кутья тоже отлично украсит ваш Рождественский стол. Но хочу предложить вам более праздничный вариант приготовления кутьи из перловки с добавлением мака. Крупа также замачивается и отваривается до готовности, затем добавляется в неё мёд, распаренные сухофрукты, изюм и самые вкусные орехи. Отдельно завариваем кипятком мак, затем даём стечь и также добавляем в кутью. По вкусу в кутью добавляем сахар или если Вы не любите мёд, готовим сахарный сироп. Это очень вкусное и сытное блюдо, но готовит много его не следует, так как я уже сказала, что употребляется оно в начале застолья.

Также на праздничный стол можно подать приготовленный мясной рулет, фаршированный яйцами. Его можно употреблять как самостоятельное блюдо, а также в качестве холодной закуски.

Для закуски отлично будут смотреться на столе рулеты из лаваша, которые можно сделать с различными начинками. К примеру: лаваш с корейской морковью и ветчиной или рулет с беконом и сыром, вариантом масса. Очень неплохо получается рулет из армянского лаваша с рыбными консервами и картофелем.

Следующее, что хочется вам предложить приготовить на Рождественский стол — это конечно самые вкусные салаты. Порционно можно подать на стол

kulinarochka2013.ru

Рождество 2018 - Рождественский Сочельник: Что должно быть на праздничном столе

Сколько и каких блюд должно быть на столе в Сочельник, а также другие традиции, о которых необходимо знать

В этом году Украина впервые официально празднует два Рождества. У христиан западного обряда Рождество наступило 25 декабря. Теперь настал черед христиан восточного обряда.

У православных и греко-католиков Рождество наступает 7 января. За день до этого, 6 января, отмечается Сочельник, или Свят-Вечер, предшествующий празднику.

По традиции на столе должны быть 12 блюд.

Главное рождественское блюдо - кутья. Остальные 11 должны быть постными: без мяса, молока, яиц и жира. На Рождество крутят голубцы с пшеном, готовят заливную рыбу, винегрет, корейскую морковь, салат из квашеной или свежей капусты, тушат капусту с грибами, варят картошку или кашу, фасоль, лепят вареники с капустой, грибами, картофелем, вишней, маком и грушами, готовят грибную и рыбную уху, жарят грибы с луком.

Кутью обычно готовят из пшеницы, реже - из перловки или риса. Крупу хорошо промывают, заливают холодной водой и оставляют на полчаса, чтобы набухла. Затем отцеживают, заливают кипятком и час варят на небольшом огне. В готовую кашу добавляют растертый мак, размоченные изюм и курагу, молотые орехи. Все заливают виноградным соком, добавляют по ложке меда и кагора.

Вторым блюдом после кутьи в некоторых регионах считают густой узвар из сухофруктов - из груш, яблок, слив. Некоторые добавляют черноплодную рябину, малину, вишню. На стол подают картофельный постный салат с луком, фасоль, домашний хлеб, пироги и кисель.

Садиться за стол принято с первой звездой. Ужин на Святой Вечер объединяет всю семью. Даже мертвые родственники в этот вечер присоединяются к живущим, чтобы трапезничать целым родом.

В память о своих умерших родственниках люди ставили для них кутью и узвар на окна, разбрасывали вареные бобы по углам, оставляли немытыми ложки и миски после ужина. Садясь на стул или на скамейку, сначала дули на место - "чтобы не привалить собой мертвой души".

Ужин в Свят-Вечер принято начинать с кутьи, а потом можно есть голубцы, вареники, жареную рыбу, капусту и запивать узваром. Блюда обязательно должны быть постными, поскольку Сочельник приходится на последний день Филипповского поста. Как правило, в Сочельник совсем не употребляли крепких напитков, водка появлялась на праздничном столе только на следующий день - на Рождество.

Также обязательно на праздничном столе должна быть свеча. Ее горение - это свидетельство веры, принадлежности человека к Божественному свету, а также соль, без которой нельзя почувствовать полноты вкуса блюда, так же, как человек не может творить настоящего добра, не находясь в гармонии с Богом.

Когда кого-то из семьи нет дома, для него тоже ставят миску и кладут ложку. Если в Сочельник в дом придет посторонний человек, его приглашают к столу. Это считается хорошим знаком.

Во время ужина вставать из-за стола не годится, разговаривать много - тоже нехорошо. Первую ложку кутьи хозяин подбрасывает к потолку - "чтобы так ягнята прыгали, как эта пшеница скачет от земли до потолка". Вторую ложку кутьи подбрасывали, "чтобы телята рыкали", а третью - "чтобы пчелы роились".

В центральной и восточной Украине дети носили ужин близким родственникам: внуки - бабке и деду, племянники - тете и дяде, крестники - крестным родителям. Детей взамен угощали сладкой кутьей или пряниками, орехами, калачами, пирожками. На Гуцульщине и Покутье богатые хозяева несли ужин бедным. 

112.ua