Тихо листьями шурша, крыша едет не спеша. Блюда на суккот
Суккот 2013 - Праздник кущей | ИВРИКА
Один из самых семейных, веселых и длительных еврейских праздников – это, конечно же Суккот.
.
Начинается он на пятнадцатый день наступившего года и продолжается в течение семи дней. Суккот в 2013 году начинается вечером 18 сентября и заканчивается 25 сентября.
Традиции празднования Суккота весьма интересны. В эти дни принято покидать свое жилище и переселяться в суккУ – шалаш. Временное пристанище чаще всего строят из крупных пальмовых листьев, сквозь которые обязательно должно быть видно звезды. Для детей в преддверии праздника есть особое задание: сделать из бумаги праздничные гирлянды, которыми будет украшена сукка. Также необходимо запастись четырьмя растениями, символизирующими Суккот.
Что приготовить в Суккот
Суккот – едва ли не единственный еврейский праздник, для которого нет особых кулинарных предписаний. Но некоторые рекомендации все же следует соблюдать.
Если Песах традиционно ассоциируется с мацой, а Шавуот – с молочными продуктами, то неотъемлемым атрибутом Суккота является выпечка. В праздничные дни принято ставить на стол не одну халу, а две. Многие израильтяне предпочитают есть ее не с солью, а с медом, как в новогодние дни. Это, впрочем, не возбраняется.
С незапамятных времен Суккот является еще и праздником урожая, поэтому на столе непременно должны быть плоды, собранные в новом году. Чаще всего это фрукты: яблоки, виноград, финики, инжир, хурма.
А чтобы придать праздничной трапезе особый торжественный вкус, еврейские хозяйки стремятся приготовить что-нибудь эдакое. В роли праздничных деликатесов нередко выступают блюда из чечевицы, фаршированные капустные листья (аналог русских голубцов), говядина с овощами и пряностями, креплах (треугольные собраться пельменей с кошерной начинкой), фруктовые и овощные салаты.
Трудно назвать Суккот тихим праздником – в эти дни каждый дом полон весельем, и поход в гости считается одним из важнейших атрибутов Праздника кущей. Считается, что в праздничную неделю евреев посещают не только родные и друзья, но и высокие гости – ушпизин. Это души праотцов, которые приходят по одному в каждый день Суккота ко всем праведным евреям.
Иногда в Суккот случаются совершенно невероятные приключения, а в гости приходят не только праотцы, но и персонажи несколько иного характера. Советую вам посмотреть фильм “Ha-Ushpizin”, в котором показан забавный случай, произошедший в Суккот.
Версию на иврите на ютубе заблокировали((( Оставлю вам версию на русском для атмосферы. А на иврите – попробуйте найти сами.
האושפיזיןЖелаю всем веселых и вкусных праздников!
ivrika.ru
Рецепт на Суккот
И немудрено: за восемь дней Суккота надо не только "сидеть" в сукке, но и питаться в ней. Итак, прежде всего, сама сукка. Это не совсем шалаш, как иногда интерпретируют переводчики. Евреи, выходя из Египта, строили за отсутствием времени не постоянные жилища, а некие временные укрытия от ветра или палящего солнца. В память об этом каждую осень, в течение четырех дней после Йом-Киппура, Дня Искупления, любой еврейский дом начинает напоминать кабинет трудотерапии.В Израиле для этой цели используют ветви пальмы, в диаспоре – любое дерево, дожившее до начала октября и не потерявшее своей свежести и очарования. Временный электрический провод с лампочкой, пластиковая мебель, украшения на стены и крышу (в некоторых традициях сукку не украшают, считая, что она и так красивая), и мы готовы к приему гостей. В качестве декоративных элементов традиционно используют не только открытки на еврейскую тематику и цитаты из Торы, но и фрукты с овощами, напоминая о том, что Суккот – еще и праздник сбора урожая.
Кроме того, необходимо заранее позаботиться об арба миним – наборе из четырех растений, который упомянут в Торе. Растения эти, согласно комментариям, представляют собой персонификацию качеств, которыми обладает народ Израиля. Этрог (семейство цитрусовых) обладает и вкусом, и запахом, точно так же, как есть люди, совмещающие знание Торы и добрые дела. Лулав (пальмовая ветвь) имеет вкус (имеются в виду плоды), но не запах – это люди, знающие Тору, но не делающие добрых дел. Hадас (мирт) – запах, но не вкус, - люди, делающие добрые дела, но не знатоки Торы. И, наконец, арава (ива), растение без вкуса и запаха, – люди, у которых нет ни знаний, ни действий.
В сукке положено и спать, но в экстремальных погодных условиях (таких, как наши, например) это установление смягчается, и вполне можно ограничиться приемом пищи. Не будучи владелицей загородного особняка, я лично строю сукку на балконе и для гостей готовлю фуршет с холодными и горячими закусками.Однако если говорить о полноценном обеде, то традиционным блюдом на Суккот являются все вариации голубцов и долмы, что напоминает нам бессмертный диалог1:- Приедем домой, мама готовит толма. Ты любишь толма?- Нет.- Это потому, что вы, грузины, не умеете готовить толма…А сефардские евреи умеют, причем сочетают в одном блюде и овощи, и фрукты. Рецепт этот принадлежит евреям Стамбула и впервые опубликован Джойс Гольдштейн в ее прекрасной книге «Кухня евреев Средиземноморья» («Jewish Cooking of the Mediterranean»)
DOLMAYIANI – Голубцы с фруктами2
Что нужно:
1 большой кочан капусты500 гр. фарша из говядины или баранины3 ст. ложки нарезанной петрушки3 ст. ложки нарезанного укропа6 ст. ложек длиннозерного риса, замоченного на 30 минут2 натертые луковицы1, 5 ч. ложки соли0,5 ч. ложки свежемолотого черного перца2-3 айвы или 6-8 сливсок 4-х лимонов1,5 стакана томатного сока
Что делать:
1. Из кочана вырезать и удалить кочерыжку, саму капусту варить 10 минут в подсоленной воде. Удалить внешние листья, оставив 12-16 внутренних.2. Смешать мясной фарш, петрушку, укроп, рис, лук соль и перец.3. Свернуть голубцы и разложить в один слой, швом вниз, в кастрюлю.4. Айву очистить, удалить сердцевину, нарезать крупными кубиками. Сливы разрезать пополам, удалить косточки. Фрукты уложить поверх голубцов. Если хватает места, то можно сделать несколько слоев, перемежая голубцы фруктами.5. Добавить лимонный и томатный сок, довести до медленного кипения на маленьком огне. Накрыть и варить до мягкости – 1-1, 5 часа. Подавать горячими.
1 Не думаю, чтобы кто-то не узнал, но, на всякий случай, - «Мимино»2 Мясное
- Суккот. Шкатулка для этрога
Завтра / Вещи и слова Мария Каспина 13 мая 2013
Шкатулка для этрога — цитруса на праздник Суккот — в новом выпуске цикла «Вещи и слова».
- О зажигании огня и черпании воды
Реувен Кипервассер 22 сентября 2010
Вначале, когда взирали на Радость черпания, то мужчины взирали изнутри, а женщины — снаружи. Но когда обнаружили судьи, что легкомыслие распространяется среди них, то велели сделать три террасы в этом дворе, обращенные в три стороны; там женщины восседали и взирали на Радость черпания и не смешивались [с мужчинами] в толпе.
- Семь дней в шалашах
Марина Карпова, Евгений Левин 8 октября 2009
Своим названием праздник Суккот (Кущи) обязан библейской заповеди «в шалашах живите семь дней». Поэтому сегодня мы решили поговорить о самых разных шалашах – у евреев и неевреев, в литературе, искусстве, народной культуре и других областях жизни.Присоединяйтесь! С кем Ленин жил в шалаше? Что такое "шалашиться"? Какие обезьяны строят шалаши?
- Я приглашаю на свою трапезу небесных гостей…
Согласно легенде, во время праздника Суккот, то есть как раз в эти дни, сукку (шалаш) каждого еврея незримо посещают семеро ушпизин (на арамейском – «гостей») - известных библейских героев.Они гостят в каждом шалаше все семь дней праздника, с той только разницей, что каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним.Этих "гостей" любили изображать европейские художники. Проверьте свои знания живописи и Священного Писания.
- Рай в шалаше
Сегодня / Кулинарный комментарий Керен Певзнер 14 октября 2008
Каждого еврея, словно мятущегося интеллигента, посещают сомнения: а навсегда ли этот достаток, эти теплые дни и бархатные ночи? Он выходит из своего крепкого дома и строит во дворе шалаш. А вместо крыши стелет пальмовые ветви, да не внахлест, а так, чтобы сквозь них было видно звездное небо. Праздник Кущей – это своеобразная прививка от несправедливости судьбы. Пусть лучше я поживу без крыши над головой неделю, чем, не дай Бог, мне придется жить так по-настоящему.
- Плод райского сада
Сегодня Некод Зингер 10 октября 2006
В самом разгаре еврейский праздник Суккот. Основной ритуальный плод, который придает этому празднику незабываемый вкус и аромат, - этрог. Некод Зингер написал об этом замечательном цитрусовом монументальный текст. Оказывается, этрог когда-то был не только предметом культа, но и панацеей от всех болезней. Оказывается, именно этрогом лакомилась Ева у известного дерева. Оказывается, этот плод вообще - не просто так.В общем, все, что вы не знали про этрог и потому стеснялись спросить.Читайте, празднуйте и наслаждайтесь ароматом.
Комментарии
old2.booknik.ru
Суккот - праздник кущей - КУЛИНАРНЫЙ УГОЛОК
4 сентября 2013 года shabalrusht неожиданно пригласил меня на празднование Нового 5774 года.Что за удивительные люди, эти евреи! Почему-то в сентябре они празднуют Новый Год.
Мне тогда очень хотелось попасть на этот шабаш праздник, выведать у собравшихся их тайные знания и обряды, передающиеся из поколения в поколение, но нам тогда встретиться не удалось. Причина была самая банальная - место встречи, где должны были мы собраться, было уже занято. И тогда я решила пригласить уважаемого
В эти дни принято ходить в гости и принимать у себя гостей.А как принимать?
Конечно, по старому русскому обычаю - хлебом-солью.Вот только хлеб надо испечь в пятницу, потому что в субботу - шаббат, и варить-жарить ничего нельзя. И хлеб должен быть не совсем обычный, а хала (мама при упоминании халы в этот момент почему-то стала напевать хава нагилу).По той же причине, заранее, я буду жарить баранью ногу.И в этот раз буду запекать ее в печи в ржаном тесте, чтобы она к следующему дню оставалась внутри еще теплой. Сразу скажу, что эксперимент прошел неудачно, тесто в печи разорвалось, и пришлось на следующий день ногу разогревать в мультиварке. Спасибо, Philips!
А вот форшмак в этот раз я буду готовить самый простой, традиционный, и без яблока.
Вот в субботу утром приедут гости. Уставшие с дороги, сядут за стол, а я им подам чаю, с бутербродом.Или нет, не с бутербродом, а так, как положено - отламываешь рукой кусочек халы, намазываешь на него этот воздушный форшмак. А хала мягкая, чуть сладковатая, нежная. И этот кусочек мгновенно тает во рту. Божественно вкусно! И я не знала, что при плетении косичек их надо смазывать маслом. Тогда они при расстойке не соединятся в единый хлеб (как у меня), а сохранят переплетение и внутри. Вот они, тайные знания...
А далее, надеюсь, более подробно напишет свои рецепты Савелий shabalrusht.О том, как готовить эту великолепную свеклу, тушеную с фасолью.
О том, как приготвить запеченый баклажан, с майонезом тхиной.
О том, какой вкусной может быть еврейская селедка - "залом".
Ну и, конечно, настоящим праздником вкуса стала гефилте фиш. Но в этот раз не тушеная три часа на подушке из овощей, как обычно готовлю я, а жареная в духовке.Секреты приготовления раскрывать не буду, пусть об этом расскажет сам автор. Лишь замечу, что в роли фиш выступал белый амур и карп..
Могу сказать одно - это потрясающее блюдо!
И настала ночь. И пора уже пить чай.Стеллуся iva_no_va! Прости что я тебя так называю. Привет и благодарность тебе от всей нашей семьи и честной компании. Я испекла по рецепту твоего папы лейках!Это получился большой и самый настоящий медовый пирог, именно таким он и должен быть - сочным, нежным, кофейно-медовым. Он мне даже чем-то напомнил вареную сгущенку. Вкууусный до невозможности.И делать его так просто. Низкий вам поклон.
Я порезала фрукты - небольшую желтую сладкую дыню, выращенную в теплице, безвкусный инжир, гранат. А Савелий приготовил замечательную сладость тейгелах.
И был у нас праздник, разговоры, бильярд и дождь, дождь, дождь. Евреи, ви просили дождь? Таки нате вам! Дождь!
А на следующий день мужчины все доедали жарили на мангале жагар - среднеазиатский шашлык из печени, бараньи котлеты на ребрышках, мы мариновали лук с сумахом, делали салаты из зеленой редьки, дайкона, ели соленые огурцы и маринованный помидоры, мамину маринованную сливу, пили компот из яблок с красной смородиной и, как могли, радовались жизни.Вот только шалаш, чтобы были видны звезды под крышей, мы так и не построили. Надеюсь, на следующий год мы наверстаем упущенное.Правда, Савелий?Так и прошел праздник кущей. Теперь передаю эстафету тебе.
moyugolok.livejournal.com
Ушпизин — гости в праздник Суккот
Оглавление
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Большинство людей чувствуют себя уверенно у себя дома, но стоит им выйти на улицу, как они начинают испытывать всевозможные опасения.
У евреев все обстоит иначе. В течение всего года они живут в своих домах и боятся оскорбить Творца.
Но приходит праздник Суккот, они покидают дома и устремляются в шалаши (см. тему Сукка — шалаш на праздник). Тогда-то сердца их наполняются радостью и уверенностью, ибо теперь они находятся под кровом Вс-вышнего, единственным надежным кровом. А тому, кто пребывает под этим кровом, неведом страх.
Так ведет себя человек, запершийся у себя в доме от страха перед разбойниками. Но и дома страх его не оставляет: вдруг грабители сломают замки и проникнут в дом? Внезапно он слышит голос царя, который прибыл к его дому со своей свитой: «Оставь свой дом и иди ко мне!»
В тот же миг распахивает человек двери настежь и присоединяется к царской свите. Теперь он всюду следует за царем. Там, где находится царь, нет разбойников, и уверенность в своей безопасности не покидает его больше.
В дни праздника Суккот, когда весь Израиль покидает свои дома и переселяется в шалаши, оживает память об Исходе из Египта, как сказано (Ирмеяу, 2): «Вспомню о любви твоей ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда была ты невестою, шла за Мною по пустыне, по незасеянной земле».
В Суккот все видят, что Израиль ищет убежища не под крышами своих домов, а под кровом Того, кто Словом Своим сотворил мир.
Поэтому мудрецы и назвали праздник Суккот «надежным кровом» — Цила де мегеймнута.
Небесные гости «ушпизин» [↑]
В книге Зогар написано: «Сыны Израиля, покидающие свои дома ради сукки, удостаиваются присутствия Шхины (Б-жественного присутствия), и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эдена (рая), чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством».
[Подробнее — читайте в статье: Книга Зоар — об ушпизин небесных и земных].
Эти семеро — Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид (некоторые называют сначала Моше и Аарона, а потом Йосефа).
Они гостят у всего Израиля, в каждой сукке, все семь дней праздника, с той только разницей, что каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним.
В первый день первым входит Авраам-авину (наш отец), а за ним Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид.
Во второй день первым входит Ицхак-авину, а за ним Авраам, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид.
В третий день первым входит Яаков-авину, и с ним Авраам, Ицхак, Моше, Аарон, Йосеф и Давид.
В четвертый день первым входит Моше-рабейну (наш учитель), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Аарон, Йосеф и Давид.
В пятый день первым входит Аарон а-коэн (священник), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Йосеф и Давид.
В шестой день первым входит Йосеф а-цадик (праведник), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Давид.
В седьмой день, день Ошана Раба, первым входит Давид-а-мелех (царь), а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Йосеф.
Уже упоминалось, что, согласно некоторым источникам, следует ставить Моше и Аарона перед Йосефом.
Существует обычай, войдя в сукку, прежде всего пригласить к столу почетных гостей, а лишь затем занять свое место. При этом произносят «Приглашение ушпизин»:
«Я приглашаю на свою трапезу небесных гостей — Авраама, Ицхака, Яакова и т.д. и прошу… (далее произносят имя того, кто сегодня первым входит в сукку), чтобы рядом с тобой и со мной расселись небесные гости».
Затем называют по порядку имена остальных шести ушпизин, входящих в сукку вслед за главным гостем сегодняшнего дня.
У сефардских евреев принято вносить в сукку красивое кресло, застилать его нарядным покрывалом, сверху класть священные книги. Это кресло называется «кисе (кресло) ушипизин».
Порядок «ушпизин» [↑]
Мы уже упоминали, что существуют два мнения относительно порядка прихода ушпизин.
Некоторые принимают хронологический порядок, согласно которому Йосеф предшествует Моше и Аарону, другие следуют за Ари аКадош (Святым Ари), знатоком Скрытого Учения (Каббалы), и ставят Моше и Аарона впереди Йосефа.
Цадик раби Хаим из Цанза, принимавший мнение Ари аКадош, отмечал, что по системе Ари, Моше приходит во главе ушпизин в тот же день недели, на который в прошлом году выпало седьмое число месяца Адара, а седьмое Адара — дата смерти Моше, да почиет он в мире.
То же относится и к Аарону — его приход во главе прочих гостей, согласно этому обычаю, совпадает с днем, на который приходится Рош Ходеш (Новомесячье) месяца Ав в наступившем году, а это, как известно, день смерти Аарона.
Это заставляет вспомнить слова наших мудрецов, учивших, что «праведники значительнее в смерти своей, чем в жизни» и день кончины праведника важнее всех дней его жизни, ибо делает его еще значительнее.
Поэтому очередь праведника первым войти в сукку приходится на день, когда его душа покинула этот мир.
«Ушпизин» — пастыри Израиля [↑]
Сыны Израиля радуются, принимая у себя в гостях праотцев, а те, в свою очередь счастливы видеть своих сыновей — паству, спешащую за пастырями. Ибо нет большей радости для отца, чем видеть сына, который идет его путем.
Что рассказывает Тора об Аврааме? Вс-вышний сказал ему: «Ступай из своей страны, своей родины, из дома отца твоего, в землю, которую Я дам тебе», — и он так и поступил. Так и сыны Израиля — они покидают свои жилища и отправляются в шалаши, послушные воле Вс-вышнего.
Что сказано об Ицхаке? «И был голод в стране… и пошел Ицхак к Авимелеху, царю плиштим (филистимлян), в Герар… и поселился Ицхак в Гераре». Так гонимые сыны Израиля скитаются по чужим странам, но не ропщут на Вс-вышнего; а когда им удается обрести покой в своих домах, они, повинуясь заповеди, покидают их и перебираются в сукку.
О Яакове говорится: «Встань и иди в Падан Арам».
Удостоившись первородства и отцовского благословения, Яаков не стал наслаждаться приобретенными им сокровищами, а отправился к Лавану и двадцать лет служил у него как простой раб.
Такова была воля Вс-вышнего, и Яаков не жаловался на несправедливость. Так и Израиль — сыновья его, собрав урожай, радуются не земному благословению, а заповедям, которые дал им Вс-вышний.
О Йосефе сказано: «Сковали его ноги цепями, душу его заключили в железо». Но он и на чужбине сохранил свою веру. Так и Израиль — сыновья его хранят верность своему Отцу и собираются под сенью Его сукки.
Что говорится о Моше и Аароне? «Ты вручил, как стадо, народ Свой Моше и Аарону… и двинулся народ Его, подобно овцам, и повел Он их, как стадо, пустыней».
Сыны Израиля никогда не сворачивали с пути Моше и Аарона, и даже если бы какой-нибудь глупец предложил им все богатства мира с тем, чтобы они оставили Вс-вышнего, они высмеяли бы его, ибо они находят подлинное убежище только в Его сени.
О Давиде сказано: «Псалом Давида, когда он находился в Иудейской пустыне. Б-г, Б-г мой Ты, Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной, усталой, безводной».
Даже в пустыне страдал Давид не от отсутствия хлеба и воды, а от тоски по Вс-вышнему. Так и сыны Израиля — они ищут лишь Его близости, ничто не радует их так, как возможность оставить все блага мира и вернуться под сень Пресвятого, благословен Он.
«Ушпизин» — пастыри всего мира [↑]
Испытание за испытанием преодолевали наши праотцы, и только ценой тяжкого труда, испытав множество мук, достигали они своей цели.
Авраам отправился из Ур Касдим в Харан, оттуда в Эрец Кнаан, затем он вернулся в Харан и вторично пришел в Эрец Кнаан, спустился в Египет и т.д.
Ицхак жил в земле плиштим, Яаков бежал в степи Арама и вместе с сыновьями спустился в Египет, Йосеф был продан в рабство на чужбину.
Моше скрывался в Мидьяне, затем он и его брат Аарон сорок лет водили народ по пустыне, но так и не удостоились войти в Эрец Исраэль.
Давид спасался от преследований в пустыне, бежал в Гат и Моав и не знал отдыха от многочисленных войн.
Почему Царь мира, дарующий жизнь и милость Свою всем сотворенным им существам, не одарил покоем Своих любимых слуг? Почему Он вынудил их скитаться с места на место?
Вс-вышний хотел, чтобы они распространяли Его свет по всему миру, приносили благословение, излучали добро. Авраам распространял в мире милосердие, Ицхак — преданность, верность и стойкость, Яаков — красоту и добро, Йосеф — святость, Моше и Аарон наполняли весь мир величием и славой. Они превратили мертвую скалу в источник живой воды, из которого пили все поколения, — источник Торы и служения Вс-вышнему. Царь Давид положил начало Небесному царству, которое установится с приходом Машиаха на всей земле.
Ни один из этих ушпизин никогда ничего не просил для себя.
Вс-вышний установил правило: тот, кто не стремится к личной выгоде, удостаивается всего — ему принадлежит весь мир.
Поэтому Вс-вышний сделал Авраама «отцом множества народов».
Поэтому Он обещал Ицхаку: «Благословятся потомством твоим народы земли».
Поэтому Он обещал Яакову: «Будут трудиться на тебя народы, и преклонятся пред тобою племена».
Йосефа Он поставил «хозяином над всей землей, питающим народ».
Моше «устанавливал границы народам».
Аарон был «как добрый елей…»
Давиду Вс-вышний сказал: «Проси у Меня, и Я отдам народы тебе в наследие».
И теперь потомки праотцев радуются перед лицом Вс-вышнего празднику Суккот и говорят: «Владыка мира! Не в домах и не в урожае заключено достояние наше — Ты один наше сокровище и спасение!»
И поскольку радость их чиста, они становятся источником благословения и для себя, и для всего мира. Как награда за их заслуги изливается на весь мир благословение и благодать.
Когда они приходят, чтобы принести Вс-вышнему добровольные жертвы, они приносят их не только за себя. Вначале они приносят в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи семидесяти народов мира, чтобы они тоже удостоились благословения.
Лишь когда евреи заканчивают приносить жертвы, искупающие грехи народов мира, наступает их собственный праздник: «И в восьмой день будет у вас священное собрание [Шмини Ацерет], — только у Меня и у вас — и тогда вы принесите в жертву… одного быка…»
Сначала позаботьтесь о других народах и только затем — о себе.
Вс-вышний сделал наших гостей ушпизин пастырями, с тем, чтобы они пасли весь принадлежащий Ему мир с любовью и милосердием.
За что сыны Израиля получили такую награду? За то, что они не гонятся за земными удовольствиями, а умножают истинную радость, соблюдают заповеди, верны Вс-вышнему и живут в сукке, под Его кровом.
«Ушпизин» из плоти и крови [↑]
Поскольку праздничная сукка — резиденция Шхины (Б-жественного присутствия) и пристанище небесных гостей-ушпизин, в нее следует пригласить и земных гостей, ушпизин из плоти и крови — бедняков, которые разделят праздничную трапезу с хозяевами сукки.
Для Шхины нет большей радости, чем трапеза, в которой участвуют земные гости. Если хозяин сукки не может пригласить бедняков к себе, пусть он пойдет к ним и щедрой рукой снабдит их всем необходимым для праздника, сделает это приветливо и сердечно. Когда они будут есть его дары, это засчитается ему так, словно они ели за его столом, в его сукке.
В течение всего года видит бедняк соседей, обрабатывающих свои поля и занимающихся другими делами, приносящими благословенные плоды. Но у него самого нет ничего, и глаза его обращены к богачам, чья помощь ему необходима.
И вот пришла пора сбора урожая. Большинство домов наполняется благословенными плодами, а дом бедняка пуст. Казалось бы, ему нечему радоваться? Но Вс-вышний сказал: «В шалашах живите семь дней».
Собрав дары земли, покиньте свои дома; все вы будете гостями в Моей сукке — и богач, и вельможа, и бедняк. Три стенки, накрытые схахом — листьями и ветвями — это сукка для всех сынов Израиля, богатых и бедных.
Каждый еврей должен обратится к Вс-вышнему со словами: «Хотя Ты одарил меня урожаем, я радуюсь не ему, а только Тебе одному, и живу не в своем доме, а в Твоей сукке».
Поэтому каждый, кто признает, что Он — единственный источник благословения, в радостный час должен порадовать и сыновей Вс-вышнего — бедняков, как сказано: «Ибо так говорит Обитающий в вечности,.. Чье Имя свято: жилище Свое поставлю Я в высшей святости, и [там] со Мною — униженный и угнетенный…»
Как же доставить им радость? Следует разделить с ними плоды своего благословения или пригласить их за свой стол, посадить во главе стола и подать им первым лучшие блюда. Ибо небесные ушпизин восседают рядом с земными ушпизин, гостями из плоти и крови.
Отдай бедному принадлежащее ему [↑]
Человек, угощающий бедняка в своей сукке, возвращает гостю то, что ему принадлежит, а вовсе не наделяет его подарками.
Дело в том, что пригласивший в свою сукку небесных ушпизин хорошо знает, что с его стола от них не убудет. Но даже если бы он знал, что они примут участие в трапезе наравне со всеми — разве не пригласил бы он их к себе? Разумеется, пригласил бы! С каким воодушевлением хлопотал бы он, сколько денег истратил, лишь бы небесные ушпизин остались довольны угощением!
Но высокие гости не едят с нашего стола. Поэтому они просят: все, что ты приготовил бы для нас, отдай беднякам, и мы будем считать, что ты угостил нас самих.
У сефардских евреев принято, посылая бедным припасы на праздник, добавлять: «Это — доля ушпизин».
В наших книгах сказано: «Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям. Человек, который удостоится ежедневно принимать у себя семерых бедняков — вместе с семерыми ушпизин — поистине будет он увенчан благословением!»
Все лучшее — Вс-вышнему [↑]
Рамбам — раби Моше бен Маймон — писал в книге Яд Хазака (Мишне Тора): «Все, что отделяется во Имя Вс-вышнего, должно отделяться из самого лучшего, что есть у человека. Если он построил синагогу — пусть она будет красивее его собственного дома. Угощать голодных следует лучшим, что есть на столе. Одевать нагого — в самые лучшие одежды. Тот, кто посвящает что-нибудь Вс-вышнему, должен выделить для этого лучшую часть своего достояния. Ибо сказано: “Все лучшее — Вс-вышнему”.»
Вот что написано в книге Толаат Яаков: «Когда человек угощает за своим столом бедняка — стол его уподобляется жертвеннику, на котором он приносит Б-гу мирную жертву. Поэтому надо ставить на стол самые лучшие блюда, ибо кровь и тук жертв принадлежат Вс-вышнему. Самая лучшая участь для трапезы — это когда в ней участвуют нуждающиеся».
toldot.ru
Что за праздник Суккот - обычаи и традиции еврейского праздника
Праздник установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную и длится семь дней.
Что за праздник
Суккот — один из трех самых основных праздников в году, который евреи по закону Торы должны широко отмечать, собравшись в Иерусалиме. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая.
В Торе заповедь сидения в шалаше — "суке", выделяется особо, поэтому и праздник называется "Суккот", что переводе с иврита означает "шатры", "шалаши". Заповедь пребывать в сукке — временных постройках, в которых обычно живут кочевники в пустыне, объяснялась по-разному.
© photo: Sputnik / Христофоров
Еврейский праздник Суккот
Одно толкование гласит, что, устанавливая шалаш около дома, евреи присоединяются к тем, кто 33 века назад сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила. По другой — смысл в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.Одним из поводов для веселья является и тот факт, что празднику предшествовал Йом-Кипур или Судный день (в 2017 году отмечали 30 сентября), во время которого, по традиции, прощаются все грехи еврейского народа.
Мудрецы считают, что праздник в более глубоком понимании воспитывает, так как указывает на необходимость сознавания людьми слабости отдельного человека и важности сохранения веры в божественную сущность, покровительствующую и оберегающую от всех невзгод.
© photo: Sputnik / Христофоров
Еврейский праздник Суккот
Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы.Традиции
Суккот продолжается семь дней, которые принято жить в шалашах — в сукке едят и пьют, устраивают веселые праздничные трапезы, встречают гостей, танцуют и даже спят. Поэтому праздничные шалаши можно увидеть почти везде — во дворах, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках и так далее.
Сукка строится по определенным правилам – у нее должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом, а не внутри дома, под навесом или под деревом.
Основным ее элементом является крыша, которая традиционно делалась из веток или тростника. В настоящее время используются и более современные материалы.
Покров сукки должен защищать от палящих лучей солнца, но не должен быть слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и, чтобы в шалаш попадал дождь, напоминая верующим, что их жизнь в руках Бога. Если идет сильный дождь и шалаш заливает, его разрешается покинуть.
Эта традиция должна напоминать евреям о странствиях и жизни израильтян в Синайской пустыне, а также о том, что представители этого народа могут добиться многого, если будут держаться вместе.
От выполнения заповеди пребывания во временном жилище освобождаются больные, путешественники и женщины.
Ритуальные жилища украшаются изнутри букетами из цитрона, пальмовой ветви, мирта и речной ивы. Эти четыре растения символизируют единство еврейского народа.
© photo: Sputnik / Христофоров
Еврейский праздник Суккот
По традиции, в праздник Суккот также определяется количество дождей, которые выпадут в следующем году.Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.
В преддверие праздника Суккот в магазинах и торговых сетях Израиля проводится множество акций и скидок на различные товары, в том числе на готовые кошерные сукки или материалы для их сооружения.
Праздничные акции предлагают в эти дни и гостиницы Израиля всем желающим, присоединиться к важному празднику для всего еврейского народа.
Накануне праздника в городах Израиле проводятся специальные ярмарки, где можно купить все необходимое для сооружения шалаша собственными руками.
Особый ритуал
Одно из красочных действий праздника Суккот — "вознесение лулава", особый ритуал, во время которого принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений.
Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нужны этрог (цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы), каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.
Этрог, обладающий и вкусом, и запахом — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, делающий плод сладким, но без запаха — верующие, знающие Тору, но не совершающие добрых дел.
Мирт — растение ароматное, но несъедобное — это евреи, не слишком начитанные в Торе, но от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха — это евреи, которые не знают Тору и не совершают добрых дел. Все вместе, эти растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет.
По другому толкованию, каждое из растений соответствует определенной части человеческого тела. Этрог — сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
Во время "вознесения лулава" следует взмахнуть им поочередно в направлении каждой из четырех сторон света, а также вверх и вниз. Это действие — символ: единство евреев, провозглашаемое "четырьмя видами", распространяется на весь мир, и, кроме того, на весь мир распространяется власть Бога и связь с Ним. Этот обряд совершается в каждый из семи дней Суккот (кроме субботы).
Трапеза
Суккот, как и другие праздники, начинается перед заходом солнца, поэтому в канун первого дня, по обычаю, зажигают праздничные свечи, а перед тем как зажечь произносят благодарственное благословение.
После праздничной вечерней службы (маарив) в синагоге возвращаются домой, и как в субботу и другие праздники, глава семьи совершает "кидуш" (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина). При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь — находиться в сукке.
Суккот, как и большая часть других торжественных событий, не проходит без пышной трапезы, которую в первый вечер праздника начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе — две халы). Но перед этим проводят обряд — нетилат ядаим (омовения рук). Это не мытье рук — руки перед этим обрядом должны быть уже чистыми.
© photo: Sputnik / Маршани
Праздник Суккот в Московской синагоге
Главными яствами, с которых непременно начинают вкушение всего многообразия подаваемых блюд, считаются хала, вино и мед. Такое сочетание выбрано неспроста.Многие обмакивают кусочек халы не в соль, как это делается в течение всего года, а в мед — как в Рош Ха-Шана. Плетеная хала с медом символизирует достаток, благополучие и сладкую жизнь в будущем году, а выпивая вино, благословляют Бога, "заповедавшего жить в сукке и давшего возможность дожить до настоящего дня".
Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему — произносят (биркат а-мазон) — благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни.
Суккот — праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что он благословил свой народ изобилием.
Шмини Ацерет
Череду осенних еврейских праздников завершает Шмини Ацерет — Тора особо выделяет восьмой день от начала празднования Суккот. Он назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.
Мудрецы постановили, что в этот день евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора, то есть праздник завершения цикла чтения Торы. Симхат Тора в переводе означает — Радость Торы.
Материал подготовлен на основе открытых источников
sputnik-georgia.ru
Блюда на Суккот, и не только
Теплый салат с картофелем и брокколи 300 г мелкого картофеля1 стакан помидорок шерри100 г 20% овечьей феты или другого белого сыра 2 зубчика чеснока1 стол ложка натурального сливочного масла2 стол ложки оливкового масла extra virginпо щепотке свежих/сушеных трав (тимьян, орегано)½ чайн ложки сладкой паприкиморская соль и черный перец сок ½ лимонаПриготовление:
Промытый картофель отварить в кожуре, стараясь не переварить, а затем нарезать на половинки или четвертинки (в зависимости от размера).Брокколи отварить в течение 4 минут в подсоленной воде, затем откинуть на дуршлаг и обдать водой со льдом.
В глубокой сковороде в смеси двух масел спассеровать измельченный лук и чеснок до легкого порозовения. Добавить картофель, готовить еще 5 минут, аккуратно помешивая. Добавить брокколи, соль, перец, травы и осторожно перемешать, чтобы овощи равномерно покрылись смесью приправ; готовить 4 минуты. Шерри разрезать пополам, фету измельчить.Приготовленные овощи немного остудить, заправить лимонным соком, добавить шерри, фету и сразу подавать к столу.Чечевица с яблоками
1 стакан темной сухой чечевицы
1 крупное зеленое яблоко100 г 20% овечьей феты или другого белого сыра кусочек сливочного масла1 стол ложка оливкового масла extra virgin1 стол ложка свежевыжатого лимонного сока веточки петрушкиморская сольПриготовление:
Замочить промытую чечевицу в прохладной воде на 4 часа. Затем эту воду слить, добавить свежую, посолить и варить до мягкости, около 15 мин (следите, чтобы чечевица не переварилась и осталась цельной).
В это время яблоки (с кожурой) нарезать мелкими кубиками и потушить всливочном масле до легкого порозовения. Чечевицу и яблоки остудить, смешать, добавить измельченные листья петрушки. Сбрызнуть оливковым маслом и лимонным соком. Средиземноморский салат с йогуртовым соусом 1 стакан светлой кинои, отваренной 1 стакан натурального йогурта 1 крупный помидор ¼ фиолетовой луковицы 2 стол ложки оливкового масла extra virgin 1 стол ложка свежевыжатого лимонного сока 2 зубчика чеснока, раздавленных в прессе горсть хасы или листового салата «айсберг» несколько свежих листьев базилика горстка укропа морская соль, черный перец Приготовление: Салатные листья промыть, обсушить и выложить в посуду для салата. Огурец и помидор, очищенный от кожицы, нарезать мелкими кубиками, лук – тонкими полукольцами. Смешать с киноей, измельченными листьями базилика, полить лимонным соком. Выложить на салатные листья. Приготовить соус: смешать йогурт с оливковым маслом до однородного состояния, добавить измельченный укроп и чеснок, соль, перец и еще раз тщзательно перемешать. Этим соусом можно заправить салат, а можно подать его отдельно в соуснике.Запеченый денис с помидорками шерри и травами
Это даже не рецепт, а идея приготовления:Денис или другая рыбаПомидорки шерриОливковое масло extra virginЧеснок, раздавленныйСоль, черный перец по вкусуВеточки свежих средиземноморских трав (тимьян, шалфей, розмарин)
Приготовление:
Рыбу промыть, обсушить и разложить на листе пекарской бумаги.Каждую помидорку проткнуть 1-2 раза зубочисткой, чтобы не лопнула при запекании, и разбросать на филе. Добавить соль, перец, чеснок, сверху положить веточки.
Сбрызнуть рыбу оливковым маслом и запекать до готовности, около 15 мин. (зависит от толщины филе).
Приятного аппетита!
Автор рецептов и фото: Лиля Гивонraananadiet.blogspot.com
Суккот — Праздник Кущей - Irzeis
Суккот (ивр. סוכות), Праздник кущей — один из основных праздников еврейского народа, начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) и продолжается семь дней. В 2012 году первый день праздника приходится на 1 октября. Как и другие праздники, Суккот начинается в день накануне праздника перед заходом солнца (Эрев Хаг). Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив).В это время по традиции следует выходить из дома и жить в Сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне. В пустыне нет лесов, в которых они могли бы жить в сени деревьев, вот и приходилось им строить укрытие от солнечных лучей - шалаш.Суккот, происходит от слова Сукка, что означает - Шалаш.Есть и другое название у Суккот — праздник уборки урожая. Он всегда выпадает на осень, на пору окончания летней страды, когда урожай полей, садов и виноградников стекается в амбары и на склады.Кроме того, что Суккот это названия праздника, Суккот, это так же название города или селения, которое было первой остановкой у иудеев, покидавших Египет. «И отправились сыны Исраэйлевы из Раамсэйса в Суккот» (Шемот 12-13, 37).
Кульминацией праздника является восьмой день, который называется Шмини Ацерет ( буквально «восьмого — праздничное собрание»), который в Эрец-Исраэль совпадает с праздником Симхат-Тора (в этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл).
Праздник Суккот наравне с Песах и Шавуот, является праздником, в который евреи должны были подниматься в Иерусалим, дабы принести в храм урожай с полей своих:
«...в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в день первый покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней и празднуйте этот праздник Господу семь дней в году (это) устав вечный в роды ваши, в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней, всякий коренной житель в Исраэйле должен жить в кущах». Разумеется, слово Кущи на иврите написано как Сукка.
Касательно вопроса, что празднуют в Суккот, Тора ясно пишет: «Дабы знали роды (поколения) ваши, что в кущах поселил Я сынов Исраэйлевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». (В тексте на иврите вместо слова Господь присутствует его Имя).
В Сукку принято вносить набор из четырёх вещей (Арбаат-ха-миним - буквально «четыре вида»), как написано в описании: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных...»
Лулав - нераскрывшаяся пальмовая ветвь, Этрог - цитрус, Адас - мирт, Арава - ива. Принято ежедневно в дни праздника поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей:
- Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела.
- Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел.
- Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее, — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела.
- Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.
И все-таки Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.
Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. При покупке лулава и этрога следует воспользоваться указаниями знающего человека или — лучше всего — обратиться к раввину.
По традиции имеющие лулав и этрог безотказно делятся с теми, кто их не имеет, чтобы каждый еврей мог выполнить мицву «четырех растений».
Правилам относительно Сукки посвящен особый трактат Сукка в Талмуде. При строительстве Сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены можно делать из любого подручного материала. На сегодняшний день Сукку строят, из чего хотите, Можно даже купить готовую, главное, что бы на крыше ее были эти самые ветви.
Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта, так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У Сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин Сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в Сукке. Суккот - праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.Заповедь «Сукка» не распространяется на женщин, и они не обязаны есть в шалаше. Но женщины, пожелавшие исполнить эту заповедь наравне с мужчинами, имеют на это право.
В первые два дня Суккот, как и во все другие праздничные дни, запрещена любая работа и не положено зажигать огонь, но разрешается готовить еду. Как же быть? Обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника: от горящего огня зажигать дозволяется, а он необходим не только для кухни, но и для праздничных свечей.
Во время промежутка между первыми и последними праздничными днями — Холь а-Моэд — нет запрета на всякого рода деятельность. Наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.Тем не менее нужно избегать обыденных домашних дел вроде стирки и шитья, а делать лишь самое необходимое, не терпящее отлагательства. Принято также подчеркивать праздничность этих дней особенно вкусной едой и нарядной одеждой.
Праздник Суккот наполнен запахом листвы и свежесрезанных веток, ароматами мирты и этрога. В дни Суккот еврейские города вдруг превращаются в зеленый сад от появления множества шалашей, украшенных яркой зеленью — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки.
Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение.
PS. В Библии Суккот — «праздник собирания плодов» — «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего»
В Суккот, как вы поняли, принято строить Сукку, приносить в нее "арбаат ха миним", и жить в ней семь дней, а самое главное веселится!!!
Веселого вам праздника Суккот!!!
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
zirina479.livejournal.com