Пять вкуснейших в мире блюд, которые стоит попробовать. Задушенный священник блюдо


Вкуснейшие блюда мира разных стран мира

Любовь к путешествиям подталкивает к постоянному статусу первооткрывателя — новые места дарят возможность испытать волнующее чувство первого знакомства с ранее неизвестными людьми, их культурой, национальными особенностями. Иногда они заставляют без оглядки погрузиться в местный колорит, а иногда вызывают осторожность и даже отталкивают. TopCrop.ru рассказывают об удивительных национальных блюдах, которые порождают смешанные чувства.

вегатерианский Welsh Rarebit

Знакомство с новой культурой не может быть полным без познания кулинарных особенностей. А что может быть приятней, когда волшебные ароматы пробуждают аппетит. Однако, трудности перевода названия некоторых блюд и неизвестные запахи могут заставить отказаться от самого вкусного в мире.

Китайское блюдо

Прогулка по людным улицам Поднебесной неизбежно приводит к встрече с едким запахом популярной местной уличной еды — Stinky Tofu («Вонючий туфу») с добавлением соуса с овощами, мясом или морепродуктами и специями. Тому, кто не отступит перед неприятным амбре, откроются изумительные вкусовые ощущения азиатского деликатеса, при этом, чем ужаснее запах, тем вкуснее блюдо.

Блюдо с Барбадоса

Lead Pipe («Свинцовые трубы») — вкусная национальная выпечка с обманчивым названием, которое получила за внешнее сходство с хозяйственной трубой на 6″. На самом деле, это нежнейшее тесто из свеженатертого кокоса, специй и муки маниоки, запеченных в корже.

Уэльское блюдо

Маленькая страна на юго-западе Великобритании известна весьма интересным блюдом Welsh Rabbit/Rarebit («Валлийский кролик и гренки»). Это диетическое мясо — не такой уж частый гость в меню, поэтому заманчивое название соблазняет и… разочаровывает: ни одного кусочка нежнейшего кролика на тарелке! На самом деле, уэльский кролик это не что иное, как хрустящий тост, покрытый соусом из горячего сыра.

Блюдо из США

Однажды, во времена Гражданской войны, солдаты Конфедерации никак не могли заставить своих верных помощников перестать лаять в ответственные моменты и придумали для этой цели настоящее лакомство под говорящим названием Hushpuppy («Тихая собака»). Понятное дело, собаки предпочли есть, а не лаять, а слишком аппетитное блюдо потеряло титул только собачьего перекуса и стало национальным. Туристы, вводимые в заблуждение, не найдут в нем ни одного щенка, а не испугавшиеся, отведают американский деликатес в виде обжаренных шариков из кукурузной муки.

Блюдо из Италии

Солнечная страна, в первую очередь, известна вкуснейшими пастами. Однако, ценители этого блюда, возможно до сих пор обходили стороной изумительную пасту со странным названием Strozzaperti («Задушенный священник»). На самом деле, оно воспитывает культуру потребления пасты — медленно с наслаждением. По преданию, средневековые священники так сильно любили макароны, что ели их с дикой жадностью и скоростью, а это приводило к удушью.

Текст: Ольга Михайлова

12 июля 2016

www.topcrop.ru

Смех, да и только! Самые необычные названия блюд

Автор: Ольга Анисимова

Как часто вы задумывайтесь, насколько необычно, а порой даже смешно звучат названия тех или иных блюд. Мы редко задумываемся над этим, поскольку привыкли к блюдам и не придаем внимания звучанию. Только вдумайтесь: «селедка под шубой», «картошка в мундире», «ленивые вареники», «пьяная вишня», «яичница глазунья» (а на болгарском, кстати, «яйца на очи»), «хот дог» (горячая собака) и другие.

Restoran.kz подобрал для вас наиболее необычные и забавные названия блюд из национальных кухонь различных народов, о которых вы, возможно, ещё не знали.

Ангелы на лошадях/ Дьяволы на лошадях (Angels on horseback/ Devils on horseback)

«Ангелы на лошадях» — горячая закуска в викторианском стиле. На самом деле — это устрица в «одеянии» из бекона, обжаренная на решетке, которая в большинстве случаев играла роль аперитива. Второй вариант — «Дьяволы на лошадях», блюдо, приготовленное по тому же рецепту, только с заменой устрицы на чернослив. Кстати «Дьяволы» — это традиционная закуска для рождественского обеда.

Щенок чау-чау (Puppy Chow)

Это одно из любимых лакомств американских детишек. Свое название данное блюдо получило благодаря сходству с собачьим кормом. Готовиться оно очень просто — нужно лишь смешать различные виды сухих завтраков с растопленным шоколадом, арахисовым маслом, карамелью или сахарной пудрой.

Мозги ткача (Cervelle de сanut)

«Мозги ткача» — это необычное блюдо относится к французской кухне, и готовится из творога с добавлением зелени, оливкового масла и уксуса.

Родилась данная закуска во втором по величине город Франции Лион. Издавна его называли «городом шелка», производство которого было налажено здесь еще в средневековье. Роскошная ткань для богачей стоила огромных денег, однако, ткачи на мануфактурах получали гроши. Недорогое блюдо из творога было неотъемлемой частью их рациона. Существует версия, что данная творожная закуска была названа по аналогии с «мозгами ягненка», востребованным деликатесным блюдом, которое бедные ткачи не могли себе позволить.

Макароны Strozzapreti (Задушенный священник)

Как известно, в Италии насчитывается более 500 названий макарон, а некоторые из них звучат уж очень необычно. Существует несколько версий, объясняющих происхождение данного названия макарон. Одна из них гласит, что священники, которые отличались невероятной прожорливостью, настолько любили эту пасту, что частенько давились макаронами. Другая касается самой формы макарон — в виде веревки. А все потому, что священники в то время владели огромными землями, которые сдавались в аренду. А плату частенько брали едой, в том числе и спагетти. Замученные непомерной платой арендаторы, стали изготавливать пасту в форме веревки, как бы намекая «Да удавись ты»!

Муравьи, взбирающиеся на дерево (Ma Yi Shang Shu)

Странноватое название, не правда ли? Однако китайцы из провинции Сычуань совершенно так не считают! Это классическое блюдо готовится из мелко нарезанной прозрачной лапши (фунчозы), кусочков свинины, овощей и приправ. Подается горкой на тарелке.

Столь придирчивому названию блюдо обязано поэтической натуре китайцев, которые провели аналогию с маленькими муравьишками, взбирающимися вверх по коре дерева.

«Скачущий Джон» (Hoppin’ John) и «Прыгающая Дженни» (Skippin’ Jenny)

«Скачущий Джон» — традиционное блюдо южных штатов Америки, история которого уходит корнями во времена рабства. Основа блюда — это черный горох (вигна), который в огромных количествах произрастал в Западной Африке, откуда и привозились рабы. Именно они во время работы на рисовых плантациях создали «Скачущего Джона» — смесь этого самого черного гороха, риса, лука, ломтиков бекона и ветчины, под острой приправой. А именно это название блюдо получило благодаря одноногому калеке, который продавал его на улицах Чарльстона (штат Южная Каролина) и звался именно так.

В наши дни блюдо принято есть 1-го января — оно символизирует процветание в новом году. Бобы — это монеты, зелень — купюры, а подаваемый маисовый хлеб — золото. Всё, что остается от «Скачущего Джона», доедают на следующий день и называют «Прыгающая Дженни». Она означает ту самую бережливость, без которой невозможно материальное благосостояние.

Только представьте, как выглядело бы меню ресторана, если бы в него были включены все блюда из этой статьи… Однако, можно смело сказать, что такой ресторан, определенно, пользовался бы популярностью, ведь людям интересно всё новое и необычное. Развивайте свою фантазию, уважаемые рестораторы, и наплыв клиентов, а, соответственно, и прибыль вам гарантированы.

restoran.kz

Условия и сроки / Кулинарная книга

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!

Кулинарная книга - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ

Обложка произведения 'Кулинарная книга - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ'

Условия и сроки

 

 

 

Лонгмоб — Кулинарная книга

 

Организатор, капитан Форшмак — Лев Елена

 

Помощник, кардинал Оливье — Анакина Анна

 

Все мы, писатели, сталкиваемся в своей работе с описаниями еды: пиров, перекусов, длительных трапез, юбилейных застолий, ужинов при свечах, завтраков в кафе, кофе в постели и других моментов, аппетитных и не очень. Умение передать вкус, запах еды, умение рассказать об этом так, что капает слюна на клавиатуру или на страницы книги… О, дааа! Это мастерство!

Недаром прекрасные авторы и известные писатели всего мира не гнушаются составлением собственных кулинарных книг. И как они это делают! Аппетитно, с юмором, с перцем, с тонкой корочкой! В рассоле вымачивают слова, коптят предложения на терпком дыму, прожаривают содержание на раскаленном масле. Мммммм, пальчики оближешь. Хотя это не гигиенично!

А какие названия блюд придумывает народ! «Задушенный священник» — блюдо из витых макарон в Италии. «Жаба в норке» — сосиска в пудинге в Британии. «Яйца зятя» — всего лишь обжаренные во фритюре куриные яйца в Таиланде.

А если за дело берется писатель, то вот уже все дамочки мира готовят "Творожно-ореховое печенье от кухарки Арренов", "Любимое лимонное печенье Сансы Старк". «Печенье с изюмом от Хагрида». Ммммм! Читать не перечитать!

 

Или вот отрывок из известного произведения:

"Стоящая на столе посуда, как обычно, наполнилась едой. Домашние эльфы на кухне, очевидно, трудились не покладая рук — перед ними стояли всевозможные блюда, из которых несколько были явно иностранной кухни.

"А это что такое?" — спросил Рон, указывая на чашу, наполненную чем-то вроде рагу из устриц, креветок, крабов и моллюсков, которое стояло рядом с пудингом, начиненным говядиной и почками.

"Буйябес" — ответила Гермиона.

"Будь здорова!" — отозвался Рон.

"Это — блюдо французской кухни, — продолжала Гермиона, — я ела его, когда отдыхала во Франции в позапрошлом году. Очень вкусно".

 

Отлично! Не правда ли?

Но кулинарная фантазия мастеровчан тоже безгранична! Вы, наверняка, пробовали жаркое из бедра кентавра? Ну, вы точно знаете, что наливали на пиру у эльфов? Я разве не вас видела на юбилее у Змея Горыныча?

Да здравствует фантазия! И накрытый стол! Приглашаю отречься от грусти и разделить нашу трапезу!

 

Номинации:

Проза — объем — 1 000 — 10 000 знаков с пробелами

Поэзия — объем — от 3 до 80 строк.

Арты — рисунки, выполненные в традиционной технике, и коллажи, диджитал-арт.

"Циклон" — спецноминация, включающая отклики-эхо на любое из произведений конкурса и внеконкурса. В "Циклон" допускается художественная проза, публицистика, поэзия. Объем — 500-5000 знаков. 

Объем для прозаических произведений во внеконкурсе — 500 — 10 000 знаков с пробелами.

 

Жанры: без ограничений. Мягкий юмор и нежная ирония приветствуются.

 

Количество работ от автора не ограничено. Принимаются и соавторские работы.

Лонгмоб проходит анонимно. Во внеконкурсе анонимность можно не соблюдать.

 

В лонгмобе могут участвовать только новые, не публикованные ранее нигде, работы, во внеконкурс можно присылать старые.

Сроки лонгмоба:

с 5 апреля — по 1 мая 2016 года.

 

Приём работ:

5 апреля — 28 апреля (включительно)

 

Работы выкладываются по мере поступления.

 

Голосование будет производиться топами из трех работ (или из пяти, если в номинациях наберется достаточное кол-во работ) в личку ведущей или открыто в специальном разделе. Принимается только комплект топов по всем открытым и состоявшимся номинациям. За внеконкурс голосовать не обязательно. Голосовать могут все.

 

Участникам конкурса голосовать обязательно, за себя голосовать нельзя.

 

Подсчёт голосов и объявление результатов — 1 мая 2016 г.

 

Работы присылать в личку организатору: writercenter.ru/profile/ElenaLev/whois/

 

Всем участникам — плюшка в профиль.

 

В зависимости от количества работ определится и количество победителей по схеме:

 

1 место: 6 очков рейтинга вовлеченности и 20 баллов активности

2 место: 4 очка рейтинга вовлеченности и 15 баллов активности

3 место: 2 очка рейтинга вовлеченности и 10 баллов активности

(от 6 работ от разных авторов — одно место с награждением по 3-му месту

от 10 работ — награждаются два места

от 14 работ — награждаются три места)

 

 

Награждение будет происходить по номинациям — ПРОЗА, ПОЭЗИЯ, АРТ,"ЦИКЛОН"

И особые номинации этого лонгмоба:

За лучший рецепт — книга Р. Стаута «Кулинарная книга Ниро Вульфа».

За лучшее описание пира, пиршества, трапезы — книга Р. Стаута «Кулинарная книга Ниро Вульфа».

За лучший образ повара, мастер-шефа или веселого «гаргантюа» — книга рецептов «Кексы в микроволновке».

 

 

Просьба к авторам — сразу странички со своими текстами ставить себе в слежение, чтобы не пропустить комментарии к ним.

 

 

Автор всех фотографий — Организатор Лев.

writercenter.ru

О пищевых запретах староверов

 

Ты один, Владыка, знаешь, сколько мук я перенес: Хлеб не сладок был от горя, и вода — горька от слез. На Шаманских водопадах, на Тунгуске я тонул, Замерзал в сугробах, лямку с бурлаками я тянул. Без приюта, без одежды насыщался я порой То поганою кониной, то сосновою корой...

Д.С. Мережковский. «Протопоп Аввакум»

Лубок Павла Варунина

Разделение пищи на чистую и нечистую, позволительную и непозволительную ведет свое начало с первых дней истории человечества. В определениях ветхозаветной Церкви, как известно, это разграничение было обозначено весьма точными правилами. В христианской Церкви такие правила также остались, хотя и не во всей их строгости. Деление пищи на чистую и нечистую было проведено еще в апостольских Правилах. Однако позже, по мере проникновения христианства в повседневную жизнь верующих, совершенно закономерно разграничение пищи, которое вначале было не строго определено, позже выразилось в подробных правилах. Эти правила, за исключением отношения к идоложертвенной пище, хотя и не имеют строго-канонической силы, тем не менее всегда поддерживались Церковью и были направлены к запрещению пищи, употребление которой или наносит вред здоровью, или инстинктивно порождает отвращение.

Если существуют правила, то подразумевается, что могут быть и их нарушения. Поэтому Церковью с ранних веков христианства были составлены исповедальные и покаянные молитвы в грехе «скверноядения», на случай вкушения христианином запрещенной к употреблению пищи.

Так, например, в Большом Потребнике приведено две молитвы: «Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся» и «Молитва, о еже скверно ядших».

Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся:

Господи Боже наш, иже верховному апостолу Твоему Петру, видением и гласом законоположив, ни едино скверно или нечисто вменити, еже Тобою содеянных в препитание человеком. И сосудом твоим избранным апостолом Павлом, вся чиста чистым проповедав. Сам и ныне Владыко, раба Своего, (имя рек), поганским нуждам впадша, и по предложению нечистых не вменивша, и не по воле вкушша, или соблазнившася. Скверну совести его очисти, и твоя повеления укрепи в нем, и храм того несквернен святаго Ти духа соделай, в восприятие пречистых и безсмертных Твоих Таинств. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Молитва, о еже скверно ядших:

Владыко Господи Боже, иже в вышних живыи, и на смиренныя призирая, иже во святых почиваяи, хвала Израилева. Приклони ухо Твое, и услыши ны молящихтися. Подаждь милость Твоему рабу, (имя рек), скверно ядшему и вкушшему мяс нечистых, ихже вкуса отрекл еси в законе святем ти. И сие ведением или неведением соделавша, прости его Господи. И сподоби того неосужденно в чистоте душевней и телесней, причаститися страшных и безсмертных Таинств, пречистаго тела и честныя крове Христа Твоего, яко да избавится прочее, всякаго нечистаго восприятия и вкуса, и деяния. И напитаваяся Божественных ти Таинств, и восприем святыя и тайныя ти трапезы, и соблюдаемь с нами во святей ти Церкви, хвалит и славит имя Твое вышнее во вся дни живота своего. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Эти молитвы часто предшествовали Таинству Причащения. Необходимо отметить, что была существенная разница в читаемых молитвах: содержание одной молитвы — о вкушении пищи, которая признавалась вообще нечистой; другой — осквернение пищей, чистой самой по себе, но языческого приготовления.

Таким образом, по смыслу и содержанию одна молитва от скверноядения была «обычной», в случае нарушения правил в обыденной жизни; другая — «исключительной», вследствие осквернения при определенных условиях, например, после вкушения пленными христианами пищи, приготовленной язычниками.

Во время гонений язычниками христиан некоторые из них вынуждены были употреблять в пищу идоложертвенное мясо. В случае невольного употребления христианами идоложертвеннаго мяса и искреннего раскаяния в этом им читалась очистительная молитва. После вкушения нечистой пищи, кроме очистительной молитвы, полагалась епитимия.

Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882 г.

Святитель Григорий Чудотворец, первый епископ Неокесарийский (213 —ок. 270—275), в 1-м правиле говорит:

Не причиняет тяжкого вреда, если находящийся в плену варваров вкусил запрещенных или даже идоложертвенных снедей, по необходимости и телесной нужде, потому что природа требовала питания, ибо Сам Спаситель рек: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее (Матф. 15, 11). Итак, за скверноядение, удручаемые игом рабства, если они прикоснулись к запрещенным снедям по недостатку пищи дозволенной, должны быть подвергнуты меньшей епитимии; а если ради роскоши и пресыщения не воздержались от оскверненных снедей, то они непростительно виновны и потому должны быть подвергнуты и епитимии строжайшей.

Святитель Василий Великий в 81-м правиле пишет:

Тем, кои по испытании мучений не смогли перенести страданий и вкусили идоложертвенных снедей и поклялись клятвами языческими, — по истечении шести лет позволяет приступать к священному общению; предавшим же веру без великой нужды и прикоснувшимся к трапезе бесовской простирает запрещение до 8-го года.

Нарушение постного устава во все христианские Посты также воспринималось как осквернение. Такому христианину запрещался доступ к святыне, так как скоромная пища становилась на период поста скверной.

Было принято воздерживаться и от вкушения плодов нового урожая до его освящения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до праздника Преображения Господня.. Тем, кто нарушал запрет, предписывалось в наказание не есть виноград до конца августа. Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки.

По церковным Правилам христианам запрещается есть рыбу без чешуи (сома, осетра, угря), раков и иные морепродукты (креветок, кальмары), нельзя есть мясо зайцев, бобров, белок, конину, ослину, собачатину, мясо некоторых птиц. Употребление свинины допустимо, однако мясо, как и любое другое разрешенное, должно быть приготовлено так, чтобы в готовом блюде не осталось крови; поэтому, например, «бифштекс с кровью» — непозволительная для христиан пища.

В Ветхом Завете животные, у которых нет перьев (плавников) и чешуи, названы скверными для христиан (Втор 14:9)

В Ветхом Завете есть подробное описание, какую пищу можно употреблять:

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас (Левит 11:1-10).

Подробный перечень чистых и нечистых животных приведен также во Второзаконии.

По церковным правилам христианам запрещается есть зайцев

У староверов-безпоповцев нежелательно также употребление пищи, купленной на торжище, а если без этого не обойтись, нужно отмаливать «торжищно брашно». Тридцатая Глава Красного устава в части «О скверноядцах», кроме кровоядения и ядения «поганого», перечисляет другие виды пищевой нечистоты: пиянство (водка — ч. 2, л. 185), чайная и сахарная сладострастная чума (т.е. чай и сахар причислялись к нечистой пище), колбаса (из-за содержащейся в ней крови — ч. 2, л. 183), кофе и шоколад (ч. 2, л. 184), также запрещено мясо ягненка и лебедя.

Арсений Суханов в книге «О чинех греческих вкратце» (по изданию С. А. Белокурова, М. 1891 г.) удивлялся:

(Греки) ядят в среду и в пяток икру, раки морския и речныя, и что в раковинах мясо, и слизы рогатыя, и каракатицу, и иные гадины, и ежи морския. А говорят: что в том нет скверны. …Давленину ядят, и звероядину, и мертвечину, и кровь, и медведину, и выдры, и желвы, и еще и тех сквернейша и скареднейша. но о сем обличает их святых апостол правило, 63.

63 апостольское правило гласит:

Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен.

Это правило объясняют толкователи канонического права. Зонара:

Это запрещено и в книге Бытия; ибо Бог, после потопа дозволивший людям употреблять в пищу все, так же как овощи, присовокупил: точию мяса в крови души да не снесте (Быт. 9, 4), какова, например, употребляемая некоторыми в пищу удавленина. Ибо у животных кровь заменяет душу. Не дозволяется также есть ни звероядину, ни мертвечину.

Аристен:

Священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.

Вальсамон:

Да не снести мяса в крови души его, — это узаконено в книге Бытия. Такова удавленина. Но не позволительно есть звероядину и мертвечину. Поступающий против сего, если клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен. На каком основании некоторые едят изловленное и задушенное хищными птицами или собаками, или тиграми, я не знаю. Итак, заметь это правило относительно Латинян, без разбору употребляющих в пищу удавленину.

Славянская кормчая:

Аще который епископ, или пресвитер, или диакон и всяк священнического чина снесть мяса в крови сущи души его (Быт. 9), еже есть удавленина. Всякого бо животна в души место кровь внем есть. Да аще кто яст удавленину, или звероядину, или мертвечину, да извержен будет от сана; се бо и Моисеев закон отрекл есть. Аще же есть мирский человек, да отлучится.

Шестой Вселенский Собор в 67 Правиле постановил:

Божественное писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким-либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким-либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Икона святых отцов шести Вселенских Соборов

Слово о вере христианской и латынской Феодосия Печерского:

Зазирает латын за то, что они ели: желвы и дикие кони, и медведину, и бобровину, и хвост бобров

Священномученик Аввакум пишет в послании к отцу Ионе:

Отче Ионо, зайца ясти правила возбраняют, понеже трехдневное, яко и велбуд, ибрысует; и вельбуд по тому же чину: аще на кого осердится, трехдневную ядь на него выблюет; за сие во Второзаконии писано, и во Благодати не указано его ясти; аще и рассохат, и пазнокти имат, но извнутрь нечисть сый. А заяц и по двоим винам нечисть есть: первое, яко и велбуд, тридневное отрыгает; а второе: не имут ноги его копыта россохата, но песья лапа, и посему поган же.

Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел, епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Гуслицы. Конец XIX в. Из Покровского собора на Рогожском кладбище

Возникшие пищевые традиции и устные предания, не обязательно даже основанные на Библии или иных источниках, в современном старообрядчестве разнятся в зависимости от особенностей народа, места и времени проживания. Например, среди отдельных групп старообрядцев в Коми существовал запрет на употребление сахара. На Средней Печоре до середины XX в. считалось, что при производстве сахара используются человеческие кости.

Чай и сахар у многих староверов до сих пор под запретом

В рукописных сборниках XVII-XIX вв. широко было распространено сочинение «Сказание от книги, глаголемыя Пандок...», в котором происхождение табака и картофеля связывается с растениями, выросшими на месте могилы блудницы.

Картофъ — «антихристова похоть», «грешный плод»

Так, в 1844 г. в Канцелярию обер-прокурора Синода поступило письмо от губернатора Западной Сибири, в котором сообщалось, что старообрядцы, проживающие на территории губернии, выступают против посева картофеля:

«(Л. 1) О распространении раскольниками «ложных мыслей» относительно посадки картофеля.

Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Отделение 11 стол 11 № 28

По отношению Министра государственных имуществ

О распространении раскольниками ложных мыслей относительно посева картофеля

Началось 1844 года июля 23

Закончено 1847 года мая 20

На 10 листах

МГИ 3 департамент 7415/1066

20 июля

Генерал Губернатор Западной Сибири довел до сведения Министерства, что введение посева картофеля в вверенном ему крае наиболее встречает сопротивление между раскольниками, кои по заблуждению считают его грешным плодом, основываясь на разных ложных свидетельствах, изложенной в особой записке, отобранном в Ижимском округе, между другими бумагами и книгами московского однодворца Николаева, преданного за распространение раскола осуждению по закону.

Министр Государственных имуществ, свидетельствуя Его превосходительству А.Н. Карасельскому / (Л. 1 об.) свое почтение Его превосходительству Александру Ивановичу, долгом считает препроводить при сем на его усмотрение копию с изъясненной записки.

№ 10. 192.

20 июля 1844 года

(Л. 2) Книга Борония. Глава 260

Рече Господь во Евангелии, аз приидохъ от имени отца моего не прясти мене, аще инъ приидет во свое имя, того приемлите, глаголет бо о немъ святый Симеон Новый Богослов, яко онъ приидет антихристъ, противникъ Христу, приемлетъ сласти похотныя коихъ поймать того миръ, первое, со вослюбятъ и вельми полсушаютъ, въ то время будет трава есть от него зовомая картофъ антихристова похоть, нарицаютъ ю овощемъ, и распространится по лицу всея землю, и всяк возрастъ возлюбить сласть великую, и помрачены человецы умомъ яко пьяны: глаголет бо о ней святый Симеон Новый Богослов, яко скверно отъ Рима начало имать, и распространится повсюду, и в том брашне осквернятся человецы якоже древний Израиль.

Книга Пандок. Глава 28 <...>

Царь именем Мамеръ имея дщерь едину <...> / (Л. 2 об.) и держалъ ю въ особой палате, и при нея водилась девица служанка, и усмотрела что она по диаволскому действию совокупилась со псомъ, и та служанка доказала царю о том беззаконии, то сам усмотрелъ, и велелъ ю во врещи въ ровъ глубокъ съ нею и пса наверхъ ея, и завалить землею, в древние годы было. А въ последняя время, в пришествии сопротивника закона, по седми тысящи прихода его, открылось всем на пагубу. В Персию человекъ посланъ былъ собирать цветы для исцеления врачемъ, и обрете траву, что никогда таковой травы в том месте не бывало, принес своему врачу и дивился врачъ, приказалъ показать то место и раскопать, то нашли бычие жилы и по жиламъ круглыя лицы и докопались до костей, и вышло изъ тайныхъ удъ костей и они сплетены лица, и стали лечить человека очень раслаблена, и тот человекъ скорое здоровье получилъ, и начали по дворамъ садить, и повсюду росплодилось / (Л. 3) поганое картофъ, и в Росию вошла, едва едва которые спаслися малая часть человекъ, Божиимъ поможениемъ не токмо въ мире но въ монастырях святыхъ осквернено, и множество.

РГИА, ф. 797, оп. 14, д. 33811 (1844-1847 гг.). Л. 1-3.

Деяния Первого Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак, происходившего в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7417, мая в дни с 1 по 12 (Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. Москва. 1909)

В 1909 г вопрос об употреблении чая, кофе и картофеля вызвал острую полемику на Первом старообрядческом съезде старообрядцев-безпоповцев (приемлющих брак):

«Можно ли называть употребление чая и водки ересью и отлучать за это? Можно ли считать чай, сахар, картофель и колбасу погаными и нечистыми?

Еретиками считать нельзя. Наказующим следует внушить, что нигде употребление чая и вина не называется ересью. Чрезмерное употребление всего есть грех. Относится к разряду излишеств. Умеренно употребляющих водку и чай не обязывать эпитимиями.

С. 53. Соловьев Е.И. Чай и водка у нас вошли в употребление только в 17 веке. Пьянство и питие вина запрещено самим Христом (Луки, зач. 2).

Так видим, что питие вина запрещено. Что касается чая, то его без сахару не употребляют, а сахар приготовляется с бычачьей кровью (67 пр. 6 Всел. Собора говорит).

Считаю употребление чая, сахара и водки случайное грехом, а постоянное — ересью.

Антонов Ст. Ив. (Новгород). Это совсем лишняя, ненужная трапеза ада, здесь нет ни хлеба насущного, ни чаши, утоляющей жажду. Три смертных греха здесь: от водки — чревобесие, от сахару — гортанобесие, от чая — тщеславие.

Самарин В.М. Нельзя считать употребление чая ересью, но только грехом. Св. И. Златоуст говорит: Не приемлите поганых стран обычаи. А чаепитие есть обычай китайский, языческий.

С. 54. Егоров В.И. (Сибирь). Наши предки не были согласны чаепитием. В книге Кирилловой в гл. 30 говорится по поводу чая: «Аще будет на пути арменин и христианин вместе, а чаша будет едина, и аще испиет армянин прежде воды из нея, то христианину из нея не пити, а сосуду молитву не дати, разбита». Чай приготовляют идолопоклонники — китайцы, как и водку часто жиды, татары и прочие неверные. Считаю чай и водку скверными, поэтому и употребление их великим грехом.

Цепилов И.Ф. Есть ли чаепитие ересь или грех, этого в Писании не видно, потому что ранее и чаю не было. Ввиду соблазна, так как чай пьют в трактирах с иноверцами, мирщатся, следует чаепитие запретить построже.

Терентьев Г.С. (Псков). Мое мнение. Если табакокурение признаем за грех, и чай нужно признать грехом.

Мякинин И.Н. От Святого Писания доказать трудно о чае или водке, потому что их в древнее время не было. Нельзя доказать, что это грех или ересь, и нельзя доказать, что не грех и не ересь. Закона нет, тогда обратимся к обычаю, ибо долговременный обычай переходит в закон. У нас в Сибири отцы духовные считают чаепитие издавна противным совести, поэтому мы считаем чаепитие грехом.

Кутиков П.С. Нужда христианская заставляет говорить против этого соблазна. Соблазн сам по себе дело не великое, но видим мы чрез него падение наших православных христиан. В нашей стране употреблять табак, чай и водку запрещается. Всякое падение начинается грехом, а кончается ересью. Табак, чай, водка составляют из молодых людей компании, ходят вместе по трактирам, общаются с еретиками и в конце впадают совсем в ересь.

Наши священные предки, поморские отцы и все православное христианство держало обычай в этом один. Вот их завещание: «самоваров в доме не держать, яко щипящую и дымящую змею». Все начинается грехом, а кончается ересью.

С. 55.Черников М. Чаепитие есть пристрастие, а всякое пристрастие есть грех.

Манушин М.П. Все сознают, что чаепитие и винопитие есть грех, а И. Богослов говорит: грех от дьявола (Пролог 21 августа).

По одному учению этот грех есть грех сластолюбия, а по другому — гортанобесия. В Прологе 5 августа грех сластолюбия относится к грехам блудным. 6 Вселенский Собор разрешает пить в умеренном количестве медовые квасы и виноградное вино, а не водку.

Серебренников Мина. Грех не ересь. Запрещено не питие вина, а пьянство.

Председатель (С. 55-56). Позвольте сделать заключение. Вся братия высказалась за то, что чаепитие и винопитие есть грех. Но грехов различных много. Есть 7 великих смертных грехов, а остальные меньших степеней. Сластолюбие и чаепитие — это самый распространенный грех.

Человеку по природе необходимы только хлеб и вода, но если у крестьянина в доме вместо ржаного имеется пшеничный хлеб, это есть сластолюбие. Есть надо умеренно, иначе будет чревобесие, есть надо только во свое время, иначе впадешь в грех гортанобесия. Так и чаепитие есть грех, но грех небольшой.

Теперь ставлю вопрос: следует ли отлучать христиан за чаепитие и винопитие?

Председатель. Не следует отлучать, ибо это не такой грех, за который отлучают от церкви <...> Так <...> и постановим, что чаепитие есть грех сластолюбия. За умеренное употребление чая и водки от церкви отлучать не следует. Не гнушающихся чая и вина, но воздерживающихся Собор похваляет».

Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909.

Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак, были опубликованы в 1909 году

Часть предписаний в современном старообрядчестве, особенно среди молодежи, не соблюдается, в частности, воспрещение употреблять картофель, чай, некоторые виды рыб и морепродуктов. Старики объясняют это ослаблением религиозной строгости: «Раньше люди крепче веровали».

Божиим повелением на Земле существует более чем 300 тысяч видов растений, 30 тысяч видов рыб, 9 тысяч птиц, 150 тысяч видов моллюсков, 5 тысяч видов млекопитающих, 9 тысяч пресмыкающихся, 5 тысяч видов земноводных, 1,5 миллиона разных насекомых, и над всеми ними поставлен властвовать человек. Безусловно, нарушение пищевых запретов в нынешнее время кажется не столь значимым, а соблюдение этих Правил не столь необходимым, ведь по сравнению с другими «тяжкими» грехами грех «скверноядения» многим кажется просто смешным. Наверное, именно поэтому за сотни лет до нас святые апостолы, а позже святые Отцы, предвидя Соборным Разумом такое падение нравов и крепости веры в христианском мире, и ограничивали людей. Как известно, заповеди начинают преступать с малого, не видя в этом «ничего такого». Господь же говорит нам:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном... Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Матфей 5:17-20).

ruvera.ru

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

(33 голоса: 4.33 из 5)

 

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9).

Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.

«Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Слово а́ртос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.

В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.

Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». 

Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.

В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»

Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Просфора

Просфора

Антидор

Антидор

Артос

Артос

azbyka.ru

ЧАСОСЛОВ. Молитвы трапезы

МОЛИТВЫ ТРАПЕЗЫ

 

Молитвословия пред утренней трапезой

 

[Молитвословия перед завтраком1

Якоже пред началом коегождо молитвословия полагаем три поклона, глаголюще:

 

Прежде всего полагаем три поклона с покаянными молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. (Поклон.)

 

Боже, будь милостив ко мне, грешному.   Лк 18:13

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

 

Создатель мой, Господи, помилуй меня!

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

 

Без числа согрешил я, Господи, помилуй и прости меня грешного!

Посем молитва пред трапезой:

 

И затем молитву перед трапезой:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

 

Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: открываешь Ты руку Твою и насыщаешь всё живое по благоволению.   Ср. Пс 144:15–16

Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

 

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

И благословляет священник трапезу: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне, и присно, и во веки веков.2

И мы: Аминь.

 

 

Мы же: Аминь.

 

По окончании трапезы:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия: но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди и к нам, и спаси нас.

 

По окончании трапезы:

Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас.

Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

 

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

Священник: С нами Бог, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Священник: С нами Бог Своею благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков.3

И мы: Аминь.

 

 

 

Мы же: Аминь.

И снова три заключительных поклона с теми же молитвами, что и в начале.]

 

 

Молитвословия пред дневной трапезой

 

Молитвословия перед обедом

Глаголем три вышереченныя молитвы с поклоны. Таже:

 

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

 

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

И благословляет священник трапезу: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков.2

И мы: Аминь.

 

 

Чтец: Аминь.

 

По окончании трапезы иерей творит отпуст:

 

По окончании трапезы творим отпуст:

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

 

По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

И мы: Аминь.

 

 

Мы же: Аминь.

 

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия: но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди и к нам, и спаси нас.

 

Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам и спаси нас.

Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

 

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

Священник глаголет: Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Священник: Благословен Бог, милующий и питающий нас от Своих богатых даров Своею благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.3

И мы: Аминь.

 

 

 

Мы же: Аминь.

И снова три поклона с теми же молитвами, что и в начале.

 

 

Молитвословия пред иными трапезами

 

[Молитвословия перед неуставными трапезами

Глаголем три вышереченныя молитвы с поклоны. Таже:

 

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

 

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

 

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

И благословляет священник трапезу: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков.2

И мы: Аминь.

 

 

Мы же: Аминь.

 

По окончании трапезы поем:

 

По окончании трапезы:

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, / Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. / Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

 

Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и пренепорочную / и Матерь Бога Нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.

Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

 

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.

Священник: С нами Бог, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

 

Священник: С нами Бог Своею благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.3

И мы: Аминь.

 

Мы же: Аминь.

  

И снова три поклона с теми же молитвами, что и в начале.]

 

 

 

Примечания

1 Заключенное в квадратные скобки взято из издания: епископ Афанасий (Сахаров), "Молитвословия за трапезой", М. 1999.

2 Если нет священника, то старший из присутствующих произносит: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

3 В отсутствие священника: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

 

Молитва перед трапезой иная

Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, взоры всех, уповая, обращаются к Тебе и Ты даёшь им пищу в своё время; открываешь руку милосердия Твоего и, насыщая всё живущее, питаешь нас с первых дней нашей жизни. Ты, благословивший в пустыне хлеб народу, Сам благослови всё, что Ты дал нам в пищу, и избавь нас от всякого искушения, ибо мы на Тебя надеемся и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

azbyka.ru

Обычай молиться перед едой — священник В. Шумов

(16 голосов: 4.31 из 5)

священник В. Шумов

 

Наш современник, подвижник благочестия, отец Серафим Вырицкий (+ 1949) оставил такое наставление: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.

Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило» [Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1885-1949), М., 1996. – с. 43,45.]. Эти мысли еще более актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, мы начинаем всё больше осознавать необходимость возрождения православных традиций, а с другой стороны, в обществе возросло действие демонических сил. Поэтому издаваемая до сих пор литература с рецептами блюд для православного христианина важна, но ещё более важна культура христианского приготовления пищи и благоговейного её вкушения. Для этой цели переиздается редкая ныне брошюра священника В. Шумова.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

 

И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам… (Мф. 14:19)

В этих словах говорится о чуде, совершённом Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царствии Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищей, что забыли о пище вещественной, необходимой телу. Быть может, они сами и долго ещё не вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы он в соседних городах и сёлах купил себе хлеба». – «Вы дайте им ясти», – сказал Спаситель. Но что было дать, когда после строгого обыска, оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, эти хлебы и рыбы, и, преломив, дал ученикам; ученики же преподали народу. И дивное дело, – ели все и насытились, и даже оказался остаток, – собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было всё случившееся, но на самом деле.

Такова сила и могущество нашего Спасителя! В Его божественных руках слабое и немощное делается мощным, малое и ничтожное обращается в великое. Кто не узнает здесь Того, Который из праха сотворил человека, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, – он признал Божественного Чудотворца истинным Мессией и хотел поставить Его даже царем, но Иисус Христос уклонился от этой чести, потому что быть царем земным не входило в план божественного домостроительства о спасении рода человеческого. Царство Его не от мира сего.

В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит евангелист. Итак, обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом – молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай пред вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящён примером самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и зачем, говорят, это делать? Это ничего не значащий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и пития?

Представьте, что у вас есть вещь, подаренная вам вашим другом, благодетелем, любимым вами братом, отцом, матерью, сестрой или женой. Как вы обращаетесь с этою вещью? Когда увидите её или когда станете употреблять её, вы непременно вспомните того, кто подарил её вам, и если тот человек жив, вы пожелаете ему заочно доброго здоровья, а если умер – Царства Небесного. Точно так и здесь. Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца Небесного, подающего нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг, единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним так: «Ничего, Господи, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас промышляя, посылаешь всё нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твоей благости во славу Твою и с пользою для нас». Так мы должны исповедовать свою зависимость от Бога; так должны свидетельствовать, что чувствуем Его милости к нам. А что же делают те, которые не хотят молиться пред столом и после стола? Они не хотят признать себя в зависимости от Бога; они себе, своим силам приписывают то, что имеют; они таким образом как бы отнимают у Бога то, что действительно исходит от Него, являются гордыми, неблагодарными. А гордость и неблагодарность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих-то грехах виновны те, которые не следуют обычаю молиться Богу пред вкушением пищи. Но действительно ли от Бога дается нам пища? Непременно так. Труд земледельца никогда бы не увенчался успехом, если бы Господь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое – теплоту солнечную. Да он не мог бы и трудиться, если бы Господь не даровал ему сил к трудам. Больной разве способен к чему-нибудь? И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Он не дал хороших способностей душевных, другому – крепких сил телесных, третьему – средств к образованию себя, четвёртому – благодетелей. Иной живёт в больнице или богадельне, ест чужой хлеб – но и это всё от Бога. Это Он посылает людям слабым, бедным благодетелей; это Он влагает в сердца людей богатых желание помочь бедным, позаботиться об участи их; ради Него – во Имя Его оказывается и самая помощь. Значит, всё от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вкушением пищи и по вкушении.

Пищу мы вкушаем для подкрепления сил, для поддержания жизни телесной. Так, но всегда ли достигается эта цель? Вместо пользы от пищи не получается ли иногда вред? Вместо здоровья не приносит ли она иногда болезнь, даже смерть? Бывает нередко – садятся за столь здоровыми, а выходят больными. Потому-то, приступая ко вкушению пищи, и необходимо вознести молитву к Богу, чтобы на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища, чтобы дух наш был весел после еды, а тело крепко и бодро. И поверьте, кто молится не машинально, не кое-как, а со вниманием и благоговением, тот при правильном, умеренном употреблении пищи получает желаемое. Такой человек через молитву испрашивает благословение на свою пищу, потому вкушает её с пользой для своего здоровья.

Молитва делает пищу не только полезною, но и приятною. При молитве и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее, сладостнее, чем роскошные яства богачей и сластолюбцев. Эту истину я поясню примером. Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали этого пустынника, и многие для пользы душевной посещали его. Однажды в одежде простого воина пришел к этому старцу римский император. При разговоре пришедший гость, увидал висящую на стене корзину с сухим хлебом. Ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец очень этому обрадовался, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, сел со своим гостем за трапезу. По окончании стола старец принес свежей воды и подал гостю. После трапезы гость открылся, кто он, и потом сказал: «Вот я и родился царём, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» – «Мы, монахи, принимаем пищу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны – им недостает услаждающего благословения Господня». Поймите из рассказанного, что значит молитва перед вкушением пищи.

Не следуйте, братие, тем, которые не молятся, садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслью о Христе и тут не расставайтесь, – так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Если во время стола сильнее, чем в другое время, чувствуется потребность поговорить, то говорите степенно. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать – пить или есть, или иное что творить, по слову Апостола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.

Аминь!

 

Молитва перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Или:

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

На благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва на принятие просфоры и св. воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

 

Издательство Московского Подворья

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Москва – 1997

azbyka.ru


Смотрите также