Евреи отметили Рош Ашана: с Новым 5777 годом! Традиционные блюда рош ашана


Рош Ашана (Новый год). Канун Нового года (эрев Рош Ашана) — читать онлайн | Рав Зеев Гринвальд

Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого

Рош а-Шана 1. Двадцать девятое число месяца элул – эрев Рош Ашана – является последним днём года. Особое значение в этот день имеет "תשובה" – " тшува " – раскаяние и решение исправить свои пути и поступки. Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого и дать возможность завершить год в состоянии духовного возвышения и приближения к Всевышнему; оно также помогает подготовиться к Рош Ашана и "עשרת ימי תשובה" – " Асерет Ймей Тшува "

( " Десять Дней Раскаяния " ).

 

Стараются посвятить канун Нового года изучению Торы и исполнению мицвы " тшува " .

 

2. Утром этого дня произносят много – " слихот " – покаянных молитв.

Принято делать в этот день "התרת נדרים" –

" атарат недарим " – освобождаться от всех обетов, клятв и обещаний, которые человек принял на себя в течение прошедшего года, так как невыполнение их является нарушением закона Торы. Некоторые делают это в канун Йом Кипура (9-го тишрея). Текст " атарат недарим " приведён в сидурах.

 

3. В течение всего месяца элул, трубят в " шофар " – рог, чтобы напомнить евреям о наступающих Судных Днях и пробудить их к раскаянию. В день 29-го элула этого не делают, чтобы выделить мицву Торы трубить в рог в Рош Ашана и отличить ее от обычая трубить в рог в знак призыва к раскаянию в элуле.

 

В молитве " эрев Рош Ашана " не произносят таханун (но в " слихот " перед шахарит его говорят и в этот день).

 

 

Приготовления к празднику

 

 

4. В канун Нового года мы делаем все обычные приготовления к празднику, показывая этим, что уверены в милостивом суде над нами.

 

Принято совершить омовение в микве, чтобы прийти к Рош Ашана – Дню Суда – очищенными.

 

Есть обычай одевать в Рош Ашана белые одежды.

 

5. Заранее прикрепляют воском свечи к подсвечнику также и для второго вечера праздника.

 

Если Рош Ашана приходится на четверг и пятницу, то делают " эрув тавшилин " .

 

6. Дни Рош Ашана выпадают на первое и второе числа месяца тишрей. На них распространяются все касающиеся праздника запреты млахот.

 

 

 

Дни Суда

 

 

7. В Рош Ашана Всевышний судит все свои творения, определяя их судьбу на будущее. Поступки, разговоры и мысли каждого человека взвешиваются Творцом в эти дни: шёл ли он путём Торы, выполнял ли её заповеди и служил ли Создателю верой. В Рош Ашана весь мир предстаёт перед Судом Всевышнего, открывающего все тайные помыслы сердца.

 

" Тшува " – искреннее раскаяние и решимость исправить свои пути – искупает грехи и приближает человека к Творцу.

 

Молитвы Рош Ашана восславляют Создателя как Царя всего мира. Преисполнившись сознания величия Б-га, сотворившего мир и управляющего им ежесекундно, человек приближается к Всевышнему, укрепляется в своём раскаянии и этим облегчает свой приговор.

 

 

Молитвы

Молитва в Рош а-Шана

 

8. Молитвы Нового года продолжаются до полудня.

 

Основная тема шмоне эсре в эти дни – утверждение власти Б-га над миром.

 

9. После " хазарат ашац " читают Тору. При вынесении свитков произносят специальные молитвы, приведённые в сидурах и махзорах.

 

Читают отрывок "וה' פקד את שרה וכו" ( בראשית כ"א ).

 

На мафтир читают из другого свитка Торы о жертвоприношениях в Рош Ашана ( פרשת "פנחס" ). Во второй день Нового года читают "עקדת יצחק" ( בראשית כ"ב ) и о жертвоприношениях в этот праздник.

 

10. В молитве мусаф содержатся 3 особые благословения (помимо трёх первых и трёх последних): "מלכויות", "זכרונות" и "שופרות" .

 

В благословении "מלכויות" говорится о царстве Б-га над миром и о том, что его власть будет осознана всеми Его творениями, когда придёт Машиах ( משיח ). Эта браха заканчивается словами:

 

."ברוך אתה ד' מלך על כל הארץ מקדש ישראל ויום הזיכרון"

 

В благословении "זכרונות" говорится о том, что Б-г постоянно наблюдает за всеми Его созданиями и помнит все их деяния, - содержится молитва о том, чтобы, помня о заслуге жертвоприношения Ицхака ( עקדת יצחק ), Б-г простил нас.

 

Браха завершается словами: "ברוך אתה ד' זוכר הבריות" .

 

В благословении "שופרות" упоминается получение Торы на горе Синай и звук трубы, который раздался там, - и мы просим о том, чтобы Б-г удостоил нас услышать звук трубы, извещающий о полном избавлении. Браха завершается словами: "ברוך אתה ד' שומע קול תרועת עמו ישראל ברחמים" .

 

Благословение "שים שלום" в конце молитвы завершают в Эрец Исраэль, как обычно "המברך את עמו ישראל בשלום" , а не так, как написано в некоторых махзорах.

 

11. При повторении молитвы мусаф, прозносимом шлиах цибур вслух, читают молитву "ונתנה תקף" , которую написал рабби Амнон из Магенцы.

 

В восточных общинах эту молитву не произносят.

 

Существует обычай совершать коленопреклонение в середине молитвы мусаф, когда шлиах цибур доходит до слов "ואנחנו כורעים ומשתחוים" в

 

"עלינו לשבח" (в восточных общинах это не принято). При этом следует расстелить на полу полотенце или т. п., чтобы не касаться лицом непосредственно пола, так как челобитие на каменном полу запрещено.

 

12. Тора повелевает трубить в рог – шофар ( שופר ) в первый день года.

 

Есть в этой заповеди и доступное нам значение: " Пробудитесь, спящие; воспряньте, дремлющие: задумайтесь над своими поступками, раскайтесь в плохом, вспомните о своём Творце: те из вас, кто забывает истину в суете времени и пребывает все дни в пустых хлопотах, исправьте свои деяния и оставьте свои прегрешения " (Рамбам, "הלכות תשובה" , глава 3-я, закон 40).

 

13. Тот, кто трубит в рог, и все молящиеся вместе с ним произносят перед исполнением этой мицвы соответствующие молитвы, которые приведены в махзорах и сидурах.

 

Трубят в рог только днём.

 

14. Сам трубящий должен стоять ни на что не опираясь. Принято, чтобы и все молящиеся стояли.

 

15. Каждый из молящихся должен иметь в виду что, слушая звуки трубы, он исполняет мицву Торы.

 

Когда трубящий произносит благословение на эту мицву, все слушающие должны иметь в виду, что оно говорится также и для них и ответить " амен " после него. Затем следует внимательно вслушиваться в звуки трубы.

 

16. Нельзя разговаривать с момента начала благословения и до последнего звука трубы. Тот, кто разговаривал между брахой и мицвой, должен благословить повторно.

 

17. Во второй день Рош Ашана также трубят в рог.

 

Если первый день Нового года выпадает на субботу, трубить в рог нельзя, и сам рог является мукце. Второй день Рош Ашана никогда на субботу не выпадает.

 

 

Обычаи, соблюдаемые в новогоднюю трапезу

 

 

18. В Рош Ашана вечером принято подавать во время трапезы традиционные блюда, символизирующие благополучие в наступающем году.

 

Окунают яблоко в мёд и, отведав от него, произносят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שתגזור עלינו שנה טובה ומתוקה"

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы Ты ниспослал нам благополучный и сладкий год " .

 

Подают голову барана или рыбы и перед едой произносят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שנהיה לראש ולא לזנב" –

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы мы были во главе, а не в хвосте " .

 

Перед тем, как есть гранат, говорят:

 

"יהי רצון מלפניך וכו' שירבו זכויותינו כרימון" –

 

" Да будет Твоя воля и т.д., чтобы наши заслуги перед Тобой умножились, как зёрна граната " .

 

19. Все эти традиционные символические блюда едят после того, как была сказана браха " амоци " на две халы.

 

Перед тем, как есть фрукты прозносят благословение "בורא פרי העץ" , при этом по возможности выбирают для брахи плод, принадлежащий к одному из " семи видов " , которыми славится земля Израиля. Благословляют только первый плод этой трапезы.

 

Принято обмакнуть хлеб в мёд (а не соль, как обычно) после брахи " амоци " .

 

20. Принято воздерживаться от сна в течение дня Нового года. По мнению АРИ – הארי" ז"ל допускается сон после полудня. Тот, кто не молился и не изучает Тору, а сидит в безделии, считается спящим.

 

 

"תשליך" - "Ташлих "

 

 

Ташлих 21. В первый день Нового года, после минхи, но перед заходом солнца, произносят молитву "Ташлих" . Если этот день приходится на субботу, то " Ташлих " читают во второй день праздника.

 

В этой молитве мы просим сбросить с нас все грехи. Слово " ташлих " – " сбрось " взято из текста самой молитвы:

 

"תשליך במצולות ים חטאתם" .

 

22. Эту молитву произносят в месте, откуда видны море, река или любой другой водоём.

 

Мидраш рассказывает, что когда наш праотец Авраам вёл своего сына Ицхака на заклание ( עקדת יצחק ), не его пути оказалась река, и он должен был пройти её, погрузившись в воду по шею, тогда он воззвал к Б-гу о спасении: "הושיעה כי באו מים עד נפש" . Совершая " Ташлих " у какого-либо водоёма, мы пробуждаем перед лицом Б-га воспоминания о жертвоприношении Ицхака, порученном Аврааму.

 

 

Зажигание свечей и благословение "שהחינו" вечером второго дня Нового года

 

23. Перед зажиганием свечей женщины благословляют "להדליק נר של יום טוב" и "שהחינו". В восточных общинах не принято произносить благословение "שהחינו" при зажжении свечей в праздник. Говоря кидуш, также произносят эту браху.

 

24. Принято, что женщина одевает новую одежду перед зажиганием свечей во второй день праздника; тот, кто произносит кидуш, также одевает новую одежду, или приготавливает плод, который ещё не ели в этот сезон, и благословение "שהחינו" относит также к новой одежде или к новому плоду. Делается это потому, что существует мнение, согласно которому не произносят эту браху во второй день Рош Ашана. Однако, даже если нет новой одежды или новых плодов, всё же говорят "שהחינו" .

 

25. Вечером второго дня зажигают свечи после появления звёзд, так как нельзя готовить с первого дня Рош Ашана на второй день. Зажигают их от уже горящего огня. Свечи приклеивают воском к подсвечникам заранее на оба дня, как уже было упомянуто выше.

 

 

Перевод: р. Р. Энтин

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

подскажите блуда на роша шану

подскажите блуда на роша шану

Главная > Домашний ресторан

Лена

 

РОШ-АШАНА.

Рош-Ашана--начало нового года,и мы конечно,ххотим,чтобы начинающий год был для нас хорошим,"сладким",и поэтому в этот день на стол подается много блюд,символ которых--положение полного,счастливого года.В зависимости от традиции и места,где живёт человек,эти блюда могут меняться,но почти всюду подают:

РЫБУ-символ плодородия;

ГОЛОВУ(баранью или рыбную)--чтобы быть во главе,а не в хвосте;

МОРКОВЬ КРУЖОЧКАМИ--по форме и по цвету она напоминает золотые монеты,богатство;

КРУГЛУЮ СЛАДКУЮ ХАЛУ С ИЗЮМОМ--чтобы год был полным и здоровым;

ОВОЩИ и ФРУКТЫ--в знак надежды на обильный урожай;

ЯБЛОКИ и МЁД--кусочек яблока,обмакнув его в мёд,съедают в начале трапезы сразу после ХАЛЫ,чтобы год был сладким и счастливым.

  Римма

 

Вот еще один рецепт на РОШ а ШАНА

ЦИМЕС или ЦИМУС

Он бывает как мясной так и фруктовый

Мясной

1 кг моркови

1 кг мяса (жел. гавядина и не совсем обезжиренная)

сахар. соль, перец,  карица и гвоздика по вкусу.

Нарезаем мясо на небольшие кубики на дно кастрюли вмести с жиром, сверху морковь тонкими кружочками. Кладем все специи и заливаем водой так, что бы только мясо было в воде.  Доводим до кипения , после этого можно перемешать и продолжать тушить на очень маленьком огне, а через примерно час поставить на круг и продолжать тушить  еще не меньше полутора часов. По мере готовки можно добавлять специи и воду (очень немного чтобы не подгорело)

Приятного аппетита!

 

♥ஐ♠Марина

 

я это знаю но другое что можн еще приготовить к столу

  Римма

 

2 салата с симаним

1.  отварить свеклу, натереть на крупной терке, добавить мелко нарезаный чернослив и изюм (предварительно замачить в кипятке), оливковое масло и мёд, чуть чуть посолить.

2. морковь и яблоки натереть на средней терке (яблоки без кожуры), добавить изюм (замачить),  чуть- чуть соли, оливковое масло и  мед.

ШАНА ТОВА УМТУКА

(recept Natalii Dobinoi s gruppy -"ya evrej / ka)

 

Римма

 

Гефилте фиш

1 кг рыбы, лучше всего карп, т.к. щука или судак сухие. Рыбу порезать на небольшие куски. аккуратно вырезать тонким ножом мякоть между шкурой и хребтом. Мякоть пропустить через мясорубку; добавить обжаренный на раст. масле до золотистого цвета лук, 1 яйцо, хлеб намоченный в воде или молоке (можно заменить мацой). Посолить, поперчить. Хорошо перемешать и полученным фаршем заполнить пустоты в кусках рыбы и ГОЛОВУ тоже. На дно кастрюли положить нарезанную дольками картошку и луковую шелуху, лавровый лист. Поперчить.Сверху уложить нафаршированную рыбу и залить кипятком. Варить 40 мин (до готовности картошки). Подсолить по вкусу. Готовую рыбу вынуть, дать обсохнуть и обжарить с двух сторон на раст. масле. Не пережаривать!

Рыбный бульон с картошкой подавать отдельно горячим или застывшим как холодец. К рыбе можно подать хрен, аджику, горчицу.

Приятного аппетита!

recept -Elena Rubinshtejn)

 

♥ஐ♠Марина

 

спосио Риммочка

  Римма

 

Lekax

1 фунт (500 гр.) муки

450 гр. самого дешового мёда

250 гр. коричневого сахара

¼ литра раст. масла

1 ч.л. соды

1 ч.л молотого (сухого) имбиря

2 ч.л. приправы для пряников

1 ч.л. пекарского порошка

4 яйца

¼ литра чуть тёплой воды

Мёд в микровалновке сделать жидким, все состовляющие перемешать, взбивать, пока тесто не посветлеет. Духовку прогреть (145°), тесто вылить в смазанную раст. маслом форму. Печь 1,5 – 2,5 часа, когда готово, перевернуть и дать в перевёрнутом виде в форме остыть.

приправа для пряников-состоит из корицы, гвоздики и кардамона.

 

Римма

 Тейглах

Для рецепта Вам потребуются:

для теста:

-  мука - 1.5 стакана-  сахар - 1 ст. л.-  масло сливочное - 1 ст. л.-  яйцо (желток) - 3 шт.-  сода -1/4  ч. л.-  уксус - 1 ч. л.

для сиропа:

- сахар - 2 ст. л.-  мед - 3 ст. л.

для обсыпки:

-  миндаль или грецкие орехи  - 1 ст. л.

Яичные желтки растереть с сахаром, добавить растопленное до густоты сметаны масло, муку, смешанную с содой и уксусом. Из теста раскатать тонкие жгуты, нарезать их кусочками шириной 8 - 12 мм, уложить в сито или дуршлаг и просеять от лишней муки. Выпекать на среднем огне до подрумянивания.

Для сиропа мед смешать с сахаром, уваривать минут 10 - 15 до довольно густой массы, после чего добавить испеченные шарики и варить до образования розового цвета. Готовую массу выложить на доску, смоченную водой, раскатать толщиной 3-4 см, посыпать раздробленными грецкими орехами и разрезать на порционные кусочки.

 

НОВОСТИ ДНЯ!

www.bolanias.ru

Для Тебя: Портал для еврейских женщин

Отпраздновать Рош Ашана правильно - это очень важно. А помним ли мы все, что нужно делать?

Давайте прочтем и напомним себе о том, как нужно провести этот празднник.

  1. Зажигание свечей. Перед наступлением праздника женщины и девочки зажигают праздничные свечи и произносят два благословения:
  1. БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЭЛЬ ЙОМ АЗИКАРОН.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня Памяти!

  1. БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, ШЭЭХЕЯНУ ВЭКИЕМАНУ ВЭИГИАНУ ЛИЗМАН АЗЭ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Во второй вечер праздника также зажигают свечи, но произносят только первое благословение.

2. Праздничное пожелание. Перед Рош Ашана и в сам праздник евреи традиционно желают друг другу: «ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТЭВ УТИХАТЭМ» (женщине говорят: «ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТВИ УТИХАТМИ»), что означает: "Да будешь ты записан(-а) и подписан(-а) на хороший год".

3. «Кидуш». Как в каждый праздник и субботу, в Рош Ашана мы совершаем «кидуш» над полным бокалом вина или виноградного сока.

После «кидуша» омываем руки и съедаем кусочек халы, предварительно произнеся благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЭЦ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, выращивающий хлеб из земли.

В Рош Ашана перед тем как съесть кусочек халы его обмакивают в мед.

  1. Блюда на Рош Ашана. Все блюда в Рош Ашана должны символизировать хороший и сладкий год. Первым после халы съедают кусочек сладкого яблока, окунутый в мед. Перед этим произносят благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ АЭЦ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, творящий плод дерева.

Потом желают:

ШЭТИТХАДЭШ АЛЕЙНУ ШАНА ТОВА УМЕТУКА.

Да будет у нас хороший и сладкий год.

Кроме того, в Рош Ашана принято есть гранат (ШЭЕРБУ ЗХУЙОТЭЙНУ КЭРИМОН/Да умножатся наши заслуги как косточки в гранате), голову рыбы (ШЭНИЙЕ ЛЕРОШ ВЭЛО НИЙЕ ЛЕЗАНАВ/Да будем мы головой, а не хвостом) и некоторые другие блюда, в соответствии с обычаями разных общин.

  1. 4. Трубление в шофар. Особая заповедь Рош Ашана – слушать трубление в шофар. Оно символизирует коронацию Всевышнего как царя мира, а также имеет несколько других символических значений.

Нужно постараться услышать шофар и в первый, и во второй дни праздника.

  1. «Ташлих». Этот обычай исполняют в первый день праздника после дневной молитвы. Идут к водоему (если нет водоема, его может заменить аквариум с рыбками), на его берегу произносят особые молитвы о милости Всевышнего, а затем символически вытряхивают над водой карманы – "освобождаются от грехов".

Тот, кто по какой-то причине не исполнил этот обычай в Рош Ашана, может исполнить его в последний день праздника Суккот.

  1. «Эрув тавшилин». В этом году суббота наступает сразу после окончания Рош Ашана. Поэтому готовить еду для субботы нам придется в праздник.

По еврейскому закону в праздник разрешено готовить только для нужд самого праздника. Поэтому, чтобы готовить на субботу, перед Рош Ашана нужно сделать «эрув тавшилин» – объединение готовки. Тем самым мы провозглашаем, что праздник и суббота объединяются в одни длинные сутки, и все, что мы готовим, мы готовим для этих длинных суток.

Отложите в сторону кусочек вареной пищи (например, яйцо, рыбу, мясо) и хлеб или булочку и произнесите благословение:

БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ МИЦВАТ ЭРУВ.

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам делать эрув.

Затем добавьте:

БЭИРУВ ЗЭ ИЙЕ МУТАР ЛАНУ ЛЕЭФОТ, ЛЕВАШЭЛЬ, ЛЕАТМИН УЛЕАДЛИК НЭР УЛЕТАКЕН УЛААСОТ КОЛЬ ЦАРКЭЙНУ МИЙОМ ТОВ ЛЕШАБАТ.

При помощи этого эрува нам будет позволено печь, варить, укутывать, зажигать свечу, и делать все, что необходимо в праздник для субботы.

Не забывайте, что в праздник можно только переносить огонь от уже горящего и увеличивать его, но зажигать новый, уменьшать или тушить запрещено.

sinagoga.kz

Девять фактов о Рош аШана, о которых вы, возможно, не знали

Девять фактов о Рош аШана, о которых вы, возможно, не знали

Рош аШана - новый год по еврейскому календарю или дословно «голова года», наступает вечером от заката 29 алула до заката 1 тишрея. У этого двухдневного праздника есть множество традиций, касающихся ритуалов, атрибутики и еды, о которых вы могли не знать.

1. Никогда не выпадает на воскресенье

Первый день Рош аШана никогда не приходится на воскресенье, среду или пятницу. Поскольку все еврейские праздники начинаются с заходом солнца накануне и заканчиваются с наступлением темноты на следующий день, современный еврейский календарь составлен так, чтобы они не пересекались с Шаббатом. Таким образом Йом Кипур не может выпасть на пятницу или воскресенье, а это означает, что Рош аШана, который отмечают за 10 дней до него, никогда не приходится на среду или пятницу. Новый год в еврейском календаре также не попадает на воскресенье, чтобы Ошана Раба, седьмой день праздника Суккот, не пришелся на Шаббат, что сделало бы невозможным исполнение определенных праздничных ритуалов. Четыре дня, когда дозволено отмечать Рош аШана, называются «четверо врат».

2. Мед и гранаты

По данным Министерства сельского хозяйства, израильтяне потребляют 4000 тонн меда в год. В один только месяц Тишрей они потребляют 2000 тонн. При этом для производства одной банки меда пчелы должны собрать нектар с 5-8 миллионов цветов.

Что касается гранатов, то в течение Рош аШана израильтяне поглощают около 6 тысяч тонн этих рубиновых плодов, тогда как общее потребление составляет 14 тысяч тонн в год. Израильские селекционеры вывели различные сорта гранатов – одни слаще, другие дольше хранятся. Согласно информации министерства, в среднем израильтяне съедают три граната на человека в год, и два из них – на Рош аШана.

3. Блюда из рыбы

Рош аШана в буквальном переводе с иврита означает «голова года». Некоторые еврейские общины во время праздничной трапезы традиционно едят голову рыбы или ягненка (или курицы). Другие общины не едят голову рыбы, а украшают ею праздничный стол.

Эта традиция уходит своими корнями в Мишне Тора, где говорится: «Сделает тебя Г-дь главою, а не хвостом». В ашкеназских общинах принято есть рыбу (обычно гефилте фиш), поскольку это древний символ плодородия и изобилия.

Согласно данным министерства сельского хозяйства, в среднем израильтяне съедают один килограмм рыбы в месяц, но на Рош аШана это число удваивается. В месяц Тишрей израильские потребители покупают 800 тонн карпа (в другие месяцы – 250 тонн), 750 тонн тилапии (в другие месяцы – 550 тонн) и 250 тонн кефали (в другие месяцы – 170 тонн).

4. Сладости

Рош аШана может похвастаться множеством ритуалов для гурманов. Практически все общины воздерживаются от маринованных продуктов (чтобы год не был кислым). Некоторые традиции предписывают избегать орехов, поскольку числовое значение еврейского слова «эгоз» («орех») совпадает со значением слова «хет» («грех»). Тем не менее, существует множество вкусных продуктов, которые можно позволить себе в Новый год.

Принято есть яблоки в меду и изюм (чтобы год был сладким), гранаты (раввины утверждают, что в этих плодах 613 семян – столько же, сколько заповедей в Торе), круглую халу (символизирует цикличность года), морковь (символ добрых дел), свеклу (символ изгнания врагов) и, конечно, рыбу (см. выше).

5. Новый год отмечают в седьмом месяце

Вы можете себе представить празднование Нового года 1 июля? Рош аШана знаменует начало года в иудаизме, но его отмечают в седьмом месяце еврейского календаря. В «Хомеш шени» («Книге Исхода» в Торе) сказано, что первым месяцем года должен быть весенний месяц Нисан. Почему же мы отмечаем его сейчас? Существует множество интерпретаций. Толкователи Мишны утверждают, что смысл вавилонского названия седьмого месяца Тишрей – «новое начало». Согласно Мишне, в иудаизме есть четыре новогодних дня: 1-е Нисана – для восхождения царей, 1-е Тишрея – для календарных лет, шаббатних лет, юбилейных лет и посадки растений, 1-е Елула (или 1-е Тишрея по другим источникам) – для маасера (десятины скота и урожая) и 1-е Швата (или 15-е Швата в наши дни) – для деревьев.

Согласно Талмуду, в первый день месяца Тишрей были созданы Адам и Ева.

6. Закопай шофар

Шофар (бараний рог) – важный атрибут Рош аШана, поскольку он призывает к покаянию во время Ямим нораим (периода от Рош аШана до исхода Иом-Киппур). Чтобы рог считался кошерным для использования, в нем не должно быть хрящей. Согласно информации иерусалимского фонда «Ави Хай», существует специальная техника для очистки рогов, но лучшим способом считается закопать его, чтобы жуткие твари земные съели лишние ткани.

Чтобы держать шофар в чистоте и избежать неприятных запахов, современные эксперты советуют пользоваться уксусом и перекисью водорода. Один из самых простых способов для очистки рога – гравий (как правило, аквариумный) и мягкий, круглый и упругий мяч Нёрф. Когда в полый рог засыпают гравий, им затыкают широкий конец шофара. Нёрф, который позиционируется как первый мяч для игры в помещениях, мягкий и пластичный, поэтому его легко извлечь.

7. Двухдневный праздник

Раньше Рош аШана отмечался один день, но коммуникационные проблемы превратили его в двухдневный праздник.

Еврейский календарь основан на лунном цикле, и новый месяц начинается с новолунием. Казалось бы, достаточно посмотреть на небо, чтобы получить убедительное доказательство новолуния, но провозглашать новолуние мог только раввинский совет в древнем Иерусалиме (и позднее в Явне), который затем отправлял гонцов по всей земле для информирования общественности. Поскольку в древние времена не было автомобилей, телефонов и компьютеров, новость часто приходила уже после начала месяца. Когда праздник стал двухдневным, все смогли отмечать его вовремя. Обычай прижился, несмотря на то, что в современном мире очень легко выяснить, когда начинается новый месяц.

8. Разные названия одного праздника

У Рош аШана много названий. В Торе он упоминается как Йом Ха-Зикарон – День памяти (не путать с израильским днем памяти павших солдат и жертв терроризма) или Йом Труа (день звучания шофара). Этот праздник также известен как Судный день, поскольку, согласно легенде, именно на Рош аШана Г-дь судит наши прошлогодние поступки и решает судьбу на следующий год. Считается, что впервые слова «Рош аШана» прозвучали из уст пророка Йехезкеля, хотя он имел в виду не святой день, а начало года.

9. Синагога вместо вечеринок

Рош аШана, хоть и является Новым годом по еврейскому календарю, но отмечается без шумных вечеринок и шампанского, в отличие от Нового года в григорианском календаре. На Рош аШана запрещено работать, и предполагается, что большую часть времени вы должны провести в синагоге. Молитвы, читаемые в Рош аШана, должны содержать десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар.

Дни праздника Рош аШана на ближайшие годы:

В 2017 году — наступит 5778 Рош аШана – 21 сентября (с вечера 20 сентября по вечер 22 сентября, со среды по пятницу).

В 2018 году – наступит 5779 Рош аШана – 10 сентября (с вечера 9 сентября по вечер 11 сентября, с воскресенья по вторник).

В 2019 году – наступит 5780 Рош аШана – 30 сентября (с вечера 29 сентября по вечер 1 октября, с воскресенья по вторник).

В 2020 году – наступит 5781 Рош аШана – 19 сентября (с вечера 18 сентября по вечер 20 сентября, с пятницы по воскресенье).

В 2021 году — наступит 5782 Рош аШана – 7 сентября (с вечера 6 сентября по вечер 8 сентября, с понедельника по среду).

В 2022 году — наступит 5783 Рош аШана – 26 сентября (с вечера 25 сентября по вечер 27 сентября, с воскресенья по вторник).

Шана това! Хорошего года!

isralove.org

Евреи отметили Рош Ашана: с Новым 5777 годом! - Новости Петербурга

Традиции Рош Ашана

В этом году Рош Ашана пришелся на 3 и 4 октября, но отмечать его начали вечером 2  октября, поскольку в иудейском календаре все дни начинаются с вечера накануне, с появлением звезд. Чтобы отпраздновать Новый год в кругу своих, многие евреи посетили в эти дни петербургскую Большую хоральную синагогу, где по случаю праздника проходила целая череда традиционных мероприятий. В их числе былимчтение последней молитвы уходящего 5776 года, зажигание свечей, речь главного раввина Санкт-Петербурга Менахема Мендел Певзнера, первая молитва 5777 года, трубление в шофар, обряд ташлих и, конечно, праздничный ужин для всех, кто купил на него билеты.

Шофар - это непременный атрибут еврейского Нового года. Он представляет собой духовой музыкальный инструмент, сделанный из бараньего рога. Главная заповедь Рош Ашана состоит в том, что каждый еврей должен услышать трубление в шофар, причем не в записи, а вживую. Это - покаяние за грехи. Евреи слышат в звуках шафара стон, раскаяние и плач - трагические ноты в человеческом настроении, которые они должны испытывать в Рош Ашана, дабы заслужить милость Всевышнего и удостоиться «доброй записи» в Книге Жизни, то есть дарования жизни на грядущий год.

Еще один обряд, который совершается в Рош Ашана, называется «ташлих». После полудня евреи собираются на берегу водоема, вытряхивают из карманов крошки и все вместе читают особую молитву, что символизирует очищение от грехов и начало нового жизненного этапа.

На праздничный стол подаются блюда, символизирующие процветание, исполнение желаний, изобилие, плодородие. Считается, что чем более вкусной будет новогодняя трапеза, тем «слаще» пройдет наступающий год.

И вкусно, и кошерно

У евреев существует огромное количество правил и древних традиций, связанных с едой. Как известно, еврейский закон предъявляет ряд строгих требований к разрешенным к употреблению продуктам питания, а также - к способам приготовления пищи. Свод законов о разрешенной и запрещенной пище называется Кашрут, а блюда, приготовленные в соответствии с этими правилами, - кошерными. В переводе с иврита слово «кошерный» как раз и означает «пригодный». А какие же традиционные блюда присутствуют на праздничном столе в Рош Ашана?

«В еврейский Новый год главное блюдо на столе - голова рыбы, - рассказывает Виктор Амчиславский, историк еврейской общины и куратор библиотеки “Сифрия” Большой хоральной синагоги. - Ставя эту голову, мы говорим, что хотим в наступившем году быть в голове, а не в хвосте. Кроме того, рыба плавает в море, и мы хотим множиться, как рыба в море. Другая ее символика - это намек на Тору. Мы не можем жить без Торы, так же как рыба не может прожить без воды. Очень важно, чтобы было много сладких блюд. Мы просим у Всевышнего, чтобы год был хорошим и сладким. Существует много всяких традиций, связанных со сладостями. Так, халы на Рош Ашана делаются круглыми, что символизирует гармоничность и завершенность года, который мы прожили. Еще хала по форме напоминает корону, и мы на Рош Ашана коронуем Всевышнего на царство, потому что он наш Бог и царь. Кстати, скоро будет праздник Йом Кипур (Судный день), и на него (мы знаем это из традиций еврейских семей, которые уходят корнями в глубокую древность)  раньше выпекали хлеб в форме лестницы, что символизировало наше восхождение к Всевышнему и пожелание милости с его стороны».

Не обходится праздничный стол и без гефилте-фиш - фаршированной рыбы. Готовят это блюдо преимущественно из карпа, реже из других кошерных пород рыбы. Традиционная составляющая гефилте-фиш - украшенные свеклой и морковью котлеты из рыбного фарша.

Еще одно традиционное еврейское блюдо - цимес, сладкое овощное рагу. Наиболее известный цимес - морковный (основной ингридиент - сладкая тушеная морковь). Название этого блюда вошло и в разговорный язык. Когда у евреев что-то удачно получается, они говорят, что это «самый цимес». Рецептов приготовления цимеса много, но главное - соблюдать законы Кашрута. Если, например, морковь соприкасалась с кошерным мясом, то вы не можете несколько часов употреблять молоко. Если с молоком, то вы не можете употреблять мясо. Если ни с чем не соприкасалась, то можно спокойно употреблять и молоко, и мясо, но отдельно друг от друга.

С появлением на праздничном столе моркови, яблок и меда связаны длинные библейские истории. Яблоки и мед - это своеобразная метафора прощения от грехов и спасения от смерти. В начале трапезы все съедают по куску халы и яблока, предварительно обмакнув их в мед. На окунание яблока в мед произносится специальное благословение.

Среди фруктов на еврейском новогоднем столе неслучайно присутствие граната. Считается, что число его зерен равно 613 - это соответствует количеству заповедей Торы. В дни покаяния евреи обращаются к Всевышнему с молитвой: «Пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната».

Время важных начинаний

Рош Ашана - это время важных начинаний, в том числе и для еврейской общины Петербурга. В прошлом году после проведения этого праздника была открыта свежеотреставрированная Малая синагога. Почетным гостем торжественной церемонии стал губернатор Петербурга Г.С. Полтавченко. В этом году к Рош Ашана приурочат открытие здания, расположенного по адресу пр. Декабристов д. 42 и составляющего единый комплекс с Большой хоральной синагогой (Лермонтовский пр, д. 2). До революции в нем размещалось училище для бедных еврейских детей, затем - еврейская национальная школа.

В советские годы оно было отнято, и долгие годы его занимала  детская городская больница. Петербургской еврейской религиозной общине здание было возвращено городскими властями в 2005 году. Более десяти лет заняли поиски финансирования и процесс реставрации. Теперь здесь разместится еврейский образовательный центр «Синай», включающий в себя школу для девочек, детский сад, синагогу грузинских евреев, помещения для лекций. Целый этаж отведут под молодежный клуб - там можно будет общаться, искать работу, организовывать волонтерские и бизнес-проекты.

«Название центра неслучайно, – говорит главный раввин Петербурга Менахем-Мендел Певзнер. - Сказано, что Моше (Моисей) получил Тору на горе Синай, а потом передал ее дальше, следующим поколениям. Мы хотели подчеркнуть эту идею преемственности и передачи традиции.  Кроме того, название Синай известно каждому культурному человеку, читавшему Библию, – и еврею, и не еврею».

Торжественная церемония открытия, в которой примут участие руководители и члены петербургской еврейской общины, представители городской власти, видные деятели науки и культуры, состоится 6 октября. Она начнется с того, что главный раввин Петербурга установит на дверях мезузу - свиток со священными текстами. После осмотра здания Менахем-Мендел Певзнер протрубит в шофар, а затем пройдет вручение премии «Аревим» (это - еврейский аналог премии «Человек года») видным членам еврейской общины.

Фото Елены Куракиной.

ok-inform.ru