Буддисты — вегетарианцы или нет? Как питаются монахи разных школ. Блюда буддийских монахов


Долгожители: правила питания буддистских монахов

Долгожители

Всем, привет! Друзья, ответьте на один вопрос. Хотите ли вы долго жить? Вот прям больше 100 лет? Если у вас есть такое желание, тогда эта статья будет для вас ответом на интересующий вас вопрос.

Анализ ряда исследований показал, что у поклонников вегетарианского образа жизни по сравнению с мясоедами ниже кровяное давление и редко повышен уровень холестерина в крови.

У вегетарианцев снижены риски сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета, склонности к ожирению и полноте. Также вегетарианцы, как правило, чаще находятся в хорошем настроении. При этом они не останавливаются на здоровом питании. Они также уделяют огромное внимание спорту, дыхательной гимнастике, йоге, медитациям, стараясь поддерживать в здоровом состоянии не только свое физическое тело, но и духовное. Что касается нас с женой, то мы по сути является веганами. В чём отличие веганов и вегетарианцев мы уже писали вот в этой статье.

8 продуктов буддистских монахов

А сегодня мы рассмотрим с вами ряд продуктов, которые используют в своём рационе буддистские монахи. Почему мы решили показать пример питания буддистских монахов.

Ну, во-первых, доверять основам древнего буддизма стоит потому, что буддисты, как правило, действительно являются долгожителями.

Во-вторых, если о нирване, медитации и буддистских истинах информация уже давно всем доступна, то тайны питания, которые самым прямым образом влияют на продолжительность их жизни, остаются все ещё тайной и мало кто об этих тайнах знает.

Мы все знаем об огромной пользе овощей и фруктов, о том, как много витаминов и питательных веществ они содержат, но знаем ли мы о волшебстве долголетия, которое несут в себе эти продукты питания? И, вообще, что это за продукты. Внимание! Занавес!

Первый продукт – ЯБЛОКО!

Удивлены? Да, именно яблоко является основным продуктом из рациона буддистких монахов. Очень доступный фрукт не только для них, но и для нас с вами. Ответьте на вопрос, сколько яблок в месяц или неделю вы съедаете? Уверен вы удивитесь своему ответу.

Итак, почему монахи предпочитают яблоко? Яблоко содержит важные витамины и микроэлементы: витамины — А, В1, В2, В3, С, Е, Р, РР, К; микроэлементы — натрий, фосфор, калий, сера, медь, цинк, кальций, алюминий, фтор, хром, железо, магний, молибден, никель, бор, ванадий, марганец.

Кверцетин, содержащийся в яблоках, способен тормозить развитие раковых клеток, а также является неплохой профилактикой болезни Альцгеймера.  Также яблоки полезны для профилактики повышенного уровня холестерина, укрепляют иммунную систему. Яблоки благотворно действуют при низком кровяном давлении и отвердевании сосудов, потому что они мощный очиститель крови. Яблоки полезны для сердца и сосудов, ведь чем меньше холестерина — тем здоровее сердечно-сосудистая система.

Исследование, проведённое Ноттингемским научно-исследовательским институтом, показало, что еженедельное употребление 5 яблок способствует снижению уровня респираторных заболеваний (включая астму). Также исследования показали, что дети, страдающие астмой, легче переносят заболевание, если регулярно пьют яблочный сок.

Второй продукт – БАНАНЫ!

Банан содержит в себе массу полезных веществ. Лишь один плод банана вмещает целых 500 мг калия – такого количества хватит, чтобы регулировать давление и поддерживать баланс жидкостей в организме. Помимо этого, плоды банана несут в себе кальций, натрий, магний, железо и фосфор. Из витаминов в них следует отметить витамины A, B1, B2, B3, B6, B9, E и PP. Заслуживает внимания тот факт, что в состав бананов входит эфедрин – вещество, оказывающее влияние на ЦНС (центральную нервную систему). Такое воздействие придаёт человеку собранность, ответственность и сосредоточенность.

Третий продукт– АВОКАДО!

Этот фрукт улучшает память, понижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, этому способствуют полиненасыщенные жирные кислоты, которые в нём содержатся. В состав этого фрукта входит медь, которая препятствует развитию анемии, а также железо — очень важный кроветворный элемент.

Оба элемента прекрасно усваиваются организмом. Витамин B2, который содержится в авокадо, принимает участие в процессе образования красных кровяных телец. Приносит пользу авокадо и всей пищеварительной системе, помогает при решении деликатных проблем, таких как запоры. Авокадо также является рекордсменом по содержанию витамина Е.  Этот фрукт контролирует старение клеток нашего организма, продлевая нашу жизнь и укрепляя здоровье.

Четвертый продукт – СЕЛЬДЕРЕЙ!

В древней медицине Индии, Китая и Тибета сельдерей рекомендовали включать в рацион больных раком. Это сильное средство для укрепления нервной системы и стимулирования аппетита. А волшебное воздействие на почки и печень делает это продукт бесценным.

Содержание витаминов группы В, а именно витаминов В1, В2, В3, В5, В6, говорит о том, что он очень полезен для мозга и центральной нервной системы, обладает свойством помогать концентрировать внимание, ускоряет скорость мышления, улучшает память.  Высокое содержание калия говорит о том, что сельдерей очень полезен гипертоникам, он способен нормализовать высокое артериальное давление.

В сельдерее содержатся вещества, которые способны губительно действовать на канцерогены в организме, это полиацетилены и фталиды. То есть он обладает противоопухолевым действием и его употребление – своеобразная профилактика онкологических заболеваний.

Пятый продукт – ПАПАЙЯ!  

При регулярном употреблении сока папайи можно оздоровить кишечник и желудок и придать им тонус, уничтожить инфекции толстого кишечника, очистить его от слизи, гноя. Папайя имеет и противораковые и противовоспалительные свойства, способствует уменьшению боли при артритах и остеопорозах.

А свежие фрукты являются превосходным средством для уничтожения паразитов, глистов, лямблий, кишечных амёб. Папайя важна и для женского здоровья. Ежедневное употребление свежих плодов позволяет сделать кожу более упругой и гладкой, а также благодаря содержанию железа облегчить симптомы предменструального синдрома.

Шестой продукт – ГУАВА (или тропическое яблоко)

По богатству витаминно-минерального состава гуава стоит на одной из самых высоких строчек фруктового хит-парада. Гуава – это почти весь набор витаминов В, витамины А и Е, такие минералы, как кальций, магний, фосфор и др. Но главное богатство южного фрукта – калий и витамин С, которого в разных сортах гуавы больше, чем в апельсинах, в 5-15 раз!

Благодаря этому тропическое яблоко отлично укрепляет иммунитет, в период простуд успешно лечит первые симптомы, снимает температуру, убирает воспаление и восстанавливает силы. Калий в составе фруктовой мякоти укрепляет сердце и нормализует давление, а в сочетании с марганцем в гуаве ликвидирует «вредный» холестерин и снижает риск атеросклероза.

Седьмой продукт – МАНГО!

Витамины в плоде – это сочетание составляющих, необходимых для укрепления иммунитета, защитных свойств организма, профилактики и борьбы с вирусными инфекциями. Плод насыщен витаминами РР, А, С, Е, в нём присутствуют практически все витамины группы В, кроме В12. В плодах находится около 12 аминокислот, играющих очень важную роль для нашего здоровья.

Манго издавна применялся при лечении холеры и чумы, а сейчас отличается отличными природными свойствами, способными положительно влиять на мочеполовую систему. Также манго является сильным кровоостанавливающим средством. Сок манго используют для лечения острых дерматитов.

Восьмой продукт – МАРАКУЙЯ!

Как и во многих экзотических фруктах, в маракуйе содержится колоссальное количество полезных веществ. Богатая минералами, маракуйя во многом является лидером по содержанию калия, железа, меди и цинка. Кроме того, маракуйя содержит много витамина С и РР.

Такое обширное разнообразие полезных веществ делает этот фрукт очень ценным для человеческого организма. Регулярное употребление маракуйи способно продлить молодость, улучшить состояние кожи, укрепить волосы, а также улучшить работу нервной и сердечно-сосудистой системы.

Секреты вечной молодости

Основные пункты, придерживаясь которых можно прожить дольше. Причём полноценным активным человеком, а не в состоянии старческого слабоумия.

  1. Не объедайтесь. Каждый уважающий себя тибетец начинает заботиться о своём здоровье с питья горячей воды. Она считается первейшим средством в тибетской медицине, потому что «заглушает» элемент огня, которым является желудок, и убивает микробов.
  2. Чашка тёплой воды каждое утро, как полагают тибетские монахи и врачи, способна продлить жизнь на 10–15 лет.
  3. Рацион должен соответствовать вашему возрасту.
  4. Больше двигайтесь и занимайтесь спортом.
  5. Спите в прохладной комнате. Важно, чтобы и ночью ваш организм получал необходимую энергию.
  6. Периодически балуйте себя и позволяйте съесть что-нибудь не совсем полезное, но что очень хочется. Не накапливайте в душе негатив, давайте выход отрицательной энергии, иначе это может привести к онкологическим заболеваниям.
  7. Тренируйте мозг, заставляя его работать.

К сожалению, все тайны монахов нам недоступны. Это лишь та часть продуктов и рекомендаций, о которых мы можем говорить с уверенностью. Но даже употребляя вышеперечисленные продукты и используя тибетские правила, вы наверняка сможете избавить себя от многочисленных и достаточно серьёзных болезней, тем самым продлевая себе жизнь на долгие года.

Важно понимать, что употребление указанных продуктов в небольшом количестве с сохранением вашего привычного образа жизни вряд ли сможет вам поможет преобразовать себя до неузнаваемости. Мы рекомендуем вам изучить тему перехода на правильное питание и включить в свою жизнь спорт и физические нагрузки.

Обязательно делитесь этой полезной статьёй со своими друзьями. Кнопочки социальных сетей находятся ниже. Не забудьте также подписаться на обновления нашего блога, если вы вдруг все ещё этого не сделали.

Мы желаем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

До скорых встреч!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

re-life.me

Диета буддийских монахов | gbtimes.com

- Он сказал «Ам!»?- Нет, он сказал «Ом».

Те, кому посчастливилось посетить святые для буддистов места Китая, после экскурсий наверняка забегали перекусить в близлежащие кафе и ресторанчики. Завидев за соседним столом буддийского монаха, мы задаемся всего лишь одним вопросом: а что он ест? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит ближе познакомиться с буддийской диетой. Святые тексты многих религий содержат в себе ограничения на употребление тех или иных продуктов питания. Так, например, мусульмане и иудеи не едят свинину, индуисты редко едят говядину, а многие и вовсе сторонятся любых видов мяса. И таких примеров можно привести еще немало. В рационе буддистов, однако, особых продуктовых ограничений нет. Впрочем, чем ортодоксальнее буддист, тем больше пищевых запретов он себе ставит.

Наиболее аскетичный подход к питанию проявляется в традиционной диете буддийских монахов. Они отказываются от большинства видов мяса и избирательны в использовании специй и приправ.

Что можно, что нельзя

Сам Будда не запрещал своим ученикам употреблять в пищу мясо. Однако он настаивал, чтобы для еды использовалось мясо только тех животных, которые не были убиты исключительно ради пищи. Основная причина – вера в реинкарнацию. Буддисты верят, что в будущей жизни смогут переродиться, например, в образе животного. А потому в этой жизни стараются не причинять вреда ни одному живому существу. Церемония раздачи милостыни монахам – неотъемлемая часть буддийской культуры. При этом монахи должны съесть все, что окажется у них в мисках, даже если это будет мясо или гнилая пища. Во время церемонии не принято задавать никаких вопросов. И если происхождение пищи неизвестно, монах может съесть все с чистой совестью. Исключение делается лишь в одном случае: если монах узнает, что животное было забито специально для церемонии раздачи милостыни. В современных буддийских монастырях персональный повар заботится о пищевых потребностях монахов, используя при этом главным образом растительные ингредиенты. Но даже они годятся не все. Есть пять пряностей, которые редко увидишь в рационе буддиста. Это чеснок, репчатый лук, лук-порей, лук-шалот и лук-резанец. Считается, что эти сильные пряности стимулируют чувства, что в свою очередь мешает монаху оставаться в состоянии покоя и контролировать свои желания. Ну и конечно, само собой разумеется, буддизм запрещает употребление алкоголя и наркотиков.

Есть, чтобы жить

Для буддийских монахов еда служит исключительно источником получения питательных веществ, но никак не удовольствия. По этой же причине монахи воздерживаются от пищи после полудня. Чем меньше времени они проводят за употреблением пищи, тем больше времени у них остается на духовные практики. Всем правилам религиозной диеты следуют главным образом лишь строгие буддисты и монахи. Буддисты-миряне или недавно обратившиеся в буддизм могут какое-то время воздержаться от соблюдения этих условий. Однако чем больше человек проникается буддийской культурой, тем скорее он сам почувствует внутреннюю потребность перейти на вегетарианскую диету и отказаться от употребления сильных пряностей.   

ru.gbtimes.com

вегетарианцы или нет? Питание монахов разных школ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?

Содержание: Что сказал об этом Будда Вегетарианство и различные направления буддизма Современные реалии Заключение

Что сказал об этом Будда

Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:

  • Амагандха-сутре
  • Дживака-сутре
  • Ланкаватара-сутре
  • Ангулимале-сутре
  • Сутре о слоне
  • Сутре о великом облаке
  • Сурангама-сутре
  • Махапаринирвана-сутре

древние буддийские книги

Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака. 

Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:

  • Если они сами видели животное, забиваемое специально к их столу
  • Если они об этом слышали
  • При имеющихся подозрениях на этот счёт

Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно. 

кошка около будды

Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут. 

Будда говорил лишь о том, что адепты Дхармы не должны осознанно убивать живых существ, служить причиной их смерти или подталкивать других к совершению убийства.

Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:

  • человека,
  • слона,
  • лошади,
  • собаки,
  • змеи, 
  • льва, 
  • тигра, 
  • леопарда, 
  • медведя,
  • гиены.

послушник тхеравады с тигром

Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.

Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.

Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.

 В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику: 

  • кушать рис, 
  • другие зерновые, 
  • бобовые, 
  • зеленные культуры, 
  • масло гхи, 
  • растительное масло, 
  • мёд и сахар.

послушники за трапезой

Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга. 

 

С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы.  Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.

Если не жаждать мяса и не привязываться к его употреблению, но съедать его по показаниям, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, по нравственным понятиям тхеравады, это не возбраняется.

Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.

В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно не является непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?

Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.

правитель Тибета 9 в.Правитель Трисонг Децен

Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.

В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.

Современные реалии

Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним. 

Монах с барабаном и собакой

Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона: 

  • мясо, 
  • рыбу, 
  • яйца, 
  • молочные продукты, 
  • морепродукты, 
  • мед.

Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.

Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья. 

Правитель Тибета в изгнанииДалай Лама XIV

Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.

Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.

Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.

Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни. 

Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.

молитва с мала

Заключение

Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему. 

Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.

Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.

Друзья, всего доброго!

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

o-buddizme.ru

Питаться правильно с помощью буддийской кухни – Панацея

В буддийской кухне есть ряд жестких ограничений. К примеру, запрещено добавлять в пищу зеленый лук с чесноком из-за их способности возбуждать разум. Также существует запрет на употребление мяса убитых живых организмов. Как же можно с такими суровыми ограничениями приготовить столь вкусные и разнообразные блюда, предлагаемые посетителям в храмах буддистов?!

В настоящее время в мире весьма распространена пищевая аллергия. Большинство людей питаются нерегулярно, в их рационе избыток мяса. В употребляемых ими продуктах много синтетических добавок.  Может быть, стоит присмотреться к буддийской кухне и к ее правилам и постараться их применять к своей жизни. Возможно, это путь к здоровью, дорога к успеху.

Природные специи

Буддийские монахи используют в приготовлении своей пищи свыше 30 наименований различных натуральных специй: морские водоросли, корица, порошки грибов, бобовых и другие натуральные ингредиенты. Не это ли секрет оригинального вкуса их простых блюд?!

Обилие клетчатки в рационе

У монахов буддийских храмов в рационе невероятно большое количество клетчатки, поэтому у них нет проблем со стулом. Готовя свою неприхотливую еду, они используют не только овощи, но и их кожуру с корнями. По словам специалиста по проблемам питания, профессора Син Ми-кён из сеульского университета Вон Кван, ежедневное употребление овощей в сыром и обработанном виде способно предотвратить развитие онкологических и хронических дегенеративных заболеваний.

Минимальное употребление соли

Буддийский монах Хон Сон, объясняя различным исследователям буддийской кухни причину низкого употребления соли, говорил, что этот продукт уничтожает настоящий вкус пищи и приносит только вред человеческому организму. Соль, по его словам, активизирует работу желудка, мешая сосредоточиться на самодисциплине.

Низкая калорийность пищи

Буддистская кухня низкокалорийна. Обычный дневной рацион включает горячую овсянку в утренние часы, полноценный натуральный обед и рисовый ужин. Калорийность такого рациона питания в день где-то 1600 ккал (это где-то около 82% от обычного взрослого). Буддийская кухня великолепно подойдет тем, кто хочет избавиться от лишних килограммов.

Источники протеина – орехи и бобовые

При запрете употреблять мясо буддийские монахи восполняют недостаток протеина с помощью орехов (арахис, фундук, кедровые и т.п.), соевых продуктов, тофу и бобовых. Тем более, что учеными доказана польза этих продуктов в борьбе с различными болезнями. Так, орехи снижают развитие заболеваний сердечнососудистой системы на 30-35%, а бобовые известны противоопухолевым действием.

Привычка есть понемногу

Современные люди слишком часто нарушают режим питания, принимая пищу на бегу или вообще пропуская ее прием. Придерживаясь буддийской кухни, невозможно съесть больше необходимого. Хон Сон уверен, что избыток питательных веществ, получаемых человеческим организмом, ведет к ожирению и развитию различных заболеваний. Принимая пищу небольшими порциями, человек будет жить долго и без болезней.

Целебная еда

Согласно учению буддистов, правильно питаясь, человек может излечить множество болезней. Именно здоровое питание – лучший способ исцеления от разных заболеваний, при котором не нужны лекарства и применение других методов лечения. По словам монаха Сон Че, при проблемах с желудочно-кишечным трактом можно есть капусту, а если что-то неладно с легкими, лучшее средство – это гингко с кунжутным маслом.

По утверждению профессора И Ын-чжу из университета Кён Хи, здоровая пища помогает предупредить заболевание, вылечить от него и закрепить результат лечения. Целебная кухня буддистов придет на выручку людям, у которых имеются такие болезни, как гипертония, диабет и гипотония.

www.panaseya.ru

Чем питаются шаолиньские монахи? Рацион и рецепты

ДэЕнь /журнал "Цигун и спорт" , №2 1995г./

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

  • «пестование жизни» путем медитации;
  • солнечные ванны;
  • закаливание холодом, жарой и ветром;
  • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
  • холодные водные ванны;
  • продление жизни с помощью цигун;
  • сбрасывание веса ходьбой;
  • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
  • продление жизни с помощью секретов медицины;
  • прочищение организма с помощью массажа;
  • оздоровление с помощью ушу.
Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Основная пища

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна — это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь». 

Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций — ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка — основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи:

ЗАВТРАК

Время: 6 часов. Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля. Количество: 2 — 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД Время: 11 часов. Основная пища : лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы. Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки. Количество: 1 — 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Весенний чай: 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 — 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.

Летний чай: 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.

Осенний чай: 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.

Зимний чай: 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.

Чай долголетия для любого времени года: 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

Дикие растения в рационе монахов

Лилейник лимонно-желтый, или одуванчик обыкновенный. Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.

Пастушья сумка. Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.

Мята полевая. В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.

Портулак. Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло.

Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.

Полынь волосовидная. Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.

Ива. Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.

Бодяк японский. Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.

Китайский ямс. Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.

Таро. Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.

Боярышник. Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.

Каштан. Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку. Гинго. Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 — 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар. Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.

Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

Перевод С. Сергеева

www.oum.ru

Распорядок дня буддийского монаха - как живут обитатели храмов

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как живут загадочные обитатели восточных храмов и узнаем, каков распорядок дня буддийского монаха в монастырях разных стран Азии.

Содержание:Жизнь монахов Режим дня в одном из буддийских монастырей КореиКак живут в Монастырях ТайландаЖизнь в тибетском храмеРаспорядок дня в Шаолиньском монастыреЗаключение

Жизнь монахов

Монахи — это отшельники, которые отказались от мирских благ и ценностей для того, чтобы изучать Дхарму и стать просветленными. Они ведут аскетичный образ жизни. Монахи всегда одеты в одежды оранжевого или шафранового цвета, а волосы их полностью сбриты.

Буддийские отшельники живут согласно очень строгому режиму дня. В связи с тем, что в буддизме есть несколько направлений и множество школ внутри них, расписание и деятельность в разных обителях существенно отличаются друг от друга.

Каждое из направлений буддизма имеет свои особенности, связанные как с внутренним, так и с внешним проявлением религиозности. Например, расписание в течение дня, дела и занятия будут отличными в зависимости от направления и школы буддизма.

Каких — то конфликтов, связанных с этим, не бывает, т.к. буддизм — мирная религия. Главное — это соблюдение правил в монастыре, в котором живешь, и следование монастырским заветам данного храма.

А теперь, чтобы лучше разобраться в данной теме, давайте обратим свой взор на Восток и посмотрим, как живут монахи — отшельники в монастырях, которые относятся к различным буддийским школам. И начнем мы с буддизма в Южной Кореи.

Буддизм в Корее

Режим дня в одном из буддийских монастырей Кореи

Подъем в храме происходит очень рано, в 3-4 утра. Первым встает один монах, который начинает стучать в колокол. Он проходит по всей территории монастыря и читает сутры — такой ритуал символизирует пробуждение. Остальные монахи, услышав этот звук, встают и начинают подготовку к утренней церемонии песнопения.

После нее каждый занимается своим делом: одни — идут учиться, другие — готовить еду. Завтрак начинается в 6 утра и состоит он обычно из каши и овощей. После завтрака все продолжают свои занятия: например, большинство послушников в это время медитируют.

Затем наступает время обеда. Традиционный обед буддистов — это рис и овощи, т.к. большая часть монахов не ест мясо и рыбу. Монахи приходят со своей индивидуальной посудой и получают порции еды. В монастыре нет столов и стульев, поэтому во время приема пищи все размещаются, как и где им хочется, например, сидят на ступеньках.

овощи

До и после обеда проходят песнопения. После дневной трапезы все опять продолжают учебу, занятия и медитации. Послушникам также полагается работать и помогать на кухне.

После 17 часов все собираются для вечернего песнопения перед ужином, а после ужина наступает время для вечерней медитации. В некоторых храмах монахи не ужинают, а пьют только имбирный чай.

С наступлением темноты все ложатся спать. Вообще, монахи живут согласно ритмам природы: встают с первыми лучами солнца и ложатся спать, когда темнеет.

Как живут в монастырях Таиланда

А теперь мы с вами познакомимся с жизнью монастырских обителей в Таиланде. В тайских храмах подъем происходит рано: около 4 часов утра, а примерно в 5 утра монахи уже выходят для сбора подаяния от мирских жителей.

Эта церемония происходит ежедневно, и миряне считают, что таким образом они улучшают свою карму, а также получают благословение от монахов.

Монахи выходят босиком и со специальной посудой для сбора еды. Жители должны приготовить свежую пищу специально для подаяния, и чаще всего — это горячее, рис с овощами и фрукты. Отдавая подаяние, мирские жители тоже должны снять с себя обувь. После сбора монахи возвращаются в монастырь и приступают к трапезе. Затем наступает время для медитации или обучения.

сбор подаяния

В 12 часов все делают перерыв на обед. В храмах Таиланда едят два раза в день и только вегетарианскую пищу. После полудня еда запрещена: можно пить лишь воду, чай, молоко или сок. После вечерней медитиции около 21 часа монахи ложатся спать.

Жизнь в тибетском монастыре

А сейчас мы «перенесемся» в загадочный Тибет и узнаем, как происходит жизнь там.Утро тибетских буддийских монахов начинается в 5 часов. Сразу после гигиенических процедур монахи приступают к медитации и после этого они идут завтракать. Обычный завтрак в тибетском храме состоит из овощей, риса или чечевицы.

В связи с тем, что высоко в горах овощи не произрастают, некоторые монахи употребляют в пищу мясо яков, молоко и иногда яйца. В основном же, как мы уже выяснили, большая часть буддистов придерживается вегетарианской диеты.

После завтрака монахи разных возрастов идут учиться: маленькие послушники — читают, а взрослые — изучают древние книги. После времени, отведенного на учебу, положены также часы для совершения различных гимнастических упражнений для тела. Такие ежедневные процедуры помогают держать в тонусе не только ум, но и весь организм в целом.

После гимнастики монахи собираются для обеда. Закончив дневную трапезу, все приступают к выполнению различной работы на территории монастыря.

древние книги в храме Тибета

Далее выделяется время для чтения книг или учебы. Ближе к вечеру, перед ужином, положена медитация, после чего уже можно приступать к еде. Потом наступает время для вечерней медитации, которая обязательна перед сном, и после нее монахи начинают готовиться ко сну.

Ламы тибетских храмов ежедневно проводят разнообразные ритуалы и обряды: создание и уничтожение мандалы, обходы вокруг святынь, вращение молитвенных барабанов, очищение пространства от злых духов, и это тоже важная часть монастырской жизни.

Ежедневный распорядок в Шаолиньском монастыре

Последний пункт нашего сегодняшнего путешествия по буддийским храмам состоится в монастыре Шаолинь.

Шаолиньский монастырь — это один из самых известных буддийских храмов во всем мире. Он находится в Китае на горе Суншань. А известен он тем, что монахи и послушники, живущие там, много времени посвящают изучению и тренировкам боевых искусств, поэтому очень часто жителей этого монастыря называют монахами — воинами.

Поскольку этот храм вызывает немалый интерес со стороны западных людей, давайте ознакомимся с обычаями, которые царят там.

Воины Шаолинь

Монахи и послушники встают рано, в 5 утра. После пробуждения они собираются, поют сутры и медитируют. В 6 часов наступает время завтрака, и пока идет завтрак, разговаривать не положено. После трапезы и монахи, и послушники идут тренироваться до наступления обеденного времени.

В 14 часов дня все делают перерыв на обед. После обеда послушники выполняют какую-либо работу в монастыре, после чего могут заняться изучением книг и уроков. Так проходит время до ужина.

Перед ужином все снова собираются вместе для вечерних песнопений, и только после этого приступают к еде. Пища в Шаолине исключительно вегетарианская. После ужина отводится личное время для тренировки или обучения. Закончив дела и процедуры, монахи начинают готовится ко сну, и в 21 час все уже ложатся спать.

Заключение

Дорогие друзья, наш рассказ подходит к концу: сегодня мы с вами побывали в восточных монастырях Тибета, Кореи, Таиланда и Китая, где живут монахи — буддисты. Мы узнали, каков их режим дня и познакомились с некоторыми особенностями их жизни.

послушники подметают

Мы надеемся, что наш рассказ был полезен и увлекателен для вас. Возможно, в будущем, вы и сами захотите побывать в одном из таких храмов в качестве туриста или даже послушника. Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее в социальных сетях, и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать интересные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту.

До новых встреч!

 

o-buddizme.ru

Почему монахи не едят мясо

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Отказ от мяса, вегетарианство, веганство стали очень популярны в современном мире. Люди разделились на два лагеря: вегетарианцы и мясоеды. При этом первые твердо убеждены, что человечество должно отказаться от насилия и убийства животных в пользу растительной пищи, а вторые утверждают, что нашему организму не обойтись без белка животного происхождения.

Очередное веяние моды, скажете вы? Однако испокон веков на Востоке, а особенно в Индии – родине древнейших философий – буддизма и индуизма – люди целенаправленно отказывались от мясной пищи и жили долго, счастливо и праведно. В основном этими людьми были, конечно, монахи, а также миряне, которые придерживались учения Будды, стремились к пробужденному состоянию.

Такое избирательное отношение к еде имеет свои причины. Сегодня мы расскажем вам, почему монахи не едят мясо. Статья ниже раскроет тайну: почему некоторые монахи могут позволить себе иногда мясные лакомства, а другие относятся к этому вопросу категорично.

Содержание:

Причины отказа от мяса

Взгляд разных школ

Заключение

Причины отказа от мяса

Вегетарианство практикуется в разных направлениях буддийской мысли. При этом одни относятся отрицательно к любому блюду животного происхождения, а другие иногда едят мясо или рыбу при определенных условиях.

В целом буддисты относятся к нему с осторожностью, ведь ради того, чтобы на столе появилось мясное блюдо, было совершено убийство живого существа. Существует несколько причин, почему монахи частично или полностью отказываются от мясных блюд.

Личный пример Будды

Хотя Будда считал, что он не вправе устанавливать жесткие законы для монахов по поводу их предпочтений в еде, в его времена употребление мяса было ограничено. Им не разрешалось не только убивать животных, но и заниматься земледелием. Однако иногда позволялось поесть мяса, которое даровали монахам в качестве подаяния.

подаяния в тхераваде

Сам Будда после того, как достиг Просветления, не употреблял в пищу мяса – по крайней мере, нет ни одной сутры, где говорилось бы об обратном. Многие буддисты и сейчас стараются следовать примеру великого Учителя.

Паринирвана-сутра гласит, якобы Будда Шакьямуни умер от отравления свининой. Однако же ученые-лингвисты утверждают, что это ошибка, которая закралась в текст священного писания из-за неправильного перевода: имелась в виду не свинина, а свиные грибы, то есть трюфеля, которыми любят полакомиться свиньи.

Священные писания

Существует несколько буддийских текстов, относящихся к разным школам философской мысли, которые так или иначе говорят об употреблении мяса и связанном с ним убийстве животных.

К ним относятся Ланкаватара-сутра, Дживака-сутра, Сурангама-сутра, Махапаринирвана-сутра, Дхаммапада, Виная-питака, Самбютта-никая. По большей части они говорят если не о полном отказе от мяса, то об ограничении его употребления.

Так, к примеру, Дхаммапада, которая появилась еще в раннем буддизме, гласит: «Тот, кто ради своего счастья вредит другим, которые тоже хотят счастья, после этого счастья не найдет». 225-й отрывок этого же текста продолжает: «Мудрецы, не вредящие живым существам и держащие свое тело под контролем, попадут в Нирвану, где больше не будут знать печали».

Главные качества буддиста – милосердие, сострадание, ненасилие

Приверженцы учения Будды свято чтят принцип ахимсы – непричинения боли, страдания, актов насилия. Согласно этому принципу, не следует употреблять пищу животного происхождения, а особенно – монахам не разрешается заниматься охотой или рыбалкой.

стадо на поле в Шри-Ланке

Это объясняется тем, что все живые существа умеют чувствовать, и поэтому им запрещается причинять вред. При этом буддисты со спокойной душой могут употреблять молочные продукты – когда корова, лошадь или коза дает молоко, она не испытывает боли и страданий.

Вращение колеса сансары

Буддистская философия  гласит: все в нашем мире – беспрерывное вращение колеса сансары, цикл постоянных перерождений. А поэтому все живые существа могли быть нашими братьями, сестрами, отцами, дедами. Что, если курица, которую планирует съесть человек на обед, несколько воплощений назад была его матерью?

Климат

Погодные условия и географические особенности местности, где проживает конкретный человек, придерживающийся буддийских канонов,  сказываются на его рационе. Так, например, быть вегетарианцем среди душных джунглей Шри-Ланки или жаркого побережья Таиланда намного легче, чем посреди монгольских степей или высокогорных районах Тибета.

Хребты Тибета

Именно поэтому мясоедов среди адептов тибетского буддизма гораздо больше, чем, например, среди тхеравадинцев.

Состояние здоровья

Буддийская философия поддерживает отказ от мяса, но лишь в том случае, если это не вредит здоровью монаха. По показаниям врача может быть составлена диета, которая не исключает мясные продукты – с точки зрения буддийского учения такой рацион не возбраняется.

Негативная энергетика

Есть убеждение, что мясная пища возбуждает страсти и мешает духовному росту.

Взгляд разных школ

Дзен

Учение дзен строже всех остальных школ относится к употреблению мяса. Основой учения является священный текст Ланкаватара-сутры. Согласно ему бодхисаттва не может есть мясо, потому что все живое на Земле – его дети.

буддийский монах идет в храм

Ланкаватара-сутра предлагает монахам растительные продукты, которые могут входить в ежедневный рацион:

  • рис;
  • зернобобовые;
  • зелень;
  • масло гхи;
  • мед;
  • сахар;
  • растительные масла.

Целая глава этого писания рассказывает, какой вред стоит за употреблением мяса.

«Ради любви и чистоты Бодхисаттва должен воздерживаться от употребления плоти, рожденной от семени, крови» (Ланкаватара-сутра).

Ярким примером отношения школы дзен к употреблению мясных блюд стала колыбель китайского чань-буддизма и известных боевых искусств – монастырь Шаолинь. Несмотря на свою недюжинную силу и выносливость, монахи отнюдь не употребляют мяса.

Китайский монастырь

Их секрет – в особой диете, состоящей из специального хлеба, огромного количества овощных блюд и изредка – небольшого кусочка рыбы. Монахам, попавшимся на употреблении мяса и вина, грозит наказание в виде ударов горящими плетьми и изгнанием из обители.

Тхеравада

Цель последователей одной из самых консервативных школ буддизма – освобождение от любого рода заблуждений. А оно немыслимо без отказа от кровопролития, жестокости. Именно поэтому тхеравада поддерживает вегетарианство.

Самьютта-никая Палийского канона называет три качества монаха, которого ждет Пробуждение:

  • воздержание от кровопролития;
  • поддержка окружающих в стремлении отказаться от кровопролития;
  • одобрение отказов от кровопролития.

Кроме того, вегетарианство в традиции тхеравады обусловлено физически и географически: в тех странах, где она распространена – на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Мьянме – гораздо проще обходиться без мясного.

Монахи Камбоджи за обедом

Однако на практике монахи-тхеравадины нередко едят мясные блюда, которые им жертвуют миряне. Они объясняют это тем, что даже учитель Будда завещал придерживаться Срединного пути и не ударяться в крайности. Когда животное погибло ненасильственной смертью, монаху разрешается съесть небольшой кусочек, предварительно щедро посыпав куркумой и закрыв глаза.

Кроме того, Виная-питака, которая содержит свод правил для монахов, составленных Шакьямуни, строго запрещает употребление  мяса лишь тогда, когда:

  • живое существо убили ради подачи на стол монаху;
  • он об этом слышал;
  • у него имеются такие подозрения.

монахи едят

Махаяна

Махаянское направление также не поддерживает чрезмерной любви к мясу. Так, например, в Махапаринирвана-сутре говорится, что оно «убивает семена сострадания». Действительно, бхикку должен стать спасителем для других и поэтому не может питаться живой плотью.

«Пока вы не сможете контролировать разум настолько, что даже сама мысль о жестокости и убийстве не покажется вам отвратительной, вы не сможете избежать оков земной жизни» (Сурангама-сутра).

Японские буддисты в большинстве своем не употребляют мяса, хотя могут съесть рыбу или морепродукты – близость к морю и многовековые традиции делают свое дело. А вот монахи-китайцы выступают за вегетарианство. Встретить мясо в монастыре Китая или Японии – большая редкость.

Хотя и в махаяне есть свои послабления от общего правила. Монахи не могут сами убить животное или поймать рыбу, купить в магазине, заказать в ресторане, сделав свой выбор, но при этом могут его отведать на приеме у друга, чтобы не выказать неуважения ближнему.

берег моря

Тибетский буддизм

Это, пожалуй, единственное направление буддийской мысли, которое признает мясоедение. 

Во-первых, это объясняется тесной связью с древней религией бон, которое предполагало жертвоприношения и употребление мясных блюд. 

древняя религия Тибета

Во-вторых, погода в Тибете, в Монголии и буддийских уголках России свирепствует – тут нужно как-то согреваться в период морозов и сильных ветров, к тому же в степи и гористой местности трудно вырастить сельскохозяйственные культуры.

Тибетский лидер Далай-лама XIV стремится ограничить потребление мяса – употребляет его всего раз в неделю, и то по состоянию здоровья и настоянию личного врача.

Заключение

Буддийские монахи всего мира понимают: сострадание, милосердие, отказ от насилия, причинения боли – путь к освобождению. Именно поэтому они стремятся полностью или хотя бы частично ограничить потребление мяса.

Как ни странно, особенно ярко эта тенденция стала прослеживаться при распространении философии буддизма в западный мир.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чистота и доброта наполняют вашу жизнь. Поддержите блог — рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

И подписывайтесь на наш сайт, чтобы получать первыми новые интересные статьи про буддизм и культуру востока себе на почту!

До скорых встреч!

o-buddizme.ru


Смотрите также