Чанне ки дал, или Постный гороховый суп. Любимое блюдо кришны
Ритуальная еда кришнаитов. Кухня века
Ритуальная еда кришнаитов
Кришнаиты, то есть члены международного религиозного «Общества сознания Кришны» (ИСККОН), исповедуют одно из направлений индуизма, общее число приверженцев которого ныне стоит в мире на третьем месте после последователей ислама и всех форм христианства.
Кришнаиты, являющиеся членами ИСККОН — возрожденной в основном на Западе (в США, Канаде, Западной Европе) международной организации активного индуизма, являются как бы «боевым авангардом» современной ведической религии, философии и культуры и в силу этого выработали четкие и строгие правила как своего общественного поведения, так и своего быта, и в том числе питания, подчиненного исключительно религиозным задачам. Состав и распорядок приема пищи у кришнаитов прочно и неразрывно связаны с их религией, причем эта связь проявляется не только в определенные религиозные праздничные или постные дни, а в течение всего годового календарного цикла, буквально ежедневно на протяжении всей жизни. Таким образом, у кришнаитов все их питание, вся пища носит ритуальный характер, является чуть ли не главным, основным материальным и наглядным проявлением их религиозного рвения.
В современном мире, помимо самой Индии, кришнаиты обладают тремя сотнями крупных центров «Общества сознания Кришны», и ежегодно это число увеличивается в странах, где прежде о Кришне не имели представления. Планомерный рост и удивительная выживаемость этих религиозных общин объясняется теми изменениями социально-экономического порядка, которые наступили во всем мире в 90-е годы в результате глобальных политических сдвигов и которые стали причиной резкого увеличения слоя людей, лишенных уверенности в завтрашнем дне или неспособных обеспечить себе существование.
Международная организация кришнаитов протягивает как бы руку помощи этим людям, берет на себя решение всех проблем, связанных с обеспечением своих приверженцев жильем, одеждой и ежедневным питанием, в обмен на их бесплатный труд.
В чем же сущность ведической (кришнаитской) системы питания?
Во-первых, кришнаиты исходят из того, что в пищу человека не должны входить мясо животных и птицы, а также рыба, яйца или иные живые, а потому «нечистые», существа (морепродукты, улитки, устрицы, саранча и т. п.).
На Западе часто кришнаитскую систему питания отождествляют с вегетарианством. Это совершенно ошибочное определение, ибо в вегетарианстве существенную роль играют, например, яйца и нет никаких исключений для пищевых продуктов растительного мира.
В кришнаитском же питании, наоборот, исключены такие нужные для кулинарного процесса растения, как лук и чеснок, запрещены напитки растительного происхождения — чай и кофе. Но в то же время в ряде случаев определенным людям разрешается употреблять мясо, кроме говядины, то есть мяса коров, которые считаются «праматерями человечества», священными животными.
Можно также употреблять пищу, запрещенную во время строгих постов в других конфессиях, в частности, христианстве. Дело в том, что и католики, и православные, и протестанты исключают из постной пищи и любых постных блюд такие компоненты, как масло, молоко, сливки, сыр, творог и иные кисломолочные продукты, считая их скоромными.
Кришнаитская кухня, наоборот, считает сливочное масло, а тем более все растительные масла, а также молоко и все его производные — основным, главным, непременным, постоянным элементом каждодневного питания, своего рода обязательной священной пищей.
Таким образом, ни по составу, ни тем более по композиции блюд пища кришнаитов не похожа ни на вегетарианскую европейскую, ни на постную религиозную, употребляемую приверженцами христианских религий.
Основу ее составляют злаки, то есть зерно различных растений и мука из них, причем огромную роль играют бобовые (горох, фасоль, нут, бобы, чечевица, соя, маш), являющиеся основным источником белков, а также хлебные злаки (пшеница, рис, ячмень, джугара) и далеко не в последнюю очередь жиры — сливочное масло, растительные масла, молочные продукты, молоко и особенно йогурт (катык). Отсюда широкая возможность приготовления в кришнаитской кухне всевозможных мучных блюд, каш в сочетании с маслом, молоком, творогом.
На втором месте стоят орехи, грибы, овощи и фрукты, создающие, с одной стороны, основу питания, а с другой — многочисленные и разнообразные дополнения к мучным блюдам и особенно часто используемые в супах, соусах, сладких блюдах.
Совершенно исключительное место в кришнаитской (ведической) кухне занимают пряности: черный, красный, белый перец, кубеба, корица, бадьян, кардамон, имбирь, калган, куркума, асафетида, ажгон, зира, петрушка, укроп, базилик, кориандр, широкая гамма разнообразных карри.
Именно пряности в сочетании с жирами дают возможность создавать из злаков, овощей и фруктов разнообразные, отличающиеся по вкусу и аромату блюда и тем самым обеспечивать людей неприедаемой, вкусной пищей, хотя ее энергетическая ценность может быть весьма скромной.
Что же касается содержания конкретных блюд, то поскольку пищевой состав всего питания четко очерчен, в их повседневной композиции допускается полная свобода, хотя в целом придерживаются традиционной рецептуры. Общий же состав и, главное, вкусовая гамма ежедневной пищи могут сильно меняться и колебаться. И именно это обеспечивает неприедаемость кришнаитской кухни несмотря на все те искусственные пищевые исключения и запреты, которые в ней предписываются и соблюдаются.
Распорядок дня, и в том числе распорядок принятия пищи, у кришнаитов весьма строго определен и неукоснительно выдерживается.
Кришнаитский «день» начинается в 3:30 ночи (или «утра»). В 4:15 начинается религиозная служба — моление Кришне. Во время нее Кришне «предлагают» сочные сладкие ароматные блюда или свежие плоды. Часть этих «жертвоприношений» делится и съедается кришнаитами после службы, примерно около 6:00 утра. Это — небольшая «затравка», «закуска».
После медитации и лекции по ведической философии организованные в коммуны кришнаиты завтракают: в 8:00—8:30 они получают так называемый прасад. Сюда входят лепешки, каша, орехи, молоко или йогурт, блюда из овощей и фрукты.
С 9:00 до 14:00 кришнаиты работают, а в 14:00—15:00 следует обед — главный прием пищи у кришнаитов. На обед, как правило, подается рис, затем дал (суп из бобовых, чаще всего фасолевый), тушеные овощи (в масле) и к ним индийский хлеб чапати и еще какое-нибудь одно или два кушанья, в том числе сладкое.
Воскресный обед увеличивается до 10—12 блюд!
В 19:00 кришнаиты собираются для вечернего моления-пения, слушают очередную лекцию о Кришне и, ограничившись стаканом йогурта, ложатся спать в 21:00 или, самое позднее, в 21:30, чтобы проснуться на другой день опять в 3:30. Таким образом, они спят по шесть — шесть с половиной часов в сутки.
В целом такой распорядок дня — здоровый, ненапряженный, но он приемлем лишь для людей дисциплинированных, со скромными жизненными идеалами и к тому же тренированных в этом духе с юных лет, причем психологически являющихся «жаворонками», то есть людьми, которые привыкли делать основную работу в первой половине дня. Для потенциальных «сов» кришнаитский режим совершенно неприемлем, и непонимание этого обстоятельства часто приводило к большим трагедиям.
В отличие от большинства религий современные кришнаиты придают огромное значение именно распространению ведического питания как одному из основных направлений своей религиозной деятельности. В 70-х годах XX в. ими была основана программа «Пища жизни», согласно которой они проводили массовые акции бесплатного обеспечения ведической горячей пищей населения районов стихийных бедствий.
Так, эта программа осуществлялась во время Спитакского землетрясения в Армении, во время гражданской и национальной грузино-абхазской войны и во время войны в Чечне. В самый разгар чеченской трагедии в разрушенном и охваченном пожаром Грозном появились 12 кришнаитов, которые в тяжелейших условиях, на привозной воде, готовили ведическую пищу и раздавали в день до трех тысяч горячих обедов. Всего за последние десять лет кришнаитская программа «Пища жизни» распространила в России свыше трех с половиной миллионов бесплатных обедов. К концу 90-х годов в России действуют около ста кухонь и кафе, в которых кришнаиты готовят и распределяют свою ведическую (растительную) пищу бесплатно различным категориям бедствующего населения.
Правда, реальный результат этой деятельности пока весьма незначителен. Люди, конечно, охотно получают продовольственную бесплатную помощь со стороны кришнаитов, особенно их горячие, вкусные обеды, но их последователями в результате становятся крайне незначительное число — доля процента — людей, ими облагодетельствованных. Однако это не смущает кришнаитов и руководителей ИСККОН. Они продолжают свою религиозно-кулинарную работу с прежней активностью.
Большое значение имеет то, что у кришнаитов приготовлением пищи занимаются кулинары-профессионалы высокой квалификации. Это обеспечивает одинаково хорошее качество питания для всех участников кришнаитских коммун, а также для всех, кто пользуется услугами кришнаитской продовольственной благотворительности. Именно это и отличает кришнаитскую пищевую деятельность, кришнаитские благотворительные обеды от благотворительной пищевой помощи других международных организаций (ООН, Красного Креста, Армии спасения и т. п.), у которых продовольствие часто распределяется в сухом виде, в виде полуфабрикатов и консервов, а горячие обеды исполняются в чрезвычайно посредственном виде — стандартные супы и каши, лишенные кулинарных достоинств и привлекательности.
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Индийский постный суп из гороха
Смотрите также:Борщ, «как с мясом», но сугубо вегетарианский
Ведическая кухня (то есть исконно индийская) нравится мне тем, что практически на пустом месте можно сотворить полноценный обед. «Пустым местом» я называю отсутствие под рукой мяса, птицы, рыбы, с которыми можно всякого наворотить, ибо это база привычной для нас с вами кулинарии. Не дай бог, конечно, остаться без мяса, рыбы и птицы, но порою минимализм, присущий большинству вегетарианских рецептов, сам по себе очень неплох. До того неплох, что поражаешься, как это вообще могло получиться в плане полноценности и самодостаточности в контексте вкусовых восприятий. В этом смысле ведическая кухня — прекрасный образец того, как с помощью традиционных для неё технологических трюков можно получить блюдо, по вкусу и ароматам не уступающее большинству цветистых восточных блюд с мясом, рыбой или птицей.
Сидючи на даче, я приготовил чанне ки дал, своеобразный «змеиный супчик», к названию которого в Индии зачастую добавляют имя города, где он особо популярен — Джаганнатха-Пури. Если слово «Джаганнатха» вам ни о чём не говорит, то, упрощая индийскую словесно-философскую вязь, напомню: это Кришна. А суп чанне ки дал — любимое блюдо Кришны, которое, приготовив, всегда ставят перед его изображением, отдавая, таким образом, дань уважения и любви Повелителю Вселенной. Недурственный обряд! Но нам, кулинарам, тем более интересно, что это за суп, которому Кришна всегда благодарно улыбается.
Возьмем на четыре порции:1. Стакан сухого нута, который нужно замочить в воде (с добавлением чайной ложки пищевой соды) не менее чем на 10-12 часов. Вместо нута вполне подойдет наш обычный желтый горох.2. Две столовые ложки топленого или сливочного масла (жесткие вегетарианцы обходятся растительным)3. Столовая ложка тертого имбиря4. Две щепотки зиры.5. Два зубчика чеснока. В Индии используют асафетиду — пряность, полученную из корня ферулы вонючей. По вкусу, аромату и запаху эта пряность сильно напоминает чеснок, только с более резким выражением. Настолько резким, что мне, честно говоря, асафетида не нравится. Не думаю, что она понравится большинству из вас. Если же захочется испытать — пожалуйста, в магазин индийских специй — для этого супа хватит чайной ложки асафетиды.6. Три-четыре ложки либо кондитерской кокосовой стружки (всегда есть на рынках), либо свеженатертой мякоти кокосового ореха.7. Пять-шесть свежих помидоров8. Лимон.9. Два лавровых листа.10. Столовая ложка сахарной патоки или меда.10 Соль, перец по вкусу, зелень для украшения.
Итак, отмокший нут зальем двумя литрами холодной воды, добавим две чайные ложки соли и два лавровых листа и поставим вариться.
В среднем замоченный нут разваривается до мягкости в течение часа. Но его нужно менно разварить до полной готовности, постоянно снимая пену.Пока варится нут, готовим заправку для супа. В ложке распущенного на сковороде сливочного или топленого масла чуть потушим пару щепоток зиры, затем добавим столовую ложку тертого имбиря, два хорошо измельченных зубца чеснока, три-четыре столовые ложки кокосовой стружки или натертой «мякоти» кокосового ореха. И на небольших температурных оборотах потушим эту смесь в течение 2-3 минут.
Отставим заправку в сторону и займемся помидорами. Надрезав каждый помидор крест-накрест, ошпарим их кипятком в подходящей миске, снимем шкурку, удалим жесткую плоть у черешка и порежем на дольки. Попробуем горох. Если он сварился, добавим в кастрюлю помидоры и столовую ложку сливочного масла и оставим вариться еще минут на 10.
Через 10 минут добавим заправку из смеси зиры, чеснока, кокосовой стружки и тертого имбиря.
Следом добавим столовую ложку патоки или мёда.
Дадим супу слабо покипеть еще 2-3 минуты и в точности по Похлебкину окончательно его сбалансируем на предмет соли-сладости — кислоты-остроты, добавив, если это необходимо, сахарного песка, соли, перца и сока лимона. Оставим настояться на 20 минут. В порционную тарелку добвим кружок лимона, несколько кружков острого перца и немного свежей зелени.
Recipe Name
Постный гороховый суп
Author Name
дундук-кулинар
Published On
2018-04-25
Preparation Time
1h40M
Cook Time
1h40M
Total Time
2H00M
Average Rating
dunduk-culinar.ru
Овощи | Рецепты | Религиозная организация "Общество Сознания Кришны"
Ведическая овощная кулинария не знает себе равных во всем мире. Число рецептов вегетарианских овощных блюд в ведической кухне поистине безгранично. Шрила Прабхупада порой говорил преданным, что Шримати Радхарани (вечная супруга Господа Кришны) готовит для Кришны уже целую вечность, но никогда еще не случалось, чтобы Она предложила Ему одно и то же блюдо дважды, - каждое блюдо, которое Она готовит, имеет своеобразный, неповторимый вкус. А в «Чайтанья-чаритамрите», священном писании на бенгали, повествующем о жизни Господа Чайтаньи, приведены яркие описания пиров, которые устраивали для Господа Его преданные. На каждом из этих пиров подавались сотни восхитительных овощных блюд.Готовить овощи по-индийски - это значит готовить их так, чтобы выявить их вкус, сохранив при этом их питательную ценность. Из рецептов этой главы вы узнаете, как превратить самые обычные овощи в необыкновенные блюда с удивительным ароматом и изысканным вкусом. Секрет приготовления овощных блюд заключается в умелом применении специй и приправ. Кроме того, разнообразие овощным блюдам придают йогурт, сметана, панир, орехи и свежие травы, которые идеально сочетаются с овощами.
Многие овощи, упоминаемые в рецептах, можно купить в овощных магазинах, более редкие нужно искать на рынке. Выбирая овощи и другие продукты, постарайтесь узнать, где они были выращены. В Ведах предсказано, что в наш век окружающая среда, включая и продукты питания, будет все больше и больше загрязняться. Уже сейчас мы видим, что, несмотря на прогресс медицины, основной проблемой, с которой сталкиваются многие жители промышленно развитых стран, является преждевременная старость. Большинство ученых считает, что причиной тому - загрязнение воздуха, воды и пищевых продуктов. Агропромышленный комплекс больше заботится о прибыли, чем о здоровье людей. Овощи и фрукты, которые продаются в магазинах, - это гибриды, выращенные в искусственных условиях с применением химических удобрений и ядов. Они могут быть привлекательны на вид, но не имеют никакой питательной ценности. Насколько это возможно, пользуйтесь овощами, выращенными в естественных условиях. Они обычно отличаются от овощей, выращенных в искусственных условиях, меньшими размерами- могут иметь какие-то дефекты, зато они не содержат химикатов, что намного важнее. «Аюрведа» утверждает, что необходимым условием сохранения здоровья и достижения гармонии с окружающим миром является употребление продуктов, выращенных в естественных условиях там, где вы живете, и убранных в свой сезон.
Существует два основных способа приготовления овощей: «влажный» и «сухой». Для приготовления овощей «влажным» способом, нужно вначале обжарить пряности в небольшом количестве топленого или растительного масла и затем тушить овощи вместе со специями.
Когда овощи почти готовы, следует добавить немного воды и либо натертый кокосовый орех, либо йогурт, либо пюре из помидоров, чтобы сделать соус гуще, накрыть кастрюлю крышкой и оставить овощи вариться на медленном огне еще несколько минут. Чтобы приготовить овощи «сухим» способом, их нужно вначале обжарить в масле, а затем тушить при закрытой крышке, либо вообще без воды, либо с минимальным количеством воды, необходимым для того, чтобы предотвратить пригорание. Ближе к концу следует снять крышку и выпарить лишнюю влагу. Овощи, приготовленные и тем, и другим способом, хорошо сочетаются с рисом или индийским хлебом.
Существуют некоторые другие способы приготовления овощей, упомянутые в других главах этой книги, такие, как приготовление овощных оладий, приготовление овощей с рисом и балом или жарение овощей в тесте. Но каким бы способом вы ни воспользовались, одним из перечисленных выше или каким-нибудь другим (это может быть запекание, тушение, варка на пару, фарширование и обжаривание во фритюре), на той или иной стадии необходимо положить в блюдо специи. Обычно специи вначале поджаривают в горячем ги или растительном масле, а затем к ним добавляют овощи. Масло должно быть достаточно горячим, чтобы при соприкосновении с ним влажные овощи издавали звук «чуум», хорошо знакомый индийским поварам.
Готовя пищу для Кришны следует избегать консервированных или мороженных овощей. Вкус блюд из свежих овощей вполне компенсирует время, затраченное на их приготовление. Овощи нужно готовить до тех пор, пока они не станут мягкими, и всегда подавать на стол горячими.
Преданные Кришны назвали это блюдо в честь Шри Чайтаньи Махапрабху - воплощения Кришны, который приходил на землю, чтобы дать людям мантру Харе Кришна. Его называли также Гаурангой (что значит «золотой»), потому что Его тело было золотистого цвета. Вместе с другим овощным блюдом и несколькими чапати алу гауранга составит полноценный обед.
читать дальше >>>Алу кофта - самый популярный вид кофты. Это блюдо легко готовится, и оно может быть подано и на завтрак, и на обед, и на ужин. Подавайте кофты сразу после того, как зальете их томатным соусом, иначе они впитают слишком много жидкости и распадутся.
читать дальше >>>Метод приготовления овощей, описанный в этом рецепте, применим к любым другим овощам. Иногда овощи, приготовленные таким способом, называют «овощным карри».
читать дальше >>>Это очень простое блюдо, которое довольно быстро готовится. Цветную капусту и картофель обжаривают в масле, а затем, добавив жидкую масалу, тушат до готовности. Это овощное блюдо подается с индийским хлебом и пюреобразным далом или овощным супом.
читать дальше >>>Фаршированные помидоры, жаренные в масле
читать дальше >>>Рецепт этого блюда нам подарил главный жрец древнего храма Минакши в Мадурае (Индия). Это простое блюдо - тушеные овощи, приправленные сладкими специями, - и сегодня такое же вкусное и питательное, каким оно было сотни лет назад.
читать дальше >>>Голубцы с орехами и паниром
читать дальше >>>Тушеные овощи по-бенгальски
читать дальше >>>Фаршированные овощи
читать дальше >>>Фаршированная окра
читать дальше >>>www.krishna-pmr.ru
Супы и блюда из бобовых | Рецепты
Далом называются лущеные чечевица или горох, и такое же название носит суп, приготовленный из них. В Индии дал подают как приправу к основному блюду или поливают им рис. Дал с хлебом может также служить самостоятельным блюдом.Дал богат железом и витаминами группы В, кроме того, он является основным источником белка в ведической системе питания. Некоторые сорта дала по содержанию белка не уступают мясу, а отдельные виды даже превосходят его. Когда дал употребляется вместе с другими богатыми белком продуктами: злаками, орехами и молочными продуктами, - то усвояемость белка организмом возрастает. Так, например, белок риса усваивается на 60%, белок дала — на 65%, но при употреблении этих продуктов вместе, усвояемость белка возрастает до 85%.
В Индии выращивают более 60 разновидностей дала. Те четыре вида дала, которые указываются в рецептах этой книги, являются самыми распространенными, их можно купить в азиатских бакалейных магазинах и магазинах «Здоровой пищи». Ниже приводится описание этих сортов.
Мунг-дал
Зерна маленькие, бледно-желтые, прямоугольной формы. Этот дал получают из бобов мунг, которые часто используют для проращивания. Мунг-дал имеет пресный вкус. Он легко разваривается и хорошо усваивается организмом, благодаря чему его рекомендуют детям, старикам и выздоравливающим больным.Урад-дал
Зерна небольшие, серовато-белые, прямоугольной формы. Урад-дал в два раза богаче белком, чем мясо. Его часто применяют при приготовлении закусок или размалывают в муку, делают жидкое тесто и дают ему забродить, чтобы блюдо получилось нежным и легким.Чанна-дал
Эта разновидность дала крупнее, чем мунг-дал, зерна желтого цвета и круглые. Имеет сладкий вкус. Это один из наиболее мелких представителей семейства турецкого горошка. Если вы не смогли достать чанна-дал, замените его желтым лущеным горохом, из которого также можно приготовить довольно вкусный (хоть и не совсем настоящий) дал.Тур-дал
Зерна крупнее, чем у чанна-дала, бледно-желтые и круглые. Этот дал получают из плодов бобового растения, известного на Западе как голубиный горох. Горошины тур-дала иногда покрыты пленкой масла, которое надо смыть перед использованием. Турецкий горошек (нут), называемый в Индии кабули чанна, - замечательный источник белка. Он очень твердый, поэтому его надо замочить за несколько часов до приготовления. Отварной турецкий горошек обычно едят как отдельное блюдо по утрам с небольшим количеством тертого имбиря или в сочетании с другими блюдами, такими, как упма или кичри. Замоченный турецкий горошек можно также употреблять в сыром виде. Для этого его нужно только посолить и посыпать черным молотым перцем и молотым поджаренным кумином. 10 замоченных горошин с пряностями каждое утро являются идеальным естественным тоником и обеспечивают организм значительной долей дневной нормы белка. Из размолотого турецкого горошка получается мука, которая очень широко применяется в индийской кулинарии. В рецептах этой книги она называется «нутовой мукой».В ведической системе питания редкая трапеза обходится без дала в том или ином виде. Существует множество блюд из дала, которые можно подавать на завтрак, на обед и на ужин. Из дала можно готовить супы и густые соусы, его можно использовать в овощных блюдах, сырых чатни, делать салаты из проростков дала, а также применять для приготовления острых закусок, блинов и сладостей.
Перед употреблением дал необходимо промыть. Но прежде его следует перебрать, удалив мелкие камешки и сор. Лучше всего это делать, высыпав дал на большой противень и медленно сдвигая зерна от одного края к другому. Мыть следует только то количество, которое вам нужно. Для этого насыпьте дал в металлическое сито и опустите сито в большую емкость, на две трети наполненную водой. Тщательно мойте зерна руками около 30 сек. Затем поднимите сито, слейте воду и налейте новую. Повторите процедуру несколько раз, пока вода не станет сравнительно чистой. Затем осушите или замочите дал в соответствии с рецептом.
Суп из дала, который, в зависимости от рецепта, может быть густым или жидким, обычно варится долго, до тех пор, пока зерна не разварятся и не превратятся в однородную массу.
При варке дал дает густую пену, препятствующую выходу пара. Не закрывайте плотно крышку и снимайте пену по мере ее образования, следя за тем, чтобы суп не переливался через край. Чтобы уменьшить образование пены, можно добавить в дал столовую ложку сливочного масла.
Чауш (поджаренные приправы и пряности), добавленный в дал перед снятием его с огня, - это то, что придает ему неповторимый вкус и аромат. Нагрейте небольшое количество топленого (ги) или растительного масла в маленькой сковороде или кастрюльке, затем добавьте пряности. Когда они станут коричневыми, влейте их вместе с маслом в варящийся дал. Будьте осторожны! Мгновенно накройте кастрюлю крышкой, так как при соприкосновении горячего масла с далом произойдет небольшой взрыв — один из тех сюрпризов, которые делают приготовление ведических блюд увлекательным и приятным занятием.
Преданные из Калькутты каждое воскресенье проводят в городском парке фестиваль «Харе Кришна». Местные жители, знающие о предстоящем празднике, приносят рис, дал и овощи, из которых преданные готовят изысканное «жидкое» кичри. Это блюдо предлагают Кришне, а затем раздают горожанам. Каждое воскресенье преданные раздают около пяти тысяч порций этого блюда.
читать дальше >>>Урад-дал так богат белком, что «Аюрведа» рекомендует есть его не чаще четырех раз в неделю. Если к этому супу добавить йогурт, приправленный специями, то он по консистенции будет напоминать сметану. Это блюдо хорошо сочетается с паровым рисом и индийским хлебом.
читать дальше >>>Суп из дала
читать дальше >>>Любой, кому посчастливилось увидеть Кришну в форме Господа Джаганнатхи, никогда не забудет Его. Господу Джаганнатхе испокон веков поклоняются в индийском городе Джаганнатха-Пури. Имя Джаганнатха значит «Повелитель Вселенной». Эта форма Господа очень милостива и необыкновенно привлекательна - у Джаганнатхи огромные сияющие глаза и широкая улыбка. Джаганнатха-Пури чанне ки дал - любимое блюдо Господа Джаганнатхи, и во многих храмах Общества сознания Кришны преданные регулярно предлагают Ему этот суп. Как-то один из гостей, впервые попробовав этот суп, сказал, что теперь ему понятно, почему Господь Джаганнатха все время улыбается.
читать дальше >>>Это недорогое блюдо настолько вкусно, что Шрила Прабхупада однажды сказал: «Тарелка кичри и немного йогурта - пир для бедняка, достойный короля». Приведен рецепт «сухого» кичри, которое по своей консистенции напоминает мягкий, влажный и немного разваренный рис.
читать дальше >>>Этот суп очень любят посетители лондонского ресторана «Говинда». Главный повар Сварупа-сиддхи дас говорит, что его часто просят показать, как готовится это блюдо.
читать дальше >>>Пророщенный мунг-дал в соусе из йогурта
читать дальше >>>Это легкоусвояемое блюдо немного гуще, чем обычный дал. Обычно его подают с масалой, или с атта-досой, либо же с белым рисом и одним из видов хлеба.
читать дальше >>>Смешанный дал
читать дальше >>>Томатный суп
читать дальше >>>www.krishna.md
Сладости | Рецепты | Общество Сознания Кришны Республики Молдова
В этой главе приведено всего несколько рецептов сладостей из того практически бесконечного разнообразия сладких блюд, которыми славится Индия, и особенно Западная Бенгалия, по праву называемая «мировой столицей сладостей». Некоторые люди, стремящиеся к духовному совершенству, полностью отказываются от сладкого, боясь, что сладкие блюда возбудят в них желание материальных наслаждений и помешают их духовной практике. Но преданные Кришны с удовольствием принимают все, что было предложено Господу Кришне, включая и сладости. Преданные видят в прасаде проявление непостижимой милости Господа и средство приблизиться к Нему. Шрила Прабхупада, однако, постоянно подчеркивал, что во всем нужно знать меру.Несмотря на то что в целом преданные придерживаются здоровой диеты, а индийские сладости готовятся из полезных продуктов, он советовал преданным в будние дни есть как можно меньше сладостей (лучше оставлять их для гостей, приходящих в храм). Зато в воскресенье на «пире любви» он разрешал преданным есть столько сладостей, сколько их душе угодно. Придерживаясь этого правила, можно избежать многих опасностей, подстерегающих человека на духовном пути, который Веды сравнивают с лезвием бритвы.
Индийские сладости делают из молочных продуктов, свежих фруктов, злаков, нутовой муки и орехов. Вместо сахарного песка лучше употреблять нерафинированный сахар или мед. Интересно, что очищенный сахар появился в Индии только в период правления Великих Моголов, до этого он не применялся в ведической кухне. Вместо него использовали гур (неочищенный тростниковый сахар) и джаггери (пальмовый сахар). И тот и другой являются замечательными заменителями рафинированного сахара, и мы советуем вам при возможности купить их, чтобы иметь представление об их вкусе. Согласно «Аюр-веде», одной из лучших естественных сладостей является мед, но в ней говорится, что при нагревании он становится ядовитым. Поэтому никогда не применяйте мед при выпечке кондитерских изделий и не доводите до кипения жидкости, в которые вы добавили мед (мед можно добавить в горячую воду или напиток уже после того, как вы сняли их с огня). Для изготовления сладостей можно также использовать и рисовый сахар, ячменный солод и кленовый сироп. Но прежде чем использовать эти заменители, необходимо определить, в каком количестве их класть, так как разные сорта имеют разную сладость. Как правило, одна часть сахарного песка равна одной части прессованного нерафинированного (коричневого) сахара или 1/2 - 3/4 части меда.
Из всех индийских сладостей самые вкусные - молочные. Существует великое множество традиционных способов приготовления сладких блюд на основе молока. Кхир и бурфи получаются в результате уваривания молока на сильном огне. Сандеш и расгулла делаются из панира. Сгустив йогурт, можно получить изумительный молочный десерт - шрикханд, а поджарив шарики из сухого молока во фритюре и пропитав их густым сиропом, получают одну из самых вкусных сладостей в мире - гулаб-джамуны.
Другие сладости, к которым относятся дварака-бурфи, луглу и ладду, готовят из поджаренной нутовой муки и сухофруктов. Их можно приготовить в большом количестве и хранить несколько дней. Кроме того, одной из традиционных индийских сладостей является халава, которая не имеет ничего общего с турецкой, - индийскую халаву готовят на основе свежих фруктов, орехов, моркови и манной крупы.
Ореховая помадка
читать дальше >>>Сладости из нутовой муки
читать дальше >>>Молочная помадка
читать дальше >>>Пудинг из манной крупы с карамелью
читать дальше >>>Морковный пудинг
читать дальше >>>Шарики из сухого молока в сиропе
читать дальше >>>Помадка из нутовой муки
читать дальше >>>Хрустящие жареные спирали в сиропе
читать дальше >>>Особый индийский творожный десерт
читать дальше >>>Фаршированные банановые шарики, жаренные во фритюре
читать дальше >>> Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Международного общества сознания КришныПрервать пост с 05:19 до 10:33
Ближайший экадаши:
8 Августа, Среда
29 | 30 | 1 | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Хочешь узнать ответ на свой вопрос, но не знаешь кому адресовать?
Задай его нам, и мы в ближайшее время постараемся дать ответ на него. ЦИТАТЫ:Наша единственная проблема в том, что мы забыли Кришну. Проблема в этом. И до тех пор, пока мы будем продолжать забывать Кришну, любые наши усилия будут сопряжены с трудностями.
Шрила Ниранджана Свами
Советуем почитать: А.Ч. Бхактиведанта Свами ПрабхупадаЛёгкое путешествие на другие планеты
Эта книга рассказывает о том, каким образом можно попасть на другие планеты, не прибегая к помощи космических кораблей. Здесь изложены основы бхакти-йоги, позволяющей выйти за пределы материальной вселенной и достичь духовного мира. Сопоставляя открытия ученых в области молекулярной физики и информацию древнейших священных текстов, автор обосновывает существование антиматериального мира. Что представляет собой этот феномен и каким образом можно его достичь.
Рецепт недели:Эти тонкие, хрустящие блины, начиненные пряным картофелем популярная закуска в Южной Индии. Их лучше есть свежими и горячими, поэтому подавайте их к столу сразу после приготовления. Перед подачей на стол блины посыпают нарубленными листьями кориандра и в качестве приправы к ним подают кокосовое чатни.
www.krishna.md
🍧🍧🍰🍰 ПИЩА БОГОВ ИЛИ ЧТО ЕСТ КРИШНА НА ОБЕД 🍓🍒🍌🍍
गुडपायससर्पींषिशष्कुल्यापूपमोदकान् ।संयावदधिसूपांश्चनैवेद्यं सति कल्पयेत् ॥३४॥
гуда-пайаса-сарпимшишашкулй-апупа-модакансамйава-дадхи-супамш чанаиведйам сати калпайет
гуда — сладости; пайаса — сладкий рис; сарпимши — и гхи; шашкули — большое, полукруглое пирожное, сделанное из рисовой муки, сахара, кунжута и обжаренное в гхи; апупа — разные виды сладких пирожков; модакан — маленькие вареники конической формы, отваренные на пару, сделанные из рисовой муки и начиненные сладким кокосом и сахаром; самйава — продолговатые пирожные, сделанные из муки, гхи и молока, посыпанные сахаром и специями; дадхи — йогурт; супан — овощные супы; ча — и; наиведйам — подношения пищи; сати — если позволяют средства; калпайет — преданный должен устроить.
Если это возможно нужно постараться предложить Мне леденцы, сладкий рис, гхи, шакули (пирожки из рисовой муки), апупа (различные сладкие пирожки), модака (паровые клёцки из рисовой муки, наполненные сладким кокосовым орехом и сахаром), самйава (пшеничные пирожные, сделанные с гхи и молоком и покрытые сахаром и специями), йогурт, овощные супы и другую изысканную пищу.
Шримад Бхагаватам. 11.27.34
पच्यन्तां विविधाः पाकाः सूपान्ताः पायसादयः ।संयावापूपशष्कुल्यः सर्वदोहश्च गृह्यताम् ॥२६॥
пачйантам вивидхах паках супантах пайасадайахсамйавапупа-шашкулйах сарва-дохаш ча грхйатам
пачйантам — да будут приготовлены; вивидхах — многочисленные; паках — блюда; супа-антах — включающие овощные супы; пайаса-адайах — сладкий рис и другие; самйава-апупа — жареные и печеные пирожки; шашкулйах — большие круглые пироги из рисовой муки; сарва — всё; дохах — то, что получают из молока коров; ча — и; грхйатам — да будет взято.
Давайте приготовим побольше разных блюд, от сладкого риса до овощных супов! Нужно сделать много пирогов — и печеных, и жареных; также в этом жертвоприношении следует использовать всевозможные молочные продукты.
Шримад Бхагаватам. 10.24.26
*********
Хари — бхакти виласа:
О мой Господь, пожалуйста, будь счастлив, вкушая нектарную пищу, которую я предлагаю Тебе. Здесь лучшего качества белый рис, сладкий рис, молочный тортик, суп, чатни, напиток и свежий фрукт, вместе со многими видами жареного риса, шпината и других овощей, приготовленных с гхи, кардамоном, чёрным перцем и другими ингредиентами.
121(Баудхайана-смрти)Подношения Господу Вишну должны состоять из различного рода вкусного риса, овощей, и напитков. В отсутствии этих вещей человек может предложить Ему просто сладкий рис, смешанный с гхи.
122Ячмень, пшеница, зёрна сезама, мунг дал, урад дал и турецкий горошек, смешанный с гхи, очень дороги Господу Хари.
124-126(Бхавишйа-пурана)О царь, человек должен с преданностью предложить Господу цветы, дхупу, дипу и отменную пищу, такую как сахар, ладду, сладкие шарики, различные тортики, сгущёное молоко, сладкий сезамовый торт, молочные сладости и различные спелые фрукты, такие как апельсины.
148-150(В беседе между Брахмой и Нарадой из Сканда-пураны)Человек должен предложить Господину всех полубогов, Шри Вишну, коровье гхи, лучшего качества рис шали, рис, смешанный с гхи и сахаром и порошок ячменя, приготовленный в молоке и сахаре. Если человек не способен достать эти продукты, то он должен просто предложить Господу фрукты. Если он не способен достать фрукты, то он должен предложить корни, стебли или даже травы. Если и эти вещи недоступны, то он должен предложить Господу воду. Если ничего не достать, то он должен предложить Господу Его любимую пищу в своём уме.
167-168(Нарасимха-пурана)Те, кто предлагает Господу Нрсимхадеве лучшего качества гхи, лучшего качества рис, приготовленный на гхи и сахаре, и порошок ячменя, приготовленный на молоке и сахаре, будут наслаждаться высшим счастьем в обители Господа Вишну вместе со своими спутниками столько лет, сколько было зёрен в подношении.
170Райские планеты становятся достижимыми для того, кто предлагает Господу рис вместе со вкусными блюдами из овощей. В действительности, предки такого человека также наслаждаются бесчисленным количеством риса и овощей.
171-173Предлагая Господу сладкий рис, человек получает безграничное счастье, резиденцию в обители Господа Вишну и освобождение членов своей семьи. Тот, кто предлагает рис вместе с чистым гхи, получит долгую жизнь. Предлагая рис с йогуртом, человек получает огромное богатство, предлагая рис, смешанный с молоком, человек насладится долгой жизнью и предлагая Господу сахарный тростник, человек обретает хорошую удачу.
*********
… Адвайта Ачарья тем временем предлагал на домашнем алтаре все блюда, приготовленные Ситой Тхакурани. Чего только здесь не было!
Блюда были разделены на три порции. Первая порция была красиво выложена на золотые тарелки и предназначалась для Господа Вишну. Две другие разложили на цельные банановые листья, которые собрали с особой пальмы. Эта пальма давала не меньше тридцати двух бананов с ветки, и все они были очень сладкими.
Два пальмовых листа, так же как и тарелки из золота, были полны прекрасных кушаний: горки рассыпчатого белого риса, сверху политого желтым топленым маслом; пряный аромат шел от овощного пюре и горькой дыни, приготовленной с овощами. Здесь было пять разновидностей горькой дыни, и все они – нектарного вкуса!
Баклажаны были пожарены со свежими листьями дерева ним, а салат приготовлен из шпината с кусочками имбиря. Рядом стояло удивительное блюдо из гороха, который предварительно протерли и высушили на солнце, и еще множество острых и вкусных блюд – все просто невозможно назвать.
А сколько сладостей! Сладкий соус из цветов банана и фруктовое пюре на молоке; замечательные конфеты из мякоти кокоса с творогом и маленькие печенья в сахаре, – и все это в огромных количествах! Горками возвышались сладкие шарики и кокосовые орехи, а рядом сгущенное молоко с рисовыми печеньями.
Сита Тхакурани приготовила пять или шесть кислых блюд и великолепный кислый соус, печенье из очищенного маша и чечевицы, а также печенье из свежих бананов. сотни тарелок из банановых листьев полны были разнообразных овощей. Большие и вместительные, тарелки эти были очень крепкими, и потому из них ничего не вытекало и не вываливалось. В новых глиняных плошках разложили сладкий рис, заправленный топленым маслом, и здесь же стояли три глиняных кувшина, доверху наполненные сгущенным молоком.
Еще Сита Тхакурани приготовила молочный рис с кусочками банана и белое молочное пюре. Каждую тарелку с рисом и овощами украшали цветы и листья туласи. Рядом – горы сладостей из йогурта, творога и бананов, чаши ароматной розовой воды для утоления жажды. Невозможно описать богатство и разнообразие всех блюд, которыми Адвайта Ачарья и его жена хотели угостить Шри Чайтанью и Шри Нитьянанду.
«Чайтанья-чаритамрита»
*********
БХОГА-АРАТИ (Бхактивинод Тхакур)
Поклоняйтесь Шри Гаурахари, который очень любит Своих преданных. Он — Сам Кришна, который радостно гуляет по Враджу, крадя сердца Нанды и Яшоды.
«Дорогой Дамодара, — зовет Яшода, — обед уже давно готов. Иди скорее домой кушать!»
По распоряжению Махараджи Нанды, Кришна, поднявший холм Говардхан, вместе с Баладевой садятся на Свои места, а вслед за Ними рядами рассаживаются Его друзья.
Их ожидает целый пир: сначала им подают шукту и разнообразную зелень, затем аппетитные жареные блюда и салат из листьев джута. За ними следует тыква, корзины фруктов, кабачок, тушеный в сладком молоке (лук-лауки), сгущенный йогурт и блюдо из цветков банана.
Затем им подают жареные пирожки из мунг- и урад-дала, чапати и рис с топленым маслом, а также сладости из молока, сахара и кунжута, блины из рисовой муки, сгущенное молоко, сладкие шарики и сладкий рис.
Затем их угощают необычайно вкусным и нектарно сладким амрита-кели с камфарой, сладким рисом с бананами, а также амрита-расалой. После этого им подают двенадцать видов кислых блюд из тамаринда, помидоров, лайма, лимонов, апельсинов и гранатов.
Эти блюда сменяют сладкие пури, пури со взбитыми сливками, ладду и пирожки с далом, пропитанные сиропом. Кришна ест с большим удовольствием.
Он наслаждается рисом, овощными блюдами с карри и сладостями, приготовленными Шримати Радхарани.
Забавный друг Кришны, брахман Мадхумангал, очень любит ладду и добывает их всеми правдами и неправдами. Съев очередное ладду, он восклицает: «Хари бол! Хари бол!» — и хлопает себя локтями по бокам, производя смешные звуки.
Обедая в доме Яшоды, Кришна украдкой наблюдает за Шримати Радхарани и Ее подругами.
Закончив трапезу, Кришна пьет розовую воду, после чего все мальчики по очереди полощут рот.
Прополоскав рот и вымыв руки, довольные пастушки вместе с Баладевой идут отдыхать.
Тем временем Джамбула и Расала — друзья Кришны — приносят Ему смесь из орехов бетеля и разных специй. Пожевав ее, счастливый Кришначандра отправляется спать.
Пока Кришна сладко спит на роскошном ложе, Его слуга Вишалакша обмахивает Его опахалом из павлиньих перьев.
По просьбе Яшоды, гопи Дхаништха относит остатки пищи с тарелки Кришны Шримати Радхике, и та с огромной радостью их съедает.
Остатки Ее пищи получают Лалита-деви и другие гопи. Съев их, они в блаженстве поют песни во славу Радхики и Кришны.
Тхакур Бхактивинода, для которого лилы Хари — единственная отрада, поет эту песню под названием «Бхога-арати».
В материальном мире как вегетарианцы, так и невегетарианцы едят один лишь грех, и им придется страдать от последствий этого греха. Но что касается нас, то мы вкушаем остатки пищи, которая была предложена Кришне, поэтому ничего не боимся. Если Кришна хочет овощи, мы обеспечиваем Его овощными блюдами, если Он захочет невегетарианскую пищу, мы можем предложить Ему и такую пищу, но Он не хочет, как ясно сказано в Бхагавад-гите. Так что нас интересует прасад, а не вегетарианская или невегетарианская пища. Можешь сказать своей подруге, которая нас пригласила, что Свамиджи не мастер говорить о питательной ценности пищи, но то, что мы принимаем как прасад, невозможно сравнить ни с какой другой пищей во всей вселенной.(Шрила Прабхупада Нандарани, 17 октября 1968)
Прими, пожалуйста, мои благословения. Теперь в каждом храме должен быть достаточный запас прасада для распространения. Можешь взять первоклассных поваров, двух или трех, и они должны быть постоянно заняты. Когда приходит гость, он должен получать прасад. Нужно так все устроить, чтобы повара готовили десять-двадцать порций за раз, пури и сабджи, можно добавить еще пакоры и халаву, и посетителям нужно немедленно подавать прасад.
Пришел джентльмен — его нужно тут же накормить. Двадцать порций раздали, сразу повара готовят следующие двадцать порций и сохраняют их. В конце дня, если никто больше не придет, наши люди сами все доедают, так что потерь не будет. Ты не должен говорить: «Прасад закончился» или «Еще не готово», «Нам не из чего приготовить и т.д.» Эту программу нужно исполнять неукоснительно. Храмом управляет Шримати Радхарани, Лакшмиджи, почему же в чем-то должен быть недостаток?
Наша философия состоит в том, что если кто-то приходит, ему нужно предложить прасад, пусть он поет «Харе Кришна» и будет счастлив. Все дает Кришна, Кришна не бедняк, так почему же мы должны отказывать людям? Это нужно делать любой ценой. Трудностей никаких нет, нужно только хорошее управление. В конце дня прасад можно продать или раздать. Если мы верим в то, что Кришна обеспечивает всех и поддерживает каждого, тогда почему мы должны скупиться?
Это означает не верить в Кришну, и думать, что это мы все делаем, и мы всех обеспечиваем. Мы знаем, что Кришна всем нас обеспечит! Пусть весь мир приходит, мы накормим весь мир. Итак, пожалуйста, делай все как следует. Начни прямо сейчас!(Шрила Прабхупада всем президентам храмов ИСККОН, 18 января 1977)
hasita.ru
Овощи | Рецепты | Общество Сознания Кришны Республики Молдова
Ведическая овощная кулинария не знает себе равных во всем мире. Число рецептов вегетарианских овощных блюд в ведической кухне поистине безгранично. Шрила Прабхупада порой говорил преданным, что Шримати Радхарани (вечная супруга Господа Кришны) готовит для Кришны уже целую вечность, но никогда еще не случалось, чтобы Она предложила Ему одно и то же блюдо дважды, - каждое блюдо, которое Она готовит, имеет своеобразный, неповторимый вкус. А в «Чайтанья-чаритамрите», священном писании на бенгали, повествующем о жизни Господа Чайтаньи, приведены яркие описания пиров, которые устраивали для Господа Его преданные. На каждом из этих пиров подавались сотни восхитительных овощных блюд.Готовить овощи по-индийски - это значит готовить их так, чтобы выявить их вкус, сохранив при этом их питательную ценность. Из рецептов этой главы вы узнаете, как превратить самые обычные овощи в необыкновенные блюда с удивительным ароматом и изысканным вкусом. Секрет приготовления овощных блюд заключается в умелом применении специй и приправ. Кроме того, разнообразие овощным блюдам придают йогурт, сметана, панир, орехи и свежие травы, которые идеально сочетаются с овощами.
Многие овощи, упоминаемые в рецептах, можно купить в овощных магазинах, более редкие нужно искать на рынке. Выбирая овощи и другие продукты, постарайтесь узнать, где они были выращены. В Ведах предсказано, что в наш век окружающая среда, включая и продукты питания, будет все больше и больше загрязняться. Уже сейчас мы видим, что, несмотря на прогресс медицины, основной проблемой, с которой сталкиваются многие жители промышленно развитых стран, является преждевременная старость. Большинство ученых считает, что причиной тому - загрязнение воздуха, воды и пищевых продуктов. Агропромышленный комплекс больше заботится о прибыли, чем о здоровье людей. Овощи и фрукты, которые продаются в магазинах, - это гибриды, выращенные в искусственных условиях с применением химических удобрений и ядов. Они могут быть привлекательны на вид, но не имеют никакой питательной ценности. Насколько это возможно, пользуйтесь овощами, выращенными в естественных условиях. Они обычно отличаются от овощей, выращенных в искусственных условиях, меньшими размерами- могут иметь какие-то дефекты, зато они не содержат химикатов, что намного важнее. «Аюрведа» утверждает, что необходимым условием сохранения здоровья и достижения гармонии с окружающим миром является употребление продуктов, выращенных в естественных условиях там, где вы живете, и убранных в свой сезон.
Существует два основных способа приготовления овощей: «влажный» и «сухой». Для приготовления овощей «влажным» способом, нужно вначале обжарить пряности в небольшом количестве топленого или растительного масла и затем тушить овощи вместе со специями.
Когда овощи почти готовы, следует добавить немного воды и либо натертый кокосовый орех, либо йогурт, либо пюре из помидоров, чтобы сделать соус гуще, накрыть кастрюлю крышкой и оставить овощи вариться на медленном огне еще несколько минут. Чтобы приготовить овощи «сухим» способом, их нужно вначале обжарить в масле, а затем тушить при закрытой крышке, либо вообще без воды, либо с минимальным количеством воды, необходимым для того, чтобы предотвратить пригорание. Ближе к концу следует снять крышку и выпарить лишнюю влагу. Овощи, приготовленные и тем, и другим способом, хорошо сочетаются с рисом или индийским хлебом.
Существуют некоторые другие способы приготовления овощей, упомянутые в других главах этой книги, такие, как приготовление овощных оладий, приготовление овощей с рисом и балом или жарение овощей в тесте. Но каким бы способом вы ни воспользовались, одним из перечисленных выше или каким-нибудь другим (это может быть запекание, тушение, варка на пару, фарширование и обжаривание во фритюре), на той или иной стадии необходимо положить в блюдо специи. Обычно специи вначале поджаривают в горячем ги или растительном масле, а затем к ним добавляют овощи. Масло должно быть достаточно горячим, чтобы при соприкосновении с ним влажные овощи издавали звук «чуум», хорошо знакомый индийским поварам.
Готовя пищу для Кришны следует избегать консервированных или мороженных овощей. Вкус блюд из свежих овощей вполне компенсирует время, затраченное на их приготовление. Овощи нужно готовить до тех пор, пока они не станут мягкими, и всегда подавать на стол горячими.
Преданные Кришны назвали это блюдо в честь Шри Чайтаньи Махапрабху - воплощения Кришны, который приходил на землю, чтобы дать людям мантру Харе Кришна. Его называли также Гаурангой (что значит «золотой»), потому что Его тело было золотистого цвета. Вместе с другим овощным блюдом и несколькими чапати алу гауранга составит полноценный обед.
читать дальше >>>Алу кофта - самый популярный вид кофты. Это блюдо легко готовится, и оно может быть подано и на завтрак, и на обед, и на ужин. Подавайте кофты сразу после того, как зальете их томатным соусом, иначе они впитают слишком много жидкости и распадутся.
читать дальше >>>Метод приготовления овощей, описанный в этом рецепте, применим к любым другим овощам. Иногда овощи, приготовленные таким способом, называют «овощным карри».
читать дальше >>>Это очень простое блюдо, которое довольно быстро готовится. Цветную капусту и картофель обжаривают в масле, а затем, добавив жидкую масалу, тушат до готовности. Это овощное блюдо подается с индийским хлебом и пюреобразным далом или овощным супом.
читать дальше >>>Фаршированные помидоры, жаренные в масле
читать дальше >>>Рецепт этого блюда нам подарил главный жрец древнего храма Минакши в Мадурае (Индия). Это простое блюдо - тушеные овощи, приправленные сладкими специями, - и сегодня такое же вкусное и питательное, каким оно было сотни лет назад.
читать дальше >>>Голубцы с орехами и паниром
читать дальше >>>Тушеные овощи по-бенгальски
читать дальше >>>Фаршированные овощи
читать дальше >>>Фаршированная окра
читать дальше >>>www.krishna.md