Голубая керамика Узбекистана. Керамические блюда узбекистана
В плену восточных узоров: Узбекская керамика.
Производство керамических изделий – самое древнее ремесло Узбекистана, ведущее свою историю с незапамятных времен. А как могло быть иначе в краю, где глина являлась основой быта? В глиняных тандырах пекли лепешки, из сырцового или обожженного кирпича строили дома и стены крепостей, из глины делали посуду, детские игрушки и обереги. В музеях Узбекистана можно увидеть удивительные керамические вещи возрастом от нескольких десятилетий до пары тысяч лет:
За долгие столетия формы традиционной узбекской керамики почти не изменились. Огромные блюда - ляганы так и просят, чтобы их наполнили аппетитным пловом или ломтями душистой дыни и гроздьями винограда:
Небольшие пиалы ждут зеленого чая, а миски-косы – наваристого супа:
Кувшины и хумы для воды, молока и сыпучих продуктов радуют глаз старомодным изяществом...
…а формы статуэток напоминают о седой древности:
Центры традиционного гончарного мастерства, что возникли столетия назад в разных уголках Узбекистана, существуют и по сей день, и в каждом из них керамика имеет свои оригинальные особенности. Современные мастера из Риштана – небольшого города между Кокандом и Ферганой – возрождают традиции своих предков. Некогда легкая и звенящая риштанская керамика была известна по всей Центральной Азии. Да и сейчас сине-бирюзовая глазурь и характерные растительные орнаменты – самые популярные в Узбекистане. Такие блюда и пиалы можно легко представить на кухне, как в основном качестве посуды, так и в виде декоративного украшения.
К сожалению, на рынках часто встречаются грубая работа «под риштан» - некачественная и недолговечная… Настоящий же «риштан» отличается не только долгой жизнью изделий, но и изяществом формы, легкостью росписи и мягким сиянием глазурованной поверхности. Кстати, ручную работу опознать очень просто – на дне можно увидеть следы гончарного круга, чего точно не будет в заводской керамике.
Работы нашего современника - мастера Рустама Усманова служат украшением музеев и международных выставокЕсли риштанские мастера больше всего любят синие и бирюзовые тона – цвета неба и воды, то керамисты из Гиждувана, что лежит недалеко от Бухары, делают упор на теплых желто-золотистых и коричневых красках солнца и пустыни. |
Изделия мастерской семьи Нарзуллаевых достойны шести поколений предков-керамистов Представляете, каким ароматным будет чай из таких пиал? А великолепные узбекские изюм и курага на таком блюде станут еще вкуснее!Мастера из древней Бухары возродили почти утраченное искусство знаменитой голубой керамики, которую легко вписать в современный интерьер. |
Здесь же научились воспроизводить технику старинной арабской росписи. Такие вещи я не могу представить на своей кухне, но эстетическое удовольствие от них бесспорно!
Работы мастерской керамиста Абдулвахида КаримаТем, кому обычные «миски-плошки» кажутся слишком скучными, нужно обратить внимание на изделия мастеров керамики из Самарканда. |
Они восходят к глиняным фигуркам божеств и фантастических животных, созданных руками гончаров древней Согдианы. Вот где непредсказуемость форм!
Ученики усто Умара Джуракулова, жившего при СССР, развивают традиции учителя и далеких предковМелкая керамическая пластика «попроще», возникшая в Узбекистане в советские времена, тоже очень популярна среди сувениров. Забавные фигурки в национальных одеждах, Ходжа Насреддин на ослике или даже целые композиции – а почему нет? Может, не столь изысканно, но весело и самобытно. |
Красноватый цвет натуральной глины характерен для керамики из Самарканда, но вовсе не обязателен. Очень красива, я бы даже сказала, элегантна, черная керамика, история которой теряется в веках и, возможно, в странах Дальнего Востока.
Если из Самарканда перебраться в Ургут (всего-то 40 километров), то можно познакомиться еще с одной древней школой керамики. Эти изделия легко узнать по «примитивным» архаичным орнаментам. «Небрежные» зеленые мазки по густому желто-коричневому фону придают пиале или тарелке какое-то загадочное мерцание, вы не находите?
Изделия мастера Аблакулова – гончара в восьмом (!!!) поколенииКак известно, вкусы у всех разные… И мне больше всего приглянулась керамика, созданная в древней Хиве, бывшей столице славного Хорезма. |
Нежные голубые и бирюзовые узоры на белом – очень просто, сдержанно и благородно. Ничего лишнего – совсем как на майоликах исторических памятников Хивы.
И это не удивительно – ведь традиции гончарного мастерства в этих краях не прерывались, и нынешнюю изящную посуду создают далекие потомки тех мастеров, что украшали ханские дворцы и мечети. Кстати, форма тарелок и блюд из Хивы немного отличается от распространенной в других районах Узбекистана – они не плоские, а немного приподнятые, отчего кажутся еще более легкими и тонкими.
Хочется повесить на стену или красиво поставить – пользоваться, честное слово, жалко! А для использования, на каждый день, можно выбрать традиционный чайный сервиз, который превратит обычное чаепитие в красивый неспешный ритуал. Или большое блюдо – и пусть оно будет служить не для плова, который в наших краях готовят не все. Главное – частичка южного солнца поселится у вас в доме, создавая уют и навевая воспоминания о далеком Узбекистане…
http://iledebeaute.ruhttp://www.liveinternet.ru/users/marusya_esk/profile/
edwardjournal.livejournal.com
Наименование | Размеры(см) | Объем(мл) | Примечание |
Пиала Пахта 8,5 см | 8,5 х 4,5см | 100 мл | |
Пиала Пахта 10 см | 10,5 х 5см | 125 мл | |
Пиала Пахта 11 см | 11,5 х 5,6см | 300 мл | |
Пиала Пахта 10см Премиум | 10 х 5см | 250 мл | |
Чашка чайная Пахта 9 см | 8 х 9см | 250 мл | |
Чайная пара Пахта (пиала с блюдцем) | 10 х 13 см | 125 мл | |
Чайная пара Пахта (чашка с блюдцем) | 9 х 12,5 см | 250 мл | |
Чайная пара Пахта (пиала премиум с блюдцем) | 10 х 15 см | 250 мл | |
Коса (кисэ) премиум Пахта 135 мм | 13,5 х 5см | 550 мл | |
Коса (кисэ) Пахта 145 мм | 14,5 х 7см | 500 мл | |
Чайник круглый Пахта с цепочкой, 0,8 л | 0,8 л | 800 мл | |
Чайник круглый Пахта с цепочкой, 1,1 л | 1.1 л | 1100 мл | |
Чайник круглый Пахта с цепочкой, 1,5 л | 1.5 л | 1500 мл | |
Чайник "слоник" Пахта с цепочкой, 0,8 л | 0.8 л | 800 мл | |
Чайник "слоник" Пахта с цепочкой, 1,1 л | 1.1 л | 1100 мл | |
Чайник "слоник" Пахта с цепочкой, 1,3 л | 1.3 л | 1300 мл | |
Блюдце Пахта 10,5 см (икорница - вареница) | 10,5 х 2,5 см | *** | |
Блюдце Пахта 12,5 см | 12,5 х 2 см | *** | |
Блюдце Пахта 13 см | 13 х 2,3 см | *** | |
Тарелка Пахта 15 см | 15 х 2 см | *** | |
Тарелка Пахта 16 см | 16 х 2 см | *** | |
Тарелка Пахта 17,8 см | 17,8 х 2 см | *** | |
Тарелка Пахта 19 см | 19 х 2,3 см | *** | |
Тарелка Пахта 20 см | 20 х 2,5 см | *** | |
Тарелка Пахта 22 см | 22 х 2,5 см | *** | |
Тарелка Пахта 23 cм | 23 х 3 см | *** | |
Тарелка Пахта 25 см | 25 см | *** | |
Тарелка Пахта 20 см глубокая с бортиком | 20 х 4 см | *** | |
Тарелка Пахта 22 см глубокая, рифленая | 22 х 4 см | *** | |
Блюдо Пахта глубокое (ляган) 25 см | 25 х 5 см | *** | |
Блюдо Пахта глубокое (ляган) 28 см | 28 х 5 см | *** | |
Блюдо Пахта глубокое (ляган) 30 см | 30 х 5 см | *** | |
Тарелка квадратная Пахта 20 см | 20 х 20 см | *** | |
Тарелка квадратная Пахта 22 см | 22 х 22 см | *** | |
Рыбница Пахта 25 см | 25 х 9,5 см | *** | |
Рыбница Пахта 29 см | 29 х 13 см | *** | |
Тарелка прямоугольная Пахта, 22 см | 22 х 13 см | *** | |
Тарелка прямоугольная Пахта 22,5 см | 22,5х15х2,4см | *** | |
Тарелка прямоугольная Пахта 27,5 см | 27,5х15х2,4см | *** | |
Тарелка овальная Пахта 15 см | 15х10х2,5см | *** | |
Тарелка овальная Пахта 18 см | 18х10х2,7см | *** | |
Тарелка овальная Пахта 23 см | 23х14х2,4см | *** | |
Тарелка овальная Пахта 29 см | 23х14х2,4см | *** | |
Тарелка овальная Пахта 30 см | 30х19х2,3см | *** | |
Тарелка овальная Пахта 34 см | 34х20х2,3см | *** | |
Тарелка овальная, авторская Пахта 30 см | 30х20х2,4см | *** | |
Тарелка овальная авторская, Пахта 30 см | 30х22х1,6см | *** | |
Тарелка треугольная Пахта 20 см | 20 х 2 см | *** | |
Тарелка треугольная Пахта 20 см | 20 х 2 см | *** | |
Салатница Пахта 11 см | 11 х 4,3 см | 200 мл | |
Салатница Пахта 14 см | 14 х 5,2 см | 350 мл | |
Салатница Пахта 15 см | 15х15х3,5 см | 360 мл | |
Салатница Пахта шестиугольный 13 см | 13 х3,5 см | 300 мл | |
Салатница Пахта 12,5 см | 12,5 х 3,5 см | 300 мл | |
Салатница Пахта 15,5 см | 15,5 х 3,5 см | 400 мл | |
Салфетница Пахта | 13 х 7 см | *** | |
Сахарница Пахта | 8 х 10 см | *** | |
Соусница Пахта | 15 х 8 см | 110 мл | |
Соусник Пахта треугольный | 10 х 4 см | 150 мл | |
Вареница - Сухофруктница Пахта | 18 х 11 см | 450 мл | |
Креманка Пахта "Сорбет" для мороженого | 15 х 7 см | *** | |
Креманка Пахта, рифленая для салатов и мороженое | 14 х 7 см | *** | |
Конфетница Пахта, овальная 20 см | 20х17 см | *** | |
Солонка Пахта | 7 х 4 см | *** | |
Перечница Пахта | 7 х 4 см | *** | |
Зубочистница Пахта | 7 х 4 см | *** | |
Набор для специй Пахта (солонка, зубочистница, перечница, подставка) | 4 пред. | *** | |
Набор для специй Пахта (солонка, соусник, перечница, подставка) | 4 пред. | *** | |
Набор для специй Пахта (солонка, соусник, подставка) | 4 пред. | *** | |
Пепельница Пахта круглая 10 см | 10 см | *** | |
Фруктовница круглая, Пахта 25 см | 25х18 см | *** | |
Фруктовница овальная, Пахта 29 см | 29 х 20 см | *** | |
Этажерка Пахта трехъярусная 40 см | 40х25 см | *** | |
Ваза Пахта 40 см | 40х20 см | *** | |
Цепочка для чайника Пахта "Слоник" | красный | *** | |
Цепочка для круглого чайника Пахта | синий и зел. | *** | |
Шапка для чайника Пахта с подставкой | вост. орнам. | *** | |
Шапка для чайника Пахта с подставкой | вост. орнам. | *** | |
Сито-яйцо с цепочкой для заварки чая | 4 х 4,5 см | *** |
vos-bazar.ru
Узбекская керамика. Мастер Бахтиер Назиров.
Керамика Риштана. Все оттенки синего цвета на белом. Тончайшее кружево линий. То легкий, словно по наитию, импровиз растительных узоров, то строгие линии-сетки, формирующие геометрический орнамент.Когда-то давным-давно в Ферганской долине существовало несколько керамических школ. Условно их объединяли в Риштанскую и Ходжентскую группы. Риштанская группа, в свою очередь делилась на несколько керамических центров, каждый из которых имел свой собственный уникальный стиль росписи и глазуровки. Сегодня большинство этих классических школ остались лишь в воспоминаниях, да в отдельных предметах в экспозициях музеев. Уходили мастера, вместе с ними уходило и уникальное знание. Канула в лету андижанская красно-желтая керамика. В забытьи наманганская и гурумсарайские школы. Сегодня все знают только Риштан. Да и не удивительно, уж на протяжении 500 лет Риштан – это самый крупный керамический центр. Обусловлено столь мощное развитие богатыми залежами прекрасной глины и наличием в местных горах исходных компонентов для всей гаммы природных красителей.
Безукоризненную многовековую репутацию риштанской керамики значительно подпортил местный керамический завод, который штампует массово посуду в риштанском стиле. Посуда хрупкая, с непрочной глазурью, может служить разве что сувениром в серванте.Но покупая за бесценок якобы «риштан», купившись на броскую роспись, не стоит ожидать от пиалы или касы чудес.
Настоящие чудеса создаются до сих пор там, где работают потомственные мастера. Именно там хранят секреты особых добавок в глину, красителей и глазури, строго чтут основы классической риштанской рописи.
Сегодня риштанская керамика переживает свой очередной расцвет. Появились талантливые молодые мастера новой формации. Великолепно владеющие техникой, они не только творят в соответствии с каноническими правилами, но и дают определенное развитие ремеслу.Эти молодые ребята не только прошли тяжелые «университеты» в мастерских старых гончаров, но получили современное специальное образование. Они изучили множество стилей и направлений, это знание неумолимо влияет на их собственный почерк. Да, да, почерк! Он определяется, он узнаваем.
Позвольте вам представить работы Бахтиера Назирова, молодого мастера из Риштана. Чувство риштанского стиля у него «на уровне подкорки». Он отходит от стереотипов, он вплетает в сетку риштанского узора строгие элементы хорезмского орнамента, но тем не менее, все, что выходит из его рук, абсолютный и безусловный «риштан»!Он обращается к архаичным формам и мотивам, он импровизирует с глазурью. И ты понимаешь, то, что кажется импровизацией, на деле оказывается забытым мотивом наманганской школы.
Увидев блюдо, центром которого стало дерево с плодами «анор» прорисованными широкими размашистыми мазками, очень обрадовалась. Одна из древнейших риштанских техник, создающих стереоэффект.
Бахтиер показал еще одно блюдо, расписанное в этой технике.
На фотографии руки мастера.
Так вот в чем эффект этой росписи? Если вы смотрите на блюдо вблизи, то крупные детали рисунка кажутся вам неряшливыми, стоит отойти на значительное расстоянии от блюда, то рисунок начинает расслаиваться по линиям узора. Крупные элементы приподнимаются, приобретают контуры, и отрываются от основного фона. А сам фон словно выгибается и вся центральная часть блюда кажется не вогнутой, а выпуклой.
Мастер Бахтиер Назиров держит в руках блюдо, которое называется ляган. Ошибочно считать ляганами все большие плоские узбекские блюда.
Так, например на нижней фотографии – большое плоское блюдо – это порум-товок.
Классическая шокоса на ножке. Шокоса – это коса большого объема (более полулитра)
Обычные косы с очень характерной объемной росписью. Белая основа покрыта голубой глазурью. На дне одной из чаш древнейший элемент - сетка
Форма косы традиционно, с широким основанием и чашеобразной формой.Рядом крошечные пиалы на три глотка.
Эта авторская серия Бахтиера Назирова. Куза – кувшины для воды.
А на переднем плане обратили внимание что? Это наш узбекский таджин. Уж каким чудом попал марокканский таджин много веков назад в Ферганскую долину, не знаю. По Шелковому пути видно. Только теперь в этих таджинах не готовят. Они служат для подачи и поддержания температуры блюд.Перестал таджин быть предметом быта. Стал экзотикой.
Под основанием таджина емкость для углей.Я долго пытала Бахтиера, можно ли в этом таджине жарить, а потом пару часов на углях держать. Бахтиер сказал, что от огня ничего с таджином не случится. Только будет черный и грязный. Тогда снизу глазурью не нужно было покрывать,- сказал мастер.Стоимость этого таджина от мастера Бахтияра немногим более 50 уе в пересчете с наших сумов.Визитку Бахтиера я взяла. Буду в Риштане, обязательно к нему заеду.За таджином. С неглазурованным низом. Мне ж не для красоты. А чтобы готовить.
iqmena.livejournal.com
Посуда Узбекистана - UniqАrt.ru design
Посуда Узбекистана. Восточная керамика. Риштанская керамика. Узбекский фарфор
На протяжении многих веков керамическая посуда Узбекистана была наиболее развитым видом торговли в Центральной Азии. В Узбекистане существовало несколько центров керамики и гончарных промыслов. Эти центры имели свои особенности, отличались своеобразием форм, орнаментальным декором и цветами. Традиционные центры керамики — это Риштан, Хива, Самарканд, Хорезм, Ташкент и др.
Посуда Узбекистана. Восточная керамика. Чайные сервизы, узбекские пиалы, блюда.Кишлаки Узбекистана зелёными островками плывут по колышущемуся морю созревшего хлопка. Трудно представить, что всего в нескольких километрах желтыми барханами подступают выжженные Каракумы, разделяющие Бухару и древний Хорезм. Под жгучем узбекским солнцем выделяются три цвета: лазурь неба, зелень садов и белизна раскрывшегося хлопка. Весной появляется алый цвет — цвет тюльпанов. Посуда Узбекистана, глиняные фигурки и игрушки вобрали в себя все эти цвета и впитали яркий солнечных свет.
Посуда Узбекистана. Восточная керамика. Узбекские чайники. Узбекские сувениры.
Посуда Узбекистана разнообразна и имеет высокое качество. Существует несколько основных типов посуды. Восточные пиалы, чашки, сосуды для чая и молока, различные ёмкости для хранения продуктов. На земле Узбекистана вода — синоним жизни, с ней связаны многие сюжеты и символы в народном искусстве. В Средней Азии всегда много создавалось сосудов для воды.
Посуда Узбекистана. Восточная керамика. Чайные сервизы, узбекские пиалы, блюда.
Уникальный художественный промысел восточного Узбекистана — риштанская керамика. Был восстановлен секрет производства знаменитой глазури. Растения — основные декоративные элементы риштанской керамики. Эти символы процветания и изобилия дополняются рисунками птиц, рыб, животных, элементами архитектурного декора. Мастера риштанской керамики имеют блестящие навыки живописи. Ни одно керамическое изделие полностью не повторяет другое. Вся керамика разнится размерами, комплектациями, деталями росписи. Восстанавливаются забытые местные традиции. В то же время в керамических изделий появляются новые декоративные мотивы.
Посуда Узбекистана. Восточная керамика. Глиняная посуда ручной работы.
Еще одна традиция в искусстве народных мастеров узбекской керамики — это глиняные игрушки, которые были атрибутом древних церемоний. В глиняных фигурках-оберегах возжигали огонь. Свистульки — это старинный магический символ. По приданию, свистом вызывали весенний дождь — «воду милости». История игрушек-свистулек ведет в глубокую древность. Достоверно известно, что она насчитывает более тысячелетия.
Восточная керамика ручной работы. Глиняные игрушки. Узбекские сувениры.
У нас можно приобрести посуду Узбекистана (глиняная посуда ручной работы), риштанскую керамику, узбекский фарфор, восточные глиняные игрушки и сувениры.Пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи и оставьте свой заказ.
13.01.2017Навигация по записям
← Гжельская майолика День святого Валентина. Идеи подарков →uniqart.ru
Голубая керамика Узбекистана / Manzara Tourism
Издавна в Узбекистане народ как к святыням относился к воде и земле. Без воды нет жизни под горячим азиатским солнцем. Земля - кормилица, начало всего, ведь первый человек, как учит Коран, был создан из глины. На этой земле люди с древнейших времен из глины создавали свой мир. Из сырцового и жженого кирпича возводили крепости и храмы, строили жилища, в глиняных печах-тандырах пекли лепешки.
В доисламскую эпоху глиняные божки оберегали семейный очаг от бед, из глины делались игрушки-свистульки для детей, она была незаменимым материалом для изготовления посуды. Не удивительно, что среди множества ремесел, которыми владеют узбеки, одним из самых почетных и уважаемых с давних времен стало гончарное искусство. В каждом регионе страны существует своя школа керамики, имеющая традиции, уходящие корнями в глубокое прошлое.
На холмах городища Афросиаб в пригороде Самарканда археологи обнаружили множество статуэток - изображений фантастических животных, драконов и львов из терракоты, обломков керамических чаш, расписанных неизвестными мастерами, жившими полторы-две тысячи лет тому назад в легендарной Мараканде. В середине двадцатого века народный мастер-керамист Умар Джуракулов, приглядевшись к находкам ученых, изучив старинные орнаменты и пластические приемы, стал лепить причудливые фигурки, возродив древнее искусство. В наши дни в керамической мастерской на одной из улиц Самарканда, носящей имя этого прославленного мастера, его ученики и ученики его учеников продолжают традиции керамики Афросиаба. Забавные всадники на осликах и лошадках, сценки, подсмотренные в чайхане и на базаре, клоуны-масхарабозы и, конечно, миниатюрные драконы - все эти терракотовые изделия стали для туристов лучшими сувенирами на память о путешествии в Самарканд.
Глиняные игрушки делают многие умельцы, но лишь немногим удается эту незатейливую забаву довести до совершенства настоящего произведения искусства.
Игрушка-свистулька некогда принесла всемирную известность замечательной потомственной мастерице Хамро Рахимовой из старинного кишлака Уба. Сегодня ее ученица и хранительница традиций Кубаро Бабаева сама обучает своих учеников лепке многоголовых лошадок и барашков, ярко расписанных и пронзительно свистящих.
Недалеко от Убы, в сорока километрах от Бухары, в небольшом городке Гиждуване, некогда славившемся своей керамикой по всему Великому шелковому пути, живет знаменитый усто Алишер Нарзуллаев, действительный член Академии художеств Узбекистана, мастер-керамист в шестом поколении. Блюда-ляганы, пиалы, косы, вазы выходят из его рук с узорами, напоминающими расцветку перьев павлина. Яркие цвета красок, приглушенные толстым слоем глазури, приобретают мягкость и живописность акварели. Секреты мастерства работы на гончарном круге-чархе, создания необычных форм изделий из глины и приемы их росписи передал Алишеру отец, усто Ибадулло Нарзуллаев.
В одном из старейших городов мира - Хиве сложилась хорезмская школа керамики, отличающаяся монументальностью четкой графики геометрического орнамента. Узоры гончарных изделий так живо перекликаются с декором майолик, покрывающих стены знаменитых архитектурных памятников древней Ичан-калы, потому, что нынешние ремесленники являются прямыми потомками народных мастеров, украшавших ханские дворцы и мечети. Современные кулолы используют те же природные компоненты для приготовления глазури-ишкор, какие применялись их предками для изготовления немеркнущих синих, голубых, бирюзовых изразцов.
В любом уголке республики любитель гончарного искусства найдет особый неповторимый стиль росписи, чистоту декоративных форм, живое ощущение рукотворности. Но подлинный ценитель голубой керамики будет стремиться попасть в Ферганскую долину, в Риштан.
По историческим сведениям гончарный промысел возник в Риштане около тысячи лет назад. Риштанские керамисты - кузагары считают себя потомками основоположников гончарства и хранителями старых традиций.
В средние века искусство риштанских мастеров достигло известности во многих городах и странах, лежавших на Великом шелковом пути. После создания Амиром Темуром его могущественной империи Мовароуннахр лучшие товары из всех стран можно было найти на базарах этой империи. Среди особо ценных товаров был тончайший белый китайский фарфор с кобальтовой росписью. Но секрет его изготовления китайцы не выдавали никому.
Доподлинно известно, что Амир Темур в конце XIV века послал несколько мастеров из Самарканда в Риштан. Именно тогда были предприняты попытки разгадать секрет производства китайского фарфора. Поскольку в Ферганской долине не было залежей высококачественной каолиновой глины, эти попытки не удались, но в Риштане открыли способ выделки из местных глин полуфаянса, покрытого белой глазурью с синей росписью, так называемую керамику "чини", то есть китайскую. Этот стиль получил оригинальное развитие на узбекской земле. Надо сказать, что гончары Риштана еще в XIX веке делали посуду "чини". По древневосточным верованиям сине-голубой цвет символизирует счастье, ведь это цвет воды и неба.
В наши дни в Самарканде, Гиждуване и Ташкенте народные мастера используют для покрытия изделий в основном свинцовую глазурь - фабричную или собственного изготовления. Риштанские гончары до сих пор употребляют поливу "ишкор", которую изготавливают из золы только им известных кустарников. Мастера в нее добавляют олово, окислы кобальта, меди или железа. В зависимости от сочетания этих добавок с поташем, содержащимся в золе, глазурь "ишкор" приобретает ультрамариновый, бирюзовый, белый, черный или коричневый цвет.
Ни в одном из керамических центров Узбекистана нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане. Ляганы - блюда для плова, косы и шокосы - миски для супа-шурпы, огромные кувшины-хумы для хранения зерна и масла, маслобойки, глубокие сосуды с крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для омовения перед молитвой, пиалы, кувшины-кузача для воды, сосуды в виде фантастической птицы - урдак - полет изощренной фантазии кулолов не знает предела.
В далеком прошлом остались магические представления, заключавшиеся в орнаментальных мотивах, но символико-поэтическое содержание их до сих пор известно кузагарам и как своеобразный "код" передается из поколения в поколение. Мастера создают на гончарных изделиях роспись в виде ветви с плодами граната, орнамента из кругов и спиралей - древних символов солнца, луны, вселенной. С XVIII века в росписи керамических изделий появились мотивы кувшинов, чайников, ваз с цветами.
Экспозиции музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России украшают современные произведения риштанских мастеров - живые воплощения традиций голубой керамики эпохи Темуридов. В последние годы работы Набиджона Кодирова - ученика усто Ибрагима Камилова, Рустама Усманова, Шарафутдина Юсупова, Махмуда Азизова видели зрители на выставках в Швейцарии, Германии, Японии и в других странах. Коллекционеры со всего мира стремятся приобрести образцы голубой керамики. Да и любой турист-путешественник не удержится от покупки чуда из глины в одной из риштанских керамических мастерских. Ведь любое рукотворное произведение - уникально, поскольку ни у одного мастера даже в однотипных изделиях не повторяется ни форма, ни орнамент.
Риштан называют колыбелью искусства керамики Ферганской долины. В традициях керамики "ишкор" работает и Музаффар Саидов из кишлака Минор близ Риштана, а в Наманганской области, в старинном селе Гурумсарай, продолжает традиции своего учителя - знаменитого усто Кенжа - старейший мастер Гафурджан Машарипов.
Именно здесь, в Гурумсарае, у усто Махмуда Рахимова несколько лет назад постигал секреты древней технологии изготовления голубой глазури "ишкор" известный керамист из Ташкента, действительный член Академии художеств республики Акбар Рахимов.
В одном из старейших районов столицы Узбекистана - Кукче, на улице Одила Мухтарова находится одна из достопримечательностей города - Дом-музей имени Мухитдина Рахимова. Удивительную жизнь прожил этот замечательный человек - потомственный кулол в четвертом поколении, инженер-технолог керамики, ученый - исследователь. Защитив кандидатскую диссертацию он более сорока лет был старшим научным сотрудником республиканского Института искусствознания. В многочисленных поездках по старинным керамическим центрам, археологических экспедициях он досконально изучил традиционные художественные приемы гончарного искусства Самарканда, Бухары, Ташкента, Ферганской долины. Много лет Мухитдин Рахимов посвятил исследованиям керамики Кушанского периода и эпохи Темуридов. Он написал несколько книг и опубликовал десятки статей об истории керамики Узбекистана и технологии изготовления и обработки гончарных изделий, трактовке различных символов и художественных образов в керамике.
Утренние и вечерние часы каждого дня Мухитдин Рахимов отдавал главному делу своей жизни - работе с глиной за гончарным кругом-чархом и росписи своих работ. Он создал великое множество великолепных произведений, многие из которых воссоздавали стиль кушанского или темуридского времени. На его чашах и вазах парили стаи райских птиц -символы мира и благополучия, переплетался сложный геометрический орнамент или стилизованные арабские надписи, плыли рыбы, символизирующие с древнейших времен богатство и счастье. Традиции, которыми владел усто Мухитдин, все свое мастерство и стремление к совершенству он передал своему сыну Акбару.
Выдающийся художник-керамист, Акбар Рахимов после кончины отца создал на свои средства частный Дом-музей, в котором особое место занимает гончарная мастерская, собраны личные вещи и книги Мухитдина Рахимова, и, конечно, произведения мастера. Здесь же работы самого Акбара и продолжателя династии кулолов Рахимовых в шестом поколении, внука усто Мухитдина Алишера. За плечами этого еще молодого талантливого художника одиннадцать выставок в родном Узбекистане, в Японии, Германии, Франции. Продолжая семейные традиции, он работает то в стиле лощеной керамики эпохи Кушана, то в стиле голубой темуридской керамики, экспериментирует в воссоздании ташкентской резной керамики V века, создает серии произведений по мотивам стиля "кашгари".
В гостеприимном доме Рахимовых как завет всем потомкам-кулолам помнят слова усто Мухитдина Рахимова: "Каждое изделие - из глины. Но нельзя забывать, что творец должен не только любить ее всем сердцем, но и помогать ей облекаться в нужную форму".
www.manzaratourism.com
Узбекская национальная керамика. Забытые формы. Новый проект Ассоциации Поваров Узбекистана
Мы, в Ассоциации Поваров Узбекистана выставку "Легенды Узбекской керамики" ждали с нетерпением. Потому что должны были приехать мастера, которые до сегодняшнего дня создают старинные, уже забытые нами керамические формы. Это и специальные сосуды для катыка и снятия сливок(каймака), и куза для тандыра или духовки, и толстостенные кувшины для ковурдак. И много другой специфической посуды, которая имеет очень эффективную физическую суть в своей основе.
В профессиональном поварском издании, журнале HoReCa, мы задумали публиковать цикл рассказов о старинной узбекской посуде, чего еще никто не делал до нас.Да и кому заняться этим исследованием, как не поварам-профессионалам?
Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Ургута, Усто Нумона Аблакулова
Президент Ассоциации Поваров Узбекистана, Акбар Хамдамович Умаров познакомился с каждым из мастеров. Изучил интересные формы керамической посуды, представленной на выставке. Состоялось интереснейшее обсуждение свойств каждого предмета.
Гончар Усто Нуман Аблакулов и президент АПУ Акбар Умаров
Десятки форм ликопча, самые разные касы, особые формы сосудов для уксуса и множество чайников. Главная тема - крышки для подачи блюд, которые испокон веков создавали наши гончары. В мастерской риштанского гончара Усто Алишера Назирова уже давно создают этот уникальный предмет.
Гончар Усто Алишер Назиров и президент АПУ Акбар Умаров
Если вас заинтересовала тема вопросов назначения и технологи использования старинных узбекских керамических форм посуды, то добро пожаловать, на страницы журнала HoReCa, на сайт Ассоциации Поваров Узбекистана.Выставка "Легенды Узбекской керамики". Фрагмент экспозиции мастера из Риштана, Усто Алишера Назирова
iqmena.livejournal.com
Керамика Узбекистана - Minzifa Travel Uzbekistan
01 июня 2014 г.
Гончарное ремесло издревле было распространено на территории Средней Азии. Сюда съезжались торговцы с разных стран, чтобы заполучить красивые вазы, пиалы и блюда. Искусные мастера Узбекистана, и по сей владеют тонкостями этого ремесла, превращая труд гончара в искусство. Художественная керамика – это один из традиционных, отлично сохранившихся видов декоративно-прикладного искусства современного Узбекистана.
Древние города Узбекистана – Самарканд, Шахрисабз, Гиждуван, Хорезм, помимо своих архитектурных достояний, выделяются еще и как крупные центры гончарного искусства. Мастера этого дела создают в этих славных городах замечательные предметы из керамики, сохраняя традиции гончарной школы, которые зародились много веков назад. Керамика Узбекистана, в основном представлена в удивительных образцах хозяйственной и столовой посуды. Это расписные ляганы (блюда), пиалы, кувшины разных размеров, которые представляют не только практическую значимость, но и являют собой образцы удивительного, тонкого гончарного искусства. Гармония цвета, необычное переплетение узоров – вот, что отличает работы узбекских мастеров керамики.
Риштанская керамика отличается необычным стилем изготовления керамики. Этот способ неповторим, его не встретить в других регионах современного Узбекистана, а так же и в других центрах керамики во всем мире. Свое название керамика получила от названия города – Риштан, что находится в Ферганской области. Местные мастера этого города, и разработали этот способ получения глины, которая совмещает в себе функциональность и практичность, а так же является хорошим материалом для создания декоративной посуды. Посетив Узбекистан, вы сможете сами убедиться в том, насколько самобытна и привлекательна его культура, познакомиться со многими предметами искусства, развитого здесь.
www.turi-uzbekistana.ru