Рош ха-Шана – еврейский Новый год. Блюда еврейский новый год


Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)

Рош ха-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана) — праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает "голова года", начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на сентябрь или октябрь.

Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, которые носят название "йом-ха-арихта" ("один длинный день"), и в это время запрещена любая работа, кроме приготовления еды.

В 2017 году Рош ха-Шана (наступление 5778 года по иудейскому летоисчислению) выпадает на 21 и 22 сентября, начинается праздник 20 сентября вечером, так как в иудейском календаре отсчет суток ведется с вечера накануне, с захода солнца.

В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы (священное писание в иудаизме) и читать специальные молитвы раскаянья (слихот).

Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому — жить, а кому — умереть. Это время называют "Страшными днями" или "Днями трепета". В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в "Книгу жизни", куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Поэтому Рош ха-Шана — это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы, которые должны повлиять на решение Всевышнего. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника.

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то трубят только во второй день, который никогда не выпадает на субботу. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий.

Звуки шофара призывают человека к раскаянию. "Трубный глас" слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем "вживую", а не в записи и не посредством электронных носителей.

В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи, и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

Праздничные свечи зажигают также и девушки. Их к этому приучают родители примерно с трехлетнего возраста. Причем дочь зажигает только одну свечу и делает это раньше матери.

В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее (до начала праздничной трапезы). Причем новый огонь создавать в праздник нельзя — запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.

Обычно до наступления праздника зажигается свеча, которая горит целые сутки. От нее хозяйка дома переносит огонь на праздничные свечи. Свечи в честь праздника зажигаются также и во вторую ночь, но только после появления звезд на ночном небосводе.

В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей.

Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем — благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша — от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша — днем, после молитвы и до заката.

Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и острое, а также орехи.

Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба — символ плодородия; голова барана (или рыбы) — знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты — в надежде на обильный урожай; морковь, порезанная кружочками, — по форме и цвету она напоминает золотые монеты и символизирует богатство; круглая сладкая хала с изюмом — чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.

В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят, "чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате".

В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают обычай, называемый ташлих ("сбрасывание грехов").

Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, произносят молитву покаяния и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи. Во время чтения молитвы они в воду производят символическое "стряхивание" с одежд совершенных прегрешений или вытряхивают карманы.

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день.

В праздничные дни все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Рош ха-Шана – еврейский Новый год

В этом году Рош ха-Шана, или еврейский Новый год, празднуется 25-26 сентября. В этом году празднуется 5775 год с создания мира по еврейскому календарю. Считается, что судьба каждого на весь год решается Всевышним именно в этот день. Накануне Рош ха-Шана у евреев принято говорить друг другу – «пусть вам будет записано только хорошее». Вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. Но у еврейского Нового года есть еще и другое, кроме праздничного, значение – это день суда, в который принято осознавать совершенные в предыдущем году поступки и каяться в неблаговидных делах, если они, конечно, были.

В первый день еврейского Нового года принято трубить в рог, что означает: «очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Еврейский Новый год празднуется в Израиле всеми, празднование длится два дня – 1 и 2 числа первого месяца по еврейскому календарю. На Рош ха-Шана все дарят друг другу подарки, поздравляют близких и родственников, вся семья собирается за одним столом и употребляет традиционные праздничные блюда.

Рош ха-Шана, имеет древние кулинарные традиции, отраженные в рецептах еврейской кухни. В зависимости от местности проживания, набор блюд на еврейский Новый год может немного отличаться, но обязательно подается рыба, как символ плодородия, обязательно – голова рыбы или барана, которую должен съесть глава семьи, чтобы быть во главе, а не в хвосте, сладкую халу с изюмом, различные овощи и фрукты, обязательно яблоки и мед – принято в начале празднования Рош ха-Шана съесть кусочек яблока, обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым. Также принято есть на еврейский Новый год гранат – евреи считают, что в нем столько же зернышек, сколько заповедей в Торе.

kashewar.com

Еврейский новый год - Рош ха Шана

Еврейский новый год - Рош ха Шана, это не обычный праздник, праздник с запутанной традицией и большим количеством вопросов часть из которых до сих пор остаются без ответа. Итак, что мы знаем о Рош ха Шана? Какие названия есть у этого праздника? Сколько дней и когда празднуют Рош ха Шана? Сколько раз в году отмечают евреи новый год? Зачем трубят в Шофар и что такое Шофар? Как связаны, Еврейский Новый год и Страшный суд? Какие блюда подают на праздничный стол в Рош ха Шана (Еврейский новый год)? Эти и другие вопросы будут затронуты в данной статье. Начнем как всегда с имени. Как правильно называется Еврейский Новый год? Дело в том, что названий у еврейского нового года несколько; Рош ха Шана, «День трубного звука», а так же «День суда».

Что бы узнать, откуда все эти название произошли, мы обратимся, к первоисточнику, которым конечно является Тора. В двух местах, в Торе написано следующее: «И сказал Господь Моше так: Говори сынам Исраэйлевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите огнепалимую жертву Господу» (Книга Ва икра 23 строки 24-27). «И в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас; никакой работы не делайте; днем трубления да будет он у вас». (Книга Бемидбар 28-29 строки 1-2). Вы скажите, а где же тут вообще новый год, если речь идет о седьмом месяце? Вы правы на все 100%, но тут нужно провести правильное разделение. Есть отсчет месяцев, от момента обретения свободы, то есть избавления от египетского рабства, а есть отсчет месяцев от начала года. Соответственно седьмой месяц он от Песаха, а первый, с какой стати? К сожалению никаких объяснений, на этот счет пока нет, кроме, пожалуй, одной находки, найденной в Тель Гезер. Это каменная плита размером 11см на 7см, на которой на древнееврейском (табличка датирована 10 в.д.н.э.) написан список из 8 строк. В списке, на каждой строке написано слово «месяц», иногда два раза, и что в него делают. Такого рода сельскохозяйственный календарь, который начинается со сбора урожая как раз в то время, когда мы празднуем Рош ха Шана(Еврейский новый год). В собрании устной торы, так же известной под названием «Мишна», есть такая строчка: «В первый день месяца Тишрей, Рош ха Шана (глава года) для исчисления лет, для исчисления лет Шмиты (не собирают урожай с полей, дают земле отдохнуть)», для исчисления лет Ювалот (каждые 50 лет освобождение рабов, возврат забранных земель и т.д), для Нетиоь (Ту би Шват). Рош ха шана - еврейский новый год

То есть, это первый раз, когда мы видим письменный источник который, указывая на дату, называет именно ее началом года, у иудеев. Над сборником Мишна, работал в свое время раби Ехуда ха Наси могилу которого вы можете видеть в Бейт ха Шаарим, а жил уважаемый Ехуда ха Наси в Ципори, где и закончил работу над собранием устной Торы в начале третьего века нашей эры. Если посмотреть на традиции народов окружавших иудеев в древности, или на тех, которые ходили сюда с войнами, можно заметить, что у многих из них, год начинался весной. Египтяне, вавилоняне и персы, все отмечали эту дату весной и отмечали несколько дней подряд. На эту же дату приходится исход иудеев из Египта, который иудеи празднуют в Песах. В Торе сказано, что праздник празднуют в первый день месяца Тишрей, почему же сегодня мы празднуем Рош ха Шана (Еврейский новый год) два дня? Дело в том, что во времена храма, начало каждого месяца устанавливалось свидетельством в суде. Свидетельством того, что видели новую луну. Свидетельствовать не могли: дети (мальчики младше 13 лет), женщины, рабы, слепые, глухие, сумасшедшие, плохие, презренные, аферисты, обманщики и пастухи. Список не полный. Свидетели чаще всего приходили вовремя, но так как суд или Санхедрин, находился в одном месте, а телефонов и интернета не было, то люди, жившие далеко от этого места, не всегда знали, когда же точно начинается месяц, поэтому праздники часто праздновали два дня, что бы, не ошибиться. В то время часто подобного рода новости передавали на большие расстояния, зажигая костры на вершинах гор. Но пока зажгут один костер, пока его станет видно на другой горе, пока зажгут костер там, и так далее, в общем, праздник длился два дня, пока не ввели постоянный календарь, который основывался на вычислениях, а не на свидетельствах очевидцев луны. Гилель II, бывший главой Санхедрина и один из потомков раби Ехуда ха Наси в 359 году по еврейской традиции (точной даты нет), ввел данную систему, и с того времени она действует по сей день. Еврейский новый год - Рош ха Шана

Сколько раз в году, празднуют иудеи новый год? Иудеи празднуют новый год по своей традиции четыре раза в год, + еще один раз (но только светские) отмечают новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Первый новый год празднуют в первый день месяца Нисан, и на сей счет сказано в Мишне, что это новый год для отсчета лет правления царей, а так же день отсчета для трех праздников, в которые иудеи приходили в Иерусалимский храм. Второй новый год празднуют в первый день месяца Элуль, о котором в Мишне сказано, что это новый год для отсчета десятины от новорожденного скота, который отдавали в иерусалимский храм. Третий новый год это тот, про который данная статья, а четвертый новый год, уже описанный Ту би Шват. Теперь давайте разберемся с «трубным звуком». Нигде не написано, что это за труба и где этот звук евреи уже слышали. Для тех, кто не совсем помнит содержание ветхого завета, сразу скажу, что до Иерихонских труб они еще не дошли. Первое обращение к народу Всевышний делает в пустыне синайской, а второе в степях Моавских, напротив Иерихона (что у мертвого моря), и лишь после этого они через какое-то время пересекают реку Иордан и атакуют город Иерихон. Трубой, скорее всего, был «Шофар», который изготавливается из полого рога животных, чаще всего из бараньего рога. Такими рогами пользовались в древнем мире для нескольких целей. Это могли быть военные цели, как наступление или отступление, могли быть предупреждающие сигналы, как например, при появлении правителей, могли быть предупреждения о начале какой либо даты, например, начало и конец Шабата (субботы). Теперь важно еще понять слово, которое употребляется в иврите, и которое мы на русский язык переводим, как «трубный звук». На иврите употребляется слово «труа», что можно перевести как; трубить, дуть в рог. Все было бы просто, если бы на этом все заканчивалось, но вы же имеете дело с иудеями, а посему тут только начинается спор. Что значить трубить? Сколько раз? Как долго? Если много раз, то есть ли среди них долгие и короткие звуки, в каком порядке и сколько раз (если вы еще не сказали «Господи», или «Боже мой», то я удивлюсь). Повторюсь, что нам не известно о чем нам должен напомнить этот «трубный звук», но на этот счет есть несколько традиций. И так, что иудею должен напомнить трубный звук? Одна из наиболее популярных традиций говорит о том, что звук шофара напоминает, о воцарении Всевышнего в этот день над всем человечеством. Вторая напоминает о событиях у Синайской горы, и даровании Торы. Третья говорит о дне суда, в который судит Всевышний человека за поступки прошедшего года и в дальнейшие дни до Судного дня решается, каковым будет для него этот новый год. Еще одна из традиций говорит, что трубный звук приближает человека к вере в Бога.

А что же на счет «День суда»? Тут еврейская традиция, описанная в той же Мишне, говорит, что все люди в этот день предстают перед Всевышним, а он рассматривает содеянное ими в году минувшем. В Тосефте (сборник того, что не вошло в Мишну), написано, что в Рош ха Шана (Еврейский новый год), как бы начинается слушание по делу каждого, а приговор выносится в Судный день. Поэтому в Рош ха Шана всем желают «Гмар хатима това», что означает пожелание хорошей записи в книгу судеб. Но мы достаточно поговорили о празднике, пора и за стол садится.

Что же подают на стол в Рош ха Шана – Еврейский Новый год? Первый письменный источник находится в «Ктувим» (книга Писания). В книге Нехемии написано: «ешьте жирное, и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовлено, так как день этот свят перед Господом нашим; и не печальтесь, ибо радость Господня – ваша опора». Отсюда еще традиция посылать подарки друг другу. Подробное описание находится в Талмуде, где амора по имени Абайе говорит, что в Рош ха Шана (Еврейский новый год) к столу подают; тыкву, или кабачок, фасоль, лук порей, свеклу или шпинат, и финики. Все места, где вам попалось слово «или», переводчики не уверенны, что имелось в виду. Через лет 200-300 после этого, упоминают за столом такие продукты как; мед, жирное мясо и баранью голову. Еще лет через 500-700, упоминается плод граната, яблоко и рыба. Позднее начинается популярное сегодня сочетание обмакивание яблока в мед, с пожеланием «Шана Метука» - Сладкого года. На счет поедания бараньей или рыбьей головы, есть известное выражение: «что бы были мы во главе, а не в хвосте». То есть что бы быть первым среди народов, а не последним. Гранат означает изобилие и благословение в доме. Теперь ознакомившись с событиями, и поняв, что к чему в традициях и за столом, осталось только пожелать всем – Шана Това, ве Метука! (Хорошого и сладкого Нового года)

prichal.com

Еврейский Новый Год или Рош Ха-Шана 2017: блюда и традиции праздника

20.9.2017 | 18:59

7835777

КИШИНЕВ, 20 сен — Новости-Молдова. Рош Ха-Шана или Еврейский Новый год по лунному иудейскому календарю начинается в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину сентября — начало октября по светскому календарю

В 2017 году Рош Ха-Шана начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня — по иудейскому летоисчислению праздник знаменует наступление 5778 года с момента сотворения мира.

Рош Ха-Шана (Рош аШана, Рош хашана), который дословно в переводе с иврита означает «голова года», один из наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

В Рош Ха-Шана, по еврейской традиции, предопределяются судьбы и события всего следующего года.

Время покаяния

Новый год — один из важнейших еврейских праздников. Название Рош Ха-Шана впервые упоминается в Мишне (устная Тора), в которой этот праздник называется Йом Труа (напоминание о трубном звуке). Название Йом Труа связано с особой заповедью, приписанной этому празднику: издать трубный звук.

В дни празднования в синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога), вызывая верующих на Божественный суд и призывая к переосмыслению своих поступков, покаянию, доброте помыслов.

Само слово шофар происходит от слов «исправление, улучшение». Традиция трубить в шофан продолжается уже не первое столетие, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу.

Рош Ха-Шана символизирует шестой день сотворения мира – в этот день Всевышний создал прародителя человечества – Адама, который впоследствии нарушил запрет и был изгнан из Рая. С тех пор Бог в этот день творит суд над человечеством и определяет судьбы людей на следующий год.

Евреи верят, в этот день на небесах решается — кто будет жить в достатке или же в лишениях, а кому суждено умереть. И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполненные покаяния и восхваления, должны повлиять на решение Творца.

Поэтому в месяц элул, предшествующий Новому году, верующий должен покаяться, отчитаться в совершенных поступках, сказанных словах — в синагогах читают «слихот» — особые покаянные молитвы, и подготовиться к начинающемуся году. Но вера в то, что Господь желает своим детям лишь добра, превращает Рош Ха-Шана в настоящий праздник.

Рош Ха-Шана — это время раскаяния и духовного возрождения, а также время принести свои извинения или попросить прощения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу «хорошего приговора».

Завершается этот период постом — Днем искупления, который называется Йом Кипур.

Судный день

Йом Кипур — День искупления или Судный день, иудеи всего мира отмечают в десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря.

Праздник, который в 2017 году выпадает на 30 сентября, напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне.

Именно тогда евреи тяжко согрешили — создав золотого идола и поклоняясь ему. Разгневанный Бог хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош Ха-Шана — еврейского Нового года.

Традиции праздника

Новый год, как и все другие еврейские праздники, начинается незадолго до захода солнца. Праздник приходит в дом с момента, когда хозяйка зажигает свечи.

Глава семьи совершает «кидуш» (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина), и все желают друг другу быть вписанным в «Книгу жизни».

Затем приступают к праздничной трапезе, на которой едят «симаним» (знаки) — особый набор продуктов, каждый из которых символизирует пожелание — просьбу к Всевышнему, цель которых — начать Новый Год с добрых примет.

Завершается трапеза благословением — благодарностью Господу за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что ежедневно от Него получают.Особо торжественная служба проводится в синагоге утром, в течение которой несколько раз трубят в шофар, при этом все молящиеся должны вслушиваться в его звуки. В шофар не дуют, если служба в честь Рош Ха-Шана выпадает на Шаббат, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает в категорию запретной «работы».В праздники, как и в субботу, в зал вносят свиток Торы и по нему читают места, посвященные Рош Ха-Шана, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.

Оба дня Рош Ха-Шана евреи ходят на службу в синагогу, слушают молитвы. Кроме того, во второй половине первого дня, по традиции, люди идут к проточному водоему и бросают в воду хлебные крошки, символизирующие грехи человека.

Люди приветствуют друг друга, говоря просто «Шана Това» — «Хорошего вам года», или такой фразой, как «Лешана това, тикатев ветехатем» — «Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!».

По традиции, в праздник все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

Праздничные блюда

В Рош Ха-Шана, во время первой (вечерней) трапезы соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго Нового Года.

В начале трапезы хлеб окунают в мед, а не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание «сладкого года». Это символизирует желание, чтобы наступающий год был сладким и счастливым.

По традиции, во время трапезы многие едят баранью голову – в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Исаака, или голову рыбы – чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом».

На праздничный стол подают овощи и фрукты во всех видах — чтобы наступающий год был урожайным. В том числе нарезанную кружками морковь, напоминающую по форме и цвету монеты — символ достатка, поскольку в Рош Ха-Шана определяется и благосостояние человека на весь будущий год.

Ни одно застолье не обходится и без граната, вкушая зернышки которого люди говорят: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».Есть и другие обычаи — как правило, они основаны на созвучии названий кушаний со словами, выражающими что-либо хорошее.

В этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года, так как любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим и «сладким».

Источник: Sputnik Грузия

moldovanews.md