Как должны православные люди питаться в будни, праздники и посты? Праздничное блюдо у христиан
Православное питание - особенности питания в будни, праздники и посты
12/10/2014 19:48
Содержание статьи:
Что такое православное питание? Прежде всего, это — сбалансированное и правильное в духовном и физиологическом значении питание, учитывающие традиции Православной Церкви, ее Посты и Праздники.
Система православного питания способствует духовному и физическому исцелению через строгое соблюдение постов и сдержанность в питании в обычные дни. Как именно соблюдать пост, и что позволено кушать православным в праздник и будни?
Особенности православного питания на каждый день
За свою долгую историю Православие успело обзавестись серьезной и достойной восхищения системой питания, способствующей очищению духа и тела, общему оздоровлению организма и даже лечению многих хронических заболеваний, благодаря ограничениям в рационе и растительной основе меню в посты и праздники.
В такие дни меню – категорически строгое, исключающее мясо и его производные (а иногда и рыбу), молочные продукты и само молоко, сыры и яйца, сладости и, конечно, продуктовое изобилие в целом.
Впрочем, переедания следует избегать и вне постов и праздников.
Какие продукты можно употреблять православному в будни и в праздники?
- Фрукты, бахчевые.
- Грибы (понемногу, с осторожностью) и ягоды.
- Зелень всех видов.
- Овощи любых видов (супы, рагу, салаты с растительным маслом, тушеные/запеченные овощи и пр.).
- Специи в разумных пределах.
- Безалкогольные напитки – чаи, отвары, компоты, фруктовые домашние соки, кисели, родниковая/талая вода.
- Все крупы, злаки.
- Рыба – нежирная, тушеная или в маринаде, запеченная с овощами, засоленная.
- Маринады и соленья.
- Горох, фасоль и чечевица.
- Семечки и орехи.
- Сухофрукты.
Что касается питания вне постов и праздников, в обычные дни – здесь особых продуктовых рамок нет, но переедание тоже не приветствуется.
По средам исключают мясные продукты, по пятницам исключена даже рыба (можно только растительную пищу).
Как держать православный пост — календарь православного питания на 2015, 2016 годы
Календарь православного питания на 2015 год
- Великий Пост (23 февраля – 11 апреля)В 1-ю и страстную седмицу – строгий пост. На чистый понедельник – ничего кушать нельзя. На остальное время: сухоядение по ПН, СР, ПТ; на ВТ и ЧТ — горячая пища без масла; по ВС — пища с растительным маслом
- Страстная пятница (3 апреля) – вплоть до выноса плащаницы кушать нельзя
- Лазарева суббота (4 апреля) – позволена рыбья икра
- Вербное воскресенье (5 апреля) – позволена рыба
- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – позволена рыба
- Петров пост (8 июня – 11 июля). По СР, ПТ – сухоядение. По ПН – горячая пища без масла. На остальное время — крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой
- Успенский пост (14 августа – 27 августа). Сухоядение – на ПН, СР и ПТ. По ЧТ и ВТ — горячая пища без масла. На СБ и ВС – пища с растительным маслом
- День Преображения Господня (19 августа) — позволена рыба
- Успенье – позволена рыба (при условии, что праздник в СР или ПТ)
- Рождественский пост (28 ноября – 6 января). Питание аналогично посту Петрову вплоть до Дня Святителя Николая (19 декабря)
- Введение во храм Пресвятой Богородицы – позволена рыба (если праздник в СР или ПТ)
- Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождества позволена рыба (по СБ и ВС)
- Сочельник. Кушать нельзя до 1-й звезды. После ее появления — сочиво
- По СР и ПТ – еженедельные постные дни (кроме сплошных седмиц). По СР нельзя мясо и молочные продукты, а в течение недели Всех Святых вплоть до Рождества Христова – нельзя кушать и рыбу с растительным маслом. Растительное масло дозволяется только в Дни празднуемых святых, которые пришлись на СР и ПТ, а рыба — по великим праздникам
- В 1-дневные посты можно (кроме СР и ПТ) пищу с растительным маслом, рыбу нельзя: 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 27 сентября (Воздвижение Креста Господня). В эти дни – строгий пост
- Нет поста, если Рождество Христово и Богоявление выпали на СР или ПТ
- Позволена пища с растительным маслом в праздники — Воздвижение Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также Рождественский и Крещенский сочельники
- Позволена рыба по СР и ПТ между Пасхой и Троицей, а также по СР и ПТ в праздники — Сретение, Успение, Преображение Господне, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова
Календарь питания в православный Великий Пост 2015 года
Календарь православного питания на 2016 год
- Великий Пост (14 марта – 30 апреля). Для 1-й и страстной седмиц – строгий пост. Полное воздержание – в чистый понедельник. На остальное время: сухоядение по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ВТ и ЧТ; пища с растительным маслом – по СБ и ВС
- Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – позволена рыба
- Страстная пятница (22 апреля) – вплоть до выноса плащаницы кушать нельзя
- Лазарева суббота (23 апреля) – позволена рыбья икра
- Вербное воскресенье (24 апреля) – позволена рыба
- Петров пост (27 июня – 11 июля). По СР и ПТ – сухоядение. По ПН — горячая пища без масла, а на все остальное время – крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой.
- Успенский пост (14 августа – 27 августа). Исключительно сухоядение – по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ЧТ и ВТ. Пища с растительным маслом – по СБ и ВС
- Успенье – позволена рыба, если день пришелся на СР или ПТ
- День Преображения Господня (19 августа) – позволена рыба
- Рождественский пост (28 ноября – 6 января). Схема питания до дня Святителя Николая (19 декабря) согласно Петрову посту
- Введение во храм Пресвятой Богородицы – позволена рыба, если день выпал на СР или ПТ
- Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождества позволена рыба по СБ и ВС
- Предпразднество. В СБ и ВС позволена пища с маслом. Рыба под запретом
- Сочельник. До 1-й звезды кушать нельзя. После ее восхождения — сочиво
- По СР и ПТ – посты (исключение – сплошные седмицы). Под запретом — мясо и молочные продукты
- Неделя Всех Святых до Рождества Христова. Под запретом — растительное масло и рыба. Масло можно лишь в дни святых, пришедшиеся на СР и ПТ
- Строгие 1-дневные посты (исключение – СР, ПТ). Позволена пища с растительным маслом, под запретом рыба: 27 сентября (Воздвижение Креста Господня), 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи)
- Богоявление и Рождество Христово – отсутствует пост, если праздники – в СР и ПТ
- Рождественский и Крещенский сочельники, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня – позволена пища с растительным маслом
- Дозволяется рыба между Пасхой и Троицей (по СР и ПТ), а также в праздники, выпавшие на СР/ПТ — Сретение, Преображение Господне, Успение, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова
Православное меню в пост на каждый день – особенности ежедневного питания в православный пост
Как и чем следует питаться в православный пост?
Предлагаем вам приблизительное меню (не по монастырскому уставу), исключающее употребление животных продуктов:
Меню на понедельник:
- На завтрак: любая каша на воде + джем + печенье + фрукты + чай
- На обед: постный борщ + салат (грибы) + хлеб + фрукты + чай с медом
- На ужин: вареники + капустно-морковный салат + мармелад + чай
Меню на вторник:
- На завтрак: кофе + каша на воде + печенье
- На обед: постный суп + картофельный салат + хлеб с медом + фрукты + чай
- На ужин: макароны + домашний соус (томаты) + салат из сырых овощей + хлеб + компот
Меню на среду:
- На завтрак: кофе + мюсли + фрукты с печеньем
- На обед: гороховый постный суп + хлеб + винегрет + чай
- На ужин: греча с жареным луком + тушеные грибы + свежие овощи + компот + хлеб
Меню на четверг:
- На завтрак: фрукты + кофе + хлеб с кабачковой икрой
- На обед: постный гороховый суп + хлеб с винегретом + чай
- На ужин: рис, тушеный с овощами + горошек (консервы) + компот
Меню на пятницу:
- На завтрак: мюсли + фрукты с печеньем + кофе
- На обед: постный грибной суп + чай
- На ужин: картофель + зелень + тушеная цветная капуста + компот + хлеб
Меню на субботу:
- На завтрак: каша на воде + печенье + кофе
- На обед: постный грибной суп + салат из морской капусты + компот + хлеб
- На ужин: рагу из овощей + чай + хлеб
Меню на воскресенье:
- На завтрак: каша на воде + сок + хлеб с фруктами
- На обед: постные щи + котлеты (грибы с картофелем) + чай + хлеб
- На ужин: капустные пироги + компот
Если нестерпимо хочется к ночи перекусить, можно скушать в 9 вечера кусочек подсушенного хлеба с зеленым чаем.
Питание в религиях: христианство
Христианство
Христианство – монотеистическая религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа. В христианстве две священных книги Библия (Ветхий Завет) и Новый Завет. Если эти две священных книги расходятся в трактовке каких-то событий и вещей, то несомненное предпочтение отдается Новому Завету. Сами верующие считают христианство здоровым образом жизни.
Очень сильные расхождения в этих книгах по отношению к питанию. Христиане считают, что с приходом Христа многие законы и запреты перестали действовать. Законы существовали для достижения духовности, Христос показал, что любой человек духовен, своей смертью он искупил все грехи человечества.
По отношению к питанию примечательны слова: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи."(1Кор.6, 12-13)
То есть, человек может употреблять в пищу абсолютно все, но далеко не все полезно. А так как мы должны беречь свое тело как сосуд для души, то наша обязанность думать о здоровье и о том, как быть здоровым. Здоровое питание – залог здоровья, поэтому употреблять в пищу все подряд не рекомендовано, хоть и позволительно.
Именно эти принципы заложены в христианстве, где не существует полных запретов на какие-нибудь продукты, но существуют правила ограничений. Разберемся более детально в питании христиан.
Первые люди были вегетарианцами, ели траву, плоды деревьев. Этим же питались все, «в ком есть душа живая». Эта пища была благоприятна для развития человека, первые люди, по словам из Библии, жили очень долго. Но условия изменились, люди размножились. Ною было разрешено в пищу «все движущееся, что живет». Строгий запрет был на плоть с кровью (душою), любую другую пищу можно было употреблять.
Такой способ питания существовал до того момента, когда особые указания по употреблению пищи получили евреи через Моисея (Левит и Второзаконие). Евреи были сильной, здоровой и умной нацией. Об этом можно судить по тому, что при переходе через пустыню не было заболевших. Об уме еврейских детей можно судить по рассказу о Данииле, жившему во дворце царя египетского. Даниил старался по возможности придерживаться законов кашрута (что было тяжело среди иноверцев). Питание пророка Даниила состояло из овощей, фруктов и злаков. Даниил перед царем показал себя умнее египетских мудрецов.
Иисус Христос, как иудей, придерживался законов питания своего народа. Но после его смерти и воскресения остался лишь один запрет: не есть идоложертвенное, хотя даже в этом случае, если человек не мог знать точно, что это за мясо, лучше было не задумываться о его происхождении. Тем не менее, в рацион включаются продукты, полезные организму. Давайте разберемся, почему.
Христианин должен быть живым свидетельством правильности учения Христа, здоровое тело во многом зависит от питания. Новый Завет содержит множество сведений об отношении христианина к пище. Главное, не налагать никакого бремени, кроме необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, крови, мяса мертвого животного. И все. В христианстве запретов на вид пищи нет. А вот потребление ее строго регламентировано.
Во-первых, актуальна заповедь: не убий, которая распространяется не только на человека, но и на любое животное «с душою». Поэтому убийство животного допускается только при необходимости, когда нет никакой другой пищи. В современном мире другой пищи достаточно, поэтому отказ от мяса животных может только приветствоваться. К тому же, «добродетельный человек чтит жизнь животного».
Во-вторых, хоть и нет явного запрета на употребление в пищу свинины, но все-таки бесов Иисус отправлял в стадо свиней, то есть христианину стоит избегать включения в рацион мяса свиней. Жирное мясо способно вызвать заболевания сердца и психики (стадо свиней в ярости бросалось со скалы, и умирало от разрыва сердца).
В третьих, чем питался Иисус со своими сподвижниками? Как правило, это были плоды деревьев, в тени которых они отдыхали, хлеб, который можно было брать с собой в дорогу, и мед.
Когда проповеди Христа приходили слушать различные люди, которым надо было что-то есть, Христос кормил всех хлебом и рыбой. Он не стал кормить людей более сытным мясом, потому что на переваривание мясной пищи необходимо больше времени, мясо не способствует духовному развитию, кроме того, человеку надо отдохнуть, что непозволительно во время сжатых сроков, которые отводились на проповеди и учение.
Растительное масло применялось не только в пищу, но и в некоторых обрядах, можно сказать, что оно «благословенно», блудница, принесшая Иисусу Христу сосуд с маслом, была допущена к трапезе. Помните, что все сподвижники Христа – иудеи, которым сидеть за столом с не евреем запрещено, а есть продукты, до которых дотрагивался не иудей, – грех.
Как относился Иисус Христос к вину? Вино в рационе допустимо, но оно должно быть качественным (эпизод превращения воды в вино на свадьбе, когда вода стала качественным вином, значительно лучшим, чем подавалось в начале свадебной церемонии). Ни в коем случае нельзя напиваться, это грех.
Иисус Христос соблюдал длительные посты, в которые он практически ничего не ел. Для размышлений он отправлялся в пустыню, чтобы его никто не отвлекал, и не было всевозможных соблазнов. Сам он не говорил, чтобы следовали такой духовной практике все люди, это невозможно, но многие христианские святые, монахи и отцы церкви придерживаются правила соблюдения постов и отказываются от пищи животного происхождения, питаясь растительной пищей. Умеренность в еде необходима, чтобы не плоть руководила нашими поступками, а ум. Нельзя приносить мясо для освящения. Освятить можно плоды, хлеб, растительное масло, кагор, крупяные блюда. В особые дни допускается освящение сдобы (блины, куличи) и яиц. Ритуальная пища раздается голодным и бедным или съедается служителями церкви. Освященную пищу категорически нельзя выбрасывать или отдавать животным. Иисус Христос учил, а позднее повторили его апостолы, что ради еды не надо разрушать божье создание, если есть возможность поесть что-либо другое.
Подведем краткий итог питания в христианстве. Нет никаких запретов на употребление пищи, кроме пищи с кровью и мертвечины. Но употребление мяса не приветствуется, существует множество ограничительных постов и постных дней (в году их более 200). Почти столько же запретительных дней на молочные продукты и яйца (их меньше на неделю, в Масленицу допускается употребление молочных продуктов, а вот мясное уже есть нельзя). Постные дни – дважды в неделю (вне постов). В некоторые постные дни допустима рыба. На способы приготовления пищи запретов нет. Здесь уже можно сказать о традиционной русской кухне, в ней много супов, вторые блюда тушатся, запекаются (еда готовилась в русской печи, жарить на ней было очень трудно). Растительная пища используется по сезону, свежая или подвергшаяся тепловой обработке. Ее можно освящать, значит, именно фрукты и овощи благословенны. Мед не считается пищей животного происхождения, разрешен в пост, он предпочтительнее сахара, особенно в те дни, когда не рекомендуется употребление в пищу приготовленного руками человека. Пост предполагает некоторые дни питаться пищей, которую не надо готовить, то есть орехи, семечки, фрукты и овощи.
В целом такое питание можно назвать здоровым. Для православных, думающих о том, как быть здоровым всем членам семьи, питание в соответствии с канонами религии будет полезным. Разумное чередование употребления животной и растительной пищи, рациональное соотношение по употреблению насыщенных и ненасыщенных жиров. Мучная сдоба и сладости (конфеты, шоколад) по праздникам – это тоже разумно. Недостатки: хоть редко, но разрешена жирная пища животного происхождения (жирное мясо, сало), ограничения только в пост на употребление жирной молочной продукции (сливки, сметану, сливочное масло). Если строго придерживаться постов, то в рационе мало рыбы. Большинство христиан полагают, что рыба не относится к животной пище, и едят ее всегда. Но отношения к рыбе неоднозначны, например, в строгий Великий пост употребление рыбы разрешено всего дважды (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и один раз икра (Лазарева суббота). Разрешение на свинину и свиное сало можно объяснить климатическими условиями. В России всегда было холодно, поэтому мясная пища необходима. А сало хранится лучше, чем мясо. Поэтому, чтобы продлить возможность потребления мяса, сохранялось и употреблялось в пищу сало.
Каждый человек, придерживающийся тех или иных религиозных убеждений, может подчеркнуть достоинства своего питания и объяснить недостатки (с точки зрения не адепта религии). Например, мусульманин скажет, что еда в пост в вечернее время объяснима жаркими климатическими условиями, днем в пище скорее размножатся всевозможные бактерии, приготовление пищи в вечернее время с этой точки зрения разумнее. Мясо, приготовленное иудеем, мягкое, менее калорийное, бульон от него прозрачен и вкусен. Христианин обилием множества постов и постных дней оправдает ежедневное употребление блинов в Масленицу и куличей в Пасху. Правильность питания своего народа могут отстаивать, причем аргументированно, и врачи. Хочется заметить, что главное при любом питании – умеренность. Если Вы задумываетесь над тем, как быть здоровым, продукты здорового питания можно найти в национальных кухнях любого народа.
Будьте здоровы!
www.healthy-info.ru
Христианская традиция питания | Этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области
Несомненно, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая.В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и соответственно, мясо с нестекшей кровью (в частности, "удавленину").
В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11).Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь "чистая" пища. Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой.
С течением времени эти запреты обрастали "преданиями старцев", мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. К первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний.
Одной из составляющих нравственной чистоты, по учению Христа, является правильное отношение к еде. Заботы о хлебе насущном не должны заслонять духовных исканий, становиться целью жизни.
Удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не должно превращаться в служение своему чреву, пища не должна порабощать человека, делаться его кумиром, порождать страсть. Таким образом, с внешнего, чисто формального выполнения Закона акцент был перенесен на внутреннее воздержание, духовное трезвение.
С течением времени в христианский обиход вошли блюда, имеющие символическое значение. У первых христиан это была рыба, символизирующая Иисуса Христа. Впоследствии в традиции закрепились пасхальные куличи, пасхи, крашеные яйца, поминальная кутья и т. п.К IV веку, когда христианство стало государственной религией, христианское общество утратило высокий уровень нравственности, присущий первым общинам. Немногие подвижники старались удалиться от мира, презирая все его блага, чтобы сохранить душевную чистоту. Из совместных поселений монахов возникли монастыри.
Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов ("вариво с зелием" и "сочиво", по терминологии славянских уставов), иногда сыр. Приправу составляли соль и оливковое ("деревянное") масло. Ели один раз в день, Только в субботу и воскресенье полагалась еще вторая — вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием. Монахи проводили время в молитвах и труде. Но несмотря на это, стремление к монашеской жизни было столь велико, что число монахов в первых монастырях достигало пятидесяти тысяч. Объясняется это тем, что в монастыре человек переставал быть игрушкой в руках временщиков, холопом князей века сего..
Монастыри IV-V веков приняли преемство нравственной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах.В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голодным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся. В лихую годину монголо-татарского ига русские монастыри в неурожайные годы становились последней надеждой для притекающего к ним голодного и обездоленного люда. В один из таких годов Кирилло-Белозерский монастырь кормил 600 человек, а Пафнутьево-Боровской — 1000 человек ежедневно
В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображения всей жизни человека. Полностью исключалось употребление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже помещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем самым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи поднималась до проникнутого светом Преображения чина ее вкушения.
В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало использованию в пищу богатых даров природы — рыбы, грибов, ягод, орехов, меда. Неутомимые земледельцы подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивали разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды.
Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.
Распространение в обществе аскетического идеала привело к тому, что пост стал нормой христианского быта. В последующее время особое внимание Церкви к посту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианина (монтанисты, манихейцы), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрций, Иовиниан и другие). Учение Церкви о посте суммировалось Гангрским собором, который запретил нарушение установленных постов, но в то же время запретил осуждать собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Окончательно сроки православных постов были установлены только на Константинопольском соборе в 1166 году.
Вглядываясь в историю, нетрудно заметить, что при всех различиях эпох неизменной в христианстве остается главная идея — идея трезвого, нравственного отношения к еде, умеренности в удовлетворении потребностей. Существующая сейчас православная традиция является проверенной на опыте поколений реализацией этой идеи.
С давних времен в России сложилась своеобразная культура питания, отвечающая ее географическим и национальным особенностям. Она отражена в таком заменательном письменном памятнике XVI в., как "Домострой", составленный монахом Сильвестром. Строгая регламентация русского стола и секреты приготовления блюд, соответствующих православному календарю, передавались из поколения в поколение.
В XIX веке большой популярностью пользовалась книга Елены Молоховец "Подарок молодым хозяйкам". Замечательным трудом являлась "Энциклопедия питания" Д. В. Каншина.
Семидесятилетний период господства атеистического мировоззрения не прошел даром для этой области. Традиция и культура питания оказались забытыми, а во многом и невозвратимо утраченными. Изменился и сам быт, условия жизни, круг употребляемых продуктов питания.
по материалам: http://trapesnaya.ru/
etnokonf.astrobl.ru
Христианские блюда в вашей тарелке
«Ты – то, что ты ешь!», – гласит известная мудрость. А задумывались ли вы, что то, что ты ешь, зависит от того, во что ты веришь? Извечный спор, что первично, яйцо или курица, мысль или материя, давайте рассмотрим с кулинарной точки зрения. Во время Великого Поста, который продлится в 2014 году до 20 апреля, хотелось бы обратиться к теме христианских блюд. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но если бы Князь Владимир не крестил Русь, то в нашем меню, возможно, отсутствовали или, по крайней мере, не стали бы такими популярными такие продукты, как гречка, свекла, огурцы и капуста... Удивлены? Что ж, обо всем по порядку.Где гречка, а где татарка?
Гречка – растение родом из Юго-Восточной Азии, произрастающее в диком виде в субтропиках. Первыми возделывать гречку стали народы Индии и Непала. К славянам гречка попала вместе с христианской религией и так, как первыми ее выращивали греческие монахи, эта культура получила название «гречка». В Европу же она попала позже, в средние века, вместе с рыцарями-крестоносцами, совершившими военный поход с арабами (сарацинами) за святые места. Так что не удивительно, что во многих европейских языках, например, во французском, гречка звучит как «сарацин». В восточной Европе – Польше, Украине, Поволжье – эту крупу называют «татарка», что указывает на татарский след в происхождении культуры.Первоначально словом «каша» обозначалась именно гречневая каша, и только потом это понятие расширилось и стало включать в себя блюда из разных круп. Появившись с новой христианской религией, гречка так полюбилась славянам, что стала одной из основных круп. Во времена Великого Княжества Литовского поля цветущей гречихи считались символом государства, а в меню белорусов насчитывалось более 40 (!) отличных друг от друга блюд из гречки. Многие рецепты, к сожалению, забыты безвозвратно, но некоторые из них можно найти в записных книжках домохозяек и в меню ресторанов. Это гречневые каши, в том числе по старо-радзивилловски, колдуны с гречкой, лемешка, клецки, гречаники, пелюхи, голубцы с гречкой и грибами, колбасы, в том числе, знаменитая кровянка, гречневые блины, гречневая драчена...
И такое внимание к этой культуре не случайно: гречка укрепляет иммунную систему, улучшает кровообращение, снижает уровень холестерина, к тому же она проста в приготовлении и вполне доступна. Есть еще одно малоизвестное достоинство гречки – она не требует никаких удобрений, которые только портят вкус крупы. Единственный метод увеличить урожайность – сделать доступным опыление цветущей гречихи пчелами. Два в одном: вот вам и большой урожай гречихи и целебный гречишный мед!
Кто там незрелый?
Вы наивно полагали, что солить огурцы – это чисто славянская традиция? И здесь греки нас опередили: выращивали огурцы еще во времена Гомера, да и само слово «огурец» в переводе с греческого означает «незрелый». Древние римляне сажали огурцы в кадках на колесиках, чтобы было удобно поворачивать вслед за солнцем. Кстати, рецепт опохмелки огуречным рассолом также римляне придумали. В средние века огурцы выращивали монахи, потому что есть одно малоизвестное свойство у этой культуры: семена снижают либидо, что очень помогало святым отцам в их праведной жизни…Но есть другая версия происхождения огурцов: «татарская». В пользу этой теории говорит тот факт, что семена первых огурцов датируют 11 веком. Их археологи нашли в Поволжье, где стояла в те времена Золотая Орда. Эти же исследователи считают, что есть огурцы с медом нас тоже научили татары. Но для Беларуси вероятнее всего иная история: такой странный кулинарный обычай – сочетать огурцы с медом, достался белорусам от французов после войны 1812 года, когда завоеватели, вспоминая родину, где огурцы с медом считались деревенским десертом, баловали себя день ото дня. Местная старобелорусская шляхта, представители которой перешли на сторону Наполеона, переняла эту традицию и долгое время считала такое сочетание продуктов лечебным.
В скором времени подробности появления этого блюда забылись, но мы все равно с удовольствием наслаждаемся огурцами с медом, а особо тонкие ценители сочетают мед с малосольными и даже солеными огурцами.
Съедобная «голова»
Выращивать капусту повсеместно славяне стали в IX веке. А появление этой культуры в районах Причерноморья связывают с греко-римскими поселенцами. Древнерусское название культуры «капоуста» имеет латинский корень «caput», что означает «голова».Суровый климат, долгие зимы – именно эти факторы, в первую очередь, повлияли на широкое распространение капусты. Наши предки предпочитали капусту в квашенном виде. Она была основным источником витамина С в зимний и весенний период. А появление новой христианской религии заставило изобретательных славян придумать новое блюдо, которое соответствовало бы строгим правилам постов, но, в то же время, было бы сытным и вкусным. Так появились щи. Вариантов рецептов щей огромное множество, может именно в этом секрет их долговечности и популярности?
Свекла для древних греков
В дикой природе свекла имеет небольшой корешок, почти такой, как у петрушки. Круглая форма, которую мы все знаем, это результат долгого отбора доморощенных селекционеров. И произошло это так давно, что на стенах Помпеи можно найти фрески с изображением уже круглой свеклы. В славянские земли свекла попала из Греции и первоначально называлась «сеукль». Постепенно это слово трансформировалось в «свекла», а другое название «бурак» указало на его яркий насыщенный цвет.Огромное количество блюд из свеклы можно найти как в меню наших предков, так и на столах современного человека. Белорусы со своей экономностью и богатой фантазией использовали в еду не только корнеплоды, но и верхнюю молодую часть, из которой готовили «ботвинью». До появления картофеля белорусов за их огромную любовь в ботвинье даже называли «ботвинниками».
Свекла – очень полезный овощ, блюда из которого подойдут как для постного стола, так и для пышного застолья. Странно, что европейцы с их прямо-таки фанатичным отношением к здоровому образу жизни, не оценили должным образом этот корнеплод. В Европе с трудом можно найти на прилавках разве что консервированную свеклу или листовой вариант – мангольд.
oede.by
что готовить и как правильно праздновать
Если говорить упрощенно, то Пасха празднуется в первое воскресенье после первого новолуния, в день или сразу же после весеннего равноденствия. То есть, между 4 апреля и 8 мая (22 марта и 25 апреля по старому стилю).
В 2018 году православная Пасха — 8 апреля. В этот день верующие празднуют Воскресение Иисуса Христа, Сына Божия, который восстал из мертвых на третий день после Его распятия.
С наступлением Пасхи заканчивается Великий пост, самый долгий и строгий в году. А самые суровые испытания ждут постящихся в последнюю неделю Великого поста, которую называют Страстной седмицей.
Воскресение Христово отмечается всю неделю, семь дней подряд. Понедельник и остальные дни недели называют Светлыми или Пасхальными. Во время богослужений на этой неделе Царские врата иконостаса всегда открыты, хотя обыкновенно в начале литургии они заперты. Широко распахнутые врата символизируют врата Царствия Небесного, которые Христос открыл для всех людей.
Поздравлять друг друга восклицанием "Христос Воскресе!" принято до самого праздника Вознесения, который отмечается спустя 40 дней после Пасхи.
Что готовить на Пасху в 2018 году
Традиционные блюда праздничного пасхального стола – это окрашенные яйца, кулич и творожная пасха. Обычаи, связанные с этими угощениями, берут свое начало в древности, а первые упоминания о них можно найти в ранних христианских источниках, которые не были включены в канон.
Крашеное яйцо
История, изложенная в древних текстах, рассказывает о встрече римского императора Тиберия с равноапостольной Марией Магдалиной, которая обратилась к нему со словами "Христос Воскресе" и протянула яйцо (символизирующее появление новой жизни из скорлупы-"гроба"), в качестве подарка.
Насмехаясь над Марией Магдалиной, при множестве очевидцев, Тиберий воскликнул, что куриные яйца не бывают красными, а мертвые не воскресают. В этот момент яйцо стало ярко-алым. Это предание стало широко известно среди христиан, а обычай окрашивать яйца в алый цвет и дарить их друг другу со временем вошел в праздничный обиход и превратился в религиозную традицию.
Пасхальный кулич
Традиция печь на Пасху куличи также пришла к нам из древности. Куличом в наших краях называют сладкий праздничный хлеб из дрожжевого теста. По преданию, после воскресения Христа он стал являться апостолам во время трапезы. Они начали оставлять для Христа свободное место в центре стола, и ставили на стол хлеб, предназначенный для Него.
С течением лет в Византии зародилась традиция помещать хлеб (на греческом языке слово "хлеб" звучит "артос") на стол во время празднования Воскресения Господня, в память о том, как Христос разделял хлеб с апостолами. Затем хлеб раздавали бедным.
До сих пор в церковном каноне освященный на Пасхальной седмице хлеб называется "артос", он кладется на аналой в первый день Пасхи и на всю Светлую седмицу.
А праздничный хлеб круглой формы на греческом языке называется "колликион". Отсюда произошло и название "кулич". А когда эта традиция широко распространилась, свой артос-колликион, пасхальный кулич, на праздник начали выпекать в каждой семье.
Творожная пасха
Если крашеные яйца и пасхальный кулич на праздник готовят абсолютно все православные, то творожная пасха — явление не повсеместное.
Этому традиционному угощению обычно придают вид усеченной пирамиды. Творожная пасха символизирует Гроб Господень, где произошло Воскресение Иисуса Христа. Лакомство всегда украшают буквами "ХВ", которые обозначают "Христос Воскресе!".
Правда, далеко не везде творожная пасха известна. В некоторых областях России и Украины "пасхой" называют знакомый нам кулич. А блюдо из творога и вовсе не входит в праздничную народную традицию.
Когда приходить в церковь на службу в праздник Пасхи
Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Приходить в храм можно в любое время, а основные события праздника разворачиваются после 23.00. Ближе к полуночи служится Полунощница, а ровно в полночь начинается пасхальная утреня, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых".
Перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".
Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.
После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.
История празднования Пасхи
Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".
В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.
Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.
Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.
Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.
Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
ru.sputnik.md
Христианские посты и праздники. Правила христианского поста. Вегетарианство и его отличие от христианского поста
Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего – обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него – день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.
Христианские праздники и посты
Какие существуют христианские посты и праздники? Год церковных богослужений состоит из неподвижного круга событий и Пасхального круга. Все даты первого твердо установлены, тогда как события второго зависят от даты Пасхи. Именно она – величайший праздник всех верующих, несущий смысл христианской веры, воплощающий надежду на всеобщее воскресение. Дата эта непостоянна, ее каждый год высчитывают по православной пасхалии. После этого светлого дня по важности идут двунадесятые праздники. Их двенадцать, три из них – преходящие, именно они зависят от дня Пасхи. Это Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. А непреходящие двунадесятые праздники – это Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все они связаны с земной жизнью Христа и Девы Марии и почитаются как воспоминание о святых событиях, произошедших когда-то. Кроме двунадесятых, великими праздниками считаются: Обрезание Господне, день Апостолов Петра и Павла, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.
Понятие христианского поста
Периоды воздержания для верующих – неотъемлемая часть жизни. Само слово «пост» произошло от греческого apastia, что в дословном переводе значит: «тот, кто ничего не ест». Но ограничение в пище у христиан мало общего имеет с лечебным голоданием или диетой, ведь забота о лишнем весе здесь совершенно ни при чем. Первое упоминания о посте в Библии мы встречаем в Ветхом Завете, когда Моисей постился 40 дней перед тем, как получить от Господа заповеди. А Иисус провел столько же времени в пустыне, в голоде и одиночестве, прежде чем выйти к людям со словами своих проповедей. Постясь, они думали не о своем физическом здоровье, а в первую очередь об очищении разума и отречении от всего земного.
Не в наших силах так строго поститься – без воды и пищи, но о смысле поста забывать мы не имеем права. Нам, грешным людям, он дан для избавления от страстей, для понимания, что человек – это сперва дух, а потом плоть. Самим себе мы должны доказать, что можем отказаться от любимых блюд и продуктов ради достижения чего-то высшего. Ограничение в пище во время поста – лишь помощь в борьбе с грехами. Научится бороться со своими страстями, дурными привычками, внимательно следить за собой и не допускать осуждения, зла, уныния, распрей – вот что значит поститься.
Главные христианские праздники и посты
Церковью установлены однодневные посты и многодневные. Среда и пятница каждой недели – это дни, когда православные не едят молочной и мясной пищи, стараются удерживать свои мысли в чистоте и помнить о Боге. В среду мы постимся в память о предательстве Иисуса Иудой Искариотом, а в пятницу – в воспоминание о распятии и страданиях Христа. Эти однодневные христианские посты установлены навсегда, соблюдать их нужно круглый год, за исключением сплошных седмиц – недель, во время которых воздержание отменяется во славу великих праздников. Однодневные постные дни установлены также накануне некоторых праздников. А многодневных постов четыре: Рождественский (длится зимой), Великий (весенний) и летние – Петров и Успенский.
Великий пост
Самый строгий и продолжительный – Великий христианский пост перед Пасхой. Существует версия, что он был установлен еще святыми апостолами после смерти и чудесного воскресения Иисуса. Поначалу христиане воздерживались от всякой пищи каждую пятницу и субботу, а в воскресенье праздновали воскресение Христа за литургией.
Сейчас пост начинается обычно за 48 дней до Пасхи. Каждая седмица наделена особенным духовным смыслом. Недели, во время которых предписано самое строгое воздержание – первая и последняя, Страстная. Она названа так потому, что в течение этих дней вспоминаются все события жизни Христа, предшествующие его крестным мукам, смерть и воскресение. Это период особенной скорби и усиленных молитв, покаяния. Поэтому, как и во времена апостолов, пятница и суббота Страстной недели предполагают отказ от любой пищи.
Как держать пост?
Какие правила христианского поста? Некоторые полагают, что для того, чтобы поститься, необходимо благословение священника. Это, несомненно, хорошее дело, но соблюдение поста – обязанность каждого православного человека, и если нет возможности взять благословение, нужно поститься без него.
Главное правило: соблюдать воздержание, избегать зла физического и духовного. Язык сдерживать от гневных и несправедливых слов, мысли – от осуждения. Это время, когда человек сосредотачивается на себе, на осмыслении своих грехов, внутренне отрешаясь от мира. Кроме пищи, постящийся сознательно ограничивает себя в развлечениях: посещения кинотеатров, концертов, дискотек и других мероприятий откладываются на время. Также нежелательно смотреть телевизор и читать развлекательную литературу, злоупотреблять интернетом. Исключаются курение, различные спиртные напитки и интимная близость.
Как питаться во время поста?
Что можно есть в христианский пост? Он подразумевает, что пища должна быть проще и дешевле, чем та, к которой вы привыкли. В былые времена деньги, сэкономленные в течение поста на питании, жертвовали бедным. Поэтому рацион постящегося основан на крупах и овощах, которые обычно дешевле мяса и рыбы.
Что можно есть в христианский пост?
Великий и Успенский посты считаются строгими, а Рождественский и Петров - нестрогими. Отличие в том, что во время двух последних в определенные дни разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и даже выпить немного вина.
Прежде чем приступать к посту, следует продумать свой рацион, чтобы организм не ощутил недостатка витаминов и микроэлементов. Зимой их много в квашеных овощах, особенно в капусте, а летом – в свежих овощах, фруктах и зелени. Готовить картофель, кабачки, баклажаны, морковь лучше на пару, в мультиварке или гриле – так они сохранят все полезные вещества. Очень хорошо соединять тушеные овощи с кашами – это и вкусно, и полезно. Не забывайте о зелени и сезонных фруктах, а зимой – о сухофруктах. Источником белка на этот период могут стать бобовые, орехи, грибы и соя.
Что нельзя есть в пост?
Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше». Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта.
Послабления во время поста
Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.
- Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди.
- Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод.
- Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания.
Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса. Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей.
Вегетарианство и его отличие от христианского поста
На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством. Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.
Вегетарианство – это образ жизни, предлагающий отказ от нанесения вреда всему живому. Вегетарианцы не просто не едят продуктов животного происхождения, они также часто отказываются от шуб, кожаных сумок и сапог, выступают в защиту прав животных. Такие люди не едят мяса не потому, что ограничивают себя, а потому, что это принцип их жизни.
В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи – временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу. Кроме того, постные дни сопровождаются напряженной духовной работой, молитвами, покаянием. Поэтому говорить о схожести этих двух понятий можно лишь с точки зрения питания. А основы и сущность вегетарианства и христианских постов не имеют ничего общего.
fb.ru
12 блюд на Рождество и Свят Вечер
Кутья - главное блюдо, с которого начинается рождественская трапеза. Она символизирует достаток и благополучие в доме и всегда делается сладкой - с медом,маком, сухофруктами, цукатами, сахаром, узваром - чтобы всей семье весь следующий день сладко жилось. Кутья - это зерно, а значит, символ вечного возрождения и веры в Христа.
Пироги и пирожки должны обязательно стоять на рождественском столе возле хозяина дома: выпечка и блюда из теста символизируют солнечную мужскую энергию. Напеките разных пирогов, пусть понемногу - с маком, картошкой, капустой, кашей, овощами...
Рыба является олицетворением женской энергии, водной, и ее также должно быть достаточно, нескольких видов - жареная рыба, тушеная, соленая - особенно если женщина мечтает о сыне или дочке. Кроме того, рыба - древний символ Христа, и потому рыбные блюда на столе 6 января должны быть обязательно.
Вареники - символ достатка и райской жизни, ведь праведникам предначертано попасть в рай, где они будут как вареники в масле. Вареники могут быть с самыми разными начинками: картошкой, картошкой и грибами, капустой, капустой с грибами, сладкие версии - с маком, черносливом, сухофруктами...
Блюда из гороха и фасоли также очень важны на столе в Свят вечер: считается, что бобовые принесут в дом достаток. Также они символизируют вечную Божью весну - возрождение после упадка.
Голубцы символичны одним своим названием: голубь - символ Божьей гармонии и красоты, мира и любви.
Ставят на стол в Свят вечер также первые блюда - борщ на свекольном квасе или капустняк. И тот и другой готовятся из простых растительных ингредиентов, и эта простота рождает гармонию и сытную еду. Так и человек, ежедневно работая над собой, становится чище и мудрее. В некоторых регионах в борщ добавляют ушки с начинкой - картошкой, капустой или грибами (готовятся по рецепту вареников, выглядят как мелкие пельмени).
Узвар - отвар из сухофруктов - символизирует живую воду, которая очищает душу и тело. Эта задача решается далеко не только символически: приготовленный из домашней сушки, а можно с добавлением сушеных душистых трав (мелиссы, мяты, лепестков розы) и плодов (шиповника, черноплодной рябины), с добавлением яблочного или грушевого сока, он дает действительно мощный заряд хорошего настроения и укрепляет иммунитет.
Итого, список 12 рождественских блюд выглядит так:
- кутья,
- узвар,
- пирожки и пампушки,
- грибы,
- голубцы,
- рыба,
- борщ,
- винегрет (или другая вариация салата со свеклой, простыми овощами и душистым подсолнечным маслом),
- вареники с картошкой,
- вареники с капустой,
- фасоль или горох,
- домашние соленья.
12 блюд могли быть не единственным угощением на традиционном столе. Приветствовались блюда из картошки - например, деруны. Круглые, золотистые, они символизировали солнце.
Ниже мы предлагаем вам лучшие рецепты 12 блюд на Рождественский Свят вечер.
Богатая кутья рецепт
Кутью можно готовить не только из пшеницы, но и из ячменя, риса, с добавлением разных сортов орехов и различных сладостей.Чтобы приготовить богатую кутью на Рождество, вам будут нужны:
- 1 стакан пшеницы для кутьи,
- 1 стакан мака,
- горсть дробленых грецких орехов,
- горсть изюма,
- 4 столовых ложки меда,
- 2-3 столовые ложки сахарной пудры.
Как приготовить богатую кутью
Мак запарьте кипятком и оставьте на ночь. В отдельной посуде запарьте кипятком пшеницу и также оставьте на ночь. С мака слейте излишек жидкости, снова запарьте, тут же слейте воду и обсушите мак(удобно использовать для этой цели полотенце из хлопка).
Пшеницу залейте свежей водой (объем - в два раза больше, чем зерна, доведите до уверенного кипения, дайте остыть, слейте воду и повторите процедуру еще раз. Если у вас обычная пшеница, не обработанная для кутьи, такой метод не подойдет: после запаривания потолките пшеницу пестиком в ступке, а затем сварите на слабом огне до мягкости.
Мак дважды пропустите через мясорубку. Перемешайте все компоненты кутьи, доведите до нужного уровня сладости сахаром или медом. В кутью можно добавлять различные цукаты, коньяк или ром, а также кусочки шоколада или халвы.
Узвар из сухофруктов рецепт
Как приготовить узвар? Очень просто! Вам понадобится:
- По 1,5 стакана сушеных яблок, груш, абрикосов и шиповника,
- 3 столовые ложки сахара,
- 5 литров воды.
Как приготовить узвар
Сушку промойте, выложите в кастрюлю, добавьте сахар и залейте водой. Поставьте на слабый огонь, закройте крышкой и доведите до кипения. После того как узвар закипит, проварите его 1 минуту и тут же выключите, крышку не снимайте и дайте узвару в таком виде полностью остыть.
Сделать узвар современнее по духу и тоньше по вкусу помогут пряности - корица, гвоздика, бадьян, имбирь.
Голубцы с грибами
Голубцы далеко не такое сложное блюдо, как может показаться. Вам будут нужны такие ингридиенты:
- 1 головка капусты,
- 800 грамов свежих или свежемороженых грибов (эквивалент - 100 граммов сухих грибов),
- 1 стакан отварного рассыпчатого риса,
- 1 небольшая луковица,
- 2 столовые ложки с горкой томатной пасты,
- 1 лавровый лист,
- 2 горошины душистого перца,
- 5 столовые ложки растительного масла,
- вода,
- соль.
Считается, что для голубцов идеально подходит плоская капуста, а не округлой формы: она более рыхлая по структуре, ее листья лучше отделяются и более эластичные.
Как приготовить голубцы с грибами
Капусту проварите 3-4 минуты, обсушите. Жесткие прожилки подрежьте, листья прокатайте скалкой - так они станут мягче и послушнее.
Грибы отварите до готовности, мелко нарежьте. Лук также мелко накрошите и вместе с грибами обжарьте на 3 столовых ложках растительного масла. Смешайте с рисом, посолите по вкусу.
В каждый лист заверните 2-3 ложки начинки, скатайте голубцы и обжарьте их по несколько минут с каждой стороны на остальном масле. Выложите в чугунок или кастрюлю с толстым дном.
Томатную пасту разведите кипятком, залейте голубцы, так чтобы вода занимала 2/3 объема голубцов в кастрюле, положите пряности и тушите на самом слабом огне.
Если любите, чтобы капуста совсем распарилась и не чувствовалась, тушите 1,5-2 часа. Если капуста достаточно нежная и вам нравится ее вкус - тушите около часа.
Селедка по-ужгородски
Родиной этого вкуснейшего блюда является западная Украина. Приготовьте его на Свят вечер:
- 1 жирная слабосоленая селедка,
- 2 средних сладких яблока,
- 3/4 стакана ядер грецких орехов,
- 1 мелкая луковица,
- по 4 столовых ложки лимонного сока и рафинированного подсолнечного масла,
- 1 столовая ложка меда,
- 1 чайная ложка горчицы,
- 0,25 чайной ложки молотого тмина.
Как приготовить селедку по-ужгородски
У селедки отрежьте голову и плавники, удалите кожу, разберите на филе без костей и нарежьте небольшими кусочками. Лук разделите пополам, одну половину нарежьте тонкими полукольцами.
1 яблоко почистите, нарежьте тонкими дольками, смешайте с луком и селедкой. Второе яблоко также почистите от кожицы и семян, выложите в блендер, добавьте вторую половину луковицы, орехи, лимонный сок, масло, горчицу, мед и тмин, взбейте в однородный соус. Полейте селедку соусом, выставьте на холод на несколько часов перед подачей.
Фасоль заранее залейте холодной водой и оставьте на 6-8 часов. Промойте, залейте свежей водой и отварите до готовности. Лук мелко нарежьте, капусту отожмите от рассола.
Разогрейте масло на сковороде, выложите лук и капусту, добавьте лавровый лист, перец и тмин, потушите несколько минут, приправьте сахаром и оставьте тушиться на слабом огне на 7-8 минут.
С готовой фасоли сцедите воду, фасоль слегка истолките толкушкой, перемешайте с капустой и продолжайте тушить. Чернослив порежьте полосками, добавьте к фасоли с капустой, протушите вместе несколько минут, доведите по вкусу солью.
Маринованная скумбрия
Разнообразить рыбные блюда на рождественском столе можно при помощи маринованной скумбрии домашнего приготовления.
- 3 свежемороженых скумбрии,
- 4 небольшие луковицы,
- 3 ст. л. соли,
- 1 ст. л. сахара,
- 0,5 ст. подсолнечного масла,
- 1/3 ст. 9 % уксуса,
- 1 ст. воды,
- пучок укропа,
- 2 лавровых листа,
- 1 ч. л. без горки черного молотого перца.
Как приготовить маринованную скумбрию дома
Скумбрию поставьте размораживаться в холодильнике, постепенно. Когда она будет еще чуть плотной, разделайте ее, удалив голову и внутренности, нарежьте порционными кусочками.Лук нарежьте полукольцами, укроп мелко нарубите. Соль перемешайте с сахаром.
В емкость для маринования (банку или пищевой контейнер) выложите слоями: рыбу, соль с сахаром, немного перца, снова рыба, соль с сахаром, лук и укроп - и так далее. Воду, масло и уксус размешайте, осторожно залейте рыбу и поставьте в холодильник на 12 часов - и можно подавать.
Вареники с картошкой и капустой
Вареники с картошкой
Вареники с картошкой - классическое постное блюдо, без которого, как правило, не обходится ни один рождественский стол.
Ингредиенты для теста:
- 0,5 килограмма муки,
- 1 стакан холодной кипяченой или фильтрованной воды,
- 2 столовые ложки растительного масла,
- щедрая щепотка соли.
Ингредиенты для начинки:
- 3 картофелины,
- 1 луковица,
- 3 столовые ложки сушеных грибов,
- полпучка укропа,
- растительное масло,
- соль,
- черный молотый перец.
Для зажарки:
- 5-6 столовых ложек растительного масла,
- 2 луковицы,
- 3 дольки чеснока,
- соль,
- черный молотый перец.
Как приготовить вареники с картошкой
Муку просейте горкой, вверху сделайте углубление, влейте в него воду, масло и посолите. Замесите крутое эластичное тесто. Прикройте его чистым полотенцем и оставьте на час.
Грибы залейте кипятком, когда он остынет, сварите грибы до готовности в подсоленной воде. Картошку почистите и отдельно сварите целиком. Готовую картошку истолките. Выньте из отвара грибы, мелко нарежьте. Лук также мелко нарежьте и вместе с грибами обжарьте в небольшом количестве растительного масла до золотистости.
Смешайте с картошкой, мелко нарубите укроп и добавьте к начинке, щедро посолите и поперчите. Дайте начинке хорошенько остыть, слепите вареники (либо тонко раскатайте тесто - а это тесто отлично раскатывается - и вырежьте кружки стаканом, наполните начинкой и защипните, либо разделите тесто на несколько частей, скатайте колбаски, каждую нарежьте кусочками и раскатайте кружками-вареницами).
Слепленные вареники выкладывайте на присыпанную мукой доску или чистое полотенце. Варите в подсоленном кипятке 5-7 минут небольшими порциями. Для зажарки лук мелко нарубите, чеснок выдавите через пресс, поджарьте на растительном масле, приправьте солью и перцем. Полейте горячей зажаркой готовые вареники.
Вареники с капустой
Капуста - квашеная и тушеная белокочанная или тушеная краснокочанная - также одно из желанных блюд на рождественском столе. Оно символизирует внутреннюю силу каждого человека и всей общины, которая, собравшись вместе, как капустные листья у кочерыжки, может противостоять всем невзгодам. С капустой тушат грибы, помидоры, сладкий перец - или яблоки, сухофрукты. Приправляют лавром, тмином, душистым перцем. И, конечно же, готовят вареники с капустой.
Для вареников с капустой вам понадобиться приготовить тесто как в предыдущем рецепте.
Для начинки:
- 500 граммов квашеной капусты,
- 50 граммов сушеных грибов,
- 2 луковицы,
- 3 столовые ложки растительного масла,
- соль,
- сахар,
- черный молотый перец.
Грибы залейте кипятком, дайте немного постоять и набухнуть, затем сварите до готовности. Остудите и мелко нарубите. Лук также мелко нарубите, поджарьте до мягкости на половине масла.
Попробуйте капусту: если она слишком кислая, промойте ее в холодной воде. Выжмите из капусты лишний сок, мелко нарубите. Потушите на остальном масле до мягкости, понемногу подливая грибной отвар, приправьте сахаром, солью и перцем.
Смешайте готовую капусту с грибной поджаркой, потушите вместе несколько минут, приправьте по вкусу. Остудите и готовьте вареники, как в предыдущем рецепте.
Фасоль с капустой и черносливом
- 1 стакан фасоли,
- 200 граммов кислой капусты, квашенной с морковью,
- 1 луковица,
- 6-8 черносливин,
- 0,25 чайной ложки тмина,
- 0,5 чайной ложки черного молотого перца,
- 1-2 столовые ложки сахара,
- 1 лавровый лист,
- растительное масло,
- соль.
Фасоль заранее залейте холодной водой и оставьте на 6-8 часов. Промойте, залейте свежей водой и отварите до готовности.
Лук мелко нарежьте, капусту отожмите от рассола. Разогрейте масло на сковороде, выложите лук и капусту, добавьте лавровый лист, перец и тмин, потушите несколько минут, приправьте сахаром и оставьте тушиться на слабом огне на 7-8 минут.
С готовой фасоли сцедите воду, фасоль слегка истолките толкушкой, перемешайте с капустой и продолжайте тушить. Чернослив порежьте полосками, добавьте к фасоли с капустой, протушите вместе несколько минут, доведите по вкусу по соли.
Салат «Полонинский»
- 2 небольшие сладкие свеклы,
- 10 грецких орехов,
- 1 красная луковица,
- 300 граммов свежемороженых или 50-60 граммов сушеных лесных грибов,
- 3 дольки чеснока,
- 5 столовых ложек подсолнечного масла,
- 1-2 чайные ложки уксуса,
- соль,
- сахар.
Свеклу запеките до готовности (около 45-50 минут), обернув фольгой. Готовую свеклу почистите, нарежьте соломкой, приправьте уксусом и, если свекла не сильно сладкая, небольшим количеством сахара.
Грибы сварите до готовности (сухие нужно будет предварительно вымочить), остудите и нарежьте полосками.Лук разделите пополам, одну половину мелко нарубите и обжарьте до золотистости на масле, вторую - нарежьте тонкими полукольцами.
Орехи с чесноком перемелите блендером или мясорубкой. Соберите салат: смешайте свеклу, грибы, полукольца лука, заправьте луковой поджаркой и орехами. Посолите, если нужно, добавьте еще немного уксуса - и можно подавать.
Грибная подлива
- 0,5 литровая банка сушеных белых грибов,
- 2 луковицы,
- 3 столовые ложки муки,
- 1 стакан грибного отвара,
- 3 столовые ложки растительного масла,
- соль,
- горошины душистого перца,
- 3 дольки чеснока.
Грибы замочите в холодной воде на несколько часов, затем отварите грибы до готовности с душистым перцем. Остудите, грибы нарежьте полосками, отвар сохраните. Лук нарежьте полукольцами,смешайте с грибами, выдавите к смеси чеснок. Разогрейте масло в сковороде, обжарьте грибы и лук до легкой золотистости, присыпьте мукой, влейте грибной отвар, перемешайте, посолите по вкусу, уварите до легкого загустения.
vedmochka.net