Сладкие блюда. Значение сладких блюд в питании человека. Сладкие блюда лекции


Сладкие блюда и напитки

Продолжаем рассматривать раздел «Кулинария».

На этом уроке:

·        сладкие блюда и напитки.

Сладкие блюда и напитки стали уже традиционным дополнением к любому меню. Обычно ими завершают завтрак, обед или ужин. А еще они являются украшением любого праздничного стола.

И это всё не просто так! Оказывается сладкие блюда и напитки не только приятны на вкус, но еще и очень питательны и полезны. Ведь они обеспечивают организм человека необходимыми ценными веществами, такими как витамины и минеральные соли. А еще большинство из них содержат значительное количество сахаров. Кроме того, сладкие блюда и напитки создают чувство насыщения и благоприятно влияют на пищеварение.

Догадались, о каких сладких блюдах и напитках идет речь? Молодцы!

Давайте рассмотрим, из чего их готовят. Какие бывают сладкие блюда и напитки. А еще обсудим способы приготовления некоторых из них.

Итак, для приготовления сладких блюд и напитков в основном используют: фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, молоко, яйца, различные желирующие вещества.

Ассортимент сладких блюд и напитков очень разнообразен. К напиткам относятся компоты, кисели, фруктовые коктейли. К сладким блюдам – желе, муссы, самбуки и так далее.

Компоты и кисели готовят из различных плодов и ягод. Можно использовать как свежие, так и быстрозамороженные, сушеные, консервированные.

Компоты из свежих плодов и ягод не требуют продолжительной варки. При их изготовлении большинство фруктов достаточно залить прокипяченным горячим сахарным сиропом и дать настояться. А можно вымытые и нарезанные плоды сразу подвергнуть тепловой обработке. Для этого нужно поместить их в кипящую воду, слегка подкисленную лимонной кислотой. Таким образом, в компотах сохранится максимальное количество витаминов.

Компоты из сухофруктов готовятся немного дольше. Давайте рассмотрим последовательность их приготовления.

Итак, один стакан сушеных фруктов нужно перебрать, удалить посторонние предметы. Залить водой и дать постоять 10 минут. Потом воду слить, а фрукты хорошенько промыть (3-4 раза в теплой воде). Отделить яблоки и груши, так как они варятся дольше, чем остальные фрукты. В кастрюлю налить 2 литра воды и закипятить. После того, как вода закипела положить в кастрюлю груши и яблоки. Варить их минут 30-40 при медленном кипении. Затем добавить остальные фрукты и варить еще 15 минут. За 5 минут до конца варки добавить пол стакана сахара. Готовый компот охладить и можно подавать на стол!

При приготовлении киселей из свежих фруктов и ягод желательно заранее отжать из них сок или приготовить пюреобразную массу, а из выжимок сварить отвар. Отжатый сок добавляют в кисель после того, как заварят его желирующим веществом. Это поможет обогатить кисель витаминами, особенно витамином C, и сохранить цвет, вкус и аромат, которые свойственны сырым фруктам и ягодам. В качестве желирующего вещества для киселей используют картофельный крахмал.

Кисель приготовить гораздо легче, если вместо свежих ягод и фруктов использовать фруктово-ягодные сиропы и соки. А самый простой способ приготовления киселя – это использовать концентрат сухого киселя, который продается в магазинах.

В зависимости от консистенции кисель может быть жидким, средней густоты и густым.

Обычно готовят кисель средней густоты. Для этого нужно на 4 стакана киселя взять две столовые ложки картофельного крахмала. Для приготовления густого киселя, достаточно увеличить количество картофельного крахмала до трех столовых ложек.

Крахмал разводят во время варки сиропа охлажденным отваром, соком, сиропом, молоком или водой. При этом на одну часть крахмала берут 4-5 частей жидкости. Если развести крахмал заранее, то он осядет на дно.

Разведенный картофельный крахмал нужно процедить через сито и влить в горячий сироп, быстренько размешать, довести до кипения и закончить нагревание.

Чаще всего кисель подают на стол холодным. Кисель средней густоты можно подавать горячим. Густой кисель разливают в формы и охлаждают. Только предварительно нужно смочить форму холодной водой. Тогда охлажденный кисель легко отделится от нее.

Чтобы на поверхности киселя не появилась пленка, его нужно посыпать тонким слоем сахарного песка или сахарной пудры.

Давайте рассмотрим пример приготовления киселя из клубники.

Итак, нужно взять один стакан клубники. Ягоды очистить, промыть и протереть через сито. В кастрюлю налить два с половиной стакана воды, добавить три четвертых стакана сахара ихорошенько перемешать. Закипятить полученный сироп. Картофельный крахмал развести в холодной кипяченой воде.Делают это в соотношении две столовые ложки крахмала на один стакан воды. Затем влить разведенный крахмал в сироп и дать еще раз закипеть. В горячий кисель положить приготовленное заранее клубничное пюре и всё размешать. Клубничный кисель готов к употреблению!

Фруктовые коктейли – это напитки, которые готовят на основе свежих или замороженных фруктов. Их можно приготовить в сочетании с фруктовыми соками или молочными продуктами.

Готовить фруктовые коктейли можно из любых фруктов и ягод. Для их приготовления фрукты и ягоды можно смешать в виде пюре или добавить в пюре одного какого-нибудь вида фрукта свежий сок другого. Например, пюре бананов смешать со свежовыжатым соком цитрусовых.

Давайте посмотрим, как можно приготовить арбузно - клубничный коктейль.

Итак, арбуз нужно очистить от косточек и корки. Клубнику помыть, удалить листики. Затем сложить их в блендер и взбить. По желанию в коктейль можно добавить кубики льда.

Для приготовления желе и муссов используют те же продукты, что и для киселей, только вместо крахмала берут желатин. Готовят их одинаково, единственным отличием является лишь то, что муссы взбивают.

Для приготовления желе используют свежие фрукты и ягоды. Можно использовать натуральные соки, сиропы. Желатин нужно заранее замочить в холодной воде на час – полтора. Сок или фруктовое пюре довести до кипения. Добавить сахарный сироп. Затем растворить в получившемся растворе размоченный желатин. Хорошо размешать. Охладить раствор. Разлить в формы и дать застыть. Перед подачей на стол форму с застывшим желе на несколько секунд нужно опустить в горячую воду, чтобы желе лучше отстало от формы.

Давайте рассмотрим способ приготовления желе из клюквы.

Итак, желатин нужно замочить в холодной кипяченой воде. Клюкву перебрать, промыть и отжать из нее сок. Отжимки отварить. В процеженный отвар положить сахар, вскипятить и снять пену. Затем отвар снять с огня, ввести в него отжатый желатин и размешать. Когда масса немного остынет, влить в нее отжатый сок, процедить и разлить в формочки.

При приготовлении муссов нужно из ягод или фруктов с добавлением желатина приготовить такую же массу, как для желе. Охладить ее. Затем хорошенько взбить. Когда масса увеличится в объеме примерно в 4-5 раз и начнет слегка густеть, быстро разлить ее в холодные формочки и охладить.

Если при приготовлении мусса из густого фруктового пюре добавить яичных белков для пышности, то получится сладкое блюдо, которое называется самбуком.

Давайте рассмотрим, как можно приготовить самбук из яблок.

Итак, желатин залить холодной кипяченой водой. Яблоки обмыть, разрезать пополам, положить на противень. Подлить немного воды и испечь в духовом шкафу до мягкости. Горячие яблоки протереть через сито, сложить в глубокую кастрюлю и охладить. Добавить к ним сахар, сырой яичный белок. Затем хорошо взбить. Когда образуется пышная пенка, в массу ввести растворенный в горячей воде и процеженный желатин. Можнопо желанию добавить ванилин инемного взбитых сливок. Все хорошо перемешать, разлить в формы и охладить.

К качеству сладких блюд и напитков предъявляют определенные требования. Давайте перечислим их.

·        Компот состоит из сиропа и фруктов. Сироп должен быть прозрачным, от желтоватого до светло-коричневого цвета. Фрукты и ягоды (целые или нарезанные) не переваренными. Вкус компота сладкий с кисловатым привкусом, запахом фруктов и ягод, из которых он приготовлен.

·        Кисель должен иметь однородную консистенцию, по густоте напоминать сметану или сливки. Поверхность должна быть без пленки. Вкус сладкий. Привкус, запах и цвет соответствовать фруктам и ягодам, из которых он приготовлен.

·        Желе должно иметь однородную, студнеобразную, слегка упругую консистенцию. Вкус сладкий с привкусом и ароматом используемых продуктов.

·        Мусс должен иметь нежную, слегка упругую, мелкопористую консистенцию. Вкус сладкий с кисловатым привкусом. Не допускается наличие в нижней части мусса слоя желе, который образуется при недостаточном взбивании изделия.

Подведем итоги урока. На этом уроке мы говорили о сладких блюдах и напитках. Рассмотрели, из чего их готовят. Какие бывают сладкие блюда и напитки. А еще обсудили способы приготовления некоторых из них.

videouroki.net

Открытый урок по предмету "Кулинария". Тема "Приготовление сладких блюд"

Разделы: Общепедагогические технологии

План урока

Тема: "Приготовление сладких блюд".

Цели:

Обучающая: проконтролировать степень усвоения основных умений навыков, изученных и сформулированных при изучении технологии приготовления сладких блюд.

Развивающая: развивать у учащихся умение составлять технологические схемы и производить расчет необходимого сырья для приготовления сладких блюд.

Воспитательная: воспитать чувства ответственности за качество выполняемой работы, творческого подхода при выполнении задания.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: деловая игра

Форма проведения: групповая

Методическое обеспечение: к

  • карточки-задания для каждой группы,
  • карточки-ответы для экспертов,
  • оценочный лист.

Технические средства и наглядные пособия:

  • слайды;
  • рабочий лист;
  • сборник рецептур;
  • калькуляторы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка дежурных, отсутствующих.

2. Сообщение цели и ознакомление с порядком проведения занятия.

Сегодня мы с вами проводим урок в нетрадиционной форме. Это будет деловая игра "Вперед к тайнам кулинарии", где вы покажете и проявите свои знания, умения, навыки в приготовлении сладких блюд по изученной теме "Сладкие блюда". В процессе игры вы сможете раскрыть свои творческие способности, умение работать в команде. Правда, вы еще не профессионалы в кулинарии, а только пока учитесь мастерству, вы ученики, но все же кое-что уже умеете и знаете. Состязаться будут между собой 4 команды. Мне будут помогать 3 помощника из числа лучших учащихся (Шлюнд Ирина, Мамаджанова Саида, Лоик Анастасия).

3. Порядок проведения игры

Задание 1. Представление команды - (1-3 минуты)

Оценивается профессиональная характеристика профессии "Повар", название, девиз команды. Правильность ответа оценивают эксперты под номером 1, 2, 3 по 5 балльной системе.

Задание 2. Блиц-опрос по теме "Сладкие блюда и напитки".

Оценивается знания по изученному материалу, точность и правильность построения ответа.

На елочке развешаны новогодние игрушки, с обратной стороны указан вопрос, на который вам предстоит дать полный ответ. Правильность ответа оценивает эксперт под номером 1 по 5 балльной системе.

Вопросы:

1. Как классифицируют сладкие блюда?

2. Какие сладкие блюда были самыми популярными в русской кухне, как их раньше называли?

3. Каким образом можно избежать пленки на поверхности киселя?

4. С какой целью в кисель вводят ягодный сок и пюре в сыром виде?

5. Какое самое распространенное III блюдо на Украине, из каких продуктов готовят?

6. Как рекомендуется класть сахар в компоты, почему?

7. Какие продукты дополнительно можно положить в компоты для улучшения вкуса?

8. Какие продукты используют для плотности желе?

9. Какой крахмал используют для приготовления молочных киселей, почему?

10. В чем отличие приготовления муссов от желе?

11. Какие продукты лучше использовать для приготовления самбуков, почему?

12.Для приготовления кремов, кокой из продуктов обеспечивает устойчивую пену, почему?

13. Какие популярные напитки готовили на Руси?

14. Какие продукты, входя состав пудинга с консервированными плодами, как его еще называют?

15. При какой температуре подают холодные сладкие блюда?

16. В каком цехе готовят сладкие блюда?

Задание 3. Составление схемы приготовления сладкого блюда.

Оценивается знания и умения последовательного построения технологического процесса приготовления сладкого блюда. На елочке развешаны новогодние игрушки, с обратной стороны указан задание, на которое вы должны составить схему приготовления данного блюда. Правильность выполнения данного задания оценивает эксперт под номером 2 по 5 балльной системе.

Перечень сладких блюд:

Задание 4. "Определить наименование блюда по набору продуктов"

Оценивается знание рецептуры и наименование данного блюда, быстрота выполнения задания. На елочке развешаны новогодние игрушки, с обратной стороны указана технологическая карточка, по которой необходимо определить сладкое блюдо. Правильность выполнения данного задания оценивает эксперт под номером 3 по 5 балльной системе.

Перечень сладких блюд:

Задание 5. "Определить отсутствующий продукт в технологической карточке".

Оценивается знание технологии приготовления и рецептуры сладких блюд. Правильность выполнения данного задания оценивает эксперт под номером 1 5балльной системе.

Перечень сладких блюд:

Задание 6. Расчет количества сырья для приготовления сладкого блюда

Оценивается точность расчета сырья, необходимого для приготовления сладкого блюда. Быстрота и правильность выполнения задания по технологической карточке оценивает эксперт под номером 2 по 5 балльной системе.

6.1. Произвести расчет количества продуктов брутто и нетто, необходимого для приготовления 75 порций блюда "Шарлотка с яблоками". Выход 1 порции - 100г. (приложение)

6.2. Произвести расчет количества продуктов брутто и нетто, необходимого для приготовления 75 порций блюда "Пудинг сухарный". (приложение)

6.3.Произвести расчет количества продуктов брутто и нетто, необходимого для приготовления 55 порций блюда "Гренки с фруктами". (приложение)

6.4. Произвести расчет количества продуктов брутто и нетто, необходимого для приготовления 55 порций блюда "Яблоки в тесте". (приложение)

Задание 7. Домашнее задание: представление сладкого блюда

Оценивается оригинальность представления сладкого блюда.

Правильность выполнения данного задания оценивает эксперт под номером 3 по 5балльной системе.

4. Подведение итогов урока

Выступление экспертов. Комментирование работ учащихся с подведением общих итогов.

Подведение итога деловой игры "Вперед к тайнам кулинарии".

Критерии оценок:

  • 35 баллов - "5"
  • 34-30 баллов - "4"
  • 29-26 баллов - "3"

Общее количество балов:

  • максимальное количество - 30-35 баллов;
  • минимальное количество - 25 баллов.
  • Разобрать затруднения.
  • Показать способы ликвидации затруднений.
  • Оценить успешных.
  • Поддержать неуспешных.
  • Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу дальнейшей работы.

Получение учащимися информации о реальных результатов обучения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока " Сладкие блюда". (6 класс)

Тема:  Сладкие блюда.

Цели урока:

  1. познакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов;

  2. научить готовить сладкие блюда и напитки;

  3. воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность;

  4. развивать исполнительские умения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3-5мин.)

  1. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка списочного состава.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение пройденного материала (3-5мин.)

  1. Как правильно хранить муку?

  1. Что такое разрыхлители и для чего их применяют?

  2. Какие вы знаете способы приготовления теста?

  1. Объяснение нового материала (15-20мин)

Сладкие блюда завершают любой прием пищи, поэтому их еще называют десертными. Они очень украшают стол, но требуют очень умелого оформления. Для приготовления сладких блюд используют сахар, плоды, ягоды, орехи, различные фруктово-ягодные соки, экстракты, сиропы, яйца, молоко, сливки, мучные и крупяные изделия. Для улучшения вкуса и ароматизации сладких блюд в них добавляют ваниль, корицу, цедру цитрусовых плодов, лимонную кислоту, кофе, какао, вино, ликеры и т.п.

По температуре подачи сладкие блюда делятся на холодные и горячие. К холодным относят свежие фрукты и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, кремы и др. Подают их при температуре около 10°С, но не ниже 6°С.

К горячим сладким блюдам относят суфле, пудинги, шарлотки и т.д. Температура их подачи примерно 55°С.

Сладкие блюда не только вкусны, но и весьма питательны. Большинство их содержит значительное количество сахаров. Некоторые сладкие блюда, как например сливочное мороженое, крем и др., богаты жирами, а такие блюда, как творожный пудинг, воздушный пирог, — белками. Кроме того, ряд сладких блюд содержит также витамины, минеральные соли, необходимые организму человека.

Плоды и ягоды содержат витамины A, B1, С, Р, особенно они богаты витамином С. Больше всего витамина С имеется в плодах шиповника, незрелых грецких орехах, черной смородине, лимонах, апельсинах. Плоды абрикоса, рябины, хурмы, шиповника богаты провитамином А — каротином, который в организме человека переходит в витамин А. Витамины группы В содержатся в апельсинах, яблоках и грушах; в лимонах, грейпфрутах, а также в черной смородине имеется витамин Р.

Витамин С быстро разрушается при нагревании под воздействием кислорода воздуха. Неправильная обработка и варка плодов при изготовлении блюд могут значительно снизить их витаминную ценность. Поэтому сохранение витаминов в плодах и ягодах — одна из важнейших задач каждого кулинара.

Компоты из свежих плодов и ягод не требуют продолжительной варки; при изготовлении их большинство фруктов достаточно залить прокипяченным горячим сахарным сиропом и дать настояться. Таким образом в компотах сохраняется значительное количество витаминов.

Большое значение для сохранения витаминной ценности сладких блюд из свежих плодов и ягод имеет правильная обработка фруктов. Не следует хранить длительное время очищенные и особенно нарезанные плоды; надо избегать того, чтобы плоды и ягоды соприкасались с железной или медной посудой и т. п.

При изготовлении киселей, муссов, желе сок из свежих ягод следует отжимать и вводить в блюдо в конце его изготовления.

Большое значение имеет широкое использование консервированных фруктов (сушеных, быстрозамороженных и т. п.).

Замороженные плоды и ягоды по своим вкусовым достоинствам, питательности, содержанию витаминов почти не отличаются от свежих. В то же время они выгодно отличаются от фруктовых компотов (консервов) тем, что не подвергаются стерилизации, т. е. нагреванию при температуре выше 100°, вследствие чего в них лучше сохраняются вкусовые качества и питательные свойства свежих плодов. Замороженные плоды могут употребляться после размораживания как десерт, а также в качестве полуфабриката для приготовления компотов, фруктовых салатов, мороженого и других сладких блюд.

В качестве желирующих веществ для приготовления киселей, желе и кремов употребляют желатин, агар и крахмал, главным образом картофельный и значительно реже кукурузный (маисовый).

Плоды, частично поврежденные, тщательно обрезают и используют для приготовления пюре. Плоды и ягоды промывают два-три раза в холодной питьевой воде.

При очистке у яблок и груш удаляют сердцевину с семенной коробочкой, затем очищают кожицу, оставляя у груш плодоножку.

Для изготовления большинства сладких блюд плоды предварительно протирают. Перед протиранием яблоки варят или пекут, груши только варят. Сливы, абрикосы, персики и другие косточковые плоды, за исключением вишен, припускают в сиропе в течение 25—30 минут. Землянику, малину и другие ягоды протирают сырыми.

Все плоды подразделяются на два вида. Первый из них - семечковые плоды. К ним относятся яблоки, рябина, груши и айва. Все они содержат особые вещества - пектины, способствующие образованию желе, поэтому эти продукты лучше остальных подходят для приготовления джемов, повидла, пастилы и мармелада. К тому же семечковые плоды хорошо переносят долгое хранение.

Вторая группа - косточковые плоды. Ее составляют персики, черешня, вишня, абрикосы, слива, алыча и терн. В отличии от первой группы эти плоды не подлежат долгому хранению. Из них получаются прекрасные компоты, кисели и настойки.

Существуют еще и тропические плоды, незнакомые нашим прабабушкам. В настоящее время их также используют для приготовления десертов и напитков. К данному виду плодов можно отнести апельсины, мандарины, хурму, фейхоа, бананы и лимоны. Они придают сладкому блюду необыкновенный экзотический вкус. Десерт, приготовленный из них, может превратить обычный обед или ужин в настоящий праздник.

Требования к качеству сладких блюд.

  1. Сладкие блюда должны иметь цвет, вкус, запах тех продуктов, из которых они приготовлены.

  2. Кисель должен быть однородным, без комков, определенной густоты. Ягодный кисель должен быть прозрачным.

  3. У компота - сироп прозрачный, фрукты и ягоды целые, неразваренные.

  4. Желе и мусс должны  быть однородными, без комков.  Желе должно  быть прозрачным.

  1. Практическая работа «Приготовление компота и киселя» (45-50мин.)

Текущий инструктаж. Дегустация блюд.

Кисель из черной смородины.

  1. черная смородина - 500 г

  2. сахар - 150 г

  3. вода - 750 мл

  4. крахмал - 50 г

  5.  лимонная кислота - 1 г

 

Приготовление:

Смородину перебрать очистить от веточек и листьев, вымыть и протереть через густое сито или через соковыжималку. Если вы используете мясорубку то, отжать через марлю сок. Полученный сок слить в емкость и поставить в холодильник. Мезгу промыть водой и отжать через марлю.  Полученный таким образом второй сок дать отстояться и слить прозрачную часть. Часть от этого сока отделить и смешать с крахмалом, а в остальной части растворить сахар и довести на огне до кипения. Непрерывно мешая, влить разведенный крахмал и снова довести до кипения. Снять полученный кисель с огня, долить первый отжатый сок и лимонную кислоту, разведенную в небольшом количестве воды. Кисель готов.

Компот из ягод.

  1. 100 г ягод вишни

  2. 100 г ягод красной смородины

  3. 100 г ягод ирги

  4. 1,5 литра воды

  5. сахар по желанию.

Приготовление:

Замороженные ягоды промыть. Ягоды выложить в кастрюлю, залить водой и поставить варить. После закипания, томить на самом маленьком огне 30-40 минут. Процедить. По желаю можно добавить сахар.

  1. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7мин.)

  1. Расскажите как приготовить кисель.

  2. Назовите ассортимент сладких блюд.

  3. Какое значение играют фрукты и ягоды в питании человека?

Выставление оценок. Анализ урока.

  1. Домашнее задание (2-3мин.)

п.читать, ответить на вопросы.

infourok.ru

конспект урока :" Сладкие блюда и напитки ". 8 класс.

8 класс Дата: Проверено:

Тема: Сладкие блюда и напитки.(Факторы производства).

Цели: ознакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов; сформировать знания по хранению фруктов и ягод; научить готовить сладкие блюда и напитки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность; развивать исполнительские умения.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблицы и плакаты, набор фруктов и других необходимых продуктов, посуды и инвентаря.

Ход урока

  1. Организация урока.

  1. Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

  • Какие продукты необходимы для приготовления изделий из жидкого теста?

  • Какие инструменты и приспособления необходимы для приготовления теста?

  • Как правильно приготовить рабочее место?

  • Как правильно хранить муку?

  • Что такое разрыхлители и для чего их применяют?

  • Какое тесто называют жидким?

  • Какие способы приготовления теста вы знаете?

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Сладкие блюда и напитки – традиционное дополнение любого меню. Их ассортимент весьма разнообразен. Почему уже они так популярны, а главное, еще и полезны? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Сладкими блюдами и напитками непременно заканчиваются обеды, они являются украшением праздничного стола. Они приятны на вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.

Для приготовления сладких блюд и напитков используют фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, орехи, крахмал и др. высококачественные продукты.

С очень давних времен фрукты и ягоды находятся в рационе питания человека. Употребляя в пищу фрукты и ягоды, человек получает углеводы, органические кислоты, азотистые и дубильные вещества, витамины.

Фрукты и ягоды обладают многими лечебными свойствами: черника и груши оказывают закрепляющее, а сливы послабляющее действие на кишечник, малина используется для лечения простудных заболеваний, жимолость – для лечения артериального давления.

Фрукты делятся на следующие группы: ягоды, субтропические и тропические плоды, орехоплодные растения

.

Семечковые плоды образуются с участием плодоножки и состоят из кожицы, плодовой мякоти и пятигнездной камеры с семенами. Это яблоки, груши, айва.

Косточковые плоды – обладают высокими вкусовыми свойствами, содержат ценные питательные вещества, разнообразен химический состав этих плодов. К ним относятся: слива, вишня, абрикосы, персики.

Ягоды делятся на три группы:

  • Настоящие – семена погружены в мякоть – виноград, смородина, крыжовник, брусника, брусника, черника, клюква;

  • Ложные – образуются из разросшегося цветоложа и имеют на поверхности маленькие косточки. К ним относятся: земляника, клубника;

  • Сложноцветные – состоят из сросшихся маленьких «настоящих» плодов. Это малина, ежевика.

К субтропическим и тропическим плодам относятся: цитрусовые – лимоны, апельсины, мандарины, а также гранаты, инжир, хурма, бананы, ананасы и др.

Орехоплодные растения состоят из ядра, заключенного в сухую деревянистую скорлупу. В них содержится много жиров и белков. Это самые калорийные из продуктов растительного происхождения. К ним относятся: дикие и культурные орехи, грецкие орехи, миндаль, фисташки, арахис.

Фрукты и ягоды быстро портятся и не могут длительное время храниться свежими. Поэтому их сушат, замораживают, замачивают, засаливают, засахаривают.

Ассортимент сладких блюд и напитков разнообразен. Это кисели, компот, желе, муссы, кремы, фруктовые коктейли, мороженое и др.

Перед приготовлением сладких блюд фрукты и ягоды подвергают первичной обработке. Их перебирают, промывают, очищают, нарезают.

Для сохранения витаминов, содержащихся в ягодах и фруктах, при приготовлении сладких блюд надо соблюдать следующие условия:

  • Инструменты и приспособления для первичной обработки ягод и фруктов и приготовления из них сока должны быть из неокисляющихся материалов (нержавеющей стали, пластмассы)

  • Для приготовления и хранения блюд из фруктов и ягод надо использовать эмалированную, стеклянную или керамическую посуду.

  • При тепловой обработке ягоды и фрукты следует закладывать в кипящую воду (или сироп)

  • Приготавливая желированные сладкие блюда, надо предварительно отжать из свежих фруктов или ягод сок, заварить его и по окончании варки влить в кисель или мусс.

К качеству сладких блюд предъявляются требования:

  • Сладкие блюда должны иметь вкус, цвет и запах тех продуктов, из которых они приготовлены.

  • Кисель должен быть однородным, без комков, определенной густоты. Ягодный или фруктовый кисель должен быть прозрачным.

  • Желе и мусс должны быть однородными, без комков, иметь форму той посуды, в которой их готовили, консистенция – слегка упругая. Желе должно быть прозрачным.

  • У готового компота – сироп прозрачный, фрукты и ягоды целые, неразваренные.

5 . Практическая работа.

«Приготовление киселя и компота» (учебник, с. 152-153)

  1. Итог урока.

    • Дегустация блюд, приготовленных учащимися, их самооценка.

    • Замечания учителя по практической работе.

    • Заключительное слово учителя.

Нехитрое блюдо - кисель. Но посмотрите, как интересно вы сумели оформить это блюдо. Чуть побольше крахмала – и кисель стал густым. Сливки, фрукты и немного фантазии превратили известный многим напиток в изысканный десерт.

Как видите, хозяйка должна быть не только хорошим кулинаром, но и художником- оформителем. Творите, выдумывайте, фантазируйте, экспериментируйте – и ваши блюда будут неповторимы.

7. Домашнее задание: п. 27 (учебник, с. 150-153) , ответить на вопросы.

multiurok.ru

Урок технологии на тему "Сладкие блюда"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нарын – Худукская средняя общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

«СЛАДКИЕ БЛЮДА»

Учитель: Манджиева К.Б.

Предмет: технология

Класс: 7

МКОУ «Нарын – Худукская сош»

Район: Черноземельский

Республика Калмыкия

Конспект урока

Тема: «Сладкие блюда»

Цели: Обучающая: ознакомить учащихся с ассортиментом сладких блюд, их значением в питании человека; учить способам приготовления сладких блюд; проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков.

Развивающая: развивать у учащихся трудовые навыки, исполнительские умения, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус и чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Вид урока: практикум

Форма проведения: групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технические средства и наглядные пособия: проектор, слайды; инструкционные карты, схемы.

Оборудование: электрическая плита, микроволновые печи, миксеры,

кухонный инвентарь и посуда.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие. Создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

  • Отметка присутствующих

II. Актуализация знаний

- Опрос учащихся по пройденному материалу

1. Для чего перед нарезкой лапши пласт посыпают мукой?

2. Для чего в котлетную массу добавляют яйцо?

3. Фрукты, залитые сиропом.

4. Из скольких блюд состоит обед?

III. Сообщение цели и ознакомление с порядком проведения занятия.

Сегодня мы с вами проведем урок в нетрадиционной форме. Это будет урок – практикум "Вперед к тайнам кулинарии", где вы покажете и проявите свои знания, умения, навыки в приготовлении десерта по теме "Сладкие блюда", которые приобрели в 6 классе. В процессе урока вы сможете раскрыть свои творческие способности, умение работать в группе. Правда, вы еще не профессионалы в кулинарии, а только пока учитесь мастерству, вы ученики, но все же кое-что уже умеете и знаете. Состязаться будут между собой 3 группы. В конце урока мы выберем от каждой группы 1 эксперта, которые будут дегустировать приготовленные блюда.

IV. Изучение новой темы.

1. Словесно-иллюстративный рассказ учителя (презентация «Сладкие блюда»)

1.Сладкие блюда – традиционное дополнение любого меню. Их еще называют десертными. Ими непременно заканчиваются обеды, они являются украшением праздничного стола. Десерт – это всегда подлинное наслаждение, которое всегда доставит удовольствие вашим гостям и близким. Они могут быть разными по компонентам, вкусу, размеру порции, но одно их свойство никогда не меняется – десерт всегда сладкий. Они приятны на вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез, способствуют улучшению пищеварения. (Слайд 1)

2. Ассортимент сладких блюд достаточно разнообразен: кисели, компоты, пудинги, желе, кремы, муссы, самбуки. ( Слайд 2)

3.Для приготовления сладких блюд используют свежие фрукты и ягоды, богатые витаминами; фруктово-ягодные соки; сиропы; фруктовые пюре; яйца, молоко, сливки и другие продукты – вот неполный перечень того, из чего можно приготовить маленькое кулинарное чудо. (Слайд 3)

infourok.ru

Методическая разработка открытого урока сладкие блюда

Государственное Бюджетное профессиональное Образовательное Учреждение ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ульканский межотраслевой техникум»

Методическая разработка открытого урока

МДК 07.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СЛАДКИХ БЛЮД И НАПИТКОВ»

ПРОФЕССИЯ: 19.01.17 «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Разработчик Казакова Н.Н.

преподаватель 1 КК

п. Улькан

Учебная дисциплина: междисциплинарный курс (МДК) 07.01 «Технология приготовления сладких блюд и напитков»

Дата проведения 01.02. 2016 г.

Группа ПК 31

Профессия: 19.01.17 «Повар, кондитер».

Тема урока: «Общие сведения о сладких блюдах. Значение сладких блюд в питании. Классификация»

Цели урока:

Обучающая: изучить классификацию и ассортимент, пищевую ценность, требования к качеству; температурный режим хранения сладких блюд, температуру подачи; виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря.

Развивающая: способствовать формированию общих компетенций:

ОК 2 - организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 5 - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Воспитательная: воспитывать стремление к добросовестному и рациональному выполнению заданий через личностно-ориентированный подход к обучающимся и оценочную деятельность на уроке; воспитание навыков самостоятельности.

Тип урока: изучение нового материала, с последующим закреплением и контролем полученных на уроке знаний.

Вид урока: урок с использованием ИКТ.

Методы и приемы (технологии) обучения:

  1. Технология модульного обучения (с элементом игровой технологии)

  2. Информационно – коммуникационные технологии.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока: компьютеры (10 шт), мультимедиа проектор, интерактивная доска, электронные учебные модули.

Междисциплинарные связи с учебными дисциплинами:

Физиология питания с основами товароведения; основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве; учебная практика.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Целеполагание - 3 мин.

  3. Изучение нового материала – 33 мин.

    1. Ввод в тему: метод «ассоциации» - 1 мин.

3.2. Рекомендации по работе с модулями –2 мин.

3.3. Работа с электронными учебными модулями – 30 мин. (приложение 2)

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока и выставление оценок –4 мин.

  2. Домашнее задание. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя: составление технологических карт сладких блюд и напитков; изучение технологии их приготовления, правил оформления и подачи; условия и сроки хранения; температурный режим - 3 мин.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Приёмы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Время,

мин

Организационный

момент

устное сообщение

- приветствует,

- проверяет явку и

готовность студентов к занятию

- приветствуют преподавателя,

- концентрируют внимание к осуществлению учебной деятельности

2

Целеполагание и мотивация

устное сообщение

- сообщает тему и цели урока;

- мотивирует студентов на качественное выполнение заданий

- записывают тему в тетради

3

Изучение нового материала, закрепление и контроль

- прием психологического настроя на урок. Ввод в тему: метод «ассоциации»

- работа с электронными учебными модулями

Задает вопрос студентам: «что приходит вам в голову, когда вы слышите слова - «сладкие блюда», какие возникают ассоциации?»

- дает рекомендации по работе с модулями

- нацеливает обучающихся на работу по намеченному плану, обозначенному в ЭУМ;

- наблюдает за ходом урока;

- направляет мыслительную деятельность студента на правильное решение вопросов, вызвавших затруднения

- отвечают на вопрос, приводя примеры, имеющие отношение к сладким блюдам;

- слушают рекомендации преподавателя;

- приступают к работе за компьютерами, выполняют задания, обозначенные в электронных учебных модулях;

- задают вопросы

1 мин

2 мин

30 мин

Подведение итогов

рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление)

(Яблоня, яблоки, листья, цветы)

-подведение итогов;

- оценивание результата деятельности студентов по 5-ти балльной системе;

-устное обращение к студентам

- подводит итоги занятия, сообщает выставленные оценки;

- предлагает студентам оценить пользу или бесполезность урока для каждого лично

- слушают,

- анализируют

- задают вопросы

- на интерактивной доске рисуют яблоки, цветы, зеленые листья или пожухшие листья на яблоне, нарисованной преподавателем

4мин

Домашнее

задание

Устное сообщение

- сообщает задание,

даёт инструкции по его выполнению

- слушают, записывают

- задают вопросы

3

infourok.ru

Сладкие блюда. Значение сладких блюд в питании человека.

Разработка урока на тему: «Сладкие блюда. Значение сладких блюд в питании человека»

Цели урока:Обучающая:Сформировать теоретические и практические знания и умений по теме: «Сладкие блюда. Значение сладких блюд в питании человека»Развивающая:- развивать умение в приготовлении сладких блюд;развивать художественные и творческие способности учащихся;развивать эстетически-художественный вкус;Воспитывающая:воспитывать добросовестное отношение к выполнению работы;воспитывать трудолюбие, аккуратность.Оборудование: электрическая плита, доска разделочная, миксер или венчик для взбивания, ёмкость для взбивания, нож столовый, кастрюля из нержавеющей стали, ложка столовая, сито, стакан, креманки, скатерти.План урока и сетка времени:1. Организационный момент 2 мин. 2. Проверка домашнего задания 5 мин.3. Постановка учебной задачи 5 мин.4. Изучение нового материала 30 мин.5. Закрепление новых знаний (практическая работа) 38 мин.6. Подведение итогов и информация о домашнем задании 10 мин.Итого: 90 мин.

Ход урока1 этап: Организационный момент.Обеспечить нормальную обстановку для продуктивной работы учащихся и психологически настроить учащихся на занятиеУчитель: Приветствует учащихся, получает сведения об отсутствующих. Учащиеся: Приветствуют учителя.2 этап: Проверка домашнего задания.На этом этапе учитель проводит контроль знаний учащихся.Учитель: Задаёт вопросы, предполагая краткий ответ.Какие виды фруктов вы знаете?Как правильно подготовить фрукты и ягоды для тепловой обработке?Учащиеся: Отвечают устно.3 этап: Постановка учебной задачиИнформация о теме урока, план работы, определение цели работыУчитель: Даёт информацию о теме урока, его целях, задачах, объясняет практическую значимость урока и ставит перед учащимися задачу: применить полученные на уроке знания при выполнении практической работы (приготовление яблочного мусса). Сообщает, что каждый из учащихся должен принимать активное участие в изучении нового материала.Учащиеся: Слушают.4 этап: Изучение нового материала.Дать конкретное представление о сладких блюдах, классификации сладких блюд.Учитель: А. С. Пушкин писал:Мой идеал теперь хозяйка,Мои желания покой,Да щей горшок, да сам большой.

Даже самый вкусный обед с тщательно продуманным меню будет неполным без сладкого. Сладкие блюда традиционное дополнение любого меню.Сладкие блюда являются источником легкоусвояемых углеводов сахаров. Однако за счёт сахаров должгна покрываться только третья часть всей потребности человека в углеводах, а остальная часть за счёт крахмала. При

weburok.com


Смотрите также