Специфические рецепты некоторых ритуальных блюд для определенных праздников. Ритуальные блюда
Сочиво другие ритуальные блюда. Православные посты и праздники
Сочиво другие ритуальные блюда
Сочиво (кутья, коливо, канун) варится из целых зерен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время – из риса, или, как его называли, сарацинского пшена). Наполнение может быть различным – разнообразные сухофрукты, орехи, мед, мак, халва, изюм и т. д. Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Поэтому кутья ставилась на стол к Рождеству и Крещению, а также в день Пасхи.
Сочиво
1 стакан зерен пшеницы, 1 стакан меда, 1 стакан грецких орехов, ? стакана изюма, 3 ст. ложки мака, вода.
1. Пшеничные зерна промыть, поместить в чугунок или керамический горшок, залить водой в соотношении 1:2, закрыть крышкой и поставить в духовку, разогретую до 150 °C до полного впитывания воды, примерно на 1 ч.
2. Если зерна остались жестковатыми, подлить немного кипящей воды и подержать еще пару минут.
3. Мед прогреть в сотейнике с толстым дном, перемешав с 3–5 ст. ложки воды (до кипения не доводить!).
4. Изюм залить горячей водой на 20–30 мин, откинуть на дуршлаг, обсушить.
5. Мак залить кипятком на 20 мин, откинуть на сито, затем растереть в ступке.
6. Орехи измельчить.
7. Готовые пшеничные зерна полить горячим медом, перемешать с изюмом, орехами и маком. Блюдо должно быть сочным, медовая заливка (сыта) его пропитает и в небольшом избытке останется на дне блюда.
8. Подавать сочиво теплым.
Сочиво из риса
1 стакан риса, 1 стакан изюма без косточек, 100 г меда, орехи, соль и сахар по вкусу, 1 ст. ложка сахарной пудры.
1. Сварить рис в большом количестве подсоленной воды, откинуть на сито, промыть холодной водой.
2. Выложить в глубокую емкость, добавить мед, сахар, соль тщательно перемешать. Изюм перебрать, промыть, положить в сито и обдать крутым кипятком. Смешать с рисом.
3. Украсить сверху орехами и посыпать сахарной пудрой.
Сочиво из риса с маком, орехами и изюмом
1 стакан риса, 100 г миндаля, 100 г фундука, 1 стакан изюма, 100 г мака, 3 ст. ложка меда, 1 апельсин, 1 ломтик лимона, ? ч. ложки соли.
1. Рис промыть, залить холодной водой. Довести до кипения. Слить воду, промыть рис в дуршлаге под холодной водой.
2. Выложить рис в кастрюлю и залить большим количеством холодной воды. Поставить на огонь.
3. Когда вода закипит, добавить соль по вкусу. Варить до готовности. Слить лишнюю воду.
4. Натереть на мелкой терке миндаль (кожицу оставить). Также измельчить фундук.
5. Изюм промыть и распарить (залить кипятком на 10 мин). Затем воду слить.
6. Мак залить водой. Слой воды должен быть примерно на 1 см выше уровня мака. Проварить до полного испарения воды (около 15 мин), регулярно помешивая.
7. Дать маку остыть, затем добавить 1 ст. ложку меда. Растереть деревянным пестом (или в ступке). Добавить по одной еще 2 ст. ложки меда, растерев до однородности.
8. Добавить к рису поочередно все приготовленные компоненты: сначала мак, затем фундук и миндаль, далее изюм. После добавления каждого компонента тщательно перемешать массу.
9. Выжать свежий сок из апельсина, добавить его к массе. Перемешать. Выжать сок из ломтика лимона. Еще раз перемешиваем до полной однородности.
10. Выбранную форму смочить холодной водой по всей внутренней поверхности, это поможет затем выложить массу на тарелку.
11. После смачивания, выложить, утрамбовывая, массу в форму. Перевернуть форму на тарелку.
12. Перед подачей на стол украсить сверху сочиво орехами.
Кутья с кишмишем
1 стакан риса, 1 стакан сахара, 1 стакан кишмиша, корица, сахар и соль по вкусу.
Для миндального молока : 200 г миндаля, 3–4 стакана остуженной кипяченой воды, сахар.
1. Сварить рассыпчатый рис, смешать с сахарным песком, корицей и ошпаренным кишмишем, довести до кипения.
2. Подавая, облить миндальным молоком.
3. Для приготовления миндального молока: миндаль истолочь в ступке, постепенно подливая воду. Процедить. Положить сахар по вкусу, охладить и подать к кутье.
Кутья по-русски
1 стакан перловой крупы, ? стакана мака, ? стакана толченных грецких орехов, 100 г меда, 1 л воды.
1. Крупу промыть, залить холодной водой (2 ? стакана на 1 стакан крупы). Довести до кипения и уменьшить огонь.
2. Готовить до тех пор, пока не останется жидкости. Охладить. Готовить без соли и жира.
3. Мак залить кипятком на 20 мин, затем слить и хорошо растереть. Орехи поджарить на сковороде без масла и измельчить.
4. Приготовить сладкую воду. Развести в литре кипяченной воды мед (или по желанию сахар). Можно использовать компот из сухофруктов (узвар). Который готовят из расчета 100 г сухофруктов на 1 л воды. Вскипятить и настоять в прохладном месте целую ночь.
5. В тарелку положить мак, орехи, кашу и залить все сладкой водой или компотом. Осторожно перемешать.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
eda.wikireading.ru
ритуальные блюда для Троицких праздников
Праздник Троицы (Пятидесятницы) и следующий за ней Духов день венчают цепочку весенних праздников — Масленицу, Благовещение, Пасху — и знаменуют наступление лета. В народе троицкую неделю именовали зелеными святками.
Христианская Пятидесятница как праздник Святой Троицы отмечается с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого. Это один из краеугольных камней христианства.
В Троицкой обрядности главная роль отводилась березке, без которой этот праздник все равно, что Рождество без елки. Троица всегда и везде — зеленый праздник. Дворы, дома и церкви снаружи и внутри украшались зеленью и цветами. В церковь шли тоже с цветами и пахучими травами. Иногда травы складывались снопом, а в середину ставили троицкую свечу, потом травы высушивали и хранили как средство от всевозможных бед, наперед всего использовали их как лекарство, а свечу сохраняли для умирающих. По одной из примет, троицкая зелень оберегает дом во время грозы.
Отмечали праздник на природе — в лесах, в рощах, горожане выезжали на загородные прогулки. Гуляли весело и шумно. В деревнях с утра пекли караваи, созывали друзей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда начиналось самое веселое для молодежи. Бабка-позывалка скликала девушек на гульбище в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а юноши высматривали себе невест.
Троицкий каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью, на смотринах она должна была приковать суженого. Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Их потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своему возлюбленному в качестве вестника брачного обета.
В Троицын день девушки «развивали березки», а вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в темнеющую весеннюю воду. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник — День Святого Духа или Духов день, с которого, как принято считать в народе, и наступало настоящее теплое лето.
Среди ритуалов праздника и обычай поминать умерших накануне дня Троицы — в Родительскую субботу. Как и в Радуницу, люди шли на кладбище «глазыньки родителям прочищать»: обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы. Здесь совершали поминальную трапезу: ели и выпивали, оставляли на могилах 2-3 наполовину очищенных яйца и блины.
Предлагаемые ниже блюда — ритуальные для Троицких праздников.
Обязательным блюдом являлась яичница, которая символизировала солнце. Также в этот день пекли много пирогов, караваев, медовых коврижек. На столах было много хмельных медов и вин. В эти дни в каждой семье столы были обильными и праздничными, а скатерть на столах была зеленого цвета, пишет Делфи.
В связи со всем вышесказанным, и приняв к вниманию то, что мы все-таки живем в ХХІ веке, предлагаем такое меню на праздничный стол:
Салат из свежей капусты
Ингредиенты: 500 г молодой капусты, 1 ч. ложка яблочного уксуса, 3 ст. ложки измельченных грецких орехов, 200 г майонеза, соль по вкусу.
Приготовление: белокочанную капусту нашинковать соломкой, сбрызнуть уксусом, посолить и слегка помять. Добавить грецкие орехи и заправить майонезом.
Рубленые яйца с чесноком
Ингредиенты: 2 яйца, 30 г сметаны, 30 г кваса, 1 зубчик чеснока, чайная ложка зелени, соль.
Приготовление: яйца сварить вкрутую, очистить, белки мелко порубить, желтки растереть с солью и сметаной, добавить квас, рубленый чеснок. Подготовленные белки сложить в салатник, залить растертыми желтками с квасом и чесноком и посыпать зеленью укропа.
Омлет грибной
Ингредиенты: 250 г шампиньонов или каких-нибудь других свежих грибов, 3 яйца, 4 ст. ложки муки, 1/2 стакана минеральной воды, 1 ст. ложка растительного масла.
Приготовление: грибы нарезать мелкими дольками и потушить в масле в течение 5-10 минут. Отдельно взбить белки 3 яиц, а из желтков, 4 ст. ложек муки и минеральной (содовой) воды приготовить тесто. Полученную смесь смешать с грибами и запечь на сковороде, как обычный омлет. Подать в горячем виде с овощным салатом.
Рыба, тушенная в горшке
Ингредиенты: 1 кг рыбы, 1 морковь, 1 корень петрушки, 1-2 лавровых листа, перец горошком, 1 лимон, 2 ст. ложки белого вина, 1 луковица, 50 г сливочного масла, соль.
Приготовление: рыбу (лучше всего карпа, судака, леща, но ни в коем случае не щуку) очистить, промыть, нарезать кусками, посолить, уложить в горшок, добавить сливочное масло, лавровый лист, несколько горошин перца, нарезанные морковь и корень петрушки, сок 1 лимона, при желании — 2 ст. ложки белого вина. Сверху положить тонкие ломтики ошпаренного кипятком лука, накрыть крышкой, края обмазать тестом и томить в умеренно нагретой духовке около 2 часов. Подать в горшке.
Курица по-троицки
Ингредиенты: 1 курица, 8-10 картофелин, 15-20 г сухих белых грибов (или шампиньонов ), 1 луковица. 3 ст. ложки сметаны. 1 ст. ложка поджаренной муки (для соуса), белки яичные, перец черный молотый, соль по вкусу.
Приготовление: взять обработанную тушку курицы, отделить мясо от костей, посолить, поперчить, слегка отбить и обжарить с обеих сторон на сильно разогретой сковороде.
Нарезать на 4—5 кусков, каждый положить на порционную сковородку, обложить отварным картофелем, залить грибным соусом, приготовленным из предварительно замоченных и отваренных грибов, пассерованного репчатого лука, поджаренной муки и сметаны.
Запечь в течение 5 минут в духовке, после чего покрыть взбитыми в крепкую пену белками и снова поставить на 5—6 минут в духовку. При отсутствии порционных сковородок курицу по-троицки можно приготовить в глиняных горшочках.
Мясо запеченное
Ингредиенты: 500 г мяса, 25 г свиного сала, 2 луковицы, 1/2 ст. ложки муки, 1/2 ч. ложки измельченного майорана, перец черный молотый, соль по вкусу, жир для жарки.
Приготовление: мясо без костей зачистить от пленки, обмыть, натереть солью, обвалять в муке и обжарить в сильно разогретом жире. Лук нарезать полукольцами, сало — тонкими пластинками.
Обжаренное мясо выложить на противень, обложить луком и пластинами сала, добавить перец, майоран и запечь в духовке при средней температуре, периодически поливая образующимся соусом, который необходимо восполнять небольшими порциями воды, чтобы не высохло мясо и не пригорел лук. Готовое мясо нарезать ломтиками, полить соусом и подать с отварным картофелем, макаронами, овощным салатом.
Десерты
Пирог «Троицкий»
Ингредиенты: для теста: 3,5 стакана муки, 20 г дрожжей, 1,5 стакана воды, 2 ст. ложки растительного масла. Для начинки: 1 ст. ложка жареного лука, 200 г вареных грибов, 1 ст. ложка муки, перец, соль, рубленая зелень петрушки.
Приготовление: замесить довольно крутое тесто из муки, дрожжей, предварительно разведенных теплой водой и подошедших, и нужного количества воды. Дать подойти, влить подсолнечное масло, еще раз вымесить, раскатать круглую лепешку и уложить в смазанную маслом сковороду.
Пока тесто поднимается, приготовить начинку: грибы нарезать, смешать с луком, заправить мукой, разведенной холодным грибным отваром, добавить соль, перец, мускатный орех, зелень петрушки или укропа, прокипятить и остудить.
Положить начинку на середину лепешки, защипать края теста так, чтобы середина пирога осталась открытой. Поставить в теплое место, дать подняться и испечь затем в горячей духовке. Готовый пирог выложить на блюдо, посолить, полить начинку грибным бульоном и подать к столу.
Сладкий каравай
Ингредиенты: 100 г пшена, 10 г сахара, 200 г молока, 80 г воды, 1 яйцо, 20 г сливочного масла, 20 г изюма, 20 г панировочных сухарей, 10 г сметаны, 10 г варенья.
Приготовление: из смеси крупы с сахаром на молоке с водой сварить вязкую кашу, охладить до температуры 60-70°С, перемешать, добавить изюм и взбитые белки.
Полученную массу выложить в высокие формочки, смазанные маслом и посыпанные сухарями, заполняя их на 3/4 объема. Затем смазать сметаной, выпечь и облить вареньем.
Взвар с вином
Ингредиенты: 4 сушеных яблока, 3 груши, по 1/2 стакана сухих вишен, малины, чернослива, кураги, 5 веточек гвоздики, 1 стакан белого столового вина, 1/2 стакана сахара.
Приготовление: сухофрукты промыть, сложить в кастрюлю, добавить гвоздику, немного корицы, залить водой и сварить до полуготовности. Затем влить белое столовое вино, положить сахар, несколько раз довести до кипения, дать настояться, остудить и подать.
snamivkusno.ru
Специфические рецепты некоторых ритуальных блюд для определенных праздников
Озней Аман (Уши Амана)
У европейских евреев это изделие называется хоменташен (готовится во время Пурима)
Продукты
Для теста:
— 5 стаканов пшеничной муки
— 0,25 стакана теплой воды
— 0,75 стакана молока
— 0,75 стакана сахарного песка
— 3 яйца
— 1 стакан растопленного сливочного масла
— 0,5 ч. л. соли
— 75 г дрожжей
Для начинки:
— 2 стакана мака
— 0,5—0,75 стакана меда
— 0,5 стакана изюма
— 1 стакан молока
— 1 ч. л. лимонной цедры (сухой)
Приготовление начинки
Мак ошпарить, растереть в ступке, смешать с медом, молоком и варить до загустения.
Добавить цедру, изюм, охладить.
Приготовление теста
Развести дрожжи в теплой воде, влить их в молоко.
Взбивать яйца по одному, прибавлять их постепенно, все время непрерывно взбивая всю смесь. В конце взбивания добавить масло, вновь взбить.
Замесить тесто, выбить, оставить для подхода.
После увеличения теста в объеме вдвое вымесить еще раз, разделить пополам, раскатать каждую часть до толщины в 0,5 см, вырезать квадраты, положить начинку, слепить треугольные пирожки, оставить на противне до подъема вдвое.
Смазать желтком, выпекать на среднем огне 25 минут до подрумянивания.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Рецепты ритуальных блюд в субботу. Кухня века
Продукты
I.
— 5 стаканов пшеничной муки
— 1 стакан теплой воды
— 1 стакан кипятка
— 30 г прессованных свежих дрожжей
— 0,5 стакана сахара
— 4 ст. л. маргарина
— 1 ст. л. соли (без верха)
— 2 яйца
II.
— 4—5 стаканов пшеничной муки
— 0,5 стакана холодной воды
— 1/3 стакана теплой воды
— 1 стакан кипятка
— 40—50 г дрожжей
— 1 ст. л. сахара (с верхом)
— 0,5 стакана растительного масла
— 3 ч. л. соли
— 3 яйца
— Мак, кунжут
Приготовление
Масло, сахар, соль смешать, залить кипятком, добавить холодной воды.
Дрожжи развести в теплой воде, влить в смесь.
Взбить яйца (оставив часть меланжа для смазки халы), влить в смесь.
Всыпать муку и замесить тесто. Месить на доске долго, выбить, опять месить до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам.
Дать тесту подойти вдвое (оставить на 1 ч).
Разделить на две части, сделать «колбаски» из теста, сплести из них косы. Сплетенные халы оставить на 45 минут подниматься или поставить в холодильник на сутки. Смазать халы яйцом, посыпать маком, кунжутом.
Печь в предварительно сильно нагретой духовке 30—40 минут на среднем огне (если разделка была сделана сразу) или на сильном огне (если халы стояли в холодильнике). Выпекать до зарумянивания.
Вынув из печи, накрыть полотенцем и дать постоять 15 минут.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Традиционные блюда на поминальный обед у православных.
По православным традициям поминки по усопшему проводятся трижды. Первые – на 3-й день после смерти, то есть непосредственно в день похорон; вторые – на 9 дней; третьи – на 40 дней. И по большей части этот обычай сводится к поминальной трапезе. Основной целью христианской поминальной трапезы всегда являлась общая молитва об усопшем, в современной интерпретации она стала заключаться в том, чтобы вспомнить человека добрым словом и отдать ему дань уважения. Еда за поминальным столом играет второстепенное значение, но, как и каждое действие в этот день, ее выбор и принятие наполнены глубоким смыслом: каждое блюдо имеет собственное значение и символику. Стоит ли говорить, что меню на поминках должно быть тщательно продумано.
Ритуальные блюда, без которых не обходятся ни одни поминки, – это кутья (коливо), канун (сыта), блины и кисель. Первым блюдом всегда является кутья – своеобразная каша из цельных зерен пшеницы или риса с изюмом (реже с медом), которую обязательно должен поесть или хотя бы попробовать каждый из участвующих в поминках. Для освящения кутьи существует особый ритуал, если нет возможности освятить ее в церкви, следует самостоятельно окропить ее святой водой.
Поминальный обед в день похорон для каждого присутствующего начинается с кутьи и блинчика. Блинчики подходят любые, но предпочтительнее небольшие по размеру и не очень масляные гречишные. Другим обязательным поминальным кушаньем с давних времен считается мед: его непременно приносили на могилу, с него начинали поминальную трапезу и с ним готовили кутью, канун и фруктовый взвар (сегодня его заменил компот).
В такой траурный момент трудно собраться и организовать поминки на достойном уровне. Чтобы все прошло без изъянов, обратитесь к профессионалам своего дела.
Организация поминокКроме этих традиционных поминальных блюд на стол обычно подают холодные рыбные закуски, рыбные пироги и другие рыбные кушанья, что имеет прямую связь с христианской символикой. Другие блюда выбираются лишь с одним непременным условием: соблюдать требования поста. Если поминки приходятся на постные дни, то пища обязательно должна быть постной, в скоромные дни допустимы любые мясные блюда.
По православным поминальным традициям предпочтение отдавалось простой и непритязательной пище, не отвлекающей от основной цели обряда – помянуть ушедшего из жизни человека. По этой же причине спиртное за поминальным столом не приветствуется. Ритуальные услуги в Москве по организации поминок в зале ресторана или кафе оказывают многие похоронные агентства.
www.pohoroniy.ru
Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда
У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.
Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено).
Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки. Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.
Как мусульмане поминают своих умерших
Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине, и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.
И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола. Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила, которые никто из мусульман не смеет нарушать.
Все мусульмане обязательно поминают своих умерших
на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.
При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол. Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.
У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.
Каковы же правила поминок по Шариату?
- Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
- В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников. Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
- Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
- Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
- Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
- Поминальная трапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола. Роскошные яства считаются харамом (грехом).
- Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разными столами, но и вообще в разных помещениях.
- За поминальной едой нельзя разговаривать.
- После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнить ушедшего человека добрыми словами.
- Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом, а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
- Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
- На поминках нельзя плакать, а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.
Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок. Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.
Вот в Турции, например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва, и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки.
Поминальный стол
в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.
Все мясное, конечно, должно быть халяль, то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.
Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане.
Национальные обычаи
организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.
В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.
Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.
Эти поминки, которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.
Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.
Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.
Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.
Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.
Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.
Интересные статьи:
Захоронения по мусульманским обычаям, основные отличия
Что делать с вещами покойного?
ritualblog.ru
Ритуальная еда. Печальные ритуалы императорской России
Ритуальная еда
Особым элементом обряда был поминальный стол. На третий день после смерти члена семьи в Москве устраивался царской семьей поминальный обед, на который приглашали представителей как светской, так и духовной власти. На стол подавалась кутья – обрядовое поминальное блюдо, особая зерновая каша. На Руси кутья впервые упомянута в «Повести временных лет» за 997 г. Готовили ее из недробленой пшеницы, риса, овса или ячменя и сладкой добавки: меда, сахара, изюма, варенья, цукатов, сухофруктов. Зерно в кутье, используемой до настоящего времени, символизирует вечную жизнь и изобилие, а сладость – символ райского блаженства. В качестве напитка варили сыту – один из повседневных напитков Древней Руси и Московского государства допетровской эпохи. Готовили ее путем разведения водой натурального пчелиного меда, а также из патоки, получаемой упариванием солодового сусла (проращивали ячмень, сушили его, размалывали, заваривали горячей водой и сливали сусло). Эти блюда ели три недели.
40-й день после смерти, называемый сорочинами, отмечался поминальными службами с участием членов семьи, ритуальным обедом и раздачей милостыни, так что на царские похороны уходил годовой бюджет страны. Похороны царицы были не менее пышными, но народу съезжалось на них меньше, денег отпускалось в половину против царских похорон. На похороны царевичей и царевен денег тратилось еще меньше.[118]
Особой статьей расходов, связанной с поминальными мероприятиями, для представителей, а особенно для представительниц правящего дома было ритуальное кормление нищих. Придя к власти, царь Петр Алексеевич приводил в порядок расходы дворца и выяснил, что царица Марфа Матвеевна на поминовение покойного мужа царя Федора Алексеевича «кормила в 5 дней 300 нищих»,[119] столько же кормила царица Прасковья Федоровна в поминовение по своему мужу царю Ивану Алексеевичу. Не отставала тетка покойных царей царевна Татьяна Михайловна, кормившая в 9 дней 200 человек, и сестры покойных – царевна Евдокия Алексеевна и прочие, даже царевна Наталья Алексеевна. Всего в дни поминовений кормилось «у пяти комнат» 1371 человек на сумму в год 143 руб., 26 алтын, 3 денги. Петр I положил конец этой практике, наложив резолюцию на этой статье дворцового расхода: «…си денги раздать нищим по улицам, а в Верхах (т. е. во дворец. – М. Л.) их (нищих) не брать».[120]
Траур и ношение «печального, смирного» платья продолжались до шести недель.
Сложившийся порядок траурных мероприятий соблюдался по кончине царевичей Иоанна и Василия Михайловичей, первый скончался 9 января, второй – 25 марта 1639 г.[121] Подобный церемониал указан при погребении царевича Симеона Алексеевича, скончавшегося 19 июня 1669 г.[122] Гроб, покрытый золотой объярью, к месту захоронения несли на санях. Русский обычай ставить тела усопших на сани очень стар. В своем исследовании, посвященном использованию в похоронном обряде специальных выносных саней, Д. Н. Анучин[123] приводит церемониалы захоронения многих членов царской семьи из династии Романовых в XVII в., которые в принципе сходятся к уже указанной схеме, и ссылается на упоминание о санях в сборниках XIII столетия: в рукописи Несторовой летописи, в свидетельствах о святых Борисе и Глебе и пр. Сани то везли, то несли на плечах участники траурного шествия, они могли быть покрыты красным сукном. Сани использовались не только для покойников, но и для сопровождающих, в частности, в санях несли жен, провожавших таким образом тела усопших мужей до места погребения.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru