Чувашский хуплу с пылу с жару. Хуплу чувашское блюдо


Чувашский хуплу с пылу с жару

Для знакомства с национальной кухней Чувашии «КВ» отправились вместе с казанской студенткой Кариной Афанасьевой в глубинку Татарстана. Ведь где, как не в деревне, можно узнать секреты национальных блюд!

На деревню к бабушке

Карина уже год живет в Казани. Девушка долго не могла привыкнуть к новым условиям.

- Несмотря на то, что Казань - город многонациональный, который с радостью встречает представителей многих городов и республик, в первое время мне было трудно привыкнуть к местному колориту. Больше всего не хватало родных и близких, я очень скучала по дому и нашей кухне, - делится переживаниями Карина. - Но однажды подруга предложила мне съездить к ее бабушке в одну из чувашских деревень Нурлатского района - отдохнуть от городской суеты, отведать национальных блюд и окунуться в домашнюю атмосферу. Я с радостью согласилась. Поездка была не только увлекательной, но и познавательной. Я открыла для себя новые рецепты блюд, которые теперь готовлю в Казани.

В один из выходных мы с Кариной отправились к удивительной чувашской бабушке, которая оказалась вовсе не похожей на бабушку в привычном понимании. На пороге уютного деревенского дома нас радушно встретила моложавая приветливая женщина, которой мы дали на вид не больше 45 лет. Она показала нам мастер-класс по приготовлению блюда национальной кухни.   

 

В русской печи готовят все

Галина Алексеевна Шилова (так звали бабушку) познакомила нас с рецептом главного чувашского национального блюда - хуплу - и в процессе приготовления рассказала о традициях Чувашии.

- Опыт, хитрости и тайны в приготовлении блюд всегда передавались из поколения в поколение, - начала она свой рассказ, растапливая большую печь посреди деревенской избы. - Например, я сейчас готовлю по тем рецептам, которым меня научила моя мама. А ее в свою очередь - бабушка, моя прабабушка.

По словам Галины Алексеевны, в деревне нужно готовить только в печке. Даже если есть большой запас дров, сжигать их лишь для прогрева дома у чувашей не принято. А в печке всегда готовят, как правило, много блюд сразу.

- Топить печь - дело непростое, но оно того стоит. В печке еда становится особенно вкусной. Но, конечно, всеми нашими рецептами можно пользоваться и в городе, запекая блюда в духовке, - продолжала Галина Алексеевна, подбрасывая березовые поленья в печь.

Просто и сытно

- Главный секрет стряпни - даже несложные блюда нужно всегда готовить с любовью, - говорит бабушка, быстро выкладывая продукты для куриного хуплу.

ИНГРЕДИЕНТЫ для хуплу очень простые: лук - 5 - 6 шт., куриное филе - 400 г, дрожжи быстрорастворимые - 1 пакет (7 г), сахар - 2,5 - 3 ст. ложки, масло растительное - 6 ст. ложек.

- Ну, начнем, помолясь! - возвестила Галина Алексеевна.

Основательно взявшись за приготовление куриного хуплу, наш деревенский шеф-повар со словами «Готовить нужно всегда легко и непринужденно» принялась смазывать противень маслом, а затем мастерски раскатывать тесто, разделив на два больших куска. После она аккуратно выложила одну часть на противень, засыпав мелко нашинкованным луком. Затем ровно разложила поперченное и посоленное куриное филе, сверху положила еще немного лука и аккуратно накрыла начинку второй частью теста.

- Ну вот, осталось теперь только сделать сверху в тесте небольшую дырочку и отправить хуплу в печку на 35 - 40 минут. В духовке это блюдо выпекается в течение часа, - завершает приготовление пирога Галина Алексеевна. - Русская печка горячее.

Пока наш хуплу готовился, Галина Алексеевна начала накрывать на стол, рассказывая, как это было принято в чувашских деревнях раньше. Когда приходили гости, чуваши старались продемонстрировать все свое гостеприимство, ставя на стол самые вкусные блюда. Например, застолье никогда не обходилось без шaртана и чaкaта - любимых национальных блюд. Начиналось угощение с подачи ковша пива. Кстати, гости обязательно приносили его с собой вместе с хуплу. В чужой дом с пустыми руками ходить не принято!

За разговорами и хлопотами время пролетело быстро. Пришла пора доставать хуплу из печки. Румяный куриный пирог стал настоящим украшением стола и очень порадовал нас своим домашним неповторимым вкусом.

- Хуплу можно готовить с различными начинками: с картошкой, свининой, бараниной, - добавила Галина Алексеевна.

Уплетая хуплу за обе щеки, мы говорили о том, что у чувашской кухни есть большое сходство с татарской.

- Поскольку это блюдо ассоциируется с моей родиной и напоминает о доме, я готовлю его в выходные и праздники, - сообщила Карина, прощаясь с хозяйкой этого гостеприимного дома.

Loading...

kazved.ru

Чувашская кухня | Кулинарный блог

Национальные кухни. Кухня ЧувашТрадиции в кухне народов Чувашии — это блюда, которые приготавливаются в русской печи.И конечно, невозможно не, говоря о национальных чувашских блюдах, не рассказать о знаменитых их пирогах.

Праздничный пирог Хуплу

Хуплу, или хупла – праздничное блюдо. Издревле народы Чувашии редко употребляли мясо, в основном такие блюда готовили исключительно по праздникам. А вот пирог хуплу, приготавливали по особым случаям. И сейчас этот пирог готовят в чувашских семьях к большим торжествам – свадьба, юбилей, приезд дорогих гостей и т.д.

Мы бы назвали такой пирог курником. Потому что чаще всего его готовят с мясом птицы. Хотя к особенно большим праздникам его приготавливают и со свининой, и с бараниной.

Но есть некоторые особенности приготовления этого пирога, связанные с национальными традициями чуваш. Главное его отличие от обычного курника в том, что птица используется для начинки целиком, то есть разделанная на куски курица или утка, отправляется в пирог вместе с лапками, головами и потрошками.

Тесто для хуплу готовится разное. Чаще всего используется бездрожжевое тесто, приготовленное на сметане. Но можно встретить и хуплу из дрожжевого теста. Способ приготовления теста, как видно, не имеет решающей роли в приготовлении этого блюда. Главное – традиция его подачи к столу.

Итак, приготавливаем тесто для пирога.

Если используется дрожжевое тесто, то его готовят безопарным способом. Берут стакан молока, немного подогретого, 2 яйца, щепотку соли, чайную ложку сахарного песка, 2-3 столовых ложки масла, лучше растительного. Все смешивают, добавляют дрожи (1 пакетик сухих). Далее всыпают муку, примерно 2 стакана или немного больше, чтобы получилось не очень крутое тесто. Все. Накрывают колобок с тестом полотенцем и отправляют в теплое место бродить, подниматься. После того, как тесто увеличится в размерах в два раза, можно приступать к приготовлению пирога.

Национальные кухни. Кухня Чуваш

Вариант с бездрожжевым тестом. Используется сметана любой жирности и консистенции. Один стакан сметаны, также как и в первом случае, соль, сахар, а вот масла добавлять не нужно. Вымешиваем тесто и ставим его «отдохнуть».

А сами в это время приступаем к приготовлению начинки.

Если используется птица, то, как уже говорилось ранее, разделываем ее на небольшие куски, не выбрасывая ни ливер, ни головы, ни лапки. Ну а если для хуплу берется мясо, то его достаточно просто порезать на кусочки небольшого размера. Складываем подготовленное мясо или птицу в большую емкость, лучше эмалированную. Туда же добавляем небольшими кубиками нарезанный картофель, мелко нашинкованный лук. Все это подсаливаем, обильно перчим. Использовать лучше обычный черный перец. И не стоит добавлять в начинку зелень или другие душистые приправы, вполне достаточно соли и перца. Можно добавить лавровый лист. Все тщательно перемешиваем и даем настояться, чтобы появился сок.

Тесто делим на два неравномерных куска: один побольше, другой поменьше. Раскатываем оба. Если тесто дрожжевое, то не стоит его тонко раскатывать, а вот если сметанное – то можно раскатать потоньше, но не слишком. Далее большую лепешку выкладываем на дно мелкой, но широкой сковороды или формы для выпечки, лучше, конечно, использовать давно проверенную и надежную чугунную сковороду. Укладываем так, чтобы края блина поднимались лишь на высоту бортиков формы, но не свисали через край.

На дно теста обязательно нужно насыпать слой крупы примерно в полпальца толщиной, крупу можно использовать любую, она нужна для впитывания сока. Но преимущественнее все-таки мелкая и безвкусная крупа: мелко дробленый рис, ячка или пшеничка. Сверху укладывается подготовленная начинка. И далее делается крышка из второго раскатанного куска теста, того, что поменьше. Она накладывается сверху на начинку так, чтобы, подняв оставленные на нижнем листе края, можно было соединить с верхними. Получился закрытый пирог. Ведь по-чувашски хуплу и означает крышка, закрытый. Тщательно залепляем края, можно фигурно. Дрожжевое тесто, разумеется, смазывают яйцом, а сметанное не нужно.

Теперь пирог отправляется в духовку. Печется хуплу долго, поэтому его обязательно нужно сверху накрыть металлическим колпаком. Его можно сделать из большой эмалированной миски. Главное, что бы пирог был закрыт до самой формы, в которой он находится, так он лучше пропечется, а кроме того, создастся эффект печи. Температура в духовке должна быть 170-180 градусов.Печем пирог два часа. За это время начинка протомится внутри и пропитает своим соком тесто.

Вот и все. Можно подавать к столу!

Но самое главное — процесс подачи. С пирога снимают крышку, раскладывают начинку на порции ложкой вместе с бульоном, который там образовался, и обязательно каждому раздается кусок крышки. Это на счастье. А вот для благополучия и достатка нужно непременно съесть нижнюю корочку. В этом смысл праздничного хуплу.

Разумеется, за века своего существования кухня чуваш перетерпела достаточно изменений. Но главное, что по-прежнему существуют традиции, позволяющие сохранить национальную самобытность.

echinesetea.org

Интегрированный урок по чувашскому языку и технологии «Приготовление изделий из теста в чувашской кухне. Хуплу»

Сидорова Алина Михайловна,

учитель чувашского языка и литературы

МБОУ «Козловская СОШ №3» города Козловка

Чувашской Республики

Интегрированный урок по чувашскому языку и технологии «Приготовление изделий из теста в чувашской кухне. Хуплу»

Цель урока:

1. Образовательные:

– познакомить учащихся с традициями и особенностями чувашской национальной кухни;

– изучить технологию приготовления изделий из теста;

- приготовить чувашское национальное блюдо из теста – хуплу.

2. Развивающие:

– развитие навыков работы в группе, презентации мини-проектов;

– развитие познавательной активности, творческого отношения к работе.

3. Воспитательные:

– формирование интереса к чувашской национальной кухне.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база – оборудование, посуда, инвентарь, плакат “Хуплу”,

Дидактическое обеспечение – технологические карты, критерии оценки, алгоритм презентации творческой работы.

Методы обучения: демонстрационный, поисково-исследовательский, практический.

Тип урока: комбинированный.

Литература:

  1. Енькка Е.В., Родной край. Учебное пособие для 7-8 класса. На русском языке. 2008 г, 240 стр;

  2. Чувашская кухня. Для предприятий общественного питания и домашних хозяек – Н.М. Анисимова, П.В. Сымкин, Чебоксары, типография издательства «Чувашия».

Ход урока:

1. Организационный момент:

проверка присутствующих;

объявление темы, цели урока.

2. Проверка домашнего задания:

изучить особенности приготовления изделий из теста в чувашской кухне

представить мини-проект по теме “Чувашская национальная кухня”

Актуализация знаний учащихся: историческая справка о традициях и особенностях чувашской национальной кухни (сопровождается презентацией учащихся).

В пище чувашей преобладали продукты растительного происхождения. Основными хлебными растениями издавна являлись рожь, ячмень, полба, овес, просо, гречиха, Согласно арабским источникам и археологическим данным, эти же культуры возделывались в Волжской Болгарии. Зерновые хлеба шли на изготовление муки и различных круп. На муку размалывалась главным образом рожь. Из ржи пекли хлеб. Пшеницу сеяли немного, она была редким и дорогим злаком. Хлеб из пшеничной муки был в употреблении у чувашей Закамья и Приуралья, где условия для выращивания пшеницы были хорошие. Овес и ячмень являлись широко распространенными культурами. Из овса изготовляли крупы, толокно, муку. Из ячменя - перловую крупу, пиво. О ячмене говорили, что он "мягчит и прохлаждает". Из полбы делали крупу, а также толокно и муку, которая шла главным образом на ритуальные печения по тому или иному случаю.

Важное место в питании занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений.

Гречиха и просо являются крупяными культурами. Из гречневой и просяной муки пекли также блины и лепешки. Блюда из проса входили в обрядовую трапезу - это вир пăтти (пшенная каша), мясной бульон, приправленный просом, икерчĕ (лепешки) и хуплу (вид пирога) из теста просяной муки.

Самое важное место среди печений из муки занимал ржаной хлеб - хура çăкăр, являвшийся нередко и единственной едой. Каждая женщина умела печь хлеб. По вкусовым качествам хлеба ценились достоинства хозяйки. Любопытно отметить, что чувашский хлеб в литературе получил лестную оценку. Князь Курбский в XVI в. писал, например, что чувашский хлеб "сладостнейший, паче драгоценных калачей".

Заслуживает внимания способ изготовления теста и печения хлеба, применявшийся чувашскими женщинами. Накануне вечером замешивалось тесто. Вначале в теплой воде готовилась закваска (кăвас тĕпĕ) из теста предыдущей выпечки. В квашню (кăвас чĕрес) с закваской постепенно сыпалась мука, которую замешивали лопаточкой (калек). По обычаю при этом произносились, такие слова: "Кăвас, часрах йÿç, ачасем çăкăр çиес килет теççĕ" ("Тесто, скорее поднимись, дети хотят есть хлеб"). После тщательного замешивания квашню плотно закрывалн покрывалом и ставили в теплое место для брожения. В 3-4 часа утра тесто вновь замешивалось с добавлением воды, соли и муки. Затем тесто поспевало. Тем временем печь тщательно готовили к выпечке хлеба. Под (кăмака тĕпĕ) жарко натопленной печи чисто выметали мокрым мочалом, привязанным на длинном шесте.

Хлебопек формовал из теста караваи, используя при этом деревянные хлебные чаши (çăкăр тирĕкĕ). Перед укладкой караваев в печь их сверху смачивали водой, делали несколько проколов, чтобы хлеб не потрескался. Караваи клали в печь с помощью деревянной лопаты (çăкăр кĕреçи).

Вынутые из печи караваи укладывали на время (2 часа) на бок лицевой стороной к стене. Чтобы хлеб не терял при охлаждении вкусовых качеств, его укрывали.

Хлеб часто пекли с добавками (картофелем, другими сортами муки), а в неурожайные годы - с суррогатами. В качестве суррогатов употреблялись отруби, мякина, желудевая мука, семена лебеды, листья трав, кора. После просушки и размельчения эти суррогаты мололи с рожью, овсом и картофелем. В голодные годы, например, к трем частям лебеды добавляли всего одну часть ржаной муки. Хлеб из лебеды (мăян çăкăрĕ) напоминал по внешнему виду ком земли, имел тяжелый запах и горький вкус, вызывающие отвращение. Люди, питавшиеся таким "хлебом", сильно истощались, становились неспособными к труду.

Из кислого хлебного теста готовили çÿхÿ и кăвас икерчи. Такие печения пекли на сковороде, пока горели дрова. Лепешки (капăртма) и колобашки (хăпарту) также готовили из кислого теста, замешанного из полбенной (позднее пшеничной) муки. Их пекли либо на сковороде, либо на золе.

Йăва (колобок) - являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой: "Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултар" ("Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва"). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе.

Праздничное печенье пÿремеч (ватрушки) готовили из кислого теста с творожной или картофельной начинкой с добавлением масла, молока или сметаны, толченых семян конопли.

Разнообразные начинки использовали для пирогов. Их пекли с капустой, морковью, свеклой, брюквой, калиной; зимой - с мясом, картофелем, горохом, крупой, творогом; летом - яйцами, луком, творогом, ягодами, яблоками. В начинку обычно добавляли пшеницу, полбенную кашу либо толченые конопляные семена. Название пирога, как и ватрушки, определялось ее начинкой.

Самым вкусным и лакомым и, конечно, праздничным кушаньем являлся хуплу - круглый большой пирог из пресного сдобного теста. Начинка хуплу была сложной, составной: первый слой - из каши или мелко накрошенного картофеля, второй - мелкорубленного мяса, третий - тонкого слоя жирного мяса или сала. Хуплу для гостей готовили из теста, замешанного на молоке с добавлением яиц. Его пекли в русской печи на сковороде. Разделка хуплу и способ его приема составляли своеобразный обряд. Хуплу разрезал самый уважаемый гость. На новогоднем молодежном празднике хĕр сăри (девичье пиво) девушки угощали парней специально испеченным по этому случаю хуплу и другими яствами. Существовала поговорка, что если девушка не будет участвовать в приготовлении хуплу, она не выйдет замуж, либо ее избранник перестанет с ней дружить.

Практическая часть

1.Вводный инструктаж:

по охране труда и технике безопасности;

о порядке работы;

критерии оценки творческих работ учащихся (Приложение 1).

2. Санитарно-гигиеническая подготовка к уроку.

3. Организация учащимися рабочего места.

4. Работа в группах по приготовлению блюд по разработанной технологической карте.

5. Текущий инструктаж

Во время работы учитель наблюдает за соблюдением техники безопасности, личной гигиены, технологии приготовления, корректирует ошибки.

6. Подведение итогов

7. Устная презентация выполненной практической работы по алгоритму:

название работы;

пищевая ценность блюда;

технология приготовления;

калорийность 1 порции;

органолептическая оценка качества блюда;

оценка работы (что получилось, что не получилось, что изменили бы и почему).

8. Ответы на вопросы присутствующих.

9. Заключительный инструктаж.

Органолептическая оценка учителем качества приготовленных блюд: замечания по допущенным нарушениям в ходе практической работы. Подведение итогов урока: оценка работ учащихся согласно критериям, комментирии оценок.

10. Постановка домашнего задания: разработать рекламу блюда, оформить мини-проект.

Уборка рабочих мест.

infourok.ru


Смотрите также