Православная кухня или кухонное православие. Блюда православной кухни


Рецепты румынской постной кухни / Православие.Ru

Постные закуски

Салат восточный

  • 400 г картофеля
  • 2–3 перца: красный, оранжевый (желтый) и зеленый
  • 150 г маслин
  • 1 пучок зеленого лука
  • 2 красных луковицы
  • 2–3 соленых огурца
  • 1 пучок редиски (по желанию)
  • соль
  • перец
  • оливковое масло
  • 1 лимон
  • ароматный винный уксус (по желанию)

Салат восточный
Салат восточный
Способ приготовления:

Картофель помыть, очистить от кожуры, нарезать крупными кубиками и сварить в воде с солью, добавив немного уксуса, чтобы он не разварился. Отдельно нарезать перец в форме клюшечек, красный лук, зеленый лук и соленые огурцы соломкой. Овощи перемешать, добавить заправку из оливкового масла и лимонного сока. Можно добавить также чабрец или другие приправы, имеющиеся у вас. В непостные дни в салат добавляют тертую брынзу или сыр кашкавал, копченую рыбу, вареные яйца или кусочки бекона.

Блюдо украсить лимонными дольками, маслинами, перцем и красным луком.

Время приготовления: 30 минут.

http://www.gustos.ro/retete-culinare/salata-orientala-de-post-2.html;

http://www.reteteleluisupernico.blogspot.ru/search/label/Salata%20Orientala%20de%20Post

Салат из тунца с хреном

  • небольшой кусочек хрена
  • листья свежей петрушки
  • лимонный сок
  • 1 лимон
  • 1 банка консервированного тунца
  • черный перец молотый
  • 1 помидор
  • листья зеленого салата
  • соль

Салат из тунца с хреном
Салат из тунца с хреном
Способ приготовления:

Помидор и лимон промыть и нарезать кольцами. Хрен мелко нарезать. Листья салата промыть и подсушить на полотенце. У тунца слить лишнее масло, но не полностью, сбрызнуть его свежим соком лимона по вкусу, посолить. На широкой тарелке разложить листья салата. Выложить на них рыбу, украсить ее кружочками помидора и лимона. Посыпать черным перцем, хреном и мелко нарезанной петрушкой.

Время приготовления: 15 минут.

http://www.gustos.ro/retete-culinare/salata-de-ton-cu-hrean.htm

Салат касей

  • 1 банка лосося в собственном соку
  • 200 г вареного картофеля
  • 100 г зерен кукурузы
  • 100 г соленых огурцов, нарезанных соломкой
  • 10 г оливок, фаршированных перцем
  • 20 г каперсов
  • 1 пучок зеленого лука
  • 1 лимон
  • 1 свежий огурец
  • 1 луковица
  • укроп
  • оливковое масло
  • яблочный уксус
  • орегано

Салат касей
Салат касей
Способ приготовления:

Картофель нарезать мелкими кубиками, укроп и зеленый лук мелко нашинковать, соленые огурцы нарезать соломкой, лосось измельчить. Картофель сбрызнуть оливковым маслом и яблочным уксусом, посыпать орегано, укропом и зеленым луком, перемешать. Выложить на блюдо слоями картофель, лосось, каперсы, соленые огурцы, оливки и снова слой картофеля. Картофель закрыть слоем лимонных долек, выложить на них оставшегося лосося. В середину добавить кукурузу и оставшиеся каперсы. Блюдо украсить дольками помидор, кукурузой и кружочками огурцов и лука.

Время приготовления: 15 минут.

http://www.gustos.ro/retete-culinare/salata-casei.html

Постные первые блюда

Суп из редиса

Суп из редиса – очень быстрое в приготовлении, здоровое блюдо, к тому же и недорогое. Запомните: листья редиса не нужно выбрасывать – из них варится очень вкусный суп.

На 4 порции:

  • 3 пучка редиса
  • 1 луковица средней величины
  • 2 картофелины средней величины
  • 1 пучок черемши
  • соль

Суп из редиса
Суп из редиса
Способ приготовления:

Картофель почистить и нарезать кубиками; почистить и крупно нарезать лук. Помыть редис вместе с листьями и мелко порубить его целиком, вместе с хвостиками. Помыть и мелко порубить черемшу. В полутора литрах воды сварить редис, черемшу, картофель и лук. Когда овощи сварятся, вынуть их из воды и измельчить. Полученное пюре залить бульоном, в котором варились овощи, все перемешать и добавить соль по вкусу. На стол подается с гренками.

Подготовка продуктов: 10 минут.

Горячая обработка: 20 минут.

Всего необходимо времени: 30 минут.

http://www.crestinortodox.ro/retete-post/supe-ciorbe/supa-ridichi-135669.html

Суп из кукурузы

На 4 порции:

  • 1 луковица
  • 2 картофелины
  • 1 корень петрушки
  • 1 корень некрупного сельдерея
  • 1 корень моркови
  • 1 банка кукурузы консервированной
  • 2 помидора
  • 3 столовые ложки оливкового масла
  • 2 зубчика чеснока
  • соль
  • перец белый молотый
  • листья петрушки

Суп из кукурузы
Суп из кукурузы
Способ приготовления:

Помидоры обдать кипятком и нарезать кубиками. Лук мелко порубить и поджарить на оливковом масле вместе с помидорами. Добавить корень петрушки, сельдерей и морковь, натертые на терке. Когда обжариваемая смесь станет приобретать каштановый цвет, добавить картофель, нарезанный кубиками, зерна кукурузы и залить кипящей водой так, чтобы она покрыла все овощи. Через 15 минут варки на слабом огне добавить нарезанные зубчики чеснока, соль и перец. Супу дать закипеть несколько раз и затем добавить в него мелко рубленную петрушку.

Подготовка продуктов: 10 минут.

Горячая обработка: 25 минут.

Всего необходимо времени: 35 минут.

http://www.crestinortodox.ro/retete-post/supe-ciorbe/supa-porumb-136973.html

Суп чесночный

Однажды попробовав чесночный суп, вы уже никогда не откажетесь от него. Это очень здоровое, ароматное и легкое в приготовлении блюдо.

На 4 порции:

  • 6 головок чеснока
  • 2 головки белого лука
  • 1 корень моркови
  • 1 пастернак
  • 1 сельдерей
  • 6 картофелин
  • 6 веточек свежего чабреца
  • 4 столовые ложки оливкового масла
  • соль
  • перец

Суп чесночный
Суп чесночный
Способ приготовления:

Овощи, лук, чеснок и зелень почистить, помыть и мелко нарезать. Половину чеснока (3 головки) положить в подсоленную воду вместе с зеленью и овощами и варить на среднем огне 20 минут. Затем добавить остальной чеснок, несколько веточек чабреца и варить еще 5 минут. Суп измельчить в блендере и добавить 1 столовую ложку оливкового масла, соль и перец по вкусу. Затем еще раз перемешать в блендере в течение 1 минуты.

Чесночный суп подается с гренками. Гренки готовим так: кусочки хлеба смазываем оливковым маслом, толченым чесноком и чабрецом и запекаем в духовке при температуре 180ºС в течение 5 минут.

Подготовка продуктов: 15 минут.

Горячая обработка: 30 минут.

Всего необходимо времени: 45 минут.

http://www.crestinortodox.ro/retete-post/supe-ciorbe/supa-usturoi-138358.html

Постные вторые блюда

Рыба, запеченная в духовке

Рыбу можно запекать по-разному. Предлагаем самый легкий способ запекания рыбы, при котором вы, не прилагая больших усилий, получите очень вкусное блюдо. В запеченном виде очень хороши форель, скумбрия, карась покрупнее, карп и другие сорта рыбы, если только мы не забудем добавить в нее стакан вина, масло и лимон.

На 2 порции

  • 2 рыбины (форель, карась, скумбрия и т. д.)
  • 2 лимона
  • 2 помидора
  • 100 г оливкового масла
  • 100 мл красного или белого вина
  • 1 зеленый лук
  • 2–3 гриба, свежих или консервированных
  • соль
  • перец
  • сладкий молотый перец
  • чабрец молотый

Рыба, запеченная в духовке
Рыба, запеченная в духовке
Способ приготовления:

Рыбу выпотрошить и хорошо промыть. Можно удалить у нее голову и хвост. Рыбу хорошо натереть солью, особенно изнутри, и дать постоять 20–30 минут. На противне расстелить бумагу для запекания или алюминиевую фольгу и обильно смазать ее маслом. Выложить на бумагу (фольгу) рыбу и со всех сторон натереть ее солью, молотым перцем (лучше белым) и чабрецом. В брюхо положить лимон, нарезанный дольками, 1–2 дольки помидор, немного рубленого лука и 1–2 дольки грибов. Оставшиеся овощи выложить рядом с рыбой. Блюдо сбрызнуть лимонным соком, оливковым маслом и добавить вино.

Запекать в раскаленной духовке 30–40 минут.

Готовность блюда определяется нажатием на рыбу: она должна быть мягкой.

Если на противне остается сок, сбрызните рыбу им, а также лимонным соком и снова поставьте в духовку, чтобы она подрумянилась.

Печеная рыба подается теплой с картофельным пюре, обычным салатом, рисом или смесью мексиканских овощей.

Подготовка продуктов: 30 минут.

Горячая обработка: 40 минут.

Всего необходимо времени: 1 час 10 минут.

http://www.retete-mancare.com/peste-la-cuptor-2.html

Рис, запеченный в тыкве

Рис, запеченный в тыкве, превосходен. Готовится он легко и очень ароматен. Этот рецепт стоит того, чтобы его попробовать.

На 3 порции

  • 1 тыква
  • 600 г длиннозерного риса
  • 2 мясистых перца
  • 1 крупная луковица
  • 1 корень пастернака
  • 1 корень петрушки
  • овощной бульон
  • оливковое масло
  • перец
  • соль

Рис, запеченный в тыкве
Рис, запеченный в тыкве
Способ приготовления:

Моем тыкву и срезаем с нее верхушку так, чтобы отверстие не было слишком большим, поскольку стенки тыквы во время запекания должны будут удержать внутри наполнитель. Выскабливаем тыкву и удаляем из нее семена. Выкладываем тыкву на противень, вливаем в нее стакан воды и ставим на 20 минут в духовку на средний огонь. Затем сливаем воду из тыквы и запекаем ее еще 20 минут. В это время подготавливаем рис. Промываем его в нескольких водах и оставляем на несколько минут в воде для набухания. Нарезаем зелень и лук и поджариваем их в 1 столовой ложке оливкового масла. Когда они размякнут, добавляем рис, соль, перец, хорошо перемешиваем и тушим на среднем огне еще 3 минуты. Затем вливаем овощной бульон из расчета 3 меры жидкости на 1 меру сухого риса. Вынимаем тыкву из духовки и заполняем ее полученной смесью риса, сверху подливаем еще несколько ложек бульона. Покрываем противень бумагой для запекания, смазываем ее маслом, ставим на нее тыкву и снова ставим ее в духовку, пока она не зарумянятся.

Подготовка продуктов: 15 минут.

Горячая обработка: 55 минут.

Всего необходимо времени: 1 час 10 минут.

http://www.crestinortodox.ro/retete-post/mancaruri/orez-copt-dovleac-138284.html

Рыба по-средиземноморски

  • 2 чайные ложки оливкового масла
  • 1 столовая ложка сухого белого вина или овощного бульона
  • 2 стебля сельдерея
  • 1 зубчик чеснока
  • 150 г красного лука
  • 600 г сливовидных помидор
  • 1 лимон
  • 1 столовая ложка томат-пасты
  • 1 чайная ложка сахара (по вкусу)
  • 4 куска (весом по 125 г) филе рыбы, например тунца или лосося
  • 3 веточки свежего розмарина
  • 1 столовая ложка сухого орегано
  • соль
  • черный молотый перец

Рыба по-средиземноморски
Рыба по-средиземноморски
Способ приготовления:

Мелко порубить сельдерей, чеснок, красный лук. Лимон нарезать на тонкие дольки. Масло и вино (бульон) разогреть в кастрюле, добавить сельдерей, чеснок и лук и, часто помешивая, поджарить 5–6 минут до размягчения. Помидоры нарезать на крупные куски, можно снять с них кожицу и, если помидоры кислые, добавить сахар. Помидоры высыпать в кастрюлю, добавить томат-пасту, довести до кипения и тушить 2–3 минуты на слабом огне. На дно кастрюли выложить в один слой филе рыбы, накрыть его приготовленной смесью овощей. Сверху положить веточки розмарина, все посыпать орегано, поперчить и посолить по вкусу. Кастрюлю накрыть крышкой и поставить на плиту, где блюдо после закипания варится 10–15 минут на слабом огне, чтобы рыба не потеряла форму. Подавать с рисом или поджаренным хрустящим хлебом и зеленым салатом.

Всего необходимо времени: 1 час.

http://www.gustos.ro/retete-culinare/peste-in-stil-mediteraneean.html

Постные десерты и напитки

Айва, запеченная с орехами и изюмом

Это осеннее блюдо. К орехам можно добавить мед или джем. С джемом или без него, но это очень вкусное блюдо, которое просто необходимо попробовать.

На 3 порции

  • 3 крупные айвы
  • 100 г изюма
  • 100 г ядер орехов
  • 2 столовые ложки меда
  • 2 столовые ложки маргарина

Айва, запеченная с орехами и изюмом
Айва, запеченная с орехами и изюмом
Способ приготовления:

Выбираем 3 крупные айвы, моем их, срезаем верхушку, вынимаем семена и твердую сердцевину. Ядра орехов варим несколько минут, затем толчем их. Изюм держим несколько минут в воде до размягчения. Затем перемешиваем изюм с орехами, медом и маргарином до получения однородной массы. Заполняем айву этой массой и выкладываем на противень, выложенный бумагой для запекания. Прикрываем айву фольгой и выпекаем 30 минут.

Подготовка продуктов: 10 минут

Горячая обработка: 30 минут

Всего необходимо времени: 40 минут

http://www.crestinortodox.ro/retete-post/retete-prajituri/gutui-coapte-nuci-stafide-138367.html

Пончики с джемом

Пончики – это десерт, который всегда легко приготовить и так же легко съесть!

На 4 порции

  • 500 г муки
  • 150 мл воды
  • 2 столовые ложки сахара
  • 2 столовые ложки растительного масла
  • 50 мл свежевыжатого апельсинового сока
  • 1 столовая ложка лимонного сока
  • 12 г свежих дрожжей
  • щепотка соли
  • сахарная пудра с ванилином для присыпания
  • растительное масло для жарки
  • джем для наполнения пончиков

Пончики с джемом
Пончики с джемом
Способ приготовления:

Сначала готовим закваску в мисочке, для этого перемешиваем 1 чайную ложку сахара и дрожжи с 2 столовыми ложками теплой воды. Через 10 минут, когда закваска поднимется, выливаем ее в муку. Туда же добавляем теплую воду, в которой разбавлен оставшийся сахар, апельсиновый и лимонный соки и растительное масло. Тщательно вымешиваем тесто и оставляем его на 30 минут в теплом месте. На столе, посыпанном мукой, раскатываем тесто до толщины 2–3 мм. Стаканом вырезаем из теста кружочки. Одну половину кружочков смазываем джемом (1 чайная ложка джема на 1 кружочек). Второй половиной кружочков накрываем их, плотно прищипываем края пальцем. Жарим пончики в раскаленном масле и посыпаем их сахарной пудрой.

Подготовка продуктов: 10 минут.

Горячая обработка: 30 минут.

Всего необходимо времени: 40 минут.

http://www.crestinortodox.ro/retete-post/retete-prajituri/gogosi-136995.html

Струдель грушевый

Грушевый струдель – это десерт, который готовится очень быстро. Его можно подавать как теплым, так и холодным.

На 6 порций

  • 1 кг груш
  • 200 г сахара
  • 300 г молотых орехов
  • 100 г изюма
  • лимонные корки
  • ванильный сахар (для начинки)
  • 400 г муки
  • соль
  • 200 г маргарина
  • 50 мл минеральной воды (для теста)

Струдель грушевый
Струдель грушевый
Способ приготовления:

Просеиваем муку и добавляем в нее подогретый маргарин, минеральную воду и соль. Вымешиваем тесто, пока оно не перестанет прилипать к рукам, затем выкладываем его в холодное место. Пока тесто остывает, готовим начинку. Очищаем груши от кожицы, удаляем сердцевину с семенами, а мякоть разрезаем на кубики. Обваляв их в сахаре, прокаливаем кубики на слабом огне (без масла). Когда грушевые кубики выпустят влагу и начнут напоминать своим видом варенье, ставим их на холод. Затем смешиваем их с орехами, изюмом и лимонными корками. Раскатываем тесто на большом листе бумаги. Смазываем его растительным маслом и раскладываем сверху начинку. Сворачиваем тесто в форме рулета, выкладываем его на бумагу для запекания и ставим в раскаленную духовку. Запекаем при температуре 190ºС, пока рулет не подрумянится. После остывания он разрезается на порционные куски и посыпается сахарной пудрой.

Подготовка продуктов: 25 минут.

Горячая обработка: 30 минут.

Всего необходимо времени: 55 минут.

http://www.crestinortodox.ro/retete-post/retete-prajituri/strudel-pere-138199.html

Напитки

Прохладительный напиток кайсата

Всего необходимо времени: 2 часа

  • 1 стакан измельченной мякоти абрикосов
  • 1 стакан апельсинового сока
  • 4 столовые ложки сахара
  • 1 л минеральной (газированной) воды

Способ приготовления:

Все хорошо перемешать, по возможности мякоть абрикосов измельчается в блендере с небольшим количеством воды. Напиток подается охлажденным.

http://www.gustos.ro/retete-culinare/caisata-racoritoare.html?cat=cocteiluri-si-lichioruri&spec=null

Приятного аппетита!

www.pravoslavie.ru

Рецепты православной кухни | Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

imagesС понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

В 2018 году Петров пост начнется 4 июня и закончится 12 июля

petr_pavel5

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Читать дальше

(489)

Татьяна Стрыгина: Христос воскресе! Пасхальная книга для души и сердца

В этой книге собраны слова святых отцов, старцев и подвижников Православной Церкви о Пасхе Христовой. В первой части книги раскрывается смысл и значение праздника, той спасительной для человека жертвы, которую Господь принес миру. Человек, получая этот дар от Бога, должен приложить усилие для изменения и обновления своей жизни — об этом говорят цитаты, собранные во второй части. И наконец — древний пасхальный гимн святого Романа Сладкопевца.Читать далее ПРАВОСЛАВНАЯ ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ (подборка книг) →

(93)

maslenicaБ. Кустодиев. Масленица. 1916 г.

                                                                                                                                                 

Священники о масленице

Сейчас повсюду проходят масличные гуляния. Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?

 file_document_paper_green_g21731

Протоиерей Артемий Владимиров

Пусть теплеют сердца, светлеет домашняя атмосфера от добрых улыбок и сердечных приветствий… Но давайте, друзья, обратим взор к Евангелию, запечатлеем в памяти те шесть дел евангельского милосердия, которые открыты нам Самим Богом и небрежение о которых послужит причиной вечного осуждения христианина в час Страшного Суда.

Читать дальше

(125)

В православном церковном календаре на посты приходится около двухсот дней в году. Начиная поститься, нужно помнить, что ограничение себя в пище во время поста — не самоцель, а лишь шаг к духовному росту. С помощью этой книги вы познакомитесь с основными правилами поста и молитвами, которые укрепят вас духовно. Kроме того, многочисленные рецепты несложных блюд, приготовление которых не займет у вас много времени, помогут разнообразить постный стол.

Автор: Таисия ЛевкинаНазвание: Православный пост. Традиции, кулинарные рецепты, советыЖанр: Религиозная литература

Читать далее ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ И ТРАПЕЗЫ (справочники) →

(160)

imagesИ Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Более двух тысяч лет назад произошло необычайное событие — вневременный, вечный Бог вошел в человеческую историю и перевернул ее. На вопрос — что нового принес Христос людям, святой Ириней Лионский отвечал: «Все новое» — omnem novitatem.

0_6d6c6_56626cd6_SРождение Иисуса Христа

Читать далее Рождество Христово (подборка материалов) →

(1031)

imagesНачинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

rogdestv-post

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Читать далее Рождественский Пост (подборка материалов) →

(356)

imagesВеликий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоан. 6, 53-56).

В 2018 году Великий пост продолжается с 19 февраля по 7 апреля (по н.ст.).  Пасха — 8 апреля

Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим.

В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Кроме Великого поста – только в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели, а также в день памяти святителя Василия, навечерие Рождества и навечерие Крещения.

Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров.Читать далее Великий пост (подборка материалов) →

(867)

petr_pavel2

imagesЭтот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Петров Пост
Петров Пост 

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Петров Пост 

 

Протоиерей Димитрий Смирнов

Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое дурацкое мнение?

 Петров Пост

 

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Блаженнейший Митрополит Онуфрий – о посте, современном человеке и образцах для подражания.

Читать дальше

(114)

В 2015 году Великий пост продолжается с 23 февраля по 11 апреля (по н.ст.).  Пасха — 12 апреля

                                                                                                                                           

Hristos1

article_writeВеликий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоан. 6, 53-56).

Читать дальше

(46)

georgievka.cerkov.ru

Православная кухня или кухонное православие: p_syutkin

Есть в нашей культуре одна тема, которая вроде бы вне критики, - «Русская кухня и православие». А действительно, насколько наша кулинария обязана своим становлением религии? – Попытаемся разобраться в этом непростом вопросе. Но для начала скажем неполиткорректную вещь: нет никакой православной кухни, есть кухня русская. А любая попытка приписать церкви какое-то влияние на становление нашей кухни очень легко разбивается вопросом: что кроме поста привнесло православие на наш стол?

Если хотите, то скажем более четко. Что такое национальная кухня вообще? Некоторые скажут: «Ну как же – это рецепты, те или иные блюда, характерные для данного народа, страны, местности и т. п.». Все так. Но помимо чисто рецептурных деталей существуют еще несколько важных вещей: продукты, технологии обработки, тип и характер пищи, нормы и обычаи подачи блюд. И наконец, культурные обычаи вокруг потребления пищи. Так вот роль церкви, в подавляющей части сводилась именно к последнему.

Не говорить же о православном вкладе в кухню в виде приличествующих тем или иным религиозным событиям блюд – кутьи, кулича, крашеных яиц. Да и сколько их? Как говорится, по пальцам одной руки… И потом, вы же не думаете, что политая медом каша из пшеничных зерен не возникла бы и без христианства? Сказать по правде, никакого особого влияния на русскую кухню она и не оказала.

Вообще, есть немало стереотипов относительно роли христианской церкви в становлении мировой культуры, науки, искусства. Один из них – «не было бы церкви, не было бы и всего этого». Да, многие века цивилизация развивалась в рамках религиозного контекста. Вот, только где Аристотель, Плиний, Омар Хайям, и где христианство? Или это не культура? А уж православие в этом смысле и вовсе опоздало к разделу культурных достижений человечества.

«Назовите хоть одного дохристианского ученого, художника или писателя на Руси?» - задают с ухмылкой вопрос сторонники церковной версии истории России. Между тем, если задуматься, это вряд ли выигрышная тема для них. Поскольку и православных-то писателей или ученых до XVI-XVII веков практически никто не знает. С чего бы это? Не оттого ли, что именно в эту эпоху начинает проникать книгопечатание и хоть какая-то просветительская мода. Так что совсем не факт, что роль нашей церкви в этом процессе была стимулирующей, а не тормозящей.

И потом, как известно, "Post hoc, ergo propter hoc". Это латинское выражение, означающее "после этого, значит вследствие этого", очень подходит к нашему случаю. Поскольку описывает типичную логическую ошибку. Так, вот русская культура, наука и даже кулинария развиваются столетия параллельно существованию церкви, в церковном контексте. Но не обязательно благодаря ей.

Да, конечно, мы знаем немало ученых, которые были насквозь проникнуты религиозным чувством. Вот только от фразы «Не было бы православной церкви, не было бы и никакой науки, искусства» иронично подняли бы брови и Ломоносов, не скрывавший своего отвращения к мракобесам в рясах. И Лев Толстой, заслуживший отлучения от церкви, утверждая, что церковное учение есть «коварная и вредная ложь, собрание суеверий, разных видов колдовства и диких обычаев». Мы уж не говорим, про академика Басова и авиаконструктора Туполева.

Так что вклад церкви в отечественную культуру за последние 500 лет - это, как минимум, весьма дискуссионный вопрос. Отчего же делать исключение для русской кухни, которая опять же, по мнению церковных адептов, немыслима без православия?

На самом деле очень даже мыслима. Каковою она и была до крещения Руси в X веке да и много столетий после этого события. Вы же не думаете, что до князя Владимира у нас не пекли хлеб, не варили щи или не готовили пироги? Блины – еще языческое блюдо. Про пиво и меды – тот же обожествляемый сегодня Владимир говорит: «Ибо веселие есть Руси пити. Без того не можем жити».

Кто-то скажет, что вот, мол, из Византии к нам вместе с православием пришли новые продукты. Да, действительно, гречка появляется в первых монастырях, где ее возделывают византийские монахи. Но при чем здесь религия? Это обычное заимствование у соседних народов. На Руси это было всегда: кислое молоко от кочевников, рис от азиатов, капуста от южных славян, сельдерей от немцев, макароны от итальянцев. Что тут православного?

На самом деле принятие христианства не стало краеугольным камнем развития нашей раннесредневековой кухни. Процесс этот был длительный и неоднозначный. И даже сегодня, спустя 1000 лет, мы следуем языческим обычаям. Блины на масленицу – яркий этому пример, с чем вынуждена была примириться православная церковь.

Да, русский постный стол – отдельное явление в истории нашей кухни. Влияние его двойственно. С одной стороны, сознательное ограничение в потреблении продуктов. А с другой… Вы, что думаете, что в Средние века каждая семья могла себе позволить мясо даже в «мясоед»? Это просто экономия продуктов.

Пост (как ограничение в еде) – далеко не православное изобретение. Он есть и в Германии, и во Франции. Он есть у буддистов, и манихеев, и зороастрийцев. Вегетарианцы по всему миру вообще едят постную пищу – неужели под влиянием РПЦ? А, ведь, приводят этому вполне себе духовные оправдания в духе «Первой ступени» Льва Толстого.

Ну, и что же еще из православного (или вообще христианского) влияния?

·        Нельзя есть идоложертвенную пищу т.е. принесенную жертвам богам других религий (I Кор:10-28). ·        Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови, и удавленины». (Деян.15:28-29).·        Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.·        Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу, и благодарят бога за хлеб насущный.Не правда ли, к кулинарии здесь не относится вообще ничего?

А теперь давайте задумаемся о том, что негативного внесло православие в русскую кухню. Тут тоже есть, о чем порассуждать.

Оказывается, к примеру, что есть телятину почиталось в Московском государстве великим грехом. Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: «Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка». Думаете, телятина и все? А вот и нет.

Сегодня известный возродитель придуманной русской кухни Максим Сырников, к примеру, рассуждает о том, что «твердые сыры, прессованные и выдержанные, готовили в русскую старину». Почему придуманной? Да потому, что этот комичный «историк» не понимает, что сычужный фермент для такого сыра получается из желудка теленка. Резать которого и считалось грехом. Вот и оказывается, что «благодаря» православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII-XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.

Или другой пример. Старинный суп юрма. Эта похлебка упоминается еще в «Домострое» в 1550-е годы. Чем она являлась? Отваренная рыба в ухе, рядом – курица в бульоне. А затем курица режется на кусочки и отправляется в рыбный бульон. И так вот получается курица с запахом осетрины или стерляди. Блюдо, практически исчезнувшее на сегодня в Центральной России. Отчего? Да, просто потому, что юрма противоречит церковному принципу деления любой пищи на постную и скоромную. А питаться после поста снова рыбной пищей - это на любителя.

Тому же, кто скажет: «Что это за гадость такая, курица с рыбой?» рекомендуем поехать в Ростов, и отведать там популярное местное блюдо «уха из петуха». Да-да, только на окраинах России, куда с XV века свободные люди бежали в том числе и от церковного и монастырского угнетения, только и сохранилось подобие этого любопытного кушанья русской кухни.

А самое главное, давайте не будем забывать основную «скрепу» нашего православия. Она о том, что «любая власть от бога» и главное для церкви – эту власть всячески поддерживать. Крепостничество долгие века было основой русской жизни, так милой нашей церкви.

Вот о роли повара и стоит в этом ключе поговорить. «В то время как престиж французских шеф-поваров постоянно увеличивался, их социальный статус до самой революции (1793 года) оставался тем же – слуги». Это мнение американского исследователя Пола Мецнера удивительно точно отражает социальный и профессиональный конфликт, назревший к тому времени. О нем же говорит французский кулинар Гримо де ла Реньер: «Счастлив тот, у кого есть действительно хороший повар! Он должен с ним обращаться не как со слугою, а как с другом». Надо ли говорить, что в России ситуация была еще более тяжелой. Ведь даже в начале XIX века большинство поваров – крепостные.

Требовать от рабов развития кулинарного искусства – не иллюзия ли это? Жизнь подтвердила это, когда кулинария в России резко «раскрылась» к середине XIX века. А профессия «повар» стала не крепостной, а свободной.

Другое подтверждение – кухня советская. Предавшая забвению множество традиций русской кулинарии. Но, ведь, советская власть была так любима Русской православной церковью? Иерархи которой не стеснялись получать от нее ордена и дачи? Так неужели же и здесь кроется интрига, и РПЦ горячо любила советскую власть, втайне поедая антисоветскую осетрину по-монастырски?

Как и в любом сложном культурном явлении, здесь невозможно дать четкий «черно-белый» ответ. Понятно, что велика роль монастырей в сохранении русской традиционной кухни. Для исторической науки очень важны церковные источники, сохранившие память о праздничном столе многовековой давности. Но не менее того, мы должны принимать во внимание роль православной церкви, поддерживающей самые отсталые взгляды на культуру и науку. В том числе на то, чтобы русская кухня, так и осталась на уровне так милых ей домостроевских порядков. К счастью, прогресс общества оставил ей мало возможностей для этого.

p-syutkin.livejournal.com


Смотрите также