Кухня и традиции вкушения еды в Древней Греции. Блюда древней греции


Кухня и традиции вкушения еды в Древней Греции

Раздел: Исторические кухни Древняя Греция Древняя Греция КУХНЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Что и как ели древние греки Древний анекдот о спартанце: «Один странствующий спартанец, зайдя на постоялый двор переночевать, отдал хозяину рыбу, которую принёс с собой, и попросил приготовить её на ужин. Хозяин согласился, но сказал, что для приготовления ужина ещё потребуется хотя бы масло и хлеб. На что спартанец возразил: «Будь у меня масло и хлеб, стал бы я связываться с этой рыбой». К счастью, не все греки спартанцы, и в целом греческая кухня никогда не придерживалась подобного аскетизма. История Эллады берет свое начало в глубине веков. Значение греческой цивилизации для современного мира бесценно. Искусство, философия, наука, политика, язык уходят корнями в греческую культуру. Чтобы ни происходило в сегодняшнем веке, мы можем найти прототип этому тысячелетия назад, если не в реальных исторических событиях, то в мифах и легендах наверняка. Изучение фундамента современной цивилизации позволяет избежать наивных разочарований в роде человеческом, понять движущие силы истории, познать смысл прошлого и научиться предвидеть будущее. Откуда же греки брали силы для великих свершений в своей славной и занимательной истории? Что они ели в древности? ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ и вообще существующая в этой стране КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ, ставшая основой самой полезной в мире средиземноморской кухни – это предмет особой национальной гордости греков, наряду с Акрополем, Гомером и Александром Македонским. Древнегреческая диета состояла из продуктов, не повышающих уровень сахара в крови, то есть не ведущих к увеличению веса. Вот почему греки были такими стройными и красивыми! И всё это до сих пор для нас весьма полезно (и не только в фитнес-клубах!) Древние греки широко использовали в питании оливки и оливковое масло. С древних времен в Греции оливки консервировали морской солью. В рассол для черных оливок добавляли немного натурального винного уксуса и оливковое масло. Различный вкус оливкам придавали различными пряными травами и специями. Оливки солили, мариновали и использовали в качестве закуски, гарнира, приправы к рыбе и многим другим блюдам - добавка всего нескольких оливок придает блюдам особый вкус. По современным воззрениям, оливки выполняют функцию своеобразного биохимического регулятора для усвоения соли и жиров. Оливковое масло производили из зрелых оливков методом холодного отжима (современное Extra virgin). Такое масло исключительно ценно и полезно для здоровья и содержит максимум полезных веществ. Важно отметить, что любое оливковое масло, в отличии от других масел, при нагреве не выделяет канцерогенных веществ! Хлеб тогда пекли не белый, а грубый, из полуобработанной муки (что способствовало лучшему перевариванию остальных продуктов). В Древней Греции первое упоминание о "кислом" хлебе, т. е. хлебе из сброженного теста, относится к V в. до нашей эры. Однако такой хлеб считался деликатесом, стоил значительно дороже пресного хлеба, его употребляли только состоятельные люди. Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виде ее значение в жизни людей. Он говорит, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощение в его доме белым хлебом. О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Пекари Древней Греции умели выпекать множество сортов хлеба, используя при этом в основном пшеничную муку. Часть хлебных изделий греки выпекали из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Такой хлеб служил основной пищей для простого народа. Булочники Древней Греции торговали и сдобными хлебными изделиями, в состав которых входили мед, жир, молоко. Но такие "сладкие хлебцы" стоили дороже обычного хлеба и относились к лакомствам. Любопытно отметить, что у суровых спартанцев хлеб считался величайшей роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях. В Древней Греции, как и в Древнем Египте, черствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние считали, что одно только лизание корки черствого хлеба способствует прекращению болей в желудке. Почему хлеб называется хлебом. Хлебопекам Древней Греции мы обязаны и самим происхождением слова "хлеб". Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые "клибанос". От этого слова, по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово "хлайфс", которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово "хлайб", которое похоже на наш "хлеб", украинский "хлиб" и на эстонский "лейб". Поговорка относительно хлеба, который всему голова, в Древней Элладе тоже была в ходу: именно хлеб считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), все остальное полагалось только обильной добавкой к дефицитному хлебу (но какой добавкой!). Так что не один только хлеб не ели. А что полагалось подавать к хлебу? К хлебу подавали овощи и плоды, причем особенно популярны были бобы всех видов (из-за своей распространенности и дешевизны), оливки и фиги (инжир). Масло употребляли только оливковое, сливочного не было. Охотно пили молоко, особенно овечье, а также изготавливали из него белый, мягкий овечий сыр, больше похожий на творог. И, главное, ели много рыбы и морепродуктов всех видов: устрицы, кальмары, мидии, морские гребешки – недостатка полноценного животного белка никогда не было! Ведь Греция омывается морем, имеет множество островов, а в море полно рыбы. Однажды греческий философ Демонакс собрался в морское путешествие. Погода не благоприятствовала ему – надвигалась буря. Один из друзей обратился к Демонаксу: «Разве тебе не страшно? Ведь корабль может утонуть, и тебя съедят рыбы!» Философ Демонакс только улыбнулся в ответ: «Я столько рыб съел в своей жизни, что будет вполне справедливо, если они, в конце-концов, съедят меня». Искусство приготовления рыбы высоко ценилось еще в античные времена. Оно основывалось на опыте и кулинарном мастерстве народов, живших на побережье Средиземного моря. Как это ни парадоксально, в ранней истории Древней Греции, окруженной со всех сторон морями, был период (XI-VIII века до нашей эры), когда рыба считалась пищей только для бедных людей. Подтверждение этому можно найти на страницах гомеровской «Илиады». (Много позднее в Европе подобное случилось с устрицами.) Развитие рыбной кухни началось гораздо позднее, в период расцвета Древней Греции. Уже мифы об аргонавтах рассказывают о путешествиях греков за рыбой к неведомым берегам Понта Эвксинского (так называлось Черное море), так как на греческих рынках ощущалась ее нехватка. Больше всего ценились тунцовые рыбы, второе место занимали осетровые, о чем есть упоминание у Геродота: «Ловятся для соления большие рыбы без позвоночника, называемые осетрами». Персонажи комедии Эпихарма «Званый обед у Гебы» — беззаботные кутилы, боги и богини, большие любители вкусной пищи,— особенное удовольствие получают от морской рыбы. Они на дружеской ноге с морским богом Посейдоном, который доставляет им на судах большое количество рыбы и моллюсков — божественный деликатес. Секреты приготовления иных древнегреческих блюд не разгаданы и по сей день. Как, скажем, можно к столу подать целую рыбу, одна треть которой была жареной, одна треть — вареной, одна треть — просоленной? Морская рыба была в почете и в Древнем Риме (здесь ее солили, мариновали, коптили), и в Азии. Греческий комедиограф Аристофан, бывший одно время послом при персидском дворе, писал, что царь персов выдавал щедрое вознаграждение тому, кто изобретал новое рыбное блюдо. Греки ели много мяса дичи (зверей и птиц), которая в те времена водилась в невообразимом изобилии. А вот мяса домашних животных даже богатые люди ели немного: слишком уж накладно каждый день резать по барашку, дающему столько молока и шерсти. Потому блюда из баранины подавали только по праздникам, когда богам приносили жертвы. Один из древнегреческих мифов рассказывает о том, как титан Прометей, принесший людям огонь, разделал для жертвоприношения барашка и разложил мясо на две кучки: в первую свалил все кости, прикрыв их сверху жиром, а во вторую - все мясо, прикрыв его требухой и шкурой. После этого хитрый Прометей предложил отцу богов Зевсу выбрать кучку для себя. Тот, естественно, выбрал кучку с жиром. И просчитался, но было уже поздно. С тех пор хитроумные греки в жертву богам приносили бесполезные отбросы и кости, а все вкусное съедали сами, чтобы добро не пропадало. Вообще, греки народ очень сообразительный! Не было на столе у древних греков целого ряда привычных нам продуктов: риса, дынь и арбузов, персиков и абрикосов, лимонов и апельсинов (прибыли позже из Азии), помидоров, картофеля, кукурузы (завезены из Америки). Тыквы и огурцы были в диковинку и стоили дорого. Орехи, которые мы теперь называем грецкими (т. е. греческими), были привозным лакомством. Сахара не было, вместо него использовали мед, который гораздо полезнее сахарозы. И меда в Древней Элладе было много. Крупу, которую мы называем гречкой («греческой крупой»), греки не знали (они и сейчас ее практически не едят). А что древние греки пили? У них не было ни чая, ни кофе, ни какао. Одно только вино. Его всегда разбавляли водой в пропорции 1:2 (мера вина на две меры воды) или 1:3, для этого даже существовали специальные сосуды кратеры колоколообразной формы. Но разбавляли вино водой совсем не для того, чтобы не захмелеть: вином просто старались обеззаразить колодезную воду. Пили чаще всего не из чашек и кубков (хотя и они тоже были), а из специальных сосудов под названием «килик» - такое блюдце с ручками на длинной ножке. После оливкового масла вино — во все времена главный предмет гордости в Греции. "Вино — души людской зерцало", — сказал Алкей, знаменитый поэт с Лесбоса. Греция - родина европейского виноделия. На острове Крит виноград возделывается уже четыре тысячи лет, на материковой Греции - три тысячи. На террасах, насыпанных по склонам гор, по всей Греции растет виноградная лоза. В долинах ее сажают, между плодовыми деревьями, и она тянется с одного дерева на другое. Как и олива, виноградная лоза неприхотлива и не нуждается в искусственном поливе. Критяне привезли виноград с побережья Малой Азии и окультурили его. Они быстро узнали тайну винограда - судя по подвалам кпосских дворцов, во II тыс. до н. э. производство вина здесь процветало. А миф рассказывает, что бог виноделия Дионис женился на критской царевне Ариадне. Ни один бог не почитался в Греции так, как Дионис! В Древней Греции к началу сбора урожая были приурочены Праздники - Дионисии. Это было время безумных плясок и бурного веселья. Дионис, или Вакх, шествовал с веселой свитой, состоявшей из козлоногих сатиров и вакханок. Вино лилось рекой. Вакха чтил, в основном, простой народ. Бог-освободитель давал им забвение от забот и печалей. На ежегодных бурных празднествах в его честь даже духи, как считали эллины, отдавали должное молодому вину, а потом, естественно, требовали закуски. Поэтому нагулявшиеся жители запирались в своих домах от греха подальше, а для зaxмeлeвшиx духов на пороге оставляли похлебку. Как уже было сказано, вино в те времена разбавляли водой из расчета: 1 часть вина + 3 части воды, в крайнем случае 1:2. Смешивание равных по объему частей считалось уделом "горьких пьяниц". (Причем крепленого вина тогда еще не было.) Афинский государственный деятель Эубулус в 375 г. до н.э. так сказал о мере в употреблении вина: "Я должен смешать три чашки: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью - для хорошего сна. Выпив три чашки, мудрые гости отправляются по домам. Четвертая чашка уже не наша, она принадлежит насилию; пятая - шуму; шестая - пьяному разгулу; седьмая - подбитым глазам; восьмая - блюстителям порядка; девятая - страданиям и десятая - сумасшествию и крушению мебели." Самое известное и древнее греческое вино – РЕЦИНА. И по сегодняшний день это единственное вино, обладающее сильным ароматом и привкусом смолы (рецина в переводе с греческого - смола). Название связано с древней традицией герметически закупоривать амфоры с вином смесью гипса и смолы. Так вино дольше хранилось и впитывало запах смолы. В наше время смолу специально добавляют в это вино на стадии брожения. Правильнее сказать, что Рецина не относится к категории вин. Это белый или розовый напиток крепостью 11,5 градусов для повседневного употребления. Пьется охлажденным, подается к закускам. В Древней Греции культивировалось 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и климатическим условиям. Греки предпочитали темное густое красное вино. В больших сосудах (пифосах) его на шесть месяцев ставили в погреба — сбраживать. Потом вино закрепляли изюмом, который всегда имелся в изобилии, или медом. Лучшими считались самосские и родосские вина. Ненамного уступали им и вина с островов Хиос и Лесбос. И по сей день особенно славится терпкое вино с острова Санторин (Тира) из винограда, возделанного на вулканическом пепле. В бокале доброго греческого вина — глоток солнца и моря, дурман тысячелетий и привкус вечной тайны Эллады. Уже в древности существовало огромное разнообразие греческих вин, начиная от легких белых, сладких или сухих, до розовых и красных, полусладких и сладких. Каждый город-полис производил собственные вина. В Древней Элладе выращивали и изюмные сорта винограда, а греческий изюм с тех времен и до нашего времени всегда признают лучшим в мире. КАК ОНИ ЕЛИ? Платон утверждает: человек, который ест в одиночку, просто-напросто наполняет бурдюк, под названием желудок. Поэтому древнегреческие пирушки (симпосионы) проходили обязательно в компаниях товарищей. Даже само греческое слово «товарищ» (синтрофос) по своему происхождению означает «человек, с которым вместе ты ешь». Считалось, что в компании «синтрофов» должно быть «не меньше числа Харит, не больше числа Муз», то есть от 3 до 9, чтобы не было ни скучно, ни тесно. Ели древние греки лежа, точнее, возлежав, и не на обычных спальных ложах, а на особых сиденьях-апоклинтрах (от слова «апоклино» - «разгибаю корпус, спину»). Апоклинтры были сделаны так, чтобы сидящим на них людям практически вообще не нужно было бы двигаться. Опирались при этом всегда на левую часть тела, ведь именно слева находится желудок. Для трапезы сдвигали три апоклинтра буквой "П", а с четвертой стороны рабы подносили маленькие столики с едой, угощенья и вина. Ложек и вилок не было, ножами за столом не пользовались. Ели просто руками, а объедки бросали прямо на пол. Перед тем, как пригубить вино, полагалось непременно омыть руки в специально для этого предназначенной чаше, украсить голову венком и совершить возлияние богам - отплеснуть из чаши чуть-чуть вина в качестве жертвы. Описания пирушек-симпосионов можно найти у самых прославленных гречеких писателей и особенно у философов: ведь на симпосионах велись беседы на самые разнообразные темы. Самый знаменитый философский диалог Платона с участием Сократа так и называется – «Пир», и обсуждается там вопрос о том, что такое истинная любовь. А у Плутарха есть целая книга под названием «Застольные беседы». Почитав все эти литературные произведения, можно подумать, что древние греки на симпозионах занимались исключительно высокими материями. Нет, они были такими же людьми, как мы с вами: любили побузить, с удовольствием колотили посуду в порыве веселья (этот странный обычай у них до сих сохранился), и даже писали на стенках, а больше - на глиняных чашах и блюдах. В одном доме археологи при раскопках нашли осколки киликов с надписями, сделанными явно нетрезвыми руками. Надписи прочли. Самым приличным там было слово "лизать", остальные просто непечатные. Но помимо философских застольных бесед, древнегреческие классики сохранили для нас еще и рецепты древних блюд! Сам Платон с удовольствием описывал подаваемые на стол кушанья и ингредиенты, из которых они приготовлены. Сейчас многие из этих рецептов восстановлены, и в Греции открыта сеть ресторанов под названием «Археон гевсис» («Вкусы древних»). Там подают только блюда древнегреческой кухни. А чтобы посетители не сомневались в подлинности рецептуры, рядом с каждым блюдом в меню напечатана выдержка из трактата, откуда был взят рецепт. Конечно, атмосферу древнегреческой трапезы полностью восстановить трудно. Вино с водой в кратирах (кратерах) никто не смешивает, скорее всего потому, что рука не поворачивается налить воды в современное вино. Вот вы, например, ели когда-нибудь «креокaкавос»? (Расшифровываем: КРЕОКАКАВОС - это свинина под кисло-сладким соусом из меда, тимьяна и уксуса, подаваемая с гарниром из бараньего гороха с чесноком.) А вот вам довольно простой РЕЦЕПТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО СЛАДКОГО, который для нас сохранил Платон в своем труде под названием "Атлантида": «Берёте сухие фрукты (сливы, инжир, миндаль, черный и золотистый изюм, грецкие орехи), все это мелко нарезаете и поливаете аттическим медом - таким, который стекает с ложки (свежим, не засахарившимся – хороший мёд засахаривается не позднее ноября!). Теперь смешиваете эту массу с натуральным греческим йогуртом, и...» О да, древние греки знали толк в еде! Многие древнегреческие блюда дошли до наших дней практически в неизменном виде, разве что в их составе появились также овощи и пряности, которых в Древней Греции не было (картофель, помидоры, черный перец и др.) И многие ныне так называемые "турецкие сладости" на самом деле тоже родом из Древней Эллады. А теперь древний рецепт приготовления рыбы – «саламис», от которой не отказался бы даже упомянутый выше спартанец: САЛАМИС (рыбное филе по-древнегречески) Ингредиенты: - 500 г свежего рыбного филе морской рыбы, - 1 ст. ложка винного уксуса, - 4-6 ст. ложек оливкового масла, - 1 среднего размера луковица, - 1-2 дольки чеснока, - 3 рюмки белого вина, - 2 ст. ложки рубленой зелени, - 250 г свежих огурцов (в Древней Греции огурцы были деликатесом!), - 2-3 стручка сладкого перца, - соль (черного перца в Древней Элладе не знали, да и он здесь будет лишним).         Приготовление       Филе рыбы сбрызнуть винным уксусом, посолить и выдержать 10-15 мин. Вылить на сковородку половину оливкового масла и обжарить в нём мелко нарезанный лук и чеснок, затем положить рыбу, полить вином и посыпать зеленью. Тушить 10-15 мин под крышкой. Нарезать тонкими колечками стручки сладкого перца и отдельно обжарить в оставшемся масле. Через 10 мин добавить очищенный от кожицы и нарезанный мелкими дольками огурец. Приправить солью (и чёрным перцем). Когда все овощи будут готовы, выложить их на рыбу и потушить их вместе ещё 5 мин под крышкой на небольшом огне. Подать в горячем виде с хлебом из муки грубого помола. СТОЛ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ Исторический обзор Состав пищи древних обитателей Эллады зависел от экономического состояния страны, от плодородия земли, от уровня развития скотоводства. По мере изменения общественной жизни, расширения связей с другими странами и ростом внешней торговли менялся характер и состав питания, появлялись новые блюда. Как и в любой другой сфере жизни древних, в их питании существовали большие различия между отдельными городами-государствами и между людьми состоятельными и беднотой, которая по необходимости довольствовалась более чем скромной пищей. С течением времени менялись и установленные обычаем часы трапез — ведь свободные граждане греческих полисов все больше занимались решением государственных дел, которые, как правило, задерживали их на агоре в предполуденную и полуденную пору. В эпоху Гомера греки завтракали рано утром. Завтрак состоял из пшеничных или ячменных лепешек, смоченных вином, разбавленным водой. Около полудня наступало время обеда: к столу подавали мясные блюда, хлеб и вино. Последнюю, вечернюю трапезу составляли те же блюда, что и на обед, но меньшими порциями. В более поздние века, когда свободный гражданин стал проводить большую часть времени на агоре, распорядок еды изменился. Завтрак, по-прежнему, был ранний, но теперь не возбранялось подавать чистое, не смешанное с водой вино. Время обеда было перенесено на более поздние часы и даже на вечер, зато между завтраком и обедом можно было в любое время устроить еще одну трапезу — нечто вроде второго завтрака, причем мужчины часто закусывали прямо на месте, на агоре, когда выдавалась свободная от государственных дел минута. Наконец, в эпоху эллинизма второй завтрак стал более торжественным и обильным и, поскольку граждане уже меньше уделяли внимания общественной деятельности, появилась возможность устраивать второй завтрак в строго определенное время. Итак, основу утренней трапезы составляли лепешки. Отметим, что еще в VI веке до н. э., в эпоху Солона, хлеб считался роскошью. Его заменяла более доступная каша из какой-либо крупы или муки, обычно ячменная или пшеничная. Хлеб пекли в домашних условиях. Профессиональные пекари, снабжавшие города свежим хлебом, появились в Афинах только в V веке до нашей эры. Муку изготовляли из ячменя, проса, пшеницы и полбы. [Полба, или полбяная пшеница, — группа видов пшеницы с ломким колосом и пленчатым зерном. Отличается неприхотливостью, скороспелостью, устойчивостью к заболеваниям. Ценный исходный материал для селекции.] Благодаря связям с другими, более искушенными в кулинарии народами, греки познакомились и переняли новые виды печеных изделий. Лучшими сортами хлеба древние греки считали финикийский, а также беотийский, фессалийский, хлеб из Каппадокии и с островов Лесбос, Кипр и Эгина. Особые виды хлеба пеклись к праздничным пирам, например, при завершении сбора урожая или к определенным блюдам. Хлеб пекли из квашеного, дрожжевого теста или же без закваски. Употреблялся также диетический хлеб, выпекавшийся без добавления соли. Другим основным продуктом питания эллинов было мясо. Говядиной и бараниной, мясом оленя или вепря лакомились герои Гомера, не чуждавшиеся и птицы. Тушу жарили на вертеле, безо всяких приправ, а затем делили на куски по числу гостей, отдавая лучшие наиболее отличившимся и достойнейшим. Например, растроганный пением во время пира, Одиссей отдал певцу Демодону «полную жира хребтовую часть острозубого вепря» (Гомер, Одиссея, VIII, 474). Замечательную сцену пира древних обитателей Эллады нарисовал Гомер, повествуя о приеме Ахиллом в своем шатре послов от Агамемнона — Одиссея, Аякса Геламонида и Феникса:            Сам же огромный он лот положил у огнищного света,            И хребты разложил в нем овцы и козы утучнелой,            Бросил и окорок жирного борова, туком блестящий,            Их Автомедон держал, рассекал Ахиллес благородный,            После искусно дробил на куски и вонзал их на вертел.            Жаркий огонь между тем разводил Менетид боговидный.            Чуть же огонь ослабел и багряное пламя поблекло,            Угли разгребши, Пелид вертела над огнем простирает            И священною солью кропит, на подпор подымая.            Так их обжарив кругом, на обеденный стол сотрясает.            Тою порою Патрокл по столу, в красивых корзинах,            Хлебы расставил; но яства гостям Ахиллес благородный            Сам разделил и против Одиссея, подобного богу,            Сел на другой стороне, а жертвовать жителям неба            Другу Патроклу велел, и в огонь он бросил начатки.            К сладостным яствам предложенным руки герои простерли...            (Илиада, IX, 206 — 221) Позднее мясной стол греков стал разнообразнее: они охотно поглощали колбасы или козьи желудки, начиненные кровью и жиром. Из овощей чаще всего употребляли лук, чеснок, салат, стручковые. Последние, то есть овощи, относились к основной пище бедняков. С VI века до н. э. под влиянием восточной моды и обычаев, царивших в греческих колониях, где уровень жизни был особенно высок, на столах греков появляются все новые и новые кушанья. Только Спарта сохранила старинную простоту нравов и суровый быт. Спартанец, допущенный к участию в совместных трапезах, должен был внести взнос, равный причитавшейся ему порции продовольствия на месяц: 7,3 л муки, 36 л вина, 3 кг сыра и 10 оболов серебра на покупку мяса. Двух оболов обычно хватало для скромного пропитания одного человека в течение дня. Отсюда видно, что составленные из таких взносов трапезы спартанцев были более чем скудными. Оставались спартанцы верными и своему знаменитому блюду — черной похлебке: по словам Плутарха, в Спарте времен Ликурга «старики даже отказывались от своей доли мяса и уступали ее молодым, а сами вволю наедались похлебки» (Сравнительные жизнеописания. Ликург, XII). Попойки, разгульные пиршества в Спарте не допускались: «Наш закон изгоняет из пределов страны то, под влиянием чего люди более всего подпадают сильнейшим удовольствиям, бесчинствам и всяческому безрассудству. Ни в селениях, ни в городах ...ты не увидишь нигде пиршеств... и каждый, кто встретит пьяного гуляку, сейчас же налагает на него величайшее наказание...» (Платон. Законы, I, 637). Впрочем, кроме Спарты, вино пили вволю по всей Элладе. Особо утонченным кулинарным искусством славились в Греции жители Беотии и Фессалии. На греческий стол влияли роскошные пиры Персии и Лидии, пышность Египта и Вавилона. Опытные повара из Сицилии привили грекам любовь к тонким блюдам. С расширением торговых отношений с другими народами кухня древних эллинов становилась все богаче и разнообразнее, подвергаясь возрастающему влиянию зарубежной гастрономической моды. В лавках вокруг агоры можно было купить не только привычные лук, чеснок и салат, но и разнообразную рыбу, редкие заграничные коренья и приправы. В комедии V века до н. э. Гермиппа «Носильщики» перечисляются продукты, привозимые в Грецию со всего света: говядина, сыр, изюм, смоквы, кокосовые орехи и миндаль. По-видимому, в Древней Греции существовали две разновидности поваров. Были свободные профессиональные повара, которых нанимали на период подготовки предстоящего пира, и повара подневольные, или рабы. Несмотря на свое низкое положение, афинские повара играли заметную роль в городе, если судить по насмешкам, которыми их преследовали комические поэты. Тип раба-повара, плута и хвастуна, сделался с начала IV века до н. э. очень распространенным на греческой сцене. В комедии Антифана «Циклоп» господин дает повару указания насчет рыбных блюд: на столе должны быть нарезанные кусочками щука, морские скаты под соусом, окунь, макрель, фаршированные каракатицы, лягушиные лапки и брюшко, сельдь, камбала, мурены, крабы — пусть всего будет вдоволь. Частые в комедиях Антифана, Алексида, Сотада и других комедиографов IV века до н. э. упоминания рыбных блюд и рецептов их приготовления показывают, что рыба была еще во многом новинкой в меню жителей греческих полисов. Разнообразны были блюда из птицы и способы их готовки. Греки употребляли зажаренных голубей, воробьев, жаворонков, фазанов, дроздов, перепелок и даже ласточек. Эти блюда заправлялись оливковым маслом, уксусом, различными соусами и пряностями. Вообще, описание кулинарных рецептов в греческих комедиях точно соответствует существовавшим в то время «технологиям» приготовления пищи и описанным в многочисленных поваренных книгах. В одной из комедий Сотада описание того, как надо готовить и подавать рыбу на стол, вложенное автором в уста повара, полностью совпадает с тем, что говорится по этому поводу в известной кулинарной книге того времени — «Ономастиконе» Поллука (II в.): «Смешай молоко с топленым салом и крупой, добавь свежего сыра, яичных желтков и мозгов, заверни рыбу в душистый лист фигового дерева и вари в бульоне из кур или из молодого козленка, затем вынь, сними лист и положи готовое кушанье в сосуд с кипящим медом». Церемониал и этикет трапез различался в зависимости от того, семейный ли характер они носили, или присутствовали гости. На повседневных домашних приемах пищи женщины садились за стол вместе с мужчинами. Точнее, мужчины во время обеда полулежали, женщины сидели на стульях. Это правило не применялось к гетерам. В трапезах, не имевших семейного характера, женщины участия не принимали. Пиры происходили на мужской половине дома. Приглашенные тщательно одевались; обыкновенно они принимали ванну и душились. Вежливость требовала от них большой аккуратности, и за стол садились, не ожидая запоздавших. Всякое ложе вмещало одного или двух человек; они приставлялись одно к другому, образуя таким образом нечто вроде дивана. Они покрывались красивыми одеялами и часто были настолько высоки, что на них взбирались с помощью небольшой скамейки. Гости имели у себя за спиной подушки, напоминавшие обыкновенные наши подушки или поперечные валики и покрывавшиеся цветами и узорчатыми наволочками; иногда их приносили с собой. Обедавшие опирались левым локтем на подушку и таким образом находились в полусидячем, полулежачем положении. Гости, помещавшиеся на одном ложе, поворачивались друг к другу спинами; но весьма вероятно, что, опираясь на одну и ту же руку, они придавали различный наклон своему телу, причем один подсовывал локоть ближе к спине, а другой — ближе к груди. Число лож и столов бывало разным. Их расставляли таким образом, чтобы по возможности приблизить друг к другу гостей, располагая их, без сомнения, полукругом или в форме подковы вокруг столов. Столы, сначала — квадратные, а позже — круглые, делались немного ниже лож. Около каждого ложа стоял особый стол. В размещении гостей соблюдали известный порядок. Самое почетное место находилось по правую руку хозяина; наименее почетным считалось наиболее удаленное от него. Между гостями часто происходили по этому поводу споры, вследствие чего Плутарх рекомендует хозяину самому назначать каждому гостю его место. Гости прежде всего снимали свою обувь, которую они снова надевали только уже при уходе. Рабы обмывали всем ноги и иногда душили их; потом они подавали воду, чтобы гости вымыли себе руки. Только после этого приносили столы, уже совсем сервированные. Каждому гостю оставалось только протянуть руку, чтобы взять пищу, приготовленную на блюдах. Вилок и ножей не было; ложку употребляли только для жидкой пищи и соусов, но и ее охотно заменяли коркой хлеба. Почти все ели пальцами. Не было также ни скатертей, ни салфеток; вытирались мякишем хлеба или особым тестом — их катали между пальцами, так чтобы сделать шарики. Всякому гостю предоставлялось приводить с собой своих рабов; в противном случае прислуживали рабы хозяина. Чтобы распоряжаться всем этим персоналом, назначалось специальное лицо. В некоторых домах было правилом, чтобы список блюд представлялся поваром хозяину. Мы имеем мало сведений относительно общего порядка больших греческих обедов. Можно думать, что обед не начинался, как у римлян, холодными закусками и сладкими винами, по крайней мере до времен Империи. До этой эпохи хотя и употреблялись в начале обеда блюда, способные возбуждать аппетит, но они не были непременно холодными. Затем подавали мясо, рыбу, зелень и соусы всех сортов. После этого рабы приносили воду и полотенца

; гости душились, возлагали на себя венки из цветов и делали возлияния Доброму Гению, выпивая при этом глоток чистого вина. Затем столы уносились и заменялись другими, на которых был сервирован десерт. Десерт в те времена был очень простой; в эпоху македонского владычества он составлял как бы второй обед с дичью и домашней птицей, причем ели свежие или сухие фрукты и потом сыр. Чтобы вызвать жажду, употребляли чеснок, лук, соль, смешанную с тмином и другими травами, соленые пироги с разными пряностями. В печеньях также не было недостатка. Аттика славилась своими печеньями, в которых мед заменял сахар; их делали с сыром, маком и кунжутом. Вина в Греции изготовляли очень много. Особенно знамениты в античном мире были вина с островов Лесбос, Кос, Хиос, Родос и Самос. Вина классифицировали по признаку цвета: темное, красное, белое, золотое. Важное значение придавалось вкусу и крепости. Различали вина крепкие, сладкие, тонкие и легкие. Люди состоятельные предпочитали старые, длительной выдержки вина. После основной части обеда или пиршества начиналась беседа — симпосион. Его участникам подавали вино в трех кратерах, где вино смешивалось с водой. Из одного кратера вино шло в жертву богам, из другого — героям, из третьего — Зевсу. Жертвоприношения совершались торжественно, под аккомпанемент флейты. Религиозная, обрядовая часть пиршества позволяла приглашать туда флейтисток, которые оставались там и после жертвоприношений, развлекая игрой на флейте беседующих сотрапезников. На пирах выбирали из присутствующих верховного распорядителя пира — симпосиарха, который направлял ход бесед, определял итог состязаний по количеству выпитых кубков и назначал награды победителям. Вино не мешало участникам пира вести беседы на философские или литературные темы, блеснуть меткой остротой, удачно найденной стихотворной строкой, импровизированным каламбуром, придумать и предложить присутствующим запутанную задачку или гриф — загадку. К тому же участники застолья не были лишены женского общества — их развлекали своими выступлениями танцовщицы, акробатки, флейтистки. Умело поддерживали беседы гетеры — женщины начитанные, остроумные и обаятельные. Увлечение состоятельных граждан богатством, помпезными пиршествами приобрело со временем столь широкие масштабы, что государство вынуждено было вмешаться, чтобы путем строжайших установлений предотвратить злоупотребление и расточительство. В Афинах должностные лица — ситофилаки — должны были вести контроль за снабжением города продовольствием, в частности, бороться со спекуляцией и прочими злоупотреблениями в торговле продуктами. Продовольственные инспекторы регулировали рыночные цены и следили за соблюдением правил торговли. Запрещено было делать запасы зерна в спекулятивных целях в расчете на повышение цен в случае перебоев в хлебных поставках. Роль ситофилаков была очень велика во времена войн, неурожаев и в периоды экономических трудностей, переживаемых государством. В эпоху эллинизма сильно разросся административный аппарат, при этом увеличился штат продовольственных инспекторов. Периодически проводя их ротацию, пытались избежать злоупотреблений и установления скрытых связей между должностными лицами и торговцами, между продающими и покупающими. Контролировались цены, проверялось качество выпечки хлеба. Когда уровень жизни в Древней Греции повысился, разница в имущественном положении разных категории граждан стала гораздо заметнее. Мечтая о сказочных странах, «где текут мед и молоко», герои комедий по-своему откликались на углублявшуюся пропасть между теми, кто мечтал о куске хлеба, и теми, у кого столы ломились от изысканных, заморских яств. Поэт Гелеклид в комедии «Амфиктионы» изображает чудесную страну с голубями Кубок (Микены, II тысячелетие до н. э.), где волны рек несут печенья и пироги с творогом, мясо, колбасы, жареную рыбу. При этом пища сама входит в дом, ложится на стол, а затем и сама попадает людям в рот. Впрочем, для богатых греков эта картина не являлась фантастической, ибо она весьма была похожа на их реальную жизнь: руки рабов готовили блюда, накрывали на стол, всячески угождали вкусам хозяев.

s30556663155.mirtesen.ru

Древняя Греция. Быт древних греков

Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.

От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.

Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.

Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и так же быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины -  мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.

Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.

Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом древнегреческие города были однообразны и походили один на другой.

Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина - готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.

Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.

Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой - белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно - ржавчина.

Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты, шла на любые испытания.

Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой, в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью).

Еда древних греков была простой - оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.

Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно. В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Аремиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках - древняя примета благополучия семейного счастья.

thisgreece.ru

Что ели древние греки? | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

рыбное блюдо, 350—325 гг до н. э.,

Древняя Средиземноморская кухня очень похожа на современные пищевые пристрастия людей живущих сегодня в странах Средиземноморья. В повседневном рационе питания простых людей в древней Греции, как и сегодня, доминировали зерновые, овощи, оливковое масло и вино. Морепродукты, сыр, яйца, мясо и фруктов были дороги и часто недоступны бедным людям.

Древние греки, как и римляне, были весьма искусными в обработке продуктов для длительного хранения. Одним из методов сохранения морепродуктов была засолка, а для сохранения фруктов использовали мёд. Древние греки готовили к рыбе и мясу различные соусы с оливковым маслом, зеленью и специям.

Фраг. росписи чернофигурного кратера. ок 600 д.н.э. Париж.

Наши знания о средиземноморской кухне пополняются сведениями из древних текстов, настенных росписей, фресок и мозаики, которыми украшали пол и стены больших залов для пиршеств – симпозиумов. Во время археологических раскопок в Помпеи археологи находили даже остатки пищи и вина в древних амфорах.

Дионис-

Зерновые культуры — пшеница, ячмень, овёс, рожь — составляли основную часть пищевого рациона большинства древних греков. Из всех известных зерновых культур древние греки варили каши. Хлеб ржаной и тёмный, пекли из муки грубого помола, со временем на мельницах стали использовать тонкие сита для пшеничной муки, что придавало более тонкую структуру хлебу. Пекарни в древней Греции, как и сегодня, были не в каждом доме, поэтому в сёлах и небольших городах хлеб пекли в общих печах или в харчевнях, где за небольшую плату можно было испечь себе хлеб, пирог или другую выпечку.

Fruit, Roman Mosaic 350г.до н.э.Широко доступными фруктами были яблоки, инжир и виноград, из которого делали свежий сок, более дорогими фруктами в Древней Греции были груши, сливы, финики, вишни, персики. Древние греки часто сушили фрукты, для того, чтобы сохранить их на весь год. Из овощей на древнегреческой кухне самыми популярными были бобовые — чечевица, бобы, горох, которые часто смешивали с хлебом.

рим-аспарагус-350 г.до н.э.

Другие овощи были включены в питание древних греков и римлян — это спаржа, грибы, лук, репа, редис, капуста, салат, сельдерей, огурцы, лук-порей, артишоки и чеснок. Оливки и оливковое масло были, конечно, как и сегодня, было одним из основных продуктов питания и важным источником жиров. И фрукты, и овощи в древней Греции мариновали, солили в рассоле со специями, с добавлением винного уксуса или консервировали в вине, виноградном соке, или с медом.

рим-мозаика-грибы-свин

Мясо в древней Греции было дорогим товаром, часто не доступным для большинства древних греков и римлян, но хотя бы в небольших количествах свинина, телятина, баранина, домашняя птица и мясо козы входило в рацион питания греков. На удивительное разнообразие дичи — куропаток, фазанов, гусей, уток, дроздов, голубей, сорок, вальдшнепов, перепелов, кроликов, зайцев, кабанов, и оленей можно было охотиться в лесах и горах Греции. Мясо может быть также сохранено с помощью копчения, соления, сушки, или хранения в винном уксусе или в мёде.

75_nДревние греки были искусными рыбаками и рыба всегда была в рационе питания жителей Средиземноморья не только свежеприготовленной, но рыбу сохраняли и в сушеном, солёном, копчёном или маринованном виде, так как рыбной ловлей невозможно было заниматься круглый год. Раки, крабы, моллюски, мидии, моллюски, гребешки, и устрицы были в рационе древних греков.

рим-мозаика-350г. до.н.э.Бесконечное разнообразие вкусовых сочетаний добавляют еде экзотические специи, которые привозили в Средиземноморье по торговым путям из Азии, Индии — это имбирь, гвоздика, мускатный орех, куркума, кардамон, корица, и самый популярный из всех специй был чёрный перец.

помпеи-мозаика--

В древних источниках названы различные экзотические восточные специи, причём 142 типа специй не распознаны.

помпеи-рыбы

Вкусные добавки к повседневной пище выращивали и рядом с домом — это базилик, розмарин, шалфей, лук, петрушку, укроп, фенхель, тимьян и горчицу.

помпеи-мозаика-Хорошая кухни была связана с Искусством перемешивания различных приправ, с использованием вина, сока, масла, уксуса, трав, специй для создания вкусного соуса к мясу или рыбе.

помпеи-мозаика

Древнегреческие и римские писатели в своих рукописях часто предлагали полезные советы приготовления особенных соусов. Например, Апикиус (Apicius) составил целую коллекцию рецептов кулинарного искусства в 4 веке до н.э.

помпеи-мозаи

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru

Статья по кулинарии - Античная греческая кулинария: история, факты и рецепты

Кухня – неотъемлемая часть греческой культуры, и сколь длинна история этой древней страны, столь богаты и ее кулинарные традиции. Приглашаем вас познакомиться с искусством приготовления пищи в Древней Элладе и открыть для себя греческую гастрономию заново. 

 

Берущая свое начало в глубокой античности, греческая кухня знаменита тем, что сочетает в себе отменный вкус и пользу для здоровья. Конечно же, в этом есть и заслуга кулинаров последних столетий, которые, тщательно сочетая наработки своих предков, смогли вывести греческую диету на новый уровень. В то же время, как ни посмотри, основы-основ правильного питания были заложены именно древними эллинами.

 

Доказательством этому могут послужить труды античных поэтов, философов, историков и ученых, которые, однако, действовали разобщенно и обращали внимание своей аудитории на совершенно разные аспекты этой части греческой культуры. 

 

Исправить положение дел решился наш современник Йоргос Илиопулос, который собрал воедино большинство «гастрономических заметок» античности и издал книгу под названием «Гастрономикон: кулинарное искусство Древней Греции » (Γαστρονομικον: η τεχνη τησ μαγειρικησ στην Αρχαια Ελλαδα). 

 

На первый взгляд может показаться немного странным, что физик по образованию, а ныне фондовый брокер и финансовый консультант, Илиопулос вдруг решил окунуться в совершенно незнакомую ему сферу. Однако тот факт, что за свою жизнь наш автор издал не один десяток научных статей и, проводя исследование, чувствует себя как рыба в воде, ставит все точки над «i» и даже наводит на мысль о том, что такая работа по плечу именно ему и, наоборот, не по силам даже самому преданному своему ремеслу шеф-повару. 

 

Итак, разобравшись с автором, возвращаемся к его книге.

 

Искусство приготовления пищи (да, именно искусство) высоко ценилось в Древней Греции, свидетельством чему являются всевозможные кулинарные школы, действовавшие в развитых центрах античного мира: Сиракузы, Родос, Эфес и т.д. 

 

Приготовление пищи способом, до которого еще никто не успел додуматься, являлось одним из главных аспектов, на который обращали внимание древние кулинары.

 

Основной акцент в те времена (речь примерно о ΙΙ в. до н.э.) делался на соусы, которых в ассортименте древних поваров было великое множество.  При этом затейливые рецепты приготовления соусов не походили один на другой и создание уже известного соуса, не говоря о изобретении нового, считалось настоящим мастерством. Кстати, знаменитый французский соус Бешамель также имеет греческие корни. 

 

Другой важной составляющей античной диеты являлись сыры, причем ценность сыра определялась не только по качеству и вкусу, но и по древности рецепта. 

 

Не последнее место на столах античных греков занимали мясо и морепродукты, а особым почетом пользовалась рыбья икра семейства осетровых, которая, однако, считалась доступной лишь немногим.  

 

Говоря о греческой гастрономии, нельзя не упомянуть и о вине. Грецию совсем не зря называют родиной этого благородного напитка, поскольку еще Гомер упоминал в своих трудах об особых вкусовых качествах вина 11-летней выдержки. 

 

Начиная с архаической эпохи, после завоевания страны Римской империей, наравне с наукой, мифологией и культурой вообще, кулинарные традиции Греции перенимаются римлянами, откуда передаются на север, ложатся в основу французской кухни, а затем оказывают значительное влияние на гастрономию всего западного мира.  

 

Однако время, к огромному сожалению, сказалось на греческой кухне не только положительно. Многие рецепты древности были безвозвратно утеряны. Но часть из них все же нашла свое спасение в записях мудрецов, лекарей и даже счетоводов античности, и в результате многолетнего исследования Илиопулоса вновь пополнила коллекцию блюд греческой кулинарии. 

 

Со всеми находками исследователя можно ознакомиться лишь из его книги, а один из рецкптов мы вам предлагаем прямо сейчас.

Свиная солонина с травами и специями (на 2-х человек)

Фото с сайта- www.fimes.gr

 

Ингредиенты:

 

  • 500 гр. свиной солонины
  • 2.5 стакана (570 мл) сухого белого вина
  • 1.25 стакана (280 мл) сусло (свежевыжатый сок винограда)
  • 2/3 стакана (150 мл) белого винного уксуса
  • 2 столовые ложки свежего кориандра
  • 1 столовая ложка аниса
  • 6 маленьких стебельков тимьяна 
  • 1 чайная ложка тмина
  • 1 столовая ложка меда
  • Пол чайной ложки свежемолотого перца
  • 2 толстых ломтика цельнозернового хлеба

 

Способ приготовления:

 

Рубленое маленькими кусочками мясо поместить в кастрюлю, залить водой, поставить кастрюлю на огонь и довести до кипения, чтобы удалить соль. Затем перемещаем мясо на противень, добавляем к нему вино, сусло, уксус и специи (кориандр, анис и тимьян предварительно смешиваем). 

 

Помещаем противень в духовку и запекаем при температуре 200 ОС в течении 10 минут. Пока блюдо готовится, крошим хлеб. 

 

По истечении 10 минут вынимаем блюдо из духовки и посыпаем хлебными крошками.  

 

www.ilovegreece.ru

Статья по кулинарии - Интересные факты о гастрономии Древней Греции

Можете ли вы не ограничивать себя в еде, но не полнеть, пить на протяжении всего дня, но не пьянеть?! Древние Греки делали это с легкостью.

 

Древняя Греции подарила нам бесценные знания в области архитектуры, науки, поэзии, скульптуры, военного дела и многочисленных ремесел. Многие из достижений античности повсеместно применяются и сегодня. 

 

В этом бесконечном списке наследия древности не последнее место занимает и гастрономия, которой греки также уделяли пристальное внимание. И это касается не только выведения формулы здорового питания, которой так знаменита греческая кухня, но и правил этикета, протоколов проведения торжественных застолий, а также множества других сфер, так или иначе связанных с едой.  

Некоторые из фактов о гастрономии Древней Греции, которые непременно вызовут ваш интерес

Если в наши дни диета – способ поправить здоровье либо похудеть, то в Древней Греции она являлась нормой жизни. В рацион греков практически не входили продукты, повышающие уровень сахара в крови и ведущие к увеличению веса. 

О хлебе

 

Жители Древней Греции предпочитали белому хлебу его аналог из грубой полуобработанной муки, что способствовало лучшему перевариванию остальных продуктов.  

 

Кстати говоря, хлеб довольного долго могли себе позволить только состоятельные люди.  Он также считался самостоятельным блюдом, о чем свидетельствуют, в том числе, и труды Гомера.

Вино в Древней Греции

 

Вино всегда занимало особое место в рационе древних греков – его начинали пить с самого утра и употребляли в течение всего дня.  При этом греки совершенно не пьянели. Секрет подобной устойчивости к алкоголю весьма прост: вино  всегда разбавляли водой в пропорции 1:2 (мера вина на две меры воды), а иногда и  1:3. Хотя если вникнуть в суть вопроса, то все было совсем наоборот. Греки разбавляли не вино водой, а вином воду, чтобы обеззаразить ее.

Этикет еды в Древней Греции

 

Сегодня многие жалуются на слишком строгие нормы этикета: определенные нормы поведения в зависимости от типа трапезы, использование специальной посуды и столовых приборов для различных разновидностей еды и т.д. При этом часто отмечается, что раньше люди совсем не усложняли себе жизнь, обходясь голыми руками. Возможно, в средневековье это и было нормой, но только не в античности. 

 

В одном из своих трудов древнегреческий писатель 2-3 века Афиней подробно описал протокол официального застолья древности, в рамках которого соблюдался строго прописанный ритуал поведения, блюда подавались в определенной последовательности, а под каждую разновидность яства выделялась посуда из определенного метала.

 

Заботясь о потомках

Греки первыми догадались записывать рецепты созданных ими блюд, чтобы передать свои знания будущим поколениям. 

 

Первые рецепты античности относятся к 5 веку до н.э., а некоторые из них даже дошли до наших дней и активно используются поварами и сегодня.

 

В то же время  записей о способе приготовления целого ряда настоящих шедевров античной кулинарии не сохранилось, а добиться аналогичного древним грекам результата у кулинаров современности не получается.

 

Яркий пример блюда, которое могли готовить только в античности – рыба, треть которой жареная, вторая треть вареная, а последняя треть просоленная.

 

Теги: гастрономия древней греции, что ели древние греки

www.ilovegreece.ru

Как ели греки

Новости по теме:

Платон утверждает: человек, который ест в одиночку, просто-напросто наполняет бурдюк, под названием желудок. Поэтому древнегреческие пирушки (симпосионы) проходили обязательно в компаниях товарищей. Даже само греческое слово «товарищ» (синтрофос) по своему происхождению означает «человек, с которым вместе ты ешь». Считалось, что в компании «синтрофов» должно быть «не меньше числа Харит, не больше числа Муз», то есть от 3 до 9, чтобы не было ни скучно, ни тесно.

Ели древние греки лежа, точнее, возлежав, и не на обычных спальных ложах, а на особых сиденьях-апоклинтрах (от слова «апоклино» - «разгибаю корпус, спину»). Апоклинтры были сделаны так, чтобы сидящим на них людям практически вообще не нужно было бы двигаться. Опирались при этом всегда на левую часть тела, ведь именно слева находится желудок.

Для трапезы сдвигали три апоклинтра буквой "П", а с четвертой стороны рабы подносили маленькие столики с едой, угощенья и вина. Ложек и вилок не было, ножами за столом не пользовались. Ели просто руками, а объедки бросали прямо на пол. Перед тем, как пригубить вино, полагалось непременно омыть руки в специально для этого предназначенной чаше, украсить голову венком и совершить возлияние богам - отплеснуть из чаши чуть-чуть вина в качестве жертвы.

Описания пирушек-симпосионов можно найти у самых прославленных гречеких писателей и особенно у философов: ведь на симпосионах велись беседы на самые разнообразные темы. Самый знаменитый философский диалог Платона с участием Сократа так и называется – «Пир», и обсуждается там вопрос о том, что такое истинная любовь. А у Плутарха есть целая книга под названием «Застольные беседы».

Почитав все эти литературные произведения, можно подумать, что древние греки на симпозионах занимались исключительно высокими материями. Нет, они были такими же людьми, как мы с вами: любили побузить, с удовольствием колотили посуду в порыве веселья (этот странный обычай у них до сих сохранился), и даже писали на стенках, а больше - на глиняных чашах и блюдах. В одном доме археологи при раскопках нашли осколки киликов с надписями, сделанными явно нетрезвыми руками. Надписи прочли. Самым приличным там было слово "лизать", остальные просто непечатные.

Но помимо философских застольных бесед, древнегреческие классики сохранили для нас еще и рецепты древних блюд! Сам Платон с удовольствием описывал подаваемые на стол кушанья и ингредиенты, из которых они приготовлены. Сейчас многие из этих рецептов восстановлены, и в Греции открыта сеть ресторанов под названием «Археон гевсис» («Вкусы древних»). Там подают только блюда древнегреческой кухни. А чтобы посетители не сомневались в подлинности рецептуры, рядом с каждым блюдом в меню напечатана выдержка из трактата, откуда был взят рецепт.

Конечно, атмосферу древнегреческой трапезы полностью восстановить трудно. Вино с водой в кратирах (кратерах) никто не смешивает, скорее всего потому, что рука не поворачивается налить воды в современное вино. Вот вы, например, ели когда-нибудь «креокaкавос»? (Расшифровываем: КРЕОКАКАВОС - это свинина под кисло-сладким соусом из меда, тимьяна и уксуса, подаваемая с гарниром из бараньего гороха с чесноком.)

А вот вам довольно простой РЕЦЕПТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО СЛАДКОГО, который для нас сохранил Платон в своем труде под названием "Атлантида": «Берёте сухие фрукты (сливы, инжир, миндаль, черный и золотистый изюм, грецкие орехи), все это мелко нарезаете и поливаете аттическим медом - таким, который стекает с ложки (свежим, не засахарившимся – хороший мёд засахаривается не позднее ноября!). Теперь смешиваете эту массу с натуральным греческим йогуртом, и...» О да, древние греки знали толк в еде!

Многие древнегреческие блюда дошли до наших дней практически в неизменном виде, разве что в их составе появились также овощи и пряности, которых в Древней Греции не было (картофель, помидоры, черный перец и др.) И многие ныне так называемые "турецкие сладости" на самом деле тоже родом из Древней Эллады.

А теперь древний рецепт приготовления рыбы – «саламис», от которой не отказался бы даже упомянутый выше спартанец: латон утверждает: человек, который ест в одиночку, просто-напросто наполняет бурдюк, под названием желудок. Поэтому древнегреческие пирушки (симпосионы) проходили обязательно в компаниях товарищей. Даже само греческое слово «товарищ» (синтрофос) по своему происхождению означает «человек, с которым вместе ты ешь». Считалось, что в компании «синтрофов» должно быть «не меньше числа Харит, не больше числа Муз», то есть от 3 до 9, чтобы не было ни скучно, ни тесно.

Ели древние греки лежа, точнее, возлежав, и не на обычных спальных ложах, а на особых сиденьях-апоклинтрах (от слова «апоклино» - «разгибаю корпус, спину»). Апоклинтры были сделаны так, чтобы сидящим на них людям практически вообще не нужно было бы двигаться. Опирались при этом всегда на левую часть тела, ведь именно слева находится желудок.

Для трапезы сдвигали три апоклинтра буквой "П", а с четвертой стороны рабы подносили маленькие столики с едой, угощенья и вина. Ложек и вилок не было, ножами за столом не пользовались. Ели просто руками, а объедки бросали прямо на пол. Перед тем, как пригубить вино, полагалось непременно омыть руки в специально для этого предназначенной чаше, украсить голову венком и совершить возлияние богам - отплеснуть из чаши чуть-чуть вина в качестве жертвы.

Описания пирушек-симпосионов можно найти у самых прославленных гречеких писателей и особенно у философов: ведь на симпосионах велись беседы на самые разнообразные темы. Самый знаменитый философский диалог Платона с участием Сократа так и называется – «Пир», и обсуждается там вопрос о том, что такое истинная любовь. А у Плутарха есть целая книга под названием «Застольные беседы».

Почитав все эти литературные произведения, можно подумать, что древние греки на симпозионах занимались исключительно высокими материями. Нет, они были такими же людьми, как мы с вами: любили побузить, с удовольствием колотили посуду в порыве веселья (этот странный обычай у них до сих сохранился), и даже писали на стенках, а больше - на глиняных чашах и блюдах. В одном доме археологи при раскопках нашли осколки киликов с надписями, сделанными явно нетрезвыми руками. Надписи прочли. Самым приличным там было слово "лизать", остальные просто непечатные.

Но помимо философских застольных бесед, древнегреческие классики сохранили для нас еще и рецепты древних блюд! Сам Платон с удовольствием описывал подаваемые на стол кушанья и ингредиенты, из которых они приготовлены. Сейчас многие из этих рецептов восстановлены, и в Греции открыта сеть ресторанов под названием «Археон гевсис» («Вкусы древних»). Там подают только блюда древнегреческой кухни. А чтобы посетители не сомневались в подлинности рецептуры, рядом с каждым блюдом в меню напечатана выдержка из трактата, откуда был взят рецепт.

Конечно, атмосферу древнегреческой трапезы полностью восстановить трудно. Вино с водой в кратирах (кратерах) никто не смешивает, скорее всего потому, что рука не поворачивается налить воды в современное вино. Вот вы, например, ели когда-нибудь «креокaкавос»? (Расшифровываем: КРЕОКАКАВОС - это свинина под кисло-сладким соусом из меда, тимьяна и уксуса, подаваемая с гарниром из бараньего гороха с чесноком.)

А вот вам довольно простой РЕЦЕПТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО СЛАДКОГО, который для нас сохранил Платон в своем труде под названием "Атлантида": «Берёте сухие фрукты (сливы, инжир, миндаль, черный и золотистый изюм, грецкие орехи), все это мелко нарезаете и поливаете аттическим медом - таким, который стекает с ложки (свежим, не засахарившимся – хороший мёд засахаривается не позднее ноября!). Теперь смешиваете эту массу с натуральным греческим йогуртом, и...» О да, древние греки знали толк в еде!

Многие древнегреческие блюда дошли до наших дней практически в неизменном виде, разве что в их составе появились также овощи и пряности, которых в Древней Греции не было (картофель, помидоры, черный перец и др.) И многие ныне так называемые "турецкие сладости" на самом деле тоже родом из Древней Эллады

www.novostioede.ru


Смотрите также