Марий эл национальное блюдо


Фестиваль национальной кухни «Калыксий-2018»: марийская кухня

26 апреля в ресторане «Мари» - Марий сийгудо в рамках Фестиваля национальной кухни «Калыксий-2018» («Этнокухня-2018»), состоялся День марийской кухни, на котором были представлены блюда национальной кухни, приготовленные по традиционным деревенским рецептам.

Мероприятие было приурочено Дню национального героя –Марий талешке кече. По традиции марийского народа фестиваль открыл карт Юрий Тушнурцев, который просил Ош Кугу Юмо благоденствия, здоровья всем присутствующим и всему марийскому народу.

- Знакомство с народами начинается не только с кухни, но и с национальной одежды, - в приветственной речи отметил первый заместитель Председателя Правительства РМЭ Михаил Васютин. – Национальная одежда каждого народа – это часть древних традиций, которые изменяются веками. Я также могу сказать и о кухне, так многие народы во многих уголках мира узнают о том или ином блюде. У каждого народа свои особенности. На фестивале были лучшие качества. Не могу не обойтись без личной оценки этого фестиваля – замечательный фестиваль и дружеская атмосфера. Я говорю: «Шалом!», а мне отвечают: «Салам!». Я говорю: «Салам лийже!», а мне отвечают: «Салам!». Это все говорит о том, что мы на самом деле уважаем традиции народов, с которыми мы живем в мире и согласии на марийской земле.

Михаил Зиновьевич вручил благодарности всем национально-культурным автономиям народов республики, принявшим участие на фестивале «Калыксий-2018», благодарности. И те не остались в стороне: в знак глубокого признания подготовили картину с изображениями с праздника национальных кухонь азербайджанского, грузинского, армянского, удмуртского, украинского, еврейского, татарского народов, которые прошли в марте-апреле текущего года. Благодарностью награждены также объекты общественного питания Йошкар-Олы и Карлыганский сельский дом культуры Мари-Турекского района, где проходили презентации кухонь.

Председатель Совета ОО ФНКА «Марийцы России» Лариса Яковлева подчеркнула важность фестиваля в гармонизации отношений между народами, проживающими в Марий Эл. Заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Галина Ширяева поздравила всех с праздником Дня марийской кухни и пожелала фестивалю дальнейшего развития.

Участницы фольклорного коллектива Кукмаринского сельского дома культуры Советского района презентовали блюда национальной кухни луговых мари, а фольклорный коллектив Картуковского сельского дома культуры Горномарийского района – горных мари. Профессор Маргосуниверситета Любовь Абукаева познакомила гостей праздничного мероприятия с традицией и фольклором народа мари, проживающих в Республике Башкортостан.

На столе подавали в качестве первого блюда лашка шӱр, а также шылан пареҥге, пулашка муно, тувыртыш подкогыльо, туара и другие традиционные национальные блюда.

Гостям фестиваля сотрудница ресторана Ирина Петровна провела мастер-класс по марийской кухне: коман мелна (двухслойные блины) и подкогыльо (вареники) они испекли их в настоящей печи. Также был проведен мастер-класс по марийским народным танцам. С особым интересом приняли участие в мастер-классе представительницы еврейской и армянской диаспоры Алёна Зильберман и Асмик Оганесян. «Попробовать национальное блюдо – это значит прикоснуться к традициям народа, а если освоить кулинарные кухни, значит сделать шаг вперед к пониманию менталитета народа», - отметили они.

Украшением фестиваля стали выступления самодеятельных коллективов Кукмаринского СДК Советского и Картуковского СДК Горномарийского районов, детского инструментального ансамбля "Падыраш" Республиканского центра марийской культуры, солиста Маргосфилармонии им.Я. Эшпая Светланы Яндуковой, дуэта гусляров и виртуоза-волынщика Ивана Каменщикова. Мастер-класс по марийским танцам, которую провела народная артистка Республики Марий Эл, доцент кафедры культуры и искусств Марийского государственного университета Нина Макарова, прошёл в доброжелательной атмосфере.

 

www.mari-centr.ru

КАФЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ "САНДАЛ", г. Йошкар-Ола

Раза три в день я по возможности обстоятельно и взвешено отвечаю людям на один и тот же вопрос: "Какое бы заведение я мог им порекомендовать для приятного отдыха?" При всей своей наивности и кажущейся простоте вопроса, я могу абсолютно авторитетно заявить: подобрать ресторан - дело не из легких. Причем, усложняют выбор сами же рестораторы: в одном неплохом заведении вдруг кончается мясо, в другом - водка, в третьем - дикий холод, в четвертом зафиксированы случаи массового отравления посетителей.

Нет кладбища страшнее, чем кладбище погибших заведений. И советуя своим интервьюерам то или иное местечко, я максимально подробно выпытываю у них все. Чего бы они хотели покушать? Нужен им интим или торжество разудалой интеграции? Сколько денег готовы потратить и сколько минут ждать заказанное блюдо... Короче, советчик в вопросе куда-пойти-отттянуться это, практически, диспетчер всего лучшего, ибо ответственность за испорченный вечер ложится уже на него, а не на облажавшийся ресторан.

Так что, оказавшись в Йошкар-Оле, и обжегшись там о странную тратторию "Помидоро", я тоже решил спросить совета. В советчики я выбрал Олега Назарова, человека, который побывал везде и попробовал все. Каково же было мое удивление, когда Олег сказал, что никогда в жизни не был в Марийской столице. Не был и все тут.

Ну, знаете... Опередить Олега хоть в чем-то - это редкая удача для любого ресторанного обозревателя! Так что я вооружился "Гуглем" и сделал единственно верный в сложившихся обстоятельствах шаг: отыскал в Йошкар-Оле заведение с национальной кухней, которым оказалось кафе "Сандал". Туда-то мы и отправились!

В мире существует три понятия, про которые доподлинно известно, что они есть, но при этом никто, без специального подглядывания в Википедию, внятно не раскроет их суть. Это правополушарное рисование, демократические свободы и марийская кухня. Даже здесь, в Йошкар-Оле, где от кулинарной идентичности должно рябить в глазах, а всевозможные национальные блюда стоит выдавать чуть ли не в троллейбусах вместо билета, столичный общепит оказался перед марийской кухней в большом долгу.

Тот же "Сандал", который, судя по новостным останкам, пять лет назад открывали с большой помпой минкультовские работники Марий-Эл, оказался малюсеньким помещеньицем на расколупанной периферии города. Задавленный верхушечным многоэтажьем, зажатый какими-то коммерческими медицинскими мочеприемниками, это кафе, как нельзя горше отражает истинный подход марийской знати к своим корням.

Что ж, в стране всепобедившего "Цезаря" проще вешать пастве на уши пасту карбонару, чем возрождать традиции.

Марийский гастрономический дизайн оказался вещью не менее таинственной, чем марийская кухня. В чулан "Сандала" насилу впихнули несколько столиков, барную будку, и прилавок фри-фло, которым при нас никто не воспользовался: заказы по столам собирала и разносила официантка.

За колорит же тут отвечали всяческие рушники-полотенчики, разбросанные по всем горизонтальным плоскостям, фасад избы с известным нам еще со времен "Самовара" забором вдоль стен и что-то напевающий по-марийски телевизор. Если бы телевизор, например, кишел венгерскими песнями, то и кафе можно было бы считать венгерским. И кстати, а с чего это я так уверен, что пели там именно по-марийски? С другой стороны - спасибо, хоть не отбивающий аппетит и жизнелюбие канал "Камеди-ТВ" включили.

"Сандалу" в своих поползновениях национальной стилизации бесконечно далеко не только до основательного чувашского ресторана-музея "Ехрем Хуса", но и до превращенного в аттракцион удмуртского "Перепечкина": марийское кафе в полушаге от погружения с головой в омут той условности, которая бывает только на свадьбах. Пара плакатов про "тили-тили тесто", про "тещу в тыщу", про "гостя в тосте" - и вот уже перед вами не школьная столовая, а Храм Любви!

Вы знаете, почему провалились все мероприятия, направленные Обамой против нашей страны? Потому что мы просто не обратили на них внимания. Вот это вот качество - не обращать внимания - доведено в России до состояния высокого искусства.

Так что стоит ли удивляться тому, что уже с порога марийского кафе мы в полной мере почувствовали себя антироссийскими санкциями: на наше появление никто не обратил никакого внимания!

Впрочем, никто - не совсем точное слово, ибо этим Великим Никем оказалась возрастная, отчасти нервная, работница заведения, которая в единственном числе и принимала заказы, и позже разносила их, и отвечала на вопросы, и вручную выписывала чеки, и даже двигала мебель, собирая столы в нечто банкетоподобное.

Результат закономерен. По мере наполнения кафе народом (а он в итоге забил все полотенчиковые лавки) скорость ее обслуживания заметно снизилась, а качество оного рухнуло ниже ватерлинии. Наш стол оказался завален грязной посудой, а купе кафе наполнилось призывными криками недовольствующих наличными темпами гостей.

САНДАЛ сделал все для того, чтобы марийская кухня осталась для меня дарк-сайд-оф-зе-муном: из шести представленных в меню национальных блюд ровно половина оказалась в стоп-листе. Ах, когыльо, ах, суп в хлебе в ассортименте, мясо в сковородочке по-марийски тоже - ах! Будет ли еще когда-нибудь тот Великий День, когда я познакомлюсь с вами поближе, сойдусь, так сказать, накоротке?!

Не дает ответа САНДАЛ!

Увы, но среди вражеских "цезарей" не нашлось в кафешном меню местечка и для национального пива - пуры, до которого марийские пейзане были большие мастера. Пить бутылоШно-скверный "Хугарден" под звуки марийских песен и в окружении какой-никакой, но региональной еды - это все равно, что придти в сауну с друзьями без четких намерений. Эстетический эффект - абсолютно идентичный!

В итоге САНДАЛ оказался не более, чем пельменной. Или подкогыльонной, если называть марийские пельмени своим именем.

Уже на подступах к Йошкар-Оле становится понятным главный принцип коренной кухни. Березовый сок, грибы, рыба, меды, соленья, варенья, настойки трав и мухоморов: кажется, нет ни одной флорной известни, которая не дождалась бы рецепта.

Так что, заказывая марийские щи, я был чуть ли не убежден в том, что вкушу полную тарелку разнотравья и разногрибья, с обязательной рыбкой в смешанном бульоне и может даже угадаю в аппетитнейшем ястве влитую в закипевшее варево рюмку ландышевой настойки для пущего колорита.

Но... марийские кулинарные Боги были в тот день явно не в ударе. Во-первых, я не увидел ПОЛНОЙ тарелки. Щи, которые нам принесли, едва-едва закрывали донышко некрупной суповой посуды. Во-вторых, между разнотравьем и коммерческой целесообразностью предпочтение отдали явно второму. В-третьих, варили эти щи, будто наощупь в кромешной темноте: они были, пусть и вкусными, но какими-то вкрадчивыми, чуть ли не шепотными и приглушенными везде, где только можно.

И если бы такой обед в свое время подали Кнуту Гамсуну, который имел честь однажды сказать, что после щей ничего иного никакой человек съесть уже никогда не захочет, то, боюсь, его книга "Голод" была бы толще и горше.

Напомню, что мы с вами находимся в кафе национальной марийской кухни. Цель этого кафе - сохранение традиций.

А вот бухнутая в дешевую посудину тоскливая капуста. Мало того, что подали ее после супа, так она по дороге с кухни из "капусты с клюквой" за 40 рублей вдруг превратилась в "салат из капусты" за 50 рублей. В чем тут марийские традиции? В надувании щек и посетителей?

Что касается салата, то роль национального специалитета у капусты не получилась. Слишком далеко оказалась она от источника вдохновения.

Сокта. Марийское священное блюдо, которое готовят для различных богослужений. Это по назначению.

По факту же - запеченая кровяная колбаса с крупой, которую слегка сбрызнули укропом.

По вкусу - жирное и чем-то похожее на подгоревший ливер блюдо, отвратительно выложенное и жалкое (хотя на рекламной картинке в меню виден и салат в подложке, и помидор в группе поддержки и петрушенция в подытоге). К тому же колбаса продается на вес, а не порционно, причем, вес определяется кем-то за тебя: я, может, попросил бы на пробу: рублей на 50, или - напротив - заказал бы кило триста, раз такая тема.

Но поскольку блюдо все-таки священное, роптать я не стал: возможность остаться в Йошкар-Оле в виде кровавой колбасы меня не очень-то увлекла!

Еще одно обрядовое марийское блюдо - трехэтажный блин "коман мелна". Неспешный и основательный, как кактус.

Это уже, практически, пирог из пресного теста +кефир + начинка, которой может быть все, что угодно. Слои эти потихонечку, этаж за этажом закладываются в печь, причем начинка идет последним уровнем.

Из пяти начинок, обещанных меню, в наличии оказались лишь блины с овсянкой. Судя по тому, что заказывают их тут все - стопроцентный местный хит. Пробуем. Так и есть!

Вот, что нужно было готовить дуремару Бэрримору, чтобы сэр Генри забыл обо всем на свете, включая сеть быстрого питания "Едим Дома". Я после удара этой гастрономической шаровой молнией сидел, разув рот, ибо стихия огня, к которой явно принадлежал этот коман мелна, бушевала в моих субпродуктах с младенческим задором.

Вслед за радостной бомбардировкой необычайно гармоничным толстоблинником вам, собственно, останется только одно: лечь на дно одной из оставленных в пошедшей трещинами картине мира воронок и смотреть с ее глубины на гастрономические звезды, которые будут видны оттуда и днем и несмотря на "Хагарден" из бутыля.

Минус один (если не считать вторым - безобразный внешний вид изделия). Этот блин оказался на 20 рублей дороже, чем то обещало меню.

Подкоголь - это вареный марийский пирожок с разнообразными начинками. Ближайший родственник пельменям, он заметно превосходит их в объеме и продается поштучно, а не на вес, как это принято в Оренбурге.

Хотя и тут не обошлось без денежной неразберихи. В меню штука подкоголя стоила 40 рублей, в тарелке - уже все 50. Не знаю, как Вам, но мне теперь очень удобно объяснять детям значение выражения "делать деньги из воздуха". Проплыл подкоголь по воздуху от кастрюли до стола - набрал лишних 10 рублей.

При этом выкладка вновь оставляет желать лучшего, а вот вкус... При всей марийскости генетического кода подкоголя он полностью соответствует иллюзорной циничности русской души, вместившей в себя и озера синие, и поля с ромашками, и сочинивших соответствующую песню Шаферана с Птичкиным, и - главное - никакой политики. Только хороший вкус. Во всех смыслах этого конструкта.

Под финиш САНДАЛ заметно развезло, он разговорился и вместо односложных подкоголей и коман мелнов вдруг выдал тираду про запеченное на сковородке мясо и пикантный соус. Причем, все эти фразы висели тут так же нелепо, как дуршлаг на голове.

Запеченный подкоголь - это философская притча о том, что все в этом мире бренно, кроме сочетания мясо-пресное тесто-расплавленная в духовке сырная шапка. Это медленная история чувственного наслаждения от постепенного неглижирования неспешного продукта. Это гимн простоте, за которой скрываются столь сложная вкусовая витиеватость, что для одной только идентификации ее потребуется работа нескольких Академий Истинного Изящества.

Это блюдо оказалось настолько самодостаточным, что его запросто можно использовать в виде альтернативного лайка, обозначающего "ну и радость эта ваша запеченная подкоголька!"

Осандалились мы на 1343 рубля. Исправь первую тройку на "7" и будет год основания Оренбурга, в который всегда так приятно возвращаться из диковинных харчевен, имя которым "Лета".

Кстати, имя САНДАЛ, в переводе с марийского, значит "розовый". Я когда узнал этот факт, вдруг сразу почему-то вспомнил лирическую детскую песню про розового слона, под которую так хорошо грустилось в младые годы.

Вот и розовое марийское кафе. Тоже заставило меня горевать. Ибо хотел я познакомиться с одной из старейших сохранившихся кухонь на земле, а вместо этого встретился с древнейшим российским проклятием, имя которому "хренбысним".

sablin-andrey.livejournal.com

Марийская кухня | Информационный центр Финно-угорских народов

Марийская национальная кухня формировалась веками. За свою длительную историю марийский народ создал богатую и разнообразную кухню. И хотя она не отличается особой аристократической изысканностью, сложностью приготовления, все же ее технология, ассортимент блюд имеют определенную специфику, отличающую марийскую кухню от национальной кухни других народов.

Обилие лесов, рек, озер и лугов способствовало созданию своеобразных и вкусных блюд из даров леса, содержащих много витаминов и минеральных веществ (холодные блюда, напитки, квасы из клюквы, брусники, рябины, блюда из грибов), рыбных блюд (салаты из стерляди, уха двойная, супы из соленой сушеной рыбы, жаркое, запеченная рыба), блюд из зелени (супы из зелени, борщевики, щи зеленые). Лесная фауна также обогащала марийскую кухню (медвежатина тушеная, зайчатина запеченная, лосятина тушеная, шашлык из лосятины). Во многих блюдах большое применение находит мед, придавая им приятный вкус и лечебные свойства (напиток из меда, колбаски из творога и меда, брусника в меду).

Распространены были блюда из овсяной, ячменной, гречневой круп - каша с мясом, тыквенная каша, из картофеля и гороха - картофельные пельмени, картофельные оладьи.Широк ассортимент мучных и выпечных изделий с добавлением ягод, меда: трехслойные блины из ржаной и ячменной муки, овсяный кисель, колобок, караваец особый, пирог с клюквой.

При изготовлении первых блюд использовали говядину, свинину, баранину, рыбу, овощи, изделия из муки (лапшу, лашку). Весной употребляли раннюю зелень (щавель, сарде), очень распространен квас - для изготовления первого блюда и как напиток.

Марийская кухня богата по количеству и разнообразию супов (щей). Они бывают чисто картофельные, с зеленью (капуста, сныть, борщевик, щавель, крапива), с мясом, с рыбой, с калиной, с клецками и т.д. Характерной особенностью марийской кухни является наличие во многих блюдах ярко выраженного кислого или соленого вкуса. К числу наиболее популярных марийских блюд относится лашка – суп с кислым тестом из ржаной или пшеничной муки, вареная колбаса из мяса, кусочков сала и крови только что заколотого животного, перемешанных с овсяной крупой, которыми начиняют овечьи кишки.

Для семейно-родовых и общинных праздников готовились хмельные напитки: водка из хлеба или картофеля (арака), хлебное пиво и хмельной мед. Из безалкогольных напитков делали хлебный квас, а также квас из клюквы или рябины, напиток из черники.

Использованы материалы:

"Женский журнал Прелесть" "Культура регионов России" "Культура Республики Татарстан"

Жаритлыме шокш (печень по-таирски)

Печень освобождают от пленки, слегка отбивают, нарезают кусочками и жарят с брусочками сала. Затем соленые огурцы очищают от семян, нарезают дольками, слегка притушивают и кладут в печень. Блюдо тушат до готовности, добавив красный соус и чеснок. Подают с картофелем, посыпав зеленым луком.

Печень свиная 120, сало-шпик 30, огурцы соленые 25, соус красный 30, чеснок 2, лук зеленый 5, гарнир, перец, соль.

Закуска «Озеро Таир»

В центре салатницы укладывают рыбные консервы, вокруг них располагают украшения из отваренной моркови, вареных яиц, репчатого лука и зелени, заливают продукт ланспигом и охлаждают. К закуске подают соус хрен с уксусом.

Консервы рыбные в масле 25, желатин 4, яйцо 1/4 шт, морковь 10, лук зеленый и и горошек 5, лук репчатый 5, соус 20.

Коман мелна (блины трехслойные)

Пресное крутое тесто из ржаной муки, яиц и соли раскатывают в тонкую лепешку толщиной 1,5-2 мм по размеру сковороды. Лепешку слегка зарумянивают в жарочном шкафу, затем смазывают густой смесью овсяной муки, несвернувшегося кислого молока (или простокваши, кефира) и сметаны. Блин снова зарумянивают и затем замазывают третий слой, представляющий собой овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпекают, смазывают топленым или сливочным маслом и подают горячими - целиком или разрезанными.

Для 1 слоя: мука ржаная или пшеничная 30, яйцо 1/8 шт, соль; для 2 слоя: мука овсяная или крупа манная 5, молоко несвернувшееся (простокваша или кефир) 16, сметана 10; для 3 слоя: крупа овсяная 15, сметана 25.

(Толщина готового блина 7 мм.)

Ношмо кинде (хлеб конопляный)

Конопляное сухое семя слегка поджаривают в жарочном шкафу или на сковороде, затем толкут в ступе и просеивают через сито. Ржаной нечерствый хлеб нарезают небольшими кусочками, соединяют с конопляной мукой, тщательно перемешивают, формуют шарики весом 150 г, смачивают их в молоке и выпекают на противне, смазанном растительным маслом, 5 мин. Подают как самостоятельное блюдо или вместо хлеба к первым блюдам.

Семя конопляное 150, хлеб ржаной 80, молоко 20

Нужымо паренге пельмень (пельмени картофельные)

Натертый сырой картофель слегка отжимают и смешивают с овсяной или пшеничной мукой, яйцами, солью. Массу разделывают на круглые лепешки и на середину каждой кладут фарш. Лепешки складывают пополам, придавая изделиям форму полумесяца, и обжаривают во фритюре. Фарш готовят из смеси свиного сала, нарезанного мелкими, кубиками, мелко рубленого репчатого лука, черного перца и соли. Подают пельмени со сметаной.

Картофель 350, мука пшеничная или овсяная 25, яйцо 1/4 шт, лук репчатый 30, сало свиное 50, сметана 15, специи, соль.

Серетан шур (щи из зелени)

Зелень растения под названием «серетан» перебирают, промывают, мелко шинкуют, кладут в кипящую воду или бульон и варят 10-15 мин. Затем вводят нарезанный до ьками картофель и соль. За 5 мин до конца варки щи заправляют пассерованной мукой и мелко нарезанным луком. Подают со сметаной, посыпав укропом.

Зелень серетан (или щавель) 110, картофель 170, мука пшеничная 5, лук репчатый 20, жир 5, сметана 15, укроп 2 или лук зеленый 5, соль.

(Блюдо готовят в апреле-мае, когда зелень еще молодая и сочная. Так же готовят щи из листьев борщевика.)

Сукыр кинде (кондитерское изделие)

В приготовленное опарным способом дрожжевое тесто закладывают промытые ягоды, 2/3 нормы меда и все хорошо перемешивают, затем разделывают овальной формы караваи, укладывают их на противень, смазанный жиром. Ставят на 10-15 мин на расстойку, смазывают медом и выпекают. Перед подачей вновь смазывают медом.

Мука овсяная (ячневая или пшеничная) 530, мед 180, маргарин 60, яйцо 1 шт, молоко 100, клюква (или брусника, рябина, калина) 40, дрожжи 15, вода 80, жир дл смазки, соль 7.

Турисмо торык вуд (напиток творожный)

Сухой творог растирают, вливая тонкой струей кипяченую холодную воду или молоко, до консистенции сливок, присаливают и настаивают напиток в неокисляющейся посуде.

Творог пастеризованный обезжиренный 300, вода или молоко 700, соль 10.

Шолтымо стерлядь (салат из стерляди)

Картофель, отваренный в мундире, и огурцы нарезают мелкими ломтиками, яблоки и сваренные вкрутую яйца - дольками. Стерлядь припускают с солью и специями, затем охлаждают и нарезают брусочками. Продукты перемешивают и добавляют клюкву. К салату подают соус хрен со сметаной.

Стерлядь 110, картофель 10, огурцы свежие или соленые 90, яйцо 1/2 шт, яблоки 20, клюква 15, соус 50.

Шурашан студень (студень с крупой)

Обработанные бараньи головы и ноги, обрезь промывают, рубят на части, заливают холодной водой, добавляют репчатый лук и варят на слабом огне в теч 6 часов, снимая пену. За 1,5 часа до окончания варки добавляют обрезь. Затем с субпродуктов снимают мякоть, мелко рубят ее или пропускают через мясорубку, соедняют с бульоном и крупой, заправляют специями, кипятят 40-50 мин и разливают студень в формы.

Ноги, голова, обрезь 100, вода 250, лук репчатый 5, крупа пшеничная или ячневая 5, лавр, перец, соль.

Шурашан туймошыл (говядина по-таирски)

Мясо пропускают дважды через мясорубку и смешивают с вязкой молочной рисовой кашей, взбитыми яйцами и солью. Полученную массу укладывают в смазанную маслом формочки, поверхность разравнивают и посыпают тертым сыром. Затем блюдо запекают в жарочном шкафу и подают со сложным овощным гарниром, полив сливочным маслом.

Говядина 135 или свинина полужирная 115, рис сухой 10, яйцо 1/4 шт, масло с ивочное 10, сыр 5, молоко 30, соль.

Шыл подкогыльо (пирожки отварные с мясом)

Пресное тесто раскатывают и разделывают в форме полумесяца с начинкой из сырого рубленого мяса, приправленного мелко нарезанным репчатым луком, солью, перцем. Затем пирожки отваривают в подсоленном кипятке и вынимают на сито. Подают горячими, полив маслом.

Мука пшеничная 70, яйцо 1/6 шт, свинина 50, говядина 50, лук репчатый 15, мас о сливочное 10, перец, соль.

Шырдан (отварная колбаса)

Мясо нарезают кусочками по 30-40 г, добавляют подсушенную овсяную крупу, нарезанный дольками лук, перец, соль, лавр, воду и массу тщательно перемешивают. Подготовленный желудок начиняют фаршем, края соединяют и туго зашивают ниткой, придавая изделию форму каравая. Изделия натирают солью и кладут в неглубокую посуду с плотной крышкой. Затем шырдан запекают 1,5-2 часа почти до готовности, остужают и вторично ставят в жарочный шкаф при невысокой температуре, чтобы постепенно высушить колбасу и одновременно довести до готовности, остужают и вторично ставят в жарочный шкаф при невысокой температуре, чтобы постепенно высушить колбасу и одновременно довести до готовности.

Желудок 240, говядина 1000 или свинина 800, или баранина 900, лук репчатый 100, или чеснок 15, крупа овсяная 110, вода 180-200, перец, лавр, соль.

finugor.ru