Нанайцы накормили хабаровчан полынью. Традиционные нанайские блюда
Нанайцы накормили хабаровчан полынью
В Хабаровске в рамках проекта «Кухня без границ» состоялась презентация национальной кухни аборигенов Амура. Как сообщает корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня», банкетный зал одного из кафе дальневосточной столицы с большим трудом вместил всех желающих попробовать традиционные нанайские блюда: рыбные пельмени бианси, паштет с дикой ягодой такса и, конечно же, знаменитую талу из хорошо промороженного сазана.
- Я сегодня приготовила классическое нанайское блюдо – суп соакта чолани. В его основе – обыкновенная полынь, которая растёт всюду, - рассказала председатель городской ассоциации КМНС Хабаровска Ирина Пассар. – Ещё наши бабушку весной собирали побеги молодой полыни, отваривали, чтобы снять горечь, потом сушили и весь год готовили полынный суп. Сейчас, конечно, мы для него сырьё намораживаем в холодильниках. Попробуйте, у него очень оригинальный освежающий вкус.
Нанайские хозяйки постарались показать максимальное разнообразие кухни родного народа от пампушек манто, оригинально приготовленной кожи сазана с черемшой до сладких десертов из таёжных ягод. В дегустации приняли участие и туристы из Японии, которых удивляет, что в Хабаровске легко найти рестораны с подобием суши и роллов из страны Восходящего солнца, но совершенно нет кафе, где можно заказать блюда коренных народов Амура.
- Да, это правда, таких заведений общепита, где бы готовили нанайскую кухню, сейчас в Хабаровском крае не осталось, - признала Ирина Пассар. – Хотя ещё недавно у нас действовало соглашение с рестораном «Гауди». Наши бабушки проводили с их поварами мастер-классы по приготовлению традиционных блюд. У них был соответствующий раздел в меню. Но ресторан этот закрылся. Пока желающих включить в свой ассортимент кухню дальневосточных аборигенов мы не нашли. Но, уверена, что это было бы хорошее решение для бизнеса, ведь количество иностранных туристов растёт, и многим хотелось бы попробовать местной экзотики.
Блюда нанайской кухни трудно попробовать даже в самих национальных сёлах. Предприятий общепита там практически нет, за исключением придорожных кафе. Национальные блюда готовят в семьях, или в частном порядке по заказу для заезжающих на экскурсии туристических групп.
todaykhv.ru
Нанайцы и их культура
Нанайцы.
Нанайцы, нанай, нани (самоназвание — "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России. Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев — хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.
В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.
Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.
Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.
В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.
Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы, в тайге и на рыбалках — шалаши различных форм и др.
Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники — маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.
Основная традиционная пища — рыба; лосося заготавливали впрок.
В конце XIX — начале XX вв. существовали роды численностью от 20—30 до 600—900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.
Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).
А. В. Смоляк
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.
Нанайцы. Конец 19 в.
Фрагменты из книги: Анна Васильевна Смоляк. Шаман: Личность, функции,
мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991. - 280 с.
Монография посвящена религиозным верованиям (и более узко —шаманизму) народов Нижнего Амура — нанайцев и ульчей, сохранившихдо настоящего времени многие черты традиционной культуры. По ходуизложения будут привлечены материалы по аналогичным явлениям у их
V/ W A W V \
ближайших соседей (нивхов, негидальцев, орочей, удэгейцев), а такжедругих народов Сибири.
Нанайцы (численность в 1979 г. 10,5 тыс. чел.) и ульчи (2,6 тыс.чел.)[1] — тунгусоязычные народы, исконные рыбаки и таежныеохотники, живут на Нижнем Амуре, преимущественно в Нанайском,Ульчском, Комсомольском, Амурском, Хабаровском районах Хабаровскогокрая, а также в Бикинском и других районах Приморского края.
Длительное развитие в условиях советского строя привело к тому, чтотрадиционная культура этих народов существенно трансформировалась,некоторые ее элементы исчезли, в то же время возникло много новыхявлений. В наши дни примерно только половина трудоспособныхнанайцев и ульчей имеет возможность использовать свои традиционныепроизводственные навыки, работая в рыболовецких колхозах и нарыбозаводах. Значительная часть сельского населения трудится вразных отраслях народного хозяйства — в леспромхозах, настроительстве дорог, различных промышленных объектов и т.п.Женщины преобладают в сфере обслуживания, в учреждениях культуры,просвещения, здравоохранения и т.п.
Более 25% нанайцев, несколько меньшая часть ульчей живут вгородах (главным образом Дальнего Востока). Для современногонаселения характерна всеобщая грамотность; лица среднего возраста имолодежь имеют 8-10 классов образования. В районах проживания этихнародностей очень велик процент специалистов из их среды с высшим исредним образованием. Современный быт нанайцев и ульчей, какправило, не отличается от быта окружающего их населения. Русскимязыком хорошо владеют все, родные языки изучаются в школах. Многиеиз традиционных элементов культуры сохраняются в сферематериальной культуры (отдельные орудия, транспортные средства,одежда у пожилых людей и т.п.), еще живы прикладное искусство,отчасти фольклор и рациональные знания.
Традиционное жилище нанайцев.
Нанайцы. Традиционный костюм.
Традиционное мировоззрение, область верований более всегосохраняются в среде пожилых людей, однако многие старые обряды втрансформированном виде бытуют еще широко.
Молодежь этой сторонойтрадиционной культуры, как правило, интересуется мало, хотя внешнююформу обрядности, например, поминального и погребального циклов,полностью принимает (обычно этими обрядами ведает старшеепоколение).
Фольклорный ансамбль.
Исследованияпроводились в течение более 30 лет, и большинство из упоминаемых вработе шаманов и других информаторов за это время ушли из жизни.
Изучением быта, этнографии, истории и происхождения народовНижнего Амура занимались ученые разных специальностей — археологи,антропологи, этнографы, лингвисты, историки, фольклористы и т.п.
Удалось установить,что они жили территориальными общинами, первичной ячейкойобщества были малые и большие семьи. Род играл рольпреимущественно в сфере брачных и имущественных отношений, вобрядовой жизни. Роды конца XIX — начала XX в. являлисьобразованиями сравнительно поздними, некоторые из них возникалидаже в начале XX в., а в целом эти социальные институты на Амуре быличрезвычайно далеки от классических[3]. Этнический состав родовформировался не ранее чем 100-200 лет назад как результатпредшествующих длительных исторических и этнических процессов вэтих местах.
Охота - традиционное занятие нанайцев в прошлом.
Комплексное изучение исторических и этногенетических проблем всоветский период позволяет говорить о большой древности местнойрыболовческой культуры (еще с неолита). Постнеолитическая эпоха,однако, изучена археологами еще недостаточно, и работы здесьпродолжаются. В целом происхождение народов Нижнего Амура сложнодля каждого даже самого малого из них (негидальцы на Амуре,например, насчитывают всего 500 чел.). Лингвистические,антропологические, археологические, этнографические и прочиеисследования показали, что в состав этих народов входили различныепласты — аборигенный, тунгусский, тюркский, а также маньчжурские,айнские и другие элементы[5]. Думается, что исследование религиозныхверований нанайцев и ульчей даст дополнительный материал длярешения этих проблем.
В настоящее время шаманизм изучается у разных народов мира, приэтом разрабатываются такие проблемы, как шаманизм и религия,личность шамана, феномен экстаза, шаман и общество (социальнаясущность шаманизма) и др. Надо сказать, что общепринятогоопределения шаманизма не существует[13]. Даже такой, казалось бы,бесспорный признак, как общение шамана с духами (обычновозможность такого общения приписывалась только шаманам), у разныхнародов выглядит по-разному; в частности, простые нанайцы и ульчи(нешаманы), согласно их понятиям, также умели активно общаться сдухами.
Бубен нанайского шамана.
С.А.Токарев[14] при определении шаманизма обратил внимание наналичие у шамана особых костюмов, на регулярность камланий всостоянии экстаза. Шаман «вселял в себя духов либо отправлялсяпутешествовать в царство духов в поисках души больного». По егомнению, «шаманское камлание есть с физиологической точки зрения нечто иное, как искусственно вызванный и сознательно регулируемыйнервно-истерический припадок».
Автором данной монографии разработан ряд тем в областирелигиозных верований нанайцев, ульчей, нивхов; по шаманизму такжеопубликовано несколько статей[15]. Мы полагаем, что шаманизм наНижнем Амуре имеет ряд специфических особенностей.
абота велась преимущественносреди лиц среднего и старшего поколений (в начальный период — 1950-е годы — это были в основном лица, родившиеся в конце XIXв.). Моиинформаторы, шаманы и нешаманы, большая часть жизни которыхпрошла в советское время, были вполне современными людьми,активными членами общества, не отвергавшими нового в разных сферахжизни. Все они были прекрасными знатоками нанайской и ульчскойрелигий; и те и другие сообщали сведения как по шаманизму, так и поверованиям вообще. Нужно отметить, что данные, записанные унанайцев и ульчей — нешаманов, имели значение ничуть не меньшее,чем записи непосредственно от шаманов: это были близкиеродственники (дети, братья, сестры, супруги) умерших шаманов, скоторыми они в прошлом жили в общих семьях, одними интересами.Лица этой категории все же подчеркивали, что шаманы многое не станутрассказывать. «Они стесняются, а мне стесняться нечего, я ведь нешаман», — говорил К.Бельды из сел. Джари. Но автору удалось избежатькакого-либо барьера и при контактах с шаманами.
Нанайские дети.
Известно, что среди всех народов Амура бытовали мифологическиесюжеты о сотворении мира, о множественности солнц в далекомпрошлом, о двух, трех, девяти солнцах, когда жизнь на земле быланевозможна из-за невыносимой жары; называют и героя (или«устроителя мира»), «застрелившего» лишние солнца: его звали Хадау,его жену — Мямелди. Л.Я.Штернберг приводит и другие именамифических героев, названные ему в разных нанайских селениях[17].Иногда эти имена связывались с началом шаманства на Амуре. Наволшебном дереве конгор дягда яло туйгэ росли принадлежности длякамланий; герой (его также именуют по-разному) каменным топоромсрубил дерево, собрал росшие на ветвях шаманские аксессуары вмешок, принес их людям, и с тех пор они стали шаманить. Ныне этимифы почти утрачены.
Как и многие народы Азии, нанайцы и ульчи считали, что небо,населенное духами, влияющими на жизнь людей, разделено на сферы.Одни группы нанайцев полагали, что их насчитывается девять.Отдельные шаманы из верховых нанайцев (верховыми мы называем тех,кто жил на Амуре, вверх от устья р. Хунгари) могли назвать каждую издевяти сфер, ассоциировавшихся с созвездиями, знали имена духов, ихнаселявших. Другие нанайцы, например, низовые жители селенийХумми, Верхняя Эконь и других, говорили о сферах менее конкретно.
Нанайцы из сел. Кондон верили, что небо состоит из трех «слоев» —медного, серебряного и золотого[18]. Простые нанайцы, не шаманы, нознатоки истории и культуры своего народа, жившие в верховых селениях(например, Полокто Киле из Найхина), считали, что из девяти сферсостоит не небо, а вся вселенная, наша земля находится посредине.
Различными были представления нанайцев о подземных сферах(отличных от загробного мира, расположенного на западе, также подземлей). Одни считали, что там живут духи, шаманы там бывать немогут, другие придерживались иных воззрений. Представления оподземных и надземных сферах, как и многие другие, были взначительной мере связаны с фольклорными сюжетами, шаманскимисказками, в возникновении которых немалую роль играли сны шаманов.Эти представления распространялись от одной группы нанайцев кдругой, от нанайцев к ульчам и нивхам. Контакты между ними быличрезвычайно активны, поэтому общих религиозных и фольклорныхсюжетов у народностей Амура много (тем более, что некоторыенанайские шаманы, особенно верховые, иногда проводили свои обрядыдалеко от родных селений, у иноэтничных групп, преимущественно унизовых). У разных народов Нижнего Амура бытовали такжефольклорные сюжеты, попадавшие на местную почву с юга, в результатесоприкосновения с корейцами, маньчжурами и др.
Нанайская девочка (Китай).
Отметим нанайские понятия о сферах неба, связанных с созвездиями,о духах, обитавших на них. К ним часто прибегали шаманы, а такжестарики, хорошо знавшие легенды об этих далеких мирах иобращавшиеся к ним в случаях крайних бедствий. Некоторые старикимолились за тяжелобольного человека, близкого родственника, безшаманов. Они клали перед тремя священными шестами тороан халатбольного и обращались к благожелательному созвездию с просьбой омилости, о даровании жизни. Как правило, в таких случаях божествуобещали принести в жертву курицу, поросенка. Говорили: «Дайздоровья такому-то (называли имя и фамилию), через два дня (три,пять, семь) принесем тебе такую-то жертву». В заранее назначенныйдень вновь устраивали моление (в нем обычно участвовало не менеетрех мужчин из разных родов, причем должны были присутствовать теже лица, что и на первом). Вновь выносили халат больного, а если онпоправился, то выходил сам, кланялся до земли, кланялись и всеостальные.
Раз в год каждая нанайская семья (так же как ульчская и нивхская)совершала моления небу. К этому торжественному обряду готовилисьзагодя, откармливали свинью для заклания. В молении участвовалимужчины одного рода. Молились около священного дерева туйгэ,имевшегося в прошлом у каждой нанайской семьи неподалеку от дома,обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних ипромысловых духов, духов-целителей, предлагалось угощение, головажертвенной свиньи. Руководил молением старейший, он читал молитвыстоя, остальные — на коленях, кланялись. Многочисленные гости,друзья, приезжавшие из других селений, и соседи-чужеродцы стоялипоодаль, наблюдая за обрядом. Женщины обычно находились в доме,готовили угощение для гостей. Руководитель обряда обращался кверховному божеству Боа Эндурни[19] (либо просто Эндури), а также кмногочисленным другим божествам и духам, от которых якобы зависелоблагополучие, здоровье, удача в промыслах.
Считалось, что небесные духи слетают вниз, садятся на священныедеревья или шесты, отдыхают, угощаются дарами. В связи с этимповсеместно выработалось бережное отношение к этим деревьям: их нетолько нельзя было срубать, но и загрязнять места поблизости. Подсвященным деревом нельзя было собирать хворост, это могло повлечь засобой неудовольствие верховных духов (образ Сангия в виде личинывырезали на некоторых деревьях), они могли в наказание наслатьболезнь. Для туйгэ верховые нанайцы выбирали большой ильм, ясень,дуб или пихту; береза, кедр, лиственница не годились.
Кукла в традиционном нанайском костюме.
Книгу Анны Васильевны Смоляк (1926-2003). замечательного этнографа, посвтявшей несколько десятилейтий исследоанию культуры народов Нижнего Амура см. здесь:
file:///C:/alena1/Me/%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8B/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BA/Smilyak.-Shaman.-Lichnost-funkcii-mirovozzrenie.pdf
s30556663155.mirtesen.ru
Первые блюда - супы нанайской национальной кухни из свежей рыбы, юколы и растений. Дальний Восток - Мое Настроение
Нанайские женщины приготовляют из свежей рыбы, юколы, и растений вкусные и полезные блюда — чолон, холто, нгалдя, калчокта чолони, кулуктэ чолони, согдё, солги чолони и другие.
Чолон
суп, варят из свежей рыбы с приправой диких растений: дикого перца, черемши, дикого лука и т. д. В рыбный суп обычно добавляли немного рыбьего жира. Если в суп опускали какую-нибудь крупу, тогда он назывался согдата чолони. Этот вид супа более позднего происхождения, чем предыдущий.
На месте рыбалки, а часто и в доме варили холто
- рыбацкую уху. Сначала варили бульон из косаток, затем бульон сливали, а рыбу выбрасывали. В бульон опускали карасей в виде тушек бурти или целиком с надрезами между ребер, чтобы мясо легко отставало от костей. Холто варили без каких-либо приправ, и только в последние годы в кушанье стали добавлять соль.
Суп нгалдя
варили из мелко нарезанных кусочков юколы нгалама. После того как рыба становилась мягкой, в блюдо опускали черемшу и соль. Суп был густым.
Большое распространение у нанайцев получил суп калчокта чолони
Для его приготовления использовали бульон из любой рыбы. В качестве приправы брали листочки и стебли водяной лилии, заготовленной в апреле. Их мелко нарезали и опускали в бульон, по вкусу добавлялась соль. В сентябре и октябре такой суп варили не с листочками, а с луковицами водяной лилии.
Кулуктэ чолони, или суп из лебеды
также пользовался большим вниманием. Чтобы отбить горьковатый привкус лебеды, женщины брали молоденькие листики растений и ошпаривали их кипятком 2—3 раза, затем мыли в нескольких водах. После обработки лебеду клали в рыбный бульон, предварительно разрезав растение на кусочки.
Согдё солги чолони
приготовлялся на рыбьем или мясном бульоне, который варился отдельно. Для этого в мае-августе собирали красоднев желтый, по-нанайски согдё солгини. В пищу использовались молодые листочки, лепестки и тычинки желтого красоднева, богатые крахмалом. Листочки разрезали поперек и обжаривали в рыбьем жире. После этого клали в бульон и, прокипятив, ели.
Соакта чолони
готовился также на рыбном или мясном бульоне. Молоденькие листики полыни соакта отваривали, затем их вынимали из котла, отжимали и просушивали на солнце. Полынь теряла свою горечь. Только после этого ее опускали в бульон, добавляли в блюдо дикий лук и черемшу и снова варили. Через некоторое время суп был готов. Летом любили его есть прохладным.
Пиктэ чолони (фиктэ чолони)
или суп из крапивы, был особенно распространен среди нанайцев. Начиная с апреля нанайские женщины в большом количестве заготовляли молодые листья крапивы. И это не случайно. В листьях крапивы содержится много питательных веществ.
Б. П. Колесников писал: «По содержанию таких важных пищевых веществ, как белки, жиры, крапива превосходит пшеничную муку и отруби; в ней очень много ценных минеральных солей, в частности, калия, железа и, что особенно важно, фосфора; она содержит в больших количествах почти все важнейшие витамины и является поливитаминным растением. Конечно, всего этого нанайцы не знали, но народная мудрость, многотысячелетний опыт использования для питания растений позволили им выделить крапиву из других полезных культур южной части Дальнего Востока и в больших количествах использовать ее в пищу.
Отваренные листья крапивы опускались в бульон, и вскоре суп готов к употреблению. Это блюдо используют в нанайских семьях и до настоящего времени весной и ранним летом.
Канёй (канной) чолони
В прошлом столетии широкое распространение приобрел суп из морской капусты — канёй (канной) чолони. Капуста содержит 11,8% белков, 1 % жиров и 50—65% углеводов. За морской капустой нанайцы специально ездили в амурский лиман или на побережье Татарского пролива. Ее заготовляли в больших количествах, солили и сушили. Иногда же морские водоросли выменивали у нивхов или орочей.
Стебли морской капусты варили с юколой — нгалама, хуйкэ, орихта. По вкусу в суп добавляли соль и в качестве приправы поджаренную на рыбьем жире черемшу. Канюй чолони считался большим лакомством и варился только в праздники.
В настоящее время широко распространен суп из овощей на рыбном бульоне монго и суп из крупы с рыбой монго бодани.
по материалам Ю.А.Сем, Нанайцы, материальная культура, вторая половина XIX середина XX в.
www.mymood.ru
Знакомство с нанайской культурой | Туристическая фирма "Новое тысячелетие"
Народный ансамбль "Сиун", с. Ачан. Все фото данного раздела предоставлены Н. Гейкер
Знакомство с нанайской культурой
Ачанские легенды. С. Ачан.
Ачан – одно из старейших сел в Хабаровском крае. Ачан в переводе на русский язык – «Встреча». Документально впервые поселение Ачан было упомянуто в 1651 году («отчёты» Хабарова в Якутск и Москву) и именно этот год считается временем образования селения Ачан (Оджал – Болонь). Ачан стоит на протоке Сий (Песчаная). В нескольких десятках километров расположено экологически чистое озеро Болонь. В Ачане и на берегу озера проживают нанайцы и русские переселенцы.
350 лет назад русским землепроходцем Ерофеем Павловичем Хабаровым на этом месте был основан Ачанский городок. В июле 2001 г. в селе был установлен памятный знак, посвященный этому событию.
Основными видами деятельности населения с. Ачан являются охота, рыбная ловля, собирательство . Традиционный рыболовецкий промысел ведут родовые общины коренных малочисленных народов севера «Болонь», «Ходжер», «Анда», «Поянго», «Ачан», «Дюйкэ», «Поянго», «Сия», «Бира».
В селе бережно сохраняют культурные традиции предков. Создан национально-культурный центр «Силэмсэ», что в переводе с нанайского означает «Росинка». Сельчан радуют своими программами фольклорный ансамбль «Сиун» (Солнце) и детский фольклорный ансамбль «Тасима» (Лепешечка». Эти творческие коллективы - неоднократные лауреаты региональных Всероссийских, Международных фестивалей народного творчества. Им аплодировали в России, Америке, во Франции, Болгарии, Китае; в городах Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Варне, Перпиньяне, Канете, Анкоридже, Москве, Новосибирске, Владиво-стоке, Хабаровске, Комсомольске-на Амуре, Амурске. Ачан овеян легендами. Согласно одной из них, у его жителей покровителями являются две сопки: Одзял Хонкони и Норгуль, окружающие село с двух сторон и являющиеся своеобразными воротами. В особо важных случаях аборигены обращаются за помощью к своим сопкам, возносят молитвы, совершают жертвоприношение. В селе проживает много хранителей фольклора, которые помнят и передают подрастающему поколению старинные предания, песни, танцы, обряды, а также секреты древнего искусства вышивки, плетения из лозы и бересты, резьбы по дереву. .
Руководитель национальных ансамблей «Сиун» и «Тасима, носитель нанайского фольклора, исполнительница нанайских песен. народная певица и режиссер Нина Павловна Гейкер в своем творчестве использует аутентичный материал. Сказки, легенды, услышанные ею в детстве сказителей, песенно-музыкальный материал, обряды, игры претворяются в красочных представлениях. Село неоднократно посещали ученые-этнографы.
Древние нанайские обряды:
Иличиори (обряд оберегания от злых духов). Обряд ииличиори проводился в период весеннего пробуждения природы. Вэто время жители села или стойбища вместе с шаманом совершали обход дворов, держа в руках ивовые веточки. Ива у нанайцев считается священным деревом. Считалось, что ее листья отпугивают злых духов. Из ветвей и прутьев ивы делали обручи, через которые протаскивали больных, рожениц. младенцев. Отношение к иве у коренных малочисленных народов Севера созвучно со славянскими традициями, где ива также несла оберегающую и оздоравливающую миссию. В наше время сохранились отголоски старинного обряда. И гостей в селе встречают, пропустив через целительный ивовый круг.
Обряд кормления огня. Огонь у всех кореных малочисленных народов Севера почитался как божество. Считалось, что в огне живет дух, покровительствующий как домашнему очагу, так и замерзшим на охоте или рыбалке мужчинам, добытчикам. Духу дали ласковое имя - Подя (ударение на последнем слоге). В благодарность живительному теплу древние нанайцы совершали обряд умилостивления духа огня. После разжигания огня его "кормили" тем же, что ели и сами. Иногда даже в огонь вливали несколько капель водки, чтобы Подя не обижался. Это пожалуй, один из немногих духов, у которого есть имя. Обряд совершается повсеместно и в наше время. Правда, теперь он носит чисто символический характер.
Обряд кормления Духа воды считается промысловым обрядом. "Нанайцы перед началом хода кеты - путины преподносили жертвенную пищу духу хозяину дома - дюлину, просили его о помощи в рыбной ловле. Хозяином водной стихии считался дух тэму. Перед началом промысла шли к берегу реки, несли жертвенную пищу - сугдиче, бросали ее в воду со словами:Гей, Тэму! Получай! тебе даем угощенье! И твоей собаке тоже. Помоги хорошо промышлять, не мешай!". Каждая семья обращалась к тэму самостоятельно. Для кормления несли жертвенную пищу в особой посуде "нойона": пшенную кашу, фасоль, корни лекарственных трав. У самого берега устанавливали столбики со священными стружками. На концах столбиков вырезали личины духов, били им земные поклоны. кашей и фасолью мазали рты личин. Оставшуюся пищу сбрасывали в воду. (из книги Е. Гаер " Традиционная бытовая обрядность нанайцев.")
Озеро Болонь. Второе по величине среди пойменных озер в бассейне Амура. Площадь его водной поверхности занимает 338 кв.км. Длина озера – 58 км, наибольшая ширина - 20 км, максимальная глубина – 3-4 м. Озеро соединяется с Амуром протокой Сий. Самый крупный приток – р. Харпи – в своем устье образует большую дельту длиной около 18 км, изрезанную огромным количеством проток. В этой дельте зачастую встречаются дрейфующие островки – плавуны. В центре озера находятся 2 острова: Ядасен (Туф), который является конусом потухшего вулкана и Гиудельген (Соболь), также сложенный коренными породами.
В озере отмечается большое видовое разнообразие ихтиофауны.Создан заповедник «Болоньский» В устье р. Сюмнюр расположено национальное нанайское село Джуен. На берегу протоки Сий найдены следы стоянки экспедиции первопроходца Е. Хабарова.
Программа
2 дня, 1 ночь.
День 1-ый. Вечером выезд из Хабаровска поездом до станции Эльбан».
День 2-ой. Прибытие на станцию Эльбан. Доставка гостей в с. Ачан на автобусе или машинами.
Завтрак
Встреча с хранителями фольклора коренных малочисленных народов Севера в национально-культурном центре «Силэмсе» с руководителем ансамбля Н. Гейкер, с шаманом и аутентами.
Обряды: охотничьи, кормления воды, кормления очага.
Демонстрация национального костюма. Рассказ о символике орнаментов. Примерка костюма гостями.
Представление «В гнезде птенца обереги» .Выступления фольклорных ансамблей «Тасима» и «Сиун».
Мастер-класс: Ритмы бубна»
Выставка изделий декоративно-прикладного творчества (посещение национально-культурных центров, встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства, демонстрация и продажа изделий»
Сувенир на память своими руками. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству
Прогулка по селу, посещение таинственных заповедных мест;
Национальные виды спорта и игры (организация спортивно-игровых программ с участием туристов).
Национальная кухня (дегустация блюд национальной кухни)
Обед.
Трансфер на станцию Эльбан. Отъезд из села.
Стоимость тура: 300 долл
В стоимость входит:
Проезд ж/д транспортом: Хабаровск – Эльбан – Хабаровск
Все трансферы
Питание по программе
Культурная программа
Экскурсии по программе
Гид
Переводчик
Дополнительные услуги: Прогулка на моторной лодке по р. Сий и озеру Болонь. Рыбалка. Прогулка в лес.
В Хабаровске: экскурсии по городу, загородные экскурсии
Земля Нани. Село Джари.
Село . Джари – место традиционного проживания коренных малочисленных народов Приамурья. Славятся они прежде всего бережным отношением к национальной нанайской культуре. В селе живет замечательная национальная необыкновенно изобретательная художница Елена Киле. В селе создан этно-культурный комплекс, существуют 3 национальных ансамбля: фольклорно-обрядовый ансамбль «Илга-Дярени» (Цветные узоры) , основанный самобытной народной исполнительцей фольклорно-обрядовый ансамбль «Илга-Дярени», нанайских народных песен Л. Бельды фольклорно-обрядовый ансамбль «Илга-Дярени». Есть вокальный ансамбль «Дярикта» , хореографический «Силакта», детский ансамбль игры на национальных инструментах. В этих местах в разное время жили и творили удивительно одаренные люди: гениальный нанайский художник Николай У и вдохновенный национальный хореограф Мадо Дечули. В расположенном рядом селе Троицкое – прекрасный краеведческий музей. В Троицком краеведческом музее хранится около 6 тыс. предметов нанайской культуры: плетеные короба ручной работы, кухонная утварь, рыболовные снасти, нанайский национальный свадебный халат и многое другое, что позволит прикоснуться к старине этой местности. Все это позволяет достаточно полно развивать национальную культуру, растить даровитую смену и передавать старинные традиции из поколения в поколение.
Программа
День 1-ый.
7 .00. Отъезд утром из Хабаровска в с. Троицкое.
11.00. Прибытие в с. Троицкое. Обед в кафе.
Посещение краеведческого музея с. Троицкое.
Прогулка к берегу Амура.
13.00. Трансфер в с. Джари.
Посещение этно-культурного комплекса. Выступления национальных ансамблей.
Демонстрация шаманских обрядов.
Мастер-класс: Игра на народных нанайских инструментах: нанайская скрипка (дечуке), бубен, кункай
Выставка изделий декоративно-прикладного творчества (посещение национально-культурных центров встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства, демонстрация и продажа изделий»
Сувенир на память своими руками. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству
Национальные виды спорта и игры (организация спортивно-игровых программ с участием туристов).
Национальная кухня (дегустация блюд национальной кухни)
18.00. Отъезд из села.
22.00. Прибытие в Хабаровск
Время тура - 16 час.
Стоимость – 200 долл
В стоимость входит:
Проезд ж/д транспортом: Хабаровск – Эльбан – Хабаровск
Все трансферы
Питание по программе
Экскурсии по программе
Дополнительные услуги: рыбалка на р. Манома. Отдых на базе «Манома»
Кондонские искусницы. С. Кондон.
Село Кондон – одно из древнейших национальных поселений расположено на живописной реке Девятка, впадающей в озеро Эворон. Село славится удивительной красотой, рыболовами , охотниками, а также своими мастерицами. Изготовленные ими нанайские национальные костюмы украшают многие музеи мира. А еще здесь есть потрясающий нанайский фольклорный хореографический ансамбль «Кэку», руководитель которого Наталья Дигор - художница и хореограф в своем творчестве удивительно тонко сочетает традиционную нанайскую культуру с современными ритмами. Также в селе создан нанайский фольклорный театр.
Эворон – реликтовое, экологически чистое озеро, богато рыбой расположено ниже по течению реки Девятки, впадающей в озеро. Наиболее интересной частью является его северная оконечность с главной питающей рекой Эвур. По ней гнездятся многие виды водоплавающих птиц, в т.ч. и редкий в крае серый гусь, отмечается скопа, белоплечий орлан, беркут, дальневосточный кронштеп, расположены колонии серой цапли.
Программа
День 1-ый
Отъезд вечером из Хабаровска на поезде до г. Комсомольска-на-Амуре.
День 2-ой. Прибытие в Комсомольск-на Амуре.
Завтрак
Экскурсия по городу.
Отъезд в с. Кондон (5 час. )
Прибытие в с. Кондон. Обед.
Посещение национально-культурного центра. Рассказ о традиционной культуре нанайцев с. Кондон.
Выставка изделий декоративно-прикладного творчества. Мастер-класс по ДПИ. Продажа изделий.
Выступления национального ансамбля «Кзку», вокального нанайского коллектива и народного театра.
Сувенир на память своими руками. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству
Ужин (блюда национальной кухни)
Отъезд из с. Кондон.
Трансфер на ж/д вокзал г. Комсомольска-на Амуре. Отъезд на поезде в Хабаровск.
День 2-ой
Прибытие в г. Хабаровск
Стоимость тура: 350 долл.
В стоимость входит:
Проезд ж/д транспортом: Хабаровск – Эльбан – Хабаровск
Все трансферы
Питание по программе
Проживание 1 н.
Экскурсии по программе
Гид
Переводчик
Дополнительные услуги. Прогулка на моторных лодках по озеру Эворон.
Древние легенды. Село Сикачи-Алян.
В числе археологических памятников, поразивших воображение первых исследователей Дальнего Востока были древние наскальные изображения вблизи нанайского села Сикачи-Алян, что расположено в 75 км от г. Хабаровска ниже по течению Амура. Петроглифы выполнены на огромных базальтовых валунах с помощью каменных инструментов способом глубокой желобочной выбивки, а часть рисунков, относящихся к средневековью выполнена резной техникой. Петроглифы многосюжетны. Наиболее древние рисунки датированы эпохой неолита. Вторая группа изображений отнесена к эпохе раннего железного века и последняя – к раннесредневековому времени.
Сикачи-Алянские петроглифы уникальный памятник истории культуры, имеющий большую историческую и художественную значимость в изучении и познании культуры древних амурских племен.
Программа
День 1-ый
Трансфер из Хабаровска в с. Сикачи-Алян»Экскурсия на ПетроглифыЭкскурсия в этнографический музейВыступление национального коллектива. Демонстрация национальных обрядов. Демонстрация национального костюма.Мастер-класс «Ритмы бубна»Сувенир на память своими руками. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусствуНациональные игры – подвижная программа для детей и взрослыхОбед из блюд национальной кухни.Отъезд в Хабаровск
Время экскурсии – 7 час.
Стоимость - 150 долл
В стоимость входит:
Проезд ж/д транспортом: Хабаровск – Эльбан – Хабаровск
Все трансферы
Питание по программе
Экскурсии по программе
Гид
Переводчик
Дополнительные услуги. Отдых на базе отдыха «Деревенька». Рыбалка. Прогулка на моторной лодке по р. Амур
Песни Мангбо.
( Мангбо в переводе с нанайского – Амур) Комсомольский район. Комсомольск, национальное нанайское село Нижние Халбы.
Село в Комсомольском районе Хабаровского края. Расположено на левом берегу реки Амур. Население по данным 2011 года — 354 человека, в основном нанайцы. В селе есть фольклорный детский ансамбль "Хакоа" (кукла) созданный хранителем национальной культуры Лидией Алексеевной Ажар. В Нижних Халбах неоднократно проходили Всероссийские, региональные фестивали народного творчества коренных малочисленных народов Севера.
Программа
День 1-ый
Отплытие на яхте в 15 час из Хабаровска в г. Комсомольск-на Амуре. Ужин и ночевка на яхте.
День 2-ой
Завтрак на яхте. Прибытие в Комсомольск-на Амуре.в 10 час Обзорная экскурсия по городу.Посещение этнографического центра «Родник», осмотр этнографических экспонатов.Выступление нанайского национального ансамбля «Гивана»Дегустация блюд национальной кухни.Трансфер на речной вокзал.Отплытие в с. Нижние Халбы.Прибытие в с. Нижние Халбы.Встреча с носителем нанайского фольклора, исполнительницей нанайских песен Лидией Николаевной Ажар. Прогулка по селу. Рассказ о селе и о его национальных традициях.Посещение Центр нанайской этнографии, выставка декоративно-прикладного искусства, обрядовые показы (нанайская свадьба, посвящения в охотники и др.), спортивные национальные игры. Выступление национальных коллективов "Хакуа" (Кукла)," Мангбо" (Амур). Выставка продажа изделий декоративно-прикладного искусстваСувенир на память своими руками. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусствуДегустация блюд национальной кухни.Обед.Отплытие из селаУжин на яхте.Ночевка на яхте.Прибытие в Хабаровск утром. .
Стоимость тура: 600 долл.
В стоимость входит:
Проезд водным транспортом: Хабаровск – Комсомольск-на Амуре с Нижние Халбы – Хабаровск
Все трансферы
Питание по программе
Экскурсии по программе
Гид
Переводчик
Дополнительные услуги: заезд в с. Нижнетамбовское. 4-х-дневный пеший поход на скальные останцы «Амурские столбы» (заявка должна быть подана заранее)
В программах возможны незначительные изменения.
Цены не являются окончательными, компания оставляет за собой право изменить цены при изменении валютного курса, тарифов перевозчиками и партнерами, а также при недоборе группы.
Смотрите также: http://www.new-millennium.ru/znakomstvo-s-kulturoy-evenkov
http://www.new-millennium.ru/kultura-evenov-i-evenkov
http://www.new-millennium.ru/kultura-orochey
http://www.new-millennium.ru/znakomstvo-s-kulturoy-udegeycev
http://www.new-millennium.ru/znakomstvo-s-kulturoy-negidalcev
http://www.new-millennium.ru/znakomstvo-s-ulchskoy-kulturoy
new-millennium.ru
Блюда эвенкийской кухни | Etnic.ru
ТЫХЭМИН
Тыхэмин — рыбный суп, готовится с икрой. Икру давят и растирают до однородной массы. Обычно это делали в деревянном корытце, давили особой деревянной ложкой — ламбой рыбной.
Полученную массу опускают в кипящий бульон, постепенно добавляя измельченное рыбное мясо. Солят, можно добавить другие пряности по вкусу. Хорошо размешивают и доводят до кипения.
ПЕЧЕНЫЕ ЯЙЦА
Эвенки, а также якуты-оленеводы гусиные и утиные яйца не только варили и жарили, но и пекли. Для этого яйца укладывали в теплую золу, присыпали ею, а сверху клали раскаленные угли от затухающего костра. Яйца отлично пеклись.
Очищали их от скорлупы, клали на тарелочку, разрезали на половинки, поливали маслом и подавали с лепешкой к чаю.
ВЯЛЕНЫЙ ГУСЬ
Дикого гуся ощипывали, тщательно очищали пеньки от перьев, потрошили. Затем снимали кожу, освобождали от крупных костей, на грудке делали надрезы, мясо распластывали на специальном навесе, который ставили в продуваемое солнечное место.
Вяленый гусь хранился в прохладном месте. Зимой из него готовят супы и другие блюда.
ЖАРКОЕ ИЗ МЕДВЕЖАТИНЫ
Кусок медвежьего мяса нарезают на небольшие плоские куски. Если есть прилегающее сало, то его распределяют при нарезке равномерно. Кусочки посыпают солью.
На сковороде в горячем жире обжаривают с обеих сторон, добавляя нарезанный картофель и лук.
Жаркое подают горячим.
ДУКТЭМИ
Это деликатесное блюдо эвенкийского стола, готовят его для дорогих гостей в торжественных случаях.
Рыбу разрезают вдоль хребта, отделяют позвоночник и голову, удаляют жабры. Затем мясо расправляют и укрепляют на палочках, сушат над костром. А кости измельчают с помощью плоского камня — дирэ.
Перед подачей на стол можно сдабривать рыбьим жиром и солить по вкусу.
СИЛАВУН ИЗ КРУПНОЙ РЫБЫ
Берут длинные палочки, если надо, выстругивают их, расщепляют на концах. Рыбу очищают, затем в одну развилку, что подлиннее, вставляют хвост, в другую — голову, привязывая ее лыком.
Двумя параллельными палочками перехватывают рыбину поперек, здесь также перевязывают лыком.
Жарят над раскаленными углями.
В старину, когда не было соли, жареную рыбу нарезали кусками и перемешивали с ягодой. Вкус кисло-сладкой голубики придавал пикантность.
ЮКОЛА ПО-ЭВЕНКИЙСКИ
Способ приготовления несколько иной, чем у юкагиров. Рыбу очищают, освобождают от головы и хребтовой кости, разрезают на длинные плоские пласты. На них делают надрезы в виде елочки с внутренней стороны и коптят на специальном дымокуре — у огня под крытым навесом.
Слегка прокопченные пласты провяливают на солнце.
Употребляют вприкуску с чаем.
КОЛОЛИ — ВЯЛЕНАЯ ИКРА
Рыбью икру освобождают от пленок, тонким слоем раскладывают на чистую дощечку или листы, ставят в продуваемое солнечное место. Досушивают над огнем в чуме.
Употребляют в зимнее время.
ЛЕПЕШКА ПО-ЭВЕНКИЙСКИ
В прохладную воду всыпать соли, соды, муки, замешивать тесто. Тесто тщательно разминают, оно должно быть крутое как для лапши. Затем раскатывают лепешку круглой формы, протыкают вилкой или острием ножа, подпыляют мукой, чтобы поверхность была сухая.
Теплой золе придают плоскую круглую форму, чуть-чуть похлопывая ладонью или чем-нибудь. На нее кладут тесто, сверху потолще покрывают теплой золой, засыпают углями. Так печется равномерно. Готовую лепешку слегка стряхивают, но обычно зола не пристает к сухой, подпыленной мукой, поверхности.
Перед подачей на стол теплую лепешку разламывают и подают с маслом или корчаком (см. ниже следующий рецепт) к чаю. Иногда нарезают мелко олений жир и растапливают на сковородке, переливают в пиалу.
При употреблении лепешку обмакивают в этот жир.
КОРЧАК
Оленье молоко очень жирное, позволяет получить корчак без всяких добавок.
Охлажденное молоко взбивают в густую пену и подают с лепешкой к чаю.
Хунгэл
Такой суп варят, если с лета заготовили сушёную кровь и тыптун — сушёное мясо с костями. При разделке туши оленя вычищенный желудок наполняют свежей кровью, зашивают, затем подвешивают на дереве, сушат на солнце в продуваемом месте до тех пор, пока кровь не превратится в плотный ком. Ставят варить бульон из тыптуна и, пока он кипит, от комка отрубают необходимое количество крови, завёртывают в кусочек чистой тряпки и дробят в порошок с помощью дирэ — круглого камня. Когда бульон уже готов, в него добавляют размельчённую сушёную кровь, тщательно размешивая её в кипящем бульоне. Но размешивают не ложкой, а специальной мутовкой — ытык. Лишь энергично вращая, можно получить однородную массу. Хунгэл подают горячим.
Если всё вышеописанное не показалось вам аппетитным, приносим свои извинения. В качестве компенсации предлагаем рецепт шашлыка. Но, простите ещё раз, шашлык тоже по–эвенкийски.
Интернет-источник: талнахский информационный портал www.vtalnahe.ru
Поделиться ссылкой:
etnic.ru
Малочисленные народы планеты » Blog Archive » Традиционная национальная кухня саамов
Саамы издавна и практически до наших дней жили полукочевой жизнью. Основным занятием для них была охота и ловля рыбы, потому и пища соответственно состояла из мяса, если это зима, и рыбы, если это лето. Позже саамы занялись оленеводством. Также стоит отметить, что в более раннее время лакомством для кочевников считалось и медвежье мясо. У некоторых племен существовал определенный ритуал с охотой на этого животного и поеданием мяса. Преимущественно это были саамы лесной полосы.
Оленина – основная пищаВ конце XIX в. дикие олени были приручены, и главным промыслом саамов стало домашнее оленеводство. Теперь это был основной источник мясной пищи. И поэтому традиционная национальная кухня включает в себя в основном оленину в вареном, вяленом, замороженном, соленом виде. Проходило время и менялись вкусы – на рубеже XIX- XX вв. любимым блюдом стал суп из оленины (иок.- limm ) с добавлением ржаной муки, соли, перетертых ягод вороники и морошки. Особенностью поедания этого блюда было то, что сначала съедали мясо, а потом выпивали бульон. На зиму мясо заготавливали заранее, в основном это была вяленая оленина, ее пересыпали солью и хранили в специальных корзинах. Любили саамы и строганину – замороженное сырое мясо, нарезанное тонкими ломтиками. А в качестве лекарства принимали свежую оленью кровь.
Рыба – летняя и осенняя едаОснову же традиционной национальной кухни оленеводов летом и осенью составляла рыба. В озерах водились сиг, щука, окунь, налим, семга и др. Из рыбы, как и из мяса, готовили самые различные блюда. Это была и вареная рыба, и вяленая, реже соленая, запеченная в тесте. Интересной в приготовлении была так называемая рыба с душком, ее изначально зарывали в землю на определенное время. Стоит отметить, что семга пользовалась большим спросом у купцов, а потому саамы вели бойкую торговлю этой рыбой.
Растительная едаВ конце XIX — начале XX в. из растительной пищи саамы предпочитали ржаную муку, которую приобретали у русских. Из нее пекли в пресные ржаные лепешки.
Наши дниВ наши дни питание оленеводческих северных народов существенно изменилось. Еда стала гораздо разнообразнее, содержание в пище витаминов и полезных веществ увеличилось. Кроме оленьего мяса и рыбы, саамы в рацион обязательно включают и коровье молоко, поскольку молочное животноводство получило здесь хорошее развитие.
www.smallnations.ru
Петроглифы: Сикачи-Алян | Бортовой Журнал Владивостока
Самый известный памятник древности, расположенный на территории Дальнего Востока, — это петроглифы на берегу Амура в окрестностях нанайской деревни Сикачи-Алян. Эти рисунки на камнях древнее египетских пирамид. По силе и красоте исполнения они ничем не уступают знаменитым культовым изображениям древнего мира.
Традиции и история нанайцев
«Макто достал бутылку водки, налил в маленькую рюмочку и направился к берегу: «Гэ, Мангбо, даи дама! Синчи-маня дяламбари сирамари, гудиэмбэ гэлэмэри бальдиапу! Баро амиолиру, гудиэсиру!» («О, Амур, наш прадед! Только у тебя просим мы помощи, пощады и участия во всех наших делах! Пожалей, помоги, не гневайся! Прими наше скудное угощение!») — с этими словами он вылил содержимое рюмки в воду, положил на ее поверхность кусочек лепешки с корнем хулэтун, священной едой хозяина Амура, Муэ Эндурни…» (Константин Бельды «Предания земли нани») Нанайцы (от «нани» — «здешний человек», «местный») живут в основном на территории Хабаровского края, а также в Приморском крае и КНР. Считается, что предки нанайцев жили на берегах Амура еще в каменном веке. Охота и рыболовство — это те профессии, которыми российские нанайцы еще недавно владели в совершенстве. Общая численность нанайцев — около 20 тысяч человек, большая часть зарегистрирована на территории России. У нанайцев есть свой язык, относящийся к тунгусо-манчжурской группе языков. Его преподают в школах (есть учебники, словари), но в быту на нем почти никто не говорит. Нанайский язык сегодня можно скорее прочитать, чем услышать. В то же время нанайцы поддерживают и развивают обрядовые традиции (пляски, песни, церемонии) и концептуальное изобразительное искусство (вышивка, аппликация, резьба, деревянная скульптура), традиции которого восходят к древнему искусству наскальной графики. В основе сохранения традиций лежит двойственный мотив: с одной стороны, национальная идентичность (нанайцы заботятся об этом не меньше других народов), а с другой — прямой рыночный интерес, подогретый спросом на культурную экзотику и развитием этнографических и экологических направлений в туризме. Цивилизованный Хабаровск находится в полутора часах пути от заветной деревни по хорошей асфальтированной дороге , которая заканчивается на пригорке у здания, отделанного в стиле «русский евроремонт». Под одной крышей и сельсовет, и школа, и музей. Внизу течет широкая, сверкающая на солнце река. Разбитые дороги спускаются к берегу. Центральная улица деревни названа в честь Максима Пассара. Кто это? «Снайпер, герой войны», — говорят знатоки. (За месяц бывший охотник убивал больше ста вражеских солдат. Погиб под Сталинградом. «Этого мало, — говорил Пассар на слете снайперов 65-й армии. — Враг еще не уничтожен. Мой Амур — большая река, очень сердит он в бурю. Пусть наша злость будет как сердитый Амур».)По пути к памятнику древности встречаются ряды неопрятных дворов, щербатые заборы, огороды. Несмотря на явные признаки бедности, страсть местных жителей к декорациям настраивает гостей на оптимистичный лад. Цветные узоры с завитушками, деревья, рыбы, звери — в нанайском стиле расписаны даже остановка автобуса и водокачка… В отличие от других деревень Дальнего Востока, где живут коренные жители, Сикачи-Алян относительно благополучна (новая школа, дорога и даже эти узоры на домах), и этим она обязана каменному наследию, которое оставили современным нанайцам их предки.
Петроглифы Сикочи-Аляна
Вдоль берега реки на протяжении километра тянется прерывистая гряда невысоких базальтовых глыб. На камнях выбиты рисунки, самые древние из которых сделаны около 10 тысяч лет назад (данные Российской академии наук). Каменная роспись когда-то была распространена по всей планете, и на Дальнем Востоке подобные изображения встречаются в разных местах. Но в Сикачи-Аляне петроглифы наиболее изощренны и многочисленны. В научной литературе описания амурских петроглифов появились более ста лет назад, они сделаны первыми русскими исследователями Дальнего Востока (Маак, Штернберг, Арсеньев и др.). Всплеск интереса пришелся на середину прошлого века после экспедиции академика Окладникова, благодаря которому о нанайских рельефах стали говорить как о части существовавшей в каменном веке культурной общности, объединяющей народы Полинезии, Австралии, Дальнего Востока и Северной Америки. Смелый вывод сделан на основе стилистического сходства рисунков разных народов древнего АТР, их ключевой элемент — спираль. Наполовину русский, наполовину нанаец Виктор Осадчий со следами борьбы за здоровый образ жизни на лице соглашается перевезти через протоку к культовому месту (сто рублей плюс бутылка настойки). Как и все жители деревни, он зарабатывает рыбной ловлей, а также занимается резьбой по дереву, в основном вырезает простенькие сувениры для туристов в виде традиционных нанайских оберегов (продаются в музее по 300—500 руб. за штуку).«Что, экзотика?» — спрашивает, улыбаясь, Виктор и показывает дорогу к самому знаменитому рельефу — лосю: «Положи на него руку, загадай желание. Духи твое желание исполнят». «Они по-русски понимают?» «Если сердце открытое, поймут». Камень наполовину погружен в воду. На верхней части, теплой от солнца, прекрасно сохранившийся рельеф. Изображение впечатляет своей гармонией, динамикой и строгостью стиля: точные стремительные линии, закручивающиеся в спираль в области живота (секс, деторождение) и распрямляющиеся рогами и уверенными линиями ног. Образ точен. Для нанайцев олень так же, как и для большинства дальневосточных народов, — тотемное животное. И до сих пор это один из самых ценных трофеев на охоте. От оленя зависит жизнь охотника и его семьи. Отсюда уважение к зверю и правило, знакомее всем аборигенам, — не убивать животных больше, чем сможет съесть семья. А благодаря песням Кола Бельды, самого знаменитого представителя народа нани, образ скачущего тотемного животного трансформировался в образ лучшего друга малых народностей России.Кроме лося-оленя, растиражированного на открытках и логотипах, на камнях можно увидеть и другие вполне отчетливые изображения: маски злых и добрых шаманов, подобие бубна с концентрическими узорами, круг солнца, фигуру худого и грустного человека, схематические лики семи девушек, рыбу-помощницу мифического богатыря, допотопных зверей, похожих не то на слонов, на то на носорогов… Насчитывают несколько десятков изображений. Без провожатого найти их очень непросто (идешь мимо камня, а рисунок на нем еле заметен, нужно присматриваться, но это в лучшем случае, чаще рисунки расположены в потайных местах, в расщелинах между валунами или вообще снизу со стороны реки). Точного числа петроглифов никто не знает. Толща Амура, особенно весной во время ледохода, смещает и переворачивает камни, от этого ранее обнаруженные рисунки исчезают. Иногда появляются новые.Почти всю жизнь Виктор Осадчий провел среди этих камней. Удобное место для рыбалки, до сих пор здесь ставят палатки рыбаки, приезжающие сюда даже из Владивостока. «Вон, там еще пара рисунков, — показывает, как опытный гид (не раз водил сюда туристов и ученых). — А с той скалы я однажды бросился в реку. Доказать любовь своей невесте. Женился на ней. Дочери родились». «Уезжать не собирались?» «Куда? Здесь моя родина».Место, на котором расположена деревня, и без камней впечатляет своей просторной, свежей красотой. Вдоль плавных холмов течет река — полнокровно и мощно. За деревней и за рекой начинается тайга, где, по словам охотников, еще водятся тигры, медведи и олени. В качестве аванса от дикой природы среди базальтовых валунов бегает бурундук. Возникает перед туристами, выискивающими петроглифы, и красуется на фоне камней и реки. «Давай, скорее — фотоаппарат!» Щелк! В это время бездомные собаки, выглядывающие из-за камней, улучают момент, чтобы стащить бутерброды из пакета. Этот фокус с бурундуком у них довольно ловко получается.
Легенды нанайцев
Пока хабаровские власти ходатайствуют о внесении сикачи-алянских петроглифов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и строят планы по развитию на этом месте целой туристической отрасли, бесценные памятники истории стоят себе под открытым небом, интригуя ученых и туристов, а также вандалов, которые, поддавшись древней как мир мании окультуривать природу, процарапывают рядом с тысячелетними иероглифами свои метки. Иногда в среде ученых просыпается идея переместить валуны в безопасное место или вовсе вывезти с территории деревни. На что нанайцы поднимают смуту. Для них камни — это святыни, которые ни в коем случае трогать нельзя. Вспоминают, как однажды убрали пару камней, в селе повысилась смертность. Ученые парируют: «Мы никакой связи не видим». «Это ВЫ не видите», — отвечают нанайцы.Чтобы понять смысл древних знаков, нужно попытаться вникнуть в представления о мире, бытовавшие здесь тысячелетия назад. Однако сделать это очень сложно. Письменность у нанайцев появилась только в середине прошлого века, и была она посвящена не магии, а советским реформам. Духовные знания сохранились в шаманизме, но познакомиться с ними можно только по описаниям в книгах. Настоящего шамана на Амуре встретить сегодня сложнее, чем тигра. «Пилха надел свой шаманский халат с узорами и стал камлать… Через какое-то время он спросил: “Бяра, ты видела такой сон, будто пошла на двор по-маленькому и, как села, выронила что-то круглое, как яйцо?” “Да, как только сошлись с Дазу, — подтвердила Вера. — А когда встала, хотела взять в руки — этого яйца не было”. “Это было не яйцо, а твоя омия. Ее у тебя украл шаман, который живет у берегов моря, для своей дочери. При всех своих достоинствах сейчас ты как мужчина. И никогда у тебя не произойдет зачатия ни от Дазу, ни от другого мужчины, если я сейчас не сумею выкрасть для тебя омия у какой-нибудь другой женщины”». («Предания земли нани».)Шаманизм, как ложное учение, был со временем упразднен советской властью, несмотря на то, что по убеждению нанайцев, шаманы не только исцеляли от бесплодия, а вообще лечили все болезни, а также помогали нанайским солдатам выживать на войне, а их семьям — в тылу, а потом налаживать быт в мирное время… Сегодня, наверное, только книги и камни напоминают об этом. Но поскольку поверить в их силу уже невозможно, живописные места Сикачаи-Аляна с базальтовыми валунами и петроглифами стали местом для рыбалки, пикников и туризма с этнографическим и экологическим уклоном. Сюда возят школьников и иностранных гостей из Хабаровска. Сюда приезжают художники (в советское время Сикачи-Алян был культовой базой дальневосточных живописцев) и поклонники живописи, которые покупают картины у местной знаменитости — художника Ильи Лиханова, эвена, прозванного «Амурским Гогеном» за страсть к ярким цветам и простой форме, выявляющим суть предмета. 8-летняя нанайская девочка Зина (в красной шапочке) гуляет со своей немой сестренкой Валей среди камней предков по берегу Амура. На вопрос «Ты знаешь, кто это сделал?» — уверенно отвечает: «Да». И тут же — скороговоркой: «Когда-то на этом месте было четыре вулкана. В небе светило три солнца — черное, красное и белое, а рыба всплывала кверху брюхом, потому что вода в Амуре кипела, тогда из реки вышли девушки и стали рисовать пальцами на камнях, потому что камни были мягкие, как пластилин… Злой шаман стрелял сначала в одно солнце, потом — в другое, нацелился на третье, как тут появился богатырь Мэргэн и убил шамана, камни затвердели, и все стало, как обычно».Девочки бедно одеты — китайские курточки, резиновые сапожки, колготки с дырочками. Сначала они были серьезные, явно с гордостью пересказывая историю своего народа, которой их научили в школе. Потом смеялись, бегали, играли в мяч. И охотно фотографировались. Пресытившись игрой в археологию, дети задают тот же вопрос, что и их взрослые односельчане-нанайцы, и подвыпивший Виктор-перевозчик, и школьная учительница с учебниками нанайского языка, и смотрительница музея: «Вам икра не нужна?» Спокойно, без суеты. Все с пониманием улыбаются. Древний промысел, однако.
Фото автора, материал опубликован в 42 номере бортового журнала «Владивосток Авиа», 2009 год
airvl.ru