Порядок подачи блюд по этикету: Последовательность и правила подачи блюд

Содержание

Этикет

Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1056

 

 



  • Человека природа одарила пятью основными органами чувств: вкусом, слухом, зрением, обонянием и осязанием.
  • Все пять органов чувств участвуют в процессе еды, и все они в той или иной мере способствуют развитию аппетита. На самом деле, мы видим, как красиво оформлено блюдо, из каких продуктов оно приготовлено благодаря зрению; обоняние позволяет нам почувствовать запахи, ароматы блюда; вкус дает возможность ощутить сладкая, соленая или кислая еда; с помощью осязания можно определить степень мягкости или жесткости продукта. Слух же необходим для поддержания за столом беседы.
  • Не случайно все кулинары при изготовлении блюд уделяют особое внимание их оформлению, вкусу, аромату.
  • Нужно научиться есть так, чтобы в течение всей трапезы поддерживать аппетит и получать удовольствие и от еды, и от общения за столом. Не удивляйтесь, но доказано, что во многом это зависит от последовательности употребления многочисленных блюд и от количества съеденного. Не советуем увлекаться одними только холодными закусками надо оставить место для остального. По количеству ножей, вилок и ложек возле вашей тарелки можно судить о предполагаемом меню. 
  • Этикетом рекомендуется такая последовательность подачи блюд:
    • вначале предлагают холодную закуску (или закуски),
    • за ней следует горячая закуска,
    • а после них — первое блюдо, например суп,
    • затем — вторые горячие блюда — рыбные,
    • потом — вторые горячие блюда — мясные,
    • наконец, десерт — сладкое блюдо,
    • а за ним фрукты.
  • Если из меню исключить, например, горячую закуску, суп и горячее рыбное блюдо, последовательность подачи блюд останется прежней, т.е. после холодной закуски подают второе горячее мясное блюдо, а затем десерт.
  • Конечно, само меню может меняться, но последовательность подачи блюд должна оставаться неизменной.
  • Холодные закуски и блюда рекомендуется употреблять в следующем порядке.
    • Рыбные закуски и блюда — икра зернистая, икра паюсная; рыба малосольная (семга, кета, балык), отварная, заливная, фаршированная, под майонезом, под маринадом, рыба холодного и горячего копчения и закусочные консервы; сельдь натуральная, с гарниром, рубленая; салаты рыбные.
    • Мясные закуски и блюда — мясо отварное, мясо заливное, студень, мясо фаршированное, шпигованное, мясо жареное, мясное ассорти (колбасы, копчености), холодные птица и дичь, мясные салаты.
    • Овощные и грибные закуски — свежие и консервированные овощи, фаршированный перец, баклажаны.
    • Молочные закуски — различные сыры.
  • Свежие овощи (помидоры, огурцы, редис) и консервированные (корнишоны, пикули, патиссоны и др.), маринованные и соленые грибы, а также сливочное масло можно употреблять и как самостоятельную закуску, и с любой другой закуской.
  • В некоторых странах, во Франции, например, сыры предлагают перед десертом.


Итак, поистине неисчерпаемо разнообразие холодных закусок и блюд. Здесь необходимо запомнить главное, а именно: очередность их употребления.

Вначале идут рыбные, затем — мясные, овощные, молочнокислые.
Конечно, за столом каждый ест только те закуски, которые ему нравятся, а не все те, что выставлены на столе. Если не хотите рыбных закусок, начинайте с мясных, но только уж не возвращайтесь после них к рыбным. Перемешанная еда, когда, не соблюдая очередности, едят все подряд сначала мясо, затем рыбу, потом снова мясо и т.п. , неизбежно приводит к притуплению чувства вкуса и быстрой потере аппетита. И тогда уже и все последующие блюда не в радость, и все торжество будет испорчено.

 

ЭТИКЕТ

Просмотров: 948

ЭТИКЕТ

Просмотров: 943


ЭТИКЕТ

Просмотров: 935

ЭТИКЕТ

Просмотров: 956

ЭТИКЕТ

Просмотров: 836

ЭТИКЕТ

Просмотров: 899

ЭТИКЕТ

Просмотров: 848

ЭТИКЕТ

Просмотров: 947

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1205

 

 


Как правильно дарить

 и принимать подарки.

 

Три вещи составляют достоинство подарка: 
чувство, уместность и способ преподнесения 
Соммери 

Выбор скромного подарка еще не означает, что с ним Вы не можете опозориться. Это элементарно, если Вы преподнесете его со словами: «Это не совсем в твоем вкусе, но я так долго искал что-нибудь эдакое, что на большее времени не хватило». Оригинальная упаковка самого лучшего подарка еще не означает, что Вы поразите всех своей оригинальностью, а не отсутствием знаний по этикету. Особенно, если Вы придете к виновнику торжества и с порога заявите ему: «Я, конечно, понимаю, что это не так стильно и вообще не то, что ты просил, но может быть, тебе понравится. Я надеюсь. Извини, если что не так». Самый недорогой подарок, может, и понравился бы имениннику, но Вы все не испортили, сказав: «Весь день пробегала по магазинам, но не нашла ничего лучше. Пришлось купить вот эту шкатулочку». И, конечно, когда подарок дарят Вам, а это в очередной раз оказывается чашка с надписью: «Любимому коллеге», которая становится не то третьей, не то четвертой на Вашей кухне, Вы улыбаетесь и выражаете слова благодарности, а не шипите: «Ну вот опять…». 

Таким образом, знание этикета дарения и принятия подарков совершенно необходимо каждому. А тот, кто уже считает себя знатоком в этой области, может пробежать глазами статью и выяснить, какую информацию мы упустили и какую — предъявили впервые. 

Немного о том, как дарить самый популярный подарок — цветы.

 Во-первых, в час икс (момент дарения подарка), их нужно отдать сразу, войдя в дом (в отличие от других подарков, которые преподносят, уже сняв верхнюю одежду и войдя в комнату). Во-вторых, держа букет в руках, Вам не стоит стесняться или держать его «вниз головой», как веник. Не стоит прятать букет в сумке или рюкзаке. 
В-третьих, если цветы завернуты в простую бумагу, то ее надо снять перед дверью в помещение. А если цветы специально упакованы (в блестящую бумагу, перевязанную ленточкой), то такой букет цветов дарят, не разворачивая. При этом хозяин дома должен поставить его в вазу на видное место так же, не разворачивая. И небольшой секрет любого воспитанного человека: когда Вы поздравляете цветами хозяина дома, Вы все равно должны отдать цветы хозяйке. 

Дарите подарок максимально вежливо и красиво, даже если Вы стесняетесь и не уверены в положительном эффекте, который подарок должен произвести на виновника торжества. Будьте смелее, недаром пословица гласит: «Кто умеет дарить — тот умеет жить». Забудьте о том, как сложно Вам было найти подарок, в какую передрягу Вы попали, отнимая его у более ловкого покупателя, какую сумасшедшую сумму пришлось заплатить за эту «безделушку» и т.п. И, конечно, ни в коем случае не ограничивайтесь фразой «на, держи, это тебе… а все уже собрались?». Нарушив все правила, Вы окажетесь в ситуации, когда к Вам отнесутся, как к человеку недалекому с больным самолюбием, посадят в конце стола и постараются особенно часто к Вам не обращаться (за исключением особой нужды — «передайте соль»). 

Если Вы собрались подарить деньги, обязательно положите их в красивый конверт. Такой подарок уместно будет дополнить открыткой с пожеланиями. И никогда, преподнося конверт с деньгами, не начинайте советовать: «Купи себе что-нибудь, например…». 
В случае, когда Вы не можете лично преподнести подарок (Вы в командировке, неважно себя чувствуете и т.п.), Вы можете попросить своих близких или знакомых, чтобы они передали Ваши извинения, поздравления и подарок.  

А тогда, когда Вы не можете сделать подарок в назначенный день, лучше подарить его накануне, чем спустя какое-то время уже после торжества. 

Умение правильно принимать подарки

не менее важно, чем умение их дарить. Ведь, в зависимости от того, как Вы отреагируете на тот или иной подарок, будут разворачиваться Ваши отношения с поздравляющими. Если Вы хотите сохранить с ними контакты, лучше знать, как реагировать на любые подарки. К тому же, это поможет Вам и в последствии получать подарки не хуже, а лучше. 
Всегда, получив подарок, разверните его, а не откладывайте в сторону. И сразу же поблагодарите человека, который сделал Вам подарок. Ведь если ждать, когда все сделают Вам подарки, а уже потом их разворачивать, Вы сможете (конечно, непроизвольно), о чьем-то подарке высказаться более воодушевленно, а о чьем-то — равнодушно и значит, обидеть человека. Еще одно правила приема подарков — не сравнивать их или отдавать какому-то одному предпочтение. И дорогой подарок, и простенький сувенир надо принимать одинаково ровно, без слишком эмоциональных возгласов: «Спасибо, не может быть, изумительно, великолепно!» и недовольных бормотаний про себя. 

Вы можете устроить специальный стол подарков или сразу же, после того как откроете их, уносить в другое помещение. Сразу расставлять на видных местах их не имеет смысла, ведь один подарок может оказаться в более выгодной позиции, с которой его лучше видно, а другой — нет. 

Когда Вам дарят съестное (например, конфеты) или дорогое вино, сигары, следует разделить их между присутствующими. 

А если подарок таков, что Вы не можете его принять по каким-то своим соображениям, стоит отказываться решительно и аргументировано, ведь возгласы: «Нет, я это не приму!», только усилят неприязнь между Вами и человеком, который принес подарок. 
А вот если подарок Вам абсолютно не нужен и с первого же взгляда он Вам не понравился, — не подавайте виду. В конце концов, этот человек выбирал подарок, думал о Вас, хотел сделать приятное. Поблагодарите его за заботу, ведь он это заслужил. 

 

Дарите подарки, принимайте подарки. И, каждый раз следуя маленьким хитростям этикета, отмечайте, насколько легче, лучше и приятнее становятся отношения между Вами и окружающими людьми.

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1072

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1687

 

 

 

 

При создании имиджа уверенного в себе человека надо научиться правильно вести себя в обществе.

 

Существуют три вида обращения к окружающим:

 

ОФИЦИАЛЬНОЕ. В данном случае употребляют такие выражения, как «господин» и «гражданин»;

 

ДРУЖЕСКОЕ. Это такие варианты, как «старина», «дорогой друг», «уважаемый коллега»;

 

ФАМИЛЬЯРНОЕ. Подобное обращение допустимо только среди близких людей.

 

К людям старше вас по возрасту следует обращаться только на «вы». Это справедливо и по отношению к незнакомым вам людям вашего возраста и младше. Вообще на «ты» можно обращаться только к близким и друзьям.

 Воспитанному человеку необходимо знать кодекс поведения, принятый во всех странах и включающий в себя 4 понятия: вежливость, естественность, достоинство, такт.

Вежливость прежде всего подразумевает приветствие. Люди при встрече всегда приветствуют друг друга, при этом они обязаны соблюдать множество правил, чтобы правильно ответить на приветствие и не поставить себя и своего знакомого в неловкое положение.

 

Причем у разных народов формы приветствия различны. Например, на Востоке при встрече люди наклоняются вперед и одновременно выбрасывают руки перед собой. Европейцы немного наклоняют голову и приподнимают шляпу, но существует и международный этикет, принятый во всех странах.

Согласно этикету, приветствовать нужно следующими словами: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» При этом ваша интонация должна быть теплой и дружелюбной. Если же вы поздороваетесь сухим грубым тоном, то можете запросто обидеть собеседника, а улыбка, напротив, поможет вам поднять настроение собственное и вашего собеседника, при этом обязательно встретьтесь с ним взглядом.

К приветствию часто добавляют кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй или объятие. Мужчина в этот момент должен снять шляпу, причем зимнюю шляпу, кепку или берет можно не снимать. Женщина же обязана приветствовать кивком головы. Военный при приветствии берет руку под козырек, не снимая фуражки.

Очень некрасиво здороваться, держа руки в карманах или сигарету во рту. Мужчина должен обязательно вынуть руки из карманов и сигарету изо рта; женщине же вынимать руки из карманов жакета или пальто не обязательно.

Младшим всегда следует приветствовать старших, мужчины должны первыми здороваться с женщинами, правда, женщине полагается первой приветствовать мужчину, если он намного старше ее. При этом если вы входите в комнату, то должны первым приветствовать всех присутствующих в ней, будь вы мужчиной или женщиной. Уходящий из комнаты также должен первым проститься со всеми.

Интересно, что официально-деловая речь зародилась в эпоху Киевской Руси, когда был написан памятник русского законодательства «Русская правда» и стали появляться первые договоры между Киевской Русью и Византией.

Если в комнате несколько человек, сначала нужно поздороваться с хозяйкой дома и всеми присутствующими женщинами, затем с хозяином дома и остальными мужчинами. Можно также сразу поздороваться со всеми людьми, находящимися в комнате, а не с каждым отдельно.

Женщина при приветствии должна первой подать руку мужчине; если же она просто наклонила голову, то мужчине не следует протягивать ей руку. Эти же правила действуют между мужчинами разных возрастов. Кроме того, мужчине также в первую очередь следует поздороваться со своим руководителем. В равных условиях обычно первым приветствует более вежливый человек.

Мужчина всегда обязан вставать при приветствии женщин и мужчин. Если он немолод или болен и ему трудно встать, он может здороваться сидя. Мужчина должен вставать первым, когда здоровается с женщиной, но из этого правила есть и исключения. При приветствии гостей хозяйка дома всегда обязана вставать. На работе мужчина имеет право не вставать, здороваясь с женщиной. При приветствии с пожилыми мужчинами женщина также должна встать.

Если мужчина здоровается со своими сверстниками, то может сразу же сесть; если же он здоровается с женщиной или пожилым мужчиной, то он вправе сесть только после того, как сядут они или с их согласия. Если хозяйка дома предлагает сесть, но сама при этом стоит, то садиться нельзя.

 

При приветствии мужчина может поцеловать руку даме, но только в помещении. Обычно руку целуют лишь замужней даме, причем не следует поднимать женскую руку слишком высоко, лучше наклонится самому.

Через порог, стол или другую преграду здороваться не принято.

Если ваш знакомый находится на достаточно далеком расстоянии, но заметил вас, приветствовать его следует кивком головы, поклоном или взмахом руки, улыбкой. Громко кричать ему через всю улицу просто недопустимо.

Если же знакомый приближается к вам, стоит подождать, когда он подойдет как можно ближе, и только потом поздороваться с ним.

Если ваш знакомый идет со спутником, то вам следует поздороваться с ними обоими. Если же вы идете со спутником, и он поприветствовал незнакомого человека, то вам также надо поздороваться с ним. Если ваш знакомый стоит в группе людей, то вы должны поприветствовать сразу всех. Если же вы идете с группой и встречаете знакомого, то его не обязательно знакомить со всеми, можно просто отойти для разговора с ним на минуту в сторону, предварительно извинившись перед своими спутниками.

Всегда надо здороваться с теми людьми, которых часто встречаете, даже если вы с ними не знакомы. Это могут быть соседи по подъезду, продавцы ближайшего магазина, почтальон, дворник и т. д.

Мужчине не следует останавливать знакомую женщину на улице. Это допустимо сделать только в исключительных случаях или если они состоят в хороших дружеских отношениях. Женщина сама может остановиться и поздороваться с мужчиной.

Если на улице встречаются 2 пары, то сначала друг с другом должны поздороваться женщины, затем женщины с мужчинами и только потом мужчины между собой. Всегда нужно присоединяться к приветствию человека, который находится рядом с вами.

Незнакомых людей можно остановить на улице только ради 1–2 вопросов. Перед этим следует извиниться, а после получения ответа поблагодарить. Если мужчина идет по улице вместе с женщиной, то ее нельзя оставлять одну, чтобы подойти к знакомому. При необходимости можно представить ему свою спутницу.

При приветствии на улице не следует произносить какие-либо восклицания типа «алло», «эй», «брат» и т. д. Также нельзя кричать, шумно и несдержанно выражать свои эмоции, размахивать шляпой.

Сидя за столиком в кафе или ресторане, можно приветствовать знакомых только кивком головы. Мужчина же обязан немного привстать при поклоне, здороваясь с женщиной, причем вставать надо только в том случае, если женщина подходит к нему.

Садясь в такси, нужно первым здороваться с шофером независимо от вашего пола. Не здороваются с шофером только в общественном транспорте.

Входя в помещение ателье, мастерской по ремонту обуви или любые другие службы быта следует здороваться первым, показывая свою вежливость.

Очень часто люди при приветствии обмениваются рукопожатиями. Мужчина при этом должен снять перчатку с правой руки. Правда, в последнее время в группе мужчин можно не снимать перчатки, исключение составляют варежки. Женщинам это делать не обязательно.

Если же женщина снимает перчатку, это означает, что она испытывает особое уважение к собеседнику. Если же руки дамы в перчатках, то мужчине также не обязательно снимать свои перчатки.

Рукопожатие принято при приветствии для мужчин, женщины же здороваются так только по обоюдному согласию. Если знакомые встречаются на улице или сотрудники сталкиваются в помещении одного учреждения, когда заходят посетители к руководителям, можно просто кивнуть головой и поздороваться без рукопожатия.

При приветствии с женщиной инициатором рукопожатия обязана всегда быть женщина, но если она здоровается со старшим по возрасту или служебному положению, то они не должны первыми протягивать руку. В этих случаях правило таково: старший обязан протягивать руку младшему, женщина – мужчине, замужняя женщина – незамужней.

В гостях хозяйке следует постараться пожать руку всем гостям. Женщина в гостях также должна подать руку всем, даже если какой-то человек ей не друг.

При рукопожатии сама рука не должна быть расслаблена, также не стоит слишком сильно сжимать руку собеседника. Подавать руку надо уверенным свободным жестом, а само рукопожатие обязано быть коротким.

Если раньше все мужчины должны были целовать руки женщин при встрече, то в настоящее время этот обычай уходит в прошлое. Только в Польше он сохранился как национальная особенность.

Если вы протягиваете при встрече обе руки, они должны быть либо обе в перчатках, либо без них. Нельзя, чтобы в перчатке была только одна рука. Недопустимо также протягивать руку в перчатке женщине, если она без них.

Если вы здороваетесь с мужчиной моложе себя, то на перчатки можно не обращать внимания.

Входя в помещение, надо сначала снять перчатки и только потом протягивать руку для приветствия. Исключение составляют перчатки – дополнение к вечернему наряду.

 

При представлении не следует первым подавать руку независимо от того, кто вас представляет – вы сами или знакомый. В большой компании не стоит подходить к каждому и жать руку, можно просто ограничиться общим поклоном.

Объятия чаще уместны между родственниками, женщинами или взрослыми и детьми. Это, скорее, знак сочувствия и утешения, чем приветствия. Обниматься могут только близкие друзья и родственники, но дружеское объятие представляет собой, скорее, его имитацию, чем настоящее действие. Люди просто кладут руки друг другу на плечи и немного наклоняются вперед. Мужчины вправе похлопывать друг друга по плечам, спине и предплечьям.

Также иногда используют они и троекратное объятие, но в некоторых странах, например, в Англии, совсем не принято обниматься.

Целовать можно при встрече только близких друзей и родственников, но в общественных местах это следует делать быстро, не привлекая внимания к себе. Мужчине перед поцелуем следует снять с себя головной убор. Женщинам при частых встречах не следует всегда обмениваться поцелуями. Это выглядит неестественно, особенно если есть опасность испачкать губной помадой. При искренних симпатиях не стоит афишировать свои эмоции.

Прощание, так же, как и приветствие, зависит от ситуации, времени суток и того, кто его осуществляет. При прощании обычно употребляют фразы: «До свидания!», «Всего доброго!», «Всего хорошего!». Если было оговорено место и время следующей встречи, говорят: «До встречи!» Все остальные действия аналогичны правилам приветствия.

                                

 Этикет. Краткая энциклопедия. Коллектив авторов.

 

 

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1114

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1400

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1433

ЭТИКЕТ

Просмотров: 1252

О сайте

САЙТ   шагает в интернете
с 13 марта 2013 года

Карта посетителей ( c 4.10.2015 )

НОВОЕ НА САЙТЕ

Рабочая программа по Изобразительному искусству. 5 класс 2019-2020

25 ноября 2019

Рабочая программа по черчению. 8 класс

25 ноября 2019

ПЕЙЗАЖ С ЁЛКАМИ

28 января 2018

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ С ДОРОГОЙ

28 января 2018

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ

28 января 2018

Фото дня

Cамое интересное

  • org/Article»>

    Заповеди ПЕДАГОГА

  • Образовательная программа изостудии «МОЛЬБЕРТ»

  • Рабочая учебная программа по ИЗО. 6 класс

  • Как добиться успеха

Погода в доме

CY

 

Этикет на банкете

Банкет (франц. banquet) — торжественный званый обед или ужин, устраиваемый в честь кого-либо, чего-либо. В зависимости от формы обслуживания различают следующие виды банкетов: банкет за столом с полным обслуживанием; банкет за столом с частичным обслуживанием; банкет-фуршет; банкет комбинированный; банкет-коктейль; банкет-чай.

Банкет за столом с полным обслуживанием

Этот вид банкета представляет собой торжество, где участники сидят за красиво сервированным столом, а подачу блюд и напитков производят официанты. На стол не ставят никаких закусок, блюд и напитков.

Банкет проводят по поводу официальных визитов должностных лиц, иностранных представителей и делегаций, во время проведения международных встреч и симпозиумов, конференций, выставок и т. д.

Сервировку банкетного стола с полным обслуживанием начинают с расстановки столов и накрытия их скатертью. Следует помнить, что белоснежная, хорошо отглаженная и правильно расстеленная скатерть придает столу особую торжественность. Если банкетные столы составлены из обеденных полированных ресторанных столов на 4-6 персон, то их покрывают сначала сукном, которое поглощает шум, впитывает влагу и придает устойчивость предметам сервировки. Затем стол сервируют мелкими столовыми тарелками на расстоянии 0,8-1,0 м друг от друга. Тарелки расставляют начиная от центра стола, сначала по одной стороне, потом по другой и следят за тем, чтобы тарелки стояли строго одна против другой. На мелкие столовые тарелки ставят закусочные, а слева, на расстоянии 10-15 см — пирожковые тарелки. Затем раскладывают столовые приборы на расстоянии 0,5 см справа от столовой мелкой тарелки: столовый нож, правее от него на 0,5 см рыбный нож, потом, если в меню есть суп, столовую или десертную ложку и закусочный нож. С левой стороны от мелкой столовой тарелки кладут столовую вилку, затем левее рыбную и закусочную вилки. Далее раскладывают десертные (или фруктовые) ножи, вилки и ложки. В определенном порядке расставляют рюмки, бокалы, фужеры. На закусочные тарелки ставят красиво сложенные салфетки. Приборы со специями устанавливают попарно, один прибор на два гостя. Причем приборы ставят на уровне стеклянной (хрустальной) посуды, между предметами сервировки рядом сидящих гостей. Банкетные столы украшают цветами, национальными флажками стран, участники которых находятся за столом. Небольшие карточки с указанием фамилии, имени, отчества участника банкета располагают либо рядом с фужером (левее его), либо за мелкой столовой тарелкой и фруктовым прибором.

Красиво оформленные бланки меню банкета размещают за пирожковой тарелкой. В меню содержится перечень всех закусок, блюд, напитков, а также сообщается повод проводимого мероприятия. Для иностранных гостей должен быть перевод названий блюд и напитков на их родной язык. 

Пепельницы на официальном банкете ставят на столы только к моменту подачи кофе.

Банкет за столом с частичным обслуживанием.

Банкет за столом с частичным обслуживанием — наиболее распространенный вид банкета при проведении товарищеских встреч, семейных торжеств, юбилеев и свадеб. Размещение гостей за столом, как правило, произвольное, однако для почетных гостей и устроителя банкета места предусматриваются в центре стола. Банкетный стол сервируют строго по меню столовыми тарелками, приборами, стеклом и хрусталем, салфетками. Кроме этого на стол за 30-40 мин до прихода гостей ставят холодные блюда и закуски, напитки и вазы с фруктами, приборы со специями, оформляют стол цветами.

Банкет за столом с частичным обслуживанием продолжается 1,5-2 ч (кроме новогоднего и свадьбы, которые продолжаются значительно дольше).  

В меню банкета входит, обычно, большой ассортимент холодных блюд, закусок и различных напитков. Если банкет за столом с частичным обслуживанием проводят в обеденное время, то в меню добавляют первое блюдо — суп. 

Обычно на каждые 3,0-3,5 м длины стола, что соответствует 4-5 сидящим за столом с каждой стороны, расставляют все холодные блюда, закуски и напитки, указанные в меню. Если стол длиннее и количество участников больше, то на следующие 3,0-3,5 м стола количество блюд, закусок и напитков повторяется и т. д. 

Блюда и закуски в посуде на ножках или с высокими бортами (вазы, салатницы) расставляют ближе к центру стола, а с низкими бортами (блюда, лотки) — ближе к предметам сервировки, при этом чередуя закуски из рыбы, мяса и птицы. 

Посуду с блюдами и закусками расставляют в один или в два ряда, в зависимости от ширины стола, количества закусок и размера посуды. Масло сливочное ставят рядом с икрой, соусы — рядом с блюдами, которым они сопутствуют. Вазы с фруктами и цветами устанавливают по оси стола, а расстояние между ними (по центру) используют для расстановки напитков. Бутылки с напитками ставят этикеткой к сидящим за столом гостям. Некоторые из бутылок (особенно закупоренные пробками) могут быть откупорены заранее. Бутылки, закрытые кронпробками (воды, пиво, соки, квас и др.), откупоривают за 5 минут до приглашения гостей к столу. Как и закуски, напитки расставляют по всей длине стола, чтобы каждый гость мог достать по своему выбору любой из них и налить себе в рюмку. 

После напитков раскладывают хлеб на пирожковые тарелки каждого гостя (пшеничный и ржаной). Затем после тщательной проверки (лучше в присутствии заказчика) готовности банкетного стола и обслуживающего персонала в банкетный зал приглашают к столу всех участников банкета.

Банкет-фуршет.

Название банкет-фуршет происходит от французского «а-ля фуршет», что означает «на вилку». Основным столовым прибором во время еды является вилка закусочная.

Банкет-фуршет организуют обычно в случаях, когда в сравнительно ограниченное время (1,0-1,5 ч) необходимо принять большое, количество гостей (это может быть официальный прием, юбилей, семейное торжество или другое праздничное мероприятие). Гостям предоставляется свободный выбор места в зале. Гости сами выбирают блюда и напитки, расставленные на столе, едят и пьют стоя за фуршетным столом или около него. В любое время они могут уйти с банкета, не дожидаясь его окончания. 

Столы для банкета устанавливают в зале в виде прямоугольника или в виде букв П, Т и Ш, но так, чтобы расстояние между столами и от столов до стен зала было достаточным 1,5 м для свободного передвижения гостей. У стен или по углам зала располагают небольшие круглые или квадратные столы, накрытые скатертями, на которые ставят сигареты, пепельницы, спички и цветы в высоких вазах, бумажные салфетки. 

Меню банкета-фуршета состоит в основном из закусок, ассортимент которых значительно шире, чем меню других банкетов. Иногда в меню банкета-фуршета включают вторые горячие блюда, например седло барашка, поросенок или индейка, жаренные целиком, и др., которые подают как горячую закуску. Мясо предварительно нарезают небольшими ломтиками, затем снова придают форму тушки. Едят это блюдо, используя закусочную тарелку и закусочные приборы. Все закуски приготовляют (нарезают) небольшими порциями, чтобы их удобно было есть стоя с помощью одной вилки.

Сервировка фуршетного стола.

Фуршетные столы накрывают банкетными скатертями так, чтобы концы их со всех сторон стола свисали одинаково, на расстоянии 5-10 см от пола. Углы каждой скатерти подвертывают с торцовых сторон внутрь, скрепляют концы с боковыми сторонами, образуя прямой угол.

Различают два варианта сервировки фуршетного стола: одностороннюю и двустороннюю. При первом варианте стол сервируют только с одной стороны, используя его обычно для почетных гостей и устроителя банкета. Стол устанавливают перпендикулярно к основному столу на расстоянии 1,0-1,5 м или одной стороной к стене. Двустороннюю сервировку осуществляют с двух сторон стола. Накрытый скатертью фуршетный стол сначала сервируют стеклом (хрусталем): фужерами, стопками, лафитными, рейнвейными и водочными рюмками. Как правило, часть стекла (хрусталя) держат на подсобных столах и выставляют его по мере необходимости.  

Двусторонняя сервировка фуршетного стола является наиболее целесообразной. Расстановку стекла (хрусталя) при этом производят одним из следующих способов: в два ряда, группами, елочкой, змейкой. 

Сервировку стеклом в два ряда начинают с расстановки фужеров. На концах стола по его центру на расстоянии 15-20 см от торца ставят треугольником фужеры по 9-11-17-21 штук. При длине стола свыше 7 м фужеры можно ставить также и в середине двумя симметричными треугольниками по 7-9 шт. Пространство между ними (25-30 см) служит для размещения бутылок с минеральными и фруктовыми водами. Рюмки располагают вдоль по центру стола двумя рядами, расстояние между которыми 20-25 см, а между рюмками 1,5-2 см. Расставляют рюмки в определенном порядке: сначала малого размера и емкости (водочные), среднего размера и емкости (лафитные) и большего размера (рейнвейные). Чередование рюмок в обоих рядах должно быть одинаковым. Поэтому вначале ставят один ряд рюмок, а по нему выравнивают второй. Кувшины с соками ставят с торцов стола перед фужерами, поэтому стаканы для соков располагают группами возле кувшинов. Сервировку стола стеклом (хрусталем) группами начинают с расстановки группы фужеров по краям стола, затем под углом 30-45 градусов к оси стола расставляют параллельно друг другу группы рюмок (водочных, рейнвейных, лафитных) на расстоянии 50-60 см между группами. Если длина стола более 7 м, то дополнительно в центре стола устанавливают группу фужеров. 

При сервировке змейкой, фужеры и рюмки расставляют вдоль всего стола, при этом соблюдая общий принцип — более высокие фужеры располагают в центре стола, низкие — ближе к краю. 

При сервировке хрусталем елочкой по продольной оси стола на расстоянии 60-80 см в центре ставят фужеры по 4-6 штук, затем под углом 45 градусов с той и с другой стороны к краю стола ставят треугольниками по 3 штуки рейнвейные, лафитные и водочные рюмки.

Если длина стола более 7 м, то до его середины направление рюмок под углом 45 градусов делают с одной стороны стола, а на другой половине в обратном направлении. 

Для сервировки фуршетного стола необходимы закусочные и десертные тарелки. Количество тарелок для банкета определяют из расчета: закусочных — 1-2 штуки, а десертных — 1 тарелка на каждого гостя. 

Закусочные тарелки ставят по обеим сторонам вдоль стола стопками по 6-10 штук на расстоянии 2 см от края стола. Расстояние от торцов стола и между стопками тарелок 1,5-2 м. Десертные тарелки стопками по 3-4 штуки ставят чуть правее перед закусочными, ближе к рюмкам. При расстановке закусочных и десертных тарелок следует помнить, что эмблемы (вензеля, марки) на тарелке должны быть строго с противоположной к гостю стороны. 

Затем фуршетный стол сервируют приборами: закусочными ножами и вилками, фруктовыми приборами. Для обслуживания банкета количество приборов определяют из расчета на одного человека: вилки закусочные — 1,5-2 шт.; ножи закусочные — 0,5-1 шт.; ножи десертные (фруктовые) — 0,3-0,5 шт.

Существуют два варианта сервировки фуршетного стола закусочными приборами:
  • Вилки, по числу закусочных тарелок (6-8 шт.), кладут на ребро (острием к тарелке) слева от каждой стопки тарелок, а ножи закусочные (3-4 шт. ) справа от тарелок.
  • Вилки закусочные кладут на ребро правее закусочных ножей, острием к тарелке.

Наиболее распространенным в ресторанах является первый вариант сервировки банкета-фуршет. Количество фруктовых ножей и вилок равно числу десертных тарелок (3-4 шт.). Расстояние между краем тарелок и первым ножом и вилкой должно быть 1,5-2 см. Перечницы и солонки (лучше открытого типа) ставят непосредственно на стол за тарелками с хлебом. В каждую перечницу и солонку кладут ложечки для специй ручкой вправо. Полотняные салфетки, сложенные вчетверо, а затем пополам укладывают за каждой стопкой закусочных тарелок.

Банкет-коктейль.

Банкет-коктейль организуют при обслуживании участников международных симпозиумов, конференций, конгрессов, совещаний и других встреч. На банкете-коктейле можно принять большое количество гостей в сравнительно небольшом помещении. Различают банкет-коктейль деловой продолжительностью 40-50 мин, который организуют в промежутках (перерывах) на совещаниях, конгрессах, симпозиумах, и банкет-коктейль с целью отдыха, продолжительностью до 1,5-2 ч. , проводимый обычно в конце совещаний, иногда на открытом воздухе.

Характерные особенности банкета-коктейля: все гости пьют и едят стоя; банкетные столы не расставляют, в зале у стен или по углам ставят небольшие столы, на которые кладут сигареты, спички, ставят вазочки с бумажными салфетками, цветами; тарелки и приборы каждому гостю не подают, вместо вилок гости используют шпажки; закуски и напитки официанты предлагают гостям в обнос на подносах на нескольких подсобных столах размещают подносы для сбора использованной посуды. В банкетном зале устанавливают барную стойку. 

Меню банкета-коктейля состоит из мелкопорционных закусок: из холодных закусок — бутерброды (канапе) с икрой зернистой осетровых и лососевых рыб, семгой (кетой, балыком), осетриной, ветчиной, колбасой, сыром, тарталетки с паштетом, салатом; из горячих закусок — сосиски, люля-кебаб, котлетки, кусочки рыбы в тесте, кусочки шашлыка; из десерта — пломбир, желе, крем, фрукты, орешки и др. 

Из горячих напитков предлагают кофе, чай, из холодных — соки, воды (минеральная и фруктовая), коктейли.

На банкете-коктейле предполагается следующая последовательность:
  • аперитив, затем холодные закуски;
  • горячие закуски;
  • десерт;
  • фрукты;
  • горячие напитки (кофе, чай).
Банкет-чай.

Банкет-чай проводят во второй половине дня, обычно в 16-18 ч. Продолжается банкет не более 2 часов.

В центре банкетного зала ставят круглый, овальный или прямоугольный стол и стулья (кресла). Вдоль стен — диваны, кресла, а между ними 1-2 небольших столика, накрытых цветными скатертями, для цветов, сигарет, пепельниц и спичек. 

Меню банкета-чая состоит из мучных кондитерских изделий (торты, пирожные, сладкие пироги, печенье), шоколадных конфет, шоколада, варенья, меда, сахара, фруктов, молока или сливок и др. В меню банкета иногда включают 1-2 сладких блюда — желе, мусс, крем, пломбир и др. 

Банкет-чай выглядит значительно торжественнее, когда чай наливают из самовара. Самовар на подносе ставят на краю чайного стола или отдельно на приставной стол, накрытый скатертью. Слева от самовара располагают второй поднос, накрытый салфеткой, с чайными чашками, блюдцами и чайными ложками. На поднос перед самоваром чуть справа ставят заварочные чайники. 

На накрытый цветной скатертью чайный стол против каждого места гостя ставят десертную тарелку, справа и слева от нее раскладывают десертные ножи и вилки, а при наличии в меню фруктов — фруктовый прибор (за десертной тарелкой), затем справа и слева от тарелки раскладывают десертные ножи и вилки. 

В особо торжественных случаях перед десертными тарелками ставят бокалы для шампанского. Фужерами чайный стол не сервируют, так как к банкету ни минеральной, ни фруктовой воды подавать не принято. После этого на десертные тарелки раскладывают полотняные салфетки. Затем на столе расставляют (за 30-40 мин до начала банкета) сладкие блюда, различные мучные кондитерские изделия. Сладкий пирог или торт заранее нарезают на порционные куски. Ко всем сладким блюдам, кроме конфет в обертке и фруктам, подают специальные приборы для раскладывания (лопатки, вилки, щипцы и др. ). Розетки ставят стопками по 5-6 штук у каждой вазы с вареньем, медом или джемом. 

Соблюдают определенную последовательность подачи блюд и изделий: в начале предлагают сладкие блюда, затем подают чай с мучными кондитерскими изделиями и последними — фрукты, орехи, конфеты. 

Чашку чая следует подносить к гостю правой рукой справа и ставить ее перед ним, правее десертного ножа, ручкой влево от гостя. 

При подаче сладкого блюда вместо десертной тарелки и приборов перед каждым гостем вначале ставят пирожковую тарелку, накрытую резной бумажной салфеткой, с десертной ложкой (ручка повернута вправо от гостя). На тарелку устанавливают креманку со сладким блюдом. Затем официант убирает использованную посуду, заменяя ее десертной тарелкой и приборами. Сладкие блюда (кроме мороженого) можно расставить на столе и до прихода гостей (за 10-15 мин). 

В меню банкета-чая можно включить кофе. В этом случае на поднос с чайными чашками ставят и кофейные чашки с блюдцами и кофейными ложками, а рядом с заварочными чайниками — кофейник с горячим кофе.

Комбинированный банкет.

Комбинированный банкет состоит, обычно, из двух-трех банкетов, например из банкета-фуршет и банкета за столом с полным обслуживанием. Для проведения такого банкета требуется два смежных зала. Вначале гостей приглашают в первый зал с накрытым фуршетным столом (столами), в котором предлагают холодные закуски и напитки. Затем, через 30-40 мин, гостей приглашают в другой зал, подготовленный для банкета за столом с полным обслуживанием. После того как гости займут места за столом, им предлагают обед или ужин (в зависимости от времени дня). Обслуживание начинают с подачи горячих закусок. Затем подают суп (если это обед), второе горячее блюдо, десерт и кофе (или чай).

Горячие закуски можно подать к фуршетному столу, тогда обслуживание за столом начинают с подачи горячих блюд. 

Комбинированный банкет можно организовать и из банкета-коктейля и банкета за столом с полным обслуживанием. Часто организуют банкет за столом с полным или частичным обслуживанием, на котором кофе (а иногда и десерт) подают в другом зале. К кофе предлагают шоколад, мучные кондитерские изделия (торт, пирожное), соответствующие напитки и табачные изделия.

как и чем съесть то, что вы заказали

Для защиты вашей одежды от случайных пятен предназначена салфетка из ткани. Прежде чем приступить к еде, аккуратно разверните ее и разложите у себя на коленях. Если салфетка большая, сложите ее пополам (по длине) и положите сгибом к себе. Ни в коем случае не заправляйте салфетку за воротник рубашки, наподобие слюнявчика: вы ведь уже вышли из младенческого возраста.

Если салфетка соскользнула с колен дамы, не стоит бросаться на помощь. Дайте даме возможность незаметно вернуть ее на место. Но если салфетка упала далеко, да еще на не очень чистый пол, нужно попросить официанта заменить ее. В конце трапезы салфетку следует оставить слева от тарелки.

Если вам принесли заказанное блюдо раньше, чем остальным — не спешите приступать к еде. Правила этикета требуют, чтобы вы дождались остальных участников трапезы.

Некоторые блюда требуют «особого подхода». Для того чтобы правильно и изящно расправиться с ними, необходимо запомнить несколько несложных правил.

Ломтик хлеба кладут на пирожковую тарелку (если ее нет, то на стол, слева от своей тарелки). Рукой отламывают небольшие кусочки.

Холодные и горячие закуски (как, впрочем, и основное блюдо) могут подать на отдельном большом блюде. В этом случае следует при помощи специальной лопатки или ложки переложить желаемое количество на свою закусочную тарелку. Салаты часто приносят в креманках. Креманку ставят прямо поверх закусочной тарелки. Едят салаты закусочной вилкой. Если в состав салата входят крупные листья, их предварительно нарезают. Сыры и паштеты, если они подаются как отдельное блюдо, едят закусочными ножом и вилкой.

Икра подается, как правило, в хрустальной икорнице на серебряной подставке и обкладывается льдом. Возможен и другой вариант подачи икры на стол: на ломтике лимона с кусочком льда. К икре прилагается икорные лопаточка, вилочка, ложечка и ножик. Поскольку гурманы ценят каждую икринку, которая тает во рту, приборы для этого яства выполняются почти с ювелирной тонкостью. Ценители и специалисты советуют есть икру маленькими ложечками и без хлеба. Считается, что сочетание икры и хлеба сводит на нет ценные качества деликатеса, кроме того, оно плохо усваивается организмом. Однако традиция есть традиция: если вы любите бутерброды, вы можете положить на свою тарелку порцию икры, выжать сок лимона и есть вилочкой с поджаренным тостом или свежим хлебом с маслом. Допускается также намазывать икру на хлеб, но только после того, как вы переложили желаемую порцию на свою тарелку. Запивать деликатес можно водкой или шампанским.

Заправочные супы (борщ, щи и т.п.) обычно едят столовой ложкой, держа ее в правой руке. Не наклоняйте тарелку ни к себе, ни от себя, чтобы доесть все до последней капли. Когда вы закончите есть, положите ложку на нижнюю тарелку (подтарельник). Бульон вам подадут в специальной «бульонной» чашке. Едят его с помощью десертной ложки. Брать чашку в руки и допивать остатки бульона не рекомендуется.

Блюда из кускового мяса (шницель, бифштекс, эскалоп и т. п.) едят с помощью столовых ножа и вилки. Помните, что вы должны держать вилку в левой руке, а нож в правой, даже если вы левша. Не стоит сразу разрезать все мясо на кусочки — это считается дурным тоном. По мере необходимости отрезайте ножом небольшие куски, придерживая мясо вилкой с левого края. То, что остается на вилке, смело отправляйте в рот. Если отдельно вам подали соус в специальном соуснике — полейте соусом мясо, но не гарнир.

Блюда из рубленого мяса (например, котлеты) резать ножом не принято. Отломите нужный вам кусок ребром вилки. Но это не значит, что можно оставить нож и с облегчением взять вилку в правую руку. Вам придется пользоваться обоими приборами, ведь нож понадобится для гарнира.

Забудьте о том, что «дичь (якобы) едят руками». Во-первых — курица не дичь, а во-вторых — вы не на пикнике. Блюда из птицы едят с помощью столовых ножа и вилки, так же, как блюда из кускового мяса. Аккуратно срежьте мясо с косточки, насколько это возможно. Кость оставьте на краю тарелки.

Для рыбы (жареной или тушеной) вам подадут специальный прибор — широкую вилку с тремя или четырьмя зубцами, и плоский нож с широким концом (в виде лопатки). С помощью этого ножа нужно отделить мясо от костей. Сначала едят филе с верхнего бока, затем со спинки. Если у себя во рту вы обнаружили маленькую кость, аккуратно снимите ее с губ вилкой и положите на край тарелки. Копченую, маринованную или соленую рыбу (например, селедку) едят с помощью закусочных ножа и вилки.

К мясу и рыбе вам непременно предложат гарнир — картофель, рис, овощи и т.п. Жареный картофель и цветную капусту прокалывают вилкой, помогая при необходимости ножом. Большие кусочки разрезают. Вареный картофель резать ножом не принято. Отламывайте небольшие ломтики ребром вилки. Но ни в коем случае не разминайте картофель в кашу — пюре готовится по-другому. А пюре, рис, гречу принято есть таким образом: переворачиваете вилку зубцами вверх (вилка в левой руке) и небольшое количество гарнира, помогая ножом.

Для того чтобы управиться со спагетти не хуже настоящего итальянца, вам понадобятся вилка, столовая ложка и определенная сноровка. Подцепив на вилку 3-4 «нитки», поднимите ее примерно до уровня груди и вращайте, постепенно опуская к тарелке. Полученный «моток» отделите от остальных макарон с помощью ложки (ложка в левой руке, вилка в правой) и осторожно несите ко рту. Спагетти обычно подают в глубокой столовой тарелке. Отдельно вам должны принести теплый «домашний» соус в специальном соуснике.

Блины и блинчики едят столовыми ножом и вилкой. Блины в ресторанах обычно подают порционно: несколько свернутых «платочком» или «трубочкой» блинов и в дополнение к ним икра, паштет, сметана и т.п. Придерживая вилкой край свернутого блина, отрежьте небольшой кусочек. Затем, используя нож как лопатку, перенесите на него немного паштета или другого гарнира, который вам подали. В результате у вас получится что-то вроде «канапе». В сметану, растопленное масло или сгущенку отрезанный кусочек блина можно просто обмакнуть. Существует и другая форма подачи блинов на стол: вам могут принести большое блюдо со стопкой несвернутых блинов. В таком случае порядок действий такой: поднесите вилку ребром к верхнему блину и одним зубцом зацепите его за край. Вращайте вилку (внутрь) так, чтобы блин обернулся вокруг вилки. Затем поднесите вилку с завернутым на ней блином к краю своей тарелки, и начинайте его разворачивать. С помощью ложки или ножа нанесите на поверхность блина сметану, масло, паштет или другую начинку. После этого, с помощью вилки и ножа (нож, как обычно, в правой руке, вилка — в левой), сверните блин (по направлению от себя) в «трубочку», и, отрезая по кусочку, съешьте. Блинчики едят так же, как и блюда из кускового мяса. Предварительно вы можете полить их сметаной или маслом. Для оладьев больше подойдут закусочные вилка и нож.

Пельмени, если они небольшие по размеру, резать не стоит. Их накалывают на вилку и съедают по возможности целиком, чтобы не проливался «сок». К пельменям обычно подают масло или сметану.

Экзотические блюда и деликатесы часто повергают в панику неискушенных. Их употребление требует особых приборов и некоторой сноровки. Для раков вам подадут специальные нож и вилку. Сначала воткните вилку между шейкой и спинкой рака, и разрежьте спинку вдоль. Извлеките мясо вилкой, по возможности одним куском. Клешню разрезают ножом вдоль и вынимают мясо. На лезвии ножа есть специальная выемка, при помощи которой выламывают клешни. Для омаров и крабов вам понадобится специальная длинная вилка с двумя зубцами, но без помощи рук вам все равно не обойтись. Как правило, в ресторанах омаров и крабов подают уже разделанными, и вам не придется их ломать. Мясо хвостовой части едят с помощью закусочных ножа и вилки. Ноги у омаров и крабов «отворачивают» руками. Затем, вооружившись специальной вилкой, извлекают мясо из ножек и клешней. Зато креветки едят просто руками: берут за голову и осторожно вынимают тельце из панциря. Устрицы подают в ресторанах открытыми, в нижних створках раковин. Специальной вилкой для устриц отделите мясо от «устричного места». Скорлупки первой ракушки мидии вскрывают с помощью обычной вилки, используя ее как рычаг. Этой же вилкой извлекают моллюска. Остальные мидии едят, вскрывая ракушки и извлекая из них мясо с помощью пустых скорлупок первой. Для того чтобы полакомиться улитками, вам придется научиться пользоваться специальным прибором — щипцами и маленькой вилочкой. Улитки вам подадут горячими, в специальной сковородке с углублениями, залитыми чесночным маслом. Возьмите в левую руку щипцы и крепко захватите одну улитку. Затем вилочкой аккуратно извлеките содержимое «домика». Суши (как и большинство блюд японской кухни) едят с помощью палочек, (хотя этикет допускает, мужчинам есть суши и руками). Если к суши вам подали соевый соус, перелейте небольшое его количество в специальное блюдечко. Затем возьмите это блюдце в левую руку и приподнимите ее. Палочками (в правой руке) возьмите кусочек рыбы, и обмакните его в соус.

Если вы заказали десерт, не забудьте воспользоваться соответствующими десертными приборами. Компоты принято наливать в чашки — компотницы. Из них не пьют, а едят компот ложечкой вместе с жидкостью. Если в компоте присутствует вишня или черешня, то косточки следует аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем сложить на блюдце. Ни в коем случае не надо пить компот из чашки, а затем выедать фрукты, складывая их остатки обратно.

Торты и пирожные принято есть ложкой или специальной десертной вилкой. Сухой вид пирожных лучше есть руками. В этом случае следите за тем, чтобы крошки не падали вам на одежду и не оставались на уголках рта. Во избежание этого под рукой всегда должна быть салфетка.

Напоследок универсальный совет: не стоит соблазняться экзотикой и заказывать блюдо, если вы не знаете, каким образом его следует есть. Если же незнакомое блюдо подали вам на приеме — схитрите: сделайте вид, что чрезвычайно заняты беседой с соседкой. Так вы получите возможность понаблюдать за тем, как обращаются с этим блюдом ваши сотрапезники.

Что такое надлежащий ресторанный этикет для официантов?

Когда вы работаете официантом, очень важно выучить этикет, соответствующий вашему ресторану. Вы, как официант, отражаете ресторан во всех своих действиях, какими бы маленькими они ни были. Это также одна из основных обязанностей официанта — обеспечить, чтобы все ваши гости как можно лучше проводили время в вашем заведении. В некоторых ресторанах это может означать соблюдение надлежащего этикета.

В то время как ожидаемый этикет отличается от ресторана к ресторану, вот несколько примеров надлежащего этикета официанта, который сослужит вам хорошую службу в любом случае.

Подготовка к обслуживанию

Перед началом обслуживания вам необходимо убедиться, что у вас есть все необходимое для любой ситуации, и что ваша столовая находится в лучшем виде. Это не только хороший этикет, но и хорошее деловое чутье. Исследование, проведенное P&G Professional, показало, что девять из десяти клиентов ценят чистоту как важный фактор при принятии решения о том, стоит ли им возвращаться [1]. Итак, сделайте свою обеденную зону максимально презентабельной, чтобы предоставить вашим клиентам наилучшие впечатления.

Столы

Столы должны быть продезинфицированы, протерты, осмотрены на наличие шатающихся ножек и расставлены в соответствии с планом помещения ресторана. Столы также должны быть зарезервированы в соответствии с бронированием. Обычно вы можете ссылаться на бронирования с помощью приложения для бронирования в системе вашей торговой точки (POS).

Посуда

Посуда — это все, что лежит на столе, включая скатерти, тарелки, стаканы, столовые приборы и украшения. Вам нужно осмотреть все эти вещи на наличие дефектов, таких как сколы, царапины, потертости и дыры. Стаканы и столовые приборы должны быть отполированы, даже небольшие дефекты вроде отпечатков пальцев на стеклянной посуде лучше удалить.

Станции

У вас будет станция, где вы будете хранить дополнительную посуду, меню, приправы, салфетки и многое другое. Убедитесь, что эти станции хорошо укомплектованы до начала обслуживания. Это поможет вам избежать досадных недочетов во время службы.

Полы

Перед началом обслуживания убедитесь, что на полу вашей столовой нет пыли, грязи, крошек и других остатков пищи. Используйте подходящие чистящие средства, будь то веник, швабра или пылесос. Также проверьте, нет ли на полу предметов, которые могут споткнуться или поскользнуться, таких как приподнятый ковер или пролитая жидкость.

Атмосфера

Атмосфера ресторана может быть невероятно важна для посетителей. Убедитесь, что уровень освещенности правильный, что музыка воспроизводится на соответствующей громкости, а все элементы декора ресторана отрегулированы и очищены.

Уход за собой и презентация

Как представитель ресторана, вы всегда должны выглядеть на все сто. Вот некоторые вещи, о которых следует помнить, когда вы находитесь на работе.

Хороший уход

Убедитесь, что вы ухожены и всегда соблюдаете правила гигиены. Для женщин это может означать завязывание длинных волос назад или соответствующую укладку. Для мужчин это может означать острую стрижку и поддержание растительности на лице в хорошем состоянии.

Острая одежда

Большинство ресторанов требуют, чтобы их сотрудники носили стандартную униформу. Убедитесь, что вся ваша рабочая одежда чистая, без дыр или разрывов, правильно подобрана и отутюжена. Следуйте рекомендациям вашего ресторана в отношении любых аксессуаров, которые вы должны носить или снимать как часть своего рулона.

Хорошая осанка

Независимо от того, где вы работаете, хорошая осанка всегда необходима на сервере. Хорошая осанка показывает клиенту, что вы внимательны, уважительны и способны выполнять его пожелания [2].

Встреча гостей

Когда ваши гости приходят, они получают первое впечатление о ресторане. Это первый шаг в долгом и сложном гастрономическом опыте. Вы хотите показать себя с лучшей стороны.

Приветствие от хозяйки

Хозяин или хозяйка будут встречать гостей по мере их прибытия и подтверждать их бронирование, если они у них есть. Они также могут отвечать за определение того, сколько меню может понадобиться для вечеринки, и за направление гостей к назначенному им столику. Ознакомьтесь с нашим блогом об обязанностях хостесс, чтобы узнать, как ваш хозяин/хозяйка может позаботиться о том, чтобы эта жизненно важная часть вечера ваших гостей подготовила их к отличному обеду.

Презентация меню

В некоторых ресторанах меню хранится у входной двери или на серверных станциях. Другие кладут свои меню прямо на стол, по одному на каждого гостя. У других на столе уже есть несколько меню, из которых гости могут выбирать. Если ваша хозяйка или официант представляет меню гостям, убедитесь, что вы передаете каждое меню каждому гостю, в идеале через его левое плечо.

Прием заказов

Процесс заказа является основным взаимодействием гостей с сервером. Очень важно, чтобы сервер продемонстрировал надлежащий этикет для своего контекста и гарантировал, что их гости получат все, что им нужно.

Не прикасаться

Многие официанты любят использовать физические прикосновения как способ установить контакт со своими гостями. В определенных ситуациях это может быть хорошо. Однако, как правило, при принятии заказа лучше избегать любых физических прикосновений. Это демонстрирует определенное уважение к личному пространству ваших гостей.

Знай свое меню

Принимая заказы, убедитесь, что вы запомнили все ночные специальные предложения, чтобы вы могли описать их по желанию. Во время смены обязательно получайте регулярные обновления от кухонного персонала об уровне запасов на случай нехватки ингредиентов. Обязательно говорите четко и подробно описывайте каждое блюдо. Вам могут задать определенные вопросы о каждом блюде, его ингредиентах и ​​приготовлении. Обязательно спросите о каких-либо диетических ограничениях в это время.

Допродажа

Хотя допродажа и не является строго частью этикета, она является жизненно важной частью роли любого официанта. Вы хотите убедиться, что ваши гости получают самые лучшие блюда из вашего меню в соответствии с контекстом и вашим суждением о том, что им может понадобиться.

Подача еды

После того, как заказы приняты и еда приготовлена, пора подавать еду к столу. Вы должны убедиться, что выполняете правильные шаги во время этого процесса.

Направление подачи

Направление, с которого вы ставите каждую тарелку перед вашими гостями, может иметь большое значение, в зависимости от типа ресторана, в котором вы работаете. подавайте с той рукой, с которой вы подаете. Итак, если вы подаете справа, используйте правую руку. Если вы подаете слева, используйте левую руку.

Контролируйте темп еды

Правильное время важно, чтобы гости не чувствовали спешки между блюдами и чтобы им не приходилось долго ждать. . Вам нужно будет прочитать таблицу и использовать свое суждение о том, когда начинать вечеринку и освобождать места для следующего блюда.

Принести все блюда сразу

Если ваши гости заказали блюдо из нескольких блюд в рамках одного блюда, например, основное блюдо с двумя гарнирами, важно принести эти блюда одновременно . . Общайтесь со своей кухней, чтобы гарантировать, что все элементы курса будут выполнены в нужное время.

Сервировочное вино

Сервировочное вино имеет важное значение для отличного ужина. Многие рестораны требуют, чтобы официант сам принес бутылку к столу и подал ее.

Использование винного ключа

Вам нужно научиться пользоваться винным ключом. Хотя нетрудно понять, насколько важно научиться делать это без сучка и задоринки. Потренируйтесь использовать его дома, чтобы без проблем использовать его на работе.

Принесите все предметы сразу

Если вы подаете вино, вы захотите взять с собой все необходимое за одну поездку, включая бутылку вина, бокал для каждого гостя, винное ведерко со льдом для охлажденных вин. , и ваш винный ключ.

Презентация вина

Перед открытием вина бутылку обычно показывают покупателю. Это делается для того, чтобы сделать правильный выбор. Обязательно покажите бутылку тому, кто ее заказал. Вы также можете указать название и год урожая.

Отбор проб

Открыв бутылку, поместите пробку перед гостем, заказавшим бутылку, мокрой стороной вверх. Налейте небольшой образец для этого гостя в его стакан. Это делается для того, чтобы гость мог попробовать вино и убедиться, что оно не закупорено.

Розлив

Как только вино будет одобрено, двигайтесь вокруг стола по часовой стрелке, наливая каждый бокал. В большинстве случаев лучше сначала обслуживать дам. Всегда следует заканчивать с тем, кто заказал вино.

Уборка стола

Уборка стола так же важна, как и сервировка. Грязный стол — это неприятный стол, поэтому убедитесь, что вы убрали эту посуду, как только сочтете это уместным.

Подождать, пока все закончат

Вы должны подождать, пока все гости закончат есть, прежде чем начать убирать их посуду.

Сменные столовые приборы

Во время смены курса вашим гостям могут понадобиться дополнительные или запасные столовые приборы. Вы можете доставить эти столовые приборы после того, как их тарелки будут убраны.

Убирать справа

Всегда убирать тарелку гостя справа. Следуйте порядку по часовой стрелке вокруг стола. При очистке тарелки кладите столовые приборы крест-накрест, чтобы снизить вероятность их падения.

Не складывайте посуду друг на друга

Хотя складывание посуды во время ее уборки может показаться способом сэкономить время, в некоторых ресторанах это запрещено. Возьмите столько тарелок, сколько вы можете безопасно и удобно нести за раз.

Убрать крошки со стола

Во время еды крошки и другие кусочки еды обязательно будут рассыпаны по столу ваших гостей. Если у вас есть возможность, очистите стол от крошки столовой крошкой и сотрите все кусочки на маленькую тарелку. Обычно это делается между курсами.

Повышение производительности сервера с помощью POS

Обучение новых сотрудников может быть затруднено. Вам нужно сбалансировать их потребности в обучении с их сменной работой, и иногда обучение может отходить на второй план.

Сделайте своих официантов как можно более знающими и опытными, управляя своей программой обучения через Epos Now’s Restaurant POS.

  • Отслеживайте время за столом и управляйте планами залов в режиме реального времени, чтобы увеличить оборот столов
  • Устранение дорогостоящих ошибок с помощью автоматического заказа и бесперебойной связи
  • Отслеживание запасов, расчет затрат и прибыли, упрощение повторного заказа и интеграция с ведущим бухгалтерским программным обеспечением
  • Используйте мощные отчеты о продажах на любом устройстве для повышения прибыльности, сокращения потерь и повышения эффективности сотрудников
  • Группировка по курсам и типам заказов для ускорения подготовки и сокращения времени ожидания клиентов

Связаться с Epos Теперь, чтобы узнать больше о наших системах.

Этикет для официантов | Рабочий

После длительного простоя из-за COVID-19, рестораны вновь открылись, чтобы найти новые реалии, касающиеся желаний и потребностей владельцев ресторанов, клиентов и персонала. Эта изменяющаяся динамика потребовала, чтобы даже давно работающие серверы переосмыслили то, как они взаимодействуют со своими начальниками, коллегами и клиентами.

Пересмотреть правила этикета обслуживания – хорошая идея как для новых, так и для уже работающих официантов сейчас, когда в ресторанной индустрии все изменилось.

Что изменилось для серверов?

Обслуживание традиционно было низкооплачиваемой работой без каких-либо льгот, за исключением ресторанов высокой кухни. Согласно веб-сайту Vice, сегодня владельцы ресторанов изо всех сил пытаются найти работников, предоставляя официантам больше рычагов воздействия, требуя оплаты и улучшения условий труда.

Если «этикет» означает «вежливость», эта новая сила, которой обладают официанты, не должна сильно изменить бизнес общественного питания. Если «этикет» относится к тому, как вы должны себя вести, то теперь все по-другому. Например, рестораны обычно могут сообщать официантам, что им нужно работать в дополнительную смену, чтобы прикрыть коллег или взять на себя дополнительную работу, такую ​​как уборка столов, приготовление еды (например, готовых салатов или десертов) или другие задачи.

Официанты теперь могут говорить «нет» боссам, меньше опасаясь потерять работу из-за нехватки рабочих в ресторанной индустрии. По данным SFGate, в дополнение к изменениям между серверами и их работодателями, рестораны сообщают о более агрессивных клиентах.

Мантра «Клиент всегда прав» еще более важна в наши дни мгновенных онлайн-отзывов, которые могут решить судьбу ресторана. Официанты понимают, что мириться с избалованными, неправомерными или даже неправильными клиентами («Я заказал чизбургер, а не бургер с беконом») в некоторых случаях нужно делать с осторожностью.

Этикет между официантами и работодателями

Несмотря на то, что отношения между начальником и работодателем в основном прописаны в должностных инструкциях и традиционных профессиональных практиках на рабочем месте, работа в ресторане требует некоторых уникальных соображений этикета.

Например, вы должны понимать, что если ваша начальница — владелица малого бизнеса, она может столкнуться с трудностями из-за финансовых трудностей или нагрузки. Это означает, что если она попросит вас взять дополнительную смену, прийти пораньше, остаться подольше или иным образом взяться за дополнительную работу, вы должны подумать об этом. Если ваш начальник регулярно просит дополнительную работу без дополнительной оплаты за рулем Ferrari, он использует вас в своих интересах.

Всякий раз, когда вас просят о дополнительной помощи, подумайте об общей ситуации вашего начальника (помните, что она имеет дело с несколькими сотрудниками, клиентами, продавцами и поставщиками) и подумайте, прежде чем принимать решение и отвечать.

Если вы знаете, что вам нужно будет попросить своего начальника об одолжении, например, уйти пораньше или пропустить смену, предупредите об этом как можно раньше. Предложите взять дополнительную смену, чтобы помочь. Если возможно, попытайтесь запланировать собственную замену, чтобы избавить вашего босса от необходимости делать это.

Этикет между официантами и коллегами

Многие давние правила этикета определяют отношения между коллегами в ресторане. Например, если вы рассаживаете клиентов, не размещайте в своей секции самые большие группы или больше столов, чем в секциях других серверов.

Не брать приспособления (например, солонки и перечницы, приправы или салфетки) со стола другого официанта, если у вас их нет; получить их из комнаты снабжения. Приходить вовремя, особенно если есть подготовительная работа перед сменой. Не уходите раньше времени и не позволяйте другим заниматься уборкой после смены. Если клиент просит вас о чем-то, не говорите: «Ты не мой стол», если он принадлежит другому серверу.

Относитесь к своим коллегам-официантам так, как хотите, чтобы относились к вам. Вы можете быть уверены, что все, что происходит с вами регулярно, произойдет и с другими серверами; они с большей вероятностью помогут вам, если вы дадите им передышку.

При работе с официантами, хозяином и поварами постарайтесь узнать, что они делают, и понять их работу. Убедитесь, что ваши талоны на питание разборчивы и детализированы, чтобы поварам не приходилось угадывать, что кто-то заказал. Не обещайте специальные заказы — скажите своим клиентам, что вы спросите шеф-повара, доступен ли запрос. Даже если у вас была плохая ночь, когда дело доходит до чаевых, платите своим официантам обычный процент.

Этикет между официантами и клиентами

Помните, что клиенты не думают о том, насколько занято помещение в эту смену, какие у вас проблемы на кухне или сколько у вас столов. Если вы знаете, что обслуживание будет медленным, сообщите об этом клиентам заранее и попросите их проявить терпение. Если у вас нет определенных пунктов меню, сообщите клиентам, прежде чем они сделают заказ.

Дайте клиентам возможность просмотреть меню. Принесите их меню и воду, расскажите им о специальных предложениях, примите их заказы на напитки, а затем скажите им, что вы вернетесь, чтобы принять их заказы. Чтобы убедиться, что вы правильно получаете заказы, повторяйте любые специальные запросы к клиентам. Если вы четко записываете заказы клиентов и повторяете их им, им будет сложнее потом сказать вам, что вы допустили ошибку.

Убедитесь, что вы знаете политику вашего ресторана в отношении жалоб клиентов. Если клиент утверждает, что она не заказывала то, что вы принесли, и требует другое блюдо, вы приносите ей новое блюдо, а ресторан оплачивает стоимость блюда, которое вы не можете обслужить?

В большинстве случаев стоит отказаться от одного заказа еды, чтобы избежать отрицательного отзыва. В других случаях, если ресторан защищен от нескольких плохих отзывов, а владелец не хочет иметь дело с жалующимися клиентами, вы можете быть более напористым. Этикет изысканной кухни для официантов обычно означает терпеть больше от клиентов, потому что они тратят больше.

Вы можете одновременно помочь своему боссу и клиентам, предложив дополнительные продажи – порекомендовав закуски, супы, салаты, десерты и пиво, вино или спиртные напитки, которые могут сочетаться с заказом.

Вы можете повысить качество обслуживания клиентов и увеличить количество чаевых, поддерживая зрительный контакт, когда разговариваете с людьми и называете их имена. Это делает ваши отношения более личными, что важно для создания постоянных клиентов. Подавайте и берите продукты слева от клиентов, к чему они привыкли, — рекомендует Типси.

Обязательно вернитесь к столу и спросите, все ли в порядке вскоре после того, как обслужите клиентов. Если вы перегружены, а у другого сервера есть больше времени, попросите своего коллегу проверить один из ваших столов. В некоторых случаях вы можете позволить клиентам поймать ваш взгляд с другой стороны комнаты, чтобы показать, что им что-то нужно.

Будьте особенно осторожны в вопросах здоровья. Не засовывайте пальцы в полные или пустые стаканы, из которых люди будут пить. Не цепляйтесь большим пальцем за тарелку и будьте осторожны, касаясь сменной посуды.

14 правил обеденного этикета для вашего следующего делового ужина

    Прием пищи с кем-то, кого вы плохо знаете в профессиональной среде, может показаться сложным. С одной стороны, вы пытаетесь лучше узнать человека, но вы также можете беспокоиться о том, как вы выглядите и ведете себя в обеденной обстановке.

    Самое важное, что нужно помнить, говорит карьерный коуч Барбара Пачтер, это то, что вы здесь не ради еды. Вы там для бизнеса и связи.

    В своей книге  Основы делового этикета Пахтер обсуждает правила обеденного этикета, которые должен знать каждый профессионал.

    Как продемонстрировать этикет делового ужина

    1. Хозяин всегда должен вести.

    Одно из самых важных правил этикета за ужином заключается в том, что хозяин должен вести обед с клиентом.

    Хозяин должен выбрать подходящий ресторан и заранее забронировать столик. Не забывайте о времени и транспорте, необходимом для поездки в ресторан. Убедитесь, что вы выбрали время, которое подходит вам и вашим гостям.

    Как только вы сядете, «возьмите на себя логистику еды», — говорит Пачтер.

    Это значит вежливо усадить гостей на их места и любезно порекомендовать блюда из меню в различных ценовых категориях. Если вы мало что знаете о меню, вы можете заранее изучить информацию в Интернете или позвонить, чтобы узнать, какие у них лучшие блюда.

    2. Никогда не отодвигайте чей-то стул.

    Можно придержать дверь открытой для гостя, но Пачтер говорит, что не следует выдвигать для него чей-то стул, независимо от пола. Это не подходит или необходимо для деловой обстановки.

    3. Учитывайте своего гостя при выборе блюд.

    При бронировании ресторана учитывайте диетические ограничения и предпочтения вашего гостя. Стоит спросить их заранее, если вы в состоянии. Убедитесь, что в меню есть несколько вариантов, отвечающих их потребностям.

    Обеспечьте правильную подачу пищи на протяжении всего приема пищи. Если ваш гость заказывает закуску или десерт, вы должны сделать то же самое.

    «Вы же не хотите, чтобы ваш гость чувствовал себя некомфортно, съедая блюдо в одиночестве», — говорит Пачтер.

    С другой стороны, если ваш босс вегетарианец, но предпочитает встречаться в стейк-хаусе, «вы можете заказать стейк во что бы то ни стало», добавляет она.

    4. Одевайтесь по случаю.

    При посещении делового ужина важно одеться соответствующе.

    В зависимости от дресс-кода компании это может означать ношение костюма, платья или более повседневной одежды. Уважительно относитесь к политике компании, даже если вы находитесь в социальной среде. Оденьтесь так, чтобы показать, что вы серьезно относитесь к встрече.

    Имейте в виду, что в ресторанах может быть холодно, когда работает кондиционер, поэтому принесите или наденьте свитер или блейзер.

    5. Знайте правильное расположение посуды.

    Хотите простой трюк, чтобы запомнить, куда кладут посуду? Помните: в слове «лево» четыре буквы, а «право» — пять.

    «Ваша вилка (четыре буквы) идет налево, нож и ложка (по пять букв каждая) идут направо», — отмечает Пачтер.

    Этот трюк также может помочь вам запомнить, где на столе обычно располагаются еда и напитки.

    «Еда кладется слева от обеденной тарелки. В словах «еда» и «оставлено» по четыре буквы. Если стол накрыт правильно, ваш хлеб, салат или любое другое блюдо будет помещено слева вашей обеденной тарелки», — объясняет Пачтер. «Точно так же напитки [обычно] ставят справа от обеденной тарелки, а слова «бокал» и «право» состоят из пяти букв».

    6. Знайте, какую посуду использовать.

    У каждого блюда должна быть своя посуда, которая может быть уже перед вами или поставлена ​​перед вами по мере подачи блюд.

    Если вся посуда расставлена ​​по местам, начните с посуды снаружи и продвигайтесь внутрь по ходу еды. По словам Пахтера, самая большая вилка обычно предназначена для основного блюда. Вилка для салата меньше. Самая большая ложка обычно суповая. Если у вас есть рыбное блюдо, вы можете увидеть нож и вилку для рыбы как часть сервировки.

    Десертную вилку и ложку часто кладут над тарелкой, сбоку или подают вместе с самим блюдом.

    7. Помните, куда девать тарелки и стаканы.

    Вот еще один трюк для запоминания правильной расстановки тарелок и стаканов.

    «BMW» означает «хлеб», «еда» и «вода». Твоя тарелка с хлебом и маслом слева, еда посередине, а стакан с водой справа», — объясняет Пахтер.

    8. Всегда ломайте хлеб руками.

    Не используйте нож для резки булочек на деловом ужине, советует Пачтер.

    «Разломите булочку пополам, оторвите по одному кусочку и смажьте маслом, когда будете готовы его съесть», — сказала она.

    9. Знать «остальные» и «законченные» позиции.

    «Поместите нож и вилку в положение покоя (нож поверх тарелки, вилка посередине тарелки), чтобы официант знал, что вы отдыхаете», — говорит Пачтер. «Используйте готовое положение (вилка под ножом, по диагонали через тарелку), чтобы указать, что вы закончили есть».

    10. Не отталкивайте и не складывайте посуду.

    Не беспокойтесь о грязной посуде. Это отвлекает и может сделать стол беспорядочным и хаотичным.

    «Пусть официанты делают свою работу», — говорит Пачтер.

    11. Не используйте салфетку в качестве ткани.

    Салфетку следует использовать только для промокания уголков рта и осторожного вытирания рук по мере необходимости. Если вам нужно высморкаться, Пахтер рекомендует воспользоваться туалетом.

    12. Никогда не просите коробку с собой.

    «Вы здесь для бизнеса, а не для остатков», — отмечает Пачтер. «Собачьи сумки подходят для семейных обедов, но не для профессиональных мероприятий».

    13. Хозяин всегда должен платить.

    Это может быть немного сложно, объясняет Пачтер.

    «Если вы пригласили, вы являетесь хозяином и должны оплатить счет, независимо от пола», — говорит Пачтер.

    Если гость настаивает на оплате, сообщите ему, что этим занимается ваша компания. Вы всегда можете извиниться и выйти из-за стола, чтобы оплатить счет непосредственно официанту, если это необходимо. Просто постарайтесь не мешать серверам и другим сотрудникам выполнять свою работу. Вы всегда можете заранее сообщить серверу или хосту, чтобы счет был доставлен непосредственно вам.