Блюда на еврейский новый год 5777: Праздничный стол на еврейский Новый год: традиции и рецепты

Рош ха-Шана — еврейский Новый Год

Еврейский праздник Рош аШана (ראש השנה) отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош аШана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

Двадцать поколений сменилось на земле к моменту, когда на ней появился первый еврей — Авраам. Тора сообщает нам продолжительность жизни каждого «доисторического» поколения; от Авраама и до наших дней в еврейском народе от отца к сыну, от учителя к ученику передавалась точная историческая хронология, неотъемлемая часть еврейского наследия. Поэтому мы точно знаем, что сейчас заканчивается 5777 год от сотворения мира. Наступающий Рош а-Шана будет первым днем нового, 5778 года.

С этих замечаний начинается и ими же заканчивается сходство (мы не обсуждаем различия в системах летосчисления) представлений о Новом Годе у нас и у других народов. Ибо через Тору и традиции Всевышний открыл нам удивительные принципы, согласно которым Он управляет миром. Эти принципы действуют, разумеется, круглый год, но некоторые из них особенно остро проявляются в день Рош а-Шана. Рассмотрим их хотя бы в самом первом приближении.

Принцип первый: память. 

Все наши мысли, намерения и поступки не проходят бесследно, не «канут в Лету». Они «регистрируются» в высших мирах, вплетаясь в состоящую из миллионов и миллиардов «стежков» ткань, представляющую собой колоссальное полотно — свиток Всеобщей истории человечества. (Разумеется, нет никакой возможности точно описать на человеческом, ограниченном языке устройство высших миров, а также смысл понятий, с ними связанных. Изучая Тору — во всем ее объеме и многообразии — мы постепенно приближаемся к их пониманию.) 

Принцип второй: суд и приговор.

В праздничный день Рош а-Шана все это полотно заново просматривается Всевышним. Наши мысли и поступки рассматриваются и взвешиваются — в точном соответствии с их истинной значимостью, в их взаимосвязи с нашими способностями и нашим прошлым, с поступками других людей и внутренней логикой развития судьбы каждого из нас.

Рассматриваются и точно взвешиваются. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор.(Точнее, его первую редакцию. Через десять дней, в Йом Кипур, он утверждается.)
Кому-то в новом году суждено возвыситься и преуспеть, кого-то постигнут несчастья… Одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания. Одним предстоит прожить долгую жизнь, другим — умереть до конца года, не дожив до старости… 

Принцип третий: наше исправление и исправление приговора. 

Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления (по-еврейски: тшува). Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может — новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Та самая логика нашей судьбы, которая привела к одному варианту приговора, при правдивом самоанализе и решимости изменить свою жизнь может привести и к совсем иному варианту.
Помочь нам в самоанализе и исправлении, утвердить веру в Высшую справедливость — именно этому служат и атмосфера, и содержание праздника.

Здесь нет ошибки. Потому что если в день заседания земного суда разумный человек не позволит себе «праздновать», то частью нашего исправления в день Суда Всевышнего становятся праздничные одежды, праздничная трапеза, радостные пожелания, да и вся атмосфера — одновременно праздничная и возвышенная.

Шофар. 

Центральной особенностью Рош а-Шана, по существу, ассоциирующейся с этим днем, являются трубные звуки шофара. Шофар — это полый бараний рог, в который во время новогодней молитвенной службы в синагоге трубят несколько раз. (Если первый день Рош а-Шана приходится на субботу, исполнение заповеди, связанной с шофаром, откладывается на завтра. ) Да и сам праздник Рош а-Шана назван в Торе  — «йом труа» (в переводе: день трубления). Это указывает на исключительную значимость трубного звука шофара.
Что же такое заложено в душе каждого еврея, что делает вслушивание в звуки шофара столь необходимым в день Высшего Суда?
Давайте вспомним, что говорит на эту тему еврейская традиция, по сути, наша коллективная память:

  • В тот великий день, когда все евреи стояли у горы Синай и получали Тору, как бы на волнах звука шофара они восприняли слухом и сердцем слова Десяти Заповедей, произнесенные голосом Всевышнего…
  • За четыреста лет до этого на вершине другой горы — Мория, — там, где впоследствии был построен Иерусалимский Храм, стояли первый еврей Авраам и его сын Ицхак. Они выполняли удивительный приказ Всевышнего: Авраам был должен принести вжертву своего любимого и единственного сына Ицхака. Сердца Авраама и Ицхака мгновенно откликнулись на этот приказ: мы выполним все, что исходит от Всевышнего. В ту же секунду они были признаны достойными исторической миссии — от них должен был произойти еврейский народ, каждый из нас. И в ту же секунду Авраам увидел запутавшегося в кустах барана, и тогда было сказано Аврааму: «Вместо Ицхака принеси в жертву его…»
  • И еще мы вспомним, что в священном языке иврите, на котором говорил с нами Всевышний и на котором написана Тора, слово «шофар» —— происходит от корня   — «исправление», «улучшение»…

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Рош аШана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года. 

В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:

рыбу — символ плодородия;

голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;

морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;

круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;

овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;

яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».

Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)

Рош ха-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана) — праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года», начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на середину сентября — начало октября.

Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, которые носят название «йом-ха-арихта» («один длинный день»), и в это время запрещена любая работа, кроме приготовления еды.

В 2016 году Рош ха-Шана (наступление 5777 года по иудейскому летоисчислению) выпадает на 3 и 4 октября, начинается праздник 2 октября вечером, так как в иудейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца.

В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы и читать специальные молитвы раскаянья (слихот).

Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому — жить, а кому — умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Поэтому Рош ха-Шана – это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

В течение всего праздника в синагоге читаются специальные молитвы, которые должны повлиять на решение Всевышнего. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника.

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то трубят только во второй день, который никогда не выпадает на субботу. По традиции шофар должен издавать три различных звука: длинный, постепенно снижающийся, короткий, жалобный и отрывистый, резкий. Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя.

В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

Праздничные свечи зажигают также и девушки. Их к этому приучают родители примерно с трехлетнего возраста. Причем дочь зажигает только одну свечу и делает это раньше матери.

В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее (до начала праздничной трапезы). Причем новый огонь создавать в праздник нельзя — запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.

Обычно до наступления праздника зажигается свеча, которая горит целые сутки. От нее хозяйка дома переносит огонь на праздничные свечи. Свечи в честь праздника зажигаются также и во вторую ночь, но только после появления звезд на ночном небосводе.

В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей.
Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем — благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша — от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша — днем, после молитвы и до заката.

Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и соленое. Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба — символ плодородия; голова барана (или рыбы) — знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты — в надежде на обильный урожай; морковь – кружочками по форме и по цвету напоминающими золотые монеты, круглая сладкая хала с изюмом — чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.

В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: «Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».

В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают обычай, называемый ташлих («сбрасывание грехов»). Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, для того, чтобы символически бросить свои грехи в воду и произнести соответствующие молитвы.

Если первый день Рош ха-Шана приходится на субботу, то ташлих переносится на второй день.

Friendgiving: история минималистского ужина на Рош ха-Шана, около 5777

В этом году я решил попробовать что-то новое для Рош ха-Шана.

Ну, на самом деле я не решил — поскольку мои родители уехали на Рош ха-Шана, а моя сестра уехала в школу, провести праздник вместе, как мы обычно делаем, не было возможности.

Когда я еще учился в колледже (это было не так уж и давно), мои родители в один из выходных после праздника принесли дополнительную еду на Рош ха-Шана, когда они пришли навестить меня. В комплекте был контейнер со знаменитыми кисло-сладкими фрикадельками моей мамы, а также немного сладкого кугеля и кугеля из шпината.

Получайте информационный бюллетень Jewish Exponent по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Мы не передаем данные сторонним поставщикам.

Бесплатная регистрация

Мои соседи по комнате, среди которых была еще одна еврейская девушка из пяти, с которыми я жил, были заинтригованы и попробовали. Сразу им понравилось.

Еврейская еда произвела такое впечатление, что почти каждый год после этого моя мама приносила дополнительные кугели и фрикадельки, а я устраивала импровизированный ужин на Рош ха-Шана. Не было ни фаршированной рыбы, ни супа из мацы, потому что мы ели самый минимум.

В прошлом году, во время моего первого Рош ха-Шана дома за четыре года, двое моих бывших соседей по комнате (один из которых до сих пор живет со мной) пришли и устроили праздничный ужин с моей семьей. Это было намного лучше, чем наша импровизированная попытка в школе.

Так что в этом году я взял это на себя. Так как мои родители были в отъезде, я решил сделать это по-дружески, как вы делаете Благодарение Друзей на День Благодарения, за исключением Рош ха-Шана. Рош дает? Фрош ха-Шана?

Но я хотел вникнуть в это глубже, чем в колледже.

Мы решили поужинать во вторую ночь с тех пор, как мы с друзьями уехали в Нью-Йорк на выходные, а в воскресенье вечером мы были готовы лечь спать к 8 часам вечера.

Вместе с соседом по комнате в колледже, с которым я до сих пор живу, пришли еще двое моих бывших соседей по комнате.

Я пошел в супермаркет и купил немного яблок и меда, круглую халу (Почему хала намного лучше? — спросил мой друг) и салат. Я пытался пропагандировать здоровое питание, но, увы, пакет с салатом так и остался неоткрытым.

Перед отъездом моя мама щедро приготовила для нас фрикадельки и кугель со шпинатом, что было к счастью, потому что иначе мне пришлось бы готовить, а эта статья вместо этого называлась бы «Ужин на Рош а-Шана: история-катастрофа, вероятно, связанная с пожаром». ».

Кугель и фрикадельки были разогреты и готовы к подаче к 19:15, и у нас текла слюна от одного лишь запаха.

На столе стояла тарелка с нарезанными яблоками и блюдо с медом, котелок с фрикадельками, тарелка с халой и много вина. У меня было видение, как украсить свою квартиру к трапезе, но на пути к Рош ха-Шана нет ни ленточек, ни украшений. Я мог бы использовать оставшиеся шляпы с Новым годом в моем шкафу с прошлого года, которые, вероятно, собрали изрядное количество пыли, так что, вероятно, лучше отказаться от них.

Поскольку мои друзья не евреи, они задавали вопросы о празднике (кроме того, что это прекрасное время года, чтобы насладиться маминой кухней). Итак, мы поговорили о том, что такое Рош ха-Шана и чем он отличается от Йом Кипур. Когда они спросили, есть ли какие-нибудь молитвы на праздник, я попытался прочитать шехечеяну, и тогда мы закопались. Действительно, аминь.

Мы вчетвером ели, пока на заднем плане играли девочки Гилмор. Мы закончили с вкусным шоколадным тортом бабка, даже когда мы стонали о том, насколько мы были сыты, но в целом это была веселая ночь и другой способ испытать праздник.

Иногда обычаи и традиции вашей семьи воспринимаются как должное, пока они неожиданно не изменятся. А для меня с новым годом приходят новые традиции.

Объясняя своим друзьям-неевреям, что такое Рош ха-Шана, и уделяя время тому, чтобы по-настоящему подумать о том, что это значит, я смог поразмышлять о прошедшем году — 5776, то есть — как о хорошем, так и о плохом.

Семья существует во всех формах, будь то кровь или близкие друзья. В этом году я все же провел отпуск с семьей — просто по-другому.

Шанах товах!

Контактное лицо: [email protected]; 215-832-0740

Меню My Rosh Hashanah — За столом иммигранта

Опубликовано: · Эта публикация может содержать партнерские ссылки.

Предупреждение: этот пост скоро станет глубоким, поэтому, если вы ищете мое меню на Рош ха-Шана и вдохновенные рецепты, я предлагаю вам прокрутить вправо вниз.

Строим планы: Взрыв из прошлого

Ночью я лежу в постели и строю планы. Планы на ближайшие несколько месяцев — путешествия, работа, объятия членов семьи.

Сначала детализируются планы. Завтра выглядит ясным и подробным, с установленными действиями и рутиной. Это похоже на выполнение движений — я знаю свою начальную точку и конечную цель, и теперь я просто распределяю свое дыхание и достаточно усилий, чтобы добраться туда.

Следующая неделя начинает выглядеть немного туманно. Есть расплывчатые предположения и неясные вехи, но одно остается ясным — мне понадобится много рук.

А потом наступят недели. Они окутаны таким густым туманом, что я едва могу разглядеть большие горы впереди. Я слышу реку, радостно бегущую по лесу, наполненную прыгающими лососями и кишащую жизнью, но не могу разглядеть ее контуров. Я чувствую смутные очертания скал и валунов, ям и расщелин, но не знаю, где они лежат и как их избежать. Я просто знаю, что они все там.

И, как игра в змей и лестницы, я ищу свой путь туда. Я строю дорожки и иду по дорогам. Я могу споткнуться и упасть, а могу выиграть по-крупному. Но, в конце концов, я знаю конечную цель — и иду к ней.

4 сентября 2016 г.

Планы на Новый год

Лежу ночью в постели, строю планы. Планы на ближайшие несколько месяцев — путешествия, работа, объятия друзей.

Я сосредотачиваюсь на том, что важно. Мои приоритеты на ближайшие несколько месяцев, а не на следующие десять лет. Я делаю глубокий вдох и успокаиваю бешеную энергию. Я занимаюсь делами преднамеренно, ежеминутно. Я замедляюсь.

Я думаю о грядущем еврейском году — 5777. Год, который некоторые из моих друзей и я стали называть Ангельским годом из-за большого количества счастливых семерок, скрытых в его названии. Я чувствую, что этот год будет другим: годом хороших вещей, новых начинаний, счастливых моментов. Я чувствую, и я надеюсь, и я принимаю небольшие суеверные меры предосторожности, чтобы это было так.

Но, в конце концов, главное, что я делаю, это говорю. До поздней ночи, за множеством бокалов вина. С друзьями и новыми знакомыми и членами семьи. Я беру трубку и звоню. Я сижу перед скайпом и смеюсь над голограммой. Я пишу здесь, в блокнот и в папку «Черновики» моей электронной почты. Я выражаю страхи и надежды, мечты и мысли словами.

И я знаю, что всем этим я проговариваю свою жизнь.

30 сентября 2016 г.

Что происходит за столом иммигрантов В этот Рош ха-Шана

Итак, на этот Рош ха-Шана, накануне Ангельского года, у меня запланировано много особых праздников:

    9 0094 Перекус с друзьями в первую ночь.
  • Ужин с израильтянами на второе.
  • В среду, в первую из Десяти дней покаяния между Рош ха-Шана и Йом Кипур, мы с моей партнершей Мариной Приворотской устраиваем первое событие нового года — 5 часов в Оазисе, праздничное приветствие в еврейский Новый год с чистого листа, погрузившись в природу и большую энергию.

Я бы хотел, чтобы те из вас, кто находится в районе Монреаля, присоединились к нам на этой короткой встрече — это будет особенный коктейльный час.