Национальные блюда ханты и манси: Уникальная еда. Ханты-Мансийский Автономный округ

День культурных традиций. Кухни народов мира

В рамках муниципальной программы Белоярского района «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма на 2019-2024 годы» 5 июня 2021года в этнокультурном центре города Белоярского прошло мероприятие «День культурных традиций. Кухни народов мира», в котором приняли участие ханты, манси, русские, татары и киргизы.

Национальные блюда – огромная часть культурной жизни и особенностей народов разных территорий и стран. Каждая национальная кухня складывалась веками, основывалась на территориальных особенностях, традициях ведения сельского хозяйства, рыболовства, охоты, впитывала в себя историю завоеваний, а вместе с ними и новые продукты и блюда, которые постепенно становились привычными жителю той или иной страны. Современная концепция иноязычного образования предусматривает не только овладение языком, но и иноязычной культурой, поскольку межкультурный диалог требует взаимопонимания.

Блюда хантыйской кухни

Кулинарные традиции ханты чрезвычайно разнообразны. Живая еда – это сырая пища, некоторые виды которой получили распространение и среди русского населения Сибири. Это, прежде всего, строганина – свежемороженая рыба, нарезанная тончайшими ломтиками и слегка подсоленная. Культура принятия пищи развивается вместе с культурой народа: обогащается рацион питания, приобретаются некоторые универсальные формы столовых принадлежностей, неизменной остается лишь направленность трапезы как формы общения коллектива. Понятие трапеза у ханты неразрывно связано с представлениями о котле. Застольный этикет ханты предполагает совместное употребление пищи всеми членами семьи. Всё съеденное и выпитое за общим столом является гарантом верности. Обильная пища и добротная посуда – есть отражение богатства и социального статуса хозяйства.

На празднике у Ираиды Григорьевны Неттиной был саламат, приготовленный из дичи. Готовила она по своему рецепту, проварив утку, добавила муку до необходимой густоты. Далее саламат томился на медленном огне, никаких ингредиентов, кроме соли, не добавляла. Саламат получился вкусным, всем он понравился.

Также мастерица печёт пироги по собственным рецептам. Следующая семейная презентация Лельховых: Маргариты Петровны, Александры Сергеевны и Софьи – это пирог в сметанном соусе, запечённые караси с картошечкой, морс с лесными ягодами, ну, просто объедение!

Блюда мансийской кухни

Манси, как и любой северный народ, очень радушные хозяева. Гость для них, даже нежданный, – человек, которому всегда рады и которого примут со всем уважением. Отпустить заглянувшего на огонёк гостя, не напоив чаем, для манси неприемлемо. В тот же миг, как только гость переступает порог дома, на огонь ставится чайник. Спрашивать гостя, будет ли он ароматный напиток, считается просто неприличным. Одним чаем, конечно, дело не ограничивается. Хлебосольные манси всегда готовы угостить пришедшего к ним в дом человека всем, что припасено у них в запасах.

Самая яркая презентация была у Оксаны Васильевны Сидак. Мастерица подобрала не только угощение, но и вышитую скатерть, берестяную утварь, чайную посуду, варенье ну, и прекрасные чаи, которые заготавливают хозяева. Непосредственно варенье готовит супруг Дмитрий Леонидович. И вот перед вами рецепты.

Сбор чая

Сушим иван-чай (и листочки и соцветие), ромашка 2-ух видов, мята, душица, берёзовый лист,

брусничный лист, малина, смородина (и листочки и сушим ягоду),  ещё плодоножка морошки (ягодку в варенье, а ножку не выкидывать).

Ферментированный иван-чай

Перемолотый через мясорубку иван-чай оставить на несколько часов, затем парить под закрытой крышкой в кастрюле двое суток, а в конце жарить в духовке

Этим чаем занимался супруг Дмитрий Леонидович Сидак.

У варенья из шишек (из сосновых ростков) или как его иногда называют «соснового варенья» розово-коричневый цвет и медово-смолистый вкус. Несмотря на всю необычность такой заготовки, варенье из шишек достаточно вкусное, чтобы есть его не только ради здоровья.

Применяется при бронхите, астме, ангине и других болезней дыхательных путей и горла. Отличное профилактическое средство.

Перед варкой молодые сосновые шишки перебирают, удаляют мусор, хвою, моют в чистой воде, засыпают в эмалированную кастрюлю и заливают питьевой холодной водой, (чтобы она покрывала шишки на 1-1,5 см.) для удаления смолы и горечи.

Шаг 2

Шишки кипятят, добавив сахар, 1 кг молодых набухших шишек, 2 кг сахара. Получится около 2,5 литров варенья. Варят, как обычное варенье, не менее 90 минут, удаляя образовавшуюся пену. Остужают, снова дают томится на медленном огне. Оопределяют готовность по мягкости шишечек.

Шаг 3

Готовое варенье разливают в горячие банки. Оно должно получиться красивого красноватого оттенка, а запах хвои придаст ему пикантный тонкий аромат. Внешне варенье из шишек напоминает жидкий мёд

Варёные шишки тоже можно есть. Они получаются очень мягкими, сочными и напоминают конфеты. У шишек сохраняется приятный хвойный аромат.

Блюда киргизкой кухни

Свою кухню представила киргизская диаспора. Национальная кухня, секреты которой передаются из поколения в поколение и хранятся порой за семью замками, – неотъемлемая часть любой национальной культуры.

Конечно, чтобы по-настоящему оценить прелести той или иной национальной кухни, надо побывать в тех местах, где она появилась. Ведь важен не только рецепт приготовления блюда, но и продукты, выращенные именно в этих местах, в подходящем климате, и даже обстановка, неповторимая атмосфера того места. Величественные горы, плодородные зеленые долины, быстрые горные реки – так выглядит современная Киргизия. Проходит время, а традиционный уклад жизни местных жителей практически не меняется. Всё те же белые юрты, табуны диких лошадей и нетронутая первозданная природа вокруг. Как не меняются жизненные устои киргизов, такой же самобытной и оригинальной остается и их национальная кухня.

Зульфия Саиталиевна Букашева – мать троих прекрасных детей – к участию в выставке национальной кухни также привлекла свою дочь. Они прекрасно представили презентацию национального блюда, а также и костюма. Они представили манты.

Манты – лепешки из тонко раскатанного пресного теста, начинённые рубленым фаршем. Они имеют овальную, треугольную либо квадратную форму. Для начинки используют мясо молодого ягнёнка, приправленное специями и зеленью. Иногда туда добавляют немного тыквы и картофеля. Манты готовят преимущественно на пару в специальных кастрюлях – касканах. Иногда их обжаривают в масле или проваривают в воде. Подают кушанье горячим, украшая мелко нарубленной зеленью и острым томатным соусом.

Своеобразными «родственниками» мантов являются хошаны – мучные лепешки с рубленым фаршем. В отличие от первых их готовят не на пару, а обжаривают в масле. Тесто для них делается очень сочное и рассыпчатое. Сами хошаны имеют легкую золотистую корочку. Мясные лепешки довольно острые на вкус и к столу подаются вместе с кумысом либо столовым уксусом.

Блюда русской кухни

Про загадочную русскую душу говорят многие иностранцы, побывавшие в России, особенно, те, которые посетили не только столицу. Отчасти широта и загадочность отражена и в кулинарной культуре. Совет ветеранов г. Белоярский активно приняли участие в «День культурных традиций. Кухни народов мира».

Сладости Надежды Петровны Ждановой, блюдо Софии Семёновны Сорокиной – «Курник», один из самых известных русских пирогов, можно сказать, король пирогов, вершина национального кулинарного искусства. Литературные памятники свидетельствуют, что во времена Ивана Грозного его подавали к царскому столу в торжественных случаях. Долгое время «Курник» был непременным угощением русского свадебного стола. Его делали многослойным, высоким и богато украшали фигурками из теста.

Следующая участница Людмила Васильевна Краснянская с блинами, ярко презентовала своё блюдо, заканчивала весёлой русской плясовой.

Блюда татарской кухни

Яркий колорит презентации национальной татарской кухни от Дианы Олеговны Бойко. Блюдо, которое и звучит просто и легко готовится – это «Чак-чак».

«Чак-чак» состоит из шариков или брусочков из мягкого теста, скрепленные между собой медом. От правильно приготовленной сладости сложно оторваться. Пробовать его можно в любом городе региона, но лучше всего ехать на дегустацию в Казань, там есть даже музей «Чак-чака». Во время экскурсии вам предложат попробовать несколько видов этого лакомства, посмотреть национальные костюмы, выпить душистого чая из самовара и попробовать другие национальные десерты: «Баурсак» и «Как-тош».

Как и на любых праздниках есть гости из сельских поселений. Мастер фольклора Евгения Даниловна Салахова приехала к нам на праздник из села Казыма. Евгения Даниловна не только поёт и передает хантыйский фольклор подрастающему поколению, но и является одной из актрис хантыйского театра в селе Казыме. Она была инициатором создания фольклорной школы при Центре историко-культурного наследия «Касум ёх», проводит занятия по личным хантыйским песням, обучает хантыйскому фольклору детей в школах и детских садах Белоярского района. За сохранение историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера Евгения Даниловна отмечена многочисленными почётными грамотами районных и окружных органов власти, от общественной организации «Спасение Югры» вручена медаль «Признание» за вклад в развитие коренных малочисленных народов Севера. И также на наш праздник приехали семейный коллектив «Харсурт ёх» под руководством Светланы Ивановны Рандымовой. Представление, которое мы увидели, где инструментами были обыкновенные игрушки, свистюльки, традиционные предметы быта. Само представление поразило простотой и лаконичностью использованием обычных предметов. Словно мы побывали в тундре в лесу наедине с природой. Хочется поблагодарить Светлану Ивановну, Евгению Даниловну за такое представление культурных ценностей хантыйского народа.

Все участники нашего мероприятия ушли с воодушевлением и в прекрасном настроении, с подарками и дипломами.

И, подводя итоги праздника, хочется от себя лично, как от организатора мероприятия, поблагодарить за участие и серьёзную подготовку всех участников. Мне хочется надеется и верить на дальнейшее сотрудничество и поддержку отношения во всех творческих мероприятиях и проектах.

Ирина Фирсова,

председатель Белоярского отделения ОО «Спасение Югры»

Знакомство с кухней коренного народа ХМАО — Югра — ханты | Проект (4 класс) по теме:

Слайд 1

Авторы проекта: Шахбазова Сона 4-а класс. Руководитель проекта: Курбангалиева Гульнара Фанзильевна, учитель начальных классов Исследовательский проект ТЕМА: «Знакомство с кухней коренного народа ХМАО-Югры –ханты» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Нефтеюганск 2013г.

Слайд 2

Однажды нам в руки попалась книга рецептов «Кухня народов мира», но в этой книге мы не увидели рецепты народа ханты. И нам стало очень обидно, мы ведь живем на земле ханты и манси и незнаем их культуры, быта, традиций и кухни. В результате возникла тема исследования: «Знакомство с кухней коренного народа ХМАО-Югры — ханты».

Слайд 3

Гипотеза: Предположим, что если изучить кухню народа ханты, то можно узнать о быте, традиции, культуре .

Слайд 4

Цель: Повышение интереса к кухне коренного народа ханты. Задачи: 1 . Собрать и систематизировать информацию о коренных народах ХМАО — Югры ханты; 2. Организовать мероприятия по распространению информации о кухне народа ханты; 3. Узнать о традициях различных хантыйских блюд; 4. Изучить широкое применение блюд народа ханты в русской кухне; 5. Познакомить с национальными блюдами народа ханты.

Слайд 5

Для того чтобы выполнить свою работу, мы должны развить свои навыки работы с дополнительной литературой, посетить музей, приготовить национальные блюда, провести опрос среди учащихся, проанализировать и обосновать итоги исследования. Это есть методы нашего исследования .

Слайд 6

Актуальность: Проведя исследование среди учащихся 4 классов м униципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 9» г . Нефтеюганска, мы увидели, что кухня народа ханты не изучена, живя на земле ханты мы должны знать обычаи, традиции и кухню этого народа. Задавая среди друзей такие вопросы: «Какие коренные народы живут в нашем округе?», «Назовите блюда народа ханты?»… мы получили от них отрицательные ответы, и решили заняться собственным исследованием.

Слайд 7

Анкета: Здравствуйте , уважаемые участники опроса! Просим принять участие в нашем исследовании и ответить на следующие вопросы: 1. Вы знаете, как называется округ, где вы проживаете? 2. Какие животные обитают вашем округе? 3. Какие растения растут? 4. Какие коренные народы живут в нашем округе? 5.Назовите блюда народа ханты ? Спасибо за ответы .

Слайд 8

Вывод: По итогам анкетирования видно, что на вопрос « Вы знаете, как называется округ, где вы проживаете ?» ответили: «Да» — 95 %, «Нет, «Не знаю» — 5%. На второй вопрос « Какие животные обитают вашем округе ?» ответили: «Да» — 90%, «Нет» — 10%. На третий вопрос « Какие растения растут ?» ответили: «Да» — 85%, «Не знаю» — 15%. На четвертый вопрос «Какие коренные народы живут в нашем округе?» ответили: «Да» — 60%, «Не знаю» — 40%. На пятый вопрос «Назовите блюда народа ханты ?» ответили: «Да» — 15%, «Не знаю» — 85%.

Слайд 9

Югорский народ и его традиции ХАНТЫ В Югорской долине проживают около 28,5 тысяч коренных её жителей – ханты и манси, и лесных ненцев, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на дальних родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. Соглaсно мифaм , некоторые божествa хaнтов происходят с верховьев реки Обь, a предaния рaсскaзывaют о походaх их предков до Кaрского моря. В геогрaфическом отношении территория проживания ханты, предстaвляет собой Зaпaдно -Сибирскую низменность с зоной тaйги , зaболоченной местaми , и зоной лесотундры, поросшей скудной рaстительностью . Народ ханты относится к угорской ветви финно-угорской этноязыковой общности. В Российской Федерации на территории Ханты-мансийского автономного округа проживают около 12 тысяч . В основе формирования жизненного уклада ханты лежит культура аборигенских племён Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством.

Слайд 10

История Предки ханты проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современных Ханты-мансийского и южные районы Ямало-ненецкого автономных округов, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез ханты.

Слайд 11

Язык Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык ) вместе с мансийским и венгерским составляет обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью. Выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов.

Слайд 12

Национальная кухня и её традиции Основу питания обских угров составляли рыба, мясо оленей и диких зверей, употребляемые в сыром, варёном, жареном и копчёном виде, а также деликатесные языки, строганина и кровь, дичь, ягоды, кедровые орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Хлеб (нянь) бывает множества видов. Традиционно его пекут в стоящей на дворе глинобитной печи «Нянь — кер ».

Слайд 13

Чувал – прадедушка русской печки Чувал имеет полукруглую форму, суживаясь кверху в трубу, которая выходит наружу через отверстие в крыше дома. Чтобы нагреть выстывший дом, чувалу хватит небольшой охапки дров. Широкая труба создает хорошую тягу – даже сырые дрова хорошо горят.

Слайд 14

Рыболовство Рыболовство — одно из основных занятий пимских хантов , благодаря которому они удовлетворяют свои потребности в пище и сырье. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят сырой и мороженой (строганина). Из внутренностей вытапливают рыбий жир, который употребляют в чистом виде или смешивают с ягодами. Деликатесное блюдо — рыбья икра, вываренная в рыбьем жире. Ханты готовят различные блюда из рыбы. Одним из национальных блюд является подавушка — по-хантыйски « палэк », готовят его из щуки. Широко распространена у пимских хантов патонка — по-хантыйски » потэм кул «. Замороженную щуку настрагивают ножом, подсаливают и сразу подают к столу, чтобы не успела растаять. Свежая мороженая щука одно из востребованных блюд хантов . Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.

Слайд 15

Из икры пимские ханты готовят хлеб — по-хантыйски » марнэн нянь». Теперь икру чаще всего жарят на жиру, и получается очень вкусное блюдо. Ничто не выбрасывают ханты от рыбы, даже кишки и другие отходы идут в дело. Эту смесь проваривают несколько часов на медленном огне, после чего ею смягчают шкуры при обработке, а также кожаную обувь. Из чешуи варят прочный и стойкий клей .

Слайд 16

Оленина Ханты очень ценят мясо северного оленя. По мнению ханты, мясо дикого оленя имеет благородный вкус дичи. Его считают чище домашнего оленя. Мясо домашнего оленя регулярно употребляли лишь оленеводы в предгорьях Урала, владеющие более или менее крупными стадами. Семья из шести человек и работник съедали в день до 3 пудов мяса — половину туши взрослого оленя. Охотники и рыболовы мясо и шкуры у оленеводов выменивали на продукты промысла — ведь транспортных оленей из небольших охотничьих стад избегали забивать на еду. Все коренные обитатели тайги и тундры особенно ценным, лакомым и полезным для здоровья считали именно свежее мясо. С добычей оленя или лося обычный порядок дневных трапез нарушается. Готовят и едят целый день. Ханты всегда приговаривают: «Пока есть свежее, нужно кушать, толстеть, набираться сил». Так, наверное, поступали древние охотники, у которых удачный промысел перемешался с периодами голодовок.

Слайд 17

Сыроядение Ханты во время заколов домашнего оленя, устраивают настоящее пиршество. В отличие от лося и дикого оленя, мясо домашнего можно есть сырым как мужчинам, так и женщинам, поэтому тушу торопятся разделать так, чтобы она не успела остыть. Остывшее мясо сырым уже есть нельзя. В нем начинаются процессы распада. Поэтому его варят или жарят. Другое дело, если части разделанной туши сразу, немедленно, замораживают на сильном морозе. Тогда все полезные свойства парного мяса сохраняются. Такое мясо едят строганиной, не давая ему оттаять . Вокруг оленя, заколотого так, что вся кровь его остается в его внутренности, ободранного и вскрытого, толпится все семейство, старый и малый; с ножами в руках, все с жадностью вырезают и едят теплое мясо, обмакивая обыкновенно в дымящуюся кровь или запивая его.

Слайд 18

Молоко оленя Порой в стадах на Северном Урале ханты доят важенок, хотя назвать северного оленя дойным животным можно с большой натяжкой. В день важенка дает не больше чашки молока, да и то лишь в первое время после отела. В жаркое время молоко быстро створаживается и густеет. В таком виде его едят с хлебом или ягодой. Свежее добавляют в чай и замешивают на нем тесто для лепешек. Оленье молоко для оленеводов — лишь сезонное лакомство, приятное разнообразие, но рассматривать его как часть системы питания не стоит.

Слайд 19

Птица Весной с нетерпением ждали прилета гусей, уток, лебедей. Птиц стреляли из лука, из ружья; ловили с помощью специальных сеток. Особенно жирны утки в первый перелет в апреле-мае. Коренные народы Севера считали утку священной птицей. Утку варили, сушили, парили и жарили. Самой лучшей приправой для приготовления этой птицы считается ягода

Слайд 20

Приготовление блюда «Нянь пул енк ». Это блюдо готовится из дикой утки. Добытую утку ощипывают и опаливают, потрошат (вынимают потроха). Тушку промывают и опускают в кипящую подсоленную воду. Когда мясо сварится, утку вынимают из бульона и укладывают на тарелку. В кипящий бульон, в котором варилось мясо птицы, опустить кусочки пресного теста. После того как они дважды всплывут, блюдо готово .

Слайд 21

Особенности чая Югорских народов По хантыйским традициям чай не заваривают, а варят в котелке над огнем. Чай готов, когда закипит ключом. Ханты высоко ценили тонизирующие свойства хорошего чая. Считалось, что он придает человеку силы, поэтому обязательно пили чай перед охотой и длительными пешими переходами. С XVII века, а может и раньше, в Сибирь в обмен на меха из Китая завозили особый вид чая – «кирпичный» – черный или зеленый. Изготавливали его по особой технологии из высококачественного чайного листа, формируя брусками темно- или светло-зеленого цвета с плотной и гладкой поверхностью. Кирпичный чай удобен для транспортировки, хорошо хранится, не портится от влажности и перепада температур, сохраняя свой вкус и аромат годами. Поэтому он завоевал популярность по всей Сибири и Северу. Ханты и манси заваривают чай из разных растений. Из брусники, смородины, клюквы.

Слайд 22

Чай из таволги Свежие листья таволги предварительно высушивали, подвесив пучки стеблей с листьями и цветками в полутени. Пригоршню сухих листьев заваривают кипятком, настаивают 20 минут и пьют. Манси называют это растение и напиток из него «манси-чай», а ханты – «ханты-чай». На Назыме приходилось слышать, что за мешок хорошо высушенной таволги ,в прошлом, давали оленя .

Слайд 23

Напиток из чаги Черный отвар чаги ханты называют «чаем покойников». В прежние времена таким настоем обмывали умерших. С куска чаги в чайник ножом соскребают черные кусочки. На заварной чайник их нужно до двух столовых ложек. Заливают крутым кипятком и настаивают 20 минут. Таким чаем не рекомендуется злоупотреблять. По мнению ханты и манси, чага размягчает печень, поэтому пить ее стоит не более двух недель подряд.

Слайд 24

Использование блюд ханты в русской кухне Традиции кухни ханты нашли широкое применение в русской кухне. Например, используя дары лесных богатств нашего края, народы севера пекут пироги с различными ягодами: брусникой, клюквой, черникой. А так же люди занимаются рыболовством и широко используют рыбу в приготовлении русских блюд. Например:

Слайд 25

Рецепт 1.Масло растереть с сахаром и ванильным сахаром. 2 . Добавить яйца, перемешать. 3. Добавить разрыхлитель и муку, замесить не очень крутое тесто. 4. Тесто выложить в смазанную маслом форму, сделать бортики. 5. Бруснику вымыть, дать воде стечь. Ягоду выложить на тесто, разровнять. Поставить в разогретую до 180 градусов духовку. 6. Выпекать в течение 35-40 минут. Сметану взбить с сахаром. 7. Горячий пирог залить кремом. Желательно дать пирогу постоять в холодильнике 3-4 часа . 8. Пирог готов к употреблению. Приготовление пирога с брусникой

Слайд 26

В холодную подсоленную воду кладём головы щуки, окуня, сорожку , стерлядь. Затем варим 20 — 25 минут. Опускаем морковь, лук, лавровый лист , филе сёмги, внутренности рыб. Доводим до кипения, кипятим 15 минут. Затем вынимаем рыбу, кладём в получившийся бульон нарезанный картофель и варим 10 минут. Разливаем на порции и заправляем зеленью. Приятного аппетита! Рецепт «Царской ухи»

Слайд 27

Практическая значимость заключается в создании нашими руками книги «Кухня народа ханты» и буклета. На родительском собрании наши родители получили буклеты и посмотрели книгу рецептов сделанную нашими руками, также разгадывали кроссворд по теме «Хантыйские блюда из рыбы».

Слайд 28

За время работы мы значительно углубили знания в истории коренных народов Югры. Узнали много нового и интересного о кухне ханты. В результате исследований мы познакомились с основной пищей народов ханты и традициями кулинарии по приготовлению различных блюд. Появилось желание поделиться этой информацией со своими одноклассниками , родителями, мы надеемся, это поспособствует развитию их интереса к кухне этого народа. В настоящее время, в нашем округе проживают люди разных национальностей, которые не только добывают нефть и газ, но и широко будут использовать блюда коренного народа Югры – ханты.

Слайд 29

Приятного АППЕТИТА!

HUNMAGYAR.ORG — ТУРАН — ХАНТЫ-МАНСИ

Этногенез
В основе формирования хантов лежит культура древних коренных уральских племен, которые занимались охотой и рыболовством. В последующем на них оказали влияние андроновские скотоводческие племена скифо-сарматской культуры. В ходе слияния этих этнических элементов к середине I тыс. до н. э. сложились обско-уральские племена. К концу I тыс. до н. э. с востока и юго-востока северо-западную Сибирь заселили самодийские племена, еще одна уральская группа. Последующий этап этнических взаимодействий, в результате которого часть обско-уральцев воспринял некоторые элементы самодийской культуры, продолжался вплоть до первых веков второго тысячелетия. К концу I тыс. до н.э. миграционный поток привел к формированию усть-полуйской культуры в Нижнем Приобье, а позднее породил потчевашскую культуру в северном Прииртышье. Обе эти культуры считаются протохантскими. В целом археологические данные свидетельствуют о сложности протохантских культур, содержащих различные этнические элементы. Позднее, в эпоху Средневековья, на них существенное влияние оказала тюркская этническая составляющая. Кроме того, обнаруживаются некоторые следы тунгусского и кетского влияния. Впоследствии часть западных хантов переселилась на восток и север. На севере ханты контактировали с ненцами и частично ассимилировались последними. В южном регионе шли интенсивные процессы тюркизации, а с 18 века и русификации. К 20 веку ханты были почти полностью ассимилированы сибирскими татарами и русскими.

Связь с Россией
Русские охотники и купцы были знакомы с Югорским государством еще в XI веке. Однако присоединение этой территории к Русскому государству началось еще с поражением сибирского хана Кучума. К приходу русских ханты имели многочисленные племена. Каждое племя имело свой диалект, свой центр и своих вождей. Каждое племя имело две экзогамные фратрии: mont и por . Все члены фратрии считались кровными родственниками. Позже фратрия экзогамия сменилась клановой. Русские правители опирались на родовых вождей ( князь ). Стремясь усилить свое влияние на хантов, Россия ввела христианство. Но оно было исключительно формальным и почти не затрагивало традиционных религиозных верований. На протяжении 17-19 вв. образ жизни хантов не претерпел никаких изменений. По тактическим соображениям правительство не стремилось полностью нарушить их общественную жизнь. К 1917 году их основным юридическим отличием от русских крестьян стало освобождение от воинской повинности. В течение трех столетий (17-19 вв.го) их вхождения в состав государства численность хантов возросла с 6,3 тыс. до 16,2 тыс. человек. Увеличение численности продолжалось вплоть до 20 века. Ханты — одно из немногих коренных малочисленных народов Сибири, имеющее автономию в форме автономного округа. Эта автономия сыграла немалую роль в консолидации этноса. Этот процесс особенно усилился в 1980-е — 1990-е годы в связи с движением хантов по защите своей территории от промышленной экспансии различных министерств и ведомств. Велика роль автономии и в сохранении традиционной культуры и языка, которые сохранились в округе в гораздо большей степени, чем у хантов Томской области, где утрачен традиционный уклад жизни.

Эконом
Традиционными занятиями хантов являются рыболовство, таежная охота и оленеводство. В южных районах и по Оби ханты занимались скотоводством и овощеводством. Собирательство очень важно в жизни людей. У большинства хантов самым надежным средством к существованию было плотинное рыболовство. Известно более 200 приемов лова рыбы с использованием различных плотин. Ханты охотились на северного оленя, лося, белку, лисицу, соболя и других пушных зверей, а также на уток и гусей. Использовались активные методы (преследование добычи собаками) и пассивные методы (различные ловушки, отстрельные установки). Весной гусей и уток отловили перевес , т.е. д., сетями, натянутыми на поляне, специально прорубленной между водоемами. Перелетая с одного водоема на другой, птицы запутались в сетях. Оленеводство распространено на большей части территории хантов. В тундре и лесотундре типы упряжи, приемы запряжки, тип нарт дают основания отнести оленеводство к самодийскому типу. В лесной зоне оленеводство носит местный характер, используется в основном в транспортных целях. Практикуется свободный или полувольный выпас. При недостатке естественного корма оленям дают подкормку.

Материальная культура
Большинство хантов вели полуоседлый образ жизни, мигрируя из постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на своих охотничьих угодьях. Традиционные зимние дома представляют собой каркасные столбовые подземные и полуподземные жилища с входом через отверстие в крыше. В 18 — начале 19 века появились бревенчатые полуземляные дома и земляные бревенчатые дома. Ханты-оленеводы жили в чумах самодийского типа ( чумов ), покрытых оленьей шкурой (зимой) или берестой. 9Кета 0011 также широко использовалась в качестве сезонного жилища на охотничьих угодьях. Ханты строили амбары из свайных досок и бревен с двускатной или плоской крышей, а также односкатные площадки. Особенностью поселений хантов были специальные шесты, установленные перед каждым домом, для привязывания лошадей и оленей. Иногда они украшались вмятинами с изображениями людей, животных или птиц. Хантыйские оленеводы используют в качестве верхней одежды рубашечную (без разреза спереди) одежду с капюшоном, заимствованную у ненцев. В других группах такая одежда ( малица , гусь ) использовались для путешествий. Распространенной верхней одеждой была шуба из оленьего меха, беличьих или лисьих лапок. Зимней обувью служили ненецкие пимы из камус и носки. Мужскую и женскую одежду украшали. Раньше основным продуктом питания хантов была рыба, мясо диких северных оленей и других млекопитающих, в том числе пушных (белка, выдра). Осенью мясо диких северных оленей складировали. Деликатесом считался копченый олений жир. Мясо ели свежим, вяленым или замороженным. Из внутренностей рыбий жир извлекали для приготовления лепешек или варка (рыбный фарш, сваренный в рыбьем жире), который употребляли в пищу путешественники и охотники. Рыбьи головы и их фрагменты использовались для приготовления муки или варки жидкого теста. Печеный хлеб был известен еще в 17 веке, но широкое распространение он получил сравнительно недавно. Летом ханты использовали различные типы лодок. В притоках использовали долбленые каноэ. На Оби использовались более сложные лодки с днищем из сибирской сосны и еловыми досками. Для дальних походов использовали берестяной покров илимка катера с прямой мачтой. Зимой основным средством передвижения были лыжи, а также оленьи и собачьи упряжки. Северные ханты круглогодично пользовались оленьей упряжкой. Ханты также держали лошадей и конные упряжки.

Духовная культура
В духовной культуре хантов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс обрядов. Первоначально медвежий праздник проводился только членами фратрии: считалось, что фратрия произошла от медведя. Со временем фестиваль стал национальным. Помимо тотемов фратрии, поклоняются и клановым тотемам. Перед началом сезона охоты и рыбалки этим тотемам приносятся жертвы. Присутствовал и шаманизм. Шаманы не носили никакой специальной одежды, кроме шапки. Древние ханты сохранили многочисленные верования и культы. У хантов есть различные мифы, былины, народные сказки, загадки, исторические легенды. Они рассказывают о происхождении фратрий, тотемных предках, межродовых сражениях и других исторических событиях. В прикладном искусстве особый интерес представляет вышивка бисером, металлическими бляшками и аппликация. Струнные инструменты были очень распространены: пятиструнная цитра 9- или 13-струнная арфа, а также одно- или двухструнный инструмент. Струны для всех инструментов были изготовлены из сухожилий лося. В последние десятилетия ханты получили развитие профессиональной живописи и литературы. Среди популярных хантыйских авторов — А. Тарханов. Е. Айпин, Р. Ругин, художники Г. Райшев, В. Игошев и другие.

МАНСИ (вогулы)

Этногенез
Манси впервые возникли как этническая группа в результате процесса этногенеза, происходившего примерно в первом веке нашей эры, когда мигрировавшие с юга уральцы смешались с существовавшими охотничьими и рыболовецкими племенами горного Зауралья. Манси возникли в результате этого слияния племен уральской неолитической культуры с другими туранскими племенами, мигрировавшими во 2-1 тыс. до н.э. с юга в степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных скотоводов в культуре манси сохранилось. Наиболее ярко это проявляется в культе коня и небесного всадника Мир Сусне Хума . Первоначально манси были распространены на Южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Предпечорье, по притокам рек Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), в Тавде и Туре, но в связи с колонизацией этой области русскими они переселились в Зауралье. Все группы манси в основном смешанные. Их культура включает в себя некоторые черты, свидетельствующие о культурном взаимодействии манси с ненцами, татарами, башкирами и другими народами края. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.

Связь с Россией
По письменным источникам контакты русских и манси можно проследить до XI века, когда манси обозначились как самостоятельная группа, но тогда уже под названием «югры». К 14 в. имя «вогул» стало обычным. Социальная структура мансийского общества к моменту вхождения Сибири в состав Русского государства была достаточно сложной. Наряду с двойственной фратрией существовала военная организация в виде княжеств, оказывавших вооруженное сопротивление русским. После присоединения Сибири к России царская администрация некоторое время мирилась с существованием угорских княжеств, но в конце концов все они были преобразованы в волостей (уездов), главы которых именовались князьями . При этом волостная администрация не всегда состояла из бывших князей, часто «ставились» новые правители, более лояльные к Московской администрации. При дальнейшей колонизации соотношение численности между манси и русскими изменилось, и к концу XVII века последние преобладали на всей территории. Манси постепенно переселялись на север и восток, а часть их ассимилировалась. В 18 веке манси приняли официальное крещение.

Эконом
Традиционный жизненный комплекс манси включал охоту, рыболовство и оленеводство. В Оби и низовьях Северной Сосьвы преобладал рыбный промысел. В верховьях рек основным источником пропитания была охота. Оленеводство, происходящее от ненцев у манси, вошло в обиход довольно поздно. Одним из основных элементов традиционного пропитания была охота на северного оленя и лося. Существенное значение имела охота на лесную дичь и водоплавающую дичь. Водоплавающих добывали во время перелетов специальными сетями, натянутыми между высокими деревьями вдоль птичьих ходов. Добыча пушных зверей также имеет давнюю традицию. Рыбалка велась круглый год. Наиболее распространенным способом лова является строительство дамб, которое велось и зимой. Оленеводство было основным занятием небольшой части манси, в основном, в верховьях рек Лозьвы и Северной Сосьвы и Ляпина, где были благоприятные условия для содержания больших стад.

Материальная культура
Традиционным жилищем манси в дорусский период были полуподземные дома, способ крепления крыши которых был разным. Позже основным типом жилища стал бревенчатый дом с двускатной крышей. Вход был сделан в передней стене и выходил на реку. Оленеводческие манси жили в чуме (чуме) самодийского типа. В подобных берестяных чумах в низовьях Оби летом жили рыбаки-манси. В качестве временного жилища использовали сараи из жердей. Для проведения празднеств манси строили общественные постройки, которые отличались от жилых только размерами. Традиционная женская одежда манси — платье на кокетке, ситцевое или матерчатое платье; а зимой сакхи двойная шуба. Одежда была богато украшена бисером, ремешками из цветной ткани, пестрым мехом. Головным убором служил большой платок с широким краем и бахромой, который складывался по диагонали в виде неправильного треугольника. Мужчины носили рубашки, похожие по крою на женские платья, штаны и пояса, к которым крепился охотничий инвентарь. Верхняя одежда мужская — гусь без разреза спереди, туникообразная, из сукна или оленьей шкуры, с капюшоном. Основным видом транспорта в зимнее время были yesa лыжи с подкладкой из камуса (кожа ноги северного оленя) или шкуры жеребенка. Для перевозки грузов использовались ручные сани. При необходимости их также тянули собаки. У оленеводов были оленьи упряжки и грузовые или пассажирские нарты. В летний сезон основным средством передвижения была лодка калданка . Традиционной основной пищей были рыба и мясо. Северные манси особенно ценили сосьвинскую сельдь. Существенной добавкой к рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, малина, брусника, черешня, винная ягода.

Духовная культура
В основе традиционной религии манси лежит тройственное деление мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Согласно верованиям манси, все миры населены духами, у каждого из которых есть особая функция. Равновесие между человеческим миром и миром богов поддерживалось посредством жертвоприношений. Их цель – обеспечить успех и защитить себя от злых сил. Для традиционной религии манси также характерны шаманизм и набор тотемных представлений. Медведь пользовался наибольшим уважением. В честь этого животного регулярно устраивались медвежьи праздники: сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием медвежьего мяса. Фольклор манси характеризуется мифами, народными сказками и легендами. С появлением письма появилась национальная литература. Хорошо известны в Российской Федерации и за ее пределами мансийские авторы Ю. Шесталов, М. Вахрушева, А. Тарханова и другие. Традиционные музыкальные инструменты – тумран ( варган ), струнный инструмент в форме лодки или птицы сангультап или скрипоподобный инструмент.

Источник: РАИПОН (Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера)
Положение коренных этносов контролируемой Россией Северной Евразии


Ссылки на внешние сайты о народах ханты-манси, их земле, истории и культуре (страницы откроются в новом окне):

Исчезающие уральские народы:
Обские угры |
Ханц |
Мансис

Красная книга народов Российской империи:
Ханц |
Мансис

Википедия:
Югра |
Ханты |
манси

Survival International: Ханты

РАИПОН (Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера)

Видео:
Ханты |
манси



Западная Сибирь Карта | ТУРАН Главная Карта

Манси | Энциклопедия.

com

ЭТНОНИМ: Вогулы

Ориентация

Идентификация. Манси, известные в древней литературе как «вогулы», — один из двух угорских народов, живущих на северо-западе Сибири, к востоку от Урала, в низменностях, пересекаемых рядом рек, многие из которых являются притоками Оби.

Местоположение. Манси живут примерно от 60° до 65° с.ш., преимущественно вдоль рек: северные районы Сосьвы и Ляпина, Конды и ее притоков, верховья Лозьвы и Пелыма, хотя сегодня многие живут среди этнических русских вдоль Оби. Реки богаты разнообразной рыбой, в том числе осетровыми, длинноперыми, таймень, тугун, и другие. Щука и чебак встречаются повсеместно. Большая часть территории, на которой проживают манси, включая высокогорье, представляет собой топь или топь. Снежный покров держится более полугода, а когда окончательно сходит, заполняет поймы рек. Леса бывают как хвойными — с кедром, сосной, пихтой, лиственницей, так и лиственными — с березой и осиной. Длинные летние дни обеспечивают достаточно тепла для непродолжительного, но обильного роста растительности, в том числе ягод. Обычная дикая природа включает белок, лосей, бурых медведей, лесных и водоплавающих птиц; некоторые районы изобилуют ондатрой, бобрами и дикими северными оленями. Сильные морозы зимой, иногда опускающиеся почти до —50°С, контрастируют с летними температурами, достигающими более 33°С и в среднем 15,5°С в июле.

Демография. Перепись 1926 года зафиксировала 6311 манси, из которых 5219 (82,7%) говорили на мансийском как на родном языке. В 1989 году из 8 500 зарегистрированных манси только 37,1% говорили на этом языке как на родном. Большинство проживает в Березовском и Кондинском районах Ханты-Мансийского автономного округа ( округ ) и в Тюменской области. Некоторые манси живут в относительно больших спланированных центральных советских деревнях, таких как Саранпауль и Неаксымволь, среди коми, ненцев, русских и других. В этих городах они имеют доступ к школам, почтовым отделениям, больницам и магазинам, торгующим продуктами питания, промышленными и потребительскими товарами. Другие живут в деревнях среднего размера (от 150 до 300 жителей), населенных в основном манси (от 50 до 9 человек).0 процентов), у которых есть такие услуги, как медицинские пункты, в некоторых случаях начальные школы и более ограниченные магазины, торгующие продуктами питания и промышленными товарами. Наконец, есть более мелкие группы манси, которые живут изолированными поселениями численностью менее 75 человек. Они едут в центральные деревни для торговли и услуг.

Языковая принадлежность. Мансийский язык вместе с соседним обско-угорским языком, хантыйским, в сочетании с венгерским составляют угорскую ветвь финно-угорской языковой семьи. Говорящие на манси традиционно делятся на четыре диалектные группы, определяемые по сторонам света — север, юг, восток и запад, — но точнее на восемнадцать поддиалектов, связанных с моделями проживания вдоль рек. Основными носителями манси сегодня являются северная и восточная группы. Первые лексиконы и словари мансийского языка были составлены миссионерами и путешественниками в первой половине XVIII века. Во второй половине XIX в. для кондинских манси были организованы школы, а в 1868 г. в Лондоне было издано Евангелие на кондинском диалекте. Практическая письменность была создана в начале XIX в.30-х гг., а первый букварь мансийского языка был издан в 1932 г. В 1937 г. латиница была заменена кириллицей.

История и культурные связи

Считается, что обско-угорские народы произошли от соединения двух отдельных групп людей: местного населения и группы угорских кочевников, прибывших с юга где-то между н.э. 500 и 1000. На их образ жизни последовательно влияли соседние группы: ирано- и тюркоязычные народы очень рано, затем предки персидских народов и, наконец, западносибирские татары, ненцы, ханты, русские и коми-зыряне. Первые контакты с русскими были зафиксированы в одиннадцатом веке, когда купцы и торговцы из Мовгорода продвинулись в то, что они знали как Югорские горы (Урал). После контакта с русскими манси облагались различным, но жестким налогом на мех, который, усугубленный взяточничеством местных чиновников, вынудил многих отказаться от контактов и уйти в леса.

Экономика

Средства к существованию и коммерческая деятельность. Традиционное жизнеобеспечение манси основывалось на рыболовстве, охоте и собирательстве. Преобладание того или иного способа существования определялось местным наличием рыбы или дичи. В низовьях преобладал рыболовство, а в верховьях — охота, но были также сезонные колебания и миграции. Многие манси уходят из леса в водоемы, когда тает лед, обычно в середине апреля. Используя глубокие мешкообразные сети, простые неводы и различные другие виды сетей, сделанных из конопли, а также удочки и удочки, они ловили и сохраняли в течение лета достаточно рыбы, чтобы удовлетворить свои потребности и дать возможность продавать излишки. Пока русские не ввели налог на мех, основным животным, на которого манси охотились из-за меха, была белка. После прихода русских акцент сместился на соболя, который был предпочтительной формой уплаты налога. Манси охотились на лосей, диких северных оленей и медведей ради мяса и меха, используя стрелы, копья, капканы и, начиная с XIX века, ружья. Охота на лося, хотя и менее распространенная сейчас из-за сокращения популяции вида, начинается в августе. В прошлом манси охотились на лосей, сооружая обширные системы ловушек с заборами, ямами и автоматически запускаемыми луками; эти системы простирались до 64 километров. Сегодня они содержат охотничьи хижины в качестве промежуточных станций, а осенью путешествуют по реке, чтобы запастись провизией.

Охота и отлов пушных зверей, особенно ондатр и белок, все еще распространены. Охотники манси обычно используют трех или четырех собак, когда позволяют снежные условия осенью и в начале зимы, чтобы найти и поймать белок и соболей, которых они затем отстреливают из ружей. Они также используют ловушки с сушеными грибами в качестве приманки для ловли белок. Ондатры попадают в ловушку, сначала обнаружив их домики и наблюдая за их маршрутами движения к местам кормления. Ловушки, похожие по конструкции на «намордники», которые манси используют для ловли рыбы, затем расставляют без наживки вдоль маршрута или на кормовых площадках и маскируют дерном. Длинные палки прикреплены к дну ловушек проволокой, чтобы отметить их местоположение и служить якорями, чтобы ондатра не сошла. Зимой соболя ловят в бревенчатые ловушки размером около 1 куб. м, которые для безопасности часто содержат внутренние капканы. Охотники-манси также используют распространенный сибирский прием обведения логова соболя огромной сетью. Затем один охотник смывает животное, в то время как другой стоит, готовясь выстрелить в него из винтовки, прежде чем оно успеет вырваться из сети.

После коллективизации некоторые манси разводили лошадей, овец и птицу, а в некоторых северных группах оленеводство по-прежнему составляло значительную часть их экономической деятельности. Охота и рыболовство осуществляются в коллективных производственных бригадах, в деятельность которых входят также овцеводство, звероводство, молочное животноводство, а в южных районах и частично земледелие. В последнее время на манси повлияло экономическое развитие Западной Сибири, которое создало рабочие места в лесозаготовительной и горнодобывающей промышленности и привело к общему демографическому сдвигу в сторону населенных пунктов.

Торговля. Хотя обмен и торговые отношения между обскими уграми и другими группами существовали с древнейших времен, они упорядочились с русскими после первых контактов с новгородскими купцами в XI веке. В регулярной торговле с русскими манси искали металлические предметы, оружие и боеприпасы (раньше клинки и доспехи), ткани, пряжу, нитки, готовую одежду, платья, украшения, бусы, муку или хлеб, чай, сахар, соль, вино, спички, табак, а также изделия из олова или серебра, которые манси использовали в культовых ритуалах. Вывозили в основном меха и рыбу.

Промышленное искусство. Большая часть традиционной производственной деятельности манси была связана с охотой, рыболовством, транспортом, изготовлением жилья и одежды. Домашняя деятельность включала обработку шкур и мехов, дерева и костей; некоторые манси на Оби и ее притоках владели навыками ткачества. В домашнем хозяйстве манси были под рукой щепки, которые использовались как универсальные чистящие и вытирающие орудия. Они были сделаны в основном из розовой ивы и березы и использовались для вытирания посуды и мытья лица и рук.

Разделение труда. Основное разделение труда было в сфере домашних дел. Женщины охотились вместе с мужчинами в случае необходимости и продолжают это делать сегодня, но охота, строительство домов, строительство транспортных средств и работа с деревом и костями были преимущественно мужскими занятиями. Женщины традиционно обрабатывали шкуры и меха, делали из бересты нитки, одежду и посуду. Мужчины и женщины ловили рыбу вместе, иногда приводя с собой детей.

Землевладение. В то время как вся патрилинейная родня пользовалась фамильными землями, право собственности контролировалось генеалогическим ядром группы, которое состояло только из кровных родственников. В конце девятнадцатого века отдельные семьи стали собственниками земли, и земля передавалась по наследству только членам семьи. В советский период земля находилась в руках государства.

Родство

Родственные группы и происхождение. Северные манси, как и ханты, делились на две экзогамные группы, мош и пор, которые одни ученые называют фратриями, другие — фратриями. Меньшие родовые группы, названные по имени того или иного предка, существовали и стали основой экзогамии. Клан обычно имел два или три имени, связанных с ним и его историей. У многих кланов также был знак или клеймо, которое использовалось на клановой собственности и в русских документах. В семнадцатом веке произошел переход от патриархальной клановой организации к более мелким патрилинейно организованным родам. Манси ведут свое происхождение как по материнской, так и по отцовской линии.

Терминология родства. Родовые термины манси различают группы родственников по кровным линиям, родственным связям по материнской линии и брачным связям. Внутри этих групп существует разделение по полу, происхождению, поколению и возрасту относительно Эго. Ближайшими к Эго считались кровные родственники и родственники из семьи матери.

Брак. Браки устраивали сваты или потенциальный жених и свита сторонников после того, как потенциальный жених определился с невестой. Затем он работал в доме своей жены в течение трех-четырех лет. Выкуп за невесту был устроен; мать невесты играла важную роль в переговорах, хотя с невестой напрямую не советовались. Выкуп за невесту обычно равнялся приданому, но выплачивался деньгами и скотом. Невесты получали приданое, состоящее из одежды и утвари, а иногда и оленьей упряжи. Браки с вдовами заключались без выкупа за невесту. Этнографические данные свидетельствуют о сохранении левиратных и сороратных обычаев и кросскузенных браков. В рамках экзогамных групп браки были возможны только между родственниками, родство которых происходило четыре и более поколений назад. Сегодня высокий процент кондинских и обских манси вступает в брак с неманси. У сосьвинско-ляпинских и верхнелозьвинских манси браки заключаются преимущественно с манси.

Внутренний блок. В прошлом у манси были распространены как большие, так и малые патриархальные семьи. В середине девятнадцатого века семьи обычно состояли из пяти-шести человек, но были и многопоколенные семьи, в которых от десяти до пятнадцати человек жили в одном доме и имели общую землю. Современные семьи состоят из одного-трех поколений. Семьи с большим количеством детей встречаются редко.

Наследство. Наследование имущества у манси происходит по мужской линии.

Социализация. В прошлом культура манси оставляла большую часть процесса социализации в руках самих детей, либо посредством их собственного обучения путем наблюдения за взрослыми, либо в играх, в которые они играли между собой. Мальчики играли в охотничьи игры, в которых правила и цели варьировались в зависимости от животного (медведя, лося, кролика), которое было объектом их воображаемой охоты. Девочки играли с куклами, беря на себя роли, которые готовили их к домашней части взрослой жизни. Родители давали детям разъяснения и наблюдали за такими занятиями, как стрельба по мишеням. Дети принимали участие в продуктивной деятельности, когда были достаточно сильны для этого, а также участвовали в религиозных ритуалах и жертвоприношениях. Нет записанной информации о конкретных обрядах посвящения. Сегодня дети манси посещают либо школы в деревнях, в которых они живут, либо школы-интернаты. У них есть возможность учиться на определенную профессию или готовиться к высшему образованию, но в школах также есть кружки и клубы по интересам, например, охотничьи кружки, которые позволяют учащимся участвовать в традиционных мероприятиях.

Общественно-политическая организация

Общественная организация. Среди ученых существует много разногласий по поводу дорусских и даже досоветских форм социальной организации манси. Как минимум, они, по-видимому, были организованы в родственные группы, расположенные в определенных районах вдоль рек Обь, Сосьва, Ляпин и Конда. Смещение ранних социальных форм, таких как вождество ( княжество ) элементами родо-племенной организации, считается в основном завершенным к XVII веку. Позже, с распадом многолюдных деревень, возник тип сообщества, известный как 9-й тип общины. 0011 Пол сформирован. Это была сеть соседних родственных групп и больших семей, населявших данную территорию.

Политическая организация. Лидеры кланов традиционно выбирались среди мужчин, и правление передавалось по наследству. Внутренняя организация мансийских вождеств использовалась русскими в административных целях. Существенное отражение опыта мансийского политического строя происходит в мифологических верованиях; согласно некоторым сказкам, у богов есть подробности о судьбах людей, записанные на клочках бумаги. В советский период власть была организована в сельских, поселковых и районных Советах. В 1930 на территории Тюменской губернии был образован Остяцко-Вогульский национальный округ (округ). В 1938 году он был переименован в Ханты-Мансийский национальный округ, а в 1977 году — в Ханты-Мансийский автономный округ. Присутствие представителей коренного населения среди советских депутатов было обязательным.

Социальный контроль. Социальный контроль осуществлялся с помощью традиционных институтов, привычек, обычаев, правил, этикета и морали.

Конфликт. В очень ранние времена вражда между родственными группами сохранялась как по отцовской, так и по матрилинейной линии. Споры с другими народами возникали из-за захвата территории. Конфликты с русскими включали восстание, поднятое в 1592 году мансийским вождем Аблегиримом. Такие эпизоды были распространены в начале семнадцатого века.

Религия и выразительные культуры

Религиозные верования. Верования и религиозные обычаи манси значительно различались не только от региона к региону, но и от домохозяйства к домохозяйству. Каждая местная группа содержала и делала подношения на своем месте поклонения предкам, а в домашних хозяйствах были уникальные религиозные предметы. Однако в целом манси верят, что Вселенная формируется как по горизонтали, так и по вертикали и что вертикаль делится на три уровня. Верхний уровень неба и небес, занятый солнцем и луной, населяет Нуми-Торум, «бог наверху». Обычно считается, что он участвует в управлении человеческой судьбой и является защитником фракции Пор. Средний уровень населяют люди, чья деятельность варьируется от зла ​​до добра, а также духи леса, воды и покровители. Наконец, нижний уровень, под поверхностью земли, — это царство злых и злых духов, включая антитезу Нуми-Торума, Куль-отер. Также важна богиня неба Калтас’эква, которая является олицетворением земли. Хотя манси подверглись массовому крещению в начале восемнадцатого века, неясно, насколько на веру манси повлияло это принудительное обращение в христианство. Мир-сусне-хум (Мир-Исследователь-Человек), младший сын Нуми-Торума, под влиянием христианской традиции считается связующим звеном между людьми и миром богов. Он способен как на хорошие, так и на плохие поступки, и считается, например, что он дал людям идею строить самолеты и спутники.

Манси делают подношения дичи местным лесным духам ( менкви ) за успехи в охоте. Иногда глупые подвиги этих духов обычно описываются в фольклоре. Считается, что до того, как люди появились на земле, они спустились с неба в море, а затем проложили свой путь вверх по рекам Обь и Сосьва в районы, где сейчас живут манси. Различные особенности рек и озер — водовороты, устья рек и т. д. — считались священными местами, связанными с водным духом Вит-хоном и его дочерью Вит-хон-агу. Группы, которые особенно зависели от рыбной ловли, регулярно делали подношения этим духам. Были и регулярные жертвоприношения им трижды в год: после вскрытия льда (обычно в апреле), в августе и снова в октябре.

Религиозные деятели. мансийские шаманы, нах или наитхум ( хум, «мужчина»), мужчины или женщины, лечили больных, определяли виды и цвета жертвенных животных, а в ряде случаев участвовали в жертвоприношениях, гадали и стремились определить результаты производственной деятельности. У немногочисленных групп манси шаманы использовали бубны и носили специальные костюмы (обычно накидки).

Церемонии. Наиболее известным из мансийских обрядов был «медвежий праздник», устраиваемый в домах удачливых охотников после убийства медведя. Мероприятия фестиваля проходили ночью и обычно длились пять дней, если убитый медведь был самцом, и четыре дня, если это была самка.

Ст. У традиционных манси был однострунный инструмент, похожий на скрипку, сангультап, , на котором играли щипками. У них также был похожий на скрипку инструмент, nyrne iiv, , на котором играли на колене смычком. Голос тумран (варган) был женским инструментом. Несколько групп манси были хорошо известны своим щипково-струнным арфоподобным инструментом под названием лебедь, , что в переводе с русского означает «лебедь».

У манси было очень разнообразно танцевальное и вокальное искусство, различные формы немузыкального фольклора. Фестивали сопровождались представлениями кукольного театра (руки и марионетки). Одежда и утварь были богато украшены; традиционное украшение одежды бисером и мозаикой из меха продолжается и сегодня.

Медицина. Шаманы были традиционными целителями мансийского общества, но широко использовались различные растения, такие как корень сарсапариллы, ягоды вереска и листья черники из-за их лечебных свойств. Женщины манси использовали оберег, чтобы облегчить роды.

Смерть и загробная жизнь. Манси верят, что смерть определяется Нуми-Торумом (или духом-хранителем), который отправляет списки тех, кто должен умереть, богу подземного мира Кулотеру. Смерть, согласно традиционному поверью манси, может наступить из-за того, что жертва разозлила духа-хранителя или Куль-отера, забыв совершить обещанное подношение. Манси говорят, что когда человек умирает, его дух уходит. Согласно одной версии, записанной ранее в этом столетии, мертвые проживают на острове в северной части Северного Ледовитого океана в течение сорока дней, прежде чем вернуться. Другие говорят, что жизнь человека не заканчивается со смертью. Умерший и выпущенный из него дух (один из пяти духов у мужчин и один из четырех у женщин) живут на кладбище. Проводится специальный обряд, чтобы определить, кто из умерших возрождается в новорожденных детях. Не желая беспокоить покойника, потомки умершего хоронят его с вещами, которые, по их мнению, пригодятся в потустороннем мире. Традиционные погребальные сооружения манси представляют собой бревенчатые срубы с крышами, которые по внешнему виду напоминают дома. На передней или боковой стенке каждого имеется отверстие, через которое во время поминального пира происходит контакт живых и умерших. В остальное время отверстие закрывается специальной пробкой. Традиционные домохозяйства регулярно делали подношения умершим предкам, чтобы сохранить их добрую волю.

Библиография

Федорова Е.Г. (1986). «Элементы традиционнога в современных хозяйственных занятиях северных манси». В Культурные традиции народов Сибири (Традиционные культуры народов Сибири) под редакцией Ч. М. Таксами, 139-156. Л.: Изд-во Наука.

Гемуев М.Н. (1990). Мировоззрение манси: Дом и космос (Мансийское мировоззрение: Дом и космос). Новосибирск: Наука.

Каннисто, Артури К. (1958). Materialen zur mythologie der Vogulen (Материал по мифологии вогулов). Mémoires de la Société Finno-Ougrienne, 113.