Мордовские блюда национальные рецепты с фото: Национальные блюда мордовской кухни: особенности и рецепты приготовления

Цемарт, юбку и баланду, а также другие блюда национальной мордовской кухни можно отведать на Миорщине

Светлана Сосик (на снимке) пришла на встречу с журналистами «ВВ» с подарками: книгами с кулинарными рецептами и альбомами с записями Баха. – Мне нравится классическая музыка, слушаю ее часто, и готовить люблю. Надеюсь, вам понравятся мои маленькие презенты, – комментировала свой выбор наша героиня.

В агрогородке Турково о ней говорят только хорошее. Поселилась в здешних краях в конце 1980-х, приехала из Амурской области, около 20 лет работала главным агрономом в местном сельхозпредприятии, избиралась депутатом. Вырастила троих детей, сейчас на пенсии, помогает воспитывать внуков.

– Она женщина необычная, выделяется среди деревенских жителей, добрая, веселая, может праздник из буднего дня устроить, – охарактеризовал Светлану Сосик председатель Турковского сельсовета Петр Тиханович.

Тот, кто попадал за праздничный стол к Светлане (несмотря на пенсионный возраст, она не привыкла, чтобы ее называли по отчеству, а оно тоже необычное – Габдуловна), удивлялся разнообразию представленных на нем блюд разных национальностей.

– Мой папа – Габдула Габасович Магосумов из узбекских татар, мама – Мария Кузьминична Ерошкина – мордвинка, а познакомились они на Дальнем Востоке, куда молодыми поехали работать. Так что в родительском доме нас учили готовить и узбекский плов, и мордовские пельмени – цемарт, и русские борщи. А в Беларуси я освоила рецепты местной кухни, – поясняет Светлана.

И рассказывает: у мамы было 10 детей, она награждена орденом Славы, к сожалению, два года назад ее не стало. Большую часть жизни Мария Кузьминична прожила не в Мордовии, но сохранила традиции, язык своего народа и родовую фамилию, не перешла на мужнину. Как вспоминает Светлана, ее бабушка не говорила по-русски, мама в семье была переводчиком.

– Сейчас хочу выучить язык моих предков. Единого в Мордовии нет, есть два разных диалекта: мокшанский и эрзянский, оба умирающих. Разучиваю народные песни. И татарский мне интересен, – говорит Светлана, которая считает себя по национальности мордвинкой.

Она не раз представляла Мордовию на областных и республиканских фестивалях национальных культур, получала дипломы. Жюри конкурса обычно задерживается у стола с блюдами, приготовленными Светланой.

– Мама всегда гостей угощала пышками, к Троице делала юбку: 12 пресных лепешек (по числу апостолов) выкладывала на тарелку, а между ними – любую начинку, например, черемуховое варенье или мясной фарш. К столу обязательно подавали кисели, из сладостей – чак-чак, тесто для него замешивается на желтках, нарезается кусочками, обжаривается и заливается медом, – рассказывает искусная кулинарка.

Интересное блюдо: баланда – летний суп из молока, сеченых листьев лебеды, чертополоха, лука, моркови, манной крупы, сваренных желтков и укропа. Мама научила дочь не только хорошо готовить, но и вышивать, коврики плести, а еще петь. Светлана знает русские, французские песни, выступает в вокальном коллективе при Доме культуры.

– Мордовцы – люди трудолюбивые, гостеприимные, необидчивые, непьющие, любят петь, танцевать. Представители нации – известные певуньи Лидия Русланова, Надежда Кадышева, – не без гордости отмечает Светлана Сосик.

А еще на этой земле жил великий прославленный святой Серафим Саровский. Правда, Светлана никогда не была на родине своих предков. Очень хочет поехать, а также создать мордовское землячество в Беларуси. Как мы выяснили, согласно переписи 2009 года у нас в республике их проживало 877 человек, на Витебщине чуть более 100. Многие утратили национальную аутентичность, но есть и такие, как наша героиня, для которой важно сохранить духовную связь со своим народом.

– Хочу своими руками пошить национальный мордовский костюм, рассказать о своем народе моим нынешним землякам. Беларусь стала для меня вторым домом, но и родину предков нельзя забывать, – поясняет мордвинка из Турково.

Она и дочерям своим передает кулинарное искусство их бабушки и прабабушки. Внуки уже распробовали чак-чак и домашние пышки.

Светлана вспоминает, что первые годы жизни в Беларуси ее тянуло домой. Непривычной была и местная кухня, прежде она не пробовала ни драники, ни клецки. Но вскоре и сама стала их отменно готовить. Теперь нисколько не жалеет, что судьба забросила ее сюда.

– Родные сестры остались жить в Амурской области, пострадали во время прошлогоднего наводнения, дом одной из сестер полностью затопило, ее чудом спасли, – рассказывает Светлана.

Она, действительно, необычная женщина, которая сохранила духовную связь со своим народом, живя всю жизнь от него вдалеке.

Рецепт настоящих мордовских пельменей (цемартов):

В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками 4×4 см (максимум 5×5 см), завернуть маленькие кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым или пассированным луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 мин. в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть вместе с бульоном, посыпав свежим укропом, петрушкой и дудником (зелень кервеля).

Фото Татьяны Пастернак

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Рецепты мордовской кухни > Зубова Поляна (Республика Мордовия)



или на приготовление парадных рыбных блюд, в то время как попавшая в
невод мелкая рыба должна быть использована непосредственно в повседневном
питании.


Для летней ушицы :

1 кг рыбы

3-5 луковиц (закладывают целиком, затем вынимают после готовности блюда)

1,5 л воды

1 стакан сеченой зелени укропа и петрушки


Для зимней ушицы :

0,5 кг сущика

1,5 л воды

4-5 луковиц

1 ст. ложка ячневой крупы.



Б
АЛАНДА


Летнее блюдо
мордвы-мокши. Приготавливается из листьев молодой лебеды и
чертополоха (в мае), мелко сеченных и варенных на молоке.
Используются только листья растений, без стеблей. Балан-да
заправляется тертыми желтками крутых яиц и манной крупой.

1,5 л молока

1 л мелко сеченных листьев лебеды с добавкой чертополоха

2 луковицы

1 морковь

1 ст. ложка манной крупы укроп

4-5 желтков крутого яйца

1. Чертополох обдать кипятком в дуршлаге, чтобы лишить его
колючести. Затем соединить с про-мытой зеленью лебеды, мелко
нашинковать вместе с морковкой, залить поллитра кипятка и дать
слегка увариться до мягкости.

2. Добавить измельченный лук, укроп, залить подогретым молоком и
варить до закипания на сла-бом огне.

3. В момент закипания засыпать через сито манную крупу и продолжать
варить до пюреобразного состояния. Снять с огня, заправить желтками,
дать постоять под крышкой 10 мин.



ПОЛБЯНАЯ КАША


Была хорошо известна северным, уральским и волжским финно-уграм.

1 стакан полбы

8,5 л простокваши

0,5 стакана воды

0,5 л молока

100 г масла

1. Полбу замочить на 4-6 ч (или на ночь) в смеси простокваши (или скисшего молока и
кипяченой холодной воды), затем промыть в холодной воде и отварить на слабом
наплитном огне в молоке или смеси молока с водой до готовности (каша не
разваривается, каждое зернышко остается це-лым, готовность проверяется пробой на
вкус после полного выкипания жидкости).

2. Кашу укутать и дать выстояться 30-40 мин, после чего заправить ее маслом и
подать к столу.



ШОНГАРЯМ

(МОРДОВСКАЯ  ПШЕННАЯ  КАША)


1 стакан пшена

0,5-1 л молока

50-75 г сливочного масла

150-200 г обрезков любого отварного мяса

1-2 крутых яйца

1-2 луковицы

1. Пшено промыть несколько раз в холодной воде, затем обдать кипятком и варить до
полуготовно-сти (10-15 мин), чтобы не разварилось в воде, после чего жидкость
слить, в кашу залить молоко, в котором уварить ее до густоты.

2. Готовую кашу заправить маслом, мелко накрошенными кусочками
мяса (зайчатины, свинины, говядины — любого) или курицы, рублеными яйцами и
измельченным луком и тщательно раз-мешать. После этого добавить в кашу небольшие
кусочки верхней корки от свежевыпеченного черного домашнего хлеба (для этого
срезается только сухая, зазубренная часть корки, совершенно без мякоти). Если
домашнего хлеба нет, то покупной для этой цели лучше не использовать — он лишь
испортит вкус каши, в то время как корка домашнего хлеба придаст ей особое
вкусовое свое-образие (в этом случае каша должна постоять перед подачей 5—10 мин,
чтобы корка упрела).



КАША ПШЁННАЯ С
ТЫКВОЙ



Суронь ям тикла мархта (м),
Дурак куяр марто ямксонь (э)


1 стакан пшена

600 г тыквы

300 г молока

300 г воды

1 ст. ложкА сахара

40 г сливочного масла

Тыкву очищают от кожи, удаляют семена с мякотью, нарезают
мелкими кубиками или пропускают через мясорубку, кладут в кипящее
молоко (можно в разбавленное водой), добавляют соль, сахар и доводят
до кипения. Потом засыпают пшено и варят кашу до готовности на малом
огне (при сла-бом кипении). Подают со сливочным маслом.



ЦЁМАРТ

(МОРДОВСКИЕ  ПЕЛЬМЕНИ)


Для теста:

2,5 стакана пшеничной муки

2 яйца

0,5 стакана холодной (ледяной) воды

1. Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 мин под влажным полотенцем,
затем раска-тать в тонкий пласт толщиной до 1 мм (чем тоньше раскатано тесто, тем
лучше).

2. В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное
небольшими квадратиками 4 x 4 см или макси-мум 5 x 5 см, завернуть маленькие кубики
жирной свинины или сала, крепко посоленные и обиль-но сдобренные мелкосеченным или
пассерованным луком и черным перцем. Свернуть квадрати-ки треугольниками, края
теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 мин в мясном или костном
говяжьем бульоне. Есть их вместе с бульоном, посыпав его свежим укропом,
петрушкой и дудником (зелень кервеля).



ТОМЛЁНОЕ МЯСО


Мясо
(любое, особенно заячье) обычно томят крупным куском (2-3 кг)
в печи (духовке) с неболь-шим количеством воды и луком в плотно
закрытой посуде в течение 2-3 ч.
В
качестве гарнира используют лапшу, отварную морковь и паренки,
приготовляемые отдельно, а в последнее время — отварной
картофель.



ТОМЛЁНАЯ РЫБА


Рыба
как второе блюдо также приготавливается отдельно путем
запекания в оболочке, т. е. факти-чески проходит процесс
томления.

Крупную рыбу чистят, прополаскивают проточной водой,
тщательно, насухо вытирают и затем снаружи и изнутри натирают
солью с черным перцем, небольшим количеством муки,
завертыва-ют в перо зеленого лука, щавель, поверх которого
оборачивают пятью-шестью слоями листьев капусты или конского
щавеля, молодого лопуха, иногда — клёна, обвязывают для
прочности тра-вой и в таком виде запекают в золе и углях
костра. При соблюдении тщательности покрытия рыба
остается варено-томленой. Гарниром к такой рыбе служат
печеный лук, отварная и пареная мор-ковь, печеный и отварной
картофель. Подачу сырых овощей традиционная национальная кухня
финно-угров, как правило, не знает, но теперь их уже
употребляют.

Приготовление указанных мясных и рыбных блюд
можно имитировать в современной городской кухне, используя в
качестве верхнего (основного) покрытия фольгу, а в качестве
огня — духовку. Пищевые покрытия — укроп, зеленый лук, щавель
— вполне доступны, особенно в летнее время, в любом городе.



БРУСНИКА (КЛЮКВА) С РЕПОЙ
(РЕДЬКОЙ)



1 стакан
ягод

0,5-1 стакан тертой репы (редьки)

3-4 ст. ложки сахара или меда


Для приготовления этого
распространенного национального блюда используются только так
назы-ваемые паренки, т. е. брюква, репа
или редька, выпеченная в печи, а потому сухая, с особым
при-ятным вкусом. Репа, отваренная обычным способом, в
воде, не годится.

Приготовление
паренков.
 Овощи тщательно очистить от повреждений,
кожуру снять, крупные клубни разрезать на 3-4 куска, плотно
уложить в чугун или горшок. Отверстие вверху плотно затк-нуть
чистой соломой (ржаной, овсяной, ячменной), чугунок
перевернуть дном вверх на лист, кото-рый поместить в духовку.
Все это должно томиться на умеренном огне до появления
приятного запаха, сигнализирующего о готовности (примерно
через 35-50 мин).

Горячие паренки можно подать как самостоятельное блюдо,
на гарнир к мясу или как горячую за-куску со сливочным маслом.
Для сладкого блюда паренки остужают и натирают на
мелкой терке, после чего смешивают с сахаром и ягодой.




КИСЕЛЬ ИЗ МЁДА


0,5 л
воды

100-150 г меда

1 ст. ложка крахмала

0,5-1 стакан сока клюквы или брусники

2-3 кусочка сахара или 2-3 ч. ложки сахарного песка


Мед развести горячей водой,
довести до кипения, снять пену, влить разведенный холодной
водой крахмал и, быстро размешивая его, заварить кисель.
Прежде чем он окончательно загустеет, влить подслащенный
клюквенный сок и подогреть, не доводя до кипения.



ПАМПУШКИ



Цюкорост (м),
Сюкорот (э)


500 г муки

40 г маргарина

70 г сахара

12 г дрожжей

40 г меланжа

250 мл воды

100 мл растительного масла (для фритюра)

100 г сахара для обсыпки

Из дрожжевого теста раскатывают шарики весом 25-30 г и жарят в большом
количестве жира (1 : 4). Подают, посыпав сахарной пудрой или полив сахарным
сиропом, вареньем. Можно посыпать и луком, жаренным во фритюре.



ПОЗА

(мокшанский рецепт Зубово-Полянского района)


Лесную
травку для браги собирают особо тщательно и сушат не под
прямым солнцем (под наве-сом). Оберегают от мышей, следят,
чтобы не сопрела да дурман-растение не попало в нее. В
разно-травье попадаются лекарственные стебельки душицы (карунь
тише
– мокш., карво тикше – эрз.), зверобоя,
клевера, земляники. В наши дни кладут сено. В старину
применяли мякину. По-мокшан-ски – «юв». Но только
просяную.

«Позань путомась» – постановка браги в мордовском доме
– целое событие. Об этом вся улица, а то и вся деревня знала.

Свеклу тщательно моют, чистят, трут на тёрке, закладывают в
чугун и ставят в печь. Парят не менее суток, а то и больше.
Раньше даже печной заслон обмазывали глиной. В городских
условиях, где нет печей, хорошей браги выдать почти
невозможно.

Годятся для позы липовые и дубовые кадушки. Сосновая
или осиновая – нежелательны. Из первой может выступить смола,
войдет в брагу смолистый дух, осина придает горечь. Всем
требованиям отвечает только липовая кадка – самая чистая. Ее
держат специально для позы. Иногда такая посуда «гуляет» по
дворам : одна хозяйка, сделав свое дело, передаёт её соседке.

Совсем недопустимо использовать тару из-под солений. Это
значит не уважать себя, да и не видать тогда отличной позы.
Кадушка, или небольшой бочонок, на три-четыре ведра, имеют
сбоку, выше дна на ладонь, отверстие – спуск, с деревянной
затычкой в палец толщиной.

Вынув хорошо упаренную свеклу из печи, её опрокидывают в
бочонок, и в этот же момент туда насыпают мелко нарубленное
топором сено. Туда же кидают небольшое количество головок
лес-ного хмеля. Теперь остаётся все залить кипятком и бросить
закваску. Её берут от дежи – теста для ржаного хлеба.
Закрыв деревянным кружком посудину и накрыв старым одеялом,
тряпьем, тща-тельно укутав, отстаивают в тёплом месте. Потом
выносят в сени – остужают.

Распеленав, словно ребенка, кадушку, чуть открыв крышку,
глядят в дыру и слушают, определяя по известным признакам –
цвету, запаху, шипенью – скоро ли поспеет яство. Мокшанки
говорят об этом : «къзняй», значит, шипит, бродит.

Когда поза готова – шипит – под бочонок, стоящий на
лавке, подставляют кувшин и выдергивают пробку. Такой спуск
называется «первак». Это самая лучшая поза – её «сливки» !
Выпив всю, можете залить ещё порцию кипяченой воды. Это будет
второй розлив. Можно долить и в третий – в последний раз ! Но
это будет уже третий сорт.



ПОЗА
(эрзянский
рецепт села Кочелай Кочкуровского района)


Свеклу
варят несколько дней. Причем держат в печи не постоянно : день
парят, на второй выни-мают, потом снова сажают в печь. Потом –
сушат, раскладывая на досках и хранят для зимы. Потом готовят
солод : замачивают рожь и ставят в теплую печь. Пророщенные
зерна молят на мельнице или ручных жерновах. Полученную муку –
солод – парят. Свеклу и солод закладывают в специаль-ную
кадушку-пересейку. Раньше обычно она была общей на 15—20
семей, переходила из рук в руки. Те, кто был побогаче, держали
посуду только для себя. Внутрь кадушки из гибкого прута де-лают
круг, оплетая лыком. Круг служит ситом-перегородкой между
свеклой, солодом, лежащими на дне. Выше круга насыпают
измельченную ржаную солому. В состав эрзянской позы
обязатель-но входит лесной хмель, немного сахара, дрожжи.

В селе Болдове Рузаевского района варили лесную брагу.
Куски свёклы сушили в печке и даже обжаривали. Эту «шоколадку»
очень любили дети. Заготовленную таким образом свёклу
складыва-ли в мешок, вешали в сухом месте и хранили впрок.
Зимой «свекольные сухари» кипятили, разбав-ляя прокипячёным
сладким раствором зверобоя (полпивань тише – мокш.,
чай тикше
–  эрз.), в который клали дрожжи.


По материалам Н.
Мокшина, В. Похлёбкина, В. Колмыкова

От Кастро до Путина: дружки-деспоты Депардье

Уильям СТИВЕНС / Gamma-Rapho via Getty Images

По тому, как внезапно напряглись официанты, все поняли, что приближается эль президенте. Было уже темно. Фары пробили полумрак, и тут через тропический сад промчалось полдюжины военных машин. Вид вооруженных солдат и телохранителей, окружающих большой автомобиль, напоминал один из тех шпионских фильмов, в которых Жерар Депардье никогда не снимался. И все же он спускался по ступеням великолепной гасиенды, чтобы сыграть главную роль в этот особенный вечер.

В куртке из хлопка цвета хаки и с седой бородой Фидель Кастро называл француза «mi amigo» , чьи большие фильмы он иногда показывал в кинотеатре своего президентского дворца. Каждый раз, когда Депардье приезжал на Кубу на «Соколе», принадлежащем французу Жерару Бургуэну, ведущему в мире птицеводу, «Лидер Максимо» обедал вместе с актером. Он принял его как высокого гостя, с делегацией, посланной встретить его в аэропорту, великолепной виллой для его размещения и поездками на охоту и рыбалку на Кайо-Пьедра, нетронутый островок в заливе Гуантанамо.

Депардье любил эти обеды, во время которых говорили о еде, песнях и женщинах. Фидель знал несколько французских слов, а Жерар сохранил представления об испанском со съемок фильма « Кристоф Коломб » ( 1492: Покорение рая ) в Коста-Рике и Испании в 1991 году. Вино делало присутствие переводчика излишним — Бургуэн всегда возил грузовики с курицей, а Депардье — ящиками с шабли и собственного анжуйского вина.

Кастро был тем мужчиной, который нравился актеру. У него было такое же телосложение, такой же громкий рот, такая же харизма и такая же всемирная известность. Не имело значения, посадил ли он своих противников в тюрьму или отправил их в изгнание. Не имело значения, если экономическое положение острова было катастрофическим, а население голодало.