Цемарт, юбку и баланду, а также другие блюда национальной мордовской кухни можно отведать на Миорщине
Светлана Сосик (на снимке) пришла на встречу с журналистами «ВВ» с подарками: книгами с кулинарными рецептами и альбомами с записями Баха. – Мне нравится классическая музыка, слушаю ее часто, и готовить люблю. Надеюсь, вам понравятся мои маленькие презенты, – комментировала свой выбор наша героиня.
В агрогородке Турково о ней говорят только хорошее. Поселилась в здешних краях в конце 1980-х, приехала из Амурской области, около 20 лет работала главным агрономом в местном сельхозпредприятии, избиралась депутатом. Вырастила троих детей, сейчас на пенсии, помогает воспитывать внуков.
– Она женщина необычная, выделяется среди деревенских жителей, добрая, веселая, может праздник из буднего дня устроить, – охарактеризовал Светлану Сосик председатель Турковского сельсовета Петр Тиханович.
Тот, кто попадал за праздничный стол к Светлане (несмотря на пенсионный возраст, она не привыкла, чтобы ее называли по отчеству, а оно тоже необычное – Габдуловна), удивлялся разнообразию представленных на нем блюд разных национальностей.
– Мой папа – Габдула Габасович Магосумов из узбекских татар, мама – Мария Кузьминична Ерошкина – мордвинка, а познакомились они на Дальнем Востоке, куда молодыми поехали работать. Так что в родительском доме нас учили готовить и узбекский плов, и мордовские пельмени – цемарт, и русские борщи. А в Беларуси я освоила рецепты местной кухни, – поясняет Светлана.
И рассказывает: у мамы было 10 детей, она награждена орденом Славы, к сожалению, два года назад ее не стало. Большую часть жизни Мария Кузьминична прожила не в Мордовии, но сохранила традиции, язык своего народа и родовую фамилию, не перешла на мужнину. Как вспоминает Светлана, ее бабушка не говорила по-русски, мама в семье была переводчиком.
– Сейчас хочу выучить язык моих предков. Единого в Мордовии нет, есть два разных диалекта: мокшанский и эрзянский, оба умирающих. Разучиваю народные песни. И татарский мне интересен, – говорит Светлана, которая считает себя по национальности мордвинкой.
Она не раз представляла Мордовию на областных и республиканских фестивалях национальных культур, получала дипломы. Жюри конкурса обычно задерживается у стола с блюдами, приготовленными Светланой.
– Мама всегда гостей угощала пышками, к Троице делала юбку: 12 пресных лепешек (по числу апостолов) выкладывала на тарелку, а между ними – любую начинку, например, черемуховое варенье или мясной фарш. К столу обязательно подавали кисели, из сладостей – чак-чак, тесто для него замешивается на желтках, нарезается кусочками, обжаривается и заливается медом, – рассказывает искусная кулинарка.
Интересное блюдо: баланда – летний суп из молока, сеченых листьев лебеды, чертополоха, лука, моркови, манной крупы, сваренных желтков и укропа. Мама научила дочь не только хорошо готовить, но и вышивать, коврики плести, а еще петь. Светлана знает русские, французские песни, выступает в вокальном коллективе при Доме культуры.
– Мордовцы – люди трудолюбивые, гостеприимные, необидчивые, непьющие, любят петь, танцевать. Представители нации – известные певуньи Лидия Русланова, Надежда Кадышева, – не без гордости отмечает Светлана Сосик.
А еще на этой земле жил великий прославленный святой Серафим Саровский. Правда, Светлана никогда не была на родине своих предков. Очень хочет поехать, а также создать мордовское землячество в Беларуси. Как мы выяснили, согласно переписи 2009 года у нас в республике их проживало 877 человек, на Витебщине чуть более 100. Многие утратили национальную аутентичность, но есть и такие, как наша героиня, для которой важно сохранить духовную связь со своим народом.
– Хочу своими руками пошить национальный мордовский костюм, рассказать о своем народе моим нынешним землякам. Беларусь стала для меня вторым домом, но и родину предков нельзя забывать, – поясняет мордвинка из Турково.
Она и дочерям своим передает кулинарное искусство их бабушки и прабабушки. Внуки уже распробовали чак-чак и домашние пышки.
Светлана вспоминает, что первые годы жизни в Беларуси ее тянуло домой. Непривычной была и местная кухня, прежде она не пробовала ни драники, ни клецки. Но вскоре и сама стала их отменно готовить. Теперь нисколько не жалеет, что судьба забросила ее сюда.
– Родные сестры остались жить в Амурской области, пострадали во время прошлогоднего наводнения, дом одной из сестер полностью затопило, ее чудом спасли, – рассказывает Светлана.
Она, действительно, необычная женщина, которая сохранила духовную связь со своим народом, живя всю жизнь от него вдалеке.
Рецепт настоящих мордовских пельменей (цемартов):
В пельменное тесто, раскатанное и нарезанное небольшими квадратиками 4×4 см (максимум 5×5 см), завернуть маленькие кубики жирной свинины или сала, крепко посоленные и обильно сдобренные мелкосеченым или пассированным луком и черным перцем. Свернуть квадратики треугольниками, края теста защипать. Отварить пельмени в течение 20-25 мин. в мясном или костном говяжьем бульоне. Есть вместе с бульоном, посыпав свежим укропом, петрушкой и дудником (зелень кервеля).
Фото Татьяны Пастернак
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны
Рецепты мордовской кухни > Зубова Поляна (Республика Мордовия)
1,5 л молока 1. Чертополох обдать кипятком в дуршлаге, чтобы лишить его
1. Полбу замочить на 4-6 ч (или на ночь) в смеси простокваши (или скисшего молока и
1. Пшено промыть несколько раз в холодной воде, затем обдать кипятком и варить до
Тыкву очищают от кожи, удаляют семена с мякотью, нарезают
1. Замесить крутое тесто, дать ему расстояться 15-20 мин под влажным полотенцем,
Крупную рыбу чистят, прополаскивают проточной водой,
Приготовление указанных мясных и рыбных блюд
Приготовление
Горячие паренки можно подать как самостоятельное блюдо,
Из дрожжевого теста раскатывают шарики весом 25-30 г и жарят в большом
«Позань путомась» – постановка браги в мордовском доме
Свеклу тщательно моют, чистят, трут на тёрке, закладывают в
Годятся для позы липовые и дубовые кадушки. Сосновая
Совсем недопустимо использовать тару из-под солений. Это
Вынув хорошо упаренную свеклу из печи, её опрокидывают в
Распеленав, словно ребенка, кадушку, чуть открыв крышку,
Когда поза готова – шипит – под бочонок, стоящий на
В селе Болдове Рузаевского района варили лесную брагу.
|
От Кастро до Путина: дружки-деспоты Депардье
Уильям СТИВЕНС / Gamma-Rapho via Getty Images
По тому, как внезапно напряглись официанты, все поняли, что приближается эль президенте. Было уже темно. Фары пробили полумрак, и тут через тропический сад промчалось полдюжины военных машин. Вид вооруженных солдат и телохранителей, окружающих большой автомобиль, напоминал один из тех шпионских фильмов, в которых Жерар Депардье никогда не снимался. И все же он спускался по ступеням великолепной гасиенды, чтобы сыграть главную роль в этот особенный вечер.
В куртке из хлопка цвета хаки и с седой бородой Фидель Кастро называл француза «mi amigo» , чьи большие фильмы он иногда показывал в кинотеатре своего президентского дворца. Каждый раз, когда Депардье приезжал на Кубу на «Соколе», принадлежащем французу Жерару Бургуэну, ведущему в мире птицеводу, «Лидер Максимо» обедал вместе с актером. Он принял его как высокого гостя, с делегацией, посланной встретить его в аэропорту, великолепной виллой для его размещения и поездками на охоту и рыбалку на Кайо-Пьедра, нетронутый островок в заливе Гуантанамо.
Депардье любил эти обеды, во время которых говорили о еде, песнях и женщинах. Фидель знал несколько французских слов, а Жерар сохранил представления об испанском со съемок фильма « Кристоф Коломб » ( 1492: Покорение рая ) в Коста-Рике и Испании в 1991 году. Вино делало присутствие переводчика излишним — Бургуэн всегда возил грузовики с курицей, а Депардье — ящиками с шабли и собственного анжуйского вина.
Кастро был тем мужчиной, который нравился актеру. У него было такое же телосложение, такой же громкий рот, такая же харизма и такая же всемирная известность. Не имело значения, посадил ли он своих противников в тюрьму или отправил их в изгнание. Не имело значения, если экономическое положение острова было катастрофическим, а население голодало.