Икона голова на блюде что означает: значение и в чем помогает, молитвы

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: иконы, фрески, живопись

Усекновение главы Иоанна Предтечи; 16 век, Греция. Афон, монастырь Дионисиат

Мученическая смерть величайшего из святых – Иоанна Крестителя – один из самых интересных сюжетов в иконописи.

Иногда изображение предельно лаконично: только смиренно склонившийся пророк и палач-секулятор с занесенным мечом. Иногда композиция становится сложной: Саломея подставляет блюдо, в которое должна упасть отрубленная голова, Ирод сидит на троне, ученики погребают тело Предтечи.

С Усекновением главы св. Иоанна Крестителя символически связаны еще два иконописных сюжета. На иконах Сошествия Христа во ад св. Иоанн, «печать пророков», изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы и сени смертной. Таково церковное предание: после смерти пророк проповедовал в аде. Не случайно и в праздничном тропаре поется «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».

Иоанн Предтеча отвечает на вопросы

Другой образ – так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Он был особенно распространен в России в 16 – 17 веках, а впоследствии среди старообрядцев. Образ этот символический – в нем были усилены черты св. Иоанна как отшельника и проповедника покаяния, а значит, предшественника монашества. На хартии у него обычно пишется «Се Агнец, вземляй грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное». У него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. В руке у него – блюдо. Правильно писать в нем изображение младенца Христа (жертвенного Агнца), которого проповедовал «глас вопиющего в пустыни», но часто иконописцы помещают в него отрубленную главу самого святого.

Н. Е. Маковский, «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы» (1872), фрагмент. Пожалуй, самый известный сохранившийся храм в России, освящённый в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня здесь престольный праздник

В этих двух головах на одной иконе уже чувствуется легкое влияние западной традиции изображать святых с атрибутами их мученичества, которое впоследствии приведет к появлению нового типа икон – натуралистичного изображения главы св. Иоанна Предтечи на блюде (иногда с закрытыми глазами, т.е. мертвой) или даже одной главы.

Св. Иоанн Предтеча. Энкаустическая икона VI века из собрания Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в Киеве (Ранее – Музей Западного и Восточного искусства). Эта икона находилась в монастыре св. Екатерины на Синае, откуда была вывезена архим. Порфирием (Успенским) в 1850 году

Часто в системе фресковой росписи житийный цикл Иоанна Предтечи, в т.ч. и сцены Усекновения и Обретения главы могли располагаться в дьяконнике. Обретение главы Иоанна Предтечи. Фреска дьяконника собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1125 год (слева). Усекновение главы Иоанна Предтечи Фреска дьяконника церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода. 1189 год. (справа)

Св. Иоанн Предтеча. Фреска церкви монастыря Грачаница (Сербия, Косово), 14 векСцены из жития св. Иоанна Предтечи. 1. Крещение. Иоанн Предтеча перед Иродом. 2. Иоанн Предтеча в темнице. Усекновение главы. 3. Пир Ирода. Погребение Иоанна Предтечи. Эти шесть изображений на трех досках были скорее всего выпилены из иконы Иоанна Предтечи в житии. Византия, рубеж XIV-XVвв., из собрания Гос. Исторического музеяУсекновение главы Иоанна Предтечи, принесение главы Ироду, Погребение Иоанна Предтечи. Мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции, середина 14 векаИоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии т.н. «таблеток» Софии Новгородской. Конец 15– начало 16 века. Ныне – в собрании Гос. Русского музеяУсекновение главы Иоанна Предтечи. Икона 16 века из собрания Музея русского искусства в КиевеСв. Иоанн Предтеча со сценами жития. Икона середины XVI века из церкви Николы Надеина в Ярославле. Изображения подобной иконографии получают широкое распространение на Руси того времени в том числе потому, что Иоанн Предтеча был тезоименитым святым царя Ивана ГрозногоИоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона 60-х гг. 16 века из Стефано – Махрищского монастыря (ныне – в собрании Музея им. Андрея Рублева)Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русский Север, 17 век (в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств)Усекновение главы Иоанна Предтечи. Греческий мастер, 17-18 вв. Из собрания Гос. Исторического музеяУсекновение главы Иоанна Предтечи, 17 век. Икона Строгановской школы из собрания музея икон в Реклингхаузене (Германия)Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. В верхнем ряду – двунадесятые праздники – Богоявление, Воскресение и Вход Господень в Иерусалим. Слева – Рождество Предтечи и Обретение главы, справа – Усекновение главы и принесение ее на пир Ирода. Палех, первая половина 19 века, частное собрание в ГерманииСвятая глава Иоанна Предтечи. Русская икона конца 19 векаСв. Иоанн Предтеча со сценами жития. Мастер Семен Иванов, 1840 год. Из собрания Музея им. Андрея РублеваУсекновение главы Иоанна Предтечи. Псковская икона конца 16 векаУсекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска церкви Успения монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321 годаУсекновение главы Иоанна Предтечи; 16 век, Греция. Афон, монастырь ДионисиатИоанн Предтеча со сценами жития: Благовестие Захарии (Лука, 1:5-22), Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы пророка; Византия 13 век; Синай, монастырь св. ЕкатериныУсекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 16 векУсекновение главы Иоанна Предтечи; Мозаика флорентийского баптистерия со сценами жития Пророка, фрагмент, 1250 – 1330 гг.Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 18 векУсекновение главы Иоанна Предтечи; 19 век , Россия, мастерская Новотихвинского монастыря, Екатеринбург; Екатеринбургский музей изобразительных искусствУсекновение главы Иоанна Предтечи, фреска; Балканы, 17 век«Танец Саломеи» Беноццо Гоццоли, 1472 год«Иоанн Предтеча перед Иродом» Маттиа Прети, 1665 год«Саломея танцует перед царем Иродом» Густава Моро, 1876 год«Усекновение головы Иоанна Предтечи» Василия Худякова, 1861 год«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Якопо да Понте Бассано, в.п. 16 века«Глава Иоанна Крестителя» Карела Фабрициуса, 1640 год«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Пюви де Шаванна, 1869 год«Месть Иродиады» Хуана Фландеса, 1496 год«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Караваджо, 1608 год«Саломея» Лукаса Кранаха Старшего, 1530 год«Саломея получает голову Иоанна Крестителя» Андреа Соларио, п. п. 16 векаСв. Иоанн Предтеча, современная икона

Сегодня, в память мученической кончины Иоанна Крестителя, в православной традиции день строгого поста.

Что означает Усекновение главы Иоанна Предтечи? История и традиции Головосека

https://sputnik.by/20190911/golovosek-2019-1037575363.html

Что означает Усекновение главы Иоанна Предтечи? История и традиции Головосека

Что означает Усекновение главы Иоанна Предтечи? История и традиции Головосека

Усекновение главы Иоанна Предтечи является одним из самых важных дней для православных верующих. 11.09.2019, Sputnik Беларусь

2019-09-11T06:00+0300

2019-09-11T06:00+0300

2019-09-11T10:32+0300

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103231/76/1032317602_0:142:3117:1905_1920x0_80_0_0_8c3d51fd5d45f497b6d62cdcea14c6bd.jpg

Sputnik Беларусь

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2019

Sputnik Беларусь

media@sputniknews. com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_BY

Sputnik Беларусь

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103231/76/1032317602_0:44:3117:2003_1920x0_80_0_0_0f341f1e454016938470688c9e9060aa.jpg

1920

1920

true

Sputnik Беларусь

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Беларусь

религия, справка, усекновение главы иоанна предтечи

религия, справка, усекновение главы иоанна предтечи

Православный мир отмечает 11 сентября важный церковный праздник: Усекновение главы Иоанна Предтечи (Головосек). Об истории и традициях этого дня читайте в справке Sputnik.

История празднования

История этого дня связана с Евангельскими повествованиями. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, после крещения он продолжал служить во имя Христа-Спасителя: рассказывал всем о Спасении мира, выявлял пороки известных людей.

Согласно преданию, после крещения Иисуса Христа правитель Галилеи Ирод Антипа заточил Иоанна в темнице. Произошло это из-за уличения Ирода в связи с женой своего брата, царицей Иродиадой. Этим поступком он покрыл позором имя своей законной супруги. 

Цветы в храме: зеленые – на Троицу, белые – на Пасху

В день своего рождения Ирод устроил большое пиршество, где собрались все достопочтенные вельможи. Дочь Иродиады, малютка Саломия танцевала настолько изящно, что правитель не смог отказать ей в исполнении любого желания.

Маленькая Саломия (Саломея) заявила о желании лицезреть отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Ирод не желал делать этого, ведь он опасался гнева Божьего, но желание исполнил. Отрубленную голову пророка Саломия принесла матери, которая исколола его язык иглой и закопала голову в порочном месте. Чуть позже голова была захоронена на Елионской горе. Именно поэтому верующие отмечают обретение честной главы 24 февраля. Голова считается священной.

Предание говорит, что Божий суд случился над Иродом, Саломией и Иродиадой. Саломия провалилась под ледяную поверхность реки, а ее шею зажало между двух льдин, которые и отрубили ей голову. Эту голову точно так же поднесли на блюде Ироду и матери девушки. 

Почитание Иоанна

На какой бы день недель ни выпадал Головосек, его всегда соотносят со строгим постом. В память о великом постнике Иоанне не разрешается есть мясо, рыбу, молочные продукты и другое. Цель поста — напомнить, к чему приводит невоздержание. Также нельзя есть круглые фрукты и овощи красного цвета. Запрещается подавать пищу на блюдах.

На Головосека нельзя пользоваться ножами и другими колюще-режущими предметами. В этот день непозволительно танцевать и петь.

Накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи проходит традиционное богослужение.

Голова Иоанна Предтечи – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

On By DavidОставить комментарий

На иконе выше в центре изображено убийство Иоанна Предтечи (Крестителя), как упоминается в Новом Завете. Но все остальные образы вокруг него исходят из легенд о том, что произошло позже.

Все, кто знаком с новозаветными историями, знают, что согласно им Иоанн был обезглавлен. В последовавших за этим легендах его голова с годами то терялась, то снова находилась. На самом деле есть ТРИ «официальных» находки головы Иоанна, все они изображены в иконографии и отмечены в календаре Восточной Православной Церкви.

Говорят, что после убийства Иоанна его ученики похоронили тело в Себастии, самаритянском городе.

Вот часть иконы, изображающая погребение/погребение тела:

Но Иродиада, жена Ирода и коварная мать Саломеи, как говорят, спрятала голову в «бесчестном месте» — т.е. куча навоза.

В Евангелии от Луки в 8:1-3 говорится об Иисусе: Царство Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, исцелившиеся от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, 9 0026 и Иоанна, жена Хузы, управляющего Ирода , и Сусанна, и многие другие, которые служили им своим имуществом.

Этот Χουζᾶς — Хоуз — как он называется по-гречески (Хуза /Хуза по-славянски) был, как сказано здесь, управителем Ирода. Но обратите внимание, что акцент делается не на нем, а на его жене Иоанне/Иоанне. Именно Иоанна фигурирует в более позднем рассказе о том, что стало с головой Иоанна.

Согласно легенде, Иоанна вынула из тайника голову Иоанна, положила ее в глиняный кувшин и закопала в одном из имений Ирода на Елеонской горе. Спустя годы имением завладел дворянин по имени Иннокентий (по-славянски Иннокентий). Он приказал построить там церковь, но когда рыли траншею для фундамента, был обнаружен глиняный кувшин с головой Иоанна. Согласно легенде, «знаки», сопровождавшие находку, показали Иннокентию, что это важная реликвия. Он хранил его с большой честью, но когда его смерть была близка, он опасался, что он может быть осквернен неверующими. Следовательно, он снова закопал голову там, где она была найдена, — в церкви. А после его смерти церковь пришла в запустение и пришла в запустение, закрыв место погребения главы Иоанна.

Через несколько дней после того, как Константин стал римским императором, два монаха посетили святые места через Иерусалим. Там им явился Иоанн Предтеча (кажется, в этих старинных сказках людям всегда являлись святые) и сказал, где погребена его голова. Они пошли в разрушенную церковь, нашли голову и положили ее в плетеный мешок из верблюжьей шерсти. По дороге к себе домой они наткнулись на горшечника. Они уговорили его отнести мешок к ним, не сказав ему, что в нем. Но по дороге горшечнику явился Иоанн Предтеча и велел ему бежать от ленивых монахов, взяв с собой мешок и голову. Гончар скрылся (сцена показана в верхней части фрагмента выше) и благоговейно оставил голову в своем доме. В конце концов, перед смертью он положил голову в кувшин с водой и отдал ее на хранение своей сестре.

Все это составляет рассказ о «Первой находке» (хотя технически она включает в себя две «находки») — и представлено этим сегментом:

Вот еще один пример «Первой находки», граница сцена с иконы Иоанна:

Вот фрагмент византийской иконы, изображающий «Первообретение».

Обратите внимание на наличие во всех этих зданиях.

 

Голова долгие годы хранилась у набожных христиан. В конце концов она попала в руки некоего Евстафия/Евстатия, который был христианином-арианином. Вы можете вспомнить, что ариане (которые почти стали доминирующей формой христианства) считали, что Иисус не был Богом в том же смысле, что и Отец, и не был равен ему. Поэтому более поздние христиане смотрели на ариан как на еретиков. Когда голова Иоанна излечивала различные недуги, Евстафий объяснял исцеления тем, что голова находилась во владении правоверного арианина. Но его враги сочли это кощунством, и он был вынужден бежать. Поэтому он похоронил голову Иоанна в пещере недалеко от Эмесы, планируя вернуться позже и забрать ее.

Однако этого не произошло. Группа неарианских монахов поселилась в пещере, и в конце концов там был построен монастырь. В 452 г. н.э. Еще раз явился Иоанн Предтеча, на этот раз настоятелю монастыря, некоему Марцеллу/Маркелу. Иоанн сказал ему, где спрятана голова, и Марцелл раскопал ее (это «вторая находка»). Некоторое время он хранился в Эмесе.

Вот сегмент, показывающий «Вторую находку»:

Это клеймо с иконы Иоанна, изображающее «Второе обретение»:

Вот клеймо «Второе обретение» с византийской иконы:

Вот еще одна икона — русский — с различными сценами из сказки «Вторая находка». В нижнем центре изображен Иоанн, являющийся Маркеллосу, а в верхнем центре — обнаружение головы. Надпись выше гласит: ВТРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ВТОРОЕ ОБРИЕТЕНИЕ — «Вторая находка».

«Вторая находка» обычно представлена ​​двумя фигурами перед пещерой.

В настоящих иконах различные находки головы Иоанна часто несколько иконографически перепутаны. Вот, например, русская икона с пещерой, общей для икон Второго обретения, но заголовок выше гласит «Первообретение главы святого Иоанна Предтечи».

Греческая надпись на этой фреске сочетает погребение тела Иоанна с иконографией Второго обретения, но название звучит просто:

Ο ΕΝΤΑΦΙΑCΜΟC ΚΑΙ Η ΕΥPΡΕCΙC
HO ENTAPHIASMOS KAI HE EVRESIS
«ПОГробница и находка».

Затем голову доставили в Константинополь, центр восточно-православного религиозно-политического мира. Рассказывают, что во время мусульманских нападений — во время иконоборческой полемики — христиане тайно вынесли голову из города, отнеся ее в место в Абхазии под названием Комана, где и спрятали. После того, как Седьмой Вселенский Собор принес иконофилам победу над иконоборцами, одному священнику было видение, показывающее местонахождение скрытой главы, и она снова была найдена («Третье обретение») и возвращена в Константинополь.

Этот фрагмент изображения показывает голову в Константинополе; этот образ часто используется для обозначения «Третьего обретения»

Вот, однако, поздняя русская икона «Третье обретение», которая, как вы видите, очень похожа на «Первое обретение» на русской иконе упоминалось выше — так что видно, насколько запутанной может быть иконография этих «находок»:

(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)

Теперь, как ни странно, затем история перемещается на римско-католический Запад. Говорят, что в 1204 году солдаты-католики, грабя Константинополь во время Четвертого крестового похода, наткнулись на человеческое лицо, покрытое стеклом, вставленное в серебряную пластину. Греческая надпись идентифицировала голову — без нижней челюсти — как голову Иоанна Предтечи. Голову доставили в Пикардию, во Францию, где она была торжественно встречена епископом у ворот города Амьена. В 1220 году глава была помещена в Амьенский собор. Там он стал очень почитаемой реликвией, привлекавшей паломников издалека и ближнего зарубежья. В 1604 году папа Климент VIII попросил и получил часть головы, чтобы поместить ее в церкви св. Иоанна Латеранского в Риме.

Эти отчеты еще раз иллюстрируют важность когда-то предполагаемых реликвий. На самом деле почитание реликвий и их предполагаемых сил способствовало принятию почитаемых икон в восточном православии.

Евангелие от Марка Голова на блюде

Отрубленные головы поп-культуры

Мы знаем, что вы любите розыгрыши. Не отрицай этого. Это означает, что вы, вероятно, пытались провернуть довольно отвратительную уловку Хэллоуина, положив голову на блюде. Вы знаете, о чем мы говорим: окровавленная шея и голова вместе с гарнирами и/или стейком. Как-то грубо.

В остальное время года этот брутальный образ появляется как угроза: «Я буду иметь твою голову на блюде!» Возможно, вы слышали это предупреждение от мстительного Блэра в эпизоде ​​сериала «Сплетница » или от партийного политика, собирающего голоса против своего соперника. Или, если вы суперзлодей, возможно, вы даже использовали его сами.

Отрубленная голова Джона

Угадайте, что? Этот уродливый образ, дышащий такой свирепой и пламенной злобой, стал частью нашего общего языка отчасти благодаря своему появлению в Евангелии от Марка. Прочитайте сами в 6:17-29. Давай, мы подождем.

Резюме: во время банкета, посвященного дню рождения Ирода, правившего Галилеей во времена Иисуса, его дочь Иродиада выходит на сцену и танцует для гостей. Все настолько впечатлены, что Ирод предлагает наградить ее всем, что ее душе угодно. Девушка наедине советуется с матерью, которая советует ей попросить голову Иоанна Крестителя. Буквально — она хочет его голову. Мама должна свести счеты: именно Джон утверждал, что ее брак с Иродом был нарушением еврейского закона, потому что Ирод был ее шурином.

Иродиада последовала совету своей матери и попросила голову Джона, но добавила свой собственный жуткий и изобретательный поворот. В то время как ее мать просто просила «голову Иоанна Крестителя», Иродиада требует «голову Иоанна Крестителя на блюде. ​​» Ага. Поскольку ему нравилось слушать Иоанна, Ирод не хочет этого делать, но, не желая отступать перед своими гостями, приказывает палачу исполнить желание девушки.

Голова кия на блюде, символизирующая жестокость и несправедливость сильных мира сего. Эти люди способны манипулировать даже друг другом, чтобы добиться своей личной вендетты. И нет, это не дневное телевидение.