Содержание
Фарфоровый завод Гарднера: клейма, выпускаемая продукция
Богатая история завода
Разнообразие изделий
Клейма фабрики Гарднера
Богатая история завода
Гарднеровский период
Завод Гарднера имеет долгую и богатую историю, которая не заканчивается и по сей день. Начало предприятию было положено в 1766 году в небольшом селе Вербилки, расположенном в Дмитровском уезде Московской губернии. Основателем фабрики считается Ф.Я. Гарднер, передавший ее своему сыну Ф.Ф. Гарднеру в конце 18-го века. На протяжении 126 лет с момента открытия завода предприятие было сосредоточено в руках потомков основателя Франца Яковлевича Гарднера, среди которых были его внуки Александр, Петр и Николай, а затем сыновья Петра Владимир и Николай. Наконец, Елизавета Николаевна, которая являлась вдовой Павла (брата Владимира и Николая), в 1892 году продала фабрику промышленнику М.С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода.
Начав с изготовления небольшого количество опытного фарфора, Франц Яковлевич Гарднер к моменту своего ухода из жизни в 1796 году превратил фабрику в лучшее частное предприятие России по изготовлению фарфора. Памятник ему в настоящее время украшает Парк культуры и отдыха в поселке Вербилки.
За время правления трех поколений наследников предприятие переживало разные времена. Так, после смерти Франца Францовича Гарднера, сына основателя, в наследство вступила его супруга, под руководством которой фабрика пришла в упадок. Однако позже ее сыновья вновь наладили производство и продолжили выпуск прославленного фарфора. Но по разным причинам на момент продажи предприятие находилось не в лучшем своем состоянии.
Интересно, что в трудные для фабрики времена с нее ушли работники Милли, Рейнер и Кобоцки, усилиями которых потом было создано два сильнейших конкурента гарднеровской мануфактуры. Это завод Попова и фабрика Ауэрбаха.
Кузнецовский период
Получив в свое распоряжение не только завод, но и все его богатейшее наследие, опытный промышленник Кузнецов возродил производство. Имея собственное фарфорово-фаянсовое производство, Кузнецов отлично разбирался в этой теме и сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить клейма Гарднера, что позволило сохранить прежних покупателей гарднеровского фарфора. За годы правления заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет скопились на предприятии в большом количестве.
Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911).
Советское время
Многим российским фарфоровым мануфактурам не удалось пережить отмену крепостного права в 1861 году, а также революционный период начала XX века. Однако завод Гарднера миновал и эти трудные времена. После национализации он получил название Дмитровского фарфорового завода. В советское время завод частично выпускал продукцию по прежним формам, но все более переходил на востребованный тогда фарфор среднего качества. В это же время появились так называемые агитационные изделия, на которых изображали рабочих и писали призывы. Так появлялись чашки, кружки, вазы с призывами: «Крепи колхоз», «Все в культпоход» и подобными им.
Агитационный фарфор.
Сухарница.
Дмитровский фарфоровый завод.
1930-е.
Среди известных работ советского периода можно отметить фарфор скульптора С.М. Орлова, прославившегося своими сюжетными работами «Конек-горбунок», «Клоун» и некоторыми другими.
Скульптура С. Орлова
«Конек-горбунок».
Дмитровский фарфоровый завод,
1950-60 гг.
Завершается советский период завода в 1991 году, когда предприятие выкупили его работники. С этого времени следующим названием завода стало ЗАО «Фарфор Вербилок».
Настоящее время
Основной целью завода «Фарфор Вербилок» является сохранение традиций дореволюционного фарфора. На легендарном предприятии до сих пор основным является ручной труд, а фарфоровые изделия создают по старинным рецептам.
Цех завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.
За успехи в фарфоровом производстве завод неоднократно награждали на выставках и мероприятиях разного уровня.
Здание завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.
Разнообразие изделий
Знаменитые сервизы
История орденских сервизов мастеров завода Гарднера, по праву считающихся их лучшими творениями, началась с довольно неприятной для промышленника истории. Поскольку Гарднер не был дворянином и по закону не имел права на крепостных крестьян, ему пришлось оформить купчую на них на своего знакомого помещика Вырубова. Но в 1777 году помещик угодил в тюрьму, что грозило Гарднеру потерей всех работников. Чтобы спасти свою фабрику, промышленник в спешном порядке создал для императрицы Екатерины II великолепный орденский сервиз Георгиевский и добился ее аудиенции. Понимая, кому предназначается сервиз, мастера расстарались на славу, так что работа была по достоинству оценена императрицей.
Детали Георгиевского сервиза.
Завод Гарднера.1777 г.
После этого фабрика Гарднера выпустила ко Двору еще три сервиза (Владимира, Андрея Первозванного и Александра Невского), а сам фабрикант был удостоен чести клеймить свой фарфор изображением московского герба. В каждый из сервизов входило огромное количество предметов (до полутора тысяч). Каждый год их использовали для проведения царских праздничных трапез.
Тарелка из Александровского
сервиза.
Завод Гарднера.
1778-1780 гг.
Многообразие тематик
Работая в столь популярном в то время «цветочном» направлении, к 1780-м годам мастера завода придумали свои рисунки цветов, ставшие символом фарфора Гарднера. Это многочисленные рисунки роз, цветков шиповника, тюльпанов, которые изображали самостоятельно или в композиции с другими цветами.
Фаянсовая миска с крышкой.
Завод Гарднера.
Начало XIX в.
Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Гарднера.
Вторая половина XVIII в.
В работах цветочной тематики живописцев завода Гарднера частенько прослеживается позаимствованные у европейских мастеров изображения подвешенных на лентах корзин с цветами.
Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.
Во время войны в 1812-ом и последующие годы завод Гарднера выпускал множество изделий на военную тему. Большой популярностью в это время пользовались сервизы с изображением Кутузова, Багратиона и других видных военных деятелей. Одной из значительных работ этого периода считается сервиз с карикатурами на армию Наполеона.
В отличие от других заводов, в работах которых часто звучали античные мотивы, предприятие Гарднера прибегало к теме античности только в заказных произведениях, поскольку мастера больше ориентировались на разработку собственных тематик. Одной из них стала русская тема, показавшая новую страну, населенную людьми простых профессий. На эту тему была создана серия скульптур «Волшебный фонарь», которая изобилует фигурками крестьян, дворников, лакеев и других простых людей.
Фигура «Крестьянин» из серии «Волшебный фонарь». 1820-е.
Чернильница «Поставщик». Завод Гарднера. 1820 г.
«Суд сельского констебля».
Завод Гарднера. 1860 г.
Не избежали мастера завода и столь популярной в то время романтической тематики. Они создавали скульптуры женщин с обнаженной грудью, открытыми ногами или полностью обнаженных девушек, занимающихся повседневными делами. Так появились фигурки девушек, разносящих еду, стригущих ногти, собирающих фрукты, или занимающихся другой работой.
Полуобнаженная, собирающая виноград. Завод Гарднера. Около 1840 г.
Посуда
Уже через несколько лет работы завода Гарднеру удалось выпускать посуду высокого качества, которую характеризовал белый фарфор, чистая глазурь и разнообразная палитра. В многообразных предметах посуды, выпущенной в первые годы работы фабрики, прослеживается подражание работам иностранных мастеров. Аналогично дело обстояло и с техниками. Например, многие предметы посуды расписывали с применением европейской техники мушель, при использовании которой предмет посуды покрывался одним цветом, а в центре изделия оставляли небольшое пространство для изображения цветочной композиции или какого-либо сюжета.
Трактирный чайник,
выполненный в стиле мушель.
Завод Гарднера.
Если в первые годы работы фабрики на ней выпускали только фарфор, то уже с 1829 года мастера стали изготовлять фаянсовые изделия. В основном это была предназначенная для повседневности посуда. Также завод Гарднера стал первым в России предприятием, выпускающим изделия из опака. Чтобы подчеркнуть это, мастера вписывали в заводские клейма слово «опак».
Посуда была очень разнообразной и предназначалась как просто состоятельным людям, так и аристократам с высоким достатком и утонченным вкусом. Для последних посуду делали с искусными узорами, высокими изящными ручками, тщательно прорисованными сюжетами и обильной позолотой.
Чайная пара «Гусар».
Фабрика Гарднера.
1-я половина XIX в.
Чайный сервиз на 2 персоны.
Фабрика Гарднера. XIX в.
Клейма фабрики Гарднера
Гарднеровский период
За свою долгую историю завод Гарднера обзавелся множеством клейм, которые исполнялись в самых разных вариантах. В них во многом прослеживается подражание другим мануфактурам, а также следование требованиям царских указов того периода.
Самой первой меткой, появившейся еще до 1770 годов, является русская буква «г». Ее изображали большой или маленькой до того, как на изделие наносили глазурь. Также встречаются варианты вдавленной или процарапанной в массе буквы.
Одновременно с буквой «г», обозначающей начальную букву фамилии Гарднер, ставили и аббревиатуру МФЯГ. Она расшифровывается как мистер Франц Яковлевич Гарднер. В этом смысле указанное обозначение схоже с клеймом КРМ на мейсенском фарфоре, которое также обозначало сокращение от Konigliche Porzellan Manufaktur.
В данный исторический период многие мануфактуры ставили клейма на французском языке. Не избежал такой участи и завод Гарднера в Вербилках. Начиная с 1770-х годов среди клейм завода появилась французская буква G, которую на протяжении многих десятилетий обозначали самым разным образом.
Разнообразие исполнений, вероятно, связано с отсутствием ограничений в нанесении клейма. Мастер мог сделать букву круглой или сжатой, изобразить длинный хвостик или чисто символический. Чаще всего это клеймо завода Гарднера встречается в синем цвете, а также вдавленным в массу. Обычное исполнение — подглазурно, но есть и надглазурные варианты, а также встречается красное надглазурное клеймо в виде буквы G.
В период с 1800 по 1825 годы буква G превращается в некий крючок, из-за чего она стала походить на клеймо завода А.Т. Сафронова. Сафроновские клейма тоже выполняли синей краской до нанесения глазури. Также обозначение FG, которое изредка встречается на изделиях завода Гарднера, иногда путают с числом 16.
Чтобы избежать путаницы, рядом с буквой G или самостоятельно ставили клеймо ГАРДНЕРЪ или на французский манер GARDNER. При этом встречаются случаи, когда вокруг вдавленного в массу слова оставалась прямоугольная рамка.
На некоторых изделиях буква G сопровождается дополнительными значками: звездочками, кружками, палочками, буквами. Такие элементы могут означать свои технические пометки мастеров завода.
Уже с начала 1770-х годов появилось клеймо в виде скрещенных мечей, что является имитацией клейма мейсенского фарфора. Мечи также изображались в разных вариациях: одни из них больше напоминают две буквы «х», другие содержат дополнительные элементы в виде звездочки или буквы G.
Одновременно с простыми клеймами использовали и более живописные, на которых запечатлены те или иные элементы московского герба. Их ставили на изделия, созданные для экспорта, или на дорогих фарфоровых и фаянсовых работах. Для этих клейм характерно присутствие всадника на коне, двуглавого орла, замысловатых узоров, а также надписей, поясняющих происхождение фарфора. Это были инициалы и фамилия владельца завода на русском и иностранном языке, то есть «Ф.Б. Гарднер», указание местоположения завода («Въ Вербилкахъ», «Въ Москве»), а также пометка об использованных материалах («Опакъ»).
Клейма с рисунками и надписями усложняли постепенно. В 1830-х гг. они обычно сводились к простому изображению всадника на коне и обозначению владельца фабрики.
В последующие годы клейма делали более насыщенными: тщательнее прорисовывали основные элементы, добавляли больше краски.
Советский период
После национализации предприятия и переименования в Дмитровский фарфоровый завод сменились и его клейма.
В период 1917-1940 гг. на клеймах изображали герб СССР или отдельные его части и указывали название завода.
В последующий период с 1940 по 1954 гг. из клейм исчезает герб и появляется изображение фарфоровой продукции.
В период с 1954 по 1965 гг. клейма кардинально меняют свой образ. Скромная аббревиатура ДФЗ с припиской «Вербилки» приходит на смену прежних изображений.
В период 1965-1991 гг. происходит еще одна кардинальная смена образа. На этот раз на клейме появилось изображение лося.
Постсоветский период
После приобретения завода рабочими клеймо сохранило изображение лося, но стало более живописным.
Блюдо с растительным декором, фарфор, роспись, Фарфоровая фабрика Гарднера, Российская империя, 1840-1870 гг. стоимостью 15000 руб.
Быстрый просмотр
Сервиз обеденный с орнаментальной зелёно-золотой каймой (29 предметов), фарфор, Comte Harrach (Граф Гаррах), Российская империя, 1880-1914 гг.
34 500 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Сервиз обеденный с орнаментальной зелёно-золотой каймой (29 предметов), фарфор, Comte Harrach (Граф Гаррах), Российская империя, 1880-1914 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо сервировочное овальной формы «Павлины», фарфор, деколь, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулево), СССР, 1930-1952 гг.
4 750 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо сервировочное овальной формы «Павлины», фарфор, деколь, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулево), СССР, 1930-1952 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо большое круглое, фаянс, золочение, Конаковский фаянсовый завод им. Калинина (ЗИК), СССР, 1962-1974 гг.
2 316 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо большое круглое, фаянс, золочение, Конаковский фаянсовый завод им. Калинина (ЗИК), СССР, 1962-1974 гг.
Быстрый просмотр
Набор из трёх блюд со стилизованным цветочным декором, фарфор, деколь, золочение, Рижский фарфорово-фаянсовый завод, СССР, 1970-1980 гг.
2 150 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Набор из трёх блюд со стилизованным цветочным декором, фарфор, деколь, золочение, Рижский фарфорово-фаянсовый завод, СССР, 1970-1980 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо овальной формы, декорировано изображением галантной сцены музицирования, фарфор, деколь, золочение, Западная Европа, 1960-1970 гг.
4 500 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо овальной формы, декорировано изображением галантной сцены музицирования, фарфор, деколь, золочение, Западная Европа, 1960-1970 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо вытянутой формы с цветочным декором, фарфор, деколь, золочение, Коростенский фарфоровый завод, СССР, 1962-1972 гг.
2 150 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо вытянутой формы с цветочным декором, фарфор, деколь, золочение, Коростенский фарфоровый завод, СССР, 1962-1972 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо «Жозефина», фарфор, деколь, мануфактура «Louсky», Чехословакия 1970-1980 гг.
4 041 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо «Жозефина», фарфор, деколь, мануфактура «Louсky», Чехословакия 1970-1980 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо сервировочное вытянутой формы с цветочным декором, фаянс, роспись, глазурь, Завод имени Калинина (Конаково), СССР, 1952-1958 гг.
3 696 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо сервировочное вытянутой формы с цветочным декором, фаянс, роспись, глазурь, Завод имени Калинина (Конаково), СССР, 1952-1958 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо сервировочное с цветочным декором, фарфор, СССР, 1932-1934 гг.
1 750 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо сервировочное с цветочным декором, фарфор, СССР, 1932-1934 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо сервировочное овальной формы, декорированное золочением, фарфор, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулево), СССР, 1968-1991 гг.
2 300 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо сервировочное овальной формы, декорированное золочением, фарфор, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулево), СССР, 1968-1991 гг.
Быстрый просмотр
Салатники парные, декорированные растительными элементами, керамика, роспись, Узбекистан, 2010-2021 гг.
3 200 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Салатники парные, декорированные растительными элементами, керамика, роспись, Узбекистан, 2010-2021 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо с цветочным декором, фаянс, деколь, Песоченская фабрика Брянской губернии, СССР, 1927-1930 гг.
8 066 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо с цветочным декором, фаянс, деколь, Песоченская фабрика Брянской губернии, СССР, 1927-1930 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо сервировочное с рельефным декором, стекло, СССР, 1970-1990 гг.
2 400 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо сервировочное с рельефным декором, стекло, СССР, 1970-1990 гг.
Быстрый просмотр
Селёдочница с декором в виде веточек смородины, фаянс, деколь, Рижский фарфорово-фаянсовый завод, СССР, 1970-1990 гг.
2 450 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Селёдочница с декором в виде веточек смородины, фаянс, деколь, Рижский фарфорово-фаянсовый завод, СССР, 1970-1990 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо с растительным декором, фаянс, подглазурный кобальт, Teichfeld & Asterblum (Фабрика Тейхфельда и Астеблюма), Российская империя, 1872-1914 гг.
5 708 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо с растительным декором, фаянс, подглазурный кобальт, Teichfeld & Asterblum (Фабрика Тейхфельда и Астеблюма), Российская империя, 1872-1914 гг.
Быстрый просмотр
Блюдо сервировочное овальной формы, фарфор, деколь, Wanrel, Польша, 2015-2021 гг.
2 000 ₽
В наличии 1 шт
ОтложитьВ корзину
Купить Блюдо сервировочное овальной формы, фарфор, деколь, Wanrel, Польша, 2015-2021 гг.
Фарфоровый завод Gardner
История
В 1766 году обрусевший английский купец Фрэнсис Якоб Гарднер основал в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии первую в России частную фарфоровую фабрику. Для организации производства Ф. Гарднер пригласил И.-Г. Миллера, работавшего на Императорском фарфоровом заводе и знакомого с рецептурой твердого фарфора, разработанной Дмитрием Ивановичем Виноградовым, для обучения живописцев был приглашен немецкий художник-фарфорист И. Кестнер.
В ранний период своей деятельности мануфактура Гарднера в Вербилках производила изделия (посуду и статуэтки) по образцам знаменитого мейсенского фарфорового завода.
В 1770-1780-х годах по заказу императрицы Екатерины II завод изготовил четыре орденских сервиза (Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира Великого), предназначенных для торжественных приемов в зимнее время. Дворец кавалеров главных орденов России. В 1785 г. московский губернатор присвоил обществу «право изображать изображение св. Георгия Победоносца в знак признания его заслуг Двором».
Фарфоровая мануфактура Ф. Гарднера была одной из лучших частных фабрик России. На протяжении XVIII -19 веков фарфор Гарднера не только конкурировал с продукцией Императорского фарфорового завода, но и оказал большое влияние на изделия многочисленных частных фарфоровых предприятий, став образцом для подражания. Фабрика выпускала фарфор, фаянс, непрозрачную глазурь, бисквитные изделия. Основную долю продукции составили чайные и столовые сервизы, штучная посуда, декоративные тарелочки, подносы, вазы, а также разнообразная по тематике мелкая скульптура. Мастера завода овладели широким спектром техник декорирования фарфора: подглазурной и надглазурной росписью, техникой деколи, рельефа, обработки скульптурных деталей. Декоративные сюжеты и темы были необычайно разнообразны: цветочные гирлянды и букеты, пейзажи и архитектурные виды городов, портреты героев войны 1812 года и военные сюжеты, жанровые сцены и архетипические изображения, вензеля и дворянские гербы. Источником вдохновения для сюжетов и образов послужили гравюры, различные книжные и журнальные публикации.
В 1856 году Гарднерский фарфоровый завод получил звание Поставщика Двора Его Императорского Величества, которое подтверждалось в 1865, 1872, 1882 и 1896 годах.
До начала 1890-х годов фабрика принадлежала потомкам основателя. В 1892 году Матвей Кузнецов выкупил предприятие вместе с фабричными лекалами, формами, чертежами и образцами, а также с правом пользования клеймом Гарднера у последней владелицы Елизаветы Гарднер и реорганизовал в «М.С. Кузнецова Товарищество по производству фарфоро-фаянсовых изделий».
После революции 1917 года завод был переименован в Дмитровский государственный фарфоровый завод. В настоящее время предприятие носит название «Мануфактура Гарднера в Вербилках» и является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля.
Источники:
1. Багдасарова И.Р. Наборы столовой посуды Gardner Factory Order [Электронный ресурс] // Коллекция — Электронный журнал — 12.03.2017– URL: https://sammlung.ru
2. Гарднер. XVIII — XIX. Фарфоровая маленькая статуэтка. М., 2002.
3. Производство Gardner в Вербилках. История: сайт. — URL: http://farforverbilki.ru/
Gardner Porcelain — Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.