Цены в кафе на блюда: Как в общепите рассчитать стоимость блюда — Контур.Маркет — СКБ Контур

Содержание

вправе ли предприниматели их завышать и куда можно пожаловаться

Когда мы путешествуем с дочкой, нам часто приходится есть в аэропорту: ее укачивает в машине, поэтому спокойно покормить ее дома не вариант. Ездить на общественном транспорте с чемоданами и ребенком неудобно, а подгадать время вылета не всегда получается. Да и в любом случае за несколько часов до рейса она проголодается.

И каждый раз, когда мы просим меню в сетевых ресторанах и кафе в российских аэропортах, я удивляюсь ценам: одни и те же блюда стоят в полтора-два раза дороже, чем в городе. Разве это правомерно с точки зрения закона о защите прав потребителей? Как вообще регулируются цены в сетевых заведениях общепита?

Я помню, что лет пять назад антимонопольная служба уже высказывалась о том, что такое ценообразование не норма. Но ничего не изменилось.

Подскажите, можно ли как-то повлиять на космическую стоимость еды в аэропортах? Может, каждый раз жаловаться в антимонопольную службу? Или из-за высокой аренды заведения могут вот так манипулировать ценами?

Анастасия Корнилова

юрист

Профиль автора

Вы правы: возможно, кафе нарушают требования действующего законодательства. Но в этой ситуации единственное, что могут сделать пассажиры, — это действительно жаловаться в антимонопольную службу на завышенные цены.

Что говорит закон о завышенных ценах в аэропорту

Закон не устанавливает порядок формирования цен на меню в кафе и ресторанах. Как правило, цена — это сумма затрат и желаемой прибыли, а мерило прибыли у каждой компании свое.

Незаконной считается монопольно высокая цена товара. Объясню, что это значит. Допустим, в аэропорту пять кафе и ресторанов, и цены везде разные: где-то можно купить кофе за 150 Р, а где-то — за 500 Р. Все законно. А теперь представим, что все пять кафе продают чашку кофе по 500 Р. Это и есть монопольно высокая цена. Она больше, чем сумма прибыли и расходов на производство и продажу кофе. А еще выше, чем конкурентные цены на рынке. При этом рестораны занимают доминирующее положение на рынке: кроме них в аэропорту кафе нет.

ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции»

Скорее всего, цена, которую сетевые кафе устанавливают в своих заведениях в аэропортах, монопольно высокая: вряд ли расходы на приготовление еды в центре Москвы и в том же Шереметьеве настолько сильно разнятся.

Небольшая наценка возможна, потому что аренда высокая. Но в аэропортах заведения, как правило, экономят на столовых приборах, приближаясь к формату фуд-кортов. А это снижает затраты. Еще арендаторы могут сами пожаловаться в УФАС на аэропорты, если стоимость аренды будет объективно завышенной.

/prava/restorany/

Права, если пришли в ресторан

Например, так поступили арендаторы в аэропорту Иркутска. Когда аэропорт в 2015 году направил им уведомления о повышении арендной платы с 41 до 272%, они обратились в УФАС. Управление сказало, что арендодатель нарушил антимонопольное законодательство, и назначило штраф 300 000 Р. Иркутский аэропорт попробовал обжаловать наказание в суде, но суд согласился с антимонопольной службой и оставил ее постановление в силе.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.07.2018 по делу № А19-2364/2018PDF, 265 КБ

За злоупотребление доминирующим положением, в результате которого пострадали потребители, кафе могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 1 000 000 Р. Штраф для должностных лиц — гендиректоров заведений и ИП — составляет от 15 000 до 20 000 Р. Вдобавок УФАС обычно требует, чтобы заведение устранило нарушения и снизило цены. Иначе грозит повторный штраф.

Так было с «Му-му» в Шереметьеве. УФАС проверило цены в кафе аэропорта, сравнило их с ценами на те же блюда в сетевых заведениях в центре Москвы и нашло нарушение антимонопольного законодательства. «Му-му» выписали штраф и предписание устранить нарушение. Компания с наказанием не согласилась и обжаловала постановление УФАС в суде. Но суд сказал, что нарушение действительно есть, и оставил постановление в силе.

ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ

Решение Арбитражного суда Москвы от 17.07.2019 по делу № А40-106077/2019-147-911PDF, 94 КБ

Если ресторан нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам и ИП грозит штраф от 20 000 до 50 000 Р. Еще их могут дисквалифицировать на срок до трех лет. Штраф для юрлиц — от 1 до 15% от выручки на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 000 Р. Если же монопольная выручка больше 75% от всех продаж, то штраф составит от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 000 Р.

ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ

Еще незаконным считается картельный сговор. Допустим, в зоне посадки работают пять кофе-поинтов, которые принадлежат разным юридическим лицам. Все они договорились, что цена бутылки воды — 200 Р. Из-за этого страдают пассажиры и конкуренты, которые не участвуют в сговоре.

ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции»

За картельный сговор можно получить административный штраф, а в некоторых случаях даже попасть под уголовную ответственность. Штрафы по административным делам начинаются от 40 000 Р, а уголовная ответственность предусматривает до семи лет лишения свободы. Степень наказания зависит от статуса участников сговора, цели, ущерба, суммы незаконной прибыли, угроз и прочего.

Как и зачем жаловаться в УФАС на завышенные цены

Единственный выход в этой ситуации — жаловаться в управление Федеральной антимонопольной службы каждый раз, когда сталкиваетесь с завышенными ценами в аэропорту. У нас есть инструкция, как правильно подать жалобу в любое ведомство.

Подробно опишите ситуацию, приложите фотографии чеков, ценников, меню. В обращении обязательно укажите свои данные и адрес электронной почты, на которую хотите получить ответ.

Жалобу можно отправить через сайт ФАС. Для этого заполните форму на портале и приложите к заявлению собранные доказательства завышенных цен. Допустимые форматы файлов: PDF, JPEG, PNG, DOC, XLS, PPT, ODF, ZIP, RAR. Если при добавлении архива возникнет ошибка, попробуйте переименовать файл ZIP в RAR. Также можно обратиться в техническую поддержку ФАС России по адресу [email protected].

/monopolist-or-not/

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

Еще гражданин может отправить обращение Почтой России на адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11. В этом случае распечатайте все подтверждающие документы и приложите к письму. Рекомендую отправлять письмо с уведомлением о вручении: так вы точно будете знать, что ведомство получило ваше обращение и когда именно.

Такую форму заполняют на сайте ФАС, когда подают обращение в ведомство

УФАС должно провести проверку и сообщить вам о результатах. Если ведомство не найдет нарушений в действиях ресторанов, то, по крайней мере, объяснит, почему цена на чашку кофе в заведениях одной и той же сети настолько разная.

В 2017 году после жалоб пассажиров УФАС по Московской области проверило три московских аэропорта: Домодедово, Шереметьево и Жуковский. Тогда ведомство выяснило, что в «Бургер-кинге», «Му-му» и «Шоколаднице» цены в аэропорту выше, чем в других столичных заведениях этих сетей, при этом сети доминируют на рынке общепита в аэропорту. УФАС оштрафовало все три сети и обязало устранить нарушения. Ведомство утверждает, что в результате цены в этих точках снизились на 20—45%.

Но в том же 2017 году в Санкт-Петербургское УФАС пожаловался пассажир. Мужчина посчитал, что в ресторане Kamchatka в стерильной зоне Пулкова цены завышены. Он заплатил за еду 455 Р. При этом 150 Р отдал за чай, 250 Р — за сырники, 55 Р — за две ложки сметаны. «Неужели цены определяются в долларах и переводятся в рубли? Или есть какое-то разумное и экономически обоснованное объяснение?» — спросил УФАС пассажир.

Ведомство проверило заведения в Пулкове, но не нашло нарушений. УФАС заявило, что в аэропорту работают 12 ресторанов, баров и кафе, есть буфеты и магазины, где продают еду. В ведомстве сказали, что пассажир мог купить такую же порцию сырников за 150 Р в соседнем баре. А еще — перекусить до того, как прибыл в аэропорт, взять с собой еду из дома или дождаться, когда его покормят в самолете. У ресторана не было доминирующего положения на рынке, поэтому завышенная цена не смогла стать поводом для штрафа.

Так что жалоба, к сожалению, не всегда срабатывает, и ситуация остается прежней.

УФАС по результатам проверки сказало, что у пассажиров в Пулкове есть много вариантов перекусить в ожидании рейса

Что делать?Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Задать свой вопрос

Еда в Турции (Стамбуле).

Что попробовать. Цены — 2023

MAKE-TRIP.RU

Сделано путешественниками для путешественников.

Информация о материале
Категория: Турция

Наш большой гид по еде в Турции! Делимся советами и рассказываем, что попробовать из национальной кухни в Стамбуле и на курортах, а также сколько стоит еда в Турции в 2023.


Турция — рай для гастрономического туриста, но больше всего интересных блюд и классных ресторанов в Стамбуле, поэтому в статье в первую очередь я рассказываю о нем. Впрочем, и на курортах готовят очень вкусно, особенно если знать места!

Турецкая лира обесценивается так быстро, что мы не успеваем обновлять цены в статье, поэтому умножайте их примерно на 1,5.

Курс валют: 1 турецкая лира (TRY) ≈ 3,7 ₽.

Правила въезда →

Путеводитель по Стамбулу

Содержание:

  1. Самые вкусные блюда + цены
    1. Супы
    2. Мясо
    3. Уличная еда
    4. Выпечка
    5. Сладости
    6. Дондурма
    7. Напитки
  2. Доставка еды
  3. Турецкий завтрак и кофе
  4. Типы заведений и чаевые
  5. Где найти вкусную и недорогую еду
  6. Сколько мы потратили на еду

Что попробовать в Стамбуле + цены

Я составила список, что необходимо попробовать в Турции в первую очередь, с названиями на турецком и ценами на еду. Цены могут отличаться в разных заведениях — мы обычно выбирали недорогие кафе, локанты (столовые) и кебабные. В локанте обычно все дешевле.

Итак, наш топ блюд в Стамбуле и на курортах, которые нужно обязательно попробовать.

Супы

По-турецки супы — чорбалар (Çorbalar). Видов много, всех и не перечислишь. Мы в основном ели:

  • Суп-пюре из чечевицы (Mercimek çorbası, мерджимек чорбасы) — 10-15 лир. Очень по вкусу и консистенции напоминает марокканский суп харира, дешевый и сытный. Если вам надоела выпечка и омлеты на завтрак, то это прекрасная альтернатива!
  • Суп из красной чечевицы (Ezogelin, эзогелин) — от 15 лир.
  • Суп из курицы (Tavuk çorbası, тавык чорбасы) — от 15 лир. Обычный домашний куриный суп с лапшой, как в России.
  • Суп из бараньей головы, ног и рубца (Kelle paça, келле пача) — от 25 лир.
  • Суп из потрохов (Işkembe çorbası, ишкембе чорбасы) — от 25 лир. Выглядит как молочный суп-пюре.

Если вы на дух не переносите потроха, копыта, мозги и прочее, будьте с супами осторожны — некоторые выглядят очень привлекательно (например, ишкембе). Спрашивайте, что это за суп, прежде чем заказывать.

Хотите попробовать суп от всех болезней, рагу из кактуса, черри-кебаб и посетить старинные десертные дома в Стамбуле? Тогда отправляйтесь на экскурсию с Майей!

Обедаем в кебабной. На переднем плане традиционный турецкий суп с потрохами, заказанный Лёшей и столь горячо им любимый.

Кебабы, шашлык и другие мясные блюда

Кебабы — главная национальная еда в Турции, самая популярная и распространенная. В разнообразии кебабов тоже можно запутаться. Что нужно знать? Во-первых, мясные кебабы дороже куриных. Во-вторых, если в меню указан вес (50-200 граммов), не пугайтесь — это не вес блюда, а вес именно мяса. Кебабы бывают в хлебе, лепешке, лаваше и на тарелке.

  • Манты (Mantı) я очень люблю любые! Мы пробовали классические в Анталье и маленькие, похожие на равиоли, в Каппадокии. Стоят 25-35 лир.
  • Дёнер-кебаб (döner kebap) пробовали все — это привычная нам шаверма (в хлебе или пите), только намного вкуснее, чем в России. Цена зависит от порции и количества мяса. 200 грамм мясного стоит от 40 лир, куриного — от 25. Часто можно купить половинку или четвертинку дёнера.
  • Дюрюм (dürüm) — это шаурма, кебаб в лаваше. Бывает с сыром. Примерно от 25 лир с говядиной и от 20 — с курицей. Также можно купить половинку дюрюма.
  • Искандер-кебаб (İskender kebap) — знаменитое национальное блюдо в Турции из Бурсы: мясо на кусочках лепешки, политое томатной пастой и йогуртом. Очень вкусно, рекомендуем обязательно попробовать в Стамбуле! Цена зависит от порции и вида мяса. 200 гр с мясом стоит — от 65 лир, с курицей — от 45.
  • Кёфте (Köfte) — похожи на котлеты на гриле. Подаются с рисом, картошкой фри и овощами. Много видов, чаще всего встречается Izgara köfte. Цена — от 45 лир.
  • Пилав устю (Pilav Üstü) — мясо на плове. Цена за пилав с курицей — от 35 лир.
  • Кокореч (Kokoreç) — это совершенно особенный дёнер, потому что делают его из бараньих потрохов, которые жарятся на вертеле. Некоторые считают, что такой дёнер вкуснее обычных, и его обязательно стоит попробовать в Турции. Много заведений с кокоречем в районе базаров, есть также в Балык Пазары в Таксиме. Цена — от 15 до 40 лир за целый, в зависимости от заведения.
  • Шашлык, шиш (Şiş) — цена зависит от вида мяса и веса. От 50 лир за порцию 200 г.
  • Долма (Dolma) — фарш с рисом или без, завернутый в виноградные листья.
  • Менемен (Menemen) — очень сытный омлет с мясом и овощами. Цена зависит от ингредиентов. Cтоит 30-50 лир.

Чтобы не только пробовать турецкие блюда, но и узнать их историю и современность, советую взять эту экскурсию в Стамбуле, пойти на гастропрогулку в Аланье или узнать гастросекреты кухни в Анталье.

Искандер-кебаб — сочное и нежное блюдо с йогуртом.Типичный обед: кебабы, салат, лепешки, чай.Айран и салат — лучшие спутники тяжелых мясных блюд.

Уличная еда в Стамбуле

  • Фаршированные мидии (Midye Dolma) наполнены рисом и специями. Кусочком лимона нужно сбрызнуть начинку. Продаются как на улице, так и в заведениях. Вкусно, но ничего особенного. Цена — 2 лиры за штуку.
  • Жареная и вареная кукуруза — от 2 лир за штуку. На наш взгляд, слишком сухая. Süt Mısır — молочная кукуруза.
  • Кумпир (Kumpir) — гигантский фаршированный печеный картофель. Начинки там столько, что она вываливается. Цена — 30-40 лир в зависимости от вида мяса.
  • Симит (Simit) — популярная уличная еда в Турции. Это хрустящий бублик с кунжутом. Вкусно, но второй раз покупать бы не стали. Около 3 лир за штуку.
  • Жареные каштаны (Kestane) от 5 лир за 100 гр, но чаще встречается за 7 лир. Очень сытные, но сухие — лучше иметь при себе воду. Отличный перекус на бегу между музеями! Продают каштаны в зимнее время.
  • Балык экмек (Balık Ekmek) — прославленный рыбный сэндвич с овощами, который все советуют пробовать в Стамбуле именно на пристани Эминёню. Я не поняла, почему от него все фанатеют и слагают оды: много костей, мало рыбы, шум, теснота и толпы людей вокруг (впрочем, атмосферно). Цена — от 13 лир.

Кстати, про балык экмек. Есть в Стамбуле легендарный мастер рыбных бутербродов, знаменитый уже, кажется, на весь мир! Дядечку зовут Эмин Уста (Emin Usta), но все знают его под именем Супер Марио — из-за примечательных усов. К Эмину выстраиваются очереди, потому что свой Balık Ekmek он готовит с секретным соусом. Эмина показали в одном из эпизодов «Орла и Решки», после чего русскоязычная публика повалила к нему. И всё бы хорошо, но свежие отзывы почти все отрицательные, поэтому будьте осторожны. Турки хитрые, и с помощью персонажа заманивают в другие кафе, приносят огромный счет и бог весть как разводят туристов. Будьте осторожны! Если все-таки соберетесь, то приходите до обеда. Стоит балык экмек примерно 20-30 лир — дороже, чем у других. Примерные координаты места: 41.022364, 28.970702.

Знакомиться с местным стрит-фудом можно самостоятельно или взять эту экскурсию в Стамбуле — туристы очень довольны прогулкой.

Зимний Стамбул пропитан ароматом жареных каштанов. Таких лотков в городе очень много.Кумпир — печеный картофель с начинкой. Очень сытное блюдо.

Выпечка

  • Лахмаджун (Lahmacun) и пиде (Pide) — турецкая пицца. Отличаются формой: первая — в виде обычной пиццы на тонком тесте, вторая — в виде лодочки. Начинки бывают разные. Продаются обычно в пидеджи, также можно встретить и в закусочных. Цена — от 15 до 50 лир, зависит от начинки.
  • Бёрек, бурек (Börek) бывает разным, едят его на завтрак. В основном представляет собой слойку с начинкой, бывает и сладким. Су бёреги с сыром сильно отличается от остальных и чем-то напоминает лазанью. Больше всего мне нравится сигара бёрек с сыром. Бёрек с мясом жирный, его лучше запивать айраном. Очень сытный. Цена за 8 штук сигара бёрек — 18,5 лир, обычный бёрек с сыром — от 15 лир.
  • Симит (Simit), бублик, о котором говорилось выше — один из символов Стамбула. Продаются чуть ли не на каждом шагу. Цена — примерно 3 лиры.
  • Гёзлеме (Gözleme) — вкуснейшие лепешки с разной начинкой: сырной, мясной, с зеленью, картошкой, микс. Стоят от 30 лир.

Местные перекусывают симитами на ходу.

Турецкие сладости

Турецкие сладости tatlılar вне всяких похвал. Их обязательно нужно попробовать в Турции и привезти в подарок друзьям и родным. Много о них рассказывать не будем — просто идите в кондитерскую и пробуйте все подряд. Мы так и делали — покупали по 2 штуки каждого вида, но удовольствие не из дешевых.

  • Трилече (Trileçe) — восхитительно нежный и легкий бисквит, пропитанный молоком и украшенный карамелью. Я в него просто влюбилась! Стоит примерно 27 лир.
  • Айс пахлава (soğuk baklava) — новинка в мире турецких сладостей. Это пахлава, пропитанная мороженым. Впервые мы попробовали ее в этом отеле AI в Аланье только в нашу пятую турецкую поездку и затем искали везде. Вкус незабываемый! 35 лир за 4 штуки.
  • Пахлава (Baklava) не нуждается в представлении, видов очень много (с какао, фисташками, грецкими орехами и т. д.). Цена зависит от вида пахлавы и орехов. Стоит 100-160 лир за кг, от 30-45 лир — за порцию из 4-6 штук.
  • Тыквенная сладость (Kabak Tatlısı) — очень сладкая тыква под тахином и орехами. 25 лир.
  • Рахат-лукумы различных видов — чем они проще, тем дешевле. Простой лукум (sade) стоит 40 лир за кг, а с фисташками — 140 лир за 1 кг. Цена за самые изысканные лукумы может достигать 300 лир за кг.
  • Сютлач (Sütlaç) — молочный рисовый пудинг, запеченный в глиняном горшке, сверху посыпается фундуком. Сытно, сладко, как рисовая каша. Стоимость — от 20 лир.
  • Тавык гёгсу (Tavuk göğsü) — пудинг из куриной грудки. Пусть вас не пугает куриная грудка, она почти не чувствуется. Интересный десерт, советуем попробовать. 33 лиры за 250 г.
  • Кюнефе (Künefe) — сладость из кадаифской вермишели с козьим сыром и сахарным сиропом. Странный десерт. От 25 лир в кафе.
  • Казандиби (Kazandibi) — молочный пудинг. 33 лиры за 250 г.
  • Шекерпаре (Şekerpare) — круглая сладость с орехом сверху. 18 лир за 4 штуки.
  • Бюльбюль ювасы (Bülbül Yuvası) — «соловьиные гнезда» с орехами.

Где попробовать турецкие сладости? Мы покупали в небольших кондитерских и закусочных, на которые набредали случайно. Часто покупали в кондитерской Hafiz Mustafa. Гигантов типа Mado и Koska избегали, так как многое там стоит неоправданно дорого, особенно дондурма и напитки.

Чтобы попробовать разные сладости и послушать красивые восточные легенды о них, сходите на эту экскурсию в Аланье. Отзывы о ней только положительные!

Лёша и мой брат дивятся на башню сладостей в кондитерской «Хафиз Мустафа» на улице Истикляль в Стамбуле. Сютлач — сладкий и сытный рисовый пудинг.Объедаться турецкими сладостями можно в хороших отелях «всё включено», что мы неоднократно и делали. Справа внизу — тыквенная сладость (Kabak Tatlısı), а в противоположном углу — кюнефе.Турецкие сладости на Египетском базаре. Лукум выгодно покупать в коробках сразу по несколько пачек — на него делают скидки.

Дондурма

Вот уж что мы действительно открыли для себя в Турции, так это местное мороженое дондурма — тягучее и необыкновенно вкусное. Пробовали как в вафельном стаканчике (с фисташками лучше всего), так и в кафе, специализирующихся исключительно на дондурме. А точнее, на дондурме с горячей сладкой халвой сверху — Dondurmalı İrmik Helvası. Необыкновенно вкусно! О такой сладости мы нигде не читали, поэтому очень удивились, когда вместе привычного мороженого получили такое неизвестное блюдо. И еще больше удивились, попробовав его. А раз попробовав, приходили в кафе практически каждый день — это действительно непередаваемый вкус.

Откроем секрет: заведение называется Hacı Şerif (по ссылке — официальный сайт с адресами). Цена за дондурму с халвой примерно 25 лир. Мы ели такую дондурму в Стамбуле в кафе у Египетского базара и в Анталье, но анталийская ни в какое сравнение не идет со стамбульской.

Так выглядит кафе с дондурмой у Египетского базара. Можно взять с собой, а можно поесть в кафе.

Напитки

  • Свежевыжатые соки, особенно гранатовый, попробуйте в Турции обязательно — это совсем не то, что гранатовый сок в магазине.
  • Салеп (Sahlep) — напиток из сушеных корней орхидей. Пишут, сейчас он делается из химического порошка, так как как этот вид орхидей вымирает. Его разливают из самоваров. Пить обязательно горячим, холодный уже совсем не тот, но осторожно — можно обжечь язык. От 18 лир.
  • Кофе турецкий (Türk kahvesi) — от 10 лир за чашку.
  • Чай (Çay) — от 3 лир.
  • Айран (Ayran) — молочный напиток, который отлично сочетается с жирными мясными блюдами. Стоит 3-8 лир.

Вино в Турции мы не пробовали. Если интересуетесь, сходите на эту винную прогулку с сомелье, у нее отличные отзывы.

Пейте без остановки напитки из Черноголовки! Ну или из граната и апельсина, ммм… В Стамбуле множество таких «витаминных баров».В холодное время в Стамбуле приятно выпить чашечку кофе!Шалгам — напиток из моркови и репы/редьки, которым любят запивать балык экмек. Пряный, кислый, немного острый — нам не понравился.

Советы по еде в Стамбуле и на курортах

Еда в Турции вкусная, но тяжелая. Основа рациона — хлеб, мясо, рис и сладости. Если вы следите за фигурой, придется туго. Однако стоит пожертвовать диетой ради гастрономического удовольствия! Ниже расскажем о том, с какими проблемами мы столкнулись в стране и как их можно решить.

Доставка еды

Одна из наших поездок по Турции пришлась на полный локдаун из-за коронавируса, когда питаться в кафе и ресторанах было запрещено. Приходилось выкручиваться: мы покупали продукты в супермаркетах, брали еду навынос, заказывали доставку онлайн. Доставка особенно выручала в больших городах типа Антальи. Мы пользовались приложением Yemeksepeti. Оно полностью на турецком и не все блюда имеют фото, но если вы знаете, как они пишутся по-турецки, проблем не возникнет. Названия блюд вы можете посмотреть выше, а интерфейс интуитивный. Курьер приезжает всего за 20-40 минут.

Турецкий завтрак и кофе

Турецкий завтрак очень вкусный и удивительно простой в приготовлении. Он называется kahvalti и я советую обязательно его попробовать. Завтрак можно заказать в кафе примерно за 20-40 лир, часто он входит в стоимость отельного номера. В некоторых отелях устраивают небольшой шведский стол, например, у нас так было в Каппадокии, Бодруме, Каше. А в Кушадасы и Памуккале официанты обслуживали индивидуально.

Турецкий завтрак — это, по сути, мезе, где всего дают понемногу. Он состоит из овощей и фруктов, маслин, хлеба, напитков, сыров, колбас, меда, масла, варенья, тахина, сладостей и выпечки (например, сигара бёрек). Ассортимент может сильно отличаться.

Если вы не хотите такой завтрак, можно найти западную еду: круассаны, сэндвичи, тосты, омлеты. Только вот рано утром в Стамбуле в районе Султанахмет открыто не так уж много заведений. Советуем неподалеку от Ипподрома пару мест, где мы питались по утрам:

  1. Кондитерская Çiğdem Pastanesi на Divan Yolu Cd. No:62. Можно съесть бёрек, омлеты, сэндвичи, сладости. Работают с 7:30 утра.
  2. Cağaloğlu Paksüt находится на Bab-ı Ali Caddesi, No 10/A — эта улица перпендикулярна Divan Yolu Cd., направо после «Старбакса». Работают с 7:30 утра.

Непременный атрибут турецкого завтрака — кофе. Его готовят в турке и он точь-в-точь как греческий, кипрский и египетский. Вкус на любителя. Подают его в маленьких чашках, и кофеина там совсем немного. Если вам нужно быстро взбодриться с утра, лучше идти в «Старбакс». Кофе там хоть и отвратительный, зато бодрит!

Типичный турецкий завтрак: лепешка, тахин, овощи, оливки, домашнее сливочное масло, несколько видов варенья и сыров. Вкусно необыкновенно! Такой шикарный завтрак с великолепным видом мы нашли в окрестностях Кемера, он обошелся нам всего в 1,5 $.Традиционный турецкий кофе.

Типы заведений и чаевые в Стамбуле

В Стамбуле множество типов заведений:

  • рестораны
  • закусочные (мейхане)
  • кебабчи (где готовят кебабы)
  • кёфтеджи (подают кёфте)
  • локанты (столовые)
  • пастане (кондитерские)
  • пидеджи (где готовят пиде — турецкую пиццу)
  • и т. д.

Мы толком и не разобрались, где нужно оставлять чаевые. Делали по своему усмотрению: если официант приносил счет, мы оставляли чаевые, а если расплачивались на кассе, то нет. Вообще же чаевые в стране принято оставлять в размере 10% в бистро, мейхане и ресторанах. Узнайте о лучших ресторанах Стамбула.

Обедаем в недорогом туристическом ресторанчике в Олюденизе.

Где найти недорогие и вкусные места в Стамбуле

Сначала решили довериться путеводителю Lonely Planet и жестоко разочаровались: в лабиринте улочек Стамбула непросто найти заведение, а после долгих поисков найденная локанта оказалась переполнена европейцами. Далее наступил черед советов из интернета, но и с ними у нас не заладилось.

Где же вкусно и недорого поесть в Стамбуле? Советуем не искать конкретные заведения, а просто гулять и заходить в приглянувшиеся места. Это работает, поэтому, кроме четырех вышеперечисленных заведений, советовать ничего не будем. 🙂 Скажем одно: дешевле, интереснее и вкуснее всего питаться в районе Египетского и Гранд-базаров. Узнайте, где вкусно и недорого поесть в Стамбуле.

Если у вас мало времени, чтобы обстоятельно познакомиться с турецкой кухней, и вам не хочется самостоятельно искать классные рестораны в Стамбуле, советуем взять гастрономическую экскурсию. Это удобно, вкусно и сытно. Главное — приходите голодным! Отзывов у таких экскурсий много, и всем участникам они нравятся. Советую их искать на сервисе Трипстер. Там большой выбор необычных экскурсий, искренне увлеченных гидов и удобная система рейтингов и отзывов. Выбрать классную экскурсию будет легко! Попробуйте.

Посмотрите, какие еще есть интересные экскурсии в Стамбуле:

Дешевая кебабная у Гранд-Базара. Вкусный, сытный и недорогой обед в Стамбуле: суп, хлеб, дёнер-кебаб и айран.

Сколько денег мы тратим в Турции на еду

Во время последнего автомобильного путешествия по Турции за два месяца мы потратили на еду 440 $ на двоих — в кафе навынос и на доставку. На продукты, фрукты и напитки в магазинах ушло еще 190 $, итого 630 $. Пишу в долларах, потому что курс лиры нестабилен.

Много денег мы потратили на продукты, потому что часто готовили завтраки самостоятельно, чтобы сэкономить время. Также быстрый самодельный завтрак выручает, если с утра надо ехать на экскурсию или запланирована ранняя культурная программа — например, вы хотите попасть в Айя-Софию или музей без туристов.

Мы в супермаркетах покупали фрукты, овощи, хлеб, йогурт, айран, яйца, сыр, колбасу, сютлач, маслины, орехи, чай, кофе — все стоит довольно дешево. В крупных городах Турции супермаркеты Şok, Migros, Carrefour, A101, Bim встречаются часто, почти как «Магнит» и «Пятерочка» в России.

На завтрак или ужин мы покупали продукты в супермаркете. По дороге домой местная банда кошек выпрашивала еду.

Первое фото: Victoria Shes / unsplash.com.

Вдохновляем на путешествия и помогаем советом

Узнайте больше про отдых в Турции!

Как дешево отдохнуть в Турции — 33 секрета

Сколько стоит отдых в Турции

В Турцию без тура: как самому спланировать отдых

Как сейчас дешево попасть в Турцию

Новые отели Турции

Лучшие курорты Турции — наш выбор и советы

©
2013 — 2023
Алексей Синицын. Все права на тексты защищены. Права на фото принадлежат их авторам. При цитировании вы должны поставить прямую активную гиперссылку на страницу с нашей оригинальной публикацией. Сайт может содержать контент 18+ О сайте. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности

Формула ценообразования для баров и ресторанов

Если вы не используете данные и заранее определенные KPI ресторана для определения цен меню, прибыль вашего ресторана или бара пострадает. Все успешные бары и рестораны используют данные для определения цен на свои меню — даже в своих рекламных идеях ко Дню святого Валентина для ресторанов. Они определяют, чего они хотят добиться от цен в своем меню, а затем цену для достижения этой цели. Это означает знание показателей вашего бизнеса вдоль и поперек. Это единственный способ сориентировать свое меню в соответствии с вашими финансовыми целями.

Многие рестораны проводят SWOT-анализ, чтобы получить информацию о конкурентах и ​​местном рынке. Эта информация полезна для принятия решения о ценах на меню продуктов питания. Посмотрите пример SWOT-анализа ресторана, чтобы получить идеи для его проведения. Вот как оценить меню, в комплекте с меню и формулой цены на еду, а также некоторыми мыслями о буфетах.

Как вы оцениваете меню блюд?

Продажная цена пункта меню определяется двумя способами. Это стоимость продуктов питания и валовая прибыль. Оба метода предполагают наличие цели и работу в обратном направлении, чтобы определить цену, которая приведет вас к ней.

Как установить цену на еду в ресторане на основе стоимости еды

Первый и наиболее распространенный способ определения цены меню еды — это начать с идеальной стоимости каждой позиции и цены, чтобы достичь ее.

Стоимость еды — это процент от цены блюда в меню, потраченный на приобретение и приготовление этого блюда. В большинстве ресторанов стоимость еды составляет от 28 до 35%. Вот почему выяснение того, как сократить расходы в ресторане, является таким высоким приоритетом. Чем ниже стоимость еды, тем выше прибыль и тем счастливее вы будете с отчетом о прибылях и убытках ресторана.

Ниже мы познакомим вас с формулой ценообразования в ресторане, чтобы узнать, как найти цену меню, используя стоимость еды.

Формула ценообразования продуктов питания по стоимости продуктов питания

Планирование цен в меню не должно осуществляться без выполнения нескольких расчетов. Формула ценообразования на продукты питания, которой мы поделимся с вами ниже, является ключом к тому, чтобы найти золотую середину, которая принесет вам наибольшие продажи и самый высокий доход.

Вот как это сделать:

Шаг 1: Определите желаемый процент стоимости продуктов питания.

Допустим, вы пытаетесь оценить цену на закуску с луковыми кольцами. Вы сразу решаете, что хотите, чтобы стоимость еды составляла 20%. Это очень мало и довольно прибыльно. Давайте посмотрим, будет ли цена в меню для достижения 20% стоимости еды непомерно дорогой для ваших гостей.

Шаг 2: Определите себестоимость проданных товаров (COGS) вашей закуски с луковыми кольцами.

Посмотрите на свои счета, чтобы выяснить, сколько вы заплатили за сырье, которое идет на закуску с луковыми кольцами. Это легко сделать, если вы использовали программное обеспечение для инвентаризации бара, такое как BinWise Pro, для загрузки всех ваших счетов в цифровом виде.

Просматривая наши записи, мы обнаруживаем, что себестоимость одной закуски с луком составляет 3 доллара. Это включает в себя лук, тесто и соус для макания.

Шаг 3: Рассчитайте, как устанавливать цены на продукты питания.

Вот формула для расчета цены меню:

Цена = себестоимость / идеальная стоимость еды

Цена = 3,00 долл. США / 0,20

Цена = 15 долл. США вам нужно будет установить цену на закуску с луковыми кольцами в 15 долларов, чтобы получить 20% стоимости еды. Это сложно продать, если вы не высококлассная концепция.

Но оценка пункта меню по стоимости еды — не единственный способ сделать это.

Как определить цену меню на основе валовой прибыли?

Маржа валовой прибыли — это процент от общего объема продаж, который составляет прибыль. Другими словами, продажи выше точки безубыточности. Если закуска с луковыми кольцами имеет валовую прибыль в размере 25%, это означает, что 25 центов с каждого доллара, потраченного на приготовление блюда (включая сырые ингредиенты и рабочую силу), составляют прибыль. Подробнее о стоимости рабочей силы и себестоимости.

Если вы хотите лучше понять, как продажи вашего меню влияют на вашу прибыль, возможно, этот метод ценообразования для вас.

Формула ценообразования продуктов питания по марже валовой прибыли

Шаг 1: Определите идеальную маржу валовой прибыли.

Выберите валовую прибыль, которую вы хотите для вашего пункта меню.

Валовая прибыль ресторанов сильно различается. Они могут составлять от 20% до 80%. Настоящим итогом является чистая прибыль, которая учитывает все операционные расходы ресторана.

Шаг 2: Определите себестоимость рассматриваемого пункта меню.

Как и в приведенном выше методе стоимости продуктов питания, в этой формуле ценообразования продуктов питания нам нужно будет использовать стоимость сырья. В нашем примере с луковыми кольцами это 3 доллара за лук, тесто и соус для макания.

Шаг 3: Рассчитайте, как устанавливать цены на продукты питания.

Вот формула для определения цены продуктов питания по марже валовой прибыли:

Маржа валовой прибыли = (Цена меню — Стоимость сырых продуктов) / Цена меню

Уравнение решает для валовой прибыли, а не цены меню. А это значит, что нужно немного поэкспериментировать. Допустим, мы хотим, чтобы наша закуска с луковыми кольцами имела валовую прибыль в размере 70%. Мы должны ввести цену меню и посмотреть, что произойдет. Давайте попробуем 8 долларов.

Маржа валовой прибыли = (Цена меню — Стоимость сырых продуктов) / Цена меню

Маржа валовой прибыли = (8 — 3) / 8

Маржа валовой прибыли = 62,5%

Закрыть! Как насчет 10?

Маржа валовой прибыли = (10 — 3) / 10

Маржа валовой прибыли = 70%

Бинго!

10 долларов обеспечат вам валовую прибыль в размере 70% от вашей закуски с луковыми кольцами при стоимости сырья 3 доллара.

Если у вас есть существующее меню, вы должны рассчитать валовую прибыль для каждого из ваших пунктов меню. Это аналитическая задача, с которой можно быстро справиться с помощью таких программ, как BinWise Pro. Найдите товары с низкой маржой и подумайте о новых стратегиях ценообразования.

Буфеты используют те же принципы при определении продажной цены своих блюд.

Как вы оцениваете меню «шведский стол»?

Буфетам легко рассчитать стоимость меню ресторана. У них есть только один пункт меню.

Вот как это обычно работает:

  • Предположим, что каждый посетитель съест около одного фунта еды.
  • Рассчитайте общую стоимость сырья для одного фунта пищи.
  • Цена, соответствующая идеальной стоимости продуктов питания или валовой прибыли.

Давайте рассмотрим пример. Рассмотрим буфет, который рассчитывает, что один фунт еды имеет COGS около 4 долларов. Это включает в себя все, от дешевого картофеля до дорогого мяса. Это среднее из всего, что есть в буфете.

Если буфет хочет получить 25% стоимости еды:

Цена = Себестоимость / Идеальная стоимость еды

Цена = 4,00 $ / 0,25 80% валовой прибыли? Они подсчитывают цифры с ценой в 16 долларов:

Маржа валовой прибыли = (Цена меню — Стоимость сырых продуктов) / Цена меню

Маржа валовой прибыли = (16 — 4) / 16

Маржа валовой прибыли = 75%

Хм, не совсем так. Увеличим цену до 20 долларов.

Маржа валовой прибыли = (20 — 4) / 20

Маржа валовой прибыли = 80%

Динь-динь-динь! 20 долларов дадут этому буфету 80% валовой прибыли.

Самое сложное в определении цены шведского стола — это рассчитать среднюю себестоимость за фунт или стоимость сырых продуктов. Покупайте после этого, это всего лишь один расчет цен на продукты питания.

Вот как рассчитываются цены на еду в ресторанах. Теперь давайте посмотрим, как оценить коктейльную карту.

Как вы оцениваете напитки в ресторане?

Если вы ищете информацию о том, как устанавливать цены на напитки в ресторане, вы пришли в нужное место.

Ознакомьтесь с нашими замечательными ресурсами ниже:

  • Цены на алкоголь. Руководство по использованию стоимости заливки для установления выгодных цен на коктейли и спиртные напитки, включая виды рома.
  • Цена вина. Прогулка по разметке винных бутылок и тому, как выгодно оценить ваши бутылки.
  • Как оценить вино по бокалам. Программа «Вино по бокалам» может принести огромную прибыль. Вот как определить цену.
  • Цены на пиво для баров. Цены на бутылки, разливное и крафтовое пиво.

Как только вы освоитесь с калькулятором стоимости спиртных напитков, приступайте к гонкам.

Стратегии ценообразования Меню ресторана

Стоимость продуктов и валовая прибыль являются внутренними факторами. Вы также должны учитывать внешние факторы, такие как конкуренция и клиентура. И, наконец, всегда полезно попробовать свои силы в разработке меню.

Вот как определить отпускную цену для ресторана:

Цены конкурентов

Вы должны посмотреть на ближайших конкурентов с похожими концепциями и меню. В то время как вы можете рассчитать идеальную цену, исходя из стоимости вашей еды… у вашего конкурента может быть более низкая стоимость еды. Их цены могут заставить вас снизить цену, чтобы оставаться конкурентоспособными. Не делайте ошибку, думая, что ваш бар или ресторан существует в вакууме.

Чтобы убедиться, что вы получаете самые выгодные предложения от поставщиков, используйте систему постоянного учета, например BinWise Pro. Вы можете отправлять заказы на поставку напрямую поставщикам, отслеживать историю затрат и быть уверенным, что всегда получаете наилучшее предложение.

Цены по запросу

У вас может быть пункт меню, который вылетает из кухни. Хотя это обнадеживает, это также может быть признаком того, что цена слишком низкая. Часто с точки зрения прибыли вы можете компенсировать потерю объема за счет увеличения маржи.

Единственный способ узнать это — поэкспериментировать со своей стратегией ценообразования. А если вы используете меню с QR-кодом, вам не нужно беспокоиться о расходах на бумагу.

Психологическое ценообразование

В влиятельной маркетинговой книге Роберта Чалдини « Влияние » есть история, иллюстрирующая аспект психологического благополучия.

Ювелир не мог избавиться от определенного типа ожерелья. Она продолжала обесценивать их и обесценивать. Ничего. Затем однажды она уехала из города и оставила записку своим сотрудникам, чтобы они оценили ожерелья как 2 к 1. Сотрудник неправильно понял записку и удвоил цену каждого ожерелья. Они распродали ожерелья.

Более высокие цены могут означать более высокое качество, и наоборот. Если у вас есть правильная концепция бара или ресторана, вы можете обойтись более высокими ценами. Люди на самом деле ожидают этого и могут с подозрением относиться к более низким ценам. Оправдание ожиданий качества является важной частью того, как повысить удовлетворенность клиентов в ресторанах.

Разработка меню

Разработка меню — это наука о том, как сделать самые популярные пункты меню самыми прибыльными и наоборот. Это включает в себя рассмотрение макета меню, форматирования и цен.

Вся разработка меню преследует двоякую цель:

  • Снижает стоимость еды или спиртных напитков в ваших самых продаваемых пунктах меню или самых популярных коктейлях (помогает использование стандартизированного рецепта).
  • Он делает прибыльные и недорогие блюда из меню более заметными и привлекательными (используя маркетинговые тактики баров и ресторанов, такие как идеи «счастливых часов» и идеи продвижения баров). Просто убедитесь, что вы знаете, что такое счастливый час и лучшее время счастливого часа.

Обычно это делается путем углубленного анализа затрат, прибыли бара, моделей продаж и психологии меню. Имея исторические данные о продажах и отчеты о себестоимости, доступные одним нажатием кнопки, бары и рестораны по всей стране полагаются на BinWise Pro при составлении своего меню. Как правило, шеф-повар и руководство работают вместе над этим, но даже линейные повара могут помочь. Вы можете включить это в описание работы линейного повара, чтобы убедиться, что вы нанимаете людей, которые заинтересованы в разработке меню.

Часто задаваемые вопросы о ценах на меню

Некоторые другие вопросы, которые могут у вас возникнуть о ценах на меню и формуле цен на продукты питания, включают:

Сколько я должен брать за позиции меню? Формула ценообразования на продукты питания и другие методы, изложенные в этой статье, покажут вам технические аспекты того, что брать за позиции меню. Однако для вашего бара или ресторана, в частности, все будет сводиться к вашей прибыли. Хотя все эти формулы и функции чрезвычайно полезны, не забудьте учесть в уравнении конкретное меню и ситуацию с прибылью.

Почему важна стоимость продуктов питания? Стоимость продуктов питания и понимание того, как они могут повлиять на ваш бизнес, важны, потому что без понимания стоимости продуктов питания у вас возникнут проблемы с увеличением прибыли. У вас может быть лучший бар или ресторан с отличной едой и напитками и отличной атмосферой. Однако, если вы не понимаете формулу ценообразования на продукты питания и то, как оценивать свое меню, ваша прибыль не будет расти, и в целом ваш бизнес будет хорошим, но он не будет двигаться вперед.

Честно говоря, бары и рестораны по всей стране полагаются на BinWise Pro во всех аспектах ценовой политики своих меню.

Цены на все меню основаны на данных. Если вы не используете платформу инвентаризации напитков, такую ​​​​как BinWise, цены в вашем меню не предназначены специально для получения прибыли. И, возможно, именно поэтому страдает баланс вашего ресторана. Не становитесь частью процента отказов ресторана. Используйте BinWise Pro.

Цены меню кафе, как установить цены меню кафе

советов по меню, маркетингу и управлению для развития ресторанного бизнеса.

  • Руководство MustHaveMenus
  • Ресторанный менеджмент
  • Цены и прибыль ресторанов
  • Цены на меню кафе

Что следует учитывать при определении цен в меню кафе

Подсчитав все цифры, вы точно знаете, какой доход нужен вашему кафе, чтобы покрыть расходы, оставаться финансово жизнеспособным и получать желаемую прибыль. Но при установлении цен на меню в кафе есть много места для маневра, и это влечет за собой больше, чем просто накладные расходы, цели и нечеткие бухгалтерские соображения. Установление правильных цен — неотъемлемая часть брендинга вашего кафе, и единого рецепта ценообразования не существует. Правильные цены для вашего конкретного кафе определяются не только объективным взглядом на цифры.

Рассмотрите цены конкурса

В бизнесе кафе вы не выиграете, если будете дешевле. Качество и последовательность, уровень обслуживания, местоположение и множество других факторов вступают в игру. Это не значит, что конкурентоспособные цены не важны. Прочтите несколько статей, написанных, чтобы помочь людям сэкономить деньги, и вы быстро заметите, что стандартный совет для людей — отказаться от дорогих латте. Хотя утренний кофеин, несомненно, является безопасным заведением, существуют более дешевые альтернативы посещению вашего кафе, и ваши продукты считаются эластичными; то есть это индульгенции, которые с большей вероятностью будут продаваться, чем доступнее они будут.

Устанавливая цены в меню своего кафе, ознакомьтесь с ценами конкурентов. Если ваше заведение стоит дороже, это должно быть потому, что вы предлагаете что-то большее, то, за что публика готова платить больше. Однако будьте осторожны с ценами, которые намного ниже, чем у конкурентов. Хотя слово «дешево» во многих случаях привлекает многих людей, оно так же легко вызывает ожидания низкого качества и обслуживания. Кроме того, изучите конкуренцию, чтобы избежать недопродажи по ценам, которые, как ожидается, будут выше.

Учитывайте свой имидж и целевой рынок

Кого вы пытаетесь протолкнуть через свои двери? Какие демографические группы находятся непосредственно за пределами вашего кафе? Если ваше кафе находится в модном районе, населенном молодыми, борющимися художниками и студентами колледжей, лучше всего обслуживать людей, у которых нет лишних денег на еду и напитки. Цена на нижнем пределе рентабельности, и пусть объем продаж вас одолеет.

С другой стороны, если ваше кафе представляет собой высококлассное заведение, предназначенное для профессиональных служащих среднего возраста, то предложение дорогих блюд обычно рассматривается этим набором как показатель качества. Это не означает, что бизнес может необоснованно завышать цены, но что обеспеченные демографические группы готовы потратить немного больше, если они все еще ощущают ценность. В этих случаях цена на высоком уровне, и вы можете обойтись меньшим объемом продаж. Дополнительным преимуществом эксклюзивных цен и меньшего стремления к объему является возможность предоставления более индивидуального и внимательного обслуживания.

Если вы торгуете специальными товарами для узкого рынка, устанавливайте более высокие цены. Добавленная стоимость возникает из-за дефицита, и если ваше кафе — одно из немногих поблизости, где можно купить определенные продукты, вы получаете возможность брать за них больше. Если вы подаете исключительно местное или органическое меню, редкие вина, изысканный кофе, веганскую еду или что-то уникальное, ваш целевой рынок будет платить больше.

Честно оцените свое качество

Возможно, самым важным и самым сложным аспектом установления цен на меню кафе является честный и объективный взгляд на то, что вы предлагаете своим клиентам.