Большое керамическое блюдо ссср узбекистан: Купить ляганы ручной работы — цены от 890 рублей

Выбираем правильный ляган

Традиционная узбекская посуда пользуется популярностью во всех странах Центральной Азии. Ляганы для плова, кесе для вторых блюд или пиалы для чая от узбекских мастеров жители Алматы и Шымкента, Бишкека и Душанбе приобретают в основном на ярмарках. Советы «Курсива» – на что обратить внимание при покупке красочных керамических изделий. 

Керамические изделия хрупки – держите ли вы в руках фарфоровую пиалу, фаянсовый кувшин, большое терракотовое блюдо, при неосторожном обращении каждое из них может легко потерять свою товарную привлекательность. Возможны сколы на краях, образование микротрещин из-за случайного удара, наконец, керамическое изделие может легко разбиться. Ссылаясь как раз на вероятность убытков от осмотра, продавцы керамических изделий зачастую не разрешают потенциальным покупателям внимательно изу­чить приглянувшийся товар. Но беспокойство за целостность изделий – не единственная причина запрета. Более близкое знакомство с посудой позволит определить некачественную керамику даже неспециалисту, если знать, на что именно смот­реть.  

Как определить массовку

На уловки продавцов вестись не стоит. Только повертев ляган (большое блюдо для плова) в руках, можно понять его истинную цену. Настоящий ляган достаточно дорог. Цена – в зависимости от размера и сложности росписи – начинается от 5 тыс. тенге и доходит до 100 тыс. тенге. Четко установленных стандартов нет, диаметр блюда для плова может быть и 30, и 45 сантиметров. Важная деталь: если вы видите большое количество ляганов, кесе и пиал абсолютно одинакового размера, да еще и с идентичной росписью, то перед вами ширпотреб. Отсутствие работы гончаров выдает вес посуды. Если она легкая, значит, изготовлена литьем. Применение шликерной массы (жидкой глины) выдают и одинаковая толщина стенок керамического изделия, и видимые следы швов. Особенно это заметно на всевозможных статуэтках-«бабайках», производство которых явно поставлено на поток.

Интересно, что в узбекской керамике, почему-то чаще всего попадающей на казахстанский рынок из Свердловской и Новосибирской областей России, видна большая доля ручной работы при выполнении росписи. Но, опять же, поставленной на конвейер. В ходу приблизительно 10 композиционных решений, которые прежде всего заметны на примере производства «риштанской керамики». Кавычки стоят не просто так: из-за оригинально-витиеватой простоты орнаментов керамику из Риштана (город в Ферганской области Узбекистана) подделывают чаще всего. 

Присмотритесь к росписи

Существует три способа подделки. Первый – роспись гуашевыми крас­ками по ангобированной (ангоба – жидкая глина с красителем, которая наносится на изделие до первого обжига. – «Курсив») поверхности с последующей ее лакировкой. Мебельный лак виден сразу по специфическому теплому отблеску. Такое изделие нельзя использовать на кухне. 

Второй способ: при внешне качественной росписи используются красители, которые не соответствуют традициям региона. Для риштанской керамики характерны мазки свободной кистью бирюзовыми, темно-синими и коричневыми красками на тонком молочно-белом ангобном слое. Красный, черный, желтый и оранжевый цвета не приветствуются. Разве что на экспорт куда-нибудь в Европу. Вообще не приемлют красного цвета мастера Хорезма с их небесно-голубыми изделиями, следующие традиционной зелено-коричневой гамме художники-керамисты Гиждувана, а также гончары Самарканда с их неповторимой ярко-голубой поливной керамикой с черной орнаментикой. 

Третий способ – применение изготовленной в Китае (или где-то еще) керамической деколи. Речь о специальных переводных картинках, которые наносятся на глазурированную поверхность изделия с последующим обжигом при температуре 200–300 градусов по Цельсию. Выглядит деколь, безусловно, эффектно. Но и стирается достаточно быстро: при постоянном использовании керамического изделия рисунок на нем уже через год теряет былую свежесть. Отличить деколь от традиционного для узбекской керамики подглазурного нанесения рисунка несложно. Достаточно посмот­реть на поверхность лягана или кесе под углом на свет. Деколь дает пусть и малозаметный, но рельеф. 

Секреты подлинных работ

Продавцы керамических изделий из Узбекистана могут указывать на художественную ценность предлагаемых ляганов или, скажем, чайных наборов. Даже предлагают посмотреть на внешнее дно изделия – там действительно вполне может обнаружиться подпись мастера. Но не спешите радоваться: в этом случае тоже есть свои маленькие секреты. Зная, что их керамику подделывают и в Китае, и даже в России, узбекские мастера стали подписывать свои работы резцами по недосушенным изделиям, тем самым гарантируя их подлинность. Наиболее известными керамистами Узбекистана сегодня являются Алишер Назиров, Рустам Усманов, Исмаил Камилов и Шарофитдин Юсупов. 

Ну и наконец, два самых простых способа определить качество керамики, которые рекомендуют сами признанные мастера. Первый – провести по поверхности изделия ладошкой. На ощупь керамика должна быть идеально гладкой. Никаких пузырьков или вздутий – это брак, который очень скоро проявится в виде сколов и трещин. Второй способ – пощелкать пальцами по изделию. Хорошо обожженная керамика должна «петь». И чем звонче звук, тем выше качество, тем больше шансов, что приобретенное изделие прослужит долго.

ляган, чайные сервизы, пахта и пиалы

Содержание

  1. Значение орнамента
  2. Ляган
  3. Чайник с пиалами
  4. Пахта
  5. Большая узбекская тарелка
  6. Хорезмская керамика
  7. Чугунная посуда
  8. Самаркандский фарфоровый завод
  9. Заключение

Гончарное дело было очень развитым ремеслом на территории Узбекистана. Глина давала людям всё: чаши, блюдца, пиалы, кувшины, тарелки. После обжига на посуду наносили узоры – орнаменты. Самой знаменитой на территории Узбекистана является риштан – яркая, покрытая голубой глазурью посуда. Декор на риштане растительный в коричнево-зеленых оттенках, а также изображения, ножей, птиц, рыб, элементов архитектуры декора.

Вы бывали в Узбекистане?

  • Да

  • Нет

  • Планирую посетить эту страну

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Значение орнамента

Каждый листик, каждый завиточек имеет свое особенное значение. В орнаменте узбекских изделий используют синие, белые, голубые тона с использованием желтых, красных и коричневых оттенков. В ней часто можно встретить применение стилизованных изображений хлопка. Это получилось из-за того, что во времена СССР Узбекистан прославлялся выращиванием хлопка. Самой знаменитой керамической серией стала «пахта», которая при переводе с узбекского языка означает не что иное, как «Хлопок». Даже сейчас такая посуда из Узбекистана не теряет актуальности, ее с удовольствием скупают современные хозяюшки.

Орнамент на хорезмской керамикой утвари также является очень узнаваемым. Современные мастера не нарушают вековых традиций, поэтому не внедряют новые виды орнамента. Это позволяет сохранить древнее искусство в первоначальном виде.

Ляган

Ляган – большое блюдо (большая тарелка), которое предназначается для подачи национальных блюд на территории стран Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан. С этой посуды блюдо раскладывается по своим тарелочкам, но если это плов, то он естся прямиком с лягана. Для этого могут использоваться столовые приборы или просто пальцы. Ляганы используют именно для сервировки праздничных столов, но сейчас встречаются и при повседневных застольях. Смело его можно использовать, если вы счастливый обладатель большой семьи.

Вы имеете право выкладывать на такую посуду не только вкуснейший плов, но и порционно наломанные лепешки. В странах Средней Азии принято разламывать лепешки, а не разрезать их.

Традиционный ляган имеет сферическую форму, не имеет больших углублений. Это объясняется тем, что блюдо предназначается для вторых блюд, в которых жидкость отсутствует совсем или находится в малых количествах.

Они бывают плоскими, не иметь бортиков или обладать невысокими бортами по 1-1,5 см, которые располагаются под разными углами. Из чего делаются традиционные ляганы? Из обожженной глины или керамики. Поверхность такой посуды покрывается специальной глазурью в несколько слоев, украшается разнообразными узорами, несущими особый смысл. Часто ляганы можно встретить на каких-то важных событиях, на свадьбах.

Можно встретить ляганы нескольких видов, отличающихся размером и росписью. Наиболее популярным является ляган среднего размера – 30 см. Самые маленькие из них предназначаются для сладостей, сухофруктов или кондитерских изделий. А блюда, достигающие 42 см, являются оптимальными для прекрасного восточного достархана.


Как и все изделия из Ташкента, ляганы ручной работы оцениваются намного выше, чем та утварь, которая изготавливается промышленным способом.

«Будьте внимательны при покупке посуды. Остерегайтесь подделок!».

Как выбрать наиболее качественные ляганы:

  • Поверхность у качественных тарелок будет гладкой, не иметь пузырьков. Если на посуде присутствуют пузырьки, то со временем на этом месте может появиться скол.
  • Переверните ляган. На его дне должны быть отпечатки гончарного круга, о которых можно судить по оставшимся круговым неровностям. Если изделие изготовлено на фабрике, то дно такой посуды будет гладким.
  • Ручная утварь на дне имеет авторскую подпись мастера, чтобы показать, что ее выполнил знаменитый человек.
  • Фабричные изделия будут иметь идеально ровные края, если их составить друг в друга, они отлично совмещаются. Если взять два продукта ручной работы, то они будут различаться, а их края не будут совпадать. Также можно посмотреть на орнамент, при ручном производстве не может быть одинаковый рисунок.
  • Тарелка, издающая легкий, приятный звон при несильном щелчке об нее, говорит о хорошо выполненной работе. Этот звук напоминает звон металла, а не глины, чем его звук выше и тоньше – тем качественнее предмет.

Чайник с пиалами

Знаменитые узбекские чайные сервизы, которые состоят из чайника с пиалами, популярны во всем мире. Из них с наслаждением пьются все виды чая. Они выполняются в национальном стиле «Пахта» с преобладанием синих и белых оттенков. Такой сервиз является визитной карточкой качества и восточного стиля.

В ассортименте встречаются десятки видов и сотни различных форм, среди которых каждый найдет что-то себе по душе. Наиболее популярной разновидностью являются круглые чайники с небольшими пиалами, подходящие как для торжественных событий, так и для повседневных чайных посиделок.

Пахта

Основным узбекским предприятием, выпускающим посуду, можно назвать фирму «Пахта». Она выпускает следующие продукты:

  • Молочники.
  • Коса.
  • Заварочные чайники.
  • Вазы.
  • Наборы для специй.
  • Перечницы.
  • Солонки.
  • Соусники и салатники.
  • Все виды тарелок.
  • Наборы для хранения чая.
  • Сковороды.

Всего можно выделить больше восьмидесяти видов выпускаемой продукции. Пахта с узбекского означает хлопок. Это можно объяснить тем, что Узбекистан долгое время был лидирующей страной по выращиванию хлопка.

Многие современные хозяйки мечтают о приобретении посуды фирмы «Пахта» домой.

Большая узбекская тарелка

Так называется большой декоративный ляган ручной работы. Приобретайте ее как украшение или сувенир, чтобы приобщиться к узбекской культуре. Вы можете подавать на ней вторые блюда, фрукты или сладости. А можете просто поставить в сервант, кухонный шкаф или повесить на стену, где все его смогут увидеть. Также существуют специальные подставки, делающие процесс хранения более удобным.

Они бывают орнамент, выполняемый на посуде, так же является разнообразным, но выполняется с соблюдением национальных традиций.

Хорезмская керамика

Хорезмская керамика превосходная продукция, которая притягивает к себе взгляды. Ее нельзя с чем-то перепутать, ведь она имеет удивительно красивые и изящные витиеватые узоры с широкими линиями, идущими по краю. Здесь также можно встреть традиционные синие, голубые и белые оттенки. Глина, используемая для создания посуды, берется плотная и звенящая. Такую посуду можно встретить и на просторах

Хорезмская узбекская керамика имеет огромный ассортимент продукции, которая скупается людьми всего мира. Пока не увидишь фото этой посуды, можно бесконечно ее описывать. Но что бы ни говорилось, это будет недостаточным описанием.

Чугунная посуда

Узбекская чугунная посуда идеально подходит для использования на открытом огне, для приготовления национального блюда – плова или супа. Она не только прослужит долгое время, но и будет радовать вас своим видом. Выглядит она следующим образом: толстые высокие стенки, полукруглое или плоское дно.


В такой посуде будет не только легко готовить вкусную еду, но и приятно из нее есть. Вы сможете наслаждаться пищей, которая не пригорит, будет равномерно прогрета, а также истончать приятный и притягательный аромат. Самый вкусный и наваристый плов или суп получится только тогда, когда вы будете готовить его в узбекском чугунном казане.

Особенностью узбекской чугунной посуды служит толстые стенки, чтобы обеспечивать длительный нагрев и медленное остывание, а также лучшее распределение тепла по всему дну казана. Обычно, казана объемом 7-8 литров достаточно для того, чтобы накормить большую дружную семью.

Самаркандский фарфоровый завод

Предприятие основалось в СССР 1973 году в городе Самарканда. Клеймо зарегистрировано 17.05.1973 г.

Продукты из фарфора, которые были выпущены Самаркандским фарфоровым заводом OOO «Asl Nafis» (Асл Нафис), находятся на территории нашей страны и за рубежом.

Известно более пятидесяти видов посуды, сделанной из фарфора. Они изготавливаются из местного сырья, а по качеству не уступают вещам, которые импортируют из зарубежных стран. В регионах страны налажена работа дилерских пунктов и торговых точек.

Заключение

Продукты поражают своей красотой и изяществом, поэтому ценятся у тысяч хозяек всего мира. Больше всего встречается в городах Средней Азии – Ташкенте, Душанбе. Здесь много продуктов, орнаментов и росписей. Каждый выберет то, что понравится его сердцу. Узбекская утварь – тарелки, косы, сковороды и заварочные чайники, а еще и обереги. Каждый завиток орнамента скрывает сакральный смысл. Приезжайте в Азию, чтобы увидеть это керамическое безумие во всей красе.

Узбекская керамическая тарелка — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
189 релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • Утомленные солнцем: впечатляющая солнечная печь Узбекистана

    Варианты печати:

    • Изображений
    • Мультимедиа
    • Встроенный контент
    • Комментарии

    Ссылка скопирована в буфер обмена

    Регионы

    Предыдущий

    Следующий

    Последние новости

      Делиться

      Внутри бывшего сверхсекретного объекта, который использовался Советским Союзом в космических и оружейных программах.

      Это узбекская солнечная печь, построенная Советским Союзом в 1981 году на горном хребте в 50 км к востоку от Ташкента.

      Сайт был совершенно секретным в советский период и тщательно охранялся до 2009 года.

      Печь использует солнечный свет для производства чистого, мгновенно регулируемого тепла для плавления или испытания материалов.

      Энергия для печи исходит от этих 62 гигантских зеркал, которые поворачиваются, чтобы отражать солнечный свет к огромной тарелке-«концентратору».

      Окно в центре концентратора, состоящее из 10 700 зеркал размером с шахматную доску.

      Тарелка-концентратор фокусирует солнечный свет на точку размером с большой вок.

      Между 11:00 и 13:00, когда солнце наиболее сильное, печь может пылать при яростной температуре 3000 градусов по Цельсию — достаточно горячей, чтобы расплавить железо, сталь и даже титан.

      Керамические детали также производятся на предприятии.

      Печь была «ведущей установкой военно-промышленного комплекса [Советского Союза] для [] испытаний различных материалов и оборудования [с] концентрированным солнечным излучением и для [разработки] передовых керамических материалов для высоких -технологическая индустрия».

      В настоящее время печь принимает промышленные заказы из Узбекистана и из-за рубежа, зажигаясь около 100 раз в год.

      Джавохир Зафарович, научный сотрудник, проработавший на объекте 21 год, демонстрирует мощность миниатюрного концентратора на объекте. Через секунду-две палка загорелась.

      Стеклянная люстра весом 3,5 тонны, висящая внутри помещения.

      Исследователь, анализирующий образцы материалов. На объекте до сих пор работает около 160 человек по сравнению с 1500 в советский период.

      Художественные стенды на тему солнца внутри объекта, который имеет собственное бомбоубежище.

      Законсервированная миниатюрная библиотека, в которой когда-то хранилась научная литература из Советского Союза и зарубежья, до сих пор действует.

      Солнечная печь Узбекистана – вторая в мире. Первый открылся во Франции в 1969 году.

      Вид с верхней палубы обогатительной фабрики Узбекистана.

      Место для печи было выбрано отчасти из-за цельного куска скалы, на котором она построена. Каменная плита изолирует отлаженный аппарат от десятков сейсмических толчков, ежегодно сотрясающих Узбекистан.

      Некоторые гигантские зеркала объекта ждут в режиме ожидания.

      Это место также было выбрано из-за сотен солнечных дней в году и чистого горного воздуха.

      Предупреждающая табличка на основании концентратора, написанная на трех языках.

      Удивительно, но самые высокие температуры у топки достигаются в ясные зимние дни, когда воздух несет меньше пыли и влаги, чем летом.

      Птица кружит перед концентратором, когда аппарат оживает.

      На вопрос, что происходит, когда птицы подлетают близко к очагу топки, Зафарович гримасничает и отвечает: «Шашлык».

      Группа зеркал поворачивает свет к концентратору во время работы печи.

      Зафарович говорит, что основным преимуществом солнечной печи является полная чистота тепла — в отличие от печей, работающих на топливе, которые выделяют дым и другие примеси, — и возможность мгновенного изменения температуры.

      Рабочий поднимается по лестнице на объекте.

      Недостатки солнечной печи более очевидны, так как в пасмурную погоду печь может простаивать целыми днями.

      Рабочие возле датчика (в центре фото), который контролирует внутреннюю часть печи во время ее работы.

      Шахта лифта в задней части концентратора. Блюдо наверху представляет собой архитектурный изыск и не несет никакой технической функции.