Содержание
Казахское блюдо из конины сканворд 3 буквы — Секреты вкусных блюд
национальное изделие казахской кухни: вяленые или сырокопченые и подсушенные верхние слои мышц задней части конины вместе с жиром
блюдо белорусской и польской кухни: суп из настоя дробленого геркулеса с добавлением молодого картофеля, который заправляют сметаной или сливками
одно из древнейших блюд кавказской кухни, имевшее ритуальное значение, связанное с языческой традицией
4-я буква Ы
Варианты вопросов:
spanwords.info
Ответы на кроссворды
и сканворды онлайн
Ответы приложения «Сканвордист» ВКонтакте.
Ответы приложения «Сканворд дня» Одноклассники.
Ответы приложения «Сканворд дня» Мой мир.
Ответы приложения «Словомер» ВКонтакте.
Ответы приложения «100к1» ВКонтакте.
Находите ответы на вопросы в кроссвордах и сканвордах любой сложности за считанные секунды, ведь анализ нужного вам слова введется сразу по нескольким алгоритмам, базам данных, словарям, энциклопедям одновременно.
Казы, шужык и другие блюда из конины
Исторически сложилось так, что кочевые народы очень любили конину. И в наши дни, когда кочевников почти не осталось, для их потомков — казахов, туркменов, монголов, якутов – это мясо по-прежнему является основой стола.
Секрет прост: долгие коды конина была самым доступным мясом в Средней Азии. В наши дни блюда из конины по-прежнему популярны.
Особенности приготовления
Конина – мясо жесткое, поэтому, чем моложе была лошадь, тем ее мясо ценнее. Самое вкусное – мясо 2-3 летних лошадей, а больше всего ценится мясо годовалых жеребят. Чтобы отличить мясо взрослой лошади от жеребенка – смотрите на цвет жира. Чем моложе лошадь, тем светлее у нее жир, у жеребят он почти белый, чуть розоватый, а у взрослых – желтый.
Чтобы смягчить мясо, его обязательно маринуют или коптят, а потом варят. Довольно долго. Тогда оно получается мягкое и вкусное. Немного напоминает говядину, только слаще.
Пожалуй, самый известный деликатес из конины. Готовят его практически все тюркские народы. Казы можно съесть как холодную закуску, а можно приготовить из нее плов, бесбармак и другие блюда. Обычно варят казы поздней осенью. В это время забивают лошадей на зиму, так как после лета и осени они отъелись и нагуляли жирок.
Для казы берется ребро с мясом и полосой жира. Причем целое ребро – от позвоночника до грудины, длиной 60-70 см. Ребра засыпают солью и маринуют в собственном соку 2-3 суток. А потом вымачивают. Только после этого мясо для казы засыпают специями или чесноком и закладывают в тщательно вымытую кишку – карта. Получается изогнутая колбаса казы-карта. Сейчас в казы стали закладывать мясо, срезанное с ребра вместе с жиром. Но бывает, что мясо кладут вместе с ребром, как в классическом варианте.
Каждая хозяйка в Казахстане имеет свой рецепт пряных смесей для казы и бережет его от чужих глаз. Подготовленным мясом набивают промытые кишки. Завязывают концы колбас и варят на медленном огне не меньше 2,5 часов. А потом вывешивают в прохладное место, где казы может храниться довольно долго.
Тушеная конина по-татарски
2 ч. л. сливочного масла
300 г картофеля
Горчица, соль, перец
Шаг 1. Мякоть конины разрезать на небольшие куски.
Шаг 2. Каждый кусок посыпать солью, перцем, смазать горчицей и держать на холоде 30-40 мин, пока специи не впитаются в мясо.
Шаг 3. Зажарить куски мяса на сильно разогретой сковороде с жиром, после чего переложить в кастрюлю, добавить бульон или кипяток и тушить.
Шаг 4. Отдельно сварить, зажарить или испечь крупные картофелины, сложить в кастрюлю с мясом, добавить овощной соус по-татарски и тушить до готовности.
Бесбармак
Название этого блюда переводится как «пять пальцев». Дело в том, что у среднеазиатских народов испокон веков принято было есть руками. И до сих пор некоторые особенно любимые национальные блюда едят так. Бесбармак (или бешбармак) — национальное блюдо многих народов: казахов, узбеков, киргизов, таджиков. Часто конину заменяют бараниной или говядиной.
Бульон
Тесто
0,5 стакана воды
Соус
1 пиала бульона
Шаг 1. Мясо промыть и опустить в казан с холодной водой, довести до кипения, огонь убавить и варить, снимая пену, не меньше двух часов.
Шаг 2. Замесить тесто, дать ему постоять 30-40 минут, затем раскатать в пласт толщиной 1-1,5 мм и нарезать квадратиками по 7-8 см.
Шаг 3. За 30-40 минут до окончания варки в бульон добавить соль по вкусу, лавровый лист, головку репчатого лука, черный перец горошком.
Шаг 4. Сделать соус. В отдельную посуду уложить нарезанный кольцами лук, соль, перец, пряную зелень, залить снятым с горячего бульона жиром, плотно закрыть крышкой и томить.
Шаг 5. Тесто опустить в кипящий бульон и варить до готовности. Затем лапшу выложить на плоское блюдо.
Шаг 6. Сверху выложить куски мяса, а на него томленый в жире лук.
Шужык
1 кг внутреннего жира
1 ч.л. черного перца
Чеснок – по желанию
Шаг 1. Мясо промыть, натереть солью и выдержать 1-2 дня в прохладном месте при 3-4С.
Шаг 2. Кишки промыть и вымочить в соленой воде.
Шаг 3. Мясо и жир мелко нарезать и перемешать. Добавить чеснок, перец и соль и еще раз перемешать.
Шаг 4. Этой смесью набить кишки, оба конца завязать шпагатом, подвесить на 3-4 часа в прохладном месте.
Шаг 5. Коптить над густым дымом 12-18 часов, потом подсушивать при 12С 2-3 дня.
Шаг 6. После чего варить на медленном огне не менее 2,5 часов.
Конина вяленая
Шаг 1. Мясо нарезать квадратами в 20 см. Натереть солью, посыпать перцем.
Шаг 2. Поставить для просаливания в темное прохладное место на 7-8 дней.
Шаг 3. Затем нанизать на шпагат и повесить на 2—3 месяца в темное место для вяления.
Конина шпигованная по-киргизски
2 корешка петрушки
1 головка чеснока
1 ст.л. топленого сала
1 соленый огурец
мелко нарезанная петрушка
Шаг 1. Конину нашпиговать морковью, кореньями петрушки, чесноком.
Шаг 2. Подготовленные куски перевязать, обжарить до полуготовности.
Шаг 3. На сале обжарить лук, выложить его к мясу, добавить лавровый лист, соленый огурец, нарезанный кубиками. Долить воды и тушить на медленном огне до готовности.
Кыздырма (татарская кухня)
50 г топленого масла
Соль, перец по вкусу
Шаг 1. Мясо нарезать небольшими кусочками, посолить, поперчить и поставить на холод на 3 часа.
Шаг 2. Потом мясо жарить в масле.
Шаг 3. Для долгого хранения кыздырму положить в банку и залить растопленным маслом. Поставить на холод.
Бульон из конины по-якутски
Шаг 1. Конину промыть, положить в кастрюлю с холодной водой, довести до кипения. Снять всплывшую пену, посолить, довести на среднем огне до готовности.
Шаг 2. Пассеровать лук.
Шаг 3. Готовое мясо выложить на блюдо, бульон процедить и добавить обжаренный лук.
Шаг 4. Взять небольшое количество бульона и слегка остудить, остальную часть бульона поставить на огонь. В остывшем бульоне развести муку без пассеровки.
Шаг 5. Бульон с мукой постепенно ввести в кипящий бульон, непрерывно помешивая. Положить немного перца, посыпать измельченной зеленью укропа или петрушки.
Шаг 6. Конину разложить на тарелки с овощами, а бульон подать отдельно.
Казахские блюда из конины
Если вы хотите отведать блюдо из конины — зайдите в казахский ресторан. Без десятков наименований холодных и горячих закусок, первых и основных блюд не обходится ни одно национальное застолье в Казахстане. Что значит для казахов конина на столе и в культуре — узнавал портал «ЗаграNица»
От переездов — к оседлости
В истории кулинарии казахская кухня как таковая не упоминается до конца 19-го века. Конечно, это не значит, что люди, населяющие территорию Казахстана, ничего не ели. Образ жизни, связанный с постоянными «переездами», не баловал хозяек кухонными технологиями и посудой: в распоряжении были лишь кожаные мешки для приготовления молочнокислых продуктов (саба и торсык) да несколько деревянных бадей, в которых умудрялись варить куски мяса за счёт опускания в воду нагретых камней.
И лишь с началом оседлости, связанной, в частности, с развитием нефтепромысла и ремёсел, на казахской кухне появились своеобразные кастрюли, сковородки и тарелки. Неизменными остались продукты с лидирующей позицией мяса сельскохозяйственных животных (баранина, говядина, конина, реже верблюжатина) и все те же традиционные блюда из конины.
Отличается вкусовыми качествами
Казахскую гастрономию часто называют «кухней холодного стола». Все потому, что при кочевом образе жизни необходимо было изготовление продуктов длительного хранения: копчёно-варёных полуфабрикатов, солёных и засушенных колбас.
Казахские блюда из конины считаются национальным продуктом. Сегодня производственные показатели конины – более 100 тысяч тонн в год. В течение года табуны пасутся на пастбищах с разнообразием трав, поэтому конина, произведенная в Казахстане, отличается особенными вкусовыми качествами.
По статистике, в РК насчитывается более полутора млн голов лошадей, а конина идёт даже на экспорт.
Фото: shutterstock
Без холестерина
По мнению многих хозяек, казахстанская конина существенно отличается от мяса, которое производят в Европе, свойствами жира, который не способствует образованию холестерина.
К слову, из жира коней производят более полутора десятка лекарственных препаратов. Казахские животноводы уверены, что могут производить конину на любой вкус, потому что знают секреты выпаса и содержания лошадей.
Конина, заготовленная на казахстанских фермах, буквально тает во рту. Её готовят не только в заведениях общественного питания, но и дома. Как правило, у каждой рачительной хозяйки небольшого городка или деревни в морозилке лежит про запас килограммчик конины. В городах это встречается очень редко, да и конина среди жителей мегаполисов не популярна — на столе появляется, скорее, как исключение
Казы и шужук
Нет такого казаха, который бы не знал и не любил казы. Да и вообще, рецепты блюд из конины каждая хозяйка передает из поколения к поколению. Приготовление этой традиционной конской колбасы — настоящий ритуал, в котором важна каждая деталь, каждое зерно специй. Казы делают путем набивания конской кишки жирной кониной, предварительно обработанной пряностями. Чтобы казы держала форму, вместе с мясом помещают целое ребро. Есть у этой колбасы и целебные свойства. Её употребляют для повышения давления, как общеукрепляющее средство после перенесённых травм, стрессов и болезней. Конина под казы должна быть откормленной, «нагулянной», поэтому лошадей для деликатеса забивают на зиму.
Фото: tengrinews.kz
Рецепт приготовления казы (вареные)
Ингредиенты: конина 1 кг, сало 500 гр, черева 100 гр, чеснок 1 головка, перец черный молотый 1 ч. ложка, сванская соль по вкусу
- Конское мясо (лучше брать пашину) и сало нарезать полосками по 2-3 см, длинной 8-10 см, натереть смесью соли, толченого чеснока и перца
- Заготовку накрыть салфеткой или полотенцем и оставить на 1-2 суток в холодном темном месте
- Пока мясо настаивается, черева надо вывернуть наизнанку и хорошенько промыть водой (раз 5-6), при этом соскабливая пленку слизи
- Когда черева будут готовы, нарезать кусочками по 40-50 см
- Один конец отрезка завязать веревкой, а со второй стороны наполнить подготовленной мясной смесью и также закрепить
- Подготовленные колбаски положить в чан или кастрюлю, залить водой и довести до кипения на слабом огне
- Затем снять пену, проткнуть их в нескольких местах и продолжать варить еще 2 часа
Кстати, по старинным традициям казы можно вялить и коптить, но займет это гораздо больше времени, чем в нашем рецепте.
Национальным блюдом из конины можно назвать и шужук — колбасу, которую, в отличие от казы, сначала коптят.
Чтобы шужук получился на славу, его важно не пересушить. Коптить шужук следует от 12 до 18 часов над густым дымом из фруктовых веток при температуре до 60 градусов, а подсушивать — 2-3 дня при 12 градусах тепла. Готовый шужук отваривают, но не больше 2,5 часов, иначе он потеряет и товарные, и вкусовые качества.
Даже детям
Блюда из мяса конины можно есть даже детям: из нежирного мяса, взятого из тазобедренной части, готовят жая, рецепт которого состоит лишь из конины и соли. Для приготовления этого казахского блюда потребуется максимум терпения, потому что настоящий жая получится лишь на 5-й день после засолки. Технология проста: куски конины обильно смешивают с солью и оставляют в кастрюле в прохладном месте. На пятые сутки мясо достают и заливают тёплой водой, которая за пару часов нейтрализует излишний вкус соли. Жая не только вкусное, но и питательное блюдо. Чаще всего продукт употребляют с отварным картофелем. Важно, что хранить жая длительное время можно без холодильника.
Конина — полезное мясо. Это одновременно и калорийный, и постный продукт с лёгким травянистым привкусом, обладающий высокими питательными свойствами. В состав мяса лошадей входят белки (47%), жиры (53%), и полностью отсутствуют углеводы. Отварную, паровую конину можно употреблять тем людям, которые по медицинским или диетическим показателям не употребляют другие виды мяса.
Семь жизненных начал
Кроме старинных кулинарных рецептов существует масса блюд из лошадиного мяса, которые готовят в изысканных ресторанах современной казахской кухни. Например, медальоны из конины в арахисовом соусе, салат с маринованными артишоками и вяленой кониной, копчёная конина с благородными сырами (сыром с голубой плесенью, пармезаном и бри), наурыз коже (суп, для которого, кроме конины, используют также баранину).
Фото: vkusnota.kz
Блюда из конины, наряду с яствами из привычных видов мяса, занимают нишу деликатесов, не прерывая традиций, которые тянутся из глубины веков. А какие блюда из конины нравятся вам?
Тюменские казахи: обычай отдавать первого ребенка навсегда родне, 42 буквы в алфавите и другие факты об этом народе
Почти все тюменские казахи переселились в наш регион в годы коллективизации. Сейчас многие учатся в тюменских вузах, работают на местных преприятиях, создают интернациональные семьи. Как живется современным казахам в Тюмени — читайте в нашем материале.
Как сообщает Калиль Кабдулвахитов — советник по СМИ президента Национально-культурной автономии казахов Тюменской области — в Тюменской области живет около 20 тысяч казахов, из них около 13 тысяч — на юге Тюменского края. В приграничных с Казахстаном районах (Ишимском, Сладковском, Бердюжском, Казанском) казахское население, в основном, является коренным.
Как казахи появились в Тюмени
В районах, расположенных ближе к Тюмени, и в самом областном центре живут казахи, являющиеся потомками «откочевников-переселенцев».
– «Откочевники» – так в 30-е годы ХХ века называли в официальных документах казахов-переселенцев, которые, спасаясь от голодомора в степи, откочевали в разные страны – из южных регионов Казахстана в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, из восточных – в Китай и Монголию, а из западных и северных областей — в РСФСР, – рассказывает Есенгалий Ибраев.
|
Голод в Казахстане произошел в начале 30-х годов в результате коллективизации, перевода кочевников в черту оседлости и природных катаклизмов. Эти события унесли жизнь около трети казахского населения, еще сотни тысяч человек откочевали в соседние страны.
В Тюменскую область (в то время Омскую) ехали казахи из Северо-Казахстанской, Костанайской, Кокчетавской областей. На новом месте партийные органы стали создавать колхозы, состоящие из казахов-переселенцев. Самый северный казахский колхоз ДВКА (имени Дальневосточной Красной Армии) находился в Нижнетавдинском районе, на территории современного села Березовка. Он появился в 1938 году.
На фото: колхоз ДВКА
В 1945 году колхоз ДВКА был ликвидирован Нижнетавдинским райисполкомом, поскольку большая часть мужского населения колхоза погибла в Великую Отечественную войну, женщины и дети не могли тянуть только на себе все хозяйство. В результате жителей ДВКА переселили в Тюмень. Здесь им предоставили земельные участки для строительства домов в районе тюменских «сараев» и на «крестьянских». Сегодня внуки и правнуки откочевников из ДВКА составляют костяк казахского населения нашего города.
– Мои предки также жили в ДВКА, – делится собственной историей Есенгалий Ибраев. – Сегодня тюменские казахи работают в различных отраслях, многие трудятся в силовых структурах, в сфере образования, медицине, меньше — в бизнесе. В сельских районах казахи, в основном, занимаются скотоводством, держат фермерские хозяйства.
История одной семьи
Семья Аугалиевых состоит из семи человек. Старшее поколение: дедушка Рамазан Акбарович и бабушка Хаиржан Абишкеновна. Родители: папа Сырымбет и мама Калима. Дети: старшая дочь Азиза, сын Асан и младшая дочь Самира. И это только самые близкие родственники. Ведь у одного Сырымбета есть еще множество братьев и сестер.
На фотографии (слева направо): мама Калима, старшая дочь Азиза, бабушка Хаиржан, младшая дочь Самира, дедушка Рамазан, сын Асан, отец Сырымбет.
Старшее поколение семьи Аугалиевых: Хаиржан Абишкеновна и Рамазан Акбарович.
В годы коллективизации (1931-1933 годы) предки Рамазана Акбаровича (кстати, «Рамазан» переводится как девятый месяц лунного календаря) переселились из северного Казахстана в Омскую область. В 1933 году в Омской области был основан аул Бостандык, в котором Рамазан Акбарович родился в 1938 году. Сам Рамазан принадлежит древнему роду Баимбета.
– Я восьмой в роду Баимбета. Мы воспитаны трудом. С малых лет скот пасли, дрова заготавливали и сено. Дед мой — труженик. А вообще все казахи – кочевники. Испокон веков так было. Душа вольная, сердце поющее, а трудолюбие в крови, – рассказывает Рамазан Акбарович.
Рамазану было всего три года, когда его отец ушел на войну. Он пропал без вести под Смоленском в 1941 году. В Бостандыке Рамазан Аугалиев прожил практически всю жизнь, стал ветераном труда, был муллой (священнослужитель у мусульман) в своем ауле, женился на Хаиржан, там же у него появились дети и внуки.
На центральной фотографии Рамазан и Хаиржан Аугалиевы, вокруг них фотографии детей с семьями.
Все дети Рамазана уезжали учиться в Тюмень. После обучения кто-то вернулся в аул, а кто-то решил остаться в большом городе. В 2011 году средний сын – Сырымбет – забрал родителей из аула в столицу Сибири.
– Я окончил Тюменский политехнический техникум, и в 1998 году вернулся в аул. Помогал родителям, познакомился с Калимой и взял ее в жены. Потом переехали в Тюмень, и теперь живем тут, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.
По словам главы семьи Аугалиевых (его назвали в честь казахской горы Сырымбет), по казахским обычаям младший сын обязан следить за старшими.
– Есть такой обычай у казахов, младший сын остается с родителями. Но мы немного отклонились от традиций, ведь я в семье не самый младший. Думаю, это не сильно страшно, – говорит Сырымбет Аугалиев.
традиции и обычаи казахов
В гостях у казахского семейства, в первую очередь, обращаешь внимание на гостеприимство хозяев. Более того, удивляет минимализм комнаты, в которой они принимают родственников и гостей.
На фотографии: ужинают казахи, сидя на полу. Для удобства используют стол, на который ставят кушанья (а в центре фотографии 6-летняя дочка – Самира).
Дети учатся в школе. Старшая дочь – Азиза, учавствует в национальных конкурсах, поет песни и танцует. Младшая – Самира, занимается гимнастикой, а сын Асан ходит на секцию боевых искусств.
На фотографии: Самира делает шпагат.
За ужином старейший семьи Аугалиевых рассказал о своих предках. Дело в том, что Альджапар – дедушка Рамазана Акбаровича, был человеком набожным, в 1913 году он совершил поломничество от северной части Казахстана до Саудовской Аравии.
– Преимущественно он двигался пешком, но где-то на верблюде ехал, а где-то на пароме передвигался. В общем, как придется, – рассказывает Рамазан Аугалиев. – Конечно, мы соблюдаем наши традиции и обычаи. Из поколения в поколение, от отца к сыну передаем знания и мудрость.
Отец Рамазана Акбаровича знал арабскую письменность, он читал священную мусульманскую книгу Коран в оригинале.
– Религия имеет большое значение у казахов. Мусульманские посты мы соблюдаем, а некоторые праздники связаны с верой, – рассказывает старейший семьи Аугалиевых.
Гостеприимство казахов
Как объясняет глава семейства Аугалиевых, по старым законам степи, хозяева дома всегда оказывают гостям особое уважение и почет. Гость встречается семьей как добрый друг. За столом его усаживают на почетное место, едой угощают первым.
– По старым обычаям, садясь за стол после старших, я, как глава семьи, беру большой кусок мяса и нарезаю его. Сперва пробую сам, а потом лучший кусок отдаю почетному гостю, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.
Казахский музыкальный инструмент
Есть в доме Аугалиевых и музкальныей инструмент – Домбра. Это казахский народный двухструнный инструмент. На нем играет дедушка, отец и старшая дочь.
– Азиза у нас и поет, и танцует. На казахских праздничных мероприятиях выступает, – рассказывают родители Азизы.
Выступление Азизы Аугалиевой. Концерт «Азия», ДНК «Строитель», 5 марта 2016 год.
Казахские свадьбы
Ранее в материалах о народах и национальностях Тюмени журналист NG72.RU рассказывал об армянских свадьбах, на которых бывает по 400 человек. Казахи в масштабах празднования не отстают, на свадебные церемонии приглашают всех друзей и родственников.
– Раньше в аулах было по 40-50 домов. Если у кого-то свадьба, то приглашали всех! Звали родственников и друзей из соседних деревень. Сейчас зовут поменьше людей, но, тем не менее, 200 человек есть точно. У моего отца 10 детей, а это 10 сватов с семьями. И это только самая близкая родня, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.
На свадьбах казахи разбрасывают конфеты и кхурт (об этом ниже). Детвора бегает и собирает угощения. Эта традиция называется Шашу (переводится как «бросать»).
Древнейшая традиция – отдать первенца
Сейчас это может показаться диким, но такая традиция действительно раньше была у казахов. Вот пример:
У Рамазана Аугалиева в 1961 году родился первый сын. Через два-три месяца Рамазан Акбарович отдал своего ребенка на воспитание родному брату своего отца.
– Да, раньше у казахов был такой обычай, – объясняет Рамазан Аугалиев. – Сейчас такое не поддерживается.
Время идет, многое меняется. Раньше казахи содержали в деревнях крупные конюшни. В стаде было много животных и для работы, и для забоя. Однако если в те времена лошадей держали табунами, то сейчас их намного меньше, и не в каждой казахской семье они есть. Что-то меняется в культуре и традициях народа, а что-то остается. Некоторые традиции видоизменяются со временем.
– Имена нашим первым двум детям давали бабушка и дедушка, – рассказывает Калима Аугалиева. – И мы с уважением отнеслись к их решению.
Праздники казахов
Религиозные казахи на праздниках никогда не пьют спиртное. Семья Аугалиевых придерживается этих правил.
– Посмотрите на нашу семью. У нас три поколения, росли и воспитывались в разных условиях, но религиозных правил придерживаемся. На праздниках мы не пьем алкоголь, – говорит Сырымбет Аугалиев.
Самые основные праздники мусульман — это Ураза-байрам, который знаменует окончание великого поста, а через 70 дней наступает Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.
Ураза-байрам
Все мусульмане постятся в месяц Рамазан. Во время поста необходимо воздерживаться от еды, питья, супружеской близости, сквернословия и пустословия в светлое время суток.
– Во время поста необходимо стараться максимально правильно жить, делать добрые дела. С заходом солнца можно кушать и пить, – объясняет Сырымбет Аугалиев. – Время, когда солнце заходит, называется «время разговения». Мы приглашаем друзей и родственников, кушаем вместе, общаемся. Потом они приглашают нас.
Не все поголовно соблюдают этот пост. Дети до совершеннолетия, беременные женщины, больные и пожилые люди не обязаны поститься. Путники тоже могут не соблюдать пост, но по завершению пути они обязаны поститься дополнительно столько дней, сколько были в пути.
На фотографии: молитва мусульман Тюмени на празднике Ураза-байрам.
Праздник Ураза-байрам отмечают в честь завершения этого поста. В этот праздник, после молитв, казахи приглашают гостей и родных, готовят вкусные блюда, поют песни. Отмечается он в разное время, так как исчисление идет по лунному календарю, который отличается от григорианского. В 2016 году тюменские мусульмане отмечали Ураза-байрам 17 июля.
Курбан-байрам
Праздник жертвоприношения. Он означает завершение паломничества, а суть праздника — в любви к Богу.
Бог решил проверить веру Ибрахима (Авраама в Библии). Во сне пророк увидел, что Бог приказывает ему принести в жертву сына – Исмаила. Пророк подчинился, но Бог не позволил ему убить сына, а послал для жертвоприношения барана. Поэтому в день празднования Курбан-байрама мусульмане приносят в жертву барашков.
Также, как и Ураза-байрам, день празднования Курбан-байрама определяется по лунному календарю. В 2016 году он начался 12 сентября.
Наурыз
Праздник весеннего равноденствия. В Тюменской области он отмечается с 1997 года, 22 марта. Однако иногда день празднования переносится.
На фотографии: 28 марта 2016 года в Тюмени, в праздновании приняли участие казахи, узбеки, киргизы и таджики (фотография Qazaq72.ru).
– Это старинный народный праздник казахи отмечали еще до принятия ислама. Он похож на русскую Масленицу, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.
На каждом языке название праздника звучит по-своему — Наурыз, Навруз, Нооруз.
В 2017 году студенческий Наурыз объединит народы. Ведь это общий праздник для казахов, узбеков, киргизов, таджиков и туркмен. День проведения – 14 марта.
язык и письменность
Большинство современных тюменских казахов общаются на родном языке, но не многие умеют писать. Казахи являются наследниками рунической письменности.
– Мой пра-прадед знал арабскую письменность. Сейчас казахи пишут кириллицей, но вы вряд ли поймете слова, ведь там 42 буквы, а слова не похожи на русские, – объясняет Сырымбет Аугалиев.
Например, «Наша Газета» на казахском будет звучать как «Биздин Газет».
В казахском языке буквы «в, ё, ф, ц, ч, ъ, ь, э» используются только в заимствованных словах. А вот специфические буквы, которых не встретишь в русском языке: «ә, ғ, қ, ң, ө, ұ, ү, h, і».
– У нас в семье старшая дочь разговаривает на казахском, сын понимает слова, но говорит плохо, – рассказывает Сырымбет Аугалиев. – Но у нашего поколения и подготовка другая. Лично я русскому языку обучился, когда окончил начальную школу в ауле. А до этого писал и разговаривал только на казахском.
казахская кухня
Бешбармак
Самое любимое национальное блюдо казахов – это, конечно, бешбармак. Как объясняют члены семьи Аугалиевых, немаловажным фактором является выбор мяса. Бешбармак готовится из конины, баранины, говядины.
– Дословный перевод «пять пальцев». Не из-за того, что в еде есть пальцы, а из-за того, что кушали это блюдо руками, – объясняет, улыбаясь, Сырымбет Аугалиев.
В современных рецептах мясо советуют нарезать маленькими кусочками и подавать к столу. Однако раньше мясо готовилось крупными, цельными кусками, а нарезал их хозяин дома, уже сидя за столом.
– Самое важное делать все своими руками из своих продуктов, – делится своим опытом Калима Аугалиева. – Мы используем мясо, которое берем у родственников, тесто я тоже делаю сама.
Подается мясо в специальном блюде – Астау.
– Это специальная национальная посуда. Она бывает разного размера и формы. Некоторые для больших торжеств, – объясняет Калима Аугалиева.
Баурсак
– А что это? – спрашиваю у хозяйки дома, глядя на тарелку с какой-то выпечкой.
– Это пирожки накаченные воздухом, – шутит Калима Аугалиева.
На самом деле, это пончики, которые готовятся во фритюре в казане. Однако у каждой хозяйки есть свой рецепт приготовления.
– Это обычное дрожжевое тесто. Естественно, домашнее, не магазинное, – рассказывает Калима Аугалиева. – Баурсак обязательно подается с маслом.
Кумыс
Напиток из кобыльего молока. Сейчас городская казахская молодежь его почти не пьет, но в деревнях без кумыса никуда.
– Раньше мы постоянно пили кумыс. Перестали лишь, когда переехали в Тюмень, – говорит Калима Аугалиева.
Кхурт
Затвердевевший кисломолочный продукт. Готовится из творога, общая концепция этого блюда похожа на армянский чортан.
– Раньше, когда кочевники на несколько дней уходили в степь, они брали с собой кхурт. В разных районах Казахстана, его готовили по-разному. Кто-то сильно солил, кто-то просто сушил, – рассказывает Сырымбет Аугалиев.
-
Эта статья является частью материалов о народах и национальностях Тюмени. Ранее мы уже рассказывали о евреях, ненцах, казаках, белорусах, корейцах, армянах, чувашах проживающих в столице Сибири.
Где почитают и едят лошадей
Пастух скачет среди своих лошадей в поисках двухлетнего козлят, который лучше всего подходит для убоя. В начале зимы казахские семьи заготавливают откормленную лошадь, чтобы обеспечить себя мясом до конца сезона.
Фотография Райана Белла
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В юрте пахло лошадьми. Не так, как мне было знакомо — как ореховый запах мокрого вальтрапа, который заставляет меня тосковать по горной тропе. это eau de equino был запах вареной конины. И это донеслось от блюда, которое передавали в мою сторону.
Это была моя первая встреча с популярным казахстанским блюдом бешбармак . Готовится из отварной конины, подается на подушке из лапши. В свете лампочки, нанизанной на стропила юрты (питание от группы солнечных батарей снаружи), блестела вареная лапша и искрилось жирное мясо. Она выглядела скользкой, что давало мне надежду, что я смогу проглотить ее, не устраивая сцены.
Из уважения к лошадям американцы их не едят. Казахи так делают из уважения к своим лошадям.
Моими хозяевами была семья пастухов, живших в Горном Алтае, на границе с Китаем. Они были современным воплощением степных кочевников, приручивших лошадь 6000 лет назад. Мне, как американскому ковбою, всегда было любопытно узнать об этих культурных традициях. Путешествие в Казахстан было похоже на путешествие лосося вверх по течению к его родному гравийному дну. Я не осознавал, что по прибытии моя диета станет тем самым животным, связывающим меня с этими людьми.
Я восхищаюсь взглядом Энтони Бурдена на кулинарные путешествия: «…есть без страха, вгрызаясь в местное рагу, таинственное мясо скромной такерии, искренне предложенный подарок в виде слегка обжаренной на гриле рыбьей головы…» Но как только ложка скользнула на мою тарелку, моя проклятая американская чувствительность вызвала небольшой рвотный рефлекс.
«Да ладно, — подумал я, — у тебя уже была лошадь. Помните ту мортаделлу в Италии? Арик, который ты пил в Монголии? И кто знает, что было в тех аргентинских блинчиках с мясом».
Ковбои почитают лошадь. Самый глубокий мыслитель, которого я знаю на эту тему, — поэт-ковбой Джоэл Нельсон. Он написал оду «Equus Caballus», одно из немногих стихотворений, которые я когда-либо удосужился выучить наизусть. Поднеся ко рту вилку с мясом и лапшой, в ушах у меня зазвенело несколько строф:
Я сделал рыцарей из низших соплеменников и королей из рядов батраков
эоны.
Я пасся среди домиков, вигвамов и юрт.
Я чувствовал жало кнутов, плетей, шпор и плетей.
Я мошенник — я бегство — я врождённый — я низкий.
Я кошмар — я дикий — я лошадь.
Я доблестный и возвышенный — я величественный — я благородный.
Я впечатляющий — я великий — я лошадь.
«Вкусно» не попал в список.
Конина является основным продуктом питания казахов. Такие рецепты, как бешбармак и казы (колбаса), подаются на торжествах и в честь гостей, а это означает, что путешественникам в Казахстан, скорее всего, подадут лошадь. Фотография Райана Белла
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Так почему американцы вздрагивают от конины?
Правда в том, что на многих этапах нашей истории американцы ели конину. Но изобретение автомобиля вызвало культурный сдвиг. Раньше нужно было что-то делать со всеми этими экипажными, верховыми и рабочими лошадьми в конце срока их пребывания в должности. Почему бы не съесть их? Их рассматривали наравне с другим утилитарным домашним скотом, например, с рабочими волами.
Но по мере увеличения количества автомобилей потребность в лошадях падала. Каждый год разводили все меньше. Вскоре иметь лошадей стало дорого, что сделало их предметом роскоши. Другими словами, они стали домашними животными, получив статус убежища собак.
История Казахстана другая. В то время, когда Генри Форд выкатывал «Модель Т», Казахстан был не так уж далек в культурном отношении от эпохи, когда Чингисхан пронесся по степям. Их кочевая культура была сосредоточена на лошадях как средстве передвижения и пище. Когда Советский Союз окружил его, казахстанское общество встряхнуло в современность. Сегодня, несмотря на свою долю автомобилей, конина продолжает господствовать.
Я прикусил. Мясо было жевательным, как у лося или лося. И, как и те дикие животные, конина является здоровым источником белка. Казахи приписывают ему множество преимуществ, которые граничат с изменением формы. Говорят, что он делает мужчин мужественными до девяноста. Считается, что он делает людей быстрее, сильнее, ловчее и мудрее. Заметив мою лысину, один из моих хозяев предположил, что, возможно, конина является причиной завидной шевелюры казахских мужчин. Он призвал меня есть больше.
Защита диких лошадей США ошибается?
В Америке дискуссия о забое лошадей словно магнитом притягивается к обсуждению Закона о защите диких лошадей и осликов 1971 года. Закон защищает диких лошадей (также известных как мустанги), живущих на общественных землях, на федеральном уровне. Достигнув цели вернуть мустангов на грань искоренения, железная защита Закона теперь ставится под сомнение. Программа преуспела до такой степени, что мустанги угрожают захватить землю, на которой они когда-то находились под угрозой исчезновения.
Автор ездит верхом на Вороне, приемном мустанге BLM, на котором он тренировался и ездил в качестве спорщика в Монтане. Только одного из трех мустангов усыновляют, а остальных отправляют в места содержания, чтобы они доживали свою жизнь под федеральной защитой. Фотография предоставлена Элисео Мичиу
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Оценка состояния окружающей среды оценивает, что общественные пастбища могут содержать 26 000 мустангов — многие защитники диких лошадей спорят, говоря, что это могло бы быть больше, если бы другой домашний скот, такой как крупный рогатый скот и овцы, не занимал так много места. Чтобы сохранить эту целевую популяцию, BLM отбраковывает стадо (часто с использованием вертолетов). Эти лишние лошади выставлены на всеобщее усыновление. Мустанги могут стать хорошими верховыми лошадьми, особенно молодыми, которых можно дрессировать до того, как их дикость станет жесткой, что сделает их опасными. Однажды я удочерил двухлетнего мустанга по кличке Кроу, на котором три года ездил в качестве спорщика в Монтане, прежде чем продать его семье с детьми на ранчо. Я любил эту лошадь.
Но усыновляют только одного из трех мустангов. Остальные, 47 000 животных, отправляются в места содержания, которые в основном напоминают откормочные площадки. Защита мустангов обходится налогоплательщикам в 77 миллионов долларов в год.
Суть ситуации показана в новом документальном фильме Unbranded. История рассказывает о четырех техасских ковбоях, которые усыновляют и тренируют 14 мустангов, а затем проезжают на них 3000 миль от мексиканской границы до канадской границы. Я присоединился к ребятам в четырехдневном путешествии по Монтане. Это были хорошие лошади. Но в фильме нет ни малейшего намека на невыполнимую задачу BLM. Написано между строк, кажется, призыв к «перезагрузке» всей программы.
Некоторые спрашивают, почему бы не зарезать лишних лошадей? Движение #FutureOfFood заставило людей переосмыслить наши пищевые табу, такие как сверчки и собачье мясо. Один эксперт предполагает, что конина может быть дешевым источником белка в борьбе с голодом.
Несмотря на то, что мустанги BLM незаконны, иногда их убивают. Недавно было обнаружено, что торговец лошадьми из Колорадо продал 1700 мустангов, чтобы убить покупателей в Мексике. Правила защиты животных к югу от границы довольно слабые. Как показывает один углубленный анализ, Федеральная защита создала «крушение поезда», когда избыток лошадей приводит к тому, что защищенные лошади ускользают из щелей. То же самое произошло в Европе в 2013 году, когда в говяжьем фарше обнаружили конину. Казахстан не принимал участия в этом скандале, хотя это не помешало Джону Стюарту нанести несколько ударов по стране, которая со времен фильма «9» стала культурной боксерской грушей. 0009 Борат .
Потеря экологически чистого белка
Но фиаско с американским мустангом заставляет казахов задуматься, кто такие сумасшедшие? Они восхищаются мыслью о том, что столько конины пропадает. Будучи вторым по величине потребителем конины в мире (после Китая), Казахстан не имеет достаточного количества животных для удовлетворения спроса. Распад Советского Союза сказался на поголовье лошадей так же, как и на их крупном рогатом скоте. (См. Домой, Домой… В степях Евразии.)
Возможно, из-за табу на конину трудно получить статистику. Газета The Guardian создала интересную инфографику о торговле кониной в Европе в рамках освещения скандала с кониной 2013 года. Это показывает, как Болгария выступала в качестве плацдарма для перераспределения конины в Казахстан (и Россию). Было собрано 6,6 миллиона фунтов конины из Бельгии, Франции, Венгрии, Италии, Румынии и Испании. Затем он экспортировал 2,2 миллиона фунтов в Казахстан (и 1,2 миллиона в Россию). Канада является еще одним крупным поставщиком мяса в Казахстан, отправив в том же году 4 миллиона фунтов стерлингов.
Одним из последствий европейского скандала неожиданно стал рост спроса на конину. Вывод Хранителя заключался в том, чтобы вывести потребление на открытое пространство. Это более устойчивый источник белка, чем крупный рогатый скот.
Пастух редко убивает верховую лошадь, которая годами служила ему. Чаще отставному верховому коню позволяют доживать свои дни в составе дикого стада. Фотография Райана Белла
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
В этой связи казахская порода лошадей заслуживает более пристального внимания. Его разводили на протяжении веков из-за качества мяса и молока. Хребтовый жир может вырасти на несколько дюймов в толщину. Вымя кобылы свисает, как у козы. И как уроженцы степей, лошади умеют пастись повсюду, распределяя свое воздействие на землю. Зимой они могут выжить, когда температура падает до -20 F, питаясь снегом вместо воды и копаясь во льду в поисках травы.
В Америке ближайшим эквивалентом будут дикие мустанги. Их кормят травой (Канада, напротив, использует откормочные площадки для откорма лошадей на убой) и не используют ветеринарные препараты, используемые для частных лошадей, многие из которых опасны для человека.
Преодолел рвотный рефлекс и проглотил бешбармак. Мои казахские хозяева спросили, нравится ли мне это. Осмелюсь ли я сказать нет? Они приняли меня и поделились своей едой. В ответ я раскошелился еще на конину и съел ее. Это было уважительно.
Райан Белл — научный сотрудник программы Fulbright-National Geographic, путешествующий по России и Казахстану в рамках своего проекта #ComradeCowboys . Следите за его приключениями на Twitter , Instagram и Facebook . Получайте новости о его работе по телефону Storify .
Читать дальше
Этот новый инструмент может произвести революцию в археологии
- Наука
Этот новый инструмент может произвести революцию в археологии используя древние ДНК для определения пола.
Как подготовиться к аномальной жаре
- Окружающая среда
Как подготовиться к аномальной жаре
От осушителей до воды с электролитом — вот что вам нужно знать, чтобы защитить себя от смертельной жары.
Колоссальные гравитационные волны, впервые обнаруженные в первый раз
- Science
Колоссальные гравитационные волны, которые впервые обнаружены в
, обнаруженные из -за быстрого вращения мертвых звезд, эти гигантские горы, скорее всего, они взяты из супермаза, которые они быстро вращались, они были измельчающими. может раскрыть ключи к разгадке природы Вселенной.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
9 0002
Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли жизнь на Марсе на протяжении всей истории
90 002
Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Подробнее : NPR
В Казахстане конину не боятся: соль Конина всегда в меню в Казахстане. Это считается вкусным лакомством с глубокой историей.
История и культура еды
Слышал о всех вещах
В Казахстане конину не пугают
Вывески рекламируют тип мяса, продаваемого в каждой секции Зеленого рынка в Алматы, Казахстан.
Sly06/Flickr
скрыть заголовок
переключить заголовок
Sly06/Flickr
Вывески рекламируют тип мяса, продаваемого в каждой секции Зеленого рынка в Алматы, Казахстан.
Sly06/Flickr
Хотя мысль о конине в британской лазанье или фрикадельках из Икеи может вызвать у некоторых людей тошноту, в некоторых культурах практика употребления в пищу конины не просто приемлема, это удовольствие. Питер Кеньон из NPR только что вернулся из среднеазиатской республики Казахстан и посетил мясной рынок на Зеленом базаре в Алматы. Он отправил обратно эту открытку.
В похожем на пещеру зале я нашел длинный прилавок, заваленный стейками, отбивными и ребрышками. Вывеска в конце каждого прохода рекламировала выставленное животное: ягненок, корова, коза и, ближе к концу, лошадь.
Эти проходы привлекали множество покупателей, несмотря на то, что конина стоит дороже, чем говядина. Это совсем другая ситуация, чем в Европе, где разразился скандал из-за замены более дешевой конины на более дорогую говядину.
На Зеленом базаре очень популярны конская грудка и ребра, а также жировая часть шеи, по словам Фариды, одной из работающих там женщин с ножом.
Но самым деликатесом является казы, вареная конская колбаса, подаваемая по особым случаям и почетным гостям. Он настолько важен для казахской кухни, что олимпийская сборная страны умоляла разрешить ему привезти его в Лондон на Игры 2012 года.
Когда я спросил Фариду о скандале с кониной в Европе, она ясно дала понять, что слишком вежлива, чтобы высмеивать гастрономические слабости другой страны.
«Британцы почитают лошадь, но не едят ее. У них нет традиции», — сказала она. «Здесь, в Казахстане, наши предки ели лошадей, и это глубоко связано с нашей идентичностью».
Эти связи имеют глубину веков. Предки казахов ехали по степям с Чингисханом в 13 веке. Армия двигалась с пугающей скоростью, благодаря крепким лошадям, по три-четыре на воина. Эти лошади также давали молоко, кровь и, в конечном итоге, мясо, чтобы питать армию.
На рынке 60-летняя Нурсеит наблюдала, как горсти измельченного чеснока смешивали с конской грудкой и солью и набивали в колбасные оболочки, получая казы . Нурсеит рассмеялся, вспомнив, что принес 9 штук.0291 казы в США для своего сына, дипломата. В аэропорту сниффер дернулся и повернулся в его сторону, но ему удалось благополучно доставить приз.
После базара решил сам попробовать, в ресторане «Семь сокровищ».