Икона иоанна крестителя голова на блюде: значение и в чем помогает, молитвы

Икона Иоанна Предтечи Крестителя: значение, история, молитва

Иоанн был величайшим Пророком «Ветхого Завета», который возвестил о пришествии Мессии — Иисуса. Он проповедовал в пустыне, крестил Иисуса Христа и был обезглавлен по приказу Ирода.

Что проповедовал Иоанн Креститель. В каком родстве он состоял с самим Иисусом Христом. Зачем спаситель принял от него Крещение. Почему этого пророка современники называли вторым Илией. За что царь Ирод посадил его тюрьму. Зачем Саломея попросила в подарок голову Ионна Крестителя и почему Иоанн стал самым почитаемым после Богородицы христианским святым.

История

Иоанн был сыном пожилой, долго остававшейся бесплодной пары храмового священника Захарии и праведной Елизаветы, которая приходилась родственницей самой Деве Марии.

Семья жила в местечке Эйн-Керем, неподалеку от Иерусалима. Сейчас здесь есть Церковь Посещения. Она построена на том месте, где встретились Дева Мария и Елизавета когда они обе были беременны. Мария потом ушла домой, а у Елизаветы через несколько месяцев родился Иоанн. Другая церковь расположена прямо там, где был дом Иоанна.

Вскоре после его рождения пришло распоряжение Ирода убить всех младенцев. По преданию, Елизавета взяла сына и ушла, чтобы где-нибудь спрятать его. И тогда гора раскрылась перед ней и она смогла укрыться там и спасти Иоанна.

А Захария, его отец, как священник принимал участие в богослужениях и обрядах в иерусалимском храме. Возможно и сам Иоанн стал священником. Но сердцем и душой он напоминал скорее пророков Ветхого Завета.

Еврейский философ Авраам Гешель, живший в XX веке, говорил о пророках, как о людях с особым ухом, которые могли слышать то, что другие люди не слышали.

Христианские традиции относят Иоанна Крестителя к таким пророкам как Илия, Иеремия, Исаия — к тем, у кого было это внутреннее ухо, восприимчивое к слову господа.

В 30 лет Иоанн слышит призыв Господа на особое служение. Он должен стать гласом вопиющего в пустыне, предшественником Мессии. Он удаляется в пустыню иудейскую и, облачившись в одежду из верблюжьей шерсти, живёт там строгим аскетом и подвижником.

Иоанн живёт и проповедует возле речной переправы на территории современной Иордании. На восточном берегу реки Иордан его речи находят отклик среди жителей страны. Послушать пророка приходят десятки людей, ведь Израиль давно живёт в ожидании мессии, истинного царя из рода Давида.

И теперь Иоанн говорит им:

Время пришло и нужно быть готовыми к этой встрече.

Он призывает всех:

Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное.

Иоанн проповедует Крещение-Покаяние для прощения грехов и совершает обряд погружения в воду реки Иордан, которая всегда считалась рубежом Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, Покаяние очищает душу.

Иоанн напоминает своим соплеменникам одного из величайших пророков прошлого — Илью, который жил на 8 веков раньше. Он не только проповедовал на том же участке реки Иордан, где жил Илья, но и одевался, как Илья — минимум одежды. Питался, как Илья. У него была даже длинная борода, как у Ильи.

Иоанн Креститель пришел исполнить миссию пророка Ильи, он не был его физическим воплощением. Христос Сказал:

Илья вернулся, но вы убили его, потому что не знали кто он и это был Иоанн Креститель.

Вскоре вокруг Иоанна собирается целая община последователей, его учениками становятся и два галилейских рыбака, которые пришли сюда, преодолев десятки километров пешком, — Андрей и Иоанн из Вифсаиды.

Вскоре на берегу Иордана среди толпы появляется и сам Иисус из Назарета. Благодаря пророческим силам Иоанн понял, кто перед ним. Христос просит крестить его.

Безгрешный Иисус уравнивает себя с падшими, заблудшими людьми, чтобы разделить с ними бремя грехов и подать исцеление их душам. Получив Откровение об Иисусе Христе, он говорит о нём народу:

Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира.

Иоанн в своих речах всё чаще начинает выступать с критикой власти царя Ирода. И тот начинает опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к беспорядкам.

Иоанн критиковал Ирода за развод с первой женой и женитьбу на супруге родного брата. Мы также можем утверждать на основании материалов историка Иосиф Флавия, что Иоанн не одобрял поступков Ирода и на политическом уровне.

Иоанна заточили в крепость. Но и здесь он не собирается молчать и продолжает оставаться угрозой для царской семьи. Иродиада, та самая вторая жена царя, ищет повода разделаться со своим врагом.  Она переживает, что царь пропадает по ночам в темнице, беседуя с Иоанном.

Подходящий случай выпал вскоре, во время празднования дня рождения царя Ирода. Перед гостями танцевала дочь Иродиады — Саломея. Её зажигательный танец приводит в восторг именинника. Ирод обещает ей в награду всё, что она не попросит. И она, посоветовавшись со своей матерью, просит отсечённую голову Иоанна на золотом блюде. Голова была преподнесена в подарок Саломее, которая взяла это блюдо и поставила к ногам своей матери Иродиады. Так, несгибаемым свидетелем Правды Божией, погиб Иоанн Креститель.

Значение икон

Иоанн часто изображается с чем-то вроде чаши или подноса, и в нем, если мы посмотрим вблизи, изображается лежащий нагой дитя Христос. Иоанн указывает на ребенка.

Это будет загадкой, если не знать, что  в подобных иконах смешиваются образы из Библии с образами православной литургии.

Рассмотрим свиток, который держит Иоанн. На нем могут быть такие слова:

Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

На иконах Иоанна, изображающих дерево, мы обычно видим, если приглядеться, что в его ствол вонзается топор. Этот образ исходит из Евангелия от Луки 3:9:

Уже и топор лежит у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь.

На свитке Иоанна обычно написано:

Я видел и свидетельствовал о нем: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира».

Это цитата из Евангелия от Иоанна, 1:29:

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира.

Иногда на том же свитке можно найти надпись: «Покайся, ибо Царствие Небесное».

Теперь вернёмся к вопросу о том, почему Иоанн держит чашу (иногда изображённую как поднос) с младенцем Иисусом в ней. Это образ из православной литургии, в которой часть евхаристического хлеба называется «Агнец». Хлеб в литургии — Христос.

Таким образом, то, что держит Иоанн, выглядит ли это чашей или подносом, является «блюдом» в литургии, которое держит хлеб, а хлеб есть Тело Христа. В иконе все эти элементы смешаны вместе в одной картине.

На некоторых иконах можно увидеть линии, изгибающиеся вверх и внутрь чаши, которую держит Креститель, встречаясь в маленькой звезде наверху.

Это литургическое орудие называется Звезди́цой — предмет церковной утвари, представляющий собой две металлические крестообразно соединённые дуги. Символизирует Вифлеемскую звезду. Её предназначение — поддержать тканевую завесу, которая надевается на дискос.

Некоторые иконы Иоанна имеют фоновые сцены, показывающие события из его жизни, рассказанные как в Новом Завете, так и в апокрифических источниках, например, ангел, ведущий ребенка Иоанна в пустыню, и т. п. Мы видим такие сцены в этой иконе:

Слева вверху ангел ведет младенца Иоанна в пустыню. Слева внизу — рождение Иоанна Предтечи. Справа внизу — обезглавливание Иоанна, а справа вверху обнаружение его головы.

Необычная особенность этой иконы заключается в том, что вместо того, чтобы нести младенца Христа в чаше, Иоанн здесь несёт свою голову. Голова в чаше вместо Иисуса была и остается предпочтительной формой в греческой иконографии, а также стандартной формой в русской иконографии до 17 века, когда «дитя» в чаше стало её заменять.

Когда голова Иоанна находится в сосуде, она имеет тенденцию подчеркивать Смерть Иоанна как своего рода «предтечу» смерти Иисуса, и, конечно, как уже упоминалось, «дитя» в чаше имеет евхаристическое значение.

В некоторых иконах всё, за исключением центральной картины, покрыто декоративным металлом. Такое украшение было распространено на очень старых иконах. Металл был прикреплен гвоздями прямо к поверхности. Вот почему старые иконы, когда эти крышки удаляются, остаются полными маленьких отверстий. Металлическое покрытие добавлялось в знак уважения.

Молитва

Иоанну Предтече чаще всего молятся о следующем:

  • очищение грехов;
  • защита от врагов;
  • успокоение души и сердца.

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне!

Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших.

Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов.

Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.

Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех.

Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Видео, в котором Мирослав Бакулин рассказывает об усекновении головы Иоанна Предтечи:

Усекновение главы Иоанна Предтечи: смысл и традиции православного праздника

11 сентября (29 августа по старому стилю) православные христиане вспоминают гибель пророка Иоанна Предтечи, который предсказал пришествие Мессии и крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. 

Иоанн Предтеча — самый почитаемый Православной церковью святой после Божьей Матери. Сам Иисус Христос говорит о нем в 11-й главе Евангелия от Матфея: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».

«Предтеча» дословно означает «тот, кто течет перед», «первопроходец». Иоанн считается великим пророком, который говорил людям о скором пришествии в мир Мессии — Иисуса Христа. 

Иоанн происходил не просто из знатной семьи: он сочетал в себе царское и священническое происхождение. Его отец, священник Захария, был из рода Аарона, брата пророка Моисея; мать, праведная Елизавета, происходила из рода царя Давида. 

Рождение Иоанна связано с чудом: как и родители Девы Марии, Елизавета и Захария состарились бездетными. У евреев считалось, что бесплодие посылается паре за тяжкие грехи, поэтому к таким супругам относились в обществе с большим предубеждением, нередко ущемляли их в правах и осуждали. 

Родители Иоанна тяжело переживали свою бездетность, так что, когда Захарии явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, который станет великим пророком, тот не поверил и в наказание был лишен Богом возможности говорить. Речь вернулась к нему только в день рождения ребенка.  

Иоанн появился на свет на полгода раньше Иисуса Христа. Во время знаменитого избиения младенцев, совершенного по приказу царя Ирода, солдаты ворвались в храм к Захарии прямо во время богослужения и потребовали отдать сына. Отец отказался и был убит. Ребенка спасла Елизавета, которая убежала с ним в пустыню. 

В Евангелии не говорится о детских годах и юности Иоанна, он предстает в Писании уже взрослым человеком, подвижником и аскетом, живущим в пустыне; Иоанн носил одежду из грубой верблюжьей шкуры, питался саранчой и медом диких пчел, постоянно пребывал в молитве.  

В 30 лет Иоанн Предтеча начал проповедовать и крестить людей в реке Иордан. Именно он крестил Иисуса Христа. За это Иоанна называют еще Крестителем. 

Смерть Иоанна Крестителя напрямую связана с его проповедями: в народе его знали как бескомпромиссного и строгого обличителя греховной жизни, несправедливости и беззакония. Иоанн призывал жить по заповедям Божьим, рассказывал о скором пришествии Мессии.  

Его критика касалась и царя Галилеи Ирода Антипы (сына Ирода Великого), который оставил законную жену и сожительствовал с женой своего брата Филиппа, Иродиадой. Ирод под ее влиянием заключил Иоанна в темницу, но казнить не решался: он почитал его за пророка и боялся народного гнева. 

В Евангелии от Марка сказано: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».

Иродиада же возненавидела Иоанна, но никак не могла добиться его казни. Возможность выпала на пиру в честь дня рождения Ирода. Перед нетрезвым царем и его высокопоставленными гостями станцевала юная дочь Иродиады Саломея. 

Разгоряченный ее откровенным танцем, царь в награду поклялся выполнить любое ее желание, даже если это будет половина его царства. Саломея вышла спросить совета у матери, и та велела потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде. 

Как говорится в шестой главе Евангелия от Марка: «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей».

 

К Иоанну в темницу послали палача, который обезглавил святого. Саломея получила голову на блюде, как и просила.

 

Это событие впоследствии стало одним из самых прославленных сюжетов мирового искусства.

 

Праздником день мученической кончины святого верующие считают потому, что после смерти он обрел вечную жизнь и перешел к Богу. 

На первый взгляд неясно, почему Иоанн так почитается Церковью и так выделялся самим Иисусом. Ведь он погиб не за Христа, а в результате козней порочной женщины, которая попросту свела с ним счеты.

На самом деле гибель Иоанна символизирует жертву, которую человек приносит, отстаивая правду, свои идеалы. Пустыня, в которой он жил, — символ пустоты людских душ, в которой вдруг слышится голос Господень, голос истины. В Евангелии от Марка так и говорится об Иоанне: «Он глас, вопиющий в пустыне».

Незадолго до казни Предтеча, услышав о делах Христа, из темницы посылает к Спасителю своих учеников с вопросом, действительно ли Он — Мессия, или следует ждать другого. Перед лицом грядущей смерти Иоанн колеблется и хочет убедиться, что его жизнь, отданная служению, прожита не напрасно. 

Но Иисус не дает четкого ответа, отвечает многозначительно: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.11).

Смысл между этих строк — верь до конца, не требуя гарантий, знамений и доказательств. 

Митрополит Антоний Сурожский говорил в проповеди о том, что в день усекновения главы Иоанна Предтечи следует молиться о тех, кто умер в одиночестве, без утешения, кто погиб из-за того, что умел любить или потому, что другие любить не умели, «в ужасе, и трепете, и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью».

Иоанну Предтече также традиционно молятся о людях, страдающих алкоголизмом. 

В христианской традиции в дни больших церковных праздников часто допускаются послабления в еде, даже если они приходятся на Великий пост. В память о гибели Иоанна Крестителя Церковью, напротив, в праздник установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти святого, как напоминание о том, что невоздержание приводит к страшным последствиям — ведь Ирод дал клятву Саломее, будучи изрядно пьяным, а стол на пиру ломился от изысканных блюд. 

Поэтому в праздник запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения, разрешается добавлять в еду растительное масло. 

В старину в России считалось, что в праздник нельзя есть плоды круглой формы (например, картофель, яблоки, лук, арбузы), потому что они напоминают голову; отказывались от напитков красного цвета из-за их внешнего сходства с кровью; не резали хлеб ножом, а ломали его руками. На эти традиции сильно повлияли языческие верования, народная образность мышления. Церковь считает эти традиции суевериями. 

 В православных храмах в этот день проходят праздничные богослужения. 

Многие страны в разные времена утверждали, что именно у них хранится реликвия — голова Иоанна Предтечи. Это Армения, Греция, Италия, Сирия, Франция. Святого почитают не только христиане, но и мусульмане, которые считают Иоанна великим праведником.

Историки же считают, что, вероятнее всего, лицевая часть головы Иоанна Предтечи хранится в французском городе Амьене, в Амьенском соборе Божьей Матери. Известно, что паломничества к мощам в Амьен совершали короли Франции, в том числе знаменитый Людовик Святой. А у французов появилась традиция мириться у святыни. 

Паталогоанатомическое исследование, проведенное в 1958 году в Амьене, установило, что голова принадлежала человеку, который жил раньше Средневековья, примерно в I веке нашей эры. 

В Москве частицы мощей хранятся в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове, в храме святителя Николая в Пыжах на Большой Ордынке, в Иоанно-Предтеченском монастыре в Малом Ивановском переулке, рядом с метро «Китай-город».

  

Праздник Усекновения главы св. Иоанна Предтечи

св. Иоанна Крестителя

11 сентября православные христиане, живущие по юлианскому календарю, чтят память святого Иоанна Предтечи, отмечая день его мученичества. .

Кем был святой Иоанн Креститель?

Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса Христа, очень интригующий и важный персонаж Библии. Мы знаем как историю его рождения, так и его смерти, и его смерть упоминается в трех из четырех Евангелий, что очень редко встречается в Библии.

Святому Иоанну пророки обещали: В пустыне приготовьте путь Господу; сделайте прямо в пустыне дорогу Богу нашему. (Исаия 40:3) . Позже Иисус сказал, что ни один другой пророк не был более великим, чем святой Иоанн Креститель.

Много лет жил в пустыне, большую часть своей жизни провел в глуши. Его постоянное послание заключалось в том, чтобы подготовить пришествие Мессии. Поэтому его часто называют Предтечей Христа. Он был тем, кто проповедовал эти знаменитые слова: Покайтесь: ибо приблизилось Царство Небесное. (Матфея 4:17)

Он одевался в верблюжью шкуру, он не ел ничего, кроме акации и дикого меда. Вот почему его часто считают образцом аскетизма. Он проповедовал о Христе, крестил людей в реке Иордан и проложил путь ко Христу, как и было обещано в Ветхом Завете.

Он был тем, кто крестил Самого Иисуса Христа, сказав Ему: Мне нужно креститься от тебя, а ты приходишь ко мне? (Матфея 3:14)

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя

Смерть святого Иоанна Крестителя

После рождения Иисуса освященный, святитель Иоанн продолжал вести подвижнический образ жизни и проповедовать о покаянии. Однако однажды его бросили в тюрьму. Почему так случилось?

Причина его заточения в том, что святой Иоанн проповедовал против правителя Галилеи, царя Ирода Антипы, который женился на жене своего родного брата. Интересно отметить, что Иоанна Крестителя убили не за то, что он проповедовал о Христе, а за то, что он назвал беззаконное поведение царя — прелюбодеяние.

Находясь в тюрьме, святой Иоанн одним своим присутствием проповедовал слово Божие. Это обеспокоило Ирода и Иродиаду, потому что они не могли принять его послание. Они не могли вынести правды. Это не было обмороком, это не было формальностью. Святой Иоанн жил так, как проповедовал.

В день рождения Ирода он и его гости чрезмерно ели и пили, были увлечены своими страстями. Ирод так разгорячился, что даже согласился принести голову святого Иоанна Саломее, дочери Иродиады.

Так и произошло — святой Иоанн Креститель был обезглавлен и его голова была принесена Саломее на блюде.

Икона Иоанна Предтечи, изготовленная в Свято-Елисаветинском монастыре*

Праздник в православной традиции

Праздник Усекновения главы отмечается с древних времен. Поэтому в православной традиции много красивых икон праздника.

На некоторых иконах изображено несколько сцен, рассказывающих историю заточения и смерти святого Иоанна. Другие сосредотачиваются на самой казни и изображают святого на коленях, молящегося Богу, прямо перед обезглавливанием. Есть и иконы, на которых изображена только голова Иоанна Крестителя на золотом блюде.

В день праздника, во время Всенощного бдения, а также Божественной литургии поем особые песнопения, напоминающие о происшедшем:

Славное усекновение главы Предтечи,

Стал акт божественного устроения,

Ибо он проповедовал тем, кто в аду пришествие Спасителя.

Пусть плачет Иродиада, ибо молила беззаконного убийства,

Не возлюбив закона Божия, ни жизни вечной,

Но то, что ложно и временно.

(Кондак Усекновения главы Иоанна Предтечи)

Что мы действительно празднуем в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, так это его мужество свидетельствовать об Истине, встать и сказать королю, что то, что он делает, было неправильным. Мы также прославляем аскетический образ жизни святого Иоанна и его смиренный характер, чему мы все можем научиться.

* Заказать эту икону или другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.

Нерассказанная история главы св. Иоанна Крестителя / Православие.Com

Икона Святого Иоанна Крестителя.

Святой
Писание говорит нам, что после того, как святой Иоанн Креститель был
обезглавлен, нечестивая Иродиада запретила
голова пророка должна быть погребена вместе с его
тело. Вместо этого она осквернила почетную голову и
похоронила его возле своего дворца. Ученики святого
тайно забрали тело своего учителя и
похоронил его. Жена эконома царя Ирода знала
где Иродиада похоронила голову святого Иоанна, и
она решила перезахоронить его на Елеонской горе, в один
имений Ирода.[1]

Когда до царского дворца дошли слухи об Иисусе
проповеди и чудес, Ирод пошел со своей женой Иродиадой
чтобы увидеть, была ли голова Иоанна Крестителя все еще в
место, где они его оставили. Когда они не нашли его там,
они стали думать, что Иисус Христос был Иоанном Крестителем
воскрес. Евангелия свидетельствуют об этой их ошибке
(ср. Мф. 14:2).

Иерусалим. Первое раскрытие головы святого Иоанна
Креститель.

Майские годы спустя, в царствование равноапостольных
Император Константин, его мать, святая Елена, начала
восстановление святых мест Иерусалима. Много паломников
текли в Иерусалим, среди которых были два монаха из
Востока, желая поклониться Достопочтенной Господней
Крест и Гроб Господень. Святой Иоанн Креститель доверил
эти два паломника, чтобы обнаружить его голову. Мы только знаем, что
он явился им во сне; и что после нахождения
голову в том месте, которое он им показал, они решили вернуться
в родной город. Однако воля Божья определила
в противном случае. По дороге они встретили бедного горшечника из
сирийский город Эмеса (современный Хомс), бедность которого
заставил его искать работу в соседней стране. Имея
нашел себе попутчика, монахи то ли от лени, то ли
неосторожность доверила ему нести мешок
содержащий реликвию. Когда он нес его, святой Иоанн
Креститель явился ему и сказал, чтобы он забыл
беспечных монахов и убегают от них, взяв мешок
они ему дали.

Ради драгоценной главы святого Иоанна Крестителя,
Господь благословил дом горшечника
обилие товаров. Гончар прожил всю жизнь
вспоминая своего Благодетеля, щедро подающего милостыню. Нет
задолго до смерти он отдал драгоценную голову своему
сестру, повелев ей передать другим богобоязненным,
добродетельные христиане.

Голова святого передавалась от одного человека к
следующий, и попал в руки одного иеромонаха
Евстакий, примкнувший к арианской ереси. Больные люди
пришедшие к нему получили исцеление, не зная, что это
не из-за ложного благочестия Евстасия, а из-за благодати
исходящий из скрытой головы. Вскоре уловка Евстасия
был разоблачен, и его изгнали из Эмесы. Монастырь
росла вокруг пещеры, где жил иеромонах, и в
в котором была погребена голова Иоанна Крестителя.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье открытие
Драгоценной Головы.

Через много лет голова Иоанна Крестителя была
раскрылся во второй раз. Мы знаем об этом из
описание архимандритом Марцеллом монастыря в
Емеса, а также из жития святой Матроны
(† 492, память 9/22 ноября), написанная св.
Симеон Метафраст. По первому описанию
голова была обнаружена 18 февраля 452 года. Через неделю
Епископ Ураний Эмесский установил его почитание, и на
26 февраля того же года она была переведена на
новопостроенная церковь во имя св. Иоанна. Эти события
отмечается 24 февраля/8 марта вместе с
в память первого обретения драгоценной главы.

Через некоторое время голова святого Иоанна Предтечи была
переведен в Константинополь, где находился до
время иконоборцев. Благочестивые христиане, ушедшие
Константинополь тайно забрал голову св. Иоанна
Крестителя с ними, а потом спрятал в Комане (около
Сухуми, Абхазия), город, где святитель Иоанн Златоуст
умер в ссылке (407). После Седьмого Вселенского Собора
(787 г.), который восстановил почитание икон,
голова св. Иоанна Крестителя была возвращена византийской
столицы примерно в 850 году. Церковь отмечает
это событие 25 мая/7 июня как Третье открытие
Драгоценная глава св. Иоанна Крестителя.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад.

Обычно православная история обретения
Глава св. Иоанна Крестителя заканчивается Третьим обретением.
Это связано с тем, что его более поздняя история связана
с католическим Западом. Если мы посмотрим на жития
Святые, написанные в Минеоне св. Димитрия Ростовского, мы
найти цитату мелким шрифтом, которую часто упускают из виду
читатели, в конце истории Обретения
Голова Предтечи. Однако после того, как неожиданно
обнаружение головы святого Иоанна Крестителя во Франции и
затем, вернувшись домой в Россию, эта цитата стала настоящей
откровение для нас. Это очередная «находка»
головы св. Иоанна Крестителя, которую мы хотели бы
напишите об этом ниже.

Так, в этой цитате мы читаем, что после 850 г. часть
глава св. Иоанна Крестителя оказалась в
Монастырь Подромос в Петре, а другая часть в
Монастырь Предтечи Студий. Верхняя часть
голову видел там паломник Антоний в 1200 году.
Тем не менее, в 1204 году он был взят крестоносцами в Амьен.
на севере Франции. Кроме того, в цитате показаны три
другие местонахождения кусков головы: Афонская
Монастырь Дионисия, угро-валашский монастырь
Калуа и церковь папы Сильвестра в Риме, где
часть была взята из Амьена.

Лик святого Иоанна Крестителя в соборе Богоматери в Амьене. / http://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean

история появления головы Крестителя
во Франции мало чем отличается от истории многих других
Великие христианские реликвии.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода армия
рыцари из Западной Европы захватили столицу
Римская империя — Константинополь. Город был разграблен и
уничтожен.

Согласно западной традиции, каноник Валлон де Сартон из
Пикини нашел в одном из разрушенных дворцов ящик, который
содержал серебряную тарелку. На нем, под стеклянным покровом,
были скрыты остатки человеческого лица, не хватает только
нижняя челюсть. Над левой бровью виднелся небольшой
перфорация, скорее всего, сделанная ударом ножа.

На плите каноник обнаружил надпись на греческом языке.
подтверждая, что в нем находились мощи св. Иоанна
Предтеча. Кроме того, перфорация над бровью
соответствовало событию, записанному св. Иеронимом.
По его свидетельству, Ириодиада в припадке ярости
нанес удар ножом по изрубленному святому
голова.

Собор Богоматери в Амьене (Notre Dame d’Amiens). Фото: S.P.A.D.E.M. – Издания д’Ар Ивон

Валлон
де Сартон решил взять главу Святого
Предшественник Пикардии, на севере Франции.

17 декабря 1206 года, в третье воскресенье Рождества Христова.
пост, католический епископ города Амьена, Ричард
де Жерберуа, торжественно встретил мощи св. Иоанна
Креститель у городских ворот. Вероятно, епископ был уверен в
подлинность реликвии — что-то более легкое
констатировать в те времена, как говорится, «по свежему
треки». Почитание главы Иоанна Богослова
Крестителя в Амьене и всей Пикардии начинается с этого
время.

В 1220 году епископ Амьена заложил краеугольный камень в
основание нового собора, который после многих
реконструкции впоследствии станут самыми великолепными
Готическое здание в Европе. Лицевой отдел головы
Святого Иоанна Крестителя, главной святыни города
святыня была перенесена в этот новый собор.

Со временем Амьен стал местом паломничества не только
для простых христиан, но и для французских королей, князей
и принцессы. Первый Царь, пришедший и поклонившийся
главой в 1264 г. был Людовик IX, прозванный «Святым».
После него пришел его сын Филипп III Храбрый, затем
Карл VI и Карл VII, пожертвовавшие крупные суммы на
украшение реликвии.

Церковь Предтечи в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Фото: Александр Стародубцев.

В
1604 г., папа Климент VIII Римский, желая обогатить
Церковь Предтечи в Риме (Basilica di San
Джованни ин Латерано), просил кусочек Св.
Мощи Иоанна из Амьенского канона.

Спасение головы от бесчинств французов
революция.

После революции 1789 г. была проведена инвентаризация всех
Церковное имущество и реликвии были конфискованы.

Реликварий с головой Святого Предтечи
оставался в соборе до ноября 179 г.3, когда это
— потребовали представители Конвента. Они
сняли с него все, что имело материальную ценность, и приказали
чтобы мощи были доставлены на кладбище. Однако
революционный приказ не был выполнен. После того, как они ушли
город, мэр города Луи-Александр
Лескув тайно и под страхом смерти вернулся в
ковчег и унес мощи к себе домой. Так было
святыня сохранилась. Несколько лет спустя,
бывший мэр передал реликвию аббату Лежену. Однажды
закончились революционные гонения, глава св. Иоанна
Крестителя вернули в собор в Амьене в
1816 г., где и находится по сей день.

В конце XIX века историческая наука,
не без участия церковных деятелей,
установлено, что было много случаев ложных
реликвии в средние века. В атмосфере общего
недоверие, почитание амьенской святыни со временем началось
ослабевать.

Голова Иоанна Крестителя сегодня.

В середине ХХ века, а именно в 1958 г.
стала искрой возрождения интереса к мощам св. Иоанна
Креститель. Об этом сообщил настоятель Амьенского собора.
церковным властям, что в восточной Франции,
в Вердене было то, что предположительно было нижней челюстью
Святой Иоанн Креститель. Он хотел воссоединить две части.
По благословению епископа Амьенского, комиссия
были сформированы квалифицированные медицинские специалисты.

Мощи исследовали несколько месяцев, в течение двух
этапы — первый в Амьене, второй в Париже.
По окончании работ комиссия
выводы были оформлены в документ, подписанный
члены. В первой главе документа, который
охватывает исследования, проведенные в Амьене, следующие
были сделаны выводы:

  • Сравнение предмета под названием «из
    Верден» с сюжетом из Амьена раскрыли свои
    анатомические различия, подтверждая, без сомнения, что
    они разного происхождения.
  • С хронологической точки зрения предмет
    под названием «Верден» не так древний, как
    Тема Амьена. По форме и весу похож на
    «кости средневековья».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Богослова
    Баптист из Амьена, очень древний объект — более
    древнее, чем «кости средневековья». На
    с другой стороны, он моложе человеческих костей
    эпохи мезолита, что позволяет нам датировать ее между
    500 г. до н.э. и 1000 г. н.э.
  • Возраст мужчины точно определить не удалось
    из-за отсутствия зубов. Но исходя из того, что
    альвеолярные [зубные] лунки полностью развиты и
    слегка потерты по краям, можно предположить, что
    мужчина был взрослым (от 25 до 40 лет).
  • Общая характеристика головы в виде
    неадекватные элементы могут быть определены, но с большим
    допустимая вариация. Тип лица европеоидный (что
    не негроид и не монголоид). Небольшие измерения
    предмет из Амьена и развитие нижнего
    глазницы наводят на мысль, что он мог
    соответствуют расовому типу, называемому
    «средиземноморский» (тип, к которому относится современный
    относятся бедуины).