Чуду, хьалтам дулх, юкола: деликатесы разных народов России. Традиционное блюдо ингушетии


Ингушская кухня | iNetOrg

Описание:

Кухня Ингушетии. 

Кухня ингушей является одной из наиболее древних во всем мире, при этом она очень проста и вкусна. При приготовлении блюд используют самые обычные продукты, доступные каждому, а кушанья выходят калорийными и питательными. Очень много блюд ингуши готовят из птицы и баранины. Несмотря на высокую питательность, местные кушанья обычно усваиваются организмом человека без особых проблем, ведь в них всегда добавляют лук, перец, чеснок, приправы с острым вкусом – приправы, облегчающие переваривание тяжелой пищи. 

Витаминов в ингушских блюдах традиционно очень много, при этом они легко утоляют голод. Почти в каждом кушанье присутствует большое количество самой разнообразной зелени. Но зададимся вопросом, каким блюдам отдают предпочтение сами ингуши? Обычно они больше всего едят вареную птицу, баранину, говядину, бульон, сваренный на основе мяса. Иными словами, преобладает пища животного происхождения. Одним из самых известных, вкусных и сытных блюд ингушской кухни является хьалтам дулх берх. Такое кушанье гарантированно порадует любого ингуша, да и практически каждого, кто его отведает. 

Кулинарные традиции ингушей не обошли своим вниманием и выпечку, в которую добавляют разные начинки. Таковы, например, начиняемые разными вкусностями лепешки чапильгаш, а также чуреки, готовящиеся из кукурузной муки, - сискал. Есть и лепешки, которые пекут без добавления начинки, - ольгаш. 

Кухня Ингушетии отличается большим разнообразием, при этом используемые в ней приправы не чрезмерны, их нельзя назвать невообразимо острыми. Пряности никогда не занимают главенствующей роли, первую скрипку играют все-таки основные продукты. По существу это умеренная кухня с мягким вкусом, поэтому ее даже можно назвать диетической. 

Кроме свежего мяса в ингушской кухне широко используют сушеный продукт, а также кукурузу, творог, тыкву, сыр, черемшу.

inetorg.ru

Обычаи ингушей - традиции ингушей

Ингуши – достойные наследники древних обычаев

Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, – непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье. Один из тринадцати ингушских адатов – гостеприимство.

Старинные традиции гостеприимства

Вековые традиции ингушского народа закрепили обычай гостеприимства как священный закон, обязательный к исполнению. По укоренившемуся мнению, кто не привечает гостей, того и Бог не полюбит. В одной из народных песен запечатлено древнее предание, как нельзя лучше раскрывающее суть этой национальной традиции. Ее главный герой поставлен перед сложным выбором между необходимостью как должно принять под своей крышей кунаков погибшего отца, возможностью рассчитаться с его убийцей и спасением собственного личного счастья: ведь его невесту в ту самую ночь должны были выдать за другого. Молодой человек внял совету матери, убедившей его, что чему суждено сбыться, то обязательно сбудется, невзирая на преграды. Лишь выполнив свой долг по отношению к гостям и уложив их спать, отправился молодой ингуш осуществлять кровную месть и отвоевывать невесту. И враг был повержен, и любимая стала его женой, и все дела были улажены миром.

Испокон веков обычай гостеприимства настолько главенствовал в жизни ингушей, что даже обладал способностью прекратить на время действие другого обычая – кровной мести. Встретившись в чужом доме, враги не имели права дать волю чувствам, поэтому предпочитали делать вид, что не видят друг друга. Иначе им приходилось удаляться из-под гостеприимного крова. В каждом доме гостю предназначалась лучшая комната, а зажиточные люди даже возводили специальное, отдельно стоящее строение. Называлось оно кунацкой и никогда не закрывалось, чтобы у странника была возможность обрести приют в любое время дня и ночи. Но в то же время радушие ингуша никогда не потакало иждивенческим настроениям: долг гостеприимства традиционно ограничивался тремя днями. После же гостям приходилось погружаться в семейный быт и разделять с хозяевами повседневные труды и заботы.

Особый церемониал в традиции гостеприимства – это угощение каждого оказавшегося на пороге. После омовения рук в комнате появлялся уже накрытый для трапезы стол. Впрочем, накрытый только закусками, предлагаемыми в ожидании главного кушанья – баранины. Раньше барана резали специально для кунака и подавали ему по мере готовности «почетные» куски туши: разрезанную пополам голову, грудь и курдюк, налитый салом. По окончании принятия пищи стол исчезал так же незаметно, как и появлялся, а всем сидящим за ним опять подавалась предназначенная для мытья рук вода.

Уже не строятся кунацкие, уже выросли на территории республики базы отдыха и гостиницы для путешествующих, уже меняется под влиянием современных реалий мировосприятие каждого конкретного человека. Но не исчезают старинные традиции. И если раньше обычай имел под собой социальную базу, то сегодня это удивительно благородная и теплая, трепетно хранимая черта национальной культуры, отличающая многие кавказские народы и бережно передаваемая по наследству.

А эта свадьба…

В первую очередь создание новой семьи в ингушской традиции – решение, требующее большой ответственности, а уж только потом достойное бурной радости праздничное событие. Строгость традиций, предписывающих главенство мужа и его фамилии («тейпа»), считающих позором для всего клана разрушение семьи и запрещающих матери в случае развода воспитывать собственных детей, предписывает молодежи относиться к предстоящему бракосочетанию со всей серьезностью. Да и выбор невесты – не легкое дело для юноши. Обычай запрещает ему брать в жены представительниц фамилий не только отца и матери, но и бабушек и прабабушек до трех поколений включительно. Достойная забота о генетическом развитии нации становится ощутимой преградой на пути построения семейного счастья. Но даже при соблюдении указанных условий гарантии, что невеста будет одобрена почитаемыми родственниками, у молодого ингуша нет. Традиция принимать во внимание все достоинства и недостатки того или иного фамильного рода сохраняется и по сей день.

Зато когда все трудности выбора позади, начинается изумительно красивое, но и своеобразное действо. Первый его этап – сватовство. Сватают невесту многочисленные достойные родственники жениха в присутствии его отца. Сам ритуал сватовства повторяется трижды, и лишь тогда отец избранницы дает окончательный ответ, берет в случае согласия выкуп за дочь и определяет день торжества.

В назначенный день за нареченной выдвигается целый кортеж. Раньше это были лихие наездники во главе с отцом жениха, теперь нарядно украшенные автомобили под предводительством одного из уважаемых мужчин рода. Родные невесты встречают «поезд» национальной музыкой и обильным угощением, а сама девушка после прибытия кортежа начинает облачаться в свадебный наряд.

Затем невеста принимает у себя гостей из кортежа, дарящих ей платок и прикалывающих иглу к ее подолу. Эти предметы призваны символизировать любовь и целомудрие в отношениях будущей супружеской пары. Далее самый близкий родственник жениха, заплатив женщинам, стерегущим невесту, положенный выкуп, выводит невесту во двор. После трогательного прощания «поезд» отправляется в обратный путь и, объехав по дороге всех односельчан, дабы оповестить их о предстоящем счастье молодых, привозит девушку к дверям ее нового дома.

Переступив порог, девушка откладывает в сторону «подкинутый» ей свекровью веник и проходит в кухню или в столовую. Там ей обязательно с пожеланиями плодовитости дают на некоторое время в руки малыша. Если в доме есть еще невестки, то они поздравляют молодую. Танцуя, они произносят ей пожелания, общий смысл которых сводится к следующему: быть хорошей хозяйкой и примерной женой, но не затмевать других снох своими добродетелями, дабы свекровь относилась ко всем одинаково.

Обряд венчания происходит в отсутствие жениха: ему все три дня свадебного торжества приходится скрываться у своих друзей. По окончании празднеств хозяин дома, приютивший новоиспеченного мужа, жарит бараньи почки. Блюдо преподносится новобрачной перед долгожданным визитом супруга. Съедают угощение молодые вместе, и, наконец-то, они могут остаться наедине. Но ненадолго: утром жених опять исчезает на две-три недели, а невесте предстоит пройти еще один обязательный обряд. Где-то через неделю после свадьбы ее выводят за водой к какому-нибудь далекому источнику. Там она наполняет кувшины всем находящимся рядом женщинам, а в сам источник обязательно кидают иглу и яйцо. И лишь по возвращении невеста уже признается полноправным членом семьи.

С заботой о подрастающем поколении…

Ингушское воспитание целиком и полностью подчинено главной цели – подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни. Мальчик с раннего детства должен понимать, что ему предстоит стать главой семьи, ее защитой и опорой. Именно поэтому уже с семи лет сыновей воспитывают мужчины. С малых лет ребенка в ингушских семьях приобщают к труду. Вначале это носит характер игры, а уже с 12 лет подростки активно участвуют в работах вместе со взрослыми. Так формируются дисциплинированность и патриотизм, послушание и чувство коллективизма, выдержка и терпение. Огромное значение ингуши придают и военно-спортивному воспитанию. Немаловажную роль в нем играют традиционные праздники с многочисленными состязаниями, в том числе в верховой езде и метании копья. Среди мальчишеских игр особой популярностью раньше считались «война» и «скачки с обрыва». А древний обычай, своеобразное признание совершеннолетия юноши, выглядел следующим образом. Молодой человек приносил подарок дяде – родственнику по материнской линии, который в ответ должен был также одарить его, например конем. Так дядя соглашался, что племянник уже достоин зваться мужчиной.

В целом среди методов воспитания основными в ингушской семье являются собственный пример и наставление. Ребенка не принято было ни наказывать, ни ласкать в присутствии посторонних. А чтобы дети считали главной ценностью семейное согласие, отцу запрещалось ругать жену при детях. Мальчики должны обладать самоотверженностью и выдержкой, а девочки – верностью и терпеливостью. Ценностные ориентации народа отражены и в его песенном творчестве. У ингушей всегда культивировались честность и скромность, верность обычаям и уважение к старшим.

…И с уважением к ушедшим

Как только в семье умирает один из ее членов, сразу же начинается подготовка к похоронам, во все концы летят родственникам вести о случившемся. Поэтому в скором времени в доме покойного собирается вся огромная семья. Каждый ее член обязательно оставляет родным небольшую сумму денег и принимает активное участие в общих заботах. Кто-то занимается могилой на кладбище, кто-то подготавливает умершего к погребению, а кто-то разводит костер. На нем в большом чане будет вариться угощение: ведь накормить необходимо каждого пришедшего в дом с соболезнованиями.

Подготовка к погребению не является у ингушей долгой церемонией, все проходит достаточно быстро. Тело обмывают, потом, если это мужчина, оборачивают вначале в саван, затем в ковер и выносят во двор для прощания. Там о покойном и его добрых делах свидетельствует кто-то из старших, и каждый из мужчин произносит обязательную погребальную молитву.

Дальше умерший доставляется на кладбище, где уже ждет подготовленная могила. Как правило, готово и надгробие: на заготовке просто выбивается имя покойного и даты рождения и смерти. В могилу тело укладывается определенным образом, и все присутствующие мужчины поочередно берут в руки лопаты и закапывают его. Потом совершают установленные религиозными правилами действия: произносят молитвы и читают Коран. Женщины на кладбище не допускаются.

Тем временем в доме покойного родня принимает многочисленных гостей, каждый из которых обязательно надевает головной убор. Находиться здесь с непокрытой головой нельзя ни мужчинам, ни женщинам. Угощают всех соболезнующих на протяжении трех дней.

etokavkaz.ru

Материальная и духовная культура Ингушей

Материальная и духовная культура Ингушей

Ингуши являются одним из древнейших народов Северного Кавказа. Они имеют свою самостоятельную историю и культуру. Предками ингушей была создана богатая, разнообразная, самобытная материальная и духовная культура, имевшая связи с культурой народов Кавказа и Передней Азии. Материальная и духовная культура ингушей развивалась в соответствии с характером его хозяйственной деятельности, социальных отношений, природно-географическими и историческими условиями.

Материальная культура ингушей представлена, прежде всего, памятниками архитектуры, жилищно-оборонительного, погребального и культового назначений. Заметное место в производственной деятельности ингушей занимало строительное дело. Башни, храмы, святилища, склепы являются достижением народного зодчества. Ингуши умели строить жилые, полубоевые и боевые пирамидальные башни. Башенные поселения располагались в горах: на уплощенных отрогах гор или в глубине ущелий. Возводились также замковые комплексы и заградительные стены. У ингушей были свои мастера-профессионалы, владеющие целым арсеналом техники. Известны имена ингушских мастеров, снискавших славу не только у себя в крае, но и за его пределами. Это Дуго Ахриев из Фуртоуга, Дяци Льянов и Хазби Цуров из Джейраха, Барханоевы из Бархане, Янд из Эрзи, Ханой Хинг из Хани, Тэт-Батык из Таргима, Албаковы из Тумги и многие другие. Строителям-профессионалам отводили важную роль. Убийство зодчего считалось тяжелым преступлением против всего общества.

Неизменным атрибутом самобытной материальной культуры ингушей являются поселения и жилища. Ингушские поселения в русских источниках назывались кабаками, аулами, хуторами и селами. Они в основном располагались по берегам рек Фортанга, Армхи, Кистинка (Охкар-хи), Камбилеевка, Назранка, Асса, Сунжа и Терек. Место для поселения ингуши выбирали тщательно, они учитывали наличие водных источников, стратегическое положение местности, удобное расположение для обороны, наличие поблизости пастбищных, сенокосных, лесных угодий и земель под пашни. Поселения были небольшими и находились неподалеку друг от друга. Основным типом ингушских жилищ в горах являлись строившиеся из камня жилые башни — г1ала. На плоскости — жилищем являлся однокамерный дом. Постепенно происходили изменения в жилищах ингушей, особенно в равнинной зоне. Ингуши стали строить длинные прямоугольные, турлучные или саманные дома, в которых каждая брачная пара имела свою комнату. Большое влияние на жилище ингушей оказала русская домостроительная культура.

Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом шляпу (мангал-кий). В начале XX в. стали носить фуражки позднее шляпы. Обувь была разнообразной — ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч) и надевавшиеся под нее штаны (шарбал). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями. Головные уборы женщин были разнообразными — это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы — курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и тд. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Развиты у ингушей такие ремесла как оружейное, гончарное, кузнечное, ювелирное, которые в целом по наличным материалам характеризуются достаточно высоким уровнем профессионализма. Широкое развитие у ингушей издревле получила металлообработка. Местные ремесленники умело сочетали различные операции по обработке металла: зернение, чернение, золочение, инкрустацию разноцветными вставками. Наиболее известными центрами ювелирного дела у ингушей были Цеча-Ахк, Цори, Евлой, Верхний Алкун, Эгикал, Эрзи, Мецхал.

Предки ингушей были также искусными оружейниками. Вооружение средневекового ингушского воина составляли: лук, стрелы, дротики, копья, топоры, пращи, мечи, позже кинжалы и сабли. С XVl в. среди ингушей распространяется огнестрельное кремневое оружие. В качестве защитного вооружения служили панцири и кольчуги, шлемы, щиты, налокотники и боевые перчатки. До наших дней дошли имена некоторых ингушских оружейников это: Дудик из Дошхакле, Дост из Салги, Патиев Темарко из Хамишки, Зокк из Шуана, Алпи из Хани, Берд из Цизди и др.

Деревообработка играла заметную роль в хозяйственном быту ингушей. Они умели изготавливать посуду из дерева. Развивалась резьба по дереву. Мастера изготавливали резные оконные наличники, двери, мебель. Среди ингушей было развито также производство колес, седел, ободьев для колес.

Посуду с древнейших времен делали из камня, дерева, глины, меди, бронзы и железа. У ингушей развивалось керамическое производство. Различные сосуды, бокалы, кувшины и блюда изготовлялись из глины с применением лощения. Со времен кобанской культуры, носителями которой были предки ингушей, сохранилась традиция украшать ручки сосудов стилизованными головами или фигурками животных. Во второй половине XlX в. появляется уже и фабричная посуда из стекла и фаянса.

Наряду с другими компонентами материальной культуры пища является одним из важных составляющих и характеризующих показателей этноса. Кухня ингушей отличалась многообразием блюд. Пища в основном состояла из молочных, мучных и мясных блюд. В рацион была также включена пища из яиц, меда, фасоли, картофеля и напитки. Многие исследователи отмечают умеренность ингушей в еде. Национальными блюдами ингушей считаются мясо с галушками и чесночным соусом (дулх хьалтам), чурек из кукурузной муки (сискал), ч1апильгаш, даьттах, к1одар, хьовла, хингал и т.д.

Составной частью культуры ингушей была духовная культура, структура и характер которой были обусловлены экономическим укладом, уровнем материального производства. Духовная культура ингушей отличалась богатством и разнообразием форм, играла ведущую роль в их жизни.

У ингушей высоко ценилось искусство врачевания. В памяти народа сохранились имена лекарей, облегчавших людям телесные страдания и лечивших их недуги. Это Бурсак Бузуртанов, Бунхо Бузуртанов, Берд Дзейтов, Берд Евлоев, Бунхо Точиев и многие другие.

Значительную роль в жизни и мировосприятии играли астрономические знания. Предкам ингушей были известны такие понятия как горизонт, небо, страны света и др. Они почитали небесные светила, следили за ними. Был у них и свой календарь, они умели определять все четыре солнечных цикла. Отсчет времени велся от настоящего к прошлому или к будущему. Значительные отрезки времени группировались по 11 и 33 годам. Видный кавказовед Е.И.Крупнов считает, что ингушам «были знакомы зимнее и летнее солнцестояние». Празднование первого цикла было приурочено ко дню зимнего солнцестояния, второго ко дню весеннего солнцестояния. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых имел свое название

Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Календарные циклы тесно были связаны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами, праздниками. Календарные праздники, трудовые в своей основе, приуроченные к хозяйственным работам можно было разделить на зимние, весенние, летне-осенние. Это были: праздники весеннего равноденствия, в честь богини Тушоли, бога Сели, празднование зимнего солнцестояния, нового года, праздники, связанные с началом уборки урожая, сенокоса и тд.

Важной сферой духовной культуры является устное народное творчество, которое выступает ценным источником для изучения истории ингушского народа. Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен. В произведениях устного народного творчества прослеживаются мировоззрение, миропонимание, нравственно-этические идеалы народа, различные стороны его жизни и быта, представление о добре и зле, благородстве и справедливости, дается народная оценка многим событиям и человеческим поступкам. Фольклор ингушей имеет вместе с ярко выраженным своеобразием много общего с устным народным творчеством других народов. Особое место в фольклоре ингушей занимает нартский эпос, являвшийся духовной опорой, и в какой-то степени предопределивший наиболее общие черты национального характера, менталитет и этико-эстетические идеалы. Главными героями нартского эпоса были: Колой Кант, Сеска Солса, Села Сата, Малха Аза, Хамчи Патараз, Нясар, Боткий Ширтка, Пхьагал Баьрий и др. Жизнь главных героев эпоса, их изречения и моральные нормы, были для ингушей образцом мужества, смелости, верности в дружбе, примером честности и благородства. Ингушей в нартском эпосе привлекал рыцарский дух. На эпосе воспитывалось подрастающее поколение. Исторические мотивы, наметившиеся в нартском эпосе, получают дальнейшее развитие в других жанрах фольклора. Большую роль в фольклоре занимают героико-эпические песни (илли). В этих песнях развиваются темы национально- освободительной и социальной борьбы. В конце XlX начале XX вв. появляются абреческие песни, герои которых выступают заступниками народа. Песенный репертуар был разнообразным. Выделялись лирические и колыбельные, обрядовые, шуточные, и песни-плачи. В каждом ауле были свои песнотворцы и исполнители народных песен, которых приглашали на праздничные мероприятия. При этом использовались оригинальные музыкальные инструменты — трехструнная скрипка с дугообразным смычком, дахчан-пандар (горская балалайка), позднее появилась гармоника, на которой играли девушки. Излюбленным танцем ингушей была парная лезгинка. Для наблюдения за порядком во время танцев назначался распорядитель-тамада. Танцы ингушей имели много вариантов, но все они отличались пластикой, грациозностью, изяществом и простотой.

Значительный пласт в духовной культуре занимают религиозные воззрения ингушей, которые прошли в своем развитии ряд этапов — от ранних представлений до более развитых систем. К наиболее ранним формам религии относятся: тотемизм, анимизм, погребальный культ и магия. Тотемными животными ингушей были: волк, олень, медведь и др. Анимистические представления связаны с духами природы и стихий, среди которых: Хинана (Мать воды), Дарзнана (Мать вьюги), Миханана (Мать ветров), Мехканана (Мать страны) и др. С ранними религиозными верованиями связано почитание местных гор, скал, камней, рощ и озер. Полагали, что здесь обитали самые почитаемые языческие божества. Для общения с ними возводили каменные святилища-молельни. Ингушский пантеон языческих божеств отличался сложностью и достаточно высоким уровнем развития. В сознании народа он представлялся в виде иерархической лестницы, где божества в соответствии с их значением в жизни народа занимали определенные ступени. Во главе этой лестницы находились — Дяла (верховный бог), Села — бог грома и молнии, Тушоли — богиня плодородия, Галь-Ерда — покровитель скотоводства, Елта — хозяин диких зверей и покровитель охотников, Эштр — бог загробного мира, Молдзы-Ерда — бог войны. Каждому из перечисленных божеств возводили одно или несколько святилищ, у которых устраивали общественные моления с жертвоприношениями.

Таким образом, в ходе исторического развития была выработана религиозная система, достаточно хорошо приспособленная к уровню социально-экономического развития ингушей, к определенному хозяйственно-культурному типу, связанному с пашенным, террасным земледелием и отгонным скотоводством. Заметное место в истории религиозных верований занимает христианство, которое проникает к ингушам сначала со стороны Грузии (Xll-нач.-Xlll вв. и XVll в.), позже России (XVlll — XlX вв). В Ассиновской котловине были расположены три христианских храма Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Т1аргам-Ерда. Раннехристианские каменноящичные захоронения этого периода обнаружены у селений Памет, Ляжги, Мецхал, Шуан и др. Христианство среди ингушей не закрепилось. Причинами его упадка являются устойчивость языческих верований, и прекращение миссионерской деятельности Грузии в связи с нашествием монголо-татар.

Одновременно с христианством на территорию Ингушетии проникает со стороны Чечни и Дагестана ислам, который на плоскости прослеживается раньше чем в горах. Источниками о процессе исламизации являются раннемусульманские могильники, письменные свидетельства и некоторые этнографические данные. Закрепился ислам на территории Ингушетии в XlX веке. Последними в 1861 г. приняли новую религию жители ингушского аула Гвилети (гелатхой). Надо отметить, что религиозный синкретизм в ингушской среде прослеживался еще долго.

Большим своеобразием отличались общественные и семейные отношения ингушей. Общественная жизнь и быт ингушей регламентировались неписанными нормами, правилами и обычаями. Хозяйственные, общественные, судебные дела решались на общем сходе «кхел» — совет. Верховным органом управления был «Мехк-кхел» — совет страны, который собирался два раза в год для обсуждения общенародных вопросов и разбора спорных дел. Членами «Мехк-кхел» избирали авторитетных и уважаемых людей, знатоков обычаев и традиций ингушей. Все вопросы хозяйственной и общественной жизни регулировались и регламентировались адатными нормами и традициями.

Четко был разработан ингушский этикет. Характерной чертой, бытовавшей среди ингушских традиций, было уважительное отношение к родителям, старшим по возрасту. Правила ингушского этикета включают в себя такие нормы как право старших сидеть на почетном месте, говорить первыми, не перебивать и не вмешиваться в разговор старших, уступать старшим дорогу. Дети обязаны обеспечить родителям достойную старость. В присутствии старших запрещалось непристойно говорить, курить, оговариваться. У ингушей никогда не было домов престарелых, сирот. Неуважение к старшим, к родителям сурово осуждается обществом.

К древним традициям и обычаям относятся: общественная взаимопомощь (белхи), гостеприимство, куначество, побратимство, усыновление и покровительство.

В ходе взаимопомощи (белхи) друг другу оказывали помощь при строительстве дома, ограды, пахоты, севе, уборке урожая. Это была бескорыстная помощь, которая в первую очередь оказывалась родственниками, соседями.

Важную роль в общественном быту играл обычай гостеприимства. Для гостей отводили специальную комнату, в которой были лучшие постельные принадлежности, хорошая мебель. Гостя развлекали, в его честь резали барана, устраивали вечеринку. Он находился под защитой хозяина. Нарушение обычая гостеприимства расценивалось обществом как преступление.

Среди разнообразного и своеобразного культурного наследия ингушей определенное место занимали народные игры и развлечения. Они были как бытовые, так и общественные, направленные как на духовное, так и на физическое развитие.

Долгиева М.Б.

www.ingushetia.ru

Поселения и жилища ингушей. Пища и одежда

Старые ингушские селения располагались на крутых склонах гор или на дне ^глубоких замкнутых ущелий; они были связаны между собой и с внешним миром узкими тропами, доступными лишь всадникам или пешеходам. Во многих селениях, состоявших обычно из шести — девяти дворов, обитали большей частью члены одной патронимии. Некоторые фамилии занимали иногда несколько селений, располагавшихся недалеко друг от друга. Почти во всех селениях были оборонительные, жилые, а в некоторых, из них и сторожевые башни. Распространенным типом жилья был двухэтажный каменный дом. Нижний этаж служил помещением для скота, ^-верхний — для жилья и хозяйственных нужд. Кунацкие, имевшиеся да’йеко не у всех, строились отдельно, на некотором расстоянии от живого дома. Обычно они состояли из жилой комнаты и передней. Для отопления и приготовления пищи служил очаг, над которым висела надочажная цепь с котелком. Очаг устанавливался в общей комнате, чаще всего у задней ее стены. Справа от очага, вдоль боковой стены, находилась длинная скамейка, перед которой ставился во время еды круглый столик на трех низких ножках. Парадная утварь — медная и стеклянная — размещалась в этой же комнате на видном месте (в специальных нишах).

Большое распространение у ингушей имели трехэтажные жилые башни, в которых обитали большей частью члены разделившейся большой семьи. Башня эта имела единственный вход в нижнем этаже, который запирался дубовой дверью или каменной плитой. В стенах башни было устроено несколько небольших щелеобразных окон, запиравшихся двухстворчатыми ставнями. Нижний этаж служил помещением для скота, второй и третий этажи были жилыми. Каждая семья занимала отдельное помещение, которое отгораживалось от других глухими стенами и имело отдельный выход. Но в стенах оставлялись лазы; через них родственники сообщались друг с другом. Такая жилая башня являлась надежным оборонительным сооружением. В случае опасности она становилась неприступной крепостью.

Очень часто жилые и боевые башни находились в близком соседстве и обносились общим высоким каменным забором. Подобные замки ветречаются не только у ингушейу но также в Осетии, Чечне, Дагестане и в других районах нагорного Кавказа. Ингушские боевые башни являются выдающимися памятниками архитектуры. Это очень высокие (в пять этащей) сооружения, большей частью с пирамидальной крышей, удивительно стройные и пропорциональные. Строительством башен занимались нередко целые фамилии (например, фамилии Берхеновых из сел. Берхен горной Ингушетии* Цуровых из сел. Джерах), в которых искусство каменщика передавалось из поколения в поколение. Ингушские мастера пользовались славой далеко за пределами страны. По преданию, ими были построены многие башни в Северной Осетии.

Принцип поселения ингушей на плоскости был почти такой же, что и в горах. Здесь первоначально горцы сели- ггись отдельными хуторами, населенными только родственниками. Со второй половины XIX в. хутора стали объединяться в большие селения, вытянувшиеся вдоль берегов рек и дорог. В таких селениях родственные семьи нередко селились отдельными кварталами.

Поселившись на плоскости, горцы заимствовали у своих соседей — казаков тип жилища. Первоначальное наибольшее распространение у ингушей получила казачья хата (мазанка) — маленький плетневый домик с двухскатной соломенной крышей, состоявший из двух комнат и сеней. Впоследствии из него вырос путем пристроек длинный дом, строившийся уже из самана, с двух- или четырехскатной крышей, крытый соломой или черепицей. Стены дома снаружи и изнутри обмазывались глиной, смешанной с известью. В доме этого типа было три — пять комнат, которые имели отдельные выходы на крытую узкую террасу, проходившую но озсей длине дома под одной с ним крышей. В таком доме обычно размещалась большая семья, где женатые сыновья имели отдельные комнаты, а глава семьи, его жена и младшие дети жили в общей комнате, служившей одновременно и кухней. В центральной части дома рядом с общей комнатой находилась кунацкая. Она соединялась с общей комнатой маленькой передней с входной дверью. В богатых домах в кунацкой ставили железные кровати, столы, стулья, стенные зеркала и другие покупные вещи. Здесь же сохранялись и предметы национального убранства: лучшие ковры, которыми завешивались стены, кумган и таз для омовения и др. Богатые семьи имели иногда несколько кунацких, по числу женатых сыновей.

Для отопления и приготовления пищи служил камин с турлучной трубой. Камин и здесь обычно ставился у задней стены общей комнаты. Другие комнаты чаще всего отапливались русскими жестяными печками.

Помимо длинного дома в плоскостной Ингушетии встречались также квадратные каменные или деревянные дома со смежными комнатами городского типа. Жилой дом здесь был расположен в глубине большого двора, обносившегося высоким плетневым или дощатым забором. В стороне находились хозяйственные постройки: конюшни, скотйый двор, сараи, навесы, курятник и т. п. Перед домом оставалось обпщрное пустое пространство, содержавшееся в идеальной чистоте.

За годы Советской власти многие дома в горах, в том числе жилые башни, были перестроены. Вместо маленьких узких щелей появились широкие остекленные окна, очаг был заменен железной печью, дома горцев осветились электрическим светом.

Особенно сильно изменился облик селений на плоскости. В старых домах соломенные крыши сменились черепичными. Построено много новых домов, причем не только саманных, но и кирпичных. Почти во всех селах имеются электрическое освещение, радио, а в некоторых и водопровод. Очень большие изменения произошли во внутреннем убранстве ингушского жилого дома. Рост материального благополучия дал возможность горцу обставить свое жилище по-городскому.

Пища

До переселения на плоскость в пище ингушеи, как и других горцев-скотоводов, преобладали молочные и мясные блюда. С развитием земледелия на плоскости значительное место в питании заняли мучные блюда. В прошлом хлеб в горах выпекали преимущественно из ячменной муки, а на плоскости — из кукурузной. Пшеничной мукой могли повседневно пользоваться только богатые, а остальные лишь во время больших праздников. Обычный ингушский хлеб выпекался в виде лепешек из пресного теста, но некоторые ингушки научились у русских приготовлять и заквашенное тесто. В настоящее время повсеместно распространен пшеничный хлеб на закваске и (в меньшей степени) кукурузный. Из пшеничной 'муки готовят круглые пироги с сыром, из кукурузной — горячее блюдо, напоминающее украинские галушки.

Мясо преимущественно варят, но делают также шашлыки и жаркое. Практикуется копчение мяса впрок. После еды обычно полагается подавать мясной бульон. Пресное молоко ингуши почти не употребляют. Из него делают масло, сыр, простоквашу, а также так называемый датыкадор — творог, смешанный со сметаной и топленым маслом (у чеченцев —келдатт). До принятия ислама распространенным напитком было пиво, которое ингуши, как и осетины, варили в громадных медных котлах.

В советское время в связи с общим повышением материального благосостояния ингуши получили возможность приобретать ранее не доступные им гастрономические, бакалейные и кондитерские товары. Развитие таких отраслей хозяйства, как огородничество, бахчеводство и садоводство, обогатило ингушскую пищу, сделало ее более разнообразной.

Одежда

Национальная одежда ингушей XIX — начала XX в. в основном сходна с одеждой соседних народов Северного Кавказа (чеченцев, осетин и др.). Материал для одежды и самую одежду изготовляли преимущественно в собственном хозяйстве. Однако некоторые виды одежды были покупными. Так, например, бурки обычно покупались ингушами у кабардинских, чеченских и андийских мастеров. Богатые покупали также фабричные ткани, обувь и другие предметы.

Из специфических элементов мужского костюма ингушей надо отметить головной убор (высокая, расширяющаяся кверху папаха), отличавший ингушей от осетин, кабардинцев и некоторых других горцев Северного Кавказа. Такую же папаху (кхак- хан куй) носили чеченцы.

Наиболее характерная ингушская женская одежда — овчинные полушубки. У чеченцев, осетин и многих других народов Северного Кавказа в прошлом не было женской зимней одежды. Однако и у ингушей девушки, согласно обычаю, полушубков не надевали, заменяя их теплыми платками.

В советское время костюм ингушей претерпел значительные изменения. Многие его элементы были вытеснены городской покупной одеждой. Трудящиеся Ингушетии получили возможность приобретать пальто, костюмы, платья, белье, обувь и т. д. У мужчин сохранилась лишь папаха наряду с городскими головными уборами; изредка встречаются черкески и бешметы — почти исключительно у стариков. Зато женский костюм сохранился гораздо лучше. Пожилые женщины носят традиционные широкие платья, шаровары, чувяки, платки и т. д. Девушки и молодые женщины предпочитают платья городского покроя, но вносят в них своеобразные черты — обязательно длинные рукава, закрытый ворот и т. д. Обувь у них обычная — покупная, а голову покрывают шелковыми и шерстяными платками. Овчинные шубы сменились зимними пальто, которые носят и девушки.

lib7.com

МИР ТВ | Чуду, хьалтам дулх, юкола: деликатесы разных народов России

Виртуальный кулинарный тур по России и рецепты национальных яств.

Любите ли вы кухню России? А еще точнее, знаете ли вы ее? Например, что едят в Мордовии? А какими блюдами славится Ингушетия, или, например, Татарстан? Что можно попробовать только на Камчатке, и нигде больше?

Мы расскажем о пяти гастрономических традициях народов России и поделимся секретами, как приготовить все эти блюда на собственной кухне.

Мордовские сытные вкусности

В Мордовии знают толк в еде и стол накрывают такой, чтобы сразу наесться до отвала. Даже на завтрак ребятишки перед школой едят жирные и плотные блюда, вроде тушеной свинины с пшенной кашей. Блюда из пшенки вообще в большом почете. Пшенную кашу томят с молоком в дровяной печи, она присутствует в свадебных и в поминальных обрядах. Если будете в Мордовии, обязательно попробуйте пышные пшенные блины. Так их готовят только тут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из мясных блюд попробуйте офтонь мадят (медвежья лапа). Это такая большая плоская котлета, которую обваливают в сухарях размером с мизинец, и так жарят. Получается котлета с «когтями», очень живописная.

Еще более необычное название у сладких сдобных булочек с творогом, которые величают«груди молодушки». Такие пекут на свадьбу. Выпечка тут вообще вся пышная, сдобная. Пирожки пекут с начинкой из грибов, яблок, из картошки, капусты, гороха, но чаще всего — из все той же молочной пшенной каши!

В мордовской кухне встречается совсем необычное для других мест сочетание мяса и рыбы или птицы и рыбы в одном блюде. Например, там готовит стерляжью уху (шурьбу) на курином бульоне. А еще интересна излюбленная мордовская закуска — соленая килька, вареная в тесте.

Ее можно приготовить и самим. Готовится она просто: соленую кильку надо очистить от внутренностей и головы. Из пресного бездрожжевого теста (мука, соль, вода) раскатать небольшие овальные лепешки, спрятать в каждую по рыбке, плотно защипав края. Такие конвертики опустить на несколько минут в кипящую воду. И все! Закуска готова.

Дома можно приготовить и другое мордовское блюдо: свинину с картофельной лепешкой в горшочке. Готовится она так: 1 кг картофеля надо почистить и натереть на терке. В картофельную массу добавить 2 яйца, 4 столовых ложки муки, немного соли. Тщательно перемешать. На разогретую и смазанную маслом сковородку выкладываем массу слоем около 1 см, закрываем крышкой и обжариваем с двух сторон. Даем остыть и режем на куски примерно 1,5 на 1,5 см.

Отдельно на сковородке обжариваем 1 кг свинины, нарезанной небольшими кусочками. Когда мясо чуть подрумянится, солим, перемешиваем, убавляем огонь и тушим под крышкой еще 5-10 мин. Мясо вместе с натопившимся жиром выкладываем в жаропрочный горшочек, сверху помещаем слой квадратиков из картофельной лепешки, потом опять мясо. Ставим в разогретую духовку на 20 мин. Затем достаем, даем немножко настояться и подаем. Кусочки картофельной лепешки, пропитавшись жиром, становятся сочными и ароматными. Очень вкусно и подчеркнуто по-мордовски!

Ингушское блюдо хьалтам дулх

В Ингушетии больше всего любят мясо. Блюда из говядины, баранины, птицы — это основа национальной кухни. Причем острые специи используют очень мало. Вкус ингушских блюд — мягкий и естественный. Мясные блюда в Ингушетии надо пробовать непременно, они очень изысканны в своей простоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А еще, если окажетесь в Ингушетии, попробуйте чапильгаш и хынглыш. Чапильгаш — это очень тонкие лепешки из теста на кефире с начинкой из картофеля, творога, или сыра и зелени. А хынглыш — такие же лепешки, но сладкие, с начинкой из тушеной тыквы с сахаром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но самое любимое здесь блюдо, без которого не обходится ни одно национальное застолье — это хьалтам дулх, или попросту галушки из кукурузной муки с мясом, которые едят с чесночным или картофельным соусом и запивают крепким прозрачным мясным бульоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы приготовить это кушанье, сперва мы варим мясо (говядину, а лучше баранину). Варим часа два или два с половиной, чтобы мясо стало совсем мягким, а бульон очень крепким. Через час после начала варки солим бульон и добавляем в него целую луковицу и морковь, а минут за 10 до конца варки кладем туда же лавровый лист. Когда мясо готово, вынимаем его и разделываем на куски размером с куриное яйцо или чуть больше, а бульон процеживаем.

Для галушек берем 0,5 кг кукурузной муки, просеиваем ее через сито, солим и завариваем горячим бульоном, помешивая деревянной лопаткой. Бульона потребуется около 250 мл. перемешав муку с бульоном, даем тесту чуть остыть, а потом хорошенько месим его. Теперь нужно сделать галушки. Катаем из теста нетолстую колбаску, режем на кусочки размером с перепелиное яйцо, и из каждого кусочка скатываем маленькую колбаску, которую придавливаем пальцами, превращая с длинную и узкую овальную лепешку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Галушки варим в кипящей подсоленной воде несколько минут, пока они не всплывут. Затем кладем горкой на плоскую тарелку вместе с большими кусками ароматного вареного мяса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ним обязательно подаем соусы, чесночный и картофельный. Для чесночного просто пропускаем 3-4 зубчика чеснока через пресс и разводим чесночную массу половиной стакана теплого (но не горячего) мясного бульона.

Картофельный соус готовим из свежего картофельного пюре: разводим его горячим бульоном до консистенции жидкой сметаны и добавляем обжаренный в масле репчатый лук. Все доводим до кипения и подаем на стол.

Едят это блюдо так: галушку обмакивают в соус, отправляют в рот, запивают бульоном, съедают кусок мяса и так далее.

Дагестанские чуду

В Дагестане надо непременно пробовать хинкал и чуду. Хинкал — это настоящая гордость горцев, и везде в Дагестане его готовят чуть-чуть по-своему, ведь в Дагестане живет целых 14 народностей. Это блюдо, по идее своей, очень напоминает ингушский хьалтам дулх. Мясо с кусочками вареного в бульоне теста, которые едят, обмакивая в соус, и запивают бульоном со специями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соусы тут делают другие: кефир с чесноком и зеленью или острый томатный соус. А с галушками как только не изощряются! Аварский хинкал — это пышные, толстые лепешечки из теста с содой, на простокваше. Кумыки и лезгины готовят хинкал из пресного теста, как на вареники, разрезая на квадратики, ромбики или полоски. Лакский хинкал делают в форме «ушка», а для даргинского пресное тесто раскатывают тонким слоем, посыпают рублеными грецкими орехами, закатывают в рулетик и нарезают его на небольшие кусочки. В общем, путешествуйте, пробуйте, и все равно в новом селении вы встретите что-то иное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще в Дагестане надо пробовать дагестанские тонкие и плоские пироги чуду (ударение на последнюю букву). Их готовят с самыми разными начинками и жарят на сухой раскаленной сковороде, без масла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы приготовить чуду, надо сделать пресное тесто. Просеять через сито 500 г муки, добавить щепотку соли и постепенно влить 1 стакан воды. Сделать плотное мягкое тесто, немного помесить его и оставить минут на 20, закрыв пищевой пленкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для начинки приготовим фарш из двух частей говядины и одной части баранины. Из расчета на 500 гр. фарша потребуется 1 луковица, которую нужно мелко порубить ножом, добавить к мясу, посолить, поперчить и добавить 1 сырое яйцо. Все перемешать.

Кроме мясного фарша, чуду делают и с творогом, и с зеленью, и с тыквой, и со множеством других начинок. Вот, например, рецепт начинки из творога и сыра: берем по 200 гр. творога и измельченного на терке дагестанского сыра, смешиваем, добавляем яйцо. Луковицу мелко режем и обжариваем на топленом масле, добавляем к творогу и сыру, чуть подсаливаем и хорошо перемешиваем.

Когда тесто готово, делим его на куски размером примерно с куриное яйцо. Каждый кусок раскатываем в очень тонкий овальный пласт. Сложенный поперек вдвое он должен уместиться на вашу сковородку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладываем начинку на одну половинку овала тонким слоем, чтобы она прожарилась внутри чуду. Края оставляем свободными. Фарш закрываем второй половиной лепешки и соединяем края. Лишнее тесто нужно срезать. Для этого удобно использовать роликовый нож.

Чуду обжариваем с обеих сторон на сухой раскаленной сковороде, без масла. Снимаем на тарелку и смазываем растопленным сливочным маслом. Теперь режем на несколько частей и сразу дегустируем. Чуду надо есть горячими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крымско-татарский нохутлы-аш

Очень похожее на чуду блюдо, но только под названием «янтык» делают крымские татары. Они тоже мастера готовить блюда из теста и мяса. Чего стоят одни крошечные пельмешкиюфакъ-аш, которых в ложке помещается штук 10! Их заливают золотистым бульоном и едят, как первое и второе одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вообще же крымско-татарская кухня — это одна из главных достопримечательностей Крыма, ничуть не менее важная, чем дворцы или природные красоты. Непременно попробуйте там лагман или шурпу — это тоже густые супы, один с длинной домашней лапшой, а другой с нутом. А если останутся силы — то выбирайте плов, манты, долму, вкуснейшие люля-кебаб или шиш лик. Крымские татары даже в маленьких ресторанчиках готовят добротно, как дома. И очень вкусно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самим можно попробовать приготовить традиционное крымско-татарское блюдо нохутлы – аш, которое не часто встретишь в ресторане — его делают дома, для семьи. Это ароматная тушеная говядина с вареным нутом (турецким горохом). На крымско-татарском языке нут называется нохут, отсюда и название блюда: еда из нута.

Готовится оно несложно, но долго, так что надо запастись терпением. Сначала нут перебираем, моем, заливаем холодной водой и оставляем постоять часа 3-4. Можно замочить его и на ночь. Затем добавляем к нуту мясные обрезки и косточки для навара, доливаем воду так, чтобы ее было примерно вдвое больше, чем нута, ставим на огонь и доводим до кипения. Снимаем пену и продолжаем варить на маленьком огне до готовности нута. Времени на это уходит от 2 до 3 часов. Когда горошины лопаются и становятся мягкими, солим нут и оставляем его на огне еще минут на 30. Готовый нут должен легко раздавливаться двумя пальцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говядину режем на небольшие кусочки толщиной с палец. В сковороде или казане разогреваем растительное масло (его должно быть много), кладем кусочки мяса и обжариваем их на сильном огне со всех сторон до румяной корочки. Затем доливаем небольшое количество воды (так, чтобы уровень жидкости был примерно на 2 см выше мяса). Закрываем крышкой и тушим на медленном огне до готовности. Почти вся вода должна за это время выпариться, а мясо остаться в густом мясном соусе. Затем все солим, перчим, добавляем в мясо нарезанные кусочками лук и морковь, перемешиваем и тушим их вместе с мясом еще минут 10-15.

 

 

 

 

 

 

Когда мясо и нут совсем готовы, приступаем к «сборке» блюда. В глубокую миску кладем нут, сверху на него горкой выкладываем мясо с овощами и соусом. Гарнируем кольцами репчатого лука и посыпаем рубленой зеленью. Главное – не захлебнуться слюной, вдохнув густой мясной дух!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камчатские разносолы

Ну, а уж если вы доберетесь до Камчатки, то тут вы просто обязаны пробовать икру и рыбу во всех видах. Ведь рыбная ловля там такая, что жена моего приятеля, камчатского инженера, сходившего в свой выходной на рыбалку, не хотела его пускать домой с уловом, повторяя в отчаянии: «Лучше бы ты пил в выходной!». В ванну улов не поместился. И это норма: с мая по октябрь меняется только порода лососевых рыб, которыми кишмя кишит океан совсем недалеко от берега.

Первое, что обязательно надо есть на Камчатке — это тельно из рыбы. Это, по сути, котлеты из лососевых сортов рыбы с начинкой из картофельного пюре. Можно сделать это блюдо и самим, но у нас оно выйдет дороже: красная рыба у нас на материке стоит столько, что котлеты из нее обычно не делают. А там она даже не деликатес, а так — еда. Справедливости ради надо сказать, что цены на все остальные продукты, кроме даров океана, раза в полтора выше московских.

Второе блюдо, которое стоит непременно пробовать — это салат «толкуша». Готовят его всего из двух ингредиентов: это отварная красная рыба, освобожденная от косточек и разобранная на мелкие кусочки, и любая местная ягода, которая есть по сезону: шикша, морошка или брусника. Ягоду толкут, смешивают с рыбой и приправляют растопленным жиром нерпы. В отдельных регионах еще добавляют кедровые орехи и травки: кипрей и луковицы сараны. Похожий салат готовят не только из рыбы, а иногда и из оленины. Но это уже совсем другое кушанье.

И, конечно, здесь надо пробовать икру, которая, оказывается, имеет очень много оттенков цвета и вкуса, в зависимости от того, от каких она лососевых. И уж совсем большая редкость — икра морского ежа, которую можно попробовать только здесь. На материке ее продают за баснословные деньги: она способна творить буквально чудеса со здоровьем человека. Только вот пробуйте ее осторожно: она производит феерический эффект как средство для повышения потенции.

Наконец, на рынках Петропавловска-Камчатского и в Елизово всегда можно купить сушено-вяленую рыбу, приготовленную из ценных лососевых пород особым образом. Это называетсяюкола. Рыбу сначала освобождают от костей и внутренностей, а потом вялят на открытом воздухе. В хорошую погоду она бывает готова дня за четыре, а хранится очень долго. Для коренных народов Камчатки юкола была некогда основной едой, а отходы от ее производства, включая рыбьи кости, шли на корм собакам. Юколу вы найдете легко на любом рынке: вас приведет к ней великолепный аромат вяленой рыбы.

Каждый народ России хранит свои кулинарные секреты. Сегодня мы рассказали только о пяти регионах и о том, как пробовать их на вкус. Рассказ о других еще впереди.

Татьяна Рублева

mirtv.ru


Смотрите также