Значение поминок у мусульман. Татарские блюда на поминки


Татарские обряды.(поминальные) - Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков

Поминальный обряд юртовских татар

автор кандидат исторических наук Нейля Руслановна Азизова

Поминки у юртовских татар являются продолжением проводов и похорон умершего и составляют вместе с ними и другими обрядовыми действиями единый комплекс погребально-поминальной обрядности. По исламской традиции, поминки совершаются с целью «искупления грехов» покойного. Поминки посвящаются, в основном, одному умершему. Однако иногда они проводятся также и как семейные - с поминанием всех умерших родственников. Считается, что посредством поминок устанавливаются тесные связи между живущими и умершими людьми: живые обязаны устраивать жертво(даро)приношения в честь умерших, а последние, в свою очередь, должны проявлять неустанную заботу о благе живущих людей.

Обязанность задабривать (располагать к себе душу) покойника посредством поминок возлагается на всех его родственников. Она исчезает только по прошествии года и проведения одних из наиболее важных поминок по умершему – годовщины с момента смерти. Очевидно, строгое исполнение траура по усопшему в течение года можно пытаться объяснять существовавшими ранее представлениями о том, что душа умершего человека окончательно покидает мир живых людей только по истечении года после его смерти.

Наиболее распространенным у юртовских татар, по моим наблюдениям, мировоззренческим мотивом традиции поминания усопших является их вера в то, что душа умершего человека радуется и успокаивается после устраиваемых по нему поминок.

«В эти дни, - считает Закия Мухаметгалиевна Ижбирдиева, - душа покойного ходит по земле и находится рядом с родными, наблюдая, как ее поминают. Сам умерший, если не поминать его, будет мучиться, переживать о том, что родные его забыли» [ПМА, 2001].

У юртовских татар поминки положено устраивать на 3-й (очесе), 7-й (жидесе), 40-й (кырыгы), 51-й (илле бер) и сотый день после смерти человека.

Поминки отмечают у них также по прошествии шести (полгода) (яртэ ел) и двенадцати (года, ел) месяцев после наступления смерти.

В селе Килинчи поминки по умершему человеку, кроме указанных выше сроков, отводят также и на 36-й (утэз алтэ) день после смерти.

Что касается поминок сотого дня, то, по мнению ученых-историков, среди которых Р.К. Уразманова, юртовцы начали их отмечать с 1960-х годов под влиянием живущих в их среде казахов [Уразманова, 1992: 103-104]. Однако данная традиция может, на наш взгляд, являться изначально присущей юртовцам, поскольку проведение поминок сотого дня характерно и для карагашей, а также для других групп татар, в частности, сибирских [Томилов, Шаргородский, 1990: 129].

Однако еще столетие назад карагаши, кроме перечисленных дней поминок, отмечали в 19 веке поминки 20-ого дня [Мошков, 1894: 61].

У других мусульманских и поволжских народов сроки поминок отчасти совпадают со сроками поминок юртовских татар, отчасти различны с ними. Так, например, у калмыков поминки отводятся трижды: в день похорон, на 7-й и 49-й дни [Гучинова, 1989: 144],

у кряшен – в 3-й, 9-й, 40-й дни, в полгода и год [Татары…, 2001: 367],

у курдакско-саргатских татар - в день похорон, после возвращения с кладбища [Белич, Богомолов, 1991: 175].

В селе Три Протока информанты сообщили нам сведения, согласно которым родственники умершего должны оставлять от материи, использованной для изготовления савана, один кусок ткани с тем, чтобы сохранить его вместе с маленьким блюдцем, наполненным солью, в укромном месте дома (например, в шкафу) до годичных поминок.

В течение года каждые поминки (3, 7, 40 дней) этот кусок ткани должен заменять скатерть, расстилаемую на стол для угощения гостей. На всех поминках на середину стола обязательно выставляют блюдце с солью.

После окончания поминок и прочтения молитвы скатерть вместе с блюдцем убирают обратно в шкаф. После проведения годичных поминок так называемый поминальный набор – скатерть и блюдце с солью - отдается мулле или человеку, читавшему в течение всего этого срока молитвы. В качестве дара к нему родственники умершего прилагают дополнительно также некоторое количество муки.

По материалам Р.К. Уразмановой, в случае отведения поминок по человеку, умершему в преклонном возрасте, кусок такой ткани (скатерти) разрывали на маленькие ленточки и раздавали их всем присутствующим с пожеланием того, чтобы каждый дожил до его лет [Уразманова, 1992: 98].

С этим же пожеланием такие ленточки могли привязывать к ручке маленького ребенка [Там же]. В некоторых группах сибирских татар, в частности, курдакско-саргатских, аналогичные повязки носили до тех пор, пока они не рвались сами [Белич, Богомолов, 1991: 167]. В настоящее время нашими исследованиями бытования подобной традиции у юртовских татар не зафиксировано.

В то же время, обычай одаривания ленточками из поминальной «скатерти», по нашему мнению, можно сравнить с одариванием (в качестве садака) участников проводов и похорон умершего нитками (жеп), используемыми при шитье савана [ПМА, 2002].

Примечательно, что аналоги данного ритуала (с нитями либо лентами) можно встретить и в культуре других народов. Так, известно, что башкиры обматывали «нитками умершего» часть ноги у колена и около стопы – на 10 или 30 раз [Фатыхова, 1994: 96]. Обычай раздавать нитки во время выноса покойного из дома бытовал, в частности, у удмуртов и крещенных татар [Христолюбова, 1978: 77; Матвеев, 1899: 11].

У марийцев мотками ниток закрывали глаза, уши и рот покойника, желая тем самым оградиться от него.

Размещение ниток вместе с покойником связывается некоторыми исследователями с представлениями о «жизненных нитях», даваемых человеку при рождении и соединяющих его с другими мирами, раздача же ниток живым людям символизирует собой пожелание их долголетия [Федянович, 1997: 128; Попов, 1985: 162-164].

Обычно на поминки третьего дня у юртовских татар для прочтения молитв приглашается мулла; если таковой не находится – пожилые мужчина или женщина (абыстай), которые могут прочесть молитвы из Корана. По исламской традиции, родственники умершего в течение трех дней после его похорон, должны кормить нищих [Хисматуллин, Крюкова, 1997: 103]. В «третий день» на поминки у юртовских татар собирается небольшое количество гостей - до пяти-десяти, причем среди приглашенных обязательно должны присутствовать кто-либо из «ночных дежурных», копальщиков и обмывальщиков. Обязательно должны присутствовать все самые близкие родственники умершего. Тем, кто участвовал в обмывании покойника, дарят в этот день вещи (рубашки - мужчинам, отрезы на платье – женщинам), носильщику воды отдают (новый) ковш (аяк), задействованный при обмывании [Уразманова, 1992: 103]. Обязательным поминальным блюдом 3-его дня являются пельмени (пельмэн) с бульоном (шурпа).

Характерный для некоторых других групп татар обычай кормления души умершего [Томилов, Шаргородский, 1990: 128] у юртовцев не практикуется. На 7-й день поминок у юртовцев также принято раздаривать различные вещи (у казанских татар, для сравнения, раздача-раздаривание вещей происходит не на 7-й день, а на 40-й день, см.: Уразманова, 1984: 122). В этот день приглашают в гости кого-либо из участников похорон. Копальщикам и обмывальщикам вновь вручают рубашки и деньги (по 10-15 рублей). Юртовские татары считают, что именно в 7-й день хозяйка может сменить ту одежду, в которой она ходила в течение недели, на новую (другую).

По представлениям всех астраханских татар, в том числе, юртовцев, души умерших могут посещать свой дом ежедневно в течение всего года.

С утверждением мусульманства всеобщим поминальным днем повсеместно стала считаться пятница. Исполнением этого правила объясняется то, что каждый четверг в течение года женщины (в домах, где длится годичный траур) с раннего утра готовят тесто для выпечки ритуальных пышек – баурсак или кайнары, пэрэмэч (с мясной или картофельной начинкой). Их жарят на раскаленной сковороде на растительном масле так, чтобы «чувствовался запах», необходимый, по мнению многих мусульман, для успокоения души умершего.

Иногда в дом в этот день для прочтения молитвы по усопшему приглашаются мулла или пожилая женщина, которых затем обязательно угощают чаем с пышками.

Знающая молитвы из Корана хозяйка может сама читать их по пятницам, не прибегая к помощи муллы.

Подобные церемонии с чаепитием находят параллели в традициях других групп татар, а также карачаевцев, ногайцев, некоторых среднеазиатских народов [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988: 174; Томилов, Шаргородский, 1991: 128 Особенно важное значение юртовцами придается поминкам, устраиваемым на сороковой и пятьдесят первый (илле бер) день после смерти человека.

По свидетельствам наших информантов, 51-й (поминальный) день является самым мучительным днем для умершего человека, поскольку в этот день у него происходит «отделение друг от друга всех костей…».

Старики считают, что в этот день на кладбище раздаются громкие стоны покойников. Для облегчения мук умерших родственники должны прочесть три-четыре (конкретные) молитвы [ПМА, 2002].

На эти поминки приходят только приглашенные люди.

В эти поминальные дни проводятся большие праздничные застолья, причем для мужчин и женщин раздельно; среди приглашенных, как правило, много людей пожилого возраста. Для присутствующих женщин молитву читает женщина – мулла-бикэ, для мужчин - мужчина, чаще, мулла.

Чтение молитв из Корана завершается упоминанием имени умершего, нередко - всех умерших в конкретной семье родственников. Продолжительность чтения молитв в эти поминальные дни (40-й и 51-й), по нашим наблюдениям, длится около 30-40 минут. На таких поминках хозяйка раздает деньги (садака) всем присутствующим (начиная с муллы), обычно каждому из гостей – по два и более рубля. После завершения ритуала начинается собственно угощение.

По нашим наблюдениям, стол для проведения поминок хозяйка накрывает заранее, до прихода гостей.

На столе обязательно должны стоять новые тарелки и ложки.

Присутствие ножей и вилок исключается.

Обязательным (как правило, первым) блюдом, которое выставляется на стол, является суп-лапша с мясом говядины или баранины. Его подают, передавая наполненные тарелки по одной.

По замечанию информантки Фариды Сулеймановны Тугушевой, по две тарелки подавать не принято, так как это может накликать еще одну смерть.

Завершается угощение чаепитием. За мужским столом первыми угощаются старики, затем молодые мужчины; если стол был накрыт один - женщины и дети угощаются последними (после всех). Остатки угощения хозяева стараются раздать среди приглашенных гостей. Вообще стоит отметить, что обычай вручать фактически каждому из присутствующих на поминках пакет с угощениями (с поминального стола) становится все более распространенным. В годовщину смерти (ел кон) приглашаются все родственники умершего, его знакомые и соседи.

Обмывальщиков в этот день вновь одаривают платьем и деньгами (садака), а также новыми тарелками, заполненными пловом, и ложками.

Эти поминки проходят относительно скромно, так как символизируют собой окончание траура. В течение всего годичного срока траура родственники не могут веселиться, вступать в брак и др. Однако на сегодняшний день и сельская, и городская молодежь (юртовцы) не соблюдает строго правил траура.

Траурной одежды у юртовских татар не существует, ношение таковой они не практиковали и в прошлом.

Проведенные мной в юртовских селах Астраханской области полевые этнографические исследования (в 1998-2003 гг.) позволяют считать, что похоронно-поминальная обрядность юртовских татар являет собой весьма устойчивый механизм воспроизводства не только относящих к конкретной сфере знаний, культовых ритуалов и производственных навыков (шитье савана, копание могил, изготовление погребального оборудования и пр.), но и собственно ее этнической специфики (в том числе, самосознания).

кандидат исторических наук Азизова Нейля Руслановна

www5.disput.az/index.php

tatarkam.livejournal.com

ПОМИНКИ У ТАТАР... Условия и правила похорон мусульманина: традиции и законы

Ходили вчера на поминки к бабушке. И 3, и 7, и 40, и 52 дни обязательны для поминовения (чтение молитв за душу умершего). При этом принято ничего не оставлять на столе. Отобедав, гости не расходятся – тот, кто желает, может сказать что-то хорошее о покойном, и только после этого поминки официально заканчиваются. Прежде всего – это подаяние, но в данном конкретном случае это, как сказали бы русские, «поминок».

Во время того как хазрат будет читать — накройте все, что есть на столе салфетками, чтобы еды не было видно. На сколько я знаю в время уразы так делается. 5,10 рублей кадому гостю), мулле, который будет читать или бабушке, которая будет читать коран тоже садака, можно полотенце и денюжку или платок и денежку например. Хазрату в пакет или лучше в контейнеры гостинцы собираем.

Обязанности мусульман перед покойным

А то у русских то я знаю, а вот у татар ни разу и не была и понятия не имею… Со дня смерти отсчет у православных. Про 52 дня впервые услышала от знакомой — у нее свекр был из Дагестана. 52й день, а мы — на 100й (3, 7, 40 и год так же), а вот насчет со дня похорон или нет, точно сказать не могу, у нас как-то там считается 3 дня со дня похорон, а 7 — со следующего или наоборот..

Мне тоже дали вначале небольшое полотенце для рук, потом 10 рублей и еще 10 рублей дала сестра покойного.

Мужчинам – то же самое, но размером побольше.

У этого слова много значений.

Хотя она и была атеисткой да и сестры ее тоже, но сидели много религ. татар. Сказали нам что на 40 дней мы будем делать. Традиция приносить пищу с собой – отзвук советских атеистических времен – это часть тех самых значительных изменений в поминальном обряде. Все мясное, разумеется, – халяль, когда животное забивают с молитвой, согласно шариату. У мусульман похоронно-поминальный обряд – это интимный, закрытый от постороннего глаза процесс.

Но набирать со стола домой — нельзя. И его скорбный и строгий голос уже невозможно слушать без слез. Но Коран запрещает мусульманину плакать по покойному, ибо считается, что тот в это время мучается. Звуки намаза производят магическое действие на собравшихся: все затихают, опустив взор и положив руки на колени. Затем приступали к раздаче вещей покойного». Сороковым днем и заканчиваются эти скорбные шесть недель. А несут на кладбище и хоронят только мужчины.

Там ведь много молитв по разным поводам и немудрено запутаться.

Молитвы читала женщина (около 30-ти мин), предварительно согласовав со старцем.

Если мусульманин при смерти

Скажите, что обязательно нужно приготовить? 50-100 рублей? Каждый пришедший что-то несет для стола – фрукты, мед, варенье, конфеты. За столом оставляли место, ставили тарелку, стакан, клали ложку, повернув ее черенком в обратную сторону.

У татар принято, чтобы гости сами забирали с собой часть угощений в салфетку или в мешочек. Женщинам раздали небольшие махровые полотенца. Опять раздается саадака всем присутствующим. Тут же, на кладбище, родственники раздают всем, кто помогал, саадака – платки, носки, деньги. По мусульманским канонам, человека нельзя хоронить в гробу. В настоящее время иногда покойника укладывают в гроб, но никогда не закрывают его крышку.

Выносят покойника ногами вперед, затем переворачивают.

domotilak.ru

Поминки у татар

Поминальная трапеза Вконтакте Главная Поминальные меню Поминки в СПб Поминальные залы Доставка поминальных обедов Контакты

Особенности поминок у татар

В исламе после похорон разрешено совершать поминки. Главное блюдо поминальной трапезы – это традиционные сладости, как правило, халву. Их употребляют как за столом, так и каждый четверг до «сороковин». Ещё одна отличительная особенность заключается в рассаживании представителей мужского и женского пола за разные столы. Спиртные напитки во время трапезы категорически запрещены.Первые три дня после смерти близкого человека в доме, где он жил нельзя готовить и кушать. На кырыгы приглашается большое количество родственников и друзей умершего, сама трапеза должна быть кратковременной. Поминки по мусульманским обычаям начинаются с произношения специальной молитвы, которая называется тэхлил эйтэлэр. Делают это абсолютно все и про себя. Затем тот, кто умеет читать аяты из Корана, обычно это мулла, посвящает усопшему несколько определенных глав. Хозяин дома после этого должен раздать всем присутствующим садака. Непосредственно сама поминальная трапеза начинается с общей молитвы – дога кылу. Первое блюдо за столом – суп-лапша, второе – мясо с картофелем, обязательно вареные. При чем мясной бульон раздаётся индивидуально каждому, а вот мясо в тарелках на 3-4 человека. Затем устраивают небольшое чаепитие, произносят молитвы в благодарность за приготовление трапезы.

Поминальные обряды мусульман

Мусульманские поминки отличаются большой скромностью. Родственники и знакомые приходят в первую очередь для совершения молитв, а не для приёма пищи, поэтому готовить в этот день не обязательно. Возле мечети приветствуется раздавать единоверцам милостыню.В некоторых отдельных поселениях существуют отдельные обряды. Например, после похорон сохраняют большой кусок ткани от саваны и тарелочку с солью. Все это прячется в укромное место и достается только в дни помина. Материю необходимо расстелить вместо скатерти. После годовщины смерти она отдается мулле. Если усопший прожил долгую и счастливую жизнь, то ткань разрывают на небольшие полоски и раздают гостям в знак пожелания им долголетия.

Использование любых текстов допускается только при указании прямой ссылки!

Почему стоит выбрать кафе «Поминальная трапеза»?

Дополнительные преимущества

Мы соблюдаем все поминальные традиции. Наши сотрудники имеют большой опыт проведения поминок, и помогут организовать поминальную трапезу в соответствии со всеми обычаями.

В кафе «Поминальная трапеза» мы не взимаем никаких дополнительных платежей.

  • Нет аренды зала
  • Нет процентов за обслуживание
  • Нет пробковых и прочих сборов.

Вы выбираете подходящий Вам вариант поминального меню и умножаете на количество присутствующих на мероприятии гостей.

Кроме того на поминальный обед Вы можете принести с собой все напитки, фрукты, сладкое. 

Все заботы по подготовке поминальной трапезы возьмут на себя наши сотрудники.

Просто позвоните нам, и мы окажем Вам всю возможную помощь в организации поминок.

Отдельные залы для поминальной трапезы

Наше кафе имеет два отдельных зала, полностью изолированных от других помещений заведения. В них свободно размещаются до 80 персон. Если же планируется большее количество посетителей, мы готовы закрыть для вас основное помещение ресторана, в котором смогут разместиться до 250-ти человек. Спокойная атмосфера и тактичный персонал позволит достойно проститься с близким человеком и отдать должное памяти о нем.

  • Поминальный зал «Светлый» в ресторане «Поминальная трапеза»

    Если желающих прийти на поминки достаточно много, то стоит выбрать поминальный зал «Светлый». В нем смогут свободно разместиться до 80-ти человек. Оформление зала выполнено в спокойных тоннах, создающих атмосферу уюта и покоя, так необходимую в этот печальный момент. Здесь, в спокойной и тихой атмосфере вы можете еще раз вспомнить о добродетелях умершего, помолиться о его душе.

    Подробнее...
  • Поминальный зал «Классический»

    Для проведения поминального обеда предлагаем Вам банкетный зал «Классический». Просторное помещение позволяет принять до 50-ти персон. Зал подойдет как для поминок с большим количеством гостей, так и для поминального обеда , на который придут лишь самые близкие. Этот вариант позволит вам достойно проводить близкого вам человека.

    Подробнее...

Поминальные меню

Мы индивидуально подходим к организации каждого поминального обеда. Варианты меню подходят для людей с любым материальным состоянием. Также вы можете дополнить меню другими блюдами, если этого требуют семейные традиции. особенно важно, если поминки приходятся на дни поста. Просто прозвоните нам, и мы окажем вам всю возможную помощь в организации поминок.

  • Меню 500 рублей легкая трапеза, традиционные поминальные блюда
  • Меню 800 рублей трапеза с курицей и гарниром, традиционные поминальные блюда
  • Меню 1100 рублей мясной полноценный обед с салатами, традиционные поминальные блюда
  • Меню 1400 рублей плотная трапеза с широким выбором салатов и закусок, мясо, горячие блюда, традиционные поминальные блюда
  • Меню 1800 рублей большой обед с выбором салатов, закусок, мясо, горячие блюда, деликатесная рыба, традиционные поминальные блюда
  • Ни для кого не секрет, что поминки требуют больших расходов и транспорт – эта одна из наиболее ощутимых затрат.Мы готовы поддержать вас в трагическую минуту жизни! Для вашего удобства мы предоставляем «бесплатный автобусный трансфер» - это одна из услуг для обратившихся к нам за помощью в организации поминального обеда. Нет необходимости переживать о том, как и на чем доехать от кладбища или крематория вам и всем тем, кто пришел разделить ваше горе. Мы предоставим удобное и надежное транспортное средство, доставим вас до зала «Поминальная трапеза» бесплатно.

    Подробнее...

  • Осуществляем бесплатную доставку поминальных обедов на дом, в офис, на предприятие.

    Как мы работаем:

    • Вы выбираете вариант Поминального меню на нашем сайте

    • Сообщаете нам по телефону: 8-921-918-18-19 или в форме обратной связи о времени и адресе доставки поминального обеда

    • Производите предоплату, любым удобным для Вас способом

    • И точно в назначенный срок мы привезем Ваш заказ

    Что входит в заказ поминального обеда?

    • Выбранный Вами вариант Поминального меню ( все будет упаковано в одноразовые пищевые контейнеры)

    • Комплект одноразовой посуды на заказанное количество персон (тарелки, вилки, ножи, два комплекта стаканчиков, салфетки, по желанию одноразовая скатерть)

    Заказать доставку поминальной трапезы

    Как это выглядит?

Поминки в Санкт-Петербурге

Для поминальных обедов подходит далеко не каждое заведение общественного питания. Кафе должно быть тихим и уютным, со спокойными тонами в интерьере. Кафе «Поминальная трапеза» подходит для этого идеально, по следующим причинам:

Категорически не стоит выбирать места, если в соседних залах проходят другие мероприятия, или же если в зал смогут приходить посторонние лица. Также следует внимательно ознакомиться с предлагаемым меню, в нем не должны присутствовать изысканные блюда и деликатесы, вместо этого подойдет простая, но сытная пища.

Если возник вопрос: "Где провести поминки в СПб?" наши менеджеры обязательно помогут Вам. Мы сотрудничаем со многими кафе, ресторанами и банкетными залами, занимающимися проведением поминок. Мы бесплатно подберем зал для Вашего мероприятия, договоримся о времени, предложим варианты поминального меню.

Так же многие из наших партнеров предоставляют услугу «Бесплатный автобус» от кладбища или крематория до поминального зала. Вы сможете воспользоваться данным предложением.

Мы сможем предложить Вам кафе для поминок, ресторан или банкетный зал, практически в любом районе СПб.

Поминальные традиции

Традиция проводить поминальные обеды появилась в русской культуре задолго до появления христианства. Православие наделило этот ритуал новым значением. Поминальная трапеза собирала за единым столом всех друзей т родственников покойного для совместной молитвы о спасении его души. За столом вспоминались добродетели умершего, поскольку считалось, что это будет учитываться на Божьем суде.

Сегодня смысл поминального обеда остался тем же. Считается, что помянуть душу покойного должно как можно больше человек. Чтобы разместить большое количество гостей, целесообразно организовать поминки в кафе или ресторане.

В современном обществе совершенно забылась одна традиция, связанная с поминальным обедом – готовить его должны соседи и знакомые покойного, а не члены семьи. Однако, теперь все вопросы, связанные с поминальной трапезой, зачастую ложатся на плечи сломленных горем членов семьи. Еще и по этой причине поминальный обед в кафе имеет преимущество перед домашними поминками.

Православная церковь требует проведение поминок в самые важные для души покойного даты: на 3-й, 9-й и 40-й дни, а также на годовщины рождения и смерти. Каждый поминальный обед имеет свои особенности, связанные с верой в прохождение душой определенного пути на небеса.

Суть поминок

Суть поминок

Поминки как ритуал являются скорбной трапезой, посвященной доброй памяти умершего человека.

Где провести поминки?

Где провести поминки?

Поминки как ритуал являются скорбной трапезой, посвященной доброй памяти умершего человека.

Слова

Слова

Поминальные речи, слова соболезнования, некрологи, эпитафии, стихи

Полезная информация

Ритуальные услуги

Ритуальные услуги

Поминки как ритуал являются скорбной трапезой, посвященной доброй памяти умершего человека.

Человек умер

Человек умер

Что делать, если человек умер. Порядок обращения в гос. учреждения

Морги

Морги

Морги Санкт-Петербурга и ЛО. Адреса, телефоны

Крематорий

Крематорий

Как доехать до крематория. Схемы проезда, Место парковки

Отделы МВД

Отделы МВД

Управления и отделы МВД России районов Санкт-Петербурга

ЗАГСы

ЗАГСы

Адреса, телефоны и режим работы Петербургских ЗАГСов

Кладбища

Кладбища

Полная информация о кладбищах Санкт-Петербурга

Позвоните мне

Пожалуйста, оставьте свое имя и номер телефона

Кафе «Поминальная трапеза» находится по адресу: Кондратьевский пр. дом 62, корпус 1, в ресторане «Честер».

Заказать поминки в любом районе города

Заказать звонок

pominki-v-cafe.ru

Поминки у татар

Россия является многонациональной страной. Утрата близкого человека у любого народа – это большое горе. У мусульман поминки имеют определённые традиции. В исламе даже названия определённых периодов поминовения имеют особые названия, предусмотрены обряды проводимые по одному усопшему, а также по целому поколению предков. Третий день от смерти называет название очесе, седьмой окрестили жидесе, сороковины – кырыгы, годовщину – елы.

Особенности поминок у татар

В исламе после похорон разрешено совершать поминки. Главное блюдо поминальной трапезы – это традиционные сладости, как правило, халву. Их употребляют как за столом, так и каждый четверг до «сороковин». Ещё одна отличительная особенность заключается в рассаживании представителей мужского и женского пола за разные столы. Спиртные напитки во время трапезы категорически запрещены.Первые три дня после смерти близкого человека в доме, где он жил нельзя готовить и кушать. На кырыгы приглашается большое количество родственников и друзей умершего, сама трапеза должна быть кратковременной. Поминки по мусульманским обычаям начинаются с произношения специальной молитвы, которая называется тэхлил эйтэлэр. Делают это абсолютно все и про себя. Затем тот, кто умеет читать аяты из Корана, обычно это мулла, посвящает усопшему несколько определенных глав. Хозяин дома после этого должен раздать всем присутствующим садака. Непосредственно сама поминальная трапеза начинается с общей молитвы – дога кылу. Первое блюдо за столом – суп-лапша, второе – мясо с картофелем, обязательно вареные. При чем мясной бульон раздаётся индивидуально каждому, а вот мясо в тарелках на 3-4 человека. Затем устраивают небольшое чаепитие, произносят молитвы в благодарность за приготовление трапезы.

Поминальные обряды мусульман

Мусульманские поминки отличаются большой скромностью. Родственники и знакомые приходят в первую очередь для совершения молитв, а не для приёма пищи, поэтому готовить в этот день не обязательно. Возле мечети приветствуется раздавать единоверцам милостыню.В некоторых отдельных поселениях существуют отдельные обряды. Например, после похорон сохраняют большой кусок ткани от саваны и тарелочку с солью. Все это прячется в укромное место и достается только в дни помина. Материю необходимо расстелить вместо скатерти. После годовщины смерти она отдается мулле. Если усопший прожил долгую и счастливую жизнь, то ткань разрывают на небольшие полоски и раздают гостям в знак пожелания им долголетия.

Использование любых текстов допускается только при указании прямой ссылки!

pominki-v-cafe.ru

В последний путь по-татарски / НГ-Регионы / Независимая газета

Христианину еще и сейчас не просто попасть на поминальный обед к татарам. На днях отмечали сороковой день смерти имама-хатыба Закабанной мечети Исхака хазрата Лотфуллина, с которым мы много лет сотрудничали. И я была приглашена его вдовой Галией на поминки.

У мусульман похоронно-поминальный обряд – это интимный, закрытый от постороннего глаза процесс. Даже муж не имеет права взглянуть на умершую жену, подойти к ней до тех пор, пока женщины не обмоют и не уберут покойную в саван. Обмывают усопшую опять же только женщины, но и они не должны видеть наготу покойницы, поэтому над умершей четыре женщины (иногда две) держат покрывало. А несут на кладбище и хоронят только мужчины. Вот так все строго.

Поминки на сороковой день у мусульман гораздо значимее, чем на третий, седьмой день, через полгода и год. Знаменитый исследователь культуры и быта казанских татар этнограф Карл Фукс сообщает, что поминовения и раздачи милостыни продолжаются шесть недель: «К богатым покойникам мулла несколько раз в день ходит на могилу и читает назначенные для этого суры из Алкорана». Сороковым днем и заканчиваются эти скорбные шесть недель. В былые времена, отмечая сороковой день, совершали жертвоприношения, забивали барана, курицу и добывали к столу рыбу. А татары-мишары забивали («пускали кровь») телку. Вот как этот обряд описан доктором исторических наук, профессором Казанского госуниверситета Уразмановой: «Перед началом поминального обеда несколько человек шли на кладбище и приглашали умершего словами: «Идем с нами, проводим твой праздник». За столом оставляли место, ставили тарелку, стакан, клали ложку, повернув ее черенком в обратную сторону. Завершив обед, «провожали покойника». Обряд назывался «проводы костей»: с «места покойника» брали еду, водку, собирали все кости со стола (их нельзя было ни ломать, ни грызть), пищу клали на столб забора, водку выливали под столб, кости закапывали, приговаривая: «Простите, не причиняйте вреда». Вернувшись в дом, сообщали: «Проводили его». Все присутствующие говорили: «Пусть земля будет легкой». Затем приступали к раздаче вещей покойного».

Сегодня все уже не так. Во всяком случае, «проводы костей» теперь редко где встретишь.

В столовой при Закабанной мечети, где проходил поминальный обед по Исхаку хазрату, к приходу самых близких родных, друзей и соратников покойного уже были накрыты столы. На них – большие блюда с салатами, закусками из копченой конины и конской же колбасы, большими кусками нарезанная отварная курица. Все мясное, разумеется, – халяль, когда животное забивают с молитвой, согласно шариату. На столе много фруктов и сладостей: сладкие пироги, конфеты, сдобное печенье. Каждый пришедший что-то несет для стола – фрукты, мед, варенье, конфеты. Традиция приносить пищу с собой – отзвук советских атеистических времен – это часть тех самых значительных изменений в поминальном обряде. Раньше пришедших помянуть покойного обносили традиционными блюдами: лапшой на мясном бульоне, отварным картофелем с куском жирной говядины и чаем со сладкими пирогами – только после того, как мулла прочтет намаз.

Молитву мулла завершает «посвящением», в котором наряду с Пророком и святыми упоминаются имя покойного, а также имена всех умерших родственников. Звуки намаза производят магическое действие на собравшихся: все затихают, опустив взор и положив руки на колени. Пришедшие помянуть покойного молятся и просят Аллаха, чтобы душа, которая на сороковой день покидает тело, попала в рай. Мулла читает молитву. И его скорбный и строгий голос уже невозможно слушать без слез. Но Коран запрещает мусульманину плакать по покойному, ибо считается, что тот в это время мучается. Однако у многих по щекам все равно текут слезы.

После молитвы принято раздавать садака. У этого слова много значений. Прежде всего – это подаяние, но в данном конкретном случае это, как сказали бы русские, «поминок». Женщинам раздали небольшие махровые полотенца. Мужчинам – то же самое, но размером побольше. Мне тоже дали вначале небольшое полотенце для рук, потом 10 рублей и еще 10 рублей дала сестра покойного. Садака раздают члены семьи покойного и близкие родственники – братья и сестры. Сестра Исхака хазрата сидела недалеко от меня, и я видела пачку десяти- и сторублевок, которые она быстро раздала, пуская деньги по женским рядам.

Затем, расстелив полотенца на колени, собравшиеся приступили к закускам и салатам, после которых подают жирные горячие блюда: картофельный суп с куском говядины, потом просто отварной картофель с той же говядиной и плов. Вторые блюда можно выбирать без принуждения. У татар принято, чтобы гости сами забирали с собой часть угощений в салфетку или в мешочек. При этом принято ничего не оставлять на столе. Отобедав, гости не расходятся – тот, кто желает, может сказать что-то хорошее о покойном, и только после этого поминки официально заканчиваются.

Казань

www.ng.ru

Значение поминок у мусульман или похоронный обряд

 

Ритуальные обеды после похорон у христиан так же, как и поминки у мусульман, организуются для того, чтобы вспомнить недавно ушедшего человека. Душа умершего родственника продолжает пребывать среди членов его семьи. Поминальные трапезы позволяет установить своеобразный контакт между двумя мирами.

Сходства и различия

Ритуальные трапезы в честь покойного у христиан давно утратили свою суть. В наши дни родственники собираются за столом не для того, чтобы вспомнить усопшего и помолиться за него. Помины стали поводом вкусно поесть и показать свою платежеспособность. Родственники покойного стараются арендовать самый дорогой ресторан. Людей, которые устраивают скромные трапезы у себя дома, упрекают в скупости и неуважении к умершему родственнику.

Поминки у мусульман

Мусульманские поминки отличаются большей скромностью. Приготовление еды не считается обязательным. Приходить в дом умершего только ради пищи недопустимо. Скорбящие родственники должны как можно больше времени уделять молитвам за усопшего, а не общению с гостями. Никаких специальных поминальных блюд, как у христиан, у мусульман не существует. Готовят обычно ту еду, которая принята в данной местности или стране. На многих мусульманских поминах можно увидеть вареный картофель, мясо и суп с лапшой. Часто на столе присутствуют сладости, которые принято раздавать знакомым. Сладости символизируют жизнь в раю, ожидающую мусульманина. Алкоголь на поминальном столе запрещен (харам).

Первый обед

Хоронить умершего в исламе полагается в день его смерти. Душа усопшего не найдет покоя и не сможет покинуть этот мир до тех пор, пока тело не будет предано земле. Кремация категорически запрещена, поскольку напоминает о пламени ада.

Первые помины проходят в день похорон. Этот ритуал особенно важен. Душа умершего все еще пребывает на земле. Усопший будет страдать, если родственники не проявят к нему должного почтения и не вспомнят о нем. За поминальным столом практически не разговаривают. Выражением скорби должно стать молчание. Произносить речи о покойном не принято. Присутствующие должны внимательно слушать муллу, который читает молитвы за умершего.

Тяжелая утрата не может быть поводом для эмоциональных истерик. Именно поэтому до недавнего времени женщинам было запрещено участвовать в трапезе. Сегодня помянуть усопшего могут представители обоих полов. При этом мужчины и женщины должны сидеть отдельно друг от друга, например, по разные стороны стола или за разными столами. Желательно, чтобы мужчины и женщины даже находились в разных комнатах. Дети на поминки не допускаются.

За столом раздают хаер (подаяние). В качестве хаера используются мыло, платки, чай или деньги (фиксированной суммы нет). После каждого подаяния мулла читает молитву. Одежда на присутствующих должна быть исключительно светлых тонов. Надевать черное недопустимо.

Не полагается задерживаться в доме умершего после обеда.

Блюда, к которым не прикасались, нужно разделить между собравшимися.

Седьмой и сороковой дни

Существуют у мусульман и другие важные поминальные дни. На седьмой и сороковой дни родным тоже следует организовать обеды. Отмечается и год после ухода человека.

 

На седьмой день приглашают муллу для чтения молитв. Эти помины принято проводить в кругу только самых близких родственников. Таким же образом отмечают и 40 дней. Знакомые умершего в поминальные дни могут читать молитвы за того, кто был им дорог. Желательно раздавать милостыню в память о человеке. Подаяние следует раздавать нуждающимся единоверцам, которых можно найти возле мечети. Начиная со вторых помин разрешается посещать захоронение.

Региональные новшества

Исламский закон един для всех, кто считает себя мусульманином. Однако из-за того, что отдельные группы последователей Мухаммеда находятся друг от друга на дальнем расстоянии, в них неизбежно возникает традиция, характерная только для данного общества. Нередко на поминальном столе можно увидеть лишний прибор. Рядом будет находиться пустой стул. Прибор и стул ставят для души умершего, которая, согласно поверьям, присутствует среди живых. Подобные традиции являются скорее пережитком язычества, чем частью исламской культуры.

Расхождения существуют и в днях, предназначенных для поминания усопшего. У некоторых групп мусульман есть дополнительные дни: 3, 36, 51 и т. д. Год отмечается практически всеми мусульманами. Смысл, который вкладывают в ритуальные обеды, тоже отличается в зависимости от национальности верующих. В некоторых мусульманских сообществах помины устраивают для того, чтобы умерший был прощен и не попал в ад. На таких церемониях много молятся, после чего раздают милостыню. Но существуют группы верующих, вкладывающие в обряд совсем иной смысл. Поминальный обед должен расположить душу усопшего к живым. Если задобрить мертвого родственника, он обязательно будет помогать. Такое понимание помин могло прийти из языческого прошлого.Татары относятся к этническим мусульманам. После похорон умершего они стараются соблюдать все, что предписывает ислам. Однако у и татар есть собственные обычаи. Как и мусульмане других национальностей, они вспоминают покойных в положенные для этого дни, среди которых наиболее важным считают год. Верующие уверены в том, что только через 12 месяцев после смерти человека его душа окончательно покидает этот мир.

В некоторых отдаленных татарских поселках существуют свои специфические обычаи. От ткани, из которой шили саван, полагается оставлять кусочек материи значительных размеров. Сохранить нужно и небольшое блюдечко с солью. Все эти ритуальные атрибуты прячут в укромном месте, чтобы доставать во время поминальных дней. Материю расстилают на полу в качестве скатерти, на которой расставляют угощения. В середину ставят блюдце. Хранить эти вещи в доме следует до годичных поминок, затем их передают мулле или человеку, который все это время его заменял. К этим вещам прилагается небольшое количество муки.Если умерший был старым человеком, скатерть разрывают на отдельные полоски и раздают присутствующим с пожеланием прожить столько же лет, сколько прожил усопший. Ткань привязывают к руке маленького ребенка, чтобы подарить ему долголетие.

Материю носят в виде повязки до тех пор, пока она не истлеет и не спадет сама.

У татар-юртовцев принято в течение первых трех дней кормить нищих. На третий день собирается узкий круг родственников (не более 10 человек). Обязательным ритуальным блюдом этого дня становится бульон (шурпа) с пельменями. На седьмой день на обед допускаются не только близкие родственники. На церемонию имеют право приходить и те, кто принимал участие в похоронах: обмывальщики и люди, задействованные в рытье могил. Приходящим на помины раздают различные вещи или деньги.

Только в этот день хозяйка дома может сменить одежду, которую носила 7 дней после смерти родственника.

Поминки у татар

Поминки у татар проходят каждую пятницу в течение года. Пятница — священный день для всех мусульман. Накануне жарят специальные ритуальные пышки с картофельной или мясной начинкой. Запах от этого угощения должен распространяться по всему дому. Поверье гласит, что это поможет душе умершего успокоиться. Родственник будет знать, что о нем помнят. Для чтения молитв по усопшему приглашают муллу, которого может заменить пожилая женщина. После того как приглашенный выполнит свою работу, его необходимо напоить чаем и накормить пышками. Заменить муллу допускается и хозяйке дома, если она хорошо знает Коран и может цитировать нужные суры наизусть.

Среди поминальных дней важным считается не только год. На 51 день усопший сильно мучается. Согласно древней легенде, умерший должен пройти неприятное испытание: кости его тела начинают отделяться друг от друга. Над могилой усопшего можно услышать тяжелые стоны. Для облегчения мук родственники должны читать по умершему специальные молитвы. Традиции этого дня:

  1. Прийти на поминальный обед могут только приглашенные. Застолье должно быть пышным.
  2. Женщинам и мужчинам накрывают отдельно. Лучше всего разместить их в разных комнатах.
  3. Татарский обычай требует, чтобы молитвы за мужчину читал мужчина, а за женщину — женщина.
  4. Этот день могут посвятить поминанию не только человека, который умер недавно, но и всех усопших родственников в семье. Покойных обычно упоминают после чтения Корана.
  5. Читать молитвы полагается не менее получаса.
  6. На поминках раздаются небольшие суммы в память об умершем.
  7. Посуда на столе должна быть новой.
  8. Использовать ножи и вилки запрещено.
  9. Среди приглашенных должны быть люди преклонного возраста, даже если они не были близкими для умершего.
  10. Обязательное блюдо — суп из баранины или говядины с лапшой.
  11. Остатки угощений следует раздать присутствующим.

Поминки, организуемые через год после смерти, имеют свои традиции. Относиться к ним следует не менее ответственно. В этот день приглашают всех родственников (независимо от степени родства), соседей и знакомых. Несмотря на присутствие огромного количества людей, поминки проводятся очень скромно. Они символизируют окончание траура в семье. В течение года в доме покойного любые увеселительные мероприятия, свадьбы и т. п. строго запрещены.Поминки в исламе — это благое деяние, обязательное для родных усопшего. Как и у христиан, у мусульман принято помнить о дорогом человеке не только в определенные дни. Молиться за умерших родных нужно при первой удобной возможности.

Похожие статьи

 

 

propohoroni.ru

Имамы утвердили «упрощенное меню» поминок

ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ТЕНГЕ НА ПОМИНАЛЬНОЕ УГОЩЕНИЕ

Жительница города Актобе Багдат Елубаева в конце марта проводила в последний путь своего 58-летнего отца. Семья внезапно скончавшегося от сердечного приступа мужчины оказалась в затруднительном финансовом положении. В Актюбинском регионе принято, чтобы родственники в день смерти покойного накрывали для пришедших дастархан, который здесь называют «ауыл конакасы» (буквально «поминальное угощение для сельчан»). На следующий день проводят «улкен конакасы» (для большого количества людей). Тело покойного предают земле на третьи сутки.

По словам Багдат, старшее поколение семьи посчитало, что ее отец «не успел увидеть никакой радости в жизни», поэтому решили достойно проводить его в последний путь. Она говорит, что помимо расходов на ритуальные подарки участникам погребения (ковров, дорогой одежды) и тем, кто участвовал в обряде омывания тела покойного и облачения в погребальную одежду, были расходы на возведение надгробного сооружения — мазара. Всего на похороны ушло около двух миллионов тенге.

От долгов нас спасло только то, что у моего отца было девять братьев и большое количество друзей.

— За аренду ресторана на два дня для проведения «ауыл конакасы» и «улкен конакасы» мы заплатили 280 тысяч тенге. 540 тысяч тенге ушло на продукты. На похороны для угощения забили лошадь, которую купили за 280 тысяч тенге. В нашем доме также накрывали стол. По общим подсчетам, только на продукты мы израсходовали более полутора миллионов тенге. От долгов нас спасло только то, что у моего отца было девять братьев и большое количество друзей, — говорит Багдат.

Меню поминального стола состояло из нескольких видов холодных закусок и различных салатов, мясной нарезки, пирогов, дорогих шоколадных конфет и других блюд. Дочь покойного Багдат отмечает, что поминальная трапеза от свадебной отличалось лишь отсутствием алкоголя.

«ЧТОБЫ НЕ ГОВОРИЛИ О СКУДОСТИ ДАСТАРХАНА»

Актюбинцы во время похорон, кроме местных ресторанов и кафе, арендуют и столовые при мечетях. Столовая при областной мечети «Нургасыр» в Актобе — одна из них. По словам заведующей столовой Мариям Беркимбаевой, с начала года она и работники столовой призывают находящиеся в трауре семьи «не быть расточительными».

— Некоторые прислушиваются к нам. Некоторые проявляют нерешительность, беспокоятся, чтобы не говорили о скудости дастархана. В целом мы замечаем, что большинство против расточительства, хотя вслух об этом и не говорят. Однако всё равно люди чувствуют неловкость, думают о том, что люди скажут, — говорит Мариям Беркимбаева.

Мечеть «Нургасыр» в Актобе. Мечеть «Нургасыр» в Актобе.

Мариям говорит, что в этом году из меню столовой при мечети полностью исключили разные виды салатов, фрукты, казы-карта, дорогую рыбу.

— На дастархан в столовой при областной мечети затраты на 100 человек составят 170 тысяч тенге. Из этих денег 105 тысяч будет потрачено на продукты, остальное — доля работников столовой. Тогда как местные рестораны, как нам известно, за обслуживание 100 человек на поминках берут как минимум 300–400 тысяч тенге. Это — излишества, — говорит член совета старейшин мечети «Нургасыр» Бекежан-кажи Аханулы.

Районные имамы на фоне призывов к борьбе с расточительством на поминках 13 апреля в Актобе утвердили «упрощенное меню» мусульманских поминок. На конференции «Традиции и религиозные ритуалы» с участием имамов также был представлен пример меню поминок.

Бекежан-кажи Аханулы, член совета старейшин мечети «Нургасыр». Актобе, 13 апреля 2017 года. Бекежан-кажи Аханулы, член совета старейшин мечети «Нургасыр». Актобе, 13 апреля 2017 года.

Экспозиция блюд из «упрощенного меню» поминального угощения, которое «должно быть максимально скромным», состояла преимущественно из казахских блюд: баурсаков, лепешек, масла, сливок, кураги, изюма, сладостей к чаю и мяса.

— Прежде чем утвердить это меню, обошли все районы области. Провели опрос среди местных жителей, в котором участвовало 1 230 человек. Из них свыше 85 процентов опрошенных выразили недовольство относительно расточительства на поминках, — говорит представитель Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) по Актюбинской области Толеби Оспанов.

По словам члена совета старейшин областной мечети «Нургасыр» в Актобе Бекежана-кажи Аханулы, у «упрощенного меню» поминок были и противники, заявившие, что экономить на поминках не нужно.

— Однако [при разработке образца меню] было учтено мнение большинства и требования шариата, — говорит он.

Участники конференции «Традиции и религиозные ритуалы» в Актобе. 13 апреля 2017 года. Участники конференции «Традиции и религиозные ритуалы» в Актобе. 13 апреля 2017 года.

Одобренное имамами меню теперь будет использоваться в столовой при областной мечети «Нургасыр». На конференции также было сказано о том, что это меню будут распространять по местным ресторанам и кафе. Вместе с тем районным имамам было поручено участить проведение проповедей о вреде расточительства.

На конференции также говорилось о соответствии религиозных ритуалов традициям, о строительстве надгробных сооружений, о культуре мусульманских похорон. Имамы решили, что в первую очередь «необходимо урегулировать вопросы с меню поминок, затем необходимо взяться за такие вопросы, как культура строительства надгробных сооружений, и другие проблемы». Имамы области обратились к жителям области с призывом положить конец расточительству.

Стол с поминальным угощением, накрытый в соответствии с «упрощенным меню», утвержденным имамами. Актобе, 13 апреля 2017 года. Стол с поминальным угощением, накрытый в соответствии с «упрощенным меню», утвержденным имамами. Актобе, 13 апреля 2017 года.

Похоронные ритуалы во всех регионах Казахстана в целом схожи. Высокие расходы на казахские поминки присущи для всех регионов страны.

rus.azattyq.org