404 Страница не существует!Перейдите по меню:. Национальное блюдо лезгинов


Страница не найдена

icon icon icon
  • Страница не существует!
  • iconМузыка
  • iconФильмы
  • iconТВ Шоу
  • iconКатегории видео
Или воспользуйтесь поиском.
  • Меню
  • icon
    Музыка
  • iconФильмы
  • iconТВ Шоу
  • iconКатегории видео
© 2011 - 2018Страница не найдена FB TW VK G+

android-mafia.net

Лезгинское чуду или лаваш с курицей рецепт с фото

чуду куриной лезгинское

лезгинское чуду или лаваш с курицей

Лаваш с курицей или чуду

Ингредиенты

  1. курица – ½ шт
  2. пшеничная сечка – 1 стакан
  3. сливочное масло – 50-70 г
  4. лаваш – 2 шт (больших)
  5. соль

Чуду – это блюдо кавказской кухни, это пирожки или разрезанный на чудушки пирог из тонкого теста с начинкой. Тесто в чуду выпекается на сухой сковородке.

Вариаций чуду много, как и вариаций обычный русских пирожков. Много, поскольку много разных начинок.

Мы будем готовить куриное чуду. Я бы назвала это блюдо — пирог из лаваша с курицей и кашей!

Половинку курицы варим в 1 литре воды.

Курицу (половинку) отвариваем до полной готовности, так чтобы мясо очень легко отделялось от костей. Чтобы бульон был более наваристым, курицу надо ложить в холодную воду. Но я так делаю, если курица домашняя. При варке обычной бройлерной, я вообще сливаю самую первую закипевшую воду.

В чуду курицу слышно очень хорошо, поэтому и разница во вкусе с домашней и магазинной курицей будет разный.

отвариваем курицу

отваривается курица и варится крутой бульон

Когда курица будет готова, мы ее вынимаем и опускаем в бульон стакан пшеничной сечки. Бульона за время варки курицы станет меньше, но нам так и надо. Если бульон не сильно соленый подсолите его.

Сечка пшеничная очень полезная каша, но варится намного дольше арнаутки или мелко дробленной пшеницы.

стакан пшеничной сечки

пшеничная сечка для каши

Варим до полной готовности, но так чтобы каша была не сильно густой, так как мы ее будем «разбавлять» мясом куриным.

готовая каша

варится пшеничная каша

Каша сварилась. А до этого мы успели разделать нашу курицу, т.е. отделить мясо от кости и разорвать на маленькие кусочки.

И смешиваем кашу (горячую) с кусочками курицы. Чуду подается горячим, поэтому и смешиваем с горячей кашей.

Раньше для чуду выпекали лепешки в печи без масла. Теперь все проще: покупаем в магазине готовые листы лаваша.

Лаваш кладем на стол и на одну половинку выкладываем кашу с курицей. Краешки оставляем не заполненными.

на лаваш выкладываем начинку

на лаваш выкладываем начинку

Накрываем второй половинкой лаваша и смазываем его растопленным сливочным маслом. Масло здесь не жалеют.

смазываем маслом

смазываем растопленным сливочным маслом

На уже нафаршированный лаваш кладем следующий.

И опять на половинку накладываем начинку.

Сверху опять смазываем горячим растопленным сливочным маслом.

выкладываем 2-й лаваш

выкладываем 2-й лаваш

Теперь надо разрезать на чудушки. Режем острым ножом.

разрезаем на чудушки

разрезаем лаваш с курицей на чудушки

Подают чуду горячими… вот такие лезгинские куриные пирожки.

чуду куриной лезгинское

лезгинское чуду или лаваш с курицей

Поделиться "Лезгинское чуду или лаваш с курицей"

Понравилось? Посмотри подборку интересных авторских рецептов!

vkusneedoma.ru

Селения и жилища лезгинцев. Одежда, пища

Лезгинские селения (хуър) в горах обычно расположены на склонах, поблизости от источников питье вой воды, причем дома тесно лепятся один к другому. Ровное место на окраине селения или посредине его является площадью для всякого рода общественных мероприятий. За исключением одной-двух проезжих улиц остальные представляют собой узкие проходы для пешеходов и вьючных животных. В тех случаях, когда такие узкие улицы соединяют верхнюю и нижнюю части селения, они превращаются в лестницы со' ступеньками. Пережиточно сохраняется разделение селений на несколько мяеъле — кварталов, имевших в прошлом родственный состав населения и свое самоуправление.

В горном селении легко отличить наиболее старый квартал, который всегда расположен в верхней части селения и состоит из старых каменных домов — настоящих крепостей с бойницами, малым числом наружных оков и замкнутым внутренним двориком. Зелени в старом квартале обычно нет.

Средняя часть горного селения находится почти всегда на менее юру- том склоне. Если высокораоположенные 'кварталы большей части лезгинских селений образовались в очень давние времена — история их уходит в глубь веков, то возникновение средней части селений следует, исходя из данных фольклора и археологических изысканий, отнести к 'Сравнительно близким от нас столетиям. Во второй половине XIX в. в этой средней части селений начали появляться мелкие торговые -и ремесленные заведения, дома местных кулаков, административные учреждения, канцелярии участков, округов и т. д. Мирные условия жизни, наступившие с 60-х годов XIX в., способствовали расширению средней части селения, менее приспособленной к обороне, чем верхняя. Дома в средней части строились без бойниц и были снабжены большим числом выходящих на улицу окон, но, как и в верхнем квартале, здесь почти не было растительности. Двухэтажные дома лепились один к другому и имели окруженные постройками внутренние дворики.

Еще перед революцией в лезгинских горных селениях стала возникать нижняя группа кварталов, но особенно широко застройка их началась в советское время. Эти новые кварталы расположены чаще всего на ровном месте и состоят из более или менее обширных дворов, отделенных от улицы и соседних дворов глиняным или каменным забором. Во дворе среди зелени находится одноэтажный дом, сложенный иногда не из камней, а из сырцового кирпича. Среди домов в этой части селения теперь возвышаются здания школы, больницы, клуба и другие строения, созданные за годы Советской власти. В одних лезгинских селениях нижняя часть очень небольшая, в других, особенно в районных центрах и в иных быстро растущих населенных пунктах, она по площади и по числу жителей превышает среднюю и верхнюю части. В горном сел. Ахты многие жители имеют жилье в верхней или средней части селения, иде живут зимой, и дом с садом в нижней части, куда переезжают на лето.

В селениях, образовавшихся сравнительно недавно, нет кварталов, которые были бы похожи на старинные. Таково, например, сел. Усух-Чай, центр Докузпаринокого района. Оно возникло лишь незадолго до революции и после нее превратилось в крупный населенный пункт. В Усух-Чае, расположенном на ровном месте, только некоторые дома на центральной улице напоминают постройки средней части других лезгинских селений. В целом же это селение состоит из обширных дворов с плодовыми деревьями и одноэтажными из сырцового кирпича домами, поставленными далеко друг от друга.

Лезгинские селения равнинной части Южного Дагестана имеют широкие улицы и большие дворы, огороженные плетнем, глиняным забором или живой изгородью. Дома сложены из сщрцового кирпича. В центральной части селения, застроенной обычно давно, дома нередко бывают двухэтажные. Большая же часть жилых домов имеет один этаж. В двухэтажном доме жилые комнаты расположены почти всегда только на втором этаже, так как первый этаж в прежнее время предназначался для скота. В связи с обобществлением большей части скота, для которого построены в колхозах удобные помещения, отпала необходимость сооружать двухэтажные дома. Поэтому теперь считается более целесообразным сооружать для лично принадлежащего скота особое помещение отдельно от дома, а дом строить в один этаж. Каждый дом, независимо от того, находится ли он в горном или равнинном селении, имеет гостиную, комнату для приготовления пищи и других хозяйственных дел и веранду. Многие дома состоят из нескольких жилых комнат.

Лезгийские дома часто бывают Г-образной и П-образной в плане формы, а иногда представляют собой замкнутый квадрат. Чтобы попасть с улицы в жилые помещения двухэтажного дома, нужно пройти через ворота в виде арки в очень маленький внутренний дворик, ограниченный стенами того дома, в который вы входите, а также глухими стенами соседних домов. В одном из углов дворика находится печь для выпечки лепешек (чуреков). Со двора каменная или деревянная лестница ведет на открытую галерею, идущую вдоль верх стен дома. Если все стороны двора ограничиваются стенами одного дома, то по галерее можно ходить вокруг всего двора. На галерею выходят двери, ведущие в комнаты.

Пол и стены гостиной всегда покрыты коврами и паласами. Мебель гостиной обычно состоит из стола, стульев, зеркал, железной кровати. Тут же можно видеть шкаф, полку или этажерку с книгами, радиорепродуктор, а на стене семейные фотографии. В нишах, сделанных в стенах, сложены стопами матрацы, подушки и одеяла. В другой комнате у стен находятся камин для приготовления пищи и покрытое ковриком глиняное возвышение, служащее лежанкой. На стенах этой комнаты висят большие медные тазы для стирки белья, деревянное корыто для теста, деревянный поставец для хранения ложек. Тут же на полках стоят медные кувшины для ношения и хранения питьевой воды, глиняные -горшки, фабричная посуда и т. д.

До середины XIX в. вместо окон делали отверстия в плоской крыше. Сейчас, хотя дома строятся по-прежнему с плоскими крышами, окна стали обязательной принадлежностью жилища; они пробиты и в старых домах. Способы освещения жилищ изменились коренным образом. На смену светильникам и керосиновым лампам пришло электрическое освещение.

Начиная с середины XIX в. в домах часто делают балконы, выходящие на улицу. В некоторых горных селениях, например в Ахтах, нередко встречаются закрытые переходы, соединяющие вторые этажи двух домов, стоящих на противоположных сторонах улицы. Обычно такими переходами связаны дома близких родственников, имевших постоянное общение друг с другом.

Одежда, пища

Лезгинский мужской костюм недавнего прошло го в целом аналогичен костюму других народов Дагестана. Он состоял из нижней бязевой рубахи (на подкладке до пояса), темных шаровар, бешмета, черкески, папахи, шубы и т. д. Черкеску (чухва) надевали чаще всего на праздники или отправляясь в дорогу. Черкеска подпоясывалась серебряным поясом общекавказского образца, изготовлявшимся местными мастерами из селений Ахты и Икра. Повседневной верхней одеждой служил валчагъ (род бешмета), носившийся не только мужчинами, но и женщинами и детьми. Валчаг шили на подкладке со стоячим воротником. На груди он застегивался железными крючками. Носили его как летом, так и зимой. Головным убором служила папаха (бармак), причем праздничная делалась из черного или серого каракуля, простая — из овчины. Большие папахи чаще, чем в других местах Дагестана, шили без матерчатого верха — целиком из меха. В пути и в ненастную погоду надевали башлыки из верблюжьей шерсти, приобретавшейся в Азербайджане. Шубы носили двух видов: кавал — широкий длинный тулуп с большим отложным воротником и суживающимися вниз длинными фиктивными рукавами и к!урт — более легкая шуба, надевавшаяся в дорогу и на (работу. Пастухи носили только курт. При дождливой погоде они надевали вместо бурок, выделкой которых здесь почти не занимались, войлочную накидку (лит). Наиболее распространенным видом рабочей обуви у лезгин является шаламар— обувь типа поршней из сыромятной кожи вола или буйвола, носившаяся почти круглый год. Зимой для тепла в шаламар клали мягкое сено. Существенной особенностью мужского костюма лезгин были плотно связанные из шерсти сапоги с острым загибающимся кверху носком, обычно украшенные ярким, выполненным разноцветными нитками, орнаментом. Широкое распространение получили и шерстяные носки, которые делали из разноцветных ниток (мужские носки отличаются от женских более крупным и не столь ярким узором). Носки с цветными узорами . распространены в Дагестане только на территории собственно лезгин и других народов лезгинской группы. Особенно славятся своими красочными узорами и изяществом ахтынские носки.

Сейчас большинство мужчин носит одежду городского типа. Из элементов национального костюма чаще всего встречаются папахи, шерстяные носки и тулупы с длинными фиктивными рукавами. Тате тулупы характерны для всех народов Дагестана.

В противоположность мужскому, женский национальный лезгинский костюм сохранился до наших дней. Лишь в районных центрах, в совхозах и в тех равнинных селениях, которые расположены вблизи железной и шоссейной дорог, большинство женщин носит платья городского покроя. Национальный костюм лезгинок состоит из нательной белой рубахи, красных, черных, желтых или синих шаровар, надеваемых под рубаху, длинного платья тех же цветов, бешмета, пестро орнаментированных вязанных из шерсти носков, которые часто носят без обуви, кожаных поршней, бараньих тулупов с фиктивными рукавами. Головным убором служит распространенная в Дагестане чухта (шуткъу), поверх которой надевают платок; часто носят только платок, без чухты. Вообще чухта (в различных селениях ее называют по-разному: в Ахты — саргъуч, в Кана — бирчек, в Курахе — къуч, и т. д.) сейчас выходит из употребления. С каждым годом все большее число лезгинок приобретает платья и обувь городского типа. Но стойко удерживается обычай не показываться на людях с непокрытой головой, хотя и он уже не соблюдается некоторыми девушками равнинных селений. Распространено ношение колец и серег; в дальних горных селениях встречаются платья, украшенные нашитыми серебряными монетами.

В пище лезгин, особенно у жителей горных районов, большое место занимают мясные и молочные продукты. Распространенные мясные блюда: гатай кабаб (рубленое мясо с гарниром из жареного картофеля и фасоли), кабаб (жареное мясо), шашлык, а также котлеты, соус (савуз), мясной суп с картофелем (бозбаш), заимствованные горцами у русских. Бытуют у лезгин и различные азербайджанские блюда. Молоко употребляют в свежем и кислом виде, из него делают сыр и масло, варят молочные каши. В повседневную пищу входят, конечно, и различные мучные блюда, овощи и фрукты. Самое популярное повседневное блюдо — хинкал. Известно несколько видов хинкала, отличающихся размерами клецок и начинкой и имеющих разные названия (дюшпере, пич1екар и т. д.). В качестве начинки употребляют мясо с луком, творог, яйца, а также некоторые съедобные дикорастущие травы. Праздничные блюда — разнообразные пловы, слоеные пироги — цик!ен (с начинкой из сыра, творога, сушеного масла, риса, кишмиша, орехов), ватрушки, халва и др. Хлеб пекут пресный в виде тонко раскатанных лепешек (лаваш) и на закваске. Последний, вероятно, стали печь под влиянием русских.

lib7.com


Смотрите также