5 шокирующих блюд народов России. Национальное блюдо коряков


Тайны корякской кухни - точка сборки

Предыдущая запись здесь

В путешествии по Камчатке мне повезло попробовать кое-что из национальной кухни коряков. Конечно, самое большое впечатление произвели кислые головки:

IMG_2377

Кислые головки - это сброженные с икрой рыбьи головы, очищенные от жабр и челюстей. Подготовленные головы складывают в закрытую емкость и держат несколько дней. Мнения русских, что кислые головки - отвратительное блюдо из протухшей рыбы, в корне неверно: человеческий организм не приспособлен переваривать тухлятину, и тухлое коряки не едят. Наоборот, кислые головки считаются скоропортящимся и полезным продуктом. Сброженные головы по запаху напоминают квашенную капусту, а на вкус не с чем сравнить. Пробуйте!IMG_2327

Сначала у головы высасываю глаза. Потом сгрызают шкурку, хрящи. Некоторые коряки съедают головы полностью.

IMG_1702

IMG_1682

Другое интересное корякское блюдо - кровавый суп, или "УИЛ-УИЛ". Свежую кровь оленя помещают в посуду, туда мясо желудка (сырое), легкие (сырое) и вареное мясо. Закрывают, чтобы также скисло. Затем добавляют нерпичьего жира - и к столу! Коряки шутливо называют кровавый суп винегретом, традиционно готовя уил-уил на Новый год. Попробовать не довелось.

IMG_2331

А это "КИЛЫКИЛ" - отварная печень, смешанная с шикшей. Вместо печени может использоваться рыба, мясо.

IMG_1823

Есть даже картошка! Правда, морская. Этот странный овощ (?), выбрасываемый на берег штормами, называется "КОГОШКИ" и употребляется только в сыром виде. С голодухи я сожрал около килограмма этого то ли растения, то ли животного.

IMG_1579

Ну и "ЮКОЛА", конечно: в пищу употребляется даже шкурка от рыбы, бросаемая на угли. "ТУТГАУ" - недосушенная, рыба, которую режут на кусочки и отваривают. Получается вкус копченостей, но с отличием.

IMG_1607

Традиционно гостя угощают отваренной рыбой (брюшки), юколой, пресервами и нерпичьим жиром (куда юколу мокают):

IMG_1820

Другой вариант: соленые брюшки, варёные головы

IMG_1614

А вот красная икра, увы, не такой уж деликатес. Часто используется как корм для собак!

"Гымнан гыччи ылну лынык!" - приятного аппетита по-корякски

Продолжение

ardm.livejournal.com

Корякская пища - Арктический многоязычный портал — Wiki

Жаренная на вертеле рыба – юпытг’ул

Основной пищей коряков-оленеводов являлось оленье мясо, обычно вареное. Костяной мозг оленя, почки, хрящи, ножные сухожилия съедались сырыми. Из крови и содержимого оленьего желудка варили похлебку. Зимой употребляли толченое мерзлое мясо. Замороженным мясом питались в дороге. Копыта оленей квасили в крови, молодые отростки рогов ели вареными. Рыбы употребляли немного, летом вареную, зимой юколу. Юколу заготовляли летом или выменивали у приморских жителей.

Основной пищей приморских оседлых коряков была рыба: летом вареная, зимой – юкола и квашеная («кислая») рыба. Верхняя часть рыбьей головы – мозг, хрящи, глаза – употреблялась в сыром виде и считалась лакомством. Мясо морских животных (тюленей, белух) варили или замораживали. Ценился жир морских животных, его ели в сыром или топленом виде, смешивая с мясом или юколой.

Впрок заготавливали сушеное мясо. Для варки супов и бульонов использовали толченые кости, вымя, кровь оленя. Сушили филе рыбы, спинки рыб, брюшки. На рыбалке квасили кислые головки и икру. Приморские коряки готовили толкушу из протёртого тюленьего мяса, юколы или сушенной икры, кочевые – из оленины. В блюдо добавлялись жир, ягоды, съедобные растения. Вместо чая заваривали свежие листья кипрея. На зиму заготавливали ягоды и орехи.

В большом количестве коряки употребляли в пищу различные съедобные растения в качестве приправ к мясным блюдам и как отдельные кушанья. Из привозных продуктов употребляли чай, сахар. Потребление муки было незначительным. Сильно распространен был листовой табак. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства употребляли мухомор. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар.

Словарик

Мясо

  • Оленина – кинуӈи
  • Мясо лахтака – мэмылытг’ол
  • Мясо горного барана – кытэпатг’ол
  • Мясо медведя – кайӈытг’ул
  • Мясо лося – в’эпӄатг’ол
  • Зайчатина – милютэтг’ул

Рыба, морские животные и птица

  • Рыба – ынныын
  • Юкола – тэв’г’эл
  • Рыбная уха – ачг’ан
  • Жаренная на вертеле рыба – юпытг’ул
  • Строганина – ӄитуӄит
  • Рыбья голова – лэв’ыт
  • Горб (у горбуши) – ӄаяӄай
  • Филе рыбы – гиӈыл
  • Спинка рыбы – чичыӄ
  • Брюшко рыбы – в’ачым
  • Квашенная рыбья голова – в’иллэв’ту
  • Икра рыбы – лэлӈын
  • Жир морских животных – валивал
  • Мясо моржа – йыйка
  • Нерпятина – калилг’ытг’ул
  • Яйца птиц – лив’ливу

Части тела животных

  • Почки – кычимат
  • Костный мозг – ӄымыл
  • Хрящи – кэв’кэву
  • Глаза – лылат
  • Кровь – кив’ыл
  • Желудок – нанӄыин
  • Толченые кости – г’ытг’ыму
  • Копыта – яйпу

Блюда

  • Котлета из оленины – чычгытал
  • Замороженное мясо (строганина) – ӄитыӄит
  • Сушёное мясо – пыг’атг’ол
  • Толкуша – тылӄытыл
  • Похлебка – ыпаӈа
  • Кровяной суп (традиционное блюдо) – кэв’лыпаӈа

Растения и грибы

  • Корни сараны – йымӈыйын
  • Борщевик – аӈаӈ
  • Дикий картофель – кымчек
  • Лук – маёӄыл
  • Дикий лук – таёлгымаёӄыл
  • Листья кипрея – йив’йичг’ын
  • Ягоды – ывынг’у
  • Орехи – в’унэв’
  • Шиповник – ойпыткочг’ын
  • Клюква – ӄоелӈывынг’ын
  • Мухомор – в’апаӄ

Продукты

  • Табак – пылёткан
  • Мука – юпиӈ (превъянтын)
  • Чай – чайчай
  • Сахар – чаӄар, чольчоль

Литература

  1. История и культура коряков. Под общей редакцией академика А.Н. Крушанова. Санкт-Петербург. «Наука». 1993. с.38-43.
  2. В.И. Йохельсон. Коряки. Материальная культура и социальная организация. Санкт-Петербург. «Наука». 1997. с.108-116.
  3. Е.П. Пронина. Картинный словарь корякского языка. Санкт-Петербург. 2003 г. с.34-38, 98-99.
  4. Дикорастущие растения Корякского автономного округа, их применение в повседневной жизни коряков. Материал собран Г.К.Авев. Петропавловск-Камчатский . 2004 г.
  5. В.В. Антропова. Культура и быт коряков. Ленинград. 1971. с.64-66.

arctic-megapedia.ru

Корякская кухня | Cooks - Повара Казахстана

Население Корякского автономного округа широко употребляет в пищу рыбу во всех видах – отварную, жареную, соленую, копченую, строганину (сырую, мороженую).Из мяса едят, в основном, оленину, из которой готовят как натуральные, так и рубленые изделия.Наряду с олениной едят также мясо говядины, свинины, морского зверя, дичи. До последнего времени население округа мясо и рыбу ели без всякого гарнира.

уха

В настоящее время выращиваются капуста, картофель, завозятся свежие морковь, свекла. Широко стали применяться также гарниры из круп, макаронных изделий, квашеной капусты. Коряки одинаково любят и белый, и черный хлеб.  Употребляют его ко всем блюдам. Из напитков предпочтение отдается фруктовым водам и морсу из брусники. Особым уважением у местного населения пользуется чаепитие. Чай с сахаром пьют постоянно по нескольку раз в день с рыбой соленой, копченой.

дичь

Рецепты блюд корякской кухни

Салат мясной из оленины

Отварную оленину, отварной картофель, соленые огурцы, очищенные от кожи и семян, сваренное вкрутую яйцо нарезают мелкими ломтиками, перемешивают и заправляют сметаной.

Оленина 30, картофель 70, огурцы соленые 40, яйцо 1/4 шт., салат зеленый, соль.Рулет по корякски

Мясо оленины (заднетазовая часть) режут пластинами толщиной 1,5–2 см, отбивают, шпигуют чесноком, солят, посыпают перцем, добавляют лавровый лист, сверху по всей площади мяса кладут слой несоленого отбитого сала, солят, перчат, заворачивают в форме рулета, завязывают ниткой, кладут в кастрюлю с подсоленной водой и варят на медленном огне 25–30 минут.Вынимают, кладут на противень, ставят в духовку и запекают до готовности.Во время запекания поливают бульоном, в котором варился рулет.Подают в холодном и в горячем виде.

Оленина 180, сало 80, чеснок 5 , перец черный молотый, соль.Студень из мяса оленины

Промытое мясо (с костями) заливают холодной водой (на 1 кг мяса – 1,5–2 л воды) и варят на слабом огне 4–5 часов. За час до окончания варки кладут овощи. Сваренное мясо вынимают из бульона, освобождают от костей и мелко рубят, затем снова соединяют с процеженным бульоном, солят и кипятят 45 минут. За 10 минут до окончания варки добавляют предварительно замоченный желатин, чеснок, специи.Замачивают желатин в холодной воде в течение 30–40 минут.

Оленина 600, желатин 15, морковь 40, лук репчатый 40, чеснок 5, лист лавровый, перец черный молотый, соль.Печень по пилански

Печень обмывают, очищают от пленок и желчных протоков и нарезают ломтиками.Сало шпик (несоленое) режут ломтиками, кладут в глубокую сковороду и жарят на слабом огне до полуготовности (сало должно подтопиться). Добавляют подготовленную печень и тушат до готовности, не давая поджариться. За 5–10 минут до готовности солят, перчат. Когда печень готова, в образовавшийся бульон (если его мало, то надо добавить, чтобы вся печень была покрыта бульоном) добавляют предварительно замоченный желатин, хорошо размешивают и, когда все остынет до 60–70°, вводят чеснок.Когда масса остынет до 30°, разливают в формы в виде колбасок и ставят в холодильник на застывание.Режут на тонкие ломтики и подают как холодную закуску.

Печень оленья 100, сало шпик 50, чеснок 5, желатин 5, перец черный молотый, соль.Рулет мясной из оленины, запеченный с макаронами

На смоченную водой салфетку раскладывают котлетную массу из оленины толстым слоем толщиной 1,5–2 см. На нее кладут фарш с макаронами, затем края салфетки соединяют так, чтобы один край котлетной массы слегка находил на другой, и рулет скатывают с салфетки на смазанный жиром противень. Поверхность рулета смазывают яйцом, посыпают сухарями, сбрызгивают жиром и запекают.

Оленина 120, хлеб пшеничный 25, вода 40, макароны отварные 125, яйцо 1/4 шт., сухари 5, сало свиное 5, соль.

Котлета мильковская

Рыбу лососевых пород разделывают на филе (без кожи и костей), добавляют свиное несоленое сало, репчатый лук и дважды пропускают через мясорубку с мелкой решеткой. Затем добавляют молоко, соль, черный молотый перец и массу тщательно взбивают. Формуют котлеты, панируют их в сухарях, жарят и подают со сливочным маслом.Лосось 130, сало 15, лук репчатый 20, молоко 10, сухари 10, масло растительное 10, масло сливочное 5, перец черный молотый, соль.

Вас могут заинтересовать также наши следующие материалы:

Национальная кухня Ливана

Сербская кухня

Особенности татарской кухни

9 блюд национальной грузинской кухни

Чувашская кухня

Бразильская кухня

Кухня Латинской Америки

Азербайджанская кухня

Кухня Непала

Бешбармак – кухня казахского народа

Украинская кухня

Особенности белорусской кухни

Осетинская кухня

Специально для cooks.kz

cooks.kz

Национальные блюда коренных народов Камчатки - Камчатская кухня, кулинарные рецепты Камчатки

От mkisya

Изготовление тузлука для засолки красной икры Одно из главнейших правил приготовления икорного тузлука — его необходимо кипятить не менее 15 минут. Даже если у Вас имеется прошлогодний тузлук, то его в обязательном порядке надо переварить. Соль на тузлук покупается самая лучшая, мелкая, белая. Главное, она должна быть без посторонних запахов. Икра берет в себя запахи очень здорово. Бывает, что мешки с солью валяются где попало и впитывают запахи. Приготовьте емкость для хранения тузлука. Так как Вы (хотя, чем черт не шутит) не будете делать икру в производственных объемах, то хранить её можно в обыкновенном эмалированном ведре с крышкой. Если много, то в п/м куботейнерах, а если очень много, то в п/м емкостях до 10 тонн. Берете кастрюлю литров на десять-двадцать и наливаете туда воду. Качество воды у всех разное, поэтому, наливаете самую, что ни найдете лучшую. Доводите до кипения и начинаете накладывать соль. Помешиваете шумовкой. осторожно! Тузлук очень страшная вещь, не дай бог им обвариться. О количестве соли Вам никогда правильно "не скажет" ни картофель, ни граммы на литр. Только ориометр. Стандартная норма плотности тузлука — 1,2. На 10 литров тузлука расходуется примерно 3,4 кг соли (соль тоже бывает разная). Расход тузлука — 1:3. На 100 кг икры — 126 кг соли, 600 гр масла, 100 гр уротропина, 100 гр сорбиновой (не аскорбиновой) кислоты, 15 гр глицерина. Очень осторожно помешиваете кипящий тузлук и подкладываете и подкладываете соль. Когда уже положили более 4 кг на 10 литров, кипятите не менее 15 минут и выключаете огонь. Далее увидите, что на поверхности тузлука начнет образовываться корочка соли в виде красивого "льда". Вот тогда понятно, что сварили тузлук правильно! Переливаете тузлук в емкость для хранения (должна быть сухой, не должно быть контакта с пресной водой). Тузлук готов к употреблению. Обработка сырца для дальнейшей засолки красной икры Грохотка. Ее можно заменить простой мелкой делью, а если ее нет, то мешком из мелкой дели (в которых транспортируют овощи). Дель нужно просто натянуть на таз. Емкость для непосредственного грохотания и дальнейшей промывки икры. Обыкновенный эмалированный таз. Емкость для засолки икры. Эмалированный таз. Корзинки (стечки). Корзинок тоже нет. Используем марлю. Дуршлаг обыкновенный. Ястыки икры нужно вынуть из рыбины не позднее 45 минут после вылова рыбы, иначе сырец будет считаться "задержанным". Соответственно, ослабеет пленка, к которой непосредственно крепится икра и качество конечного продукта упадет. Далее ястыки промываете от крови. Воды не жалейте. Далее ястыки накладываем на грохотку и "трем". Икра выпадает в таз. Выбираем кусочки пленки, проскочившие через грохотку. И промываем теперь уже прогрохотанную икру. Воды опять не жалеем. Водой, как раз, хорошо промывается "лопанец" — лопнувшая от нашего трения икра, остатки крови и остатки пленки. Далее икру солим. Засолка красной икры для хранения Солим икру на хранение не менее 15 минут. Два раза по 7,5 минут. Почему тузлук 1:3? Если берешь два литра икры, то тузлука нужно потратить пять-шесть литров. Иначе "жадность фраера сгубит". Не экономьте на тузлуке! После промывки "пробитой" икры выливаете ее в дуршлаг. Вываливаете ее в тазик. Сначала в таз наливаете половину высчитанного тузлука и аккуратненько помешиваете это месиво деревянной ложкой. Лучше без остановки. Первый тузлук отобьет кровь. После 7,5 минут выливаете икру вместе с отработанным тузлуком в дуршлаг. Вновь выкладываете икру в тазик и выливаете вторую половину свежего тузлука. Опять помешиваете. Еще 7,5 минут и на стечку. Можно, в противомоскитные сетки, но пойдет и марля, хотя она залипает. 24 часа и икра готова. Не сокращайте время стечки — эта икра на хранение! Прополощите свежим тузлуком инструмент и тару, в которой будет храниться икра и накладывайте. Если не прополоскать, икра может почернеть. Для себя антисептики в икру не добавляете, а на продажу — добавляете, такая икра не испортится. Храните икру в холодильнике. Никогда не храните икру в морозильниках, она "потечет". После раскладывания икры в банки и ведра, можно положить сверху пергамент, можно бязь смоченную тузлуком. От плесени это не спасает, но ее потом можно просто снять сверху. И ничего страшного в этом нет, значит продукт нормальный. Засолка икры — "пятиминутка" "Пятиминуткой" икра называется именно за время посола. Но время стечки не изменяется! Те же 24 часа. Почему? Да потому, что икра должна созреть. Все делается так же, только засол идет по 2,5 минуты. В пятиминутку никакие антисептики не добавляются, срок хранения — до десяти дней.

www.ilovekamchatka.ru

Корякская посуда - Арктический многоязычный портал — Wiki

Майӈыв’ал – большой нож

До знакомства с русскими коряки готовили пищу в глиняных котлах, разогревая в них воду раскаленными камнями.

Посуда

В’ойны – ложка

Посуда была в основном деревянная: ӄамаӈа – длинное деревянное блюдо, на которое выкладывали вареное мясо. С появлением разнообразной посуды и продуктов питания слово ӄамаӈа стало обозначать «любое блюдо, миска, тарелка», а также «таз».

Затем мясо варили в железных и медных котлах, привозимых купцами. Раньше корякские кузнецы селений Куэл и Парень (Пенжинского района) делали котлы из привозного листового железа.

Бадьи для воды делались из крепкой нерпичьей кожи или из осины, тополя.

Раньше ложки и ковши делались из рогов оленей и горных баранов, иногда из дерева, сейчас железные и т.д.

Ножи

Еетв’ал – поясной нож в деревянных ножнах. Пользуются при еде, при вырезании мелких деревянных предметов и резьбе по кости.

Длиннее ёв’ал бедренный нож. Длина с ручкой 45 см. Им сдирают шкуры с животных, срезают траву и толстой стороной разбивают ножные кости, чтобы достать мозг.

Утварь

Эмчеёчгын – мешок

В обиходе у женщин были каменные сланцевые ножи пэкул. Позднее их заменили металлическими. Пэкул – женский нож, для кройки.

Весьма богат был ассортимент швальных игл: каждая из которых имела своё назначение: титиӈэ игла, омтэ – большая игла для шитья прочных материалов, таӄати – трёхгранная игла для шитья одежды из оленьих кож, кытвилти – обычная круглая игла, ӄэти – маленькая игла для вышивания из бисера. Они хранились в специальной игольнице – трубке тэтэёчгын (таёлгын) наколотыми на кусочек замши. К игольнику привязывался напёрсток вэлывэл.

В домашнем хозяйстве оседлых коряков применялись разнообразные по размерам и форме мешки – эмчеёчгын (фото 1,4) из морской травы и корзины из прутьев. Они служили для переноски мяса, рыбы, орехов, ягод, трав. Морские женщины изготовляли разнообразные сумочки чеючгу для хранения шитья и рукоделий.

Жидкие продукты коряки-олюторцы хранили в мочевых пузырях тюленей, моржей, в кишках китов.

Словарик

Кукэӈэ – кастрюля
  • Иччулӄын – поднос для мяса (иччун ветки, -лӄ-ын со значением «на поверхности», дословный перевод «на ветках»)
  • Оттыӄамаӈа – деревянная миска (уттыут дерево)
  • Онмыӄамаӈа – глубокая тарелка (нонмыӄэн глубокая)
  • Вычгыӄамаӈа – мелкая тарелка (нывычгыӄин плоская)
  • Пийкыль – чайник
  • Ивыльпийкыль – кофейник (нивлыӄин длинный)
  • Койӈын – чашка, кружка
  • Ӄамакойӈын – блюдце (ӄамаӈа миска, койӈын чашка)
  • Мэмлыкойӈын – ковш
  • Кукэӈэ – кастрюля (фото 5)
  • Ив’лыкукэӈэ – ведро (нивлыӄин длинный, кукэӈэ кастрюля).
  • В’ойны – ложка (фото 2)
  • В’ала – нож
  • Майӈыв’ал – большой нож (Фото 3)
  • Таменьӈыв’ала – рабочий нож
  • Каӈэв’ала – кривой нож
  • Г’ылӈэв’ыт – доска-камень для дробления костей
  • Йыпэӈэ – каменный пест
  • Кукэӈпэнэӈ – крючок для вылавливания мяса

Литература

  1. История и культура коряков. Под общей редакцией академика А.Н. Крушанова. Санкт-Петербург «Наука». 1993. с.35-38.
  2. В.И. Иохельсон. Коряки. Материальная культура и социальная организация. Санкт-Петербург «Наука» 1997. с.104-108
  3. Е.П. Пронина. Картинный словарь корякского языка. Санкт-Петербург «Просвещение». 2003 г.
  4. В.В. Антропова. Культура и быт коряков. Ленинград. 1971. с.60-64.

arctic-megapedia.ru

5 шокирующих блюд народов России

Россиян порой шокируют экзотические кулинарные традиции других стран. Нам кажется дикостью поедание жареных кузнечиков или обезьяньих мозгов, между тем не меньшая экзотика присутствует и в кухне некоторых народов нашей страны.

Хошхоног

Это популярное национальное кушанье бурятов. По виду хошхоног напоминает сардельки, но готовят его обычно только по большим праздникам. Берут баранью или конскую прямую кишку, тщательно ее моют, выворачивают, вымачивают в воде, затем, разрезав на длинные полоски, варят в соленой воде и подают к столу. Соль рекомендуется добавлять по вкусу.

Не каждый готов попробовать такое яство, но многие говорят, что получается очень вкусно.

Чай с салом

Калмыки вас угостят именно таким напитком. Чай у них бывает только с молоком, туда добавляют ещё сливочное масло и соль. А есть вариант под названием хурсн-ця. В его состав входят не только молоко и масло, но и обжаренная на сале мука, лавровый лист и мускатный орех.

Вкус такого напитка жителю центральных регионов России покажется крайне непривычным, слишком острым и пряным, да и вообще мало похожим на чай.

Копальхен

У чукчей, ненцев, эвенков это блюдо считается деликатесом.Для его изготовления берут тушу моржа, тюленя или оленя. Если это олень, то его тушу погружают в болото, засыпая торфом, ветками и камнями; если морж или тюлень (более распространенный вариант), то кладут тушу в шкуру, затем выпускают воздух и помещают на линии прибоя, положив сверху пресс из гравия. Через несколько месяцев тушу вытаскивают.

Существует ещё один способ приготовления копальхена. Мясо моржа свежуют, режут на куски весом 70-80 килограммов, пересыпают смесью трав и лишайников, сворачивают в рулон и также на несколько месяцев складывают в ямы, стенки которых обложены камнями. Поскольку ямы выкопаны в вечной мерзлоте, мясо не гниет, но в нём образуются микроорганизмы, придающие ему специфический вкус и запах.

Когда подходит срок и считается, что мясо готово к употреблению, его режут тонкими ломтиками и сворачивают в трубочки. Их макают в соль и заедают сырым лёгким только что забитого оленя.

Увы, если человек с детства не приучен есть копальхен, то он рискует очень сильно отравиться, поскольку такое мясо в большом количестве содержит трупные яды. И поэтому такая пища подходит только коренным жителям.

Каныга с ягодой

Это блюдо распространено у многих коренных северных народов – например, чукчей и коряков. Каныга представляет собой полупереваренное содержимое желудка северного оленя. А пищей местным оленям служат в основном различные лишайники, листва кустарников, травы и грибы.

Массу, извлеченную из оленьего желудка, смешивают с ягодами, например, брусникой или голубикой и едят ложками. Считается, что каныга способствует лучшему усвоению жирной и мясной пищи, а кроме того, она богата полезными элементами и витаминами, которые на севере очень трудно найти.

Личинки подкожного овода

Северных оленей часто донимают оводы. Самки оводов откладывают яйца, которые плотно приклеиваются к волосам оленя. Через несколько дней из яиц вылупляются личинки, которые проникают под кожу. Примерно через полгода зрелые личинки через проделанные ими свищевые отверстия падают на землю, где им предстоит окуклиться.

Созревшая личинка может достигать длины 30 миллиметров и толщины 13—15 миллиметров. Некоторые северяне, например, чукчи, едят их в сыром виде. Благодаря высокому содержанию белка и жира пища считается полезным деликатесом.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Арктический многоязычный портал — Wiki

Коряки (единого самоназвания нет; групповые самоназвания: чавчыв, чавчу, нымылгын) — народ, коренные жители полуострова Камчатка. Населяют Корякский автономный округ Камчатского области, Чукотский автономный округ, а также северные районы Магаданской области.

По месту жительства и культурно-хозяйственному типу коряки, как и чукчи, делятся на две группы – тундровые (оленные, кочевые оленеводы) и приморские (оседлые, береговые, «сидячие» коряки, морские зверобои, рыболовы, охотники).

Численность в России 8,9 тыс. человек. Говорят на корякском языке, относящимся к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшими соседями коряков являются чукчи. Общая численность коряков до прихода русских составляла около 10 тыс. человек.

Этноним

Единого самоназвания коряки не имели. Групповое самоназвание: чывчавыв (ед. ч. чавчыв, чавчу) – оленевод, «богатый оленями», для обозначения оленных коряков; нымылъу (ед.ч. нымылъын), нымылгын, «местный житель», поселянин – самоназвание приморских коряков. Название «коряки» (XVII в.) происходит от корякского корня кор — «олень». Основой для названия послужила форма местного падежа от этого корня – корак, т.е. «у оленей находящиеся». По другой версии этноним «коряк» был заимствован русскими от юкагиров или эвенов, которые называли коряков кӓрӓкӓ (юкагирское название) или хэëкэл («тот, кто показывается из-за бугра» - эвенское название).

Численность

Численность коряков в 1989 г. составляла в СССР 9242 чел., в т.ч. в РФ - 8942. В Корякском автономном округе коряков 6572 (71% от общего числа). В Магаданской области – около 11% (1013 чел.). Заметной миграцией становится коряков за пределы традиционной территории обитания. Так, если общая численность коряков выросла в 1970-1989 гг. на 25%, то в Корякском автономном округе лишь на 11%. В 2002 г. численность коряков в России составила 8743 человек.

Язык

Первые сведения о языке коряков были собраны С.П. Крашенинниковым в середине XVIII в. До начала XX в. Корякский язык почти не изучался. Его изучение было возобновлено и поставлено на научную основу В.Г. Богоразом. В трудах ученых получило обоснование родство корякского языка с другими языками чукотско-камчатской группы. Корякский язык представлен рядом диалектов, самый распространенный их которых чавчувенский диалект. На нем базируется корякская письменность на русской графической основе. Диалекты корякского языка изучены мало.

История

См. также: Этногенез коряков, Исследования по этнографии коряков

Проблема происхождения коряков разработана пока недостаточно. Археологические находки остатков жилищ, керамики, каменных и костяных орудий на территории северо-западной части Камчатки и побережья Охотского моря следует отнести к предкам современных приморских коряков. Древнейшие предки приморских коряков – племена древнекорякской культуры Охотского побережья, сложившейся в период неолита на основе охотничье-рыболовческого хозяйства. На рубеже I в. до н. э. – I в н. э. древнекорякская культура развилась в культуру морских зверобоев. В древнейшем происходил процесс формирования корякской этнической общности. В результате перехода к морскому зверобойному промыслу и оседлости произошло постепенное обособление отдельных групп древних коряков и дробление древнекорякского языка на ряд диалектов. Вопрос о времени приобщения коряков к оленеводству и путях его распространения остается открытым. Предполагается, что оленеводство развилось у приморских коряков в результате их контактов с тунгусскими племенами в районе Пенжинской губы и на восточном побережье Камчатского полуострова, примыкающего к Чукотке. Существует и другая точка зрения на этногенез коряков, согласно которой предки коряков в период неолита населяли районы центральной Чукотки, откуда во II тыс. до н.э. продвинулась к побережью Охотского моря, где восприняли приморский образ жизни.

Памятники устного народного творчества крайнего северо-востока свидетельствуют о тесном взаимоотношениях коряков с чукчами, эвенами, юкагирами, ительменами. Эти отношение выражались, с одной стороны, в межплеменном обмене, с другой – в военных столкновениях между приморскими и оленными коряками.

Первые сведения о коряках были получены в сер. XVII в. от казаков Семена Дежнева и Михаила Стадухина. Движение русских на Камчатку началось с походом Морозко (1690) и В. Атласова (1697 – 1998 гг.). Со второй пол. XVIII в. устанавливаются тесные торговые отношения между коряками и русскими.

Жилище

Зимние кочевые палатки оленных коряков

Основная статья: Корякское жилище

Жилищем коряков-оленеводов являлась яранга (яяӈа – на чавчувенском диалекте; рараӈа – на алюторском диалекте). Она представляла собой цилиндрический в основании, конический в верхней части шатер с остовом из шестов и покрытием из оленьих шкур шерстью наружу. На стойбище обычно стояло от двух до пяти яранг. Жилищем почти всех береговых коряков служила полуземлянка (лымгыян), основу которой составляла обширная яма глубиной 1-1,5 м, выложенная внутри вертикальными бревнами в виде частокола в форме неправильного восьмиугольника. Свод кровли имел вид усеченного конуса с наружным щитом-растубом в форме воронки. Вверху крыши оставлялось отверстие, служившее выходом для дыма, световым окном и выходом из землянки в зимнее время. В качестве лестницы использовали толстое бревно с выемками-ступеньками. В полуземлянке могли проживать несколько семей. Летом рыбаки жили в каркасных сооружениях на помостах.

С конца XIX в. некоторые коряки стали жить в бревенчатых избах русского типа. В настоящее время коряки живут в поселках с типовыми домами, оленеводы - в ярангах и шалашах.

Пища

Основная статья: Корякская пища

Основной пищей коряков-оленеводов являлось оленье мясо, обычно вареное. Береговые жители ели рыбу и мясо морских животных. В большом количестве коряки употребляли в пищу различные съедобные растения в качестве приправ к мясным блюдам и как отдельные кушанья. С конца XIX в. все большее распространение стали получать покупные продукты: мука, крупы, чай, сахар. Сильно распространен был листовой табак. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства употребляли мухомор.

Хозяйство

См. также: Корякская посуда

В прошлом коряки подразделялись на девять территориальных групп, самые многочисленные из которых были чавчувены – оленеводы, составлявшие половину всей народности, и алюторцы, населявшие обширную территорию Камчатского перешейка (побережья Берингова моря и побережье Охотского моря) были типичными оленеводами; пушная охота была подсобным занятием, рыболовство также не играло заметной роли. В хозяйстве алюторцев имело место редкое сочетание рыболовства и морского промысла с оленеводством. Для остальных семи групп коряков также был характерен комплексный тип хозяйства.

Оленеводство представляло двумя типами: крупностадное и мелкостадное. Крупностадное оленеводство существовало у коряков-чавчувенов. Поголовье их стад насчитывало до 10 тыс. оленей. Оленеводство было кочевым. Выпас оленей осуществлялся силами пастухов без помощи собак. Зимой стадо паслось вблизи стойбища. В течение зимнего времени все стойбище совершало несколько перекочевок на новые пастбища. Летом пастухи угоняли стадо в горы, где был обильный корм для оленей. Стойбища располагались в это время года по берегам речек. Осенью пастухи подгоняли стадо к стойбищу. По первому снегу стадо и стойбище откочевывало на места зимних пастбищ. Олень давал главный продукт питания – мясо и основной материал для одежды и устройства жилищ – шкуры и жилы, из которых изготавливались нитки. Олень также служил у чавчувенов единственным средством передвижения.

Мелкостадное оленеводство существовало у коряков-алюторцев. Их стада насчитывали в редких случаях 1000 оленей. Характерной чертой оленеводства алюторцев являлось использование собак как ездовых животных. В каждом хозяйстве было несколько собачьих упряжек. На оленях алюторцы совершали лишь недалекие поездки. Для алюторцев характерно было сочетание оленеводство с морским промыслом и рыболовством. Весной все алюторцы выезжали на морской промысел для охоты на плавучих льдах. Летом, во время хода рыбы, алюторцы прикочевывали на устье рек, где совместно с чавчувенами заготовляли рыбу на зиму. Оленьи стада на это время оставались под присмотром молодежи. Второй тип корякского оленеводства возник значительно позже первого.

Северные оседлые коряки занимались промыслом морского зверя, который делился на два сезона: весенний и осенний. Весенний сезон начинался в середине марта и заканчивался во второй половине июня. Осенний сезон начинался в середине сентября и заканчивался во второй половине ноября. На морскую охоту выезжали на байдарках и баркасах. В древности у коряков был развит промысел кита. По преданиям охота на него производилась с помощью большой сети, сплетенной из толстых ремней. Сеть прикреплялась к прибрежным скалам и утесам. Охотники загоняли в сеть кита, который в ней запутывался. Загнанного в сеть кита охотники добивали копьями и гарпунами, затем вытаскивали на берег.

Из шкур морских животных изготовляли ремни и подошвы для обуви. Мясо и жир шли в пищу, ими запасались впрок. Жир также служил для освещения. Излишки продуктов морского промысла обменивались на продукты оленеводства.

У восточных и западных оседлых коряков побережья Берингова моря основой хозяйства было оленеводство. Рыбный промысел занимал весь летний период и начало осени. Самым распространенным способом лова рыбы у коряков были запоры, когда река с двух берегов перегораживалась сходящимися изгородями из прутьев и кольев. Ловили рыбу также при помощи железного крючка «марика» и сачка «черпушки».

Большая часть лова шла на приготовления юколы, которая весь год была основной пищей людей и главным кормом для собак. Готовую юколу складывали для хранения в амбары – шалаши на высоких сваях, крытые сухой травой. Приготовлением юколы обычно занимались женщины.

Важным подспорьем в хозяйстве оседлых и кочевых коряков служила охота, который занимались мужчины. На мясо добывали медведей, тарабаганов, диких оленей, горных баранов. Из пушных животных добывали лисицу, росомаху, зайцев, горностаев, камчатского соболя. Соболей ловили сеткой, на горностая ставили капкан, прочих зверей били стрелами, позднее ружьями.

Значительную роль в хозяйстве коряков играл сбор съедобных растений. Им занимались исключительно женщины и дети. Съедобные корни добывались преимущественно из мышиных нор. Из ягод собирали морошку, голубику. У оседлых коряков было развито собирательство съедобных моллюсков, яиц диких птиц, морской капусты, съедобных трав: дикого щавеля, сараны, кипрея, борщевика и др.

Традиционными домашними промыслами были обработка дерева, кости, металла, камня; плетение, выделка шкур. В древности корякам были известны гончарство. В хозяйстве широко применяли дерево и кость. Из дерева изготовляли оленьи и собачьи нарты, лодки, весла, копья, домашняя утварь. Из кости и рога оленя делали ножи для разделки рыбы, кирки, наконечники гарпунов, тормоза для оленьих нарт, гребни для расчесывания трав. До начала XX в. в обиходе коряков были еще каменные топоры и наконечники копий. С приходом русских среди коряков, стало распространяться огородничество, молочное животноводство, коневодство. В настоящее время традиционные отрасли – оленеводство и рыболовство – определяют экономическую направленность Камчатского автономного округа.

Транспорт

Транспортными животными у кочевых коряков были олени, которых запрягали в нарту, у оседлых – ездовые собаки, которых также запрягали в нарту. Полная упряжка собак состояла из 10-12 животных.

Для передвижения по воде (морю), коряки использовали кожаные лодки – каяки и байдарки. Байдарка использовалась, главным образом, как промысловая лодка. Летом по воде коряки передвигались на батах – лодках, выдолбленных из толстых древесных стволов. Управлялась такая лодка специальным длинным шестом. Для выхода в море использовали сдвоенные баты, соединяя две лодки при помощи толстых поперечных палок.

Музыка и танец

Игра на бубне, мужчины. с. Лесная, Тигильский район.

Основная статья: Корякские танцы и музыкальная культура

Важная составная часть духовной культуры коряков – хореографическое искусство, песни и музыка. Существовало четкое разграничение танцев на обрядовые и игровые. Среди песен можно отметить т.н. личные песни – песни, которые созданы и исполняются только одним человеком или подарены родителями и родственниками. Кроме личных песен широко распространены семейно-обрядовые, исполняемые в семье и передающиеся по наследству. Основным музыкальным инструментов коряков является бубен яяй, известны также вертушка тэллытал, издающая жужжащий звук при ее растягивании, свирель из коры и древесины, дудочка эйӈэчг’ын из борщевика, манок из пера утки галгычгын, который использовался как мундштучный аэрофон, перо чайки с регулятором звука гычгын яӄъяӄин и др.

Одежда

Кухлянка с капюшоном и нагрудником из камусов

Основная статья: Корякская одежда

Традиционную одежду коряков можно отнести к так называемому глухому типу. Основным материалом для пошива одежды у коряков в конце XIX — начале XX века служили оленьи шкуры и ровдуга, сменившие и окончательно вытеснившие к этому времени шкуры горного барана. Летняя одежда коряков имела тот же крой, что и зимняя, но изготовлялась из более лёгких материалов. Для украшения одежды коряки использовали шкуры других пушных зверей. Также одежда украшалась орнаментом и подвесками. В качестве украшений носили также браслеты, серьги, подвески, которые переделывались из старых медных и серебряных вещей. К началу XX столетия заметное распространение у них получила одежда, шитая из покупных материалов.

Семья и родовые отношения

Основная статья: Корякские родовые отношения

См. также: Воспитание детей у коряков, Рождение ребёнка у коряков, Корякские имена

Производственная и общественная жизнь тундровых коряков сосредотачивалось в стойбище. Раньше вместе с табунами кочевали семьи, которые выпасывали стада. Сейчас кочуют только работники табуна.

Родовая общность состояла не только из родственников. В социальное формирование входили сироты, одинокие мужчины и женщины, «вольные люди». «Вольных людей» род не приглашал и не выгонял из своей общины. Обычно это были мужчины. Они могли в любое время уйти в другое стойбище. Родовой принцип организации общности у народностей Севера на Камчатке долго сохранялся. По древним обычаям все сироты, одинокие, больные и вольные люди в роду и племени пользовались покровительством и считались родственниками и членами семьи. Особое отношение в семье было к старикам. Дети относились с почтением к старшим и слушали их советов.

Род и племя жили исключительно за счёт того, что самим удаётся создать, добыть, поэтому ответственность за судьбу рода каждый его член чувствовал с малолетства, так как человек был полностью зависим от природы. Главной в стойбище раньше считалась яранга владельца большей части стада. В ней жила семья: жена ӈэв’г’эн, холостые, женатые сыновья кмиӈу, дочери ӈавакыкав’. В состав семьи входили братья ӄайтакалӈо. Глава стойбища являлся распорядителем всей хозяйственной жизни. Внутристойбищные связи были достаточно прочными и охватывали все стороны хозяйственной и общественной жизни коллектива. Они основывались на совместном ведении оленеводческого хозяйства, коллективном выпасе стад, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Родственные связи обычно охватывали всю кочевую группу.

Традиционное мировоззрение и ритуальные обряды

Основная статья: Традиционное корякское мировоззрение

См. также: Корякские месяцы и созвездия

Вселенная, по представлениям коряков, состояла из пяти миров: земля, населенная людьми, два мира над ней и два внизу. Нижний из верхних миров населен людьми-облаками, верхний — обиталище Верховного божества. Из подземных миров верхний населен калаг’ами — злыми духами, в нижнем обитают тени мертвых. Все миры представлялись взаимопроницаемыми. Животные, люди, духи переходили из одного мира в другой. Мир умерших был как бы частью мира живущих. Жители подземного мира заботились о своих родных, оставшихся на земле, посылая им на охоте животных, помогая во всех делах; живые слали подарки умершим родственникам.

Существовал семейный и профессиональный шаманизм. Шаманом нельзя было стать по собственной воле, нельзя было и уклониться от этой миссии. Считалось, что духи сами выбирают человека для этой роли. Специальной шаманской одежды у коряков не было. Главным шаманским атрибутом был бубен яяй. Важное место в традиционном мировоззрении занимали представления о системе охранителей. Свой охранитель (шест) имелся у каждого корякского поселения.

Жизнь коряка от рождения до смерти была пронизана многочисленными ритуалами, обрядами и запретами. В основе обрядов, выполняемых по случаю добычи животных лежал древнейший миф об умирающем и воскрешающем звере. Особенно яркое выражение он нашел в празднике, устраиваемом после охоты на медведя, которого коряки считали двоюродным братом человека. Подобные обрядовые действия оседлые и часть оленных коряков совершали и над первой пойманной рыбой. Только после этого ее разрешалось употреблять в пищу. Особо почитался кит. Обрядовые церемонии, сопровождавшие его добычу, существовали у алюторцев, коряков Пенжинской губы и северо-западного побережья Охотского моря.

arctic-megapedia.ru


Смотрите также