Обычаи и традиции эскимосов. Национальное блюдо эскимосов


Эскимосская кухня — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо моржей, нерп, белух, оленей, белых медведей, овцебыков, птиц, а также их яйца. Так как в арктическим климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают сразу, либо заготавливают впрок[1][2][3][4][5][6][7]. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло[6].

Охота

Тюлени

Тюленье мясо — основной продукт питания эскимосских охотников, самая важная часть рациона[6]. В зависимости от сезона эскимосы охотятся на разных тюленей: на кольчатую нерпу — весь год, а на гренландского тюленя — только летом; кроме того, промышляют обыкновенного тюленя и морского зайца[7].

На тюленей охотятся, когда они подплывают к отверстиям во льду подышать[7]. Тюлени когтями проламывают лёд, а охотники ставят на лунки сигнальные ловушки, уведомляющие о том, что тюлень плывёт за воздухом, и после срабатывания ловушки бьют тюленей гарпуном.[7]

Эскимосы считают, что тюлени всегда страдают от жажды из-за того, что живут в солёной воде, и умирающему животному в знак уважения всегда дают выпить пресной воды. Кроме того, этот ритуал должен умилостивить духа воды Седну[7].

Моржи

Моржовая охота ведётся зимой и весной, так как летом моржи гораздо более опасны. Из-за того, что моржи — очень крупные и сильные животные, на них охотятся группой[7].

В книге «Укалураит: Устная история Нунавута» старик-эскимос говорит об охоте на моржа так: «Когда охотники замечают моржа, двое бегут к нему, но когда морж опускает голову в воду, нужно остановиться, иначе он вас услышит… Они старались оказаться перед моржом и загарпунили его в воде. Ещё один охотник должен бить вторым гарпуном через лунку, чтобы морж не сорвался»[7].

Киты

Гренландский кит — одно из самых больших животных на Земле, один кит может кормить эскимосов целый год. В пищу употребляется мясо, сало и кожа. Обычно эскимосы охотятся на молодняк, так как у молодых китов вкуснее кожа, кроме того, на них проще охотиться. На китов охотятся гарпуном. Согласно Джону Беннетту и Сьюзан Роули, раньше эскимосы не преследовали загарпуненного кита, а ждали, пока кит не выбросится на берег, или пока его тушу не принесёт течением[7].

Олени

Бо́льшую часть года олени пасутся в тундре небольшими группами, однако дважды в год большие оленьи стада пересекают земли, удалённые от побережья. У этих животных очень чуткий слух и острое обоняние, поэтому эскимосы ставят временные поселения во многих километрах от будущего маршрута оленей, и ждут их приближения, чтобы начать охоту[7].

Охота может производиться разными методами — оленей загоняют в ловушки, заставляют зайти в воду, пугают и ослепляют, чтобы убить копьём[7].

Рыба

Эскимосы употребляют в пищу как солоноводную, так и пресноводную рыбу: рогатковых, озёрного и арктического гольцов, арктическую треску. Рыбак вырезает во льду квадратное отверстие и рыбачит с приманкой и гарпуном. Вместо удочки используется фальшивая рыба на нити. Рыбак опускает наживку в воду и, когда рыба подплывает, гарпунит её, не давая захватить приманку[7].

Снижение количества охотников

Уменьшение количества охотящегося населения связано с высокой стоимостью оборудования, а также тем, что молодые эскимосы чаще питаются едой «белых людей» (Qallunaat)[8].

Питательная ценность

Из-за того, что арктический климат малопригоден для сельского хозяйства, в традиционной эскимосской диете мало углеводов, но много животных жиров и белков. Белки разлагаются печенью в процессе глюконеогенеза и используются как источник энергии. В исследованиях эскимосов обнаружилось, что у них увеличенные печени, вероятно, для способствования этому процессу. Кроме того, у них повышенное мочевыделение (избыток мочи образуется при глюкогенезе)[9].

До 35—40 % процентов калорий в эскимосской диете получаются из белков, а 50—75 % — из жиров. Высокое содержание жира предотвращает отравление белком[en]. Так как большинство получаемых жиров — мононенасыщенные[en] и богаты омега-3, диета в целом не так опасна, как обычная западная, богатая жирами[10].

Витамины, которые обычно получают из растений, в эскимосской диете также присутствуют: эскимосы получают витамины A и D из печени рыб и животных, витамин C — из печени оленей, водорослей, китовой кожи и тюленьего мозга — витамин сохраняется в них, так как инуиты не подвергают мясо воздействию огня[11].

Отношение к традиционной диете

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека» («Qallunaat»).

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. Исследователь культуры народов Крайнего Севера Эдмунд Сёрлз, интервьюировавший пожилого эскимоса, услышал, что инуитская еда усиливает ток крови, что является признаком здоровья[6]. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют[12]. Боррэ утверждает, что эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь — обязательный элемент диеты эскимосов[12].

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа (Oleetoa), питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее[6]. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды[12].

Традиции, связанные с едой

Сёрлз пишет о том, что эскимосы едят пищу, в основном, сырой, замороженной или варёной; ингредиенты почти не смешиваются, специй почти не добавляют[6]. Хотя в день едят всего два раза, но в течение всего дня многократно перекусывают[13]. Традиции, связанные с едой, очень тщательно выполняются, непосвящённому они могут показаться странными[13].

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи[12].

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника[12], а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться[12].

Обычный способ сохранения мяса после охоты — заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли[13].

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910[14].

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу[6], откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу»[6], хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!» (Ujuk!)[13].

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи:[12] когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты[12]. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови[12]. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом[12].

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению[12].

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения[7], молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся связаны узами сотрудничества[7]. Из-за того, что еда является общественной собственностью, Сёрлз попал в неловкую ситуацию, когда в гостях у охотника попросил чашку сока, это оскорбило охотника[6].

Блюда эскимосской кухни

Акутак

Акутак (инуитск. ᐊᑯᑕᖅ), «эскимосское мороженое», — блюдо эскимосской кухни, взбитый жир с ягодами и (необязательно) рыбой и сахаром. Слово «акутак» по-юпикски означает «[нечто] смешанное»[15].

Всё множество вариантов акутака содержит ягоды, мясо, листья, корни, смешанные с маслом или жиром. Из ягод обычно берут морошку, малину великолепную, клюкву, водянику, из мяса — лосося и оленину. Жир — оленье сало, моржовое сало, тюлений жир. Иногда в акутак добавляют воду или сахар.

Анллек

Анллек (anlleq) — деликатес эскимосов Юкон—Кускоквимской дельты[en]. Пушицу и копеечник альпийский, которые запасают полёвки, собирают из мышиных нор и употребляют в пищу сырыми, варёными или в акутаке[16]. В знак уважения взамен семян трав нужно положить мыши что-нибудь вкусное[17].

Аюк

Аюк (ayuq) — эскимосский чай из багульника. Пьётся горячим. Считается, что у аюка есть лечебный эффект[18].

Кивиак

Кивиак (kiviak) — праздничное[19] блюдо: в шкуру тюленя помещают около 400 чистиков, выпускают из шкуры воздух, запечатывают её салом и помещают в землю под пресс (камень) на 3—18 месяцев[20]. Ферментированную птицу достают, снимают перья (иногда с кожей) и употребляют мясо в пищу.

Игунак

Игунак — моржовая туша (может принадлежать также другим морским млекопитающим или оленю), оставленная в болоте или земле для ферментирования и частичного разложения. Как и кивиак, из-за содержания трупного яда смертельно опасно для людей, в чьих культурах подобные блюда отсутствуют.

Мактак

Мактак — вымороженная китовая кожа с салом. Употребляется в сыром, мороженом или вяленом виде, служит одним из источников витаминов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Эскимосская кухня"

Примечания

  1. ↑ Kuhnlein Harriet. [http://books.google.com/books?id=fPDErXqH8YYC&pg=PA26&lpg=PA26&dq=inuit+seaweed&source=web&ots=wD5q-Sz3Mi&sig=4ZZ_YdBbSLfsu7VZ2LkrTaVzg-E Chapter 4. Descriptions and Uses of Plant Foods by Indigenous Peoples] // [http://books.google.com/books?id=fPDErXqH8YYC&pg=PA26&lpg=PA26&dq=inuit+seaweed&source=web&ots=wD5q-Sz3Mi&sig=4ZZ_YdBbSLfsu7VZ2LkrTaVzg-E Traditional Plant Foods of Canadian Indigenous Peoples: Nutrition, Botany and Use (Food and Nutrition in History and Anthropology)]. — 1st. — Taylor and Francis, 1991. — P. 26–29. — ISBN 978-2-88124-465-0.
  2. ↑ Inuit Tapiriit Kanatami. [http://www.itk.ca/environment/wildlife-index.php Arctic Wildlife]. — «Not included are the myriad of other species of plants and animals that Inuit use, such as geese, ducks, rabbits, ptarmigan, swans, halibut, clams, mussels, cod, berries and seaweed.»  Проверено 20 ноября 2007. [http://web.archive.org/web/20070813015442/http://www.itk.ca/environment/wildlife-index.php Архивировано из первоисточника 13 августа 2007].
  3. ↑ Bennett John. [http://books.google.com/books?id=6cjGnMRRrcEC&pg=PA84&dq=inuit+seaweed&sig=zIqIahWu8leC3FoRhzMnufW_QsU#PPR9,M1 Chapter 5. Gathering] // [http://books.google.com/books?id=6cjGnMRRrcEC&pg=PA84&lpg=PA84&dq=inuit+seaweed&source=web&ots=sQbLTzuiNT&sig=TlIBLWJfqZfyL1mdUOMK4ycu_Jc#PPP1,M1 Uqalurait: An Oral History of Nunavut]. — McGill-Queen's University Press, 2004. — P. 84–85. — ISBN 978-0-7735-2340-1.
  4. ↑ [http://www.livingdictionary.com/term/viewTerm.jsp?term=132285700004 kuanniq]. Asuilaak Living Dictionary. Проверено 16 февраля 2007. [http://www.webcitation.org/6Cseysxe3 Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].
  5. ↑ Bennett John. Chapter 5. Gathering // [http://books.google.com/books?id=6cjGnMRRrcEC&pg=PA78&lpg=PA78&dq=%22in+the+land+where+it+was+flat%22&source=web&ots=sQbLTAucNS&sig=QU5LmIueYJ2fBqtFsx8Zzzpzepg Uqalurait: An Oral History of Nunavut]. — McGill-Queen's University Press, 2004. — P. 78–85. — ISBN 978-0-7735-2340-1.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Searles, Edmund. «Food and the Making of Modern Inuit Identities.» Food & Foodways: History & Culture of Human Nourishment 10 (2002): 55-78.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Bennett, John, and Susan Rowley, eds. Uqalurait: An Oral History of Nunavut. Canada: McGill-Queen’s Univ. Press, 2004.
  8. ↑ Condon, R.G. The Northern Copper Inuit: A History. — Norman, Oklahoma: Univ of Oklahoma Press, 1996.
  9. ↑ Gadsby, Patricia [http://discovermagazine.com/2004/oct/inuit-paradox/article_view?b_start:int=1&-C= The Inuit Paradox]. Discover Magazine 2 (October 1, 2004). Проверено 24 декабря 2009. [http://www.webcitation.org/6CsezNqSl Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].
  10. ↑ Gadsby, Patricia [http://discovermagazine.com/2004/oct/inuit-paradox/article_view?b_start:int=1&-C= The Inuit Paradox]. Discover Magazine 1–4 (October 1, 2004). Проверено 24 декабря 2009. [http://www.webcitation.org/6CsezNqSl Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].
  11. ↑ Gadsby, Patricia [http://discovermagazine.com/2004/oct/inuit-paradox/article_view?b_start:int=1&-C= The Inuit Paradox]. Discover Magazine 1–2 (October 1, 2004). Проверено 24 декабря 2009. [http://www.webcitation.org/6CsezNqSl Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].
  12. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Borré, Kristen. «Seal Blood, Inuit Blood, and Diet: A Biocultural Model of Physiology and Cultural Identity.» Medical Anthropology Quarterly 5 (1991): 48-62.
  13. ↑ 1 2 3 4 Klutschak, Heinrich. Overland to Starvation Cove. Trans. and Ed. William Barr. Canada: Univ. of Toronto Press, 1987.
  14. ↑ Damas, David. «Central Eskimo Systems of Food Sharing.» Ethnology 11 (1972): 220—240.
  15. ↑ [http://www.alaskool.org/projects/chevak/chevak/Glossary%20Words.html Lesson One: Words]. Alaskool. Проверено 10 марта 2007. [http://web.archive.org/web/20070406052027/http://www.alaskool.org/projects/chevak/chevak/Glossary%20Words.html Архивировано из первоисточника 6 апреля 2007].
  16. ↑ Frank Keim. [http://ankn.uaf.edu/npe/CulturalAtlases/Yupiaq/Marshall/edibleplants/UGNARATNEQAIT.html Marshall Cultural Atlas] (англ.). UGNARAT NEQAIT-MOUSE FOOD. Проверено 9 октября 2012. [http://www.webcitation.org/6Csf0Rh5K Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].
  17. ↑ University of Alaska and USDA Cooperating (1988) Wild Edible and Poisonous Plants of Alaska. Publication A-00028
  18. ↑ KURT BELL; Victor Night, Christine Olson. [http://ankn.uaf.edu/npe/CulturalAtlases/Yupiaq/Marshall/edibleplants/ayuq.html AYUQ-ESKIMO TEA] (англ.). Проверено 9 октября 2012. [http://www.webcitation.org/6Csf1Fguy Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].
  19. ↑ K. Thor Jensen. [http://www.ugo.com/the-goods/kiviak The 11 Weridest Christmas Traditions]. Проверено 9 октября 2012. [http://www.webcitation.org/6Csf1wXzu Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].
  20. ↑ John Farrier. [http://www.neatorama.com/2012/02/14/dinner-300-500-raw-auk-birds-stuffed-inside-a-seal-carcass-which-has-fermented-for-a-year/ Dinner: 300-500 Raw Auk Birds Stuffed inside a Seal Carcass and Then Fermented for a Year] (англ.). Проверено 9 октября 2012. [http://www.webcitation.org/6Csf7F7g7 Архивировано из первоисточника 13 декабря 2012].

Отрывок, характеризующий Эскимосская кухня

– Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы. – Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу! Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения. – Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое! – Ну, я тоже такого не получаю каждый день, – засмеялась я. Бабушка за мной лукаво наблюдала, видимо от души забавляясь возникшей ситуацией, но пока не собиралась мне помогать, как всегда сперва ожидая, что же я такое предприниму сама. Но мне, наверное, от слишком бурных сегодняшних эмоций, как на зло, ничего не приходило в голову... И я уже серьёзно начинала паниковать. – Ой, а вот и твоя бабушка! Можно я приглашу сюда свою? – радостно предложила Стелла. – Нет!!! – сразу же мысленно чуть ли не закричала я, но обижать малышку было никак нельзя, и я, с самым счастливым видом, который в тот момент сумела изобразить, радостно сказала: – Ну, конечно же – приглашай! И тут же, в дверях появилась всё та же самая, теперь уже хорошо мне знакомая, удивительная старушка... – Здравствуйте, дорогие, я тут к Анне Фёдоровне шла, а попала прямо на пир. Вы уж простите за вторжение... – Да что вы, заходите пожалуйста! Места всем хватит! – ласково предложил папа, и очень внимательно уставился прямо на меня... Хотя на моего «гостя» или «школьного товарища» Стеллина бабушка никак не походила, но папа, видимо почувствовав в ней что-то необычное, сразу же «свалил» это «необычное» на меня, так как за всё «странное», происходящее в нашем доме, обычно отвечала я... У меня от смущения за то, что я не могу ему сейчас ничего объяснить, покраснели даже уши... Я знала, что после, когда все гости уйдут, обязательно сразу же всё ему расскажу, но пока мне очень не хотелось встречаться с папой глазами, так как я не была привыкшая что-то от него скрывать и чувствовала себя от этого сильно «не в своей тарелке»... – Да что с тобой опять, милая? – тихо спросила мама. – Ты прямо витаешь где-то... Может сильно устала? Хочешь полежать? Мама по-настоящему беспокоилась, и мне было совестно говорить ей неправду. А так как правду я, к сожалению, сказать не могла (чтобы снова её не пугать), то я тут же постаралась её заверить, что у меня всё правда-правда совершенно прекрасно. А сама лихорадочно думала, что же такое всё-таки предпринять... – А что ты так нервничаешь? – неожиданно спросила Стелла. – Это потому, что я пришла? – Ну, что ты! – воскликнула я, но, увидев её пристальный взгляд, решила, что нечестно обманывать боевого товарища. – Ладно, ты угадала. Просто когда я говорю с тобой, для всех остальных я выгляжу «замороженной» и это смотрится очень странно. Особенно это пугает маму... Вот я и не знаю, как выйти из такого положения, чтобы было хорошо всем... – А что же ты мне не сказала?!.. – очень удивилась Стелла. – Я ведь хотела тебя обрадовать, а не расстроить! Я сейчас же уйду. – Но ты ведь меня и вправду обрадовала! – искренне возразила я. – Это просто из-за них... – А ты скоро придёшь опять? Я соскучилась... Так неинтересно одной гулять... Хорошо бабушке – она живая и может ходить куда хочет, даже к вам.... Мне стало дико жаль эту чудесную, добрейшую девчушку... – А ты приходи когда захочешь, только когда я буду одна, тогда нам никто не сможет мешать, – искренне предложила я. – А к тебе я скоро приду, вот только кончатся праздники. Ты только подожди. Стелла радостно улыбнулась, и снова «украсив» комнату сумасшедшими цветами и бабочками, исчезла... А мне без неё сразу стало пусто, как будто она унесла с собой частичку радости, которой был наполнен этот чудесный вечер... Я посмотрела на бабушку, ища поддержки, но она о чём-то очень увлечённо беседовала со своей гостьей и на меня никакого внимания не обращала. Всё опять вроде бы встало на свои места, и снова всё было хорошо, но я не переставала думать о Стелле, о том, как она одинока, и как несправедлива иногда почему-то бывает наша Судьба... Так, пообещав себе как можно скорее вернуться к своей верной подружке, я опять полностью «возвратилась» к своим «живым» друзьям, и только папа, очень внимательно целый вечер за мной наблюдавший, смотрел на меня удивлёнными глазами, как будто сильно стараясь понять, где же и что же такое серьёзное он со мной так обидно когда-то «проморгал»... Когда гости уже начали расходиться по домам, «видящий» мальчик вдруг начал плакать... Когда я его спросила, что же такое случилось, он надул губки и обиженно произнёс: – А где зе девоська?.. И миска? И бабосек нету... Мама лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав, никак не желающего с нами прощаться, второго сына, ушла домой... Я была очень расстроена и очень счастлива одновременно!.. Это было впервые, когда я встретила другого малыша, у которого имелся похожий дар... И я дала себе слово не успокоиться, пока не удастся убедить эту «несправедливую» и несчастную маму, каким по-настоящему огромным чудом являлся её малыш... У него, как и у каждого из нас, должно было оставаться право свободного выбора, и его мама не имела права это у него отнимать... Во всяком случае, до тех пор, когда он сам начнёт что-то понимать. Я подняла глаза и увидела папу, который стоял, оперевшись на дверной косяк, и всё это время с большим интересом за мной наблюдал. Папа подошёл и, ласково обняв меня за плечи, тихонечко произнёс: – Ну-ка пойдём, ты расскажешь мне, за что это ты здесь так горячо воевала... И тут же мне стало на душе очень легко и спокойно. Наконец-то он всё-всё узнает и мне больше никогда не придётся ничего от него скрывать! Он был моим лучшим другом, который, к сожалению, не знал даже половины правды о том, в чём по-настоящему заключалась моя жизнь... Это было нечестно и это было несправедливо... И я только сейчас поняла, как странно было всё это время от папы скрывать мою «вторую» жизнь только лишь потому, что маме казалось – папа не поймёт... Я должна была дать ему ещё раньше такой шанс и теперь была очень рада, что могу это сделать хотя бы сейчас... Удобно устроившись на его любимом диване, мы говорили очень долго... И как же сильно меня обрадовало и удивило то, что, по мере того, как я рассказывала ему о своих невероятных приключениях, папино лицо всё больше и больше светлело!.. Я поняла, что вся моя «невероятная» история его не только не пугает, а наоборот, почему-то делает очень счастливым... – Я всегда знал, что ты у меня будешь особенной, Светленькая... – когда я закончила, очень серьёзно сказал папа. – Я тобой горжусь. Могу ли я чем-то тебе помочь? Я была настолько потрясена происшедшим, что ни с того, ни с сего, разревелась навзрыд... Папа баюкал меня в своих руках, как маленького ребёнка, тихонечко что-то нашёптывая, а я, от счастья, что он меня понял, ничего не слышала, только понимала, что все мои ненавистные «тайны» уже позади, и теперь уж точно всё будет хорошо... Я написала об этом дне рождения потому, что он оставил в моей душе глубокий след чего-то очень важного и очень доброго, без чего мой рассказ о себе наверняка оказался бы неполным... На следующий день всё снова казалось обычным и каждодневным, как будто и не было вчера того невероятно счастливого дня рождения... Привычные школьные и домашние заботы почти полностью загружали отпущенные сутками часы, а что оставалось – как всегда, было моим самым любимым временем, и использовать его я старалась очень «экономно», чтобы как можно больше полезного узнать, и как можно больше «необычного» в себе и во всём окружающем отыскать... К «одарённому» соседскому мальчику меня, естественно, не подпускали, объясняя тем, что малыш простыл, но как я чуть позже узнала от его старшего брата, мальчик чувствовал себя совершенно прекрасно, и «болел» видимо только для меня... Было очень жаль, что его мать, которая наверняка прошла в своё время достаточно «тернистый» путь того же самого «необычного», категорически не желала принять от меня никакую помощь, и старалась всячески оградить от меня своего милого, талантливого сынишку. Но это, опять-таки, был лишь один из множества тех горьких и обидных моментов моей жизни, когда никто не нуждался в предлагаемой мною помощи, и таких «моментов» я теперь уже старалась как можно тщательнее избегать... Опять же – людям невозможно было что-то доказать, если они не хотели этого принимать. А доказывать свою правду «с огнём и мечом» я никогда не считала правильным, поэтому предпочитала оставлять всё на самотёк до того момента, когда человек придёт ко мне сам и попросит ему помочь. От своих школьных подружек я снова чуточку отдалилась, так как в последнее время у них появились почти что постоянно одни и те же разговоры – какие мальчишки им больше всего нравятся, и как можно было бы одного или другого «заполучить»... Откровенно говоря, я никак не могла понять, чем это так сильно их тогда привлекало, что они могли безжалостно тратить на это такие дорогие нам всем свободные часы, и при том находиться в совершенно восторженном состоянии от всего, друг другу сказанного или услышанного. Видимо, я для всей этой сложной эпопеи «мальчишки-девчонки» была почему-то пока ещё совершенно и полностью не готова, за что и получила от своих подружек злое прозвище – «гордячка»... Хотя, думаю, что именно гордячкой-то я никак не была... А просто девчонок бесило, что я отказывалась от предлагаемых ими «мероприятий», по той простой причине, что меня честно это пока ещё никак не интересовало, а выбрасывать своё свободное время напрасно я не видела никакой серьёзной на то причины. Но естественно, моим школьным товарищам такое моё поведение никоим образом не нравилось, так как оно, опять же, выделяло меня из общей толпы и делало другой, не такой, как все остальные, что, по мнению ребят, было по школьному «противочеловечно»... Вот так, опять наполовину «отверженной» школьными друзьями и подружками, проходили мои зимние дни, что меня больше уже ничуть не огорчало, так как, поволновавшись из-за наших «взаимоотношений» несколько лет, я увидела, что, в конечном итоге, в этом нет никакого смысла, так как каждый живёт так, как считает нужным, ну, а что из нас получится позже – это уже, опять же, частная проблема каждого из нас. И никто не мог меня заставить праздно тратить моё «ценное» время на пустые разговоры, когда я предпочитала его проводить, читая интереснейшие книги, гуляя по «этажам» или даже катаясь по зимним тропинкам на Пурге... Папа, после моего честного рассказа о моих «приключениях», почему-то вдруг (к моей огромной радости!!!) перестал считать меня «малым ребёнком» и неожиданно открыл мне доступ ко всем своим раннее не разрешённым книгам, что ещё больше привязало меня к «одиночеству дома» и, совмещая такую жизнь с бабушкиными пирогами, я чувствовала себя абсолютно счастливой и уж точно никоим образом не одинокой... Но, как это было и раньше, долго спокойно заниматься моим любимым чтением мне было явно «противопоказано», так как, уже почти что в обязательном порядке, что-то «неординарное» обязательно должно было произойти... Так и в тот вечер, когда я спокойно читала новую книжку, с наслаждением хрустя только что испечёнными вишнёвыми пирожками, неожиданно появилась взвинченно-взьерошенная Стелла и безапелляционным голосом заявила: – Как хорошо, что я тебя нашла – ты должна сейчас же со мной пойти!.. – А что такое случилось?.. Пойти куда? – удивившись такой необычной спешке, спросила я. – К Марии, там Дин погиб... Ну, давай же!!! – нетерпеливо крикнула подружка. Я сразу же вспомнила маленькую, черноглазую Марию, у которой был один-единственный друг – её верный Дин... – Уже иду! – всполошилась я и быстро кинулась за Стеллой на «этажи»...

Нас опять встретил тот же хмурый, зловещий пейзаж, на который я уже почти не обращала внимания, так как он, как и всё остальное, после стольких хождений в Нижний Астрал, стал для нас почти что привычным, насколько можно было привыкнуть к такому вообще... Мы быстренько осмотрелись вокруг, и тут же увидели Марию... Малышка, сгорбившись, сидела прямо на земле, совершенно поникшая, не видя и не слыша ничего вокруг, и только ласково гладила замёрзшей ладошкой мохнатое, неподвижное тело «ушедшего» друга, как бы пытаясь этим его разбудить... Суровые, и горькие, совсем не детские слёзы ручейками струились из её грустных, потухших глаз, и, вспыхивая блестящими искорками, исчезали в сухой траве, орошая её на мгновение чистым, живым дождём... Казалось, весь этот и без того уже достаточно жестокий мир стал для Марии теперь ещё более холодным и ещё более чужим... Она осталась совсем одна, такая удивительно хрупкая в своей глубокой печали, и некому больше было её ни утешить, ни приласкать, ни хотя бы просто по-дружески защитить... А рядом с ней, огромным, неподвижным бугром лежал её лучший друг, её верный Дин... Она жалась к его мягкой, мохнатой спине, бессознательно отказываясь признавать его смерть. И упорно не желала его покидать, как будто зная, что даже сейчас, после смерти, он всё ещё также верно её любил и также искренне оберегал... Ей очень не хватало его тепла, его сильной «мохнатой» поддержки, и того привычного, надёжного, «их мирка», в котором обитали только лишь они вдвоём... Но Дин молчал, упорно не желая просыпаться... А вокруг него шныряли какие-то маленькие, зубастые существа, которые так и норовили ухватить хотя бы малый кусок его волосатой «плоти»... В начале Мария ещё пыталась отгонять их палкой, но, увидев, что нападавшие не обращали на неё никакого внимания, махнула на всё рукой... Здесь так же, как и на «твёрдой» Земле, существовал «закон сильного», но когда этот сильный погибал – те, кто не могли достать его живым, теперь же с удовольствием старались наверстать упущенное, «отведав» его энергетического тела хотя бы мёртвым... От этой горестной картины у меня резко заныло сердце и по предательски защипало в глазах... Мне стало вдруг дико жаль эту чудесную, храбрую девчушку... И я не могла даже себе представить, как же сможет она, бедняжка, совсем одинокой, в этом страшном, зловещем мире, за себя постоять?!

o-ili-v.ru

Обычаи и традиции эскимосов

Современные эскимосы расселены в северных частях нескольких континентов. Численность этой северной этнической общности составляет около ста пятнадцати тысяч человек. Большая часть из них живет в Гренландии, на Аляске и Канадском севере. В чукотском автономном округе живет полторы тысячи эскимосов.

Современные эскимосы Современные эскимосы

Эскимосы разговаривают на множестве диалектов двух языковых групп (инупик и юпик), принадлежащих к эскимосско-алеутской семье. Окончательное этническое формирование эскимосов закончилось к концу второго тысячелетия до н.э. Предки современных эскимосов пришли на Чукотку, Гренландию и арктическое побережье Америки в первом тысячелетии нашей эры.

Обитали эскимосы в суровых арктических условиях на протяжении тысячелетий. Они создали культуру, которая максимально приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Результатом тысячелетней борьбы стало изобретение иглу (снежных жилищ в форме купола), жировых ламп, лодок-каяков, гарпунов с поворотными наконечниками. Интересно, что эскимосы не имели родо-племенных отношений (во всяком случае, в 19 веке, когда ими заинтересовались исследователи). В верованиях сохранился шаманизм.

Эскимосские семьи Эскимосские семьи

Эскимосы Сибири называют себя югыт, что означает «настоящие люди» и разговаривают на диалектах языка юпик и русском языке.     Родство велось по линии отца и невеста забиралась в дом семьи мужа. Меновая торговля привела к появлению имущественного неравенства и появлению крупных торговцев, становившихся «хозяевами земли». 

Религиозные представления эскимосов

Религия современных эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознание эскимосов. Поэтому верования носят смешанный характер и отдать перевес какой-то одной мировоззренческой позиции сложно. Космологические представления тоже достаточно интересны. Традиционные верования не являются религией в обычном понимании. 

!!!Важно!!!

Сущее не управляется никем – ни Богом, ни божествами, и никаких наказаний за содеянное никто не несет. Тысячелетия жизни в условиях суровой природы научили этот народ не верить, но бояться.

В мифологии эскимосов есть живые существа (в основном недобрые), которые отвечают за те или иные явления или группу живых существ (белых медведей, морскую фауну и др.). Верования эскимосов говорят, что все вокруг имеет душу (или дыхание) – анирниит. С этим связано ритуальное выбрасывание части туши убитого животного для его восстановления. 

Духи в мифологии эскимосов Духи в мифологии эскимосов

Но эскимосы видят духов не только в животных. В дожде оны видят плач умерших, населяющий верхний мир, а северное сияние  - это небесная игра покинувших этот мир детей. Сходные группы существ (растения или животные, обитающие в море) относились к одного класса духам и их можно было призывать посредством хозяина этих групп. Приход к эскимосам христианства анирниит стали ассоциировать с душой и другой терминологией христианства.

Злые духи

Их называют Туурнгаит. Они существуют отдельно от физических тел, очень злобные и являются причиной всех неудач. Бороться с ними могут только шаманы с помощью ритуальных действий. Считается, что шаманы могут их поработить для борьбы со свободными туурнгаит. 

Мифологические злые духи Мифологические злые духи

Шаманы

Ангакуит – так их называют эскимосы. Выполняют функции лекарей и духовных наставников. В помощь брали себе духа, посредством которого врачевали, советовали, как поступать в житейских ситуациях, призывали или отгоняли духов, заклинали, толковали знаки, призывали погоду и т.п. Во время ритуальных действий пользовались бубнами, особыми песнями и ритмичными движениями.

Как обучались шаманы?

Никакого специального обучения у шаманов не было. Они уже должны рождаться с соответствующими задатками и наклонностями. И нужно только выждать, чтобы они проявились.

Мир духов включал добрых и злых, насылающих болезни и другие несчастья. Добрые духи ассоциировались с различными животными. Для защиты от злых духов эскимосы имели при себе амулеты. Посредником между духами и людьми выступал шаман.

Эскимосские шаманы Эскимосские шаманы

Ритуалы и праздники

Покровителем охотников в море была касатка. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Частым персонажем народных преданий был ворон. Все праздники и ритуалы касались промыслов. Праздники Голов (посвящался моржовому промыслу), праздник, посвященный китовой охоте (проводился вначале и конце сезонов охоты) и т.д.

Погребальный обряд

Покойников облачали в новые одежды и стягивали ремнями, набрасывая поверх оленьи шкуры. Умерший не должен был запоминать последней дороги, чтобы исключить его возвращение к живым. А выносили его из жилища в проделываемый для этого ход, который потом заделывали. Перед ритуалом проходила трапеза. Покойного после этого выносили в тундру, где оставляли вместе с разрезанной одеждой и сломанными вещами, обкладывая камнями.

Погребальные обряды Погребальные обряды

Промысел

Добыча морского зверя – был основным промыслом эскимосов, который обеспечивал их едой, шкурами для постройки жилья и шитья одежды, костями для изготовления орудий труда и остовов для жилищ, жир использовался в качестве топлива. Промысел вели с помощью гарпунов с отделяющимися наконечниками поплавками, на тюленей охотились сетями из китового уса. Передвигались по воде на байдарах и каяках. 

Промыслы эскимосов Промыслы эскимосов

Жилье, кухня и одежда

Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

Одежду шили глухую с утеплением из перьев птиц или меха оленей. На ноги обували меховые унты. Практиковалась татуировка на лице. Шитьем одежды и приготовлением пищи занимались женщины.

Пищевой рацион состоял из мяса морских животных, моллюсков, кореньев, морской капусты. Выменивалось мясо оленей, которое очень ценилось. Домашняя утварь была скудной. Изготовлялась из дерева и кожи морских животных.

Жилища эскимосов Жилища эскимосов Вывод:

Суровые условия существования наложили свой отпечаток на способ жизни, верования и представление эскимосов об окружающем мире. Основной промысел – морская охота, дававшая все необходимое для жизни. Непосредственная жизнь в природе вела к естественному страху перед природными явлениями, одухотворению и поклонению им.

Древние жилища эскимосов Чукотки.

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Питание и долголетие, страница №8

Открытие палеонтологами того факта, что здоровье первобытных людей было значительно лучше, чем людей последующих цивилизаций, не прошло без внимания диетологов. В 1975 г. в США вышла книга «Диета каменного века» [9], быстро завоевавшая популярность. Автор книги, специалист по желудочно-кишечным заболеваниям, полностью исключал из рекомендуемой диеты зерновые культуры, молоко, сахар, масла и растительные жиры. Блюда составлялись из мясных и рыбных продуктов, устриц, улиток и т. п. с дополнением листовых и корневищных овощей и фруктов. Однако современная пищевая промышленность не может обеспечить людям набор продуктов тропического и субтропического лесного биоценоза.

Белково-жировая диета эскимосов

Эскимосы, чукчи и другие племена, расселившиеся много тысяч лет назад по арктическим берегам Чукотки, Камчатки, Ямала, Норвегии, Гренландии, Аляски и Канады, питались преимущественно животной пищей. Они охотились на тюленей, моржей, полярных медведей и птиц. Дополнительными источниками питания были тундровые олени и рыба, изредка киты. Клюква, брусника и некоторые другие ягоды короткого тундрового лета и корневища растений обеспечивали эскимосов витамином С. Шли в пищу и прибрежные водоросли. Печень рыб и других морских животных была богата витаминами A, D и E. Наиболее полноценным продуктом были яйца птиц. Растительные продукты у жителей тундры составляли меньше 10% общего баланса калорий. Необходимая организму глюкоза в этом случае образовывалась из аминокислот. Энергетический баланс на 60 – 70% обеспечивался жирами. В диете эскимосов было много холестерина. Первые научные исследования особенностей питания и состояния здоровья эскимосов (инуитов) Аляски и Канады проводились врачами арктических экспедиций в начале прошлого столетия [10]. Позже такие исследования стали более систематическими, и в 1962 г. в США начал выходить международный журнал «Арктическая антропология» (Arctic Anthropology), в котором публиковались статьи об особенностях анатомии, физиологии и биохимии северных народов. Неожиданным было то, что среди эскимосов и других северных народов не наблюдалось сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения и других типичных патологий западных стран. Закономерно появилась теория, связывавшая это с их диетой. Однако предположение, что именно такая диета является наиболее здоровой, не получило подтверждения. Систематические исследования показали, что у арктических аборигенов, которые относятся к монголоидной расе, многие физиологические и анатомические признаки отличаются от индоевропейских рас. За много тысяч лет потребления преимущественно животной пищи происходил отбор, стимулировавший появление более активной переработки аминокислот в глюкозу и лучшей нейтрализации аммония и амидных групп. Это обеспечивается большим размером печени и относительным увеличением размеров почек и мочевого пузыря. Белковая диета считается мочегонной, и при ней необходимо выпивать большое количество воды. Хотя у эскимосов не обнаруживалось типичных болезней западных цивилизаций, средняя продолжительность их жизни на десять лет короче, чем у американцев, канадцев или датчан, переселившихся на Аляску или в Гренландию [11].

Современная диета и белковый баланс

Современная диета и белковый баланс

Рост благосостояния в западных странах и отмена после вой ны карточной системы распределения продуктов сопровождались значительным улучшением питания населения. Расширился ассортимент продовольственных продуктов, исчезли витаминный и белковый дефициты. Увеличивалась пропорция животных продуктов в диетах. Но вскоре главные проблемы со здоровьем людей стали возникать из-за излишков калорий и все большей и большей степени замещения домашней кулинарии продуктами пищевой промышленности, ресторанов, кафе и продовольственных автоматов. Городские продовольственные рынки, обеспечивавшие прямые связи между производителями сельскохозяйственной продукции и ее потребителями, вытеснялись супермаркетами, которые начинали диктовать свои условия и нормативы фермерам. И последние стали приспосабливаться не к вкусам и потребностям городских жителей, а к условиям конкуренции между разными торговыми и промышленными монополиями. Уменьшалось сортовое разнообразие культур, и исчезали сезонные различия в поставляемой продукции. Ресторанные сети быстрого питания готовят картофельные чипсы только из одного типа картофельных клубней, приспособленных к техническим средствам обработки. Мировые сети супермаркетов реализуют помидоры, отобранные не по вкусу и аромату, а по плотности и толщине кожуры, что гарантирует хорошую транспортабельность и длительный срок хранения на полках магазинов. Ускоренный рост сельскохозяйственных животных обеспечивается гормональными инъекциями и комбинированными кормами. Куры выращиваются в клетках на птицефабриках в тесноте и на искусственном питании с добавлением гормонов и антибиотиков. Гормонами стимулируется круглогодичная лактация коров. Повсеместно увеличивалась доля продовольствия, которое поступает потребителям в консервированном виде.

Домашняя кулинария

Сравнительные исследования показали, что при домашней кулинарии баланс калорий лучше соответствует энергетическим потребностям и физиологическим нормам. Готовя дома, люди придерживаются старых традиций, унаследованных от родителей. Было подсчитано, что при домашнем питании средний американец потребляет в день не больше 2 500 – 2 700 ккал и около 100 г смешанных животных и растительных белков. На долю белков в этом случае приходится около 15 – 16% общего баланса калорий, что соответствует физиологическим рекомендациям. При покупке готовых блюд в ресторане, кафе или супермаркете потребляемый баланс калорий возрастает на 50 – 70% и масса белков в диете, в расчете на полноценный белок, увеличивается до 180 г [12]. Эпидемию ожирения большинство диетологов объясняют именно отказом от доминировавшего в прошлом домашнего питания и развитием промышленных пищевых корпораций, прибыли которых зависят от объемов торговли.

Диета Аткинса и другие низкоуглеводные диеты

Различные диеты, особенностью которых является высокое содержание белков и жиров и уменьшение доли углеводов, периодически появлялись с давних времен. Начало таким диетам положила небольшая книга англичанина Уильяма Бантинга «Письмо об ожирении, обращенное к публике», впервые изданная в Лондоне в 1863 г. [13]. Эта книга выдержала четыре издания в течение первых десяти лет. У. Бантинг, богатый владелец похоронного бюро, обслуживавшего британскую аристократию, страдал от сильного ожирения. Ему не помогали никакие диеты, гребля, турецкие бани и все прочие рецепты похудения того времени. При росте 160 см 65-летний Бантинг весил 202 фунта (91 кг). Один из его друзей, хирург Уильям Харвей (William Harvey), прописал ему осенью 1862 г. диету, почти не содержавшую углеводов. Они заменялись увеличенными порциями мясных, молочных и рыбных блюд. Через три месяца вес Бантинга снизился до 184, а еще через полгода до 156 фунтов. Он соблюдал эту диету до самой смерти и умер в возрасте 81 года. По тем временам диета Бантинга, состоявшая из бекона, яиц, сыров, мяса, паштетов, дичи, рыбы, была доступна лишь богатым людям. Но основные слои населения Англии от ожирения тогда и не страдали. О книге Бантинга вскоре забыли и вспомнили лишь недавно в связи с широкой рекламой аналогичной диеты, разработанной американским хирургом Робертом Аткинсом. Его книга «Революция в диете», вышедшая в 1992 г. в Нью-Йорке, быстро стала бестселлером [14]. В течение десяти лет (1993 – 2003 гг.) диета Аткинса оставалась наиболее популярной, и в некоторые годы в США ей следовали до 30 млн человек. В этой диете учитывалось увлечение американцев ресторанной едой.

Уильям Бантинг (1797 – 1878)

Уильям Бантинг (1797 – 1878)

Роберт Аткинс (1930 – 2003)

Роберт Аткинс (1930 – 2003)

Еще до публикации книги Аткинс создал в 1989 г. продовольственную корпорацию Atkins Nutritionals, которая обеспечивала супермаркеты и рестораны сертифицированными продуктами, вроде итальянских макарон, из которых была удалена половина крахмала. Эти продукты широко рекламировались и в Европе. В диете Аткинса доля углеводов была сведена к 5% от общего баланса калорий. В ней доминировали крабы, креветки, грибы, ветчина, ростбиф, французские сыры, паштеты, рыбные филе и другие блюда, рецептура которых была рассчитана на ресторанную кухню.

Из рациона полностью исключались картофель, хлеб, сахар и немалое число овощей и фруктов. Разрешалась цветная капуста, брокколи и спаржа. Белки обеспечивали 45% калорийности, жиры – 50%. Масса чистого белка, в расчете на полноценный, доходила до 250 г в день.

Спагетти

Увлечение диетой Аткинса привело к выпуску макаронных изделий, в которых половина углеводов заменена растительным белком. Спагетти из этой серии продуктов содержат 29% белка вместо обычных 10%. Поглощение избытка неполноценных растительных белков ведет к необходимости детоксификации их амино– и амидогрупп и к дополнительным нагрузкам на печень и почки. Кроме того, избыточные аминокислоты нарушают кислотно-щелочное равновесие в крови и лимфе и требуют нейтрализации.

Первоначально диета Аткинса предлагалась на 6 месяцев – в основном для похудения. Но по логике развития бизнеса в интересах корпорации ее вскоре начали предлагать «на всю жизнь» [15]. Сам Роберт Аткинс внезапно умер в апреле 2003 г. от второго инфаркта в возрасте 72 лет. Жена Аткинса не разрешила делать вскрытие, и причиной смерти был объявлен несчастный случай на улице. Лишь через много месяцев, уже в 2004 г., в прессе появились сообщения о реальной причине смерти и о том, что вес покойного составлял 117 кг при росте 183 см [16]. Как оказалось, Аткинс много лет страдал от атеросклероза, болезней сердца и гипертонии. Общий капитал корпорации Аткинса составлял к тому времени около 20 млрд долларов. И в 2004 г. началась серьезная критика его диеты [17]. 1 августа 2005 г корпорация Atkins Nutritionals была объявлена банкротом. Специалисты пытались оценить возможный вред от низкоуглеводной диеты, связанный в основном с токсичностью избытка в диете аминокислот и нуклеиновых кислот. Пуриновые и пиримидиновые кольца нуклеотидов в составе ДНК и РНК, сопровождающих белки в животных продуктах, подвергаются детоксификации, происходящей с образованием плохо растворимой в воде мочевой кислоты. При увеличении в крови концентрации мочевой кислоты ее соли могут откладываться в почечных канальцах (камни в почках) и в суставах пальцев (подагра). Диета Аткинса приводила к увеличению суточного количества мочевины, образуемой в печени, почти на 50 г, так как на каждые 100 г белка в диете образуется около 30 г мочевины (Н2CONh3) – органического соединения, с которым удаляется часть потенциальной энергии белков. У многих поклонников диеты Аткинса синтез мочевины не успевал перерабатывать избыток аминокислот и часть продуктов их распада выделялась в форме аммиака и ацетонов через легкие при дыхании.

Есть ли польза от вегетарианства?

Современное вегетарианство имеет в основном этические корни. Однако уже с древних времен ограничения на разные животные продукты вводились религиозными учениями, и много таких табу сохранилось до настоящего времени. Наибольшее число запретов на употребление в пищу животных продуктов существует у сикхов и буддистов в Индии. Ислам и иудаизм ограничивают потребление лишь некоторых животных продуктов, прежде всего свинины. Христианские страны не являются исключением, хотя проблемы создаются не церковью. Например, конина, которая является весьма популярным мясным продуктом не только в мусульманских странах, но и в Бельгии, Франции и в некоторых регионах России, была совсем недавно, в 2007 г., запрещена в США в качестве продукта питания людей. При этом был введен запрет на забой лошадей и на тех мясокомбинатах, которые в основном работали на экспорт [18]. Поголовье лошадей в США составляет 9,5 млн голов. Никаких ограничений на любые мясные продукты не существует, по-видимому, только в Китае.

Быстрый рост населения Земли привел в сравнительно недавнее время к появлению экологического и экономического вегетарианства. Эти направления вегетарианства основаны не на моральных соображениях, а на прогнозах отсутствия перспективы у животноводства, так как оно обеспечивает людей меньшим объемом калорий с единицы площади, чем растениеводство. Уже давно подсчитано, что сахарный тростник может дать с одного гектара земли 8 млн ккал, кукуруза – 3, рис – 2,5 и пшеница – 1,5 млн ккал. В то же время на 1 га сельхозугодий свинина обеспечивает лишь 800 тыс. ккал, птицеводство – 400 и пастбищное скотоводство – 200 тыс. ккал [19]. Подобные расчеты легли в основу книги Франс Лаппе «Диета для маленькой планеты», которая в наибольшей степени способствовала распространению экологического вегетарианства [20]. Лаппе считает аморальным использование зерновых культур для откорма скота и птиц, в то время когда сотни миллионов людей в мире голодают, не имея достаточного количества кукурузной муки или хлеба для своего пропитания.

Моральные аспекты этой проблемы вполне понятны, однако они не подкреплены научными обоснованиями. Растениеводство и животноводство являются взаимодополняющими частями сельскохозяйственной экономики. Воспроизводство плодородия полей для зерновых и овощных культур невозможно без животноводства. Пастбищное скотоводство дает возможность использовать земельные площади, непригодные для земледелия. В России это заливные луга, засушливые степи и лесотундра – сотни миллионов гектаров. Оленеводство, например, не конкурирует с земледелием и утилизирует в основном лишайники. Множество городских пищевых отходов можно использовать в свиноводстве. Полный отказ от животных продуктов в питании людей неизбежно привел бы к ослабленному и умственно неполноценному потомству. Однако появившееся в сравнительно недавнее время интенсивное индустриальное животноводство, оторванное от земледелия, не только создает немало моральных и экономических проблем, но и загрязняет атмосферу «парниковыми» газами, особенно метаном.

Вегетарианство

Умеренные формы вегетарианства, когда люди отказываются лишь от мясных продуктов, но продолжают употреб лять молоко, яйца, сливочное масло и сыры, не наносит существенного вреда здоровью взрослых людей. Но отказ от мяса и рыбы отрицательно влияет на развитие детского организма. Умеренное вегетарианство нельзя рекомендовать беременным и кормящим женщинам. Чтобы производить молоко или яйца, необходимо все же развивать и скотоводство, и птицеводство. Если отказываться в этом случае от употреб ления мяса, то животных все равно нужно забивать, когда они пройдут через пик своей продуктивности. Мужскую половину всех животных популяций пришлось бы также резко сокращать путем раннего забоя. Такой способ хозяйства привел бы к резкому росту стоимости молочных продуктов и яиц. В настоящее время коровы, быки, буйволы и даже козы доживают до глубокой старости только в Индии, стране с максимально высоким в мире поголовьем скота (около 300 млн голов, а вместе с козами – более 400 млн) и исключительно низкой долей животных продуктов в диете населения, составлявшей в 2007 г. лишь 8% от общего баланса калорий (в Китае 22%). При этом, по статистике ВОЗ, число недоедающих (меньше 1 800 ккал в день) достигло в Индии 209 млн человек.

www.safetymeds.com

Одежда, пища эскимосов. Общественный строй

Типично эскимосская одежда веками вырабатывалась в условиях холодного климата. Теплый олений мех, из которого ее шьют, и глухой покрой прекрасно защищают тело от холода, ветра и сырости. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки, сшитой из оленьих или тюленьих шкур, обращенных мехом к телу, В случае холода покрой позволяет, вынув руки из рукавов, греть их о голое тело. Кухлянки имеют капюшоны. Поверх коротких (15 см) кожаных натазников мужчины надевают штаны, сшитые из шкуры оленя, тюленя или белого медведя. Штаны достигают колен. На ноги надеваются меховые чулки, обращенные мехом к ноге, вг меховые сапоги мехом наружу, сшитые из оленьего камуса (кожа с ноги оленя) или из нерпичьей шкуры.

Женскую одежду шьют из того же материала, что и мужскую; по форме она очень напоминает мужскую. Женщины надевают на тело кожаную рубашку с хвостовидным удлинением сзади. Короткая кухлянка без разреза обычно украшена вышивкой, имеет мысики (выступы) спереди и сзади. В отличие от мужской, на женской кухлянке есть заплечный кожаный мешок, в котором носят грудного ребенка. Одежда шьется и подгоняется с таким расчетом, чтобы нигде не поддувало. Локальные варианты эскимосской одежды различаются длиной кухлянки, деталями покроя и отделки. Наиболее отличны от общеэскимосского типа одежды парки тихоокеанских эскимосов и алеутов. Их шьют из шкурок морских птиц, без капюшона. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натазников. Для охоты в каяке надевается непромокаемая одежда из кишок морских животных.

Пища

Раньше эскимосы ели то, что им удавалось добыть, охотой или рыболовством. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти единственной их пищей являлось, а частично и сейчас остается, мясо морских животных, а также оленей. Его едят в вареном, сушеном и сыром виде.

Ягоды и съедобные коренья занимают незначительное место в питании. Мясо морских животных очень богато витаминами и хорошо предохраняет от цинги. Мясная диета освобождает эскимосов от необходимости специально добывать соль, так как в мясе она содержится в достаточном количестве. Эта диета хорошо соответствовала и климатическим условиям. Переход эскимосов, под европейским влиянием, от мяса к овсяным лепешкам, чаю с сахаром и консервам вредно сказался на их здоровье. Характерной чертой эскимосской диеты является большое потребление воды. Никаких алкогольных напитков у эскимосов до прихода европейцев не было.

Общественный строй

В конце XIX — начале XX в. эскимосы жили еще первобытно-общинным строем. Рода у эскимосов в это время уже не было* Основной социальной единицеи являлось стоибище. Почти все его обитатели были связаны между собой родством или свойством. На западе Аляски уроженец чужого стойбища противопоставлялся человеку «моего» стойбища, считавшемуся родственником.

У центральных и гренландских эскимосов родственные связи были менее ярко выражены, чем на Аляске, и больше выступали на первый план соседские связи между обитателями стойбища. В целом эскимосское стойбище являлось соседской общиной, несущей в себе значительные родовые пережитки, более сильные на западе и несколько ослаблявшиеся по направлению к востоку. Родовые отношения особенно полно сохранялись в отношениях производства и потребления. В некоторых видах охоты и рыбной ловли участвовали все охотники стойбища. Например, всем стойбищем охотились на карибу или ловили лосося во время весеннего нереста. Добыча от индивидуальной охоты также поступала в общее распределение по определенным нормам. Эти нормы были неодинаковы для различных эскимосских групп, но б этом отношении можно проследить некоторые закономерности. Так, охотник, добывший тюленя,, получал обычно очень мало, большая часть туши распределялась между остальными охотниками данной охотничьей партии. Кроме того, получали свою долю члены стойбища, не участвовавшие в охоте из-за неотложной работы или по болезни, а также старики, вдовы и сироты. К концу XIX в. этот порядок распределения добычи в значительной степени выродился. Однако обычай взаимопомощи еще сохранялся, в особенности во время голода, когда имеющиеся запасы пищи, как бы малы они не были, делились между всеми членами стойбища.

Первобытно-общинные нормы в конце XIX — начале XX в. продолжали сохраняться в отношении распределения китового мяса: каждый мог брать его себе в любом количестве.

В эскимосском обществе описываемого периода личной собственностью считалось оружие, каяк, сани, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки и т. п. Личной собственностью считались площадки льда с отверстиями для дыхания тюленей. В Гренландии охотник, нашедший продушину, ставил около нее отметку, указывающую ее владельца. У эскимосов Берингова пролива каждая семья все принадлежавшие ей вещи помечала своим знаком— тамгой. Наличие знаков собственности свидетельствовало о разложении первобытно-общинного строя.

Собственностью всей семьи были запасы пищи. Собственностью всего стойбища в целом считались: каменные изгороди, строившиеся всеми членами группы и использовавшиеся для ловли оленой; запруды для ловли рыбы; дом для общественных праздников и т. д.

Племенная собственность на охотничьи земли и районы лова морского зверя, по-видимому, отсутствовала.

Предметы личной собственности можно было одалживать. Утерю или поломку взятого взаймы предмета можно было не компенсировать или вернуть его в испорченном виде, и владелец не имел права требовать возмещения за нанесенный убыток. Более того, на Аляске владелец обычно считал неудобным просить обратно одолженный предмет, так как, по мнению эскимосов, человек, который может дать другому часть своей собственности, имеет больше, чем ему необходимо. А владелец ловушки, если он ею не пользовался, обязан был уступить ее тому, кто в ней нуждался.

Когда умирал женатый мужчина, часть имущества умершего клали вместе с ним в могилу. Остальное имущество наследовали его родственники, главным образом дети: сыновья наследовали орудия охоты, дочери — предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но получала обратно свое приданое. В Гренландии человек, имевший одну палатку, не мог наследовать другую, как и владевший одним умиаком не получал другого и т. п. На Аляске таких ограничений в наследовании уже не соблюдалось, и среди аляскинских эскимосов имущественное расслоение зашло дальше, чем среди эскимосов других районов. Доли наследства, получаемые старшими и младшими детьми в разных местах, были различны. Так, в Гренландии большую часть имущества отца получал старший сын. Среди «медных» эскимосов не устанавливалось какого-либо различия в порядке наследования старшими и младшими сыновьями. На Аляске же старший сын получал меньше младших. Все ценные вещи шли младшему из сыновей. Распределяла наследство у аляскинских эскимосов жена умершего.

Во второй половине XIX в. между различными эскимосскими территориальными группами наблюдались прочные торговые связи, осуществлявшиеся из года в год по одним и тем же путям. Торговые ярмарки, особенно на Аляске, проводились в форме празднеств с танцами и различными ритуальными церемониями. Такие ярмарки обычно устраивались в одних и тех же местах, а именно, на границе между различными группами. Торговля проводилась путем обмена одних продуктов на другие. За единицу стоимости принималась шкурка взрослой выдры, а позднее — бобровая шкурка.

По сообщению американского ученого Е. У. Нельсона, на Аляске в 90-х годах XIX в. в каждом селении можно было найти богача, собравшего путем торговли значительную по эскимосским понятиям собственность (ценностью в несколько сот долларов). Такие богатые люди обязаны были время от времени устраивать празднества для своих односельчан и раздавать им пищу и подарки. Если богатый эскимос уклонялся от организации празднества, односельчане или убивали его и забирали все, что у него было, или же насильственно заставляли устроить празднество и раздать на нем все свое имущество. В последнем случае он должен был, под страхом смерти, оставить всякую мысль о том, чтобы снова разбогатеть. Это свидетельствует о том, что для эскимосов во второй половине XIX  в. имущественное неравенство было явлением новым и непривычным. Но уже в этот период решающий голос в селении обычно принадлежал самому богатому односельчанину, так как все остальные в той или иной мере зависели от него.

На о-ве Нуниваке еще несколько десятилетий назад, собственность в каждой родственной группе носила общественный характер. Все предметы метились знаками собственности, имевшими вид прямых или ломаных линий, но число знаков было очень ограничено. Все лица, имевшие общего мужского предка, метили свою собственность одним знаком. Для выделения отдельных ветвей генеалогического древа или отдельных семей внутри родственной группы на предметы ставили несколько знаков (но не свыше пяти).

На Аляске у эскимосов, живших между р. Кускоквимом и заливом Коцебу, в конце XIX в. сохранялось деление на тотемные группы. Наиболее распространенными были тотемы Волка, Сокола и Ворона. Все члены тотемной группы считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогамна, или нет, т. е. являлась ли она родом или только его остатком.

У эскимосов Аляски и Гудзонова залива до середины XIX в. были повсеместно распространены мужские дома (кажимы), существование которых обычно связывается с материнским родом. В каждом эскимосском стойбище имелось особое здание, где мужчины проводили свободное от охоты время. Там они работали, ели и спали. Там же устраивались все совещания и проводились праздники.

Браку эскимосов парный. На тихоокеанском побережье в конце XVIII— начале XIX в. существовал кросс-кузенный брак, т. е. брак между детьми брата и сестры. Эта форма брака связывается с родовым строем, а точнее с материнским родом и дуальной экзогамией. Поселение после брака могло быть и матри- и патрилокальным, но на Аляске и островах Нунивак, Кадьяк и Алеутских jb XIX в. преобладало первое. Развод совершался без всяких затруднений по желанию как мужа, так и жены. Дети оставались с матерью, и отец терял на них все права. Женщина в семье была вполне равноправна с мужчиной.

В терминологии родства различаются отцовская и материнская линии, что может быть удовлетворительно объяснено только тем, что эта терминология возникла как отражение существовавшего в прошлом родового строя. Есть и многие другие доказательства существования у эскимосов в прошлом рода, и именно материнского. По-видимому, родовая организация исчезла в связи с освоением-огромных незаселенных пространств Арктики, когда отдельные роды далеко уходили друг от друга, часто распадались и перемешивались в процессе передвижения.

В последующем разложении экзогамии большую роль сыграл также и кочевой образ жизни центральных и восточных эскимосов, затруднявший поддержание межродовых связей. В этой связи интересно отметить, что у эскимосов западного побережья Америки пережитки родового строя сохранялись в значительно большей мере, чем у всех остальных эскимосов. Это объясняется тем, что им не пришлось осваивать таких больших пространств, как центральным и гренландским эскимосам, а также и тем, что жизнь их носила более оседлый характер благодаря возможности морской охоты не только зимой, но и летом.

Процесс разложения родовых отношений у эскимосов тесно связан, разумеется, с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вероятно, процесс разложения родового строя завершился совсем недавно, особенно на Аляске и прилегающих островах, где род, возможно, существовал еще в XVIII в. или даже позднее. Материнский род сменился, по-видимому, непосредственно соседской общиной, а не отцовским родом. Во всяком случае для эскимосов Аляски это можно утверждать вполне определенно.

У большинства эскимосов в середине XIX в. и позже не было вождей, но всегда в стойбище один из старших, опытных охотников, особенно если он к тому же был шаманом,пользовался большим авторитетом, чем другие старики; его называли «знающий», «думающий», «советчик»: он мог указывать, куда лучше перекочевать всему стойбищу, кому идти на тюленью охоту, кому за оленями; но следовать его советам было не обязательно, и он не обладал властью заставить выполнять свои приказания.

Огромную роль играло в жизни эскимосов общественное мнение. Каждый мог поступать как ему вздумается до тех пор, пока не нарушал общего благополучия. Если человек преступал обычные нормы, его увещевал кто-либо из стариков или старух. Большей частью подобные увещевания хорошо действовали, так как они считались очень обидными. Если же он продолжал нарушать правила охоты, надоедать соседям и раздражать их, то подвергался бойкоту: ему не позволяли участвовать в делах общины, не пускали в свои хижины, никто не желал с ним разговаривать или иметь какое-либо дело; если же он, из-за совершенных им обид, стал ненавистен своим соседям, то его можно было убить, когда община считала это нужным. Иногда кто-нибудь сам вызывался совершить казнь; тогда вызвавшийся опрашивал всех соседей и, при их согласии, убивал обидчика. Иногда соседи устраивали совещание и выбирали исполнителя своего решения из состава общины, и он не имел права отказаться, хотя бы осужденный был его родной брат. Семью казненного забирал исполнитель приговора или кто-нибудь из членов общины.

В противоположность этому убийству, носившему как бы законный характер, всякое другое убийство должно быть отмщено ближайшими родственниками убитого, и обычай кровной мести являлся одним из самых обязательных в обычном праве эскимосов.

lib7.com

Диета эскимосов

Эскимосов можно отнести к довольно изолированной группе людей, чей быт и питание очень отличаются от обычных для большинства обитателей земли. Жизнь около большой воды диктует свои условия, главной и основной едой становятся морепродукты. Конкретно благодаря полезным субстанциям, содержащимся в почти всех сортах морской рыбы, у эскимосов не бывает избыточного веса и заболеваний сосудистой системы.

Особенности системы питания эскимосов

Базу питания эскимосов составляет морская рыба. В ней содержится огромное количество жирных кислот, нужных для здоровья. Они понижают уровень холестерина, участвуют в образовании гормонов в человеческом организме и в регулировании обмена веществ. Потому, применяя рацион эскимосской диеты, вы не только лишь потеряете излишние килограммы, да и поправите свое здоровье.

Продукты, применяемые при эскимосской диете

Главные сорта рыбы, применяемые при диете: макрель, лосось, сельдь, форель, ставрида, сайра, семга. Идеальнее всего, если она будет свежайшей, но нередко таковой способности не предоставляется, потому можно использовать и рыбу, подвергнутую глубочайшей заморозке. Наилучшим дополнением к рыбе будут овощи и фрукты.Овощи можно употреблять свежайшими в виде салатов либо тушеными как жаркий гарнир. В перерывах меж приемами еды следует съедать фрукты.

Противопоказания по продуктам

Во время эскимосской диеты под запретом находятся последующие продукты: любые сладости, продукты из молока, мясо и потроха хоть какого животного и птицы, все крупы и хлебобулочные изделия.

Принцип диеты эскимосов

Диета эскимосов относится к жестким, малокалорийным монодиетам с дневным рационом 1200 калорий. Беря во внимание, что средняя норма расхода энергии человека за денек – 2400 калорий, то, предположительно, утрата веса за 12 дней (срок продолжительности всей диеты) составит приблизительно 4-6 кг. Почти все находится в зависимости от личных особенностей организма каждого. Но совет диетологов однозначен: даже если вы не довольны плодами, продолжать диету более установленного времени не стоит. Отсутствие продуктов из молока и круп все равно скажется на работе организма, а отказ от сладкого может вызвать легкое депрессивное состояние у многих людей, привыкших всасывать много сладостей.Во время диеты восполнять недостающие витамины и минералы можно при помощи мультивитаминных комплексов.

Меню эскимосской диеты

Тут приведена диета на 7 дней. 2-ые 5 дней повторяют деньки первой недели.

1 денекУтро: по 150 г отваренных на пару минтая, капусты и моркови. Чай либо кофе без сахара. Можно съесть небольшой тост с джемом.Обед: суп картофельный, лососина 100 г и 150 г вареного риса. Можно добавить мало соевого соуса. Компот без сахара, если совершенно не смачно, заместо сахара положите его заменитель.Полдник: яблоко, груша либо апельсин на выбор. В принципе, можно 150 г всех фруктов, не считая банана.Ужин: вареный кальмар 200 г, 50 г морковки по-корейски, 2 малеханьких ломтика ржаного хлеба, чай без сахара, одна шоколадная конфета либо кусок горьковатого шоколада.

2 денекУтро: 2 бутерброда с осетриной, четыре грецких орешка, несладкий чай либо кофе.Обед: суп, к примеру, щи либо рассольник. Две рыбные котлеты, майонез и ломтик хлеба. Компот.Полдник: фрукты, но не бананы.Ужин: сельдь под шубой 150 г, 2 ломтика ржаного хлеба, несладкий чай с орехами в шоколаде.

3 денекУтро: два бутерброда с осетриной, четыре грецких орешка.Обед: борщ (рецепт на овощном бульоне без мяса), яичко, мало красноватой икры, тушеная капуста, компот.Полдник: фрукты.Ужин: креветки 300 г, чай без сахара, тост с джемом.

4 денекУтро: минтай на пару 150 г, малость майонеза, 100 г зеленоватой редьки. Чай либо кофе без сахара, тост с джемом.Обед: уха из горбуши, соленая форель 100 г, 2 картофелины, запеченные в духовке, компот.Полдник: фрукты.Ужин: вареной кальмар 200 г, свежайший огурец с соевым соусом, 2 куска ржаного хлеба, чай с медом.

5 денекУтро: треска на пару 150 г, тушеная на воде капуста. Чай либо кофе без сахара, тост с джемом.Обед: суп из картофеля с фрикадельками рыбными, жареная камбала 100 г, 150 г вареного риса с соевым соусом. Компот.Полдник: фрукты.Ужин: кальмар с морковью по корейски 250 г, хлеб темный 2 куска, несладкий чай с куском шоколада.

6 денекУтро: два бутерброда с икрой (лучше красноватой), чай либо кофе без сахара, одна шоколадная конфетка.Обед: уха, скумбрии на пару, салат из морской капусты, компот.Полдник: фрукты 150 г, не считая банана.Ужин: две рыбные котлеты, морковь тушеная, чай, ? нежирного пирожного.

7 денекУтро: вареная зубатка 150 г, тертая морковь с соевым соусом. Несладкий чай либо кофе с финиками (5-6 шт.).Обед: уха, кусочек рыбного пирога либо расстегай с нежирной рыбой. Компот с сукразитом либо Сладисом (заменителем сахара).Полдник: фрукты.Ужин: креветки отваренные в воде 300 г, 150 г вареного риса, чай несладкий с печеньем (2 шт.).

www.tipsboard.ru

Эскимосы | Etnic.ru

Слово «эскимос» можно перевести как «тот, кто ест сырую рыбу». Народность, от которой происходят нынешние эскимосы, возникла в 3 тысячелетии до н.э.

Эскимосы — коренной народ, населяющий территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Всего — около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы — монголоиды арктического типа (малая арктическая раса). Их основное самоназвание — «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг — «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

Появились в середине 3 тысячелетия до н. э. на побережьях Берингова моря, на востоке ещё до н. э. дошли до Гренландии, где создали Культуру Дорсет. Бытовая их культура необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII—XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.

В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии — к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ — гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии — ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.)

Основное традиционное занятие — охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины 19 века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок — дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины 19 века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими Эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.

Основная пища — моржовое, тюленье и китовое мясо — мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий — Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т.д. Был развит шаманизм. После 1930-х годов у Эскимосов были организованы промысловые хозяйства. Традиционные занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиционные верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. У современных Эскимосов наблюдается подъём национального самосознания.

Традиционное декоративное искусство — меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку. У Эскимосов преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан’ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений («хозяева земли»).

Источники:http://edinay-russia.narod.ru/ESKIM.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F1%EA%E8%EC%EE%F1%FBhttp://www.hrono.info/etnosy/rossia/eskimosy.php

Поделиться ссылкой:

etnic.ru

Одежда, пища эскимосов

До конца XIX в. эскимосы носили глухую одежду – кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. Она состоит из меховых широких штанов, плотно входящих в сапоги и завязываемых так, чтобы не пропускать воды, меховой рубашки без ворота, но с капюшоном, и шапки.

У женщин штаны и сапоги иногда составляют одно целое; на спине мешок для ношения детей. Одежда, особенно у женщин, украшается крашенными кожаными вышивками, утиными шейками, лисьим и беличьим мехом и т. д. Материалом для одежды служат преимущественно шкуры оленей, затем тюленей, собак, полярных лисиц и птиц.

Характерна верхняя непромокаемая одежда из кишок и пузырей млекопитающих, изготовляемая с большим вкусом и изяществом, точно так же, как и одежды из птичьих шкурок. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее – из покупных тканей.

Одежда, пища эскимосов

Традиционная обувь – меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужские – до середины голени, женские – до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъема ноги в виде «пузыря». Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке.

Татуировка у мужчин – кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин – сложные геометрические узоры на лице и руках. Красящим веществом служит сажа. Характерны носовые украшения из колец, стержней пера, бус, осколков раковин; подобные предметы вставляются также в разрезы под нижней губой, иногда в целый ряд, заполняемый пуговицами из раковин и напоминающий второй ряд зубов.

Основная пища – моржовое, тюленье и китовое мясо – мороженое, квашеное, вяленое, вареное. Любимые кушанья — оленье мясо, кровь, содержимое желудка оленя, головы рыб и т. п. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

geographyofrussia.com


Смотрите также