Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи. Национальное блюдо чукчей


Блюда из кухни чукчей | Etnic.ru

Чукчей у нас немного. Предки их жили в самой восточной части крайнего севера Якутии. Охотились на дикого оленя, морского зверя, на пернатую и другую дичь. Кроме того, занимались рыболовством, собирали дикорастущие ягоды, съедобные травы и их корни.

ПАЛЬГЫН

Это блюдо из костного жира. Оленьи кости мелко разрубают и долго варят. На поверхности бульона образуется жир, его собирают в отдельную посуду. Пальгын подают с мелкорубленой зеленью из квашеных или вареных ивовых листьев и щавеля.Из пальгына делают своеобразную колбасу. Мелкорубленое вареное мясо оленя смешивают с пальгыном и набивают им толстую кишку оленя, затем коптят в дыму очага в яранге.

ВИЛЬМУЛИМУЛЬ

Кровь оленя сливается в вычищенный желудок. Туда же закладывают вареные почки, печень, уши, жареные копыта (предварительно сняв роговицу) и губы, добавляют ягоды и щавель. Набитый желудок аккуратно зашивают, опускают в кэтыран — ледник. Зимой хранят в холодной части яранги. Продукт заквашивается на зиму. Этот калорийный и витаминный продукт употребляют в пищу весной. Такую пищу готовят многие северные народы.

КЫКВАТОЛЬ

Эту заготовку делают в летнее время на ветру. Оленину сушат на солнце на специальных вешалах, а в сырую погоду — в яранге, в дыму очага. Мясо провяливается. Коптится только верхний слой — внутри оно остается свежим. При подаче разрезают, если есть сырые части, то прожаривают.

НУВКУРАК

Китовое мясо вялили таким образом, чтобы затвердевала только внешняя корка — оболочка, внутри же мясо оставалось сырым. Затем варили его в больших котлах и укладывали в бочку с топленым тюленьим жиром. В таком виде мясо долго сохранялось. В пищу употребляли только зимой.

МАНТАК

Чукчи, а также эскимосы, широко пользовались мясом и кожей кита. Китовую кожу с салом ели в сыром и вареном виде. Варили и заготовляли впрок. Для этого кожу клали в бочку с плотно уложенными в нее листьями вывегтыт — иван-чая. заливали водой. Употребляли в пищу зимой. Листья иван-чая придавали ему приятный запах и позволяли долго сохраняться. Осенью, с первыми заморозками, свежую кожу с салом большими пластинами клали в яму для мяса. Здесь кожа с салом сохранялась до самой весны. Зимой мантак (или итгилгын) ели в замороженном виде перед сном, В вареном виде его употребляли с кашицеобразной массой, приготовленной из растений,— кыйугак.

БЛЮДО ИЗ КОРНЕЙ ТРАВ

Очищенные, промытые корни и стебли съедобных трав нарезают мелко и толкут в однородную массу, перемешивают с мелко нарезанным оленьим мясом и тюленьим жиром. Такую толкушу употребляют как самостоятельное блюдо, но можно подать наряду с другими.

КУВЫХСИ

Верхнюю часть стебля и листья горца трех-крылоплодного собирали до цветения и заготовляли впрок. Для этого траву варили, слив отвар, хорошо отжимали, слегка подсушивали и остужали. После этого укладывали в посуду, плотно закрывали, ставили в холодное место или держали на морозе. Употребляли зимой: смешивали с мелкорубленым сушеным мясом морского зверя, добавляли во все традиционные блюда.

КВАШЕНАЯ ОЛЕНИНА

В мешок из нерпичьей или оленьей шкуры — тенегын закладывают вперемежку, слой за слоем, оленье мясо и кости, крепко завязывают, Летом, где остался островок из снега, устраивается кэтыран — вроде ледника, делают, прокопав этот сугроб до земли. В этот кэтыран кладут тенегын и сверху засыпают снегом. Зимой употребляют уже законсервированный продукт.

КВАШЕНЫЕ ГОЛОВЫ

В середине лета, во время первого хода лосося, начинают квасить головы этой рыбы. В начале делают небольшую ямку, сняв дерн с земли. Объем ямы определяется количеством заготовляемых голов. Дно устилают ивовыми прутьями или снятым дерном, на который укладывают рыбьи хребты, на эти хребты кладут головы. Затем головы покрывают также слоем хребтов, а на них — дерн. Ледник засыпают землей и слегка уплотняют. В дальнейшем, как только засыпанная горка земли просядет, сравняется с поверхностью дерна, головы вынимают из ямки. Квашение голов делают с таким расчетом, чтобы они доспели к сентябрю, к приходу тех, кто уехал далеко на работу.

Источник http://www.sitc.ru

Поделиться ссылкой:

etnic.ru

Чукчи - интересные факты, обычаи, праздники

Чукчи. В представлении большинства из нас, знающих о них лишь из анекдотов, - это не особо умные люди, живущие где-то на Севере. Но что на самом деле это за народ?

ЧукчиЧукчи

Как и где они живут? Каков их быт? Что они едят? Чем занимаются? Каковы их традиции и праздники? Узнаем об этом подробнее, что, возможно, поможет изменить наше отношение к этому немногочисленному народу.

Слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» - то есть «богатый оленями».

Есть кочевые чукчи, живущие в глубине Чукотки и всюду следующие за своими оленями. Придя на место, где много корма для животных, они устанавливают жилища, а когда оленья «еда» заканчивается, чукчи переселяются на другое пастбище.

Но есть и другие чукчи - они оседло живут на побережье и занимаются рыболовством и охотой на морских животных.

На сегодняшний день чукчи насчитывают чуть более 15 тысяч человек, большинство из которых живет на Чукотке (Россия). Первые чукчи появились здесь в третьем тысячелетии до нашей эры.

Согласно мифологии, чукчи - избранная богами раса, а остальные северные народности (эвенки, коряки и другие) нужны лишь для помощи чукчам.

Создателем мира чукчи считают ворона по имени Куркыль. Именно он, по их мнению, создал все на Земле и научил всему людей. А к сотворению всего, что есть в Космосе, «приложили руку» северные животные.

Яранга

ЯрангаЯранга

Дом чукчи - это яранга. Она представляет собой большой покрытый оленьими шкурами шатер, снаружи укрепленный тяжелыми камнями. Посредине яранги устанавливается огнище для обогрева, а вокруг него - сани с хозяйственным скарбом. В задней части яранги меховыми шкурами отделяется небольшая «комнатка», в которой чукчи спят и едят.

Одежда чукчи

Зимняя одежда чукчейЗимняя одежда чукчей

Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков - молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой - мехом к телу, внешний - мехом наружу.

Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.

Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.

Летняя одежда чукчейЛетняя одежда чукчей

Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.

Одежда младенца представляет собой комбинезон с наглухо зашитыми краями рукавов и штанин. На его задней стороне, там где у ребенка находится попа, есть специальный разрез, через который подкладываются чистые и вытаскиваются грязные «пеленки».  Почему слово «пеленки» мы взяли в кавычки? Потому что они мало похожи на привычные нам пеленки - это мох с оленьей шерстью. Это скорее памперс по-чукотски.

Национальная женская прическа - косы, украшенные пуговицами и бусами.

Что едят чукчи

Чукчи "обедают"
Чукчи "обедают"

Едят чукчи мясо оленей, китов и тюленей (как свежезамороженное, так и вареное), ливер, кровь, моллюсков, кору ивы, ягоды и щавель.

Есть у чукчей национальное блюдо, которое вряд ли кто захочет попробовать - это моняло. Оленя, которого собираются заколоть, кормят мхом и выжидают определенное время, чтобы он начал перевариваться в желудке. Затем животное убивают и достают содержимое желудка - это и есть моняло. Из него готовят первые блюда (горячий суп с кровью, жиром и кусочками мяса), едят в свежем виде и делают консервы. Как говорится, приятного аппетита!

Пьют они, как правило, отвары из трав.

Чукчи любят выпить, но им категорически нельзя употреблять алкоголь, так как в их организмах не перерабатывается этиловый спирт. Но, как водится, к предостережениям прислушиваются немногие, в итоге - высокая смертность. Согласно статистике, из-за пьянства численность малых народов Севера значительно сократилась, а некоторые исчезли вовсе.

Свадебные традиции

Счастливая пара
Счастливая пара

В суровом климате раньше жило немного людей, да и сейчас ситуация не намного лучше. И когда приходило время создавать семью, молодым и выбирать-то особо было не из кого - уж слишком мало было «свободных» людей. Что же делать? Заключать родственные браки и обмениваться женщинами.

Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи. Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину. А уж если она могла составить пару кому-то неженатому - это было настоящим подарком!

Семья чукчейСемья чукчей

У чукчи практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Эта традиция появилась вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.

Беременность и роды

Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов - его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества - он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Если женщина долгое время не могла родить и было понятно, что без посторонней помощи не обойтись, то ей все же оказывали помощь - это должна была сделать родственница. Но после этого к роженице и ее супругу начинали относиться с презрением. Получается, лучше умереть, чем получить помощь.

Рожденного малыша протирали куском шкуры, смоченной в моче матери, надевали на левые ручку и ножку браслеты-обереги, и наряжали в меховой комбинезончик.

Десять дней после родов женщина не ела мясо и рыбу, разрешался лишь мясной бульон.

Раньше женщины-чукчи кормили детей грудным молоком до четырех лет. Если по каким-то причинам это было невозможно, ребенка поили тюленьим жиром; давали ему «соску», сделанную из кусочка кишки морского зайца и набитую мелко порезанным мясом; а в некоторых поселениях младенца вскармливали собаки.

Вдова чукчи

Чукчи. СемьяЧукчи. Семья

Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и не важно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой.

Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется «левират».

Левират - это окогда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.

И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.

Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.

Воспитание мальчиков

Чукча учит сына стрелять из лукаЧукча учит сына стрелять из лука

С шестилетнего возраста чукчи начинали воспитывать в мальчике воина. Они приучали его к спартанской обстановке, что звучит странно, учитывая условия жизни чукчи. Они и так живут, на мой взгляд, по-спартански. Ребенок должен был научиться быстро просыпаться и мгновенно реагировать на посторонние звуки. Его учили быстро бегать, тренировать остроту зрения, стрелять из лука. Не случайно, во Второй мировой войне чукчи зарекомендовали себя как великолепные снайперы.

Чукча-снайперЧукча-снайпер

Сейчас мальчики любят играть в чукотский «футбол» с мячом из шерсти оленя, также у них популярна борьба в экстремальных условиях - на скользкой шкуре моржа или на льду.

Чукчи и смерть

Чукчи всегда верили, что у каждого из них есть как минимум пять жизней, поэтому не боятся смерти. Каждый после смерти стремился попасть в Мир предков, для чего нужно было либо умереть от руки врага в бою, либо от руки друга. Поэтому если чукча просил своего ближнего убить его, просьба выполнялась с легкостью. Почему не сделать другу приятное одолжение?

Это так называемая «добровольная смерть». К ней прибегали, как правило, старые люди, не имеющие возможности ухаживать за собой и не желающие быть обузой для близких, и неизлечимо больные люди.

Чукчи хорошие воины. За каждый успех в бою на тыльную сторону правой ладони они наносили метку-тату. Чем больше меток, тем опытнее воин.

Женщины-чукчи всегда имели при себе холодное оружие, чтобы в случае нападения врага сначала убить свою семью, а потом себя.

Праздники у чукчей

Праздник скат байдары

БайдараБайдара

Это праздник прибрежных чукчей.

Байдара - большая лодка, вмещающая три десятка человек. Остов ее делают из дерева и ребер кита; потом его обтягивают шкурами тюленей или моржей.

Для чукчей байдара - вещь незаменимая. Нет байдары - мало еды в семье. Поэтому в каждой семье к этой лодке относились с почетом, по крайней мере раньше. Возможно, сейчас чукчи, прикоснувшись к цивилизации, не столь трепетно к ней относятся.

Итак, перед началом охотничьего сезона на морских животных мужчины готовят охотничье снаряжение, а женщины варят специальное блюдо из оленьего жира.

После этого шаманы проводят ритуал камлания. Как он проходит, читайте в статье «Интересные факты о шаманах».

Затем байдару несут на берег, где хозяева «кормят» приготовленным женщинами блюдом морских духов. На следующий день обряд повторяется, после чего можно начинать охотиться.

Праздник кита

Праздник кита у чукчейПраздник кита у чукчей

Его проводят чукчи, живущие на побережье, основной промысел которых - охота на морских животных. Цель его - попросить прощения у Повелителя морей за убитых охотниками китов, моржей и тюленей. Проходит он в конце лета. Накануне охотники убивают кита и доставляют его к берегу, где их прибытия ждут все жители поселения. Животное вытаскивают на берег, охотники срезают с него полоски кожи, которые раздают мальчикам - будущим охотникам. Затем с кита срезается все мясо, а скелет вновь опускается в море. Считается, что это позволит киту воскреснуть.

Праздник оленя

Праздн ик оленя у чукчейПраздн ик оленя у чукчей

Его празднуют «сухопутные» чукчи, разводящие оленей.

У праздника есть и другое название - «праздник сброшенных оленьих рогов». Проводится он в мае, когда на свет появляются оленята. Самки, родив теленка, сбрасывают рога, а люди их собирают. На большую поляну сгоняются олени. В центре ее женщины трением разжигают огонь. Вокруг этого костра раскладываются рога, молодежь начинает бить в бубен и танцевать. Также проводятся различные состязания. 

Во время праздника убивают несколько оленей - они будут пищей для стариков, женщин и детей, которые останутся в поселении, когда мужчины уйдут пасти оленей на дальние пастбища.

Народный промысел

Резьба по костиРезьба по кости

У чукчей наиболее развиты искусство резьбы по кости и скульптура, причем этим могут заниматься лишь мужчины. Основные темы: пейзажи, охота, животные.

Женщины-чукчи занимаются шитьем и вышивкой.

«Транспорт» чукчи

Оленья упряжка у чукчиОленья упряжка у чукчи

Традиционный «транспорт», популярный у чукчи, - байдары, собачьи упряжки, сани с оленями.

Гигиена чукчи

Ребенок чукчи моетсяРебенок чукчи моется

Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.

Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».

В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали нее.

Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы. Почему?  По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет. Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» - вопрошают чукчи.

Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен». 

morefactov.ru

Чем в основном питаются чукчи?

  • Жизнь у чукч не такая разнообразная и соответственно с пищей у них такая же ситуация. Сказать что они голодают было бы совсем не правильно. Традиционная еда чукч это оленина, жир и мясо морских животных. Иногда употребляют супы из круп и овощей. Особенно полезной пищей чукчи считают мясо моржа. Мясо белуги и серого кита употребляют как в свежем виде, так и вареном. Мясо морских животных считается очень жирным, поэтому необходима и растительная пища такая, как ягоды, трава, корни, морская капуста. Все это им приходится добывать самостоятельно. Их жизнь сильно отличается от жизни города, поэтому их обед зависит от их ежедневных усилий.

  • Они питаются тем что у них есть. Растительности там практически нет, лишь один мох (но они и его умудрились приготовить). Из мяса основной рацион составляют олени. Так же они употребляют различные морепродукты - то что смогут добыть.

  • Чукчи - очень умный народ. Они знают чем нужно питаться на Крайнем Севере, чтобы выжить. В основном чукчи питаются рыбой. Северная рыба очень жирная и питательная. В ней содержатся много полезных элементов. Поэтому строганина для них привычная еда, которая хорошо восполняет организм нужными веществами. Также чукчи едят оленину. Мясо оленя обладает удивительными свойствами. Ценно и его молоко. Чукчи занимаются и собирательством местных северных ягод. Запасают их на зиму. Также заготавливают грибы, коих много в тех районах. Раньше чукчи занимались также и охотой на тюленей. А сейчас чукчи питаются практически, как и все, привозом с quot;большой землиquot;.

  • По телевизору в одной передаче показывали, как чукчи готовили национальное блюдо из мяса. Все тщательно пережевывалось и слеплялось в комок, типо котлеты. Никакой термической обработки. Чукчи едят мясо оленей, рыбу. Оленина по своим вкусовым качествам ценится выше другого мяса.

    Рацион чукчей не совсем разнообразен.

  • Раньше северный народ чукчи питались специфически. Ели они в основном мясо, чаще оленину, рыбу, морских животных, дикорастущие ягоды и грибы, коренья. Основной запас питательных веществ брали из свежей крови, которую иной раз пили, добывая е из надреза вены у оленя. Но сейчас питание у них стало более разнообразным, так как 21 век вс-таки на дворе.

  • Может когда-то в советские времена они питались только олениной и рыбой, только тем, что добывали, но не сейчас.

    Я сама с Норильска и там рядом Дудинка, как раз место проживания этих чукчей, они живут и в самом городе и конечно по тундре, но в любом селе теперь есть ларьки, павильоны все как в городе и там продают продуктов не меньше, чем в наших в ассортименте и питаются они теперь как мы. Те, что в отдаленности живут закупаются, приезжая в центральные районные города.

    Сама лично была в магазине поселка Левинские пески недалеко от Дудинки в конце 80-х годов, там тогда уже были банки с тушенками и рыбные, все как в обычном магазине, тогда там только чукчи и встречались, только мы их неправильно называли они на самом деле - долганы, ненцы.

  • Чукчи питаются рыбой и кореньями

    Хотя, ловят рыбу, затем приносят домой, чистят, варят и едят

    Ходят в лес (если он рядом есть) в поисках питательных корешков

    Время от времени могут подстрелить какого нибудь зверя

    А если встречают геолога - в обмен на шкуры получают водку и другие припасы

    Так что чучки народ закаленный и от голода точно не умрут.

  • Основной пищей чукчей является мясо и рыба, однако летом чукчи запасают и орехи, и грибы, и ягоды, растущие у них. Из ягод, например, голубику, бруснику, морошку, грибы - грузди, маслята. Также им привозят продукты питания, которые и мы кушаем. Поэтому не думайте, что у них однообразная пища, они такие же люди, как и мы, правда, многие из них предпочитают ту пищу, которая растет и добывается у них.

  • Раньше, чукчи питались в основном продуктами своего промысла.Как сейчас, так и раньше они занимаются в основном оленеводством.Дополнительная сфера их деятельности это охота и рыбалка.Так что исходя из этого можно понять что в основу их рациона входит оленина и рыба.Сейчас при лучшем транспортном сообщении,может быть добавились еще какие-то продукты.В чем я сильно сомневаюсь, так как когда я был в северном городе длительное время, видел чукчу всего один раз.

  • Так как чукчи живут в очень суровом климате, то никаких растений выращивать не могут. Они занимаются лишь охотой на морских животных, например, тюленей и разведением оленей. Поэтому основная еда на Чукотке - это мясо, жир и даже кровь.

    Из растительной пищи чукчи едят лишь такое специфическое блюдо, как моняло или моховую кашу, которая представляет собой добытую из внутренностей оленей растительную пищу, которая уже наполовину переварилась в желудках убитых животных.

  • info-4all.ru

    Чукотская пища - Арктический многоязычный портал — Wiki

    en:chukchi

    Пищевой рацион у береговых и оленных чукчей различался. Его основой у кочевого населения было оленье мясо, у оседлого - продукты морского зверобойного промысла. Правда, как отмечал В.Г. Богораз, "оленные чукчи имеют большую склонность к морской пище. ... С другой стороны, приморские чукчи и эскимосы также высоко ценят оленье мясо и называют его "сладкой пищей оленеводов" (Богораз, 1991. С. 126). Между оленными и береговыми группами постоянно происходил обмен продуктами своих промыслов.

    Особенностью рациона береговых чукчей было его разнообразие, что характерно для всех арктических народов, занимающихся зверобойным промыслом: " В обществах морских охотников Арктики сложилась традиционная диета, характеризующаяся самым высоким разнообразием продуктов и блюд по сравнению с питанием других арктических народов" {Богословская и др., 2007. С. 372). Характерно, что пища оседлых чукчей северного и берингоморского побережий несколько различалась, что объясняется особенностями климата и природных условий, спецификой промыслового распорядка тех и других.

    Среди пищевых продуктов береговых чукчей одно из главных мест занимали мясо, жир и внутренности моржа. Мясо моржей, добытых летом, очищали от жира и складывали в специальную яму, куда наливали воду. В такой яме мясо могло сохраняться до наступления холодов. Значительную часть летнего моржового мяса сушили, запасая впрок. Сушеное мясо ели зимой, обычно его толкли и смешивали с жиром. Внутренности моржей также заготавливали на зиму. При этом легкие и сердце моржа разделывали и вялили на вешалах, почки на зиму сушили. Внутренности моржа часто ели и в сыром виде. Особенно ценилась сырая печень. Она считалась хорошим средством для восстановления сил после большой кровопотери, ею лечились при желудочных, кишечных и легочных заболеваниях.

    Чаще всего мясо моржа ели в квашеном виде: "Копальхен - квашеное моржовое мясо - для береговых чукчей был непременным блюдом не менее шести-семи месяцев в году... Копальхен едят "как хлеб". Его едят сам по себе, а также с рыбой и травами. ... Усваивается копальхен исключительно легко. Его не жуют, а просто глотают" (Афанасьева, Симченко, 1993. С. 65-66). Для приготовления копальхена куски свежего моржового мяса вместе с салом и со шкурой закладывали в специальные земляные ямы, которые закрывали сверху дерном. В таких ямах мясо квасилось. Ценнейшим пищевым продуктом считался моржовый жир, как подкожный, так и нутряной. В свежем и квашеном виде его употребляли в качестве универсальной пищевой добавки. Моржовый жир использовался также при консерва¬ции дикоросов. Его хранили в мешках из нерпичьих шкур.

    Не меньшее значение для питания чукчей имели мясо и жир нерпы. "Нерп добывали круглый год и самыми различными способами. Нерпичье мясо... было постоянным ингредиентом в меню береговых охотников" (Там же. С. 73). В течение многих веков население прибрежной Чукотки использовало в пищу продукты китового промысла. "Традиционная кухня морских зверобоев Чукотки включает более 20 различных блюд из мяса, жира, кожи, плавников, языка и внутренностей гренландского и серого китов и белухи" (Богословская и др., 2007. С. 375).

    В сборнике "Тропою Богораза" приводятся некоторые рецепты блюд, приготовляемых науканскими эскимосами и чукчами Уэлена из продуктов китобойного промысла: "Китовую кожу с салом (ман'так') традиционно едят сырой и вареной. Впрок ее заготавливают, плотно переложив в бочке листьями Иван-чая (вевегтыт) и залив водой, тогда она имеет приятный запах Иван-чая и долгое время сохраняет свежесть. Такую кожу едят только зимой. Осенью с началом крепких заморозков, манн'так' гренландского кита большими пластинами кладут в мясную яму, где он сохраняется до весны. Это хороший подарок при поездках в гости в соседние села к оленеводам. Зимой сырой манн'так' едят перед сном, а вареный часто употребляют с кашеобразной массой из листьев горца трехкрылоплодного (кыйугак). Охотники, выходя на промысел в море, в качестве запаса продуктов берут с собой манн'так'. ...

    Свежее сало серого кита летом едят с перетертыми листьями горца трехкрылоплодного. Квашеную печень кита едят со свежей вареной кожей и салом моржа (каху). Сок квашеной печени пьют вместе с бульоном (к'аюк) из нерпичьего жира.

    Свежие почки (тахтук) перед едой отваривают, а почки "с душком" едят сырыми, обмакивая в топленый тюлений жир (мысек) (Теин и др., 2008. С. 177).

    У кочевых чукчей традиционный пищевой рацион обязательно предполагал регулярное потребление оленины. Внутренности оленя (печень, почки, сердце), а также глаза, костный мозг, сухожилия, хрящи носа ели сырыми сразу после убоя животного. Мясо ели преимущественно вареным и сушеным. О процессе сушки чукчами мяса В.Г. Богораз писал следующее: "Весной, около середины апреля, оленные чукчи сушат мясо на открытом воздухе, под совокупным действием дневного тепла и ночного холода даже большие куски мяса совершенно вывяливаются, сохраняя свой вкус и нежность. Сушеное мясо слегка прокапчивается над очагом в шатре" (Богораз, 1991. С. 129).

    Мясной отвар пили и использовали для приготовления различных блюд: "В прошлом молодые и средних лет оленеводы значительно ограничивали себя в потреблении воды. Считалось, что для человека, занятого пастьбой оленей, недопустимо пить сырую воду. Жажду утоляли исключительно мясным отваром. Мясным отваром поили грудных детей и ребят более старших возрастов. Мясной отвар использовали при приготовлении растительной пищи" (Афанасьева, Симченко, 1993. С. 88-89).

    Повседневным блюдом была кровяная похлебка. Она готовилась с черемшой - диким луком и сараной - кимчак. "Кровяная похлебка была обязательным элементом при всех обрядах испрашивания благополучия. Ее плескали во все стороны света, начиная с востока, когда такие обряды совершались" (Там же. С. 89).

    Из оленьей крови приготовляли также популярное блюдо вилк'рил. Для этого в кровь добавляли мелко иссеченные хрящи, жилки, пленки, а также желудочный сок, который получали, выжимая зеленую массу, содержащуюся в желудке заби¬того оленя. Вся эта кровяная смесь заквашивалась в оленьем желудке.

    Среди ритуальных мясных блюд особое место занимала колбаса из слепой кишки - рорат. Такая колбаса " была обязательным ингредиентом всех обрядов без исключения. Ею кормили огонь, от нее отрезались жертвенные части сверхъестественным силам природы. Она играла роль некоего причастия при всех сакральных актах" (Там же. С. 92). Одно из популярных праздничных блюд из оленины - тычгитагав. Для его приготовления в толченое перетертое оленье мясо добавляли костный жир. Из полученной массы делали колобки и замораживали.

    Помимо мяса домашних оленей чукчи ели также мясо диких оленей, снежных баранов, зайцев, куропаток, водоплавающей птицы. У чукчей отмечены некоторые запреты и ограничения, связанные с животной пищей. Так, по данным В.Г.Богораза, "оленные чукчи воздерживаются от мяса росомахи и черного медведя, всех видов волков и большей части хищных птиц" (Богораз, 1991. С. 130).

    И у кочевых, и у оседлых чукчей были широко распространены различные рыбные блюда. Ловили преимущественно лососевых. Береговые чукчи "летнюю рыбу складывали в грунтовые ямы, выложенные по дну и бокам ольховыми ветками. Рыбу накладывали в несколько слоев и также закрывали настилом из ольховых веток и закладывали дернинами или же засыпали землей. Через некоторое время рыба квасилась и с началом холодов промерзала" (Афанасьева, Симченко, 1993. С. 74). Мороженую рыбу ели с копальхеном и квашеным жиром.

    У оленных чукчей "основным способом консервирования рыбы было изго¬товление юколы, юколу делали из любого лосося. При разделке сначала разрезали брюхо от анального отверстия к голове и вынимали внутренности с икрой и молоками. Икра тут же подвешивалась для просушки...

    Затем отрезалось брюшко - нож вели от брюшных жабер к хвосту, отделяя обе боковины сразу. Брюшко являлось наиболее лакомой частью. Рыбьи брюшки собирали и подвешивали для копчения в яранге. Дальнейшая обработка заключалась в расчленении рыбьей тушки на собственно юкольную часть и позвоночник с головой. ...Юкола состояла из двух пластин мяса, соединявшихся на хвосте. Хвостом вверх юкола вывешивалась на просушку... Юкола была обязательным ингредиентом питания оленеводов. Она не подавалась к редкой трапезе. Как правило, с юколой пили чай... (Там же. С. 96).

    Особое блюдо готовили из рыбьих головок. Для этого "в мешок из нерпичьей шкуры складывали икру, промятую и растертую между ладонями, и в нее складывали рыбьи головы. Этой массе давали закиснуть в течение трех-четырех дней, после чего головки ели" (Там же. С. 97)

    Рыбные блюда были обязательны на многих оленеводческих праздниках, например, на осеннем празднике встречи стад. У разных групп чукчей существовали свои традиции использования в пищу и заготовки съедобных растений. Одни группы заготавливали травяные смеси на основе "золотого корня" - радиолы арктической у других - основу растительных заготовок составляли листья полярной ольхи (ивы). Запасами растительной пищи постоянно обменивались.

    По наблюдениям Г.М. Афанасьевой и Ю.Б. Симченко, у берингоморских чукчей, " самым употребительным корнем является кусет, который отождествляется современными чукчами с картофелем... Листья и цветы этого растения со¬бирают и варят в воде - делают зеленую кашу, которую едят зимой в качестве добавки к копальхену и свежему мясу" (Там же).

    Берингоморские чукчи использовали также в пищу корни болотной травы, которые забирали из мышиных норок: "Процедура сбора растений, запасенных на зиму мышами, была строго уставной. Женщины брали растения только у тех мышей, которые жили на их традиционных участках сбора трав. Обычно старшие женщины каждую осень берут молодых жен своих сыновей и собственных потомков женского пола, не состоящих в браке, и ведут их в тундру на традиционные угодья. Там им показывают мышиные норы, которые не ищут каждый раз наново, и вскрывают давно известные норы. Объясняют это тем, что сохраняется преемственность между конкретными чукотскими семьями и мышиными семьями. ... Есть несколько непреложных правил эксплуатации мышиных запасов, нарушение которых автоматически влечет за собой суровую кару.

    Сюда относится запрет трогать "чужие" мышиные норы. Считается, что если женщина потревожит мышей не на своем участке, то ее "собственные" мыши покинут традиционные угодья из солидарности со своими сородичами. Другое обязательное правило - оставление мышам на зиму юколы или сушеного мяса в сообразном количестве за взятые запасы.

    Каждая женщина несет с собой связку сушеной рыбы, которую и распределяет между мышиными кладовыми. Третье установление - категорически нельзя брать количество запасов мышей, равное его половине, или даже больше половины. За нарушение этого правила должна была расплачиваться разными несчастьями не только сама нарушительница, но и ее семейство. Четвертое правило - срезать и отворачивать дерновый пласт над норой нужно аккуратно. Забрав запасенные растения, нужно так же аккуратно положить пласт сверху, как он и лежал. Приходилось видеть норы, которые были многократно посещаемы людьми, и мыши их не покидали.

    Последнее важное правило: следует строго соблюдать время сбора растений из мышиных нор - достаточно долгий срок до выпадения снега. Это требовалось по чукотским установлениями делать тля того, чтобы мыши успевали пополнить запасы нужных им растений... (Афанасьева, Симченко, 1993. С. 69-70).

    Из ягод собирали шикшу, морошку, бруснику, голубику, смородину, жимолость. Ягоды ели сырыми, как лакомство или же они являлись составным компонентом различных рыбных и мясных блюд: их смешивали с рыбной икрой, толченой сырой оленьей печенью, вареной рыбной печенкой. Грибы (кроме мухомора) ели чрезвычайно редко. Они считались оленьей едой. Мухомор являлся ритуальной пищей. Его употребляли для совершения "путешествия" в иные миры, для гадания, для поддержания тонуса при тяжелых физических нагрузках.

    В рацион береговых чукчей неизменно входили различные, продукты, которые "поставляло" море. Морскую капусту они употребляли в пищу сырой и вареной. Ее ели с моржовым мясом и моржовой кровью.

    С начала контактов чукчей с европейцами в их рационе существенное место начали занимать продукты из муки, сахар, хлеб, приправы. В.Г. Богораз писал: «Чукчи любят пробовать "чужеземную пищу" и даже привыкают к таким культурным приправам, как горчица и перец. Они охотно приносят в жертву сахар, хлеб и проч., полагая, что духи также любят новые виды пищи» (Богораз, 1991. С. 134). Характерно, что "вводя мучные продукты в свой рацион, коренные жители Севера существенно меняли способы их кулинарной обработки, приспосабливаясь к требованиям арктической среды. Традиционное добавление крови или рыбьей икры в выпечку, поджаривание лепешек в жире морских зверей позволяло поддерживать витаминный и микроэлементный баланс" (Богословская и др., 1997. С. 383).

    В советский период привозные продовольственные товары (хлеб, крупы, консервы, сахар, сливочное масло и пр.) существенно потеснили традиционные продукты, составлявшие в течение многих веков основу питания чукчей.

    И.С. Вдовин, Е.П. Батьянова(из книги Народы Северо-Востока Сибири)

    arctic-megapedia.ru

    О кухне чукчей рецепты Чукчей в РФ немного Большая их часть около 80 живет в США в штате Аляска эскимосы — Кухня народов мира

    ЖенщинаХуаниttа traхх de Kончиtta

    Свободна

    14-05-2008 - 01:18О кухне чукчей + рецепты.

    Чукчей в РФ немного. Большая их часть (около 80%) живет в США в штате Аляска (эскимосы). Предки чукчей (эскимосов) некогда жили в самой восточной части крайнего севера Якутии, затем часть их перебралась через Берингов пролив. Охотились на дикого оленя, морского зверя, на пернатую и другую дичь. Кроме того, занимались рыболовством, собирали дикорастущие ягоды, съедобные травы и их корни. Чукчи, оставшиеся жить на западном берегу Берингова пролива, с давних пор крайне отрицательно относились к правившему ранее в России царскому режиму за то, что царь вместе с Аляской не продал заодно и Чукотку. После распада СССР чукчи получили возможность навещать своих родственников в США, отчего порицание царизма только усилилось.

    ЖенщинаХуаниttа traхх de Kончиtta

    Свободна

    14-05-2008 - 01:21Пальгын

    Это блюдо из костного жира. Оленьи кости мелко разрубают и долго варят. На поверхности бульона образуется жир, его собирают в отдельную посуду. Пальгын подают с мелкорубленой зеленью из квашеных или вареных ивовых листьев и щавеля. Из пальгына делают своеобразную колбасу. Мелко нарубленное вареное мясо оленя смешивают с пальгыном и набивают им толстую кишку оленя, затем коптят в дыму очага в яранге.

    Вильмулимуль

    Кровь оленя сливается в вычищенный желудок. Туда же закладывают вареные почки, печень, уши, жареные копыта (предварительно сняв роговицу) и губы, добавляют ягоды и щавель. Набитый желудок аккуратно зашивают, опускают в кэтыран — ледник. Зимой хранят в холодной части яранги. Продукт заквашивается на зиму. Этот калорийный и витаминный продукт употребляют в пищу весной. Такую пищу готовят многие северные народы.

    Кыкватоль

    Эту заготовку делают в летнее время на ветру. Оленину сушат на солнце на специальных вешалах, а в сырую погоду — в яранге, в дыму очага. Мясо провяливается. Коптится только верхний слой — внутри оно остается свежим. При подаче разрезают, если есть сырые части, то прожаривают.

    Нувкурак

    Китовое мясо вялили таким образом, чтобы затвердевала только внешняя корка — оболочка, внутри же мясо оставалось сырым. Затем варили его в больших котлах и укладывали в бочку с топленым тюленьим жиром. В таком виде мясо долго сохранялось. В пищу употребляли только зимой.

    ЖенщинаХуаниttа traхх de Kончиtta

    Свободна

    14-05-2008 - 01:24Мантак

    Чукчи, а также эскимосы, широко пользовались мясом и кожей кита. Китовую кожу с салом ели в сыром и вареном виде. Варили и заготовляли впрок. Для этого кожу клали в бочку с плотно уложенными в нее листьями вывегтыт - иван-чая. заливали водой. Употребляли в пищу зимой. Листья иван-чая придавали ему приятный запах и позволяли долго сохраняться. Осенью, с первыми заморозками, свежую кожу с салом большими пластинами клали в яму для мяса. Здесь кожа с салом сохранялась до самой весны. Зимой мантак (или итгилгын) ели в замороженном виде перед сном. В вареном виде его употребляли с кашицеобразной массой, приготовленной из растений, — кыйугак.

    Блюдо из корней трав

    Очищенные, промытые корни и стебли съедобных трав нарезают мелко и толкут в однородную массу, перемешивают с мелко нарезанным оленьим мясом и тюленьим жиром. Такую толкушу употребляют как самостоятельное блюдо, но можно подать наряду с другими.

    Кувыхси

    Верхнюю часть стебля и листья горца трех-крылоплодного собирали до цветения и заготовляли впрок. Для этого траву варили, слив отвар, хорошо отжимали, слегка подсушивали и остужали. После этого укладывали в посуду, плотно закрывали, ставили в холодное место или держали на морозе. Употребляли зимой: смешивали с мелкорубленым сушеным мясом морского зверя, добавляли во все традиционные блюда.

    Квашеная оленина

    В мешок из нерпичьей или оленьей шкуры — тенегын закладывают вперемежку, слой за слоем, оленье мясо и кости, крепко завязывают, Летом, где остался островок из снега, устраивается кэтыран — вроде ледника, делают, прокопав этот сугроб до земли. В этот кэтыран кладут тенегын и сверху засыпают снегом. Зимой употребляют уже законсервированный продукт.

    Квашеные головы лососей

    В середине лета, во время первого хода лосося, начинают квасить головы этой рыбы. В начале делают небольшую ямку, сняв дерн с земли. Объем ямы определяется количеством заготовляемых голов. Дно устилают ивовыми прутьями или снятым дерном, на который укладывают рыбьи хребты, на эти хребты кладут головы. Затем головы покрывают также слоем хребтов, а на них — дерн. Ледник засыпают землей и слегка уплотняют. В дальнейшем, как только засыпанная горка земли просядет, сравняется с поверхностью дерна, головы вынимают из ямки. Квашение голов делают с таким расчетом, чтобы они доспели к сентябрю, к приходу тех, кто уехал далеко на работу.

    ЖенщинаХуаниttа traхх de Kончиtta

    Свободна

    04-06-2008 - 12:42Лососевый суп

    Почистить и нарезать картофель. Когда вода закипит, положить картофель вариться в кастрюлю для супа. Туда же можно добавить очищенную луковицу, черный перец-горошек. Пока варится картофель, мелко нарезать лук, морковь, сладкий болгарский перец. Можно добавить мелко нарезанный кабачок. Все овощи поджарить на сковороде, лучше на оливковом масле. Когда картошка сварится, поместите в кастрюлю жаренные овощи. Затем добавьте в кастрюлю лосось из банки. Можно для улучшения вкуса забросить в кастрюлю бульонный кубик. Для этого же можно добавить и сливочное масло. Дайте повариться минуту-другую и выключите огонь.

    Палочки из оленины

    Оленина 100 г, яичный порошок 2 г, молоко сухое 5 г, шпик свиной 52 г, маргарин 10 г Оленину пропускают через мясорубку, добавляют соль и выдерживают сутки при температуре 2-3° С. Затем в массу добавляют сухое молоко, яичный порошок, вновь измельчают на мясорубке вместе с салом оленьим или шпиком и тщательно перемешивают. Из кондитерского мешка массу отсаживают в виде палочек на смазанный жиром противень и запекают.

    ЖенщинаХуаниttа traхх de Kончиtta

    Свободна

    04-06-2008 - 12:43Филе кабана по-охотничьи

    Мясо кабана - 1 кг, шпик - 70-100г, виноградное вино - 1/2 стакана, маринад, соль, перец - по вкусу. Мякоть молодого кабана очистите от пленок, обмойте и положите на 3-4 суток в маринад. Перед приготовлением мелко порежьте шпик и обжарьте на сковороде, после чего поместите туда крупные куски маринованное мясо и обжарьте до золотистой корочки. В образовавшийся бульон вылейте полстакана виноградного вина и полстакана маринада, приправьте по вкусу солью и перцем и тушите под крышкой около часа. Когда мясо будет готово, соус слейте, процедите и подайте отдельно в соуснике.

    Пяруй нянь

    Из килограмма муки замешивают пресное тесто на воде с солью и содой. Из него формируют круглые лепешки диаметром 20-30 см и высотой 5-7 см. Зарывают лепешки в горячий песок под костром, а сверху засыпают горящими углями. Через некоторое время лепешки вынимают из песка, ставят на ребро и остужают. Остывший хлеб чистят ножом, а затем слегка обмывают водой. Лепешки снова ставят на ребро, чтобы обсушить. Пяруй нянь готов.

    ЖенщинаХуаниttа traхх de Kончиtta

    Свободна

    04-06-2008 - 12:52Лёгкое оленя, печённое на огне

    Лёгкое оленя пекут на огне. Подают на деревянном блюде.Едят руками.

    Пререм

    Мясо оленины (заднюю часть) нарезают в форме булочек и отваривают в кипятке. Вареное мясо отбивают на каменной плите молотком, затем снова варят и туда же вливают костный жир и пряности. Затем выкладывают на доску и замораживают. Употребляют в мороженом виде.

    ЖенщинаХуаниttа traхх de Kончиtta

    Свободна

    04-06-2008 - 12:55О чукотской кухне

    Коренное население Чукотского автономного округа – чукчи, эскимосы.

    Основные продукты питания – мясо оленя, реже – морского зверя (моржи, белухи, нерпы). Много употребляется в пищу рыбы. Мясо и рыбу едят, в основном, без гарнира, с хлебом.

    При приготовлении блюд в настоящее время применяют лавровый лист, соль, черный молотый перец.

    Очень любят крепкий чай, который пьют в большом количестве.

    Популярны национальные блюда – строганина из мяса и рыбы, долбанина из мяса, рыбы, юкола (сухая несоленая рыба), пельмени с бульоном, пререм (отварная и замороженная оленина), опанэ (суп), кергипат (недоваренное мясо в собственном соку), замороженные почки и др.

    МужчинаCamalleri

    Женат

    18-11-2012 - 17:31Где бы оленины добыть? Кухня чукчей
    Мужчинаatron

    Женат

    22-11-2012 - 18:11Строганина из рыбы

    Мороженную рыбу (омуль, чир, нельму) строгают ножом, получая тонкую стружку. Подают с горчичным соусом.

    Чай по-якутски

    В кипящую воду кладут чай, вливают молоко и напиток доводят до кипения.

    Чай 2, молоко 25, вода 180, сахар 5.

    Керчик (мусс)

    Сливки смешивают с брусникой или клюквой и взбивают пену. Подают в креманках.

    Сливки (30%) 500, ягоды свежие 50.

    А керчик я бы с удовольствием употребил...

    www.sxnarod.com

    Северная Кухня, ч.1: modelman

    Начинаю давно задуманную серию постов. Когда-то я купил изданную в Норильске книжку "Кухня Севера". Автор, Анатолий Мухачёв, сделал следующую вещь. В первой половине книги он описал те блюда, которые реально едят/ели реальные северные народы в походных условиях. Во второй - блюда, который способен съесть русский (европейский) человек, оказавшийся на севере (или даже приготовить в других широтах, если вам повезёт с ингридиентами).

    Некоторые выдержки из первой части я и хочу опубликовать. Я не то чтобы большой фанат расчленёнки, поэтому я постараюсь не приводить самые эпические рецепты, но девочки, которые вывешивают на стенку котиков, рискуют меня отфрендить.

    Некоторые рецепты прекрасны своим минимализмом.

    Ительменская кухня

    Вяленая рыбаРыбу разделать и вялить на открытом воздухе. Главное - отделение мясистой части от хребта, чтобы заготовка быстрее завялилась.

    КымыкылМякоть отварной или печёной рыбы разминают, размешивают с чёрной ягодой (шикшей), заправляют нерпичьим жиром. Это кушанье очень калорийно и хорошо насыщает.

    (вообще, ягоды с рыбьим жиром едят очень часто все народы)

    Хлеб по-ительменскиЕго выпекают из иван-чая и икры... (далее собственно рецепт)

    Тывинская кухня

    Чай (тут, конечно, надо сказать, что опытные люди знают, что очень многие так пьют чай и реально вкусно - мне лично нравится, только оленьего молока у меня в запасах нет).

    В котёл кладут растёртый в порошок зелёный чай, заливают холодную воду. Как только вода закипит, в неё добавляют оленье молоко, одну столовую ложку масла, пережаренную на масле муку. Всё содержимое кипятится в течение нескольких минут и подаётся горячим к столу.

    Чукотская кухня(вот тут самая жесть)

    (первые пять рецептов пропущены мной по цензурным соображениям).ИлнинТолстую кишку северного оленя выворачивают и, надев на палочку, поджаривают на костре.

    Квашеные лососевые головыЭто - традиционное чукотское лакомство. Головы лососевых рыб квасят в ямах - ледниках. Размер ямы зависит от количества голов. Устройство ямы простое: снимается дёрн и делается углубление до слоя вечной мерзлоты. Дно ямы устилают ивовыми прутьями. После этого раскладывают рыбьи хребты тонким слоем. Сверху хребтов раскладывают головы. На них - еще слой хребтов. Сверху яма закрывается дёрном. На дёрн насыпается немного земли и её слегка уплотняют. Делается это не случайно - своего рода индикатор готовности голов: как только земля просядет, сравнявшись с поверхностью дёрна, головы надо вынимать. Если этот момент пропустить, головы начнут гнить.

    И главное блюдо, несомненно, копальгин.Это - квашеное мясо моржа. Тушу разрубают на небольшие куски весом 40-80 кг. Затем куски сворачивают шкурой наружу, соединяя края. Их складывают в специально приготовленные ямы. Стенки ям обложены камнями. Температура там низкая, но всё же не настолько, чтобы мясо было мёрзлым. Оно находится при такой температуре, что не гниёт, однако, в нём образуются некоторые микроорганизмы, которые изменяют состав мяса, обогащают его витаминами. Копальгин обладает специфическим запахом и вкусом. Не всякий европеец способен есть это деликатесное блюдо чукчей.

    По легенде, Антон Михайлович Снятковский может есть копальгин, но в наших широтах это сложно проверить.

    МантакЭто китовая кожа со слоем розоватого сала...(далее подробный рецепт)...Чукчи, отправляясь в гости, брали с собой мантак. Это считалось лучшим подарком.

    ПитьёВсегда считалось, что оленеводу недопустимо пить сырую воду. Жажду утоляют мясным бульоном.

    Студень из ласт моржаЛасты моржа разрубают на мелкие куски. Их складывают в большой котёл, добавляют мясо кита, заливают водой. Кипятят в течение нескольких минут до готовности. В ёмкости складывают мясо и заливают бульоном. После охлаждения студень становится плотным и готовым к употреблению.

    Чай по-чукотскиЧукчи заваривают как листья иван-чая (кипрея), так и листья Спиреи Стивена (земляной чай). Получается ароматный и приятный на вкус напиток. Следует заметить, что и в наше время многие чукотские семьи к натуральному чаю добавляют листья Спиреи Стивена, что придаёт напитку свежесть и специфический аромат.

    А в Москве эту Спирею вообще можно попробовать?

    modelman.livejournal.com

    Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи

    народ ЧукчиЕще в древности русские, якуты и эвены прозвали оленеводов чукчами. Само название говорит само за себя «чаучу» - богатый оленями. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. А собаководы именуются как анкальыны.

    Данная народность сформировалась в результате смешения азиатского и американского типа. Это подтверждает даже то, что чукчи-собаководы и чукчи-оленеводы по-разному относятся к быту и культуре, об этом говорят различные предания и мифы.

    До сих пор не определена точно лингвистическая принадлежность чукотского языка, есть гипотезы, что он уходит корнями в язык коряков и ительменов, и древним Азиатским языкам.

    Культура и быт народа чукчей

    культура народа чукчи

    Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Постоянная необходимость переселения не мешает воздвигать им достаточно большие жилища. Чукчи возводят большой многоугольный шатер, который накрывают оленьими шкурами. Для того, чтобы это сооружения выдержало сильные порывы ветра, люди подпирают весь шалаш камнями. У задней стенки этого шатра устанавливается маленькое сооружение, в котором люди принимают пищу, отдыхают и спят. Для того чтобы, не запариться в своей комнате, они раздеваются перед сном практически догола.

    Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.

    Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо, причем как в готовом, так и в сыром виде. В сыром виде можно употреблять мозги, почки, печень, глаза и сухожилья. Довольно часто можно встретит семьи, где с удовольствием едят корешки, стебли и листья. Стоит отметить особою любовь чукотского народа к алкоголю и табаку.

    Традиции и обычаи народа чукчей

    Чукчи – народ, хранящий традиции предков. И совершенно неважно к какой группе – оленеводов или собаководов, - они относятся.

    Байдары

    Одним из национальных Чукотских праздников является праздник Байдары. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду.

    праздник кита

    Еще одним чукотским праздником является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном – хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.

    Кильвэй

    Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который назывался Кильвэй. Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов. А во время торжества мужчины забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся детям, женщинам и старикам.

    xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai


    Смотрите также