Описание картины Ильи Машкова «Синие сливы». Машков фрукты на блюде


Описание картины Ильи Машкова «Синие сливы»

Описание картины Ильи Машкова «Синие сливы»

«Бубновый валет» был объединением художников, прославлявших предмет и предметность. Живопись в их толковании становилось не искусство, но ремеслом, в котором также, как и в любом ремесле, есть свои мастеровые, свои бездари, свои гении. Как потребен талант столяру, также он потребен и художнику, и как художник может создать шедевр, так его может создать и столяр. Машков, являясь преданным членом объединения всегда придерживался его основных принципов – в портрете, в пейзажа, в натюрморте.

«Синие сливы» – работа, в которой он намеренно отступает от реалистичности. Апельсин, возвышающийся на блюде в окружении слив, кажется плоским. Персики и яблоки, разложенные вокруг, переливаются разными цветами, но ни один из них не является по-настоящему натуральным. Гротеск и нарочитая небрежность исполнения представляют изображенные на картине фрукты только предметами, грубой поделкой и подделкой под настоящую жизнь.

Не стремясь перенести их на холст во всей красоте, Машков показывает несостоятельность живописи, в любом случае неспособной скопировать реальность максимально точно. Картина в его толковании – всего лишь предмет, который изготовил мастер-ремесленник, и ничего возвышенного и божественного в ней нет. Прославляя ремесло, прославляя трудолюбие вместо вдохновения, в нарочитой простоте Машков находит выражение собственных убеждений.

Его картина – манифест простоты и твердости руки, и в этом его отличие от художников, считающих свой дар отличным от дара сапожника или плотника. Воспевая себя, свою вдохновенность, свою возвышенность над людьми простого труда художники несправедливы, ведь то, что они делают, также делается руками и также всего лишь бледная копия реальности. Ничего божественного и достойного превознесения в этом нет.

opisanie-kartin.com

картины Ильи Машкова и Поля Сезанна. Сравниваем произведения.

Дуэлянты — это соперники. Везде, но не на нашем портале. Мы вызываем творческих гениев на дуэль, чтобы… любоваться!

Поль Сезанн (1839–1906) — французский постимпрессионист, прославившийся своими натюрмортами, в которых натура вовсе не мертвая, а, напротив, живет и даже манит — так и хочется взять какой-либо фрукт, написанный художником, и ощутить его в собственной руке…

Сезанн сумел воспеть в своих натюрмортах красоту самого обыденного. Его не интересовали дорогие шелка и драгоценные вазы. Его драпировка — самая обычная белая салфетка, брошенная на простой стол, рядом незатейливый графин и белая расписная плошка — вот и весь набор, оттеняющий несколько разбросанных красных апельсинов и лимонов. Белизна ткани призвана притянуть взгляд и одновременно подчеркнуть яркость и сочность фруктов. Выделить их из общего набора предметов и даже как бы выдвинуть вперед к зрителю, будто бы приглашая отведать. Сезанн долго и тщательно выстраивал свои натюрморты. Они полны точной геометрии и материальности. Геометрия дает гармонию, а материальность создает иллюзию реальности изображенного на полотне. Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты этого художника «выражают всю Вселенную». Действительно, в подобных полотнах Сезанн пытался выразить не столько природу вещей, сколько сущность всего окружающего мира. И благодаря Сезанну такой второстепенный жанр, как натюрморт, занял свое полноправное место в истории французской живописи конца XIX столетия.

Культурна дуэль: Сезанн - Машков

Поль Сезанн. Натюрморт с фруктами. 1880

Культурна дуэль: Сезанн - Машков

Илья Машков. Натюрморт с фруктами. 1910

Илья Машков (1881–1944) — московский сезаннист, один из основателей группы «Бубновый валет»; он, как и его собратья по группировке Кончаловский, Куприн, Фальк, воспринял не только французский постимпрессионизм, но и фовизм, кубизм… Однако «валетам» была присуща собственная манера, в которой они совместили русский лубок с новейшими французскими течениями.

В своем натюрморте Машков проявляет себя как сезаннист, стараясь передать материальность объектов, их осязаемость, но, как русский художник, обращается к традициям лубка, народных промыслов и купеческой вывески. Оттого и фон такой темный, и фрукты такие яркие. Машков писал о народном творчестве: «Вот где настоящая живопись по энергичной выразительности, по лапидарности форм, по выразительности живописного и контурного начала и подлинно русская живопись по национальности этих художественных элементов… Это наше собственное. Это то, что мы внесли в сезаннизм». Вот эта вывесочная лихая «зазывность» так и привлекательна в его натюрморте. Машков — великолепный колорист. Он пишет одновременно синие сливы, лиловый виноград, темно-красную грушу и желтый лимон и, создавая это буйство цвета, умудряется сделать так, что полотно смотрится гармонично. Натюрморт не разваливается, поскольку все предметы объединены сезанновскими геометрией и приемом белого цвета: у Машкова это белая миска, в которой лежат фрукты. От Сезанна здесь и живописная лепка форм, а вот экспрессионизм — совершенно машковский. Со временем буйство из его полотен уйдет, останутся гармония, красота цвета и умение передавать фактуру — и его натюрморты станут сравнивать с искусством малых голландцев.

www.culture.ru

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ФРУКТАХ. МАШКОВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ

Ты знаешь, когда интереснее всего ходить на рынок? Конечно, в конце лета! И чего там только нет! Помидорчики и помидорищи, огурчики и длиннющие огурцы, фиолетовые баклажаны и зеленые кабачки, лук и морковка, огромные, как корзины, тыквы, покрытые мелкой сеточкой дыни и арбузы, такие большие, что и не поднять! А ягоды! А всякая зелень!

И запахи какие! Здесь пахнет солеными грибочками, тут - квашеной капустой, тут антоновским яблоком... Эх, до чего ж земля на всякие дары богата!В один из таких дней пришла на московский рынок молодая. круглолицая кухарка Маша. Набрала она в свою корзину всякой всячины - еле-еле домой на извозчике привезла.Пришла Маша в большую, очень светлую комнату, вывалила всю корзину на деревянный стол и ушла. А овощи и фрукты зашептались, заговорили между собой. Вот сейчас нас и съедят, решили все. Хорошо, если хоть повар хороший попадется, что-то особенно вкусное приготовит.

Тут быстро распахнулась дверь и в комнату ворвался повар - высокий, румяный, с пышными усами. Зубы белые, руки сильные, улыбка веселая! В халате каком-то, но без передника, и колпака поварского на голове тоже нет. Наклонился он над столом, каждый помидорчик и огурчик пощупал толстыми пальцами, бархатные персики понюхал, сливами полюбовался, гранат потрогал, арбуз погладил.

- Ну-с, - говорит, - за-ме-ча-тельно! Сейчас мы чудо-натюрмортик сотворим.- «Это, наверное, какое-то вкусное кушанье, - подумали фрукты-овощи. – Вот-вот начнут крошить и резать, только держись!»

«Натюрморт с крабами»1925г.

А повар зачем-то постелил на столе скатерть, принес большое серебряное блюдо и начал на нем их раскладывать - то так положит, то этак. Отойдет подальше, глаз прищурит, руку лодочкой над бровью приложит или сложит ее подзорной трубой, посмотрит и опять что-то перекладывает. А фрукты да овощи уж и бояться забыли - понять не могут, что происходит.

Тут повар потер довольно руки и куда-то ушел.- Ну, - решили все, - уж теперь-то точно за ножом отправился!И опять не угадали! Повар явился с куском серого полотна, который был натянут на деревянную раму. Укрепил он это полотно на трехногую подставку[1], надел на большой палец левой руки какую-то дощечку с дырочкой сбоку и начал на эту дощечку выдавливать разноцветные червячки красок из железных тюбиков. Потом взял в правую руку большую кисть, да и давай этой кистью краски мешать и ими полотно мазать. Быстро, весело, с удовольствием.

Натюрморт с самоваром

- Ой, нам какой-то сумасшедший повар достался, - решили фрукты.- Да нет, это и не повар совсем, - тихо прошептал самый крупный персик. - Я такое уже видел, еще когда цветком был. К моему родному дереву пришел раз человек и целый день красками такую же тряпочку на рамке мазал. А потом мы увидели, что на холсте этом наше дерево стоит - как живое, все в розовых цветах. Я слышал, что таких людей художниками называют.- А с нами-то что будет? - спросило румяное яблоко.- Ну, если уж мы попали в такую историю, то и судьба нас ждет необыкновенная, - важно заявила тяжелая оранжевая тыква.- Ах, все равно слопают, только косточки останутся, - печально пискнула крупная сизо-синяя слива.

«Натюрморт с виноградом»1910

И все надолго замолчали.Только слышно было, как что-то мурлыкал себе под нос художник, то и дело посматривая на фрукты острыми, быстрыми глазами.Потом он отложил кисти, снял халат, еще раз посмотрел на холст, довольно хмыкнул и ушел. А фрукты остались ждать - что еще им оставалось делать?И тут дверь опять тихо отворилась и в комнату осторожно вошли два маленьких человечка.- Смотри, новый натюрморт, - сказал один.- А что это такое? - спросил другой, чуть постарше.- Ну, Это когда художники на картинах какие-то предметы, цветы там, фрукты всякие рисуют... А вы разве французский в гимназии не учите?- Погоди-ка… Это, значит, «мертвая натура»? Фи, чего ж тут хорошего!- Да она не мертвая как раз. Просто название такое, может быть, не очень правильное. Мне мама говорила, что на голландском языке такие картины называются правильнее - «тихая жизнь».

«Ягоды на фоне красного подноса»1910- А зачем все это рисовать? - удивился второй. - Я понимаю, какого-то человека изобразить, или, например, сражение. А кому нужны нарисованные фрукты? Их есть надо. Вон, смотри, какие персики на блюде! Давай возьмем по одному?- Что ты, здесь ничего трогать нельзя! Если мы что-нибудь возьмем, сразу заметно будет. Они ведь не просто кучей лежат. Художник всегда сначала думает, куда что положить или поставить, чтобы каждый предмет было хорошо виден и каждый казался особенным. Натюрморты для красоты нужны.

- Ничего себе, красота! - фыркнул второй. - Смотри, какая тыквища! А тут вон слива какая здоровая, с кулак. Так не бывает!- Ага, а когда ты огромный сапог у сапожной мастерской или крендель у булочной видишь, ты ведь не удивляешься?- Так это ж вывеска, чтоб издалека видно было!- А это такая картина. Ее тоже издалека смотреть надо.- Тоже мне, картина... Я и сам так нарисовать смогу!- Ух ты, расхвастался, - прыснул мальчик помладше. - Я тоже так говорил, а потом мама велела мне вон тот персик, на другой картине срисовать.- Ну и что?- Ну и ничего... Сам посмотри. Там и красный, и вишневый, и розовый и лиловый, и желтый, и зеленоватый и какие-то еще цвета, я и названий их не знаю. И так они подобраны, что персик этот на картине кажется тяжелым, бархатным, сочным. И краски сияют, будто это драгоценность какая-то. А у меня только круг разноцветный вышел, а вовсе не персик.

«Натюрморт»1930-еКурская картинная галерея имени А. А. ДейнекиКурск

-А почему все такое яркое? Аж глаз режет… Вон, посмотри на ту картину. Вроде тетя какая-то сидит, а лицо у нее тоже все разноцветное.-Но ведь красиво же! Мама мне сказала, что Илья Иванович иногда немножко шутит, хулиганит даже. Ему нравится, когда все вокруг возмущаются.- А кто это такой - Илья Иванович? – тут же спросил второй.- Ну, Машков же, кто все эти картины написал, - ответил первый. – Он знаешь, какой веселый! А на самом деле это очень трудно - такие яркие цвета соединить, чтобы они друг с другом не спорили, а только еще ярче делались. И вообще, на картине и не должно быть все как в жизни. Потому что это не зеркало.Натюрморт. Виноград, лимон и рак.1924

- А что же это тогда?- Я тоже так спросил, а мама сказала, что каждый художник все видит не так, как другие, поэтому и картины у всех разные. И что таких замечательных живописцев, как Илья Иванович, очень мало.- А что такое «живописец»?- Ну, понимаешь, это такие художники, которые умеют особенно легко и красиво краски соединять. Это от природы дается, как, например, голос необыкновенный…- Ну, ты прямо профессор, - сказал второй мальчик.- Да ладно тебе, - застеснялся первый. - Пойдем, а то нас, наверное, уже ищут.И они убежали.

Натюрморт. Ананасы и бананы.

Как только все стихло, фрукты и овощи тут же скатились со стола – посмотреть на свои портреты.-Ой, неужели я и в самом деле такой красивый! - прошептал персик. – Смотрите, какая кожица бархатная, и вся переливается разными цветами!-И я не хуже тебя получился, - сказал второй.- Не хуже, - ответил первый. – Только ты немножко другого цвета, вроде как посветлее.- А мы-то, мы-то, поглядите! - вразнобой закричали сливы. – Какие мы синие, фиолетовые, какой чудесный сизый налет у нас на боках!- Нет, все-таки я лучше всех, - сказало большое зеленое яблоко и даже вроде немножко порозовело от гордости. – Ах, какое я зеленое, гладкое, прохладное…- Ну уж нет, лучше всех вышла я! – уверенно сказала тыква. – Самая большая и тяжелая! Да, теперь и умирать не жалко…

Яблоки и рябина

Тут все почему-то замолчали. А потом персик сказал:- У меня внутри вызрела замечательная косточка. Если ее посадят в землю, то из нее вырастет персиковое дерево, которое зацветет однажды розовыми цветами…- И у меня тоже семечки созрели, - отозвалась груша. – И вы знаете, мне кажется, я уже переспела. Еще день-другой – и совсем пропаду. Лучше уж съели бы меня поскорее!- Да, уже пора бы, - согласились остальные. – Иначе из наших косточек никогда не вырастет новое деревце или куст.- И все-таки, какие мы счастливые! – сказал персик. – Мы теперь останемся на этих картинах навсегда и много людей будут любоваться нами.И можешь себе представить – так и случилось! Из каждой косточки и семечка выросло большое дерево. Может быть, они и сейчас еще шумят под ветром и дают плоды. А звонкие, радостные картины художника Машкова радуют людей и сегодня.

«Автопортрет» 1911Государственная Третьяковская галереяМосква

«Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом)»1927

«Дама с контрабасом»1915

Натюрморт с фруктами, 1908

Натюрморт с павлином

Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). Казань, 1910

ВСЕ "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ" ЗДЕСЬ

kolybanov.livejournal.com

Илья Машков «Синие сливы»

Илья Машков «Синие сливы»

«Синие сливы» 1910 г. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картины художника Машкова И.И.

Илья Машков «Женский портрет. Минск» Илья Машков «Портрет мальчика в расписной рубашке» Илья Машков «Дама в шляпе» Илья Машков «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского»
Илья Машков «Ягоды на фоне красного подноса» Илья Машков «Синие сливы» Илья Машков «Натюрморт. Рыбы» Илья Машков «Портрет Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)»
Илья Машков «Дама с фазанами» Илья Машков «Пейзаж»  Илья Машков «Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых» Илья Машков «Хлебы»
Илья Машков «Натюрморт» Илья Машков «Женевское озеро. Глион» Илья Машков «Городской зимний пейзаж» Илья Машков «Дама с контрабасом»
Илья Машков «Портрет дамы в кресле» Илья Машков «Русская Венера» Илья Машков «Портрет художника А.И.Мильмана» Илья Машков «Св. Георгий убивает дракона»
Илья Машков «Натюрморт с самоваром» Илья Машков «Натюрморт с веером» Илья Машков «Пионерка с горном» Илья Машков «Лежащая натурщица»
Пред. стр.: Художник Илья Машков. Биография. Картины След. стр.: Художник Вадим Меллер. Биография. Картины

www.avangardism.ru

Илья Иванович Машков

Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?".

В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И. Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.

В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин.В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П. Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м - объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании.

Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит - доведу до реальной правды". В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: "Выбыл". Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году. Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках - сначала в выставке "Нового общества художников", потом "Золотое руно" и "Салон". Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака.

 

Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт "Синие сливы". В этом же году несколько участников выставки "Золотое руно" решили провести в Москве выставку "Бубновый валет". Илья Машков был одним из организаторов. Он так объяснял цели нового объединения: "Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом". Картина Ильи Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом. Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца. В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин "Мир искусства", в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников "Бубновый валет", которое ставило перед собой задачу "распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств". Илью Машкова высоко оценила не только российская, но и зарубежная критика. В 1914 году Машков совершил свою последнюю поездку за границу - побывал в Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал. Вернувшись в Россию, под впечатлением событий Первой мировой войны он создал серию лубков на стихотворные строки В. Маяковского.

В 1915 году Машков вступил в брак с Еленой Федоровой, которая под его руководством занималась живописью и участвовала в выставках "Мира искусства". В 1917 году, рецензируя одну из выставок "Мира искусства", критики писали: "Здесь царят Машковы, Кончаловский и целый ряд их единомышленников. Самое большое количество вещей выставил художник И. Машков и очень близкая ему по характеру творчества Е. Федорова-Машкова". Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке "Бубнового валета" были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты "Камелия" и "Тыква".

После Февральской революции 1917 года Илья Машков занимался организацией профсоюза художников, пробовал создать "Союз союзов" живописцев, граверов, скульпторов и т.д., был избран товарищем секретаря общества "Мир искусства" и действительным членом Московского художественного общества. Он преподавал на курсах и читал лекции в военной школе, а в 1918 году стал членом коллегии для организации отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м - во Вхутеин. Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.

Илья Машков активно участвовал в деятельности обновленного общества "Мир искусства". Особое оживление в его творчестве наступило в 1922 году, когда он написал несколько натюрмортов с фарфоровыми фигурками

"Натюрморт с веером"

пейзажи с купальщицами

 

Солнечные ванны в Крыму

и виды парков

 

После грозы. 1922.

 

 В этом же году Илья Машков женился во второй раз - на Марии Ивановне Даниловой (Машковой), которая под его непосредственным руководством начала заниматься живописью, а потом стала помощницей в работе. В 1924 году картины Машкова демонстрировались на выставках в Венеции и Америке. В 1925 году он стал действительным членом Общества живописцев и скульпторов "Московские живописцы", а потом вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Именно на VII выставке АХРР появились его натюрморты "Московская снедь. Хлебы" (1924)

и "Московская снедь. Мясо, дичь" (1924)

Одна из газет писала: "Его выступление с "Московской снедью" произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов". Илья Машков писал виды Крыма, потом ездил в Грузию и Армению, некоторое время жил у себя на родине на хуторе Михайловском, где создал несколько картин из народного быта, в том числе композицию "Колхозница с тыквами".

Вид Генуэзской крепости в Судаке

Крымский пейзаж. Судак.

Ливадия

Вид на санаторий Красные Зори

 

В 1935-1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В это время он написал два варианта натюрморта "Советские хлебы"

 съездил в Крым, на Кавказ и начал работать над серией панно для банкетного зала гостиницы "Москва".

Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют "абрамцевским".Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.

 

Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского"

ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом. Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве. Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения. В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники этого круга ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный ("Ягоды на фоне красного подноса" (1908)

"Натюрморт с ананасом" (1908)

"Портрет мальчика в расписной рубашке" (1909)

"Автопортрет" (1911)

"Портрет дамы с фазанами" (1911)

 

 Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов ("Натюрморт с парчой", 1914)

 

"Натюрморт с фарфоровыми фигурками", 1922

Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния "левых" и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-"валетов", вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные "апофеозы" художника ("Хлебы", "Снедь московская. Мясо, дичь", обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938)

"Клубника и белый кувшин",1943

Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.

Городской зимний пейзаж. 1914.

1930-е Натюрморт с разломанным гранатом. Курск

Зеркало и череп. 1919

Натюрморт с самоваром. 1919.

Натюрморт. Виноград, лимон и рак. 1924

Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1912

"Натюрморт с крабами" 1925г.

Натюрморт. 1918

Натюрморт со сливами

Степь. Репейник.

Натюрморт с растениями и фруктами

Цветы в вазе

1912. Натюрморт с цветами

1939 Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики

1915-16 Натюрморт с дынями и тыквами Минск

1915 Натюрморт с хлебами и тыквой.

1914 Натюрморт с кактусом. Х., м. 105.5х105.5 Ташкент

1908 Натюрморт с фруктами

Бегонии 1911

"Натюрморт с клубникой, вишней и синим графином" 1923

1912-14 Натюрморт с венками, яблоками и сливами. Минск

Натюрморт. 1924

1939 (около) Натюрморт с персиками, Минск

Натюрморт. Ташкент

1913 Натюрморт с камелией.

1934-36 Натюрморт. Х.,м. Сочи

1939 Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе.

Натюрморт. Черешня 1939

1939 Натюрморт 'Фрукты'. Х., м. Калуга

1930-е Сирень.

1939 Малинка. Абрамцево

1941 Розы и клубника

Натюрморт с бегонией и фруктами. 1912-1913

Букет в стеклянном сосуде. 1939

Завтрак. 1924

 

 

 Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом).1927

Дама с контрабасом. 1915

Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911

 

Портрет художника А.И.Мильмана. 1917

Натурщица

Интерьер с женской фигурой. 1918

1908 Женский портрет. Минск

Портрет В.П.Виноградовой. 1909

 

Колхозница с тыквами. 1930

Девушка на табачной плантации. 1930

1916 Натурщицы в мастерской. Холст, масло. Частное собрание

 

 Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913

 Городской пейзаж. 1911

 

http://realgallery.ru/copy/author/mashkov__ilya_ivanovich/picture/1049180

http://allday.ru/index.php?newsid=309535

http://artru.info/ar/10897/

http://www.my-article.net/get/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

art.mirtesen.ru

МАШКОВ ИЛЬЯ .АВТОПОРТРЕТЫ ЕГО И ЕЩЕ КОЕ-ЧЕГО

Король натюрморта. Машков Илья Иванович (1881-1944) "Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. "Паскаль.

Машков И.И. Автопортрет. 1911. ГТГ, Москва

В 1910 году в Москве с большим скандалом прошла первая выставка молодых художников, объединившихся в творческое содружество под названием «Бубновый валет». На ней показали свои картины Александр Куприн, Петр Кончаловский, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Вернисаж вызвал возмущение публики и художественной критики, которая отозвалась об увиденном так: «…это какой-то кошмар, сплошной горячечный бред, галлюцинация безумных…Участники выставки все прекрасное, ради чего стоит и нужно жить, решили повергнуть во прах, затоптать и оплевать слюной злобы и отчаяния перед своим бессилием познать истинную красоту. Они пренебрегли всеми законами творчества…яркие краски и уродование лиц, фигур, пейзажей! Убожество и глумление!»

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" ошеломило многих. Два атлета с огромными бицепсами исполняют романс. Сам автор держит в руках скрипку, а Кончаловский – ноты. Этот портрет является ярким примером балаганного, театрализованного искусства. Герои картины открыто и весело обращаются к зрителям. Они расположены как бы на авансцене. Огромные размеры картины создают эффект «разрушения рампы». Герои картины словно сходят с полотна, приглашая зрителей принять участие в начинающемся представлении. Бравада заключается здесь не столько в том, что художник изобразил себя в виде ярмарочного атлета, а скорее в том, что этот атлет еще претендует на занятия музыкой. Сам стиль изображения тоже был призван шокировать зрителя. Этот портрет – явно «игровая» картина.

Илья Машков - одна из ключевых фигур объединения.Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?" В 1890 году поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился у В. А. Серова, К. А. Коровина, А. М. Васнецова.Машков обладал значительным колористическим дарованием. В "Натюрморте" с наибольшей силой проявились особенности живописной системы раннего Машкова, отличавшейся энергичнейшей пластикой, активным использованием цветовых и фактурных средств, позволявших ему передать пластическую жизнь предмета в среде, которую сам предмет словно создает вокруг себя. В произведении особенно ощутима тяга художника к естественной, здоровой, свежей красоте в народном вкусе, идеальность не придуманная, не сочиненная, а увиденная и доведенная до ясного выражения. Машков стремился воссоздавать натуру во всей полноте ее качеств. Отличительное свойство ранних натюрмортов и портретов Машкова — непосредственность восприятия и налет примитивизма. «Ягоды на фоне красного подноса». 1908г.

Машков И.И. «Натюрморт с ананасом». 1908г.

Машков Илья Иванович. Парень в разрисованой рубашке. 1909г.

Машков Илья Иванович . «Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе)». 1911г.

Картина «СИНИЕ СЛИВЫ» (1910, ГТГ) - программная работа этих лет. Разложенные фрукты образуют статичную декоративную композицию Живописное решение натюрморта скорее условное, нежели реальное. Художник, как ремесленник, не писал, а делал картину, что приближает живопись к народному творчеству - вывескам, лубкам. Фрукты на блюде (Синие сливы) .1910

Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов.

Машков И.И. "Натюрморт с парчой", 1914

Машков И.И. Натюрморт с фарфоровыми фигурками.1922г.

Машков Илья Иванович. Натюрморт с бегониями. 1910г.

Машков Илья. Натюрморт. 1922г.

Бенуа писал о Машкове : "Гиперболизируя силу и добиваясь особой звучности цвета, он допускал в своих этюдах самые смелые колористические сочетания. Желтизна его лимонов просто ослепляла. Тыквы казались оранжевыми, как солнце. А алая мякоть арбузов напоминала живую плоть. Вся его мастерская была увешана этюдами, в которых он любовался не только самими очерченными черным контуром предметами, но и их формой, фактурой, тоном.

«Тыква». 1914 г. Государственная Третьяковская галерея

Машков Илья Иванович. Хлебы. Натюрморт. 1912г.

Машков И.И. НАТЮРМОРТ С ХЛЕБАМИ И ТЫКВОЙ.

Илья Машков. Натюрморт. Рыбы, овощи, фрукты. 1910

Натюрморт с самоваром. 1919. ГРМ

Натюрморт с самоваром

В начале 1920-х годов живописная система художника меняется. Среди работ значительное место занимают пейзажи, где Машкова привлекают задачи пленэра, проблемы передачи освещения ("Нева. Островки. Дом отдыха" 1923, "Берег Невы. Вечер" 1923, "Гурзуф. Женский пляж" 1925).

1923 Нева. Островки. Дом отдыха.

«Берег Невы. Вечер». 1923

В 1924-м художник создал самые знаменитые московские натюрморты - «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. МЯСО, ДИЧЬ», «СНЕДЬ МОСКОВСКАЯ. ХЛЕБЫ» (обе — в ГТГ). Об этих своих работах Машков писал: «...мне хотелось в этом незамысловатом сюжете показать реалистическое искусство... "Мясо, дичь" — я придерживался сознательно старых великих мастеров-классиков. "Хлебы" — это наша московская рядовая пекарня своего времени, примерно Смоленский рынок, и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская. Мясной натюрморт внешностью эффектнее, классичнее, а "Хлебы" — наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая...». С поразительной живописной силой воплощена материальность, осязаемость предметов, убедительно передана их фактура, мастерски построена композиция, гармонична цветовая гамма.

Снедь московская. Хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея.

Илья Машков. "Снедь московская. Мясо. Дичь."Машков изобразил символ московского хлебосольства: хлеб и мясо - особенно если учесть время создания, голодный 1924 год. Люди того времени мечтали о достатке, усердно работали, и получали результаты, за которые их же потом раскулачивали и ссылали.

Необычайно хороши и выразительны у Машкова натюрморты с букетами цветов.

Машков Илья Иванович. Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом). 1912

«Фрукты и тюльпаны». 1918 г. Собрание И.И. Палеева. Петербург

Илья Машков. Натюрморт. Георгины. 1912-1913

Илья Машков. Натюрморт.Цветы

Илья Иванович Машков признанный мастер натюрморта, но он работал и над пейзажами, и над портретами.Таким было начало под руководством В.Серова Машков И.И. Портрет девочки . 1903-1904гг.

Илья Машков. «Натурщица. Этюд головы» .(1905-07).Kартон, масло,(Приобретена у М. И. Машковой, вдовы художника в 1956-ом году А. Л. Мяснниковым, Москва )

«Женский портрет» написан в 1908 году. Портреты работы Машкова этого времени очень декоративны. Яркими, звучными пятнами выделяются на фоне огромных красных маков зеленая кофта и фиолетовая юбка сидящей женщины. На светлой коже лица и рук лежат энергично написанные разноцветные – красные, зеленые, фиолетовые – тени. Психологическая характеристика модели заменяется эмоциональной, «живописной». Картина захватывает зрителя напряженным ритмом красочных пятен и линий. Человек на портрете воспринимается как органичная часть великолепного своим цветовым богатством мира природы.

И. Машков. Дама в шляпе. 1909. Холст, масло. Частное собрание. Художественное общество «Бубновый валет»

И. Машков. Портрет Е.И.Киркальди. 1910. Холст, масло. ГТГ. Художественное общество «Бубновый валет»

Портрет художника А.И. Мильмана. 1917. Волгоградский областной музей изобразительных искусств Необычен многоракурсный «Портрет А.И. Мильмана» (1916). В трехчетвертном повороте на фоне человеческого и лошадиных черепов предстает красивый молодой человек с черной бородой и палитрой в руках — в тройном изображении: анфас, в профиль и со спины. Это тридцатилетний художник Адольф Мильман, член объединения «Бубновый валет», одним из основателей и активных участников которого являлся Илья Машков. Футуристический портрет рождает странные ощущения, что-то трагическое угадывается в облике Мильмана. (Машков оказался провидцем: вскоре Мильман тяжело заболел. Всего пять лет он сможет заниматься творчеством, а последние годы его жизни будут мучительными.)

Машков Илья Иванович. Дама с контрабасом. 1915

Машков Илья Иванович. Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911

Машков Илья Иванович. Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом). 1927

Машков И.И. Портрет неизвестного

До революции Машков совершил несколько больших заграничных поездок: в 1908-м он объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании, а в 1914-м путешествовал по Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал.

Машков Илья Иванович. Городской пейзаж. 1911. ГРМ.

Машков Илья Иванович. Пейзаж. 1911. Кировский обл. худ. музей им. В.М. и А.М.Васнецовых .

Машков Илья Иванович. Пейзаж с башнями. 1911.

Машков Илья Иванович. Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-1913.

Новодевичий монастырь. 1912-1913.

Машков Илья Иванович. Кипарис у соборной стены. Италия. 1913.

Машков Илья Иванович. Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913. ГТГ.

Машков Илья Иванович. Женевское озеро. Глион. 1914. ГТГ.

В 20-х годах художник будет постепенно отходить от бубновалетовской манеры письма, что особенно ярко отразится в его пейзажах.

Машков И.И. Местечко Островки. Дворик. 1923г.

Машков И.И. Гурзуф. Вид на Чеховский домик и пляж. 1925г.

Машков И.И. После грозы. 1922г.

Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит - доведу до реальной правды".

ИЛЬЯ МАШКОВ Натурщица. 1918.

Машков Илья Иванович. НюЖенщины Машкова – сложно организованная и мощная стихийная сила, воплощение сил плодородия, крепости, энергии. Его ощущение стихийных сил мироздания близко к языческому миропониманию. Его гедонистическое упоение разнообразием, прихотливостью природных форм, настойчивое постижение свойств материи близко к раблезианскому чувствованию. Оставаясь одним из самых сильных отечественных колористов и “самых живописных живописцев”, Машков демонстрирует качества сильного и разнообразного в своих решениях рисовальщика. Он является мастером “скульптурного” рисунка, дающего возможность ощутить объемность, весомость тела (“Натурщица с красным бантом”, 1922, ГМИИ РТ). В то же время, его рисунки демонстрируют качества живописности, что проявляется в богатой и сложной разработке тонального пятна, разнообразии технических приемов, интересе к смешению материалов (“Этюд натурщицы”, 1920-е, ВМИИ). Машков испытывает склонность к материалам, дающим бархатистый, насыщенный штрих. Его постановки модели – сложные, закрученные, выявляющие форму тела, как и энергичный штрих, дают ощущение мощи, упругой силы.

Машков Илья Иванович. 1918 Лежащая натурщица. 1918г.

Машков И.И. Рисунок . 1918г.

Машков И.И. Сидящая модель.

Отдельная история - деятельность Машкова в родной станице Михайловская, где этот очарованный идеалист с 1930 по 1938-й возводил Дом социалистической культуры.Потрясенный запустением, которое он увидел на родине, художник писал: «Внешний вид станицы и окружающих ее хуторов… не имел ничего общего с тем, что я увидел тридцать лет назад во время моего последнего посещения этих мест… На всем лежала печать разрушенности, одичалости, заброшенности». Машков мечтал превратить станицу в культурно-просветительский центр, с кинотеатром, колхозным университетом, музеем, парком культуры. Он месяцами жил здесь, вел изокружок, писал портреты односельчан, устраивал выставки. В одной из двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры. По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина. В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.Успокаивала лишь живопись. Илья Иванович пишет портреты станичников и станичниц, утолки и дворики станицы, пейзажи родной Михайлове кой, пор­треты Татьяны Андреевой и ее дочери Юлии, Феклы Стольковой с тыквами. Фекла Мироновна Сталькова, запечатленная в картине «Колхозница с тыквами», рассказывала: «В то время я была еще молода, отличалась неплохой силенкой. Работала на колхозном току и без особого труда поднимала мешки с зерном. Держать две тыквы было для меня пустяком. Но Илья Иванович все время беспокоился: не тяжело ли, не трудно ли мне их держать. Работал он с перерывами. Но за пять-шесть дней портрет был готов, и Илья Иванович с благодарностью пожал мне руку».

Машков Илья Иванович. Колхозница с тыквами . 1930г.

Машков Илья Иванович. Девушка на табачной плантации. 1930 год.

Но не понятый соотечественниками, он был вынужден уехать навсегда. Тогда же произошел перелом в творчестве Машкова, в большой степени обусловленный неудачей в осуществлении грандиозного и несбыточного проекта по преображению его родной станицы Михайловской в образцовый городок социалистической культуры. После солнечных импрессионистических полотен его живопись становится темной, жесткой, с форсированными светотеневыми и цветовыми контрастами, образы обретают суровость и воинственность. Тяжеловесность, многосоставность композиций на социально значимые темы свидетельствуют о творческом кризисе и переменах мироощущения искусства в целом .

Машков Илья Иванович. Привет XVII съезду ВКП(б). Окт. 1934Последняя представляет собой строго симметричный натюрморт, составленный из пышных цветов, красной звезды и бюстиков Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Китч чистой воды.

Машков Илья Иванович. Советские хлебы. 1936

В натюрмортах 1930-х годов художник обращается к традиционным и непритязательным мотивам - букетам цветов, фруктам. И всякий раз Илья Машков не только находит новые варианты композиции и демонстрирует высокое живописное мастерство, но выражает то мировосприятие, которое столь ярко воплотили его работы 1910-х годов и которое Я.Тугендхольд охарактеризовал как "здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей".

Машков Илья Иванович. "Магнолия и фрукты". 1934 год.

Машков И.И. Натюрморт с разломанным гранатом. 1930-е

Машков И.И. Натюрморт. Графин и персики. Х., м. Абрамцево. 1930-е

Машков И.И. Пестрый букет в глиняном кувшине. 1936

Машков И.И. Мандарины и стакан. 1930-е

Машков И.И. Сирень. 1930-е

Биография И.И.Машкова раскрывает драму художника, сформировавшегося в одной культуре, но живущей в другой. Произведения 30-х гг. демонстрируют значительное различие «искусства для других», создаваемого в попытках соответствия требованиям официального искусства («Артек», 1933 г.) и «искусства для себя» («Степь. Репейник»,1933 г.)- Машков Илья Иванович ."Пионерский лагерь в Артеке" . 1933 г.

Машков Илья Иванович . Степь.Репейник. 1933г.

Удивительно, что в проведенные на родине годы с 1930 по 1936 годы И. И. Машков создал огромное количество перноклассных работ: «Девушка на табачной плантации», «Старуха с виноградом», «Девушка с подсолнухами», «Площадь в станице Михайловской», «Дворик станицы Михайловской», «Общий вид», «Цветы Хоперского района» и многие другие.

Машков И.И. Дворик в станице Михайловской. 1930г.

Машков И.И. Станица Михайловская. 1933 г.

Машков И.И. Площадь в станице Михайловской. 1933г.

С 1937 года Машков жил на своей даче в Абрамцево, где писал небольшие по размеру натюрмортыЭтот период его творчества многие исследователи называют "абрамцевским". Машков И.И. Рябинка. 1939г.

Машков И.И. Яблоки . 1939г.

Машков И.И. Натюрморт с апельсинами. 1939г.

Машков И.И. Натюрморт с гранатами. 1937г.

МАШКОВ И. И. Ломти арбуза. 1938 г.

Машков И.И. Неубранный стол

Он был талантливым преподавателем, создателем уникальной педагогической системы, неизменно оставлявшей след в дальнейшей судьбе его учеников. За 40 лет педагогической работы через его мастерскую прошло более 2 тысяч учеников. Разительно непохожие на учителя, не подражая ему в мелочах, они наследовали смелость быть собой, уважение к художническому ремеслу и к живописной традиции. Среди учеников Ильи Ивановича Машкова, получивших известность, такие художники, как Вера Рохлина, Осмеркин Александр, Николай Загреков, Вера Мухина.

Оценивая творчество мастера , необходимо помнить, что творчество художника едино и неотделимо от времени. Его деление на бубновалетовский и советский период удобны историкам, но это творчество одного и того же человека. Машков — воплощение несокрушимого здоровья нации. Люди на его холстах беспорочны, родина к ним бесконечно щедра и милосердна. Искусство Машкова — это «Кубанские казаки» в живописи: все сыты, радостны, активны, окружающий мир изобилен и прекрасен.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2cc102f9-d811-40b6-b7b3-5ea33b35aaef/Mashkov_biogr.htmhttp://realgallery.ru/copy/author/mashkov__ilya_ivanovich/show_allМетки:Русская живопись. Машков Илья Ив

subscribe.ru

Рисуем натюрморт с фруктами Ильи Машкова. Пастель

В этом мастер-классе я расскажу и покажу как сделать копию натюрморта Ильи Машкова. При этом предлагаю не ставить само произведение главной самоцелью. Полное и супер-точное соответствие оригиналу – не наша задача. Есть более важные вещи – научиться навыкам эскизного рисования, понять, какие необходимые этапы есть в таком рисунке,

как можно быстро зафиксировать главное и организовать лист.

Ещё один ключевой момент – это почувствовать характер данной работы, за которой стоит огромное и очень интересное направление – Фовизм. В ней – радость от непосредственного контакта с миром, радость проживания цвета, формы, вот этих сочных фруктов, которые лежат на блюде. И передаёт это все Машков через активный, открытый цвет, яркие пятна рефлексов, контраст тёмного фона и цветного центра, а также черного графического контура, который усиливает энергию работы.

В этом видео  я рассказываю о ходе работы и её особенностях,на примере  другой  работы Машкова, но общие принципы одни и те же.Смотрите и пробуйте!

Это оригинал:120972781511

А вот как выглядят поэтапные стадии работы:

Намечаем общий контур, примерные очертания общих масс лёгкими летящими линиями (занятие по линиям здесь): IMG_4261

Конкретизируем рисунок, делая его чуть более проработанным, обозначая отдельные фрукты:

IMG_4262

Отделяем темный фон широкими штрихами угля или пастели, немного втирая его в бумагу. Делаем несколько темных линейных акцентов, чтобы задать силовую структуру композиции:

IMG_4263

Добавляем несколько пастельных пятен, в соответствии с цветом фруктов, начиная с самых крупных.Когда берем один цвет, штрихуем им все части листа, в которых он встречается.Можно делать это пока довольно свободно, позже можно будет подкорректировать очертания.

Перед тем как красить, советую подобрать себе подходящие цвета и попробовать их на листе-черновике.Самые светлые места стараемся сохранять и не забивать цветом, перекрыть их белой пастелью будет непросто:

IMG_4264

Заполняем цветом практически весь лист, добавляем цветовые рефлексы, которые Машков активно использует – например, присутствие фиолетового на желтом, красного на зеленом.Обратите внимание, что в композиции довольно много сложных оттенков, а не просто красный-желтый-синий-зеленый.Добавляем черный контур:

IMG_4265

Еще больше усиливаем контур-обводку и фон. Прорабатываем детали композиции более подробно, не забывая растирать пастель на листе:

IMG_4267

Уточняем мелкие детали, подробности, добавляем мелкие пятна цвета, которые еще не были нанесены.Можно отложить работу на пол, и прищурившись, сверить с оригиналом – похоже ли по тону и цвету? Не нужно ли что-то усилить или ослабить?Заполняем темным фон, уточняем линию обводки:

IMG_4533

Творческих успехов!Буду рада видеть ваши работы в комментариях!

Статьи на тему

tarutina.ru